Какие нормы гто для школьников. Нормы ГТО — нормативы для выполнения. Где и как можно сдать нормы ГТО

С 2014 года комплекс «Готов к труду и обороне» действует на территории страны. Второй раз с начала возрождения меняются нормативы ГТО и испытания. Последнее изменение произошло 1 января 2018 года, когда были внесены поправки в ГТО-нормы. В статье можно узнать новые нормативы ГТО 2018 года, скачать таблицы для всех возрастов с заданиями и показателями.

Успешные выступления российских спортсменов на международных первенствах, принятие на территории страны Олимпиады и ЧМ по футболу дали толчок не только пропаганде профессионального спорта. Простые граждане страны стали больше заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни. Государством решено было поддерживать здоровье нации строительством площадок, спортклубов, а в качестве флагмана спортивного движения были выбрано возрождение комплекса ГТО. Нормативы, существующие сегодня, несколько отличаются от нормы ГТО советской эпохи. Как и прежде, выполнение всех показателей поощряется значком и привилегиями. Какие приготовил ГТО нормативы в 2018 году и чем отличаются нормы ГТО для женщин и мужчин?

Спортивному оценочному комплексу уже более 80 лет. Впервые внедрить систему контроля физподготовки граждан было предложено комсомолом в 1930 году. В радиообращении предлагалось поощрять каждого сдавшего нормы значком. Официально программа заработала в 1931 году вместе с созданными подготовительными занятиями на базе вузов, профучилищ, военных и других организаций. Изначально применялась одна степень оценки испытуемых и значок одного достоинства. Позже появилась 2 и 3 степени, которые вносили смысл в дальнейшее физическое развитие и укрепление здоровья. Появилась категория детей от 10 лет, которым присуждалась специальная награда «Готов к труду и обороне». Развитие движения продолжалось вплоть до 1991 года. Развал СССР отодвинул на дальний план физическое воспитание соотечественников, и нормативы ГТО утратили свое значение.

Нормативы ГТО

Первые утвержденные нормы касались только мужчин старше 18 лет и девушек не моложе 17-ти. Обе группы делили на 3 возрастные категории:

  • Мужчины (женщины) – от 18 (17) до 25 лет;
  • От 25 до 35 (32) лет;
  • Старше 35 (32) лет.

Всем предлагалось 21 испытание, из которых были 5 обязательных, остальные на выбор. Гражданин готовился к бегу, метанию гранаты, прыжкам в длину, подтягиваниям. Присутствовали плавание, верховая езда, навыки турпохода. Среди теоретических вопросов умение оказать первую помощь, знания из области физической культуры и спортивных достижений.

Вторая ступень состязаний появилась в 1932 году и включала 25 заданий, из которых 11 – практические. Делался упор на фехтование, прыжки в воду, трамплин, прохождение военного городка. Если первую ступень можно было пройти, опираясь на самоконтроль, то второй уровень требовал системы и серьезности тренировок.

Крупные изменения происходили вплоть до 1972 года. Тогда ступени соотносились с возрастом и была введена балльная система оценок. Число возрастных категорий увеличилось до 5. В каждой из них были обязательные дисциплины:

  • Спортивное ориентирование;
  • Метание гранаты;
  • Бег на 100 м.

В связи с балльной оценкой учредили значки бронзового, серебряного и золотого достоинств, а также отдельные награды для детей и людей старшего возраста.

ГТО сегодня – причины возрождения и актуальность

2014 год вновь стал переломным для комплекса. Его практическое использование возродили указом Президента РФ. Целями «Готов к труду и обороне» стали:

  • Формирование потребности в систематическом спорте;
  • Повышение уровня физической подготовки граждан;
  • Укрепление здоровья;
  • Создание новых возможностей для реализации потребности в физической активности;
  • Продвижение детского и юношеского спорта;
  • Создание мотивационного повода для сдачи нормы ГТО.

Третья ступень

Категорию характеризует увеличенное количество заданий для получения значка. Теперь необходимо выполнить 8 нормативов. Также добавляется стрельба из пневматики и туристический поход. Подробнее с нормами группы можно ознакомиться .

Четвертая и пятая ступени комплекса

Дети 13-15 лет должны выполнить 6 обязательных упражнений. К ним добавились скручивание на пресс (ситапы), а прыжки в длину перешли из выборочных заданий в необходимые. Нормы ГТО для мальчика 15 лет указаны в

ГТО нормативы 2019 для школьников разделены на 5 ступеней. Экзамен стали принимать с 2016 года. Начиная с 2019, сдача норматива стала обязательной для всех учащихся. Обязательной частью обучения стали бег, плаванье и прочие виды спорта.

Готов к труду и обороне - фраза, прочно засевшая в голове любого советского школьника. В СССР ГТО был показателем физического воспитания, а на программе основывалась база развития населения. Целью этой программы было укрепление здоровья и повышение трудовых качеств. Достигнув определённых результатов, участник получал специальный значок, что служило показателем хорошего физического развития.

Современные стандарты ГТО также награждают значками за успехи. Но, в отличие от старых, новые разделены на три вида: к золотым и серебряным добавились бронзовые. Большинство доступных для сдачи дисциплин повторяет прежнюю программу, но также появились новые. Несмотря на возвращение старых нормативов, учителя физкультуры положительно принимают это изменение.

Нормативы для школьников

Программа физических упражнений подразумевает сдачу нескольких нормативов, зависящих от возраста учащихся. При этом нужно уложиться в отведённое время. Выделяют 5 ступеней обучения по возрасту.

Первая ступень: 6–8 лет

Первая ступень рассчитана на учеников 1–2 класса. Во время сдачи норматива необходимо пройти 9 испытаний, из которых 4 обязательны. Задания делят на категории по характеристике, которую они отображают. Выделяют силовые, упражнения на скорость, гибкость и выносливость.

Упражнения для 1 ступени ГТО:

  • отжимания;
  • прыжки в длину;
  • наклоны корпуса;
  • подтягивания;
  • бег на 30 метров;
  • челночный бег;
  • кросс;
  • лыжный кросс;
  • плаванье;
  • метание мяча.

Бронзовый значок первой ступени выдаётся за выполнение 6 нормативов за отведённое время. Серебряный и золотой дают за 6 и 7.

Вторая ступень: 9–10 лет

Второй уровень программы рассчитан для детей, учащихся в 3 и 4 классе. Набор упражнений остаётся аналогичным, но уменьшаются временные рамки. Появляется дополнительное испытание на выбор. Считается, что с начальной подготовкой ученик способен пройти те же испытания быстрее.

Силовые нормативы: отжимания, прыжки в длину, подтягивания. Упражнения на скорость: забег на 30 метров, челночный бег, лыжный кросс. Гибкость определяется наклонами туловища и аналогичными заданиями. Упражнения на выносливость: километровый кросс или забег на лыжах протяжённостью 2 км. Бронзовый и серебряный значки выдаются по выполнению того же количества упражнений, за которое в первой ступени выдаётся золотой. Для последнего нужно сдать восемь.

Третья ступень: 11–12 лет

Третья ступень характеризует переход из начальной школы в среднюю. Она рассчитана для учащихся 5 и 6 класса. С этого уровня школьники должны готовиться к обороне, поэтому в программу включают стрельбу, длительные походы, метание снарядов, самозащиту. К трудовым упражнениям добавляются подъём торса, дополнительные виды кросса и бега.

Упражнения, входящие в 3 ступень ГТО, должны развить двигательный режим, значительно поднять выносливость и научить школьников базовой самообороне. Значки выдаются по тому же принципу, но общее количество тестов составляет 12.

Обязательные нормативы для мальчиков на золотой значок:

  • бег 30 метров за 5,1 или 60 за 9,5;
  • бег на 1500 метров за 6 минут 50 секунд или 2000 за 9:20;
  • семь подтягиваний на высокой перекладине, или 23 на низкой, или 28 отжиманий;
  • наклон вперёд на гимнастической скамье на +9 см от уровня.

Для девочек упражнения аналогичны, но нет высокой перекладины и отличаются значения:

  • 30 метров за 5,3 или 60 за 10,1;
  • 1500 метров за 7:14 или 2000 за 10:40;
  • 17 подтягиваний на низкой перекладине или 14 отжиманий;
  • наклон на +13 см от уровня.

Необязательные упражнения представлены на картинке.

Нормы ГТО для школьников 2019 таблица.

Четвёртая ступень: 13–15 лет

Когда подростки проходят половое созревание, к ним выставляют более высокие требования. Четвёртая ступень ГТО рассчитана на старших учеников средней школы.

В отличие от первых трёх ступеней, четвёртая значительно повышает сложность программы. Упражнения остаются те же, но нагрузка увеличивается, а отведённое время сокращается. Значительно усложняются нормативы по скорости, выносливости и силовой нагрузке. С этого момента необходимо сдавать 4 упражнения, а по выбору доступно ещё девять. Для получения серебряного и золотого значка нужно сдать на 1 тест больше: 8 и 9 соответственно.

Пятая ступень: 16–17 лет

Задачи остаются аналогичными четвёртой ступени, но увеличивается нагрузка на организм учащегося. Хотя упражнения рассчитаны на учеников старшей школы, требования к выносливости не повышаются, поскольку не каждый организм приспособлен к длительным упражнениям. То же касается тестов гибкости: с ростом организма, его гибкость теряется. Количество успешно сданных нормативов для получения значка не изменяется.

Протокол сдачи норм в ГТО

Перед сдачей ГТО заполняются заявки на участие. Они коллективны, но отдельны для мальчиков и девочек. Итоговые протоколы разделены на категории по виду испытаний. Заявление ученики заполняют самостоятельно, а сводный и итоговый протоколы - учитель, принимающий экзамен.

Первые листы представляют собой таблицу, в которой перечислены учащиеся, нормативы и их результаты. Ниже представлена сводка, указывающая на количество лиц, имеющих право получить значок.

С 2016 года у школьников начали принимать нормативы ГТО, а в 2017 году это спортивное нововведение ожидает всех граждан, начиная с самых маленьких. Велокросс, плаванье, туристические походы и многое другое станет обязательной частью школьной программы обучения детей. Такую традицию, доносящуюся до нас из далеких советских времен, планируют реабилитировать чиновники комитета по физической культуре и спорту.

Что такое нормативы ГТО

Когда-то аббревиатуру ГТО знали абсолютно все школьники, а подростки и представители старшего поколения гордо расшифровывали эти три буквы «Готов к труду и обороне». Сейчас же подрастающему поколению предстоит много узнать о нормативах ГТО. В графах школьных аттестатов и табелей скоро появятся эти три буквы, которые когда-то были основой системы физического воспитания в СССР, комплекс которой был программной и нормативной базой развития населения. Его цель заключалась в укреплении здоровья советских людей, повышении их трудовой и творческой активности. В зависимости от проявленных результатов, можно было получить специальный значок с аббревиатурой ГТО, и такое условие будет сохранено и в наше время. Но если в СССР значки выпускались 2 видов (в золоте и серебре), то в России к ним добавится еще и бронзовый. Некоторые дисциплины этого комплекса нормативов входили в школьную программу и раньше: прыжки в длину, ходьба на лыжах и бег на длинные и короткие дистанции. Ежегодно школьники всех классов сдают по этим нормативам зачеты на уроках физического воспитания.


Нормы ГТО для школьников

Многие родители помнят со времен школьной программы по физическому воспитанию виды тестовых испытаний. Мало было правильно выполнить упражнения, нужно было вложиться или в установленное время, или выполнить необходимое число повторений, или показать результат не хуже заявленного в тестах. Так и сейчас нормативы разделяются на категории, отвечающие различной степени подготовки школьника. Кроме того, в зависимости от возраста учащихся, нормы делятся на различные ступени.

1 ступень (нормативы ГТО для учащихся 6-8 лет)

Уровень физического развития и подготовки школьников начального звена (6-8 лет) соответствует 1 ступени нормативов ГТО. Сюда входят мальчики и девочки 1-2 классов. Детям предлагается девять тестовых заданий, из которых шесть обязательных и три – по выбору. На выбор предлагается многовариантные тесты.

Школьники должны пройти испытания на быстроту, силу, гибкость и выносливость.

Нормативы силовых упражнений включают в себя:

отжимание корпуса от пола в положении лежа;

прыжки в длину;

наклоны;

подтягивание на перекладине.

Нормативы на определение уровня быстроты у школьников состоят из:

бега на 30 метров;

челночного бега (3 забега по 10 метров);

кросс или бег на лыжах с фиксированным временем забега;

Передвижение.

Теперь, по сравнению с прошлым годом, на выбор предлагается еще 4 упражнения:

плаванье;

бег на лыжах;

прыжки в длину;

метание мячом.

Степень гибкости определяется выполнением упражнения наклонов вперед, а выносливость – кроссами или смешанным передвижением на 1 км, или ходьбой на лыжах. Выполнение 4, 5 и 6 нормативов школьниками дает право получения бронзового, серебряного или золотого значков ГТО соответственно.

2 ступень (нормативы ГТО для учащихся 9-10 лет)

Уровень норм ГТО физической подготовки школьников 3-4 классов (9-10 лет) соответствует 2 ступени сложности. Здесь детям также предлагается сдать 6 обязательных тестов и любые 3 на выбор из предлагаемого перечня.

Все тесты также делятся на категории физических нагрузок, включающих упражнения на силу, быстроту, выносливость и гибкость.

Перечень упражнений такой же, как для школьников 1 ступени, только времени на выполнение дается немного меньше. Считается, что получив определенный уровень подготовки в начальной школе, с возрастом школьники должны демонстрировать более высокие результаты.

Силовые упражнения для 2 ступени:

отжимание корпуса от пола в положении лежа;

прыжки в длину;

подтягивание на перекладине.

Упражнение на быстроту:

бег (на время, 30 метров);

челночный бег (3 забега по 10 метров);

кросс или бег на лыжах с фиксированным временем забега.

Степень гибкости определяется выполнением упражнения наклонов вперед, а выносливость – кроссами или смешанным передвижением на 1 км, или ходьбой на лыжах на 2 км.

Выполнение 4, 5 и 6 нормативов 2 ступени дает право получения школьниками соответственно бронзового, серебряного или золотого значков ГТО.

Нормативы по выбору остаются те же, что и для школьников 1-2 классов.

3 ступень (нормативы ГТО для учащихся 11-12 лет)

Третья ступень комплекса рассчитана на школьников 5-6 классов. Отличием этой ступени от двух предыдущих является то, что здесь внимание начинают уделять не только трудовой, но и оборонной активности школьников. Поэтому в список тестов включают метание мяча, стрельба, туристические походы, которые позволяют развивать и наращивать интенсивность двигательного режима, его продолжительность и выносливость.

Из нововведений для школьников добавляются и другие нормативы ГТО такие как:

стрельба;

туризм;

метание;

самозащита;

подъем торса;

кросс или бег на выбор.

Как подготовиться к сдаче ГТО

Конечно-же, в основном физической подготовкой к сдаче норм ГТО занимаются учителя физкультуры. Но можно и нужно позаботиться о том, чтобы ребенок мог заниматься дома или на спортивной плащадке во дворе.

Тем более, что купить и установить детский спортивный комплекс достаточно просто. К примеру, на сайте dsk-sport.ru

Это под силу сделать даже не привлекая управляющие компании. Можно просто собраться родителям одного дома и установить комплекс с турниками, лесенками, спортивными кольцами и даже качелями.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

По мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание (ассимиляция) и разрушение (диссимиляция). В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает.

Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии.

Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности.

Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. Поэтому в нормативах IV и V ступеней ГТО рекомендуется наибольшее количество тестов (11 штук).

Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьника и становлению нравственной личности.

Календарный школьный возраст делят на следующие возрастные периоды:

  • до 7 лет – первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять нормативы бронзового знака ГТО I ступени;
  • от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) – второе детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов серебряного и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и бронзового знака III ступени ГТО;
  • от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет – подростковый (средний школьный) возраст, выполнение нормативов серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;
  • от 16 до 18 лет – старший школьный возраст, выполнение нормативов V ступени ГТО.

Таблицы нормативов гто для школьников:

Для учета индивидуальности развития каждого школьника более точно возрастные группы разделяют по биологическому возрасту школьника, учитывающему его темпы ассимиляции. Биологический возраст определяется оценкой факторов акселерации (ускорения физического, полового развития) или ретардации (замедления развития). Факторы индивидуальной акселерации или ретардации учитываются введением в нормативы ГТО трех знаков – бронзового, серебряного и золотого. Это позволяет школьникам одного календарного возраста с учетом своего биологического возраста получить соответствующий знак, выполняя более или менее интенсивные тесты. Кроме того, нормативы ГТО предоставляют возможность выбора тестов или их варианта из числа рекомендуемых.

Развитие цивилизации влияет на изменение среднего биологического возраста всех школьников определенного региона. Например, в Москве в настоящее время по сравнению с 1925 годом рост школьников среднего и старшего школьного возраста увеличился на 11,5 см, масса тела на 11 кг. В Санкт-Петербурге первая менструация у школьниц среднего подросткового возраста в 1930 году отмечалась в возрасте на 2 месяца более 14 лет, в настоящее время – на месяц раннее 13 лет. Таким образом, в этих регионах за рассматриваемый период биологический возраст школьников старшего и среднего школьного возраста опередил календарный возраст вследствие проявления факторов акселерации. Учет изменений биологического возраста в долгосрочной перспективе производится с помощью периодических изменений нормативов ГТО. Например, в 2014 г. в РФ разработаны нормативы ГТО, которые учли изменения биологического возраста и внешних условий по сравнению с 1972 годом, когда последний раз были откорректированы нормативы ГТО в СССР.

Процесс ассимиляции организма школьника в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, зависящие от степени взаимодействия с окружающей средой. Эффективность этого взаимодействия зависит от развития высшей нервной системы.

В период второго детства высшая нервная система совершенствуется по сравнению с периодом первого детства, нервные процессы усиливаются, приобретают большую подвижность и способность внутреннего торможения, в результате чего неуравновешенность взаимодействия с окружающей средой в период первого детства начинает угасать в период второго детства, появляется условный тормоз. Во втором возрастном этапе этого периода условные рефлексы становятся устойчивыми, но на раздражители школьник реагирует остро, т.к. степень внутреннего торможения еще недостаточна. Если школьник испытывает чрезмерное внешнее воздействие, внутреннее торможение может стать запредельным. Эти особенности необходимо учитывать тренерам и преподавателям физкультуры в период подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО.

В период второго детства развиваются функции речи, мышления, появляется способность мысленно оценивать свои поступки и словами выражать свои движения. Физические упражнения способствуют взаимодействию речи и мышления с двигательными функциями. Это достигается различными видами двигательной активности, рекомендуемыми к двигательному режиму.

В подростковом возрасте сначала у девочек, затем у мальчиков в 3 фазы (препубертатная, пубертатная и постпубертатная) происходят процессы полового созревания. Постпубертатная фаза оканчивается в старшем школьном возрасте. Половое созревание усиливает процессы возбуждения, неадекватного раздражения, ослабляет внутреннее торможение, психическую устойчивость и контроль эмоциональности поведения. Эти изменения сказываются на двигательных действиях – сокращении без нужды в этом мышц, увеличении количества неконтролируемых движений. В этом возрасте тренер или преподаватель физкультуры должен быть особенно внимательным к школьникам, по возможности должен воздерживаться от замечаний, в особенности, в резкой форме.

В начале старшего школьного возраста оканчивается 3 фаза полового созревания, после чего высшая нервная система совершенствуется, усиливаются функции внутреннего торможения, адекватной реакции на словесные раздражители, анализа внешних воздействий, уравновешенности поведения.

У школьников расход энергии суммируется на двигательную активность и на процессы роста. Поэтому в период первого детства, отличающимся более интенсивным процессом роста, школьнику необходимо употреблять большее количество качественных белков, в последующие периоды потребность в белке на 1 кг массы тела уменьшается. Для выполнения нормативов ГТО школьник каждого возраста должен употреблять нормативное количество белков, жиров и углеводов, т.к. недостаток белков, избыток жиров при недостаточной двигательной активности замедляют физическое развитие, а недостаток углеводов снижает уровень сахара в крови и сокращает количество необходимой энергии. Физические упражнения для школьников должны быть эмоциональными, разнообразными, игровыми, а не монотонными, ухудшающими обмен веществ. К сожалению, рекомендованные виды испытаний во всех ступенях ГТО из отвечающих этой необходимости тестов включают только туристические походы, приравнивая виды испытаний для школьников к аналогичным тестам для взрослых.

Нормативы ГТО учитывают, что с повышением возраста школьника затраты энергии на одинаковую мышечную нагрузку при выполнении одинаковых упражнений снижаются, экономичность мышечной деятельности повышается. Чем больше период выполнения физических упражнений, тем меньше становится их эффективность, поэтому интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста школьника увеличивать. Например, норматив прыжка в длину с места золотого знака для мальчиков с I до V ступени ГТО соответственно составляют 140, 160, 175, 200 и 230 см.

С увеличением возраста школьника увеличивается масса его сердца, а частота сокращений сердца (ЧСС) при выполнении одинаковой работы уменьшается. Поэтому школьники старших возрастов могут выполнить физические упражнения большей интенсивности, продолжительности и большее число раз. Поэтому в нормативах ГТО предусмотрено с I до IV ступени ГТО возрастание интенсивности каждого теста и продолжительности минимального двигательного режима соответственно 10, 12, 13 и 14 часов в неделю.

Несколько сложнее учитывать особенности изменения артериального давления у школьников. С увеличением возраста увеличивается диаметр кровеносных сосудов и образуются новые сосуды, что улучшает кровоснабжение тканей. У школьников, активно занимающихся спортом и физическими упражнениями, образование новых сосудов происходит более интенсивно. По общему правилу с увеличением возраста артериальное давление увеличивается, но из этого правила выпадают периоды временного повышения давления, после которых оно снижается. Например, период полового созревания отличается юношеской гипертонией, после окончания постпубертатной фазы АД снижается. Рекомендуемые физические нагрузки для каждого возраста должны учитывать эти особенности изменения АД. По-видимому, именно это отклонение привело к необходимости возрастающую продолжительность минимального двигательного режима с I до IV ступени ГТО сменить ее уменьшением на 1 час в неделю в V ступени ГТО.

С увеличением возраста школьника увеличивается объем легких, укорачивается вдох и удлиняется выдох, но дети не приспособлены задерживать дыхание и адаптироваться к недостатку кислорода. Интенсивная тренировка помогает без значительного усиления дыхания выполнять физические упражнения.

Анализ разработанных в 2014 г. в РФ нормативов ГТО показывает, что эти нормативы хорошо сочетаются с физиологическими особенностями школьников всех возрастных периодов.



mob_info