Дыхание по системе тумо. Йога Туммо — идеальная практика для наших широт. Удивительная история Герберта Бенсона

Практику Туммо – йоги мистического внутреннего огня - относят к одной из самых загадочных йогических практик, распространенных в Тибете. Смысл её на предварительном этапе заключается в пробуждении внутреннего тепла, в результате чего йогин перестаёт быть чувствителен к холоду, и носит из одежды только хлопчатобумажную накидку "репа", что в условиях снежных гималайских зим является определенным вызовом природе.

Часть имени знаменитого тибетского буддийского сподвижника Миларепы указывает на то, что он был реализованным практиком Туммо, и носил из одежды только хлопковую накидку. Такие накидки являются отличительным признаком практика йоги внутреннего тепла, и носить их непосвященным не полагается.
Чтобы получить право носить такую накидку, йогины выполняют специальный ритрит-затвор, который может длиться 49 или 100 дней в традиции Бон (до буддийская религия Тибета), где практикуют минимум по 4 сессии в сутки, по окончании затвора обязательно сдают своеобразный выпускной экзамен - на сильном морозе сушат своим телом мокрые простыни. А на заключительном этапе практики трансформации восприятия должен видеть недвойственную реальность, как союз Блаженства и Пустоты. В отличие от многих древних практик, от которых в наше время остались лишь легенды и мифы - приводящих к якобы способности летать, или ходить сквозь стены, практики Туммо существуют и достаточно распространены до сих пор. Они передаются из поколение в поколение, от Мастера к Мастеру, в различных школах и линиях передачи, но наиболее известными являются "Шесть Йог Наропы", восходящие к величайшему индийскому йогину-махасиддхе Наропе.
Помимо этого, есть ещё менее распространенный цикл практик йогини Нигумы, которая по разным источникам, была либо сестрой, либо супругой Наропы. Этот цикл отличается необыкновенной простотой, и при том большой эффективностью.
До буддийская религиозная традиция Тибета Бон также использует практики Туммо. Более того, в последние годы появилась возможность практиковать эти техники даже в России, не выезжая в Гималаи. Есть примеры успешного завершения ритритов русскими мужчинами и женщинами, в том числе и по Туммо. Про некоторые из этих Традиций и линий передачи мы расскажем вам подробнее

дальше. Надо сразу же сказать, что практика Туммо является не оздоровительной физкультурой, а глубокой и сакральной духовной практикой, хотя у неё при корректном выполнении есть сильнейший лечебный эффект - внутренний огонь буквально "выжигает" все болезни в теле, включая хронические, но при этом практически все тибетские йогические практики являются также очень опасными для неподготовленного человека, и должны выполняться только с разрешения квалифицированного Учителя, самого реализовавшего ранее эти техники. По счастью, теперь даже у европейцев есть такая возможность.

Практика Туммо не для всех

Следует отметить, что практики Туммо до сих пор не передаются непосвященным, и для доступа к ним необходимо разделять философию и воззрение Дхармы, принять Прибежище у своего ламы и получить соответствующие Посвящения, для каждой школы и линии передачи - свои. У учеников существуют также определенные обязательства, с которыми их знакомит Учитель. Совершенно невозможно получить эти тайные практики, не следуя общему правилу. Они надежно защищены от недобросовестного использования благословением Линии Передачи и Просветленных.

Современные ученые

Иногда в интернете и попадаются статьи и видеофильмы о якобы раскрывших самостоятельно тайны Туммо современных учёных. Не вдаваясь в подробности, можно только заметить, что многие их взгляды на механизм Туммо ошибочны, и не имеют никакого отношения к настоящей йоге. Даже если им удаётся разогреть тело на морозе, и не мерзнуть - они неправильно понимают сам механизм Туммо, и при попытке следовать их смелым экспериментам человек сильно рискует. А желания использовать эффекты практики для согревания в экстремально холодных условиях землемеров, нефтяников и геологов обнуляют и заземляют истинное предназначение йоги мистического огня - Туммо.



Предварительные практики

В традиционных системах, прежде чем приступить к таким серьезным и опасным практикам с энергиями, как Туммо, ученик вначале выполняет подготовительные практики - нёндро, в которые, в частности, выходят как 100 тысяч простираний, так и другие 100-тысячные практики, в каждой линии - свои. А также должна быть достигнута четкая уверенность в том, что живя обычной жизнью, счастья не обретешь, вера в закон кармы, понимание ценности рождения человеком для практики Дхармы и ясное ощущение непостоянства феноменов.

Такое количество простираний и молитв успокаивают ум практикующего и укрепляют его тело, после чего, например, в традиции Бон ученик обязательно проходит ритрит по одной из Шести Йог - Пхове - переносу сознания, в конце которого в макушку головы вставляется соломинка (трава кушу), как знак корректно выполненной практики.
В результате Пховы у практикующего устанавливается центральный канал, и он обретает возможность воспользоваться во время смерти (то есть непосредственно нужно практиковать) техникой переноса своего сознания по центральному каналу и переходу его в Высшие Миры, после чего, согласно воззрениям тибетских йогов, может не бояться перерождения в Низших Мирах. А при удачном стечении обстоятельств достичь Полной Реализации.

Магические вращения - трулкоры

Далее тело практикующего укрепляется и очищается постоянными тренировками специальной тибетской йоги - трулкхор . Например, в Бон это 80 отдельных упражнений, каждое из которых очень динамично выполняется на задержке дыхания.

В каждой Традиции существуют свои магические вращения - трулкхоры, они относятся к одним из самых тайных, и только недавно их стали давать более-менее открыто, но всё равно, в их выполнении существует несколько уровней практики, помимо внешнего уровня, есть ещё контроль дыхания и визуализации, поэтому изучать их лучше всего с Учителем, а не по книгам и видеокурсам - в них многое упущено. Книги и видеофильмы могут дать только начальное представление, и пробудить у практика интерес заняться тибетской йогой - всерьез и надолго. В результате таких упражнений йогин должен быть способен выполнить их все 80 подряд, не отдыхая в промежутке между упражнениями. Вдох - задержка на вдохе - упражнение, которое может длиться 1,5 - 3 минуты каждое - затем выдох, снова вдох-задержка на вдохе - и сразу же следующее упражнение. В цикл упражнений входят как достаточно легкие, которые под силу выполнить каждому, так и достаточно сложные, например, знаменитый "ваджрный бэп", или прыжок, когда йогин в прыжке складывает ноги в позу лотоса, и приземляется на землю уже в этой "ваджрной"позе.
Эти упражнения призваны "выпрямить" все энергетические каналы тонкого тела практика, убрать из тела все блоки и болезни. Успешно выполнившие этот цикл йогины, по их же собственным отзывам, практически перестают болеть. После этого идёт обучение задержкам дыхания, так называемой "кумбхаке" - когда йогин учится задерживать дыхание на длительное время, повторяя эти упражнения много раз подряд, обычно кратно священному йогическому числу "108" - это может быть 54 задержки подряд, или даже полный круг буддистских чёток - все 108. И только после успешного освоения всех этих непростых практик Ученик считается готовым к настоящему ритриту по Туммо.

Ритрит по Туммо

Для выполнения ритрита по йоге внутреннего огня - Туммо - выбирается холодное время года, лучше всего - снежная зима. В день выпускного экзамена, как рассказывали реализованные практики, они в Гималаях выполняли специальные разогревающие упражнения, после чего поднимались на крышу монастыря, где их уже ждали экзаменаторы с помощниками. Задача помощника - намочить и отжать простыню в бочке с водой, и затем накинуть её на испытуемого. Практик Туммо "на зачёт" должен был высушить своим телом не менее 4х мокрых простыней. По словам участников подобных испытаний, в среднем высушивалось от 4 до 8 простыней, прежде чем они начинали остывать. Но холода испытуемые не чувствовали - напротив, им было скорее приятно, простыни охлаждали разгоряченные тела. А замерзать они начинали, только когда испытания заканчивались, и участники спускались в теплое помещение - только тогда они начинали чувствовать, что вокруг не жарко))) У помощников же скрючивало пальцы от ледяной воды в бочках для намачивания простыней - за ночь эта вода на улице покрывалась от холода льдом. Таким образом, овладение практиками Туммо не является чем-то невозможным, хотя и относится к достаточно сложным и серьезным практикам, которые по силу только молодым, целеустремленным и достаточно спортивным людям. Впрочем, для пожилых людей существуют свои, упрощённые и более доступные практики - говорится же, что "успеха в йоге может достичь как старый, так и очень старый человек", и "старый" здесь - это возраст 60 лет, а ""очень старый" - 90. Бывали и такие истории, что йогины достигали успеха в Туммо просто силой благословения своих учителей, не выполняя никаких физических упражнений - особенно такие истории относятся ко времени начала оккупации Тибета Китаем, когда множество лам оказалось в застенках тюрем, и некоторые из них ухитрялись передавать свои знания ученикам даже оттуда. Так что нет ничего невозможного.

Практики перехода на праническое питание

Более того, у практик Туммо существует и продолжение - это практики перехода на праническое питание. Хотя это звучит ещё более неправдоподобно, такие техники также существуют и используются, но, в основном, они предназначены для йогинов (налджорпа), которые отреклись от всего мирского (включая и жизнь в монастыре), и уходят далеко в горы для завершения своих практик, никогда больше не планируя возвращаться в социум. Для обычных людей, ведущих активный городской образ жизни, эти техники малоприменимы, увы, в том числе и из-за плохой экологии. Так что нам с вами остаётся только мечтать о таких способностях))) К тому же, эти практики ещё более сложны и опасны, самостоятельно и в городских условиях достичь в них успеха практически нереально. Ну, не будем о грустном - теперь о приятном и всё же доступном для нас всех, городских европейцев.

Йога туммо (санскр. Чандали-Йога, тиб. Туммо) — йога внутреннего огня, одна из «Шести йог Наропы» (ок. X в. н.э) – древнего тантрического учения, переданного Махасиддхой Тилопой своему ученику Наропе. От Наропы практике туммо научился его ученик Марпа, а позже она перешла и к Миларепе, с учениями которого распространилась практически во всех школах тибетского буддизма.

Миларепа — один из самых известных практиков туммо в истории тибетского буддизма, а также тот, кто достиг Просветления в течение одной жизни благодаря медитации.

Текстовая версия:

Намасте, и вас приветствует Илья Кюри. Практика сидха – йоги. Сегодня мы выполняем практику наули крийя, то есть наули для разжигания внутреннего огня. Практически это практика туммо. Выполняется она вот так. Глубокий вдох, выдох. Именно так выполняется практика туммо. То есть мы разжигаем внутренний огонь. И в Тибете, и в Индии есть экзамен для молодых монахов и вообще садху. Их уровень практики кундалини йоги проверяется именно так, что всю ночь в горах, в снегу они должны просидеть и растопить жаром своего тела около трех-пяти мокрых простыней за ночь. Вокруг них тает снег благодаря их огню кундалини. Но так как мы начинающие практики, мы только растираемся снегом, занимаемся йогой, медитируем и вообще пропагандируем здоровый образ жизни. С вами был Илья Кюри. Практика сидха йоги. Добро пожаловать в мир садху. Намасте.

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, - с ледует взять их под контроль.

Тилопа «Устные наставления по Шести йогам»

В наше время всё воспринимается с точки зрения материализма: йога – это фитнес, асаны – путь к здоровью, медитация – способ расслабления, а понятия «духовность» и «духовные практики» — лишь побочное условие в развитии тела и психической устойчивости организма. В поиске материала по «йоге туммо», я в очередной раз столкнулась с довлеющей массой информации, которая отражает лишь физические, материально выгодные стороны изучаемого вопроса. Древняя тибетская практика йоги туммо сейчас представлена лишь как нетрадиционный, но очень эффективный способ согреться на морозе, снизить уровень холестерина в крови и повысить холодоустойчивость организма. Доклады, выступления, конференции, дорогостоящие экспедиции, уйма последователей – всё лишь ради того, чтобы снова и снова разобрать в нюансах физиологическую сторону йоги ради максимально результативной работы с телом. И ни слова в этих многочасовых лекциях, семинарах, видеоматериалах о духовной стороне вопроса. Но ведь в прошлом йогины годами практиковали туммо и передавали тонкости из уст в уста явно не ради возможности обнаженными сидеть на снегу в лютый мороз, закаляться и на пересчёт сушить простыни. А потому стоит разобраться, что же есть йога туммо, где её истоки и какое место она занимает в йогической практике.

В одной из песен Миларепа говорил о туммо:

Уравновесь колебания красного и белого

В пупочном центре,

И ум озарится постижением,

переживая

Тепло как блаженство…

К чему мне благородный шёлк

И тонкая, мягкая шерсть?

Наилучшая одежда - Согревающий огонь блаженства туммо…

Физический аспект туммо

На физическом уровне практикующие йогу туммо в результате работы с внутренними энергиями способны излучать тепло и быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Используется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно – «белая юбка») за то, что они даже в лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые ткани и обходятся без тёплой одежды.

Тилопа в «Устных наставления по Шести йогам» так описывал практику йоги внутреннего огня.:

Тело йогина - собрание больших и малых,

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, -

Следует взять под контроль.

Метод начинается с физических упражнений.

Жизненные энергии-ветры втягиваются,

Заполняют, удерживаются и растворяются.

В теле два боковых канала: лапана и расана,

Центральный канал авадхути и четыре чакры.

Языки пламени вспыхивают от огня чандали в пупе.

Поток нектара стекает вниз из слога ХАМ в темени,

Порождая четыре восторга.

Четыре результата подобны четырём причинам,

А шесть упражнений усиливают их».

А так описывала самих практикующих йогинов писательница и исследовательница Тибета Александра Давид-Неэль:

«Кандидат «Респа» должен тренироваться каждый день до рассвета и заканчивать относящиеся непосредственно к «тумо» упражнения до восхода солнца. Как бы ни было холодно, он абсолютно наг, или же имеет на себе один единственный покров из очень легкой бумажной материи. Разрешаются две позы - либо обычная поза медитации со скрещенными ногами, либо сидячая поза на западный лад, при этом руки лежат на коленях. В качестве вступления служат несколько дыхательных упражнений. Одна из преследуемых ими целей - обеспечить свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей, все, что существует в мире благородного и высокого. Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание и покой, затем вообразить в своем теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий слог «рам». Над ним находится слог «ма». Из этого последнего слога появляется богиня Дорджи Налджорма. Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога «ма», нужно отождествиться с ней. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Каждый вдох дает ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причём продолжительность её постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающимся по вене «ума», проходящей вертикально в центре тела. Все упражнение состоит из десяти этапов, следующих один за другим без перерыва».

Технически практика йоги туммо представляет собой комплекс из активных физических и дыхательных упражнений, концентрации, визуализации мантрических слогов и созерцания тела. Переживание состояния внутреннего огня связано с сублимацией праны в пупочном центре в ходе её поднятия из нижних чакр и опускания из верхних чакр по центральному энергетическому каналу, называемому в йоге «сушумна». Через втягивание и растворение тонких физических энергий - ветров в центральном канале зажигается «внутренний жар». Практика внутреннего огня используется для перехода к дальнейшим практикам «Шести йог» - созерцанию иллюзорного тела и йоги ясного света.

Физиологический аспект туммо

Состояние «внутреннего огня» во время практики йоги туммо сопровождается локальным повышением температуры в верхней части тела. Именно этот физиологический эффект сейчас так колоритно демонстрируется и пропагандируется как йога туммо. Практикующие за счёт увеличения температуры сушат на теле мокрые простыни во время минусовых температур во внешней среде.

В 1981 году впервые были проведены научные исследования феномена «туммо». Руководил проектом профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон. Он обследовал трёх тибетских монахов, живущих в предгорьях Гималаев и практикующих туммо. У йогинов измеряли температуру кожи в разных местах тела и ректальную температуру во время практики. По итогу эксперимента было резюмировано, что «монахи обладают способностью повышать температуру пальцев рук и ног более чем на 8,3 0 С».

Многочисленные современные исследования эффекта туммо ссылаются на термоморегуляцию теплокровного человеческого организма за счёт нагревания крови в лёгких посредством специфических дыхательных упражнений во время выполнения практики и отведения разогретой крови на периферию тела.

Однако нужно обратить внимание, что после 1981 года научные эксперименты непосредственно с тибетскими монахами, передающими именно буддийскую традицию Шести йог, не проводились, и официального заключения по феномену туммо на сегодняшний день нет.

Духовный аспект туммо

На духовном уровне йога туммо является подготовительным этапом для дальнейшей тантрической практики «Шести йог», результатом которой является состояние, в буддизме называемое Пробуждением или Просветлением. Конечная цель практики «Шести йог Наропы» — развитие контроля за энергетическими потоками в теле и сохранение в момент смерти ясности сознания йогина при переходе души в промежуточное состояние Бардо.

«Шесть йог можно практиковать с тремя целями: для достижения Пробуждения в этой жизни, для достижения Пробуждения в бардо, и для освобождения в одной из следующих жизней. Независимо от того, какой путь вы изберёте, начинать надо прямо сейчас. Практик с высшими способностями реализует в этой жизни, со средними - освободится в бардо, остальные - через несколько перерождений ».

Чтобы понять место туммо в традиции Шести йог, необходимо рассмотреть, какие этапы для реализации природы ума она включает:

1. Йога внутреннего огня

2. Йога иллюзорного тела — медитация, во время которой практик учится все объекты внешнего мира воспринимать лишь как проявления ума, находящегося в заблуждении. Предназначена для обретения Самбхогакайи — состояния Будды на благо всех живых существ.

3. Йога ясного света – практика очищения от сансарических привязанностей и двойственного восприятия. Предназначена для достижения Дхармакайи – состояния Истины, абсолютной реальности, пустоты, и Рупакайи – состояние всецело просветленного Будды.

4. Йога бардо и йога сновидений – практика достижения Пробуждения в промежуточном состоянии бардо между сном и явью, и бардо между смертью и новым рождением.

5. Йога переноса ума (или пхова) – медитация осознанного умирания в сознании, которая применяется в момент смерти. Предназначено для перенесения сознания в Чистую Землю Будды или в более высокие сферы для более благоприятного воплощения.

6. Йога переселения сознания в другое тело – практика переселения души в новое тело в том случае, если йогин не сумел завершить все практики, ведущие к Пробуждению, а смерть уже близка.

Путь Шести йог направлен на быстрое достижение Пробуждения, чтобы в нынешнем воплощении суметь перенести часть будущего Просветления в сегодняшнее непросветлённое состояние и, таким образом, вызвать полное внутреннее преображение личности. Идея состоит в том, что Пробуждение никогда не бывает вдали от человека, а абсолютная и относительная реальность у него всегда под рукой. Практики Шести йог направлены на переживание тех состояний, которые будут происходить с человеческим сознанием во время умирания и которые наяву возможно намеренно вызывать посредством йоги внутреннего огня и последующих техник обретения иллюзорного тела и достижения состояния ясного света сознания.

Из перечисленных Шести йог главными для достижения Пробуждения в этой жизни являются йога иллюзорного тела и йога ясного света. Но отправной точкой является именно йога внутреннего огня, потому что посредством её постижения йогин обретает контроль над грубыми и тонкими энергиями тела. Во время практики йоги туммо энергии угасают, вызывая появление внутренних и внешних знаков, сопровождаемых соответствующими видениями вплоть до возникновения ума ясного света - совсем как во время умирания.

С точки зрения духовного развития, йога внутреннего огня – не самоцель, не красочная демонстрация повышения температуры организма на морозе, не практика эффективной работы с материальной оболочкой, а лишь первоначальный этап длительного тантрического пути к внутреннему Пробуждению. Йога туммо — это тот двигатель, который заставляет все оставшиеся йоги вращать шестеренки понимания и осознавания природы реальности. Постепенно овладевая грубыми и тонкими энергиями тела, йогин со временем учится проживать стадии умирания, принимать смертность собственного тела, осознавать пустотность и иллюзорность окружающего его мира. Именно поэтому практики Шести йог традиционно передавали из уст в уста, от учителя к ученику. Только под присмотром и чёткими наставлениями гуру ученик был способен адекватно пережить этот опыт преобразования внутреннего мира.

Очень важным моментом в овладении как практики туммо, так и остальных пяти йог было предварительное освоение учеником основ Учения Махаяны: практикующему необходимо было вначале прочно утвердиться в буддизме, созерцать непостоянство, обдумывать драгоценность человеческого рождения, постигать кармический закон, созерцать любовь и сострадание, полностью созреть для выполнения обетов бодхисаттвы, и лишь затем получать или задействовать тантрические посвящения.

В современной йоге практика туммо стоит особняком. Она является специфическим тантрическим течением, и наверное, должна таковым остаться. Можно пытаться объяснять её с физиологической точки зрения, можно пытаться осваивать на уровне тела, проводить эксперименты и исследования, демонстрировать достижения, но получить передачу духовной составляющей от Учителя могут только души, по карме воплотившиеся для такой специфической практики. Во время описания практики Шести йог лейтмотивом прослеживается, что возможность управлять энергиями необходима йогину не ради собственного освобождения, а ради достижения состояния Будды во благо всем живым существам. А на это способны лишь избранные…

Всем практикам, стремящихся постичь Шесть йог Наропы, тибетский Учитель Цонкапа в своем трактате дал драгоценный совет-предупреждение словами йогина Миларепы:

Если не созерцаешь природу закона кармы, который состоит в том,

Что проступки и благодеяния приводят к сходным с ними результатам,

Власть незаметно созревающей неумолимой кармы

Может увлечь в перерождения, полные невыносимого страдания.

Развивай же осознание действия и его последствий.

Если не научишься замечать ошибки потакания чувственному восприятию

И с корнем не вырвешь из самого сердца цепляние за чувственные объекты,

Никогда не разобьёшь оковы сансарной тюрьмы.

Развивай же в себе ум, который воспринимает всё как иллюзию,

И применяй противоядие к источнику страдания.

Если не способен отплатить добром всем обитателям шести миров,

Каждый из которых успел хоть раз побывать твоим родителем,

Застрянешь в узкой колее от Малой колесницы - хинаяны.

Поэтому развивай всеобъемлющую бодхичитту -

Великое сострадание и материнскую заботу ко всем и каждому .

Давайте практиковать на Благо всех живущих! Ом!

Опубликовано в книге ПСИХОТЕХНИКИ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Сб. материалов Третьей международной конференции ( 19 - 21 марта 2015 г., Санкт-Петербург )/ Отв. редактор и составитель С.В.Пахомов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - с. 124-135.

ТУММО: физиологическая технология холодоустойчивости

Минвалеев Р.С., Тимофеев В.И., *Танака А.
Санкт-Петербургский государственный университет
* Университет Койасан (Япония)

Тибетская йога Туммо, базовая практика шести йог Наропы, с одной стороны относится к одной из самых закрытых психотехник тибетского буддизма, а с другой стороны является своеобразной «визитной карточкой» тибетского тантризма. Способность адептов туммо длительное время противостоять холоду без признаков холодового стресса всегда привлекала внимание сторонних наблюдателей [Давид--Неэль, Элиаде]). Известная картина Н.К.Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный йог, сидящий в позе лотоса среди заснеженных горных вершин, похоже, также была зарисована с натуры.

Объективные исследования

Возникает закономерный вопрос о механизмах такого рода повышения холодоустойчивости. В рамках традиции тибетского буддизма повышение холодоустойчивости при выполнении практики туммо преподносится с одной стороны как побочный эффект тантрических практик, а с другой стороны широко используется как критерий успешной реализации [Тубтен Еше 2010, Музруков 2010].

При этом заявленная в литературе холодоустойчивость тибетских практиков туммо в объективных исследованиях на сегодняшний день не получила подтверждения. Так в 1981 году ассоцированный профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон с коллегами получает возможность изучить трех буддийских монахов непосредственно в местах их постоянного проживания (Северная Индия, Дхарамсала) в феврале 1981 года . Для этого времени года это достаточно суровые условия, но, судя по опубликованным в журнале Nature результатам, монахи отказались подвергать себя собственно холодовым испытаниям. А именно, температура помещения, где проводились исследования, на всем протяжении экспериментов не понижалась ниже стандартного комфортного диапазона (от 16 до 20 ⁰С), что следует из всех трех температурных графиков, представленных в работе (наиболее наглядно на рис. 1)



Рис. 1. Изменения кожной и окружающей температуры, а также сердечного ритма у испытуемого J. T. (по )

Собственно, по кусочно-линейной графической интерпретации температурных отведений от пальцев рук и ног испытуемого монаха J. T. (потратившего по устному заявлению около 6 лет на изучение практики туммо) можно заключить, что Бенсон Г. с коллегами зафиксировали известные результаты отогревания периферии у испытуемых, пришедших с мороза в теплую комнату (см. рис. 2).


Рис. 2. Изотермы обнаженного человека в условиях холода (а) и жары (б) [Бартон и Эдхолм 1957]

Второе опубликованное исследование было выполнено Марией Кожевниковой с коллегами в отдаленном женском монастыре района Амдо Тибетского нагорья. Однако по описанию условий эксперимента М.Кожевникову с коллегами так и не допустили в комнату, где проводились испытания, что в целом обесценивает опубликованные результаты об однократном повышении температуры тела у одной из испытуемых до 38⁰ С [Кожевникова 2013].

Реконструкция

Наши собственные исследования позволили реконструировать технологию туммо и провести испытания метода в различных условиях (воздушное охлаждение, водопады, холодная вода) [Минвалеев 2008-2014].

Мы исходили из того, что все тела (живые или неживые, достигшие тантрической реализации или просто обнаженные на морозе) должны подчиняться известным законам физики теплопередачи, а если речь идет о живых телах, то еще и известным законам физиологии терморегуляции [Минвалеев 2008a ,б]. Тантрические тексты весьма далеки от современной естественнонаучной парадигмы (праны, чакры, боддхичиты, переносы сознания, преобразования тела в радужный свет и проч.). Поэтому мы оставляем за пределами обсуждения религиозно-философские концепты, и далее рассматриваем только то, что может быть выполнено и проверено инструментальными средствами (включая самонаблюдение) - в данном случае, это будет тепло/жар в разных ипостасях. И вытекающая отсюда повышенная устойчивость к охлаждению (поддержанию относительного постоянства температуры тела), которая и была предусмотрена как известная проверка компетентности в туммо (высушивание мокрых простыней обнаженным телом на морозе).

Именно такой подход позволил в свое время известному исследователю йоговских практик Мирче Элиаде объединить различные способы инициации «внутреннего жара» (шаманский жар, ведический тапас, йоговская кундалини и тибетское туммо) в закономерной эволюции последовательного заимствования: «…Тум-мо является його-тантрическим упражнением, хорошо известным аскетической традиции Индии. Мы уже упоминали сильный жар, возникающий при пробуждении кундалини. Тексты сообщают, что психическое тепло образуется посредством задержки дыхания и преобразования сексуальной энергии…» [Элиаде, с.317]. Следует отметить, что этот вывод Мирчи Элиаде основан не только на сравнительных аналогиях, но и на личном опыте освоения ряда йогических практик, включая пранаямы, в ашрамах Ришикеша в Северной Индии.

К аналогичному выводу пришел и Глеб Николаевич Музруков, опубликовавший подробные наставления по практике туммо после обучения в одном из тибетских монастырей Тибетского района Амдо [Музруков 2010]. По нашему мнению, именно личный опыт Г.Н. Музрукова дал основание обозначить практику подъема кундалини «как прародительницу туммо» [Музруков 2010, c .24], что позволило и нам использовать известные йоговские технологии для воспроизводства техники туммо вне тантрических религиозных представлений.

Гипоксический стимул внутрилегочного термогенеза по [Тринчер 1960] оказался вполне адекватным объяснением разогревающего (тапас) эффекта задержек дыхания (пранаяма) и пропульсивных движений передней стенки живота (агнисара/наули), которые и нашли свое место среди "восемнадцати колес туммо", порождающих жар [Марпа].


Рис. 3. Схема визуализируемых каналов при выполнении подъема кундалини

В практике так называемого «подъема кундалини» (рис. 3) применялась последовательная тройная бандха (мула-уддияна-джаландхара) в разных вариантах. Иногда все бандхи выполнялись вместе, иногда каждая бандха в отдельности в сочетании с асанами и/или пранаямой (маха-бандха, бхуджангасана, маха-мудра, маха-ветха). Все эти технические приемы подробно изложены в авторитетной литературе [Упанишады, Путь Шивы 1994], по которой мы ее и воспроизвели, опираясь на опубликованную методику Г.Н. Музрукова [Музруков 2010], ряд опубликованных текстов по практике туммо [Цонкапа, Муллин 1998, Тубтен Еше 2010], а также на сборник [Марпа] в неопубликованном переводе Алексея Васильева.

Методика экстренного повышения теплопродукции на основе адаптированной практики йоги внутреннего тепла «туммо»

Условия применения :

Уединенное место для минимизации отвлечения внимания. Желателен внешний холод для обеспечения обратной связи эффективного освоения практики и для отвода избыточного тепла (защита от перегрева), например:

1) сидя на морозе при отрицательных температурах (парк, балкон);
2) сидя в холодной воде, оставив голову над водой (можно и в ванной со льдом);
3) сидя под водопадом, не подставляя голову под падающую воду.

Последовательность действий и визуализаций, цель которых обеспечение правильных мышечных напряжений (идеомоторика):

Подготовительные упражнения (можно выполнять в одежде для предварительного разогрева):

  1. Принимаем асану в смысле Патанджали [Путь Шивы 1994] (удобный и устойчивый сед - лотос, полулотос, по-турецки, при необходимости подкладываем что-нибудь мягкое под седалище для обеспечения поясничного лордоза и для минимизации отвлечений)
  2. Выполняем упражнения трункор (потягивание льва, натягивание лука (рис. 4), скручивание, вытягивание вверх, самомассаж от туловища к конечностям и прочий тибетский фитнес, например, по Г.Н. Музрукову [Музруков 2010])
  3. Выпрямление спины, упираясь тыльной стороны ладоней в бедра с одновременным сведением лопаток.
  4. Высмаркивание последовательно через каждую ноздрю, зажав другую.
  5. Агнисара (наули)
  6. Дыхание вазы: медленные и спокойные вдохи и выдохи с отслеживанием потоковых ощущений в ноздрях (наблюдение прохлады на вдохе, тепло на выдохе), с акцентом на брюшном дыхании (на вдохе выпячиваем низ живота, на выдохе втягиваем). Выполняется до появления успокоения, общей мышечной релаксации и способности устойчиво удерживать внимание.

Рис. 4. Предварительные упражнения трункор в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Тимофеев В.И.

Основная практика

  1. Обязательное высмаркивание последовательно через каждую ноздрю (см. предварительные упражнения) для очищения дыхательных путей.
  2. Принимаем асану. Мысленно представляем (визуализируем) внутри тела прямую трубку (сушумна/авадхута) - идеомоторный прием для поддержания прямой спины (сидеть как будто «аршин проглотил»). Сверху трубка открыта через макушку.
  3. Выдыхаем воздух и, втягивая живот, выполняем агнисару (наули) до ощущения тепла в области груди или спины, напротив грудины (запуск экстренной теплопродукции).
  4. Складываем руки в виде чаши, положив пальцы правые ладони на левые, на четыре пальца ниже пупка, соединив подушки больших пальцев над сложенными ладонями. Прижимаем соединенные большие пальцы к области под пупком (идеомоторное указание на область разжигания внутреннего тепла - см. ниже)
  5. Выдыхаем тремя медленными и спокойными выдохами, каждый из которых длиннее предыдущего, до удаления альвеолярного воздуха, потом вдыхаем в три приема, так чтобы каждый последующий вдох был длиннее предыдущего.
  6. Вдыхаем медленно и глубоко, сохраняя спину прямой, соединив лопатки, и, удерживаем джаландхара-бандху так, чтобы видеть место соединения больших пальцев рук.
  7. Мысленно представляем два потока воздуха через правую и левую ноздри отдельно и направляем визуализированный воздух («ветер») справа и слева от уже визуализированной трубки вниз (до уровня примерно на четыре пальца ниже пупка, где сложены ладони в чашу - идеомоторное препятствие для выпадения «ветра» вниз).
  8. Усиливаем преграду для предотвращения выпадения «ветра» (визуализированного потока воздуха) вниз, выполнив легкую мула-бандху (степень напряжения достаточная для привычного предотвращения отведения скопившихся газов (тех же «ветров» из кишечника).
  9. Опускаем диафрагму вниз, слегка выпятив живот (дыхание вазы)
  10. Мысленно представляем воздушный шарик внизу живота с выводной трубкой верх (сушумна/авадхута). Трубка перекрыта поддержанием джаландхара-бандхи (запечатанная ваза, сиречь кумбхака).
  11. Сдавливаем воздушный шарик снизу справа и слева, подтягивая промежность вверх (фактически, усиливаем мула-бандху).
  12. Мысленно представляем подгибание правого и левого потоков визуализированного «ветра», вслед за мышечным подтягиванием промежности (мула-бандхой), как бы вводя оба потока в центральную визуализированную трубку справа и слева снизу с мысленной опорой на контакт с областью чуть ниже пупка больших пальцев над ладонями, сложенными в чашу (см. п. 4) (рис. 5)
  13. Медленно выдыхаем через центральную трубку, как бы стравливая воздух из визуализированного шарика внизу живота, обжиманием справа и слева.
  14. В животе разгорается огненный шар, согревающий все тело, что иногда ощущается уже после практики (ощущение жара должно возникнуть само, без представлений об огне, тлеющем угольке и проч.).
  15. Некоторое время сидим и наслаждаемся выделяющимся теплом. Далее повторяем действия с п. 5 по 13, но при необходимости добавляем агнисару (п. 3)
  16. Прекращение практики выполняем последовательно, например, выходим из воды, и на воздухе некоторое время продолжаем практику согревающего дыхания для поддержания теплового баланса.

Рис. 5. Практика туммо в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Минвалеев Р.С.

Техника безопасности:

  1. К практике приступать на фоне относительного физического здоровья
  2. При появлении холодовой дрожи практику прекратить.

Выводы

  1. Физиологическая составляющая практики туммо сводится к методам повышения теплопродукции, которая и проверяется холодовыми испытаниями.
  2. Реконструированы две технологии, являющиеся производными от известных практик хатха-йоги: 1) агнисара/наули, 2) последовательность мышечных замков (бандх) для т.н. «подьема кундалини»
  3. Визуализации сводятся к идео-моторным указаниям для обеспечения правильного (в смысле йоги туммо) тонического или динамического напряжения соответствующих групп мышц.

Благодарности

Авторы выражают глубокую благодарность директору киностудии исторического фильма «Фараон» Ирине Владимировне Архиповой, организатору и вдохновителю международных научно-исследовательских экспедиций в Гималаи в рамках ее авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с), направленного на поддержку отечественной науки. Ежегодные экспедиции под ее руководством на Эльбрус в 2007 году и в Гималаи в 2008-2014 годах позволили накопить достаточный эмпирический материал для исследования йоги туммо в режиме автоэксперимента и выйти на монахов, практикующих туммо в отдаленных монастырях Гималаев.

Литература

Давид-Неэль — Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета. Перев. с англ. В.Ковальчук. - К.: «София», 2003; М.: «София», 2003.

Элиаде — Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с англ., вступ. ст., науч. ред. и примеч. С.В. Пахомова. - М.: Академический Проект, 2012. - 427 с.

Тубтен Еше 2010 — Лама Тубтен Еше. Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы. Предисловие ламы Сопы Ринпоче. Введение Джонатана Ландау; перевод с англ. В. Д. Ковалева. - М.: Номос, 2010. - 352 с.

Муллин 1998 — Муллин Г. Избранные сочинения второго Далай Ламы. Тантрические йоги сестры Нигумы /пер. с англ. Ф.Маликова. - М.: Цасум Линг, 1998.

Цонкапа — Чже Цонкапа. Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы "Обладающее троичной надежностью" Перевод с тибетского: А. Кугявичус. Редактор перевода: А.Терентьев - СПб.: Нартанг (Издание А. Терентьева), 2013.

Benson 1982 — Benson H. et al. Body temperature changes during the practice of g Tum-mo yoga // Nature. 1982; В.295(5846), - p:234-236.

Бартон и Эдхолм 1957 — Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода // Пер. с англ. - М.: Издательство научной литературы, 1957.

Кожевникова 2013 — Kozhevnikov M. et al. Neurocognitive and Somatic Components of Temperature Increases during g-Tummo Meditation: Legend and Reality // PLoS One. 2013: Epub.: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3612090/

Минвалеев 2008a — Минвалеев Р.С., Иванов А.И., Савельев Е.В. Математическая модель термогенной функции легких в условиях низких температур. Термодинамический подход // Альманах клинической медицины. Том XVII, часть 1. III Троицкая конференция. Медицинская физика и инновации в медицине. - М.: МОНИКИ, 2008. - с. 205-208.

Минвалеев 2008б — Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34.

Минвалеев 2008в — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: управляемое снижение атерогенных липидов и кортизола в условиях низких температур и высокогорья // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность», 20-21 октября 2008 года. СПб.: Unlimited Press, 2009, - с. 527-535.

Минвалеев 2012а — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: сравнение управляемого и неуправляемого снижения общего кортизола у здоровых людей // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию», 16-18 октября 2010 года (г. Москва). - М.: Алмазный путь, 2012. - с. 172-177.

Минвалеев 2012б — Минвалеев Р.С., Levitov A., Bahner D., Богданов Р.Р., Богданов А.Р. Йога туммо изменяет паттерн сердечно-сосудистой адаптации к холоду // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 07 декабря 2012 года. СПб: Перо, 2012, - с. 244-249.

Минвалеев 2014 — Minvaleev R.S., Bogdanov A.R., Bogdanov R.R., Bahner D.P., and Marik P.E. Hemodynamic Observations of Tumo Yoga Practitioners in a Himalayan Environment // Journal of Alternative and Complementary Medicine, 2014, Vol. 20, No4. — p. 295-299.

Тринчер 1960 — Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. М.: Издательство АН СССР, 1960

Музруков 2010 — Музруков Г.Н. Йога Туммо: Базовая практика «Шести Наставлений Наропы». - М.: Городец, 2010. - 132 с.

Упанишады — Упанишады йоги и Тантры / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынова. - М.: Алетейа, 1999. - 256 с.

Путь Шивы 1994 — Путь Шивы. (Антология древнеиндийских классических текстов) / Пер. с санскр. - Киев: Общество ведической культуры «Экслибрис», 1994г. - 176 с.

Марпа — Творения Марпы Лоцавы и других. «Волшебное колесо каналов и ветров» / Сост. Тхубтен Пхюнцхог, Пекин, 1993 (Неопубликованный перевод Васильева А.)

Минвалеев Ринад Султанович, СПбГУ (Россия), проф., к.б.н., [email protected]
Тимофеев Владимир Игоревич. СПбГУ (Россия), [email protected]
Танака Акеми, Университет Койасан (Япония),

Необычайная выносливость тибетских отшельников объясняется их умением вырабатывать внутреннее тепло. Мистики умеют впадать в , которое именуется «тумо », но для обозначения понятия тепла в повседневной речи этот термин не употребляется. Отшельники Тибета способны провести всю зиму в пещере на высоте до 5000 метров в легкой одежде и чувствовать себя при этом вполне комфортно.

Действие практики тумо направлено не только на согревание тела аскета. Последователям тайных тибетских учений известны различные виды тумо. Окутываясь в теплый "божественный покров", аскет может наблюдать . Ему не нужно опасаться подхватить простуду, пока он находится под защитой тумо.

Как правильно выполнять дыхание тумо

В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:

  • В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
  • Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
  • Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
  • Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
  • Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
  • Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
  • Сосуд сужается до размера руки.
  • Артерия не превышает толщины мизинца.
  • Толщина артерии равна толщине волоса.
  • Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».

Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.

Экзамен тумо

Период обучения, во время которого оттачивается техника тумо, заканчивается экзаменом. Лунной зимней ночью полностью уверенные в своем умении ученики приходят с учителем на берег не замерзшей горной речки. Если все водоемы скованы льдом, то пробивается полынья.

Ночь должна быть морозной и ветреной, что для Тибета не редкость.Совершенно голые кандидаты на звание «респа» рассаживаются на земле, скрестив ноги. Погруженные в ледяную воду простыни вытаскивают из проруби и закутывают ими ученика. Задача аскета - отогреть определенное количество простыней своим телом и высушить их. Когда ткань высыхает, ее повторно замачивают в воде, и вся процедура повторяется до рассвета.

Победителем становится тот, кому удалось высушить на себе наибольшее количество простыней.Некоторые ученики подобным образом просушивают за ночь до сорока простыней. Впрочем, размеры отрезков ткани бывают чисто символическими. Но, нужно признать, что настоящие «респа» способны высушивать телом куски материи, размером с огромную шаль.

Таинство "Тшед"

Это еще один очень интересный ритуал, проводимых анахоретами Тибета. Его смысл заключается в том, чтобы "подарить" свое тело упырям и вурдалакам для последующего съедения. Мистики Тибета верят, что эта техника помогает им очиститься духовно и приблизиться к просветлению. Чтоб выполнять , нужно иметь стальные нервы!

Проводится обряд следующим образом - маг отправляет своего ученика в глухое и безлюдное место. Подойдет старое заброшенное кладбище или густой лес. Там ученик должен трубить в специальную трубу канглинг и призывать демонов на "пиршество". В скором времени на зов являются жуткие твари, и начинают пожирать ученика заживо.

Разумеется, все это происходит только лишь в сознании практикующегося. Но в процессе выполнения таинства Тшед ученик находится в гипнотическом трансе. Поэтому есть все основания предполагать, что он действительно чувствует, как его поедают неведомые монстры. Исследователь Тибета Александра Дэвид-Ниль писала, что среди монахов, практикующих Тшед, встречаются сильно изможденные люди, находящиеся в невероятно подавленном психическом состоянии.

Дыхание – это не просто чередование вдохов и выдохов. Правильные упражнения помогают достичь цели, расслабиться или восстановить силы, подчинить сознательные и бессознательные функции. Дыхательные техники успешно применяют в сфере бизнеса и обольщения. Большинство практик берут свое начало в йоге. Научиться правильно дышать можно самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно хорошее видео, дельные советы и терпение.

Вайвейшн, ребёфинг, свободное и холотропное дыхание составляют основу дыхательных практик в психотерапии. Холотропное дыхание признано официальной медициной 25 лет назад, его используют для успокоения, в качестве легальной замены психоактивных веществ, оно позволяет впасть в состояние глубокого транса.

Техника холотропного дыхания основывается на более глубоком и быстром чередовании вдохов и выдохов. Обязательная составляющая практики – этническая, трансовая музыка.

Задача практики – освободить энергию при помощи творческого самовыражения. Проводить сеанс холотропного дыхания нужно в паре, где партнер оказывает поддержку тому, кто совершает практику. Для проведения одной сессии требуется 2–3 часа.

Используют холотропное дыхательное упражнения для снятия стресса, избавления от страхов, родовых травм. Практика позволяет в кратчайшие сроки достичь личностного и духовного роста.

Вайвейшн

Вайвейшн – дыхательные упражнения для снятия стресса, техника живого дыхания. В процессе дыхательной практики из подсознания извлекают стрессовую ситуацию, интегрируют ее в сектор сознания, происходит устранение психологического зажима, наступает успокоение.

Дыхание вайвейшн глубже обычного, позволяет находить и расслаблять зажатые мускулы. Приверженцы техники рекомендуют использовать эту практику всем людям как инструмент оздоровления и самопознания.

Правила техники вайвейшн:

  • дыхание свободное, между вдохами не должно быть пауз;
  • вайвейшн – осознанное дыхание, нужно чувствовать циркуляцию воздуха по телу и легким;
  • длину выдоха не нужно ограничивать;
  • во время выполнения техники вайвейшн нужно думать только о себе, своем теле, отвлечься от забот и проблем.

Техника вайвейшн подразумевает полный комфорт и расслабление, поэтому проводить сеанс нужно в удобной позе и свободной одежде. Живое дыхание вайвейшн противопоказано гипертоникам, беременным женщинам. Не рекомендуют выполнять практику после травм и операций, при эпилепсии и глаукоме.

Холотропное дыхание, в отличие от техники вайвейшн, имеет серьезную медицинскую и психологическую основу. В вайвейшене больше ограничений к формату дыхания. Холотропное дыхание подразумевает групповые сеансы, вайвейшн можно осваивать самостоятельно в домашних условиях.

Брюшное дыхание

Выделяют 3 механизма дыхания – брюшное, ключичное и дыхание диафрагмой. При брюшном вдохе и выдохе под воздействием диафрагмы происходит увеличение и уменьшение объема грудной полости. Другие 2 механизма выполняются за счет расширения движений грудной клетки. Симбиоз брюшного и грудного дыхание – привычное состояние человека. Сочетание трех типов называют полным йоговским дыханием.

Брюшное дыхание позволяет получать большее количество воздуха при меньших усилиях. Освоение техники позволит улучшить физическое и умственное состояние, снять напряжение.

Техника выполнения осознанного брюшного дыхания:

  • Принять позу шавасана, мышцы расслабить.
  • Дышать спонтанно, размеренно, равномерно.
  • Внимание сконцентрировать на диафрагме, визуально представить ее в виде пластины из мышц, которая находится ниже легких.
  • На выдохе представлять, как диафрагма принимает форму купола, давит на органы брюшной полости. При этом воздух проникает в легкие.
  • На выдохе диафрагма расслабляется. Нужно ощутить, как она продвигается вверх под грудину, выталкивает воздух.

Как понять, что техника выполняется правильно? Положить правую ладонь чуть выше пупка – при правильном брюшном дыхании она будет подниматься, опускаться вместе с вдохами и выдохами. Левая ладонь при этом лежит на груди неподвижно. Цель практики – осознано усиливать движение диафрагмы, научиться ритмичному брюшному дыханию.

Полное йоговское дыхание

Полное йоговское дыхание позволяет раскрыть легкие, улучшить их вентиляцию. При регулярном выполнении практики снижается артериальное давление, организм насыщается кислородом, улучшаются обменные процессы в организме, восстанавливается иммунитет и нервная система.

  • Выполнять технику полного йоговского дыхания в позе лотоса или шавасана.
  • Дышать ровно, глубоко, без пауз на вдохе и выдохе.
  • Полное йоговское дыхание проходит по методу треугольника. На вдохе последовательно увеличивается в объеме живот, область ребер, груди.
  • При выдохе мышцы расслаблять в обратном порядке.

Чтобы правильно выполнить полное йоговское дыхание, нужно научиться равномерно распределять воздух между всеми точками вдоха. В противном случае может перехватить дыхание, техника вызовет дискомфортные ощущения.

При полном йоговском дыхании мощность вдоха не нужно вдыхать до упора. Постоянный полный вдох приведет к патологическим изменениям в легких.

Полное йоговское дыхание, как и другие дыхательные практики йоги нельзя выполнять при хронических сердечных заболеваниях, болезнях крови, глазном и внутричерепном давлении. Полное йоговское дыхание противопоказано после операций, черепно-мозговых травм, при хронических воспалительных процессах в организме.

Оксисайз – дышим и худеем

Оксисиайз – дыхательная программа, направленная на сжигание лишних жировых отложений. В основе практики упражнения, которые несложно выполнить в домашних условиях. При регулярном выполнении дыхательной гимнастики оксисайз фигура приобретает красивые рельефы.

Суть гимнастики оксисиайз – выполнение практик, при помощи которых кислород проникает в проблемные места, расщепляет жир. В процессе выполнения дыхательной гимнастики оксисайз голову нельзя опускать, ягодичные мышцы всегда сжаты.

Техника выполнения базового дыхания в гимнастике оксисайз:

  • Базовое дыханиеобязательная разминка перед выполнением остальных упражнений программы оксисайз.
  • Мышцы расслабить, в пояснице не прогибаться, плечи держать ровно.
  • Вдохнуть через нос, живот надуть, грудную клетку не расправлять. На вдохе широко улыбнуться, – это позволит проникнуть в организм большему количеству кислорода, омолодить лицевые мышцы.
  • После основного вдоха сделать еще 3 маленьких вдоха.
  • Выдох делать через вытянутые в трубочку губы, выдыхать нужно с силой.
  • После основного выдоха выдохнуть остатки воздуха тремя маленькими выдохами.
  • В разминке сделать 4 подхода. После чего приступить к основному комплексу гимнастики оксисайз.

У гимнастики оксисайз нет противопоказаний, поскольку техника задержки дыхания не предусматривает. Выполнять программу можно во время беременности, при повышенном давлении.

Рыдающее дыхание Юрия Вилунаса

Основатель рыдающего дыхания – Юрий Вилунас. Юрий страдал от диабета, пытался найти выход из безнадежной ситуации. Юрий Вилунас открыл дыхательную практику случайно – в один момент он отчаялся и зарыдал. Юрий почувствовал облегчение после рыдания, появились силы. Так появилась техника Вилунас – рыдающее дыхание.

Юрий Вилунас сделал вывод, что все болезни возникают от неправильного дыхания. Внутренние органы страдают от хронического дефицита кислорода. Эффективность методики Вилунаса основано на осознанной гипоксии. Рыдающее дыхание насыщает кислородом все внутренние органы.

Основы дыхательного метода Вилунаса:

  • Рыдающее дыхание – единственная практика, при которой вдох и выдох делают исключительно ртом.
  • Схемы дыхания по системе Вилунаса. Вдох – 0,5 секунды. Выдох – 2–10 секунд. Пауза –1–2 секунды. При обычном дыхании выдох всегда короче вдоха.
  • На вдохе сделать всхлип. Вдох не должен быть сильно глубоким – воздух остается во рту, упирается в нёбо, а не опускается сразу в легкие.
  • На выдохе нужно протяжно произносить звук «ф» или «с». Допускаются звуки «ха» и «фу». Выдыхать нужно плавно и равномерно.
  • Рыдающее дыхание, которое создал Юрий Вилунас, можно проводить в любой позе или при ходьбе.

Юрий Вилунас уверен, что рыдающее дыхание способно восстановить работоспособность любого органа, кроме головного мозга. Больные с серьезными патологиями мозга физически не могут освоить технику рыдающего дыхания.

Пранаяма для восстановления жизненных сил

Пранаяма – дыхательные упражнения в йоге, которые позволяют научиться управлять праной. Некоторые дыхательные техники пранаямы помогут восстановить силы, снять усталость, улучшить мыслительные процессы.

Гармонизация манипуры и аджны – это одно из техник дыхания пранаямы. Упражнение увеличивает энергетический потенциал, учит находить выход из сложных ситуаций, надеяться только на себя.

Техника выполнения:

  • Лечь на спину, поверхность ровная и жесткая. Руки сложить на животе в районе пресса. Оказывать руками небольшое давление на пупочную область на протяжении всего упражнения.
  • Вдох – живот втянуть, выдох – максимально выдуть воздух при помощи мышц пресса, стараться вытолкнуть руки вверх. Дышать носом.
  • Вдох и выдох одинаковы по продолжительности, после выдоха сделать паузу на 4 секунды.
  • Продолжительность практики – 5–10 минут, повторять ее нужно трижды в день.

Пранаяма «чередуя ноздри» – простое упражнение, которое быстро устраняет усталость.

Техника выполнения:

  • Принять положение лотоса.
  • Закрыть правую ноздрю большим пальцем, вдохнуть через свободную ноздрю. Вдох глубокий, дыхание брюшное. В верхней точке вдоха сделать паузу.
  • Выдохнуть через правую ноздрю, левую закрыть мизинцем и безымянным пальцем противоположной руки.
  • Повторить упражнение начиная с правой ноздри.

Продолжительность практики – 7 минут.

Уджайи

Уджайи – пранаяма успокоения в йоге, с помощью которой приводят в порядок жизненную энергию. При регулярном выполнении техники уджайи можно защитить себя от физического и психологического истощения.

Техника выполнения пранаямы уджайи:

  • Принять положение лотоса, спина не прогибается в пояснице, мышцы расслаблены, глаза закрыты. Можно выполнять пранаяму уджайи перед шавасаной.
  • Дышать медленно, осознано.
  • Немного сжать голосовую щель. При правильном выполнении на вдохе появляется тихий звук «с», на выдохе – «х». В области живота ощущается небольшое сжимание.
  • Дыхание глубокое и растянутое. Живот при вдохе расширяется, при выдохе – полностью втягивается.

При выполнении пранаямы уджайи вдох и выдох должны быть равны по продолжительности, между ними не нужны паузы. Дыхание через голосовую щель способствует успокоению и умиротворению. Звук, который возникает при дыхании уджайи, помогает углубиться в себя, сосредоточиться на процессе чередования вдохов и выдохов. Технику уджайи рекомендуется выполнять перед сном для спокойного и крепкого сна.

Уджайи можно выполнять во время прогулки, подстраивать дыхание к темпу ходьбы. Продолжительность выполнения дыхательной практики уджайи – 3– 5 минут.

Йога туммо

Йога туммо – практика внутреннего огня, ее использую практически во всех буддийских школах. Йога туммо позволяет эффективно работать с внутренними энергиями, человек излучает тепло, становится невосприимчив к холоду.

В процессе практики йоги туммо человек сосредоточен на образе огня, чувствует живое пламя. Внимание сконцентрировано на районе пупка – энергетическом центре человека.

Йога туммо – это комплекс, который включает в себя физические и дыхательные упражнения, визуализацию, мантры, концентрацию и созерцание. В ходе выполнения туммо происходит скопление праны в пупочном центре. При правильном выполнении техник происходит повышение температуры в верхней части тела. Йогу туммо используют и для охлаждения организма, зашиты его от перегрева.

После освоения туммо можно переходить к следующей практике «Шести йог» – созерцанию иллюзорного образа.

Техники, основанные на сознательном дыхании и учении йогов, позволяют улучшить качество жизни. Практикующий человек обретает ясность мысли, сохраняет спокойствие в стрессовых ситуациях, имеет крепкое здоровье. Успех возможен только при условии регулярного и правильного выполнения практик самостоятельно или в группе.



mob_info