Технические средства контроля в спорте. Использование современных технических средств при тренировках. Основные положения комплексного контроля

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ

В процессе комплексного контроля в спорте, специалистами разного профиля (педагоги, врачи, биомеханики, физиологи, биохимики, психологи и др.) собирается множество информации о состоянии спортсмена, что в значительной степени позволяет объективно управлять учебно-тренировочной деятельностью. Цель комплексного контроля – всесторонняя проверка уровня подготовленности спортсмена (физкультурника), проводимая во время этапных или углубленных комплексных обследований, регистрация показателей физического и психического состояния, уровня технико-тактического мастерства, особенностей соревновательной деятельности.

Выбор показателей комплексного контроля зависит от цели тестирования; она же определяет критерии, с помощью которых проверяется надежность и информативность батареи тестов. Программы комплексного контроля в разных видах спорта неодинаковы. В батарею тестов комплексного контроля подготовленности спортсменов должны входить информативные показатели состояния здоровья, телосложения, степени развития волевых и двигательных качеств, технико-тактического мастерства.

Примерные показатели комплексного контроля

Состояние спортсмена

Возможные показатели

Здоровье

Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниям, самочувствие и др

Телосложение

Длина и масса тела; относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхваты и массы сегментов тела

Двигательные качества

Время реакции; быстрота стартового разгона; время достижения максимальных значений силы и скорости; предельное время работы заданной мощности; подвижность в суставах

Техническое мастерство

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость техники

Тактическое мастерство

Объем, разносторонность и рациональность тактических действий

Волевые качества

Различия в спортивных результатах, показанных на соревнованиях с большой и малой ответственностью или в опасных и неопасных условиях

Результаты комплексного контроля оцениваются с помощью выведения итоговой оценки (простой или взвешенной) или на основе метода профилей.

1 Возможные показатели контроля за здоровьем …

2 Возможные показатели контроля за телосложением …

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

3 Возможные показатели контроля за волевыми качествами …

4 Возможные показатели контроля за двигательными качествами …

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

5 Возможные показатели контроля за техническим мастерством …

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахДлина и масса тела, относительные массы мышечного, жирового и костного компонентов; длины, обхвата и массы сегментов тела

6 Возможные показатели контроля за тактическим мастерством …

Объем, разносторонность, рациональность, эффективность, стабильность и устойчивость качества выполненных упражнений Результаты медицинских обследований, подверженность простудным заболеваниях, самочувствиеОбъем, рациональность и разносторонность действий спортсменаВремя реакции, быстрота стартового разгона, предельное время работы заданной интенсивности, подвижность в суставахРазличия в спортивных результатах, показанных в разной сложности соревнованиях

7 Цель комплексного контроля

Регистрация показателей физической подготовленности Изучение особенностей соревновательной деятельностиИзучение особенностей тренировочной деятельностиВсесторонняя проверка уровня подготовленности спортсмена (физкультурника)

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗРЯДНЫХ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ, ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ

На основании Единой всероссийской спортивной квалификации определяются разрядные нормы и разрядные требования . Разрядные нормы существуют в видах спорта, где результат измеряется в шкалах интервалов или отношений, а основные условия проведения соревнований строго стандартизированы (легкая атлетика, плавание и.т.п.).

Разрядные требования устанавливаются в тех видах спорта, где результат определяется числом побед, занятым местом либо измеряется шкалой отношений, но сильно зависит от условий проведения соревнований: профиля дистанции или трассы, скольжения и т.п. (например, в играх, единоборствах, лыжном спорте, парусном спорте и др.). Результаты, показанные на разных соревнованиях, непосредственно сопоставлять в этих видах спорте нельзя.

Метрологическая обоснованность разрядных норм и требований гарантирует справедливость оценок достижений в разных видах спорта.

Действующий ранее в стране физкультурный комплекс физических упражнений ГТО и ныне действующий комплекс - “Президентские состязания” характеризуют:

    уровень развития основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.);

    владение некоторыми жизненно важными прикладными навыками.

Эти комплексы составлены с учетом следующих требований:

результаты тестирования должны быть легко измеряемы; на результат тестирования не должны чрезмерно сказываться особенности телосложения; тесты должны быть простыми, не требовать специального дорогостоящего оборудования, быть пригодными для массовых обследований в полевых условиях.

1 Разрядные нормы существуют в видах спорта, где результат объективно измеряется в …

Шкале наименований (номинальная шкала) Шкале интерваловШкале порядкаШкале отношений

2 Контрольные упражнения физкультурных комплексов характеризуют …

Уровень спортивной подготовленности Владение некоторыми жизненно важными прикладными навыкамиУровень здоровьяУровень развития основных двигательных качествУровень всех двигательных качеств

3 Контрольные упражнения физкультурных комплексов должны удовлетворять следующим требованиям: …

Должны быть пригодными для массовых обследований Должны быть комплекснымиДолжны быть многоконтурнымиРезультаты контрольных нормативов должны быть легко измеряемымиНа результат измерения не должны чрезмерно сказываться особенности телослож

КОНТРОЛЬ ЗА ТЕХНИКОЙ И ТАКТИКОЙ СПОРТСМЕНА

Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения. Различают два основных метода контроля за техническим мастерством: визуальный и инструментальный . С помощью этих методов определяются такие важные особенности технического мастерства как: объем техники, разносторонность техники, эффективность техники .

Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и в соревнованиях. Тренировочный объем техники спортсмена свидетельствует о его потенциальных возможностях. Соревновательный объем техники вариативен и зависит от квалификации соперника, тактики поединка и т.п. Например, со слабым соперником удается показать больший объем техники, а с сильным – меньший. Отношение соревновательного объема к тренировочному свидетельствует о реализации потенциальных возможностей технического мастерства.

Разносторонность технической подготовленности спортсмена определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен. Тренировочная разносторонность, как правило, выше соревновательной. Частным случаем разносторонности техники является соотношение приемов, выполняемых в правую и левую сторону.

Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Различают три группы показателей эффективности техники: абсолютную, сравнительную, реализационную. В принципе наиболее эффективной должна быть признана такая техника движения, которая обеспечивает достижение наивысшего результата.

Контроль за спортивной тактикой. Тактикой называется совокупность способов ведения спортивной борьбы. Элементами тактики являются тактические ходы: технико-тактические действия, а также приемы психологического воздействия на соперника, выбора позиции и маскировки намерений. Комбинации тактических ходов называются тактическими вариантами . Тактическим мышлением называется способность быстро оценивать ситуацию и принимать оптимальное решение.

Выделяют пять групп количественных показателей тактического мастерства: общий объем, разносторонность, рациональность, эффективность и освоенность тактики.

Общим объемом тактики называется перечень тактических ходов и вариантов, которыми владеет спортсмен или команда.

Разносторонность тактики показывает, насколько разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды.

Рациональность характеризует тактический ход (вариант) безотносительно к конкретному спортсмену. В видах спорта с объективно измеряемыми результатами существует две разновидности тактики, в зависимости от того, какую цель ставит спортсмен перед собой: показать наилучший для себя результат или выиграть данные соревнования у вполне конкретных соперников.

Эффективность тактики характеризует тактическое мастерство конкретного спортсмена. Тактика тем эффективнее, чем ближе она к индивидуально оптимальному варианту. Способ контроля за эффективностью тактики совпадает с контролем за результативностью отдельных технико-тактических действий. В идеале каждый тактический прием должен выполняться успешно.

1 Общее число действий, которые выполняются на тренировочных занятиях и в соревнованиях, определяет…

2 Степень разнообразия двигательных действий определяет …

Эффективность техники Объем техникиРазносторонность технической подготовленности

3 Степень близости техники к индивидуально - оптимальному варианту определяет…

Эффективность техники Объем техникиРазносторонность технической подготовленности

4 Наблюдения за действиями спортсмена непосредственно называется …

5 Наблюдения за действиями спортсмена с помощью видеомагнитофонной техники называется …

Визуальным контролем Инструментальным контролем

6 Использование кинофототехники для регистрации техники движения называется …

Визуальным контролем Инструментальным контролем

7 Тактический ход (вариант), имеющий установку “на результат” или “на выигрыш”, определяет …

8 Количество тактических ходов (вариантов), которыми владеет спортсмен или команда, определяет …

Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

9 Разнообразие тактических ходов (вариантов) спортсмена или команды определяет …

Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

10 Соответствие тактического мастерства конкретного спортсмена рациональному (оптимальному) варианту определяет …

Общий объем тактики Эффективность тактикиРазносторонность тактикиРациональность тактики

Развитие науки и техники позволяет обеспечить эффективный инструментальный контроль над подготовкой в физической культуре и спорте. В том числе имеется возможность более эффективно проводить отбор, прогноз в спорте и контроль эффективности тренировочной работы. Новые технологии позволяют повысить точность инструментальных методов контроля. В этой связи следует упомянуть разнообразные лазерные измерители и анализаторы двигательных характеристик и процессов, протекающих в организме спортсмена. Сюда же нужно включить цифровую фото- и видеорегистрацию, совместимые через инфракрасные порты и высокоскоростные технологии Bluetooth с компьютерами, имеющими большую емкость оперативной и системной памяти, а также компактные носители информации на CD, DVD, USB Flash. Все это позволяет создавать большие компьютерные базы данных на основе сбора показателей организма спортсменов на разных этапах их подготовки.

Состав измерительной системы

Отдельные приборы, измерительные блоки, средства передачи информации объединяют в единую систему. Последняя должна включать датчики различного типа (сенсоры, например, датчики ЧСС типа Polar), каналы связи, приемное (регистрирующее) устройство и блок обработки информации (наиболее часто это компьютер, рис. 2).

Рис. 2.

В состав измерительной системы часто включаются блоки оптической регистрации движений. Эти блоки представляют собой методы дистанционного и бесконтактного контроля движений. Они служат целям регистрации кинематических характеристик, включая пространственные, временные и пространственно-временные параметры движений. Результаты фотосъемки и/или видеорегистрации движений предназначены либо для их визуального изучения, либо, как сказано выше, для кинематического анализа (регистрация положений, поз, перемещений, скоростей и ускорений). В первом случае результаты исследования представляются в виде фотоснимков, видеофильмов, видеоклипов и др. Во втором случае, в комбинации с компьютерной техникой, имеется возможность регистрировать двигательные характеристики и тем самым осуществлять метрологический контроль технической подготовленности спортсменов. Для решения практических задач в настоящее время широко используется цифровая фото- и видеоаппаратура. Приборы этого типа значительно упрощают обработку материала, особенно при использовании прикладных компьютерных программ. После съемки тренировочного или соревновательного сюжета записанное изображение на карту памяти или DVD прибора (фото- или видеокамеры) может быть отправлено в компьютер, используя USB порт, а также инфракрасный или порт Bluetooth. Положения, позы, перемещения можно подвергнуть детальному анализу, используя программу Adobe Photoshop. Для создания видеоклипов элементов техники движений можно использовать программу Adobe Premier. Для непрерывного контроля игровой деятельности в спортивных играх (баскетбол, футбол, хоккей и др.) используются специальные системы, включающие несколько видеокамер, объединенных в общий контур (например, используя карту видсозахвата изображения) при помощи компьютера.

Запись с цифрового фотоаппарата или видеокамеры можно просмотреть после выполнения упражнения и произвести качественный анализ. Вместе с тем имеется возможность наблюдать движения с помощью видеокамеры в реальном масштабе времени (on-line). Для этого камеру присоединяют к DVD- player, а в том случае, когда требуется выполнить захват изображения и записать его на жесткий диск компьютера, необходимо оборудовать компьютер платой видеозахвага. При работе с аналоговыми видеокамерами установка должна включать преобразователь аналогового сигнала в цифровой. Эту задачу хорошо решают компьютерные платы, называемые TV-tuner, которые легко помещаются на «материнскую» плату компьютера. В этом случае наблюдаемое на мониторе компьютера движение спортсмена может быть «захвачено» (опция «capture» - захват) и записано на жесткий диск для последующей обработки. Этим способом можно регистрировать относительно медленные движения, характерные для гимнастики, акробатики, бега, спортивных игр (то есть не броски и ударные действия). При этом эффективность захвата и записи изображения определяется мощностью процессора компьютера, его быстродействием. Регистрация движений с помощью видеосъемки позволяет эффективно оценивать движения в динамике. Цифровые приборы позволяют фиксировать движения со скоростью более 100 кадров в секунду. Видеозапись изображения движений сочетается с использованием фотоэлектронных методов их регистрации. При помощи фотоэлектронных устройств в спортивной практике точно измеряются моменты окончания движений, например, на финише скоростного бега. Эти методы обладают малой инерционностью и высокой степенью точности.

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

Виды контроля

Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.

Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении как бег на 100 м можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные , которые и должны измеряться в ходе контроля.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля , так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

Контроль за состоянием подготовленности спортсмена . Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

Оценку специальной физической подготовленности;

Оценку технико-тактической подготовленности;

Оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность. Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена. В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность - обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности.

Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования).

Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.


Похожая информация.


1. 1 . Средства спортивной тренировки.

Средства спортивной тренировки – это организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование необходимых спортивных качеств, формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов. С его помощью решаются ежедневные задачи тренировки (занятий). Если говорить об оздоровительной направленности занятий, то в данном случае средства спортивной тренировки призваны решать схожие задачи, за исключением достижения наивысших результатов.

Все средства спортивной тренировки делятся на 4 основных группы:

1. Педагогические средства (физические упражнения, методико-практические основы тренировки, планирование и организация процесса занятий, вербальные/невербальные методы воздействия)

2. Психологические средства (лекции, беседы, аутотренинг, рассуждения и т.д.)

3. Медико-биологически средства (фармакология, массаж, самомассаж, баня, гидропроцедуры и др.)

4. Дополнительные средства (в эту группу входят все факторы, способствующие успешности и непрерывности тренировочного процесса – материально-техническое обеспечение, гигиена, режим труда и отдыха, пропаганда здорового образа жизни и т.д.)

В основе любого оздоровительного вида занятий лежат физические упражнения. Под ними принято понимать двигательные действия, при помощи которых решаются задачи спортивной тренировки. Содержание физических упражнений (т.е. то, из чего они состоят) различается в зависимости от конкретной направленности занятия, от задачи «запуска» необходимых процессов, которые должны возникнуть о организме в ответ на применение тех или иных упражнений.

Эффект физических упражнений (или иными словами – степень воздействия на организм занимающихся) зависит от целого ряда факторов. В первую очередь это, безусловно, индивидуальные особенности организма. Следует иметь в виду, что очень многие спортивные данные имеют ярко выраженный наследственный характер. Во многом этим и объясняется разная степень «одарённости» в определённом виде спорта. Однако для оздоровительных занятий этот показатель не столь важен. Гораздо существеннее сформировать у занимающегося устойчивую мотивацию к постоянным занятиям физической культурой. Поскольку именно она играет едва ли не важнейшую роль в успешности занятий, обусловливает достижение максимально положительного эффекта и в плане освоения упражнений, и в плане выполнения, и в плане их дальнейшего применения.



Нагрузка должна подбираться, исходя из уровня физической подготовленности студента. Упражнения даваться по принципу «от простого к сложному» с постепенным увеличением уровня сложности и интенсивности. Обязательно следует чередовать нагрузку и отдых, иногда даже отступая от плана урока. В случае, если обнаруживается чрезмерная утомлённость занимающихся, целесообразно периоды отдыха увеличить, а интенсивность нагрузки слегка снизить.

Эффект физических упражнений также косвенно зависит от состояния здоровья занимающихся, от сбалансированности пищевого рациона, от организованности режима труда и отдыха и т.д.

Поскольку в основе любой двигательной активности лежит само движение, следует более детально остановиться на его характеристиках. Различают 7 основных групп:

1. Пространственные характеристики (сюда входят такие показатели как положение тела в пространстве, траектория и амплитуда движения).

2. Временные характеристики (продолжительность и темп выполнения упражнения).

3. Пространственно-временные показатели (скорость и ускорение)

4. Динамические характеристики

4.1.Внутренние (сила тяги мышц, их эластичные свойства, сила отражения).

4.2.Внешние (сила тяжести тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды.

5. Ритмические характеристики (ритм, темп, частота)

6. Качественные характеристики (точность, экономичность, плавность, эстетичность и т.д.)

Классификация физических упражнений.

По структуре движений различают 5 видов упражнений:

1. Соревновательные упражнения (они составляют основу спортивной деятельности; могут быть собственно соревновательными и тренировочными).

2. Специально-подготовительные упражнения (они являются средством специальной физической подготовки; могут быть направлены на совершенствование техники движений или на развитие физических качеств).

3. Общеподготовительные упражнения (они являются средством для общей физической подготовки и оздоровления организма; в силу своей специфики широко применяются на занятиях физической культуры в школах и вузах).

4. Имитационные упражнения (служат средством совершенствования техники движений)

5. Идеомоторные упражнения (упражнения, направленные на создание мысленного представления структуры движения, его техники с целью совершенствования качества его воспроизведения).

В зависимости от соответствия упражнений требованиям соревновательной деятельности, упражнения делятся на две группы:

1. Специфические (используемые исключительно для данного вида спорта)

2. Неспецифические (заимствованные из других видов спорта с целью усиления тренировочного эффекта).

1.2. Контроль в спортивной тренировке.

В настоящее время периодически звучат мнения о том, что следует исключить любые попытки оценивания уровня подготовленности занимающихся на занятиях по физической культуре в школе и в вузе. Мотивируют эту точку зрения тем, что у всех детей разные данные, разный уровень способностей, и менее подготовленные будут страдать в психологическом плане.

Звучат и противоположные мнения, авторы которых предлагают серьёзно усложнить и ужесточить перечень обязательных нормативов для школьников и студентов. Подобная позиция объясняется всё более слабыми спортивными результатами, демонстрируемыми занимающимися.

Прежде всего следует разобраться с термином «контроль» в тренировочном процессе. Под ним чаще всего понимают процесс оценивания эффективности используемых методик путём получения количественных и качественных данных по итогам обследования занимающихся (тренирующихся).

Различают три основных вида контроля в спортивной тренировке: этапный, текущий и оперативный. Разумеется, контроль в сфере спорта высших достижений существенно отличается от контроля в процессе оздоровительных занятий, поскольку цели и задачи тренировочных процессов совершенно различно. Однако терминология видов контроля идентична.

Оперативный контроль осуществляется в течение одного занятия. Текущий контроль позволяет отслеживать динамику в течение месяца. Этапный контроль охватывает значительные временные промежутки, обязательно учитывает начальное, промежуточное и заключительное состояние занимающихся. Проводится раз в полгода или раз в год.

Одной из основных форм оценивания на занятиях оздоровительной направленности является тестирование, под которым следует понимать испытание (измерение), проводимое с целью выявить способности, возможности занимающихся выполнять то или иное действие (динамического или статического характера) в заданным условиях. Для каждого теста должна быть разработана шкала оценивания, которая учитывает возраст занимающегося и средние показатели, исходя из него. При необходимости, через какое-то время, может проводиться ретест – повторное тестирование.

Контрольные вопросы.

1. Что такое «средства спортивной тренировки»?

2. На какие группы делятся средства спортивной тренировки? Что они в себя включают?

3. От чего зависит эффект физических упражнений?

4. Какие характеристики двигательной активности Вам известны?

5. Какие виды упражнений выделяют на основании структуры движения?

6. На какие группы делятся упражнения в зависимости от соответствия требованиям соревновательной деятельности?

7. Что такое «контроль» в спортивной тренировке?

8. Какие виды контроля Вы знаете? Каковы особенности каждого из них?

КОНТРОЛЬ В СПОРТЕЭто средство получения информации о
состоянии системы спортивной подготовки
Целью контроля является оптимизация
процесса подготовки и соревновательной
деятельности на основе объективной оценки 1
1)
различных
сторон
подготовленности
спортсмена:(технической,
физической,
тактической,
психологической)
и
функциональных
возможностей
систем
организма спортсменов;
2) различных сторон и условий процесса

Основные задачи контроля

Основные задачи контроля
оценка состояний спортсменов;
оценка уровня их подготовленности;
оценка выполнения планов спортивной
подготовки (по нагрузке и обеспечению) ;
оценка выполнения соревновательной
деятельности;

Требования к контролю

Объективность (достоверность полученной
информации не зависит от контролера);
Информативность(получение максимума
информации при мин. затратах);
Валидность (результат контроля отражает
именно то свойство, которое мы хотим
проверить и оценить);
Доступность (простота процедуры контроля);
Контроль должен быть не разрушающим.

виды контроля:

виды контроля:
этапный (оценка долговременного
тренировочного эффекта (в течение ряда лет,
макроцикла, периода, этапа);
текущий (оценка текущих состояний
(следствие нагрузки серии занятий,
тренировочных или соревновательных
микроциклов);
оперативный (оценка оперативного
состояния, срочных реакций организма
спортсмена на нагрузки в ходе отдельного
тренировочного занятия).

виды контроля:

виды контроля:
Входной(предварительный)
контроль: оценка исходного уровня
подготовленности спортсменов;
Итоговый контроль: оценка уровня
подготовленности спортсменов по
результатам проделанной работы за
определенный промежуток времени
(результаты главных соревнований)

Показатели входного контроля являются
исходными данными для анализа динамики
изменения результатов спортсменов.
По
результатам
итогового
контроля
определяется индивидуальный кумулятивный
показатель конкретного спортсмена и его
рейтинговая оценка.

виды контроля: (по содержанию и направленности)

углубленный;
избирательный и локальный контроль;
в зависимости от применяемых средств и
методов: педагогический (оценка уровня техникотактической и физической подготовленности,
особенности выступлений в соревнованиях,
динамика спортивных результатов);
социально-психологический (особенности
личности спортсмена);
медико-биологический;
комплексный контроль.

Контроль соревновательной деятельности

Выявляет сильные и слабые стороны
подготовленности спортсменов путем
сравнения полученных результатов с
запланированными, а также с
показанными ранее, и с результатами
соперников.

Контроль уровня подготовленности спортсменов

Контроль уровня подготовленности
спортсменов
В техническом плане - объем и разносторонность
техники, степень ее реализации в соревновательной
обстановке и устойчивость к сбивающим факторам.
Этапный контроль показывает изменения в технике,
наступающие в силу кумулятивного эффекта.
Текущий - изменения в отдельных фазах, частях
спортивного движения.
Оперативный - изменения в технике (срочные реакции в
процессе одного занятия)

10. В тактическом плане количественные и качественные составляющие тактического мастерства спортсменов, а также разносторонность, рацион

В тактическом плане количественные и
качественные составляющие тактического
мастерства спортсменов, а также
разносторонность, рациональность и
эффективность тактических действий.

11. Контроль физической подготовленности

Оценка уровня ОФП (необходимый уровень
физического развития и гармоничного развития
всех физических качеств);
оценка уровня развития специальных
физических качеств определяющих спортивный
результат. (скоростных, силовых, скоростносиловых, координационных качеств, гибкости,
выносливости, "взрывной" силы и др.).

12. Контроль состояния функциональных систем

Оценка ССС, дыхательной, ЦНС, ОДА,
сенсорных систем, обмена веществ и др.;
Оценка резервов функциональных систем;
Выявление лимитирующих звеньев.

13. В психологическом плане

В психологическом плане
Оценка личностных и морально-волевых качеств, обеспечивающих
достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях;
стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников
высокой квалификации, умение показывать высокие результаты на
главных соревнованиях;
сосредоточенность внимания в связи со спецификой вида спорта и
различных соревновательных ситуациях;
способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в
ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);
степень восприятия параметров движений, способность к
психологической регуляции мышечной координации, восприятию и
переработке информации;
возможность анализаторской деятельности, сенсомоторных реакций,
пространственно-временной антиципации,
способность к формированию опережающих решений в условиях
дефицита времени и др.

14. Теоретическая подготовка

оценка уровня специальных знаний:
по избранному виду спорта (правила соревнований,
регламента соревнований, особенности инвентаря и др.);
по организации и проведения спортивной тренировки,
психофизиологических реакций организма спортсменов на
нагрузки, связанные с их тренировочной и соревновательной
деятельностью;
биомеханических характеристик спортивных движений
и т.д.

15. Рис.1 Состояния организма спортсмена и виды контроля в управлении спортивной тренировкой

Рис.1 Состояния организма спортсмена и виды контроля в
управлении спортивной тренировкой

mob_info