Показатели, определяющие состояние спортсмена и выходные переменные управления тренировкой. Состояние спортсмена и разновидности контроля Показатели определяющие состояние спортсмена

Оценка состояния здоровья спортсмена.

1. Медицинская история.

2. Спортивная история.
Спортивный стаж, количество соревнований (игр), количество травм, физическое состояние.

3. Вопросы, задаваемые спортсмену:
Семейная история, жалобы спортсмена

4. Физическое обследование:

Кардиологическое

Респираторное

Гастрическое

Урологическое

Ортопедическое

Неврологическое

Лабораторное

5. Обследование осанки.
Цель: оценка равновесия или неравновесия мышц и осанки в различных планах и срезах.

6. Антропометрическое обследование.
Общая оценка телосложения - вес, рост, % жира, %мышечной массы Оценка костной структуры

7. Неуромышечное обследование:

- Мышечная сила и мощность.

Гибкость

Скорость

Координация

Скорость реакции

8. Метаболическое обследование:

Аэробная выносливость - оценка на беговой дорожке, оценка в "полевых условиях" (3200 м.)

Анаэробная выносливость - лабораторные тесты, тесты на спортивной площадке.

9. Анаэробный порог:

Лактатный тест - беговая дорожка, "полевые условия"

Беговой тест (3200 м.)

10. Психологическое тестирование.
Цель: выявление индивидуальных особенностей спортсмена и моделирование перспективного поведения, в том числе в экстремальных ситуациях.

11. Тестирования, направленные на выявление параметров организма, приоритетных для данного вида спорта.

Дополнительные тесты

«Скамья Велса» - тест на гибкость
Цель: добиться максимального расстояния при сгибании корпуса вперед в положении сидя. Данный тест оценивает растяжение мышц и показывает гибкость спортсмена.

Переметрия.
Цель: определение объема мышечной массы конечностей и его сравнительный анализ. При наличии дисбаланса необходимо добиться равенства.

Изокинетическое обследование конечностей.
Цель: выявление дисбаланса силы конечностей и сравнительная оценка эксцентричной и консентричной силы.

Прыжковый тест.
Цель: определение взрывной силы, участия мышечных волокон в процентном соотношении, использования накопленной мышечной эластичной энергии, интра- и интермышечной координации.

Приборные тесты.

Параметры оценки:

Сравнительный параметр мышц до и после работы.

Линейное и угловое ускорение мышц.

Измерение средней и максимальной скорости.

Измерение средней и максимальной мощности.

Измерение средней работы

Динамический тест:

Возрастающий вес.

Реальная скорость при силовой работе.

Тест на мощность.

Тест на максимальный вес.

Тест на гибкость.

Тест Chrono:
Определяет финальное время, время, дистанцию, скорость прохождения каждого круга. Определяет время восстановления между каждой серией. Определяет совокупное количество кругов.

Система Globus:
Биомеханический анализ движений. Оценка выполнение изотонической, изометрической и плиометрической тренировки. Суммарный контроль проведенной работы.

Приборы Work test.
Метод служащий для определения дисбаланса в развитии конечностей, с графическим отображением степени неравенства.

Совокупные интегральные системы.
Суммарный режим: анализируют скорость, дистанцию и частоту сокращения сердца во время и в конце упражнения.

Пульсометры.
Он-лайн передача данных о ЧСС с определением коридора сокращений во время тренировки. Отчет с построением графиков и анализом.

Последние Новости о спортивной медицине.

Курсы повышения квалификации по программе «Спортивная психология». Июнь 2019 год.

АНО ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта"

66

Новый футбольный клуб ищет врача команды. Срочно.

Сезон стартует через 10 дней 683

Формой врачебных обследований являются врачебные осмотры, которые разделяются на первичные, повторные и дополнительные.

При первичном осмотре врач решает два основных вопроса: можно ли данному лицу заниматься физическими упражнениями и если можно, то какими и в какой степени. Разрешая заниматься спортом, врач должен рекомендовать вид спорта, учитывая, с одной стороны, морфологические и функциональные особенности исследуемого лица, с другой - требования, предъявляемые тем или иным видом спорта к организму спортсмена.

Повторный врачебный осмотр, проводимый по плану, систематически через определенные промежутки времени, составляет сущность диспансерного наблюдения. Основной задачей повторных осмотров является определение воздействия занятий физическими упражнениями на организм.

Дополнительный врачебный осмотр представляет собой внеплановое обследование, обязательное после перенесенной болезни или длительного пропуска тренировок по каким-либо другим причинам (в этих случаях тренер или преподаватель не имеет права допустить к занятиям и тренировкам без разрешения врача). К дополнительным осмотрам относится также врачебный осмотр перед соревнованием, так как без врачебного заключения спортсмен к соревнованиям не допускается.

Для решения всех этих вопросов спортивный врач располагает рядом методов исследования, которые разделяются на субъективные и объективные. Ксубъективным методам относится опрос, или анамнез, который разделяется на общий анамнез жизни и спортивный анамнез. К объективным методам - ряд антропометрических измерений, позволяющих оценить физическое развитие исследуемого лица.

После опроса и затем антропометрических измерений врач переходит непосредственно к врачебному исследованию, которое начинается с внешнего осмотр а обследуемого, далее используются пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Эти методы исследования также относятся к объективным и, несмотря на широкое и сейчас все возрастающее применение сложных инструментальных методов исследования, не потеряли своего значения. Они обязательны при всяком врачебном исследовании.

При пальпации врач определяет путем осязания упругость, влажность и другие качества кожи, частоту пульса, сердечный толчок, состояние лимфатических желез в различных участках тела, наличие или отсутствие увеличения печени и селезенки, состояние мышц, костей, суставов и др.

Перк у с с и я позволяет по характеру и интенсивности звука, возникающего при постукивании пальцем одной руки по пальцу другой руки, наложенному на тот или иной участок тела (грудной клетки, брюшной полости или др.), определить, что находится под пальцем - плотное тело, жидкость или воздух, от чего зависит изменение характера звука. Например, при постукивании по поверхности грудной клетки над здоровым легким бывает ясный звук; если же звук будет тупым (как при постукивании по поверхности бедра), значит, в самом легком есть уплотнение или под пальцем находится плотное тело, в частности сердце. Это дает возможность врачу определить границы сердца, не прибегая к рентгеновскому исследованию.

Аускультация позволяет выслушать непосредственно ухом или специальным прибором (стетоскоп, фонендоскоп), прикладываемым к той или иной точке тела, звуки, возникающие во внутренних органах при их функции (тоны и шумы при выслушивании сердца, дыхательные шумы и хрипы при выслушивании легких и др.).

Такое врачебное обследование позволяет врачу составить достаточно полное представление о состоянии здоровья исследуемого лица и поставить предварительный диагноз. Для уточнения, проверки и углубления полученных при таком исследовании данных и поставленного диагноза используются прежде всего вспомогательные, инструментальные методы исследования, которые также называются объективными методами. К ним относятся и простые (приборы для измерения артериального давления, спирометр, динамометр и др.), и сложные (рентгеновский аппарат, электро-, фоно- и векторкардиографы, механокардиограф, спирограф, азотограф и др.) методы.

Стремление добиться максимальной объективности при врачебном обследовании привело к созданию приборов, с помощью которых можно непосредственно видеть внутренние органы и полости человеческого тела и определять глазом возможные изменения в них.

Для наблюдений за состоянием глазного дна создан офтальмоскоп, за гортанью - ларингоскоп, желудком - гастроскоп, мочевым пузырем - цистоскоп, бронхов - бронхоскоп и т. д.

Наконец, врач обязательно направляет исследуемого на различные лабораторные исследования, т. е. биохимические и микроскопические анализы различных выделений (моча, кал, мокрота, пот, слюна, желудочный сок, желчь и др.), а также на исследование крови - морфологического и биохимического ее состава - и другие исследования, в зависимости от специальных медицинских показаний. Это тоже объективные методы исследования.

Для более полноценного и всестороннего исследования спортивный врач-диспансеризатор, который должен быть по специальности терапевтом, т. е. специалистом по заболеваниям внутренних органов, широко использует консультации различных специалистов - хирурга, невропатолога, ларинголога, окулиста, гинеколога и т. д.

Суммируя все полученные в отношении обследуемого лица данные, врач получает окончательное представление о состоянии его здоровья и физическом развитии.

Однако все эти данные, полученные в состоянии покоя, не всегда могут помочь ответить на вопрос о состоянии функции систем и органов человека, вопрос, который имеет огромное значение, в частности для занимающихся физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучить и оценить реакцию (акция - это действие, реакция - это ответное действие) организма, его систем и органов на какое-либо воздействие, какой-либо фактор.

Определение и оценка функционального состояния органов и систем организма как целого носит название функциональной диагностики.

Расширение возможностей функциональной диагностики в спортивной медицине становится все более и более необходимым. Этого требует, с одной стороны, рост спортивных достижений, при котором правильная оценка функционального состояния организма спортсмена все более усложняется, с другой - важность определения оптимальной дозы физической нагрузки для данного лица, т. е. ее максимальной индивидуализации.

Исследование функционального состояния систем и органов проводится путем использования так называемых функциональных проб.

При функциональной пробе изучаются реакции органов и систем на воздействие какого-либо фактора. Выбор того или иного фактора зависит от поставленных перед функциональным исследованием задач. Однако обязательным условием должна быть возможность его строгого дозирования. Только при этом условии можно сравнивать реакцию у одного и того же лица при различном функциональном его состоянии или у разных лиц. Совершенно очевидно, что, применяя различные дозы воздействия, можно получить, например, одинаковую реакцию у лиц с разным функциональным состоянием, и в этом случае оценка ее, естественно, не будет объективной.

При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, характеризующие систему или орган в покое, затем данные этих показателей сразу после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, время возвращения их к исходному уровню. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.

Чрезвычайно важно знать об изменении ряда функциональных показателей (например, частота пульса и дыхания, электрокардиограмма и др.) непосредственно при выполнении физической нагрузки. Это стало сейчас возможным благодаря применению метода телеметрии, который все более совершенствуется. Разработанные в последние годы легкие портативные датчики, не стесняющие движений спортсмена, и достаточно надежные принимающие устройства позволяют считать этот метод исследования функции весьма перспективным.

Наиболее часто в функциональной диагностике используется функциональная проба в виде физической нагрузки различной интенсивности. Она точно дозируется специальными приборами - различными эргометрами, среди которых наибольшее распространение получил велоэргометр. Широко применяется дозирование физической нагрузки и без велоэргометра (хотя оно и менее точно): бег на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск на табуретку определенной высоты (степ-тест) и др. Все эти нагрузки дозируются как определенным темпом, так и длительностью их выполнения (например, бег в течение 2 мин. с темпом 180 шагов в 1 мин. и др.).

Кроме физической нагрузки в функциональной диагностике используются и другие пробы. К ним относятся пробы с изменением внешней среды, фармакологические, пищевые и пр.

Среди проб с изменением внешней среды основную группу составляют так называемые дыхательные пробы - задержка дыхания на вдохе и выдохе, вдыхание газовых смесей с различным процентным содержанием кислорода (пониженным до 10-16% или повышенным до 100%) или углекислоты, а также температурные пробы (например, холодовая и тепловая) и др.

К фармакологическим функциональным пробам относится введение в организм разных химических веществ в безвредных для него дозах, однако дающих определенные реакции, различные в зависимости от функционального состояния организма.

Пищевые пробы заключаются в исследовании реакции на введение определенного количества различных пищевых веществ, жидкости и др.

К прочим пробам относятся ортостатическая и клиностатическая пробы для оценки вегетативной нервной системы по реакции пульса на изменение положения тела в пространстве (методику проведения этих проб.

Следует иметь в виду, что нельзя правильно оценить функциональное состояние организма спортсмена, исследуя только один какой-либо функциональный показатель. Необходимо комплексное изучение функционального состояния организма, включающее ряд показателей, характеризующих различные стороны функции организма в целом или отдельных его органов и систем. Однако комплекс в функциональном исследовании не должен быть всегда стандартным, одинаковым. Включение тех или иных показателей в комплексное исследование определяется теми задачами, которые в каждом конкретном случае ставит врач или тренер при изучении функционального состояния конкретного лица. Это значит, что при каждом новом функциональном исследовании комплекс показателей может изменяться, если изменяются задачи исследования, или оставаться прежним, если задачи не меняются.

Обычно изучаются изменения показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, электрокардиограмма и др.), дыхательной системы (частота дыхания и его объем, поглощение кислорода и выделение углекислоты и др.), пищеварительной и мочевыделительной систем (желудочный сок, кал, моча и др.), системы крови (количество эритроцитов, количество и характер лейкоцитов, биохимические показатели крови и т. п.) и др.

Поскольку в организме человека подчас нельзя отделить функцию одной системы от функции другой, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга (например, система кровообращения и дыхания), то применяются и такие пробы, с помощью которых исследуют сочетанную функцию двух и более систем организма. К таким пробам относится, например, определение максимального поглощения кислорода и ряд других.

Функциональные пробы разделяются на специфические и неспецифические. Специфическими (адекватными) называют такие функциональные пробы, фактором воздействия в которых служат движения, свойственные конкретному виду спорта. Например, для боксера такой пробой будет бой с тенью, для гребца - работа в гребном аппарате и т. п. К неспецифическим (неадекватным) относятся пробы, в которых используются движения, в той или иной мере свойственные всем видам спорта, например бег на месте, приседания, степ-тест и др. Неспецифические пробы позволяют в известной степени судить об общей физической подготовленности и проводятся без особого учета специализации (в основном это пробы, включающие бег на месте или приседания).

Кроме того, функциональные пробы могут быть одномоментные, когда используется один фактор воздействия (например, 20 приседаний, или 60 подскоков, или 2-3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин.), двухмоментные - когда их два, и комбинированные - когда их больше двух. К последнему виду относится широко распространенная проба Летунова, включающая в себя три варианта физической нагрузки.

Первый - это выполнение 20 приседаний, после чего в течение

3 мин. измеряются пульс и артериальное давление и другие показатели; второй - нагрузка в виде бега на месте в максимальном темпе в течение 15 сек., после чего испытуемый наблюдается в течение

4 мин.; третий вариант - 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. с последующим наблюдением в течение 5 мин. В этой пробе 20 приседаний служат разминкой для последующих нагрузок.

Изменения пульса и артериального давления после 15-секундного бега в максимальном темпе отражают приспособление сердечнососудистой системы спортсмена к скоростной нагрузке, а после 3-минутного бега - к нагрузке на выносливость.

Очень важным при функциональных пробах с физической нагрузкой является качество их выполнения и дозировка по темпу выполнения движений. Проба с 20 приседаниями должна быть проведена за 30 сек., причем необходимо, чтобы приседания были глубокими. При каждом из них руки вытягиваются вперед, при вставании - опускаются. Проба с бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. проводится под метроном при сгибании бедра на 70°, голени - до образования угла с бедром, равного 45-50°, со свободными движениями рук, согнутых в локтевых суставах, как при обычном беге.

Возникает вопрос, где же целесообразнее исследовать функциональное состояние организма спортсмена: непосредственно на местах тренировок и соревнований или во врачебном кабинете, в лабораторных условиях, где даже специфическая функциональная проба является лишь имитацией спортивной деятельности?

Конечно, исследование влияния непосредственной спортивной деятельности на организм спортсмена имеет огромное значение. Поэтому в спортивной медицине очень много внимания уделяется врачебно-педагогическим наблюдениям (см. гл. 9), на основании которых тренер, преподаватель и врач делают существенно важные выводы.

Однако такие исследования при всей их ценности имеют и отрицательные стороны. Дело в том, что в этих условиях может быть использовано очень ограниченное число методов исследования, для которых существует портативная аппаратура.

Что же касается функционального исследования в лаборатории, то, хотя там спортивная деятельность имитируется или применяется неспецифическая нагрузка, диапазон возможностей для всестороннего комплексного исследования значительно шире, так как может быть использована сложная стационарная аппаратура.

Таким образом, функциональная диагностика в спортивной медицине должна проводиться как в условиях лаборатории, так и непосредственно на местах тренировок и соревнований. Такое сочетание позволяет наиболее точно определить функциональное состояние организма спортсмена, что является после определения состояния здоровья и физического развития одной из основных задач спортивного врача.

При изучении реакции организма на то или иное воздействие следует обращать внимание на степень изменения определяемых показателей по сравнению с исходными данными и, что очень важно, длительность возвращения этих показателей к исходным данным. Правильная оценка степени реакции и длительности восстановления позволяет достаточно точно оценить состояние функции исследуемого.

При выборе показателей, используемых в исследовании, надо исходить из того, что часть из них характеризует функциональные возможности, часть - функциональные способности организма спортсмена. Следует различать эти разные понятия - возможности и способности. Например, высокий рост есть показатель функциональной возможности для игры в баскетбол. Однако для того чтобы эту возможность использовать, требуется длительная тренировка, в результате которой функциональная возможность превращается в функциональную способность.

Иначе говоря, функциональные возможности - это статическое понятие, в то время как функциональные способности - понятие динамическое; функциональные способности представляют собой умение использовать свои возможности, что достигается в процессе тренировки. Конечно, чем выше функциональные возможности организма, тем потенциально выше и его функциональные способности. Однако не всегда удается научить спортсмена полностью использовать свои функциональные возможности.

Поэтому, например, баскетболист меньшего роста, чем его товарищ по команде, может превосходить его по мастерству.

Врач помогает тренеру в оценке возможностей и способностей спортсмена, указывает, в каком случае можно повысить его возможности, а в каком сразу начинать учить использованию этих возможностей.

Определяя состояние здоровья, врач одновременно диагностирует предпатологические состояния и патологические изменения, принимает меры к их лечению и разрабатывает пути предупреждения заболеваний. Чем раньше выявляются отклонения в состоянии здоровья, тем эффективнее будет их лечение.

Ранняя и точная диагностика связана с постоянным совершенствованием методов функциональной диагностики.

С каждым годом ширится арсенал методов, которыми располагает спортивный врач при исследовании различных систем и органов у спортсмена. Например, при изучении сердечно-сосудистой системы начал использоваться метод определения сократительной функции миокарда, векторкардиография и др.

Все большее распространение получает метод оксигемометрии. С помощью этого метода, позволяющего бескровно, длительно и непрерывно определять изменения насыщения артериальной крови кислородом, можно точно и быстро изучать ряд важных показателей функции дыхания и кровообращения. Он позволяет также существенно объективизировать широко используемую пробу с задержкой дыхания.

Спортивная медицина занимается изучением у спортсменов главным образом сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как еще не располагает методами быстрого и точного исследования функций эндокринной, пищеварительной и других важнейших систем и органов (так называемые экспресс-методы). Поэтому функции этих систем изучаются пока главным образом в специализированных учреждениях - институтах, клиниках и т. д. Однако в этом направлении ведется большая научно-исследовательская работа, и недалеко то время, когда организм спортсмена будет исследоваться всесторонне в обычном врачебном кабинете или на местах тренировок и соревнований.

Введение

1.1. Определение понятия «контроль физического состояния»

1.2. Факторы, учитывающиеся при контроле за физическим состоянием спортсмена

1.3. Объекты контроля

1.4. Формы контроля

1.5. Основные критерии комплексного контроля

1.6. Определение уровня физического состояния

1.7. Виды контроля

1.8. Контроль в пауэрлифтинге

Список литературы

Введение.

В процессе подготовки спортсменов, от новичков до членов сборной страны, большая роль отводится планированию и контролю. Современная подготовка спортсменов - сложный и многолетний педагогический процесс, управляемый тренером. Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. «Для успешного управления тренировочным процессом необходима такая организация, которая дала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздействия на него тренировочных нагрузок». Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной и своевременной информации о спортсмене .

М.А. Годик считает, что «управление любым процессом, в том числе и, например, физическим воспитанием человека, включает ряд стадий: сбор информации о занимающемся и среде его функционирования; анализ полученной информации; составление программы работы; работа согласно программе; контроль за ходом реализации, внесение необходимых корректив. Для качественного управления данный цикл действий повторяется многократно и, в зависимости от цели и задач, - с разной частотой и различными средствами».

Среди важнейших функций управления значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяемых в ходе подготовки средств и методов, вносить корректировки в учебно-тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки. В практике физического воспитания и спорта осуществляют комплексный контроль за состоянием спортсмена, его соревновательной и тренировочной деятельностью .

Основным источником получения информации при подготовке спортсменов является комплексный контроль их состояния после выполнения определенных нагрузок. Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготовленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых значительное усложнение системы подготовки спортсменов; отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований; повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.

1.1. Определение понятия «контроль физического состояния».

В процессе управления подготовкой спортсмена необходимо осуществлять контроль (контроль - управление; контроль - проверка, надзор). Под контролем понимают сбор информации об объекте (системе) с целью коррекции.

Под контролем в спорте следует понимать «совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменениях происходящих в организме конкретного спортсмена» . Основная задача контроля состоит не в том, чтобы фиксировать те или иные недостатки в различных видах подготовки спортсмена, сколько в умении на основе полученной информации своевременно вносить коррективы, способствующие эффективной подготовке.

В общей теории и методике спорта контроль - это проверка, а также наблюдения с целью проверки. Спортивная метрология, для которой контроль в спорте - основной предмет изучения, определяет контроль «как сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного состояния с должным и проверку» .

Физическое состояние, в теории спорта, рассматривается, как минимум, в трех проекциях: здоровье, телосложение и физиологические функции. К последним относят также двигательную функцию, под которой подразумевается и техническая подготовленность, и уровень развития физических качеств. Однако в специальной литературе и в практике все эти признаки, хотя и рассматриваются во взаимосвязи, чаще всего носят самостоятельный характер и изучаются отдельно.

Е.Ю. Розин считает, что « прежде чем что-то контролировать, нужно определить, что именно и какие показатели оценить, каковы их исходные уровни, состояние. Иначе говоря, нужна научная диагностика». Очевидно, контроль будет более эффективным только в том случае, если ему предшествует объективная диагностика.

В большинстве работ, посвященных контролю в спорте, понятие "диагностика" встречается редко. По сути, оно подменено словом "контроль", на который помимо проверки возложена еще одна функция - "способность распознавать", именно так диагностика переводится с греческого. Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, под которым понимается «совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов» .

1.2. Факторы, учитывающиеся при контроле за физическим состоянием спортсмена.

В научной литературе описаны разные взгляды ученых и практикующих тренеров на теоретико-методологические аспекты контроля. Например, Павлов В.И. считает, что « целесообразно ранжировать систему обследования спортсменов, путем разделения методик функционально- диагностического обследования по целям и принципам их осуществления» .

Павлов В.И. считает, что при контроле за физическим состоянием и подготовленностью атлетов в различных видах спорта должны учитываться следующие факторы.

1) Уровень квалификации спортсмена. Известно, что квалификация спортсмена накладывает отпечаток на его показатели при функционально- диагностическом обследовании. Существенным также является уровень физиологических требований к организму спортсмена, с учетом его достижений, амбиций и факторов способствующих, либо препятствующих их реализации.

2) Учет специфики и типа физической активности. В зависимости от этого фактора, в России все виды спорта разделены на циклические; скоростно-силовые; игровые; единоборства; сложно-координационные. Исходя из этого, отличаются методы обследования и требования, предъявляемые к спортсмену.

3) Специфика и отличие активности внутри групп. Так, например, во многих игровых видах спорта спортсмены разделяются, согласно их амплуа. Например, в футболе - это вратари, защитники, полузащитники, нападающие. Они, в свою очередь, делятся на крайних и центральных. В соответствии с амплуа атлетов, будут различаться и требования, а также способы обследования, проводимые у них.

4) Цель занятий спортом. Существуют спортсмены-любители, для которых занятия спортом не являются принципиальными, и при наличии каких-либо пограничных состояний, уход из данного вида спорта существенно не скажется на их благосостоянии. В свою очередь, для спортсменов-профессионалов, запрет на занятия специфической физической активностью по медицинским показаниям может послужить существенным ударом по их благополучию. Поэтому, при решении спорных медицинских вопросов, этот фактор обязательно должен браться в расчет.

5) Учет уровня нагрузок, в зависимости от их специфики. Все виды спорта, по механизмам производимых затрат, можно разделить на аэробные и анаэробные. В зависимости от этого существенно различаются требования к организму спортсмена и способы оценки функционального статуса, с целью определения возможности и пригодности атлета к занятию данным видом спорта.

6) Учет биоэнергетических затрат. Необходимо учитывать уровень расходуемых килокалорий организмом спортсмена, что существенно влияет на скорость и сроки его восстановления после тренировок и состязаний, а также на специфику подготовительного процесса и некоторых других составляющих.

7) Цель обследования. В процессе осуществления обследования, необходимо учитывать цели его проведения - они могут достигаться либо по отдельности, либо вместе, по ходу осуществления комплексного медицинского обследования: здоров спортсмен, или болен, и чем грозит участие в состязаниях в случае наличия патологии (высокий риск внезапной сердечной смерти, усугубление патологического состояния и др.); оценка уровня функционального состояния - физическое состояние, психическая готовность, какой график текущего состояния - подъем, пик, спад, перетренированность и др.; факторы, лимитирующие работоспособность - микроциркуляция в активных мышечных группах, психика, уровень аэробного и (или) анаэробного обеспечения, морфологические и антропометрические параметры и др.

8) Учет как медицинских, так и биологических параметров, влияющих на особенности деятельности спортсмена. Недостаточно отнести спортсмена к здоровым лицам, допущенным для участия в тренировочно- соревновательном процессе - необходимо выявить уровень адаптированности и резервных возможностей организма.

9) Массовость обследований. Особенности занятий многими видами спорта диктуют необходимость быстрого прохождения медицинского обследования, с учетом сохранения его качества. В связи с этим, процедуры, по возможности, должны быть кратковременными, информативным и выполняться средним медперсоналом с тем, чтобы результаты затем были предоставлены специалисту для более длительного и точного анализа.

10) Неоднозначность критериев нормы и патологии для спортсменов. Это касается многих из проводимых обследований - ЭКГ (что считать за клинически значимую брадикардию), ЭЭГ (что считать за клинически значимые изменения у спортсменов) и.т.д. Поэтому, для точной интерпретации результатов необходимо наличие специально подготовленного, опытного медперсонала.

1.3. Объекты контроля.

Объектами контроля являются:

1) нагрузки;

2) состояние спортсмена: а) здоровое состояние - состояние нормального функционирования всех систем организма человека в нормальных внешних естественных условиях; б) болезненное состояние; в) состояние "спортивной формы" - состояние повышенной готовности переносить внешние нагрузки и адаптироваться к ним;

3) уровни развития сторон спортивной подготовленности (физической, тактической, технической, психологической и теоретической);

4) уровни развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

5) специальное спортивное оборудование: спортсооружения, спортснаряды, экипировка, вспомогательные средства;

6) состояние спортивных животных;

7) спортивное судейство;

8) воздействие фармакологических средств и т.д.

1.4. Формы контроля.

«Принято различать три типа состояний человека в зависимости от длительности промежутка времени, в котором это состояние остается относительно неизменным» .

1. Этапные (перманентные) состояния, сохраняющиеся относительно долго - недели, месяцы. Например, - рост, некоторый уровень выносливости, силы, иногда - вес и др.

2. Текущие состояния, которые изменяются в течение 1-3 суток. Это показатели физического состояния, которые изменяются под влиянием упражнений за это время. Например, аппетит, сон, мышечные боли и т.п..

3. Оперативные состояния, которые изменяются под влиянием однократного (кратковременного) выполнения физического упражнения, серии упражнений в течение одного занятия. Показатели оперативного состояния человека изменяются постоянно (частота сердечных сокращений, артериальное давление).

Необходимость выделения этих трех типов состояний определяется тем, что средства контроля, используемые в каждом случае, существенно различны. Поэтому принято выделять соответственно три основные формы контроля.

1. Этапный контроль, цель которого - оценка и нормирование этапных состояний организма.

2. Текущий контроль, его задача - определение и нормирование текущих колебаний в состоянии организма.

3. Оперативный контроль, имеющий целью экспресс-коррективы состояния организма.

Намозова С.Ш., соглашаясь с общепринятой классификацией форм контроля, тем не менее указывает: «Опыт подсказывает, что в физкультурной работе следует практиковать еще одну - четвертую форму контроля. Это опережающий, профилактический контроль,назначение которого - «предвидеть и подготовиться» к возможным в самостоятельном физкультурном образе жизни негативным ситуациям и случайностям» .

Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных форм контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки.

Для этого необходимо проводить три вида контроля: оперативный, текущий и этапный. Охарактеризуем их определяющие факторы.

Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося. Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения. При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки.

Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только: внешние признаки утомления; динамика частоты сердечных сокращений; значительно реже - показатели биохимического состава крови.

б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок: функционального состояния центральной нервной системы; функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления. Текущий контроль может осуществляться: ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой); три раза в неделю (1 - на следующий день после дня отдыха, 2 - на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 - на следующий день после умеренной тренировки); один раз в неделю - после дня отдыха. При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние: центральной нервной системы; вегетативной нервной системы; сердечнососудистой системы; опорно-двигательного аппарата.

Этапный контроль проводится, как правило, дважды в году (в начале и в конце сезона). На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах ив деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического состояния, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. «Назначение этого вида контроля -целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий» .

1.5. Основные критерии осуществления комплексного контроля.

Для получения информации об этапах подготовки спортсменов используют субъективные и объективные критерии контроля.

К субъективным критериям, свидетельствующим о достижении предельно допустимой нагрузки, относят: одышку, покраснение или побледнение кожных покровов, тошноту, головокружение, боль и чувство тяжести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку. Появление бессонницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься свидетельствуют о перенапряжении. Все это тренер может определить визуально или путем опроса. О положительных изменениях под влиянием занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, чувства радости.

К объективным критериям относят параметры морфофункционального состояния физической работоспособности и подготовленности. Так, развивающееся утомление проявляется в количественных характеристиках выполняемого упражнения (скорость, частота шагов, темп, амплитуда движений, координация).

Для контроля интенсивности нагрузок в спорте используют показатели частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ориентируясь на их динамику в процессе занятия.

Комплексный контроль в процессе занятия учитывает также изменение внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменения направления ветра, появления дождя, снега, что приводит к необходимости внесения изменений в содержание занятий, распределение средств, методов и так далее. Все виды комплексного контроля представляют необходимую информацию, используемую в процессе управления тренировочным процессом, позволяющую установить исходный уровень физического состояния спортсмена и контролировать динамику результирующих показателей тренировочных воздействий в процессе занятий.

«Контроль за темпами прироста результатов, определяемых в различных тестах и унифицированных системой в баллах, может быть представлен графически, что дает представление об индивидуальном профиле физической подготовленности и помогает корректировать управляющие воздействия» .

Общий положительный оздоровительный эффект в процессе тренировочного процесса оценивается улучшением уровня индивидуального физического состояния, критериями которого могут быть:

Уменьшение количества острых повторных заболеваний, обострений хронических заболеваний; ускорение процессов восстановления после перенесенных заболеваний и так далее;

Снижение выраженности факторов риска развития сердечнососудистых заболеваний (нормализация или уменьшение избыточной массы тела, нормализация или снижение артериального давления, нормализация липидного обмена, отказ от вредных привычек, повышение двигательной активности);

Снижение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя, после сна и при стандартных физических нагрузках;

Улучшение результатов в двигательных тестах;

Повышение уровня физического состояния;

Повышение мотивации к занятиям.

«Повышение уровня физического состояния служит основой для внесения коррекции в параметры оздоровительных программ в соответствии с возрастным уровнем физического состояния» .

1.6. Определение уровня физического состояния организма (УФС).

Для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма спортсмена, его физической подготовленности используют методы антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов.

Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений (далее - ЧСС). Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности.

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины.

Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, спортсмен может получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если колебания пульса не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить. У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца.

В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца.

Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Важным показателем аэробных возможностей организма является уровень порога анаэробного обмена (далее - ПАНО).

ПАНО соответствует такой интенсивности мышечной деятельности, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко усиливаются процессы безкислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией. При интенсивности работы на уровне ПАНО концентрация молочной кислоты в крови возрастает от 2,0 до 4,0 ммоль/л, что является биохимическим критерием ПАНО.

Еще одним основным критерием здоровья следует считать величину максимальное потребление кислорода (далее - МПК).

Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья, показателем «количества» здоровья. Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту.

Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону.

Функциональные пробы с задержкой дыхания применяются преимущественно для определения устойчивости организма к гипоксии. К пробам с максимальной задержкой дыхания относятся пробы Штанге, Генчи и Серкина. В пробах Штанге и Генчи максимально возможная продолжительность задержки дыхания на вдохе (Штанге) и выдохе (Генчи).

Проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году) заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после максимального вдоха. Проба проводится в положении сидя. «У детей проба Штанге может проводиться после 3 глубоких вдохов. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается» .

Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Иногда до и после задержки дыхания регистрируется электрокардиограмма.

Проба Генчи заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после максимального выдоха (нос при этом зажимается пальцами).

В спорте широкое распространение получили косвенные методы определения максимальной аэробной производительности расчетным путем.

Наиболее информативным является тест PWC170 - физическая работоспособность при пульсе 170 уд/мин. Испытуемому предлагаются две относительно небольшие нагрузки на велоэргометре (по 5 мин каждая, с интервалом отдыха 3 мин). В конце каждой нагрузки (по достижении устойчивого состояния) подсчитывается частота сердечных сокращений. Расчет производится по формуле:

PWC170 = N1+ (N2 - N1) х (170-f1/f2-f1), (1) где N1 - мощность первой нагрузки; N2 - мощность второй нагрузки; f1 - ЧСС в конце первой нагрузки; f2 - ЧСС в конце второй нагрузки.

В среднем нормальными показателями теста PWC170 у молодых мужчин считается мощность нагрузки 1000кгм/мин, у женщин - 700 кгм/мин.

Более информативны не абсолютные, а относительные значения теста - мощность работы на 1 кг массы тела:

Для молодых мужчин средняя норма равна 15,5 кгм/мин/кг,

Для женщин - 10,5 кгм/мин/кг.

Для лиц с невысокой степенью тренированности расчетная величина МПК (л/мин) определяется по формуле В. JI. Карпмана:МПК=1,7 х PWC170+1240. (2)

При массовом обследовании лиц, занимающихся спортом, величину МПК и уровень физического состояния можно определить при помощи теста Купера. С помощью 12-минутного бегового тест Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), которое спортсмен способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут. Предполагается, что в течение всего теста человек выполняет бег. Если тестируемый не справляется с этим требованием, можно перейти на шаг, секундомер, отсчитывающий 12 минут, при этом не останавливается. Чем более продолжительное время при выполнении теста человек будет идти, а не бежать, тем хуже результат теста. После 12-ти минутного передвижения замеряется преодоленное расстояние в метрах и по таблице оценивается физическая подготовленность. (К.Купер разработал методику 12-минутного теста плавания, 12-минутного теста езды на велосипеде)

«В основе тестов Купер лежат физические нагрузки, предъявляющие достаточные требованиях к сердечнососудистой системе. Поэтому, если организм, хорошо справляется с такими нагрузками, можно говорить о хорошем функциональном состоянии сердечнососудистой системы и ее высокой устойчивости к развитию заболеваний. Напротив, организм, плохо справляющийся с данными нагрузками, имеет ослабленную, малотренированную сердечнососудистую систему, подверженную возникновению различных патологий» .

При сопоставлении результатов теста с данными, полученными при определении PWC170 на велоэргометре, была выявлена высокая степень зависимости между ними:

PWC170 = (33,6 - 1,3Тк) + 1,96, (3)

где Тк - тест Купера в долях минуты (например, результат теста 12 мин 30 с равен 12,5 мин), a PWC170 измеряется в кгм/мин/кг.

Зная величину теста PWC170, по формуле (2) можно рассчитать МПК и определить уровень физического состояния испытуемого.

Предельная (пороговая) величина МПК для мужчин 42 мл/мин/кг, для женщин - 35 мл/ мин/кг.

Люди, имеющие уровень МПК 42 мл/мин/кг и выше, не страают хроническими заболеваниями и имеют показатели артериального давления в пределах нормы.

Но не только пульсу надо уделять внимание. Желательно, если есть возможность измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определенном уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Миниммальное же давление при легкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряженной тяжелой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил вычислять индекс по формуле ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечнососудистой системы он становится большим или меньшим единице.

Количественная оценка уровня физического состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Для оценки физического состояния спортсмена и его физической подготолвенности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д. Например, о состоянии нормальной функции сердечнососудистой системы можно судить по уоэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле (АД макс. - АД мин.) х П, где АД - артериальное давление, П - частота пульса.

У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечнососудистой системе

Пропорции тела человека - есть соотношение размеров отдельных его частей. Пропорции тела определяются в первую очередь размерами костного скелета. Размеры тела, соотношение которых интегрально отражает общий уровень морфологического и функционального развития организма, позволяют характеризовать физическое развитие человека.

Наиболее распространенным в широкой практике способом оценки пропорций тела человека является метод индексов. Он позволяет с помощью простых вычислений охарактеризовать соотношение частей тела. Как правило, величина меньшего размера выражается в процентах от большей величины. Важно помнить, что пропорции тела, выявленные с помощью индексов, могут сравниваться лишь при сходной длине тела.

Метод индексов позволяет оценивать физическое развитие по отношению отдельных антропометрических признаков и с помощью простейших математических выражений.

Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы.

На практике широко применяется индекс Брока: М = L -100 (кг) при росте 155 -165 см, М = L -105 (кг) при росте 166-175 см, М = L -110 (кг) при росте более 175 см, где М- нормальный вес тела.

Индекс Кетле, или весо-ростовой индекс, получается при делении веса в (г) на рост (см) и равен в среднем для мужчин 350-400 г/см, для женщин - 325-375 г/см.

Можно говорить, что лишь весьма в обобщенном виде свойства организма характеризуются длиной тела, его весом и обхватом груди. Для получения более детальной характеристики физического развития необходимо учитывать также степень развития мускулатуры и подкожного жира.

Размеры тела и их соотношения выступают в данном случае в качестве одного из наиболее общих и доступных широкой практике критериев соответствия биологического развития его хронологическому (паспортному) возрасту.

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: спортсмен становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно- мышечной системы.

Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

Количественная оценка уровня физического состояния дает ценные сведения о физическом состоянии и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

1.7. Виды контроля, их функции, содержание.

Намозова С.Ш. считает, что «цели, задачи, используемые средства и применяемые методы определяют виды контроля: педагогический, врачебный, гигиенический, некоторые приемы психологического контроля» .

Контроль со стороны тренера, осуществляемый соответственно его профессиональным функциям, называется педагогическим.

«На современном этапе развития спорта проблема оптимального управления тренировочным процессом, особенно в нашей стране, которая испытывает большие трудности в связи с перестройкой социально- экономических отношений, становится весьма актуальной. Очевидно, она не может быть решена без надежного и объективного аппарата управления, которым является педагогический контроль».

«Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и соревновательных нагрузок. Достоверно оценивать динамику столь сложных факторов и качеств возможно, видимо, лишь в этапной форме. Однако, складываются они (данные изменения) на фоне суммарных педагогических воздействий каждой тренировки и даже каждого эпизода тренировочного процесса» .

Методологическую основу педагогического контроля можно сформулировать как:

Определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитии показателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния на процесс спортивного совершенствования;

Поиск и разработка как отдельных тестов, так и комплексных тестирующих программ, отвечающих требованиям к информативности, надежности и объективности;

Разработка нормативных требований, норм, способов статистической и педагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний.

Данные педагогического контроля позволяют следить за физическим состоянием спортсмена, выполнением планов подготовки, определить эффективность используемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования учебно-тренировочного процесса. Таким образом, учитывая актуальность вопросов, связанных с педагогическим контролем в процессе подготовке спортсменов, особое внимание приобретают вопросы:

Оценка эффективности применяемых средств и методов;

Выбор показателей и обоснование контрольных нормативов для оценки различных сторон подготовки спортсмена;

Выявление динамики спортивных результатов и прогнозирование достижений спортсмена;

Отбор талантливых спортсменов.

Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к тренеру. Непосредственная педагогическая деятельность требует от него не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий.

Основой эффективного врачебного контроля за занимающимися спортом является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях тренировки и соревнований (так называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача со спортсменами тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс. Вместе с тем каждый из них имеет свои задачи, содержание, организационные формы и методы.

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

«Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач: 1) выявление противопоказаний к физической тренировке; 2) определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы; 3) контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год)».

Основой этой системы является комплексное врачебное обследование, которое должно дать наиболее полную характеристику состояния занимающихся и на этой основе решить вопросы допуска к занятиям, определить наиболее адекватные для каждого обследуемого формы занятий, режим и методику тренировки. Результаты комплексного обследования служат основой для планирования всей последующей работы со спортсменами.

Методика комплексного врачебного обследования основывается на общих принципах физиологии и клинической медицины. В то же время она имеет и свои специфические особенности, обусловленные необходимостью исследовать человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное состояние, функциональные резервы организма, а нередко и ранние признаки нарушений, которые могут быть вызваны как обычными для человека заболеваниями, так и нерациональным режимом физических нагрузок.

Содержание комплексного врачебного обследования включает: анамнез (общий и спортивный); общий врачебный осмотр и физикальное обследование; определение и оценка физического развития (соматоскопия и антропометрия); рентгеноскопия грудной клетки (или флюрография); клинический анализ крови и мочи; функциональное исследование основных систем, обеспечивающих спортивную работоспособность (главным образом, сердечнососудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и анализаторов) в состоянии относительного покоя; функциональные пробы.

По показаниям проводятся необходимые дополнительные исследования. Объем обследования зависит от его задачи, возраста, пола, спортивной специализации, квалификации обследуемого, а в значительной степени и от наличия необходимых условий.

По задачам и организации выделяют следующие виды обследования: первичные, повторные (этапные) и дополнительные. В промежутках между комплексными обследованиями осуществляется текущий врачебный контроль и исследования в естественных условиях тренировки и соревнований.

На основании обследования составляется заключение о состоянии спортсменов с необходимыми рекомендациями для тренера и самого спортсмена.

Оценка состояния здоровья - основная часть заключения. Заключение «здоров» может быть дано лишь при отсутствии каких-либо (даже незначительных) отклонений и жалоб.

1.8. Контроль в пауэрлифтинге.

Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов в пауэрлифтинге чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме. Для этого тренеру необходимо проводить три вида контроля (оперативный, текущий и этапный).

При осуществлении оперативного контроля непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только: внешние признаки утомления; динамика частоты сердечных сокращений; значительно реже - показатели биохимического состава крови.

До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:

а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости: массы тела; функционального состояния сердечнососудистой системы; функционального состояния системы внешнего дыхания; морфологического состава крови; биохимического состава крови; кислотно-щелочного состояния крови; состав мочи;

б) при выполнении силовых нагрузок: функционального состояния центральной нервной системы; функционального состояния нервно- мышечного аппарата;

в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок: функционального состояния центральной нервной системы; функционального состояния нервно-мышечного аппарата; функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

Важнейшей задачей текущего контроля является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления. При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние: центральной нервной системы; вегетативной нервной системы; сердечнососудистой системы; опорно-двигательного аппарата.

При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий. Регистрируются: общая физическая работоспособность; энергетические потенции организма; функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма; специальная работоспособность.

При осуществлении контроля в пауэрлифтинге тренеру следует обращать особое внимание на работу сердечнососудистой системы спортсмена (пульс, ЧСС, артериальное давление).

Пульс необходимо измерять до и во время нагрузок, засекать время восстановления пульса. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки. У физически тренированных людей частота пульса значительно реже 60 ударов в минуту, а у тренированных спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом, 40-50 ударов в минуту, что говорит об экономичной работе их сердца.

При силовых нагрузках у спортсмена значительно повышается артериальное давление. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне.

Пауэрлифтинг относится к анаэробным видам спорта, поэтому необходимо обращать пристальное внимание на работу дыхательной системы. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.

Осуществляя контроль за физическим состоянием спортсмена, в пауэрлифтинге тренер должен особо обращать внимание на общее самочувствие спортсмена. Самочувствие является интегральным показателем и складывается из: наличия каких - либо необычных ощущений, болей; ощущения бодрости или вялости, усталости; оно может быть хорошим, удовлетворительным или плохим. При появлении у спортсмена необычных ощущений, он должен обратится к тренеру или медработнику и отметить характер неприятных ощущений, их локализацию, возможную причину возникновения.

Тренер должен объяснить спортсмену, что самоконтроль занимает важное место в системе контроля за физическим состоянием. В связи с тем, что занятия пауэрлифтингом связаны с большими нагрузками на суставы, мышцы и связки, которые более всего подвержены травмам, тренирующийся должен обращать на них особое внимание. Благодаря учету и анализу нагрузок, а также самонаблюдению спортсмен может обращаться к тренеру для внесения изменений в тренировочный процесс. Самоконтроль приучает к активному наблюдению и оценке своего состояния. Все свои наблюдения занимающемуся необходимо заносить в дневник тренировок. Показатели самоконтроля делятся на объективные и субъективные.

Из объективных признаков регистрируют частоту сердечных сокращений (ЧСС), вес тела, потоотделение, кистевую динамометрию и др. К субъективным показателям относят самочувствие, оценку работоспособности, желание тренироваться, сон, аппетит, болезненные ощущения.

3. Выводы.

1. Контроль за физическим состоянием спортсмена является обязательной составной частью системы тренировки, обеспечивает ее эффективность, направленную на достижение спортивных результатов.

2. Система контроля способствует решению задач: сохранение здоровья, достижение запланированного уровня подготовленности и рациональная его реализация.

3. В процессе подготовки спортсменов осуществляется комплексный контроль за их физическим состоянием, что позволяет вести постоянное наблюдение за тренировочным процессом и оценивать динамику физического состояния спортсмена под влиянием физических нагрузок.

4. Наиболее информативными и приемлемыми средствами и методами комплексного контроля являются следующие показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, показатели динамометрии, показатели в тесте Купера, пробе Штанге и др.

5. Хорошие показатели физического состояния спортсмена свидетельствуют об адекватности используемых нагрузок и режима тренировки. Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также ее продолжительность, интенсивность и частота занятий определяются уровнем физического состояния спортсмена. Индивидуализация тренировочных нагрузок является важнейшим условием их эффективности и совершенствования физического состояния спортсмена.

6. Для эффективного управления процессом подготовки спортсмена чрезвычайно важны регулярный контроль за его состоянием, работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Список использованной литературы:

1. Барышева Н.В. Минияров В.М. Неклюдова М.Г. Основы физической куль­туры школьника, Самара. 1994.

2. Безруков М.П. Социальная защита социально-профессиональной группы спортсменов: оптимизация управления. М., 2002.

3. Бобырев Н.Д. Формирование элементов педагогического мастерства у студентов высшего учебного заведения. Казань, 1983.

4. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. М., ФиС, 1974.

5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.

6. Годик М.А. Метрологические основы контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов.

7. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М.: Терра-спорт: Олимпия Press, 2006.

8. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. М.,ФиС, 1967.

9. Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов. М., ФиС, 1982.

10. Матвеев JI.П.Основы спортивной тренировки, Москва, ФИС, 1977 г. П.Названов Н.Т. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов. Методические рекомендации. Самара, 1999 год.

12. Намозова С.Ш. Контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

13. Павлов В.И. Принципы организации функционально-диагностического обследования спортсменов и контроля за их текущим состоянием.

14. Петровский В.В.Педагогический и организационно-педагогический контроль в спортивной тренировке. 1985.

15. Розин Е.Ю.. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов,/ Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. №11 1997 год

16. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. JI. Б. Кофмана. М., ФиС, 1998.

17. Основы управления подготовкой юных спортсменов (под. ред. Набатниковой М.Я.) - М., ФиС. 1982

18. "Спортивная метрология" для ИФК, 1982.

Функциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.

Изучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.

Тренированность является комплексным врачебно-педагогичеким понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики.

Надо заметить, что это отражает ведущую роль тренера и преподавателя физической культуры во всем многообразном комплексе проблем, связанных со спортивной тренировкой. Еще сравнительно недавно диагностика тренированности была прерогативой спортивного врача. Новые, более конкретные задачи, стоящие сейчас перед спортивной медициной (см. гл. I), нисколько не уменьшили его роли как в диагностике тренированности, так и в управлении тренировочным процессом.

Поскольку термин «тренированность» приобрел более универсальный характер в современном спорте, потребовалось новое определение того круга вопросов, которые решает спортивный врач в процессе диагностики тренированности (оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем организма и т. д.). Весьма удобным в этом отношении оказался термин «функциональная готовность». Уровень функциональной готовности организма спортсмена (в сочетании с данными о его физической работоспособности) может быть реально использован тренером для диагностики тренированности.

Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.

Физическое воспитание и спортивная тренировка не стихийный, а управляемый процесс. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии, которое определяется, главным образом, здоровьем (соответствием показателей жизнедеятельности норме, степенью устойчивости организма к неблагоприятным внезапным воздействиям), телосложением и состоянием физических функций.

Физическим состоянием человека целесообразно управлять, изменяя его в нужном направлении. Управление физическим состоянием определяется средствами физического воспитания и спорта, к которым, в частности, относятся физические упражнения.

Практически, преподаватель (или тренер) управляет физическим состоянием, воздействуя на поведение спортсмена; он предлагает ему определенные физические упражнения и контролирует правильность их выполнения и получаемые при этом результаты. В действительности поведением спортсмена управляет не тренер, а сам спортсмен, т.е. в ходе спортивной тренировки оказывается воздействие на самоуправляемую систему (организм человека). Большие индивидуальные различия в состоянии спортсменов не дают уверенности в том, что одно и то же воздействие вызовет одинаковую ответную реакцию. Поэтому актуален вопрос об обратной связи: информации о состоянии спортсмена, поступающей тренеру в ходе контроля тренировочного процесса.

Контроль в физическом воспитании и спорте базируется на измерениях показателей, отборе наиболее существенных из них и математической обработке результатов измерений.

Управление учебно-тренировочным процессом включает в себя три стадии: 1) сбор информации; 2) ее анализ; 3) принятие решений (планирование). Сбор информации обычно осуществляется во время комплексного контроля, объектами которого являются:

1) соревновательная деятельность;

2) тренировочные нагрузки;

3) состояние спортсмена.

Различают три типа состояний спортсмена в зависимости от длительности промежутка, необходимого для перехода из одного состояния в другое.

1. Этапное (перманентное) состояние, т.е. состояние, сохраняющееся относительно долго-недели или месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного цикла тренировки) подготовленности-спортивной формой . Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его.

2. Текущее состояние, которое изменяется под влиянием одного или нескольких занятий. Нередко последствие участия в соревнованиях или выполненной на одном из занятий тренировочной работы затягивается на несколько дней. В этом случае спортсмен обычно отмечает явления как неблагоприятного характера (например, мышечные боли), так и позитивного (например, состояние повышенной работоспособности). Такие изменения называют отставленным тренировочным эффектом .



Текущее состояние спортсмена определяет характер ближайших тренировочных занятий и величину нагрузок в них. Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом близким к максимальному, называется текущей готовностью .

3. Оперативное состояние, которое изменяется под влиянием однократного выполнения физических упражнений и является крайне преходящим (например, утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки). Оперативное состояние спортсмена изменяется в ходе тренировочного занятия и должно учитываться при планировании интервалов отдыха между подходами, повторными забегами, при решении вопроса о целесообразности дополнительной разминки и т.п. Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом близким к максимальному, называется оперативной готовностью .

Необходимость выделения трех видов состояний определяется тем, что средства контроля, используемые для каждого из них, существенно различны.

В соответствии с этим целесообразно выделять три основные разновидности контроля за состоянием спортсмена:

1) этапный контроль, цель которого-оценить этапное состояние (подготовленность) спортсмена;

2) текущий контроль, основная задача которого-определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена;

3) оперативный контроль, цель которого-экспресс-оценка состояния спортсмена в данный момент.



mob_info