Методические основы планирования учебно-тренировочного процесса футболистов высокой квалификации. Привет студент

5.6.1. Средства обучения и тренировки

Основным средством подготовки футболистов являются физические упражнения , которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи.

Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения.

Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.

Однако мера влияния физического упражнения на различные аспекты подготовки футболистов неодинакова. Поэтому физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию.

Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча (рис. 64).

Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.

Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по мини-футболу.

Специальные упражнения - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.

К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные “квадраты”, держание мяча и т.д.).

Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.

Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные и специальноподготовительные.

Общеподготовительные упражнения - это двигательные действия являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. Сих помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.

Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.

Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.

Специальноподготовительные упражнения - это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.

Рис. 64. Классификация основных средств тренировки

5.6.2. Методы обучения и тренировки

Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы: практические, словесные, наглядные (рис. 65).

В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе, хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным методам отдается предпочтение.

Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалификацией футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами, условиями занятий, профессиональной подготовленностью самого тренера и другими факторами.

Рис. 65. Основные методы тренировки

Практические методы

Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и соревновательный методы.

При использовании методов упражнений деятельность занимающихся организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы упражнений имеют несколько вариантов, применение которых зависит от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: разучивание действий в целостном и расчлененном виде. Метод целостного упражнения применяют при изучении, как простейших двигательных действий, так и сложных, которые нельзя расчленить без существенного искажения их характеристик.

Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных относительно самостоятельных частей элементов, фаз изолированно, и лишь после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.

Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике, тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении технико-тактических действий применяют различного рода отягощения (пояса, жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не искажающие технику движений.

Иную основу имеет метод избирательных воздействий . Характерная черта этого метода - преимущественная направленность Воздействий на те или иные функциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).

Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество повторений и т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование техники футбола, его тактики или технико-тактических действий,

Следующая большая группа методов основана на различных способах регламентации режима нагрузки и отдыха.

Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия (например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности выполнения упражнения.

Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники и т.п.

Тренирующее Воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы.

Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в работе.

Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха, длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач.

Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.

Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха.

Применение интервального метода требует, однако, осторожности и строгого контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержания и структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.

В последние годы разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования физических упражнений, которые получили название круговой тренировки.

Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены “станций” по замкнутому контуру.

Большинство упражнений носит локальный характер, т.е. воздействует на определенную мышечную группу, на определенное физическое качество. В форме круговой тренировки совершенствуются также и отдельные технико-тактические навыки.

Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго индивидуальной дозировки нагрузки.

Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрового характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом.

Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия

Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх различного ранга.

Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы могут содействовать формированию у футболистов не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и т.д.). Кроме того, соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозировки нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью футболистов.

Словесные методы

Практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время “словесные” методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий самих футболистов.

Методы обеспечения наглядности

Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.

К первым относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и т.д.).

Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий.

Просмотров: 57425

Методическая разработка

Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2. Футбол как средство физического воспитания подростков

и молодежи

3.Основные средства и методы обучения и тренировки

4. Методы обучения и тренировки

5. Заключение

6. Литература

Введение

Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый футболист может проявить в игре самостоятельность, инициативу творчества. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола, развивать физические качества, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать спортивный режим. Все это способствует воспитанию волевых черт характера, смелости, стойкости, решительности, выдержки и мужества.

В настоящее время специалисты в области спорта большое внимание уделяют развитию двигательных возможностей спортсмена, планированию учебно-тренировочной работы соответственно возрастным особенностям и на этой основе достижению высокого уровня базовой подготовки. Последнее должно обеспечивать юным спортсменам основу для дальнейшего совершенствования их функциональной и технической подготовленности, создавая благоприятные предпосылки к достижению высокого уровня спорт До настоящего времени в детско-юношеском футболе не решен ряд проблем, относящихся к построению учебно-тренировочного процесса и, в частности, оптимальной взаимосвязи физических качеств в динамике и определения рациональных тренировочных воздействий с целью их развития.

Все изложенное обуславливает необходимость разработки экспериментальных моделей учебно-тренировочных программ, направленных на развитие основных физических качеств у юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Футбол как средство физического воспитания подростков и молодежи

Спорт – это популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт является часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей. Физическая культура и спорт является важнейшим средством физического воспитания.

Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает также такое ценное моральное качество, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый футболист может проявить личные качества: самостоятельность, инициативу творчества. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола, развивать физические качества, преодолевать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать спортивный режим.

Футбол – мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит любителей футбола на спортивные площадки.

Основные средства и методы обучения и тренировки

Средства обучения и тренировки

Основным средством подготовки футболистов являются физические упраж­нения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и ис­пользуемые методически правильно для реализации поставленной задачи.

Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от дру­гого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные сред­ства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения.

Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.

Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча.

Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.

Соревновательные упражнения – это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном со­ответствии с правилами состязаний по футболу.

Специальные упражнения – это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.

К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упраж­нения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и т.д.).

Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффектив­но, чем соревновательные.

Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные и специальноподготовительные.

Общеподготовительные упражнения – это двигательные действия, являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. С их помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.

Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упраж­нения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психичес­кой работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.

Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.

Специальноподготовительные упражнения – это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнени­ями по форме, структуре и характеру проявления физических и психичес­ких качеств.

Методы обучения и тренировки

Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три груп­пы: практические, словесные, наглядные.

В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе, хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным ме­тодам отдается предпочтение.

Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалифи­кацией футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами, условиями занятий, профессиональной подготовленностью самого тренера и другими факторами.

Практические методы

Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, иг­ровой и соревновательный методы.

При использовании методов упражнений деятельность занимающихся организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы упражнений имеют несколько вариантов, применение которых зависит от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: разучивание действий в целостном и расчлененном виде. Метод целостного упражнения применяют при изучении как простейших двигательных действий, так и сложных, кото­рые нельзя расчленить без существенного искажения их характеристик.

Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных относительно самостоятельных частей, элементов, фаз изолированно, и лишь после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.

Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике, тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении технико-тактических действий применяют различного рода отягоще­ния (пояса, жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не искажающие технику движений.

Иную основу имеет метод избирательных воздействий. Характерная чер­та этого метода - преимущественная направленность воздействий на те или иные функциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).

Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество по­вторений и т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование техники футбола, его тактики или технико-тактических действий.

Следующая большая группа методов основана на различных способах регламентации режима нагрузки и отдыха.

Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с посто­янной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной уси­лия (например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности выполнения упражнения.

Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники и т.п.

Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается в период работы.

Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в работе.

Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха. Длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач.

Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.

Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха.

Применение интервального метода требует, однако, осторожности и строгого контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержа­ния и структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.

В последние годы разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования физических упражнений, которые получили название круговой тренировки.

Круговая тренировка - это организационно-методическая форма заня­тий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, кото­рые выполняются в порядке последовательной смены "станций" по замкну­тому контуру.

Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго индивидуальной дозировки нагрузки.

Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрово­го характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом.

Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.

Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх различного ранга.

Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы могут содействовать формированию у футболистов не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и т.д.). Кроме того, соревновательный метод предоставляет относи­тельно ограниченные возможности для дозировки нагрузки и для непосред­ственного руководства деятельностью футболистов.

Словесные методы

Практически все стороны деятельности тренера связаны с использова­нием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоре­тические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведе­ние занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время "словесные" методы играют важную роль в осмыс­ливании, самооценке и саморегуляции действий самих футболистов.

Методы обеспечения наглядности

Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.

К первым относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обыч­ном темпе и т.д.).

Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представ­лений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а так­же для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосред­ственных восприятий.

Заключение

На современном этапе развития теории и методики спортивной подготовки вообще и в футболе, в частности, разработано большое количество методических рекомендаций по всем разделам физической подготовки. Однако анализ эффективности соревновательной деятельности команд различного уровня показывает, что их реализация не обеспечивает должной базы для проявления технико-тактического мастерства футболистов в игре. Поэтому необходимо выделение приоритетных направлений развития физических качеств для обеспечения игровой активности и надежности техники на всех этапах подготовки футболистов.

Выносливость играет важнейшую роль для повышения эффективности соревновательной деятельности в течение всей игры - различные ее компоненты обеспечивают поддержание скорости, силы, точности технико-тактических действий.

Для повышения эффективности соревновательной деятельности необходим поиск путей учета ее структуры на каждом из этапов многолетней подготовки с оценкой вклада различных компонентов выносливости в обеспечение качества игровой деятельности.

На этапе начальной подготовки футболистов рекомендуется использовать учебно-тренировочные программы, направленные на развитие ведущих для избранного вида спорта физических качеств, где средства и методы развития различных компонентов общей и специальной выносливости включаются в тренировочный процесс блоками избирательной направленности.

Литература

1. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов. Учебное пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 1980.

2. Аркадьев Б.А. Тактика футбольной игры. - М.: ФиС, 1962.

3. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов.- М.: «ФОН», 1997.

4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсме­нов. - М., ФиС, 1978.

5. Гриндлер К.Техническая и тактическая подготовка футболистов. Пер. с нем. - М.: ФиС, 1976.

6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.- М.: ФиС, 1980.

7. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М., ФОН, 1995.

8. Лаптев А.П. Режим футболиста. 2-е изд., доп. - М.: ФиС, 1986.

9. Левин B.C. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов. Учебное пособие. - Малаховка, 1997.

10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977.

11.Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста. – М.: ФиС, 1982.

0

1.2. Возрастные особенности футболиста

Наблюдая за поведением футболистов в игровой деятельности тренер может оценить:

Проявление спортсменами инициативы и настойчивости, умение бороться до конца;

Проявление трусости и нерешительности;

Отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка и пр.);

Отношение к соперникам по игре;

Отношение к собственным ошибкам, исправление их во времени повторной игры;

Дисциплинированность, требовательность к себе;

Отношение к победе, поражению.

Эти наблюдения могут иметь большое значения для последующей работы со спортсменами (главным образом в воспитательном плане).

Чаще всего футболисты, имеющие высокие показатели по физической и технической подготовке, имеют высокие оценки по параметрам, определяющим уровень их психофизиологических качеств.

Базовая психологическая подготовка включает в себя:

Формирование специфических психологических особенностей (тактическое мышление, особенности функционирования внимания);

Формирование морально-волевых качеств (ощущение обязанностей перед коллективом, целеустремленность, трудолюбие, решительность, настойчивость, инициативность, дисциплинированность, умение переносить трудности);

Развитие эмоциональной стабильности игроков.

Среди специализированных восприятий особо выделяют «чувство мяча», которое помогает футболисту с помощью зрительных и мышечно-двигательных ощущений совмещать свои действия с особенностями движения мяча.

Успешность тактической деятельности футболистов зависит от адекватного функционирования внимания. При этом большое значение приобретает умение своевременно мобилизовать и расслабить внимание.

Для формирования высокого уровня морально-волевых качеств и эмоциональной стойкости футболистов необходим личный пример тренера и проведение воспитательных лекций, бесед.

Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении учебно-тренировочного процесса

При эффективном построении учебно-тренировочной работы, необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов. Рассмотрим возрастные особенности спортсменов, влияющие на их спортивный результат.

Младшие школьники 7-10 лет. Начальную спортивную подготовку у мальчиков и девочек в этом возрасте следует начинать с систематических организованных занятий футболом в общеобразовательных школах и после занятий в спортивных секциях. Этот возраст самый благоприятный для развития двигательных способностей и ловкости . Разнообразия подготовки в этот период достигают при помощи простых физических упражнений определенной направленности, во время выполнения которых следует направлять двигательную активность учащихся этой возрастной категории. Основными формами подготовки на занятиях футболом должны быть спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам (с малыми составами, на небольших по размеру площадках, залах), соревнования, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, а связующим звеном во всех этих формах должен быть мяч.

Основные задачи на учебно-тренировочных занятиях:

1. формирование активного отношения к занятиям футболом;

2. всесторонняя общая и специальная физическая подготовка с обязательным использованием мячей;

3. освоение навыков коллективной игры (футбол);

4. знакомство с основами техники футбола.

В возрасте 7-10 лет спортивная подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Обучение это начальный этап овладения учащимися 1 - 4 классов определенной системы знаний, навыков и умений. В силу физиологических особенностей этот возраст не обладает отчетливыми мышечно-двигательными ощущениями, поэтому на первом этапе обучения основными методами являются: рассказ, простейшее объяснение (инструктирование), показ технического приема или какого-либо действия.

Средняя подростковая группа 11-14 лет . Физическая и спортивная подготовка в этом возрасте, когда организм спортсмена развивается равномерно и стабильно и уже способен выдерживать определенные нагрузки, можно приступать к углубленному разучиванию техники и освоению игры в футбол.

С учётом физиологических особенностей у детей 5-8 классов улучшается координация, они постепенно могут осваивать как простые, так и сложные движения. При освоении технических приемов в сочетании с ведением, обводкой и т.д. с позиций психологии в 11-14 лет хорошо развиваются наблюдательность, внимание и двигательная память, учащиеся классов постепенно начинают логически мыслить и при обучении целесообразно использовать на уроках футбола методику программированного обучения, в основе которой лежит принцип разбивки изучаемого материала на этапы (шаги). Программированное обучение движениям предусматривает такой способ изучения, в котором сводятся к минимуму нежелательные последствия случайного выбора упражнений, ведущих к конечной цел - выработке стабилизированного навыка.

При таком обучении необходимо выделить следующие основные положения:

а) наличие обучающей программы;

б) расчленение обучения на этапы (шаги);

в) оперативный контроль за изменениями, вызванными обучением в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся.

1. Обучение будет наиболее эффективным, если каждый последующий элемент техники тестировать после полного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).

2. Осуществлять программирование обучение сложным формам движений или техническим приемам в сочетании с другими действиями не всегда возможно. Не всякое упражнение можно расчленить на простые элементы, которые не будут изменять логического внутреннего содержания упражнения.

3. Самый приемлемый путь программированного обучения комбинированный, в котором учитывается элемент адаптации ученика к изучаемому материалу. Процесс усвоения техники идёт по линейной программе до тех пор, пока занимающийся не ошибется. Причину ошибки объясняют, и дальнейшее выполнение технических приемов корректируют с учётом индивидуальных возможностей учащихся (способности к обучению). Техника игры в футбол и сама игра, а также процесс обучения в возрасте 11 −14 лет и достижение успехов в обучении, вызывает у обучающихся (мальчиков и девочек) положительные эмоции.

Футбол эмоциональная игра, поэтому построение занятия, подбор упражнений при обучении должны иметь эмоциональный окрас, при котором быстрее осваиваются и прочнее закрепляются технические приёмы, позволяющие осваивать саму игру.

В возрастной группе 14-15-летних учащихся (8-9 классы) особенно хотелось обратить внимание, у которых происходят значительные изменения, типичные для проявления переходного периода: физический рост нарушает гармоничное развитие органов, неуравновешенным становится поведение, появляется склонность к критическим суждениям в отношении взрослых. Этот период требует особого внимания и большого терпения в воспитательной работе.

На учебно-тренировочных занятиях футбола в этих классах необходимо уделять больше внимания общему развитию функций организма. Интенсивность занятий - средняя. Категорическое условие - избегать перегрузок. Развитие таких необходимых качеств, как скоростные и координационные, особенно благоприятно сказываются на развитии мальчиков. В 13-14 лет при систематических занятиях особенно хорошо усваивается техника футбола.

Основные задачи подготовки: 7-8 классы:

1. Закладка основ специальной работоспособности организма с уклоном на координацию и скоростные данные. Уделять должное внимание развитию динамической силы.

2. Обучение технике и тактике игры (действий как правой, так и левой ногой), атакующих и защитных комбинаций в небольших группах (2-х, 3-х, 4-х) в условиях школьных залов и площадок уменьшенных размеров.

3. Освоение простых специальных знаний, как предпосылки гибкого тактического мышления и поведения во время игры, творческого подхода к ней.

4. Формирование личности путём воздействия на моральные и волевые качества занимающихся, которые нужно проявлять в коллективной игре..

А также:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Педагогический институт

Организация учебно-тренировочного процесса в футболе

О.В. Дергунов

Эффективность тренировочного процесса зависит от многих факторов. Главными из них являются: практический опыт тренера, профессиональный уровень игроков; обеспеченность тренировочного процесса соответствующими футбольными полями, площадками, мячами и прочим спортинвентарем; регулярность тренировок; интенсивность тренировочных нагрузок; дисциплина игроков на тренировках; соблюдение игроками режима в быту (воздержание от алкоголя, курения и т. п.); индивидуальная работа футболистов в свободное от тренировок время (утренняя зарядка, кроссы, освоение технических приемов владения мячом и т. п.); дух товарищества и тесной дружбы (совместное посещение кино, театров, коллективные походы и т. п.).

В зависимости от обстоятельств тренер должен создавать игрокам самые благоприятные условия. Для этого необходимо:

2) иметь необходимое количество мячей (как минимум один мяч на двух футболистов), специальную стенку для отработки всех видов ударов, подвешенные мячи для ударов головой, флажки для футбольного «слалома», набивные мячи, скакалки, разноцветные нарукавные повязки или майки для проведения двусторонних тренировочных игр;

3) прививать игрокам пунктуальность, тренировочную дисциплину, спортивную этику;

4) внимательно относиться к игрокам в свободное от тренировок время.

Регулярность тренировок зависит от возраста и спортивной квалификации футболистов.

Школьникам в возрасте от 10 до 14 лет достаточно одной тренировки в неделю. Ее целесообразно проводить по возможности в среду в послеобеденное время.

Для футболистов в возрасте от 14 до 16 лет требуется двухразовая тренировка в неделю.

Для юношей в возрасте от 16 до 18 лет нужна как минимум двухразовая тренировка в неделю, ибо состязания с их участием по продолжительности, технической подготовке футболистов и физическим нагрузкам не уступают играм взрослых команд. Поскольку юноши этой группы по достижении восемнадцатилетнего возраста переходят в команды взрослых, они должны быть разносторонне подготовлены путем достаточно интенсивных тренировок. Предполагается, что в восемнадцать лет они хорошо владеют всем арсеналом технических средств и обладают широким тактическим мышлением.

Следует поощрять стремление подростков и юношей всех упомянутых возрастных групп наряду с тренировками как можно больше времени посвящать индивидуальной работе с мячом. Такая практика призвана развить в спортсмене «чувство мяча». (Ни одни из игроков не может похвастаться тем, что слишком долго работает с мячом.)

Для достижения максимальных результатов почти во всех видах спорта в настоящее время трудно обойтись без каждодневных тренировок. Невозможность проведения столь частых тренировок в футболе объясняется дефицитом времени. Исключение из этого правила составляют профессиональные команды, обязательные ежедневные тренировки которых оговариваются контрактами со спортивными клубами.

Любительские команды всех ступеней мастерства тренируются, как правило, 2 раза в неделю. Вместе с тем тренер должен стремиться к проведению трехразовых тренировок -- лучше всего во вторник, среду и пятницу.

Для школьников 10-14 лет, тренирующихся только раз в неделю, продолжительность тренировок должна составлять 2 часа.

Для возрастной группы 14-16 лет с двухразовой тренировкой занятие не должно превышать 1,5 часа.

Юноши 16-18 лет при двухразовых занятиях должны тренироваться каждый раз по 2 часа.

Взрослые команды при двухразовых занятиях должны тренироваться не менее 2 часов, при трехразовых -- по 1,5 часа.

Важный принцип современного тренировочного процесса: тренируйся чаще, по возможности каждый день; тренируйся легко, временем не злоупотребляй! упражнение скоростной игрок футбол

Рациональное распределение нагрузки в тренировочном занятии - залог спортивного мастерства занимающихся.

Главное внимание в тренировках школьников 10-14 лет уделяется технике владения мячом и самой игре. Начинающим необходимо изучить основные виды удара по мячу и его остановки, причем освоение ударов головой проводится в очень ограниченной степени (в этом возрасте черепная коробка еще недостаточно крепкая). Отрабатываются и элементарные виды комбинационной игры: в тренировочные планы включается выполнение диагональных передач с разбивкой игроков на пары и тройки, простейшие беговые упражнения и тактические упражнения с мячом группами -- трое против одного и четверо против двоих. Пусть подростки больше играют, приучаются действовать коллективно. Только вратарю требуется специальная тренировка для ознакомления со спецификой игры.

Кроме гимнастики, разгрузочных, дополнительных игр и эстафетного бега, любой другой физической нагрузки следует избегать. 10-14-летние спортсмены не должны подвергаться длительным нагрузкам; примитивным, выматывающим силы упражнениям в тренировке юных футболистов не должно быть места.

В подготовке юношей 14-16 лет важное значение имеет освоение технических приемов. В программу тренировки включаются сложные комбинации, упражнения, вырабатывающие скоростные качества и тактические навыки; футболистам следует прививать вкус к игре с определенными тактическими заданиями, к коллективным упражнениям с разбивкой игроков на группы. Необходимо также обращать внимание на гимнастику, игровые упражнения и эстафетный бег. И в этой возрастной группе важно избегать продолжительных нагрузок.

Организм юношей 16-18 лет позволяет проводить занятия, напоминающие тренировки взрослых футболистов. Как и прежде, главная цель занятий -- работа с мячом. Она дополняется различными видами комбинированных упражнений, упражнениями на развитие скоростных качеств и тактических навыков. В тренировку включается персональная подготовка каждого игрока в зависимости от его футбольной «специальности». На тренировочных играх футболисты должны получать конкретные задания. Отработка взаимодействия игроков различных линий и овладение техническими приемами являются составной частью командной тренировки. Программа подготовки юношей 16-18 лет предусматривает также гимнастику, стартовые упражнения, кросс, упражнения с мячом и без мяча, эстафетный бег. И здесь следует воздержаться от утомительных монотонных тренировок. Вы достигнете большего эффекта, если сделаете акцент на всевозможных скоростных упражнениях с активными паузами для отдыха (например, спокойная работа с мячом на месте).

В процессе обучения юношей следует знакомить с тактикой современного футбола и характерными особенностями различных систем игры. В тренировочных состязаниях необходимо настраивать футболистов на выполнение поставленных перед ними тактических задач с обязательным разбором допущенных во время игры ошибок.

Активно играющим командам нужна интенсивная во всех отношениях тренировка, требующая полной отдачи сил, как от тренера, так и от каждого игрока в отдельности. Наряду с обстоятельным изучением приемов владения мячом, которые у так называемых «готовых» футболистов способствуют закреплению и углублению полученных навыков, особое значение придается работе с игроками отдельных линий и отработке взаимопонимания между всеми звеньями команды. Футбольная команда должна быть тесно спаянным коллективом, отвечающим всем тактическим требованиям в условиях конкретных соревнований.

В ходе тренировок следует развивать тактическое «чутье» каждого игрока в отдельности и тактическое мышление игроков всей команды. В этих играх тренер ставит перед футболистами определенные задачи. Он замечает все ошибки, прерывает игру и объясняет, что сделано неверно. Тренер, например, ставит такие задачи: каждый игрок делает передачу в одно или два касания; отдав мяч, футболист немедленно устремляется на свободное место и т. д. Задания тренера должны отвечать уровню мастерства команды. Обнаруженные недостатки и слабости следует преодолевать в ходе последовательного выполнения поставленных перед игроками задач.

На каждой тренировке интенсивно отрабатывается то или иное тактическое упражнение или игровая комбинация. Тренер не разрешает футболистам по собственному усмотрению разбиваться на группы, а распределяет их по строго определенным принципам. Он сводит в одну группу тех игроков, которые в команде образуют одну линию. Тем самым футболисты познают собственные игровые качества, приспосабливаются друг к другу с учетом скоростных качеств, подвижности и особенностей ведения мяча, что способствует сыгранности команды.

Выполнение упражнений на скоростную выносливость, стартовые ускорения, спринт, бег с мячом и без мяча, разные игры, развивающие скоростные качества и выносливость, повышают общефизическую подготовку команды. Гимнастика, упражнения с партнерами, с набивными мячами, вольные упражнения, со скакалками и т.п. в разумном сочетании должны стать неотъемлемой частью тренировки.

Особого внимания заслуживает специальная тренировка отдельных игроков команды. Тренер должен поощрять дополнительные занятия (кроме официальных тренировок) игроков по преодолению индивидуальных недостатков. Так, футболисту, бьющему только с правой ноги, будет полезно тренировать левую ногу. Медлительный игрок может повысить скоростные качества путем систематических стартовых упражнений и спринта. Малоподвижный футболист может совершенствоваться посредством ежедневных гимнастических упражнений у себя дома и т. д.

По возможности раз в три недели тренер занимается с командой в закрытом помещении. Хорошо организованная тренировка в зале вносит в ход занятий определенное разнообразие и обычно доставляет игрокам большую радость, а тренеру позволяет углубить общефизическую подготовку и стимулировать футболистов на развитие скоростных качеств.

Вместе с тем зимой следует избегать тренировок исключительно в закрытом помещении. Дело в том, что соревнования проводятся под открытым небом в любую погоду и при любом состоянии футбольного поля; при постоянных же тренировках в зале игроки утрачивают ощущение пространства, начинают плохо ориентироваться и пользуются главным образом малоэффективным коротким пасом.

Тренер должен готовиться к каждому тренировочному занятию, заранее продумывая, как оно будет протекать и какие виды упражнений он предложит своим подопечным. Планируя занятия, тренер должен исходить из того, что он хочет добиться каждой тренировкой, над устранением каких недостатков намерен работать и какие барьеры должна преодолеть команда для повышения своего мастерства. Пробелы каждого игрока и команды в целом проявляются в очередных встречах, подсказывая тренеру характер последующих тренировочных занятий.

Погода, состояние поля, физическая подготовка команды, место тренировки в течение игрового сезона - все эти факторы должны учитываться тренером в его планах. Так, например, при холодной погоде ему следует воздерживаться от долгих теоретических объяснений во время тренировки, чтобы разогретые игроки не простудились; на «трудном», грязном поле придется отказаться от специальных упражнений по отработке ударов головой, в сильную жару тренер не должен настаивать на выполнении упражнений, которые выматывают футболистов и доводят их до изнеможения.

Если тренер не готовится к каждому тренировочному занятию, его работа будет носить бессистемный характер. В этом случае ему не следует рассчитывать на повышение мастерства отдельных игроков и команды в целом; все его усилия сведутся лишь к формальному пребыванию в команде, что неминуемо приведет к неудаче, которая подорвет его авторитет среди футболистов. В конце концов, когда тренер «расстреляет свой порох», весь тренировочный процесс сведется к монотонной продолжительной игре в двое ворот, что, естественно, не удовлетворит ни его самого, ни игроков, ни руководство клуба.

Целеустремленный и добросовестный тренер не должен ограничиваться подготовкой лишь к текущему тренировочному занятию. Он составляет свой план на продолжительный срок, скажем, на месяц вперед, а то и больше, определяет задачи для самого себя, подчиняя все тренировки достижению поставленной цели. Руководствуясь этим планом, он методически наращивает нагрузки, переходя от простого к сложному. Он строит тренировочные занятия таким образом, чтобы устранить недостатки в технической и тактической подготовке игроков и тем самым повысить уровень игры команды в целом.

Характер тренировки продумывается заранее. Начинать ее каждый раз следует с разминки. Спортсмены должны быть разогреты (до легкого пота), прежде чем приступать к выполнению более сложных упражнений. Не разогретые мышцы и связки под влиянием внезапных резких нагрузок легко могут подвергнуться растяжению или разрыву.

По окончании разминки можно приниматься за технические упражнения с мячом или разучивать тактические комбинации, после чего следует основная часть тренировки, например отработка конкретных приемов с разбивкой на игровые группы. В последующей тренировочной игре (на малом или большом поле) еще раз повторяются, уже в процессе командной игры, ранее освоенные тактические приемы. Закончить тренировку можно упражнениями на быстроту реакции, разгрузочными и дополнительными играми, а также гимнастическими упражнениями.

Библиографический список

1. Вайн. Х. Как научиться играть в футбол. М., 2004.

2. Витковски З. Развитие координационных способностей у футболистов 11-19 лет. М., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Командные тактические действия в футболе. Особенности основных систем нападения: быстрого прорыва и позиционного нападения. Организация действий при персональной, зонной и комбинированной системах защиты. Тактические обязанности игроков нападений.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Основные категории тактики футбола: расстановка игроков; действия команды при атаке или обороне; стандартные положения. Понятие про тактические системы игры. Индивидуальная тактика игры: понятие; основная цель; задачи; недостатки и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Организация занятий в секции по волейболу. Особенности учебно-тренировочного процесса волейболистов 12-13лет. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития волейболистов 12-13 лет. Физическая подготовка, техника и тактики игры в волейбол.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Понятие и сущность игры в футбол. Техника и тактика остановки мяча в футболе в системе приемов игровой футбольной деятельности. Классификация и типы техник остановки мяча в футболе, рекомендации по обучению остановкам мяча и совершенствованию техники.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2011

    Физическая подготовка, содержащиеся в учебно-тренировочном процессе. Принципы учебно-тренировочного процесса. Руководящая роль тренера. Объемы тренировочных нагрузок в процессе. Особенности тренировочного процесса в беге на средние и длинные дистанции.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Древняя игра в мяч. Мировое распространение футбола. Введение единых футбольных правил и законов игры. Появление наемных игроков, первых профессионалов. Формирование футбольной ассоциации. Первый международный матч. Развитие современного футбола.

    реферат , добавлен 12.03.2014

    Отбор детей в гандбольные школы. Основы тактической подготовки игрока. Командные тактические действия. Правила игры в гандбол. Техника владения мячом. Состояние высокой физической подготовки гандболистов. Построение тренировочного процесса, его циклы.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Физиологические и психологические особенности юношей 14-15 лет. Физическая, психологическая, тактическая и техническая готовность юных футболистов. Адаптация и акклиматизация после приезда на выездные соревнования. Специальная диета до начала игры.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Различные названия футбола. Правила игры. Функции игроков, индивидуальная, групповая и командная тактика. Действия вратаря в обороне и в атаке. Руководство действиями партнёров. Системы "пять в линию", "дубль-ве". Современные тактические системы.

    реферат , добавлен 10.04.2011

    Зарождение футбола в средневековой Англии XII в. Ополчение церковников, феодалов, купцов против футбола. Игры с мячом на Руси. Родоначальники современного футбола. Развитие футбола в России. Чемпионы мира по футболу и наиболее яркие футбольные рекорды.

В представленной разработке по футболу раскрыта тема организации, проведения, особенностей занятий футболом.
При рассмотрении этого вопроса мы затронем темы технико-тактической, физической подготовки футболистов, проблемы и специфику организации занятий футболом.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ.

Проведение тренировочных занятий является обязательным условием четкой организации учебно-тренировочного процесса любой команды. При организации тренировок наиболее благоприятным вариантом является наибольшее соответствие условий занятий правилам и нормам ФИФА, поэтому при подготовке тренировочной базы необходимо следить за этим соответствием. Любая тренировка состоит из теоретической (тактической), технической и «силовой» частей и для каждой из них необходимы соответствующие условия. К ним можно отнести: инвентарь, экипировку, поле, различные тренажеры, восстановительный комплекс.
Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
Итак, инвентарь. Это, прежде всего, конечно, мяч, вернее, мячи, поскольку большее количество мячей позволяет варьировать занятия, особенно это, касается вратарей и форвардов. Мяч должен весить 1фунт (453 грамма) и быть не более 66 см. в окружности. Цвет мяча белый, оранжевый мяч используется только на снегу. Вторая часть инвентаря - футбольные ворота.
Их размер -244 на 732 см., наличие сетки желательно, а при проведении матчей - обязательно. Штанги и перекладины - цилиндрические, толщиной не более 15 см. Также к инвентарю можно отнести всевозможные вешки, фанерные силуэты футболистов, «построивших стенку» и.т.д. К экипировке относится форма игроков и голкиперов. Вторым обязательны перчатки. Бутсы с шипами, длина шипов не более 15 мм.
Поле - наиболее болезненный участок. Это понятно, поскольку климатические условия в Казахстана не благоприятствуют хорошему состоянию полей, но все-таки упомянем и о правилах, касающихся газона. Итак: размеры поля -105 на 70 метров (10 м), высота травы 7 мм (4 мм), наличие угловых флагов обязательно, ширина линий разметки - 11 см (2 см). Эти правила разработаны и утверждены ФИФА для проведения официальных матчей. Конечно, не обязательно следовать им в процессе тренировок, но чем боле соответствие, тем легче ощутить себя в боевых условиях.
Тренажеры необходимы для физической подготовки игроков, развития силовых качеств. К восстановительным объектам можно отнести сауну, бассейн и т.д. Для занятий в зимнее время желателен так называемый манеж, или крытый спортзал, причем пол должен быть в достаточной степени мягким (например, из коврового покрытия). Все это обеспечивает хорошие условия для полноценного учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям. Занятия проводятся в наиболее подходящее, по мнению тренера, время, длятся не более двух часов и включают в себя разминку, силовые упражнения, упражнения на развитие скорости и выносливости, тактические занятия, разработку реализации стандартных положений - штрафных, угловых, свободных ударов, разработку комбинаций, домашних заготовок, тренировку с вратарями (а подготовка голкиперов отличается от подготовки полевых игроков, упор делается на прыгучесть, реакцию, растяжку, гибкость). После этого желателен кросс, развивающий выносливость и успокаивающие упражнения. Иногда можно провести в рамках тренировки двустороннюю игру, но это чревато естественными травмами, поэтому не стоит злоупотреблять «двухсторонней игрой» в период достаточной игровой практики.

ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ФУТБОЛЕ

Футбол, как и любая другая игра, не терпит бессистемности. Это поняли еще семьдесят лет назад, когда появилась первая игровая схема. До тех пор никакой системы не было, каждый игрок шел к чужим воротам, единственной целью его было забить мяч, а о защите собственных ворот должен был думать лишь вратарь. Условно эту тактику можно описать формулой 1+10, где 1- это вратарь, а 10-остальные полевые игроки. Естественно, что кроме хаоса на поле эта схема ни к чему хорошему не приводила, и вскоре появляется первая по-настоящему серьезная схема игры, названная «дубль-ве», из-за внешнего сходства с начертанием латинской буквы W. Два защитника, три хавбека и пять нападающих по-прежнему определяли стиль игры как атакующий. Эта схема применялась вплоть до 1958 года, когда на чемпионате мира в Швеции сборная Бразилии под руководством Висенте Феолы не внедрила новую «бразильскую» систему 4+2+4. Два полузащитника оттянулись чуть назад, а один форвард, перешедший в середину поля, обеспечивал численный перевес как в атаке, так и в обороне, поскольку и там, и там у команды был теперь численный перевес. Не успели еще многие команды перейти на 4+2+4, как уже через четыре года, на чемпионате мира в Чили, та же сборная Бразилии, во главе с временно заменившим Феолу Айморе Моррейрой, применила новую схему 4+3+3. Один нападающий оттянулся в полузащиту, обеспечив ей еще большую мобильность и гибкость. Оборона бразильцев стала поистине непроходимой, а шестеро атакующих игроков сводили на нет все преимущества «старой» системы. Это позволило бразильцам стать двукратными чемпионами мира. До сих пор многие команды, исповедующие атакующий футбол, используют эту схему, а через 8 лет после ее появления голландцы, во главе с легендарными Ринусом Михелсом и Йоханом Круиффом превратили 4+3+3 в грозное оружие под названием «тотальный футбол». С годами шло развитие оборонительного футбола, главной цель которого было «не пропустить». Естественно, столь атакующая схема никак не подходила сторонникам бурно развивавшегося «катеначчо» - оборонительной игры. Следствием этого стала появившаяся в начале восьмидесятых и наиболее распространенная сейчас схема 4+4+2.Таким образом, выбор тактических действий в футболе напрямую зависит от предпочитаемой тренером стратегии - оборонительной или наступательной. В первом случае можно использовать 4+4+2, персональную опеку наиболее опасных игроков соперника, «катеначчо», во втором - 4+3+3, прессинг у чужих ворот, высокие скорости. Естественно, что для успешных атакующих действий все игроки должны обладать высоким мастерством и отменной физической подготовкой.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В ИГРЕ

Одним из основополагающих факторов подготовки футболистов является изучение и совершенствование технической подготовки. Упор на «технику» позволяет игрокам во время матча в меньшей степени акцентировать внимание на мяче, его обработке и сохранении, что предоставляет больше времени на разработку комбинаций, оценку ситуации на поле, определение стратегии игры. В этой связи значительную часть тренировочного времени необходимо выделить на техническую подготовку, причем следует различать подготовку «чистых» полевых игроков и вратарей. Вратарь обязан, помимо своих непосредственны «профессиональных», навыков владеть всеми техническими приемами полевых игроков, ибо нередки случаи, когда «страж ворот» покидал пределы штрафной площади и действовал в качестве защитника, теряя при этом свою прерогативу на игру руками. В то же время несколько полевых игроков, независимо от амплуа, должны иметь достаточно хорошо развитые вратарские качества, чтобы при необходимости заменить голкипера (например, когда вратарь удаляется с поля, а лимит замен исчерпан, или в случае травмы «первого номера»). Следовательно, при рассмотрении технической подготовки будем иметь в виду эту немаловажную деталь. Итак, техника полевых игроков. Ее можно разделить на простейшую и более сложную. Простейшая необходима каждому футболисту просто для игры в футбол. Ее основными элементами являются ведение мяча, прием, обводка, дриблинг (ведение с обманными движениями и
обводкой, подача и удар.
Рассмотрим несколько простых упражнений на развитие этих свойств:
Ведение.
Мяч запускается и ведется игроком на все возрастающей скорости.
То же, но скорость возрастает не от раза к разу, а в процессе ведения. То же, с «переменой ног», т.е. четные касания, производятся правой ногой, а нечетные - левой (или наоборот). Ни в одном из упражнений нельзя допускать отрыва мяча от игрока более чем на полтора метра и замедления скорости ведения.
Прием.
Прием «низом». Мяч запускается в сторону стоящего на месте игрока. Задача - принять и обработать мяч одним касанием, при этом остановив его.
То же, но принимающий игрок движется с достаточной скоростью. Его задача при этом либо остановить мяч, либо продолжить движение, применяя приемы ведения (пас «на ход»).Прием «верхом». То же, что и в первых двух моментах, но мяч запускается на уровне головы игрока.
Обводка.
Обводка на скорости. Показать противнику, что в твои намерения входит уход в одну сторону, а после обманного движения уйти в другую.
«Обводка Гарринчи». Пробросить мяч между ног стоящего противник и быстро оббежать его. Очень опасный прием, т.к. велик риск потери мяча или травмы.
Дриблинг- Дриблинг на скорости - Ведение мяча на высокой скорости с частой попеременной сменой ведущих ног
Дриблинг с препятствиями - проведение мяча между установленными отметками.
Удар- Отработка удара внутренней стороной стопы «щечкой» - для наиболее точного и сильного удара. Переброс мяча через «стенку» - применяется при исполнении штрафных и свободных ударов.
Навесные удары: удар – «парашют», силовой навес (с направленным действием), «сухой лист». Выполнение одиннадцатиметровых ударов «на силу» - простой удар в заранее определенную бьющим точку ворот с силой, достаточной для того, чтобы вратарь не смог поймать или отразить мяч и «на исполнение» - удар наносится в сторону, противоположную той, куда бросается вратарь. Требует хорошей нервной выдержки, как у бьющего, так и у вратаря. Удары на точность попадания. Для этого требуется особым образом расчерченная стена, на которой изображены контуры ворот и зоны, за попадание в которые начисляются очки. Удары производятся с различных точек, побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ И СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТА.

Для развития необходимых скоростных и силовых качеств у футболистов необходимо использовать не отдельно взятые упражнения или методы, а целый взаимосвязанный комплекс занятий, обеспечивающие постепенное наращивание физических кондиции и сохранение оптимальной формы в течение максимально долгого времени. Для этого существуют специально разработанные врачами и тренерами команд планы развития физической готовности игроков с той целью, чтобы пик формы (а его наличие, как, впрочем, и спад после него вполне естественны) пришелся на определенное командными «стратегами» время. Эти комплексы, по большей части, являются «фирменными секретами» команд, но обще развивающие комплексы известны всем.
Силовые упражнения включают в себя программы по развитию выносливости, физической силы (прежде всего ног), а скоростные - развитие реакции, скорости бега, ускорения.
СКОРОСТНЫЕ.
1. Челночный бег - перебежки между двумя отметками, расстояние между которыми 10 или 15 метров.
2. Бег на короткие дистанции 60 и 100 метров.
3. Бег с препятствиями (барьерами).
4. Бег с «парашютами» - весьма дорогой, но прогрессивный метод развития скорости.
СИЛОВЫЕ.
1. Кроссы - самые разнообразные от 1 до 5 км. С разными нагрузками.
2. Бег на длинные дистанции.
3. Занятия на тренажерах, с различными снарядами, но не стоит переусердствовать, т.к. от футболиста требуется лишь хорошая общая разносторонняя физическая подготовка.
Классические упражнения на развитие силы и выносливости. Вообще говоря, главным орудием футболиста, что бы ни говорили, все таки является мяч, а поклонники «физики», аргументирующие свою теорию весенними и, отчасти, успехами, оказываются наголову разбиты в разгар сезона, когда более разносторонние, лучше подготовленные технически и тактически команды более не предоставляют возможности себя «перебегать», легко расправляясь с соперником путем двух-трех хороших комбинаций. Это отнюдь не значит, что физическая подготовка не нужна, наоборот, но в футболе необходимо не стремиться ко все более заоблачным вершинам и установлению новых рекордов, надо быть в достаточной степени подготовленным, чтобы выдержать нагрузки одной игры. Остальное должна решить техника и тактика.



mob_info