Место физической культуры в моей жизни. Физическая культура и спорт в жизни человека. Анализ принципов нравственно-этического воспитания человека. Характерные черты процесса самопознания и самосовершенствования. Особенности формирования воли. Воспитание у

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

« Роль физической культуры в моей жизни»

с. Березовка,

2013 год

Проблемная ситуация: Какую роль играет физическая культура

В моей жизни?

Цель проекта: Показать роль физической культуры в улучшении

функционального состояния организма, сохранении и

укреплении здоровья человека.

Задачи:

Привлекать учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом;

Воспитывать в себе любовь к физической культуре и спорту;

Повышать физическую подготовленность и спортивное мастерство;

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Предметная область: физическая культура.

Ведущая деятельность: поиск информации.

Форма организации детей: индивидуальная.

Вид презентации: компьютерная.

Руководитель проекта: Якимова Оксана Николаевна.

Сроки проведения: сентябрь-ноябрь 2013 года.

Продукт проектной деятельности:

Провести презентацию проекта «Роль физической культуры в моей жизни».

Юное тело свое закалять,
Больших добиваться высот,
Отвагу и волю в себе воспитать
Поможет мне спорт.

ПЛАН ПРОЕКТА

    Что такое физическая культура?

    Основные элементы физической культуры.

    Компоненты физической культуры.

    Показатели физической подготовленности.

    Результаты исследования.

    Шесть признаков здорового и закаленного человека.

    Выводы.

    Используемая литература.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Термин «физическая культура» появился в Англии, но не нашел широкого употребления на Западе и в настоящее время практически исчез из обихода. В нашей стране, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.

Физическая культура это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, однако ее совершенствование продолжается и в настоящее время. Особенно возросла роль физкультуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации и автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.

Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Основные показатели состояния физической культуры в обществе - это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Утренняя зарядка.
2. Физические упражнения.
3. Двигательная активность.
4. Любительский спорт.
5. Физический труд.
6. Активно – двигательные виды туризма.
7. Закаливание организма.
8. Личная гигиена.

Физическая культура оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости и гибкости.

Утренняя зарядка является важнейшим элементом физической культуры. Однако она полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека. Так как организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не рекомендуется, а также нельзя доводить организм до состояния выраженного утомления.

Утренняя зарядка эффективно устраняет такие последствия сна, как отечность, вялость, сонливость и другие. Она увеличивает тонус нервной системы, усиливает работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в современной жизни.

Физические упражнения это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние. Физкультурой следует заниматься с раннего детства и до глубокой старости.

Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательной активностью , усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Двигательная активность имеет огромное значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенные природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно - сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний.

Умеренный физический труд способствует функциональному и физическому совершенствованию организма, по существу, оздоровлению человека. Функциональное и физическое совершенствование обеспечивает высокую физическую и умственную работоспособность, нормальную осанку, высокую двигательную культуру за счет образования различных моторных координации, адекватное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и ловкости), необходимых для оптимальной адаптации человека к условиям труда и среды обитания.

Физический труд и любительский спорт - прекрасные средства физической культуры для профилактики и укрепления здоровья. Они хорошо подходят людям с сидячей работой, а также работникам умственного труда. Основное требование – нагрузки должны быть посильными и ни в коем случае не перенапрягаться.

Туризм как один из видов досуговой деятельности человека оказывает комплексное влияние на развитие личности, способствует укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни.

2013 г.

2012 г.

Закаливание также является одним из элементов физической культуры. Ему принадлежит существенная роль в профилактике простудных и многих инфекционных заболеваний. К закаливающим процедурам относятся ежедневные обтирания тела прохладной водой или приём душа, обливание, купание с последующим растиранием, воздушные и солнечные ванны.

В процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. Под действием внешних раздражителей деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека. Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воздуха и воды.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения и воспитанием людей. В её структуру входят следующие компоненты:


1. Физическое образование.


2. Физическое воспитание.


3. Физическая подготовка к конкретной деятельности.


4. Восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация.


5. Занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.е. – рекреация.


6. Подготовка высокопрофессиональных спортсменов.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ


1 . Аэробная выносливость – длительное выполнение работы средней мощности.

2. Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при длительных нагрузках силового характера.

3 . Скоростно-силовая – способность выполнять длительное время силовые упражнения с максимальной скоростью.

4. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой, за счет эластичности связок, .
5. Быстрота – способность человека максимально быстро чередовать сокращения мышц и их расслабление.

6. Динамическая мышечная сила – способность к взрывному (максимально быстрому) проявлению усилий с собственным весом тела или большим отягощением. Рост мышечной силы приводит к увеличению объема и плотности мышц, что способствует контролю веса, т.к. мышечная ткань требует больше калорий, чем жировая, даже во время отдыха.

7. Ловкость – способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

8. Состав тела – соотношение мышечной, жировой и костной ткани.

9. Осанка – комплексная морфофункциональная характеристика опорно-двигательной системы.

10. Здоровье – объективным показателем здоровья является положительная тенденция во всех вышеперечисленных показателях физического развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Прочитав много литературы о физкультуре и спорте, узнала, что в совокупности они приносят только пользу. Стала регулярно заниматься физкультурой. Стала намного лучше себя чувствовать. Редко болею. Совсем не замечаю усталости. Сон очень хороший, и сны снятся только хорошие. Потом я решила сопоставить свои физические данные с данными здорового и закаленного человека, с данными хорошо тренированных моих сверстников.

    Рост, вес и окружность груди девушек в 15 лет

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко используют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела - 105

Окружность груди

(в см)

Данные по В.И. Хлопкову

159,3

51,3

74,3

Мои данные


    Изменение мышечной силы женщин в 15 лет

(по наибольшему грузу, поднимаемому обеими руками)

Мои данные

    Изменение жизненной емкости легких женщин в 15 лет

Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется у равнение

Людвига :

Женщины: должная ЖЕЛ = (40х L )+(10хР) - 3800 где L - рост в см, Р - вес в кг.

Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) - 3800 = 3670 мл.

Частота дыхания - число полных дыхательных циклов за единицу времени

(за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

(40 х 166) + (10 х 60) – 3800 = 3440

Мои данные

3440

    Изменение с возрастом ударного объема сердца (количества крови, нагнетаемого сердцем в сосуды при каждом сокращении) у женщин в 15 лет

Мои данные

2700

    Некоторые показатели физического развития девушек, систематически занимающихся и не занимающихся физическими упражнениями в 15 лет (данные по С. Л. Летунову и

Р. Е. Мотылпнской).

48,9

Рост (в см)

160,8

157,2

Окружность грудной клетки (в см)

76,8

71,3

Сила правой кисти (в кг)

42,0

34,0

44,0

Становая сила (в кг)

131,3

130,0

Спирометрия (в см куб.)

3750

3235

3440

Уровень физической подготовленности учащихся 15 лет

п/п

Физические способности

Контрольное упражнение
(тест)

Возраст
(лет)

Девочки

Мои результаты

Низкий

Средний

Высокий

Скоростные

Бег на 30 м (сек.)

5,8–5,3

Координационные

Челночный бег 3?10 м (сек.)

9,3–8,8

Скоростносиловые

Прыжок в длину с места (см)

165–185

Выносливость

6 минутный бег (м)

1050–1200

1300

1200

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя

12-14

Силовые

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа

12-13

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

(5-9 классы)

Бег 30 м (сек) Бег 60 м (сек)

Метание малого мяча (м) Подъем туловища из

положения лежа на спине (раз)

Прыжки с места (см)

6 ПРИЗНАКОВ ЗДОРОВОГО И ЗАКАЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. Очень редко болеет.

2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и

волосы.

3. Имеет хороший сон.

4. Живет не менее 80 лет.

5. Может без одышки пробежать пять

километров.

6. Если заболел, то быстро поправляется.

    Редко болею.

    Имею чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

    Имею хороший здоровый сон.

    Мне еще только 15 лет.

    Могу пробегать большие расстояния без одышки.

    Если болею, быстро поправляюсь.

Физическая культура многофункциональна. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма человека.

Изменяя характер и величину тренировочных нагрузок, можно целенаправленно влиять на течение адаптационных процессов и тем самым укреплять различные органы, развивать важнейшие физические качества.

Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:

    повышения тонуса центральной нервной системы;

    улучшения свойств нервных процессов - силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;

    усиления деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем;

    увеличения общего объема циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержания гемоглобина;

    развития мышечной системы;

    совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;

    улучшения кровообращения мышечных волокон;

    развития адаптационных способностей организма;

    утолщения костной ткани, ее большей прочности, большей подвижности суставов;

    нормализации обмена веществ в организме;

    совершенствования регуляции функций организма;

    профилактики гиподинамии;

    избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;

    улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Физические упражнения благотворно влияют на деятельность дыхательной системы, способствуя увеличению жизненной емкости легких, более продуктивному использованию кислорода из вдыхаемого воздуха.

Систематические занятия оказывают позитивное влияние на костно-мышечную систему организма человека. Например, легкоатлетические упражнения вызывают утолщение костной ткани, усиление ее прочности, обеспечивают большую подвижность суставов, эластичность и прочность связочного аппарата.

Благодаря разрастанию мышечных волокон улучшается их кровоснабжение. Так, в тренированной мышце на 100 мышечных волокон приходится в среднем 98 капилляров, а в нетренированной - только 46. В крепких мышцах накапливается больший запас энергетических веществ гликогена, креатинфосфата, а содержание миоглобина в 2-2,5 раза выше, чем в нетренированных. Кроме того, повышается возбудимость и подвижность нервно-мышечного аппарата, улучшается быстрота, точность и координация движений.

Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.

ВЫВОДЫ:

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека. Концепция физического воспитания и оздоровления детей и

М.: Физ. культура: воспитание, образование, тренировка, 1996.

    Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическое пособие /

Составитель Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО

«Издательство Астрель», 2003.

    Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к

олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным,

школьным). Методическое пособие/авт.-сост.: П.А. Киселев, С.Б. Киселева.

– М.: Глобус, 2008.

Не бойся ты дождя и стужи.

Почаще приходи на стадион.

Кто с детских лет со спортом дружит,

Всегда здоров, красив, и ловок и силен.


Анализ принципов нравственно-этического воспитания человека. Характерные черты процесса самопознания и самосовершенствования. Особенности формирования воли. Воспитание уверенности в себе и своих силах. Каким образом спорт помогает оценивать самого себя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Тема: «Место физической культуры и спорта в моей жизни (прошлое, настоящее, перспективы). Влияние занятий спортом на развитие личностных качеств»

Выполнила: студентка 1 курса

учебной группы 317-ТС

Факультет заочного обучения

Гришанова Виктория Викторовна

МОСКВА - 2013

Введение

Нравственно-этическое воспитание человека

Процесс самопознания и самосовершенствования

Формирование воли

Воспитание уверенности в себе и своих силах

Как спорт помогает оценивать себя

Заключение

Список литературы

Введение

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но и бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.

Для меня спорт - это радость, игра силы, совершенство человеческих достоинств, быстрая реакция, смекалка, фантазия, неожиданности и открытия.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Спорт - очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному.

Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.

Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других - все те лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает пропорционально, конечно, личному вкладу каждого, кто к нему приобщается? И пусть мы знаем, что роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных.

Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни.

Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта, видят в нём искренность отношений, дружбу и доброжелательность между людьми. Это не случайно. Спортивная, особенно соревновательная деятельность - личностно значима, трудна. Она требует больших и физических сил. В жестоком соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Тут напряженнее выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда тебе трудно, ты весь раскрываешься в порыве. Следовательно, спорт для человека - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.

Нравственно - этическое воспитание человека

Как известно, в любом виде спорта соревнования проводятся по жестоким правилам. Действующий регламент обусловливает не только сам ход соревновательной борьбы, но и подготовку к ней. Правила, следовательно, определяют психологическую настройку атлета. Они требуют от спортсменов в каждом виде спорта конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость неоднократного проявления свойств и качеств неизбежно приводит к их развитию.

Правила соревнований построены на основе «строгого соперничества». Необходимость спортсменов завоёвывать первенство в соревнованиях, проводимых по существующим правилам, побуждает спортсменов и тренеров желать в первую очередь победы над противостоящей командой путём достижения выигрышных очков, баллов или призовых мест любыми средствами. А «любые» способы не всегда этичны. Приведу несколько примеров.

Предположим, на старте финального забега на 100 метров стоят восемь равных по силам участников. Вероятность того, что именно такой - то спринтер станет чемпионом, в этом случае равна одной восьмой. Каждому из участников выгодно, если кого - то из бегунов судьи снимут за фальстарт, а кто - то, возможно, споткнётся на дистанции. Ведь в таком случае конкурировать будут лишь шесть бегунов, шансы каждого из них вырастут до одной шестой. Есть случаи и аморального поведения. Например, на одном из чемпионатов мира по футболу португальцы во встрече с командой Бразилии стремились вывести из строя самую яркую звезду бразильцев - знаменитого Пеле. Он не мог действовать в полную силу 6 португальцы совершенно беззастенчиво били его по ногам, пока не лишили возможности играть.

Конечно, те, кого называют истинными спортсменами и рыцарями спорта, не ищут лёгких и сомнительных путей к пьедесталу почёта. Не ищут их потому, что в результате влияния нравственных требований коллектива приобрели надёжные морально - этические устои. У них сформировались взгляды, убеждения, характер, которые противоречат логике схемы «строгого соперничества»: объективно выгодное в ряде случаев становится субъективно неприемлемым. Но, к сожалению, это не всегда так. Некоторые порой идут к спортивной победе окольными путями.

В спорте, по мнению специалистов, может существовать схема так называемого «нестрогого соперничества». При правилах, построенных по схеме «нестрогого соперничества», спортсмену или команде объективно невыгодно, если противник выступает плохо. Ведь победа над слабыми стоит «дешевле», чем ничья с сильными. Не покажешь отличного результата, если твой соперник плохо подготовлен и груб. Схема «нестрогого соперничества» побуждает «болеть» за соперника, помогать ему раскрыть в соревновании все сои возможности, расти и совершенствоваться. Такая схема в большей мере способствует развитию массового спорта. Она не выступает в противоречие с морально - этическими и эстетическими нормами. Она способствует в полной мере правильному воспитанию зрителей, спортсменов, судей, тренеров.

Главная задача, связанная с воспитанием спортсменов, тренеров, судей и зрителей, заключается в том, чтобы спортивными мотивами, побуждающими бороться за победу в соревнованиях, были моральные, нравственные цели.

Процесс самос ознания и самосовершенствования

воспитание воля спорт самопознание

В начале моего реферата я хочу поговорить о первой специфической особенности спорта. Итак, в спорте объект труда - сам спортсмен. Но сам спортсмен - субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Токарь обтачивает деталь. Токарь - субъект, деталь - объект труда, на который направлена деятельность субъекта. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт - деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.

Что же следует из положения: спортсмен есть одновременно и субъект и объект собственной сознательной и целенаправленной деятельности?

Во - первых, то, что спортсмен обязательно должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Это совсем не просто, не всегда интересно, иногда - страшновато. Это - работа трудная, кропотливая.

Спортсмен занимается самопознанием по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда. А может ли человек работать над чем - либо, не зная предмета? Хорошо, полезно работать не может. Скульптор знает особенности мрамора, глины, бронзы, дерева; художник - свойства акварели, масла, пастели, гуаши, бумаги, холста; портной - отличие чистой шерсти от тирилена, льняного полотна от ткани с нейлоном. И так - везде. Мастер - это тот, кто знает своё дело, знает объект своего труда.

Конечно, бывают чемпионы и рекордсмены, не знающие биомеханических закономерностей, используя которые они посылают диск или копьё дальше всех остальных, не знающие всех превращений одиназитрифосфорной кислоты, обеспечивающих сокращение их мышц, не знающие, как видоизменяются электроэнцефалограма, записанная с двигательной зоны коры мозга при переходе от покоя к подготовке исполнения спортивного действия и от подготовки к максимальному усилию.

Однако важно приглядываться и прислушиваться к самому себе. Начинать надо с самого простого: как я себя чувствую? Утром. Днём. До тренировки и после тренировки. Как я себя чувствую, когда всё хорошо? А если плохо? Конкретизируются вопросы, детализируются ответы. Человек анализирует, формирует самого себя, своё настроение, своё лицо на «людях». Возникают вопросы и сложнее. Сто тысяч «почему». Почему я вялый? Почему не мог заставить себя сделать ещё усилие? Почему, если разозлишься, не чувствуешь, что устал? Почему одну попытку выполняешь технически правильно: сильно, быстро, точно, а другую - как новичок? Почему в зале это получается хорошо, а на стадионе хуже? Почему так здорово сделал, хоть и разминался мало?

На эти вопросы спортсмен ищет ответы. Вспоминает, сопоставляет своё самочувствие и настроение с результатом, анализирует, определяет причины, выводит следствия. В конце концов, начинает понимать, почему иногда получается хорошо и почему не получается. Новая серия вопросов: как сделать, когда нужно?…

Из постулата, что в спорте объект и субъект слиты воедино, выводится второе следствие: спортсмен сознательно совершенствует самого себя как атлета. Тут может быть множество уже специфически спортивных вопросов. Ответы на них разнообразны. « Надо развивать силу мышц - сгибателей большого пальца…» Это специально делал знаменитый спринтер Джесси Оуэнс, чтобы быстрее уходить со старта. «Надо рассчитать баллистическую кривую и на основе расчёта чуть изменить угол Выпуска снаряда…» Так поступают копьеметатели, чтобы на метр - полтора улучшить результат. « Надо перед зачётной попыткой предельно точно, чуть ли не идеально представить себе упражнение - проделать его мысленно у себя в голове…» К этому выводу пришёл замечательный наш гимнаст Борис Шахлин.

Имея на тот или иной случай прямой ответ, спортсмен начинает действовать. Он работает над развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости, над совершенствованием координации движений - техникой выполнения упражнений. Но не только этим, Он формирует умение действовать в полную силу, когда не хочется, когда устал, когда робеет. Он учится управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением, властен, вызывать в себе состояние приподнятости, вдохновения - овладевает умением самоуправления, саморегуляции эмоций. Он делает всё это осознательно, чтобы достичь лучшего результата в соревнованиях. Глубже «регулируя» самого себя, человек, безусловно, становится совершеннее. А это, кстати, нужно не только спорту.

Многие наивно полагают, что в спорте самосовершенствование касается лишь физического развития. Мол, « сила есть - ума не надо». Обманчивое суждение. Подобный аргумент не раз ставил в тупик тех, кто действительно «силушкой» не обижен. Сегодня даже самые ярые сторонники этой крылатой фразы остерегаются применить расхожую формулу. Приложима ли она, скажем, к теннису? Одной силой, быстротой, выносливостью, умением подавать мяч и бить его с отскока, с лёта, с полулёта победы в теннисе не достигнешь. Надо думать, и решать, уметь разгадать намерения соперника, его тактику, необходимо маскировать задумки, навязывать свою игру. Так и в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе… да мало ли где и когда!

Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Трудно сказать, в каком виде спорта больше.

Рядом психологических исследований установлено, что в ходе совершенствования личности в разных видах спорта формируются и совершенствуются сами психологические процессы, на основе которых человек управляет собственными движениями. Речь идёт о приобретаемом в ходе занятий умении быть точным и без секундомера отмеривать заданные отрезки времени с отклонениями не более 1%, без зрительного контроля выполнять движения точно заданной амплитуды с заранее определённым усилием, с точным воспроизведением заданного темпа или ритма. Основу этой саморегуляции составляют натренированность мышечно-двигательных ощущений, чёткость работы центральной нервной системы. Вспомним коньки фигуристов. Ширина лезвия обычно 3-4 миллиметра. При исполнении упражнений обязательной программы фигурист должен скользить либо на одно, либо на другом ребре конька. Если он нарушит «рёберность», судьи накажут его за ошибку снижением оценки. Но сам фигурист, « катая школу», не может взглянуть на рисунок со стороны. Единственный источник, который подаёт ему информацию о положении конька - проприорецепторы стопы. Но суставная и мышечная чувствительность нужна не только фигуристу. Она важна при управлении современной техникой с её стремительными скоростями.

А представьте себе, как важно уметь человеку предвидеть возможные неожиданности, чтобы быть к ним готовыми, точно и быстро реагировать. Такое умение называют антиципацией.

В спортивной деятельности значение антиципации проявляется особенно ярко. Говорят, что различные уровни антиципации позволяют спортсмену заранее готовить мышцы к предстоящей работе путём оптимизации их тонуса; создают условия для возобновления, восстановления, закрепления заученного действия - двигательного навыка; сокращать время реакции, уменьшать величину пространственной и временной ошибок, своевременно и точно выполнять движения; слаженно и скоординировано выполнять сложные двигательные действия; разгадывать замыслы противника; согласовывать свои действия с действиями всей команды. Антиципация крайне необходима, она успешно совершенствуется у человека, занимающегося спортом. Антиципация, в частности, предполагает умение быстро и точно, в короткие промежутки времени увидеть и оценить сразу несколько сигналов, мгновенно принять правильное решение. Эти замечательные качества развивают спортивные игры - баскетбол, волейбол и другие.

Способность удерживать статическое и динамическое равновесие, связанное с устойчивостью вестибулярного аппарата, необходима морякам, лётчикам. Такую способность развивают гимнастика, аэробика, борьба. Следовательно, спорт может и должен избирательно использоваться для улучшения профессиональной подготовки людей.

Возможность использования средств самосовершенствования в воспитании людей, подготовке их к труду заключается в самой специфике спорта как вида деятельности. Развитие у человека жизненно важных физических и двигательных качеств, совершенствование психических процессов, начиная от относительно простых, на уровне психомоторики, и кончая наиболее сложными, интеллектуальными, на уровне мышления и воображения, - это забота о человеке, о его здоровье и работоспособности.

Формирование воли

Благодатная возможность развития и совершенствования воли человека через спорт ни у кого сомнений не вызывает. Слишком часто и много мы сталкиваемся с настоящими проявлениями воли на аренах и финишных прямых. Спорт не только развивает мускулы, но и закаляет дух. Мать победителя Сиднейской Олимпиады с гордостью говорит о неузнаваемости сына после того, как он стал заниматься спортом: « Не стало проблем с учёбой, расширился интерес ко всему хорошему. На его примере я убеждалась: полезен человеку спорт. Научившись рационально тратить время, мой сын стал требовательнее к себе, собраннее, сдержаннее, а каким примером он стал для других ребят!…»

Совершенствование воли человека в значительной степени второй специфической особенности спортивной деятельности - обязательностью нагрузок и напряжений. Воля человека отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных с преодолением препятствий. Спортивные тренировки и соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Проблемы теории и практики волевой подготовки спортсменов привлекают пристальное внимание педагогов - тренеров, специалистов. Над разработкой этих проблем работают многие учёные, среди которых профессор А. Ц. Пуни. В его работе говорится следующее.

Препятствия - это различные предметы и явления, условия и влияния, с которыми человек сталкивается и которые становятся помехами для достижения им сознательно поставленной цели. Препятствия можно разделить на внешние и внутренние. Внешними препятствиями могут быть: техника спортивных упражнений, тактика, ведения спортивной борьбы, условия, в которых проходят соревнования или тренировка (освещенность, температура, влажность, покрытие стадиона или площадки, своеобразие снарядов, инвентаря и т.п.), действия противника, зрителей, судей и др. Внутренними препятствиями могут быть изменения различных систем организма спортсмена, его функционального и психического состояния. Возникновение внутренних препятствий связано, как правило, со столкновением с препятствиями внешними. Например, бегун, чтобы не проиграть в состязании, вынужден бежать в высоком темпе, предложенном его противником. Действия противника (высокий темп, в данном случае) - препятствие внешнее. Необходимость выдерживать этот темп (преодолевать внешнее препятствие) вызывает изменения в ряде систем организма спортсмена, т. е. утомление. Это утомление осознаётся спортсменом, может вызвать у него сомнение в своих силах, неуверенность в возможности победить, страх поражения, тревогу. Это - внутренние препятствия. Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь успеха.

Однако препятствия, с которыми сталкиваются спортсмены, очень разнообразны. Даже в одном и том же виде спорта. Но их разнообразие в различных видах спорта многократно увеличивается. Установлено, что для преодоления разных препятствий требуются различные проявления воли. Например, чтобы выполнить упражнение, связанное с риском, а значит, с преодолением чувства страха (прыжок на лыжах с трамплина или парашютом), необходимо проявить смелость. А чтобы длительно выполнять однообразную работу, связанную с нарастанием утомления, а значит, с чувством усталости и нежеланием действовать (бег на длинные дистанции, лыжные гонки), необходимо проявить настойчивость.

Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Но в ряду волевых качеств одно занимает особое положение: без достаточного развития этого качества невозможно использование всех остальных. Это качество - целеустремлённость.

Человека целеустремлённого отличает умение направлять свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива. В этом есть определённая сложность, из-за которой и требуется проявить волевое качество. Ведь мотивы отличаются не только по степени важности, по мере личной и общественной значимости, но и по времени, т.е. по срокам возможности удовлетворения потребности, осознание которой стало мотивом. По этому временному признаку мотивы можно разделить на близкие и дальние. Часто бывает, что менее значимый, но близкий мотив пересиливает важный, но отдалённый. Происходит нечто похожее на пространственные иллюзии. Если в нескольких километрах от вас находится телебашня, а в руках у вас карандаш, вы можете расположить карандаш перед глазами так, что он будет перекрывать башню и даже казаться крупнее её.

Так происходит и с мотивами. Скажем, спортсмен поставил перед собой цель выполнить норматив мастера спорта. Мотивы представляются ему жизненно важными. Он определил и пути достижения этой цели, в частности пятью еженедельными тренировками. Сегодня день тренировки, а друг приглашает посмотреть фильм в кинотеатре. Спортсмен может пойти на тренировку или в кино. Если он пойдёт в кино то мотив, который побуждает его к этому - ближайший.

Человек, у которого недостаточно развита целеустремлённость, часто выбирает близкие мотивы. Ход рассуждений при этом обычно такой: «Ничего страшного, сегодня пропущу, завтра наверстаю, а фильм - любопытно». Следовательно, одним из наиболее частых внутренних препятствий выступает борьба мотивов. Целеустремлённый человек - сторонник дальней мотивации. Он умеет выбирать главный мотив и долгое время добиваться цели, не поддаваясь воздействиям более близких мотивов. И вместе с тем не всегда просто сделать по-настоящему желанной. Особенно трудно бывает тренерами, работающими с подростками, юношами и девушками.

Итак, чёткое осознание и принятие перспективных и промежуточных целей - необходимое условие формирования и совершенствования целеустремлённости. Это волевое качество, объединяя и как бы цементируя всю структуру остальных волевых компонентов, создаёт условия функционирования личности. Но как же всё - таки развиваются волевые качества? Ответ всё тот же - путём преодоления препятствий. Приобретая опыт их преодоления, спортсмен развивает многие другие качества. В силу этого своей волевой подготовкой спортсмен должен заниматься специально, создавая и преодолевая в ходе многопланового своего тренировочного процесса всё усложняющиеся препятствия.

Степень трудности - понятие относительное. Одно и то же препятствие, бодучи сегодня достаточной по степени трудности, потребует для преодоления от спортсмена значительных волевых усилий и тем самым буде способствовать развитию его волевых качеств, а через полгода, когда уровень подготовленности спортсмена возрастёт, это препятствие станет для него лёгким и преодоление его уже не окажет развивающего воздействия на волю спортсмена. Значит, надо, чтобы препятствия усложнялись в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Степень трудности должна соответствовать задачам развития волевых качеств.

В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и дозировать степень трудности, да и сами препятствия встречаются спортсменам чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека.

Воспитание уверенности в себе и своих силах

В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто. Этому способствует, во-первых, достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 - взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса и, наконец, заслуженные мастера спорта. Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое - что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования.

В любой заданный отрезок времени спортсмен знает, на что он способен. Более того, если он сопоставит, что получалось полгода назад и что теперь, то материал для оценки становится более действенным - определяется эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий.

Значит, в любой момент спортсмен знает, до какой ступени спортивной лестницы он добрался, сколько времени и энергии он затратил на весь подъём и сколько - на переход от предыдущей ступеньки к новой. Он может планировать, когда и как достигнет следующей, может заглянуть дальше и прикинуть путь к более высокой ступени, о которой мечтает.

Спортивная деятельность позволяет, таким образом, ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта особенность спорта оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.

В чём же опасность слишком быстрого роста спортивных результатов? Во-первых в том, что спортсмену излишне легко даются начальные ступеньки. Новичок не осознаёт, что без большого труда, порой предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по - настоящему значительных результатов в спорте. Когда легко, он не думает об этом, не закаляет свою волю. А ведь основное средство формирования волевых качеств - преодоление трудных и всё усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели. Умение генерировать необходимое волевое усилие формируется с самого начала спортивной биографии. По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями неизбежно. Спортсмен должен чувствовать и знать, что спорт - не лёгкая забава, а трудное дело. Во - вторых, скоротечные успехи, особенно если в их основе нет настоящего труда, могут привести к утрате самокритичности. Желанные цели будут казаться легко досягаемыми, на самом же деле это далеко не так. Есть немало людей, которые за год проходили путь от новичка до перворазрядника. Многие потом на этом уровне застревали. Немногие шли дальше и быстро становились мастерами. К сожалению, чемпионы и рекордсмены из таких, как правило, не получались.

Таким образом, спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и особенно с определением перспективных и промежуточных целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине спортивного успеха. А оценка эта даётся многими людьми.

Ка к спорт помогает оценивать себя

Каждый человек - частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний - то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней.

Самооценка оказывает влияние на многие и многие сферы жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Конечно, система ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями и факторами. Тем не менее, нет оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных - полярных - самооценок на черты характера человека, определяющиеся основными его отношениями.

Если человек оценивает себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении к труду. У человека с низкой самооценкой скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера.

Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.

Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.

Наверно, правильное поведение и способы общения, воля, способность к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель. И пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё - таки рекорд - не для рекорда, победа - не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы - средство, не цель.

Заключение

Целью моего реферата было изучить влияние физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности. В реферате я доказываю, что физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.

Я рассмотрела, как физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно - этическое воспитание. Я изучила влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах.

Разумеется, не все стороны влияния физкультуры и спорта на развитие личности были упомянуты в моём реферате. Да и вряд ли это можно было сделать в небольшом реферате.

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит - доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

Рождённый нашим бурным временем, современный спорт сам как бы олицетворяет это время, вбирает в себя его сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим носителем его неоднозначных проявлений и проблем.

Список литературы

1. Алексеев В. А. «Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986.

2. Андронов О.П. «Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992.

3. Белорусова В.В. «Воспитание в спорте» М., 1993

4. Гончаров С.Т. «Российская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997

5. Жиляев А. «Спорт? Спорт!» Издательство « Советская Россия» 1986

6. Захарова Е.Л. «Как спорт помогает оценивать себя» М., 1988

7. Киселёв Ю.Я. «Влияние спорта на формирование личности» М., Знание 1987

8. Крутецкий В.А «Основы педагогической психологии» М., 1992

9. Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987

10. Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб.: 1996

11. Станкин М.И. «Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой» М., 1994

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Спорт в современном обществе. Социальная сущность спортивной деятельности. Противоречия современного спорта: гуманизирующая роль спорта. Воспитание уверенности в себе и в своих силах. Содержание воспитания спортивной и гармонически развитой личности.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2015

    Формирование потребности человека к спортивным занятиям как психолого-педагогическая проблема. Самосовершенствование и развитие качеств личности как базовая платформа нравственно-этического воспитания. Результативность спортивной футбольной секции.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие профессионального спорта, его развитие и правовые основы в России. Влияние спорта и физической культуры на здоровый образ жизни. Спорт как средство международного культурного обмена, школа воспитания моральных и психологических качеств и зрелище.

    реферат , добавлен 16.10.2011

    Роль физической культуры в развитии общества. Физическая культура и спорт как процесс воспитания личности. Развитие физической культуры и спорта как направление социальной политики государства, их нормативное регулирование на федеральном уровне.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2011

    Эстетическое воспитание в Дальневосточной государственной академии физической культуры. Гуманистическая ценность физической культуры и спорта. Особенности изменения показателей эстетической культуры личности студентов под влиянием занятий аэробикой.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2012

    Методы, средства и формы физического воспитания инвалидов, роль в нем спорта. Особенности тренировок и восстановления физической работоспособности инвалидов, занимающихся спортом. Влияние гиподинамии на состояние здоровья и работоспособность инвалида.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2009

    Роль и основные показатели состояния физической культуры и спорта в обществе. Физическая культура как социальный феномен. Влияние физической культуры на формирование свойств и качеств личности. Содержание программы по физическому воспитанию в школах.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Воспитательные задачи в процессе занятий спортом: воспитание этических отношений, волевых качеств, интеллектуальных способностей, спортивного трудолюбия, устремленности к победе. Специальные методы и приемы управления психическим состоянием спортсмена.

    реферат , добавлен 14.10.2009

    Роль здоровья в жизни человека, его физиологические критерии. Положительное влияние физической активности на организм. История появления сноуборда, развитие двигательных навыков и повышение работоспособности в результате занятий этим видом спорта.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2011

    История возникновения и развития физической культуры как части общечеловеческой культуры, роль Древней Греции в данном процессе. Особенности становления физической культуры как искусства в Риме и странах Древнего Востока, их характерные признаки.

Жизнь человека довольно коротка и не стоит тратить ее на бесполезные вещи, такие как употребление алкоголя или наркотиков. Каждый человек может заботиться о своем здоровье, и эта забота заключается не только в здоровом питании, но и в занятии спортом.

Существует много видов спорта, которые будут держать взрослого человека в форме, а ребенка развивать и формировать спортивное телосложение. Все начинается с детства, любовь к спорту должна появиться именно в эти годы. Когда подросток будет увлечен спортом, гораздо меньше шансов, что он попадет под плохое влияние улицы. Занятия любым спортом, кроме хорошей физической формы также воспитывают и дисциплину. Например, отдав ребенка заниматься спортом, сразу станет заметно, что он приобретает определенную дисциплину и всегда готов отвечать за свои действия и поступки.

Спорт может поменять жизнь подростков, а также и взрослых, но логичней говорить именно о детях, ведь они есть надежда страны и опора и не хотелось бы, чтоб подрастающее поколение вело нездоровый образ жизни. В первую очередь с детства ребенка должны подтолкнуть к спорту родители, причем важно понимать, что занятие спортом должно нравиться. Ведь очень плохо скажется фактор того, что ребенка насильно загоняют на спортивную секцию. Нужно разобраться и понять, что ребенку нравится. Не стоит мучить его, например, боксом, может ребенок хочет заниматься командными видами спорта. Да и вообще не важно, может человеку понравятся шахматы или бильярд. И это также хорошо, ведь ребенок не будет пропадать на улице и вряд ли попадет в какую-то беду.

Сегодня очень много детей и молодых людей занимаются спортом. Если сравнить время лет 15-20 назад, то популярнее были посиделки с вином и наркотики, сейчас здоровый образ жизни начинает возрождаться. Конечно, здесь должна работать сознательность людей, но и не только. Правительство страны также должно в этом участвовать. Нужно строить спортивные площадки, стадионы, вкладывать средства в развитие спорта в трудных регионах государства. Правительство должно помогать спортсменам, ведь знаменитые спортсмены это всегда гордость целой страны и у других стран складывается впечатление, что в такой стране много здоровых людей.

Если нет возможности, а в нашей стране еще, например и средств, то можно просто заниматься саморазвитием. Заниматься на турниках, брусьях или просто бегать.

Вариант 2

Каждый человек в своей жизни ищет свой путь. Ту жизненную дорогу, которая ведёт к цели всей его жизни. У кого то - она ровная, без серьёзных жизненных лабиринтов, а у кого-то - закручена в такой сложный узел, что иногда не хватает сил его распутать. Для того чтоб преодолеть этот путь с наименьшими потерями, человек должен выработать в себе стойкость и мужество продолжать идти к цели, чего бы это ему не стоило. Но для этого необходимо тренировка этих самых качеств, потому что они так просто не появятся. И лучший способ выработать в себе эти качества – это занятие, каким либо видом спорта.

Спорт как нельзя лучше подходит для этих целей. Начиная с малого, постепенно достигая небольших результатов, перешагивая через лень, и жёстко меняя свои привычки, человек начинает формировать спортивный характер. Это особый характер, который благодаря упорной работе над собой, изнуряющим тренировкам и самодисциплине, занимает ведущее место в личности человека. Постепенно начинает появляться уверенность в себе, повышается самооценка, и вместо неуверенности приходит устойчивое чувство контроля своей жизни.

В спорте мы находим новых друзей. Спорт повышает нашу активность, выводя нас за рамки привычного мира, и порой настолько изменяет качество нашей жизни, что многие знакомые поражаются произошедшими переменами. И самое приятное – это то, что постепенно начинаешь втягиваться в это новое жизненное пространство, и тебе это нравится. Жизнь приобретает упорядоченные черты, но это не обременяет, а помогает систематизировать деятельность, заменяя бесполезное времяпровождение активностью, которая ведёт к цели.

Каждый человек видит в спорте что-то своё. Кто-то приходит в спорт ради славы, что бы доказать всем что он чего-то в этой жизни стоит, кто просто так, для разнообразия. Мотивов много, но в любом случае спорт делает нашу жизнь насыщеннее и богаче. Он развивает нас, закаляет наш характер, и именно спорт формирует лучше любого другого вида деятельности мужество и жизненную стойкость на пути к нашим целям и мечтам!

Сочинение про Спорт

Спорт существует с самых древних времен и, по моему мнению, изначально являлся своеобразной частью религиозных ритуалов. По сути, традиция представляла собой спортивное мероприятие, но также была и частью верований. Более того, мне кажется, именно благодаря этой традиции появилась и легенда о минотавре.

Как отличаются битвы гладиаторов и современные турниры по боевым единоборствам? Они практически не отличаются. Спорт возрастом практически не отличается от самой человеческой цивилизации.

Меняется только антураж и то не много, но спорт существует как часть цивилизации и есть практически в каждом обществе. К примеру, мне также известно о племенах из Южной Америки, которые ежегодно бегают многодневные марафоны и в течении этого бега даже как-то изящно перекидывают ногами небольшие специальные мячики. Эта традиция снова связана с верованиями племени, но во многом также является и спортом и похожа на простые марафонские забеги, которые популярны в более развитой части цивилизации.

Хотелось бы отметить не только этот аспект, но и спорт как форму самовыражения и саморазвития. Мне кажется, если рассматривать спорт как занятие не только для заработка денег или получения для себя какого-то положения (как нередко бывает в современном мире, ведь спортивная карьера открывает многие двери) но и для совершенствования человека, то он имеет огромное значение в человеческом обществе. Ведь, если разобраться, то спортсмен в итоге учится не только превосходить других (превосходить соперников) самого себя, то есть увеличивать собственные возможности.

В этом свойстве заключается позитивный потенциал спорта, ведь, когда человек становится лучше, то может приносить больше пользы себе и другим. Безусловно, более полезные люди, более нужны этому миру. Поэтому спорт всегда остается его частью.

Несколько интересных сочинений

    Наверно такое бывало с каждым. В твоей жизни появляется человек, который как - то по особенному отпечатывается в твоём сознании. А может вы были знакомы уже много лет

  • Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова (Один день Ивана Денисовича Солженицына)

    Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.

  • Литературная эпоха начала XX века, названная «Серебряным веком», была создана как антипод другой эпохи, созданной Пушкином, под названием «Золотой век». Она характеризуется наличием большого количество философских течений

  • Сочинение рассуждение по рассказу Радуга Бахмутова

    У каждого человека есть воспоминания из детства. Одни события расплываются мутным пятном, другие оставляют яркие впечатления, запоминаясь с мельчайшими подробностями и деталями. А вместе и с событием запоминается каждая эмоция, испытанная в тот момент

  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5, 6 класс (описание)

    Мне нравится эта картина, так как она очень солнечная. Солнце здесь такое жаркое, как в августе, «зрелое». Может быть, мне так кажется из-за того, что на картине люди собирают урожай. Они косят пшеницу или рожь.

Эссе на тему: «Роль спорта в жизни человека».

Выполнила: Фрелих Марина Дмитриевна

Воспитатель КПП

В Казахстане много внимания уделяется спорту, начиная со школьных уроков физкультурой, организацией спортивных секций и заканчивая проведением крупных летних и зимних чемпионатов мирового уровня, на примере недавно завершенной «Универсиады 2017». Ежедневно, я с восхищением наблюдала за каждым стартом молодых ребят, которые отдавали все силы ради победы, не только собственной, а победы своей страны! В них присутствует сила духа и упорство. Для спортсменов спорт - это жизнь!

Но, имеются утверждения молодежи о том, что каждому человеку заниматься спортом совсем необязательно. Так ли это? Постараюсь доказать обратное, используя жизненные примеры.

Я часто встречаю молодых людей, которые изредка занимаются спортом, ссылаясь на занятость и нехватку времени, на имеющиеся более важные и интересные занятия в их жизни.

Пешие прогулки или легкие пробежки, которые прекрасно способны укрепить суставы, в их жизни замещены прокатом на транспортном средстве. Компьютерные игры, сетевые общения затягивают как болото, их мозг перенасыщен информацией, образ жизни становится более неподвижным. Это же касается и офисных работников, которые сгорбившись, сидят у компьютеров и главная цель для них, после рабочего дня, добраться до дивана. Что приобретает человек от своей пассивной жизни? Усталый вид, вялость, частые заболевания, быструю утомляемость, излишний вес. Они чаще всего находятся в унынии. Что мешает каждому человеку заниматься спортом? На мой взгляд - обычная леность.

Я не отношусь к категории профессиональных спортсменов. Я - обычный человек планеты Земля, но в моей жизни, с малых лет, спорт играет огромную роль, являясь не просто каким-то мимолетным увлечением, а именно образом жизни и полезным времяпровождением. Не смотря на полученные ранее травмы, для меня гораздо приятнее пробежаться под пение птиц или легкий хруст снега, вдохнув глоток свежего воздуха. Эти прекрасные чувства удовлетворения от увлечения спортом я стараюсь воспитать в детях.

Наблюдая за подрастающим поколением, за многие годы работы, из собственного опыта, знаю, как благотворно влияет спорт на общее развитие человека. Он дисциплинирует, устраняет леность и вялость, дает возможность получать радость от побед и воспитывает силу воли от поражений, укрепляет здоровье и учит планировать свое время. Утренняя зарядка, на которую потрачено всего пять минут, способна заменить чашку кофе, подарить бодрость и энергию на целый день. Спорт - это главное средство от стресса, это драйв, дарящий радость и прекрасное настроение. Он сближает людей и укрепляет семьи.

Я рада, что имею огромное количество единомышленников разного возраста, которые разделяют мою точку зрения, что спорт является неотъемлемой и очень важной составляющей частью в жизни каждого человека! Мы - педагоги и хотим помочь вырастить здоровое поколение, для которого спорт, будет нормой жизни и ежедневной потребностью. Ведь именно спорт помогает человеку укреплять физическую форму, сохранять физическое и эмоциональное здоровье на долгие годы. Спорт - это жизнь!



mob_info