Упражнения регулирующие мышечный тонус логоритмика. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания. Факультет специального образования

Эти упражнения позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» (forte) и «тихо» (piano). Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу – на тихое звучание и более сильные взмахи над головой – на громкое звучание; кроме флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Так, на сильное звучание дети идут по кругу, размахивая флажками, на тихое – останавливаются, прячут их за спину. Различие звучания можно обозначить и характером шага: на громкое звучание дети идут на всей ступне, на тихое – на носках. Наконец, предлагается одно звучание для движений ног, другое – для рук, со сменой силы звучания. Упражнения с разными построениями приучают работать детей в коллективе. Можно предложить детям следующие упражнения:

1. Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают лёгкие хлопки перед собой.

2. Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой. На тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3. На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую – кружатся на одном месте на носках, на громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками, на тихую – останавливаются и опускаются на одно колено, и т. д.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего воздействия на организм с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на разные мышцы спины, живота, плечевого пояса и ног. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, чёткость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле мяча), маленькие (при выполнении бросков, при передаче по ряду и переносе мяча). В этих движениях чередуются напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения в положении лёжа на животе: подтягивание на руках, лазание по гимнастической стенке, перелезание через скамейки, пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки, укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, влияют на формирование правильной осанки.

Чувство равновесия развивается в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания и других упражнений. Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшение площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и конец движения. В качестве специальных средств тренировки функции равновесия используются: кружение на месте, переступание с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановки во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).

Для устранения нарушения равновесия необходима консультация с врачом ЛФК и невропатологом для правильного подбора и выполнения упражнений, а также вспомогательных коррекционных средств.

Для каждого ребенка подбираются наиболее адекватные позы для занятий, гигиенических процедур, которые видоизменяются по мере развития двигательных способностей.

Примеры упражнений.

Вращение кистями рук кверху (3–5 сек) – напряжение мышц рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз – расслабление. Повторить 2–3 раза.

Притопывания ногами, руки за спиной – мышцы напряжены (5–8 сек), руки опущены, и.п. основная стойка, мышцы расслаблены.

Лёгкие и тяжёлые руки. (Музыка: венгерская народная мелодия.)

Дети стоят в колоннах. И.п. основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и её повторение: такты 1–2 – плавный подъём рук вперёд до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину; такты 3–4, 5–6, 7–8 – повторение движений 1–2 тактов.

Вторая часть музыки и её повторение: такты 9-10 – сильное качание рук вперёд и назад, до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки; такты 13–16 – руки плавно поднимаются и опускаются вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

Упражнения по снятию тонуса

Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений.

1. Помахать руками, как птичка крылышками.

2. Помахать руками, как бабочка крылышками.

3. Помахать руками над головой, как при прощании.

4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя ветер.

5. Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.

6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании капелек воды.

7. Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.

8. Медленно вращать руки над головой.

9. Медленно покачивать расслабленными руками.

10. Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя кошение травы.

Огромное место в моторной активности аутичного ребенка принадлежит описанным выше двигательным стереотипиям. Возникает предположение о вторичности ряда проявлений ранней двигательной недостаточности при раннем детском аутизме. Очевидно, помимо слабости тонуса, недостаточности координации движений имеют значение как первичная слабость побуждений к определенной, прежде всего коммуникативной, деятельности, так и аффективные расстройства, прежде всего страхи. Многочисленные двигательные стереотипии носят аутостимуляторный характер.

Признаки патологии положения тела лежа на животе:

голова лежит, ребенок не может ее поднять;

плечи подняты вверх и поданы вперед;

позвоночник искривлен, одна половина таза приподнята;

ноги в бедрах и коленях согнуты и прижаты одна к другой.

Признаки патологии положения тела лежа на спине:

голова закинута назад, упирается на подстилку;

плечи приподняты и поданы вперед;

руки упираются в пол, кисти сжаты в кулаки и повернуты вовнутрь;

позвоночник может быть выгнут и искривлен;

ноги согнуты и прижаты одна к другой.

Признаки патологии положения тела стоя на коленях:

из-за отсутствия навыков прямостояния и сохранения равновесия;

позвоночник выгнут из-за гипотонии мышц;

позвоночник выгнут из-за деформации нижних конечностей;

позвоночник выгнут из-за недостаточной мотивации для выпрямления корпуса.

Для устранения нарушений необходима консультация с врачом ЛФК и невропатологом для правильного и выполнения упражнений, а также подбора вспомогательных коррекционных средств.

Каждому ребенку подбираются наиболее адекватные позы для занятий, гигиенических процедур, которые видоизменяются по мере развития двигательных способностей.

Для стимуляции развития двигательных функций используются такие стимулы, как поглаживание конечностей; использование поверхностей, покрытых различными видами материи, усиливающими тактильные ощущения. Возможно применение различных видов массажа, специальных упражнений с сопротивлением, упражнения в воде с допустимыми изменениями ее температуры.

Развитие мимики лица, артикуляционного аппарата, дыхания

У всех детей с РДА нарушено произношение о дной или нескольких групп согласных звуков, поэтому на предварительном этапе коррекции звукопроизношения определённое место отводится развитию мимических движений и движений губ, языка. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная. В дальнейшем проводится работа над развитием движений губ, языка. Детям предлагаются в занимательной игровой форме артикуляционные упражнения на статическую и динамическую координацию движений (Приложение 6).

Работа на начальных этапах нормализации моторики лица и речевого аппарата направлена на то, чтобы ребенок спокойно реагировал на прикосновения к своему лицу. Для этого работу начинают с наиболее удаленных от области рта участков. Последовательность упражнений разрабатывается совместно с логопедом с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В играх, песнях, стихах важно провоцировать ребенка на подражание действию, мимике, речи взрослого. Даже если это подражание вначале абсолютно механическое, ребенок усваивает форму реакции взрослого. Осваивая пластику, интонацию, мимику взрослого, перенимая их речевые шаблоны, ребенок постепенно вырабатывает собственные способы реагирования, становится более самостоятельным в контакте.

Нормализация дыхания приобретает огромное значение для детей с ранним поражением центральной нервной системы (ЦНС), в генезисе которых гипоксия головного мозга. Для недоношенных детей в связи с несовершенством у них дыхательной системы и часто болеющих детей это особенно важно. Комплекс гимнастики для каждого ребенка подбирается совместно с врачом-педиатром и врачом ЛФК.

Артикуляционная гимнастика способствует сокращению дефицита потребности в общении, который в значительной степени зависит от степени тяжести РДА. Упражнения чаще проводятся индивидуально, иногда с небольшой (2–3 человека) группой с учетом возраста и уровня развития детей. В группе могут находиться дети со схожими проявлениями РДА.

Во время занятий необходимо побуждать ребенка выполнять следующие упражнения:

поддувать ватные шарики, бумажные султанчики;

выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;

образовывать мыльную пену при помощи соломинок, трубочек;

задувать свечи;

вдыхать эфирные масла, пары, не опасные для здоровья;

дозированно использовать ингалятор для носа и рта.

При выполнении упражнений рекомендуется использовать малые формы фольклора, беседы с ребенком. Движения рекомендуется сопровождать обращениями к ребенку по имени. Прикосновение должно быть осторожным. Расческа должна быть «мягкой». Использовать уменьшительно-ласкательные существительные в процессе выполнения.

Для развития органов артикуляции использовать упражнения, доступные выполнению ребенком: высунуть язык, облизать губы, надуть щеки и др.

Основной целью мимических упражнений является растяжение мышц лица, чтобы они стали более эластичными. Данные упражнения помогают уменьшить напряжение мышц лица, шеи и плеч, которое характерно для детей с гипертензивной манерой речи. Их рекомендуется использовать при занятиях с детьми в первые 3–5 минут сеанса голосовой терапии.

Перед началом выполнения упражнений ребенок должен принять удобное, сравнительно расслабленное положение, глядя в зеркало. Упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя.

1. Поднять брови как можно выше и опустить их как можно ниже. Эти движения повторить пять раз, постепенно увеличивая их скорость.

2. Как можно шире открыть рот, держать открытым 5–7 секунд и медленно закрыть. Повторить пять раз.

3. Вращательные жевательные движения закрытыми губами, сначала 5 секунд по часовой стрелке, затем 5 секунд против часовой стрелки.

4. Как можно шире открыть глаза, поднять их к потолку и опустить к полу пять раз, не двигая головой.

5. Держать голову прямо и двигать глазами вправо и влево, задерживая их в этих положениях по 3–4 секунды. Повторить пять раз.

6. Повернуть голову вправо, фиксируя глаза на каком-то предмете в комнате. Затем, не меняя положения головы, смотреть в зеркало на отражение своих глаз и, продолжая следить за своими глазами, поворачивать голову обратно. Проделывать то же самое, поворачивая голову влево.

Варианты упражнений с детьми, которые проводятся с целью формирования адекватных реакций на прикосновение к лицу и ротовой полости ребенка взрослым, побуждают его управлять движениями органов артикуляционного аппарата, правильно дышать, ухаживать за своим лицом, изучать мимику своего лица.

1. Взять ребенка на руки, поговорить с ним, спеть песенку, рассказать потешку, улыбнуться.

2. Помассировать лицо легкими поглаживающими движениями.

3. Прикоснуться к лицу кончиками пальцев.

4. Причесать.

5. Умыть его перед зеркалом теплой водой.

6. Протереть лицо ребенком ваткой, смоченной теплой водой, детским лосьоном.

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз - на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой - при громком звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое - для рук, связанное со сменой силы звучания. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.

Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку - ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку - берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую - двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку - идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую - пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на группы по 3-4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку - идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки - опять скачут по кругу.

Факультет специального образования

Кафедра логопедии

Релаксационные упражнения, используемые в фонопедической работе

Методические материалы подготовлены по материалам диссертации

на соискание академической степени магистра педагогических наук

по специальности 1–03 03 01 Логопедия

Цаппаса Иоанниса Андреа

(Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Баль Н. Н.)

Минск, 2007.

Выработка умений мышечного расслабления и нормализации мышечного тонуса.

На начальном этапе фонопедической работы проводятся релаксационные упражнения для снятия общего напряжения и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, который лежит в основе оптимальной фонации. Голос звучит лучше, если во время фонации деятельность мышц синергистов и антагонистов тщательно сбалансирована, что позволяет избежать как гипер-, так и гипотензии мышц. Напряженное положение головы, скованность лицевой мускулатуры влияют на положение гортани и затрудняют таким образом процесс свободного звукообразования.

Обучающиеся должны научиться достигать полного телесного расслабления, регулировать тонус собственного тела, осознанно избавляться от излишнего напряжения. Для этого используются задания на восприятие напряжения в теле и регуляцию тонуса. Всем лицам с нарушениями голоса рекомендуются упражнения, направленные на сознательное расслабление мышц, участвующих и голосообразовании, уменьшение напряжения артикуляционной мускулатуры.

Для тренировки применяются позы : сидя или полулежа в кресле с высокой спинкой, при этом спина опирается на спинку кресла, ноги слегка разведены в коленях, руки лежат вдоль бедер на сиденье кресла ладонями вниз или на бедрах, глаза закрыты. «Поза кучера на дрожках»: сидя на стуле ближе к краю, ноги разведены в коленах и находятся под прямым углом, руки на бедрах, кисти свисают, голова немного опущена вперед, спина округлена, глаза закрыты. Обучающийся концентрируется на названной группе мышц и воспринимает различные ощущения в фазе напряжения и расслабления. По условному сигналу (например, стоп) он максимально напрягает названную группу мышц или ослабляет напряжение, напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для – «стоп» не более 5 секунд. Фаза расслабления должна длиться около 30 секунд. Учитель-логопед вербально поддерживает процесс как в фазе напряжения, так и в фазе расслабления.

Упражнения на напряжение и расслабление каждый группы мышц:

- Руки и кисти:

Сжать одну кисть в кулак – расслабить.

Сжать другую кисть в кулак – расслабить.

Обе кисти сжать в кулак – расслабить.

Обе руки согнуть в лотке и напрячь – расслабить.

вытянуть руки и надавить на предплечья – расслабить.

- Лицо, шея, плечи и верхняя часть спины:

Наморщить лоб – расслабить.

Сморщить нос и плотно сомкнуть глаза – расслабить.

Сжать зубы, широко открыть рот – расслабить.

Язык прижать к небу – расслабить.

Сжать губы – расслабить.

Подбородок прижать к груди – расслабить.

Поднять плечи – расслабить.

- Грудь, живот и нижняя часть спины:

Глубоко вдохнуть, задержать на мгновение дыхание – расслабиться и выдохнуть.

Вытянуть живот – расслабить.

Втянуть живот – расслабить.

- Ноги:

Напрячь бедра – расслабить.

Ступни и пальцы сжать вниз – расслабить.

Ступни потянуть вверх – расслабить. Наслаждаться расслаблением.

Возвращение из состояния расслабления: счет в обратном порядке от 4 до 1, в это время обучающийся должен подвигать сначала ступнями и ногами. Затем кистями и руками, наконец, головой и шеей и открыть глаза.

Для мышц, участвующих в голосообразовании , применяется следующий комплекс релаксационных упражнений (напряжение должно удерживаться 5 – 7 секунд, для «стоп» - не более 5 секунд; фаза расслабления должна длиться около 30 секунд):

Плотно сжать челюсти, затем раскрыть рот, расслабиться;

Показать зубы, как при улыбке, сделать гримасу, расслабиться;

Упереться языком в зубы, оттянуть язык назад, как можно дальше, расслабиться;

Напрячь и закруглить губы, произнося «о», расслабиться;

Упражнения с использованием воображения :

Расслабить речевую мускулатуру и вообразить, что вы: громко считаете; тихо считаете; пересказываете алфавит.

Сохраняя речевую мускулатуру расслабленной, вообразите, что вы: три раза громко произносите свое имя; три раза тихо произносите свое имя; три раза громко называете свой адрес; три раза тихо называете свой адрес; три раза громко произносите название своего города; три раза тихо произносите название своего города.

После выполнения каждого из упражнений с использованием воображения необходимо было рассказать, в каких мышцах чествуется напряжение. Упражнения следует повторять до тех пор, пока не исчезнет напряжение мышц, как при вокализации, так и при воображаемом произнесении.

Лица с узелками голосовых складок и хроническим ларингитом пользуются твердой голосовой атакой. При твердой голосовой атаке возникает излишнее напряжение мышц голосового аппарата. Поэтому предлагаются релаксационные упражнения на восприятие чрезмерного напряжения . Это позволяет в дальнейшем осознанно от него избавляться. Данные задания необходимо выполнять дважды с 5-секундным перерывом.

1. Слегка напрячь мышцы шеи на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении этого напряжения.

2. Наморщить лоб, поднять брови на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 с, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 с, концентрируя внимание на на ощущении напряжении в них.

5. На 5-10 с сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнутся и показать зубы в течение 5 с. Обратить внимание на напряжение в щеках.

7. Втянуть губы дудочкой и дуть в течение 10 с. Обратить внимание на напряжение в губах.

8. Прижать язык к передним нижним зубам на 10 с, обращая внимание на напряжение в языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 с. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и шее.

10. Медленно, аккуратно и тщательно произнести буквы алфавита от А до Ж с напряжением в языке, губах, челюстях, глотке, грудной клетке. Отметить, что при расслаблении напряжение исчезает.

11. Снова произнести буквы алфавита от А до Ж, но уже небрежно и вполголоса. Отметить, что напряжение возникает в тех же областях, но в гораздо меньшей степени.

Необходимо обращать внимание на то, чтобы мышечные системы, не задействованные в конкретных упражнениях, оставались расслабленными.

Расслабление артикуляционного аппарата проводиться на фоне общей предварительной релаксации. Целью данных упражнений является сознательное расслабление мышц, участвующих в голосообразовании, устранение напряжения артикуляционной мускулатуры. В процессе выполнения упражнений необходимо добиваться, чтобы наружные мышцы гортани были как можно более расслаблены, так как основную работу должны выполнять внутренние мышцы гортани. Примерный комплекс упражнений для артикуляционной мускулатуры:

- Для языка, щек, губ:

Слегка приоткрытые губы округлить и вытянуть вперед, затем растянуть их. Смена темпа.

Чередовать неплотно закрытые губы и напряженный, растянутый рот. Упражнение вначале выполняется медленно, затем темп увеличивается.

Сжать губы, зафиксировать позицию на мгновение, затем снять напряжение.

«Дрожание губ». Губы, уголки рта не напряжены. На выдохе привести губы к «дрожанию».

Изнутри разглаживать языком, с сильным нажимом, щеки и губы.

Использовать известные упражнение для усиления подвижности языка.

- Для мускулатуры челюсти:

Губы расслаблены, рот приоткрыт. Массировать кончиками пальцев суставы челюсти, расслабить небольшими круговыми движениями мускулатуру.

Массировать руками щеки, спускаясь от висков.

Расслабить нижнюю челюсть, рот приоткрыт, язык расслаблен.

Приоткрыть рот, поступить нижнюю челюсть и двигать ею вправо – влево, вперед – назад.

Нижняя челюсть совершает круговые движения вначале по горизонтали, затем по вертикали.

При закрытом рте «обследовать» кончиком языка ротовую полость.

Дотронуться кончиком языка до зубов вначале при открытом, затем закрытом рте.

Попытаться положить расслабленный язык на «дно» полости рта, рот при этом приоткрыт.

Для контроля выполнения движений использовать зеркало. Каждое упражнение выполняется 4 – 5 раз.

Массаж лица:

Исходное положение – сидя свободно на табурете, ноги на ширине плеч. Потянуть мускулатуру лица через гримасы, расслабить лицо.

Положить средний и указательный пальцы, сложенные буквой «V», на губы и поглаживать рот.

Положить подбородок между сложенными «V» пальцами: кончики пальцев касаются в центре.

Небольшим нажатием поглаживать пальцами нижнюю челюсть с двух сторон вдоль направления ушей.

Положить кончики пальцев на переносицу и помассажировать с обеих сторон от щек до ушей.

Положить сложенные буквой «V» пальцы на глаза: кончики пальцев не касаются друг друга. Помассажировать небольшим нажатием виски.

Начиная ото лба, по голове и до затылка массажировать эти участки рукой. Отдых.

Развитие чувствительности и способности снимать напряжение помогает достичь сбалансированного мышечного тонуса, что подготавливает к проведению дыхательный и голосовых упражнений.

Уменьшение мышечного напряжения в результате подобных занятий способствует улучшению тембра голоса и является необходимой базой для дальнейшей тренировки голосового аппарата.

Литература

1. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996. – 367с.

2. Аникеева З.И. Нарушение и восстановление голоса у вокалистов. – Кишинев: Штинца, 1985. – 174 с.

Логоритмические упражнения в работе логопеда.

Сегодня мы затронем тему, логоритмические упражнения. Сама по себе методика проведения таких занятий не нова, но в своей работе логопеды мало её используют, т.к. не владеют основами логоритмики.

Логопедическая ритмика - это своеобразное средство воздействия на логопедических детей по преодолению звуковых нарушений речи.

Объектом логоритмики является структура речевого дефекта и нарушение звукопроизношение у лиц с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Задачи – оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена:

Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией;

Развитие речи и коррекция речевых нарушений.

Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, муз. игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты звука, ритма, динамической насыщенности музыки.

Второе звено логоритмического воздействия составляет развитие речи и коррекция речевых нарушений. В это звено входит:

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией, с дизартрией);

Развитие орального праксиза (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, с заиканием);

Развитие просодии речи у заикающихся, детей с дизартрией, ринолалией, и т.д.);

Развитие фонематического восприятия;

Воспитание темпа и ритма речи;

Средствами логопедической ритмики являются:

Упражнения, регулирующие мышечный тонус;

Упражнения, активизирующие внимание;

Речевые упражнения без музыкального сопровождения; и т.д.

Проведение логоритмических занятий требует некоторых методических пояснений:

    В программе обучения и воспитания логопедических детей логоритмические занятия не представлены. Поэтому их лучше проводить, как элемент группового занятия, или 2 раза в неделю со всей группой детей во второй половине дня.

    Продолжительность занятий от 30 до 35 минут в зависимости от возрастной группы.

    Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

    Упражнения подбираются дифференцированно, в зависимости от уровня развития моторики детей.

    В подгруппе для детей со средним уровнем моторики больше внимания уделяется координации и выразительности движений, пластичности и гибкости, двигательной выносливости; для детей с низким уровнем моторики – точность, четкость, последовательность.

    Нагрузку в течение занятий необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребенка.

    Наиболее благоприятным для занятий является проведение их одним специалистом – логопедом, владеющим инструментом или пользующимся магнитофоном, но возможно взаимодействие двух специалистов – логопеда и музыкального работника. Присутствие воспитателя группы является обязательным.

    Заниматься следует в мягкой обуви и свободной одежде, не сковывающей движения.

Сейчас подробнее рассмотрим примерную схему логоритмического занятия.

Задачи:

    Развивать статистическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус.

    Добиваться четкой переключаемости движений.

    Формировать двигательную память.

    Развивать чувство ритма.

Ход занятия (включает в себя).

Вводная часть.

Упражнения на различные виды ходьбы и бега.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Основная часть.

Упражнения для развития мышечного тонуса.

Упражнения на развитие статистической и динамической координации движений.

Упражнения для развития чувства ритма.

Упражнения для развития мимической и мелкой моторики.

Упражнения для развития переключаемости движений.

Заключительная часть.

Упражнения на расслабление мышечного тонуса.

Упражнения для развития дыхания.

Теоретические аспекты логоритмики мы рассмотрели, а теперь подробнее рассмотрим упражнения, игры, которые применяются на логоритмических занятиях.

Упражнение «Муха».

Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в неё, поймать её, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая ей: «з-з-з-з». Выпустить муху, разжать ладошку, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.

Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй и т.д. поочередно с первым пальцем. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали,

Увидали паука - в обморок упали.

Упражнение «Тополиный пух».

Начало лета, жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с одной руки на другую, дуть на него, снова ловить и проговаривать стих-е:

Летом снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. Здесь детьми усваиваются такие понятия как, «сильно, слабо». Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента.

Упражнение 1. На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую – двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку – идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено.

Упражнение 2 . На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую – пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

Упражнение 3. Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания занимающиеся дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании музыки и слабые – при тихом..

Упражнение 4. Вращение кистями рук вверху (3-5 сек) – напрягая мышцы рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз – расслабление.

    упражнения, активизирующие внимание воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест. На логоритмическом занятии проводятся обычно одно – два упражнения на активизацию внимания.

Упражнение 1. Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку Д.Кабалевского «Клоуны» на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.

Упражнение 2. Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. На следующий акцент идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты) собирая их в цепочку.

Упражнение 3. «Жуки» Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Жуки летают». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложаться на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Жуки упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают.

    Речевые упражнения без музыкального сопровождения хорошо подходят для детей с заиканием. Эти задания можно использовать при проведении утренней зарядки воспитателем, или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как с движением, так и без них.

Упражнение 1. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий .

Дети стоят, вытянув руки назад. Делают круги руками и говорят:

Быстро вертится крыло,

Мелит мельница зерно,

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону:

Целый день я лечу

Целый день я скачу,

Больше прыгать не могу,

Ах, сейчас я упаду.

Упражнение 2. Раздельное выполнение речевых упражнений и действий.

Дети делают прыжки ногами врозь и вместе под текст, произносимый педагогом:

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам!

Дети садятся на корточки, опустив головы и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки. Текст говорит педагог:

Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

Мы рассмотрели общие средства логоритмической ритмики.

Упражнения и игры для коррекции дислалии .

    Игра на развитие фонематического слуха «Шмели и жуки».

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками» «летят» на полянку. По сигналу логопеда «ш-ш» - «шмели» останавливаются и на месте быстро машут «лапками», «Жуки» продолжают летать. По сигналу «ж-ж» «жуки» останавливаются и машут «лапками», а «шмели» летают вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» улетают с поляны.

    Игра на развитие артикуляционной моторики «Лошадки».

Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению логопеда: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами» - двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

    Игра на развитие речевого дыхания.

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки 2,3,4,5 с большим пальцем. Пальцы касаются друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Куры, гуси, да индюшки

Закусили лебедой,

Наклевалися петрушки,

Побежали за водой. (то же левой рукой, затем двумя).

    Игра на развитие фонематического слуха «Кто внимательный?».

Дети идут по кругу под музыку, логопед называет звуки, дети хлопком выделяют нужный звук, двумя хлопками необходимый слог, приседают на правильно выделенное слово.

Упражнения и игры для коррекции ринолалии.

Цель таких упражнений: развивать мимику лица, общую моторику, подвижность небной занавески, речевую моторику, преодоление назального оттенка речи.

1. Упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением (текст песен насыщен гласными звуками).

2. При пропевании гласных звуков снимается назализация голоса.

3. Игра «Поезд». Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов – руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дол гудок.

4. Игра «Гуси». Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

5. Игра «Самолеты». Дети имитируют проверку бензонасосов, произносят с-с-с, моторов –ррр, Самолеты полетели, приземлились и уходят. (дети садятся на стулья). И др.

Мы с вами рассмотрели основные этапы и приемы логоритмики для детей с нарушением речи.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества, являются неотъемлемой частью каждого занятия по ритмике.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, имеют очень большое значение для овладения ребенком контроля над собственными движениями, сохранением равновесия в покое и движении. Кроме того, оптимизация мышечного тонуса тесно связана с формированием у дошкольников умения расслабляться, что оказывает влияние на общее психосоматическое состояние ребенка: части детей это помогает снять напряжение, способствует мышечному и эмоциональному раскрепощению, снятию «зажимов»; другим детям помогает сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

ФОНАРИ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц рук.

Описание. По команде взрослого «Вечер» дети-фонари из положения стоя поднимают напряженные руки в стороны (кисти в кулаках) и удерживают их в таком положении несколько секунд до команды «Утро», по которой дети опускают расслабленные руки вниз вдоль туловища.

КУЛАЧОК - ЛАДОШКА

Цель.

Оп и сан и е. Дети стоят, руки опущены вниз. По команде взрослого они сжимают кисти рук в кулак и чувствуют напряжение, а затем по команде взрослого раскрывают кулак и расслабляют кисть.

ЗАМОЧЕК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц в кистях рук.

Описание. Дети сидят по-турецки на ковре, руки держат перед собой. По команде взрослого «Замочек закрылся» дети с силой сжимают кисти рук, по команде «Замочек открылся» - спокойно опускают руки на колени.

ГУЛЛИВЕР В ГОСТЯХ У ЛИЛИПУТОВ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц ног.

ШТАНГА

Цель.

Описание. Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем - подняв над головой. Упражнение проводить 10-15 сек. «Бросить штангу» - наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают.

РАЛЛИ

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Сесть прямо на кончик стула. После команды «едем на гоночной машине» вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки - «крепко держимся за руль», туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

СОСУЛЬКА

Цель. Формировать умение регулировать мышечный тонус рук, ног, туловища.

Описание. Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело - сосулька «выросла». После команды «Солнышко пригрело, и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, - «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

НЕВАЛЯШКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи.

Описание. В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

НЕЗНАЙКА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса.

Описание. Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.

ЦВЕТОЧЕК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, верхнего плечевого пояса, рук, ног, туловища.

Описание. Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».

КУКЛА УСТАЛА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц шеи, рук, ног, туловища.

Описание. Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.

Более успешному овладению детьми упражнениями, регулирующими мышечный тонус, будет способствовать их выполнение перед зеркалом. Особую важность это условие приобретает при формировании у дошкольников навыков напряжения и расслабления мышц мимической мускулатуры. С детьми можно проводить следующие упражнения.

НАДУЕМ ШАРИК

Цель.

Описание. Надуть щеки и надавить на них руками, почувствовать сопротивление, а затем сдуть щеки.

МЫ УДИВИЛИСЬ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц лба.

Описание. Приподнять надбровные дуги, ощутив напряжение в области лба.

УПРЯМЫЕ БАРАНЫ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мимической мускулатуры.

Описание. Нахмурить лоб, как бодающиеся бараны, не поделившие узкий мостик. Обратить внимание детей на ощущение напряжения в области лба.

ПЛАКСА

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц век.

Описание. Зажмурить глаза, плотно сомкнув веки, ощутить напряжение в них.

ТИГРЕНОК

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц щек.

Описание. Оскалить зубы, с силой сжав их, растянуть губы в широкой улыбке (зубы видны).

СОЛНЫШКО ДРАЗНИТСЯ

Цель. Формировать умение регулировать тонус мышц языка.

Описание. Высунуть язык, почувствовав напряжение в нем.

При выполнении всех этих упражнений фаза напряжения не должна превышать 5-10 секунд.




mob_info