Логоритмические занятия на тему овощи. Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов, диалогов по всем темам. движение под музыку

Государственное казенное учреждение здравоохранения

Кемеровской области

Прокопьевский дом ребенка специализированный

«Планета детства»

Методическая разработка на тему:

«Логоритмика как важная составляющая часть коррекционно-развивающей работы в доме ребенка»

СКАЧАТЬ (с фото)

Логопед Аксенова Инна Викторовна

Город Прокопьевск - 2017

Вводная часть

Логопедическая ритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Логопедия-раздел дефектологии, занимающаяся недостатками речи и их исправлением. Нарушения речи преодолеваются как педагогическими методами и коррекционно-воспитательными мероприятиями, так и медицинскими средствами воздействия. А также нетрадиционными видами терапии, например, с помощью музыки и движения. В науке даже имеется термин - кинезотерапия (лечение движением). Принципы кинезотерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.

Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь.

В настоящее время логоритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до общего недоразвития речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикания (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалии (отсутствие речи).

Очень часто у детей, имеющих речевые нарушения, страдают психомоторные функции: внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук. Нарушение зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, ребенок долго не может запомнить названия основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый; определить, где правая, а где левая рука). Нарушение произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данное в словесной форме, приводят к сложностям формирования у ребенка фонематических процессов.
Очень важно отметить, что дети, имеющие речевые нарушения, зачастую отличаются рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях, они очень быстро утомляются, начинают
отвлекаться, и как следствие перестают воспринимать информацию. Они возбудимы, двигательно расторможены или наоборот вялые и апатичные. С этим связана эмоциональная неустойчивость, частые смены настроения, капризности и плаксивости.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка сосредоточение, что в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной, интересной и разнообразной форме развивать у детей общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность силу голоса. Отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели - расширение словаря детей, отработка лексических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, только разница в том, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально - двигательными упражнениями.

Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию детей, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, прививает любовь к прекрасному, помогает развивать художественный вкус.

Направления логоритмической работы

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое - развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы построения логоритмических занятий в доме ребенка:
занятия логоритмикой для детей раннего возраста, имеющих речевые нарушения, проводятся два раза в неделю. Длительность занятия варьируется от 20 до 40 минут. Количество детей на занятии от 6 до 9 человек. Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:

1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Разминка включает в себя различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьба спокойная, энергичная, маршировка, подскоки, легкий бег и сменой движений.
2.Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
3.Заключительная часть завершается упражнением на восстановление дыхания, релаксацию. Кроме того, она предполагает подведение итогов занятия. В заключении педагог дает оценку работы детей на занятии.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой. Это может быть музыка, счет или словесно-стихотворное сопровождение. Успешность работы по данному направлению заключается в ощущении радости, полученной ребенком на занятии.

Исследователи М.М. Кольцова, Г.А. Волкова, В.М. Бехтерев доказали: «… чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Таким образом, логоритмика является одним из важных и эффективных методов коррекции речевых нарушений.

Для детей дома ребенка нами были разработаны специальные занятия по логопедической ритмике, которые имеют положительные результаты в реабилитационной работе.

Конспект занятия « Осенняя ярмарка»

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    Формирование представлений об овощах и фруктах, их виде, их вкусовых качествах, места их произрастания. Уточнение и расширение словаря по теме « Овощи и фрукты», развитие лексико-грамматического строя речи, формирование обобщающих понятий «овощи», «фрукты».
  • Коррекционно-развивающие:
    Активизация речевой деятельности детей, совершенствование диалогической речи, развитие общей моторики, чувства темпа и ритма; развитие мелкой моторики рук; развитие речевого и физиологического дыхания; закрепление навыка дыхания в движении; развитие мимики лица; развитие громкости, высоты голоса и интонации; развитие слухового внимания и памяти.
  • Коррекционно-воспитательные:
    Формирование навыков сотрудничества с взрослыми и детьми; развитие доброжелательности, воспитанности, эмоциональной отзывчивости. Привитие навыка любви к родной природе. Формирование эстетического вкуса.

Оборудование:

Костюм осени, муляжи и натуральные овощи, и фрукты; 2 корзинки, шишки-ежики, оборудование для игры.

Ход занятия
1. Организационный момент

Упражнение для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма

По дороге золоченой
Осень в гости к нам пришла,
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла. (ходьба с маршировкой)
Плавно идет капуста (шаг с носка)
Важно шагает помидор (шаг на всей стопе)
Осторожно идет редиска (ходьба на носках)
Не спеша вышагивает редька (ходьба на пятках)
Вприскочку спешит морковка (подскоки)
Маршируют огурцы-молодцы (шаг марша)
В огороде за забором (руки к груди и «стрункой» с небольшим напряжением их вытянуть в стороны)
Поспевают помидоры (руки на пояс, «напыжиться»)
Держатся за колышки, (Сжать кулаки, согнуть руки в локтях)
Греются на солнышке (поднять лицо и руки вверх, потянуться к солнышку).

2. Основная часть
Логопед
: Пожелтели, покраснели на деревьях листья.
В теплые края спешат, улетают птицы.
И на небе голубом выступила просинь,
Потому что наступила за окошком (осень).

Правильно, ребята, к нам пришла осень. Очень красивая, чудесная и щедрая пора. Все люди спешат убрать урожай с полей, садов и огородов. Очень много вкусных даров принесла нам осень.

Развитие мелкой моторики рук (всем детям раздаются шишки и под музыку Ю. Михайленко «Осень» катают в ладошках шишки-ежики).
1. Осень славная пора,
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Все поспело для ребят.
Фрукты сладкие, как мед,
Будет на зиму компот.
И варенье, и желе,
В каждом доме на столе.
2. Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем.

1. Развитие носового и ротового дыхания, артикуляционной моторики
*Вдох и выдох через нос

*Вдох и выдох через рот

*Вдох через рот-выдох через нос

*Вдох через нос, выдох через рот толчками равными порциями

2. Закрепление навыка дыхания в движении

Упр. «Тряпичная кукла» (вдох-руки вверх, выдох-расслабленные руки и верхняя часть тела вниз, влево, вправо).

Упр. «Дровосек» (вдох - руки вверх в замке, выдох - напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз).

Упр. «Насос» (руки опущены ладошками вверх. На вдохе руки подтягиваются к подмышкам, на выдохе руки опускаются ладошками вниз)

Упр. «Цветок» (ноги вместе, на вдохе расслабленные руки медленно поднимаются вверх, растягивая все тело, не отрывая пятки. На выдохе медленно опускаем руки, сгибаемся в поясе.

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь, когда мы очень хорошо потренировали свое дыхание, давайте закроем глаза, послушаем музыку и представим себе, что же бывает осенью, когда дует сильный ветер. Что происходит с листьями деревьев. (звучит музыка листопада)

Так, что же происходит с листьями деревьев? Правильно, они облетают. А такое явление называется - листопад. Вставайте со стульчиков, давайте повторим стихотворение о листопаде (с движениями).

Листопад, листопад

Листья кружатся, летят (дети кружатся)

Тихо падают на землю (приседают)

И шуршат, шуршат, шуршат!(трут ладошка об ладошку)

А сейчас мы сами устроим листопад. Вы положите себе на ладошку листочек и хорошо подуете на него, а он взлетит с ладошки и закружится в воздухе. Только нужно дуть сильно и долго.

(под музыку листопада дети дуют на листья)

Логопед: Молодцы! У нас получился самый настоящий листопад. Но мы же свами не забыли, что осень не только красивая, но еще и очень щедрая. И в нашу корзинку она положила богатый урожай овощей и фруктов. Я буду вам их показывать, а вы мне назовете их, скажете, что это и где они растут. Хорошо? (помидор, лук, огурец, яблоко, картошка, лимон, чеснок, морковка, груша, перец, виноград, тыква)

А хотите попробовать на вкус овощи и фрукты? Но при этом, вы мне мимикой лица покажите, какие же они на вкус.

3. Развитие мимической мускулатуры

(пробуем на вкус яблоко, лук, груша, лимон, огурец, виноград, чеснок, перец)

Ну, что вкусные дары осень принесла нам в своей корзинке?
Ребята, а вы знаете, что в осеннем лесу можно услышать много разных звуков. Это и звук ветра, и звук деревьев, и звуки листопада. Они то громко звучат, то тихо. А давайте сейчас немного попоем, поиграем в игру музыкальная лесенка.

4. Развитие громкости, высоты голоса и интонации

(встали со стульчиков ровно, спина прямая)

Логопед:

Мы по лесенке шагаем,

звуки дружно припеваем

а-а-а-А-А-А-а-а-а
о-о-о-О-О-О-о-о-о
у-у-у-У-У-У-у-у-у

5. Сочетание ритма и речи

Мы грибы нашли в лесу ай-ай-ай,

Увидали мы осу ой-ой-ой,

Улетай оса скорей эй-эй-эй.

Пока гоняли мы осу су-су-су,

Заблудились мы в лесу су-су-су,

Громко крикнули АУУУУУУ!

Вот молодцы! Садитесь. А я вам прочту стихотворение о дарах осени. Вы внимательно слушайте, чтоб потом ответить на мои вопросы.

6. Развитие слухового внимания

Овощи на грядках играют с нами в прятки:

Вот тяжелый кабачок лег лениво на бочок.

Вот капуста растолстела, от росы вся запотела.

Помидоры раскраснелись и на солнце засмотрелись.

А зеленый огурец под листочки вдруг залез.

Ровненько на грядке вновь под землей растет морковь.

А коль по саду мы пройдем - фрукты спелые найдем.

Вот под яблоней ковром яблоки лежат кругом.

К груше спелой подойдем - желтые плоды сорвем.

Спелых слив еще нарвем, винограду наберем.

Дары осени нужно любить, чтоб здоровье свое сохранить!

Логопед: О каких овощах и фруктах говорится в стихотворении? Где растут овощи? Где растут фрукты?

Очень хорошо, а теперь закрепим наши знания о произрастании даров осени на деле. Поиграем в игру « Каждому плоду - свое место» (тыква, виноград, картошка, груша, яблоко, морковь, чеснок).

7. Подвижная игра «Каждому плоду - свое место»

Логопед: Ребята, осень золотая пора! Очень нежная и красивая. И мелодии осени тоже очень красивые. Я попробую стать осенью. Закройте крепко глаза и не подглядывайте, на счет раз-два-три открывайте глаза. Раз-два-три я приглашаю вас в осенний хоровод.

(хоровод под песню «Осень очень хороша…»)

Спасибо, мои хорошие. Мне было очень приятно под красивую музыку осени с вами танцевать. А теперь сядем на коленки, опустим головы вниз.

8. Упражнение на релаксацию под расслабляющую музыку

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая.

Замедляются движенья,

Исчезает напряженье,

И становится понятно

Расслабление приятно.

Мышцы не напряжены,

А все-все расслаблены.

Логопед: Спасибо, ребята за занятие. Вы молодцы, а эта корзинка с овощами и фруктами вам в подарок от осени.

Заключение

Благодаря систематическому использованию комплексных логоритмических занятий, дети дома ребенка успешнее овладевают активной речью. Они эмоционально раскрепощены, принимают активное участие в праздничных мероприятиях и концертах: рассказывают стихи, поют песни, инсценируют сказочные представления. Успешнее проходит адаптация детей дома ребенка к жизни в социуме.

Список литературы

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением; СПб, 1999.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., Владос., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. - М., 1997.
  4. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение. - СПб, 1997.
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., Просвещение, 1979.
  6. Новиковская О.А. Логоритмика для школьников в играх и упражнениях. СПб, 2009.
  7. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. М., 2009.

Логоритмические упражнения в стихах для су-джок терапии по лексической теме "Огород"

Краткое описание : Логоритмические упражнения для старших дошкольников 5-7 лет в детском саду.
Назначение материала: логоритмические упражнения могут быть использованы педагогами и родителями в коррекционной работе с детьми 5 – 7 лет.
Лексическая тема: «Огород»
Упражнение «Урожай»
Цель:


Оборудование: массажные мячики.
В огороде много дел.
Урожай у нас поспел.
Помидор и кабачок,
Перец, лук и чесночок.
Свекла, репа, редька, лук.
Много овощей вокруг!
(Катаем мяч по поверхности стола круговыми движениями. Попеременно сжимаем мяч то в правой, то в левой руке. Энергично сжимаем мяч обеими руками.)
Упражнение «Овощи»
Цель:
- развивать ручную умелость и мелкую моторику;
- нормализовать мышечный тонус;
- стимулировать речевые области в коре головного мозга;
- закрепить словарь по лексической теме.
Оборудование: массажные мячики.
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец!
(Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик. Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого. Показывают большой палец.) Логоритмические упражнения для дошкольников Логоритмические упражнения в стихах для су-джок терапии по лексической теме "Осень"

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

  • Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать .
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

  • Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет


    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Малахова С.В., учитель-логопед

МДОУ «Краснояружский детский сад общеразвивающего вида»

Логоритмическое занятие в средней группе

Тема: Огород. Овощи

Задачи:

    развитие чувства ритма;

    развитие речевого и двигательного подражания;

    совершенствование ритмических движений;

    развитие артикуляционной моторики;

    развитие мелкой моторики;

    формирование слоговой структуры слова;

    обогащение словаря по данной теме;

    побуждение детей к декламации вместе со взрослым;

    коррекция дыхания, координации движений, слухового внимания.

Ход деятельности

    Оргмомент (свободная деятельность детей, педагог обращает на себя внимание предложением рассказать интересную историю)

    Здравствуйте, ребята, я хочу вам сегодня рассказать интересную историю. Хотите её послушать, тогда давайте присядем на коврик и немножко меня послушаем. (педагог начинает рассказ стихотворения. В конце стихотворения раздаётся телефонный звонок)

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!.. (по ходу предъявляются рисунки овощей)

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

    (Телефонный звонок) (Телефон может зазвонить и в середине стихотворения, тогда педагог обещает вернуться к стихотворению и рассказать попозже)

Педагог: Але, слушаю. Это кто?

    Ребята, поможем бабушке Лиде собрать урожай? А какой урожай мы будем собирать? Что растёт на огороде? (ответы детей)

    Ритмическая разминка (координация речи с движением, развитие речевого дыхания)

Ребята, станем в круг, повернёмся друг за другом и пойдем, высоко поднимая колени, как лошадка.

«ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ»

текст Т.Боровик

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Листья шуршат. (2р.)

Дятел стучит.

А мы едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Листья шуршат. (2р.)

Дятел стучит. (2р.)

Ветер шумит.

А мы едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

Листья шуршат. (2р.)

Дятел стучит. (2р.)

Ветер шумит. (2р.)

Ежик пыхтит.

    Артикуляционная гимнастика под музыку (развитие артикуляционной моторики)

Вот мы и приехали к бабушке. А как мы ехали? (на лошадке).

Упр-е «Лошадка»

А теперь посмотрим, как красиво вокруг. Упр-е «Окошко»

    Дыхательная гимнастика (развитие речевого дыхания)

А какой тут воздух!

Делаем вдох, руки вверх, делаем выдох и произносим: «Ах!» (2 раза)

    Упражнение «Раздели слово ладошками» (развитие чувства ритма, профилактика и коррекция нарушения слоговой структуры) (словарь по теме)

Ребята, предлагаю вам вспомнить, какие бывают овощи, чтобы знать, что мы будем собирать. Присаживайтесь на коврик, приготовьте свои ладошки.

Со словами мы играем,

Их хлопками разделяем. (можно показывать картинки)

    Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Пугало» (сл. и муз. Т.В. Бокач) (координация речи с движением под музыку)

Ой, ребята, а кто это стоит? Это пугало, оно охраняет огород. И, наверное, не разрешит нам собирать урожай. Сейчас это проверим

(Дети идут по кругу хороводным шагом, пугало – в центре)

В огороде пугало,

Пугало стоит

Огурцы нам пугало

Рвать с грядки не велит.

Мы тихонько пойдём

И огурчиков нарвём!

Пугало: Огурцы нельзя здесь рвать,

В огороде пугало,

Пугало стоит

Помидоры пугало

Рвать с грядки не велит.

Мы тихонько пойдём

Помидорчиков нарвём!

Пугало : Помидоры нельзя здесь рвать,

Буду я вас догонять! (догоняет детей)

    Пение - хоровод

Песня «Урожайная» на слова и музыку Г. Вихраевой. (развитие чувства ритма, слухового внимания; обучение музыкально-ритмическим движениям)

    Пальчиковая гимнастика «Мы капустку чистим, чистим» (развитие мелкой моторики, координация речи с движением) (Трек «Капуста» диск N 33 Железновых «Игровой»)

Мы собрали богатый урожай. И теперь мы поможем бабушке его заготовить на зиму. Слушаем внимательно и повторяем движения за мной.

Мы капустку чистим, чистим, мы капустку

чистим, чистим.

Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,

Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву

попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней

нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением

легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

    Ритмическая разминка (коррекция координации движений, слухового внимания)

Молодцы ребятки, помогли бабуле. Можно и в обратный путь.

Педагог. Отправляемся в поход,

Покидаем огород. (Ходьба по кругу)

Встали дружненько на пятки:

Пошагаем через грядки. (Ходьба на пятках)

Если к речке подойдем,

На носочках перейдем. (Ходьба на носках)

Пойдем с горки осторожно,

С горки ушибиться можно. (Бег на носках «с горки»)

Завернем за поворот -

Там нас конь с телегой ждет. (Бег с высоким подниманием коленей).

Конь устал, пусть отдохнет -

Нас машина подвезет.

(«Топотушки» с имитацией движений руления)

Все! Приехали в детский сад.

(В. Кныш)

    Релаксация «Овощи» (снятие мышечного напряжения, чередование мышечного напряжения и расслабления)

А сейчас станьте на коврик кто где желает (врассыпную)

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте.

Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение.

Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол.

Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторить расслабление.

Список литературы

    Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш [и др.]. - Минск: Аверсэв, 2009

    Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. - Мн.: Аверсэв, 2005.

    Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007



mob_info