Что такое картинг. Картинг. Описание, история появления и развития. Картинг становится спортом

Картинг на сегодняшний день - одно из самых популярных увлечений. Занимаются им не только дети, но и взрослые. Эти небольшие, но очень быстрые автомобили дают первые навыки вождения, а также позволяют получить порцию адреналина в процессе захватывающей гонки по автодрому.

Что же такое картинг или карт? Картинг - это спортивный мини-автомобиль, не имеющий подвески и способный развивать большую скорость за короткий промежуток времени. Часто любители картинге имеют возможности купить свой личный картинг или хотят, создать эксклюзивный картинг своими руками. Конечно, ведь сделать самодельный картинг получается не только дешевле, но и очень увлекательно в любом возрасте.

К тому же, если вспомнить историю картинга, этот вид спорта зарождался именно как гонки на самодельных картингах. Только с течением времени картинги были поставлены на производство. Рассмотрим основные этапы конструирования.

Проектирование


Ниже представлен перечень необходимых материалов для того, чтобы сделать картинг своими руками.

  1. Рулевая/тормозная система:
  • коробка передач;
  • ручник;
  • руль;
  • колеса;
  • рулевой и приводной валы;
  • педали газа и тормоза;
  • подшипники.
  1. Двигатель:
  • движок (можно использовать двигатель от бензопилы или газонокосилки-триммера);
  • цепь;
  • топливный бак;
  • болты и шайбы.
  1. Шасси:
  • 2,5-сантиметровая квадратная труба, длиною 9,2 метра;
  • стальная труба диаметром 2 см, длиною 1,8 метра;
  • труба диаметром 1,5 см, длиною 1,8 метра;
  • пластина из стали по размерам чуть больше двигателя и толщиной 0,5 см;
  • металл или фанера для днища и сидения;
  • само сидение.

Чтобы сделать картинг своими руками вам понадобится сварочный аппарат. Шасси является основой картинга. Они удерживают вас во время поездки, в них же находится двигатель. Если вы никогда не занимались сварочными работами, то лучше воспользоваться услугами профессионала, потому как сваренные непрофессионалом детали могут только казаться прочными, а на практики иметь микротрещины и щели, в результате чего, ваш картинг может стать смертельно опасным транспортом. Если шасси будут состоять из нескольких деталей, то сварку необходимо проводить при высокой температуре и глубокой степени проникновения, сварочные швы должны быть максимально аккуратными. Если вы решили произвести сварочные работы самостоятельно, то лучше потренироваться на сварке небольших изделий и только получив хороший опыт начинать сварку картинга.

Одним из вариантов сборки самодельного картинга является приобретение готовых деталей. Так, если вам не хочется мучиться с самостоятельным созданием деталей и последующей их сваркой, то можно приобрести готовый конструктор, который легко можно собрать по схеме с помощью простых инструментов и без производства сварочных работ. Примерная стоимость такого конструктора для самодельного картинга составляет 550 долларов.

Сборка шасси и рулевой колонки


Совет: делайте всю сложную и важную работу в первую очередь, дополнительные детали лучше добавлять в конце.

Установка двигателя и рулевой колонки


Совет: приведённая выше инструкция рассчитана на то, что при создании самодельного картинга будут использоваться детали от старых поломанных мотоциклов, газонокосилок и т. п. Если использовать только покупные готовые детали, то, вероятно, будет дешевле купить готовый картинг.

Предупреждения:

  • перед тем как выехать на гоночный трек, убедитесь в исправности вашего самодельного картинга, так как детали могут сломаться или отсоединиться;
  • всегда перед поездкой на картинге надевайте защитные приспособления, такие как шлем, подкладка и прочее;
  • не стоит разгоняться на самодельном картинге до скорости более 30 км/ч. Это может спровоцировать сбой механизма или поломку деталей, так как эта модель не имеет высокотехнологичных проектных и инженерных решений;
  • помните! Картинг - это ненастоящий автомобиль. Ни в коем случае не нужно выезжать на нём на дорогу.

Видео: самодельный картинг. Сборка.

В историю картинг вошел, как считают многие знатоки этого вида спорта, в 30-е годы в США. Мальчишки стихийно устраивали соревнования на тележках без моторов, катящихся под горку. Также существует мнение, что этот вид спорта вошел в жизнь после второй мировой войны, когда на одной из американских военных баз летчики в свободное от полетов время соревновались в езде на тележках, снабженных небольшими моторчиками. Постепенно интерес к таким соревнованиям нарастал, их стали проводить все чаще и конструкции тележек все более совершенствовались. В скором времени на них появились простейшие двигатели внутреннего сгорания.

Первую машину, наиболее похожую на современные карты, построил летом 1956 года механик гоночных автомобилей Арт Инглс и сотрудник нефтяной компании в Калифорнии Луи Борелли. Проводя испытания карта и, убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали картинговую организацию - американский клуб «Го карт».

В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных гонок. В частности, уже тогда применялся распространенный метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов.

Начало шестидесятых годов XX-го столетия - время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 год - год первого чемпионата Мира, которых проходил в Риме.

На территории бывшего СССР считается, что первый карт был построен в 1960 в России. В январе 1961 года на стадионе им. В.И. Ленина в Москве проводились мотогонки на льду. Это были маленькие четырехколесные машины без кузова. Одна из них проехала почти четыре круга, другая - до финиша не дошла. В мае 1961 года на велотреке латвийского города Вентспилс состоялись самые первые соревнования по картингу, в которых участвовало 14 спортсменов.

Дальнейшее развитие картинга находится в его тесной связи с социальным и техническим прогрессом. Одним из главных направлений в развитии этого вида спорта является повышение технических качеств, модернизация трасс и т.д., что ведет к улучшению спортивных результатов.

В последние годы картинг стал одним из самых популярных видов автомобильного спорта . Он завоевал повсеместное признание: от школьников до бывалых спортсменов. Картинг - отличная школа для тех спортсменов, которые затем садятся за руль гоночных автомобилей.

Немало мастеров гонок «Формулы-1» начинали свой путь с картинга.

М. ПОДОЛЬСКИЙ, преподаватель МАДИ, тренер гоночной команды «Мегафон-моторспорт».

На трассе соревнований по картингу бывает очень тесно.

Узлы и агрегаты карта.

Прокатные карты со всех сторон защищены отбойником из труб. Маленький, но мощный двигатель с автоматической трансмиссией разгоняет машину до очень приличной скорости, иногда до 80-100 км/ч.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый.

Красный флаг.

Чёрно-белый флаг.

Чёрный флаг.

Чёрный флаг с оранжевым кругом.

Зелёный флаг с жёлтым шевроном.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями.

Жёлтый флаг.

Жёлтый флаг с красными полосами.

Зелёный флаг.

Белый флаг.

Голубой флаг.

Сколько существует видов спорта на Земле, подсчитать невозможно. И не только потому, что под спортом разные люди понимают разные вещи. Мало того, обычные зрители могут считать, например, что лёгкая атлетика - это один вид спорта, а специалисты скажут, что одних прыжков существует как минимум четыре вида. Не исключение и автомобильный спорт. Кто-то думает, гонки они и есть гонки, а разбирающийся человек возразит: только ралли существует не менее всё тех же четырёх видов - классическое ралли, ралли-рейды, ралли-кросс и ралли-спринт. А кольцевые гонки? В них принимают участие и специальные гоночные машины (например, в популярных гонках «Формулы-1»), и обычные серийные машины, и даже грузовики и газонокосилки. Один из самых распространённых и доступных видов автомобильных гонок - картинг. О нём поговорим подробнее.

Заниматься картингом можно в любом возрасте. В больших городах существуют крытые картодромы, где ездят круглый год. Машины там прокатные, но практически при каждом картинг-центре созданы гоночные школы. К занятиям допускают детей с 5 лет, и уже через пару-тройку месяцев устраивают первые гонки юных пилотов. Да и в спортивном картинге самый маленький «профессиональный» класс - «Микро» - уже освоен 6-7-летними гонщиками.

Считается, что первые карты появились у американских военных пилотов во время Второй мировой войны. Однажды лётчики приспособили к тележке для перевозки багажа мотоциклетный мотор и между полётами от нечего делать стали гонять по лётному полю. Потом начали устраивать соревнования. В 1956 году механик фирмы «Куртис крафт компании Арт Ингельс построил первый карт похожий на современные. На простую раму он установил двигатель от газонокосилки, сделал ручной тормоз и элементарное рулевое управление. А уже в 1957-м в Америке организовали картинг-клуб и приняли правила проведения соревнований. В Европе карты появились в 1958-м. В 1960-м году только в Англии работало уже более 120 фирм по производству картов.

За какие-то 15 лет картинг завоевал весь мир. В 1964-м прошёл первый официальный чемпионат мира. Соревнования, состоявшиеся в Риме, выиграл тогда итальянец Г. Сала. Между прочим, в картинге начинали свою спортивную карьеру практически все выдающиеся гонщики. Например, семикратный чемпион мира в «Формуле-1» Михаэль Шумахер, четырёхкратный чемпион мира по ралли Себастьян Лоэб, многократный победитель международных и российских соревнований Алексей Васильев.

Чем же так привлекателен картинг? Во-первых, машинка проста в изготовлении (правда, если сравнивать с другими гоночными автомобилями) - следовательно, стоит недорого. Во-вторых, машинка устойчива и, следовательно, довольно безопасна. В-третьих, картом несложно управлять - следовательно, ездить на нём может практически любой.

Картинг, пожалуй, единственный вид автоспорта, в котором существует почти официальное разделение машин на специальные спортивные и прокатные. Спортивные машины в большинстве случаев мощнее, имеют двухтактные двигатели, а иногда и «настоящую» трансмиссию со сцеплением и коробкой передач. Прокатные же в основном оснащают четырёхтактными моторами, а вместо коробки передач - центробежной муфтой (вариатором).

АНАТОМИЯ КАРТА

Все агрегаты карта крепят на раму, сваренную из прочных стальных труб с наружным диаметром 35-40 мм. Передние, управляемые, колёса устанавливают на поворотных кулаках. С помощью поперечной тяги и рулевого вала они соединены с рулём. На карте нет рулевого редуктора (механизм, который в «больших» машинах помогает поворачивать колёса), поэтому ход рулевого колеса очень короткий, почти как на велосипеде. Поворот руля требует немалого усилия, и после получаса езды у неопытных пилотов руки «отваливаются». На раме устанавливают и сиденье пилота, причём так низко, что пилот буквально чертит попой по асфальту. Чтобы сберечь «пятую точку», сиденье делают достаточно прочным и под ним (снизу на раме) прикрепляют лист из алюминия, стеклопластика или толстой авиационной фанеры.

Мотор ставят справа и чуть сзади от сиденья (чаще всего именно справа, но на некоторых моделях слева или совсем сзади). С помощью цепной или ременной передачи двигатель соединён с задней осью. На картах недавно появившегося класса DD 2 (Direct Drive означает прямая передача) мотор установлен на задней оси и привод осуществляется её непосредственным вращением через шестерёнку. Задняя ось у карта, в отличие от автомобиля, цельная. На ней укрепляют тормозной диск. Топливный бак на спортивных картах ставят под рулём между ногами пилота, а на прокатных - за сиденьем.

Рычаг переключения передач размещён справа от сиденья. Педали управления раньше были расположены так же, как на обычной машине: впереди справа педаль акселератора, чуть левее - тормоз. Этими педалями управляли правой ногой. Левая нога, как на «взрослых» автомобилях, «заведовала» педалью сцепления. Но на спортивных машинах пилот переключает передачи, практически не выжимая сцепления, и ещё четверть века назад управление им перенесли на рычаг, очень похожий на мотоциклетный, и расположили его под рулём у левой руки.

На прокатных картах - попроще: справа - газ, слева - тормоз; педали сцепления и рычага переключения передач нет, да это и не нужно, ведь машина оборудована автоматической трансмиссией.

В подвеске у картов нет пружин и амортизаторов. Собственно, и подвески-то как таковой нет. Из-за этого маленькие машинки очень жёсткие, езда на них по ощущению напоминает передвижение на табуретке. Поэтому трассы для картинга стараются делать идеально ровными, с асфальта убирают всё, даже самые мелкие кочки.

Важный элемент карта - колёса. Передние всегда меньше задних, и по ширине и по диаметру. Задние, наоборот, более массивные и широкие. Оно и понятно: основной вес машины и пилота приходится на заднюю ось. Задние колёса разгоняют карт, они же его и тормозят (на передних колёсах на многих даже спортивных моделях тормозов попросту нет). Кстати, шины для картов, так же как и для больших гоночных автомобилей, делают как для сухого покрытия, так и для дождя из резины специального состава, которая буквально приклеивается к трассе и позволяет проходить повороты очень быстро.

ЭКИПИРОВКА КАРТИНГИСТА

Для занятий прокатным картингом экипировка не нужна. Всё необходимое выдают на картодроме. А это - шлем и перчатки. В некоторых карт-центрах в экипировку входят комбинезон (на трассе часто бывает грязновато) и защита для рёбер и шеи. Обувь, как правило, не выдают, поэтому, если вы собрались на картодром, наденьте лёгкие кроссовки или кеды. Для регулярных занятий в секции или клубе шлем, подшлемник, перчатки, комбинезон и специальные гоночные ботинки нужно иметь свои. Если картодром расположен на открытом воздухе, то для плохой погоды необходимы непромокаемый чехол на комбинезон или куртка с брюками, наподобие тех, что выдают дорожным рабочим. Если же речь идёт о занятиях профессиональным картингом и участии в официальных соревнованиях (в России они проходят под эгидой Российской автомобильной федерации - РАФ), то экипировка выбирается только из разрешённой, или, как ещё говорят, омологированной, РАФ. Шлем пилота должен соответствовать строгим требованиям, но такие модели достаточно тяжелы, и, чтобы снизить нагрузку на шею в случае аварии, дополнительно используют специальный «воротник». Обувь пилота должна защищать лодыжку. Обязательны перчатки.

Карт только с виду выглядит как простенькая тележка с мотором. В гамме этих автомобилей есть труженики, почти круглосуточно работающие на прокатных картодро-мах. Они дают начальные навыки юным пилотам, заражают их азартом настоящей гоночной борьбы. А есть уникальные образцы современной гоночной техники, оборудованные по самому последнему слову техники, напичканные датчиками от космических кораблей.

Картинг - единственный вид автомобильного спорта, которым может заниматься ребёнок или подросток. Нужно только разрешение врача, согласие родителей - и мир скорости и приключений открыт перед вами. Карт в умелых руках позволяет ездить очень быстро. Лучшие спортивные машины без труда разгоняются до 200-250 км/ч, а по динамике разгона со старта случается опережают болиды «королевы автоспорта» - «Формулы-1». Но даже машины специальных детских классов - они называются «Микро», «Мини», «Ракет» и «Кадет» - ездят со скоростью 80-120 км/ч. Научившись ездить на карте, вы сможете, когда станете взрослыми, легко пересесть на большие машины и заняться кольцевыми гонками, гонками по бездорожью или вершиной автомобильного спорта - классическим ралли. Да и просто быть хорошим водителем в жизни пригодится.

Подробности для любознательных

«ХИТРАЯ ЗВЁЗДОЧКА»

Скорость движения карта зависит от мощности и числа оборотов двигателя. Чем мощнее мотор, тем быстрее разгоняется карт; чем выше число оборотов, тем большей может быть максимальная скорость. Но не только этими параметрами определяется темп езды машины. Напомним: двигатель и задняя ось (то есть колёса) соединены цепной передачей. Звёздочка, стоящая в моторе (она называется ведущей), всегда имеет 10 зубьев, а звёздочки на задней оси (ведомые) могут быть разными - от 80 до 83 зубьев. Чем больше зубьев на ведомой звёздочке, тем лучше карт разгоняется с места или набирает скорость от небольшой до средней. С другой стороны, чем меньше ведомая звёздочка, тем выше максимальная скорость.

Ведомые звёздочки меняют в зависимости от того, насколько сложна трасса. Если дистанция состоит из сплошных крутых поворотов и крутых подъёмов, лучше ставить звёздочку побольше (если пилот тяжёлый, кстати, тоже). На трассах с ровными длинными участками и плавными поворотами правильнее ориентироваться на «быструю» звёздочку.

Бюро справок

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

В картинге существуют два вида соревнований - кольцевые гонки и зимние трековые гонки по льду. На ледовых гонках останавливаться не будем, они проходят нечасто, а вот о кольцевых поговорим.

Чтобы определить порядок старта, проводятся квалификационные заезды. В соревнованиях разного уровня они могут проходить по-разному, но суть остаётся: тот, кто проехал официальный хронометрируемый круг (или участок) быстрее других, стартует первым. Во время старта до пересечения стартовой прямой нельзя совершать обгон. Если учесть, что в самом продвинутом юниорском классе «Ротакс Макс Юниор» стартуют до сорока гонщиков в одном заезде, то, когда лидеры уже сражаются за сантиметры гоночной трассы, хвост стартового пелотона ещё плетётся в стартовой зоне. Кстати, уровень профессионализма в этом классе такой, что результаты прохождения квалификационного круга часто отличаются меньше чем на одну секунду у двух десятков пилотов!

Во время гонки нельзя толкаться, выбивать соперника с трассы. Обязательно нужно пропускать тех, кто едет быстрее, и не создавать им помех. Старт гонке дают либо флагом, либо сигналом светофора. Старт может быть дан с места, как в «Формуле-1», или с хода.

Судьи на трассе подают спортсменам сигналы флагами. Флаги эти одинаковые для всех видов автоспорта, так что если будете смотреть по телевизору гонки «первой формулы», то увидите, как и там пилоты послушно следуют законам флаговой азбуки.

Финишный флаг. Чёрно- белый, клетчатый. Размер клеток, чередующихся в шахматном порядке, 10x10 см. Используется для оповещения соревнующихся о финише. Сигнал подаётся взмахами флага.

Красный флаг останавливает гонку. Водители должны немедленно прекратить гонку, поднять руку и, убедившись, что следующие за ним водители приняли сигнал, остановиться.

Чёрно-белый флаг. Поле флага разделено по диагонали на две равные чёрную и белую части (на языке автогонщиков - «пингвин»). Он предупреждает водителя о неспортивном поведении и информирует, что при следующем нарушении он будет исключён из соревнования или заезда.

Чёрный флаг («чёрная метка», совсем как у пиратов). Информирует водителя, что на следующем круге он должен привести свой карт в определённое регламентом место и явиться к руководителю гонки.

Чёрный флаг с оранжевым кругом. Информирует водителя, что его карт имеет техническую неисправность и что на следующем круге он должен устранить дефект в ремонтной зоне, после чего может продолжить гонку.

Зелёный флаг с жёлтым шевроном - фальстарт.

Голубой флаг с двумя красными диагоналями. Водитель должен немедленно прекратить гонку и вернуться в закрытый парк.

Жёлтый флаг - сигнал опасности. Водители должны снизить скорость и быть готовыми к возможной остановке. Если судьи активно размахивают флагом, то опасность очень серьёзная. В зоне жёлтых флагов запрещены любые обгоны.

Жёлтый флаг с красными полосами - скользкая дорога. Наиболее часто используется для сигнализации о разлитом масле либо о наличии луж.

Зелёный флаг - опасность миновала. Используется в двух случаях:

Для обозначения конца опасной зоны (показывается неподвижно) и места, с которого вновь разрешены обгоны;

Для подачи старта на тренировку или прогревочный круг. Показывается взмахами до выезда всех картов из стартовой зоны.

Белый флаг - на трассе медленно движущийся карт. При его остановке белый флаг немедленно заменяется жёлтым.

Голубой флаг. Информирует водителя, отставшего на круг, что его собираются обогнать один или несколько движущихся быстрее картов и им необходимо уступить дорогу.

История карта

Многим известна поговорка, все гениальное просто. И ведь действительно так. Очень многое из того, что изобретено и пользуется сегодня огромным спросом, было сделано кем-то из совершенно никому ненужных материалов. Очень много ярких примеров можно привести, первым делом на ум приходят картинги.

Как гласит история, первый карт придумали американские летчики, которым нечего было делать. Решив хоть как-то себя занять, они набрали кучу старого хлама, среди которого были и тележки, и старые моторы от маломощных мотоциклов, и куски труб, потом слепили это все вместе, и получился первый в мире карт. Он, конечно же, мало был похож на современные карты, но тем не менее. Это был своего рода первый «Адам» племени картов.

Для американских летчиков на самом то деле это было лишь своего рода развлечения. Поиграли и забыли. Так, баловство на пару минут. Никто из них даже не задумывался о том, что у картинга большое будущее впереди, будущее маленького автомобиля с большими возможностями.

Картинг — или второе рождение

Второе рождение карт получил благодаря Арту Ингельсу – малоизвестному механику американской фирмы «Куртис крафт компании» в городе Глендейл в 1956 году. Их фирма занималась выпуском как раз таки гоночных автомобилей. В один прекрасный день Арт взял куски старых труб и другие куски арматуры, находившиеся под рукой, и мотор от газонокосилки «Уэст бэнд». Мощность созданного им карта равнялась 1,84 кВт, всего-то две с половиной лошадиной силы.

А вскоре представился удобный случай, чтобы продемонстрировать карт и его возможности на публике, так сказать, во всей красе. В Помоне должны были состояться гонки, и демонстрация карта оказалась как нельзя кстати. Понятно дело, что в заездах он участия не принимал, только покрасовался в показательных выступлениях. И именно тогда карт получает свое нынешнее имя КАРТ – с английского cart – тележка.

Вскоре появляется на арене бизнесмен, готовый вложить неплохие деньги в развитие карта. Им становятся Билл Роулес (Bil Rowles), обратившийся за помощью к Даффи Ливингстону (Duffy Livingstone) и Рою Десброу (Roy Desbrow), работавших в фирме GP Mufflers.

Он просит их посмотреть эту машинку, понимая, что за ней будущее.

Ливингстон и Десброу соглашаются с его идеями, и вскоре появляется Дрон. Новый тип карта. Назван он был так в честь двигателя, который был взят с образца беспилотного летательного аппарата. Этот аппарат разрабатывался специально для ВВС Соединенных штатов Америки.

И уже в 1957 году состоялись первые гонки с участием «тележек». Проходили они на автостоянке в городе Пасаден.

Массовые продажи картов

Понимая, что дело набирает обороты, Роулес создает новую фирму под названием Go Kart Manufacturing Co Inc., которая начинает заниматься созданием и последующей продажей машин для картинга.

Карт немного претерпевает изменения – на него стали устанавливать более дешевый двигатель, позаимствованный у роторной газокосилки Вест Бэнд (West Band). Стоимость одной машины равняется ста двадцати девяти долларам, но покупателей это нисколько не смущает, наоборот их становится с каждым днем все больше и больше. Число поклонников картинга увеличивается в геометрической прогрессии.

Бизнес развивается настолько хорошо, что Роулес получает возможность купить участок земли в Азусе площадью в пять акров. Где вскоре был построен первый в мире картодром.

Параллельно с ним компаньоны Арт Ингельс и Луи Борели создают новую линейку картингов под именем «Karette». Очень долгое время она была одной из самых успешных среди производителей картов.

Так карт начинает творить сам себя. Его имя уже гремит по всем штатам Америки, людям машинка пришлась по душе, завоевывая все большую и большую симпатию.

Машины начинают выпускать тысячами и тысячами, по всей стране строятся картодромы. Уже в декабре 1957 года организовывают первую официальную американскую ассоциацию «Go Kart». В следующем году уже разработаны правила, технические и спортивные, для проведения соревнований среди «маленьких машин».

Семимильными шагами катится карт по Северной Америке и постепенно начинает завоевывать мир.

В сентябре 1958 года фирма «Go Kart Manufacturing Co Inc.» отправляет в Великобританию пять картов, которые заказывает служащий Военно-воздушных сил Британских островов.

Вскоре вся Европа оказывается охваченной страстью к картингу.

Распространение карта по всему миру

Уже к 1960 году только в Великобритании можно было насчитать порядка ста двадцати фирм, занимающихся постройкой картов, а также различных деталей ходовой части.

Зимой, в феврале, выходит в свет первый номер журнала Karting. Стоит отметить, что выпускается он до сих пор. Настолько огромна любовь любителей картинга, и также велика их поддержка.

Стоит отметить, что картинг стал настолько «страшной» силой в хорошем смысле этого слова, что даже в Советском Союзе начинает развиваться движение картингистов.

Первым городом, который ласково перенимает моду на картинги, стал Курск. Именно в городском Дворце Пионеров был собран первый советский карт во главе с конструктором Львом Кононовым.

В городе Харьков в это время начинает успешно функционировать секция картинга, которую возглавили Виталий Енин и Эдуард Костенко.

Третьего декабря 1960 года были утверждены Правила проведения соревнований, классификации, а также технические требования к картингам Федерацией автомобильного спорта СССР. Именно этот день считается официальным днем начала развития картинга в Советском Союзе.

В последующие три-четыре года картинг приобретает еще большее количество поклонников. Он завоевывает любовь в городах: Москва, Одесса, Ленинград, а также начинает развиваться в Латвийской ССР, Эстонской ССР. В скором времени начинают проводить Всесоюзные соревнования. Все довольны. И, наконец, в 1964 году СССР впервые выходит на международную арену. К сожалению, первый блин оказался комом, советские спортсмены не сумели блеснуть своими навыками вождения.

Картинг становится спортом

Уже в шестидесятые годы карт стремительно завоевывает огромную популярность среди любителей моделирования, гонщиков и конструкторов. Успех, который никто и ни за что не смог предвещать картингам, стал реальным. Весь мир заболел этой «болезнью».

Наконец в 1962 году была создана МКК – Международная Комиссия по картингу, которая впоследствии становится органом Международной автомобильной федерации.

Картинг признают на всех уровнях – он становится полноправным автомобилем, за рулем которого выросли многие будущие чемпионы мира Формулы 1.

В 1964 году был организован первый чемпионат мира среди картингов с объемом двигателя 100 кубических сантиметров. Первым чемпионом мира стал итальянский гонщик Г. Сала. И в последующие годы итальянские спортсмены доминировали над остальными участниками на картодромах.

В следующие годы двадцатого века количество турниров растет, день ото дня увеличивается число желающих научиться мастерству управления «тележкой». С 1962 года картинг становится командным видом спорта. Также картингистов начинают делить по классам и возрасту. Сами карты начинают различать по типам и видам, например, появляются спортивные, любительские виды картинга.

Картинг развивается, его конструкция претерпевает множество изменений, ходовая часть также меняется — прогресс не обошел и картинг. Очень много экспериментировали с посадкой водителя, дело доходило даже до абсурда – пилота хотели разместить в горизонтальном положении. Были энтузиасты, которые лелеяли надежды на выпуск картов с реактивными двигателями. И даже один раз устроили подобный пробный заезд – пилотировавший едва не погиб.

Но развитие карта имело и отрицательную сторону — так как картинг стал официальным видом автомобильного спорта, то его производство стало более дорогим, а соответственно стала дорогой и его розничная цена. Интерес со стороны публики постепенно начал снижаться.

И только в 1990 году, когда итальянские конструкторы собирают новый прототип карта, названный Изикарт (Easykart), на эти машины начинает расти спрос. В отличие от своих предшественников они гораздо дешевле.

В России с распадом СССР, к сожалению, интерес к карту начал угасать.

И только сегодня, мелкими шажочками, но верным путем, мы возвращаемся к его возрождению.

Так что картинг – это живая легенда. Как и всякая машина, карт имеет свою воистину увлекательную историю. Историю, которая продолжается и сегодня.

Картинг, как и мир, меняется к лучшему!

Устройство и виды картинга

Различают всего 3 основных типа картов. Это спортивные (летние/зимние), любительские и прокатные . Я бы все-таки не стал отдельно выделять прокатные, а объединил их в одну группу с любительскими, так как отличий в принципе нет никаких.

Спортивный картинг – это профессиональная машина, которая отличается и функциональными характеристиками и «начинкой» двигателя.

Эти машины предназначены для опытных водителей, которые занимаются этим видом спорта не первый год.

Прокатные, они же любительские , это машины для непрофессионалов. Для людей, которые хотят почувствовать себя в шкуре настоящего гонщика. Они мечтают пронестись по картодрому со скоростью, так, чтобы в ушах свистел ветер, а в жилах забурлила кровь, адреналин подскочил, и сердце на резком повороте екало всякий раз, как его пролетаешь. Прокатные картинги очень безопасны, и если соблюдать все правила поведения, то поездка будет комфортной, от которой останутся только добрые воспоминания. Достаточно вспомнить слова известного гонщика Формулы 1, Михаэля Шумахера. Когда его спросили, чем отличается картинг от Формулы 1, он ответил, что ничем, только скоростью, а динамика, драйв и ощущения те же самые, та же сложность в управлении, та же необходимость ощущать машину, умение ее слушать.

Конечно же, карты для профессионалов и любителей отличаются по устройству. На спортивных машинах установлены профессиональные детали и узлы.

Для новичков, катающихся на раз, детали попроще, послабее.

Для непрофессионалов, людей непонимающих в картингах, может статься, что машины эти примитивны, их устройство чересчур простое. Но это на самом деле не так. Неискушенный взгляд – это глупо.

Что сделать, собрать картинг плевое дело. Раз и готово. Неправильно.

Карт мало чем в принципе отличается от профессиональных гоночных машин, но в то же самое время в нем есть и многое такое, что его отличает и делает более уникальным. Так из чего же все-таки состоит карт?

Стоит отметить, что картинг – это очень быстро прогрессирующее техническое устройство, модели шасси, скажем, изменяются очень быстро, одни виды становятся негодными, уходя в анналы истории, другие наоборот приходят им на смену. Поэтому стоит остановиться только на самых основных узлах машины.

Основой карта является, конечно же, рама. И только стальная.

На раме крепятся водительское сиденье, руль, двигатель (с какой стороны, значения не имеет). Сюда мы можем также отнести систему управления – руль, рычаг управления, педали тормоза и газа, рычаг переключения скоростей, ручка выжимания скоростей.

Ну и топливный бак, куда без него. Объемы топливного бака рассчитываются из эксплуатационных условий.

Каждый картинг кажется на вид похожим на другой, словно все они одна штамповка. Но на деле это не так. Каждый картинг уникален. У каждого свои возможности и условия содержания. Картинг – это отражение души его хозяина!

Управление картом

Управлять картингом очень просто. Удобная система управления, где нет ничего лишнего. Она состоит из следующих элементов:

  • Руль;
  • Рычаг переключения передач;
  • Ручка выжима сцепления;
  • Педаль газа;
  • Педаль тормоза.

И больше ничего. Все предельно просто и в то же время гениально.

Но детали, рычаги, руль, колеса – это не все. Девяносто процентов в эффективности управления зависит от самого пилота.

Ниже мне бы хотелось привести несколько светов для тех, кто только начинает осваивать этот вид транспортного средства.

Во время езды обязательным условием является правильное положение тела, руки должны правильно располагаться на руле, чтобы они не затекали, а Вы не отвлекались, иначе может произойти неприятная ситуация.

Ваше тело обязательно должно находиться в строго вертикальном положении, голову необходимо держать максимально ровно, ни в коем случае не вертеть лишний раз, не наклонять, иначе аварии не избежать.

Когда Вы едете, Вы должны быть максимально внимательны и восприимчивы к минимальным изменениям окружающей обстановки.

Составление предварительного графика в голове – это половина успеха. Маршрут, который Вы задумали, должен прочно засесть в Вашей голове.

Ваше тело должно быть сконцентрировано, разум и руки должны стать единым целым.

Руль, педали, рычаги — все должно работать воедино. Вы обязательно должны успевать обращаться со всеми устройствами.

Помните, что картинг – это машина. Любительский картинг способен развить скорость до ста километров в час. И нужна отменная реакция, чтобы успевать реагировать на происходящее.

Езда на картах – занятие довольно утомительное, следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью.

Помните, только упорный человек способен достичь финиша. Только сильный духом способен подняться на пьедестал.

Спортивный и любительский картинг

Спортивный картинг для кого-то любимое занятие, для кого-то шанс попасть в профессиональные гонщики, скажем Формулы 1. Кто-то засмеется и скажет, сравнили, мол, карт и гоночный болид. А ничего смешного на самом деле нет. Многие пилоты Формулы 1 пришли в большой спорт именно из картов, например, Фернандо Алонсо, Мика Хаккинен и даже семикратный чемпион мира, король Формулы 1, МихаэльШумахер.

Спортивный картинг бывает двух видов: летний и зимний .

Спортивные классы в картинге делятся на международные формулы, международные классы, а также национальные классы и любительские классы .

В чем же их принципиальное отличие? Так, международные формулы – это проведение мировых гоночных турниров по системе - KF1…KF4, KZ1, KZ2. В спортивных классах

А это значит, что технически все машины должны быть одинаковыми, никаких технических излишеств.

Национальные классы – это соревнования, которые проводятся на территории отдельно взятого государства. И машины также должны быть технически одинаковы. Скажем, двигатели, должны быть только отечественного производства. Можно привести несколько классов соревнований в России: пионер, мини, ракет, союзный, класс Е и многие другие. есть свои определенные ограничения по возрасту.

Ну и, наконец – любительские классы, или как их еще называют, хобби-классы.

Сюда можно отнести не только спортивные карты, но и карты класса прокатные.

Прокатные карты. Их также называют любительскими. Основное их отличие от профессиональных спортивных заключается в управлении и характеристиках самой машины. Ходовая и техническая часть прокатных машин отличается порядком от спортивных. Так, например, в спортивных моделях двигатель обычно располагается справа от водителя, в любительских картингах это недопустимо, люди могут обжечься, поэтому их закрепляют сзади, куда дотянуться простому обывателю во время езды невозможно. Также конструкция самого транспорта гораздо проще, чем у спортсменов, ведь скорости ниже, меньше «шанс» получить какую-нибудь травму при столкновении с себе подобными.

Управление в прокатных картах гораздо проще, нежели в спортивных, но это и оправданно, ведь за рулем сидят, как правило, совершеннейшие новички.

Во время езды, благодаря центробежному сцеплению, если Вы внезапно отпустили педаль газа, двигатель сам по себе не заглохнет.

На подобной машине установлен слабосильный четырехтактный движок, мощность которого доходит максимально до девяти лошадиных сил. Невысокая скорость тоже сказывается на комфортности и безопасности данных гоночных машин. Ограничения по возрасту очень простые – если Ваш ребенок, может дотянуться ногами до педалей, то добро пожаловать на картодром, машина специально для Вас, прогретая и «накормленная» топливом.

Очень часто можно встретить менее мощные болиды для детей. Что, согласитесь, очень удобно и практично. Очень часто любители организуют свои клубы, ассоциации, проводят совместные чемпионаты и турниры. Их цель – это получить удовольствие от самих заездов.

Скорость, жажда к победе, стремление, острота борьбы, накал — все это характерно и для любителей, и для профессионалов. В этом их дух един!

Современные чемпионаты мира по спортивному и любительскому картингу

На сегодняшний день по всему миру существует большое количество самых разнообразных гоночных турниров среди картингов, как среди любительских, так и среди профессионалов.

Наибольшей популярностью пользуются, конечно, заезды спортивных мастеров, но и любительские гонки от них не отстают, наоборот, с каждым годом увеличивается армия их поклонников.

Одним из самых известных и популярных турниров среди спортивных картов является турнир. Данный проект был создан в 2003 году одними из самых престижных фирм картинга мирового масштаба – IAME и Birel.

В данном проекте активно участвуют гонщики Формулы 1 – Фернандо Алонсо, в настоящее время пилот Феррари (Ferrari), и Хуан-Пабло Монтойя, пилот Макларена (McLaren).

Спустя два года, завоевав публику в мире, этот проект стал развиваться и в России. Почти сразу он получил всеобщее признание среди и спортсменов, и любителей.

Победители национальных первенств получают право в дальнейшем представлять свою страну на международной арене в турнире «Гранд Финал», который проходит на территории Италии, на самых знаменитых и качественных картодромах.

Также не менее популярны среди любителей и турниры, организуемые Super Honda. Эта организация специально создана для тех, кто по каким-либо объективным для него причинам не может заниматься картингом профессионально, но тем не менее не мыслит свою жизнь без захватывающей дух гонки.

Отличительной чертой Супер Хонды является тот замечательный факт, что они не просто организуют гонки, заезды, они составляют прочный костяк, они держатся вместе, образуя единый клуб, в котором собрались любители своего дела.

Также следует отметить, что чемпионаты мира по картингу среди спортсменов в настоящее время проводятся по новой системе классов — KF1…KF4, KZ1, KZ2.

Следует подчеркнуть, что для классов серии KF характерно использования двухтактного двигателя водяного охлаждения, с объемом 125 сантиметров кубических. А также без коробки передач. Также предъявляются требования к газораспределению, карбюратору. стартеру (электрическому), ныне встроенному в двигатель.

Следующим подвидом является класс серии KZ1, KZ2. Машины, высталяемые в данном классе, должны обладать двухтактным двигателем, также водяного охлаждения, с объемом до 125 кубических сантиметров. Количество передач варьируется – от трех до шести.

Минимальный вес машины и водителя вкупе равняется ста семидесяти килограммам. Есть ограничения по возрасту. Минимально – 16 лет.

Турниров, проводимых различными организациями, очень много. В каждой принять участие невозможно, не каждый спортсмен способен выдержать подобные сверхнагрузки. Нужно уметь распределять их так, чтобы в конечном итоге все-таки добраться до пьедестала. И суметь отпить из золотого кубка глоток освежающего шампанского.

Картинг приобретает все большую популярность и как развлечение, и как вид спорта. Во многих городах появляются картодромы, где можно получить дозу адреналина, улучшить свои навыки вождения, снять стресс и просто весело провести время. Наверное, поэтому все больше людей задаются вопросом о картинге: что это такое, как появился и как правильно кататься. Давайте в этом разберемся.

Что такое картинг и его видыОт «тележки» до «зверя», история появления картингаНациональные классы в РоссииКак управлять картингом, 5 правил от профессионалов

Что такое картинг и его виды

Картинг - это гонки на картах (малолитражных гоночных автомобилях с маленькими колесами, состоящих из рамы, сидения и двигателя, у них отсутствует кузов, упругая подвеска и дифференциал). Считается одним из самых массовых видов автомобильного спорта.

Картинг можно поделить на 2 вида: спортивный и прокатный.

Спортивный картинг (профессиональный) является основой гоночного вида спорта. Предназначен для подготовленных участников, карты оборудованы коробкой переключения передач и более мощным, двухтактным двигателем. Бывает зимний и летный спортивный картинг.

Знаете ли вы? Многие знаменитые гонщики, такие как М. Шумахер, Ф. Алонсо, С. Феттель, С. Лоэб, А. Васильев начинали свою спортивную карьеру в картинге.

Существуют любительские, национальные и международные спортивные классы. Пол участников значения не имеет, все выступают на равных.

Прокатный картинг (хобби картинг, любительский) это хорошее развлечение и вид активного отдыха. Доступен почти любому, поэтому большинство знает, что такое именно прокатный картинг. Машины не оснащены КПП и управлять ими просто. Карты, как и трассы, более безопасны, чем в спортивном виде. У них крепче, чем у спортивных, рама и менее мощный двигатель, в основном - четырёхтактный. В самом худшем случае, вы просто застрянете.

Важно! В такой ситуации, главное правило безопасности требует: не выходить из авто, а дождаться инструктора.

Сеанс такого картинга рассчитан на 10-15 минут и на прокат сдается машина только вместе с защитной экипировкой.

От «тележки» до «зверя», история появления картинга

История появления картинга берет свое начало в 30-х годах прошлого века. В то время, американским мальчишкам очень нравилось съезжать с горки в тележках. Слово «карт» (cart), собственно и переводится как «тележка». Следующий этап развития начался после ІІ Мировой войны.

Военные пилоты из США устанавливали на тележки для перевозки авиабомб мотор от газонокосилки и устраивали развлекательные гонки в промежутках между полетами. А в 1956 году, бывший летчик Арт Инглс, работая в компании производящей гоночные машины, создал первый карт схожий с современным. В следующем году была организована первая фирма, строящая кары, тогда же были приняты и правила гонок на картах. А еще через год эти машинки появились в Европе.

Картинг официально был признан видом спорта в мае 1960 года. В 62-ом уже существовала Международная комиссия по картингу, а в 64-ом состоялся первый мировой чемпионат (допускались карты с объемом двигателя 100 кубических сантиметров).

Надо сказать, что такое массовое признание картинга продлилось недолго и интерес к нему начал понемногу угасать. Объясняется все просто. Первые карты, из-за простоты конструкции, небольшой мощности и отсутствию средств безопасности, были довольно дешевыми, а значить общедоступными. Но, постепенно конструкция совершенствовалась, двигатели усиливались, а безопасность езды на карте повышалась, что и послужило существенному подорожанию и более высоким требованиям к навыкам управления. Как результат - в картинге остались в основном профессионалы.

Современный карт может развивать скорость до 260 км/ч, а максимальная скорость, развитая картом с реактивным двигателем, составила 407 км/ч.

Знаете ли вы? Советский картинг «родился» в 1961 году. Первой трассой для публичного заезда послужил лед Центрально Стадионе Москвы. Две машины, представшие перед зрителями, были построены несколькими энтузиастами под руководством Ю. Мелихова.

Национальные классы в России

Национальные классы отличаются на территории различных стран. Они создаются национальными автоспортивными федерациями государства. Обычно используют двигатели отечественного производства. Российский картинг подразделяют на несколько классов, описание которых будет приведено ниже.

Пионер. Для участников от 8 до 12 лет. Карты этого класса должны быть оснащены КПП с 2-5 скоростями, серийным одноцилиндровым мотором с воздушным охлаждением и поршневым газораспределением / полнопоточным клапаном.

Кадет. Рассчитан на возраст 10-15 лет. Технические характеристики карта практически не отличаются от характеристик в классе Пионер. Объем цилиндра составляет 50 кубов.

Национальный-Юниор. Класс для спортсменов 13-18 лет. Тут предусматривается коробка передач (с 4-6 скоростями), одноцилиндровый двигатель (с водным либо с воздушным охлаждением). Максимальный объем - 125 кубов. Остальные характеристики аналогичны предыдущим классам.

Национальный класс. Отличается от предыдущего класса только возрастными ограничениями - 16 лет +.

Знаете ли вы?Правила картинга в России и других странах Европы допускают участие в соревнованиях даже детей достигших 6-летнего возраста. Это относится к детским классам.

Как управлять картингом, 5 правил от профессионалов

Существуют базовые правила, которые помогут пройти любую трассу за максимально короткий отрезок времени.

Первое из них, называемое «внешний - внутренний - внешний» гласит, что поворот следует проезжать, используя всю ширину трассы. То есть, начиная поворот, держитесь с внешнего края, потом внутреннего, а выходя из поворота - опять внешнего.

Второе правило касается траектории. Самая короткая не значит самая быстрая. Ведь чтобы войти в крутой поворот (по внутреннему краю трассы) нужно существенно снизить скорость. Как результат - ощутимая потеря времени.

Правило №3. В картинге лучшая траектория не является симметричной, это можно объяснить тем, что динамика торможения машины значительно превышает динамику разгона, поэтому нужно знать - медленно въезжайте в поворот, быстро выезжайте.

Четвертое правило советует остерегаться заносов. Ведь это снижает скорость и сокращает обороты мотора. Лучше проходить повороты способом «вкатывания».

Последнее правило тоже касается заносов. Чтобы карт не заносило на поворотах, тормозите, когда передние колеса карта еще в прямом положении, непосредственно перед поворотом.

Сначала лучше выучить эти правила, а потом отработать все детали на практике.

Задумываясь о том, что такое картинг и рассматривая фото картов (выглядящих как игрушечные машинки), можно подумать, что это не больше чем веселый досуг, но кроме развлечения это еще и один из самых популярных видов автоспорта. Попробуйте посетить картодром, и мы уверены, вы не пожалеете.



mob_info