Тренировка ь вольной борьбы. Тренировки по вольной борьбе для детей. Разовьешь все мышцы сразу

12 ..

Специально подготовительные упражнения (вольная борьба)

Специальные упражнения подразделяются обычно на 2 группы: специально подготовительные (подводящие) и кондиционные (развива­ющие). Их отличие от общеразвивающих упражнений состоит в большей приближенности к условиям реального борцовского поединка.

Специальные упражнения очень разнообразны. Их структура зави­сит от целевой направленности тренировки и уровня подготовленности занимающихся. Эти упражнения носят, как правило, локальный для групп рабочих мышц характер, а потому требуют при выполнении не только физической силы и ловкости, но и проявления воли.

Координационные (подводящие) упражнения направлены преиму­щественно на совершенствование координации движений борца при освоении их формы.

Кондиционные (развивающие) упражнения направлены преимуще­ственно на развитие и совершенствование физических качеств, специ­фических для спортивной борьбы. Эти упражнения в зависимости от преимущественного воздействия на те или иные физические качества подразделяются на: собственно силовые; скоростно-силовые; направлен­ные на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости; гибкости; аэробные (продолжительностью более 5-8 мин, выполняемые при ЧСС 130-150 уд./мин); аэробно-анаэробные (продолжительностью 2-5 мин, выполняемые при ЧСС 150-180 уд./мин); анаэробные лактатные (про­должительностью 30-120 с при предельной ЧСС - свыше 180 уд./мин) и анаэробные алактатные (продолжительностью до 30 с. с максимальной интенсивностью). По форме выполнения упражнения этой группы можно разделить на выполняемые без снарядов (главным образом используя вес собственного тела), со снарядами (манекеном, штангой, гирями, резиновым амортизатором и т.п.), на тренажерах, с партнером.

К координационным упражнениям следует отнести упражнения в самостраховке при падениях, в страховке и оказании помощи партнеру при проведении технических дейст­вий, акробатические упражнения, упражнения на мос­ту, упражнения с партнером, с манекеном и на тренажерах. В первую очередь следует уделить особое внимание освоению стойки на борцовском мосту (рис. 11). Мост должен быть освоен борцом в самом начале занятий и выполняться уверен­но, поскольку он органически включается в соревнователь­ный поединок на всех без иск­лючения этапах спортивного мастерства.

Высокий устойчивый мост может быть освоен в процессе непрерывной тренировки мышц шеи и спины, развитии гибкости позвоночника. Под­водящие упражнения показа­ны на рис. 12; стрелками обозначено направление дви­жений, которые можно выпол­нять как без отягощений (движение на мосту, прогиб в упоре), так и с отягощениями (с набивным мячом), а также с помощью партнера.

По ходу освоения борцов­ского моста специальные уп­ражнения усложняются, что в первую очередь связано с увеличением нагрузочных воздействий на мышцы шеи и спины и направ­лено на развитие подвижности в области шейных позвонков (рис. 13).

Упражнения этого типа могут выполняться с помощью партнера (рис. 14).

На рис. 15 показан прием выполнения операции «забегание», характерной для вольной борьбы (да и классической тоже), вместе с мостом, так как эта операция позволяет спортсмену уйти с моста. Такие уходы порою не просто даются в соревновательном поединке, поэтому совершенствование навыка «забегания» очень важно для тренировки специальных упражнений борца.

К координационным упражнениям следует отнести также всевоз­можные подседы и подхваты (рис. 16), акробатические кульбиты (рис. 17), уходы с моста (рис. 18).

Важное место в группе координационных упражнений занимают имитационные упражнения. Педагогических способов имитации про­тивоборства весьма много, так как они являются основой творчества самих тренеров. Однако общепризнанными можно назвать следующие:

формальное (ситуативное) моделирование игрового действия (или отдельной его фазы);

игровое противоборство, определенное особыми правилами;

функциональное моделирование ситуаций соревновательного противоборства.

Формальное (ситуативное) моделирование состоит в создании оп­ределенных условий соревновательного противоборства, в которых выполнение конкретной операции приносит успех. Примеры такого моделирования приведены на рис. 19 (работа с партнером) и рис. 20 (работа с манекеном).

Игровое противоборство, определенное особыми правилами (часто взятыми из национальных традиций и народных игр), широко известно тренерам по спортивной борьбе. В разделе 3.1. мы говорили, что игровое противоборство, по мнению некоторых зарубежных и россий­ских специалистов, представляет собой уникальное средство отбора в игровую спортивную секцию. Вольную борьбу с большой долей досто­верности можно отнести к одной из таких спортивных специализаций.

Функциональное моделирование эпизодов соревновательного про­тивоборства направлено на повышение надежности и эффективности выполнения технических действий в условиях нарастающего утомле­ния. Смысл функционального моделирования заключается в том, что, подбирая тренировочные задания разной направленности, представ­ляющие собой эпизоды соревновательного противоборства, можно добиться формирования устойчивого навыка выполнения различных технических действий в условиях реальных соревновательных поедин­ков (при силовом противодействии соперника, в условиях нарастаю­щего утомления, при скоростных атаках и т.д.).

Объектом моделирования является как содержание заданных эпи­зодов (теснение в определенном захвате с последующим выведением из равновесия, навязывание атакующего захвата, подготовка и прове­дение определенного приема и т.д.), так и внешние параметры нагрузки (подбор партнеров с разной манерой борьбы, разным весом, разными функциональными возможностями, время работы и отдыха, число повторений и т.д.).

Самбисту, как и каждому советскому спортсмену, необходимо всестороннее физическое развитие. Без этого нельзя достигнуть высокой степени мастерства. С этой целью нужно, помимо борьбы самбо, заниматься и другими видами спорта. Так, например, занятия спортивными играми помогут самбисту развить быстроту реакции, глазомер и ловкость; занятия боксом, парашютным спортом и прыжками на лыжах будут содействовать воспитанию ловкости, смелости и решительности.

Для дальнейшего развития ловкости полезны занятия акробатикой; для развития силы - штангой; для развития выносливости следует заниматься кроссами и альпинизмом, лыжным спортом, греблей и плаванием.

Как бы высоко ни были развиты некоторые качества самбиста, они не компенсируют недостаточное или слабое развитие других. Поэтому задача самбиста - не только овладеть сложной техникой самбо, но стать всесторонне физически развитым, хорошо подготовленным спортсменом.

Все физические качества человека находятся в тесной взаимосвязи. Хорошая ловкость требует большой быстроты в движениях, а быстрота, в свою очередь, требует значительной силы. Без выносливости вообще нельзя достичь хорошего развития ни одного из вышеперечисленных качеств. Поэтому, развивая все качества, самбист создает прочные условия для повышения своих спортивных достижений.

Имеется целый ряд упражнений, содействующих развитию преимущественно одного какого-либо качества и лишь отчасти других.

Ниже указаны наиболее ценные для самбиста упражнения.


Упражнения на гибкость и укрепление суставов. Упражнения, увеличивающие амплитуду (размах) движения, обычно называются упражнениями на гибкость. Главными ограничителями гибкости являются мышцы. В результате ежедневных упражнений они становятся более эластичными и, не уменьшая своей силы (а даже увеличивая ее), дают возможность увеличить амплитуду движения.

Увеличение подвижности в суставах (конечно, до известного предела) позволяет улучшить спортивные достижения, а также во многих случаях избежать спортивных и бытовых травм.

Каждое упражнение на гибкость нужно делать 12-16 раз: первые 3-4 счёта - медленно, плавно и легко; следующие 6-8 счётов - постепенно увеличивая амплитуду движения, а в конце - ускорять движение, не уменьшая его амплитуды.

При выполнении движений нужно следить, чтобы появилось ощущение растягивающейся мышцы. Однако доводить до боли это ощущение не рекомендуется.

Гибкость надо развивать ежедневно. Если нужно ее особенно повысить, то упражнения, развивающие гибкость, следует проделывать по 2 раза в день.

Необходимо учитывать, что амплитуда подготовительных движений должна быть несколько больше, чем амплитуда, требуемая для выполнения совершенствуемых приёмов.

Во избежание повреждений при тренировках и соревнованиях следует помнить, что амплитуда движения всегда меньше при охлаждении мускулатуры, при утомлении, а также некоторое время после сна. В этих случаях, прежде чем делать движения со значительной амплитудой, необходимо сделать хорошую разминку. Утомленным самбистам не следует делать движений с большой амплитудой.

Ниже приводятся специальные упражнения для развития гибкости и укрепления суставов.

1. Ходьба на наружном крае ступни.

2. Сесть, соединить ступни подошвами и, постепенно отодвигая от себя ступни, разжимать колени в стороны при помощи рук.

3. Сесть, соединить ступни подошвами и развести колени в стороны. Захватив носки руками, наклонять туловище вперед, стараясь коснуться головой носков.

4. Сесть, пытаться при помощи рук закладывать поочередно голени за голову (рис. 1, 8 ).

5. Поворачивать туловище направо и налево, стоя, сидя и лежа.

6. Стать на левую ногу, правую поднять вперед, согнув её в колене; держась правой рукой за правую ступню изнутри, плавно выпрямлять колено (рис. 1, 15 ).

7. Стать на левую ногу и, держась правой рукой за подъём правой ноги, оттянуть ее назад (рис. 1, 16 ).

8. Стать на колени, вытянуть руки вперёд и соединить пальцы. Садясь на ковер влево от левой голени, повернуться вправо и руки отвести в ту же сторону. То же проделать в другую сторону (рис. 1, 5 ).

9. Поставить ноги врозь, соединить пальцы рук и поднять их над головой, повернув ладони кверху. Делать наклоны туловища вправо и влево (рис. 1, 12 ).

10. Поставить ноги врозь (ступни параллельны друг другу на ширине плеч), руки за голову; делать вращение тазового пояса и другие упражнения.

Рис.1 Упражнения для развития гибкости Рис.1 Упражнения для развития гибкости (продолжение) Рис.1 Упражнения для развития гибкости (окончание)

11. Упражнения стоя на мосту.

Из положения лежа на спине прогнуться и стать на мост, опираясь о ковер подошвами и ладонями (рис. 2, 1 ).

Стоя на мосту и придерживаясь руками, делать движения туловищем вперёд - назад (рис. 2, 2 ).

То же со скрещенными на груди руками.

Делать перекидывания, держась за ноги товарища и самостоятельно (рис. 2, 5 ).

Проделать забегания вокруг головы, опирающейся о ковер. Другие упражнения, указанные на рис. 2.

Рис.2 Упражнения для тренировки моста

Упражнения с гантелями. Упражнения с гантелями, проводимые ежедневно на протяжении длительного времени, прекрасно укрепляют связки всего плечевого пояса и увеличивают силу. На уроке или тренировке эти упражнения за короткое время разогревают организм и создают хорошее самочувствие.

Упражнения с гантелями нужно делать беспрерывно, одно за другим, и выполнить весь приведённый комплекс или ту его часть, которую наметили на данную тренировку.

С первой тренировки начинать упражняться следует с самыми легкими (1-2-килограммовыми) гантелями, делая все упражнения комплекса, но только по 5 раз каждое. Затем следует в каждую тренировку набавлять количество раз каждого из проделываемых упражнений, делая их по 6, 7 и т. д. раз. Когда количество раз возрастет до 10, необходимо замедлить прибавления, делая их через 3, 5, 7 и т. д; тренировок.

Когда количество раз возрастет до 15; то следует немного увеличить вес гантелей и начать весь цикл снова, делая первый раз каждое упражнение по 5 раз.

Рост нагрузки должен повышаться постепенно на протяжении всего учебного года, однако чем он будет медленнее, тем лучше окажутся результаты.

С нового учебного года нужно резко снизить нагрузку, но все же начинать с большей, чем в предыдущем году.

1. Вращение гантелей, держа их за головки. Захватить пальцами головки гантелей и, держа предплечья параллельно ковру, описывать незахваченными, вторыми, головками гантелей одинаковое количество кругов внутрь и наружу (рис. 3, 1, 2 ).

2. Сгибание предплечий опущенных рук. Из положения рук, опущенных вдоль тела, сгибать и разгибать предплечья (рис. 3, 3-5 ):

а) держа гантели в положении супинации предплечья;

б) держа гантели кистями рук, повернутыми ладонями друг к другу;

в) держа гантели в положении пронации предплечья.

3. Сгибание предплечий рук, вытянутых в стороны. Вытянуть руки в стороны на уровне плеч ладонями вверх. Сгибать и разгибать предплечья (рис. 3, 6 ).

4. Выжимание. Гантели, взятые к плечам, выжимать вверх на вытянутые руки и обратно опускать к плечам (рис. 3, 7 ).

5. Опускание гантелей за голову. Руки с гантелями вытянуть вверх и, держа локти на месте, опускать гантели за голову и вновь поднимать их над головой (рис. 3, 8 ).

6. Поднимание гантелей вытянутыми руками перед собой. Держа гантели перед бедрами, поднимать их на вытянутых руках вверх и опускать обратно к бедрам (рис. 3, 9 ).

7. Поднимание гантелей вытянутыми руками вверх через стороны. Держа руки с гантелями вдоль правой и левой стороны своего тела, поднимать их через стороны вверх и впускать в исходное положение (рис. 3, 10 ).

8. Поднимание гантелей в стороны при согнутом туловище. Ноги поставить на ширину плеч. Согнуть туловище так, чтобы оно стало параллельно ковру. Руки опустить вниз, ладони внутрь, смотреть прямо перед собой. Разводить руки в стороны и опускать в исходное положение.

9. Наклоны туловища с подниманием гантелей к подмышкам. Ступни составить вместе. Наклонив туловище вправо и опустив гантель, находящуюся в правой руке, по направлению к своей правой голени, гантель, находящуюся в левой руке, подтяните к левой подмышке. Затем то же движение сделать в другую сторону.

10. Повороты туловища. Ноги поставить на ширину плеч. Держа гантели, согнуть предплечья так, чтобы они были параллельны ковру. В этом положении делать повороты туловища вправо и влево (рис.3, 11 ).

11. Перенесение гантели из-за головы к бедрам в положении лёжа. Лёжа, руки с гантелями вытянуть за головой. Из этого положения переносить гантели к бедрам и обратно (рис. 3, 12 ).

12. Скрещивание гантелей перед грудью в положении лёжа. Лёжа, руки с гантелями вытянуть в стороны, ладони, вверх. Из этого положения скрещивать руки перед грудью и разводить их в исходное положение. Первый раз при скрещивании правая рука идет ближе к голове, а второй раз - левая (рис. 3, 13 ).

Рис.3 Упражнения с гантелями
Рис.3 Упражнения с гантелями (продолжение)

Упражнения в равновесии. Способность самбиста поддерживать равновесие можно улучшить, проделывая ниже приведенные упражнения. Упражнения проводятся сначала без усложнений, затем с закрытыми глазами и в заключение - с грузом (постепенно его увеличивая).

1. Стоя на одной ноге, поднимать другую вперёд, в сторону и назад.

2. Стоя (ступни вместе), делать наклоны туловища вперёд, назад, вправо, влево, вращение туловища.

3. Стоя (ступни вместе), делать движения тазовым поясом: вперёд, назад, вправо, влево и вращения.

4. Те же движения тазовым поясом, стоя на одной ноге.

5. Стоя на одной ноге, делать вращение туловища.

6. Прыжки на одной ноге по начерченной прямой линии, по углам треугольника и по квадрату: вперёд, назад, вправо и влево.

7. Сохранять равновесие при приземлении после прыжка:

а) при подпрыгивании вверх;

б) при прыжке вверх с поворотом на 90, 180, 270 и 360°;

в) при прыжках на двух ногах вперёд, вправо, влево, назад с поворотом на 90 и 180°;

г) при тех же прыжках на одной ноге;

д) при тех же прыжках, но проводя их с правой ноги на левую и с левой на правую.


Упражнения для развития силы. Силу мышц можно значительно увеличить путём применения специальных упражнений.

Приведённые ниже упражнения не преследуют узко утилитарных целей, а способствуют общему развитию силы мышц.

1. Сжимание пальцами резиновых мячей или резиновых жгутов (рис. 4, 1 ).

2. Накручивание на палку веревки с висящей на ней гирей.

3. Сгибание рук, лёжа в упоре на двух руках (на двух руках - ноги на скамейке), в упоре на одной руке (рис. 4, 2 ).

4. Приседание на двух ногах и на одной ноге (рис. 4, 5 ).

5. Различные упражнения с гирями (рис. 4, 4-10 ).

6. Лазание по канату и шесту с помощью ног и без их помощи.

7. Упражнения на кольцах: подтягивание и выжимы.

8. Упражнения на перекладине: подтягивания; перехваты поочередные; перехваты сразу двумя руками, держа их одинаковым хватом и разнохватом; поднимание носков прямых ног к перекладине (рис. 4, 11, 12 ).

9. Упражнения со штангой: жим, толчок и рывок двумя руками; наклоны туловища со штангой на плечах; приседание со штангой на плечах и на груди.

10. Всевозможные поднимания и переноска партнеров на расстояние 20 - 100 м.

11. Поднимание и толкание тяжелых камней.

12. Перекатывание и перетаскивание тяжестей с места на место.

13. Поднимание тяжестей на веревке через блок.

Рис.4 Упражнения для развития силы Рис.4 Упражнения для развития силы (продолжение)

Упражнения для развития быстроты. При развитии качества быстроты, самбисту следует учитывать, что:

а) излишний вес тела препятствует проявлению возможной быстроты;

б) быстрым движениям в самбо способствует сила;

в) расслабленная и эластичная мышца сокращается с большей быстротой и силой;

г) плохая гибкость замедляет движения с широкой амплитудой;

д) делать упражнения для развития качества быстроты лучше понемногу, но возможно чаще (ежедневно).


Для развития качества быстроты самбисту следует пользоваться следующими упражнениями:

1. Перебрасывать малый резиновый или теннисный мяч друг другу; ловить мяч, подброшенный вверх, отскакивающий от пола, от ровной стены и от специальной доски, искажающей полёт мяча.

2. Подсечки по падающему мячу; по мячу, катящемуся в разных направлениях.

3. Ловить падающий листок бумаги одной и двумя руками; подсечки по падающей бумажке и листьям различных деревьев.

4. Бег на короткие дистанции.

5. Прыжки в длину и высоту с места и с разбега.

6. Старты из положения лёжа ногами или головой к финишу (на животе, на спине или на боку); старты из положения сидя и стоя на двух коленях.

7. Низкий и высокий легкоатлетические старты.


Упражнения в преодолении сопротивления. При борьбе самбистам приходится преодолевать: тяжесть противника (вес его тела), инерцию движения своего тела и тела противника, силу активного сопротивления противника.

Чтобы научиться успешно преодолевать сопротивление противника, вначале следует поупражняться в способах преодоления тяжести противника и инерции как своего, так и его тела.

1. Упражнения в преодолении тяжести противника (делаются без сопротивления партнера):

а) поднимание партнера, стоящего прямо, взяв его в обхват на уровне бедер, пояса и груди;

б) поднимание партнера, стоящего на четвереньках;

в) поднимание партнера, лежащего на спине и груди;

г) поднимание и переноска партнера на плечах, на спине, на бедре и впереди себя на руках;

д) приседания с партнером на плечах;

е) наклон туловища с партнером на плечах.

2. Упражнения на преодоление инерции движения.

Следует учитывать, что абсолютно прямолинейных движений в самбо нет. Большинство движений самбистов напоминает круги и дуги различных радиусов. Поэтому ему приходится преодолевать инерцию движения, выраженную, главным образом, в форме центробежной силы. Преодоление центробежной силы особенно часто встречается в бросках.

Предварительно разбив учеников на пары, можно давать им следующие задания:

а) кружения партнеров, держась за руки, за одну руку, за пояс;

б) вращение с партнером, поднятым от земли на руки, на плечи или на спину.


Когда ученики достигнут в этих упражнениях успеха, нужно перейти к тренировке внезапных остановок после кружения.

3. Упражнения на преодоление силы активного сопротивления противника.

Вначале следует ознакомить учеников с преодолением условного по силе, т. е. дозируемого, сопротивления в виде известных упражнений в сопротивлении. Затем следует перейти к простейшим видам борьбы. Ниже описываются наиболее характерные упражнения этого рода.


Борьба захватом за кисти. Лечь животом на ковёр головой к голове противника, лежащего так же. Правой рукой захватить правую руку противника так, чтобы большой палец обхватывал его большой палец, а четыре других пальца - тыльную часть кисти. Локти правых рук поставить на ковёр, а левыми руками опереться на него (рис. 5).


Рис.5 Борьба захватом за кисти

Задача: пригнуть кисть противника влево так, чтобы она коснулась ковра. Противник не только сопротивляется, но и старается сделать то же самое. То же проделать левой рукой.


Толчки ладонями в ладони. Стать перед противником на расстоянии немногим больше вытянутой вперёд руки; носки и пятки вместе. Противник в таком же положении (рис. 6).

Рис.6 Выведение из равновесия толчками ладонями в ладони

Задача: толчками ладонями в ладони вывести противника из равновесия.

Обманные движения допустимы, но нельзя касаться никакой части тела противника, кроме его ладоней. Кто первый сойдет с места, тот побежден.


Равновесие на линии. Провести линию и стать с противником друг против друга на расстоянии метра. Ступню правой ноги поставить вперед, ступню левой - сзади, носком вплотную к правой пятке. Все четыре ступни должны стоять строго на одной линии. Левые руки заложить за спину (рис. 7).

Рис.7 Выведение из равновесия стоя на одной линии

Задача: ударами ладони правой руки по правой ладони противника заставить его сместить хотя бы одну ступню с линии. Обманные движения допустимы, но нельзя касаться никакой части тела противника, кроме его правой ладони.

Проделать то же упражнение левыми руками, выставив вперёд левую ступню.


Борьба ногами лёжа. Лечь спиной на ковёр правым боком к правому боку противника, головами в разные стороны и взяться с противником правыми руками под руку. Правые ноги поднять вверх (рис. 8).

Рис.8 Борьба ногами лёжа

Задача: зацепив своей голенью голень противника, перевернуть его через голову. Взявшись под руку левыми руками, провести ту же борьбу левыми ногами.


Перетягивание, держась за руку. Встать на середину ковра лицом друг к другу и взяться правыми руками изнутри за запястье. По сигналу оба противника пытаются перетянуть друг друга каждый к своему краю ковра. Победит тот, кто перетянет. Провести то же перетягивание, держась левыми руками.


Толчки плечом, прыгая на одной ноге. Стать на правую ногу, скрестив руки на груди.

Прыгая на правой ноге, толкать любым плечом противника, стараясь заставить его стать на вторую ногу. Противник делает то же самое (рис. 9).

Рис.9 Выведение из равновесия толчками плечом, прыгая на одной ноге

Кто оступится, тот побежден.

Прыгая на левой ноге, проделать то же.


Наступить на ногу. Стать возле противника. Не касаясь руками противника, постараться наступить ему на ступню. Противник делает то же самое.

Кто наступит, тот победитель. Можно проводить эту же борьбу, взявшись за рукава курток.


Отобрать мяч. Оба противника держатся руками за набивной мяч. По сигналу отобрать мяч у противника, который в свою очередь тоже пытается отнять его. Борьбу за мяч проводить стоя на коленях и из основной стойки.


Отобрать палку. Захватить правой рукой палку снизу, а левой сверху. Дать противнику таким же образом захватить палку (рис. 10).

Рис.10 Борьба за палку (кто сумеет отобрать)

По сигналу отобрать палку у противника. Ту же борьбу провести, захватив палку руками наоборот.


Кто поднимет. Любым способом поднять от земли своего противника и не давать ему поднять себя. Победитель тот, кто первый оторвёт другого от ковра.


Упражнения в использовании инерции движения противника и его силы. Построить учеников парами, взять друг друга за рукава курток и определить, кто из них будет первыми, а кто вторыми номерами.

Вначале упражнения проводятся по сигналам (командам тренера).

1. Первые номера передвигаются в заданном направлении, а вторые номера передвигаются за первыми. Затем перемениться ролями.

2. Первые номера передвигаются в заданном направлении, а вторые номера передвигаются за первыми и развивают их движение при наступлениях противника и отхода его в сторону - рывками, а при отступлениях его - толчками, стараясь сбить противника на четвереньки или посадить его. Затем перемениться ролями.

Эти же упражнения проделать и без сигналов преподавателя, предоставив инициативу сначала первым номерам, а затем вторым.


Упражнения на расслабление.

1. Из полунаклона туловища вперёд приподнимание плеч с висящими предплечьями и предоставление рукам свободного падения, переходящего в покачивание и встряхивание их.

2. Из положения руки в стороны или вверх предоставление свободного падения расслабленных рук и непроизвольного их качания.

3. Из полунаклона туловища в сторону потряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти.

4. Из стойки на одной ноге (на возвышении) свободное покачивание и встряхивание второй ногой.

5. Из стойки ноги врозь повороты туловища вправо и влево, руки расслаблены, как плети, и захлестываются по движению вокруг туловища.

6. Из основной стойки руки вверху внезапное расслабление всех мышц рук, туловища и ног до падения в положение присев согнувшись.

7. Плечевые части рук в стороны, предплечья вертикально, но кисти свисают. Потряхивание предплечьями.

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА 1

Г. Белореченск

Краснодарский край

ОВЧИННИКОВ АРКАДИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

СТАРШИЙ ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

ПОЧЁТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2015 г

Тема педагогического опыта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ

1.Уровень опыта по степени новизны.

В работе представлена методика повышения качества образовательного процесса с использованием подвижных игр и приёмы организации учебно-тренировочного занятия, направленные на развитие общей и специальной физической подготовленности занимающихся и способствующие качественной реализации содержания учебного материала.

2. Цель педагогического опыта.

Добиться повышения активизации и интенсификации деятельности учащихся с помощью игровой технологии.

3. Краткое описание опыта.

Данный опыт представляет методику внедрения в процесс обучения элементам вольной борьбы игровых технологий. Используя игры, можно заполнить разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществлять последовательное обучение, как технике, так и тактике борьбы.

В работе исследуются подвижные игры для подготовки юных борцов, которые направлены на обучение основам ведения единоборства. Поэтому они носят черты дидактических игр, что позволяет наполнить процесс обучения эмоционально-познавательным содержанием.

Специализированные подвижные игры для борьбы, используемые в работе, соединили черты подвижных и дидактических игр.

Методика использования игровых технологий даёт возможность:

Лучшим образом развивать двигательные качества воспитанников;

Обновить содержание и раскрытие учебного материала;

Повысить интерес детей и подростков к занятиям вольной борьбой.

4. Эффективность опыта.

1. Использование с максимальной отдачей времени учебно-тренировочного занятия.

2. Повышение качества образовательного процесса.

3. Создание комфортных условий для успешного обучения.

5. Результативность опыта.

1. Применение специализированных подвижных игр, близких по структуре к элементарным формам борьбы, позволяет юным борцам в облегченных условиях осваивать основы ведения единоборств.

2. Игровой подход позволил улучшить методику обучения, и при этом учесть потребность детей к игровым формам деятельности.

3. Внедрение игровых технологий в тренировочный процесс позволяет повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках и спортивную подготовку занимающихся.

Зав. отделом учебно-тренировочной подготовки Л.С. Михайлова

  1. Вступление
  2. Отбор детей для занятий вольной борьбой с применением игр-единоборств
  3. Методика применения спортивных игр на этапе начальной подготовки.
  4. Методика применения спортивных игр на учебно-тренировочном этапе.
  5. Заключение
  1. Введение.

Любая форма приобщения детей к спорту должна носит творческий характер. Критерием творчества я считаю тот момент, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом поможет ему добиться высоких результатов в спорте. Поэтому, возникла необходимость, искать новые пути решения поблеем подготовки борцов. С целью активизации учебно-тренировочного процесса, повышения качества выполнения учебных программ, развития познавательного интереса, привлечения учащихся к систематическим занятия вольной борьбой, я решил шире использовать в своей работе игровой метод.

В современной борьбе сократилось время схватки, процесс борьбы стал проходить быстрее и активнее, поощряются непрерывные атакующие действия. Это требует от борцов быстрейшего решения тактико-технических задач и применения определенных атакующих комбинационных действий.

Так как подвижные игры играют важнейшую роль в развитии детей, я стал широко использоваться их, как эффективное средство при отборе детей для занятий вольной борьбой и в тренировочном процессе. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке.

Его применение позволяет заполнить разрыв между строго регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществлять последовательное обучение, как технике, так и тактике борьбы.

Своеобразие игровой деятельности заключается в том, что общение тренера с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Тренер является участником или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определяется содержанием игры и обуславливает игровые действия

Игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость и способствует более быстрому и качественному освоению учебной программы.

Специализированные подвижные игры включают в себя специфические элементы вольной борьбы и формируют необходимые физические качества.

Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем, что, как правило, использование строго регламентированного метода обучения приёмам борьбы, не способствует в полной мере техническим и тактическим (например, обманным) действиям.

В схватках все внимание детей направлено на выполнение приемов, а элементарные тактические действия не отрабатываются.

Решение здесь простое - разрабатывать правила ведения схватки, в которой победа присуждалась бы за лучшее выполнение элементарных действий. Такие схватки в игровой форме и представляют собой специализированные подвижные игры.

Я считаю, что такой подход позволит улучшить методику обучения юношей, и при этом будет учтена потребность детей к игровым формам деятельности.

I. Отбор детей для занятий вольной борьбой

с применением игр-единоборств

Важной задачей при проведении отбора является прогнозирование спортивных результатов. Для реализации этой задачи я применяю различные организационные и спортивные мероприятия.

В организационные мероприятия включаются агитация среди учащихся школ и их родителей посредством радио, телевидения, газет, бесед, объявлений и т.д. Отбор должен носить соревновательный характер. Также зачисляю на отделения борьбы некоторых учащихся, не прошедших по конкурсу, но проявивших высокие волевые качества. К спортивным мероприятиям относится проверка уровня физической подготовленности учащихся и выявление способностей у детей к занятиям вольной борьбой.

Спортивная борьба характеризуется как вид единоборства непосредственным контактом с противником, ограниченностью времени, сложностью восприятия пространственно-временных параметров движений, необходимостью оперативно перерабатывать информацию, повышенным эмоциональным фоном деятельности, постоянной нацеленностью на решение различных тактических задача спецификой ситуации на ковре, связанной с быстрым переходом от атакующих действий к защитным и т.д. Следовательно, одним из наиболее перспективных путей реализации задач начального отбора является применение игровых комплексов с элементами единоборств, с помощью которых в наибольшей степени возможна оценка моторных задатков в условиях соревновательного поединка.

Поэтому для проведения отбора мною составлен комплекс игровых тестов с элементами единоборств, состоящий из следующих игр-единоборств:

Осаливание голеностопа соперника,

Забегание за спину соперника в партере,

Тиснение из круга, борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. Оценка способности к ведению единоборства производится с помощью двигательно-соревновательных тестов:

1. Осаливание голеностопа соперника. Борцы становятся в положение борцовской стойки, дается команда осалить голеностоп соперника;

2. Забегание за спину соперника. Борец по жребию или указанию тренера становится в высокий партер, а соперник захватив голову и руку должен забежать ему за спину т.е. заработать выигрышный балл.

3. Тиснение соперника из круга. В окрестном захвате борец должен вытеснить соперника из круга.

4. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела. Побежденным признается тот, кто раньше коснется ковра любой частью тела.

Соревнования по играм-единоборствам проводятся по круговой системе до 2-х побед, т.е. максимально возможное количество охваток между двумя борцами - 3 (в одном виде). При большом количестве претендентов возможно использование системы с выбыванием после 2-х поражений.

Результаты соревнований заносятся в протокол. Полученные результаты ранжируются по убывающей. Присваиваются места и на их основе ранги.

Учащиеся, набравшие наименьшую сумму мест (рангов), зачисляются в группу начальной подготовки.

Данный комплекс отвечает следующим требованиям:

  1. Доступность для детей различного возраста, физического развития и подготовленности;
  2. Высокая прогностичность и компактность;
  3. Возможность получения интегрального результата в виде победы иди поражения, а также экспертной оценки способностей и качеств претендентов;
  4. Простота правил и условий проведения соревнований;
  5. Возможность интерпретации и математически-статистической обработки результатов соревнований.

II. Методика применения спортивных игр

На этапе начальной подготовки.

Включение специализированных подвижных игр в подготовку начинающих борцов вольного стиля происходит в рамках утвержденной программы на тренировочных занятиях. Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей.

Подготовка к игре – этот этап направлен на формирование у борцов необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий. Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе. Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею. Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать правила игры.

В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Необходимо добиться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение учащихся. Для эффективного освоения элементарных технических действий достаточно провести трехминутные игры комбинационной направленности.

Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:

1. Название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);

2. Роли играющих и их расположение на площадке;

3. Ход игры;

4. цель игры (кто будет назван победителем);

5. Правила игры.

Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.

Игры в касания

Задачи:

Обучать конкретным навыкам и умениям:

Быстро перемещаться;

Выводить соперника из равновесия;

Завоевывать предпочтительную позицию для достижения преимущества (в дальнейшем – возможной атаки).

Определение победителя: тот, кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Формируются разнообразные движения и действия, присущие реальному соревновательному поединку. Развиваются качества и навыки: видеть партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи.

Номера заданий для игр в касания

Место касания

Способы касания руками

любой

правой

левой

обеими

Затылок

Спина

Поясница

Передняя часть живота

Левая часть живота

Левая подмышечная впадина

Левое плечо

Правая часть живота

Правая подмышечная впадина

Правое плечо

Левое бедро

Левая голень

Правое бедро

Правая голень

Примечание: по вертикали обозначены места касания; по горизонтали – способы касания; все игры помечены цифрами от 1 до 56.

Пример определения задания. Цифра 33 говорит о том, что оба игрока получают одно и то же задание – первым коснуться правой рукой правого плеча партнера.

Также партнерам давались разные задания. Например, борец А получает задание коснуться затылка партнера Б любой рукой (1), борец Б – коснуться левой рукой поясницы партнера А (20). В том случае запись игры выглядит следующим образом: А1 – Б20.

Игры в касания постепенно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору своей стойки. Как правило, новички стремятся держать дальше от соперника ту часть тела, которой он должен коснуться и сосредотачивают внимание на определенных движениях, а также частях тела соперника. Например, если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляет его разворотом и вынужден принять левостороннюю стойку. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча – повернуться влево, приняв правостороннюю стойку.

Игры в блокирующие захваты.

Задачи:

Обучение захватам и удержанию в захватах.

Задание игры в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении указанный захват, должен удержать его до конца поединка (от 3-5 до 10 секунд), другой старается как можно быстрее освободиться от захвата. Победа присуждается спортсмену, успешно решившему свою задачу, затем партнеры меняются ролями.

Площадь для игры – круг, квадрат или коридор, выход за пределы которых, считается поражением. Проигрыш засчитывается и за касание пола рукой, коленом, за преднамеренное падение, попытку провести прием с падением (последнее относится к начальному периоду освоения и на площадках без мягкого покрытия).

За реализацию главного задания игроку присуждается 2 очка, за вытеснение партнера за пределы площадки – 1.

Спарринг-партнеры подбираются после проведения нескольких серий игр с учетом степени физической одаренности: победители – в одну группу, побежденные – в другую.

Игры в атакующие захваты.

Задачи:

Научить освобождению от захватов.

В основу игр в атакующие захваты положены элементы позиционной борьбы соревновательных поединков. Задача играющего состоит в том, что необходимо добиться одного из захватов, обусловленных заданием, и реализовать его каким-либо преимуществом над соперником (удержание захвата в течение заданного времени, сбивание соперника на колени, выход за спину, проведение сваливания, теснение).

Главное назначение этого задания – научить мыслить для выхода из создавшейся ситуации, достижения преимущества над соперником за счет всех возможных в данном случае действий.

Основные варианты атакующих захватов.

Руки – двумя изнутри, двумя снаружи, на шее (при захвате противником головы атакуемого), поднятой вверх с соединением своих рук в крючок.

Руки – сверху за плечи; снизу под плечи; за плечо снизу и другое плечо сверху; плеча снизу и другого запястья; запястья и другой руки из-под плеча; сверху одной за плечо, другой под плечо; за разноименное запястье и другое предплечье изнутри; за разноименные запястья изнутри, снаружи; за одноименные запястья.

Руки и шеи – разноименного плеча (сверху) и шеи; одноименной руки за запястья (плечо) и шеи; сверху разноименного плеча и шеи; одноименной руки и шеи сверху (подбородка).

Рук с головой – спереди, сверху.

Руки и туловища – разноименной руки сверху (снизу) и туловища; одноименной руки и туловища спереди (сбоку, сзади); руки на шее и туловища.

Руки и бедра – разноименной руки сверху (снизу) и одноименного (разноименного) бедра.

Шеи с рукой – шеи с плечом спереди, соединяя руки в «петлю», в «крест», шеи с рукой сверху, сбоку-сверху.

Шеи и туловища – спереди, сбоку.

Шеи и руки, шеи и плеча сверху; шеи сверху и разноименного плеча снизу; шеи сверху и руки на шее; шеи сверху и одноименного плеча.

Туловища – спереди с соединением рук и без соединения; сбоку – с соединением и без соединения рук; сзади – с соединением и без соединения рук.

Туловища с рукой – спереди, сбоку, сзади, с дальней рукой, сбоку.

Туловище с руками – спереди, сзади, сбоку.

Ноги двумя руками – голова изнутри, снаружи.

Варианты усложнения заданий

Возрастание сложности заданий: захват одной (правой или левой), двумя изнутри, захват туловища двумя (спереди, сбоку) и т.д.

Условия игры в зависимости от степени освоения действий предусматривают два варианта маневрирования: «отступать можно» и «отступать нельзя». При условии «отступать можно» предполагается увеличение времени решения поставленной задачи, возможность освоить положения за счет неограниченного маневрирования на площадке. При условии игры «отступать нельзя» - соперники ставятся в жесткие рамки дефицита времени, что предполагает быстрое решение задачи (так как действует правило круга: вышел за его пределы - проиграл). Выигрывает борец, зафиксировавший захват в течение 3-5 секунд и т.д. Для того, чтобы максимально приблизить перечисленные выше игры-задания к требованиям соревновательной схватки, по мере освоения учебного материала постепенно вводятся усложнения: ограничение игровой площади (круг диаметром 6, 4, 3 м), проигрыш за выход из круга, необходимость решения захвата действием (зайти за спину, сбить в партер) и т.п. Необходимо предупредить попытки решения заданий только теснением партнера за пределы ограничительной линии путем соответствующих разъяснений (это не касается игр в теснения).

Игры в перетягивани

Задач:

Развитие силовых качеств.

Парные и групповые перетягивания с захватами за руки, за палку; перетягивание каната; перетягивание кистями рук в положении лежа, головой к голове соперника; сидя, стоя.

Мост-перекидка

Задачи:

Развитие гибкости и координации.

Перед началом игры все учащиеся делятся на пары.

1 вариант.

По сигналу руководителя первые номера в каждой паре встают на борцовский мат и в течение

Тридцати (шестидесяти) минут

Начинают выполнять мост-

перекидку вперёд и назад, при

Этом их соперники, стоя радом,

Считают количество правильно

Выполненных циклов этого

упражнения. По истечении

времени спортсмены меняются ролями и игра продолжается.

По окончании игры можно провести отбор игроков и составить пары из более сильных участников, из менее подготовленных. А игру продолжить следующим образом: первые номера принимают положение борцовского моста и выполняют забегание вокруг головы, изменяя направление движения после каждого цикла.

2 вариант.

Участники игры образуют несколько команд, выстраиваются в шеренги вокруг ковра, рассчитываются по порядку номеров и запоминают их.

Игроки под номером один выходят на ковёр, принимают положение борцовского моста и выполняют по 30-40 раз забегание вокруг головы. Выполнив его, спортсмены кувырком вперёд (назад) возвращаются в свою колонну и прикасаются к игроку под номером два, который повторяет действие предыдущего игрока.

В это время участник под номером один проводит со своим партнёрами по команде, которые ещё не участвовали в выполнении указанного задания, заранее оговорённый бросок (например, бросок прогибом). Побеждает команда раньше других, закончившая выполнение задания.

Самые гибкие.

Задачи:

Развитие гибкости.

1 вариант.

Перед началом игры участники распределяются по парам и рассчитываются на первый-второй.

По сигналу преподавателя первые номера стараются в течение 10 сек. (или 30 сек., по договоренности) возможно большее количество раз перейти из положения стойки в положение борцовского моста и вернуться в исходное положение.

Игроки под вторыми номерами следят за технически правильным выполнение задания и страхуют партнеров. поддерживая рукой под поясницу тех, кому это необходимо.

Побеждают участники, правильно выполнившие данное упражнение наибольшее количество раз.

2-й вариант.

То же, но играющие должны выполнить задание в течение одной или двух-

шести минут. Время устанавливается в зависимости от продолжительности схватки, которую борцы проводят на соревнованиях по избранному виду борьбы.

3-й вариант (игра в командах).

Играющие делятся на несколько равных по количеству игроков команд, выстраиваются в шеренги за пределами рабочей площади борцовского ковра. Напротив каждой команды на расстоянии шести-восьми шагов от периметра ковра рисуют круг диаметром один метр.

По сигналу тренера игроки, направляющие в своих группах, забегают в малый круг и по 30-40 раз выполняют описанное выше упражнение. Закончив его,

направляющие, имитируя бросок прогибом (или какой-либо другой бросок, заранее определенный руководителем), передвигаются в конец своей шеренги. А игрок, стоящий за ним, продолжает эстафету.

Победу одерживает та команда, которая раньше закончит выполнение задания.

Судьи назначаются из игроков конкурирующих команд. Они следят за правильностью выполнения упражнений.

Если игрок допускает ошибку, он должен повторить неправильно выполненный элемент игры.

Можно провести игру 3-4 раза подряд, после чего подвести итоги.

Если участникам игры раньше не приходилось выполнять подобные упражнения или они не могут проводить их быстро и в большом количестве, то данное задание можно выполнять стоя спиной к гимнастической стенке или с помощью другого участника, который, расположившись сбоку от исполнителя, поддерживает его одной рукой под поясницу, а другой за одноименную руку.

III. Методика применения спортивных игр

на учебно-тренировочном этапе.

В старших возрастных группах содержание игр по трудности максимально приближено к реальным условиям поединка. Поэтому игровые задания в учебно-тренировочных группах усложняются.

Существенным недостатком традиционных методик является строгая регламентация процесса обучения, что не позволяет в достаточной мере индивидуализировать техническое мастерство и воспитать вариативность двигательных навыков. Применение игровых комплексов способствует организации учебных занятий в группах учебно-тренировочной подготовки и позволяет в полной мере оптимизировать учебно-тренировочный процесс. В процессе игры допускается относительно свободный выбор действий для решения поставленных перед учащимися задач. Вместе с тем всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверждению своего превосходства в том или ином двигательном действии.

Вариативность игровых ситуаций требует активной самостоятельности в выборе наиболее результативных двигательных действий, что способствует развитию творческой инициативы, приближает игру к реальным условиям боевой схватки.

Отсутствие строгой регламентации в характере двигательных действий и нагрузке даёт учащимся возможность использовать для решения возникающих задач те из них, которые, по их мнению, наиболее эффективны. При этом нагрузка, падающая на участника, полностью зависит от его активности, выполняемой в игре функции и некоторых заранее определённых условий (длительности игрового задания, количества участников, содержания игры и т.д.). Во время игр участники используют для достижения успеха не одно двигательное действие, а несколько приёмов в самых различных сочетаниях. Всё это обеспечивает комплексное воздействие на технико0тактическую подготовку борцов.

"Третья точка"

Учебная задача:

Научить умениям выведения из

равновесия.

Игровая задача:

Заставить соперника

коснуться ковра рукой или коленом.

Ход игры:

игроки стоят напротив друг друга на расстоянии одного-двух метров. По команде тренера они начинают толкать, сваливать друг друга для того, чтобы заставить противника коснуться третьей точкой тела, кроме подошв, ковра.

Правила.

Начинать игру можно только после рукопожатия. Нельзя бросать и ударять противника. Нельзя делать болевые захваты.

Оценка.

Выигрывает тот, кто большее количество раз заставит противника коснуться третьей точки ковра.

"Переверни цаплю".

Учебная задача:

Научить устойчиво стоять на одной ноге.

Игровая задача:

Захватить ногу и заставить коснуться рукой ковра.

Ход игры:

Игрок "А" стоит на одной ноге и дает свободно захватить другую ногу игроку "Б". По команде тренера игрок "Б" старается заставить соперника толкая, сваливая, сбивая, коснуться рукой пола игрока "А". Игрок "А" старается сохранить равновесие и остаться в стойке.

Правила.

Начинать игру можно только после рукопожатия.

Нельзя проводить бросков, можно только, зацеплять ногой ногу противника. Нельзя ударять противника и делать болевые захваты. Смена положения происходит по команде учителя.

Оценка.

Выигрывает тот, кто большее количество раз, заставит коснуться ковра соперника.

«Оторви от пола»

Учебная задача:

Научить проводить начало броска

Игровая задача:

Оторвать партнера от пола.

Ход игры:

Противника стоят друг против друга,

и после вхождения в захват, пытаются

Оторвать друг друга от ковра.

Правила. Игра начинается по команде тренера. Нельзя проводить бросков, ударов и болевых захватов.

Оценка.

Побеждает тот, кто большее количество раз, оторвал своего противника от ковра.

Борьба на гимнастической скамейке.

Учебная задача:

Совершенствование захватов.

Игровая задача:

Столкнуть партнёра со скамейки

На борцовском ковре устанавливается гимнастическая скамейка или низкое гимнастическое бревно. Двое играющих заходят на скамейку, повернувшись лицом друг к другу, сгибают руки в локтевых суставах. По сигналу преподавателя игроки толчками друг друга в ладони пытаются вывести противника из равновесия и заставить сойти с бревна.

Спортсмен, выполнивший поставленную задачу, считается победителем данного состязания.

Если оба соперника одновременно потеряют равновесие и упадут со скамейки, то игра повторяется до тех пор, пока один из них не одержит победу.

Варианты:

А) в процессе игры спортсменам разрешается проводить разнообразные захваты;

Б) один из игроков может атаковать, применяя только захваты за ноги, а другой захваты за верхнюю часть туловища и куртку;

В) соперники могут проводить атаки только с применением захватов за ноги;

Г) оба участника игры стремятся в течение определенного времени (одна минута) наступить как можно большее количество раз на ногу своего соперника;

Д) играющие располагаются одноименным боком друг к другу;

Е) играющие располагаются разноименным боком друг к другу;

Ж) играющие располагаются лицом к лицу;

З) один из участников имеет в руке макет ножа;

И) один из участников надевает на руки боксерские перчатки;

К) оба спортсмена имеют в руках макеты ножей или пользуются боксерскими перчатками;

Л) при совершенствовании раздела самозащиты играющим разрешается применять (отталкивать своего противника) толчки ногами;

М) одного спортсмена одновременно атакуют с разных сторон два игрока;

При проведении командных состязаний в данной игре победа присуждается той команде, игроки которой:

1) одержали большее количество побед;

2)затратили для достижения командной победы меньшее количество времени.

Эстафете с гимнастическим матом.

Учебная задача:

Развитие координационных качеств.

Игровая задача:

Выполнить задание раньше команды соперника

Играющие делятся на несколько команд с равным количеством игроков и выстраиваются в колонны перед линией старта. Напротив каждой команды устанавливается поворотный пункт.

1-й вариант.

Направляющий игрок каждой команды получает набивной мяч. По сигналу судьи он, прижав к животу мяч, начинает передвигаться с помощью кувырков вперед до поворотного пункта, обогнув который кувырками же возвращается в конец своей колонны. В это время остальные игроки встают на гимнастический или борцовский мост. Направляющий, прокатив мяч под остальными участника-

ми, передает мяч игроку, который оказывается впереди колонны. Команда заканчивает игру после того, как все ее игроки побывают в роли направляющего.

Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Способы передвижения:

А) первую половину пути участник игры передвигается посредством кувырков назад, а вторую - кувырками вперед;

Б) первую половину пути направляющий с мячом в руках передвигается прыжками на одной ноге, а, обогнув поворотный пункт, возвращается уже кувырками вперед;

В) играющие выполняют поставленную задачу три-четыре раза, после чего определяется команда-победительница.

2-й вариант.

Все участники игры, кроме спортсменов, замыкающих колонны, встают на борцовский (гимнастический) мост. А замыкающие переползают под игроками, стоящими на борцовском мосту, после чего, положив направляющих себе на плечи (как при проведении броска мельницей), бегут к поворотному пункту и, обогнув его, возвращаются в конец своей колонны. Направляющие, в свою очередь, повторяют действия замыкающих. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в роли направляющих. После этого определяется команда-победительница.

Борьба с завязанными глазами.

Учебная задача:

Совершенствование захватов;

Совершенствование освобождения от захватов.

Игровая задача:

Выполнить бросок соперника.

Участники, разделившись по парам в соответствии со своими весовыми категориями, проводят схватку на борцовском ковре.

1-й вариант.

Одному из игроков завязывают глаза повязкой. При этом его соперник обязан подойти к нему и позволить взять захват хотя бы одной рукой. Руководитель игры подает свистком сигнал, и участники начинают бороться.

Причем оцениваются броски, проведенные как игроком с завязанными глазами, так и его соперником. После одной-двух минут игры судья останавливает схватку, и играющие меняются ролями.

Победителем считается спортсмен, набравший наибольшую сумму баллов в течение двух периодов.

2-й вариант .

Повязку на глаза надевают обоим играющим. Судья помогает им найти друг друга. В этом варианте проводится только одна схватка продолжительностью 3 минуты.

3-й вариант.

Оба участника выходят на середину ковра с повязками на глазах. Но один получает задание только атаковать, а другой - защищаться и проводить лишь контратакующие приемы. Проводятся две схватки продолжительностью одна-

две минуты, соответственно после первого периода борцы меняются ролями.

Конкурс чистых бросков.

Учебная задача:

Совершенствование бросков.

Игровая задача:

Выполнить бросок соперника

Игра проводится на борцовском ковре.

Преподаватель приглашает двух борцов на середину ковра и предлагает им выполнить определенный бросок, например “бросок с захватом руки на плечо”.

Один из игроков позволяет своему противнику взять удобный захват и провести заданный бросок. При этом в начале проведения приема спортсмен под номером два, которому проводят бросок, не должен оказывать сопротивления. Но в фазе полета он делает попытку развернуться и приземлиться так, чтобы проведенный бросок был оценен на минимальную оценку, предусмотренную правилами того вида борьбы, по которому проводится данное тренировочное занятие. А участник под номером один старается провести бросок, оцениваемый как «чистая победа». После 10-15 бросков участники меняются ролями и состязание повторяется. Победа присуждается:

1. Игроку, сумевшему провести большее количество чистых бросков;

2. Игроку, набравшему наибольшую сумму призовых оценок.

Варианты:

а) участники игры проводят броски только в левую сторону;

Б) повторяют броски поочередно в левую и в правую стороны;

В) играющие разделяются на три команды.

В состав каждой группы входят спортсмены различных весовых категорий. В начале игры встречаются участники из первой и второй команды, а представители третьей группы оказывают помощь в судействе. Затем выполняют задание игроки из первой и третьей группы. И в заключение встречаются представители второй и третьей команд.

Команда-победительница определяется по вышеизложенным правилам.

IV. Выводы

1 Применение игровой методики в учебно-тренировочном процессе путем включения подвижных игр, отражающих наиболее часто встречающиеся ситуации в спортивных поединках, позволяет:

а) разработать методику обучения технико-тактическим действиям, в которой содержание учебной программы включается в содержание игр;

б) повысить результативность использования тактико-технических действий в спортивных поединках.

2. Введение игровой методики положительно сказывается на эмоциональном настрое занимающихся, что в свою очередь способствует стабилизации контингента и эффективности освоения учебных программ.

3. Применение подвижных игр, близких по структуре к действиям борцов в поединке, позволяет резко изменить структуру взаимодействия технической и специальной физической подготовленности юного борца: все качества приобретают более тесную взаимосвязь и начинают "работать" непосредственно на результативность соревновательной деятельности.

4. Использование подвижных игр в учебно-тренировочном процессе дает положительный эффект в отношении непосредственного влияния на специальную физическую и тактико-техническую подготовленность занимающихся.

5. Игровая методика оказывается достаточно эффективным средством повышения качества тактического мышления и активизации стиля ведения схватки.

6. Применение игровых технологий позволило мне повысить интерес учащихся к занятиям вольной борьбой. Лучше стали спортивные результаты. Мои воспитанники занимают призовые места в первенствах Краснодарского края, России. В 2006 году Картоев Калой занял первое место на первенстве Европы в г. Стамбуле.


Из определения «Могуч, вонюч и волосат» к парням, которые занимаются вольной борьбой, применима только первая часть. Потным, с косматой башкой и нестриженными ногтями тебя на ковер (не говоря уже про чемпионат по вольной борьбе) не выпустят. И это не прихоть судей, а требования техники безопасности. Вольная борьба с ее приемами - это тебе не шутки шутить. Захочешь побеждать - придется научиться быть аккуратистом и чистюлей.

Продлишь молодость

Вольная борьба с ее приемами развивает быстроту реакции и стремительность движений - качества, которые по заверениям ученых, присущи молодым. С годами все процессы в организме замедляются, да и сам ты становишься более «заторможенным». Вольная борьба позволит тебе дольше оставаться молодым.

Станешь более ловким

Чтобы развить ловкость, не обязательно учиться жонглировать или ходить по канату. Вольная борьба для этого тоже подойдет (смотри видео о вольной борьбе ниже). На тренировках ты изучишь массу приемов вольной борьбы, которые тебе придется применять в правильной последовательности, быстро переключаясь с одного на другой. А это и есть ловкость. Наверняка, ты найдешь ей применение не только на ковре, но и в повседневной жизни.

Чемпионат мира по вольной борьбе, 2010 г.

Разовьешь все мышцы сразу

Слабакам на ковре не место. Только представь, какая нужна мощь, чтобы повалить и обездвижить соперника! Смотри, как это обычно происходит (турнир по вольной борьбе):

Вольная борьба, видео.

Вольная борьба - не армрестлинг, тут недостаточно накачать отдельные группы мышц. Тебе потребуется равномерно развитая мускулатура всего туловища. Вот увидишь: аполлоном ты будешь выглядеть гораздо раньше, чем выиграешь свой первый турнир по вольной борьбе.

Разовьешь интуицию

Ты научишься интуитивно чувствовать соперника, будешь знать наперед, какой фортель он выкинет в следующую минуту. Никакой телепатии - только внимательность. С ее помощью ты, кстати, сможешь обезвреживать не только спортивных, но и любых других противников - конкурентов по работе, соперников в личной жизни и пр.

Перестанешь сомневаться

У тебя часто возникают проблемы с принятием решений? Вольная борьба подарит тебе уверенность. Спроси у любого тренера и он тебе скажет: моральная устойчивость - залог победы, а «прокачать» свою веру в победу не менее важно, чем мышцы. Со временем эти качества проявятся и в твоей внеспортивной жизни - ты научишься быстро осознавать, чего хочешь, и принимать правильные решения.

Сможешь дольше носить свою девушку на руках

Думаешь, вольная борьба – спорт, в котором выигрывает сильнейший? Не всегда. Чаще всего выигрывает самый выносливый. Энергичные и агрессивные борцы быстро выдыхаются и проигрывают. Вот тебе идея: в дополнение к тренировкам на ковре возьми за правило почаще носить свою девушку на руках, используя ее как снаряд. Ей будет приятно, а тебе -полезно.

Кстати, девушки тоже увлекаются этим видом единоборств, и их немало. Проводятся даже различные турниры и чемпионаты по вольной борьбе для женщин. Вот, посмотри, как это выглядит:


Вольная борьба, видео.

Останешься цел и почти невредим

«Единоборство без оружия, побоев и всяческой драки», - именно так описал старик Даль вольную борьбу. И по сей день в этом виде единоборств строго настрого запрещено применение ударов, болевых и удушающих приемов. А это значит, что и вероятность получить травму в вольной борьбе все-таки ниже, чем в ряде других единоборств. Ну и, разумеется, если ты регулярно тренируешься на ковре, шанс огрести от уличных хулиганов вообще минимален.

5 фактов о вольной борьбе:

1. Самый титулованный борец вольного стиля - Александр Медведь. Он стал трехкратным олимпийским чемпионом, семикратным чемпионом мира, многократным победителем различных турниров и чемпионатов по вольной борьбе.

2. Запрещенный прием вольной борьбы - замок «ножницы» (когда ноги борца скрещиваются вокруг шеи соперника).

3 . Экипировка борца - это открытое трико, а также мягкие борцовки на ногах. У женщин нехитрое дополнение - специальная футболка, защищающая грудь.

4. Весовое ограничение для борцов - 75 кг (связано это с тем, что вольная борьба заключается в блокировках движений и бесконечных зажимах).

5. Наибольшее количество очков - пять - начисляется за бросок соперника в воздухе (смотри видео о бросках в вольной борьбе выше).

Развитие уверенности

Вы испытываете трудности в принятии решений? Борьба даст вам уверенность. Если спросить у любого тренера, то он скажет: залог победы – это моральная устойчивость, а развить веру в победу важно также, как развить свои мышцы. А со временем данные качества проявятся также в повседневной жизни – вы сможете быстро осознавать свои желания и принимать верные решения.

Развитие интуиции

Вы научиться чувствовать своего соперника интуитивно, зная наперед, что он выкинет в следующий момент. Здесь нет телепатии – лишь внимательность. А с ее помощью можно будет “обезвреживать” не одних спортивных, но и всех прочих соперников – в повседневной жизни, в карьере и т.д.

Целый и почти невредимый

Старик Даль написал про вольную борьбу следующее: “Единоборство без побоев, оружия и всяческой драки”. И сегодня в данном виде очень строго запрещено использование ударов, удушающих и болевых приемов. Все это значит, что в данном виде борьбы вероятность получить травму значительно ниже, нежели во множестве других единоборствах. И, конечно же, когда вы регулярно занимаетесь на ковре, то вероятность “получить” от хулиганов с улицы – вовсе минимальна.

Долгое ношение своей жены или девушки на руках

Если вы считаете, что в этой борьбе побеждает только сильнейший, то вы не совсем правы – такое происходит не всегда. Зачастую побеждает самый выносливый. Агрессивные и энергичные борцы выдыхаются довольно быстро и проигрывают. Хорошая идея: кроме занятий на ковре как можно чаще носите на руках свою жену или девушку, используя ее как снаряд (объяснять истинную цель этого действия – не обязательно). Вам будет полезно, а ей будет приятно.



mob_info