Кувырок вперед из стойки на руках обучение. Обучение основным акробатическим упражнениям. Длинный кувырок вперед: техника выполнения
Техника выполнения: Выполняется из седа с наклоном или после седа назад с прямыми ногами. Заканчивая перекат, назад согнувшись, поставить руки около плеч пальцами к плечам и быстро разогнуться ногами вверх, одновременно активно выпрямляя руки; опуская ноги назад, принять упор присев.
Последовательность обучения.
1. Махом одной и толчком другой повторить стойку на руках с помощью.
2. Из стойки на руках опустить прямые ноги на опору и сгибая их выполнить упор присев.
3. Из положения, лежа на спине согнувшись (прямые ноги касаются опоры за головой, руки опираются у плеч) активно разгибаясь и выпрямляя руки выполнить стойку на руках с помощью.
4. Из седа с наклоном перекатом назад стойка на руках с помощью и возвращение в И.п.
5. Из седа с наклоном кувырок назад через стойку на руках с помощью.
6. Из о.с. наклониться как можно глубже и, теряя равновесие назад, опереться руками о пол около колен (сед с прямыми ногами) и кувырок назад через стойку на руках с помощью.
Рекомендации: необходимо отметить, что чем больше скорость кувырка, тем активнее надо разгибаться и выпрямлять руки. Помощь и страховку осуществлять стоя сбоку, придерживая за ноги, правильно направляя их во время разгибания.
Кувырок, назад прогнувшись через плечо
Техника выполнения: Из седа, руки вверх, наклониться назад и одновременно поднимая ноги перекатиться на лопатки, руки отвести в стороны и положить ладонями на опору. Опираясь на руки, голову наклонить на левое плечо и разогнуться в стойку на правом плече. Затем мягко (в прогнутом положении) перекатиться через грудь и живот в упор, лежа на бедрах.
Последовательность обучения.
1. Повторить перекаты прогнувшись.
2. Из положения лежа на спине согнувшись, руки в стороны (ладони на опоре), голова наклонена на левое плечо, разгибаясь выполнить стойку на правом плече с помощью.
3. То же, но после стойки на плече выполнить перекат прогнувшись в упор, лежа на бедрах с помощью
4. То же, но из седа руки вверх (выполнять медленно)
5. Выполнить кувырок, назад прогнувшись через плечо с помощью.
6. При уверенном исполнении можно выполнять самостоятельно.
Страховать сбоку (с противоположной стороны от наклона головы), руками держать за голень и помогать выполнить стойку на плече, далее, если необходимо, поддерживать ноги, чтобы перекат был мягким и в прогнутом положении.
Стойки - положения стоя. В акробатике стойками называют вертикальное положение ногами кверху - с указанием опоры.
Техника выполнения. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев (рис. 73).
Последовательность обучения.
Группировка из различных и. п.
Из упора присев кувырок вперед в сед в группировке.
Из упора присев перекат назад и перекатом вперед упор присев.
5. Из упора присев кувырок вперед в упор присев. Типичные ошибки.
Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
Отсутствие отталкивания ногами.
Недостаточная группировка.
Неправильное положение рук.
Опора руками сзади при переходе в упор присев. Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение
доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
Кувырок в сторону
Техника выполнения. Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у переката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение тела необходимо продолжить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.
Последовательность обучения.
Группировка из положения лежа на спине.
Из упора стоя на коленях перекат в сторону.
Из упора стоя на коленях кувырок в сторону.
Из упора присев кувырок в сторону в упор присев.
Типичные ошибки.
В начале кувырка рука не ставится на предплечье.
Неплотная группировка.
Страховка и помощь. Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.
Стойка на лопатках согнув ноги
Техника выполнения. Стойка на лопатках выполняется перекатом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затылком подставить руки под поясницу (большими пальцами вперед), ноги согнуты, голени вертикально. Это подводящее упражнение для обучения стойке на лопатках (рис. 74).
Последовательность обучения.
Из упора присев перекаты назад и вперед.
Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги.
Типичные ошибки.
Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.
Туловище не принимает вертикального положения.
Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Страховка и помощь. Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.
Из стойки на лопатках согнув ноги перекатом вперед упор присев
Техника выполнения. Убрав руки с поясницы, начать перекат вперед, одновременно взять группировку. В конце переката
выполнить энергичное движение плечами вперед и принять упор присев.
Последовательность обучения.
Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.
Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед упор присев.
Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги (держать), перекатом вперед сед в группировке.
Из упора присев перекатом назад стопйка на лопатках согнув ноги (держать), перекатом вперед, упор присев.
Типичные ошибки. Аналогичны ошибкам при выполнении стойки на лопатках согнув ноги и второй половины кувырка вперед.
Страховка и помощь. Помогать стоя сбоку в момент перехода в упор присев, подталкивая под спину или плечо.
Комбинация для совершенствования и контрольного урока
Из упора присев кувырок вперед в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - перекатом вперед упор присев - кувырок в стороны в упор присев и о. с.
Это движение, Кувырок назад с выходом в стойку на руках, не относится к самым лёгким.
Но несомненно является очень эффектным.
Поскольку мы занимаемся дома, обычно, для разучивания, мы используем вариант с выходом через голову. Хотя в спортивной гимнастике выходят непосредственно на руки.
Прежде, чем приступить к разучиванию Кувырка назад с выходом в стойку на руках, мы должны уметь делать:
- кувырок назад,
- стойку на голове,
- кувырок назад с выходом в стойку на голове,
- стойку на руках,
- своеобразный выжим со стойки на голове в стойку на руках.
После того, как хорошо освоим каждый из этих элементов, мы спокойно можем перейти к его разучиванию. В этом случае, разучивание движения «Кувырок назад с выходом в стойку на руках» не представит никаких сложностей.
Стойка на голове — это проходящее движение. Мы не стоим на голове и не задерживаемся в стойке на голове. Тяжесть тела ни в один из моментов не должна задерживаться на голове. Хотя в первое время это неизбежно.
Начнём с кувырка.
Кувырок назад.
Кувырок назад — это был второй элемент для разучивания в нашей школе.
Дети его делают всегда с удовольствием, если для его обучения соорудить что-то вроде горки, с которой можно скатываться.
Взрослые же, которые начали заниматься недавно, вздыхают с облегчением, видя это сооружение. Это несомненно легче, чем если бы на поверхности матраса, расстеленного на полу.
Итак, сооружаем горку, садимся на неё и …катимся вниз, как мячики.
Стойка на голове.
Стойку на голове начинаем изучать с опорой ног об стенку. Но прежде чем добраться до этого положения, нам придётся немало попрыгать в прямом смысле этого слова.
1. Сядьте на корточки лицом к стене недалеко от неё,
2. опустите голову на подушку, которую Вы, конечно не забыли положить между Вами и стеной.
3. При этом движении, конечно, некоторые части тела поднимутся вверх. Например, нижняя часть спины со всем, что к ней прилагается. нам именно это и надо!
4. начинаем «прыгать», то есть отталкиваться ногами, стараясь облокотить нижнюю часть спину против стены, оставаясь в положении вниз головой.
Кувырок назад с выходом в стойку на голове.
Этот урок немного сложнее предыдущих.
У детей достигается многократным повторением «играючи»
Не стоит говорить ребёнку, что это сложное движение.
Играйте!!! Игра заключается в следующем:
-встать с боковой стороны матраса и вытянуть руку ладонью вниз
— предложить ребёнку достать ногами до вашей, расположенной над матрасом, ладони во время кувырка назад
Эта, своеобразная, «планка» должна казаться ребёнку достижимой.
Повышать протянутую руку постепенно, по мере достигнутых ребёнком результатов, пока не увидите, что после кувырка он выходит в стойку на голове. Пример этой игры будет показан в последнем видео.
При недостаточной физической подготовленности тела, у взрослых это движение может занять намного больше времени. Просто многократным повторением его «не возьмёшь». Могут появиться неприятные ощущения в области шейного позвонка. Делайте небольшое количество попыток ежедневно, продолжая при этом работать над укрепление тела в целом.
Не надо думать, что можно укрепить мышцы шеи, не укрепив всего остального. Наберитесь терпение и укрепляйте всё тело! В жизни Вам всё пригодится, а в акробатике — это залог успеха.
Стойка на руках.
Стойка на руках разучивается также, как и стойка на голове. Начинаем разучивать движение с опорой ног об стенку.Здесь нам тоже придётся немало попрыгать.
Поставить руки недалеко от стены и начать подпрыгивать, опираясь на них. Цель — подпрыгнуть достаточно высоко, чтобы суметь прислонить тело (спину) против стенки, вытянув ноги.
Как только вы научитесь вставать на руки в этом положении, можно начинать отводить стопы от опорной стены, оставаясь в этом положении на некоторое время.
В этом же положение надо начинать «отжиматься». Не обязательно опускаться доставая головой до пола уже с самого начала. Начинать можно с пяти сантиметров вниз и вверх, как ленивые отжимания от пола.
Кувырок назад с выходом в стойку на руках.
Ну, вот, наконец-то мы и добрались до сути, то есть до кувырка назад с выходом в стойку на руках.
Если Вы хорошо усвоили все предыдущие элементы, то скорее всего, уже попробовали и собрать всё вместе, выполнив и это движение.
Бывает, что получается уже с первого раза. А иногда приходится ещё поработать.
Но помните, чем дольше Вы останавливаетесь на каком-либо элементе, тем крепче становится Ваше тело!
Тема урока : «Стойка на руках, переход в кувырок вперёд(ю), стойка на руках у стены(д), кувырок вперёд, кувырок назад» Совершенствование
Цели урока:
Образовательная: Совершенствование техники выполнения упражнений. Сформировать знания и умения для выполнения данных упражнений. Уметь осуществлять страховку.
Способствовать развитию умений устно анализировать выполнение техники упражнений, постредством страховки при выполнении данных упражнений, развивать способность исправлять ошибки.
3. Способствовать воспитанию самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Место проведения: спортивный зал. Участники: учащиеся 10 класса.
Форма работы: Беседа, диалог, групповая, парная, индивидуальная.
Ресурсы: ноутбук, презентация, стикеры, скамейка, ручки, карточки, оценочные листы, гимнастические маты.
Час. Ур.
Содержание урока
время
Организационно-методические указания
Подготовительная часть урока минут 15 минут
1 . Построение. Сообщение темы, цели и задач урока. Повороты на месте.
Следить за дисциплиной. Внешний вид.
2 . Позитивный и психологический настрой учащихся: Тренинг «переправа»
Придумать чем вы отличаетесь друг от друга
Беседа. Диалог.
Учитель выбирает одного ученика и прикрепляет на его лоб стикер с ключевым словом, ученик может задать три вопроса классу, ответом на которые может быть только, да или нет, ответы найти в презентации.
3.Т ехника б езопасности на уроках гимнастики Презентация
4.
Опрос домашнего задания
Устное выступление ученицы с информацией «Что такое вестибулярный аппарат»
Учащиеся слушают, и ученик, задаёт один толстый вопрос выступающей ученице. Оценивает в оценочном листе. Учитель формативно оценивает ученицу, стикером.
5.Медленный бег в умеренном темпе, бег приставными шагами правым боком, левым боком, спиной вперёд. «Шагом Марш!», «стой!» отжимание юноши от пола 20раз, девушки от скамейки 12 раз, медл. бег, «шагом,марш!», «стой!» приседания ю-25раз; д-15раз, медл. Бег, спортивная ходьба, «шагом, марш!».
Дистанция два шага.
Скамейку задевать грудью.
Пятки от пола не отрывать.
Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Через середину по три «Марш!», «Стой!», «Направо!», от направляющего, в правую сторону на вытянутые руки «разомкнись!»
6. ОРУ на месте для развития гибкости смотреть карточку.
Перестроение в одну шеренгу. «Налево!» В колонну по одному за направляющим, «Шагом Марш!». Направляющий, на месте, «стой!»
Проверка домашнего задания
Ученица подготовила карточку и проводит разминку на месте.
Вторая ученица оценивает её в оценочном листе. Учитель формативно оценивает ученицу, стикером.
7. Деление на группы по три ученика способом «сладкие предметы».
Выбрать спикера группы. Спикерам отдать карточки – задание.
8. Индивидуальное задание для учащегося не готового выполнять упражнения. Тестирование с использованием ноутбука.
Учеников построить в шеренгу и каждому дать конфетку с разной этикеткой. Ученики с одинаковой этикеткой попадают в одну группу.
Лист самооценивания ученица заполняет сама по окончании теста.
Основная часть урока 25 минуты
9 . Стойка на руках с помощью, кувырок вперёд.(юноши)
Техника выполнения. Стоя, на маховой ноге, толчковую ногу вперед на носок, руки вверху ладонями вперед, шагом сделать выпад, наклонить туловище вперед, поставить прямые руки на пол, на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть на пол, немного наклонив голову назад. Согнуть руки в локтях голову прижать к груди, колени согнуть, выполнить группировку лёжа, сидя, встать руки в стороны.
Девушки:
выполняют упражнение, стойка на руках у стены.
Выполнить задание в группе каждому по одной попытке.
Страховка: спикер стоит справа и оказывает помощь при выполнении задания.
Поймать ученика за щиколотку, и помочь удержать вертикальное положение туловища, затем согнуть колени и сделать спину «круглой».
Страховка: спикер стоит справа и оказывает помощь при выполнении задания, ловит за щиколотку, приводит ноги к стене.
Ошибки: слабый толчок ногой; руки расставлены широко, голова не закинута назад.
10.Учитель раздаёт карточки – тесты
затем спикер идёт со своей карточкой - заданием в др. группу и показывает упражнения следующей группе, осуществляет страховку.
11.
Кувырок вперёд.
Техника выполнения.
В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперёд и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись через голову и коснувшись лопатками пола, выполнить группировку лёжа. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола опустить ноги и, посылая руки вперёд, прийти в упор присев, встать руки в стороны.
12 .Учитель раздаёт карточки – тесты
13.
Кувырок назад.
Техника выполнения.
Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперёд, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на пол за плечами и отжаться.
Страховка: спикер стоит справа на коленях и оказывает помощь при выполнении задания. Голову ученику выполняющему упражнение наклоняет рукой вперёд и подталкивает под бедро.
Ошибки: слабый толчок ногами, голова не прижата к груди, спина прямая.
Учащиеся в них ручками рисуют стрелки. Должно быть соответствие упражнения – данному виду спорта.
Страховка: спикер стоит справа на коленях и оказывает помощь при выполнении задания. При выполнении кувырка назад, надо подтолкнуть учащегося под спину, для того чтобы ему было легче перевернуться и встать на ноги.
Ошибки: слабый толчок руками, колени не прижаты к груди, спина прямая, руки не стоят возле головы, ученик не разгибает локти.
Заключительная часть 3урока 5минут
14.Саморефлексия
15.Подведение итогов
Учащиеся заполняют таблицу, выступают по одному.
Организованный выход из спортзала.
Спокойно друг за другом по раздевалкам «Шагом, марш!»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
В комплексной программе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражнений. Они предусмотрены с I по XI класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей динамичности и эмоциональности они широко используются на занятиях гимнастикой в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся. При их выполнении воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Большое значение эти упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как скоростная сила, гибкость, ловкость, прыгучесть. Проведение акробатических упражнений не требует использования различных снарядов, поэтому организация занятий гимнастикой возможна в любой школе. Фронтальный, фронтально-посменный, поточный и игровой способы организации учащихся при выполнении этих упражнений способствуют значительному повышению плотности урока. Несложные и хорошо освоенные равновесия, стойки, «мосты» можно с успехом выполнять в подготовительной части урока, включать в различные подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий.
Здесь рассматриваются акробатические упражнения, составляющие базовый компонент комплексной программы. Их освоение позволит учащимся выполнить требования общегосударственного образовательного стандарта по физической культуре. При описании каждого упражнения даются техника выполнения, сопровождаемая рисунком или кинограммой, последовательность обучения, типичные ошибки, страховка и помощь.
Для освоения наиболее сложных упражнений рекомендуются обучающие программы.
Известно, что учащиеся I-IV классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения. Однако к V-VII классам интерес начинает снижаться, а к VIII-XI классам - исчезает совсем. Подобное можно объяснить тем, что для младших школьников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упражнения без больших изменений переходят вместе с школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает. Так не должно быть - зародив интерес к этим упражнениям, учитель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять и соединять с другими элементами, включать в игры, эстафеты.
АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В I-XI КЛАССАХ
I КЛАСС
Группировка
Техника выполнения. Группировка - это согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе (рис. 1, а), сидя (рис. 1, б), лежа на спине (рис. 1, в).
Рисунок 1.
Последовательность обучения.
1. Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округлять спину.
2. Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
3. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппироваться.
4. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, принять группировку сидя.
Типичные ошибки.
Ø Откинутая назад голова.
Ø Ноги вместе, не разведены.
Ø Ноги разведены слишком широко.
Ø Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).
Ø Неплотная группировка.
Требования к выполнению . Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя положение группировки.
Перекаты
Техника выполнения . Перекаты - это движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты используют как подводящие упражнения во время обучения кувыркам. Программой предусмотрены перекаты вперед и назад в группировке (рис. 2), в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.
Рисунок 2
Последовательность обучения .
1. Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.
2. Из положения группировки сидя перекат назад и перекатом вперед вернуться в и. п.
3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.
4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п.
5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выполнить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.
6. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группировке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и. п.
7. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.
8. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными положениям рук (вверху, за спиной, к плечам).
Требования к выполнению . Наиболее сложным из приведенных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно давать из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.
II КЛАСС
В этом классе программой предусмотрено обучение следующим акробатическим упражнениям: кувырку вперед и в сторону, стойке на лопатках согнув ноги и из стойки на лопатках согнув ноги перекату вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед.
Кувырок вперед
Техника выполнения . Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев (рис. 3).
Рисунок 3.
Типичные ошибки.
Ø Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).
Ø Отсутствие отталкивания ногами.
Ø Недостаточная группировка.
Ø Неправильное положение рук.
Ø Опора руками сзади при переходе в упор присев.
Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.
Кувырок в сторону
Техника выполнения . Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у переката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение тела необходимо продолжить в том же направлении и, переворачиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.
Типичные ошибки.
Ø В начале кувырка рука не ставится на предплечье.
Ø Неплотная группировка.
Страховка и помощь . Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.
Типичные ошибки.
Ø Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
Ø Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.
Ø Туловище не принимает вертикального положения.
Ø Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.
И контрольного урока
Из упора присев кувырок вперед в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - перекатом вперед упор присев - кувырок в стороны в упор присев и о. с.
III КЛАСС
Осваиваются следующие упражнения: 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
Два-три кувырка вперед
Техника выполнения. После первого кувырка, который выполняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.
Последовательность обучения .
2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх.
3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев.
Типичные ошибки.
Ø Остановка между кувырками.
Ø Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед.
Стойка на лопатках
Техника выполнения . Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить (рис. 5).
Рисунок 5
Последовательность обучения .
1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.
2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - разогнув ноги стойка на лопатках - держать.
3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.
4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.
Типичные ошибки.
Ø Сгибание в тазобедренных суставах.
Ø Тело отклонено от вертикальной плоскости.
Ø Широко разведены локти.
Страховка и помощь . Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками (рис. 6).
Рисунок 6
Типичные ошибки.
Ø Ноги в коленях согнуты, ступни на носках (рис. 8).
Ø Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей (рис. 9).
Рисунок 8 Рисунок 9
Ø Руки и ноги широко расставлены.
Ø Голова наклонена вперед.
Страховка и помощь . Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.
Перекат назад в группировке
И контрольного урока
Из упора присев два кувырка вперед в группировке в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках (держать) - перекатом вперед лечь и «мост» - лечь, перекат назад с опорой руками за головой - перекатом вперед упор присев и о. с.
IV КЛАСС
Кувырок назад в группировке
Техника выполнения . Из упора присев, руки несколько впереди - тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев (рис. 11).
Рисунок 11
Типичные ошибки.
Ø Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).
Ø Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.
Ø Неплотная группировка.
Ø Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.
Ø Медленное переворачивание.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.
И контрольного урока
Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках – перекатом вперед лечь и «мост» опуститься в положение лежа на спине - сесть, руки в стороны - опираясь слева поворот в упор присев - кувырок вперед в упор присев - прыжок вверх прогибаясь и о. с.
V КЛАСС
В этом классе идет совершенствование кувырков вперед и назад, стойки на лопатках.
И контрольного урока
1. Кувырок вперед, правая скрестно перед левой
и поворот кругом в упор присев - 2,5 балла
2. Кувырок назад - 3,0 балла
3. Перекатом назад стойка на лопатках - 3,0 балла
4. Перекатом вперед упор присев и о. с. - 1,5 балла
VI КЛАСС
Учащиеся данного класса должны научиться выполнять «мост» из положения стоя с помощью, совершенствовать кувырки вперед и ранее изученные элементы.
VII КЛАСС
С этого класса мальчики и девочки начинают осваивать разные упражнения. Мальчики должны освоить кувырок вперед и стойку на лопатках и стойку на голове и руках согнув ноги. Девочкам предстоит освоение кувырка назад в полу шпагат.
Типичные ошибки.
Ø Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.
Ø Постановка рук с широко разведенными локтями.
Ø Ошибки, типичные для стойки на лопатках.
Страховка и помощь . Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.
Типичные ошибки.
Ø Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.
Ø Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).
Ø Сгибание ног не к груди, а за спину.
Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени.
Кувырок назад в полушпагат
Техника выполнения . Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, - полушпагат (рис. 15).
Рисунок 15
VIII КЛАСС
Мальчики должны освоить кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойку на голове. Девочки - «мост» и поворот в упор стоя на одном колене.
Типичные ошибки.
Ø Неправильная постановка рук, как при выполнении кувырка назад.
Ø Слишком запоздалое разведение ног.
Ø Неполное разгибание ног в момент разведения.
Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая под спину в момент переворачивания через голову. Чтобы выполняющий не задел страхующего ногами при их разведении, последний должен находиться рядом с выполняющим в и. п.
Длинный кувырок
Техника выполнения . Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками (рис. 17).
Рисунок 17
Последовательность обучения .
1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
2. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличены ем расстояния между ногами и руками в упор присев.
3. Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.
Типичные ошибки.
Ø Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.
Ø Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.
Ø Появление фазы полета из-за слишком большого расстояния между стопами и местом постановки рук.
Ø Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.
Страховка и помощь . Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.
Стойка на голове
Техника выполнения . Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний треугольник, толчком стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения (рис. 18).
Рисунок 18
Последовательность обучения .
1. Из упора присев стойка на голове согнув ноги (упражнение VII класса).
2. Из упора присев стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением тела до прямого положения.
3. Из упора присев толчком двумя ногами стойка на голове и возвратиться в и. п.
Типичные ошибки .
Ø Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).
Ø Голова поставлена близко или далеко от рук.
Ø Неполное разгибание в тазобедренных суставах.
Ø Излишнее прогибание в пояснице.
Ø Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения (рис. 19).
Рисунок 19
«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене
Техника выполнения. Описание техники выполнения «моста» из положения лежа на спине и из положения стоя с помощью приведены для учащихся III и VI классов. Поэтому здесь остановимся на технике поворота в упор стоя на одном колене из положения «мост». Перенося тяжесть тела на правую (левую) руку и правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо (налево). Повернувшись на 90°, согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на правом (левом) колене, другую назад. Завершая поворот, опереться на левую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обычное положение.
Типичные ошибки.
Ø Недостаточная передача тяжести тела на руки.
Ø Слишком широкая постановка рук на пол.
Ø При повороте нет толчка ногой, противоположной повороту от пола.
Ø Опускание и сгибание ноги сзади.
Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной повороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.
IX КЛАСС
В этом классе мальчики осваивают из упора присев силой стойку на голове и руках и с трех шагов разбега кувырок вперед прыжком, а девочки - равновесие на одной, выпад вперед и кувырок вперед.
Типичные ошибки.
Ø Неправильное положение рук и головы, описанное ранее.
Ø Стойка выполняется толчком двумя или махом одной и толчком другой.
Ø Слишком далеко или близко поставлены руки от ног, и при разгибании ног туловище принимает наклонное положение: либо вперед (когда руки поставлены слишком близко к ногам), либо назад (когда руки поставлены слишком далеко от ног).
Ø Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах (до того момента, когда туловище еще не примет вертикального положения).
Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину, другой под ногу.
X-XI КЛАССЫ
В этих классах юноши должны освоить кувырок прыжком через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках с помощью, кувырок назад через стойку на руках с помощью и переворот в сторону. Девушки совершенствуют комбинации из ранее освоенных элементов.
Кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см
Техника выполнения. Кувырок выполняется аналогично кувырку прыжком с трех шагов разбега, но высота полетной фазы постепенно увеличивается, для чего и увеличивается длина и скорость разбега (рис. 26).
Рисунок 26
Типичные ошибки.
Ошибки такие же, как и при кувырках прыжком без препятствия. В связи с опасностью получения травм учащиеся, не освоившие кувырок прыжком с места, не должны допускаться к выполнению данного прыжка.
Типичные ошибки.
Ø Неправильное положение головы (не отклоняется назад).
Ø Слишком прогнутое тело.
Ø Слишком широкая или узкая постановка рук.
Ø Не полностью выпрямлено тело в плечевых и грудинно-ключичных суставах.
Страховка и помощь. Помогать со стороны маховой ноги, вытянув одну руку вперед (над местом постановки рук), второй захватить ученика за бедро или голень маховой ноги. Поднятая рука служит ориентиром. Учащийся должен остановиться в момент касания ее ногами (рис. 28).
Рисунок 28
Переворот в сторону
Техника выполнения. Из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх ладонями вперед и сделать шаг той ногой, в какую сторону выполняется переворот, затем, наклоняясь вперед, опереться о пол одноименной рукой (если переворот выполняется влево, то левой рукой) пальцами в эту же сторону на расстоянии шага от толчковой ноги и махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках ноги врозь. Далее, оттолкнувшись поочередно руками, прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны (рис. 29).
Рисунок 29
Типичные ошибки.
Ø Руки и ноги не ставятся на одной линии.
Ø Переворот выполняется не через стойку на руках.
Ø Голова не отклонена назад, и ученик не контролирует постановку рук.
Ø Переворот выполняется не через стойку на руках, т. е. тело проходит не в вертикальной плоскости, а сбоку.
Страховка и помощь. В практике применяют три основных варианта помощи проводкой по движению со стороны спины:
1. Одной рукой поддерживать за пояс, другой под плечо.
2. Захватом обеими руками скрестно за поясницу.
3. Захватом обеими руками за поясницу.
Типичные ошибки.
Ø Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах.
Ø Запоздалое разгибание в тазобедренных суставах.
Ø Неправильная постановка рук.
Страховка и помощь. Стоя сбоку ноги врозь около места постановки рук, взять за ноги и помочь разогнуться в стойку на руках и, подтолкнув за ноги, оказать помощь при завершении кувырка.
ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ
Для освоения наиболее сложных упражнений, а также для сравнительно слабых учащихся можно рекомендовать метод программированного обучения с использованием обучающих программ, составленных по типу алгоритмических предписаний. В них учащимся дается серия последовательно выполняемых учебных заданий с обязательным проведением контроля или самоконтроля качества выполнения каждого задания, позволяющего переходить к следующей серии заданий. Ниже приведены обучающие программы для освоения кувырка назад, стойки на руках и переворота в сторону.
Кувырок назад
Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1); наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2-3); разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4-5).
Что должен знать учащийся при освоении кувырка назад?
1. В упоре присев подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.
Что он должен уметь?
Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.
Серии учебных заданий
Информационные кадры (Что делать?) | Операционные кадры (Как делать?) | Контрольные кадры |
I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад | ||
1. Наклоны и круговые движения | Выполнять вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера | |
2. Вращение кистями | Выполнять, сцепив пальцы рук | |
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на 2-3-й рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке. | Выполнять с прямым телом, локти прижаты к туловищу. | Выполнять в темпе 2-3 раза. |
II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений | ||
1. Упор присев. | Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки. | Из о. с. быстро и правильно принять и. п. |
III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение | ||
1. Перекат назад в группировке. | Из и. п. повторить перекат назад в группировке в и. п. | Из упора присев перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев. |
IV серия - упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими | ||
1. То же, что в III серии | То же, что и в III серии в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки | Из о.с. упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев |
V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения | ||
1. Опора руками за плечами. | Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой. То же, лежа на спине. | |
2. Перекат назад в группировке и опора руками. | Выполнить из седа, ноги на ширине стопы, группировку, перекат назад и опереться руками за плечами; возвратиться в и. п. То же из упора присев. | |
3. Кувырок назад по наклонной плоскости. | Из седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад. | |
4. То же в обычных условиях с помощью. | Из седа выполнить с помощью кувырок назад (при оказании помощи стоять сбоку и приподнять одной рукой плечо) в упор присев, встать. | Из о. с. упор присев (и. п.), кувырок назад и встать в о. с. |
VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом | ||
1. Два кувырка назад с паузой. | Из упора присев выполнить кувырок назад, встать - пауза 2 с, упор присев и кувырок назад. | |
2. Два кувырка назад. | Из упора присев два кувырка назад в упор присев, с группировкой, колени врозь; после первого кувырка не делать паузу. | Два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять 2-3 с на месте. |
Серии учебных заданий
Информационные кадры (Что делать?) | Операционные кадры (Как делать?) | Контрольные кадры (Контрольное упражнение, тест) |
I серия | ||
1. Поднимание рук | Поднимая руки вверх, вытягиваться в плечах, не прогибаться; то же, но кисти назад, встать на носки | |
2. Поднимание и опускание плеч. | В стойке руки вверх поднимать и опускать плечи; то же с набивным мячом или грифом штанги | |
3. Наклон вперед | Выполнять с соупражняющимся наклон прогнувшись. То же из и.п. стоя ноги врозь (вместе), руки на плечи друг другу | |
4. Выпад вперед. | Выполнить из о.с. выпад вперед (на толчковой ноге), руки вниз, и обратно в и.п. | Выполнить упражнение 3-4 раза поочередно, не сгибая ноги |
5. Поочередные ногой назад. | Выполнять поочередные махи ногами у гимнастической стенки (с наклоном вперед; прямыми руками взяться за рейку) | |
II серия | ||
1. Выпад вперед с опорой руками | Из о. с. выполнить выпад (на толчковой ноге) и поставить прямые руки на опору. Маховая нога сзади прямая. | Выполнить упражнение 2-3 раза подряд |
III и IV серии | ||
1. Толчком одной, махом другой сменить положение ног. | Из о. с. выпад вперед с опорой на руки, передавая тяжесть тела на руки, толчком одной и махом другой сменить положение ног (при махе ногой поднять таз как можно выше). | После первой попытки - и. п. и повторить упражнение 2-3 раза. |
V серия | ||
1. Стойка на руках с помощью. | Выполнять с помощью: в упоре лежа (тело прямое) двое партнеров сбоку захватывают исполнителя за бедра и голени и поднимают в стойку на руках. | |
2. То же махом одной и толчком другой ногой. | С шагом одной опереться на руки (с началом маха прямой ногой поддерживать исполнителя под бедро и голень), выйти в стойку; устранить ошибки. То же с поддержкой в стойке на руках. | |
3. Стойка на руках с опорой всем телом о стенку. | Стойка на руках с опорой всем телом о подвешенный к стенке мат. | |
VI серия | ||
1. Стойка на руках | Выполнять с соупражняющимися: толчком одной, махом другой стойка на руках (партнер поддерживает после выхода в стойку). То же самостоятельно (выход в стойку без фиксации). | Стойка на руках толчком одной и махом другой 2 раза подряд. |
Переворот в сторону
Техника выполнения. Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой (кадр 1); поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на руках, ноги врозь (кадры 2-3) и, продолжая движение, передать тяжесть тела на левую руку; отталкиваясь, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (кадры 4-5).
Что должен знать учащийся при освоении переворота в сторону?
2. Переворот начинать стоя лицом вперед.
3. При выходе в стойку на руках опираться руками поочередно.
4. В стойке на руках широко разводить ноги.
5. При выполнении переворота в сторону руки и ноги ставить на одной линии.
Что он должен уметь?
1. Толчком одной и махом другой выходить в стойку на руках.
2. Выполнить стойку на руках, широко разводя ноги (у стены или с помощью).
Серии учебных заданий
Информационные кадры (Что делать?) | Операционные кадры (Как делать?) | Контрольные кадры (Контрольное упражнение, тест) |
I серия | ||
1. Наклоны в стороны. | Выполнять в широкой стойке, медленно, с полной амплитудой, не наклоняясь вперед. | |
2. Выпад в сторону. | Выполнять выпад с одновременным наклоном туловища к правой; встать на правой, левую в сторону, руки в стороны (то же в другую сторону). | |
3. Поочередные взмахи ногами в стороны. | Из о. с. выполнять прямыми ногами, с постепенным увеличением амплитуды точно в сторону (с опорой руками о стенку). | |
II серия | ||
1. Выпад вперед. | Из стойки на левой взмахом правой, руки вперед, вверх, выполнять широкий выпад правой | Быстрое выполнение выпада |
2. Выпад в сторону с опорой руками о пол. Быстрое выпрямление опорной ноги в стойку на одной ноге. | Из выпада толчком левой стойка на правой ноге, левую в сторону – 2 с, опустить левую | |
III серии | ||
1. Стойка на руках | Выполнять махом одной и толчком другой с опорой ногами о стенку (или с помощью партнера). В стойке вытягиваться на руках и не пргибаться | Стойка на руках у стены (самостоятельно), стоять 2-4 с. |
IV серия | ||
То же, что серия III | Выполнять стойку на руках с быстрым взмахом и отталкиванием | Стояка на руках (самостоятельно) у стенки |
V серия | ||
1. Стойка на руках ноги пошире | Из стойки на руках с опорой о стенку (или с помощью) опускание в стойку ноги врозь без прогибания в пояснице. | |
2. Из стойки на руках ноги врозь опускание в сторону с опорой ногами о стенку или с помощью партнера | Выполнять с помощью (поддерживать исполнителя под правое плечо правой рукой и за пояс левой рукой); из стойки на руках ноги врозь опускаться в стойку ноги врозь, руки в стороны. | |
3. Стойка на руках ноги врозь с поворотом налево. | После повторения выпада левой поставить руки по разметкам, с помощью партнера выйти в стойку на руках ноги врозь с поворотом (помощь оказывать в начале маха правой, стоя со стороны спины и захватив руками ноги). | |
|
||
4. Выход в стойку на руках с поворотом и с последующим опусканием в стойку ноги врозь, руки в стороны. | Выполнять с соупраж-няющимся (первый выполняет стойку на руках, ноги врозь с поворотом; второй, поддерживая под плечо и за пояс, переворачивает первого в стойку ноги врозь, руки в стороны). | |
5. Переворот в сторону. | Переворот выполняется по разметкам с проводкой. | Переворот в сторону самостоятельно. |
VI серия | ||
1. Темповый подскок. | Выполнять с места небольшой подскок на левой с одновременным по |