Гастрономическая артикуляционная гимнастика. Логопедия. Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики. Упражнения для мышц шеи

Упражнения для развития артикуляционной моторики.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

1. «Загнать мяч в ворота».

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

3. «Фокус», «Парашютик».

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

4. «Охотник идет по болотам».

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

5. «Фасолевые гонки».

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра»из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги фигурки птиц, бабочек, цветов и др. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу дети начинают дуть на фигурки.

7. «Мыльные пузыри».

Нужно выдуть из колечка самый большой пузырь или больше всего пузырей. Дуть точно в колечко, иначе пузырей не будет.

8. «Новогодние трубочки-шутки».

Упражнения для губ.

1. «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

3. «Заборчик».

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело

И работа закипела.

4. «Рупор».

о. Верхние и нижние резцы видны.

5. «Трубочка».

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке у.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

6. «Заборчик» – «Рупор», «Улыбочка» – «Трубочка».

Чередовать положение губ.

7. «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Упражнения для языка.

1. «Наказать непослушный язычок».

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

3. «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь,

Вверх – вниз, вверх – вниз.

4. «Почистим зубы».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

5. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

6. «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

7. « Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

8. «Маляр».

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.

Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом:

Был облезлый, скучный, голый,

Стал нарядный и веселый.

9. «Оближем губки».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

10. «Приклей конфетку».

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

11. «Футбол».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

12. «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

13. «Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык.

14. «Горка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка выгнуть.

15. «Грибок».

Рот открыть. Язык присосать к небу.

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко!

16. «Гармошка».

Упражнение «Грибок». Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

17. «Автомат», «Пулемет».

Улыбнуться, рот открыть и постучать напряженным кончиком языка в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

18. «Барабанщик», «Дятел».

Как и предыдущее упражнение, но произносить звук д-д-д.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Да-ды, да-ды, да-ды!»

19. «Индюк».

Приоткрыть рот, двигать широеим передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл-бл…» (как индюк болбочет).

20. «Самолет летит».

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

21. «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

22. «Язык-силач».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

23. «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

24. «Язычок сушит хвостик».

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.


Содержание:

Что и для чего нужны упражнения на артикуляцию?

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика в картинках поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей

  1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

  2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.

  3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  5. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.

  6. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

  7. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

  8. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным

  9. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить ее эмоционально, в игровой форме.

  10. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  11. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  12. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Как организовать ее проведение?

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Приступаем к занятиям!

Упражнения для губ

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны (можно без помощи рук =))

2. Хоботок (Трубочка)


Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

3. Улыбка (Заборчик)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

4. Бублик (Рупор)


Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок
Чередование положений губ.

6. Кролик
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

10. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

12. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

14. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Для щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка

Статические:

1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится)

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические:

1. Часики (Маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы
На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
Мал, да удал.
Два сапога — пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:
— стону,
— мычанию,
— свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «P»

1. Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье

Внимание!

5. Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

6. Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Выработка правильного произношения звука «Л»

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Внимание!

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).

Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а»,»ы», «о», «у».

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Лошадка едет тихо

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука « «.

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Дует ветерок
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание!
Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения
шипящих звуков («Ш», «Ж», «Щ», «Ч»)

1. Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).




Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики


В дополнениек общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционныеупражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции удетей.


Упражнения с шариком


Диаметршарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие вшарике и завязана на узел.

1. Двигатьшарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языкомвправо-влево.

2. Двигатьшарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкатьязыком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловитьшарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Пойматьшарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки кщеке.

7.Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание.Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой послекаждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушиватьсалфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.


Упражнения с ложкой


1. Чайнуюложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторонуложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкатьложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, ноподталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчкаминадавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложкуперед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам исовершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губырастянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движениявокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять почайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движенияпо щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговыедвижения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10.Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от угловрастянутого в улыбке рта к вискам и обратно.


Упражнения для языка сводой
«Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» снебольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом)сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд.Повторять 10 - 15 раз.

2.«Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта,удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется10 раз.

3.«Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад.Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.


Упражнения для губ и языка и челюстей сбинтом


Бинтразового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5см.

1. Сомкнутыеи растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащитьбинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2.Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом,то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатыйгубами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем,наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличиеот упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а переднимизубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколькосекунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

5. Бинтзакусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно толевыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ковсей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в формеширокого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт.Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолеваясопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличиеот упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом»(«лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхнейгубы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, какупражнения 1, 6.

8. Бинткрепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком вформе «лопатки» («блинчика»).



Упражнениядля развития дыхания детей с нарушениями речи


Правильноедыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - этоэнергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработатьдиафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильноераспределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательныемышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийскойгимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работесердечно-сосудистой системы.

Регулярныезанятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевогодыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздухадля произнесения различных по длине отрезков.



1. Передпроведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении,проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

4.Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягалисьмышцы рук, шеи, груди.


Упражнения дыхательной гимнастики


1. Снег.
Ребенкупредлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратитьобычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегкавытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.

2. Кораблики.
Наполнитетаз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу,например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальшеуплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от«киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Футбол.
Соорудите изконструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга илилюбой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дутьна шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть вигру «Кто быстрее».

4. Буль-бульки.
Возьмите двапластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев,а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в«буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик,где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобыне пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно,много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов.Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенкуподуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. Волшебные пузырьки.
Предложитеребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри,если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайтепузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри,чтобы они не попали в него.

6. Дудочка.
Предложитеребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянногопузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода,духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончикязыка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. Губная гармошка.
Предложитеребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом вашазадача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание намелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал внее же.

8. Цветочный магазин.
Предложитеребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобывыбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использоватьдля этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резкихзапахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. Свеча.
Купитебольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и проситеребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужномедленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можноподнести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10. Косари.
Этоупражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делаетсявдох и «отведение косы» в сторону, на сильную - выдох и «взмахкосой».

может кому будет полезна!)))))

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика - это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю - весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

  • «Держи крепче»

Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

  • «Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  • «Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

  • «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

  • «Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки

  • «Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык - это удочка, а крошки - это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

  • «Красивое печенье»
  • «Кто дальше?», «Попади в блюдце»

Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т.д.

  • «Тьфу»

На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и сплёвывает обратно - тьфу.

  • «Хомячок» (во время купания)

Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.

  • «Зубная фея»

Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки»

  • «Жевательная резинка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

  • «Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

  • «Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

  • «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 - 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

  • Упражнения с крупной бусинкой

Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.

1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно).

3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".

5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.

6. Поймать бусинку губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной.

  • Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 5 -10 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10 раз.

  • Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

5. В отличие от упражнения 4, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 4.

  • «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.



mob_info