Плавание для недоношенных детей. Грудничковое плавание. Приспособления для плавания - фотогалерея

Раздел:
Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»
От подготовки к зачатию и беременности до 3-летнего возраста ребёнка.
Впервые в российской практике все, необходимое родителям, объединено в едином энциклопедическом разделе. Энциклопедия поделена на удобные для пользователя тематические разделы, позволяющие быстро найти нужные сведения.
Эта уникальная Энциклопедия для будущих мам, подготовленная под руководством академиков РАМН Г. М. Савельевой и В. А.Таболина, дает исчерпывающие сведения о зачатии, вынашивании ребенка, об уходе за ним, о развивающих занятиях родителей с малышом. В Энциклопедии тщательно учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
Энциклопедия помогает успешно справиться со всеми без исключения проблемами, возникающими в самый ответственный период жизни ребенка - с момента рождения до трех лет.
Как протекает беременность, как подготовиться к родам, какие осложнения бывают при грудном вскармливании, как после беременности вновь стать красивой и стройной, сколько гулять с малышом, что ему приготовить, почему ребенок плачет?
Тысячи советов и рекомендаций помогут вам вырастить ребенка здоровым и счастливым, дадут ответ на любой возникший вопрос. Большое внимание уделено развитию ребенка, что поможет вам избежать многих ошибок.
Также см. разделы:





Книги для начинающих мам:
| |

Правильно проводимый массаж благотворно действует и на непосредственно обрабатываемые участки тела, и на весь организм в целом. Это происходит потому, что кожа является чрезвычайно сложным органом.

Массаж не только воздействует на различные структурные слои, мышцы, сосуды, железистый аппарат кожи, но и оказывает влияние на центральную нервную систему, с которой кожа связана через нервные окончания, в огромном количестве заложенные в различных ее слоях.

Под влиянием массажа ребенок лучше растет и развивается. У него улучшается обмен веществ в тканях, совершенствуется регуляция кроветворения, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей: кожа и мышцы становятся упругими, эластичными. Повышается сопротивляемость организма инфекциям. Чрезвычайно полезен массаж при недоношенности и различных болезнях: при врожденных нарушениях развития костно-мышечной системы, гипотрофии, рахите, пневмонии и других болезнях.

Поскольку массаж оказывает различное физиологическое воздействие на организм, очень важно правильно выбрать массажные приемы, методы их применения и дозировку. В противном случае массаж может принести только вред. Поэтому, прежде чем делать массаж, мать должна научиться выполнению его приемов в детской поликлинике и проводить его под контролем педиатра и врача по лечебной физкультуре.

При массаже детей пользуются следующими приемами: поглаживанием, растиранием, поверхностным и глубоким разминанием, поколачиванием и вибрацией.

Поглаживание. Нежное поглаживание оказывает успокаивающее действие на нервную систему, способствует расслаблению мышц при гипертонусе, что свойственно новорожденным, повышает тонус кровеносных сосудов, улучшает у ребенка аппетит.

Малыш хорошо прибавляет в массе тела, у него нормализуется функционирование нервной системы: вялый ребенок становится оживленным, активным; легковозбудимый – более спокойным, он быстрее засыпает, причем продолжительность сна увеличивается.

При выполнении этого массажного приема ладонная или тыльная поверхность кистей рук скользит по телу ребенка, несколько касаясь его, как бы лаская. Контакт руки с кожей малыша в начале и в конце приема должен быть настолько нежным, чтобы ребенок едва ощущал прикосновение, а выполнение поглаживания не вызывало покраснения кожи. Поглаживанием начинается и заканчивается каждый сеанс массажа.

Растирание. Этот прием рассматривают как вариант поглаживания, однако он имеет свои особенности и отличается от поглаживания следующими признаками: при растирании массирующая рука не скользит по коже, а кожа сдвигается вместе с массирующей рукой; массажные движения могут выполняться как по ходу, так и против тока лимфы и крови.

Растирание оказывает положительное действие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, и на поверхностно расположенные мышцы. Увеличивается подвижность тканей, растягиваются рубцы и спайки при сращениях кожи с подлежащими тканями, усиливается приток крови к тканям и в связи с этим улучшается их питание, повышается эластичность и сократительная способность. Энергичное растирание по ходу нервных стволов или в местах выхода нервных окончаний на поверхность тела вызывает понижение нервной возбудимости.

Растирание выполняется ладонной поверхностью кисти одной или обеих рук одновременно. Обеими руками растирание проводится либо раздельно – обе руки двигаются в противоположных направлениях, либо совместно – одна кисть лежит на другой. Растирание всегда предшествует разминанию.

Разминание. Это один из наиболее сложных массажных приемов. Он состоит в захватывании, приподнимании (оттягивании) и отжимании тканей; захватывании и попеременном сдавливании тканей; сжимании и перетирании тканей; сдвигании или растяжении тканей.

При разминании сильнее, чем при растирании, повышается тонус мышц, их сократительная функция. Этот прием рассматривают как пассивную гимнастику для мышц. Поэтому он широко применяется при их функциональной недостаточности (понижение тонуса). При разминании усиливается кровоснабжение массируемого участка: наблюдается покраснение кожи, улучшается питание мышц, благодаря чему нарастают их масса, сила, сократительная способность.

Разминание особенно полезно в том случае, если у ребенка по каким-либо причинам недостаточно развиты мышцы, оно способствует становлению правильной осанки и своевременному развитию движений при рахите.

Разминание производят одной или обеими руками. При разминании обеими руками прием выполняется следующим образом: обе кисти накладываются ладонной поверхностью, например, на бедро таким образом, чтобы большие пальцы лежали по одну, а остальные – по другую сторону мышечного вала. Затем пальцами, захватив возможно глубже ткани по обе стороны бедра, сдавливают и постепенно отжимают их, продвигаясь в центростремительном направлении (к туловищу).

При разминании одной рукой применяются те же приемы. Массажные движения при этом напоминают отжатие пропитанной жидкостью губки. Прием чаще всего применяют при массировании конечностей.

Начинают с легких поверхностных движений и только позже переходят к более глубокому разминанию тканей. Массаж выполняют плавно, ритмично, без рывков и дерганья мышц. Разминание следует проводить не спеша: чем медленнее оно производится, тем сильнее его влияние. После разминания нужно выполнять поглаживание.

Вибрация. Сущность приема заключается в передаче массируемой части тела колебательных движений. Действие вибрации не ограничивается только местом ее приложения. Оно распространяется глубоко внутрь и по периферии, вызывая разнообразные ответные реакции организма. Например, вибрация может усиливать или восстанавливать утраченные глубокие рефлексы, оказывать выраженное обезболивающее действие, улучшать сократительную функцию мышц и питание тканей.

При выполнении приема рука массажиста, не отрываясь от массируемой части тела, производит различные колебательные движения, которые должны выполняться строго ритмично. Вибрацию можно производить либо стабильно – на одном месте, либо лабильно – вдоль массируемой поверхности.

Во время непрерывной вибрации рука массажиста и массируемая часть тела составляют как бы одно целое. В случае применения прерывистой вибрации рука массажиста, соприкасаясь с массируемой частью тела, каждый раз отходит от нее, в результате чего вибрационные движения становятся прерывистыми и принимают характер отдельных, следующих друг за другом толчков.

Оба вида вибрации могут выполняться ладонной поверхностью концевой фаланги одного, двух, трех или последних четырех пальцев; локтевым краем ладони; всей ладонью.

В грудном возрасте вибрация применяется нечасто, в основном при массаже рыхлых, чересчур упитанных младенцев. При этом вызывают легкое, ритмичное сотрясение тела ребенка.

Поколачивание. Ряд коротких ритмичных ударов поочередно наносят тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, потом трех и, наконец, четырех пальцев обеих рук. Поколачивание улучшает кровообращение, питание мышц, деятельность более глубоко расположенных внутренних органов. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.

Кроме приемов классического массажа применяется и точечный массаж: надавливают одним-двумя пальцами на определенные рефлекторные зоны, одновременно пальцы вращают. Применяется он как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц.

При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц. Медленные, мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с увеличением давления, частоты вибрации, затем остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от массируемого участка), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц.

Массируют грудного ребенка очень легко и нежно. Во время массажа рук и ног им придают положение наибольшого покоя – легкое полусгибание. При массаже ног избегают толчков в коленную чашечку, обходя ее снаружи и снизу, не массируют внутреннюю поверхность бедер, так как она чрезвычайно нежна. При массаже живота нужно щадить область печени (правое подреберье), при поколачивании спины – область почек (поясницу).

Массаж – наиболее эффективный способ подготовки двигательного аппарата младенца к будущей физической активности. Однако по мере формирования двигательных функций ребенка эта задача все в большей степени решается за счет самостоятельных движений.

Поэтому массаж как средство тренировки следует применять только до 6-месячного возраста. Гигиенический и лечебный массаж оправдан и в более поздние сроки.

Массаж новорожденных и грудных детей обязательно совмещают с пассивной и пассивно-активной гимнастикой, о которой рассказывается ниже.

Физические упражнения благотворно влияют не только на деятельность всех органов и систем ребенка, но и на его двигательную активность, а значит, и на психомоторное развитие.

Обычно гимнастикой с детьми начинают заниматься в возрасте 1,5–2 месяцев. Однако и у новорожденного двигательную активность можно стимулировать различными способами. Основными из них считают холод, так как при пониженной температуре мышечные сокращения согревают ребенка. Другой способ – использование рефлексов, с которыми малыш появляется на свет и которые ему даны для приспособления к новым условиям жизни.

Комплексы гимнастических упражнений для доношенных и здоровых новорожденных, в которых используются безусловные рефлексы и одновременно проводится массаж. Занятия гимнастикой проводятся каждый день в удобное для семьи время. Комнату, в которой проходят занятия, хорошо проветривают, температура воздуха в ней не должна превышать 22°C.

Гимнастику начинают за 30 минут до кормления или через 45–60 минут после него.

Нельзя заниматься с ребенком гимнастикой и делать ему массаж перед ночным сном.

Большую пользу приносят занятия гимнастикой в совокупности с массажем и закаливающими процедурами особенно недоношенным, физиологически незрелым, а также детям с теми или иными отклонениями в развитии.

Многие из таких отклонений благодаря гимнастике и массажу поддаются коррекции или проходят без следа, если занятия с ребенком начинают в первые недели его жизни. В противном случае отклонения в развитии усугубляются, нанося вред здоровью, физическому и психическому формированию ребенка.

Для таких малышей разработаны специальные комплексы лечебной гимнастики. Их назначает врач. Прежде чем начать заниматься с ребенком, вам необходимо получить консультацию у педиатра и физкультурного врача, а если есть необходимость, то и пройти обучение в физкультурном кабинете поликлиники. Занятия с ребенком периодически контролирует врач.

У недоношенных малышей под влиянием гимнастики, массажа и закаливания нормализуется мышечный тонус, восстанавливаются безусловные рефлексы. Поскольку упражнения сопровождаются воздушными ваннами, тренируются и терморегуляторные механизмы, повышается сопротивляемость организма ребенка бактериальным и вирусным инфекциям.

Недоношенные дети, с которыми занимаются лечебной физкультурой, быстрее догоняют своих доношенных сверстников не только в физическом, но и в психоэмоциональном развитии. Они раньше начинают улыбаться, гулить, следить за движущимися предметами, что также свидетельствует о том, что их здоровье приближается к норме.

К физическому воспитанию здоровых недоношенных детей приступают с 2–3-недельного возраста, но только с разрешения педиатра и физкультурного врача, которые, учитывая состояние его организма, развитие, возраст, массу тела при рождении, назначают упражнения и массаж, а в дальнейшем контролируют мать.

Рекомендуют начинать лечебную гимнастику с упражнений, основанных на безусловных рефлексах. С одной стороны, это активные упражнения, поскольку ребенок сам выполняет их. С другой – это щадящие упражнения по сравнению с пассивными, которые взрослые проводят сами.

Комплексы упражнений для недоношенных детей включают в себя лечение положением, лечебную гимнастику, приемы классического и точечного массажа. Общие требования к проведению гимнастических упражнений те же, что и для доношенных детей. Однако температура воздуха в комнате должна быть выше – до 24°C.

В теплое время года лечебную гимнастику делают при открытом окне или форточке. Отдельные упражнения, если советует врач, выполняют 2–3 раза в день.

Во время занятий не забывайте поощрять малыша ласковыми словами, поглаживаниями, подбадриваниями. Помните, что, занимаясь с новорожденным, вы уже воспитываете его. Успехи малыша во многом могут зависеть от ваших усилий, терпения, благожелательности и нежности.

Отбор гимнастических упражнений и массажа для доношенных и недоношенных детей и их дозирование осуществляет только врач.

О благоприятном влиянии занятий плаванием на здоровье новорожденных и грудных детей стало известно в конце 1971 года, когда на одной из конференций Медицинского комитета ФИНА – Международной федерации любителей плавания – группа исследователей из ФРГ доложила о результатах 3-летнего обучения плаванию младенцев.

Эти результаты были настолько впечатляющими, что за два последующих десятилетия плавание грудных ребятишек широко распространилось в мире. При этом было установлено, что оно особенно полезно для недоношенных и незрелых детей, поскольку позволяет этим малышам быстрее, чем обычно, догонять и даже перегонять в развитии своих доношенных сверстников.

Воздействие плавания на организм новорожденных и грудничков не исчерпывается закаливанием – в домашней ванне можно легко регулировать температуру воды и, постепенно снижая ее от занятия к занятию, добиваться повышения сопротивляемости малыша простудным заболеваниям.

Хотя отсутствие болезней само по себе значит немало, потому что любая патология в раннем возрасте неминуемо ведет к задержке развития ребенка, польза плавания для него связана прежде всего с особыми свойствами водной среды.

Развиваясь в материнском организме, ребенок находится в околоплодной жидкости. Влияние на него сил гравитации значительно ослаблено. Появление ребенка на свет сравнимо только с возвращением на Землю космонавтов, которые долгое время жили в условиях невесомости.

Как и на них, на новорожденного обрушивается сила земного притяжения, она буквально приковывает его к постели.

Он неловко и с трудом двигается относительно своей тяжелой головы, которая, подобно якорю, является центром его перемещений.

В воде ребенок становится в 7–8 раз легче, чем в воздушной среде (вспомните закон Архимеда), снова чувствует себя свободным, исчезают нагрузки на его скелетную мускулатуру, младенец получает возможность более свободно двигать руками и ногами, а значит, скорее учится управлять ими, что необходимо для активного знакомства с окружающим миром.

Прежде всего поэтому «плавающие» новорожденные опережают в развитии «не плавающих».

Но и этим благотворное воздействие водной среды на ребенка не исчерпывается. В воде младенец испытывает довольно сильное (до нескольких килограммов на 1 см кожи), но равномерное давление на поверхность тела.

С одной стороны, это улучшает периферическое кровообращение, а значит, облегчает работу сердца. С другой стороны, повышенное, по сравнению с воздушной средой, давление на грудную клетку способствует более глубокому выдоху, а следовательно, и более глубокому вдоху.

Это обеспечивает хорошую вентиляцию всей поверхности легочной ткани. В легких не остается ни одного уголка, который бы не омывался воздухом.

Находясь в кровати, ребенок дышит поверхностно, при этом активно работает лишь незначительная часть легких. Только она и очищается воздухом. В пассивных отделах воздух застаивается, их ткань обсеменяется микроорганизмами, взвешенными в воздухе, среди которых есть и болезнетворные. В невентилируемых отделах легких создаются условия для развития таких микробов, а значит, и для возникновения заболеваний органов дыхания.

При плавании же благодаря глубокому дыханию болезнетворные организмы удаляются из легких. Кроме того, поскольку работает вся поверхность легочной ткани, кровь, все органы и ткани ребенка получают больше кислорода, более интенсивно протекают в его организме обменные процессы.

Нельзя забывать и о массирующем воздействии воды на тело ребенка, которое благоприятно влияет на его периферическую нервную систему.

Многократно повторяемые упражнения в воде имеют такое же значение, как и гигиеническая гимнастика: они тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы, двигательный аппарат ребенка.

И конечно же раннее обучение плаванию приучает малыша не бояться воды, что в дальнейшем поможет уберечь его от несчастных случаев на реке, море, озере.

Заниматься плаванием с ребенком можно начинать с 2–3-недельного возраста после консультации у педиатра. Дети, занимающиеся плаванием, посещают врача чаще, чем обычно.

При занятиях плаванием необходимо соблюдать два обязательных условия: последовательность в выполнении ребенком различных упражнений и в изменении условий их проведения; постепенность в наращивании физических нагрузок (увеличение числа упражнений за одно занятие, быстрота их чередования) и в усложнении обстановки занятий (глубина, температура воды).

Некоторые родители при обучении малыша плаванию стараются форсировать события – так им хочется побыстрее увидеть свою крошку настоящим пловцом. Чаще всего за подобной торопливостью прячется родительское тщеславие, а единственным «достижением» при таком методе обучения является боязнь воды и отвращение к плаванию, которые могут сохраниться у ребенка на всю жизнь.

Цель занятий плаванием с новорожденным и грудничком – не воспитание пловца-рекордсмена, а укрепление здоровья ребенка, его гармоничное и быстрое развитие. За первые 12 месяцев жизни ваш малыш должен научиться самостоятельно держаться на воде в течение получаса, нырять на небольшую глубину и доставать со дна бассейна (ванны) различные предметы, плавать под водой в течение 7–8 секунд, спрыгивать в воду в легкой одежде (шорты, майка, носки, сандалии) и удерживаться на воде 2–3 минуты.

Для того чтобы достичь этих целей, необходимо так проводить занятия, чтобы ребенок испытывал радость и наслаждение от пребывания в воде, интерес к заданиям взрослого.

Плавание должно вызывать у малыша положительные эмоции.

При обучении ребенка нужно быть осторожным: избегать резких движений, действий, неожиданных для него.

С малышом нужно ласково разговаривать, подбадривать и поощрять его. И никогда не показывать недовольства, раздражения и разочарования из-за того, что он не сразу осваивает то или иное упражнение.

Внимательно следите за состоянием и поведением ребенка – переохлаждение, перегревание, переутомление могут вызвать у него недоверие к воде. Поводом для страха могут стать сильное раздражение слизистых оболочек глаз и болевые ощущения, если вода перехлорирована или в нее попало мыло.

Под рукой у взрослого, который проводит занятие, всегда должен быть водяной термометр. Обычно температуру воды измеряют не менее 2 раз в течение занятия.

При первых же признаках утомления (вялость, капризы) или переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», синюшный оттенок губ) занятия следует немедленно прекратить. Если эти же признаки появляются и на следующий день, лучше сделать перерыв на 2–3 дня.

Перед каждым уроком плавания взрослый, если он будет находиться в ванне вместе с ребенком (это бывает необходимо в первый период обучения), тщательно моется с мылом, моет и дезинфицирует ванну и игрушки, которые будут использоваться во время занятия, проветривает ванную комнату.

Уроки лучше проводить в одно и то же время, желательно во второй половине дня, за 1,5–2 часа до вечернего кормления и не ранее чем через 1,5 часа после последнего приема пищи.

Необходимо, чтобы весь курс обучения вел один человек.

После плавания ребенок обычно несколько возбужден. Поэтому ему нужно создать условия для полного отдыха.

Закаливание – это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически (а это главные принципы закаливания) вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие более совершенную терморегуляцию – поддержание постоянной температуры тела.

Неподготовленный к резким сменам температур организм отвечает на них реакцией типа безусловного рефлекса. Например, в ответ на охлаждение сосуды, расположенные на поверхности тела, расширяются, чтобы благодаря большему притоку крови к коже согреть ее. Но это резко увеличивает и теплоотдачу, что еще более охлаждает тело.

Закаленный же организм в ответ на сигнал об охлаждении, полученный от терморецепторов, сразу увеличивает образование тепла. Сосуды кожи, однако, расширяются лишь на короткое время, усиливая приток теплой крови к поверхностным слоям тела, а затем это тепло задерживается благодаря резкому уменьшению теплоотдачи – сосуды кожи сокращаются.

Закаливание не только тренирует термоадаптационные системы организма ребенка. Оно активизирует и деятельность иммунной системы. Благодаря этим двум факторам закаливание позволяет избежать многих болезней, особенно у физиологически незрелых новорожденных, у которых иммунная система еще не развита в достаточной степени.

Таким образом, закаливание способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Закаливать малыша нужно с первых дней жизни – с этим согласны все. Однако на то, как закаливать, и в частности в период новорожденности, существуют диаметрально противоположные точки зрения.

Согласно одной из них, новорожденный ребенок слаб, требует бережного отношения, а потому проводить специальные закаливающие мероприятия можно спустя 1,5–2 месяца после его рождения, и то крайне осторожно. А до этого времени следует ограничиваться закаливающими эпизодами, которые возникают в процессе ухода за ребенком, и созданием для него здоровых условий жизни.

Что это значит?

Прежде всего приток свежего воздуха в комнату, где живет малыш. Для этого нужно почаще открывать форточку зимой и проветривать помещение. Летом окна лучше держать открытыми, чтобы в комнату проникали не только свежий воздух, но и солнечные лучи, под влиянием которых в организме ребенка вырабатывается антирахитический витамин D.

Кроме того, солнечные лучи убивают болезнетворные микроорганизмы. Не меньшее значение имеет умеренная температура воздуха – она не должна быть выше 22°C для доношенных малышей.

Прогулки, воздушные ванны, которые младенец принимает при смене пеленок, переодевании, подготовке к купанию, подмывание и гигиенические ванны с заключительным обливанием прохладной водой – все это те первые в жизни ребенка закаливающие процедуры, которые допускают в период новорожденности сторонники этой точки зрения.

Но достаточно ли такого закаливания для того, чтобы действительно повысить сопротивляемость организма ребенка неблагоприятным воздействиям, спрашивают другие. Так ли уж беззащитен перед ними новорожденный? Ведь возможности его адаптационных механизмов необычайно высоки.

Иначе и не может быть. Без этого он погиб бы сразу после рождения, как рыбка выброшенная из воды, – 9 месяцев внутриутробной жизни ребенок провел в совершенно других условиях.

Скорость адаптивных реакций у новорожденных также чрезвычайно высока. Перестройка функционирования их организма начинается практически мгновенно – с первого крика, первого вдоха.

Именно поэтому ребенок без вреда для здоровья мог родиться в оленьей упряжке при 30–40°C мороза, при 50°C жары в финской или русской бане, он переносил купание в ледяной купели и обтирание снегом. Это все прежние обычаи, которыми сопровождалось появление человека на свет.

В основе этих обычаев лежал народный опыт, в соответствии с которым кратковременное, но достаточно сильное воздействие на новорожденного низких температур оказывает на него благоприятное влияние – оно как бы дает толчок защитным силам организма, после чего ребенок хорошо развивается.

Вот что писал известный в прошлом доктор В. Н. Жук: «Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца (плюс 8 градусов Реомюра, плюс 10 градусов Цельсия. – Ред.), развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид… Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена… Кожа краснеет и приятна на вид: дитя смотрится полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя 4–6 недель слабый ребенок неузнаваем».

Установлено, что высокие темпы адаптации сохраняются у ребенка во всем периоде новорожденности, поскольку в это время малыш приспосабливается к новым условиям жизни. А затем, если адаптационные механизмы не тренировать, их возможности быстро снижаются… за ненадобностью, так как младенец находится в комфортных условиях.

Родители защищают его от неблагоприятных воздействий внешней среды теплой одеждой, что помогает до поры до времени. Потому что ослабление, сведение адаптационных систем организма на низкий уровень активности делает ребенка беззащитным даже перед легким сквозняком и охлаждением.

Выходит, в то время, когда система адаптации у ребенка работает наиболее эффективно, его практически не закаливают. И рекомендуют приступать к осторожному закаливанию уже после того, как скорость его приспособительных процессов пошла на убыль, когда возможности организма уже во многом утрачены и их нужно восстанавливать.

Назовем еще два серьезных недостатка в этой системе «осторожного» закаливания детей.

Во-первых, перепады температур при таком закаливании значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10–12°C, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0,5–1°C за 3–6 дней.

Во-вторых, закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на организм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин, «на закаливание отводится 5–6 минут, а на изнеживание… остальные 1434 минуты каждые сутки».

По мнению Ю. Н. Чусова, автора ряда книг о закаливании, для хорошего эффекта мало всего лишь систематически и постепенно проводить закаливающие процедуры – такие воздействия должны быть достаточно интенсивными и продолжительными.

Сторонники другой точки зрения на закаливание считают, что нужно для повышения сопротивляемости организма ребенка использовать те уникальные возможности, которые дала ему природа в период новорожденности; за основу взять не закаливающие процедуры, а такой образ жизни ребенка, который бы обеспечивал постоянную работу адаптивных систем его организма.

Как это выглядит на практике?

Вот как пишет Б. П. Никитин:

«Ребенок бывает голеньким или в одной распашонке все время, пока не спит или когда его мама кормит. Он свободно шевелит ручками и ножками, и мы не боимся, если пяточки у него посинеют. Илья Аркадьевич Аршавский говорит, что это первая термоадаптивная реакция малыша к холоду. Радуйтесь, родители, что она у него работает – холодные ножки меньше отдают тепла, восстанавливается тепловой баланс организма.

В первые два-три дня малыш может иногда икать, но это тоже процесс привыкания к новому тепловому режиму. Икота проходит сама и прекращается, когда малыша заворачивают для сна в комнате в одну-две пеленки. Засыпать ему лучше с теплыми ножками. Для этого маме необходимо взять стопы в свои теплые руки или даже подышать на них…

В комнате стараемся поддерживать температуру 17–19°C. Если малыш находится в ней голеньким то:
– тонус мышц у него повышен, то есть они напряжены, чтобы больше вырабатывать тепла (видимо, это главный способ согрева), и мышцы при этом развиваются;
– прохлада всегда бодрит и делает движения особенно приятными;
– пеленки и одежки не стесняют движения;
– терморегуляторы организма включаются в работу и переводят всю защитную систему организма на другой режим.

Важно только помнить: если малыш перестал двигаться, расслабился, значит, его надо одевать или завернуть в пеленку – согреть».

Таким образом, продолжительность закаливающей процедуры в данном случае определяет сам ребенок, вернее, его родители по изменению состояния малыша. Поначалу у физиологически незрелого младенца эта процедура может занимать лишь 5–10, а у зрелого – порой сразу 60 секунд.

По мере привыкания ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается, и вскоре малыш весь период бодрствования проводит либо голеньким, либо в одной распашонке. Такие дети практически не подвержены простудным заболеваниям.

Подобный образ жизни ребенка чрезвычайно полезен для его психомоторного развития.

Малыш быстрее осваивает различные движения, раньше начинает садиться, вставать в кроватке, ползать…

Благотворно он сказывается и на состоянии кожных покровов младенца, что особенно важно для незрелых детей со склонностью к аллергическим заболеваниям, в частности диатезу: «…кожа малыша в таких условиях не нуждается ни в частых подмываниях, ни в ежедневных купаниях и без всяких смазываний и присыпок остается чистой, здоровой и бархатистой на ощупь.

Опрелости, сыпь, покраснения, полученные им в родильном доме, исчезли буквально в несколько дней и больше не появлялись».

Хорошее закаливающее воздействие оказывает использование холодной воды из-под крана для подмывания ребенка (воду набирают в ладонь).

Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием "Плавать раньше, чем ходить". Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно "что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.

Когда и как начинать занятия с малышом.

Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.

Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.

Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Вы должны быть весело настроены и приветливы. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Вам нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Помните, что Ваша главная цель - не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. Детское плавание -несложное дело, и ему могут научиться все родители. Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у ребенка желание научиться плавать.

Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.

Как родителям обрести уверенность? Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Внимательно прочитайте методическое пособие. Представьте, как Вы будете выполнять поддержки в воде. Подберите подходящее время, и можно начинать. Занятия плаванием проводятся в большой ванне. Потому что в маленькой ванночке ребенку будет также неудобно плавать, как Вам в обычной. Какой должна быть температура воды в ванне? По методике З.П.Фирсова температура на первых занятиях может быть 37 градусов, на пятом занятии -36.5, на девятом - 36, на четырнадцатом - 35.5, на двадцатом - 35, на двадцать четвертом - 34 градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна - 28 градусов. Мы обычно начинаем с более низкой температуры. Температуру Вы должны подобрать для ребенка индивидуально. Ему должно быть в воде тепло и комфортно, но в то же время вода не должна быть чересчур теплой, чтобы побуждать ребенка делать активные плавательные движения.

Как правило, температура воды для ребенка только родившегося и с весом до 4 кг должна быть около 35.5 - 36 градусов, а для ребенка толстенького, со складочками должна быть 34-35. В любом случае Вы подбираете температуру для Вашего ребенка ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне.

Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся 5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.

Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель - до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде - летний костюмчик, туфли, носки, шапочка - спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты. Последнее кажется мне особенно актуальным в свете статистики трагических случаев, произошедших за последний год с детьми. Оказывается от утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что в 78% случаев дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают. Обучив ребенка плаванию с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии.

Вначале мы изучали методику Фирсова, потом - опыт работы его зарубежных коллег и со временем приходил наш собственный опыт. Методика, которую Вы сейчас прочитаете она основана на нашем опыте обучения плаванию новорожденных. Она несколько отличается от базовых методик и является одной из модификаций методик мягкого плавания и кажется нам наиболее оптимальной.

Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.

Погружение начинается с ножек в вертикальном положении.

При этом Вы можете спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать. Затем, когда он привыкнет к тому, что опустился в воду. Вы спокойно переводите его в горизонтальное положение и при этом поддерживаете снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы ребенок ощущал себя надежно- Позднее поддержки приходятся под меньший участок тела. Если Вы находитесь в ванне вместе с ребенком (как правило, в первое время находится папа, потому что маме, пока есть лохии - не рекомендуется принимать ванну), ребенка можно держать на согнутых коленях, можно подложить руки полностью под его спинку, а ладонями охватить головку и покачивать ребенка в таком положении. Можно положить его себе на живот и на грудь так, чтобы голова ребенка была над водой.

Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.

Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.

Вначале вы делаете небольшие проводки на спине вдоль ванны вперед и назад, а потом, желательно, освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Вы поддерживаете ребенка, как в предыдущем упражнении, а во время поворотов скрещиваете руки. Можно менять скорость. Вообще есть дети, которым нравится медленное, спокойное движение, а есть дети, которым нравится, когда взрослый задает достаточно большую скорость. Такие проводки на спине - основное упражнение, которое подготавливает к самостоятельному плаванию ребенка на спине.

Следующее упражнение - отталкивание от стенки ванны. Выполняется оно следующим образом. Вы держите ребенка под затылок, подводите ребенка ножками к боковой стенке ванны, устанавливаете две ножки ступнями прямо на стенку ванны и, слегка придвигаете ребенка к бортику. Он отталкивается ногами. И насколько сильно он оттолкнулся, настолько Вы отводите его назад. Чтобы ребенок почувствовал прямую зависимость: на сколько сильно оттолкнется, на сколько далеко он отплывет. Некоторые дети легко и сразу выполняют это упражнение, другие не очень охотно. Но, как правило, со временем это упражнение ребенку нравится и он радуется, отплывая далеко назад.

Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.

Есть дети, которые охотно плавают на спине и на животе, есть дети, которые предпочитают плавание на спине либо на животе. Занятия лучше начинать с той позы, которая более приятна ребенку. Затем с играми, прибаутками постепенно переходить к той позе, которая нравится меньше. Если же какое-то упражнение не нравится, лучше перейти на иное упражнение, но не вынимать ребенка из воды и не прижимать к себе, потому что это может привести вообще к нежеланию потом что-либо делать в воде. Поэтому если не нравится плавать на животе - значит плаваем на спинке, если не нравится на спинке. тогда наживоте.Если устали и оттого, и от другого, молено принять позу для отдыха.

Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе" ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.

Не пытайтесь взять ребенка силой. Главное в первые два месяца, пока Вы будете плавать в ванне, чтобы ребенок привык к воде и почувствовал к ней доверие. Поначалу его поза будет более напряженной, а чем дальше, тем более расслабленной. Помимо этих основных проводок можно выполнять покачивание ребенка, чтобы он лучше чувствовал воду. Пока ребенок спокоен, ему нравится занятие и он активно участвует в плавание - продолжайте занятие. Когда Вы видите признаки усталости - ребенок начинает похныкивать, капризничать, выгибаться, или же у него голубеет носогубной треугольник - занятие следует постепенно оканчивать. После того как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и Вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию.

Ныряние - необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет Вас в последующем от опасности утопления ребенка.

Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: "Внимание, ныряем" или "Раз, два, три, ныряем!" И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.

На команду: "Внимание, ныряем" Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На "Внимание, ныряем" Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.

Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.

При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: "Что же это было?" Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.

Возле одного края ванны Вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 нырянии в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но Вы можете регулировать их по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне - это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени Вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и Вы можете переходить в большой бассейн.

В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.

В любом случае, мы рекомендуем воспользоваться с 2-3 месячного возраста еще и вспомогательными приспособлениями. Это набор "Русалочка". Основной компонент - "корона русалочки". Она надевается на ребенка приблизительно с 2-х месячного возраста для того, чтобы он самостоятельно лежал на поверхности воды.

С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.

Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.

Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без "русалочки" лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает "русалочка", из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова

Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.

Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо научился нырять подталкивать от одного взрослого к другому. Он будет проплывать метр-полтора, и потом другой взрослый его примет, подождет, пока дыхание нормализуется, и таким же образом направит к первому. Для плавания на животе можно воспользоваться "ожерельем русалочки", оно будет поддерживать головку, и Вам не нужно будет делать это рукой. Есть еще один способ более спокойного перехода от поддержек к самостоятельному плаванию - это "подвески русалочки". Ими Вы поддерживаете ребенка слегка, чтобы помочь ему правильно балансировать на поверхности воды.

Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.

Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете: "Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так". При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.

В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность. Как правило, хороших результатов достигают те родители, которые спокойно, но постоянно занимаются с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн - 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие.

Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное - Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость.


Результаты детского плавания поистине впечатляющи: большинство специалистов убеждены в колоссальной пользе таких мероприятий для организма и психоэмоционального состояния ребенка. Регулярные занятия обеспечивают положительный эмоциональный фон, укрепляют сердце и сосуды, способствуют улучшению работы дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, плавание создает отличную основу для раннего развития, стимулирует метаболизм, укрепляет нервную систему, улучшает ритм сна и бодрствования, аппетит. Эффектом регулярных занятий плаванием становится общетонизирующее действие, рост выносливости и силы организма.

Особенно это актуально для детей, рожденных раньше положенного срока. Тело теряет в воде до 9/10 веса, поэтому не затрачивает энергии на преодоление силы гравитации. Это позволяет недоношенным малышам, занимающимся плаванием, быстро догнать в развитии своих нормальных ровесников.

Многие по достоинству оценивают и закаливающий эффект плавания: пребывание в воде дает возможность привыкнуть к температурам, постепенное приучение к прохладной воде обеспечивает развитие защитных сил организма малыша. Стоит отметить, что такой результат сохраняется надолго - особенно когда мы говорим о занятиях плаванием в младенческом возрасте.

Многие родители сталкиваются с определенными трудностями, начиная заниматься плаванием с ребенком.

Самыми распространенными являются:

  • страх воды - затруднения в его преодолении;
  • обучение спокойным движениям;
  • обучение собственно плаванию и правильному нырянию.
До появления на свет ребенок пребывает в воде, поэтому новорожденный не испытывает тревоги при приближении к ней - именно поэтому очень важно начать занятия как можно раньше. Младенец чувствует себя в водной среде вполне комфортно, что позволяет избежать распространенных сложностей. К 3 месяцам рефлекс постепенно сходит на нет, поэтому занятия подразумевают повторное “знакомство” с водой.

В домашней ванне можно начинать занятия фактически сразу после выписки из роддома, а отправиться в бассейн можно в 3-4 месяца.

Основной вид деятельности у дошкольников - игровая. С ее помощью ребенок изучает мир и формирует нужные навыки. Это можно эффективно использовать и с целью обучения плаванию. Игровая форма занятий способствует формированию нужных качеств - решительности, бесстрашия, уверенности в себе, желания проявить инициативу. Именно поэтому мы выбираем такую форму занятий - превращаем их в игру.

Задачи освоения техники плавания в совершенстве у дошкольников нет - намного важнее сформировать правильный общий “рисунок” плавания, понять принцип техники и главные элементы. На основе таких знаний и умений формируется в дальнейшем навык плавания. Главная цель обучения плаванию - укрепление здоровья, закаливание, создание полезной привычки к активной физической деятельности, освоение элементарных стилей плавания - на спине, кросс и других.

Время чтения: 10 минут

Сейчас есть множество методик для раннего развития малышей. Одна из них, которая в настоящее время находится на пике популярности – грудничковое плавание: занятия, которые позволяют научить младенца плавать и нырять. Эта методика приносит огромную пользу детскому организму, хотя мнения специалистов на ее счет и не однозначны. Чтобы принять решение о том, подойдут ли такие занятия вашему грудничку, ознакомьтесь с их подробным описанием.

Чем полезно плавание для грудничков

В утробе матери плод развивается в окружении амниотической жидкости, поэтому после рождения не теряет способности держаться на воде и правильно дышать в ней. Если с ребенком заниматься с младенчества плаванием, то рефлексы не угаснут, а грудничок приобретает неординарные навыки, крепкое здоровье и гармоничное развитие. Как тренировки в водной среде влияют на организм грудничка:

  1. Сердечно-сосудистая система. Плавательные движения активизируют кровообращение. Они способствуют укреплению сердечной мышцы, благотворно действуют на стенки сосудов, активизируют процессы кроветворения.
  2. Дыхательная система. При плавательных движениях усиливается дренажная функция легких, тем самым обеспечивается профилактика инфекционных заболеваний и оздоровительный эффект. Малыш делает глубокие вдохи, носоглотка промывается и очищается.
  3. Мочевыделительная система. Активные движения мышц способствуют интенсивной работе почек, они правильно развиваются. В результате вредные вещества выводятся быстрее.
  4. Костно-мышечный аппарат. Физическая нагрузка на кости, все группы мышц, суставы и связки благодаря воде равномерно распределяется. Это способствует гармоничному развитию тела. Преодолевая сопротивление воды, двигательный аппарат укрепляется. Плавающие в грудном возрасте детки быстрее ползают, начнут ходить, у них формируется правильная осанка, остается ровным позвоночник.
  5. Центральная нервная система. Благодаря курсам грудничкового плавания кровообращение в мозговых сосудах активизируется, обеспечивается усиленное питание органа. Занятия укрепляют нервную систему. Меняются эмоциональные реакции, заметно улучшение настроения.
  6. Иммунитет. Привыкание к температурным перепадам помогает малышу закаливаться.

Показания к грудничковому плаванию

Занятия будут полезны практически всем деткам. Однако есть ряд состояний, при которых грудничковое плавание не только не запрещено врачами, но и рекомендовано по состоянию здоровья в лечебных целях :

  • гипертонус мышц;
  • детский церебральный паралич;
  • мышечная вялость;
  • кривошея;
  • маленький вес при рождении;
  • врожденные костно-мышечные дефекты;
  • болезни суставов.

Принципы и правила процедуры

Каждый родитель должен понимать, что к любым занятиям с крохой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью. Что нужно предусмотреть, чтобы заниматься грудничковым плаванием с максимальным комфортом:

  1. Выберите правильное время для тренировок. Малыш должен быть бодрым, выспавшимся. Не занимайтесь, когда он голоден или только что поел. Оптимальное время – спустя час после кормления.
  2. Для себя постелите на полу в ванной резиновый коврик , чтобы избежать скольжения.
  3. Заранее подготовьте чистую пеленку , которой оботрете кроху.
  4. Если вы видите, что малыш по каким-то причинам не хочет заниматься, капризничает или просто не в настроении, ни в коем случае не заставляйте . Лучше пропустить тренировку.

С какого возраста начинать занятия

Рефлексы утрачиваются примерно в 2,5-3 месяца после рождения. Если не успеть начать занятия плаванием с грудничком до этого времени, то ребенку будет очень трудно научиться. Желательно проводить первые тренировки, когда малышу три-четыре недели от роду. Для регулярных занятий подойдет как специальный бассейн, так и домашняя большая ванна. Родители должны тренироваться вместе с крохой, даже если сеансы групповые. Настоятельно рекомендуется, чтобы на первом занятии присутствовал профессиональный инструктор грудничкового купания.

Подготовка ванны

Если вы будете заниматься дома, то резервуар для грудничкового купания малыша нужно тщательно подготовить. Домашнюю ванну надо мыть с хозяйственным мылом перед каждой тренировкой, а раз в неделю чистить содой. Обязательно промывать емкость большим количеством воды. Не используйте травяные отвары и раствор марганцовки, агрессивные химические моющие средства. Все это может частично остаться на поверхности и попасть в организм малыша.

Температура воды

Этот параметр нужно тщательно контролировать. На первых занятиях температура воды должна составлять 35-36 градусов. Понижать ее следует постепенно. Допустимый минимум – 32 градуса. При этом нужно следить за тем, чтобы ребенку было комфортно. Происходит закаливание детей, укрепляется иммунитет. Ребенок должен быть полностью погружен в воду. Рекомендации:

  • если ребенок при погружении в воду хнычет, но через минуту-другую замолкает, значит, температура подобрана идеально;
  • если малыш не прекращает плакать, то наполнение ванны слишком холодное;
  • если кроха в воде слишком пассивен и расслаблен, это говорит о том, что вода чрезмерно теплая.

Как научить грудничка плавать

Вы можете выбрать один из двух путей: тренироваться дома самостоятельно или посещать занятия в общественном бассейне детского центра. Первый вариант удобен тем, что это бесплатно и доступно всегда. Преимущества второго способа заключаются в том, что тренировки будет проводить профессиональный инструктор. Ознакомьтесь с некоторыми особенностями обоих вариантов.

Занятия в бассейне для грудничков

Продолжительность тренировки, как правило, составляет от 30 до 45 минут. Занятия могут быть по индивидуальной программе или групповыми. Можете посетить и то, и другое, а после определиться с тем, как комфортнее тренироваться вам и малышу грудничкового возраста. На первый сеанс обязательно надо принести медицинскую справку о том, что противопоказаний у ребенка нет. Как правило, занятие по грудничковому купанию состоит из таких этапов:

  1. Разминка на суше.
  2. Знакомство с водой.
  3. Разминка с гимнастикой и различными упражнениями у бортика бассейна.
  4. Грудничковое плавание с нудлами, кольцами, досками и другим инвентарем.
  5. Игры в воде с элементами подводного ныряния по специальным техникам.

Обучение плаванию новорожденных в домашних условиях

Когда ваша ванна или бассейн для самых маленьких наполнены, начните знакомить грудничка с водой. Сначала дайте малышу коснуться поверхности ладошками. Затем окуните ступни и подержите в воде несколько минут. Постепенно погрузите ножки, а затем и все тельце в вертикальном положении. Не прекращайте разговаривать с ребенком ласковым голосом, улыбайтесь ему, аккуратно поливайте водичкой.

Родители должны освоить два вида поддержки грудничка: под подбородок и затылок. Первое используется, когда малыш лежит на животике, а второе – когда он в положении на спинке. Вы можете использовать одно из них, но лучше уверенно научиться обоим приемам и чередовать их: это будет значительно полезнее для ребенка. Дополнительно не помешает освоить грудничковое плавание со специальным поддерживающим кругом – с ним малыш будет более раскованным.

Комплекс упражнений для грудничков

Плавание грудничка – это не просто окунание малыша в воду определенной температуры. Цель занятия – выполнить комплекс упражнений. Они совершенно несложные и полностью безопасны для ребенка. В процессе вы сами поймете, какие из них больше нравятся малышу, какие меньше. Мама или папа, которые занимаются с малышом, должны быть максимально собраны и спокойны во время занятий, чтобы ребенок не стал тревожным. Запомните, как выполнять упражнения.

Плескание

Держите ребенка под подбородок на животе одной рукой. Другой похлопайте по воде, чтобы показать малышу, как она плещется и дрожит. Делайте разные движения ладонью, водите по поверхности. Покажите малышу, как водичка капает с руки, стекает. Постепенно ребенок уже сам будет плескаться в воде и получать от этого огромное удовольствие. Делайте это упражнение, пока малыш полностью не освоится в воде.

Толчки и повороты

Приближайте ребенка к стенкам ванны, чтобы он, чувствуя опору ножками, отталкивался от нее и плыл. Вы должны поддерживать его при переворачивании, но старайтесь участвовать в процессе минимально. Ребенок должен ощутить, что есть связь между тем, с какой силой он отталкивается, и тем, какое расстояние в результате удастся проплыть. Как правило, это упражнение нравится всем деткам.

Плавание по прямой

Держите ребенка на животике. Перед ним поместите какую-нибудь яркую, вызывающую интерес игрушку. Пусть малыш попытается догнать ее. Каждый раз отодвигайте игрушку немного дальше от маленького пловца. Меняйте скорость и технику движения. Постепенно ослабляйте интенсивность поддержки, чтобы ребенок понимал, что он может самостоятельно плавать, держаться на воде.

Восьмерка

Следующее новое упражнение разрешается выполнять только тогда, когда чадо уже уверенно освоило плавание по прямой. Держите ребенка попеременно то на животе, то на спине, выводя на воде восьмерки, зигзаги, другие волнообразные фигуры. Меняйте скорость, пока не подберете оптимальную. Одним детям нравится двигаться максимально быстро, а другие любят очень плавные движения.

Упражнение Качели

Положите грудничка на живот. Придерживайте головку так, чтобы она полностью находилась над поверхностью воды. Плавно направляйте кроху так, чтобы он двигался вверх-вниз и вперед-назад, погружаясь в воду и поднимаясь. Это упражнение – первая ступень к нырянию. Выполняйте его долго, не стремитесь сразу перейти к самому сложному элементу, иначе малыш может попросту испугаться.

Ныряние грудничков в ванной

Этот элемент – самый трудный, переходить к нему следует лишь тогда, когда все основные приемы освоены. Приступая к нему, вы четко должны понимать, что у ребенка есть плавательные навыки и рефлекс задержки дыхания, поэтому бояться вам нечего. Как выполнять упражнение:

  1. Начните с тренировки. Четко говорите малышу слово «ныряем» и дуйте в лицо. Он задержит дыхание и закроет глазки. Выполняйте элемент 10 суток.
  2. Усложните упражнение. После команды «ныряем» не только дуйте, но и брызгайте грудничку водой в лицо.
  3. Переходите к полноценному элементу. Сначала надо научиться нырять на секунду-две, постепенно увеличивая длительность.

Где поплавать с грудничками в Москве

Если вы живете в столице, собираетесь заниматься со своим малышом и не хотите делать этого дома – не страшно. В Москве много мест, в которых можно освоить технику плавания грудничка. Краткое описание некоторых из них:

  • Бассейн для грудничков Капитошка в клубе Голицин . Занятия для малышей с трех месяцев, длительность 45 минут, детский массаж, упражнения, игры, глубина бассейна 1,5 метра, стенки дважды в сутки чистят специальным пылесосом, цена разового посещения бассейна – 1000 рублей, абонемент на 8 тренировок – 6500 р.
  • Школа грудничкового плавания в Москве в Акватории детства . Индивидуальные и совместные занятия по 45 минут, предварительная запись, гибкая система скидок, разовый сеанс – 900 р., при покупке абонемента на месяц – 850 р. за урок, на три – по 800 р., многодетные, дети инвалиды – 750 р.
  • Семейный клуб Kimberly Land . Индивидуальные занятия с сертифицированным тренером, упражнения на укрепление мышц разных групп, сеанс – полчаса, посещение с 2 месяцев, абонемент на 10 занятий стоит от 17500 до 21700 р. в зависимости от квалификации инструктора.
  • Центр грудничкового плавания Второе рождение . 45-минутные занятия с упражнениями, для грудничков от 1,5 месяцев, многоуровневая система очистки воды, температура 32-34 градуса, 3 филиала в Москве с разными ценами, Волгоградский проспект – 1200 р., Вешняки – 700 р., Петровско-Разумовская – 600 р.
  • Бассейн для младенцев в центре Bright Family . Раннее грудничковое плавание, занятия проходят по методике Birthlight для малышей с полутора месяцев, тренировки в специализированном бассейне с температурой воды в 32 градуса, опытные инструкторы обучены работе с не совсем здоровыми детьми, стоимость одного занятия – 1200 р., есть абонементы на 4, 6, 8 посещений.
  • Обучение плаванию грудничков в центре раннего развития Дельфиненок. Несколько филиалов, занятия для деток с месяца, возможен курс обучения родителей для самостоятельных тренировок в домашних условиях, есть выезд на дом, стоимость за один сеанс от 1500 р.
  • Бассейн Мать и дитя . Занятия с 1,5 месяцев, большой бассейн для малышей, вода очищается без применения хлора, взрослых обучают для самостоятельных тренировок с детками дома, групповые сеансы, цены от 1200 р.

Грудничковое плавание – за и против

Мнения педиатров, как и родителей, в этом вопросе сильно разнятся. К примеру, доктор Комаровский утверждает, что занятия плаванием способствуют ускоренному и правильному умственному и физическому развитию ребенка грудничкового возраста. Они приносят только пользу организму, укрепляют мышцы. Хотя под влиянием плавания грудничкового многие грудные дети растут слишком гиперактивными. Тем не менее, нельзя умолчать о том, что тренировки в воде повышают риск развития заболеваний дыхательных путей.

Большинство родителей, детки которых посещают занятия по грудничковому плаванию, остаются довольны результатами. Они утверждают, что их малыши крепче спят, лучше едят, хорошо привыкают к режиму дня. Радует и то, как позитивно ведут себя дети во время тренировок. Они испытывают положительные эмоции. Степень доверия и взаимопонимания с родителями у них выше, чем у тех малышей, которые не занимаются плаванием с младенчества.

Противопоказания

Некоторым деткам запрещены водные процедуры вообще или на определенный срок. Отсутствие противопоказаний может определить только врач. Грудничковое плавание противопоказано при:

  • острых воспалительных процессах с повышением температуры тела;
  • инфекционных болезнях, в числе которых вирусные гепатиты, сифилис, туберкулез;
  • проблемах опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • гнойных процессах;
  • почечной и печеночной недостаточность в стадии прогрессирования;
  • кожных болезнях с выделениями;
  • сердечной недостаточности;
  • ранах;
  • психических болезнях с припадками.

Простые упражнения для плавания.

В преддверии массовых выездов на водоемы расскажу Вам несколько простых правил безопасности на воде и несколько упражнений, которые можно сделать с ребенком в воде, чтобы помочь ему научиться плавать.

Простые правила нахождения у воды.

  1. никогда не заставляйте ребенка входить в воду насильно (кидать или опускать его в воду вопреки его желанию), - таким образом Вы только отпугнете ребенка от воды. Придет время и ребенок сам пойдет в воду;
  2. никогда не оставляйте ребенка без присмотра в воде. НИКОГДА. Даже если ребенок хорошо держится на воде и умеет плавать, даже если Вам кажется, что в водоеме мелко, или даже если Ваш ребенок в нарукавниках\круге, или даже если Вам надо отойти буквально на «пару минут». Просто НИКОГДА;
  3. не желательно чтобы ребенок входил в воду сразу после еды или вспотевшим;
  4. объясните ребенку, что он должен выйти из воды как только почувствует что замерзает, что после того как он согреется он сразу же продолжит купаться; надо хорошенько растереть полотенцем ребенка после купания;
  5. объясните ребенку, что он должен плавать только в присутствии взрослых , умеющих плавать, в сторону берега или вдоль берега;
  6. помните о том, что тонущий человек не размахивает руками из воды и не кричит о помощи, а судорожно плещется и бултыхается в воде, периодически уходя под воду и возвращаясь на поверхность;
  7. расскажите ребенку, что в случае если он чувствует, что “устал” в воде и больше плыть не может, он должен лечь спинкой на воду и отдохнуть – это одно из самых важных умений в воде и Вы должны обязательно научить этому ребенка;
  8. объясните ребенку, что он не должен подавать ложные сигналы о помощи , ложные крики о помощи в воде недопустимы;
  9. объясните ребенку, что он должен всегда предварительно оценить расстояние до дна перед тем как прыгать; что прыжок в воду может быть опасным потому, что можно удариться головой\стопами об дно и травмировать позвоночник; что в водоеме на дне могут находиться различные острые и твердые предметы, которые сверху не видны;
  10. если ребенок будет купаться в прохладной воде, то предварительно лучше выполнить на берегу ряд простых упражнений чтобы разогреться;
  11. если ребенок купается в бассейне, то нужно помыться ДО бассейна (чтобы смыть с себя грязь) и ПОСЛЕ бассейна (чтобы смыть с себя бассейную хлорированную воду).

Однако, конечно, самым лучшим способом обезопасить ребенка при купании – это научить его плавать. Плавание очень полезно для дыхательной системы, для сердца, мышц и костей, закаляет, развивает ловкость и силу, доставляет массу удовольствий.

С чего начинать обучению плаванию?

Этапы примерно такие:

  1. знакомство с водой и не бояться воды: пусть ребенок просто ходит по дну по направлению к берегу;
  2. научиться держаться под водой : надо научить ребенка опускаться под воду и задерживать дыхание\выпускать пузыри под водой; с закрытыми\открытыми глазами; можно предложить ребенку зависать под водой обхватив коленки; можно собирать тяжелые предметы со дна;
  3. научиться держаться на поверхности воды набрав воздух в легкие; тут есть два упражнения (лицом вверх и лицом вниз):
    • «морская звезда» - самое важное умение на воде: нужно лежать на воде лицом вверх (на спине). Это упражнение, которому можно научить ребенка в любом, даже самом раннем возрасте: вначале поддерживая ребенка под голову, потом постепенно ослабляя руку;
  • Детям постарше можно попробовать объяснить набрать в легкие воздух чтобы облегчить выполнение задания;
  • более старшему ребенку можно предложить попробовать научиться делать это упражнение без вашей помощи: из положения стоя протянуть руки наверх и наклониться назад (в направлении берега), оттолкнуться ото дна, лечь спиной на воду и скользить по воде (скользить легче чем просто лежать); голова должна быть прижата; тело стараться держать горизонтально вытянутым; плыть до тех пор пока ноги не начнут опускаться вниз;
  • когда ребенок научится лежать на воде, можно предложить ему размахивать ногами и руками параллельно дну;
    • «звездочка» : такое же упражнение, как предыдущее, но лицом вниз; оно более сложное и его нужно учиться делать только после того как ребенок научится хорошо задерживать дыхание под водой; делать его тоже можно двумя способами – либо Вы поддерживаете ребенка под подбородок, либо ребенок пытается сам, набрав в легкие воздух из положения стоя скользить по воде по направлению к берегу;
  1. научиться правильно двигать ногами по воде (сперва “кролем”, потом “брассом”): вначале на суше, потом держась за бортик бассейна\у водоема, потом в воде (держать за родителя или за доску\гантели плавательные);
  2. научиться правильно двигать руками по воде (либо “кролем” , либо “брассом” – как удобнее ребенку): вначале на суше, потом с помощью родителя, который держит ребенка за ноги или можно под грудь подкладывать пенопластовую длинную “колбасу”;
  3. одновременные движения рук и ног в воде с задержкой дыхания на все время плавания ;
  4. правильная постановка дыхания во время одновременного движения руг и ног.

Я думаю, что если есть возможность постоянно быть рядом с ребенком в воде, то лучше не надевать на него нарукавники, а попробовать научиться держать на воде самостоятельно, особенно если ребенку больше 3-4 лет. Если ребенок хорошо умеет плавать в нарукавниках, то можно постепенно надувать их все меньше и меньше чтобы ребенок постепенно начинал чувствовать свое тело в воде.

Кроме того, есть и другие приспособления для обучения плаванию: например, круг, в который сажают ребенка как в штанишки тоже иногда эффективен, особенно если ребенок боится плавать.

Детей в возрасте до месяцев можно научить нырять и плавать с рождения за счет использования и закрепления рефлекса задержки дыхания, который есть у всех новорожденных. Как именно это сделать и с чего начинать я написала ранее, вот .

Из-за некоторых анатомических особенностей тела ребенка и определенного соотношения головы и тела большинство детей не могу выплывать над поверхностью воды в возрасте до 3-4 лет.

Из своего личного опыта скажу, что с сыном мы ходили плавать в специальный детский бассейн с 1 месяца жизни. Мы два раза в неделю на протяжении трех лет ныряли, прыгали в воду, собирали со дна игрушки, дули пузыри, гребли ногами, плавали с доской, собирали в воде мячики, клеили к стене картинки и т.д. Короче, я ОЧЕНЬ много сил и времени на это потратила. Потом я сдалась, перестала водить его на занятия, купила абонемент в фитнес-клуб и он плескался сколько ему было угодно в любом бассейне – детском или взрослом. Сейчас сыну 4,5 года. Он очень любит плавать, и всегда любил. С тренером он никогда не занимался в силу привязанности ко мне и моим нежеланием насиловать ребенка (мне казалось, что основное, что должны дать наши занятия – это не умение плавать, а любовь к воде), но постоянно плавал – то с доской, то с гантелями, то просто нырял и прыгал. Ему не нравились наши насильные ныряния в раннем возрасте, но сейчас нырять он очень любит. Он прекрасно передвигается под водой, и над водой при помощи досточки или гантелей (нарукавники он не любит). Но у него только недавно (примерно с 4 лет только!) начало получаться плыть над водой самостоятельно. С моей точки зрения, потрачено сил неимоверно много для такого скудного результата. Зато он очень ловкий и развитый парень – может, благодаря плаванию в том числе? Ходить плавать с дочкой сил не было. Я больше чем уверена, что к 4,5 годам у них будет примерно один уровень владения плаванием, но об этом мы узнаем через 3,5 года -)))



mob_info