Упражнения для развития моторики руки. Развитие мелкой моторики у детей: видео. Развитие мелкой моторики, речь и мышление ребенка

На чтение 14 мин.

Ученые-исследователи подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи и мышления. Высокий уровень сформированности мелкой моторики детских пальцев обеспечивает достаточный уровень памяти, внимания и подготавливает руку к письму.

Мелкая моторика рук связана с развитием левых височных и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций.

В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребенок касается некоего предмета, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга и способствуют развитию высших психических функций.

Для развития межполушарной взаимодействия можно выполнять упражнения с участием мышц рук.

Что необходимо для развития моторики и речи

Уровень развития речи зависит от степени сформированности мелких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, а следовательно развитие мышления ребенка.

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук

Есть определенные возрастные особенности развития мелкой моторики рук:

1-2 года. Ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогут детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму;
  • развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что устранит возможность появления неврозов.

Период от 2-х до 3-х лет

Период от 2-х до 3-х лет – чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка, в частности, в интеллектуальном и познавательном развитии.

Как известно, органом мышления, органом всей умственной деятельности человека является мозг. В процессе развития ребенка, когда происходит рост мозговых клеток, их оформление, когда быстро растут нервные волокна – проводящие пути, которые связывают мозг с органами чувств и с мышцами, во время сокращения которых происходят различные движения, прирост массы мозга имеет большое значение.

Наиболее интенсивное увеличение мозга в раннем и младшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что именно в это время дети развиваются особенно быстро. И действительно, как много знаний и умений приобретает ребенок в течение первых трех лет своей жизни!

Он учится смотреть и слушать, разговаривать, схватывать предметы и действовать с ними, стоять, ходить, бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице. А еще ребенок овладевает многочисленными навыками – пользоваться ложкой, кисточкой, карандашом и многими другими предметами.

Память ребенка обогащается огромным количеством знаний о цветах и звуках, о явлениях и объектах природы, свойства различных предметов и продуктов труда людей. Малыш познает пространство и время, овладевает речью, учится общаться со взрослыми и сверстниками, усваивает основные правила поведения.

Условия и организация детской деятельности

Для полноценного развития малыша и для развития моторики ребенка существенное значение имеют условия и организация деятельности ребенка. В связи с этим значительную роль играют детские игрушки. Они должны быть разнообразными, яркими, интересными.

Дети совершенствуют двигательную координацию и зрение, учатся концентрировать внимание во многом именно благодаря игрушкам: малыши самостоятельно выбирают себе игрушки для игры, осуществляют с ними различные действия, в том числе по просьбе взрослого.

Это способствует развитию и совершенствованию речи и мышления детей.

В играх – занятиях взрослый знакомит ребенка с предметами, их особенностями и признаками, учит действовать с ними и называть.

Игра – удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие ученые. Не смотря на то, что игра действительно кажется вполне свободным времяпровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей.

В жизни малыша игра имеет чрезвычайное значение, которое ни с чем нельзя сравнить. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Игры в детском саду и дома

В детском дошкольном учреждении дети, как правило, имеют место и время для игры. О эти необходимые для умственного развития малыша в речи следует позаботиться и родителям ребенка, дома. Полезно, когда папа или мама поощряют игру ребенка, рассказывают и показывают ему, как именно можно играть той или иной игрушкой.

Игра – своеобразная школа жизни и путь к развитию детского творчества, самостоятельности, приобретения коммуникативных навыков и тому подобное.

Слушая стихи и сказки, ребенок узнает много нового и интересного про окружающий мир, деревья и цветы, людей и зверушек, фантастических героев, их удивительные приключения и проч.

Естественно, что 2-3-летние малыши не сразу могут понять то, о чем рассказал им взрослый. Поэтому дети часто требуют многократного повторения одних и тех же сказок, рассказов, потешек, песенок, стихов.

Такое повторение играет важную роль: оно дает возможность ребенку вдуматься в сюжет услышанного. Если малышу предлагать все новые и новые книги, он с детства привыкает к поверхностному ознакомлению с ними.

Главное заключается в том, чтобы ребенок научился понимать прослушанное. Для этого важно задавать вопросы: о чем (или ком) рассказывается в стишке или сказочке?

Иногда после чтения взрослому полезно спросить малыша: про кого мы читали сегодня?», «Что он делал?», «Что с ним случилось?», «Чем закончилась сказка?» такие вопросы заставляют ребенка задуматься над прочитанным.

Аналогичная работа может проводиться и по картинкам, когда дети рассматривают иллюстрации в книгах или отдельные картинки с определенным сюжетом. Ребенка младшего дошкольного возраста целесообразно спросить: «Что это?», «Что здесь нарисовано?».

Важным средством не только познания окружающего мира, но и общение детей между собой является усвоение речи. Поэтому необходимо развивать у ребенка не только понимание им речи взрослого (пассивная речь), но и его собственную, активную разговорную речь.

Для этого у взрослого существует много возможностей. Обязательно нужно следить за чистотой детской речи, правильным употреблением малышом слов и построением предложений.

Средства для развития моторики

Не менее важно беспокоиться о развитии мелкой моторики, которая совершенствуется в разнообразных занятиях – рисовании, раскрашивании, лепке и тому подобное.

Рука для ребенка является органом не только труда, но и познания. Родители часто останавливают малыша, запрещая ему прикасаться ненужных, по их мнению, вещей. И совершенно зря!

Ведь этим они задерживают его умственное развитие, так как многое ребенок еще не может понять лишь на основе собственного суждения. Эта роль физического действия сохраняется на долгие годы и проявляется в работе с новыми и незнакомыми ребенку предметами. Установлено, что только на основе практического действия постепенно формируется действие интеллектуальное.

Умственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит и совершенствуется в разнообразных играх и занятиях, творческих и учебных. Малыш с необходимой помощью взрослых учится наблюдать и получает множество ярких впечатлений об окружающем мире, постепенно приобретая умения практически действовать и осмысливать то, что видит и слышит благодаря овладению речью.

Если при этом ребенок еще и усваивает основные правила поведения, коммуникативные навыки, умение обращения с вещами, можно сказать, что она с пользой проходит через этот период своей жизни.

Как моторика связана с речью?

Одним из показателем готовности ребенка к школьному обучению считается уровень развития мелкой моторики, ведь уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько хорошо сформированы тонкие движения пальцев рук.

Как выявили отечественные ученые, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие моторной стороны речи, хотя общая моторика при этом может соответствовать норме.

К сожалению, не все родители знают о такой взаимозависимости, а потому часто теряют возможность вовремя помочь ребенку избежать проблем в речевом развитии.

Проблемы моторики

Многие родители понимают необходимость развития малыша от рождения и с большим интересом занимаются с детьми. Но чтобы занятия были эффективными, а малыш получал от них удовольствие, они всегда должны быть интересными, веселыми и обязательно соответствовать возрасту малыша.

Каждому из нас приходилось встречать детей четырех - пяти лет, которые держат ложку в кулаке, не умеют правильно держать кисточку или карандаш, пользоваться ножницами, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать шарф и тому подобное.

Не секрет, что некоторым родителям проще посадить ребенка перед телевизором или за компьютер, включив полнометражный мультфильм или поставив игру на часик, чтобы ребенок не отвлекал от разговоров по телефону с подругой или других взрослых дел.

Лишь некоторые родители признают тот факт, что им трудно спокойно ждать, пока их ребенок самостоятельно зашнурует ботинки, застегнет все маленькие пуговицы на рубашке, доест кашу и тому подобное.

Поэтому они покупают вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках, вместо рубашки - свитер на молнии, сами кормят ребенка, чтобы освободить время для других дел. Мало кто из родителей задумывается над тем, что такая экономия времени лишает их ребенка возможности развивать движения пальцев рук, а следовательно, и улучшать качество вещания.

Влияние мелкой моторики на способность ребенка учиться

Результаты исследований ученых, практический опыт дефектологов, логопедов свидетельствуют, что в последнее время у детей заметно снизился уровень развития тонких движений пальцев рук и, к сожалению, возросло количество детей с задержкой речевого и психического развития.

Специалисты установили, что у большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, нескоординированные. Таким детям сложно переключиться с выполнения одного движения на другой.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой у ребенка родители узнают лишь в период подготовки ребенка к школе или уже в школьном возрасте, когда ребенок во время учебы начинает отставать от сверстников, не успевает по программе.

При этом нагрузка на ребенка значительно возрастает, ведь, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать ручку в непослушных пальцах. Но такие проблемы можно предупредить, если вовремя выявить отставание в развитии координации движений и мелкой моторики у ребенка. При правильно спланированной коррекционной работе можно исправить ситуацию еще в дошкольном возрасте.

Мелкая моторика как фактор устранения речевых нарушений

Стоит помнить, что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием увеличения импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и способствует предотвращению и устранению возможных речевых нарушений.

Кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем «умнее» руки, тем умнее малыш. Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речи.

Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

По мнению доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии Образования М.Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи.

Значение раннего возраста для развития моторики будущей личности

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение длительного времени. Поэтому начинать работу по развитию движений рук малыша нужно с рождения. Ведь ребенок и в возрасте младенца, и особенно в раннем возрасте, имеет огромный потенциал для формирования будущей личности, в частности ее интеллектуального развития.

Именно в раннем возрасте малыш может много получить, но и много потерять. Следует заметить, что потери этого периода с возрастом компенсируются труднее, а приобретения остаются на всю жизнь.

Не стоит забывать, что именно в первые три года жизни мозг развивается наиболее интенсивно: к семи месяцам мозг ребенка увеличивается вдвое, в полтора года - три, а до трех лет составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.

Эффективные условия для развития моторики у детей дошкольного возраста

Необходимо задействовать все пальцы на обеих руках. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Для развития моторики кистей ребенка важно тренировать обе руки. Важно в играх так же развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения для развития моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с низшими структурами.

Одновременно у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, формируется усидчивость, игровая и учебно-практическая деятельность.

Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры из подручных материалов

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

Игра «Шнуровки»

Можно купить уже готовую «шнуровку», а можно ее изготовить самому. Уверена, что ребенок еще с большим удовольствием будет играть, если основу папа или мама сделают самостоятельно, специально для него. Будет нужен кусок линолеума, фанеры, пластика и т. п. с проделанными отверстиями и шнурок.

Игра «Застежки»

Застегивание пуговиц, кнопок, липучек, змейки. Нужна ткань, пуговицы и нитки.


Выкладывание, перебирание косточек

Нужно: тарелочка, косточки, желательно разные (например, из абрикоса, персиков, вишен). Но если ребенок еще маленький лучше брать крупные косточки.


Создание ожерелья из пуговиц, частиц соломинки, крупных бусинок

Для развития моторики посредством создания ожерелья понадобятся: шнурок, пуговицы с крупными отверстиями, несколько разноцветных соломинок для коктейля (разрезать на кусочки по 1-3 см длиной), бусины, ножницы.



Игры с прищепками

Потребуются прищепки и картон.


Откручивание и закручивание крышек

Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.


Скручивание лент


Игра «Волшебный мешочек»

Угадывание на ощупь предметов. Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.


Перекатывание карандаша

Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирует организм в целом.


Обводка трафаретов

Для развития моторики в этой игре потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.


Аппликации из круп

Для развития моторики посредством аппликации понадобятся: картон, пластилин, клей, крупы, семечки, макаронные изделия и тому подобное.


Пересыпание косточек, каштанов, круп, фасоли, ракушек, монет и т. п. с одной емкости в другую.

Нужно: две и более мисочки (можно одну пластиковую, а другую металлическую, тогда еще и развиваем слух), «сыпучие». Для усложнения можно соединить все «сыпучие» и попросить ребенка разложить их в разные емкости.

Рисование на песке или манке

Нужно: плоская тарелка или поднос, манка или песок.


Рисование пальчиками

Нужно: бумага, можно заготовку для раскраски, пальчиковые краски, вода, влажные салфетки.


Лепка из соленого теста

Нужно: соленое тесто (можно разноцветное), скалка, разные формочки для выдавливания.


Каждый из этих приемов для развития моторики также направлен на всестороннее развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Приятных вам игр и общения!

Приветствую вас, мои любимые читатели! Каждый родитель знает, что чем больше наши дети двигаются, тем лучше они развиваются. А двигаться можно по-разному. Так, учёные доказали, что активные движения пальцев рук напрямую связаны с уровнем развития у детей так называемых «речевых» зон.

А ещё они, эти движения, хорошо действуют на кору головного мозга. Так что, упражнения для развития мелкой моторики – это путь к стимулированию умственного развития и настоящий помощник в овладении ораторским искусством.

Если раньше большинство домашней работы делали наши мамы с детьми вручную – полы мыли, бельё стирали-отжимали, вязали-вышивали, крупу перебирали, то теперь наши дети приходят на всё готовенькое.

Две трети, а то и больше, бытовых работ, требующих участия пальцев рук, делает за нас техника – комбайны-пылесосы-стиральные машинки. Вязать-шить мы почти разучились, а кашу варим из пакетиков, где уже всё перебрано. Так давайте-ка сегодня займёмся тренировкой речи и ума. Предлагаю усвоить ряд нехитрых упражнений для младших школьников.

План урока:

Перекатывания

В руках можно катать всё, что угодно: и мячики, и грецкие орехи, и карандаши-шестигранники, и даже мамины бигуди. Самым подходящим материалом для рук станет тот, что, словно ёжик, колется, так как «иголочки» ещё больше прибавят остроты тактильных ощущений и разгонят кровь. Итак, делаем самомассаж.

Катаем карандаш по столу, зажатый между ладонью и рабочей поверхностью. Перекатываем его, пропуская между пальцами как эквилибриста, удерживая в определённом положении. Активно трём его, зажатым между двумя ладошками.

А теперь очередь мячика.

Отлично развивают координацию вместе с моторикой катание мяча по заданной траектории. Можно нарисовать дорожку в виде лабиринта или спирали, по которой зажатый между ладошкой и поверхностью бумаги мячик побежит к заданной цели.

Отлично! Завалялись в хозяйстве два ещё не съеденных грецких орешка? Их тоже можно в дело!

Два орешка зажимаем в одной руке и начинаем перекатывать, словно стараемся их неровные края отшлифовать.

Шнуровка и мозаика

Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.

Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.

И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!

Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!

Лепка

Пластилин, солёное тесто, глина – отличные помощники в развитии мелкой моторики у дошкольников и у учеников начальной школы. Здесь не только речевая и умственная тренировка, здесь ещё и «раскручивание» фантазии и творческой составляющей.

Для дошколят это самый настоящий урок, прививающий аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Итак, раскатываем «колбаски», катаем шарики, из всего этого составляем объёмные фигуры.

А хотите полезное с приятным совместить? Тогда лепите с малышами пирожки из теста: булочки-крендельки, из слоёного иль дрожжевого – не важно. Главное, — месить-лепить-раскатывать руками. И на обед вкусняшка, и мозгу тренировка.

Бумага

Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.

Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!

Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва. Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка.

Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.

Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!

Пальчиковые игры

Любите театры теней, когда на стене из сложенных правильно пальцев рук вдруг вырастают олешки или лебеди, собачки или кошечки? Это интересная игра тоже развивает моторику.

А ещё полезно играть в домашний кукольный театр. Так что если у Вас дома где-то в углу пылятся кукольные герои сказок, то скорее доставайте их и берите в помощники, ставьте дома сказки и пьесы.

Вот такую игру тоже можно использовать для пальчиков:

В понедельник постирала – трём друг о дружку кулачками,

Пол во вторник подметала – расслабили кисти рук и «метём» по столу,

В среду испекла калач – лепим «пирожок»,

А в четверг искала мяч – делаем руками «козырёк», приставляя поочерёдно ко лбу,

В пятницу я чашки мыла – складываем левую руку горсткой — «чашкой», а пальцами правой водим внутри нашей «чашки»,

А в субботу торт купила – раскрываем ладошки и соединяем друг с дружкой мизинцами, показывая «торт»,

Всех друзей я в воскресенье созвала на день рождения – пальчиками машем по направлению к себе.

Вот такие нехитрые приёмы, которыми можно пользоваться «между делом», помогут вашим детям стать ещё умнее и ещё красноречивее! Удачи!

Ну а если мы что-то упустили, и вы знаете другие интересные способы развития маленьких пальчиков, делитесь ими в комментариях.

А еще по теме можно почитать , там про подготовку руки к письму. И вот эту , здесь найдете интересные способы правильного захвата шариковой ручки.

Ваша «ШколаЛа»:)

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. «Снеговик»

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

Содержимое

Развитие мелкой моторики для детей очень важно - ведь те зоны мозга, которые отвечают за движения пальцев, теснейшим образом связаны с речевыми центрами. Поэтому развивая мелкую моторику у малыша, вы, прежде всего, развиваете его речь, тренируете память, а также приучаете руки к более кропотливой работе - письму, самостоятельному застегиванию пуговиц и так далее.

Пока ребенок не пошел в школу, его развитие в основном проходит при помощи игровой формы. Ниже мы представим несколько лучших упражнений для развития детских пальчиков и речи.

Упражнения

Итак, упражнения проходят при помощи подручных предметов и продуктов. Представляем вашему вниманию следующие упражнения.

С прищепками

Правила просты - задача малыша украсить прищепками картонную фигурку животного, или любой другой предмет. Сначала прищепки одеваются на свои места, а затем снимаются ребенком. Следите, что малыш не сдирал их, а именно снимал нажатием пальчиков. Далее занятие можно усложнить, предложив малышу отсортировать определенные цвета на разноцветном круге.

Сортировка крупы

Безусловно, такое занятие достаточно нудное для ребенка. Поэтому мы будет пользоваться игровой формой. Например, предложите рассортировать фасоль и гречку, чтобы покормить курочку и петуха. Еще один вариант - поставить в ряд изображения петуха, курицы и цыпленка. Первому кладем в корзинку фасоль, второй - горошинку, ну а цыпленку самое маленькое зернышко гречки.

Еще одно упражнение с крупой. Ставим перед малышом 2 миски. В одну из них насыпаем гречку или другую крупу. Даем ребенку ложку из пластика и пусть он пересыпает содержимое в пустую миску. Вообще, упражняться с крупами хорошо на кухне. Например, маме нужно приготовить обед, а малыш отвлекает ее. Даем ему мисочку с любыми зернышками и продолжаем спокойно готовить. Только кроха должен обязательно находиться в поле зрения.

С применение крупы можно сыграть в игру Мешочки. Для этого в тканые мешочки засыпаем фасоль, гречку, пшено и рис. Зашиваем их или завязываем. Даем ребенку прощупать и угадать, какая крупа где. Такое занятие подходит для деток от 3 лет.

Чтобы заинтересовать малыша, берем пластиковую бутылочку из-под йогурта и прорезаем отверстие. Рядом приклеиваем изображение птички. Предложите ребенку покормить птичку через дырочку. Всем детям очень понравится!

Рисование ватными палочками

Вы наверняка замечали, что большинство деток неправильно берут ручку или карандаш. Чтобы научить их делать это правильно, дайте ребенку порисовать ватной палочкой. Ее, как правило, детки берут правильно. Теперь дайте задание поставить точки на платье у нарисованной принцессы или на любом другом рисунке. Постепенно рука будет тренироваться.

Как вариант - попросите помазать болячки у нарисованного слоника зеленкой.

Или же начинайте игровое упражнение - вылечи зуб. На нарисованном зубе карандашом рисуем кариес. Сверху на эти места капаем клей. Предложите ребенку приклеить кусочки ваты при помощи ватной палочки.

Рисование на манке

На плоскую тарелку насыпаем слой крупы. Теперь предложите малышу нарисовать солнышко, дождик, тучи и прочие. Выполняя такое задание, ребенок осуществляет массаж пальчиков. Подобное задание - провести раскопки в гречневой крупе. Насыпьте крупу в миску и заройте в ней несколько мелких игрушек. Попросите малыша найти их.

На темном листе бумаги рисуем снежинку клеем ПВА. Теперь малыш может взять манку и посыпать контуры рисунка. Как только клей подсохнет, стряхиваем остатки манки - шедевр готов! Можно рисовать не только снежинку, но и любые другие орнаменты.

Лепка из мягкого пластилина

Пожалуй, самое любимое занятие малышей. Оно к тому же очень полезно! Ребенок может катать колбаски, делать шарики. Очень полезно также размазывание пластилина по листу бумаги. Пример - нарисуйте варежку. Ребенок размазывает пластилин в пределах контура. Затем попросите его украсить варежку фасолью, пшеном, фигурными макаронами и прочими продуктами.

Делаем простую фигурку. Лепим из пластилина ежика - шарик. Затем малыш должен воткнуть в него спички, имитируя иголки. В принципе, так можно изготовить любое, даже несуществующее животное. Пусть ребенок проявляет фантазию.

Из подручных материалов

Налейте в глубокую миску воды и положите туда много некрупных предметов. Пусть ребенок вылавливает их по-одному.

Опускание мелких предметов в отверстия. Например, фасоли. Чтобы заинтересовать малыша, берем пластиковую бутылочку из-под йогурта и прорезаем отверстие. Рядом приклеиваем изображение птички. Предложите ребенку покормить птичку через дырочку. Детям понравится выполнять такое упражнение!

На бумаге рисуем контур животного или цветка. Смазываем клеем ПВА. Попросите малыша порвать разноцветные салфетки на мелкие клочки. Их затем нужно приклеить на бумагу в хаотичном порядке. Так можно делать также море, лес или облака.

На прогулке чаще кормите птичек старым хлебом, пшеном. Детям очень нравится такое занятие! Кстати, покормить птичку можно и дома, если вдруг вы не смогли пойти на улицу. Для этого на большом листе бумаги рисуем птичку. Даем ребенку крупу и просим покормить, к примеру, курочку. Кроха будет сыпать зернышки на лист бумаги. Как только птица будет сыта, она обязательно скажет спасибо и улетит.

Правила выполнения

Чтобы ребенку и родителям было комфортно заниматься, нужно придерживаться нескольких правил:

  1. Организуйте ребенку рабочее место - небольшой столик и стульчик.
  2. Обязательно приступайте к упражнениямтогда, когда у ребенка хорошее настроение. Иначе развивающие упражнения будут ассоциироваться у него с негативными эмоциями.
  3. Приучите ребенка к порядку - для этого в конце упражнений вместе соберите все предметы и уберите их. Заведите отдельную папку для детских рисунков и поделок.
  4. Нельзя оставлять ребенка без присмотра! Особенно опасны в этом плане мелкие предметы, которые малыш может запихнуть в нос или рот.
  5. Включите веселые детские песенки, чтобы упражнения проходили на позитиве.
  6. Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Предложите сделать это позже.

Александра Трунова
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук

Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук . Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает , то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка .

Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения :

Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

Перебирать крупы;

Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

Штриховать, обводить по контуру, трафареты;

Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие) ;

Плести из бисера;

Лепить из пластилина, пластика, теста;

Играть с глиной, мокрым песком;

Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель) ;

Бросать и ловить летающие тарелочки;

Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;

Собирать, перебирать ягоды;

Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т. д.

Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ .

Упражнения 1-го комплекса :

Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь - вместе ).

Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз-два-три» ).

Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» ) соединяются пальцы обеих рук : большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Человечек (указательный и средний пальцы правой , потом левой руки бегают по столу).

Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении , но выполняют обе руки одновременно)

Упражнения 2-го комплекса .

Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой) .

Козлята (то же упражнение , но выполняется одновременно пальцами обеих рук ).

Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук , соединить их).

Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы , большой, мизинец и безымянный соединить).

Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы ).

Упражнения 3-го комплекса .

Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе) .

Птички (поочередно большой палец соединять с остальными) .

Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты ) .

Цветок (то же, но пальцы разъединить ) .

Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз ).

Упражнения 4-го комплекса .

Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой) .

Пчелы (то же упражнение , только выполняется двумя руками) .

Лодочка (концы пальцев направить вперед , прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Солнечные лучи (скрестить пальцы , поднять руки вверх, расставить пальцы ).

Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз , тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх ).

Упражнения 5-го комплекса

Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются в замок ).

Лиса и заяц (лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами , быстро двигаясь назад).

Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу) .

Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами , плотно сжатыми вместе - бабочка крылышками машет).

Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными) .

Упражнения 6-го комплекса .

Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх , приблизить их к друг другу).

Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально) .

Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук , большие пальцы то поднимать вверх , то опускать вниз).

Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально , соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук ).

Упражнение 7-го комплекса .

Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны ) .

Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить , образуя чашечку цветка).

Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два» .

Упражнение 8-го комплекса .

Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы , расставить их).

Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху) .

Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх ) .

Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем , указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).

Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки , указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

Упражнения 9-го комплекса .

Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх - вниз) .

Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами ).

Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши) .

Здесь дано девять комплексов упражнений , но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения , а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики пальцев рук малышей Основные задачи дидактических игр с прищепками. -развитие мелкой моторики рук. -формирование умения подбирать прищепки нужного цвета к.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики рук. Каждый педагог понимает насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка. Доказано, что она напрямую связана с центральной нервной системой.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Консультация для педагогов и родителей «Значение развития мелкой моторики пальцев рук» Значение развития мелкой моторики пальцев рук велико и значимо. Динамические упражнения для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых.



mob_info