Как называется всемирная спортивная организация по плаванию. Плавание как вид спорта. История и развитие плаванья как вида спорта. История возникновения и развития плавания

Общеизвестно, что плавание является крайне видом спорта. Еще древние народы имели водный культ, уважали и поклонялись стихии. Известные на сегодняшний день изображения плывущих людей датируются IV – II вв. до н.э. Во многих легендах и преданиях, летописях и сказаниях упоминаются люди, умеющие плавать. Все это говорит о том, что вода играет важную роль в жизни человека, и так во все времена. Стихия воды возрождает, а плавание дает стремление многим достичь успехов в этом виде спорта.

Немного истории

В 1889 году появились первые соревнования международного типа по плаванию. Это произошло в Будапеште. В 1896 году в Афинах этот спорт вошел в Олимпийские игры.

1887 год ознаменовался тем, что в Великобритании прошел первый официальный чемпионат, в котором пловцы применяли самый старый метод плавания - плыли брассом, находясь на боку и при этом не вынося руки над поверхностью. Именно таким способом был поставлен первый рекорд. В дальнейшем плавание развивалось благодаря изобретательности спортсменов. Например, в 1954 году М. Петрусевич поставил рекорд мира. Часть всей дистанции, которую включал чемпионат, он проплыл под водой и таким образом появился брасс ныряющего типа. Через три года после этого изменились правила соревнований по плаванию , и такой метод был запрещен.

В 30-х годах прошлого столетия появился стиль баттерфляй. В 1935 году с его помощью сразу два пловца установили рекордную скорость на дистанции 100 м. Первым был Джимми Хиггинс, его достижение превзошел С. Бойченко, матрос из Советского Союза. В 1948 году произошло разделение соревнования в зависимости от стиля, так как спортсмены не владели всеми способами одинаково хорошо. Таким образом, на сегодняшний день для каждого стиля проводится свой чемпионат, а современные условия бассейнов позволяют проводить его в любое время года.

Появления стиля кроль относится к концу 19-ого века. Это самый скоростной метод, позволяющий достичь лучших результатов. Первым пловцом, использовавшим кроль, стал Викхем, но сам метод не пользовался известностью, так как спортсмен к концу дистанции оставался без сил.

Усовершенствование движений и техники позволило Джонни Вейсмюллеру, рекордсмену мира, добиться результата в 57,4с на дистанции 100 м. Этот рекорд оставался лучшим на протяжении 10 лет.

Постоянное развитие и усовершенствование делают доступным плавание как вид спорта детям и взрослым. На сегодняшний день многие школы имеют бассейн, в котором проводится чемпионаты, есть секции для спортсменов. Это позволяет детям физически развиваться максимально полно и разносторонне.

Стили и их особенности

Существует несколько стилей плавания и все они отличаются по своей эффективности, движениям и особенностям. Самыми распространенными являются:

  • Кроль;
  • Брасс;
  • Баттерфляй.

При выполнении первого важно соблюдать правильное дыхание и точное выполнение всех движений. Основным принципом является то, что необходимо совершать минимум движений для большей эффективности. На участке дистанции равному одному метру нужно делать один гребок. Тело должно находится параллельно водной поверхности, бедра напряжены, а ступни гибкие и активные.

Брасс предполагает параллельное нахождение плеч относительно воды, согласованные движения рук и ног. Для каждого вида соревнований существуют определенные правила, которые необходимо выполнять. Баттерфляй требует достаточной подготовки и силы рук, ног.

Также существует метод плавания на спине, при котором необходимо совершать гребки руками и толчки ногами.

Виды

На сегодняшний день существует несколько разновидностей плавания, некоторые из них включены во многие соревнования, Олимпиаду. Классификация:

  • Спортивное плавание - соревнования, которые проводятся в бассейнах. Заплывы на определенные дистанции осуществляются разными стилями. Побеждает первый пловец или команда, которая достигнет финиша;
  • Игровое. Разнообразные игры в воде - это игровой тип. Самая известная и популярная игра - водное поло. Она включена в Олимпийские игры;
  • Прыжки в воду - осуществляются с трамплинов или с вышки. Здесь важно правильное выполнение всех движений, а каждый прыжок имеет коэффициент трудности, который зависит от высоты и наличия дополнительных движений в воздухе ;
  • Фигурное - представляет собой комплекс акробатических, хореографических и гимнастических движений, выполняемых в воде;
  • Прикладное плавание - это умение плавать. Люди многих профессий должны непременно владеть данной техникой, чтобы решать определенные задачи;
  • Оздоровительное - позволяет улучшить самочувствие, способствует похудению, укреплению иммунитета, закалке;
  • Подводное плавание – спорт для людей под водой с наличием дополнительных приспособлений. Например, стрельба под водой, плавание в ластах и маске, с аквалангом, дайвинг, подводный хоккей, регби и другие виды.

1. Введение 3

2. История плавания до н.э 3

3. Плавание в Древней Руси и Россий 5

4. Плавание в XVII и XVIII века 6

5. Развитие техник плавания 9

6. Плавание в конце XVIII , начале XIX веков 10

7. Плавание в XX веке 10

8. История развития плавания, как вида спорта 14

9. Заключение 15

10.Список литературы 16

1. Введение

Плавание – самый красивый, и самый полезный вид спорта. Оно имеет необычайно давнюю историю. Ещё Древними славянами проводились соревнования по плаванию, суть их была такова: люди плавали в реке и ловили рыбу руками, тот кто приносил на берег самую крупную рыбу, того и считали победителем. Эти соревнования совсем не похожи на современные, но тем не менее, умение плавать имело в них решающее значение.

С рождения, человек находится в утробе матери. Среда где обитает плод – водная. Новорождённых младенцев иногда учат держаться на воде, пока они не отвыкли от среды, в которой росли, таким образом плавание самый первый вид спорта в жизни человека.

Плавание не мало важно для здоровья человека, т.к во время занятии этим видом спорта очищается кровь, развивается дыхательная система, а также при занятиями плаванием кровь насыщается кислородом. Так же этот вид спорта снимает психологическую нагрузку. В воде нервная система успокаивается. При нахождении человека в воде снимается напряжение в области позвоночника и тазобедренного сустава, и именно поэтому оздоровительное плавание обширно используется в медицине. В XXвеке люди стали сочетать такие дисциплины как плавание и аэробика – аквааэробика. Этим методом плавания пользуются в основном люди с повышенным весом, проблемами спины.

2.История плавания до н.э.

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон; много позднее (III в. до н.э.) у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном. Огромное значение воды в жизни людей требовало приспособления к этой необычной среде. Ведь, впервые попав в воду, человек тонет. Поэтому плавание - жизненно важный навык, связанный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней. Умение плавать порой становилось решающим во время войн - особенно во время морских сражений. Представление о применении в древние времена плавания в военных целях дает барельеф в усыпальнице Рамзеса II . На нем изображена переправа египетских воинов через реку Оронт. Один из воинов плывет способом, похожим на кроль, а другой - выполняя одновременный гребок двумя руками; многие воины помогают своим, видимо раненым, товарищам переплыть реку или вылезти на берег, где пострадавших переворачивают вниз головой для удаления воды, попавшей внутрь. Широко применяли египтяне плавание и в повседневной жизни. Об этом можно судить по художественно выполненным туалетным коробочкам и ложечкам. Специальное обучение плаванию в Ниле было привилегией знати, обязательной для детей фараонов. На гробнице правителя Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н.э.. сохранилась надпись: "Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми".

В Древней Греции также ценилось умение плавать. Правда, плавание не было включено в программу древних Олимпийских игр. Однако с 1300т. до н.э., во время проведения Истмийских игр и ежегодных празднеств в Гермионе в честь морского повелителя Посейдона, состязались в плавании и музицировании.Павсаний и Геродот описывают подвиг ныряльщика Сциллиса, потопившего в 470 г. до н.э. персидский военный флот. В бурю он подплывал к вражеским кораблям и перерезал якорные канаты, вследствие чего суда разбивались о прибрежные скалы. Возвращаясь назад, Сциллис проплыл около 5 км, часто ныряя, чтобы не попасть на глаза врагам. За это греки поставили ему статую в Дельфах. Предание гласит, что он при этом действовал вместе со своей дочерью Хиндой, которая так свободно чувствовала себя в воде, что получила прозвище Возлюбленной бога морей.О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: "Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?" В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным. Крайнюю степень человеческого бескультурья выражала поговорка "Он не умеет ни плавать, ни читать". Умению плавать отдавали должное и древние римляне. Легендарные полководцы Гай Юлий Цезарь, Гней Помпеи, Марк Антоний, Октавиан Август не только сами были отменными пловцами, но и умело обучали плаванию своих легионеров. А Гай Юлий Цезарь с поистине императорским размахом устраивал в Риме грандиозные "морские сражения", в которых участвовали тысячи воинов, демонстрировавших абордажные схватки, умение плавать и нырять, вести единоборство в воде, атаковать корабли, переправляться в полном вооружении. Римские войска имели на кораблях

специально обученные отряды пловцов, которым вменялись в обязанность ремонт подводной части судов и морская разведка. Плавание с хороводами на воде под музыку входило в программу грандиозных водных феерий, ежегодно проходивших в Древнем Риме. В начале нашей эры при термах (банях) стали сооружать бассейны для плавания с подогревом воды. Наиболее известны бассейны при термах Каракаллы (56x23 м) и при Диоклетианских термах (100x50 м). Развалины терм, являвшихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями, сохранились до наших дней. Просвещенные римляне обучали плаванию и детей. Еще на заре цивилизации люди знали о целебных свойствах воды. Все религии предписывали необходимость "очищения тела" и совершения омовений. Слово "гигиена" греческого происхождения и означает - "здоровый". В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ Гигиен - богини здоровья. "Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей", - так утверждал писатель того времени Плиний. Купаться ежедневно по несколько раз было обычаем.

3.Плавание в Древней Руси и Россий.

Византийский историк Маврикий, который путешествовал по Древней Руси, свидетельствует, что славяне были даже более искусными пловцами, чем представители иных племен и народов. Его удивило умение славянских воинов прятаться под водой, дыша через трубку, изготовленную из камыша. Многие первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в награду шелковую рыбацкую сеть. В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. Военное наставление "Научение, как солдатам оружием владети" подчеркивает необходимость для каждого воина уметь плавать и наставляет предпринимать необходимые меры по организации обучения плаванию. При Петре I плавание было введено в число учебных дисциплин в Морской Академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра I гласил: "...Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты". Большое значение умению плавать придавав Александр Васильевич Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реку в любую погоду вброд и вплавь. В "Правилах медицинским чинам" он требовал предупреждать заболевания "чистотой, необходимой во всем, свежею пищей и питьем и ежедневным купанием". Мысль о необходимости массового обучения плаванию утверждалась многими славными сынами России. В 1829 г в соответствии с "Инструкцией, предписанной от Его Императорского Высочества Великого князя Константина Павловича", с целью формирования отрядов из лучших пловцов для выполнения специальных заданий в воде, во второй саперной бригаде русской армии были проведены первые в России соревнования на реке Березине. Их программа включала два упражнения: "ходьбу" в вертикальном положении, не касаясь ногами дна, на дистанцию 25 саженей и плавание на спине на дистанцию 100 саженей. Соревнования стали традиционными, и в 1832 г. их программа была дополнена еще одним упражнением - стрельбой из ружья в цель на берегу из положения "плавая стоя", которое в последующие годы нашло широкое применение в боевой подготовке русских войск.

4.Плавание в XVII и XVIII века.

Стимулом для дальнейшего развития плавания в европейских странах послужило то обстоятельство, что значительные потери в наполеоновских войнах приходились на долю утонувших. Опыт Отечественной войны 1812 г. (а впоследствии - Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.) показал, что наиболее ожесточенные сражения происходили на водных рубежах. Массовое форсирование войсками таких многоводных рек, как Днепр, Дон, Буг, Неман, Дунай, Висла, Одер, стало образцом военного искусства. Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало успешному проведению боевых операций и спасению жизни воинов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственная образовательная организация

Высшего профессионального образования

«Донецкий институт физической культуры и спорта»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра циклических видов спорта

контрольная работа

по дисциплине

«Плавание и методика преподавания»

Вариант №4

Направление подготовки:

49.03. 01 Физическая культура

(Профиль: Спортивная тренировка)

Квалификация: Академический бакалавр

Заочное отделение

Донецк- 2017 г.

Список литературы

1.Краткая историческая справка способа на боку и его общая характеристика

Плавание на боку утратило свое спортивное значение. Мировые рекорды в этом способе плавания не фиксируются. В программу международных соревно­ваний этот способ не включается. В плавании на боку присваивается только III спортивный разряд. Од­нако этот способ плавания имеет большое прикладное значение: пользуясь им, пловец может проплыть огром­ное расстояние; этим способом удобно плыть в одежде, оказывать помощь тонущему. Он популярен среди насе­ления нашей страны.

Одинаково успешно можно плавать как на правом, так и на левом боку. Надо научиться плавать и на том и на другом боку. Это имеет большое практическое значе­ние. Во-первых, умея плавать на любом боку, пловец мо­жет, не поднимая голову, вести наблюдение с любой сто­роны. Во-вторых, когда волна бьет с одной стороны, что часто бывает при плавании в открытом водоеме (в море, реке, озере), то, повернувшись спиной к волне, пловец может плыть, не испытывая серьезных неприятностей. В-третьих, умение плавать на любом боку дает возмож­ность, поворачиваясь то на один, то на другой бок, давать отдых утомленным мышцам.

Как показывает само название способа, тело пловца лежит на боку. Допускаются колебания плеч и таза по отношению к поверхности воды. Руки двигаются попере­менно. Рука, находящаяся сверху, обязательно проносит­ся по воздуху. Ноги работают «ножницами». Нога, нахо­дящаяся сверху, сгибается вперед, а другая (нижняя) назад, затем ноги смыкаются. Дополнительные движения ногами после выполнения «ножниц» допускаются. Гре­бок верхней руки должен совпадать с моментом сведения ног. Плыть на другом боку разрешается только после по­ворота.

При повороте допускается переход на грудь, но с пер­вым же плавательным движением тело должно быть по­вернуто в положение на боку.

При плавании на боку в исходном положении тело пловца расположено в воде горизонтально, например на правом боку. Голова лежит щекой в воде, как на подуш­ке (рис. 31, а). Ноги свободно вытянуты. Правая рука вытянута вперед в горизонтальной плоскости, ладонь обращена вниз, пальцы соединены. Левая рука располо­жена вдоль туловища, кисть у левого бедра. Голова на одной прямой линии с туловищем.

Пловец гребет несколько согнутой правой рукой вниз и немного вперед, начиная при этом делать вдох. Туло­вище, ноги и левая рука в этот момент еще неподвижны (рис. 31, б).

Продолжая движение правой рукой и слегка сгибая ее, пловец заканчивает гребок по направлению к бедрам. Одновременно с этим левая рука, сгибаясь в локте, вынимается из воды и проносится вперед по воз­духу, так, чтобы локоть прошел выше глаз, и свободно опускается в воду ладонью вниз, захватывая воду воз­можно дальше впереди по направлению движения тела, против одноименного плечевого сустава; туловище слег­ка поворачивается на грудь. При погружении руки в воду мышцы расслаблены. Ноги начинают разводиться, сги­баясь в тазобедренном и коленном суставах: левая - вперед, правая - назад, пяткой по направлению к по­верхности воды. Мышцы го­лени и стоп обеих ног рас­слаблены. Вдох заканчива­ется к моменту погружения левой руки в воду. Затем правая рука сги­бается в локте и подводится кистью к правой стороне груди, левая рука начинает гребок вдоль туловища (рис. 31, г). Ноги продолжа­ют разводиться, причем ле­вая нога сгибается в колене так, чтобы голень двигалась вперед параллельно тулови­щу; правая нога сгибается в коленном суставе. К концу этого движения левая нога немного выпрямляется в ко­лене и носок берется на себя.

Ноги широко разведены для мощного гребка. Начи­нается выдох. Правая (ниж­няя) рука в этот момент вытягивается вперед и поворачивается ладонью книзу (рис. 31, д); левая (верхняя) рука, сгибаясь в локте, делает сильный гребок вдоль туловища по направлению к левому бедру. Одновременно с гребком левой рукой ноги, ускоряя движение, широко захватывают воду, смы­каются и свободно вытягиваются. Выдох заканчивается. В начале гребкового движения стопа нижней (правой) ноги поворачивается внутрь для лучшей опоры о воду.

Закончив гребок верхней рукой и ногами, пловец при­нимает исходное положение и скользит вперед. После этого все движения снова повторяются в описанном порядке.

Руки заканчивают свое движение несколько раньше, чем ноги. Бедро левой (верхней) ноги при разведении не должно составлять с туловищем пловца угол менее 100 - 110°, т. е. угол должен быть более прямого. Чрезмерное сгибание верхней ноги вызывает значительное тормо­жение.

Разведение ног (тормозящее движение) производится более медленно, а смыкание ног и гребок рукой - быстро, но без напряжения. Все движения должны плавно сле­довать друг за другом.

Многие пловцы после того, как ноги закончат смыка­ние, делают несколько движений ногами, как и способ плавания кроль - «подкроливают». Это несколько уве­личивает скорость плавания и разрешено правилами.

Вариант плавания на боку без выноса руки отличается от основного (только что описанного) тем, что левая (верхняя) рука, закончив гребок, сильно сгибается в локте, и, в то время ког­да правая рука гребет, левая вытягивается под водой вперед для очеред­ного гребка.

Плавание на боку без выноса руки более удобно при передвижении в воде в одежде со снаряжением. Это хотя и более медлен­ный способ (а потому не применяемый в соревно­ваниях), но зато менее утомительный. Он легче осваивается обучающими­ся, немеющими и слабо плавающими, нежели ос­новной способ с выносом руки. Поэтому он широко используется как подготови­тельное упражнение при обучении способу кроль.

История развития плавания, стили плавания

Плавание появилось на заре развития человеческого общества и развивалось благодаря своей прикладной и военно-прикладной ценности. Реки и озера, вблизи которых расселялись первобытные люди, были источниками добывания пищи, служили удобными путями сообщения и обмена между племенами. Находки археологов, историков, древние папирусы, наскальная живопись и другие источники свидетельствуют о том, что задолго до новой эры люди умели плавать и нырять. Умение плавать люди ценили всегда.

В одной из первых книг по плаванию (1808) Т. Мельхесидек отмечает: «Все земные народы, почитая ремесло плавателя, не столько способностью, естественно свойственной человеку, а как настоящее искусство, тщательно старались научить оному детей своих с самого младенчества».

О планомерном обучении плаванию свидетельствует также древний египетский папирус, в котором знатный египтянин с гордостью сообщает, что он обучался плаванию вместе с детьми фараона. Поддерживающим средством для обучения плаванию в Древнем Египте служили высушенные тыквы. На папирусе, написанном за 3 400 лет до н.э., дана характеристика движений спортсмена, плывущего брассом.

Источниками сведений о распространении плавания в странах Древнего Востока служат рисунки, надписи, изображения на камне, скульптуры и другие памятники материальной культуры. Плавание было широко распространено в Древнем Египте, расположенном в долине реки Нил, богатой сетью каналов и водоемов, по которым осуществлялась торговля с другими странами. Фреска на одной из гробниц Древнего Египта изображает соревнования между пловцами. Плавание использовалось не только в хозяйственной деятельности, но и в военных целях. Надпись на стенах храма Рамзеса II, относящаяся к 1250 г. до н.э., повествует о том, что египетские войска в сражении потеснили азиатов-хеттов под крепостью Кадеш и сбросили их в реку Оронт. На рисунке один из воинов плывет способом, похожим на кроль, выполняя попеременные гребки двумя руками.

Навыками плавания владели также и женщины. Во многих музеях мира есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношений в виде плывущей девушки, держащей в вытянутых руках чашу в форме цветка лотоса.

Другой высокоразвитой страной Древнего Востока была Ассирия. Представители этой воинственной страны оставили ряд барельефов на камне, изображающих применение плавания в мирной и военной обстановке.

Наивысшее развитие плавание получило в Древней Греции, часть населения которой проживала на берегах и островах теплого Эгейского моря. Такое географическое расположение страны способствовало развитию мореплавания и создавало широкие возможности для применения его в хозяйственной и военной деятельности.

Среди физических упражнений и прикладных навыков, популярных в Древней Греции, плавание занимало одно из первых мест. Оно принадлежало к наиболее распространенным гигиеническим мерам в Древней Греции и называлось «приготовлением к обеду».

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики некультурного человека. О развитии плавания свидетельствует и греческий героический эпос, мифы и сказания. Так, гомеровский Одиссей, когда его плот был разбит волнами, оседлал одно из бревен и «так он два дня и две ночи носим был повсюду шумящим морем и гибель не раз неизбежной казалась», а когда море успокоилось и он увидел берег и поплыл быстрей, «он ступить торопился на твердую землю» и благополучно вышел из воды. Из Древней Греции дошла до нас легенда о Леандре, переплывавшем каждую ночь Геллеспонт к своей возлюбленной Геро и погибшем в бурную ночь во время шторма (рис. 2.1).

Греческий историк Геродот описал состязания по плаванию на Истмийских играх, посвященные Посейдону. Геродот также рассказывает о замечательном пловце древности Сцилиасе, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 г. до н.э. Сцилиас и его дочь ночью подплыли к вражеским кораблям и перерезали якорные канаты. Погода была штормовая, и многие корабли персов были выброшены на прибрежные рифы. Сцилиас и его дочь проплыли 15 км. За это греки поставили Сцилиасу статую в Дельфах и запечатлели его подвиг в стихах и картинах.

В древнегреческих гимназиях, служивших воспитанию юношества, строили бассейны для занятий плаванием. В Древней Греции плаванием также занимались и девушки, что видно на сохранившемся изображении женской купальни на вазе.

В Древнем Риме плавание применялось как средство закаливания, как военный и прикладной навык. Военно-тренировочные занятия взрослых римлян в возрасте от 17 до 47 лет включали в себя плавание как без одежды, так и в Полном вооружении. Сохранились данные о том, что каждый воин должен был в совершенстве владеть искусством плавания. Известно также, что знаменитый римский полководец Юлий Цезарь (середина I века до н. э.) в совершенстве владел искусством плавания в доспехах и поощрял этот навык среди солдат, применяя его в своих учебных и военных операциях. Он устраивал грандиозные учебные сражения «Наумахии», в которых воины должны были продемонстрировать умение передвигаться в воде, нырять, сражаться в воде, вести абордажные схватки, атаковать корабли, переправляться вплавь в полном вооружении. В 381 - 382 гг. во время войны с галлами римляне осуществляли связь осажденных городов с союзниками при помощи легионеров-пловцов.

Плавание вошло в быт всех слоев населения Римской империи. Поэт Овидий отмечал, что внук императора Августа обучался плаванию у слуг своего деда. Без сомнения, и женщины Древнего Рима хорошо умели плавать. Примером служит известный рассказ о матери Нерона, Агриппине, бежавшей вплавь с корабля от преследований своего сына.

В период Римской империи среди общественных сооружений огромное значение имели термы. Они были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и клубами, где люди разных культурных уровней находили себе занятие по своим склонностям, отдыхали и развлекались.

К началу расцвета Римской империи в Древнем Риме было 170 терм, государственных и частных. К началу IV в. их насчитывалось уже около 1 ООО. Особенно выделялись колоссальные императорские термы. Термы Траяна, возможно построенные императором Аполлодором (110 г.), представляли собой большой плавательный бассейн, окруженный по периметру многочисленными помещениями для библиотеки, залов для бесед и отдыха, глубокими бассейнами. В зале отдыха имелись беговые дорожки, цветники. Прекрасные условия для мытья, отдыха и приятного времяпрепровождения привлекали в термы огромное число людей из средних и низших слоев древнеримского населения. Наибольшим размахом и пышностью отличались термы Каракаллы, построенные императорами династии Северов в начале III в. Термы Каракаллы с бассейном 450 х 450 м также включали в себя зрительные места для наблюдения за гимнастическими играми, библиотеки, парковые пространства. Апогеем архитектурного искусства было строительство терм Диоклетиана, начатое в 306 г.

Плавание и купание настолько глубоко проникло в быт древнеримских патрициев, что они использовали его как средство врачевания. Известно утверждение древнеримского писателя Плиния о том, что римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию. Будучи любителями различных зрелищ, римляне часто устраивали в специально затапливаемых водой цирках «морские сражения», во время которых бой гладиаторов заканчивался смертельными схватками в воде. Говоря о развитии плавания в Древнем Риме, следует сказать, что искусством плавания в этот период владели и другие народы. Жители Европы (славяне, галлы, франки и др.) успешно развивали и применяли его в прикладных и военных целях.

Плавание в Средние века[Править]

На смену античному периоду истории пришли Средние века, которые для плавания, как и для многих других физических упражнений, стали периодом упадка. В Средние века бросание

человека в воду было испытанием, и если человек не тонул, а выплывал, то он считался одержимым нечистой силой, так как «чистая вода его не приемлет». Искусство плавания лишь изредка показывали за деньги акробаты и балаганные артисты. Некоторое распространение плавание получило в быту кельтских, славянских и германских племен и было непосредственно связано с военным делом.

Формально плавание было включено в число так называемых «семи рыцарских доблестей», входящих в программу воспитания молодых людей рыцарского сословия. Однако большинство рыцарей плаванием не занимались или занимались очень мало на первой пажеской ступени воспитания. Привилегированное рыцарское сословие предпочитало боевые виды упражнений. Рыцарские доспехи также не способствовали применению плавания в военном деле. Основатель первого рыцарского ордена французский рыцарь из Прованса Годфуа де Преи в IX в. определял плавание в качестве главного требования к членам ордена для усвоения пяти навыков. В связи с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука и сражаться.

Некоторое развитие плавание получило в эпоху Возрождения, но только в отдельных странах. Так, в 1515 г. в Венеции проводились первые соревнования по плаванию. К этому периоду следует отнести и выпуск первого печатного руководства, составленного датчанином Николаем Винманном (1538).

Известно, что в 1603 г. по приказу императора в школах Японии в качестве обязательного предмета было введено обучение плаванию. Создатель основ современного физического воспитания в школе Ян Амос Каменский, чешский мыслитель-гуманист (1592-1670), создал систему физических упражнений: подвижные игры, бег, прыжки, борьба, плавание и попадание копьем в кольцо.

Общественная роль физической культуры в период после буржуазной революции в Англии нашла отражение в деятельности великого мыслителя Джона Локка (1632-1704). Он являлся теоретиком физической культуры джентльменов. Человеку, прежде всего, как он считал, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом. Он подчеркивал, что джентльмен должен преодолевать трудности на море, в бою, общественной и личной жизни. Основной упор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы.

Период французского Просвещения, определявший общественные нравы и обычаи Западной Европы к концу XVIII в., сменился периодом контрреформации, что привело к упадку физического воспитания. Так, в Париже в 1657 г. было 117 залов для игры в мяч, в 1780 г. их осталось 10, а в 1839 г. - всего 4. Плавание и купание в открытых водоемах стало считаться безнравственным делом, а молодежь привилегированных сословий в большинстве своем считала занятия плаванием простонародным увлечением.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период Средневековья, охватывающий около двенадцати столетий, плавание не получило заметного развития как в странах Центральной, так и Западной Европы.

Плавание в Новое время[Править]

После окончания средневекового периода возрождение плавания в Европе шло крайне медленно, отставая от развития большинства физических упражнений. В результате оно применялось в среде неимущих классов в качестве гигиенического средства, доступного физического упражнения и развлечения.

Более широкое распространение и развитие плавание получает в конце XVIII - начале XIX в. Во многих военных сухопутных и морских учебных заведениях в Берлине (Германия), Вене (Австрия) и Стокгольме (Швеция) плавание включают в число изучаемых предметов.

Были разработаны специальные инструкции по обучению плаванию для личного состава, открыты и первые европейские народные купальные школы в Австрии (1781), Франции (1787), Германии (1877).

Были сделаны первые попытки научного обоснования плавания и методики обучения. Наиболее удачной является книга итальянского автора Орионцио де Бернарди «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела» (1794). В этой книге автор объяснял, как человек, набирая в легкие воздух, увеличивает свою плавучесть, в ней приведен ряд упражнений в статическом положении на мелком месте. После усвоения этих упражнений О. Бернарди рекомендовал приступать к изучению техники движений на глубоком месте.

Другой выдающийся автор, основатель немецкой гимнастики И. ГУтс-Мутс в своем произведении «Краткое руководство по плаванию» (1798) сделал попытку научно обосновать технику движений, классифицируя и анализируя каждое из них. Он описал способы обучения плаванию на груди, спине, нырянию и прыжкам в воду. Эти попытки научного обоснования техники движений нашли продолжение и практическое применение в работе К. Пфу-эля (1817), основателя первых военных школ плавания в Чехии (1810) и Германии (1817). В руководстве «О плавании» К.Пфуэдь подробно разбирал движения способа «а-ля-брасс» и предлагал следующую систему разучивания: сначала - отдельные элементы, затем - движение в целом. Упражнения разучивались отдельно на суше и в воде под команду преподавателя. Изучение элементов движений в воде происходило с помощью поддерживающих средств. Считается, что И. Гутс-Мутс и К. Пфуэль впервые ввели раздельное изучение плавания на суше и в воде при помощи поддерживающих средств (удочки, лямки, пояса и др.).

До середины XIX в. плавание в основном использовали как средство военной подготовки и как гигиеническую процедуру. Только в начале второй половины XIX в. плавание начало выделяться в качестве самостоятельного физического упражнения и приобрело спортивное значение.

Первый специальный спортивный бассейн размером 37,9 х 13 м был открыт в 1842 г. в Вене. Через год бассейн был открыт в Ливерпуле (Великобритания), а в 1844 г.,- в Лондоне. В 1867 г. в Лондоне было организовано первое общество любителей плавания, а в 1869 г. - Ассоциация любителей спортивного плавания. Впоследствии такие же общества - клубы и кружки любителей плавания - начали возникать и в других странах Европы. Со временем они разрастались и объединялись в национальные объединения и союзы пловцов отдельных стран. Первые официальные соревнования по плаванию, так называемые чемпионаты, были проведены в Великобритании в 1860-2.1870-х гг.

Наиболее распространенными способами плавания того времени был брасс и плавание на боку без выноса обеих рук. В то время в Великобритании техника плавания совершенствовалась немного быстрее, чем в других странах Европы. Так, в 1850-е гг. английские пловцы заимствовали у австралийцев и применили как новинку способ плавания на боку с проносом руки по воздуху, получивший название «over arm» и обеспечивавший увеличение скорости, плавания. Пользуясь этим способом попеременно с брассом, капитан английского флота Мэтью Уэбб в 1875 г. впервые переплыл пролив Ла-Манш (34,6 км) за 21 ч 44 мин 55 с. Этот проплыв был первым из сверхдальних проплывов спортивного характера, в дальнейшем стал традиционным и повторялся пловцами из разных стран мира. В 1926 г. первой из женщин переплыла пролив Ла-Манш Гертруда Эдерле за 14 ч 31 мин.

В 1873 г. появился еще один способ плавания, завезенный в Великобританию из Южной Африки Джоном Тредженом, в дальнейшем названный его именем. При плавании этим способом пловец, лежа на груди с поднятой головой, выполнял поочередные движения руками (подобно движениям в кроле) и одновременные движения ногами на боку. Существенный сдвиг в развитии спортивного плавания произошел после первого первенства Европы в 1890 г. и включения плавания в программу I Олимпийских игр 1896 г.

В начале XX в. появился новый способ плавания - кроль, культивируемый туземцами Австралии и островов Тихого океана. Впервые на соревнованиях его продемонстрировал Алек Викхем. В процессе совершенствования были доказаны преимущества кроля и возможность использования его на коротких дистанциях.

Во второй половине XIX в. получили распространение и новые виды плавательного спорта. Так, в 1870-х гг. в Великобритании начала культивироваться игра в водное поло, первоначально возникшая как пародия игры в поло на лошадях, распространенной с древних времен у монголов. Первый матч был проведен в 1869 г. в Великобритании. В 1876 г. были составлены первые правила этой игры, и впоследствии она получила широкое распространение в других странах Европы. С 1904 г. водное поло включено в программу Олимпийских игр.

Во второй половине XIX в. получили развитие и прыжки в воду. Вначале прыжки в воду использовали как средство развлечения, трюкачество. Прыгали с висячих мостов, мачт кораблей на велосипедах, в узкие колодцы. В дальнейшем на первом месте в развитии спортивных прыжков с трамплина была Германия. Именно ее представители занимали первые места на крупнейших международных соревнованиях конца XIX и начала XX вв.

В 1908 г. в Лондоне была основана Международная федерация любителей плавания (FINA). Следует заметить, что до 1908 г. соревнования по плаванию, включая I, II и III Олимпийские игры, проходили по разным программам. Отсутствовали единые правила соревнований, формы организации, проведения и судейства. Не велась регистрация высших достижений, не были установлены определенные дистанции, на которых разыгрывалось первенство, а также порядок их прохождения. Организованная Международная федерация любителей плавания разработала единые международные правила по всем видам плавательного спорта, определила перечень дистанций, на которых должны были регистрироваться мировые рекорды, правила проплывания отдельных способов плавания, завела учет рекордных результатов и утвердила программу крупнейших международных соревнований.

Начиная с IV Олимпийских игр в Лондоне соревнования по плаванию проводились уже по общепринятым единым правилам. Складывались определенные традиции, касающиеся порядка открытия соревнований, последовательности выполнения отдельных номеров программы. Женские мировые рекорды на большинстве дистанций начали фиксировать только после Первой мировой войны, так как в первых четырех Олимпийских играх женщины не принимали участие.

Период 1920- 1930-х гг. характеризуется усиленным развитием спортивного плавания. К началу 1920 г. большинство сильнейших пловцов мира освоили шестиударное согласование движений при плавании кролем на груди, что позволило значительно улучшить результаты в плавании на всех дистанциях вольным стилем. В частности, в 1922 г. Д. Вейсмюллер первым в мире проплыл дистанцию 100 м способом кроль быстрее 1 мин (59,8 с), а в 1928 г. - установил новый мировой рекорд - 57,6 с, продержавшийся 8 лет.

В 1926 г. была организована Европейская любительская лига плавания, которая начала проводить чемпионаты Европы по плаванию, прыжкам в воду и водному поло.

В 1927 г. появился новый способ плавания - баттерфляй, который до 1953 г. по международным правилам применялся на соревнованиях как скоростная разновидность брасса. Впервые эту технику разновидности брасса, в которой подготовительные движения руками осуществлялись над водой, показал немецкий пловец Эрих Радемахер. В дальнейшем технику плавания способом баттерфляй успешно совершенствовали выдающиеся советские пловцы Л. Мешков и С. Бойченко. Волнообразное движение ногами - дельфин - впервые в 1935 г. продемонстрировал американский пловец Д.Зиг.

В период Второй мировой войны развитие плавательного спорта в большинстве стран приостановилось. В этот период лишь американские пловцы не прекратили свою спортивную деятельность и установили ряд мировых рекордов. Это сказалось на их успешном выступлении на XIV Олимпийских играх в 1948 г. в Лондоне, где они победили на всех дистанциях у мужчин и на двух - у женщин.

Объективным показателем развития плавания в той или иной стране являются спортивные результаты, показанные спортсменами на международных соревнованиях. Крупнейшими международными соревнованиями являются Олимпийские игры, поэтому в дальнейшем развитие плавательного спорта будет рассматриваться исходя из результатов выступления пловцов на Олимпиадах.

Плавание было известно с доисторических времен. Самое раннее упоминание относится к картинам Каменного века нарисованным приблизительно 7 000 лет назад. Первое письменное упоминание относят к 2000 году до н. э. Самыми ранними источниками считают Гильгамеш, Илиаду, Одиссею, Библию (Ezekiel 47:5, Acts 27:42, Isaiah 25:11), Беовульф, и другие саги. В 1538 немецкий профессор Nikolaus Wynmann написал первую книгу о плавании, «Пловец или Диалог об Искусстве Плавания» (Der Schwimmer oder ein Zwiegespräch über die Schwimmkunst). Спортивное плавание в Европе началось приблизительно в 1800 и, в основном, брассом. Плавание было частью первых Олимпийских Игр в 1896 в Афинах. В 1902 Ричард Кавилл ввел кроль в западном мире. В 1908 была сформирована мировая ассоциация плавания, Fédération Internationale de Natation (FINA). Баттерфляй развился в 1930-х и был первоначально вариантом брасса, пока его не признали как отдельный стиль в 1952.

Спортивное плавание

Спортивное плавание - вид спорта, в котором целью является как можно быстрее покрыть определённое расстояние, не нарушая при этом техники используемого способа плавания. Спортивное плавание начало набирать популярность ещё в XIX веке . В настоящее время спортивное плавание является олимпийским видом спорта .

Спортивное плавание включает 36 видов заплывов - 18 мужских и 18 женских, однако МОК признает только 34 - 17 мужских и 17 женских. Плавание - вид спорта для летней олимпиады, где спортсмены и спортсменки конкурируют в 13 признанных видов заплывов. Олимпийские соревнования проводятся в 50-метровом бассейне. Спортивное плавание регламентируется международной ассоциацией - FINA (Fédération Internationale de Natation), Международная Федерация Плавания.

Четыре конкурентоспособных стиля - баттерфляй, кроль на спине, брасс, и кроль (вольный стиль). «вольный стиль» и «кроль» часто используются попеременно, но плавание вольным стилем относится к нерегулируемому конкурентоспособному случаю, а не к специфическому стилю. Пловцы вообще хотят плавать кролем в вольном стиле, так как это - самый быстрый стиль.

Ссылки

Общая информация

  • Клуб любителей плавания статистика, рекорды
  • Сообщество пловцов и любителей спортивного плавания Статьи, аналитика соревнований, фотографии и биографии пловцов

Обучение


Wikimedia Foundation . 2010 .

Введение

Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры, и известные им способы плавания напоминали современные кроль и брасс. В то время плавание носило чисто прикладной характер -- при рыбной ловле, охоте за водоплавающей дичью, подводном промысле, в военном деле. В Древней Греции плавание стало использоваться как важное средство физического воспитания.

Первые соревнования по плаванию относятся к рубежу XV--XVI веков (так, в 1515 году прошли состязания пловцов в Венеции). Первая спортивная организация пловцов возникла в Англии в 1869 году («Ассоциация любителей спортивного плавания Англии»), следом подобные организации появились в Швеции (1882), Германии, Венгрии (1886), Франции (1887), Нидерландах, США (1888), Новой Зеландии (1890), России (1894), Италии, Австрии (1899)… Рост популярности спортивного плавания в конце XIX века связан с началом строительства искусственных бассейнов.

В 1896 году плавание вошло в программу первых Олимпийских игр, и с тех пор неизменно входит в олимпийскую программу. В 1899 году в Будапеште прошли крупные международные соревнования с участием спортсменов из нескольких европейских стран; далее они стали проводиться ежегодно в различных странах Европы и носили название «первенство Европы».

История развития плавания

Плавание известно человеку с древнейших времен. Спортивное плавание зародилось на рубеже 15-16 веков. Среди первых соревнований по плаванию были состязания пловцов в 1515г. в Венеции. В 1538г. вышло первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине 18 начале 19 века в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции.

Плавание в России в древности развивалось в основном как прикладной вид, и только в конце 19 начале 20 века оно становится отдельным видом спорта. В середине XVII века в русских войсках вводится обучение плаванию. Петр I включает его в программу подготовки офицеров армии и флота: “всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты”. В XVIII веке в России начинает утверждаться мысль о важности и полезности плавания как гигиенического упражнения и как прикладного навыка. В распространенном в то время издании “Экономический месяцеслов” за 1776г. отмечается; “По справедливости надлежало бы каждому молодому человеку учиться плавать, поелику во многих случаях от умения плавать зависит спасение жизни” А. В. Суворов, как свидетельствует А. Петрушевский, учил солдат плавать, переправляться через реки вброд и вплавь.

Еще задолго до начала развития плавания в России на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму. Например, в “Санкт-Петербургских ведомостях” за 1782г. было напечатано: “желающие обучать в Морском шляхетском кадетском корпусе кадет плаванию явились бы для договора о цене”.

Спортивное плавание в дореволюционной России не имело широкого распространения. Лишь в XIX веке в России появляются первые школы плавания. Так, в Петербурге в 1834г. у Летнего сада открывается школа плавания, организованная преподавателем гимнастики Паули; в числе ее посетителей были Пушкин и Вяземский.

В конце XIX века в России начинается строительство крытых бассейнов для плавания. В 1891г. открывается бассейн в Москве при Центральных банях, в 1895г.- при Сандуновских банях. Сооружаются бассейны при военно-учебных заведениях: в 1-м и 2-м Военно-морском кадетском корпусе, в Пажеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадетском корпусе и др. Но это были малогабаритные бассейны (длиной от 10 до 15-16м.), пригодные лишь для начального обучения плаванию.

Особую популярность плавание приобрело в конце 19 века. В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. В 1894 году соревнования по плаванию были включены в программу современных Олимпийских игр, что оказало большое влияние на развитие всех видов плавания.

Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга - Шувалове. В Шуваловской школе плавания число членов и так называемых членов-соревнователей доходило в разные годы до 300-400 человек. Это были преимущественно учащиеся средних и высших учебных заведений, которые вместе с родителями (служащими и мелкими буржуа) выезжали из Петербурга летом на дачу в Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. В 1912г. в Москве организуется “Московское общество любителей плавания” (МОЛП), которое проводило занятия не только летом, но и зимой (в Сандуновских банях).

Большую роль в развитии как массового, так и спортивного плавания в России сыграла школа плавания, основанная в 1908 году в Шувалове (Недалеко от Петербурга), которая просуществовала до 1917 года. Она была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н. Пескова. В течение летнего сезона в ней обучалось плаванию до 400 человек. Обучение проводилось всем существующим в то время способам плавания: кроль на груди брассу на груди и на спине, плаванию на боку. Основу обучения составлял способ брасс. Занимавшиеся ежегодно участвовали в соревнованиях и могли получить звание магистров и кандидатов плавания при условиях выполнения 12 следующих упражнений:

1.) Проплыть - 3000м. Надо было переплыть несколько раз озеро, возвратиться в школу и преодолеть дистанцию 50м.

2.) Проплыть - на спине 1500м.

3.) Проплыть - 1500м. В одежде и обуви способом брасс.

4.) Проплыть - 450м. на спине. Только с помощью рук.

5.) Проплыть - 450м. Только на одних ногах.

6.) Проплыть дистанцию - 30м. На спине, ноги брасс, с камнем весом 2кг. Одной рукой спортсмен осторожно подгребал, другой рукой держал камень так, чтобы он не намок, упираясь локтем себе в грудь.

7.) Ныряние под водой 30м.

8.) Ныряние на глубину 4-5м. С задачей достать со дна камень: 5 раз подряд с отдыхом 2-3 сек.

9.) Раздевание в воде - снятие одежды и обуви.

10.) Комбинированное плавание 75м. Пловец должен прыгнуть со старта, проплыть 50м., схватить «утопающего» и проплыть с ним 25м. Задание выполняется на время (от 100 до 80).

11.) Оказание первой помощи «утонувшему».

12.) Прыжки в воду с 7 метровой вышки: 3 прыжка с места, а 3 с разбега (вниз головой).

Очевидная сложность этих норм свидетельствует об отличной подготовке русских пловцов. Понимая, что для развития спортивного плавания в России необходимо развивать и массовое плавание, выпускники Шуваловской школы организовали школы плавания в Феодосии, Баку, несколько позже также в Киеве Чернигове, Батуми, Николаеве.

К началу первой мировой войны (1914г.), плавание стало культивироваться в таких городах как: Киев, Чернигова, Баку, Батуми, Ростов-на-Дону, Феодосия, Севастополь, Харьков, Ярославль, Мариуполь, Рига, Самара, Сестрорецке, Ораниенбаум и в других городах.

Спортивное плавание в России в эти годы делало лишь первые шаги. Тренировки проводились в основном на открытой воде, и результаты пловцов были невысокими. Поэтому, участвуя в V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912г., русские пловцы не имели успеха. Первые крупные состязания по плаванию в России были проведены на русской олимпиаде в Киеве в 1913г. Оли вошли в историю как первое первенство России по плаванию. В нем участвовало около 60 человек. Шуваловские пловцы заняли все первые места, хотя их результаты значительно отставали от достижений лучших спортсменов мира. Вторая русская олимпиада, в программу которой входило и плавание, состоялась в 1914г. в Риге. На соревнования прибыло около 70 пловцов из Москвы, Петербурга, Киева и других городов. Из-за неподготовленности базы почти все иногородние пловцы отказались от участия в соревнованиях. Спортивные результаты по плаванию на этой олимпиаде также были невысокими.

В 1922г. было образовано общество плавания “Дельфин”, явившееся преемником традиций Шуваловской школы и ставшее вскоре своеобразным центром спортивного плавания в стране. Под руководством профсоюзных организаций начинается учебно-спортивная работа по плаванию. Открываются спортивные школы плавания, организуются соревнования. Например, с 1921г. стали ежегодно проводиться крупные соревнования в Москве. Открытые в Москве и Петрограде институты физкультуры начали готовить преподавателей и тренеров по плаванию. Начиная с 1926г. по плаванию стали проводиться чемпионаты Европы, с 1969г. - Кубки Европы, с 1973г. - чемпионаты мира, а с 1979г.- Кубки мира по плаванию.

В 1928г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.

В 1941г. Германия напала на нашу страну. Развитие спорта, в том числе плавания, в стране затормозилось. Физкультурные организации перестроили свою работу в интересах фронта. В годы войны проводилась большая работа по военно-физической подготовке. Только в 1943г. было обучено плаванию и переправам вплавь около 500 тыс. человек. В боевых операциях на море,

при высадке десантов и переправах умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало победе русских солдат, спасению их жизней. Благодаря активной работе физкультурных организаций к 1948г. был достигнут довоенный уровень количества занимающихся плавательным спортом в стране.

Важным актом в развитии спортивного плавания в стране явилось вступление в 1947г. в члены Международной федерации плавания (ФИНА) и развитие спортивных связей с пловцами зарубежных стран.

На протяжении нескольких после военных лет (до1950-1951гг.) советские пловцы не могли достигнуть довоенного уровня спортивного мастерства. Рекорды СССР обновлялись очень редко (преимущественно в плавании на боку) и в большинстве своем известными в 1940-1941гг. пловцами.

В Олимпийских играх 1952г. впервые приняли участие советские пловцы. Выступили они слабо. Лишь М. Гавриш (Киев) заняла в финале на 200м. брассом 6-е место с результатом 2.58,9с. и принесла команде единственное очко. Причина тому, стала смена поколений пловцов: Л. Мешков, С. Бойченко, В. Ушаков и другие выдающиеся мастера водной дорожки закончили свои выступления, а молодые пловцы не достигли еще вершин спортивного мастерства и не имели опыта участия в международных соревнованиях.

В 1954г. советские пловцы впервые приняли участие в чемпионате Европы. В то время уровень развития спортивного плавания среди женщин был значительно ниже, чем среди мужчин. По этой причине в европейском чемпионате участвовали только мужчины.

В 1956г. на XVI Олимпиаде в Мельбурне 5 советских пловцов стали бронзовыми медалистами. Советская команда пловцов набрала в Мельбурне 10 очков и с 15-го места, занятого на XV Олимпиаде, передвинулась на 7-е.

В 1961 году была создана единая система организации учебно-спортивной работы в стране. Улучшение работы ДЮСШ также способствовали новый календарь спортивных соревнований и обязательная организация в период летних каникул оздоровительных спортивных лагерей.

В 1969 году по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан клуб «Нептун», проводящий большую работу по вовлечению детей в регулярное занятие плаванием. В ряде городов было введено обязательное для всех учащихся 1-4 классов обучение плаванию. Значительно возросло в нашей стране количество бассейнов.

Самого большого успеха на международной спортивной арене советские пловцы добились в 60-е годы. Выступая на XVIII Олимпийских играх в 1964г. (Токио), 16-ти летняя севастопольская школьница Галина Прозуменщикова первой среди советских пловцов стала олимпийской чемпионкой в плавании на 200м брассом.

В 1966-1968 гг. советские пловцы передвинулись на 1-е место в Европе и на 3-е в мире (после США и Австралии). На ХI Европейском чемпионате (1966г., Утрехт) советская команда опередила пловцов 25 стран Европы и с большим отрывом в очках завоевала мужской и женский командные Кубки, получив 8 золотых медалей, 7 серебренных и 4 бронзовые. Победы на европейской арене были через 2 ода закреплены в Мехико - на XIX Олимпиаде. Здесь советские пловцы, мужчины и женщины, получили 61 очко и заняли 3-е место в мире, а мужчины - 2-е место, уступив первенство пловцам США.

В 1971 году ФИНА признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста. С 1977 года в Москве, а затем и в других городах началось обучение плаванию детей грудного возраста при детских поликлиника, имеющих бассейны.

В 1976г. на XXI Олимпиаде в Монреале на дистанции 200м брассом призовые места заняли 3 советские пловчихи: М.Кошевая 2.33.35с. (М/р.), М.Юрчения и Л.Русанова.

В 1980 на XXII Олимпиаде в Москве Владимир Сальников впервые в истории "выплыл" на 1500м. (вольным стилем) из 15 минут, с результатом 14.58.27с. Так как многие ведущие команды не приехали на олимпиаду, то подавляющее большинство наград в плавании досталось сборной СССР.

На Олимпиаде в Сеуле золотые медали нашей команде принесли И.Полянский на 200м. (спина), с результатом 1.59.37с. и В.Сальников

на 1500м. (вольным стилем), с результатом 15.00.40 секунд.

На XXV Олимпиаде в Барселоне, в эстафете 4 по 200м. (вольный стиль), сборная России в составе: Д.Лепиков, В.Пышненко, В.Таянович и Е.Садовый, установила новый мировой рекорд. В кроле золотые медали выиграли А.Попов (50,100м., вольный стиль) и Е.Садовый (400м., вольный стиль).

На последней Олимпиаде в Атланте золотые медали завоевали Д.Панкратов (100,200м., баттерфляй) и А.Попов (50,100м., вольный стиль).



mob_info