Когда появились олимпийские игры в древней греции. История олимпийских игр в древней греции. Олимпийские игры: история, символика, как все зародилось и как дошло до зимней России

Древняя Греция подарила всей цивилизации не только крупнейшее культурное наследие, но и масштабные спортивные состязания, названные Олимпийскими играми и ставшие в современном мире международными. Наша статья рассказывает об античных соревнованиях.

Начало олимпийских игр

Древнегреческие мифы гласят, что первые состязания проводились для Зевса в Олимпии (святилище на Пелопоннесе). В них участвовал и победил Геракл. Место проведения и дало название соревнованиям.

Олимпийские игры в Греции в древности ведут официальный отсчет с 776 года до н. э. как часть религиозного праздника, который отмечался в 1-е полнолуние после летнего солнцестояния. Инициаторами организации соревнований считаются правитель Элиды и законодатель Спарты.

В Олимпии был выстроен специальный стадион с трибунами. После постепенного расширения он мог вместить приблизительно 40 тысяч зрителей.

Рис. 1. Древняя Олимпия.

На время проведения Олимпийских игр устанавливалось священное перемирие. После официального объявления о начале празднования запрещено было вести военные действия на всей территории Греции.

Правила проведения

Олимпийские игры проводились через каждые четыре года. Продолжались пять дней и делились на две части:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • непосредственно состязания;
  • религиозные обряды и чествование победителей, которых награждали оливковым венком и пальмовыми ветвями.

Победителей определяли двое судей, позже их число увеличили в среднем до десяти. Под управление судьям передавали полицейский отряд.

Участвовать в олимпийских играх могли только полноправные греки мужского пола (также римляне после захвата территорий Греции). За месяц до начала состязаний желающие демонстрировали судьям свои умения и приносили клятву Зевсу о том, что 10 месяцев посвятили тренировкам. Порядок участников определял жребий.

Греческие женщины не допускались даже к просмотру игр, исключение составляли жрицы богини плодородия Деметры. Для участия существовала одна хитрость: женщины могли управлять колесницами, а победителем объявляли владельца лошади или повозки.

Для активных женщин были отдельно созданы специальные состязания. Победительницу награждали оливковым венком и продуктами.

Рис. 2. Гонки на колесницах в Древней Греции.

Виды античных соревнований

Перечислим и кратко опишем виды состязаний:

  • Бег : первый олимпийский вид спорта был представлен бегом на одну дистанцию (192 м.) с 1-х по 13-е игры, двойным бегом с 14-х, долгим бегом (7 дистанций) с 15-х, бегом в полном вооружении (2 дистанции в шлеме, со щитом) с 65-х;
  • Единоборства : представлены кулачными боями с 23-х игр (запрещались подножки, удары ногами, захват), панкратион с 33-х (рукопашный бой, нанесение ударов руками и ногами), борьба с 18-х (удары запрещены, допустимы толчки);
  • Пентатлон : пятиборье с 18-х игр, состоящее из бега, борьбы, прыжков в длину, метания копья и диска;
  • Гонки на колесницах : гонки квадриг (двухколесная повозка с четверкой лошадей) с 25-х игр, скачки на конях с 33-х, гонки колесниц с двумя конями с 93-х;
  • Состязания трубачей и герольдов : добавлены с 96-х игр, как особый вид соревнований, соединяющий эстетику и спорт.

Рис. 3. Античный бег.

Олимпийские игры просуществовали до 394 года н. э. Их отменил христианский римский император Феодосий. За это время было проведено 293 игры.

Что мы узнали?

Прочитав статью об олимпийских играх в древности, мы выяснили их особенности, условия проведения; узнали основные виды состязаний, первым из которых был бег. Используя эту информацию можно составить качественный доклад на тему, обозначенную выше, для урока истории 5 класса.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1124.

Первоначально атлетами могли быть только и исключительно местные жители Олимпии. Однако, к тринадцатым по счету играм, к ним присоединяются жители всей древней Греции. Впоследствии, к участникам олимпийских состязаниий присоединяются жители из древнегреческих городов-колоний, прибывавшие отовсюду - от Черного до Средиземного морей.

Участниками Олимпийских игр в древней Греции становились только свободные греки, не совершавшие когда-либо тех или иных преступлений, не нарушавшие клятвы и не запятнавшие себя бесчестными поступками. Соотвественно, рабам и чужеземцам невозможно было представлять какой либо греческий город.
Что касается возрастных ограничений, то участниками состязаний могли стать как взрослыемужчины, так и юноши, не достигшие возраста 20 лет.

Их называли «эфебы», что переводится как «возмужалые».
Запрещалось участвовать женщинам. Причем ограничение касалось не только участия в соревнованиях, но и самого присутствия на территории, где проходило празднество. Исключением из правила было присутствие жрицы, представительницы богини Деметры, а также возницей квадриг могла быть женщина, соответсвенно получая право выступать на ипподроме.

Проживали участники Олимпийских игр на окраине Альтиса, где за месяц до открытия состязаний они тренировались в палестре и гимнастики. Эта традиция стала прообразом олимпийской деревни, имеющей место в современных играх. Расходы на проживание спортсменов в Олимпии, подготовку состязаний и различных религиозных церемоний, брали на себя либо сами атлеты – участники игр, либо город, от которого они выступали.

Как проходили Олимпийские игры в древней Греции

Дату начала мероприятия назначала специально созданная для этого комиссия, о чем потом специальные люди, именуемые спондофорами, оповещали жителей других греческих государств. Атлеты приезжали в Олимпию за месяц до начала игр, на протяжении этого времени они должны были тренироваться под руководством опытных тренеров.
За ходом соревнований наблюдали судьи – элладоники. Помимо судейской функции в обязанности элладоников входила организация всего олимпийского праздника.



Каждый атлет перед тем, как выступить перед народом, должен был доказать судьям, что в течении десяти месяцев до начала игр, он усиленно готовился к состязаниям. Клятву приносили около статуи Зевса.
Первоначально продолжительность Олимпийских игр составляла 5 дней, но позже она достигала и месяца. Первый и последний день игр посвящался религиозным ритуалам и церемониям.
О последовательности проведения определенного вида состязаний публика узнавала с помощью специальной вывески. Желающие принять в нем участие должны были определить свой порядок с помощью жребия.

Победители Олимпийских игр в древней Греции

Победителей Олимпийских игр в древней Греции называли олимпиониками. Они становились известными во всей Греции, их с почетом встречали на родине, так как атлеты представляли на играх не только самого себя, но и город-государство, откуда он прибывал. В случае трехкратной победы на играх, в Олимпии в честь такого атлета устанавливался бюст. Наградой победителя служил оливковый венок, а также он вставал на пьедестал, функцию которого выполнял бронзовый треножник и брал в руки пальмовые ветви. Также в качестве награды выдавали небольшую денежную премию, но самые настоящие блага он получал уже по возвращению домой. На родине он получал множество различных привилегий.
Одним из самых знаменитых олимпиоников считается Милон из Кротона. Свою самую первую победу в борьбе он одержал в 540 году до нашей эры, во время 60-й Олимпиады. Позднее, между 532 и 516 годами, он победил пять раз, и только в возрасте 40 лет проиграл более молодому атлету, не получив статус олимпионика в седьмой раз.

Закат Олимпийских игр

Во втором веке до н.э. Олимпийские игры начали терять свою большую значимость, превратившись в соревнования местного масштаба. Это связано с завоеванием древней Греции римлянами. Причинами потери былой популярности считают несколько факторов. Одним из них называют профессионализм атлетов, когда игры стали по сути коллекционированием побед со стороны олимпиоников. Римляне, под чьим господством оказалась Греция, спорт воспринимали исключительно как зрелище, соревновательный дух Олимпиады им не был интересен.

Кто запретил Олимпийские игры в древней Греции

Прекращение тысячелетней истории Олимпийских игр стало следствием изменения религии. Они были тесно переплетены с греческими языческими богами, поэтому их проведение стало невозможным после принятия христианской веры.

Исследователи связывают запрет Олимпийских игр с неким римским императором, Феодосием. Именно он издает в 393 году н.э. свод законов, запрещающих язычество, и Олимпийские игры в соответствиями с этими новыми законодательными актами становятся полностью запрещенными.

Оздоровительные силы природы

К оздоровительным силам природы относятся солнце, воздух и вода.

Эти природные факторы играют чрезвычайно громадную роль в жизни человека. Прежде всего, они являются условиями жизни вообще, а само здоровье человека зависит от того, как он ими пользуется.

Применение оздоровительных сил прероды для физ. воспитания осуществляется по двум направлениям:

Как необходимые условия физкультурных занятий (занятия на свежем воздухе способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физ. Упр., повышают устойчивость организма к температурным колебаниям, солнечной радиации, повышают общую работоспособность организма, замедляют процессы утомления)

Как относительно самостоятельные средства закаливания и оздоровления организма занимающихмя (систематические закаливающие процедуры- дозированные солнечные ванны, водные процедуры, обливания, обтирания, купания в реках и водоемах, прибывание в условиях среднегорья, при этом не нарушается мера приспособительных возможностей организма, укрепляется здоровье, повышается работоспособность).

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР связано с именем Пьера де Кубертена, (1863-1937) французского аристократа, просветителя, увлеченного идеей реформировать образование во Франции, внедрив элементы античного воспитания молодежи. Разочаровавшись в политике и перспективе военной карьеры, молодой барон Пьер де Кубертен решил посвятить себя просветительской реформе во Франции. Он написал и в 1886-1887 гг. опубликовал ряд статей по проблемам физического воспитания.

Во второй половине 19 в., благодаря созданию первых международных федераций (гимнастов, 1881, гребцов, 1892, конькобежцев, 1892) и проведению мировых чемпионатов и международных встреч, спорт становится одним из важнейших элементов межгосударственного общения, способствующих сближению народов.

Инициативу Кубертена на учредительном конгрессе в Париже (1894) поддержали представители 12 стран. Был создан руководящий орган олимпийского движения Международный олимпийский комитет (МОК) и утверждена разработанная бароном Олимпийская хартия свод правил и положений МОК.

Впоследствии Олимпийская хартия стала основой уставных документов Международного олимпийского комитета. В ее первом разделе даны описание и статут Олимпийского флага (утвержден МОК в 1913 по предложению П. де Кубертена) белое полотнище с олимпийским символом, представляющим собой пять цветных переплетенных колец (по количеству континентов). Олимпийский символ также предложен Кубертеном и утвержден МОК в 1913 году. С 1920, наряду с символом, составной частью олимпийской эмблемы является олимпийский девиз Citius, altius, fortius («Быстрее, выше, сильнее»). В 1928 была воплощена идея Кубертена, высказанная им еще в 1912, зажигание Олимпийского огня от солнечных лучей (с помощью линзы) у храма Зевса в Олимпии и его доставка факельной эстафетой на Олимпийский стадион к церемонии открытия Игр по специальному маршруту, разработанному оргкомитетом очередных игр совместно с Национальными олимпийскими комитетами (НОК) стран, по территории которых он проходит.

Согласно Олимпийской хартии, честь проведения Олимпийских игр предоставляется городу, а не стране. Решение об избрании столицы Олимпийских игр принимается МОК не позднее чем за 6 лет до начала игр.

Летние Олимпийские игры 1896 года - первые современные летние Олимпийские игры - проходили с 6 по 15 апреля в Афинах, Греция.

Первые Олимпийские игры современности первоначально планировалось провести на том же стадионе в Олимпии, где проходили Олимпийские игры Древней Греции. Однако это требовало слишком больших реставрационных работ, и первые возрожденные олимпийские состязания состоялись в столице Греции Афинах.

6 апреля 1896 года на отреставрированном античном стадионе в Афинах греческий король Георгий объявил первые Олимпийские игры современности открытыми. На церемонии открытия присутствовали 60 тысяч зрителей.

В Играх I Олимпиады приняли участие 241 спортсмен из 14 стран: Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии (на момент проведения Игр Венгрия входила в состав Австро-Венгрии, но на соревнованиях венгерские спортсмены выступали отдельно), Германии, Греции, Дании, Италии, США, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции.

Спортсмены России довольно активно готовились к Олимпиаде, однако из-за отсутствия средств российская команда на Игры не была направлена.

Как и в древние времена, в соревнованиях первой Олимпиады современности принимали участие только мужчины.

Легкоатлетические соревнования стали самыми массовыми - в 12 видах приняли участие 63 спортсмена из 9 стран. Наибольшее количество видов - 9 - выиграли представители США.

Первым олимпийским чемпионом стал американский легкоатлет Джеймс Коннолли, победивший в тройном прыжке с результатом 13 метров 71 сантиметр.

Поскольку искусственных бассейнов в Афинах не было, соревнования по плаванию были проведены в открытом заливе у города Пирей; старт и финиш были отмечены прикрепленными к поплавкам канатами. Соревнования вызвали огромный интерес - к началу первого заплыва на берегу собралось около 40 тысяч зрителей. Участие приняли около 25 пловцов из шести стран, большинство - морские офицеры и матросы торгового флота Греции.

Кульминацией Олимпийских игр стал марафонский бег. В отличие от всех последующих олимпийских состязаний в марафонском беге, длина дистанции марафона на Играх I Олимпиады равнялась 40 километрам. Классическая длина марафонской дистанции - 42 километра 195 метров. Первым с результатом 2 часа 58 минут 50 секунд финишировал греческий почтальон Спиридон Луис, ставший после этого успеха национальным героем. Кроме олимпийских наград ему достались золотой кубок, учрежденный французским академиком Мишелем Бреалем, настоявшим на включении в программу Игр марафонского бега, бочка вина, талон на бесплатное питание в течение года, бесплатный пошив платья и пользование услугами парикмахера на протяжении всей жизни, 10 центнеров шоколада, 10 коров и 30 баранов.

Награждение победителей происходило в день закрытия Игр - 15 апреля 1896 года. С Игр I Олимпиады установилась традиция исполнения в честь победителя национального гимна и подъема национального флага. Победителя увенчивали лавровым венком, ему вручали серебряную медаль, оливковую ветвь, срезанную в Священной роще Олимпии, и диплом, выполненный греческим художником. Обладатели вторых мест получили бронзовые медали.

Гигиенические факторы.

К гигиеническим факторам относятся: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха, спорт.костюма), соблюдение режима сна (нарушение начисто может снять положительный эффект занятий физ. упр. и даже нанести вред здоровью), соблюдение режима питания (нарушение снижает результат физ.воспит.), соблюдение режима труда и отдыха. Непосильный труд ухудшает здоровье, как и постоянный отдых.

Гибкостью называют морфофункциональную способность двигательного аппарата, позволяющую выполнять движения с определенной амплитудой.

Гибкость влияет на уровень развития координационных способностей, выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей.

У человека с плохой гибкостью движения медленнее при прочих равных условиях, т.к. малая подвижность в суставах снижает скорость движения. Такой человек быстрее устает, так как движения с одной и той же амплитудой не гибкий человек тратит больше энергии, чем гибкий.

Гибкость зависит от следующих факторов:

1. Анатомическое строение и форма суставов и сочленяющихся поверхностей. Более глубокая суставная впадина ограничивает размах подвижности в данном сочленении. В связи с этим гибкость в значительной мере определяется врожденными, наследственными особенностями, имеющие большие индивидуальные различия.

2. Эластичность мышечно - связочного аппарата, окружающего суставы.

3. Силовая способность мышечной системы, в частности, сила мышц, производящих движение(синергисты), и степень расслабленности антагонистов.

4. Возраст и пол человека (естественным путем гибкость увеличивается в среднем до 10-12 лет, затем стабилизируется, и с 25-30 лет начинает снижаться). Оптимальный возраст совершенствования гибкости с 8 до 14 лет.

5. Внешние условия: температура воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С); проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки), время суток (утром гибкость минимальна, днем увеличивается, вечеров в следствии утомления снижается).

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

Активная гибкость - движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Пассивная гибкость - способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (проявляется в движениях) и статическую (проявляется в позах).
Выделяют также общую (высокая подвижность во всех суставах) и специальную гибкость (амплитуда движений, соответствующая технике конкретного двигательного действия).

Основным средством развития гибкости явл:

Динамические упр без отягощения,

Динамические упр с отягощениями,

Статические упр.

Билет 28

1. Современные Олимпийские игры, их символика и ри​туалы. Олимпийская хартия – основной закон спортивного дви​жения современности.

Современные Олимпи́йские и́гры - крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в четыре года под эгидой Международного олимпийского комитета.

Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних Игр.

В тех же местах проведения Олимпийских игр спустя несколько дней проводятся Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями.

Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК).

Символ Олимпийских игр - олимпийские кольца, пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти обитаемых частей света в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду - голубой, чёрный и красный. В нижнем ряду - жёлтый и зелёный.

Среди традиционных ритуалов Игр (в порядке их проведения):

  • грандиозные и красочные церемонии открытия и закрытия Игр.
  • открытие и закрытие начинаются с театрализованного представления, которое должно представить зрителям облик страны и города, познакомить с их историей и культурой.
  • торжественный проход спортсменов и членов делегаций по центральному стадиону. произнесение приветственных речей президентом МОК (обязательно), а также председателем Оргкомитета или иным официальным представителем принимающего государства. Официальное открытие игр (обычно главой государства) фразой: «(порядковый номер игр) летние (зимние) Олимпийские игры объявляю открытыми». После чего, как правило производится орудийный залп и множество залпов салюта и фейерверка.
  • поднятие флага Греции как страны-родоначальницы Игр с исполнением её национального гимна (на закрытии).
  • поднятие флага страны-хозяйки Игр с исполнением её национального гимна.
  • произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, олимпийской клятвы от имени всех участников игр о честной борьбе в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом;
  • произнесение несколькими судьями от имени всех судей клятвы о беспристрастном судействе;
  • поднятие Олимпийского флага с исполнением официального Олимпийского гимна.
  • иногда - поднятие флага Мира (голубое полотнище, на котором изображен белый голубь, держащий в клюве оливковую ветвь - два традиционных символа Мира), символизирующее традицию прекращать на время Игр все вооруженные конфликты.
  • венчает церемонию открытия зажжение олимпийского огня. Чаша располагается высоко над стадионом. Огонь должен гореть в течение всей Олимпиады и гасится в конце церемонии закрытия.
  • вручение победителям и призёрам соревнований медалей на специальном подиуме с поднятием государственных флагов и исполнением национального гимна в честь победителей.
  • Во время церемонии закрытия также проходит театрализованное представление - прощание с Олимпиадой, проход участников, речь президента МОК и представителя страны-хозяйки. Олимпийская хартия - документ, в котором изложены основополагающие принципы Олимпизма, правила, принятые МОК.

Олимпийская хартия выполняет три задачи:

  • документ конституционного характера, устанавливающий принципы и ценности Олимпизма;
  • устав МОК;
  • положение по распределению обязанностей между Международным олимпийским комитетом, международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами и организационными комитетами по проведению Олимпийских игр.

2. ​ Методы физического воспитания. Их общая систематика и характеристика основных групп методов

Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4):специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) иобщепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания :

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы методы физического воспитания :

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Метод строго регламентированного упражнения. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Игровой метод. Всистеме физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Словесный(вербальный) и методы обеспечения наглядности (сенсорный методы.) Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и информации.

3. Средства и методы стимулирования мышечной массы и гармонизации мышечной композиции морфоструктуры организма.

Оптимизация мышечных объемов производна в ре­шающей мере от всестороннего развития двигательных способно­стей. Вместе с тем она закономерно зависит от индивидуальных особенностей телосложения и других факторов, в частности от осо­бенностей спортивной специализации.

во-первых, в связи с обеспечением гармоничного формирования свойств телосложения, особенно если при этом нужно избиратель­но воздействовать на те или иные звенья мышечной системы, ко­торые по различным причинам отстают в своем развитии;

во-вторых, когда обеспечивается повышение и сохранение до­стигнутого уровня развития собственно-силовых способностей, по­скольку он в значительной мере обусловлен ростом мышечной массы.

Хотя многие физические упражнения в той или иной мере способствуют увеличению мышечной массы, при необхо­димости активизировать гипертрофию скелетных мышц предпочте­ние отдается силовым упражнениям, входящим в состав силовой (атлетической) гимнастики и тяжелой атлетики.

Известно, что синтез мышечных белков в известной мере прямо пропорционален их расходованию (расщеплению, распаду) во время напряженной мышечной работы, выполняемой в анаэробных условиях. Поэтому адекватным средством стимулирования гипертрофии мышц являются силовые упражнения, характеризующиеся значительными отягощениями, но не предельной интенсивностью, позволяющей продлить их воздействие путем слитных серийных повторений.

Комплексы упражнений, используемых для активизации мышеч­ной гипертрофии, на различных этапах физического воспитания, естественно, различны. В них включают в зависимости от преимущественной направленности воздействий упражнения с общим (генерализованным), региональным и локальным охватом звеньев мышечной системы. Указанный подход к нормированию нагрузок остается справедливым и при использовании преимущественно ло­кальных упражнений, но конкретные величины нагрузок необходимо варьировать, конечно, применительно к особенностям функциониро­вания и строения подвергаемых воздействию мышц. Усилению действенности упражнений, стимулирующих мышеч­ную гипертрофию, способствует ряд методических приемов, которые повышают степень суммации воздействий в процессе серийного вос­произведения упражнений по мере адаптации к привычной норме нагрузки.

Одним из наиболее существенных условий эффектив­ности упражнений, используемых для активизации роста мышц, является соответст­венно сбалансированное питание, включающее в увеличенном объеме белки, преиму­щественно животного происхождения, - строительный материал мышечного биосин­теза.

Проблему устранения избытков жировой, а иногда и общей массы тела практически все же приходится решать и в физи­ческом воспитании. Лучший способ действия в таких ситуациях (не считая патологи­ческих случаев, требующих специального врачебного вмешательст­ва) заключается прежде всего в устранении привходящих причин нежелательных отклонений в массе тела с помощью полноценного физического воспитания и соответственно скорректированного пита­ния. Для борьбы с излишками жировой масс тела рекомендуют преимущественно продолжительные упражнения умеренной интенсивности типа ходьбы, бега, плавания, передвижения на велосипеде, на лыжах, гребли и т. д.

Билет 29

1. Национальные и общечеловеческие ценности в олимпий​ском движении. Олимпизм – единство спорта , культуры и образования. Принципы олимпизма.

Основные ценности современного олимпийского движения, ориентируясь на идеи гуманизма, впервые сформулировал и обосновал Пьер де Кубертен, которому, как отмечается в Олимпийской хартии, принадлежит концепция современного олимпизма. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:

1. Олимпиец - личность, для которой характерны:

  • целостное, гармоничное развитие физических, психических и духовных (нравственных, эстетических) качеств;
  • активность, целеустремленность, ориентация на постоянное самопознание, самосовершенствование, достижения в своей деятельности.

2. Поведение в спорте, адекватное олимпийским принципам и идеалам:

  • не просто участие в спортивных соревнованиях, а постоянное стремление к повышению своих результатов, мужество, воля, настойчивость для максимально возможных (с учетом собственных возможностей) спортивных достижений, к победе над соперником при строгом соблюдении не только правил, но и нравственных принципов, лежащих в основе честной игры;
  • отказ от желания победить любой ценой (за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперника, посредством обмана, насилия, нечестного судейства, других антигуманных действий).

3. Гуманистические ценности мира, дружбы и взаимопонимания: демократизм, интернационализм, равноправие всех людей и народов, просвещение в духе истинного патриотизма в сочетании с взаимоуважением наций, несмотря на расовые, религиозные и политические различия.

Единство спорта и культуры не ограничивается только Олимпийскими играми, только элитой спорта и искусства. Среди других основополагающих принципов Олимпийская хартия называет соединение спорта с образованием, воздействующее на миллионы любителей спорта, и прежде всего на молодое поколение. В органическом единстве с образованием выступает олимпийское воспитание. Потенциальные возможности олимпийского движения в стремлении к гуманизму достойным образом оценил Пьер де Кубертен, еще на заре возрождения Олимпийских игр заметив, что в современном мире, полном могучих возможностей и одновременно опасностей, губительных разрушений, олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как и физической выносливости и силы.

Основополагающие принципы Олимпизма:

1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

3. Олимпийское движение представляет собой концентрированную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх. Ее символом являются пять переплетенных колец.

4. Заниматься спортом - одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры. Организация, руководство и управление спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

5. Любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола - несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению.

6. Принадлежность к Олимпийскому движению требует обязательного соблюдения положений Олимпийской Хартии и признания МОК.

2. Методы строгой регламентации физических упражнений, используемые при обучении двигательным действиям

Методы обучения двигательным действиям . К ним относятся:

1)целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный ;

3) сопряженного воздействия .

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Недостаток расчлененного метода заключается в т ом, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

3. Эффективные режимы использования упражнений для уменьшения жировой массы тела

Проблему устранения избытков жировой, а иногда и общей массы тела практически все же приходится решать и в физи­ческом воспитании. Она возникает при общем дефиците двигатель­ной активности, чрезмерном сокращении нагрузок или прекращении регулярных занятий физическими упражнениями (из-за разных привходящих обстоятельств, в частности травм и заболеваний), несбалансированном питании и в некоторых других случаях (при сгонке веса для перехода в менее тяжелую весовую категорию, для увеличения показателей относительной силы и т.д.). Понятно, что лучший способ действия в таких ситуациях (не считая патологи­ческих случаев, требующих специального врачебного вмешательст­ва) заключается прежде всего в устранении привходящих причин нежелательных отклонений в массе тела с помощью полноценного физического воспитания и соответственно скорректированного пита­ния. При этом в физическом воспитании особое значение приобре­тает направленное использование тех его факторов, которые дают в этом отношении повышенный эффект.

Оценивая действенность различного рода физических упражнений как факторов уменьшения жировой массы тела, обычно исходят в первую очередь из их энер­гоемкости, или калориметрической стоимости (объема расходов энергии при их выполнении, выраженного в калориях). Хорошо известно, что наибольшими эиерготратами в наименьшее время (в расчете на секунду) характеризуются упражнения предельной интенсивности, однако суммарные энерготраты при их выполнении относительно невелики (например, непосредственно за время сприн­терского бега на 100 м они не достигают и 20 ккал), что ограничи­вает их воздействие на метаболические процессы, приводящие к уменьшению жировой массы тела. Суммарный объем энерготрат по ходу упражнения при прочих равных условиях тем больше, чем больше его продолжительность.

Использование организменных жиров в качестве основных источников энергии происходит но мере исчерпания углеводных запасов в организме, что наблюдается обычно, когда работа непрерывного характера, вовлекающая в активное функцио­нирование крупные мышечные группы, длится достаточно долго - примерно не ме­нее 30 мин. Даже при довольно значительном разовом объеме нагрузки траты организ­менных жиров относительно невелики. Например, они составляют у взрослых люде не занимающихся спортом, при ускоренной ходьбе на 3,6 и 8 км от 15-17 до 70 соответственно дистанции (по данным Н. Цунца и др.).

Исходя из сказанного, для борьбы с излишками жировой масс тела рекомендуют преимущественно продолжительные упражнения умеренной интенсивности типа ходьбы, бега, плавания, передвижения на велосипеде, на лыжах, гребли и т. д.

Вместе с тем по мере развития общей тренированности все более действен­ными средствами устранения избыточной массы тела (причем, что особенно важно, с одновременной оптимизацией соотношения его активных и пассивных компонентов) могут служить упражнения относительно высокой интенсивности, в том числе и упражнения с отягощениями. Конечно, это справедливо при условии, если сум­марный объем энерготрат доводится до достаточно больших вели­чин (200-300 ккал/ч и более) путем многократных серийных по­вторений со строго нормированными интервалами отдыха.

Для избавления от значительных жировых отложений необходимо продолжительное массированное применение соответственное направленных упражнений с постепенным увеличением объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Основой эффективного режима использования физических упражнений для устранения избытков жировой массы является система ежедневных нагрузок, связанных с настолько значительными суммарными энерготратами, чтобы они превышали в течение определенного времени приход энергоресурсов, поступающих с пищей.

В Париже в Большом зале Сорбонны собралась комиссия по возрождению Олимпийских игр. Ее генеральным секретарем стал барон Пьер де Кубертен. Затем оформился Международный Олимпийский Комитет — МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран.

Первые Олимпийские игры современности первоначально планировалось провести на том же стадионе в Олимпии, где проходили Олимпийские игры Древней Греции. Однако это требовало слишком больших реставрационных работ, и первые возрожденные олимпийские состязания состоялись в столице Греции Афинах.

6 апреля 1896 года на отреставрированном античном стадионе в Афинах греческий король Георгий объявил первые Олимпийские игры современности открытыми. На церемонии открытия присутствовали 60 тысяч зрителей.

Дата церемонии была выбрана не случайно — в этот день пасхальный понедельник совпал сразу в трех направлениях христианства — в католицизме, православии и протестантизме. Эта первая церемония открытия Игр заложила две олимпийские традиции — открытие Игр главой государства, где проходят соревнования, и исполнение Олимпийского гимна. Однако таких непременных атрибутов современных Игр, как парад стран-участниц, церемония зажжения Олимпийского огня и произнесение Олимпийской клятвы, не было; они были введены позже. Не было Олимпийской деревни, приглашенные спортсмены сами обеспечивали себя жильем.

В Играх I Олимпиады приняли участие 241 спортсмен из 14 стран: Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии (на момент проведения Игр Венгрия входила в состав Австро-Венгрии, но на соревнованиях венгерские спортсмены выступали отдельно), Германии, Греции, Дании, Италии, США, Франции, Чили, Швейцарии, Швеции.

Спортсмены России довольно активно готовились к Олимпиаде , однако из-за отсутствия средств российская команда на Игры не была направлена.

Как и в древние времена, в соревнованиях первой Олимпиады современности принимали участие только мужчины.

Программа первых Игр включала девять видов спорта — борьба классическая, велоспорт, гимнастика, легкая атлетика, плавание, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и фехтование. Было разыграно 43 комплекта наград.

Согласно античной традиции Игры начались с состязаний легкоатлетов.

Легкоатлетические соревнования стали самыми массовыми — в 12 видах приняли участие 63 спортсмена из 9 стран. Наибольшее количество видов — 9 — выиграли представители США.

Первым олимпийским чемпионом стал американский легкоатлет Джеймс Коннолли, победивший в тройном прыжке с результатом 13 метров 71 сантиметр.

Соревнования по борьбе проходили без единых утвержденных правил проведения схваток, не было также и весовых категорий. Стиль, в котором соревновались атлеты, был близок к сегодняшнему греко-римскому, однако разрешалось хватать соперника за ноги. Разыгрывался всего один комплект медалей среди пяти спортсменов, причем только двое из них соревновались исключительно в борьбе — остальные принимали участие в соревнованиях и по другим дисциплинам.

Поскольку искусственных бассейнов в Афинах не было, соревнования по плаванию были проведены в открытом заливе у города Пирей; старт и финиш были отмечены прикрепленными к поплавкам канатами. Соревнования вызвали огромный интерес — к началу первого заплыва на берегу собралось около 40 тысяч зрителей. Участие приняли около 25 пловцов из шести стран, большинство — морские офицеры и матросы торгового флота Греции.

Медали были разыграны в четырех видах, все заплывы проходили "вольным стилем" — разрешалось плыть любым способом, меняя его по ходу дистанции. В то время наиболее популярными способами плавания были брасс, "овер-арм" (усовершенствованный способ плавания на боку) и "треджен-стиль". По настоянию организаторов Игр в программу был включен также прикладной вид плавания — 100 метров в матросской одежде. В нем участвовали только греческие матросы.

В велоспорте было разыграно шесть комплектов медалей — пять на треке и одна на шоссе. Трековые гонки прошли на специально построенном к Играм велодроме "Нео Фалирон".

В соревнованиях по спортивной гимнастике было разыграно восемь комплектов наград. Соревнования проходили на открытом воздухе, на Мраморном стадионе.

В стрельбе было разыграно пять комплектов наград — два в стрельбе из винтовки и три в стрельбе из пистолета.

Соревнования по теннису прошли на кортах Афинского теннисного клуба. Было проведено два турнира — в одиночном и парном разряде. На Играх 1896 года еще не существовало требование, чтобы все члены команды представляли одну страну, и некоторые пары были интернациональными.

Соревнования по тяжелой атлетике проходили без разделения на весовые категории и включали в себя две дисциплины: выжимание двумя руками шаровой штанги и поднимание гантели одной рукой.

В фехтовании было разыграно три комплекта наград. Фехтование стало единственным видом спорта, куда были допущены и профессионалы: отдельно были проведены соревнования среди "маэстро" — преподавателей фехтования ("маэстро" были допущены также на Игры 1900 года, после чего подобная практика прекратилась).

Кульминацией Олимпийских игр стал марафонский бег . В отличие от всех последующих олимпийских состязаний в марафонском беге, длина дистанции марафона на Играх I Олимпиады равнялась 40 километрам. Классическая длина марафонской дистанции — 42 километра 195 метров. Первым с результатом 2 часа 58 минут 50 секунд финишировал греческий почтальон Спиридон Луис, ставший после этого успеха национальным героем. Кроме олимпийских наград ему достались золотой кубок, учрежденный французским академиком Мишелем Бреалем, настоявшим на включении в программу Игр марафонского бега, бочка вина, талон на бесплатное питание в течение года, бесплатный пошив платья и пользование услугами парикмахера на протяжении всей жизни, 10 центнеров шоколада, 10 коров и 30 баранов.

Когда и где появились Олимпийские игры? И кто является основоположником олимпийских игр, Вы узнаете из этой статьи.

История возникновения Олимпийских игр кратко

Зародились Олимпийские игры в Древней Греции, ведь присущий грекам атлетизм, стал причиной появления спортивных игр. Основоположником Олимпийских игр является царь Эномай, который организовал спортивные игры для тех, кто желал взять его дочь Гипподамию в жены. По легенде, ему предсказали, что причиной смерти станет его зять. Поэтому молодые люди, победившие в тех или иных соревнованиях, погибали. Только хитрый Пелопс обогнал Эномая на колесницах. Да так, что царь сломал себе шею и умер. Предсказание сбылось, а Пелопс, став царем, учредил каждые 4 года организовывать Олимпийские игры в Олимпии.

Считается, что в Олимпии, месте, где проводились первые Олимпийские игры, первые соревнования состоялись в 776 году до нашей эры. Имя того, кто был первым победителем игр в Древней Греции – Кореб из Элиды, который победил в состязании в беге.

Олимпийские игры в древней Греции виды спорта

Первые 13 игр единственным видом спорта, в котором состязались участники, был бег. После было пятиборье. Оно включало бег, метание копья, прыжки в длину, метание диска, борьбу. Немного позже добавили состязание колесниц и кулачный бой.

Современная программа Олимпийских игр включает 7 зимних и 28 летних видов спорта, то есть 15 и 41 дисциплин соответственно. Все зависит от сезона.

Как только римляне присоединили Грецию к Риму, число национальностей, которые могут брать участие в играх, увеличилось. В программу состязаний добавились бои гладиаторов. Но в 394 году нашей эры император Феодосий І, поклонник христианства, отменил Олимпийские игры, считая их развлечением для язычников.

Олимпийские игры на целых 15 столетий канули в Лету. Первым, кто сделал шаг к возрождению забытых состязаний, был монах-бенедиктинец Бернар де Монфокон. Он интересовался историей и культурой Древней Греции и настаивал на том, что нужно провести раскопки в том месте, где когда-то была знаменитая Олимпия.

В 1766 году Ричард Чандлер нашел около горы Кронос руины неизвестных сооружений античности. Это была часть стены храма. В 1824 году лорд Станхоф, археолог, приступил к раскопкам на берегах Алфея. В 1828 году эстафету раскопок Олимпии подхватили французы, а в 1875 году – немцы.

Пьер де Кубертен, государственный деятель Франции настаивал на том, что необходимо возобновить Олимпийские игры. И в 1896 году были проведены первые возродившиеся Олимпийские игры в Афинах, которые популярны и сейчас.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали где и когда возникли Олимпийские игры.

Первые Игры

Мало для кого является секретом, что первые Олимпийские игры были проведены в Греции еще в 776 году до нашей эры. Местом для соревнований было выбрано небольшое селение Олимпия. На то время состязания проводились всего в одной дисциплине, которой был бег на расстояние в 189 метров. Интересная особенность, которая выделяла первые Олимпийские игры в Греции, заключалась в том, что в них могли принимать участие только мужчины. При этом они состязались без обуви и какой-либо одежды на себе. Помимо всего прочего, право наблюдать за ходом соревнований получила лишь одна женщина, которую звали Деметра.

История Олимпиад

Первые Олимпийские игры имели большой успех, поэтому традиция их проведения сохранилась еще на 1168 лет. Уже в то время было решено проводить подобные состязания каждые четыре года. Подтверждением большого их авторитета является тот факт, что на время состязаний между государствами, которые пребывали в состоянии войны, всегда заключался временный мирный договор. Каждая новая Олимпиада получала множество изменений по сравнению с тем, какими были первые Олимпийские игры. Прежде всего, речь идёт о добавлении дисциплин. Сначала это был бег на прочие дистанции, а потом к нему добавились прыжки в длину, кулачный бег, пятиборье, метание диска, копья, дротика и многие другие. Победители пользовались таким большим уважением, что им на территории Греции даже воздвигали памятники. Бывали и затруднения. Самым серьёзным из них стал запрет на Игры со стороны императора Феодосия Первого в 394 году нашей эры. Дело в том, что он считал подобного рода соревнования языческими развлечениями. А еще через 128 лет в Греции случилось очень сильное землетрясение, из-за которого об Играх на долгое время забыли.

Возрождение

В середине восемнадцатого века стали предприниматься первые попытки возрождения Олимпиад. Они начали воплощаться в реальность примерно через сто лет благодаря французскому учёному Пьеру де Кубертену. При помощи своего соотечественника - археолога Эрнста Курциуса - он, по сути, написал новые правила проведения таких соревнований. Первые Олимпийские игры современности начались 6 апреля 1896 года в греческой столице. Участие в них приняли представители 13 стран со всей планеты. Россия, в связи с финансовыми проблемами, своих спортсменов не направляла. Состязания проходили в девяти дисциплинах, среди которых были следующие: гимнастика, пулевая стрельба, легкая и тяжелая атлетика, борьба, фехтование, теннис, плаванье и гонки на велосипедах. Интерес общественности к Играм был колоссальным, ярким подтверждением чего является присутствие на них, по официальным данным, зрителей в количестве более 90 тысяч человек. В 1924 году было принято решение о разделении Олимпиады на зимнюю и летнюю.

Несостоявшиеся состязания

Случалось, что соревнования не проводились, несмотря на то, что были запланированы. Речь идёт о Берлинских играх 1916 года, Олимпиаде в Хельсинки 1940 года, а также о Лондонских состязаниях 1944 года. Причина этого в одном и том же - в мировых войнах. Сейчас же все россияне с нетерпением ждут первые Олимпийские игры, которые пройдут на территории России. Произойдет это в Сочи в 2014 году.



mob_info