Гто в системе современного физического воспитания. Комплекс гто как основа физического воспитания

Авдюхин Александр Викторович,
учитель физического воспитания
МБОУ «СОШ № 4» г.о. Реутов Московская область

В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика. Поэтому преподавательская деятельность в школе направлена на эффективную организацию учебного процесса, который способствует психологическому и социально-культурному становлению учащихся, путем создания условий для формирования осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями и повышением уровня физической подготовленности.

Физическое состояние, уровень физической подготовленности, ухудшение здоровья учащихся предопределяют невозможность противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменением социально-политического и экономического устройства общества. От физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, который они призваны внести в возрождении России.
24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Более двадцати последних лет учебные программы школы строились без учета задач и содержания комплекса ГТО. Внедрение нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в практику учебных заведений потребует совершенствования государственных образовательных стандартов образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы.

В настоящее время тема возрождения является актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания и является критерием определения уровня физической подготовленности.

Основные задачи:

  • определение уровня физической подготовленности учащихся, владение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;
  • организация массового физкультурно-спортивного досуга учащихся;
  • пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
  • повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Родины.

Целью внедрения Комплекса ГТО в настоящее время является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

По мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание (ассимиляция) и разрушение (диссимиляция). В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает. Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии. Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности.

Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта.

Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьника и становлению нравственной личности.

После 23 лет забвения ГТО возвращается в школы, в высшие учебные заведения, в жизнь каждого гражданина, занимая важные позиции в качестве
показателя успеваемости абитуриента.

С 2014 года учителя физической культуры вновь начали готовить учащихся к сдаче комплекса ГТО. Учащиеся школы являются активными участниками всех спортивных соревнований, «Президентских состязаний», где показывают хорошие результаты. Вот уже несколько лет наша школа принимает участие в эксперименте-введении ФГОС ООО и сейчас внеурочная деятельность ведется в 5-7 классах: это спортивные игры, футбол, баскетбол, волейбол. Внеурочная деятельность как и уроки способствует укреплению физического здоровья учащихся. Вся внеучебная деятельность направлена на подготовку внедрения комплекса ГТО.

  • 38. Создание и характерные особенности русской национальной системы военно-физической подготовки. Вклад в ее создание Петра I, a.B. Суворова, м.И. Кутузова, м.И. Драгомирова, а.Д. Бутовского.
  • 39. Характеристика педагогических взглядов е.А. Покровского и е.М. Дементьева на развитие физического воспитания в России.
  • 40. Жизнь и деятельность п.Ф. Лесгафта.
  • 41. Система физического образования п.Ф. Лесгафта.
  • 42. Возникновение и развитие спортивно-гимнастического движения в России во второй половине XIX века. Зарождение отдельных видов спорта.
  • 43. Вклад России в создание современного олимпийского движения.
  • 44. Участие спортсменов России в играх IV Олимпиады.
  • 45. Участие спортсменов России в играх V Олимпиады.
  • 46. Спортсмены дореволюционной России - участники Олимпийских игр и других международных соревнований.
  • 47. Вклад и деятельность а.Д. Бутовского по развитию теории физического воспитания и созданию международного и российского олимпийского движения.
  • 48. Российские олимпийские игры: история проведения и спортивные итоги. Летние Олимпийские игры 1980
  • Зимние Олимпийские игры 2014
  • 50. Деятельность органов образования, медицины и Всевобуча по созданию советской системы физического воспитания.
  • 51. Роль Всевобуча в развитии физической культуры и спорта в стране.
  • 52. Развитие физической культуры и спорта в стране в 20-е годы XX века.
  • 53. Всесоюзная спартакиада 1928 года и ее значение для развития спорта в стране.
  • 54. Создание системы государственного руководства физической культурой и спортом в ссср в 20-30-е годы.
  • 55. Развитие физкультурно-спортивного движения в ссср с середины 20-х годов до начала Великой Отечественной войны.
  • 56. Становление научных основ физического воспитания и спорта в ссср.
  • 57. История создания и развития комплекса гто как программно-нормативной основы советской системы физического воспитания.
  • 58. Основные этапы развития органов государственного руководства физической культурой и спортом в стране (1913 - 2013 гг.).
  • 59.Физическая культура и спорт в ссср в годы Великой Отечественной войны.
  • 60. Развитие спорта в ссср в послевоенные годы (1945 - 1960 гг.)
  • 61. Значение вступления ссср в олимпийское движение. Итоги участия спортсменов в играх хv Олимпиады.
  • 62. Спартакиады Народов ссср и их значение для развития спорта в стране.
  • 64. Международное и спортивное значение игр Доброй Воли.
  • 65. Всемирные юношеские игры.
  • 67. Международное студенческое спортивное движение.
  • 68. Проблемы международного спортивного движения во второй половине хх века.
  • 57. История создания и развития комплекса гто как программно-нормативной основы советской системы физического воспитания.

    Программной и нормативной основой системы физического воспитания стал разработанный в 1931 Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). В 1937 в развитие комплекса ГТО введена Единая всесоюзная спортивная классификация - нормативный документ, определяющий последовательность роста мастерства во всех культивируемых видах спорта, уровень подготовленности спортсменов и развития их достижений от массовых спортивных разрядов до высших классификационных категорий. Нормы и требования классификации, как и комплекс ГТО, непрерывно совершенствуются и усложняются. Внесённые в комплекс ГТО изменения утверждены в 1939 СНК СССР, в 1972 специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР введён новый комплекс ГТО.

    Становление комплекса ГТО происходило в период 1931 - 1934 гг. Вначале вводится I ступень, состоящая из 21 испытания, 13 из которых имели конкретные нормативы. Затем разрабатывается II ступень - 24 вида испытаний, 19 из них - определенные нормативы. Специально для школьников комплекс ГТО был дополнен ступенью "Будь готов к труду и обороне" (БГТО). В постановлении ВСФК при ЦИК СССР (1934) указывалось: "В целях широкого развертывания детского самодеятельного физкультурного движения, всестороннего физического развития пионеров и школьников, укрепления их организма и привития им физкультурных навыков ввести детский значок "Будь готов к труду и обороне"". Ступень БГТО содержала 13 нормативов и 3 требования по оценке физической подготовленности для школьников 13 - 14 и 15 - 16 лет. Значкист БГТО должен был успешно учиться, активно заниматься физической культурой, уметь провести физкультурное занятие с группой товарищей, знать правила и уметь судить спортивную игру по выбору. Утверждением ступени БГТО было завершено создание первого варианта комплекса ГТО для возрастов 13 - 35 лет.

    58. Основные этапы развития органов государственного руководства физической культурой и спортом в стране (1913 - 2013 гг.).

    59.Физическая культура и спорт в ссср в годы Великой Отечественной войны.

    В период Великой Отечественной войны физкультурная работа велась по трем направлениям: подготовка резерва Красной Армии и Всевобуч; организация массовых соревнований по сдаче нового комплекса ГТО (Готов к труду и обороне), привлечения молодежи и трудящихся к участию в массовых профсоюзно-комсомольских лыжных и легкоатлетических кроссах; подготовка спортсменов-разрядников. Несмотря на трудности военного времени, не прекращались чемпионаты республики по отдельным видам спорта (шахматы, лыжные гонки, легкая атлетика). Всевобуч велся по 110-часовой программе «Ворошиловского стрелка» - 1-й ступени военного времени. Дополнительное - по 10-часовой программе политзанятий. Занятия проводились по 15 часов в неделю: понедельник, среду, пятницу по 3 часа и воскресенье по 6 часов. Все это происходило в нерабочее время, чтоб не нарушать нормальных ход работы предприятий, учреждений, колхозов, заводов, фабрик. Республиканским спорткомитетом ежегодно проводились чемпионаты республики по лыжным гонкам, лыжные переходы, старты по знаменательным датам 23 февраля, 8 марта и т.д. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. физкультурное движение и система организационной работы комитетов физкультуры и ДСО с честью выдержали тяжелейший экзамен. Физкультурники и спортсмены были готовы к труду и обороне. Они не только героически сражались на передовой, но и самоотверженно трудились в тылу, выполняя планы на 150-200%. О размахе работы в годы войны Республиканского комитета по физической культуре и спорту говорят цифры: подготовлено 12 300 значкистов БГТО, ГТО I и II ступени; подготовлено 2 250 спортсменов-разрядников; 115 000 человек приняли участие в лыжных и легкоатлетических кроссах.

    Комплекс ГТО создан. Новый ли это формат? Давайте сопоставим. Положение о Всесоюзном физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» гласит: Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» является программной и нормативной основой советской системы физического воспитания.

    Нынешнее положение ВФСК ГТО утверждает: «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс — программная и нормативная основа физического воспитания населения ». Как говорится — найди отличия. Значит, формат ГТО прежний.

    Но ведь ученые мужи: доктор педагогических наук В.И. Лях, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма А.П. Матвеев и иже с ними, признали советскую систему физического воспитания, базирующуюся на программной и нормативной основе физкультурного комплекса, не пригодной.

    Предлагая свою «Концепцию физического воспитания и здоровья детей и подростков» (Москва 1992 г.) и претендуя на государственное ее признание, группа ученых во главе с д.п.н. В.И. Ляхом, в числе весомых аргументов несостоятельности советской системы физического воспитания, выделяют слабый уровень здоровья советских школьников. При этом приводятся данные НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Согласно этим данным, на момент распада Советского государства 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями, до 50% школьников имели различной степени нарушения опорно-двигательного аппарата и до 40% — отклонения в сердечнососудистой системе.

    В числе пороков советской системы физического воспитания В.И. Лях и его группа называют наличие единой для всех школ страны учебной программы. При этом пагубной определяется ее ориентация, «…сводящаяся к физической подготовке школьников к труду и службе в армии, к компенсации недостаточной двигательной активности, к подготовке значкистов ГТО, к формированию спортивных навыков». Ими предлагается «центральная идея перестройки физического воспитания: перевод его… к формированию культуры здоровья, воспитанию привычек здорового образа жизни средствами физической культуры».

    Искореняя обозначенные пороки, новая российская система образования предоставляет право написания программ всем «кому не лень». В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июня 1992 г. «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения. Учителям предоставляется свобода в выборе учебных планов, программ, методических материалов, информационных ресурсов».

    В написании программ, для различных возрастных групп обучающихся, преуспел и сам В.И. Лях с сотоварищами.

    Подвергнув критике и развенчанию советскую систему физического воспитания как порочную, к.п.н. А.П. Матвеев утверждает: «Физическое воспитание, оказавшись «составной частью коммунистического воспитания», редуцируется до директивных форм и постепенно трансформируется в систему тренировочных занятий, направленных на развитие физических кондиций (физических качеств). Утверждая, что «она не была готова к переустройству общества, начавшемуся в 90-х годах, и практически перестала существовать в своей целостности», ученый предлагает «преобразовать физкультурное образование». Свою систему взглядов А.П. Матвеев изложил в инновационной образовательной программе «Физическая культура» для учащихся средней общеобразовательной школы. (Москва 1995 г.). В отличие от программ предыдущих она «характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системы знаний, умений и навыков, необходимых для уверенной организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями».

    Началась эпоха написания учебников «многих и разных» для просвещения и приобщения обучающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. На сегодняшний день создан федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в современных школах, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации.

    Существенным недостатком советской эпохи физического воспитания считалось ограничение учебного процесса двумя уроками, что не позволяло в полной мере использовать его возможности в развитии физических качеств.

    Такое положение было исправлено приказом Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ и Российской Академии образования от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Пункт 3.2. этого приказа обязывал при разработке новых базисных учебных планов в общеобразовательных учреждениях ввести дополнительный третий урок по физической культуре.

    Принимались и другие государственные документы, предусматривающие меры для успешного развития физической культуры и спорта. Среди них стоит выделить Информационное письмо Министерства образования от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре… ». Такое решение было принято «в целях реализации Концепции модернизации российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся».

    Необходимо заметить, что реорганизация системы физического воспитания являлась составной частью модернизации всей системы школьного образования. Завершилась она введением в практику Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Он разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г.; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г.; издан Институтом новых образовательных систем.

    На сегодняшний день по предмету «Физическая культура» мы уже имеем ФГОС второго поколения.

    Казалось бы, принимая во внимание высокий (выше некуда) статус лиц и госучреждений, принимавших участие в становлении российской системы физического воспитания, можно наконец-то утверждать, что ее, «светлый путь» определен.

    Ан нет. Анализируя состояние физического воспитания в системе школьного образования постсоветского периода, а это более 20 лет, Президент В.В. Путин констатирует: «Сегодня мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями. Как отмечают специалисты, физическое воспитание российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад» . При этом приводится весьма удручающая статистика: «В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания. Две трети. У половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарат, у 30% — нарушения в сердечнососудистой и дыхательной системах».

    «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Практически такими же цифрами оперирует В.И. Лях, обосновывая несостоятельность советской системы физического воспитания.

    Теперь уже Президент В.В. Путин, вынося вердикт нынешней системе физического воспитания как несостоятельной, настаивает: «необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию, выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему».

    Вот и получается, что, перефразируя классика, можно утверждать: неверной дорогой ведут нас товарищи.

    Реагируя на это, Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта в марте 2014 года представил доклад «О развитии массового спорта и физического воспитания населения». В нем указано, что «Планом-2018» предусмотрено утверждение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса , предполагающего формирование программной и нормативной основы физического воспитания граждан . Предполагается, что введение комплекса позволит установить единые нормативы физической подготовленности для различных возрастных групп населения (от 6 лет и старше) и выполнить фундаментальные задачи Стратегии и государственной программы по обеспечению преемственности и модернизации программ физического воспитания граждан».

    Выходит, что стремясь в российское будущее, мы шагаем в советское прошлое. А пока царят «разброд и шатания» — физкультура на распутье: ФГОС или ГТО.

    Программные и нормативные основы советской системы физического воспитания составляют государственные и общественные учебные программы, нормативы для выявления уровня физической подготовленности различных групп населения, нормативы в сфере подготовки спортсменов.

    Первой попыткой использования двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности различных групп населения нашей страны было введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса “Готов к труду и обороне СССР”.

    Становление комплекса ПО происходило в период 1931 -1934 гг. Вначале вводится I ступень, состоящая из 21 испытания, 13 из которых имели конкретные нормативы. Затем разрабатывается II ступень - 24 вида испытаний, 19 из них - определенные нормативы. Специально для школьников комплекс ГТО был дополнен ступенью “Будь готов к труду и обороне” (БГТО). В постановлении ВСФК при ЦИК СССР (1934) указывалось: “В целях широкого развертывания детского самодеятельного физкультурного движения, всестороннего физического развития пионеров и школьников, укрепления их организма и привития им физкультурных навыков ввести детский значок "Будь готов к труду и обороне"”. Ступень БГТО содержала 13 нормативов и 3 требования по оценке физической подготовленности для школьников 13 -14 и 15-16 лет. Значкист БГТО должен был успешно учиться, активно заниматься физической культурой, уметь провести физкультурное занятие с группой товарищей, знать правила и уметь судить спортивную игру по выбору. Утверждением ступени БГТО было завершено создание первого варианта комплекса ГТО для возрастов 13 - 35 лет.

    В период 1934-1988 гг. комплекс многократно видоизменялся, совершенствовался и корректировался в соответствии с духом времени, задачами, которые вставали перед страной, а также в связи с достижениями науки в области физического воспитания. Наиболее существенные изменения произошли в 1939, 1946, 1955, 1959, 1972, 1985 и 1988 гг.

    В предвоенные годы свои коррективы внесли сложная международная обстановка и реальная угроза войны. В 1939 г. был утвержден новый комплекс ГТО. В нем значительно усилена военно-физическая направленность. Его ступени остались прежними, но каждая из них состояла из двух разделов - раздела общих норм (обязательных для всех сдающих) и раздела норм по выбору. К обязательным нормам были отнесены бег на различные дистанции, преодоление полосы препятствий (для юношей - 150 м с винтовкой), плавание в одежде, стрельба из малокалиберной винтовки, гимнастика (упражнения типа «зарядки»), лыжная подготовка (для районов со снежной зимой), пеший поход (для бесснежных районов), теоретические знания основ советской системы физической культуры и основ гигиены. Нормы по выбору состояли из упражнений, объединенных в группы по преимущественному проявлению в них физических и волевых качеств (скорости, ловкости, навыкам в метаниях и стрельбе, выносливости, смелости и решительности, силы, навыкам защиты и нападения). Таких групп упражнений в ГТО II ступени было семь, I ступени - шесть, в БГТО - пять. Для получения значка необходимо было сдать: БГТО - 11 норм (6 обязательных и 5 по выбору), ГТО I ступени для мужчин - 14 норм (8 обязательных и 6 по выбору), ГТО I ступени для женщин - 13 норм (8 обязательных и 5 по выбору), ГТО II ступени для мужчин -15 норм (8 обязательных и 7 по выбору), ГТО II ступени для женщин - 13 норм (8 обязательных и 5 по выбору). Были уточнены возрастные группы: БГТО - 14- 17 лет, ГТО - 17-41 год и старше (мужчины) и 17 - 33 года и старше (женщины). Для БГТО и ГТО II ступени был учрежден «Значок отличника». В «Положении...» о комплексе говорилось: «...Значкисты ГТО пользуются преимущественным правом поступления в высшие физкультурные учебные заведения (при прочих равных условиях)».


    В 1939 г. в специальном постановлении СНК СССР указывалось, что необходимо переработать государственные программы по физическому воспитанию на основе нового комплекса ГТО.

    В 1942 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта внес изменения в комплекс ГТО с целью его соответствия требованиям военного времени. При общем сокращении количества нормативов в него были включены такие виды испытаний, как метание связки гранат, скоростной пеший поход, преодоление водных переправ, переползание, штыковой бой. Эти нормы стали основными и обязательными.

    В комплексе ГТО 1946 г. были исключены некоторые военно-прикладные испытания, вновь вернулись к нормативам довоенного времени. В комплексе было сокращено общее количество нормативов: в ступени БГТО - с 11 до 7, в ГТО I ступени - с 14 до 9 у юношей и с 13 до 8 у девушек, в ГТО II ступени количество норм сократилось на 6. В этом варианте комплекса было уточнено, что все нормативы сдаются в условиях спортивных соревнований.

    В 1955 г. изменения в основном касались сокращения количества норм, установления взаимосвязи между комплексом и учебными программами по физическому воспитанию в учебных заведениях.

    Заметные изменения были внесены в комплекс в 1959 г. Почти все нормативы и требования усложнились, для их выполнения необходимо было набрать по видам испытаний определенную сумму очков. Сдача нормативов разрешалась только на соревнованиях. Поскольку в нашей стране с 1958 г. вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование, для учащихся 8-го класса сдача нормативов и требований ступени БГТО становится обязательной.

    Значительные изменения произошли в комплексе в 1972 г.: расширились возрастные границы комплекса - с 7 до 60 лет (ступень для детей 7-9 лет была введена в 1979 г.), нормативы получили довольно тщательное научное обоснование. Министерство просвещения СССР издало циркулярное письмо “О внесении изменений и дополнений в учебные программы по физической культуре в связи с введением нового Всесоюзного комплекса "Готов к труду и обороне"”. В нем подчеркнуто, что комплекс ГТО является программной и нормативной основой советской системы физического воспитания. В этом же письме указаны изменения и дополнения к учебной программе и введены новые ориентировочные нормативы по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, плаванию и конькобежному спорту. Виды учебных нормативов были те же, что и в ГТО, лишь по результативности они несколько уступали им.

    С 1985 г. начал действовать усовершенствованный комплекс. Была изменена его структура, внесены существенные коррективы в содержание видов испытаний. Сохранены те упражнения, которые выявляли уровень развития основных физических качеств и прикладных навыков. В этом варианте ГТО акцент сделан на развитии выносливости как качества, в большей степени связанного со здоровьем человека, введены требования к недельному двигательному режиму.

    В 1988 г. Госкомспорт СССР принял постановление “Об изменениях и дополнениях в Положении о Всесоюзном комплексе "Готов к труду и обороне СССР (ГТО)"”. Этому предшествовала широкая дискуссия о комплексе в нашей стране начиная с октября 1987 г., когда был опубликован его проект. Мнения были самые различные, вплоть до ликвидации комплекса ГТО. Изменения коснулись структуры комплекса: он стал состоять из двух ступеней БГТО и двух ступеней ГТО, охватывая возраст 6-27 лет. Количество норм сократилось до трех, они должны были выполняться в течение одного дня. Требования же можно было сдавать на протяжении учебного или календарного года. Было ликвидировано жесткое планирование подготовки значкистов.

    Представляет интерес сравнение (там, где это, конечно, возможно) уровня нормативных требований комплекса ГТО с момента его введения до настоящего времени.

    Анализ содержания комплексов ГТО и работы по ним в 1931 - 1988 гг. говорят о следующем. Налицо динамика существенного уменьшения количества норм и требований. В последнем, принятом в 1988 г., комплексе установлены 3 нормы и 3-5 требований в каждой ступени. Наметилась четкая тенденция к снижению значимости и популярности комплекса в системе физического воспитания, особенно начиная с 70-х гг., вплоть до постановки в конце 80-х гг. вопроса о его ликвидации. Имеет место неоправданно частое внесение изменений и дополнений в содержание и структуру комплекса, ошибочно-преувеличенное представление о его значимости для процесса физического воспитания населения. Особенно отрицательным по своему значению оказалось то обстоятельство, что комплекс был провозглашен программной основой нашей системы физического воспитания, когда до 80-х гг. содержание средств физического воспитания в общеобразовательных школах и других учебных заведениях тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений, входящих в комплекс ГТО.

    Приведенные в таблицах на с. 166 данные характерны и для других возрастных групп. Они в целом свидетельствуют о направленности к снижению нормативных требований. Это косвенно говорит о дискуссионное™ утверждения, что современные юноши и девушки по уровню физической подготовленности превосходят своих сверстников 40 -50-х гг. В ряде крупных исследований по этому поводу отмечено, что у современных школьников, не занимающихся спортом, имеет место очевидное отставание в развитии относительных показателей функциональных возможностей от данных их антропометрических характеристик.

    Большой вред комплексу ГТО нанес командно-бюрократический стиль работы, в частности метод жесткого планирования подготовки значкистов, когда деятельность коллектива физической культуры оценивалась по числу выполнивших нормы. Как следствие появилось формальное отношение к делу, стали подаваться “липовые” отчеты по числу подготовленных значкистов и т. п.

    В 1988 г. были исправлены многие ошибки, допущенные ранее, и основная роль комплекса свелась к контролю за физической подготовленностью. Однако с момента распада СССР, т.е. с 1991 г., он, к сожалению, по существу, прекратил свое существование, хотя его официально не ликвидировали. Таким образом, мы лишились единой на территории России нормативной основы физической подготовленности населения.



    mob_info