"висы и упоры на гимнастической стенке". Упражнения начальной подготовки Техника выполнения виса на гимнастической стенке

  • Вис углом

  • перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять

  • прямые ноги до горизонтального положения.

  • Можно выполнить и следующим образом: из виса

  • принять вис согнув ноги и после этого разогнуть

  • ноги в вис углом.

  • Вис прогнувшись

  • выполняется на гимнастической стенке,

  • перекладине, кольцах, брусьях. Желательно

  • обучать на гимнастической стенке.

  • Из виса стоя сзади согнувшись толчком ног

  • перейти в вис прогнувшись. Руки абсолютно

  • прямые, затылок, спина, ноги и пятки касаются

  • стенки. Голова отклонена назад.

    • Вис на согнутых ногах и руках (вис завесом)

    • выполняется на перекладине или брусьях р/в.

    • Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать

    • перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и

    • руках (вис завесой двумя). Можно выполнить и

    • другим способом: из виса стоя сзади с наклоном

    • вперед толчком двумя, через вис согнувшись,

    • вис на согнутых ногах и руках.

    • Вис на одной.

    • Хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене,

    • кладется на перекладину, жердь, другая - прямая

    • и немного опущена вниз, тело немного прогнуто,

    • голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя

    • сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень

    • ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя

    • сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади,

    • перемахом одной ногой.

    • Вис на одной вне

    • выполняется аналогично вису на одной (завесом),

    • только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.


    Вис на согнутых ногах

    • Вис на согнутых ногах

    • выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги

    • вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка

    • прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя

    • сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в

    • коленных суставах. Выполнять упражнение из

    • виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя),

    • опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают

    • поочередно, а затем одновременно. При переходе из

    • виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах

    • страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.

    • Ярославской области
      Рыбинский педагогический колледж

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
      по гимнастике
      специальность 050720 «Физическая культура»
      на тему:
      «Висы и упоры.
      Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы»

      Студента 5 курса Ф группы:
      Голеухина Андрея

      Преподаватель:
      Смирнова Татьяна Владимировна

      Рыбинск
      2011
      Оглавление

      Введение………………………………………………………… ………………………..3

        Определение висов и упоров. Виды висов и упоров…………………………….4
        Значение висов и упоров………………………………………………………….. .6
        Методика обучения висам и упорам с 1 по 11 класс общеобразовательной школы………………………………………………………………… ……………….8
      Заключение…………………………………………………… ………………………...41
      Литература…………………………………………………… …………………………42

      Введение
      Гимнастика – одно из наиболее массовых и доступных средств физического воспитания человека. Её значение обусловлено эффективностью воздействия на организм занимающихся, доступностью и разнообразием средств.
      Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня (упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурно-спортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях.
      Гимнастика – одно из действенных и универсальных средств физического воспитания, применяемое с целью образования, спортивной подготовки, оздоровления, восстановления, лечения, приобретения жизненно необходимых навыков прикладного, производственного или оборонного значения. Она является хорошим средством для укрепления здоровья и играет существенную роль в оздоровлении людей разного возраста и пола, разного уровня физической подготовленности, спортсменов и начинающих заниматься спортом. Гимнастические упражнения оказывают положительное влияние на показатели деятельности жизненно важных органов и систем, активизируют обмен веществ, развивают нервно-мышечный аппарат, улучшают кондиции (силу, выносливость, гибкость, координацию) и фигуру (путем снижения количества жира, исправления осанки, изменения пропорций тела). Средства гимнастики благотворно влияют на формирование личности.
      Рассмотрим висы и упоры, которые являются одними из видов упражнений на снарядах и благоприятно влияют на организм, укрепляя опорно-двигательный и нервно-мышечный аппараты.

        Определение висов и упоров. Виды висов и упоров
      Вис: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. 2. В акробатике - положение верхнего, при котором его плечи находятся ниже хвата руками. Различают висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).
      - вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры (напр., на брусьях разной высоты).
      - вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.
      - простой вис. Положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).
      - вис сзади. Вис на отведенных назад руках.
      - смешанный вис. Положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол др. частью тела.
      - вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
      - вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
      - вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.
      - вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты - бедрами) впереди или сзади места хвата.
      - вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.
      На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.
      В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.
      Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.
      Упор: 1. Гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Различают упоры простые и смешанные.
      - упор боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.
      - упор верхом. см. УПОР ноги врозь правой (левой).
      - горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.
      - упор кольцом. Смешанный упор. Положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.
      - упор лежа. Смешанный упор. Положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.
      - упор лежа на бедрах. Смешанный упор. Положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.
      - упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками.
      - упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.
      - упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.
      - упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.
      - упор ноги врозь вне. Упор с прямыми широко разведенными горизонтально нога ми, расположенными за руками.
      - упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.
      - упор присев. Смешанный упор. Положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.
      - простой упор. Положение с опорой только руками.
      - разный упор. 1). Положение на женских брусьях, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая - в упоре на руке на верхней. 2). Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая - на тело снаряда.
      - упор сзади. 1). Смешанный упор. Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. . Положение в упоре, когда снаряд находится за телом.
      - смешанный упор. Положение с опорой не только руками, но и др. частью тела.
      - упор спереди. 1). Смешанный упор. Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится перед телом.
      - упор стоя ноги врозь. Смешанный упор с прямыми разведенными ногами.
      - упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
      2. В акробатике вертикальное или горизонтальное положение занимающегося с опорой на руки и расположением плеч выше точек опоры. Разновидности упоров: углом, высокий угол, на локтях, на локте с поддержкой, на локте ("крокодил"), горизонтальный упор и т. д. Упор в групповой акробатике - это положение на партнере, при котором плечи верхнего находятся выше (на уровне) опоры, а усилия направлены на отталкивание.
        Значение висов и упоров
      Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
      В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и под-лезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
      Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоро-стно-силовых качеств.
      Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.
      Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.
      По своей физиологической характеристике висы и упоры относятся к группе упражнений, для которых характерным элементом является силовое напряжение. Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции и т.д.
      В лечебной физкультуре висы применяются в двух видах:
      1) висы чистые;
      2) висы смешанные.
      Упражнения в чистом висе
      При чистых висах вся нагрузка при выполнении упражнений осуществляется мышечными группами верхних конечностей и корпуса. Другими словами, тяжесть тела преодолевается работой ограниченных мышечных групп, имеющих непосредственное отношение к движениям грудной клетки.
      При чистых висах грудная клетка фиксируется в определенном положении, что зачастую вызывает задержку дыхания и натуживание. Последнее, повышая внутригрудное давление, задерживает приток венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.
      и т.д................. Глава 9.

      Методика обучения упражнениям в висах и упорах

      Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет.

      В 1 классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазаний, перелезаний и подлезаний, а со 2 класса приступают к освоению висов и упоров.

      Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий.

      Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.

      На занятиях основной гимнастикой в младших классах упражнения в лазанье проводятся в смешанных упорах и висах. Лазанье в смешанных упорах и висах гораздо легче, нежели на одних руках, так как при выполнении лазанья в смешанных висах в работе принимают участие руки, ноги и мышцы туловища. Учитывая трудность упражнения в лазании, необходимо проводить их, начиная с простых приемов таких, как лазание по наклонно поставленным гимнастическим скамейкам, гимнастической стенке, наклонно и горизонтально подвешенным канатам, а затем уже переходить к изучению приемов лазания по вертикальному канату.

      Лазанье по гимнастической стенке выполняется вверх и вниз, одноименным и разноименным способами, а также влево и вправо приставными шагами.

      Последовательность обучения:

      1. Произвольное лазанье вверх и вниз.

      2. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами.

      3. Имитация движений рук и ног на полу для лазанья одноименным способом.

      4. Лазанье по стенке вверх и вниз одноименным способом.

      5. Имитация движений рук на полу для лазанья разноименным способом.

      6. Лазанье по стенке вверх и вниз разноименным способом до определенной высоты.

      7. Лазанье влево и вправо. Упражнение выполняется приставными шагами с попеременной перестановкой в сторону одноименной ноги и руки.

      Перелезание через гимнастическое бревно высотой 60 см может выполняться двумя способами (рис. 15):

      Перелезание поочередно перенося ноги;

      Перелезание опираясь руками и ногами.

      Рис. 15.

      Висы. Упражнения в висах выполняются хватом сверху (а), снизу (б) и разным хватом (в) (рис. 16).

      Висы бывают: вис стоя на согнутых руках (а), вис стоя (б), вис стоя сзади (в), вис присев (г) (рис. 17), вис присев сзади (д), вис лежа (е), согнувшись (ж), вис лежа сзади (з) (рис. 18).

      Начиная со 2 класса, ученики должны выполнять нормативы по физической подготовленности в подтягивании. Мальчики выполняют подтягивание на перекладине из виса, а девочки – из виса лежа.

      Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне):

      1. Упор присев на гимнастической скамейке можно выполнять поперек и продольно. Упор присев можно выполнять на коне, козле, бревне.

      2. Упор стоя на коленях или упор стоя на одном колене, другую ногу назад.

      3. Упор лежа может выполняться на полу, гимнастической скамейке, бревне.

      4. Упор лежа сзади выполняется из упора сидя сзади спиной к гимнастической скамейке.

      5. Упор лежа боком выполняется на полу, гимнастической скамейке, бревне, коне.

      6. Упор стоя с опорой руками о гимнастический снаряд.

      9.1. Прикладные упражнения

      Лазанье по канату на согнутых руках с захватом ногами скрестно . Последовательность обучения:

      1. Вис на согнутых руках (5-6 сек).

      2. На гимнастической стенке поднимать согнутые ноги (5-6 раз).

      3. Из виса на согнутых руках на гимнастической стенке, медленно разгибая руки, прийти в вис за 6-8 сек. Повторить 2-3 раза.

      4. Из виса сидя ноги врозь на канате перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук принять вис стоя. Повторить 2-3 раза.

      5. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната.

      6. Сидя на стуле, взяться за висящий канат руками над головой, захватить его ногами и попытаться выпрямиться, зафиксировав это положение, возвратиться в и.п.

      7. То же, но разгибая ноги и одновременно сгибая руки, выполнить вис на согнутых руках.

      8. Из виса стоя на согнутых руках захватить канат ногами и, разгибая ноги, перехватить руками выше. После этого вернуться в и.п.

      9. Лазанье по канату на высоту 1,5-2 м.

      Лазанье по канату в три приема. Последовательность обучения:

      1. Повторить подводящие упражнения для обучения лазанью на согнутых руках с захватом каната ногами.

      2. Повторить лазанье по канату в висе на согнутых руках с захватом каната ногами.

      3. На полу фронтально имитировать основные положения тела в лазанье в три приема:

      О.с., руки вверх (и.п. для лазанья в три приема);

      Присед, руки вверх – первый прием ;

      Из приседа, руки вверх, встать и согнуть руки – второй прием ;

      Из о.с. с согнутыми руками – руки поочередно вверх (третий прием, перехват).

      4. Эти же движения, но на гимнастической стенке.

      5. В висе на канате на прямых руках захватить канат ногами и коленями. Выполнить 2-3 раза.

      6. В висе на канате с захватом его ногами, разгибая ноги, подтянуться как можно выше. Повторить 5-6 раз.

      7. Лазанье в три приема по канату.

      Преодоление препятствий. Задача обучения состоит в том, чтобы научить детей умению использовать изученные способы перелезания в более сложных условиях. Для решения этой задачи увеличивается высота снаряда, используются полосы препятствий. Комбинации упражнений для преодоления полосы препятствий вначале должны быть простыми и состоять из 2-3 элементов. Например, пройти по рейке гимнастической скамейки, перепрыгнуть через другую, перелезть через бревно высотой 80-100 см одним из способов, изученных ранее. Полосы препятствий могут быть самые различные в зависимости от задач урока и соответствующих условий. Для полос препятствий можно использовать обручи, набивные мячи и другие снаряды.

      9.2. Примерные комбинации и связки для совершенствования выполнения упражнений в висах и упорах

      На перекладине или брусьях р/в:

      1. Из виса лежа быстрое сгибание и разгибание рук (6-8 раз).

      2. Из виса присев толчком ног вис согнувшись (удержать 2-3 сек) (3-4 раза).

      3. Из упора опускание вперед в вис присев.

      4. Из упора опускание в вис углом с помощью и без нее (мальчики).

      5. Вис присев, толчком двумя, перемах одной, согнув ногу, в висе на одной (завесом) с последующим возвращением в и.п.

      6. То же, но перемах двумя в вис на согнутых ногах и руках (вис завесом на двух).

      На гимнастической стенке:

      1. Лицом к стенке вис на согнутых руках, держать 5-6 сек.

      2. Из виса на верхней рейке поочередными перехватами рук опускание вниз.

      3. Из виса спиной к стенке поднимание согнутых ног 5-6 раз.

      4. То же, но удержание согнутых ног и разгибание их вперед в вис углом и медленное опускание ног в вис.

      На гимнастической скамейке:

      1. В упоре лежа, руки на скамейке, сгибание и разгибание рук (мальчики – 8-10 раз; девочки – 5-6 раз).

      2. В упоре лежа сзади сгибание и разгибание рук (мальчики – 5-6 раз; девочки – 3-4 раза).

      3. Из упора лежа, руки на скамейке, покрытой матом, толчком ног в упор присев и прыжок вперед в положение правильного приземления.

      Начиная с 5 класса, усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, упражнений их дозировке. Мальчики для выполнения висов и упоров используют перекладину и брусья, а девочки - брусья разной высоты (р/в).

      9.3. Упражнения на перекладине

      Вис. На высокой перекладине это положение является исходным для начала всех упражнений. Особенно важно правильное положение тела в висе для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. В положении виса тело ученика должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мускулатуры в области поясницы. Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышечных групп, которое сохраняется и при выполнении размахиваний. Сгибание или прогибание в положении виса недопустимо. В правильном положении виса голова удерживается прямо и находится между руками.

      Размахивания в висе – серии махов вперед-назад, следующих один за другим. При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:

      В крайней точке маха назад-прямое или лежа слегка согнутое положение;

      В вертикальном положении – прямое (как в висе) положение туловища;

      В крайней точке маха вперед – слегка согнутое положение (ученик должен видеть носки ног).

      Начальными элементами в обучении на перекладине являются:

      Поднимание прямых ног из виса в угол;

      Вис, согнувшись и прогнувшись;

      Подъем переворотом в упор;

      Упор на руках, перемахи в упоре левой (правой) ногой и повороты на 180 о;

      Оборот назад в упоре и вперед из упора верхом;

      Подъем разгибом.

      Подъем разгибом. Имитационные упражнения для подъема разгибом:

      Из и.п. лежа на спине гимнастическая палка в руках впереди, поднять прямые ноги и поднести к гимнастической палке. Сделать разгиб ногами до бедра в упор сидя;

      -
      из и.п. вис стоя на гимнастической стенке, ноги на второй рейке, руки на высоте бедер, сгибание и быстрое разгибание тела, не сгибая рук.

      Т
      Рис. 19.
      ехника выполнения подъема разгибом.
      Проходя вертикальное положение после маха назад, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и одновременно отвести руки назад за голову. Не задерживаясь в положении прогнувшись, быстро согнуться в тазобедренных суставах и в плечевых и поднести середину голеней к перекладине. С началом маха назад продолжить сгибание плечевых и начать разгибание в тазобедренных суставах. В результате этих действий тело повернется до положения упора (рис. 19).

      Из размахивания изгибами и подтягиванием подъем переворотом в упор . В положении виса поднять ноги вперед в вис углом, энергично опуская ноги вниз максимально прогнуться (повторить 2-3 раза, постепенно увеличивая амплитуду размахивания); с движением ног вперед-вверх подтянуться как можно выше, посылая ноги на перекладину до положения виса согнувшись (на животе). Прогибаясь и выпрямляя руки, выйти в упор.

      Последовательность обучения:

      Подтягивание в висе;

      Размахивание изгибами;

      То же со сгибанием рук, одновременно с махом ног вперед-вверх, до положения виса на согнутых руках;

      Подъем переворотом на низкой перекладине;

      Из размахивания изгибами, подтягиванием, подъем переворотом в упор с помощью.

      Из размахивания в висе соскок махом назад . К обучению соскоку махом назад приступают после овладения техникой размахивания в висе на перекладине.

      Последовательность обучения:

      Размахивание в висе;

      В конце маха назад энергичное прогибание без опускания рук;

      Соскок махом назад с помощью и страховкой.

      Помощь оказывается надавливанием (на мах вперед) под спину и (на махе назад) под грудь. После отпускания рук надо сопровождать обучаемого, передвигаясь вместе с ним в направлении соскока, быть готовым поддержать от падения.

      9.4. Упражнения на брусьях

      Основные упражнения, выполняемые на брусьях следующие: размахивание в упоре, размахивание в упоре на руках, соскоки, подъемы махом вперед (назад), кувырок из седа ноги врозь.

      Размахивание в упоре. Фазы мах назад – вертикальное положение – мах вперед чередуются так же, как при размахивании на перекладине.

      Последовательность обучения:

      Показав правильное размахивание, предложить ученикам выполнить это упражнение, обратить внимание на наиболее общие ошибки;

      Проимитировать (удерживая учеников за голеностопные суставы) правильные позы на махи вперед и назад;

      Вновь предложить каждому выполнить упражнение самостоятельно.

      Размахивание в упоре на руках. Позы на махе назад и на махе вперед в основном те же, что и при размахивании вообще.

      Последовательность обучения. Так же как и при размахивании в упоре, с помощью тренера обозначить позы на махе вперед и назад. Необходимо потребовать от учеников выполнить упор на руках согнувшись махом вперед, через положение, подобное стойке на лопатках в акробатике.

      Из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь. Техника выполнения. Перехватиться руками вперед вплотную к бедрам, затем, сгибаясь и поднимая таз, широко развести локти в стороны, плечи поставить ближе к кистям, голову наклонить вперед и, не отпуская рук, начать кувырок. Уравновесив тело в положении упора согнувшись и соединив ноги, перехватиться руками вперед завершить кувырок в сед ноги врозь.

      Обучение:

      Из упора ноги врозь на полу кувырок вперед в сед ноги врозь;

      На брусьях махом вперед упор согнувшись.

      Брусья: из размахивания в упоре сгибание и выпрямление рук (рис. 20).

      Упражнение выполняется как на махе вперед, так и на махе назад. Последний вариант более труден. Из конечного положения на махе назад одновременно с началом маха вперед слегка подать плечи вперед и согнуть руки. К моменту прохождения вертикали незначительно согнуться в тазобедренных суставах. С движением ног вперед-вверх разогнуть руки.

      Последовательность обучения:

      Размахивание в упоре (до положения ног выше жердей);

      Сгибание и разгибание рук в упоре (не менее 4-6 повторений);

      Размахивание в упоре на согнутых руках (оказывать помощь, поддерживая под спину и грудь);

      Размахивание в упоре (в середине брусьев), махом назад развести ноги и мягко опустить их внутренними сторонами стоп на жерди (принять упор лежа на жердях), согнуть руки, свести ноги и махом вперед разогнуть руки (с помощью);

      Сгибание и разгибание рук (с помощью и страховкой).

      П
      омощь
      оказывать, надавливая снизу под бедро в момент разгибания рук. Для страховки поддерживать под бедро и спину (особенно высокорослых и имеющих излишний вес).

      И
      Рис. 21.
      з размахивания в упоре на руках махом вперед подъем
      (рис. 21).

      На махе вперед слегка опустить тело («провиснуть») и незначительно согнуться в тазобедренных суставах. При прохождении ногами линии жердей энергично разогнуться, отталкиваясь плечами от жердей, и, подавая плечи вперед, выйти в упор.

      Основные моменты при обучении подъему махом вперед следующим:

      Мах вперед должен быть достаточным для подъема;

      Раннее начало подъема (когда ноги не дошли еще до линии жердей) приводит к движению тела вперед, а не вперед-вверх в направлении подъема, что является ошибкой.

      Последовательность обучения:

      Размахивание в упоре на руках;

      Подъем махом вперед и сед ноги врозь;

      Подъем махом вперед (с помощью и страховкой).

      Помощь оказывать нажимом выхода в упор. При падении вперед поддерживать под грудь (падение вперед происходит в том случае, когда обучаемый при оказании очень сильной помощи не «чувствует» себя в упоре и поэтому при махе назад сгибает руки, что и ведет к падению).

      Махом вперед соскок боком (рис. 22). Как только ноги на махе вперед пройдут вертикаль перенести центр тяжести тела на правую (левую) руку, послать ноги вперед-вверх в сторону соскока, энергично оттолкнуться левой (правой) рукой и повернуться боком; опираясь на правую (левую) руку, прогнуться и соскочить спиной к брусьям.

      Последовательность обучения:

      Размахивание в упоре на концах брусьев лицом наружу;

      -
      Рис. 22
      то же, с соскоком боком (на низких брусьях);

      То же, но в середине брусьев;

      Махом вперед соскок боком (со страховкой).

      Страховка: стоя сбоку со стороны опорной руки, быть готовым поддержать при падении.

      Обучение упражнениям на брусьях требует прочного овладения техникой размахивания, а также хорошего развития силы мышц рук и плечевого пояса. Преждевременные попытки выполнить упражнение в целом, особенно слабо физически подготовленным и учащимися, могут привести к очень серьезным травмам.

      Упражнения на брусьях разной высоты

      Размахивания изгибами. Из виса на верхней жерди поднять ноги вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах. Затем бросковым движением ног вниз и назад разогнуться полностью в тазобедренных суставах, упруго прогибаясь в пояснице, одновременно подать плечи вперед, сохраняя провисание на прямых руках. Весь этот цикл движений повторяется нужное количество раз, в определенном темпе без задержек.

      Последовательность обучения:

      1. Вис углом и вис стоя (прогнувшись) на гимнастической стенке.

      2. Вис углом и вис лежа ноги сзади на низкой перекладине.

      3. Размахивание изгибами в висе на верхней жерди.

      Из виса присев на нижней жерди подъем в упор на верхнюю жердь. Из виса присев энергично выпрямить ноги, оттягиваясь по направлению вниз-назад и сохраняя полное провисание ног, резко нажать прямыми руками на верхнюю жердь вперед-книзу и, оттолкнувшись ногами, выйти в упор.

      Последовательность обучения:

      Из виса присев вис стоя согнувшись на гимнастической стенке;

      Из виса стоя согнувшись на гимнастической стенке прямыми руками притягивание к стенке (полусогнувшись) с помощью;

      Напрыгивание в упор на нижнюю жердь с помощью;

      Из виса присев на нижней жерди подъем в упор на верхнюю жердь.

      Страховка и помощь . Преподаватель стоит под верхней жердью справа от занимающегося, поддерживает и помогает: левой рукой под таз, правой – под бедро спереди.

      Подъем переворотом в упор на нижней жерди . Из виса стоя на согнутых руках отвести одну ногу назад. Затем махом ею вперед-вверх и толчком другой ноги, не разгибая рук, соединить ноги, энергично направляя их вверх-назад черед жердь и опустить верхней частью бедер на жердь сверху. Напрягая мышцы передней поверхности ног и выпрямляя руки, энергично разогнуться в тазобедренных суставах и спине (не опуская ног), выйти в упор, поднять голову, прогнуться.

      Последовательность обучения:

      1. Из упора на нижней жерди опускание туловища вперед. Затем, разгибаясь и выпрямляя руки, упор.

      2. Махом одной и толчком другой вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ногами о верхнюю жердь и затем махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор (с помощью).

      3. Махом одной и толчком другой подъем переворотом.

      Страховка и помощь. Преподаватель стоит слева спереди: левой рукой за ноги, правой – под спину и при выходе в упор левой рукой под плечо, правой – снизу под ноги.

      Равновесие стоя на нижней жерди хватом за верхнюю жердь и соскок прогнувшись из упора присев на одной ноге на нижней жерди махом другой назад . Из равновесия, наклоняя туловище вперед и взявшись рукой за нижнюю жердь, принять упор присев на одной, другую вперед. Махом свободной ногой и энергичным отталкиванием опорной ногой перенести массу тела на опорную руку, соединить ноги и прогнуться. В начале движения вниз перехватиться с верхней жерди за нижнюю жердь, другую руку отвести в сторону (рис. 23).

      П
      оследовательность обучения:

      1. Махом одной, толчком другой стойка на руках на полу с помощью.

      Рис. 23
      2. Стоя боком у гимнастической стенки, хватом одной рукой за стенку, махом одной и толчком другой ногой стойка на руках с помощью.

      3. Выполнение соскоков с брусьев разной высоты.

      Страховка и помощь : стоя сбоку у места приземления одной рукой поддерживать под плечо опорной руки, другой – под живот.

      (брусья разной высоты)

      1. Из виса стоя лицом к верхней жерди подъем переворотом махом одной, толчком другой в упор на нижней жерди.

      2. Перемах левой с перехватом левой за верхнюю жердь и поворот направо с перемахом левой в сед на левом бедре снаружи, правую руку в сторону.

      3. Хватом правой сзади сед углом.

      4. Сгибая правую ногу, встать и равновесие на ней.

      5. Хватом правой за нижнюю жердь упор присев, левую ногу вперед и соскок, прогнувшись, махом левой назад и толчком правой.

      Комбинация для контрольного урока

      (параллельные брусья)

      1. Из размахивания в упоре на руках подъем махом вперед в сед ноги врозь.

      2. Перемахом внутрь упор углом (держать).

      3. Махом назад перемах в сед ноги врозь.

      4. Кувырок вперед в сед ноги врозь.

      5. Перехват сзади, перемах внутрь и мах назад.

      6. Соскок махом вперед (углом) вправо (влево).

      Вопросы:

      1. Какие способы организации занимающихся используются при выполнении упражнений в висах и упорах?

      2. Какие бывают хваты при выполнении упражнений в висах и упорах?

      3. Какие бывают висы?

      4. Какие существуют приемы при лазании по канату?

      5. Что такое упор?

      6. Что такое вис?

      7. Как осуществляется страховка при выполнении подъема переворотом на перекладине?

      8. Чем отличается упор от упора на руках?

      9. Чем отличаются смешанные висы и упоры от простых?

      10. В каком положении находится учащийся при выполнении виса прогнувшись?

      1. Вис (рис. 129). Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плече­вого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вначале по­ложение виса изучают на гимнастической стенке, где упражне­ние могут выполнять одновременно 10-15 человек. Вис можно

      выполнять как спиной к стенке, так и лицом к ней. При выпол­нении виса спиной к стенке необходимо следить за тем, чтобы ученики касались ее затылком, лопатками, ягодицами, икро­ножными мышцами и пятками, а при выполнении виса лицом к стенке - грудью, животом, бедрами и носками.

      2. Вис на согнутых руках (рис. 130). Из виса стоя на согнутых руках на гимнастической стенке на первой или второй рейке, опуская ноги, принять вис на согнутых руках. На снарядах вис на согнутых руках можно принять из виса стоя: слегка отталки­ ваясь ногами и сгибая руки, повиснуть на согнутых руках и кратковременно зафиксировать это положение.

      3. Вис согнув ноги (рис. 131). Из виса присев оттолкнуться ногами, согнуть их в коленях и кратковременно зафиксировать это положение.

      Начиная со II класса, ученики общеобразовательной школы должны выполнять нормативы по физической подготовленно­сти в подтягивании. Мальчики выполняют подтягивание на пе­рекладине из виса, а девочки из виса лежа. Так как принятие нормативов является своеобразным тестированием, то при этом необходимо придерживаться определенных требований к вы­полнению этих упражнений.

      Подтягивание из виса на перекладине (мальчики)

      Техника выполнения. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми.

      Требования к уровню физической подготовленности: 4 раза и больше - высокий; 2-3 раза - средний; 1 раз - низкий.

      Подтягивание из виса лежа (девочки)

      Техника выполнения. Выполняется на низкой перекладине или н/ж брусьев разной высоты. Ученица берется за переклади­ну хватом сверху, при этом перекладина должна находиться на уровне подложечной ямы, затем, постепенно переставляя ноги вперед и оставляя руки согнутыми, выпрямляет полностью те­ло. После этого разгибает руки, причем стопы остаются на мес­те, ноги слегка согнуты в коленях. Подтягивание считается вы­полненным, если подбородок поднимается до уровня кистей.

      Требования к уровню физической подготовленности: 12 раз и больше - высокий; 4 раза - средний; 2 раза - низкий.

      В целях подготовки к выполнению нормативов целесообраз­но на уроках выполнять подтягивания из виса лежа согнувшись на перекладине и из седа ноги врозь на канате, а также в висе с помощью. Определенный эффект в этом плане дают упражне­ния в уступающем режиме. Например, из виса на согнутых ру­ках медленное возвращение в вис или в вис стоя, толчком ног снова вис на согнутых руках и возвращение в и. п. Для укреп­ления мышц брюшного пресса рекомендуется выполнять сгиба­ние и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.

      Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)

        Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 132) мож­но выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положени­ем уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим ска­мейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.

        Упор стоя на коленях (рис. 133) или упор стоя на одном ко­лене, другую ногу назад (рис. 134).

        Упор лежа (рис. 135) может выполняться на полу, гимна­стической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.

        Упор лежа сзади (рис. 136) выполняется из упора сидя сза-

      ди спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и вы­прямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант - на полу.

      5. Упор лежа боком (рис. 137) выполняется на полу, на гим­настической скамейке, бревне, коне.

        Упор стоя (рис. 138) - наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стен­ка, конь, козел, бревно).

        Упоры (рис. 139) выполняются на коне, козле, бревне. В от­личие от смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления уп­ражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующие связки.

      Упражнения в смешанных висах

        Вис стоя - вис присев.

        Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя на со­гнутых руках.

        Вис лежа - вис лежа согнувшись - вис лежа.

        Вис стоя на согнутых руках - вис присев - вис стоя - вис стоя на согнутых руках.

        Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя сзади - вис присев сзади.

      Упражнения в смешанных упорах

        Упор стоя - упор стоя на согнутых руках - упор стоя.

        Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - сгибая но­ги, сед на пятках - упор лежа.

        Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - поочеред­ное переставление ног вперед - упор присев, ноги на полу, ру­ки на скамейке - обратное движение ног - упор лежа.

        Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - толчок двумя - упор присев, ноги на полу перед скамейкой, руки на скамейке - толчок двумя - упор лежа.

      Упражнения в смешанных висах и упорах

      1. Упор стоя, руки на уровне груди - вис присев - упор стоя.

      2. Упор стоя, руки на уровне груди - упор стоя согнув­ шись - упор присев - упор стоя.

      Методические указания к выполнению упражнений в висах и упорах

      Упражнения в висах и упорах необходимо выполнять сериями по 4-6 упражнений поочередно и каждую серию повторять по 2-3 раза. Такая дозировка нужна по той причине, что выполнение отдельного упражнения в висе и упоре по длительности кратковременно и не требует больших энерготрат, и в результате тренирующее воздействие не приносит положительного эффекта.

      При выполнении же этих упражнений сериями с повторениями их по нескольку раз длительность двигательной деятельности повышается до 50-60 сек., нагрузка существенно увеличивается, пульсовая стоимость достигает 130 и более уд /мин. А при проведении упражнений в висах и упорах поточным способами игровым методом интенсивность их еще более повышается и достигает уровня с пульсовой стоимостью до 150-160 уд/мин. Такая нагрузка отвечает тем необходимым требованиям, которые предъявляются к организму занимающихся и создают условия перестройки структуры скелетных мышц и их механизмов не только аэробного, но и анаэробного энергообеспечения. Этим достигается тренировочное воздействие на отдельные мышечные группы и на весь организм в целом. Данный способ - наиболее простой и доступный для повышения эффективности упражнений в висах и упорах.

      Все упражнения в висах и упорах надо выполнять с четкой фиксацией каждой позы по 3-6 сек. с обязательным соблюдением правильной осанки, в строго гимнастическом стиле, красиво и легко. Небрежное выполнение этих упражнений, особенно на этапе разучивания, недопустимо.

      Обучение упражнениям в висах и упорах осуществляется методами показа, рассказа, практического выполнения с использованием приемов в фиксации позы, страховки и самостраховки, оказания помощи друг другу. При разучивании простых упражнений, связанных с принятием и удержанием поз, как правило, используется сменный способ организации занятий, где одна часть учащихся выполняет упражнения, а другая контролирует выполнение и помогает товарищам. Учителю обычно достаточно лишь подсказать ребятам последовательность упражнений в сериях и количество их повторений. При подборе упражнений в серии необходимо, чтобы упражнения были эквивалентны по сложности, а переходы от одного к другому выполнялись легко, без задержек.

      Висы и упоры на уроках физической культуры

      девочек. Они интересные и полезные упражнения. Во-первых, упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения(горизонтальные, наклонные, головой вниз) и перемещения тела с использованием гимнастических снарядов массового типа.



      Во-вторых, эти упражнения богаты различными сочетаниями положений (поз) и движений, выполняемых как в быстром, так и в медленном темпе, а также с удержанием поз, что дает возможность оказывать благотворное влияние на двигательную функцию занимающихся.

      В-третьих, упражнения в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связано с тоническим режимом работы нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего поддержании позы или положения частей тела. При этой форме деятельности мышцы не возбуждаются целиком в каждый данный момент, одни двигательные их единицы возбуждаются, другие отдыхают. Тонические сокращения мышц при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньше энерготрат, чем мышечные сокращения, имеющие фазный характер.

      Специфика данных упражнений дает возможность оказывать общее воздействие на растущий организм ученика и гармонически развивать все части тела, а также статическую силу. Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удерживанием тела, с сохранением правильной осанки. Понятно, что для сохранения правильной осанки нужна хорошая координационная работа мышц и их статическая силовая выносливость. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, создают благоприятные условия для формировании правильной осанки. Перемещение тела из одного положения в другое требует динамических мышечных усилий, что важно для скоростно-силовых качеств.



      Различные положения тела (горизонтальное наклонное, наклонное, вертикальное, головой вниз) оказывает тренирующее воздействие на внутренние органы. Так, они влияют на работу сердечно -сосудистой и дыхательной систем, а также на вестибулярную устойчивость, воспитание умения сохранять ориентировку при необычных положениях тела. Кроме того, при выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают навыком выполнять различные перемещения тела в пространстве с разной скоростью, что дает возможность вырабатывать дифференцировки пространственной и временной точности движений.

      Умение Выполнять упражнения в висах и упорах легко, красиво и точно в заданных пространственных и временных параметрах имеет большое значение для формирования умений управлять своими движениями.

      Организации занятий при обучении упражнениям в висах и упорах.

      Сравнительно небольшая продолжительность урока (45 мин) требует экономного и рационного использования времени. Занятия проходят наиболее успешно при применении фронтального, группового, поточного способов, а также игрового метода.

      Фронтальный способ организации занятий позволяет выполнять упражнения всем учащимся одновременно. Это один из продуктивных способов организации занятий, при котором коллективные действия по распоряжению или команде учителя приучают детей к согласованным действиям, умению выполнять физические упражнения всем вместе. Этим способом можно выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастической стене скамейках, на снарядах массового типа.

      Групповой способ организации занятий позволяет классу разделиться на несколько групп(отделений) и под руководством учителя(его помощника) по отделениям одновременно выполнять упражнения. Для этих целей в школьных спортивных залах, на площадках используем лестницы, гимнастические стенки, катаны, гимнастические скамейки с крючками, бревна низкие и т.д.

      Упражнения в висах и упорах в Гимнастике предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек.

      7. Польза от висов и упоров

      Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
      В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
      Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
      Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

      Висы на перекладине

      На высокой перекладине это положение является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.

      В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.

      Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.

      Размахивания в висе

      Серии махов вперёд-назад. При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:

      1) в крайней точке маха назад - прямое или даже слегка согнутое в тазобедренных суставах положение;

      2) в вертикальном положении - прямое, как в висе, положение туловища;

      3) в крайней точке маха вперёд - слегка согнутое, как на махе назад, положение.

      Голова всё время удерживается между руками. Отведение её назад является ошибкой, которую необходимо устранить.

      ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

      Упражнения в висах и упорах

      Изучая висы и упоры, учащиеся овладевают элементами ряда прикладных навыков (лазанье и преодоление препятствий), приобретают необходимые основы техники упражнений на гимнастических снарядах, совершенствуют пространственную координацию движений. Целенаправленно применяя упражнения в висах и упорах в учебном процессе с учетом возраста, пола и физической подготовленности учащихся, учитель в состоянии решать задачи по развитию физических качеств.

      Упражнения в висах и упорах (рис. 80-105) выполняются на гимнастической стенке, лестнице, канате, шесте, бревне, перекладине, брусьях, коне. Изучение простейших упражнений рекомендуется осваивать групповым методом. В дальнейшем обучение следует вести, предварительно разбив класс по парам с целью контроля правильности выполнения и в случае необходимости оказания помощи товарищу.

      Упражнения в висах и упорах просты по технике, поэтому при обучении следует показать их с коротким объяснением. Выполнив упражнение с помощью учителя 2-3 раза, учащиеся в дальнейшем могут выполнять их самостоятельно. Висы и упоры (простые) – положения, в которых тело удерживается на снаряде только руками. В висе плечевая ось выполняющего находится ниже, а в упоре выше точек хвата. Висы и упоры могут быть смешанные и простые (к смешанным упорам относятся и седы).

      Висы смешанные (см. рис. 179). Смешанный вис – это такое положение тела, при котором помимо опоры руками существует дополнительная опора о пол или снаряд любой частью тела. Упражнения в висе могут выполняться в хвате сверху, снизу разным хватом и др.

      Вис стоя – стойка у снаряда, хват руками на ширине плеч, туловище и голову держать прямо, угол наклона к полу не более 45°.

      Вис стоя сзади – то же, что и вис стоя, но спиной к снаряду.

      Вис стоя согнувшись – занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.

      Вис присев сзади – присед спиной к снаряду.

      Вис лежа – положение гимнаста, при котором угол наклона тела не превышает 45°.

      Вис лежа сзади – то же, что и вис лежа, но спиной к снаряду.

      Вис лежа справа (слева) – вис лежа боком к снаряду, опираясь ногами справа или слева, кисти рук на расстоянии 10-15 см.

      Вис прогнувшись (согнувшись) с опорой выполняется на нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь.

      Вис на левой (правой) – вис с дополнительной опорой, согнутой в колене левой (правой) ногой.

      Висы простые.

      Вис – положение тела, при котором хват на ширине плеч, руки, туловище и ноги составляют прямую линию. Первоначально положение виса изучают на гимнастической стенке группой 10-15 человек. При изучении виса спиной к стенке учитель должен следить, чтобы гимнастической стенки касались затылком, лопатки, ягодичные и икроножные мышцы и пятки учащихся. В висе лицом к гимнастической стенке ее должны касаться грудью, животом, бедрами и носками ног.

      Вис с согнутыми ногами – из виса согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах (не меняя положения головы, рук и туловища).

      Вис на согнутых руках выполняется из виса стоя, слегка отталкиваясь ногами и сгибая руки.

      Вис согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги подняты и находятся над туловищем.

      Вис прогнувшись – учащиеся находятся в положении головой вниз, тело прогнуто, голова отведена назад.

      Вис углом – положение тела, при котором угол между туловищем и поднятыми прямыми ногами составляет 90°.

      Вис сзади – положение тела, при котором учащийся обращен спиной к снаряду, ноги прямые и максимально опущены вниз.

      Вис на согнутых ногах.

      Упоры простые.

      Упор – положение занимающегося на снаряде, в котором плечевая ось расположена выше точек хвата, руки и тело прямые, голова прямо.

      Упор на предплечьях – положение, при котором у занимающегося руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°, опираясь на предплечья и удерживая их кистями снаружи, локти несколько смещены внутрь.

      Упор на руках – положение, при котором опора по всей длине слегка согнутых в локтях рук, кисти захватывают жерди снаружи, туловище перпендикулярно опоре.

      Упор углом – положение, при котором поднятые ноги образуют с туловищем прямой угол.

      Упор правой – положение, при котором ноги широко разведены, одна вперед, другая назад.

      Примерные упражнения в висах и упорах:

      1. Из виса стоя переход в вис присев (приседанием).

      2. Из виса стоя сзади переход в вис присев сзади (приседанием).

      3. Из виса присев переход в вис лежа ноги сзади поочередным выставлением ног.

      4. Из виса присев, поднимая ноги, переход в вис согнувшись.

      5. Из виса присев толчком с перемахом правой переход в вис на правой.

      6. Из виса правой (левой), согнув ногу, перемахом согнуть левую (правую) переход в вис согнувшись сзади.

      7. Из виса согнувшись сзади переход в вис прогнувшись сзади.

      8. Из виса правой, согнув ногу, переход в вис прогнувшись правой.

      9. Из виса стоя сзади переход в вис присев сзади, переход в вис согнувшись сзади, переход в вис согнувшись спереди (перемахом согнув ноги), опуская ноги в вис лежа, переступая в вис стоя.

      10. Из упора переход в упор правой перемахом ноги вперед.

      11. Из упора правой переход в упор сзади, перемахом ноги вперед.

      12. Из упора сзади переход в упор поочередным перемахом ног.

      13. Из упора правой переход в упор поворотом кругом.

      14. Из упора правой (левой) разным хватом переход в упор поворотом плечом вперед и назад и т. д.

      Подъемы, спады, обороты (рис. 180-181).

      В этом разделе приведены простейшие подъемы, спады и обороты, доступные для массового обучения школьников.

      Подъем правой (левой) согнув ногу выполняется из виса правой (левой), согнув ногу, сгибая свободную ногу вверх и вперед с последующим махом вниз-назад и нажимая прямыми руками на перекладину, подать плечи вперед и, разгибая опорную ногу, выйти в упор правой (левой).

      Подъем переворотом выполняется из виса стоя согнув руки толчком одной и махом другой. Удерживая руки в согнутом положении, отвести ногу назад, затем махом вперед одной и толчком другой, сгибаясь в тазобедренных суставах, соединяя обе ноги, послать их вперед-вверх до касания перекладины животом. Далее, поднимая голову и выпрямляя руки, разогнуться, принять положение упора.


      По мере освоения этого способа приступают к разучиванию подъема переворотом-толчком двух и далее из виса силой.

      Подъем правой выполняется из виса стоя, из виса углом с прыжка из размахивания в висе, после спада из упора правой и из упора. Выполняя подъем правой из виса стоя, следует отвести ногу назад, затем махом свободной ноги перейти в вис углом. Пройдя вертикаль, оттолкнуться от пола поочередно ногами, сгибаясь, поднося ноги к перекладине, перемахом одной, перейти в вис согнувшись правой, сделать небольшую паузу и, пройдя назад вертикаль, энергично разогнуться в тазобедренных суставах, направив ноги вперед-вверх, надавить одновременно прямыми руками на гриф перекладины и перейти в упор верхом. Также выполняется подъем левой.

      Подъем силой поочередно – из виса подтянуться до предела и рывком перевести одну руку в упор. Перемещая вес тела на руку в упоре, перевести другую руку в упор, выпрямить руки и принять положение упора.

      Спад назад из упора в вис согнувшись начинается с движения плечами назад. При начальном движении таз следует удерживать у перекладины. Пройдя ногами вертикаль, следует согнуться в тазобедренных суставах, носки ног у перекладины, руки прямые.

      Оборот вперед правой (левой) выполняется из положения хватом снизу. Приподнимаясь на руках, делается одновременное движение вперед ногой и плечами (шаговое движение), руки прямые, при завершении оборота следует разогнуться, подавая ногу вперед.

      Оборот назад правой (левой) выполняется из положения в упоре правой (левой). Приподнимаясь на руках, отвести ногу (находящуюся сзади) назад. Оборот начинается активным движением плеч назад (тело прямое) с последующим махом ногой, находящейся сзади вперед. Оборот заканчивается движением головы и плеч назад-вверх и одновременно перехватом кистей.

      ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

      Вис - гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. Классификация: 1. Простые висы – висы, при которых спортсмен держится за снаряд какой-либо одной частью тела, обычно руками. 2. Смешанные висы – висы, при которых используется дополнительная опора другой частью тела.

      Простые висы

      1. Вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед сна рядом или позади него.

      2. Вис сзади. Вис на отведенных назад руках.

      3. Вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед сна рядом или позади него.

      Смешанные висы

      1. Вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры

      2. Вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.

      3. Вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперёд, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.

      4. Вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями впереди или сзади места хвата.

      5. Вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.

      ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

      Простые упоры

      1. Горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.

      2. Упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.

      3. Упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.

      4. Упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.

      5. Упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.

      6. Упор углом. Упор, при котором прямые ноги образуют с туловищем угол 90 градусов.

      Упоры и их классификация

      Упор - гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.

      Классификация:

      1. Простые упоры - положения с опорой только руками.

      2. Смешанные упоры - положения с опорой не только руками, но и др. частью тела.



    mob_info