Вин чунь удары кулаком об стену. Базовые удары вин чунь. Сила, генерируемая в суставе между костями

Книга посвящена ударной технике вьетнамской ветки вин чунь. Она является логическим продолжением первой книги автора «Вин чунь - блокирующие техники» и раскрывает связь между блоками и ударами. В ней подробно рассмотрена биомеханика ударов вин чунь, раскрыты внутренние аспекты ударной техники, связанные с равновесием, структурой тела, техникой выдачи ударной силы. Обобщены удары различными частями руки.

Книга содержит большое количество иллюстраций с подробным изложением особенностей ударной техники стиля и будет полезна всем изучающим боевые искусства.

Базовые удары вин чунь

Базовые удары вин чунь

В данном разделе изложена ударная техника вин чунь. Описать ударную технику вьетнамской ветки вин чунь очень не простая задача. Дело в том, что вьетнамский вин чунь относится к так называемым бесформенным стилям. Это означает использование всех двигательных возможностей тела для нанесения ударов. Большинство ударов наносится исходя из ситуации, а не по строгой базовой технике. Основополагающим фактором ударной техники является не применение базового удара в практике боя, а умение использовать различные свободы движений в теле, и наносить различные удары исходя из двигательной активности тела в складывающихся условиях. Каких либо жестко определенных алгоритмов нанесения удара, или какой либо строго определенный набор ударов отсутствует.

Первоначально в книге описывается и иллюстрируется базовая техника удара без противника. Затем излагается прикладная техника этого же удара, где отражаются наиболее характерные особенности нанесения удара, в практической ситуации исходя из ударных принципов вин чунь и других техник стиля. Приводятся иллюстрации возможного практического применения удара в боевой ситуации.

Базовые удары, выполняются в идеальных условиях, когда нет противника. Это может быть отработка удара по воздуху, отработка формы «маленькая идея» или работа на манекене (форма 108). В условиях поединка или не обусловленного спарринга техника удара будет корректироваться на действия противника со всеми вытекающими следствиями. Уже упоминалось, что в прикладном смысле многие удары могут наноситься с использованием различных уклонов с отклонением корпуса от центральной линии (см. раздел 2).

Все рассмотренные удары могут выполняться с передней и с задней ноги. Если боец находится в стойке вин чунь (с полным переносом веса тела на заднюю ногу), то удар наносится с задней ноги. Если же удар наносится с передней ноги, то ему будет предшествовать перенос массы тела с задней ноги на переднюю. Одновременно с толчковым движением ногами и переносом веса тела ударная рука (или передняя или задняя) наносит соответствующий удар (см. раздел 3).

В этом заключается одна из возможных комбинаторик ударной техники вин чунь. Получается, что любой удар может быть нанесен в четырех вариантах. Например, прямой удар может быть нанесен со стойки на задней ноге - передней или задней рукой, а также с переносом массы тела на переднюю ногу, также передней и задней рукой. Итого четыре варианта выполнения удара. Тоже самое, касается практически любого удара, любой частью тела. Поэтому чтобы не тратить время будут описаны только удары из стойки на задней ноге. При этом помним, что удар может быть нанесен и с передней ноги, через перенос массы тела (см. раздел 3).

Очень важной особенностью, которую также надо принять во внимание при рассмотрении прикладных аспектов нанесения ударов вин чунь это применение вместе с ударной техникой, других техник вин чунь. Речь идет о наведении мостов. Многие удары наносятся с одновременным выполнением блока, или исключительно только из контакта с руками противника. Другие могут выполняться как с техникой наведения мостов, так и без нее. При описании всех ударов делается оговорка о возможности и целесообразности их использования как совместно с техникой наведения мостов, так и без нее.

Все базовые удары, рассмотренные в этом разделе, могут наноситься как с базовой стойки «песочные часы», так и с конечных стоек вин чунь на одной ноге.

Другой особенностью вин чунь кунг фу является большое разнообразие ударов. Это разнообразие основано на использовании различных частей руки и форм кисти в качестве ударных поверхностей. Первичными, наиболее часто используемыми ударными частями руки являются:

Основание кулака;

Эти части руки наиболее часто используются в качестве ударных, что обусловлено биомеханическими особенностями и подсознательной моторикой человеческого организма. К другим частям руки, которые используются в ударной технике вин чунь можно отнести:

Предплечье;

Лучезапястный сустав;

Фаланги пальцев;

Эти формы достаточно грозное и коварное оружие, однако существует большая специфика их применения, обусловленная ситуацией, дистанцией боя, мастерством бойца. Для использования этих частей рук в качестве ударных нужны специализированные тренировки, готовящие моторику рук к возможности быстро, исходя из ситуации, использовать ту или иную часть руки в качестве ударной.

Еще большей спецификой обладают удары с использованием пальцев и фаланг пальцев. Для неподготовленных бойцов удары этими частями рук кажутся дикой экзотикой, не имеющей ничего близкого к прикладному применению. Действительно, естественная «неокультуренная» и не развитая биомеханика спонтанно использует кулак, ладонь, основание кулака в качестве основных ударных частей руки. Это происходит бессознательно и определенно естественной биомеханикой. Спортивные виды единоборств также используют кулак в качестве основной ударной части руки. Однако, даже чтобы нанести эффективный прямой удар кулаком нужно потрудиться и частично изменить изначальную биомеханику, выработать наиболее эффективную траекторию, включить структуру, научиться вкладывать массу тела в удар, выработать другие качества. И таким образом первоначальный удар кулаком превращается в качественно иной вид удара.

Удары лучезапястным суставом, пальцами, фалангами пальцев изначально биомеханически не присущи человеку. Вряд ли кто-то будет без специализированной подготовки и специальных навыков наносить удары этими частями рук. Спонтанная биомеханика бойца будет использовать более привычные ударные части рук - кулак, ладонь. В теле бойца отсутствует даже моторика руки, кисти, предполагающая возможность движения по этим непривычным траекториями и использование этих частей рук в качестве ударных. Поэтому только в процессе обучения куется способность и навык нанесения эффективных ударов этими частями руки. В начале сознание бойца принимает возможность нанесений ударов этими частями рук. Далее в процессе тренировок отрабатываются эти удары. Благодаря многочисленным повторениям вырабатывается соответствующая моторика руки, кисти, пальцев позволяющая использовать пальцы, фаланги пальцев в качестве ударных.

Также очень важно технически и тактически правильно использовать эти части рук в качестве ударных. Не редко приходится встречать непонимание и скепсис бойцов спортивных стилей в возможности использовать удары, какими либо иными частями руки, кроме как кулака. У многих существуют стойкие стереотипы. Многие думают, что удар, например пальцами должен наноситься по такой же технике, что и удар кулаком, т.е. с дальней дистанции, с вложением массы тела, быть таким же разрушительным. Это совсем не так. Большая часть ударов пальцами, фалангами пальцев, лучезапястным суставом - это удары ближнего боя, специфические удары, целесообразность которых вытекает из особенностей ситуации. Эти виды ударов очень короткие, по сути «дюймовые», они не обладают нокаутирующей силой, но очень травмоопасны, т.к. направлены на поражение наиболее уязвимых частей тела противника - глаза, нос, переносица, висок, уши, горло, солнечное сплетение, подмышки, пах. В спортивных единоборствах подобные ситуации ограничены правилами. Кроме того, руки находятся в перчатках, поэтому основным видом удара является удар кулаком, а необходимость удара другими частями отсутствуют. Отсюда отсутствует биомеханический навык использования различных частей рук в качестве ударных. Однако, как только правилами разрешается использование различных частей рук в качестве ударных, бойцы незамедлительно используют эту возможность. В муай-тай используют локти, в боях без правил используют ладонь. Даже при работе в перчатках редкий поединок проходит без замечания об ударе открытой перчаткой (а по сути ладонью). Все это говорит о том, что удар ладонью является эффективным ударом и более подходящим в той или иной ситуации. Вообще, как только бойцы снимают перчатки, кулак перестает быть основной ударной частью руки. Параллельно с кулаком используется ладонь, основание кулака, локоть.

Другим стереотипом является, то, что многие думают, что если говорят об ударах пальцами, то они являются, чуть ли не основными и единственным видом ударов в арсенале бойца. На самом деле это совсем не так. Говоря о специфических видах ударов и ударных поверхностях руки, речь идет не об исключительном их использования, а имеется в виду расширение арсенала ударной техники. Боец использует все виды ударов, всеми возможными ударными частями руки. При этом удары используется исходя из ситуации.

На дальней, средней дистанции есть необходимость нанесения мощного удара. Поэтому целесообразно использовать кулак, ладонь, предплечье. При средней дистанции к вышеперечисленным ударным частям руки добавляется локоть. И, наконец, при ближнем бое очень часто появляется возможность наносить удары лучезапястным суставом, ребром ладони. Также в ближнем бою возникает необходимость точечного целенаправленного воздействии на болевые точки на теле противника, тогда уже целесообразно использовать пальцы, фаланги пальцев в ударах по болевым точкам и зонам. К тому же, чтобы наносить удары пальцами, необходим высокий уровень закалки рук, Ну и конечно, нужна техника и тактика нанесения этих ударов, что определяется уже уровнем мастерства.

Поэтому в этом смысле каждый ученик, ставший на путь изучения боевых искусств должен понимать логику развития ударной техники и использования различных ударных частей руки. Первоначально идет освоение ударов кулаком, как наиболее универсальных и часто используемых. На втором этапе можно перейти к изучению ударов ладонью, локтем, предплечьем, ребром ладони. И лишь затем, после достижения определенного мастерства и возникновение действительной необходимости можно перейти к освоению ударов пальцами, фалангами пальцев.

Общая методика разучивания ударной техники вин чунь заключается в следующем:

Первый этап - в целях первоначального знакомства с ударами вин чунь более целесообразно начать их выполнение со стойки песочные часы. На этом этапе ученику следует полностью сосредоточить внимание на технике удара, на внутренней работе структуры, на осуществлении акцента в конце ударного движения. Этот этап позволит разучить базовые траектории и биомеханику удара. Наиболее важно на этом этапе отработать разгибательную механику удара (раздел 1).

Третий этап - заключается в отработке базовой техники удара с осуществлением переноса массы с задней ноги на переднюю (раздел 3). На этом этапе ученик учится вкладывать массу тела в удар, что является дополнительным фактором увеличения силы удара.

Четвертый этап - отработка ударов в перемещениях. На этом этапе ученик соединяет ударную технику с техникой перемещений и учится синхронизировать работу ног с работой рук. Удары руки должны быть гармонично соединены с движением ног. Шаги и перемещения должны усиливать ударную силу, а не ослаблять ее (раздел 3).

Использованию ног в стиле Вин Чунь уделяется достаточно большое внимание. Помимо того, что нижние конечности применяются для передвижения, они являются мощным инструментом для проведения атакующих и защитных приемов.

Техника ног в Вин Чунь очень разнообразна и весьма эффективна в реальном поединке. Она, в первую очередь, направлена на ведение поединка на ближней дистанции. Удары ногами часто называют «незаметными», так как противник, чье внимание полностью сосредоточенно на руках, попросту не успевает увидеть и нейтрализовать быстрые удары ногами. Как правило, удары наносятся не выше уровня живота и ориентированы на пораженные голени, коленных суставов и паха.

Помимо ударов, арсенал атакующих техник включает в себя различные варианты подсечек, подножек и подбивов.

На втором этапе обучения изучаются два удара ногой: прямой и боковой удары стопой.


1. Прямой удар стопой (рис. 59,60)


Один из основных и наиболее часто применяемых ударов в стиле Вин Чунь. Очень мощный удар, используемый, в основном, для поражения голени, колена н нижней части туловища (живот, пах). Ударной поверхностью является пятка со стороны подошвы или подъем стопы.

Выполнение

Примите правостороннюю боевую переднюю позицию (рис.61).



Перенесите вес тела на впереди стоящую правую ногу и подшагните к ней левой ногой (рис.62).



Теперь перенесите вес тела полностью на левую ногу, а правую ногу, согнув в коленном суставе, поднимите вверх (рис.63).



Не останавливаясь, нанесите удар, распрямляя ногу горизонтально вперед (рис.64).



В данном случае удар наносится пяткой. Если удар наносится подъемом стопы (рис.65), то бедро не стоит поднимать слишком высоко, как в предыдущем случае. Достаточно, чтобы оно располагалось горизонтально. Удар осуществляется за счет быстрого распрямления ноги в коленном суставе и движения голени снизу вверх. В первом же случае стопа движется вперед в горизонтальной плоскости и удар больше напоминает толчок.



Мы рассмотрели удар в передистоящей ногой. Теперь проанализируем удар сзадистоящей ногой.

Примите правостороннюю стойку (см. рис.61). Сделайте шаг правой ногой вперед, имитируя сближение с противником (рис.66).



Теперь перенесите вес тела на правую ногу и поднимите согнутую в колене левую ногу вверх. При этом руки изменяют положение на противоположное, т.е. правая отводится наэад к груди, а левая - вытягивается вперед (рис.67).



Выпрямите ногу в коленном суставе и нанесите прямой удар вперед (рис.68).



Важные замечания


В реальном поединке прямой удар ногой используется одновременно с защитными или атакующими действиями руками (рис.69,70, 71).





Стоит упомянуть о разновидности прямого удара, который используется как стопорящий удар для нейтрализации атаки ногой на нижнем уровне.

В данном случае стопа разворачивается пальцами в сторону.

Удар приходится в голень или коленный сустав (рис.72).



2. Боковой удар стопой (рис.73,74)




Достаточно эффективный удар, используемый для поражения ног (коленный сустав) и нижней части туловища. Боковой удар стопой является более сложным по выполнению, чем прямой удар стопой, поэтому применяется реже. В основном его используют как останавливающий удар, для разрушения атаки противника и перехода в контратаку.

Выполнение

Примите правостороннюю боевую переднюю позицию (рис.75).



Перенесите вес тела на правую ногу и подтяните к ней левую (рис.76).



Перенесите вес тела на левую ногу, а правую - поднимите вверх, согнув в колене (рис.77).



Разворачивая левую стопу влево и поворачиваясь туловищем налево, нанесите боковой удар, распрямляя ногу в коленном суставе. При этом правую руку опустите вниз, а левую - поднимите вверх (рис.78).



В зависимости от высоты удара используется разная ударная поверхность. При высоком ударе в область живота используется почти вся площадь подошвы стопы. В случае низкого удара (голень, колено) ударной поверхностью является внешняя реберная часть стопы ближе к пятке.

Боковой удар стопой, так же как и прямой удар может наноситься впсредистоящей и сэадистоящей ногой.

Важные замечания

- Во время нанесения удара опорная нога должна быть немного согнута в коленном суставе.

- Стопа опорной ноги должна полностью соприкасаться с землей.

- Старайтесь не отклонять корпус сильно от вертикальной линии, чтобы не потерять равновесие.

- В конечной фазе удара все мышцы ноги должны быть напряжены.


Обычно боковой удар стопой используется одновременно с какой-либо защитной техникой рук (рис.79.80).




Тренировка ударов ногой включает в себя несколько этапов. На первом этапе основное внимание уделяется изучению и освоению правильной траектории движения составляющей удар.

В начале удары наносятся в воздух со средней скоростью. Далее, по мере освоения правильной траектории движения, скорость увеличивается и доводится до максимальной. В последствии, рекомендуется использовать отягощения весом 2-3 кг, прикрепляемые к щиколотке или резиновые амортизаторы, концы которых крепятся на стене, с целью увеличения силы улара.

Очень эффективным является следующее упражнение. Приняв переднюю боевую стойку, начните выполнять удар ногой, как было описано ранее, но при этом распрямляйте ногу в колене и наносите удар медленно с полным напряжением мышцы бедра и голени. При этом, делайте продолжительный выдох. Выполните по 10 раз каждой ногой. Это упражнение вначале делается без дополнительных отягощений, а спустя некоторое время с их использованием.

На втором этапе в тренировку вводится упражнение на настенном мешке (рис.81), которое развивает помимо силы удара, способность вкладывать в удар всю энергию в кратчайший промежуток времени. В результате каждый удар приобретает особую мощь и несет в себе огромную разрушительную силу.



Упражнение

Приняв правостороннюю боевую переднюю позицию, поднимите правую ногу согнутую в колене вверх (рис.82), а затем быстро распрямите ее, нанося прямой удар в мешок (рис.83).




Опустите ногу на землю и повторите упражнение 10 раз. Затем выполните удар левой ногой. После небольшого перерыва примите левостороннюю стойку и выполните упражнение снова, нанося по 10 ударов обеими ногами поочередно.

Аналогичное упражнение выполняется и для отработки бокового удара стопой. Целесообразно объединять два упражнения. В этом случае после нанесения прямого удара, нога не опускается на землю, а сгибается в коленном суставе (рис.84), и затем снова распрямляется вперед, нанося уже боковой удар стопой (рис.85).




То есть два удара следуют один за другим без остановки. Тоже выполняется и другой ногой.

Отрабатывая удары на настенном мешке, необходимо соблюдать следующие требования:

- Нанося удар, не распрямляйте ногу полностью в коленном суставе.

- Сохраняйте вертикальное или близкое к нему положение туловища.

- Старайтесь выполнять удар, а не толчок.

На третьем этапе вводится упражнения с использованием трех деревянных столбов. Это упражнение, помимо силы удара, развивает координацию движения и способность применять удары ногой в реальном поединке в окружении нескольких противников.

Для выполнения упражнения надо вкопать в землю три столба высотой 1 м на расстоянии двух метров друг от друга. Столбы должны образовывать равносторонний треугольник, в вершинах которого они располагаются.

Основная задача, которая ставится в упражнении, заключается в нанесении наибольшего числа ударов стопой по всем столбам поочередно правой и левой ногой. Один из вариантов упражнения мы и рассмотрим сейчас. Из правосторонней боевой передней позиции сделайте шаг правой ногой вперед, подшагивая к правой ноге. Быстро нанесите прямой удар правой стопой по впередистоящему столбу (рис.86).



Затем, моментально, не опуская правую ногу на землю, нанесите боковой удар угон ногой по столбу расположенному справа (рис.87).



Теперь, опустите правую ногу на землю, перенесите на нее вес тела и мгновенно нанесите боковой удар левой стопой по столбу, расположенному слева от вас (рис.88).



Повторите комбинацию несколько раз. Затем выполните упражнение, начиная из левосторонней боевой передней позиции нанося прямой удар левой ногой. Вы можете сами придумать другие комбинации и отрабатывать их, используя данный тренажер.

Выполняя данное упражнение, не следует прилагать чрезмерных усилий, особенно на начальном этапе. Берегите суставы.

Сила удара должна быть дозированной и не причинять болевых ощущений во время тренировки и по ее окончании. Это не означает, что удары должны наноситься очень слабо. Нет, во всем необходимо соблюдать разумность и целесообразность.

Потому рекомендуется использовать 50-70% от максимальной силы удара. Главное в упражнении научится быстро наносить удары в разных направлениях и выработать умение координировать движения ног при передвижении и нанесении ударов.

Триангуляция


Сила в Вин Чун исходит из понимания теории триангуляции . Формы треугольника и пирамиды просты и легки для восприятия.

Теорию треугольников очень легко понять и применить, потому что наше тело устроено именно так. Стойка - прямая и прочная вследствие триангуляции (смотрите раздел о стойках); это, в свою очередь, поддерживает корпус, который дает твердую основу рукам, представляющим собой стороны треугольника.

Нам нужно сделать так, чтобы руки действовали наподобие клина.

Это направит атаки в одну сторону. (Рис. 2)

Рис. 2. Вид тела, представленный в геометрических формах поможет лучше понять принципы Вин Чун и ускорить процесс обучения


Затем мы можем направить этот клин в центр (смотрите раздел «Теория центральной линии») или нижний уровень защиты соперника.

При правильном выполнении триангуляция позволит нам использовать силу углов вместо того, чтобы перенапрягать мускулы.

Этот метод превосходен, поскольку позволяет рукам оставаться в расслабленном состоянии, меняя позиции быстро и свободно без всякого мускульного напряжения.


Нейтрализация силы


Тело должно действовать подобно вращающемуся цилиндру. Если к нему приложить силу, он будет крутиться в том же направлении, что и она.

Помните, что когда одна сторона цилиндра движется назад, другая идет в прямо противоположную сторону - вперед.

Когда силу применяют против практикующего Вин Чун, его тело и руки вертятся в том же направлении, что и атака. При повороте тела одна его сторона уходит от противника, другая же, напротив, приближается. Контратака проводится именно с помощью этого движения, к мощи атакующей руки добавляется вес тела. Рука, идущая назад, сдерживает атаку, обычно для этого используют короткий, резкий рывок (также с помощью поворота), что заставляет соперника потерять равновесие и убрать руки с линии встречного удара (смотрите раздел «Лоп сао»). Разворот также убирает ваш центр тяжести с линии атаки. Таким образом, можно рассеять силу соперника и нанести ответный удар.

Во время разворота позвоночник должен быть прямым, чтобы поворот был быстрым и четким. Работу ног при повороте составляют быстрые, короткие шаги: они особенно важны, если противник двигается очень быстро.

Тело должно двигаться четко вокруг точки контакта.

Направьте атаку соперника ниже первоначального уровня, силу применяйте, только чтобы контролировать его руку или сбить ее с курса.

Уйдите с линии атаки (выберите путь наименьшего сопротивления) и контратакуйте из нового центра.

Убедитесь, что во время разворота ваш вес приходится на пятки, а не на носки (это гасит скорость) и что бедра поворачиваются свободно.



Рис. 3. Разворот и атака из нового центра.

Поворот должен быть быстрым, прочным и уверенным. Вы должны научиться выполнять его под давлением


Во время поворота держите голову прямо, бедра должны быть расслаблены и выдвинуты немного вперед (см. стойки)

Если атака направлена не в центр, направление поворота ясно (убирайте атакованную сторону с линии атаки).

Если атака направлена в центр, поворот может быть осуществлен в любом направлении.

Направление движения может быть выбрано и под влиянием положения рук или ног.


Теория центральной линии


Поворот легче выполнить, когда вы поймете суть теории центральной линии. Эта линия (в наиболее простом понимании) представляет собой воображаемую прямую или плоскость, проведенную от вашего центра в направлении взгляда (обычно к сопернику/партнеру). Ее также можно назвать направлением вашего внимания или действия.

До начала боя обе руки - передняя, выдвинутая для защиты, и задняя, готовая к атаке (By Сао ), находятся на центральной линии (Рис. 4).




Рис. 4 (а, б). Центральная линия - воображаемая плоскость, которая движется одновременно с нами. Она помогает нам достичь триангуляции


Она используется, чтобы обнаружить или установить направление атаки противника и решить, в какую сторону необходимо развернуться и какое положение рук будет наиболее подходящим. Если центральная линия защищена правильно, соперник будет вынужден атаковать под неправильным утлом, другими словами, атака пройдет справа или слева от вашего центра. Это и определит ваш следующий маневр и правильную защитную стойку. В подобной ситуации единственно правильным решением для оппонента будет попытка заставить вас раскрыться, используя силу, которую вы вполне можете погасить с помощью поворота. Овладение центральной линией также дает вам возможность провести любую вашу атаку по кратчайшему пути.

Итак, наши движения должны оставаться спокойными и плавными, основанными на базовых принципах, даже при встрече с агрессивным противником. Если мы последуем правилам и четко защитим свою центральную линию, соперник прилет в замешательство и попытается перенаправить атаку, что даст нам необходимое время и требуемую информацию для проведения собственной. Такая система будет работать даже под давлением.

Когда в поединке встречаются соперники, силы которых равны, его исход зависит от того, кто из них вынудит другого допустить ошибку, либо, изменив направление атак или защиту, либо совершив настолько быстрое и четкое движение, что противник не успеет защититься до момента, когда будет уже слишком поздно.

Удар, нанесенный из стабильной стойки, может быть настолько силен, что его нельзя остановить без применения силы. Противник может быть намного сильнее, и подобная защита вас не спасет.

Становится ясным, что необходимо не только защищать центральную линию, но и атаковать противника ударами в центр (чуть ниже центральной линии). Это непросто, так как практически все уязвимые точки находятся ниже центра тела.

Когда мы бьем противника, то желаем, чтобы удар принес максимальный эффект. Мы хотим, чтобы вся наша сила достигла цели. И чтобы соперник испытал на себе всю тяжесть удара, мы не должны позволить ему свободно вертеться, гася и рассеивая силу. В этом и заключается смысл атаки центра.

Если удар направлен в центр тела, оно получает всю его энергию и откидывается назад, такой удар не теряет силы при развороте. Важно заметить, что линия атаки прочерчена от точки приложения силы к центру тела (или позвоночнику) соперника. Ее угол не совпадает с углом линии, проведенной через фронтальную плоскость, если только атака не направлена в тело точно по прямой (Рис. 5).



Рис. 5. Удары должны быть направлены в центр тела соперника, чтобы лишить его возможности развернуться. Это позволит ударам иметь максимальный эффект


В стиле Вин Чун прямой удар рукой легко достигает цели, если его направление совпадает с внутренней линией. Если такой удар осуществляется из-под руки партнера, он поразит центр под небольшим углом, зависящим от ширины плеч атакующего и направления линии атаки по отношению к центру тяжести. Мы должны быть уверены, что наша атака проникает в центр тяжести противника. Скользящие удары неэффективны. Примером этого может стать бильярд: когда игрок хочет, чтобы белый шар остановился после удара по цветному, удар должен быть нанесен под прямым углом (сейчас не обращаем внимания на обратный откат). Если удар нанесен под утлом, белый шар продолжит свое движение, не передав всю свою энергию цветному.



Рис. 6 (а, б). Объединяя три пройденных принципа, мы видим, что: во время разворота (или ухода) с линии атаки контратака идет либо по направлению новой центральной линии, либо ниже ее плоскости. Триангуляция помогает перенаправить атаку соперника, сохраняя устойчивое положение


Использование локтей


Мастера Вин Чун часто говорят о «силе локтя» и концентрации энергии в локтях. Этот метод поможет вам понять, как правильно использовать руки и не подвергать их лишнему напряжению.

Локти в Вин Чун используются в основном для защиты и перенаправления атак противника (см. Бонг сао, Фук сао и Тан сао ), а также для ударов, захватов и контроля над конечностями соперника (см. Синхронная атака и защита). При атаке тыльной стороной руки ладонь или кулак находятся в прямом положении, такой эффект достигается благодаря значительной силе локтя. Если ваша рука находится снаружи руки противника, локоть должен защищать центр, что приводит к направлению ладони или кулака вертикально вниз. Заметьте разницу между ударом ладони в конце первой, и началом третьей части Сю Лим Тао .


Эффективное использование энергии или силы


Мастера Вин Чун знамениты своей скоростью и способностью достигать огромной эффективности в ближнем бою. Суть этого искусства состоит в правильном использовании мускулов и сухожилий, применяя ровно столько силы, сколько нужно, чтобы достичь цели.

Если вы попросите кого-нибудь напрячь руку, он, скорее всего, напряжет все мышцы, бицепсы и трицепсы, чтобы сразу спало видно всю мускулатуру. Выглядит внушительно, но настоящей силы в этом абсолютно нет, порому что мышцы - антагонисты, одни сгибают руку, а другие разгибают. И здесь буден уместно задать вопрос: где же сила?

Когда человек отжимается, его бицепсы расслаблены, позволяя трицепсам и грудным мышцам работать в полную силу. Прямой удар в Вин Чун не использует силу бицепсов, исключая случаи, когда необходимо остановить руку, проникшую слишком далеко или быстро изменить положение тела. Любое лишнее напряжение в верхней части руки замедляет скорость удара и гасит его силу.

Положение локтя бьющей руки (вместе с плечом, запястьем и пальцами) и приложение энергии или напряжения в момент контакта так же помогает придать удару большую силу и четкость. После удара рука немедленно должна вернуться в расслабленное состояние.

Такое правильное и эффективное использование мускулов и связок изучается в формах стиля (см. Сю Лим Тао ) и используется в каждой технике и позиции.


Взрывная сила и короткий удар


Вин Чун известен своим легендарным коротким ударом. Как уже говорилось выше, руки должны быть расслаблены для того, чтобы быстро менять положение или направление. Поэтому жизненно важной становится способность обретать силу в любом положении, особенно в ближнем бою.

Регулярно тренируясь, несложно наработать короткий удар за сравнительно небольшое количество времени. Тем не менее, важно понимать, откуда исходит сила, необходимая для удара, чтобы использовать всю его мощь (см. также главу о стойках). Простой и систематический подход к занятиям поможет вам легко выработать правильные навыки.

Если вы сумеете добиться правильного напряжения мышц, группировки суставов и положения тела, то будете наносить удары с помощью веса всего тела, а не только силы и скорости руки, и они приобретут настоящую мощь.

Использование стойки для повышения силы удара даст максимальный эффект при минимуме усилий. Ваши ноги достаточно сильны, чтобы выдерживать вес тела и направлять его вперед, увеличивая силу вашего удара. Понимание связи между вашим основанием и ударом очень важно (см. главу о стойках).


Учитесь бить


1. Начните с наработки способности ускорять движение из расслабленного, изогнутого положения руки. Ладонь должна быть открыта, локоть опущен вниз. Не отклоняйтесь назад во время удара, и не двигайте тело (стойка должна быть стабильной). В конце движения должно следовать расслабление (Рис. 7).




Рис. 7 (а, б). Учитесь быстро и резко бить от локтя.

Вначале полностью расслабьте руку, затем в конце движения напрягите кулак.

Рука должна вернуться назад естественным образом


2. Затем научитесь напрягать кулак в конце движения, убедившись, что два нижних пальца также напряжены и движение идет от локтя. Пальцы «скручиваются», пока рука двигается вперед.

3. Заставьте тело двигаться за ударом. Этого можно достичь небольшим поворотом или с помощью маленького шага вперед из начальной стойки. Здесь очень может помочь боксерская груша, чтобы убедиться, что вы не теряете силы в суставах (запястье, локте и плече), а также не отклоняетесь от цели удара.

4. Работайте с партнером или грушей. При работе с партнером используйте подходящий протектор (можно использовать телефонный справочник или толстую книгу, примотав ее на грудь), чтобы не было ненужных синяков и ушибов. Дотроньтесь до него пальцами и начинайте отрабатывать удар. Вообразите, что никакого препятствия перед вами нет, и нанесите быстрый, расслабленный удар, как будто вы бьете по воздуху.

Представляйте свой удар сильным на всем его протяжении.

Кулак держите напряженным.


Полезные советы


Не толкайте партнера, хотя на первых порах это может помочь ухватить суть идеи.

Не бейте по поверхности протектора, удар должен быть проникающим.

Ваш удар должен пройти те же стадии, как если бы вы били по воздуху, это поможет, если вы работаете с опытным напарником.

Когда у вас начнет получаться, убедитесь, что тренировки проходят в безопасном месте, т. е. с согласия взрослых и вдали от стеклянных дверей и других опасных объектов (в идеале удар может отбросить человека на несколько метров).

После удара ваша рука и кулак должны немедленно вернуться в расслабленное состояние, чтобы быть готовыми ударить снова или выполнить любое другое движение.

Короткий удар ладонью применяется наряду с ударом кулака, но вы должны добиться того, чтобы ладонь двигалась от локтя.

Это можно отработать на груше. Сделав небольшой поворот, направьте свой вес в сторону цели. Одновременно с этим нанесите короткий, резкий удар, направленный чуть вверх. Не отклоняйтесь назад и не теряйте силы в суставах. Если у вас нет груши, вы можете использовать (только осторожно) крепкие стены или двери на петлях.

При правильном выполнении вы сможете почувствовать некоторую дрожь в теле.

Силу можно брать из большинства основных узлов человеческого тела - локтей, плеч, ног, коленей и даже пяток.


Простота


Другой аспект стиля Вин Чун, принесший ему столь большой успех, - это его простота: вместо того, чтобы разрабатывать огромное количество техник, адепты Вин Чун пытаются понять, как применить простые техники стиля к различным ситуациям.

Основные позиции приведены в третьей части первого комплексаСю Лим Тао (маленькая идея), которая относится к простым упражнениям для работы рук. Эти идеи получают дальнейшее развитие во второй технике - Чум Кю (поиск моста), где представлены повороты, шаги и удары ногами наряду с синхронным использованием обеих рук, ведущие к технике Лоп сао .

Чи сао позволяет нам подробно рассмотреть все возможные комбинации и техники движений. Подобный процесс обучения дает ученикам легкое понимание целей, к которым нужно стремиться.

Когда ученик достигает одной ступени, полученные навыки помогают ему свободно постигать следующую.

Наиболее часто встречаются следующие техники: Бонг сао, Тан сао и Фук сао .


Базовые формы

Бонг сао (руки-крылья)


Бонг сао - мягкая техника, в которой не должны быть напряжены предплечья (пальцы держите свободными). Мышцы плеча должны поддерживать локоть в правильном положении, верхняя часть руки расположена параллельно центральной линии, а локоть защищающей руки находится чуть выше локтя атакующей.



Рис. 8. Базовые положения Вин Чун: Бонг сао, Тан сао и Фук сао. Поворот сбивает атаку, устанавливая новый центр


Бонг сао работает как наружу (правый Бонг, левая рука), так и внутрь (правый Бонг, правая рука). Во втором случае нужно быть осторожным, чтобы не травмировать локоть.

Бонг сао может использоваться как связующий мостик. Применение его такое же, как во второй части второго комплекса (Чум Кю ). В нашем случае руку можно направить вперед для захвата руки соперника, пока защитник уходит с линии атаки. Пока рука ищет руку соперника, нужно сделать небольшой шаг в сторону. При контакте рука Бонг сао может перейти в Лоп сао или держать контроль рук соперника.

Эти вариации Бонг сао используют различные позиции и точки приложения сил, давая разные перспективы центральной линии, было бы полезно познакомиться с каждой из них.

Бонг сао начинается с поворота локтя внутрь и образования руками клина для защиты центра. После того, как практикующий поворотом нейтрализует силу нападавшего, агрессор вынужден изменить направление атаки или прекратить ее. Финальная стойка Бонг сао приводит нас в исходную позицию для Лоп сао или прямого удара из By сао (Рис. 9).



Рис. 9. Защита локтем в Боне сао. Здесь By сао позволяет перейти в Лоп сао или нанести удар


Тан сао (блок ладонями)

Тан сао - очень сильная форма, ее можно считать противоположностью Бонг сао (Рис. 10). Суть Тан сао - в движении рук вперед от локтя с поддержкой трицепсов и внутренних дельтовидных мышц, которая делает его очень сильным на всем протяжении. Бицепсы используются для поворота ладони внутрь и наружу. Тан сао - прекрасная позиция для перехода к техникам Лоп сао или Пак сао .

Тан сао блокирует атаки как внутрь (правый Тан, левая рука), так и наружу (правый Тан, правая рука).

Чрезмерная сила при выполнении Тан сао (через центр) сделает движение более слабым или заставит его перейти в другую форму вроде Бонг сао .




Рис. 10. Тан сао блокирует атаку как внутрь, так и наружу, в то время как свободная рука атакует центр


Заметьте, что рука защитника вначале находится внутри, а заканчивает свое движение снаружи руки соперника, при этом контакт и контроль не прерываются ни на миг. Эта последовательность движений может идти и в обратном порядке, когда Бонг сао, продолжаясь по спирали, переходит в Тан сао.


Фук сао (мост на руке)


Фук сао используется для внешнего контроля положения руки противника. Энергию снова нужно сконцентрировать в локте и верхней части предплечья. Рука не должна давить вниз или вперед.

Локоть снова используется для контроля над центральной линией.

Когда направление атаки выявлено, практикующий поворачивается в безопасную сторону, за локоть (Рис. 11).



Рис. 11. Фук сао используется для контроля руки противника снаружи


Если свободная рука остается активной, это движение способствует переходу в Лоп сао, Ют сао или Пак сао .

Фук сао также может «развиться» или перейти в другие положения рук - такие, как Юм сао (см. «Липкие руки») или Хьен сао (руки-кольца). Еще раз скажу, что во время этих переходов необходим постоянный контакт и контроль. Другие положения рук такие, как Гонг сао (Рис. 12), тоже могут использоваться для воздействия снаружи.



Рис. 12. Гонг сао тоже может быть использовано для отражения атаки с внешней линии


Вся защита в Вин Чун строится на этих положениях, и крайне необходимо обрести глубинное понимание их сути; то есть не только понять, как и когда их можно применять, но и осознать, как они могут переходить из одного в другое, когда использовать напряжение во время этих переходов и как повороты или работа ног может увеличить их эффект.

Четкое представление ситуаций, в которых могут быть применены эти положения, приводит к искусному и эффективному Вин Чун. Это может показаться сверхпростым, но на самом деле, чтобы полностью понять скрытые стороны этих трех форм и добиться мастерства в их применении, требуются годы и десятилетия.

Обратите внимание на то, что, когда рука не выполняет задания, она остается в положении By сао (рука-страж). By сао находится на центральной линии, закрывая горло, подбородок и нос в случаях, когда атака противника пробивает защиту. By сао также является позицией готовности, рука может при случае атаковать из центра или принять любое другое положение.

Практикующий Вин Чун пытается достичь положения максимальной силы и лучшего утла атаки каждым простым движением. Во время любой защиты, атаки, работы ног или перемены стойки должен присутствовать строгий контроль центральной линии, который лишает соперника преимуществ и заставляет его атаковать либо защищаться под плохим углом.

Во время тренировок каждое движение может быть рассмотрено отдельно, чтобы выбрать наилучший вариант. Затем отдельные движения могут быть слиты воедино в индивидуальный комплекс, где они плавно переходят друг в друга. Изучение правильного положения и направления действий может быть трудным: сначала нужно обрести четкое понимание стоек, положений рук и центральной линии, а затем закрепить его, практикуя Чи сао.

Другая сторона простоты стиля заключается в том, что основной целью Вин Чун является захват и удержание центра. Так что цели стиля и его общая идея довольно просты.


Контактные рефлексы


Благодаря проникающей системе стиля Вин Чун, построенной на быстроте реакции (см. также «Тренировки»), техника впечатывается глубоко в подсознание практикующего и становится рефлексивной (минуя процесс обдумывания). Это дает ученику возможность реагировать намного быстрее, чем при видимом рефлексе. Правильный рефлекс срабатывает моментально.

Контактные рефлексы также дают рассудку больше времени для выбора тактики боя и позволяют легко достичь высоких ступеней в искусстве. Не овладев ими, ученик будет вынужден постоянно удерживать в памяти всевозможные вариации атак и каждый раз делать выбор. Ему будет необходимо видеть и понимать смысл каждой атаки, выбирать нужную защиту и затем действовать по ситуации. При овладении контактными рефлексами этот процесс идет намного быстрее.

Теория и процесс автономных рефлексивных актов изучены еще не до конца. Считается, что подсознательные рефлексы (включая повседневные действия - такие, как ходьба, вождение автомобиля или езда на велосипеде), записаны либо в коре больших полушарий, либо в спинном мозге.

Исследование показало, что существует два уровня движений, записанных в теле: первый - для выбора конкретной программы действий, а второй - для осуществления и контроля хода ее выполнения.

Практикующий может заранее продумать последовательность движений (см. «Тренировки») и просто ждать сигнала к выполнению действия.

Упражнения и тренировки в Вин Чун развивают силу и чувствительность рук, позволяя им ощущать направление, силу и скорость атаки. Наши движения и положения рук являются прямым результатом действий противника, так что необходимо добиться того, чтобы защита полностью соответствовала нападению. И помните, что переход от одного движения к другому так же важен, как и конечная позиция.

Наши руки и тело должны действовать подобно амортизаторам.

Возможно, что движение соперника будет столь быстрым, что мы не успеем уйти, или, напротив, столь незначительным, что никакой реакции вообще не потребуется. В таком случае нам придется сдержать себя, пока мы не будем уверены в происходящем и не сможем действовать правильно.

Также возможно на некоторое время сохранить силу про запас перед тем, как направить ее в другое русло. Это можно уподобить натянутой тетиве или взведенной катапульте в момент, когда запущенный снаряд летит в цель. Тем не менее, нужно заметить, что более эффективным является мгновенное и четкое применение силы.

Подобная подвижность достигается регулярными тренировками в Вин Чун, а также практикой «липких рук» или Чи сао.


Синхронная атака и защита


Одновременность атаки и защиты означает не только то, что, защищаясь одной рукой, вы атакуете другой. Подобное явление - неотъемлемая часть стиля Вин Чун. Синхронная атака и защита также означает, что одна рука может одновременно выполнять и то, и другое действие.

Защищая центральную линию вместо того, чтобы гнаться за руками соперника, вы можете, используя только одну руку, сбить атаку оппонента и атаковать его центр. Часто это может произойти, когда вы блокируете руку противника локтем, оставляя ладонь и запястье свободными для осуществления атаки. Танбью сао в комплексе Чум Кю - вот превосходный пример подобного движения. Бонг сао также может переходить в короткий удар локтем, если вы просто уменьшите дистанцию и правильно используете силу.


Важность стойки и осанки


Основная стойка Вин Чун часто непонятна, потому что с первого взгляда она кажется слишком неуклюжей и неподвижной. Тем не менее, как и в случае с другими аспектами искусства, после четкого представления механики и теории понимания становится намного больше.

Понимание связи между основанием (ногами) и работой рук крайне важно для свободы движений и развития способности эффективно атаковать и защищаться. Конечно, оба этих явления немыслимы одно без другого, но нам нужно четко установить, что происходит, когда мы принимаем определенную стойку, какую выгоду наян в себе различные позиции и как быстро передвигаться из одной стойки в другую без остановок и замирания.

Боксеры бьют всем телом, добавляя к мощи ударной руки силу поворота корпуса и обретая лишнюю скорость за счет движения плеча.

Каратисты бьют от живота, используя силу поворота бедер. Мастера Вин Чун достигают огромной скорости, точности и силы путем правильной стойки и работы ног, не придавая особенного значения весу тела (кроме поддержания равновесия).

Мы уже обсуждали использование поворотов для нейтрализации силы атаки, а также правильное использование энергии и силы локтей, но эти умения бессмысленны без прочной и мобильной основы.

Любая стойка сильна в двух направлениях, поэтому очень важно понимать, как правильно ее достигать, и уметь плавно переходить из одной позиции в другую. Мы должны стоять так, чтобы задняя нога могла свободно двигаться вперед, а также достаточно прочно, чтобы выдержать атаку соперника без поворотов или уклонов. При этом передняя нога должна свободно выдерживать наш вес, чтобы стойка была ровной, а не перекошенной.

Правильно принятая, основная стойка Вин Чун достаточно стабильна, чтобы выдержать напор со стороны. Именно поэтому на ранних стадиях изучения Вин Чун особое значение придается триангуляции, свободе движений и поворотам. Во время атаки мы должны повернуться в ту сторону, откуда она исходит. Крайне важно в это время сохранять прочную стойку. Она должна быть стабильной и устойчивой.

Для практикующего Вин Чун шаги и повороты должны стать столь же естественными, как ходьба. Вы должны научиться менять стойки и наносить удары руками и ногами, постоянно сохраняя наиболее подходящую дистанцию (Брюс Ли был чемпионом Гонконга по ча-ча-ча), независимо от того, какие действия предпринимает противник.

Помните, что расстояние между вами и положение тела должно меняться, исходя из вашей стойки и положения рук. Практикуя Чум кю , технику деревянного манекена, и Чи сао , вы сможете понять суть работы ног.

Другим важным вопросом является положение ног: некоторые утверждают, что колени и носки должны быть чуть повернуты внутрь, другие говорят, что ноги должны располагаться параллельно. Разница в том, что при повернутых носках вы можете повернуться, используя только одну ногу и оставив вторую в неизменном положении. Возможно, что это придаст вашей стойке больше стабильности.

Если ваши ноги расположены параллельно, то для поворота необходимо их синхронное движение. Это придает повороту несколько другие ощущения. Практикуя упражнения, и особенно комплекс Чум Кю , вы со временем найдете лучшее для вас положение, а также поймете, в каких ситуациях лучше применять ту или иную форму.

При выполнении поворота вес тела должен приходиться на пятки (Рис. 13), этого можно достичь, чуть откинув голову и держа спину прямо (смотрите на противника как бы сверху вниз!). Колени должны двигаться вместе со ступнями. Это позволит избежать постороннего давления на коленный сустав и предотвратит возможные травмы, и вместе с этим защитит область паха.

Таз должен быть выдвинут чуть вперед, и сохранять такое положение на протяжении всего поворота (позволяя вам бить с использованием массы тела). Точка равновесия в обычной стойке расположена между ногами. Стойка должна быть пружинистой и мобильной, а не одеревеневшей и ограничивающей движения.




Рис. 13 (а, б). Сохраняйте равновесие и не отклоняйтесь назад, вес тела должен приходиться на пятки. Если вы будете опираться на носки, тело станет раскачиваться, делая невозможным точное движение.

Также ваша атака станет более слабой


Заметьте, что после поворота мы оказываемся в передней стойке, лицом к боковой стороне (это зависит от того, где мы проведем центральную линию). Выполняя поворот, как и любое другое движение в стиле, мы должны чувствовать силу противника. Любой поворот должен быть изменен или отменен под влиянием обстоятельств.

Начальное движение корпуса, насколько это, возможно, должно исходить от ног, коленей и бедер (и талии под углом больше 45 градусов), а не от спины или плеч, что может привести к потере триангуляции.

Перед началом атаки нужно распределить вес так, чтобы точка равновесия пришлась между ногами, это дает движению быстроту и легкость.

Сзадистоящая нога связывает нас с землей, позволяя двигаться вперед или назад, ускоряя или гася внешнюю силу или нажим соперника. Передняя страхует нас от рывков вперед и не позволяет опуститься рукам.

Ведущая нога играет роль тормоза, останавливая продвижение тела при движении вперед, и может быль использована как толчковая при движении назад или перемене направления действий. Сила любой атаки, как и защиты, в большой степени зависит от стабильной стойки.

Без нее мы лишены возможности ударить четко и сильно.

Мощь удара зависит от скорости, движения и массы тела и техники. Массу изменить невозможно. Скорость можно развить, правильно используя и тренируя мускулы. Но техника может быть улучшена только пониманием источника силы в стойке. Способность использовать массу тела исходит из поверхности, на которой мы стоим.

Чтобы лучше представить это, попробуйте сделать следующее маленькое упражнение.


Тест стойки


Находясь в обычной стойке, попросите партнера применить толчок против Тан сао и почувствуйте силу, скрытую в вашей стойке (Рис. 14).



Рис. 14. Динамика стойки. Толчки и рывки могут быть преодолены, если вы стоите правильно и прочно


Чуть изменив форму упражнения, вы можете проталкивать сжатую в кулак руку против давления партнера (Рис. 15). Это проверит стабильность и эффективность вашей стойки. Если ваш партнер внезапно отпустит руку, она вырвется вперед и нанесен удар. Левая нога страхует тело от чрезмерного движения вперед.

Сзадистоящая нога немного напряжена, эта упругость передается на впередистоящую и выходит через руку.



Рис. 15. Толчок против удара: проверьте свою устойчивость


Затем попросите напарника потянуть вас на себя, обхватив Тан сао или вашу шею. Не позволяйте себе упасть или развернуться.

Чувствуйте, как напряжение входит в вашу впередистоящую ногу.

Оттолкнитесь ногами назад, как при перетягивании каната. Если начнете опрокидываться, сделайте маленький шаг вперед и переставьте впередистоящую ногу, сдвигая сзадистоящую для обретения равновесия.





Рис. 16а, 16б, 16 в. Не ослабляйте стойку прогибами в талии


При движении ноги должны слегка пружинить и действовать, как амортизаторы, но вам необходимо оставаться на одной высоте, а не подпрыгивать вниз-вверх и не пытаться проникнуть за пределы защиты соперника, чтобы нанести удар. Вместо этого постарайтесь действовать, подобно клину (используя триангуляцию), направленному в центр тела противника, вынуждая его применить силу и раскрыться.


Работа ног


При переходе из прямой стойки в переднюю (Рис. 17) необходимо помнить, что толчок с опорной ноги поможет вам приблизиться к партнеру или усилить свою позицию без начального шага, не делая лишних движений. Это дает вам возможность изменить положение тела, не выдавая противнику своих намерений. Толчок с передней ноги также улучшит вашу технику ухода от атаки.




Рис. 17 (а, б). Толчок с сзадистоящей ноги позволяет нам шагнуть сразу, без предварительного движения


Круговой шаг в Бю Дзе также позволяет вам кружить вокруг соперника и сбивать его с толку ложными движениями. Такие маневры очень полезны, если вы желаете нанести четкий, сильный удар (используя, к примеру, Пак сао), но угол атаки либо дистанция не позволяют этого сделать.

Некоторые ученики отвергают традиционную работу ног и предпочитают делать боковые или круговые шаги вроде движений, используемых в стилях Багуа. Когда соперник атакует, защитник вместо поворота делает шаг вперед под утлом в 45 градусов, подобно теннисисту, принимающему подачу. Такой обход атаки рассеивает силу противника, как и поворот, дает возможность двигаться дальше и быстрее.

Такой боковой шаг также очень полезен, когда вы отражаете атаку «в лоб»: защитник уходит в сторону, одновременно нанося удар.

Помните, что боковые шаги дают большой простор движений из стороны в сторону, но они малоэффективны, если вы желаете настичь отступающего противника. Так происходит потому, что любая предпринятая вами атака искривит тело и успешной явно не будет (для атаки сделайте небольшой шаг вперед, переходя в переднюю стойку).


Удары ногами и подсечки


Хотя практикующий Вин Чун большую часть боя проводит на двух ногах, не отрывая их от земли, ему необходимо знать, когда и как нужно использовать удары. Перед нем, как изучать работу ног, нужно выработать основные стойки, шаги и повороты, достигнув правильного понимания равновесия и динамики ног и бедер.

В стиле Вин Чун удары ногами используются в Чам Киу и работе с деревянным манекеном. Иногда их называют «не имеющими тени». Эти удары выполняются четко и быстро, их основная цель - ступни, голени, колени (спереди, сзади и сбоку), бедра и пах.

Удары ногами в Вин Чун очень редко наносятся выше уровня живота. Причина их скорости и пластичности заключается в ном, что они работают по тому же принципу, что и руки, т. е. достигают цели напрямую, кратчайшим путем, без предварительной задержки или отвода назад. Во время выполнения прямого удара ногой бедра остаются развернутыми вперед практически под тем же углом, что и обычно.

Сила такого удара исходит из ускорения движения ноги и толчка от земли, таким образом, любая отдача возвращает вас в стойку. Если же вы бьете по нисходящей, то сильное столкновение может нарушить вашу стойку и заставить потерять равновесие.

Сила, с которой наносятся удары ногами в Вин Чун - та же самая, что и при нанесении коротких ударов руками, только в этом случае она гораздо больше; более того, при ударах ногами ее можно использовать полностью. Обычно прямой удар наносится из поворота, чаще всего это удар сверху или сбоку.

Нога идет по ному же направлению, что и в круговом шаге, только теперь она повернута наружу и натянута. Удар обретает крутящий момент и в то же время не влияет на положение рук, поскольку наносится через центр тяжести.

Иногда удары становятся результатом сложных маневров ног или рук, наподобие Лоп сао ; это сильно затрудняет их обнаружение (Рис. 18).



Рис. 18. Удар ногой из поворота или Лоп сао


Если нарушена стойка, то удар ногой может помочь исправить положение. Когда на вас нападают спереди, нанесите прямой удар по восходящей линии, при атаке с фланга лучше всего подойдет боковой удар. Удары сбоку также часто используются для освобождения от некоторых захватов (Рис. 19).



Рис. 19. Боковой удар ногой для освобождения от захвата


Главное, что вы должны помнить при ударах ногами, - это стабильность, равновесие и, что важнее всего, контроль противника перед атакой. Отсюда и поговорка: если хотите бить, как лошадь, стойте на трех ногах! (Одной - своей и двух - соперника.) Также мы должны четко представлять, куда бить: просто наносите удар в ближайшую цель или ту, что наиболее подходит для удара в данный момент и, как и при работе рук, будьте готовы изменить цель в зависимости от ситуации.

Обычно возможность для ударов по ногам дают резкие рывки вперед и назад, они также переносят вес противника на опорную ногу, что делает ее еще более легкой целью. Все же, если вы не уверены в ситуации, останьтесь твердо стоять, и контролируйте соперника руками.


Защита от ударов ногами


Предотвратить удары ногами или защититься от них можно по-разному; можно, например, сохранять близкую дистанцию и давить на противника. Многие бойцы и практикующие боевые искусства не могут эффективно бить с той боевой дистанции, которую предлагает стиль Вин Чун. Если соперник пытается уйти от сближения, просто следуйте за ним и продолжайте прессинг.

«Бейте бьющего» - вот еще одна фраза, которая приходит на ум.

Другими словами, если противник пытается ударить вас ногой с близкого расстояния, то, как только он оторвет ногу от земли (это можно отработать в Чи сао или Чи герк ), поднимите свою ведущую ногу, не давая сопернику возможности прижать ее к земле, и ударьте по его опорной (или бьющей) ноге, отбрасывая ее назад (Рис. 20, 21).



Рис. 20. Блок ногой против кругового удара



Рис. 21. Бейте бьющего, как только его нога оторвется от земли


Другие, не менее эффективные способы защиты - использование Гум сао или Гаун сао для контроля нижнего уровня.

Или простой рывок руки в подходящем направлении (чаще всего вниз) во время отрыва ноги соперника от земли. Это лишает противника равновесия, заставляя его инстинктивно вернуть ногу обратно, спасаясь от падения.

Если противник пытается подсечь вашу переднюю ногу, нужно вернуть ее в центр, так же, как и руку, и немедленно атаковать его опорную ногу. Часто в таких случаях можно использовать удар ногой одновременно с захватом, отвлечением внимания соперника, или (что наиболее эффективно) созданием в руках внеосевой силы, которую затем можно использовать по назначению.

Большинство этих умений изучается в Чи герк («липкие ноги») или даже в комбинации с Чи сао, но необходимо быть уверенным, что обучение ведется под тщательным наблюдением: сильные удары по таким уязвимым частям тела, как колени, могут быть очень опасными. Что касается Чи сао, то если вы будете постоянно отрабатывать удары ногами, практикуя эту технику, то есть риск недостаточной тренировки рук.


Расстояние


Выше мы говорили, что практикующий Вин Чун обретает огромное преимущество над своими соперниками, овладев способностью вести бой, исходя из позиции. Если вы обрели это умение, его невозможно потерять. Еще одно достоинство стиля заключается в том, что дистанция, на которой ведется поединок, часто слишком мала для исповедующих другие стили боевых искусств; такое положение дел заставляет соперника отходить, нам же остается преследовать его, все время, применяя прессинг. Но, тем не менее, не все поединки ведутся на столь удобном и выгодном для нас расстоянии.

В таких случаях нам необходимо войти в контакт с соперником, желательно без особого ущерба для себя. Здесь необходимо помнить, что наша главная цель при контакте с противником - обрести прочный центр, после чего в дело пойдут наши рефлексы и умение «липких рук».

Мы должны уйти (поворотом или шагом - это зависит от нападения) с линии атаки, но в то же время войти в контакт с противником, чтобы понять, какую тактику боя необходимо выбрать. Подходящим методом для обретения контакта является Мун сао (рука просящего).

Не попросив о чем-то, невозможно это получить. Встречайте атаку соперника с должным тщанием, перехватывайте атакующую руку мягко и плавно, как будто вы ловите теннисный мячик или хрупкое яйцо.

Установив контакт, мы можем понять, насколько спокоен или напряжен наш соперник, какова его примерная сила и скорость, и тем самым определить свою тактику ведения поединка. Проще всего сделать это, сместив угол защиты немного от центра; это направит атаку ниже предполагаемого уровня. При атаке уходите вправо или влево, используя боковой шаг.

Блокирующая рука устремляется в центр или иногда к плечу соперника. Что касается внутренней стороны, то вам придется прекратить движение верхней части руки или остановить поворот тела (Рис. 22).



Рис. 22. Ликвидация дистанции. Блокируйте атаку, войдите в контакт и ударьте в центр


Лучше следить за движением локтя, поскольку он движется медленнее, чем рука; это помогает лучше контролировать тело. Когда дистанция между соперниками ликвидируется, последующие движения будут теми же, что и в комплексе Чи сао.

Расстояние можно сократить, используя любое подходящее положение рук, т. е. Бонг сао, Тан сао, Гаун сао, Гум сао и т. д.

Научившись защищаться от разнообразных атак, вы вскоре поймете, какой метод больше подходит для данной ситуации, но вы должны будете найти свой собственный способ плавного и безопасного вхождения в контакт с соперником перед тем, как тренировать технику рук.

Не забывайте, ваша цель - обрести контакт, контроль и центр. Для достижения этой цели ваши ноги должны очень быстро двигаться и менять положение (хорошее равновесие). Думайте о теннисисте, который принимает подачу, или вспомните, как в школе играли в салки, это не имеет принципиального значения.

Основным средством ведения поединка в стиле Вин Чунь являются руки. Техника рук включает в себя различные атакующие и защитные движения.

Рассмотрение технических приемов мы начнем с ударов, как основного средства ведения поединка.

1. Прямой удар вертикальным кулаком Ят Чи Куен (рис. 15,16).


Этот удар является наиболее часто используемым в поединке. Ят Чи Куен наносится основанием мизинца, безымянного и среднего пальцев. В этом случае поражается определенная зона тела противника. На втором этапе обучения учеников обучают использовать данный удар для поражения уязвимых точек на теле противника. Это вносит определенные изменения в способ нанесении удара. При этом, ударной поверхностью является вторая фаланга среднего пальца (рис.17).



Удар, наносимый таким образом, является наиболее эффективным, однако требует длительной тренировочной практики и знание основ акупунктуры.

Удар Ят Чи Куен может использоваться как при атаке (рис. 18), так и при проведении контратакующих действий (рис.19).




2. Прямой удар основанием ладони Вун Джун.

Существуют два варианта этого удара:

а) Ладонь располагается вертикально, пальцы направлены вверх (рис.20).



б) Ладонь располагается горизонтально или под определенным углом, при этом пальцы направлены в сторону и вверх (рис.21).



Вун Джун наиболее часто используется для поражения внутренних органов (рис.22), однако может применяться и для ударов в подбородок (рис.23).




Также Вун Джен может использоваться как толчок, направленный в любую область тела сообразно ситуации.


3. Прямой восходящий удар кулаком Джао Куен (рис.24,25).




Удар наносится снизу вверх и вперед, под углом в 30-45 град. к горизонтальной линии. Ударной поверхностью является основание мизинца, безымянного, среднего и указательного пальцев. Джао Куен может использоваться как в атаке (рис.26), так и в контратаке (рис.27).




4. Удар ребром ладони Джут Сау (рис.28,29)




Удар наносится размашистым движением руки при разгибании в локтевом суставе. Предплечье движется в горизонтальной плоскости или снизу вверх под небольшим углом к ней.

Ударной поверхностью является внешняя реберная часть кисти со стороны мизинца. Удар Джут Сау, как правило, используется для поражения горла и шеи (рис.30.31) во время атаки или контратаки.



5. Горизонтальный удар локтем вперед Гвой Джан (рис. 32,33)




Данный удар является наиболее сильным и эффективным среди ударов рукой. Наносимый с близкого расстояния, он практически не блокируется и почти в 100% оказывается результативным. Включение в удар массы всего тела, при повороте туловища в направлении удара, усиливает его и повышает разрушающую мощь. Удар Гвой Джан, как правило, применяется в контратаке при сближении с противником (рис.34).



Рис.34


Описав атакующие техники, перейдем к рассмотрению базовых элементов защиты.


1. Тан Сау (рис.35,36)




Данное защитное движение представляет собой блокирующую технику отводящею характера. Рука противника уводится с линии атаки изнутри наружу внутренней реберной частью предплечья, при этом ладонь направлена вверх, а пальцы вперед (рис.37,38).




Тан Сау используется для нейтрализации прямых атак в голову (рис.39) и в верхнюю часть туловища (рис.40).




Во время выполнения Тан Сау необходимо повернуться туловищем в сторону выполняемого движения. Это усилит блокирующее движение, а так же позволит убрать тело с линии атаки. Выполняя движение Тан Сау, следует удерживать локоть на центральной линии. Это является главным условием правильного выполнения данного блокирующего движения.


2. Бон Сау (pис.41,42)




Наиболее часто используемое защитное движение в Вин Чунь.

Бон Сау представляет собой блокирующее движение сбивающего характера. При этом рука, выполняющая движение, поднимается вверх или просто вращается вдоль продольной оси, сбивая руку противника снаружи внутрь. Бон Сау также как и Тан Сау будет эффективен лишь в том случае, если сопровождается поворотом туловища в сторону. Данное защитное движение используется для нейтрализации прямых атак в голову (рис.43), верхнюю и среднюю часть туловища (рис.44).




3. Гум Сау (рис.45)



Данная защитная техника представляет собой блокирующее движение сверху вниз основанием ладони. Гум Сау является сбивающим, а в некоторых случаях останавливающим блоком.

Эффективность данного движения зависит от своевременного поворота туловища в соответствующую сторону. Гум Сау используется для нейтрализации прямых атак в среднюю (рис.46) и нижнюю часть туловища (рис.47).




4. Биу Сау (рис.48,49)




Данная техника представляет собой блокирующее движение сбивающего характера внешней реберной частью предплечья.

При этом рука противника отводится изнутри наружу. Иногда Биу Сау выступает в роли останавливающего блока. В любом случае защитное движение рукой должно сопровождаться поворотом туловища в сторону.

Биу Сау используется для нейтрализации прямых и боковых атак в голову (рис.50)



5. Гaн Сау (рис.51)



Данная защитная техника представляет собой блокирующее движение сбивающего характера внешней реберной частью предплечья. Ган Сау может использоваться и как останавливающий блок в более жесткой форме. Рука или нога противника отводится изнутри наружу. Здесь, как и в предыдущих техниках, поворот туловищем является обязательным и необходимым условием эффективного применения данной защитной техники. Ган Сау используется для нейтрализации прямых и боковых атак в среднюю (рис.52) и нижнюю часть туловища (рис.53).




6. Лап Сау (рис.54,55)




Данная техника представляет собой захват пальцами руки.

Диапазон использования Лап Сау очень широк. Это и захват конечностей противника с целью сковывания его движения и захват с целью опрокидывания путем броска, подсечки или другого приема. Так же Лап Сау применяется для проведения различных болевых и удушающих приемов относящихся к разделу Циньна. На рис.56-58 представлены некоторые примеры использования данной техники в реальном поединке.




Удары руками

Удары руками являются визитной карточкой школы ВИН ЧУН.

Плотность ударов в поединке достигает такого уровня, что зачастую на ум приходит аналогия с пулеметной очередью. При этом силы одного из них достаточно, чтобы сбить с ног человека среднего телосложения. Мало того, атакующие движения часто используются и в защите. Удивительно, но например прямой удар вертикальным кулаком, выполненный под определенным углом, действительно может выполнить роль отводящего блока и одновременно контратаки.

В некоторых школах гонконговского направления стиля ВИН ЧУН основной упор делается на изучение и отработку прямого удара кулаком НОУ МУН ЧУЙ. Считается, что прямолинейная траектория является самой короткой, а следовательно движение - самым быстрым, что крайне важно в условиях ближнего боя. С этим трудно не согласиться, но в реальности часто наоборот, круговое или дугообразное движение более эффективно, чем прямой удар. Так например в классическом базовом упражнении ЛАП САУ во многих школах вместо прямого удара НОУ МУН ЧУЙ наносят рубящий удар кулаком.

В предлагаемой Вашему вниманию книге будут рассмотрены пять базовых ударов кулаком, изучаемых во вьетнамском направлении школы ВИН ЧУН.

1) Прямой удар (НОУ МУН ЧУЙ)

Основной удар в стиле ВИН ЧУН. Наиболее часто используемый на практике, поэтому его отработке необходимо уделять наибольшее внимание.

НОУ МУН ЧУЙ наносится по центральной линии прямо вперед. Кулак принимает вертикальное положение. Ударной поверхностью являются костяшки мизинца, безымянного и среднего пальцев.

В конечной фазе удара локоть выпрямляется полностью (рис. 1).

На рисунке 2 показано использование прямого удара с одновременным блоком ТАН САУ.

2) Боковой удар

Наносится по дугообразной траектории снаружи вовнутрь в горизонтальной плоскости. Кулак принимает горизонтальное положение пальцами вниз. Рука во время удара всегда согнута в локте и никогда не распрямляется полностью (рис. 3).

На рисунке 4 изображено применение бокового удара с одновременным блоком ПАК САУ.

3) Рубящий удар

Выполняется по траектории изображенной на рисунке 5.

Ударной поверхностью является либо тыльная сторона кулака, либо костяшки указательного и среднего пальцев. Удар может наноситься как по центральной линии, так и немного под углом к ней.

На рисунке 6 показано использование данного удара с одновременным движением ЛАП САУ другой рукой.

4) Буравящий удар

Напоминает боксерский апперкот, однако отличается от него траекторией движения. В ВИН ЧУН этот удар выполняют вперед и немного вверх. Кулак принимает горизонтальное положение, пальцами вверх. В конечной фазе удара локоть не выпрямляется (рис. 7).

На рисунке 8 изображено применение буравящего удара с одновременным блоком ПАК САУ.

5) Прямой нисходящий удар

Наносится по центральной линии с полным выпрямлением в локте в конечной фазе. Кулак принимает горизонтальное положение, пальцы смотрят вниз. Ударной поверхностью служат костяшки указательного и среднего пальцев (рис. 9).

На рисунке 10 изображено применение данного удара с одновременным блоком ПАК САУ.

Из книги Самозащита в стиле тай автора Коклам Сагат Ной

Из книги Хапкидо для начинающих автора Мастер Чой

ОСНОВНЫЕ УДАРЫ РУКАМИ Последовательность формирования кулака При ударе кисть получает значительную нагрузку. Поэтому необходимо правильно сжимать ее в кулак. Для этого нужно согнуть пальцы и прижать их к ладони, затем большой палец прижать к средней фаланге

Из книги Техника и тактика самообороны автора Разумов Александр Николаевич

§ 6. Удары руками Удар противоположной рукойРис. (81) Удар наносится рулой, расположенной на стороне, противоположной выдвинутой вперед ноге.Удар-выпадРис. (82). Рис. (83) Удар рукой, расположенной на одной стороне с выдвинутой вперед ногой. Он эффективен, когда противник

Из книги 100 лучших приёмов тайландского бокса автора Атилов Аман

Прямые удары руками и защита от них Прямой удар левой рукой в голову на местеТехника выполнения: примите боевую стойку. Вес тела слегка переместите на правую ногу, затем – на левую ногу. Одновременно разворачивая туловище слева направо и резко выбрасывая вперед левое

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для женщин автора Атилов Аман

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин автора Атилов Аман

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн.2 Специальная техника автора Федоренко А.

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

Прямые удары руками и защита от них Прямой удар левой рукой в голову на месте Техника выполнения: примите боевую стойку. Вес тела слегка переместите на правую ногу, затем – на левую ногу. Одновременно разворачивая туловище слева направо и резко выбрасывая вперед левое

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Удары руками Удары руками являются визитной карточкой школы ВИН ЧУН.Плотность ударов в поединке достигает такого уровня, что зачастую на ум приходит аналогия с пулеметной очередью. При этом силы одного из них достаточно, чтобы сбить с ног человека среднего телосложения.

Из книги Рукопашный бой [Самоучитель] автора Захаров Евгений Николаевич

Удары руками Начнем мы с ударов руками. Наиболее распространенными являются две техники нанесения ударов руками. Одна характерна для восточных единоборств (типичный пример - удары в каратэ), другая - для западного бокса. В чем между ними разница? И какая техника

Из книги Тайский бокс в свое удовольствие автора Шехов Владимир Геннадьевич

I. Удары руками 1. Удар кулакомСамым простым по технике исполнения является удар кулаком. Если при этом пальцы сжаты неплотно, то он будет ослабленным («феномен подушки») от того, что разложится на 2 составляющие. Движение частей кулака относительно друг друга погасят силу

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

1.5. УДАРЫ РУКАМИ Прежде чем начинать разучивание и тренировку ударов, следует освоить правильное формирование ударных поверхностей рук. В базовой технике кисть во время ударов в основном используется в двух положениях: сжатой в кулак и открытой, пальцы вместе. Из всего

Из книги автора

Глава 5. Опережающие удары руками Основой опережающих ударов, проводимых в ответ на начавшуюся атаку руками, являются уклоны - своеобразные «скручивания» тела бойца, выполняемые из «правильной стойки» и имеющие целью увести голову с линии атаки так, чтобы удар соперника

Из книги автора

Прямые удары руками С прямых ударов начинают обучение техники в боксе и кикбоксинге. Это относительно простые и самые распространенные удары руками.Прямой удар левой рукой в головуСамым скоростным ударом в вашем арсенале станет джеб - прямой удар. Обычно он служит

Из книги автора

Боковые удары руками Еще одним ударом мощной артиллерии является хук (боковой удар). Это непревзойденный лидер по числу нокаутов. Коварность этих ударов известна каждому бойцу, будь он на ринге или в уличной обстановке. При исполнении удара масса тела играет

Из книги автора

Удары руками снизу (апперкот) Удары руками снизу по исполнению сложнее прямых и боковых ударов, поэтому требуют предельной быстроты при исполнении. Иначе противник успеет контратаковать.Эти удары применяются на ближней и средней дистанциях, соответственно рука при



mob_info