Жесткие фрирайд лыжи. Как выбрать первые лыжи для внетрассового катания. Мягкие vs жёсткие

Любителям скорости и свободной езды подойдут лыжи для фрирайда. С помощью специальной конструкции можно почувствовать себя серфингистом. Чтобы отправиться в «свободное плавание», следует выбрать модель, учитывая несколько параметров.

В первую очередь следует понять, что это такое — фрирайд. Слово является транскрипцией английского слова «freeride» и буквально переводится как «свободная езда». Для фрирайда не нужны специально подготовленные трассы, достаточно найти склон с нетронутым снегом. Спуск напоминает езду на сноуборде.

Для имеют следующие характеристики:

  • увеличенная ширина;
  • широкий нос (шире талии);
  • технология «рокер»;
  • небольшая длина.

Рокер — ранний подъем передней, задней или передней и задней части, начинающийся с середины лыжи. Благодаря этой технологии, «подсмотренной» у воднолыжников, райдер легко скользит и держится на поверхности, не зарываясь в снег.

Виды фрирайд-катания

Облегченный фрирайд

Другое название — «фрирайд-лайт». Самый простой и бюджетный вид фрирайда. Лыжник поднимается на фуникулере и съезжает по склону с рыхлым, неподготовленным снегом.

Бэккантри (backcountry)

Требует некоторой физической подготовки: подъем осуществляется пешком на снегоступах или со специальным оборудованием для скитуров. После поднятия наверх райдеры скатываются по склону.

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Райдеры поднимаются на вертолете, а затем скатываются. Это более опасный вид фрирайда, т.к. предполагает более крутые склоны и продолжительный спуск по горной местности.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Лыжников поднимают на гору специальные гусеничные вездеходы с пассажирской кабиной — ратраки (сноукэты). Ратраки проходят по любой местности, поэтому райдеры могут покорить разнообразные склоны — лесные, бугристые, крутые.

Фристайл-бэккантри

Вид для экстремально настроенных лыжников, решивших выйти из парков в природную среду. Предполагает не только подъем и скат по необорудованным склонам, но и выполнение различных трюков в естественных условиях — со скал, бугров, бревен и т.д.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Модели, предназначенные для фристайла- , относятся к категории фрирайда. Однако некоторые производители выносят лыжи для фристайла в отдельную категорию.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри и классическими лыжами для фрирайда

В сравнении с классикой фрирайда, модели для фристайла-бэккантри имеют несколько особенностей:

  • конструкция позволяет переворачиваться в воздухе;
  • крепления находятся ближе к носку (у фрирайдных — ближе к пятке);
  • повышенная маневренность;
  • неравномерная жесткость — мягкая пятка и более жесткий носок;
  • больший боковой радиус;
  • полный (двойной) рокер.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Фристайл-бэккантри хорошо подойдут начинающим и опытным райдерам. Они более маневренные, легкие, лучше справляются с рельефными склонами и не требуют от лыжника сложных техник. Начинать учиться скатываться по горным склонам можно именно на этой модели. Необязательно использовать только для трюков, подойдут и для обычных спусков.

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда

Техника фрирайда на горных лыжах предполагает маневренность на большой скорости, и обычные тонкие модели с такой задачей не справятся. Поэтому разработаны модели для горнолыжного спорта:

  • универсальные;
  • карвинговые (трассовые);
  • фрирайдные.

Трассовые подходят для спуска по укатанным, оборудованным склонам. Они более жесткие и заужены в талии. На трассовых лыжах катаются не по прямой траектории, а дугами. От радиуса дуги зависит скорость райдера, а радиус зависит от технических возможностей лыжника и бокового выреза. В соответствии с радиусом выреза выделяют коротко-, средне- и длиннорадиусные трассовые лыжи.

Для фрирайда на горных лыжах подойдут универсальные и собственно фрирайдные модели.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Специально разработанные для фрирайда лыжи:

  • фрирайд (классика) — с рокером;
  • паудер — самые широкие;
  • park&pipe — для выполнения трюков и прыжков;
  • скитур — для восхождения на гору.

Park&pipe предназначены для выполнения трюков в лыжных парках с трамплинами, перилами и т.д. Скитур специально разработан для бэккантри. Модель отличается небольшим весом и позволяет подниматься в гору, отрывая пятку. При спуске она фиксируется креплением. Лыжи неудобны для экстремального спуска.

Паудер (powder)

Предназначены для езды по глубокому (от 20 см), мягкому, жесткому снегу. Хорошая пара для преодоления бугров и неровностей склона. Отлично себя чувствуют в лесистых и овражистых местностях с метровой глубиной снега. Основные характеристики:

  • ширина — до 150 мм в носке и до 140 мм в талии;
  • радиус поворота — 24-35 м;
  • передний рокер.

Паудеры не подходят для укатанных склонов.

Универсалы (all-mountain)

Подходят для по различной местности с мягким, липким, глубоким (от 30 см) снегом. На универсалах можно преодолевать мягкие бугры. Однако на укатанных склонах они значительно уступают трассовым моделям по скорости и маневренности.

Характеристики:

  • ширина — 140 мм в носке и 100-105 мм в талии;
  • поворот — 16-24 м;
  • низкий передний рокер.

Универсалы подходят для обучения фрирайду.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Усовершенствованный вариант универсалов. Лыжи для фрирайда на высоких склонах могут проехать буквально везде. Хорошо преодолевают чрезвычайно жесткие склоны, глубокий, подтаявший снег. Зачастую укрепляются углепластиком в один лист.

Основные характеристики:

  • ширина — 108-120 мм;
  • низкий передний, задний, редко полный рокер;
  • радиус поворота — 21-35 м.

Пара сложна в управлении и подойдет исключительно опытным лыжникам.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Подобрать лучшие лыжи для фрирайда довольно сложно. Следует учитывать несколько параметров и понимать, для чего необходимы лыжи — езды на укатанных склонах или преодоления естественных препятствий.

Радиус выреза

Этот параметр показывает, каким будет радиус поворота. Лыжи с небольшим показателем способны разворачиваться быстро и часто. Большой радиус (от 17 м) помогает поворачиваться плавно. Начинающему катальщику важно обращать на это внимание, чтобы намного облегчит маневренность.

Для пересечения леса лучше выбрать пару с радиусом до 15 м. Для свободного спуска достаточно 20 м.

Жесткость и весовой прогиб

Жесткость не измеряется количеством, и ее можно проверить только своими руками. Мягкими лыжами легче управлять. Они подходят для глубокого мягкого снега. Для спуска по плотному, подтаявшему покрытию лучше приобрести жесткую пару.

Весовой прогиб распределяет давление лыжи на склон и зависит от жесткости. Во фрирайдных моделях весовой прогиб сочетается с рокером. Чем он длиннее, тем выше маневренность. Короткий рокер помогает при резких поворотах и езде по плотному снегу.

Чем больше вес райдера и короче лыжи, тем больше должна быть жесткость.

Длина и ширина

Длинные лыжи менее маневренны, чем короткие. Поэтому начинающим лыжникам рекомендуется выбирать модели точно по росту. Это намного облегчит управление.

Ростовка, указанная на лыжах, является средним параметром и может не соответствовать действительности. Обычно вертикально поставленная лыжа выше или ниже лыжника на 5-10 см.

Широкие модели с легкостью преодолевают глубокий мягкий снег и подходят для неподготовленных склонов. Узкие лыжи лучше маневрируют на жесткой поверхности и способны быстрее менять направление. Средними показателями обладают универсалы с талией в 100 мм.

Обычно указанная ширина соответствует талии. Носки шире талии на 2-5 см.

Категории горных лыж

  • по опыту — для начинающих, любителей, профессионалов;
  • по гендерному признаку — мужские, женские;
  • по возрасту — детские, подростковые, взрослые.

Каждая категория различается размерами, массой, креплением, маневренностью. Новичкам рекомендуется покупать универсальные модели с двойным рокером. На них можно кататься по склонам с разной плотностью снега и совершать быстрые повороты.

Важно! Ребенок может приобретать навыки езды уже с 5 лет. Зарубежные школы принимают малышей в возрасте 2-3 лет. Однако фрирайд лучше осваивать с 8-10 лет.

Производители и цены

Топ-10 производителей горных лыж.

В процессе проведения нашей фрирайд-школы мы постоянно получаем вопросы от участников. Часто вопросы возникают в процессе катания, когда обдумывать их нет времени. Поэтому решено написать ответы на наиболее частые и характерные из них в конце школы, когда вопросы накопились и появилось время на обдуманный ответ. Алекс будет отдуваться за сноубордическую часть, а я - за горнолыжную. Для удобства подачи информации я сгруппировал их по блокам.
Важно: К сожалению, у меня нет волшебных пилюль. Но я постараюсь честно ответить на все вопросы. Я уверен, что задавать правильные вопросы – это искусство, потому что правильный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому и вопрос, и ответ требует времени и внимания.

1. Особенности в снаряжении и экипировке лыжника при катании вне трасс?

Какие лыжи брать для фрирайда? (ширина min/max,ростовка(по сравнению с ростом райдера) min/maх,жесткость)
Жесткость лыж для фрирайда, что от нее зависит, как выбрать ту, которая оптимальна именно для твоего стиля, уровня, рельефа катания?
Какие лыжи лучше брать начинающим (без опыта) фрирайдерам?

Выбор оптимальной лыжи для фрирайда занятие глубоко личное, почти интимное)) Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и манеры катания. И главный критерий понимания этого – личный опыт.
Поэтому можно порекомендовать начинать с моделей умеренной геометрии. Ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и примерно 100-110 мм талией.
В общем, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.

Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?

Можно, по крайней мере, я именно так и начинал)) Кроме того, иногда у нас можно потестить верхние фрирайд-модели. Мы тестировали модели MOMENT, также была возможность попробоватьBlackDiamond. Надеюсь, что и в следующем сезоне продолжится тема тестирования широких лыж в нашей школе.

Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?

Беговые и спортцех))

С каким рокером лучше брать лыжи?

Не парьтесь, честно.

Установка креплений: по каким меткам? стоит ли переставлять крепления?

Я ставлю крепления по меткам производителя и не парюсь над“плюс-минус 5 мм”. Я считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.

Отличается ли настройка креплений для фрирайда? Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?

Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Не обязательно головка и задник креплений будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился преднатяг при вщёлкивании.

Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет (жесткость, что-то еще?)

Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.

Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда?Существуют ли ски-турные адаптеры?

Специально ставить ски-тур крепления для участия в наших программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. С ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камуса. Этим вопросом и мне предстоит более основательно заняться)

Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?

Палки должны нравиться) Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания.Если по этому поводу возник вопрос, значит еще рано во фрирайд))) В наших программах удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по пологому после спуска.

Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?

Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не принципиальна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.

Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?

Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме

Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?

Никаких особенных отличий в подготовке лыж любителей трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов вполне достаточна. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райда))

2. Особенности в технике катания вне трасс.

Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания?Какой стиль трассового катания применяется на целинном / мягком снегу / буграх / застругах? Если отличия в катании по трассам и вне трасс существуют, на что обратить внимание при подготовке к поездке во фрирайд-школу? Что стоит подтянуть в технике катания, чтобы чувствовать себя уверенно во фрирайд-школе с первого-второго дня? Какие мышцы в большей степени задействованы у лыжников во внетрассовом катании? Можно ли за 1-2 месяца «подтянуть» эти группы мышц? Как это сделать, как тренировать? Насколько владение техникой прыжков важно при внетрассовом катании? Как можно овладеть техникой дропов / трюков? Насколько это безопасно? Можно ли тренироваться не в больших горах? Как тормозить, чтобы на фрирайде при закантовке не зарываться носом в снег (на трассе такой проблемы нет)?На глубоком снегу как правильно поворачивать, чтобы не зарываться? Какова техника катания в кулуарах? Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?

Долго я парился над этим разделом, все лето)) И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно))

Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься . Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК, прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься))

Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему то широко распространено мнение, что во фрирайде главное - «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» - уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит кататься разнообразно. Чем больше в техническом арсенале лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием вы сможете кататься.

Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании) Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Задайте поиск в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, это часть практическая.

Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым, есть в сети.
Со своей стороны получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия -

При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.

Мне лично проще, да.

Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?

Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий. Выхода два:
1. Использовать лыжи по назначению.
2. Качать ноги.
По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?»)))

3. Вопросы общего характера:

Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов, если цены на их услуги для меня высоки?

Вы можете кататься как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд)) Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор, и вынуждены за него нести ответственность.
Иногда действительно нет денег на гидов. Не буду разводить демагогию про то, что жизнь дороже. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.

1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне.Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» - ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.

2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.

3. Лавины не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.

4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет.) Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.

Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный кодекс правил, которого необходимо придерживаться?

Я о таких не знаю в глобальных масштабах. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на 25-м может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример) Но вообще – это все субъективно очень. И нет каких то пунктов по фрирайду, которые можно было бы почитать на стенде горнолыжного курорта. Я думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.

Где и как я могу узнать больше о фрирайде?Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда?Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?

Это забавно) Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дат ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд - это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.

уфф, я одолел это, Алекс, теперь твоя очередь))

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

Фрирайд (от англ. freeride - «свободная езда, катание») - это один из стилей самого великолепного зимнего увлечения, а именно . Считается, что именно катание в стиле «фрирайд» по внетрассовой горной местности и нетронутому снегу раскрывает полноту возможностей лыжного спорта. Безусловно, фрирайд не место для новичков лыжного спорта, так как его часто сопровождают различные опасности (от схода лавин до элементарной потери маршрута в пространстве). При подготовке к освоению фрирайдерского стиля катания необходимо ответственно подойти к выбору местности, планированию маршрута, разведке климата и погодных условий. Остаётся дело за малым - правильно подобрать лыжи для фрирайда.

Перед катанием необходимо не только спланировать маршрут, но и правильно подобрать лыжи

В этой статье вы узнаете, по каким критериям следует выбирать лыжи для фрирайда среди богатого современного ассортимента.

Виды фрирайд-катания

Прежде чем приступить , необходимо разобраться, с чем именно предстоит иметь дело, а точнее, каким именно видом фрирайда вы собираетесь заняться.

  • Фрирайд лайт, или облегчённый - вид лыжного катания по рыхлому снегу (паудер), за пределами готовых лыжных трасс. Людей доставляют на вершину горы с помощью подъёмников, затем следует свободный съезд с горы по выбранной нетронутой местности. Стоит заметить, что этот вид является сравнительно бюджетным развлечением.
  • Кэтскиинг - заключается в том, что лыжников забрасывают на снежные горные вершины с помощью специального транспорта, славящегося абсолютной проходимостью, под называнием «сноукэт» (что сразу влияет на стоимость такого вида лыжного катания). После этого фрирайдеры осуществляют внетрассовый свободный спуск с горы.
  • Бэккантри, или скитур - ещё один доступный своим бюджетом вид фрирайда. В этом случае подъём на вершину горы осуществляется путём комфортного восхождения фрирайдерами на лыжах до выбранной конечной точки маршрута. Далее следует свободный спуск.
  • Сноумотобординг - является, пожалуй, одним из самых весёлых видов фрирайда. Здесь горные лыжи становятся лишь вспомогательным элементом катания. Основную часть процесса на себя берёт горный мотоцикл, квадроцикл или снегоход, к которому цепляют при помощи специального снаряжения фрирайдера. Так осуществляется катание по снегу, напоминающее езду на водных лыжах.

Вышеописанные виды лыжного фрирайда - лишь основные и самые распространённые вариации катания, с которыми первоначально может ознакомиться даже новичок или любитель, приняв решение освоить этот стиль.

Выбор горнолыжного снаряжения

Итак, если вы уже определились с маршрутом и видом фрирайда, значит, пришло время выбрать лыжи для фрирайда. Следует учесть, что здесь важен ваш уровень подготовки и навыки владения лыжами.

Горные лыжи делятся между собой на несколько категорий и типов по разным признакам.

Категории горных лыж

Прежде всего, подбор категории зависит от профессионализма и персональных физических данных лыжника.

Здесь мы можем выделить такие категории лыж:

  • для начинающих;
  • для продвинутых лыжников-любителей;
  • для профессионального спортивного лыжного катания.

Без сомнений, этот первичный выбор вам поможет сделать консультант любого спортивного магазина. Дальше следует учесть возраст и конституцию лыжника. Немаловажна и гендерная принадлежность спортсмена.

Возрастное и гендерное различие горных лыж

Существует возрастное разграничение лыжного снаряжения. Исходя из этого, снаряды делятся на такие виды:

  • взрослые;
  • юниорские (подростковые);
  • детские.

В свою очередь, взрослые и детские снаряды из категории для начинающих также можно разделить по гендерному признаку:

  • мужские;
  • женские.

Все они различаются по мягкости или жёсткости, чувствительностью к поверхности снежного покрова и геометрией лыжной конструкции, которая будет способна обеспечить безопасность спуска в трудных условиях (ледяное покрытие, сход лавины). Об этом мы расскажем подробнее позже.

Горные лыжи для фрирайд-стиля

Основная особенность приспособлений для фрирайда кроется в их конструкции: они обладают довольно широкой средней частью снарядов (до 11 см) и невысокой длиной относительно своего хозяина.

Профессиональные райдеры советуют ориентироваться на свой рост: поставленные вертикально лыжные доски должны быть немного (на 2–3 см) выше человека.

Лыжи для фрирайда должны быть, безусловно, комфортны для любого маневрирования с учётом возможности катания как по рыхлому снегу (паудеру), так и по жёстким ледяным поверхностям.

Следует понимать, что профессиональный спортивный лыжный инвентарь отличается жёсткостью доски при нажиме, а значит, обладать такими лыжами может только человек с определённой весовой категории. Эту категорию снарядов спортсмен, несомненно, будет подбирать исходя из рекомендаций своего тренера и вида спуска (ски-кросс, слалом, фристайл и т. п.).

Но существует и универсальная продукция.

Универсальные горные снаряды более податливы в освоении как любителями-лыжниками, так и новичками. Они позволят вам прокатиться как на подготовленной трассе, так и по крутому необъезженному горному склону.

Размер и длина горных лыж для любительского фрирайда

Обычно снаряжение для любого фрирайд-спуска отличается своей длиной и шириной, которая состоит из разных параметров передней, средней и задней частей снаряда. Также при выборе горнолыжного инвентаря учитывается радиус бокового выреза снаряда. Например, для мягкого склона по паудеру подходят широкие экземпляры горных лыж. Для жёстких горных скосов следует выбрать более узкие устройства (со средней широтой «талии»), которые позволят лыжнику с лёгкостью проехаться даже по бугристой трассе.

Обычная средняя ширина универсальных горных лыж для любителей-райдеров варьируется от 6 см до 8 см. Такие снаряды не должны быть длинными. Зачастую они короче своего владельца на 5–10 см. Эта длина обеспечивает безопасный спуск новичкам, так как относительно легка в управлении и маневрировании.

Конструкция горных лыж

По своей конструкции горнолыжные снаряды делятся на три основные категории:

  • сэндвич;
  • короб.

Сэндвич - конструкция лыж, которая заключается в многослойном наполнении устройства различными материалами. Каждый слой такого наполнения отвечает за свою функцию. Как правило, верхний и нижний слои отвечают за обеспечение жёсткости снаряда.

Кэп - вариант конструкции, который представляет собой также наличие нескольких слоёв, различных по составу, но, в отличие от первого варианта, «фундаментом» кэпа является верхний жёсткий слой, к которому прикрепляются все последующие формирующие слои лыжного снаряда.

Короб - конструкция с наличием «сердцевины», которая обволакивается необходимым материалом по всей своей поверхности, что, в свою очередь, обеспечивает торсионную жёсткость лыжной доски для хорошего сцепления с любой трассой и плавного управления.

Для полноты картины нелишним будет прислушаться к профессионалам стиля фрирайд. Чаще всего это гиды и спасатели, которые обучены и обладают самыми изощрёнными и ловкими профессиональными навыками горнолыжного катания.

  • Ширины лыжи в 10 см для фрирайда - более чем достаточно на любом уровне владения лыжами. Подойдёт для катания как по жёсткой поверхности, так и для мягкого рыхлого снега.
  • Всегда следует идти в ногу со временем и прислушиваться к новым спортивным тенденциям. В этом случае речь идёт о приобретении горнолыжных снарядов с технологией Рокер. Такие лыжи гораздо быстрее и легче на меньшей скорости, что позволяет осваивать технику катания по паудеру без ущерба для катания по жёстким поверхностям. Таким образом, выезжая на лыжах с рокером, можно смело чередовать местность для катания, что отлично подойдёт как новичкам, так и более продвинутым любителям фрирайда. Для ежедневного свободного катания подойдут лыжи с обоюдосторонним рокером.
  • Стоит заметить, что для скитурного катания подходят жёсткие лыжи с прямым хвостом. Скитурный крепёж нередко утяжеляет лыжи и уменьшает чувствительность управления ими, это следует помнить лыжникам с низкой весовой категорией, а также необходимо учитывать при выборе снаряжения для женщин и детей.
  • При катании по паудеру целесообразно приобрести снаряды с обратным прогибом. Это создаст ощущение полёта и «снежного сёрфинга». Лыжи с таким прогибом не тонут в снегу и легко управляемы.
  • Весеннее катание вам обеспечат лыжи лёгкого моделирования с ярко выраженным карвингом наподобие твин-тип. Такие лыжи не застрянут в плотном мокром снегу и обеспечат хорошую проходимость с учётом весенних погодных условий.

Вот и все первоначальные знания об особенностях лыж для фрирайда, которые следует учитывать при покупке горнолыжного инвентаря. Остаётся только выбрать дизайн и цветовую гамму вашего снаряжения, и вперёд к освоению стиля фрирайд.

Полагаю, все давно и хорошо запомнили, что единственный надёжный способ выбрать подходящие горные лыжи – это взять их покатать, чаще всего это реально на тестах. К сожалению, такая возможность доступна не всегда и не всем, так что часто нам приходится полагаться на чьё-то мнение. К счастью есть всё же и вполне объективные параметры, которые мы можем посчитать и использовать их в качестве ориентира при выборе горных лыж.

И вот один такой объективный параметр, касающийся именно лыж универсальных и для фрирайда – это площадь лыжи, на которую приходится единица нашего веса. С ним вполне всё очевидно – чем большая площадь поверхности держит ваш вес, тем меньше лыжи проваливаются в снег, тем лучше они в этом снегу едут. Как уже, опять же, говорилось, лыжи с конкретными свойствами призваны минимизировать количество усилий лыжника в тех или иных условиях. И любая модель является компромиссом минимизации энергозатрат для разных условий катания.

Когда я только написал эту статью, я не знал, что аналогичные цифры указывают в технических характеристиках на машины - снегоходы, ратраки, болотоходы, вездеходы. Вдобавок я рассчитал рекомендуемые значения в числе квардатных сантиметров см 2 , приходящихся на килограмм веса, то есть величины обратные принятым. Сейчас всё исправлено на привычные г/см 2 , грамм на квадратный сантиметр - то есть удельное давление на снег. При этом сама мысль, бывшая очевидной для меня, нашла чёткое научно-техническое подтверждение.

Вы находитесь на сайте Прогресс-Ski - первой и единственной школы, кто предоставляет гарантию на обучение . Эта гарантия возможна благодаря Прогрессивной Системе обучения катанию на горных лыжах и сноуборде.

Как будем считать площадь лыжи? Форма канта достаточно сложная. Но можно для упрощения считать кант с боковой стороны горной лыжи прямой линией от талии до носка/пятки, поскольку это внесёт в расчёт меньшую погрешность, чем последующие факторы. В этом случае мы просто вычисляем среднее арифметическое ширины носка, талии и пятки – складываем их и делим на три. Далее умножаем полученное число на длину лыжи. Длина лыжи измеряется по скользяку, так что сильно загнутые носки и пятки внесут ещё бОльшую погрешность. Кроме того, носки, а часто и пятки, скруглены. Все эти неточности влияют на нужный нам результат, но не сильно. Не забываем про размерность – длина лыжи в сантиметрах, а ширина в миллиметрах, так что их следует разделить на 10. Мы получили площадь одной лыжи. Лыжи две, так что умножим число на два. И разделим свой вес в граммах на эту площадь. Для примера наиболее любимые автором лыжи для поездок в большие горы

73 кг х 1000 / [ 184 (ростовка, см) х (136+99+120)/10/3 (среднее арифметическое ширины, см) х 2 ] =

16.8 г/см 2

А теперь сравним получившееся число со следующей шкалой, составленной автором, г/см 2:

26-31 – показатель для узких длинных лыж классической “прямой” геометрии (на самом деле не так часто они действительно были прямые, эксперименты с формой шли всегда); Чтобы понять, сколько усилий требуется для катания на этих лыжах в целине, посмотрите видео. Для катания приходится использовать технику годиля, делать частые повороты с созданием уплотнённой площадки снега в заключительной фазе поворота, от которой лыжник отталкивается в новый поворот.

Широкие и/или длинные?

Большая ширина талии лыж (больше 100 мм) несёт издержки полного лишения их универсальности. Такие лыжи хорошо минимизируют усилия в снегу, но! – как только возникает необходимость ехать по твёрдой опоре, постановка их на кант связана со значительными усилиями в области голеностопа. Если вы приехали покататься с широкими лыжами на курорт, где, увы, уже неделю не было снегопада, и в бетон укатаны не только трассы, но и все окрестные поля, кусты и перелески, через день-другой катания на этих лыжах ноги начнут отваливаться. Автор сего имел удовольствие покататься несколько дней в таких условиях до начала снегопада в Вистлере на взятых в прокате лыжах с талией 125 мм и сохранил от этого катания яркие впечатления.

По этой причине автор часто жертвует шириной в пользу универсальности и при отсутствии конкретного прогноза поездки под снег берёт с собой лыжи с талией 99 мм (16.8 г/см 2). А также считает оптимальной длиной для своего веса, колеблющегося вокруг 73 кг (и технического уровня), длину таких лыж в районе 185-190 см (эти, пожалуй, чуть коротковаты).

В целом можно считать универсальными лыжами те, чья талия находится в диапазоне от 75 до 90 мм. Чем больше талия - тем более внетрассовые свойства имеет лыжа. Сегодня с некоторой натяжкой к универсалам относят уже и талию в пределах 100 мм. Но, конечно, только с натяжкой - на жёстком склоне такие лыжи требуют усилий.

Здесь нужно отметить, что называемые диапазоны ширины талии зависят от габаритов лыжника. А именно - пропорциональны размерам нижних конечностей. Условно говоря, для человека со стопой 29 см, ширина талии в 93 мм - равносильна талии 80 мм для человека со стопой 25 см (простая пропорция 29/25 = 93/80). Корректность утверждения относительна, поскольку пропорции сводятся не только к длине стопы.

Кроме увеличения площади, есть и ещё одна причина необходимости большой длины. Несколько утрируя, можно дать такое объяснение конструкции более длинных, более внетрассовых горных лыж: представьте ваши короткие жёсткие горные лыжи для трассы. Помимо того, что их малая площадь будет способствовать проваливанию в снег, их жёсткие носки будут зарываться в него. Представим себе, что мы удлинили их носы более мягким сердечником, который не даёт хорошей опоры на жёстком склоне, но изгибается вверх при сопротивлении движению в глубоком снегу, в результате чего обеспечивает всплытие лыж в снегу – они больше не зарываются. Эффективная площадь опоры, на которую распределяется вес на жёстком, осталась всё та же – мягкая часть лыжи почти не держит вес, пока лыжи не погружаются в снег и не изгибаются. Зато плюсом идут хорошие амортизирующие свойства при движении в разбитом снегу, и это уменьшает жёсткость ударов в ноги.

Так что длина лыж для фрирайда обусловлена не только необходимостью иметь большую площадь лыж. При любых ваших колебаниях в выборе длины горных лыж () по мнению автора следует предпочесть более длинные. Возможно, на первых порах непривычно большая длина вызовет сложности в управлении, но вы к ней адаптируетесь. А вот кувыркаться в снегу на коротких лыжах будете всегда.

И ещё в защиту большей длины - погруженные в снег лыжи ведут себя не совсем так, как поставленные на жёсткий склон. Уже на слегка разбитом склоне лыжи начинают рыскать и требовать контроля. А в снегу стабильность в направлении движения становится много актуальнее. Особенно на скоростях. И длинные лыжи сохраняют эту стабильность лучше.

Немного практики выбора

Для примера рассмотрим стоковые лыжи качественного швейцарского производителя Movement - Evolution , из линейки, от консультаций по выбору из которой автор до сих пор не может избавиться:о) На указанном сайте их можно приобрести за 160€, что крайне недорого для качественных, даже не швейцарских лыж с деревянным сердечником (почему так важен деревянный сердечник - см. в этой статье). Геометрия этих лыж 116-80-104, а радиус 20м - вполне такой типовой универсал. Кроме того, у этой модели очень мягкие носки, которые не дают им зарываться, а жёсткость имеет так называемое "прогрессивное распределение" - непропорционально нарастает при продвижению к центру лыжи, что обеспечивает увеличение отдачи лыжи с ростом нагрузки.

Известно, однако, что лыжник весом за 80кг, когда-то сгоряча обзаведшийся этой моделью, был ей недоволен. Согласно приведённой выше шкале, лыжи будут представлять "универсальный интерес", если давление на снег не превысит 20 г/см 2 . Считаем:

184 х (116+80+104)/3/10 х 2 х 20 = 73.6 кг

То есть, минимальные универсальные свойства эти лыжи в их длинной ростовке 184 обеспечат для человека весом в пределах 73 кг. Рассматривать их как относительно фрирайдные (наш коэффициент - до 17 г/см 2) можно лишь при весе 61 кг. На взгляд автора ростовка 184 великовата для этого веса, так что на роль фрирайдных, а не универсальных лыж длинная ростовка этой модели не может претендовать. Тем более ни при каких обстоятельствах эти лыжи не могут быть интересны парню весом за 80 кг - с такой площадью для его веса это могут быть лыжи уж никак не с мягкими носами. Будучи обогащён сообщённой выше информацией он бы имел понимание, что Evolution в ростовке 184 - это универсал для горнолыжника/цы весом 65-73 кг. Доказательством служит, в частности, приводимый отзыв девушки весом в 64 кг, катающейся первый сезон и удовлетворённой чуть меньшей ростовкой - 177.

А вот в ростовке 170 эти же вычисления дают вес 57 - 68 кг. Относительно агрессивно катающаяся лыжница весом около 60 кг будет удовлетворена этими лыжами в росте 170, как внетрассовыми. И логика здесь простая - ширина лыж остаётся та же в меньшей ростовке, и для человека небольших габаритов пропорции этих лыж оказываются такие же, как более широких лыж для крупного лыжника.

Зимняя программа Прогресс-Ski, подробности

Регулярная (весь сезон) выездная школа Прогресс-Ski в Нечкино, горные лыжи и сноуборд.

Российский "малый" курорт на берегу Камы, хвойный лес на склонах. Катальный день полных 12 часов - с 10 до 22х. Отлично подготовленные склоны. Оснежение. Быстрый кресельный подъёмник.

Удобная транспортная доступность для Москвы и средней полосы. Наиболее бюджетная поездка сезона. Рекомендуется для работы над техническим совершенством, и тех, кто впервые.

Чудесное место для отдыха - и мега-благоприятные цены. Прекрасное, красивое место. Хорошие условия, чтобы приобщиться к горным лыжам и сноуборду!

Даты: ноябрь, февраль, март, больше - по запросу. Группы горных лыж и сноуборда. Детские группы .

Цель ам Зее - Капрун, ледник Китцштайнхорн, Австрия, Альпы

Это удивительно - но осенью на леднике обычно царит чисто весенняя погода. Вы бы хотели попасть в весну в ноябре? С одновременным досрочным открытием сезона!

Группа горных лыж (группа сноуборда - по запросу).

Каракол, Тянь-Шань, Киргизия

Для начинающих – подготовленные трассы, для продолжающих – лесные тропинки, для крутых – фрирайд по лесу или в полях. Каждому занятие по душе и по силам. Среднеазиатский колорит добавляет поездке особую остроту.

Стабильные полтора-два метра снежного покрова, возможность первым раскатать свежие склоны (количество жадных до целины райдеров тут всё ещё невелико!), комфортная температура весь сезон, эпические пейзажи (со склонов виден в том числе и Иссык-Куль)! Для фрирайдера - возможность недорогой снегоходной и сноукэт заброски к лакомым местам.

Хорошее, практически "домашнее" отношение местного населения к райдерам. Кормёжка сытной среднеазиатской кухней, как на убой. Достаточно внутреннего российского паспорта! И при всех этих плюсах бюджетнее, чем Альпы!



mob_info