Какие лыжи лучше универсальные или карвинговые. Рекомендации при выборе горных лыж или как выбрать горные лыжи. Универсальные для экспертов

Горнолыжный вид отдыха набирает все больше поклонников. Многие предпочитают провести отпуск не на лазурных берегах, а на горнолыжных курортах. Чтобы разобраться во всем разнообразии лыжного производства, стоит внимательно изучить характеристики и .

  • ALAN. Компания из Словении, одна из самых известных в мире. Для изготовления используются новейшие технологии: RST Sidewalls — передает энергию на канты для лучшего вхождения в повороты, а углеводородное волокно придает дополнительную прочность, что высоко ценят настоящие профессионалы.

Дизайнеры компании не забывают о красоте форм и верхнего покрытия полозьев. Самые лучшие лыжи этого бренда включают в себя технологию Amphibio, для отдельного изготовления правых и левых полозьев, сочетающих сразу два профиля Rocker b Camber.

  • . Горные лыжи австрийского производителя Head являются самыми технологичными. Модели данного бренда состоят из полых нитей, обеспечивая одновременную легкость и прочность лыж. Еще производитель запустил системы: электронное управление, Intelligence Chip.

Система электронного управления позволяет лыжам быстро реагировать на происходящие перемены, например, снижение или увеличение скорости, а также изменения в плотности снежного покрова, что обеспечивает хорошую стабильность. Вторая система предотвращает потерю управления лыжами в случае бесконтактности со снегом.

  • . Это французский бренд, который изготавливает высокотехнологичные лыжи, не изменяя классическим традициям. Большинство продукции производится в категории унисекс. В сериях для женщин и детей выбор невелик.

Продукция фирмы Salomon внедрила уникальные технологии: Monocoque, V-shape, Powerline, 3D Race Carbon, Rocker. Все они направлены на улучшение маневренности, контроля управления, обеспечение достаточной прочности без утяжеления конструкции.

  1. . Американские лыжи К2 характеризуются особой популярностью и систематической модернизацией используемых технологий, что позволяет бренду оставаться на лидирующих позициях. Отличительной особенностью продукции считается система гашения вибраций MOD-monic, а крепление производится без сверления отверстий. Однако есть значительный недостаток — это самые дорогие лыжи.
  2. . Продукция австрийской фирмы примечательна разнообразием. Здесь присутствуют как дорогие модели, так и бюджетные. Конструкция характеризуется легкостью, повышенной торсионной жесткостью. Ввиду своей повышенной устойчивости, легкой управляемости хорошо подходят для начинающих лыжников.
  3. . Австрийская компания занимается выпуском лыж уже более 30 лет. Спросом пользуется линия для детей и подростков, благодаря технологиям, обеспечивающим легкость конструкции. Для этого используются: Ultra High Densolite и 3D Touring. Лыжи мгновенно реагируют на поворотах и скользят.
  4. . Лыжи этой фирмы в основном рассчитаны на профессиональных горнолыжников. Они выполнены из легкого ламината с деревянным сердечником, оснащены двухслойными боковыми стенками. Это позволяет сделать продукцию высокопрочной, стабильной, легкой, маневренной.
  5. . Итальянская компания, выпускающая спортивный инвентарь с 1935 года. Заслуженно входит в десятку лучших производителей горных лыж. Имеет собственные технологии и конструкторские идеи.
  6. . Немецкий производитель запустил линию лыжного инвентаря, устойчивого к резкому перепаду температур и износу. Однако цена слишком высока для рядового потребителя.
  7. SCOTT. Американская фирма, выпускающая недорогой лыжный инвентарь. Однако качество остается на высоте.

Как устроены горные лыжи

Отличительной особенностью считается их конструкция. Она отличается от других видов носком, пяткой, талией. Соотношение этих величин называется радиусом, чем он меньше, тем маневреннее лыжи, а повороты более резкие и крутые. У радиус будет меньше, чем у классических.

Важно! Лыжи, имеющие маленький вес, менее устойчивы, но ими легче управлять.

Благодаря особой конструкции горнолыжные модели под весом тела прогибаются по всей длине, а в носке и пятке скручиваются. Поэтому выбирать лыжи необходимо не только с учетом роста и веса, но и стиля катания. От последнего параметра будет зависеть необходимый радиус бокового выреза лыж.

Имеет значение вариант раскладки слоев. Выделяют 3 основных типа:

  • сэндвич;
  • короб.

В первом варианте пластины наложены друг на друга, во втором — на прочный пласт-основу укладываются остальные слои, а в третьем случае используется сердцевина, вокруг которой расположены другие материалы. Короб еще называют монококком.

Какие лыжи выбрать новичку

Для начинающих горнолыжников идеально подойдут карвинговые модели. Они имеют необходимую мягкость и конструкцию, благодаря которым новичкам легче справляться с крутыми поворотами, а также выравнивать положение при ошибках в движении.

Лыжи для карвинга обладают узкой талией, широким носком и такой же пяткой, что способствует быстрому освоению маневров, однако, прочность полозьев становится слабее, что компенсируется малой стоимостью.

Какими лыжами лучше управлять: Фишер или Соломон? Вопрос, который требует тщательного изучения характеристик. Разобраться с особенностями технологий поможет краткий обзор.

Трендовые горные лыжи для карвинга класса люкс 2018 г.

Rossignol Pursuit 14-15

Моделью легко управлять на высоких скоростях. Благодаря отличному сцеплению кантов со снегом, рекомендуются при катании на коротких дугах. Имеют свои конструкционные особенности:

  • Central Dualtec;
  • IPS Diamond;
  • H Technology;
  • VAS Complex Aramide/Basalt.

Стоимость — 19 000 рублей.

Rossignol Pursuit 400 Carbon 16-17

Pursuit 400 Carbon подходит для прогрессирующих горнолыжников. Отличается повышенной износостойкостью. Нос и пятка полозьев перфорированы, что уменьшает вибрацию и улучшает сцепление с поверхностью. Конструкция оснащена:

  • Prop Tech;
  • Carbon;
  • Oversized sidecut;
  • Power turn rocker;
  • Sidewall.

Стоимость — 26 200 рублей.

ATOMIC Vantage X 77 C 16-17

Считаются лучшими горными лыжами для прогрессирующих лыжников. Модель универсальна. Уверенность чувствуется как на склонах, так и вне трассы. Лыжи отличаются одновременно мощностью и легкостью конструкции. Внедренные технологии:

  • Power Woodcore;
  • Firewall;
  • Exo Profile;
  • Carbon Tank Mesh.

Стоимость — 25 700 рублей.

Важно! Атомик — это качественная сборка и материалы, поэтому цену они оправдывают.

Nordica NRGY 80 14-15

Лучших универсальных горных лыж не найти, отлично катятся и на коротких дугах, и при максимальных скоростях. Здесь бренд Нордика впервые внедрил технологии, используемые во фрирайде. Самый оптимальный вариант по характеристике «цена-качество». Начинать горнолыжные тренировки лучше именно с этой модели. Особенности технологии:

  • I-Core Torsion Brige TI;
  • AM CamROCK.

Стоимость — 25 000 рублей

Salomon W-KART 14-15

W-Kart отличаются быстрым откликом и маневренностью, даже хрупкая женщина справится со столь легким управлением. Лучше всего ведут себя на подготовленных трассах при высокой скорости катания короткими дугами. Конструкция позволяет плавно поворачивать, не теряя стабильности. Используемые технологии:

  • 3D Sport Monocoque;
  • Powrline;
  • Ti Laminate.

Стоимость — 25 000 рублей.

Трендовые горные лыжи для карвинга среднего сегмента 2018 г.

Fischer XTR Cruzar 16-17

XTR подходит как для начинающих, так и для продвинутых лыжников. Имеют малый вес, что хорошо отражается на сглаживании ошибок при движении. Однако предназначены только для использования на очищенных трассах. Особенности технологий:

  • Air Power;
  • Fiber Tec;
  • Ceradur;
  • Rocker On-Piste.

Стоимость — 13 000 рублей.

Salomon Kiana W 15-16

Хороший вариант для начинающих и прогрессирующих лыжниц. Конструкция в виде короба позволяет женщине чувствовать себя при движении уверенно, а rocker смягчает повороты. Однако не стоит использовать модель на прямых склонах, так как устойчивость для этого не рассчитана.

Стоимость — 17 000 рублей.

Elan Explore 4 Plate 15-16

Подойдут только для начальных этапов тренировок, так как прочность конструкции не предусматривает резких и крутых маневров. Изготовитель внедрил технологии:

  • Express;
  • Fiberglass;
  • Full Power Cap;
  • Complex Woodcore.

Стоимость — 12 000 рублей.

HEAD Big Easy Classic 07-08

Модель «унисекс», предназначенная для прямых трасс, так как являются ненаправленными. Совершать маневры на них небезопасно — ошибки как на ладони. Подходят для обучения хода коньком.

Стоимость — 15 000 рублей.

HEAD Shape RX PR 14-15

Подходят для езды на подготовленных склонах в любую погоду, поэтому это отличный выбор для новичков. Жесткость конструкции, малый радиус бокового выреза в сочетании с качественной сборкой и креплением будут на протяжении долгих лет радовать владельца маневренностью и сцеплением.

Стоимость — 16 000 рублей.

HEAD Primal Instinct PP9 15-16

Мужчинам-новичкам приглянется дизайн в черном цвете, который просто вселяет уверенность в собственных силах. Конструкция предполагает езду по расчищенным трассам без сугробов. По склону они идут мягко, амортизируют ошибки неопытного лыжника. Однако цена завышена.

Стоимость — 13 500 рублей.

Fischer XTR RC4 Speed 16-17

Хорошо подходят для бездорожья, заснеженных склонов. Маленький изгиб носовой части хорошо направляет лыжника при крутых маневрах. А специфичность конструкции избегает вихляния.

Стоимость — 14 000 рублей.

Трендовые горные лыжи для карвинга эконом-класса 2018 г.

Rossignol Pursuit 11 Ca 13-14

Для начинающих — отличный выбор. Модель с коротким кантом и маленьким радиусом, что позволяет с легкостью совершать маневры. Однако для прогрессирующих спортсменов этот вариант не подходит, так как не расчитаны для скоростных трасс, ввиду отсутствия возможности контролировать скорость.

Стоимость — 9 500 рублей.

HEAD Rev 70 PR 14-15

Качество соответствует цене — жесткость слабоватая, скользят только на хорошо расчищенных трассах. Однако отличаются легкой управляемостью. Для обычных прогулок за компанию неплохой вариант.

Стоимость — 8 800 рублей.

Карвинговые лыжи для детей

Дети любят подражать взрослым во всем. И занятия лыжным спортом не исключение. Поэтому детские лыжи не отстают в своей популярности от взрослых. Востребованными на рынке считаются следующие модели.

Elan LiL’ Magic QT 13-14

Отличный вариант для девочек с широким диапазоном ростовок от 70 до 150. В конструкции учтены все параметры для езды маленького горнолыжника: облегченные версии креплений, небольшие габариты, красивые яркие расцветки.

Стоимость — 9 000 рублей.

Elan Starr 16-17

Самая популярная модель для мальчиков с ярким голубым окрасом. Ребенок почувствует себя настоящим альпийским горнолыжником, благодаря отличной маневренности и высокой прочности конструкции, которая позволит мгновенно освоить быструю езду даже по внедорожью. Широкий диапазон ростовок от 70 до 150.

Стоимость — 9 000 рублей.

Женские модели

Женские модели отличаются от мужских уменьшенной ростовкой, дизайном, весом для комфортной езды. Модель выбирается индивидуально с учетом параметров. Какими же лыжами лучше пользоваться: Фишер или Россиньоль?

Лучшие марки лыж для женщин:

  1. Fischer Aspire (SMU) будут радовать как начинающих, так и прогрессирующих лыжниц. Благодаря сердечнику Air power и сдвигу крепления к носку обеспечивается экономия энергии при езде. Предназначены для карвинга.
  2. Rossignol famous 4 предназначены только для начинающих пользователей по трассе. Сердечник из павловния снижает вес конструкции, а Rocker облегчает вход в поворот. Полозья скользят даже по сугробам.

Подобрать лыжи в салоне сложно, поэтому сначала рекомендуется брать напрокат. А уже опробовав в деле, решать — подходят или нет. Если такой возможности нет, возьмите лыжи, соответствующие цели. Для обычных прогулок можно приобрести простые модели для начинающих. В случае дальнейшего совершенствования навыков, лучше сразу взять вариант, подходящий для прогрессирующих.

В последнее время очень многие люди предпочитают активные виды отдыха. Зимой это в первую очередь . Придя за спортивным инвентарём, большинство лыжников теряются при виде разнообразия представленных там моделей. Atomic, Fischer, Volkl, Scott - самые распространённые и именитые бренды, поставляющие на рынок товары для этого вида спорта. Необходимо разобраться в этом многообразии, поэтому составим рейтинг горных лыж.

Бренды

В числе самых именитых брендов стоят Atomic, Fischer, Volkl, Scott, которые показали себя лучше всех в ходе самых разнообразных тестов.

Atomic

Эта компания начинала с производства деревянных лыж в 1955 году. На данный момент она выпускает не только , но и другую горнолыжную, а также сноубордическую экипировку. На счету у этого бренда олимпийское золото и несколько кубков мира.

Fischer

Изначально производились только тележки и сани. Но начиная с 1936 года выпускаются лыжи, а в 1958 году компания захватила мировой рынок. 2010 год приносит этой компании более половины всех олимпийских медалей в Ванкувере.

Volkl

Появилась в Баварии в двадцатых годах прошлого столетия и сейчас она монополист по изготовлению горных лыж в Германии. В настоящее время этот бренд выпускает сноуборды, крепления, экипировку, а также ракетки для тенниса. Изготовление лыж при температурах ниже стандартных является визитной карточкой этой компании. Возможно, именно поэтому их продукция такая надёжная и качественная.

Scott

Компанию Scott основал в 1958 году американский лыжник с созвучной фамилией. Правда, начала она не с выпуска лыж, а с производства палок из алюминия, взамен стальным и бамбуковым. В 1971-м начато изготовление ботинок, а в 1998 году налажено производство .

Универсальные

Этот тип инвентаря подойдёт новичкам, делающим первые шаги в этом спорте и не определившимся с направлением (спокойная езда, слалом или карвинг) и видом трасс. Такие лыжи подойдут для каждого, независимо от предпочтений, будь то спокойная езда или более агрессивная. Что касается трасс, то они хороши на любых. Многие считают, что универсальность проигрывает специализации. Но это точно не про . Кроме того, не стоит забывать, что спорттовары в настоящее время недешёвы, поэтому покупать несколько пар новичку не только нецелесообразно, но и накладно.

Atomic M:10 Puls Ti

Хорошо подойдут для тех, кто любит комфортную, расслабленную езду, без высоких скоростей на укатанных трассах, не подойдут райдерам весом более 85 кг.

Atomic M:9 Puls

Юркие, поворотливые, послушны даже на плохом покрытии, тоже не для тяжеловесов.

Порадуют новичков своей послушностью и хорошей управляемостью, весьма неплохо показывают себя на вираже.

Не любят короткие дуги и высокую динамику, зато уверенно себя чувствуют на любых склонах.

Универсальные для экспертов

Этот вид создан для людей с опытом катания, которые катаются в разных направлениях (карвинг, слалом и т. д.), но не готовы расстаться с большой суммой денег за широкий ассортимент спортинвентаря.

Atomic Metron B5

Хорошо режут дуги разного радиуса и непритязательны к снежному покрытию.

Отлично показывают себя в разных стилях катания, но предъявляют жёсткие требования к навыкам райдера, выдержат не только лёгких лыжников, но и тяжеловесов.

Fischer AMC 76 RF2 V2

Рассчитаны на райдеров, уже имеющих определённый опыт, хорошо идут по свежему снегу, на склонах с другим покрытием управляемость и отзывчивость ниже.

Непритязательны к снежному покрытию, не любят повороты с малым радиусом, рассчитаны на небольшой вес райдера.

Хорошо подойдут для тех, кто любит и большие дуги и имеет атлетическое телосложение. Лучше ведут себя на свежем снеге, могут стерпеть небольшие неровности.

Для карвинга

Atomic SX:9 Puls

Не подойдут для динамичной езды с поворотами с малым радиусом, не рассчитаны на тяжеловесов.

Стабильны и легки в управлении при средней динамике катания.

Хорошо управляемы, не преподнесут сюрпризов, если не гонять на них слишком быстро, повороты можно закладывать любые.

Scott Crossfire XT

Любят динамичную езду с короткими дугами, непритязательны к качеству снега.

Рассчитаны на небольшую динамику, стабильны в поворотах.

Слалом-гигант

Лучше показали себя в тестах на длинных трассах с большим перепадом высот, отличаются стабильностью и устойчивостью.

Fischer RC4 Worldcup RC

Предсказуемы, обладают хорошим разгоном и динамикой.

Volkl Racetiger GS Racing

Предназначены для людей с хорошими физическими данными, так как предъявляют достаточно жёсткие требования и не прощают ошибок.

Женские модели

Такие модели гораздо легче остальных, более мягкие и отличаются расположением креплений.

Atomic Balanze B 7:4

Предназначены для катания со средней динамикой и поворотов с малым радиусом.

Atomic Balanze B 9:7

Достаточно требовательны к навыкам катания, но зато устойчивы на любом снеге.

Хороши при динамичном катании, любят повороты с большим и средним радиусом.

Рассчитаны на лыжниц, предпочитающих расслабленное катание, без динамичных разгонов и крутых поворотов.

К этой категории относятся довольно разные по своим характерам группы лыж: во-первых, это модели race carve. Некоторые из моделей группы race carve представляют собой немного смягченные модификации слаломных моделей, рассчитанные на тех любителей, которые предпочитают короткие резкие повороты на жестком ровном склоне. Также к моделям race carve относятся и смягченные модификации моделей для слалома-гиганта, ориентированные на любителей высокой скорости и больших дуг. Необходимо отметить, что в зависимости от выбранной ростовки, многие модели группы race carve лучше выполняют короткие или длинные дуги. В последние годы довольно широко представлены и модели fun-carve или extreme carve, которые характеризуются довольно глубоким боковым вырезом (радиус выреза около 10 м) и ориентированные в основном на повороты с достаточно ярко выраженной разножкой и сильным смещением центра тяжести лыжника внутрь поворота при широком ведении лыж и относительно невысокой скорости. Общее для всего этого многообразия моделей - ровные склоны, современная техника резаных поворотов, удовольствие от чистого скольжения на кантах. Все без исключения модели этой категории очень понравились участникам школы инструкторов.

! Приз редакции - Лучшие универсальные race-carve !

Atomic BetaCarv 10.16 180 см R = 16 м/ 170 см Цена 445 долл.

Отзывы:

Очень хорошо ведут дугу, очень уверенно себя чувствуешь на жестком склоне. Хорошие стабильные лыжи для разнообразного состояния снега и крутизны склонов. Эксперт или инструктор найдет в них верного друга, надо только точно выбрать ростовку. Очень универсальные, динамичные и стабильные лыжи с большим диапазоном возможностей - от жестких склонов до разбитого и плохого снега. Стабильны на больших скоростях. Хороша в длинных дугах, стабильность может быть даже чрезмерная. Отличная хватка и стабильность в поворотах. Довольно мощная модель, напоминает спортивные лыжи. Хороший выбор для атлетичного мощного лыжника, предпочитающего трассы. С точки зрения спортсмена - носок мягковат, но лыжи хорошо держат длинную дугу.

Оценки:

  • Длинные дуги - А-
  • Короткие повороты - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - А-
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - простые и средние.
  • Состояние снега - неглубокая целина, мягкий укатанный.
  • Лыжник - от начинающего до продвинутого.
  • Скорость - низкая и средняя.

Комментарий редактора: универсальные race carve. Некоторым мужчинам показались длинны, что является исключением для данного теста. Модель из-за размера крепления смогли опробовать только мужчины.

Blizzard Sigma SLK

170, 177 см Геометрия 106-63-91 R = 16 м Цена 486 долл.

Отзывы:

Ровная, стабильная модель. Оказалась великолепной в раскатанном мокром рыхлом снегу. 170 см - отличная ростовка для женщин. Очень активные лыжи со слаломным характером. Цепкие лыжи, хорошо держат дугу на заглаженных трассах, отличные лыжи для инструктора. Лыжи для коротких резаных поворотов. Легкие в поворотах, стабильные, устойчивые лыжи. Основное - отлично сбалансированные характеристики. Очень хорошая, шустрая лыжа. В коротких поворотах хороша даже на целине. Универсальная модель с широким диапазоном использования, но лучше всего - в коротких дугах.

Оценки:

  • Длинные дуги - В+
  • Короткие повороты - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - В+
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - простые и средние, не очень сложные.
  • Скорость - низкая и средняя.

Комментарий редактора: race carve слаломного типа. Ростовка 177 см хорошо подошла многим мужчинам.

Dynamic Carv 14 170 см Геометрия

104-62-93 R = 12,5 м/ 160 см Цена 382 долл.

Отзывы:

Хороши для экспертов, любящих спокойную езду (Отзыв спортсмена). Стабильная, надежная модель к которой испытываешь доверие (отзыв женщины эксперта). Очень хороши на буграх. Специалисты и продвинутые лыжники получат огромное удовольствие. Отличная управляемость. Динамичные лыжи, хорошо держат на жестком склоне. Отличные лыжи для динамичного агрессивного лыжника. Универсальные лыжи, Хороши для самых разных условий, исключая целину. Очень легкий вход в поворот, благодаря этому качеству подойдут и начинающему, а для эксперта хороший выбор для катания без усилий. Отзывчивая, послушная модель с отличной хваткой кантов, не доставит проблем и на жестком, и на буграх, и на неглубокой целине.

Оценки:

  • Длинные дуги - В+
  • Короткие повороты - А
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - А-
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - любые кроме действительно сложных.
  • Состояние снега - любое, кроме глубокой целины и очень жесткого.
  • Лыжник - от начинающего до эксперта.
  • Скорость - любая, кроме очень высокой.

Комментарий редактора: мягкие race carve по типу лыж для спецслалома, почти fun carve. Ростовка мужчинам коротка, но многие отметили что и на лыжах такой длины они получали большое удовольствие. Для любителей длинных дуг ростовку необходимо увеличить.

! Приз редакции - Лучшие fun-carve ! Fischer Radarc

155 см Геометрия 119-68-102 R = 11,3 - 10,7 м/ 155 см Цена 359 долл.

Отзывы:

Очень динамичные, поворотливые лыжи, хороши для лыжников, предпочитающих быстрые крутые повороты на сложных склонах, бугры. Хорошо ведут себя даже в разбитой тяжелой целине. Как и любые лыжи для экстремального карвинга, предпочитают среднюю стойку, стабильны на малой и средней скорости, великолепная хватка кантов на крутых склонах. Удивительно маневренная модель, лучшие для фанкарвинга. Очень хороши в длинных широких дугах. Лыжи, доставляющие лыжнику удовольствие. Эксперту, предпочитающему просторные ровные укатанные склоны. Очень стабильные, отлично пишут дуги на очень высоких скоростях, длина дуги зависит от скорости. Могут выдавать очень короткие и резкие повороты при сильной закантовке.

Оценки:

  • Длинные дуги - В+
  • Короткие повороты - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - В+
  • Пружинистость - А
  • Склоны - любые.
  • Состояние снега - неглубокая целина, мягкий укатанный, жесткий ровный.
  • Лыжник - от начинающего до эксперта.
  • Скорость - от средней до высокой.

Комментарий редактора: fun (extreme) carve. Ростовка для мужчин коротка.

Head Space XTi

160 см Геометрия 115-65-101 R = 11 м/ 160 см Цена 450 долл. (Включая платформу)

Отзывы:

Хороши для свободного расслабленного катания. Маневренные, прыгучие лыжи, к которым быстро привыкаешь. Лыжи для любителей изящного катания на невысокой скорости, где эти лыжи просто великолепны. Лыжники самого различного уровня получат удовольствие на самых различных склонах и скоростях. Для комфортного катания лучше не придумаешь, да и любителям экстремального карвинга следует обратить внимание на эту модель. Пружинистые в коротких поворотах, хорошо идут по буграм. Очень динамичные лыжи в целине - выпрыгивают сами. Лыжи для любых склонов. Особенно хороши на укатанных склонах в коротких дугах.

Оценки:

  • Длинные дуги - В+
  • Короткие повороты - А-
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - В
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - от простых до сложных.
  • Состояние снега - неглубокая целина, плохой снег, мягкий укатанный, жесткий ровный.
  • Скорость - любая, кроме реально высокой.

Комментарий редактора: fun (extreme) carve, но тестерами отмечена универсальность этой модели. Мужчины отметили явно малую ростовку.

! Приз редакции - лучшие race carve слаломного типа! Rossignol T-Power Cobra X

167, 174 см Геометрия 106-68-96 R = 16,4 м/ 167 см Цена 345 долл.

Отзывы:

Очень динамичная модель со слаломным характером. На жестком склоне в короткой дуге ведет себя как слаломная модель. Цепкая, энергичная модель, лыжи стабильные на высоких скоростях. Лыжи хороши и на жестком и на разбитом снегу. Лыжи для эксперта, любящего короткие повороты. Приятная, отзывчивая модель. Хорошая хватка, высокая маневренность. Хороша для экспертного катания и демонстрации. Комфортные, надежные лыжи для различных склонов и скоростей - от средней до высокой. Экспертные лыжи, которые надо хорошо почувствовать, и тогда на жестких и леденистых склонах оттянетесь по полной программе. Новичкам не рекомендуются, так как требуют профессионального подхода. Веселая, активная модель. Я чувствовала, что на этих лыжах смогу практически все.

Оценки:

  • Длинные дуги - В
  • Короткие повороты - В+
  • Хватка кантов - А-
  • Стабильность - В+
  • Пружинистость - А-
  • Склоны - средние и сложные.
  • Состояние снега - неглубокая целина, разбитый снег, мягкий укатанный, жесткий ровный.
  • Лыжник - от среднего до эксперта.
  • Скорость - средняя и высокая.
Карвинг и "классика"

"Лыжи, которые сами везут..." Такое расхоже-рекламное понимание карвов - "приталенных лыж с новой геометрией" - едва ли передает их сущность. Появившиеся в середине 90-х, эти лыжи породили иную систему отношений: человек - лыжи - снег. Они упростили эти отношения. И в этом надо глубже разобраться.
Под карвингом мы обычно подразумеваем крутые резаные повороты, которые, как оказалось, легче выполнять на лыжах с расширенными носком и пяткой. Но если эти лыжи только для такого карвинга, значит, они предназначены лишь для узкой группы горнолыжной элиты - отлично катающихся лыжников? Как выяснилось -нет. На карвах успешно обучают новичков, а сегодня на них уже катаются все - от мала до велика. И как всем катающимся,

горы им диктуют самые разнообразные способы спуска и формы поворотов, зависящие от мастерства и конкретных условий склона: длинные или короткие дуги, торможение, соскальзывание, параллельное ведение или плуг-упор, вертикальные движения разгрузки и амортизации ногами, прямые спуски и траверсы...
Короче, карвинг в современном, широком понимании - это езда на карвах. Однако все перечисленные, хорошо известные из классики технические приемы получают на них иную, специфическую, "карвовую" окраску, либо становятся второстепенными, а то и совсем не нужными. Главное же - они требуют для своего исполнения, как правило, иных сил и механизмов.
Давайте посмотрим, как это выглядит на конкретном примере. Возьмем основной поворот приподниманием (в классической школе мы его обозначали РСР - разгибание, сгибание, разгибание). Что делает "классик"? При входе в поворот разгружает лыжи, приподнимает носок одной, чтобы перенести опору на другую (будущую внешнюю), загружает ее, кантует, прогибая ноги внутрь поворота, и активно вращает лыжи бедрами, коленями, стопой, помогая вращением (или контрвращением) корпуса. Если лыжник начинающий, он еще использует плуг или упор для получения дополнительного импульса к повороту. При всех условиях, вращающие и облегчающие вращение движения составляют основу такого поворота.
Что делает начинающий карвер? Он сменяет одним "педалирующим" движением одну опорную лыжу на другую (разгрузка вплоть до приподнимания внешней лыжи и загрузка внутренней) и закантовывает новую внешнюю лыжу движением голеней
(а иногда и бедер) внутрь поворота. Все. Остальные импульсы для начала и продолжения поворота заложены в самой геометрии его лыж.
Очевидна экономия сил и энергии лыжника. Очевидна и простота обучения на таких лыжах. Появилась реальная возможность учить новичков сразу параллельным поворотам. В современных школах людей, впервые вставших на лыжи, за одну неделю превращают в умеющих лыжников. А более опытные осваивают езду на карвах за 1-2 дня.
Разумеется, потребуется еще немалое время, чтобы они в совершенстве овладели этим достаточно тонким инструментом, научились спортивному карвингу, стали со своими карвами "на ты" во всех сложных ситуациях, возникающих на склоне. Ведь, как известно, совершенству нет предела. Но путь к нему на приталенных лыжах становится короче и интересней.
Разные школы езды на карвах
Спросите опытного карвера - как научиться кататься на лыжах с "новой геометрией"? Скорее всего он пожмет плечами и ответит коротко: "Нужно сделать не так уж много: просто поставить лыжи на кант и наслаждаться дугой..."
Подобным образом звучат и советы иных горнолыжных инструкторов. На самом деле, как мы уже говорили, не все так просто. Сегодня в мире детально разработана техника и методика этой разновидности горнолыжного спорта. Существует несколько школ (направлений) обучения карвингу. Европейские школы более традиционные, они в чем-то повторяют классическую схему обучения - включая плуг и упор, через использование практически всего арсенала горнолыжной техники, наработанной десятилетиями. Американская школа
, назовем ее - авангардная, выработала свои подходы. Суть ее - в почти полном отказе от "классики", в попытке через простейшие приемы и ощущения научить любого начинающего крутым резаным поворотам.
"От чайника до эксперта - за 2 дня"... Такие лозунги попахивают типично американской рекламой. Но за этим стоит многолетняя практика, отработанная методика, оригинальные, не стандартные решения и приемы. А главное - отличные результаты. Пусть не все - за 2 дня, но новички здесь осваивают карвинг, действительно, очень быстро. В Австрии я встречал немало молодых мужчин и женщин, которые пройдя ускоренный курс по "американскому" методу, уже в первый свой сезон катались по любым склонам не хуже "хорошо продвинутых". С одной из таких методик, разработанных в Аспене (США), мы с вами познакомимся в конце этого раздела.
Вообще же в освоении карвинга мы будем придерживаться европейской традиции. Во-первых, это будет легче для тех, кто прочитал эту книгу и осилил технику классического катания. Им, как и всем умеющим горнолыжникам, купившим современные лыжи, будет несложно адаптировать освоенные уже приемы и навыки применительно к карвам. Во-вторых, новичкам, чтобы успешно прогрессировать (тем более без помощи инструктора) нужна система. Такой системой в большей мере обладает
европейская школа, предлагающая обучающимся больший набор приемов и умений.
И наконец, американские инструкторы и эксперты исходят, как правило, из идеальных условий учебного склона и инвентаря, что - ох, как далеко от наших реалий! Так что, поучиться у них мы поучимся, но постараемся освоить и то, чем они часто пренебрегают, хотя бы ради своей безопасности.
Итак, начнем с инвентаря.
Особенности лыж с "узкой талией"
До недавних пор спортивные лыж имели в передней части ширину около 85 мм и задней - около 75 мм. Лыжи для массового катания были на концах еще уже. В отличие от них карвы в передней части достигают 95-100 мм, в задней - 90. Некоторые модели могут иметь ширину до 110 мм. Поэтому по сравнению с обычными лыжами талия у них кажется особенно узкой, хотя ее абсолютная ширина в большинстве случаев почти не меняется (62-64 мм).
Для скольжения по дуге степень приталивания, определяемая относительными размерами передней, средней и задней частей лыж, очень важна. Геометрический контур от самого широкого места передней части через середину до самого широкого места на конце лыжи имеет форму дуги определенного радиуса. Он и задает радиус поворота, который совершит поставленная на кант лыжа без дополнительных усилий со стороны лыжника. Это происходит при поворотах на кантах (резаных поворотах), совершаемых без всяких вращающих усилий и каких-либо давлений. На практике действительный радиус поворота существенно отклоняется от этого значения из-за дополнительного прогибания лыж (оно уменьшает радиус поворота) и частичного бокового соскальзывания (оно увеличивает радиус поворота).
Существуют спортивные модели, у которых приталивание находится в умеренных размерах - такая "геометрия" строго соотносится с требованиями соответствующих горнолыжных дисциплин.
Вообще же параметры "талии" (ее радиус), кроме ширины носка и пятки, зависят от длины лыж. Если ширина носка и пятки сохраняется при разной длине, значит - чем короче лыжа, тем сильнее относительное сужение, а следовательно - меньше радиус поворота и круче дуга. И наоборот.
Все это влияет на технику исполнения поворотов, а также на области применения тех или иных приталенных лыж.
Таким образом, хотя все сильно приталенные лыжи называют карвами (to carve - резать, подрезать), все они очень разные. Мы уже говорили, что под карвингом сегодня понимается весь арсенал горнолыжной техники, осуществляемой при интенсивной поддержке боковых сторон приталенных лыж. Такое понимание открывает огромную область применения карвов: от первых ступеней обучения до профессиональных гонок.

Учитывая это, производители, выпуская ту или иную модель, не ограничиваются вариантами приталивания, а руководствуются всеми другими параметрами, определяющими поведение лыж на склоне. Как то: жесткость прогиба и скручивания, стабильность и устойчивость к вибрациям на скорости, амортизационные качества и пр. Так лыжные конструкторы приспосабливают характеристики своей модели к определенной целевой группе (см. ниже).
Однако, несмотря на определенную специализацию, большинство современных карвов, благодаря новым материалам и технологиям, являются универсальными, т.е. приспособленными для катания в самых разных снежных условиях. Лучшие из них позволяют совершать беспроблемный переход от управления резаными поворотами к поворотам с частичным боковым соскальзыванием. Однако, это требует своей, специфической техники.
Мощный вращающий импульс, получаемый за счет использования боковых сторон (кантования) приталенных лыж, тем интенсивней, чем сильнее и продолжительней закантовка лыж в повороте. Она обеспечивает:
- легкое и быстрое изменение направления,
- надежное сцепление со склоном,
- уверенный контроль за скоростью,
- хорошую езду по глубокому снегу.
И огромное удовольствие от чувства уверенного поворота - как по рельсе! - даже на низкой скорости.
Важной особенностью почти всех разновидностей этих лыж является их повышенная чувствительность, я бы даже сказал - реактивность. В первую очередь это касается широких лыж с малым радиусом поворота. Они чутко реагируют на любое изменение нагрузки, закантовки, смещения тела лыжника. Поэтому при освоении карвинга так важно научиться поддерживать стабильное положение тела над серединой лыж (центральная или средняя стойка). Чуть передозировал наклон вперед или назад - и, либо слишком круто идешь в поворот, либо лыжи буквально выскакивают из под тебя, теряя управляемость.
Учитывая эту особенность лыж с "новой геометрией", конструкторы внесли в последние модели некоторые коррективы: пятка стала более узкой и жесткой, боковой вырез делают больше в передней части лыж, чем в задней
("два радиуса"). Но так или иначе, все карвы в силу своей чуткости к нагрузкам требуют к себе деликатного отношения:
Вывод: больше доверяйте своим лыжам и не насилуйте их привычными традиционными приемами.
Итак: кантование вместо вращения; плавность вместо резкости; центральная или передняя стойка вместо задней; езда "вместе с лыжами", а не "против лыж".
Выберите снаряжение по себе
Лыжи . В спортивных секциях магазинов вам на выбор предложат несколько видов карвов: Easy-, Allround-, Race- и Fun-Carving (соответственно: для начинающих, универсальные, спортивные и фигурные). Существуют специальные таблицы, которые содержат информацию о способах выбора лыж для разных групп, что значительно облегчает ваш выбор.
Easy - это название говорит само за себя. С них можете начинать.
Allround- и Race-Carven - лыжи со средней приталенностью. Их длина и степень жесткости позволяют использовать эти лыжи и на обычной, даже жесткой трассе, и в глубоком снегу. Однако спортивные карвы пока не для вас. А если вы уже катаетесь, берите лучше универсальные. Для специальных задач существуют более короткие и широкие модели, они также не для начинающих.
Fun-карвы - лыжи с крайней приталенностью и, как правило, очень короткие. Они больше подходят опытным лыжникам и сторонникам изощренной езды, любителям крутых пируэтов и поворотов.
Мы уже говорили, что особенности езды на лыжах каждой модели зависят от их длины:
- более длинные, менее приталенные лыжи, удобны для стабильной, быстрой и комфортной езды;
- более короткие - для крутых резаных дуг.
Для обучения новичков желательны достаточно мягкие лыжи средней длины и средней приталенности.
Рекомендуемые размеры карвов (в зависимости от умения и роста):
- для начинающих: длина лыж равна - росту минус 5-10 см (в дошкольном возрасте до минус
20 см);
- для "продвинутых": длина лыж равна росту;
- для спортсменов: рост плюс 10-15 см.
Почти все карвы имеют возвышенные площадки в местах креплений. Вместе со специальной пластиной (платой), вмонтированной между лыжей и креплением, площадка позволяет лыжнику занять более высокую позицию. Это способствует более сильной закантовке (а также предохраняет от цепляния боками ботинок за снег), крутым поворотам, облегчает управление движением лыж.
Обувь, крепления, палки .
Специальных лыжных ботинок для карвов не требуется, хотя фирмы уже впускают и такие. Предпочтительны конструкции с передним и центральным входом для ноги: они лучше регулируют затяжку, благодаря большему количеству клипсов, и обеспечивают лучшую боковую жесткость при закантовках. Ради усиления боковой жесткости в "карвовых" вариантах ботинок усилены стенки с внутренней стороны, а также изменены углы расширения ботинка, чтобы при крутых поворотах ботинки не цеплялись за снег. Желательны ботинки с механизмом "ехать-ходить", облегчающие хождение в них и позволяющие быстро восстановить силы в промежутках между катанием.
Крепления, как и палки, в карвинге не отличаются от традиционных. Палка для карвингиста - важная поддержка равновесия и ритма движения. Она служит опорой на буграх, облегчает подъемы на лифт и в гору, служит балансиром во время быстрого движения по глубокому снегу. Полный отказ от палок - привилегия фан-карверов - обусловлен особой техникой сильно приталенных лыж.
Первые шаги
Самые простые, основополагающие движения на карвах практически не отличаются от аналогичных движений начинающего горнолыжника на "классических" лыжах. Поэтому всех новичков я отсылаю (временно!) к азбучной части нашей книги. Однако, осваивая шаги, переступания, стойки, развороты, подъемы, коньковые движения и пр
., - короче, привыкая к лыжам на склоне и равнине, сосредоточьте все внимание на кантах ваших лыж. Как движение на внутреннем или внешнем канте влияет на направление движения лыж? Как лучше "перекантовать" лыжу? Как влияет передняя или задняя стойка на ваше равновесие и движение?
Короче, девиз лыжника-карвера должен звучать так: кант лыж - в центре внимания.
Из-за сильной приталенности карвов, вы сразу почувствуете собственную силу ваших лыж, которые даже при прямолинейном движении вниз буквально "втягивают
" вас в дугу. Привыкайте подчиняться этой силе. Учитесь не только свободно двигаться на лыжах, но и позволять себя двигать.Скольжение
На широком пологом склоне с хорошим выкатом начните прямой спуск. Двигайтесь в средней стойке, то открытой (широкое ведение лыж), то закрытой (узкое ведение). Постепенно увеличивайте длину спуска.
Разнообразьте положение ваших лыж на снегу: плоское, потом с закантовкой на наружные канты (левый и правый), затем - на внутренние. Обратите внимание, как разъезжаются и съезжаются ваши ноги. Делайте прямые спуски, отклоняя тело от средней стойки то вперед, то назад; глубоко присядьте, затем совсем распрямитесь.
Все перечисленные движения и отклонения должны дать вам повод для анализа: к чему они понуждают ваши лыжи и как это сказывается на вашем равновесии и сохранении выбранного направления.
При этом надо четко сознавать, что средняя стойка - над серединой лыж, с равномерной опорой на канты - самая безопасная, надежная и наилучшим образом экономит ваши силы.
Теперь параллельно поставленные лыжи, раздвигая пятки, постепенно переводите до положения плуга - ощутите тормозящий эффект этого приема.
Делайте коньковые шаги в стороны (переступания по дуге).
Упражняйтесь в переносе давления с одной лыжи на другую. Начав прямое скольжение,
сначала распределите тяжесть тела равномерно на обе лыжи, а затем, приподнимая одну, сильней загружайте другую. Попробуйте "шагать" вниз по склону, пружинистыми движениями перенося давление с лыжи на лыжу.
Преодолевайте неровности. Переходите к прямым спускам по слегка неровной поверхности: наезжая на бугор или перегиб склона, подожмите ноги, чтобы не позволить себя приподнять, а потом, распрямляя ноги и наклоняя тело вперед, активно спуститесь в углубление.
От прямого скольжения переходите к скольжению по
дуге. Плоско поставленные лыжи по ходу спуска плавно переводите на левые, затем на правые канты. Привыкайте к скольжению по дуге, прочувствуйте эффект автоматического отклонения лыж в сторону.
Теперь отклонитесь от линии склона знакомыми вам движениями переступания. Достигнув косого положения на склоне, перестаньте переступать, надежно обопритесь на канты лыж и выдвигайте верхнюю (к горе) лыжу несколько вперед
. Ваши карвы заскользят на кантах по более крутой дуге. Все больше отклоняйте колени к склону, в
направлении верхней лыжи. Одновременно ваше туловище, для сохранения равновесия, будет сгибаться в сторону нижней лыжи. При этом ваша дуга будет становиться все более крутой, а лыжи - сильнее опираться на канты. Все время следите за стойкой над серединой лыж!
Учитесь падать. При растущей скорости во время косой езды попробуйте упасть. Падайте вбок-назад в сторону верхней лыжи. Упав, распрямляйте ноги и тормозите телом, руками, кантами лыж. Не бойтесь и не ленитесь тренироваться в падениях. Этот навык не раз выручит вас в реальных экстремальных ситуациях.
Варьируйте эти упражнения.
Повороты в открытом (широком) плуге
Для многих начинающих смена направления движения проще решается путем последовательного принятия положений плуга (упора), с последующим ведением параллельных лыж на кантах. (рис. ...). При этом на карвах, в отличие от "классики", торможение и боковое соскальзывание в повороте плугом или при помощи плуга) не имеют решающего значения. На этих лыжах контроль за скоростью достигается в основном за счет быстрого пересечения линии склона и достижения такого положения лыж, которое обеспечивает достаточное торможение. (Предполагается, что читающие знают: максимальная скорость развивается при движении вниз, вдоль линии склона, минимальная поперек склона)
.
Итак, начинайте повороты по дуге в положении открытого плуга: носки лыж на расстоянии две-три ладони, задники раздвинуты несколько больше. Поочередно меняя загрузку, усиливайте давление на кант очередной внешней лыжи и совершайте короткое скольжение по дуге, не отклоняясь далеко от линии падения склона.
Усиливайте давление и закантовку за счет прогибания внешнего по отношению к повороту колена внутрь дуги и сильнее отклоняйтесь от линии падения склона. Следите за плавным переходом из поворота в поворот за
счет своевременной перекантовки и загрузки внутренней (будущей внешней лыжи). Тело почти стабильно, работают только ноги!
Теперь во второй половине дуги переводите лыжи в параллельное положение: как только почувствовали опору на внешнюю лыжу, приставляйте
к ней внутреннюю и выдвигайте на полботинка вперед. Переходя к очередному широкому плугу (или упору одной верхней лыжей), можете слегка оттолкнуться от нижней (опорной) для лучшего переноса давления на новую опорную. При скольжении по дуге на параллельных лыжах не забывайте отклонять колени и корпус внутрь дуги поворота.
Обратите внимание, что на карвах не требуется большой угол выставления лыж в плуг или упор. Положение широкого (открытого) плуга:
- вызывает минимальное напряжение мускулатуры,
- избавляет
от лишних движений в ногах и бедрах при перекантовке лыж,
- обеспечивает легкий переход к параллельному положению лыж,
- способствует скольжению по дуге преимущественно на внешней лыже.
Предельно сокращайте фазу плуга или упора.
Не исключено, что после двух-трех ритмичных поворотов вы перестанете испытывать потребность в положении плуга и станете переходить из поворота в поворот на параллельных лыжах.
Повороты на параллельных лыжах
Итак, мы выяснили, что благодаря постановке на канты и давлению на них, карвы могут совершать поворот практически сами. Вы это уже делали на параллельных лыжах без помощи плуга и убедились, что на карвах эту задачу решать намного легче, чем на классических лыжах. Для этого вы должны уверенно владеть следующими приемами:
- уметь перекантовывать лыжи с одного канта на другой,
- переносить давление (загрузку) с одной лыжи на другую,
- менять положение тела на внутреннее по отношению к новым дугам поворота.
Итак, ваши карвы прекрасно скользят на кантах по дуге, соответствующей заложенному в них радиусу. Но условия склона и снега часто диктуют необходимость совершать не только резаные дуги строго определенных размеров, но прибегать к другим видам скольжения, например, к частичному боковому соскальзыванию. Поэтому, осваивая поворот на параллельных лыжах и используя при этом явные преимущества карвов, необходимо учиться приспосабливать свои лыжи к конкретным ситуациям, исходя прежде всего из надежности и безопасности спуска..
Надо пояснить, что разные части тела лыжника на карвах выполняют строго определенные задачи.
Ноги с помощью стоп, щиколоток, голеней и бедер управляют кантованием и положением лыж - тем самым вхождением в поворот и скольжением по дуге.
Тело лыжника, благодаря своей большей массе, находится в относительно спокойном состоянии. Оно приводится в движение лишь для того, чтобы регулировать загрузку лыж в боковом (левая или правая лыжа) и продольном (передняя, средняя, задняя стойка) направлении.
Руки, "удлиненные" лыжными палками, помогают сохранять боковое равновесие как в фазе входа в поворот, так и на дуге поворота.
От каких-либо движений таза, в особенности вращательных, следует полностью отказаться.
А теперь - к практике. Повторите косые спуски и повороты к склону на параллельных лыжах. Если получается, значит вы уже владеете конечной частью полного поворота.
Скользите в стойке косого спуска, активно загружая нижнюю лыжу. Доводите ваши спуски почти до прямых. Обратите внимание: чем больше угол кантования лыж (сильнее закантовка), тем круче дуга, по которой скользят ваши карвы.
Сравните скольжение по дуге к склону в разных стойках: узкой и широкой (открытой), высокой (распрямленной) и низкой. Мы уже говорили о том, что низкая стойка в карвинге (суставы ног и таза согнуты) и широкая постановка лыж позволяют легче совершать боковые движения для лучшей закантовки лыж без сильного отклонения всего тела. Такая стойка, кроме того, увеличивает площадь опоры и общее равновесие лыжника.
Совершая повороты к склону из прямого спуска, попытайтесь слегка заехать за линию склона и "вернуться" обратно по привычной дуге. При каждом спуске старайтесь доводить дугу на сколько возможно вверх по склону, вплоть до остановки лыж. Развернитесь и повторите в другую сторону. Варьируйте скорость за счет крутизны и длины поворотов.
Параллельные повороты вдоль линии склона .
Сначала без лыж, а потом с лыжами, проделайте такое упражнение: отклоняя голени ног в стороны постарайтесь закантовать ваши лыжи (ботинки); затем попробуйте сделать то же, стоя на одной ноге; опираясь на палки и без помощи палок.
Теперь поезжайте вдоль самой пологой линии склона, отклоняя голени (и колени) то влево, то вправо. Ваши лыжи будут сами совершать легкие дуги, вы же должны преследовать одну цель: последовательно ставить с помощью ног лыжи на противоположные канты. Обратите
особое внимание на спокойное, ровное положение вашего тела. Делайте такие спуски с палками и без палок. В последнем случае руки держите перед корпусом (будто несете перед собой поднос!).
Постепенно увеличивайте отклонение лыж от линии склона (вы это уже хорошо освоили, делая повороты к склону). Делайте перекантовку и перезагрузку лыж в новый поворот плавно и не спеша. Постепенно - более решительно и быстро. Следите за тем, чтобы корпус не отклонялся назад, а в фазе ведения дуги его верхняя часть подавалась
вперед - в сторону внешней лыжи. Это обеспечит вам хорошую закантовку и более крутую дугу. Параллельный поворот от склона
А вот как выглядит схема движений в полном повороте на параллельных карвах от склона (рис. ...).
Наберите скорость в косом спуске; положение лыж - открытая (широкая) стойка, лыжи строго параллельны, тело над центром лыж. Перенесите опору на будущую внешнюю (верхнюю) лыжу.
Сразу же отклоните колени и голени при помощи бедер в сторону нижней лыжи. Благодаря этому будущая внешняя лыжа оказывается на внутреннем канте (перекантовка), а внутренняя (нижняя) - постепенно разгружается и тоже перекантовывается.
Одновременно с перекантовкой все туловище смещается внутрь дуги поворота, а его верхняя часть ориентируется в сторону внешней лыжи. Укол нижней палкой внутрь дуги поддержит смену загрузки лыж и положения тела на дуге.
Дальнейшее движение по дуге осуществляется благодаря талиеобразной конфигурации лыж. Необходимо следить за средней стойкой и загрузкой внешней лыжи (туловище слегка прогнуто внутрь поворота, верхняя часть туловища "смотрит" в сторону внешней лыжи).
В конце дуги смена загрузки лыж повторится и начнется фаза входа в новый поворот: лыжи перекантовываются и скользят по новой дуге.
Таким образом, основной поворот на параллельных карвах можно выразить короткой формулой:
- Сначала усиление давления через смену загрузки лыж и их закантовку, затем - дать возможность лыжам самим менять направление движения.
Для сравнения посмотрим, как формулируется поворот на классических лыжах:
- Сначала ослабление давления и введение лыж в поворот с помощью разгрузки (разгибание, приподнимание туловища), затем увеличение загрузки (медленное приседание) с одновременным активным вращением внешней лыжи с помощью бедра.
Второй части этой формулы в карвинге,
как вы уже знаете, попросту не существует. Вертикальные же движения туловища вверх-вниз, как регулятор давления, все же остаются. Они являются, пожалуй, единственным связующим звеном между этими двумя формулами движения. Чем динамичнее будет осуществляться в карвинге движение вверх-вниз, тем больше езда на карвах будет приближаться к езде на классических лыжах, облегчая боковое соскальзывание.

Четыре основных параметра, влияющих на выбор горных лыж:

  1. Рост лыжника.

  2. Вес лыжника.

  3. Стиль катания лыжника.

  4. Уровень подготовки лыжника.
Эта статья написана для того, чтобы начинающий лыжник смог получить начальные представления о таких необходимых вещах, как то, какие горные лыжи бывают, какие факторы влияют на их выбор и какие термины встречаются в описаниях моделей горных лыж.

Какие бывают горные лыжи?

Как вы и можете предположить, горные лыжи делятся на несколько категорий. Определяющим фактором в данном случае является уровень технической и физической подготовки лыжника.

Всего существует 4 категории деления горных лыж:

  1. Лыжи для начинающих горнолыжников

  2. Лыжи для продвинутых горнолыжников

  3. Лыжи для горнолыжников экспертного уровня

  4. Лыжи для спортсменов
Лыжи каждой из этих четырёх категорий, естественно, имеют соответствующие различия. Например, горные лыжи для начинающих всегда более мягкие. Они легче входят в поворот. Цена таких лыж значительно ниже, чем, к примеру, лыж для спортсменов.

Горные лыжи для продвинутых горнолыжников и экспертов располагаются на одном уровне, как по ценовым, так и по техническим характеристикам.

Соответственно, горные лыжи для спортсменов относятся к верхней ценовой категории. Они рассчитаны на хорошее владение техникой, а также на хорошую физическую подготовку лыжника. Эти лыжи наиболее жёсткие и упругие.

Конечно, специализированные модели горных лыж тоже существуют. Например, к таким моделям можно отнести спортивные юниорские лыжи, женские лыжи и детские лыжи. Горные лыжи делятся на разные категории также по своему назначению: существуют лыжи, предназначенные для любителей различного уровня:

  • универсальные лыжи

  • карвинговые лыжи

  • лыжи для внетрассового катания

  • специализированные спортивные лыжи
– лыжи для слалома, для слалома-гиганта, для лыжной акробатики-фристайла, лыжи для ски-кросса.

Для того чтобы у читателя не возникло недопонимания, влекущего за собой вопросы, мы расскажем ему о перечисленных выше видах лыж.

Карвинговые лыжи (Carving)

Это современные горные лыжи, которые предусмотрены для катания на подготовительных склонах горнолыжных курортов. Такие лыжи обеспечивают возможность катания короткими или широкими глубокими дугами. Обыкновенная ширина средней части (талии) карвинговой лыжи в среднем 63-68 мм. Большой контраст карвинговые лыжи имеют между шириной носа лыжи, её талии и шириной задней части. Радиус бокового выреза карвинговой лыжи от 10 до 17 м. Благодаря такой геометрии карвинговая лыжа легко входит в поворот и получает возможность проходить весь склон без скольжения всей плоскостью лыжи, «на кантах». Во время катания на карвинговых лыжах горнолыжник равномерно загружает обе лыжи, чего нельзя сказать, к примеру, о классической технике – с нагрузкой только на внешнюю к повороту ногу. Карвинговые лыжи не подходят для катания по глубокому снегу, но что касается мягкого или жёсткого (лёд) ухоженного склона, то такое катание для этих лыж подходит прекрасно. Что касается покупки карвинговых лыж, то выбирать их следует на 10-20 см короче роста лыжника. В случае, если лыжи приобретаются для катания в горах и требуют устойчивости на большой скорости, возможно взять лыжи на 5-15 см короче роста горнолыжника.

Фан-карвинг, а точнее, радикальный карвинг, - это подвид вышеописанных карвинговых лыж. Эти лыжи имеют очень большой контраст ширины носка и ширины талии лыжи. Во время катания на таких лыжах горнолыжник почти ложится в повороте на склон, а часто и вовсе касается рукой склона. И в повороте горнолыжник больше нагружает внутреннюю ногу к повороту.

Фрирайд (Freeride)

Это горные лыжи, которые предназначены для внетрассового катания в горах. Эти лыжи устойчивы к разным условиям снега на склоне и проходимы в рыхлом снегу. Они обладают более широкой талией, чем карвинговые лыжи: от 80 мм и более. Радиус бокового выреза лыжи примерно от 17 до 30 м. Что касается покупки фрирайдовых лыж, то их выбирают длиной плюс-минус 5 см к росту. Нужно быть внимательным, так как фрирайдовые лыжи требуют не менее чем экспертного уровня катания лыжника. Кроме того, что фрирайдовые лыжи являются самыми широкими, они ещё и довольно универсальны и годятся для катания по подготовленным склонам. Самые широкие фрирайдовые лыжи имеют талию 90-110 мм, и предназначены они для катания по целине, глубокому снегу. Такие лыжи (Powder) выбираются длиной в рост лыжника или до 10 см длиннее.

Универсальные горные лыжи (All-Mountain, Allround)

Разновидность лыж, обеспечивающая возможность карвингового катания как по подготовленным склонам, так и выходов вне трассы (на целину, бугры, надувы). Такие лыжи обычно имеют талию в пределах 80 мм (от 68 до 80 мм). Длина универсальных лыж должна быть в рост горнолыжника или же короче на 10 см.

Спортивные горные лыжи (Racing)

Эти лыжи имеют также название Рейсинговые лыжи. Отличаются максимальной жёсткостью для того, чтобы обеспечивать управляемость на высоких скоростях и при больших нагрузках. Рейсинговые лыжи спортсмены используют на крутых спортивных трассах. В свою очередь спортивные лыжи делятся ещё на несколько подвидов:

  • лыжи для слалома

  • лыжи для слалома-гиганта

  • лыжи для ски-кросса

  • лыжи для фристайла
Теперь рассмотрим каждый из данных подвидов.

Спортивные слаломные лыжи – это упругие лыжи с боковым вырезом радиусом примерно 7-15 мм. Имеют большой контраст ширины носка и ширины талии. По длине слаломные лыжи выбираются так же, как и карвинговые: на 10-15 см короче роста лыжника.

Спортивные лыжи для слалома-гиганта и для ски-кросса (их описание можно объединить) – это жёсткие лыжи, боковой вырез которых 17-21 м. Длиной эти лыжи должны быть в рост лыжника или же до 10 см короче.

Лыжи для фристайла (Freestyle) – это лыжи, которые предназначены для акробатических упражнений в специально подготовленных лыжных парках. Лыжи созданы для прыжков с трамплинов, акробатики в пайпе и специально подготовленных бугров (могульная трасса). Фристайловые лыжи твин-типы отличаются высоко загнутыми, скруглёнными задниками, которые обеспечивают приземление спиной вперёд после прыжка. Обычно фристайловые лыжи универсальны для любительского катания на любых склонах.

Как характеристика лыж влияет на её поведение под горнолыжником?

Широкая лыжа – узкая лыжа

Легче кататься на жёстких и леденистых склонах позволяет более узкая лыжа. Она более лёгкая, лучше идёт по бугристой, неровной трассе. Более поворотливая и «живая», так как усилия для перекантовки необходимо меньше.

По глубокому же снегу и целине лучше идёт более широкая лыжа. Она не «тонет», является более стабильной в направлении и более устойчивой.

Что касается ширины носка лыжи, то чем шире носок, тем легче лыжник может выполнить поворот. Горные лыжи с широким носком используются в основном для карвинга.

Лучше всего для внетрассового катания подходит лыжа с широкой талией. Чем шире талия, тем лучше управлять лыжей на различной снеговой поверхности и тем легче лыжа всплывает в глубоком снегу.

Лыжа с более узкой талией поворачивает легче.

Горные лыжи с широкой пяткой используются для карвинга. Чем шире пятка, тем дуга в конце поворота получается глубже.

Боковой вырез лыжи делается большим на слаломных и карвинговых лыжах. Радиус дуг, которыми может ехать лыжник, меньше в зависимости от глубины бокового выреза. К примеру, на коротких склонах под Санкт – Петербургом большой вырез позволяет сделать больше дуг.

Неглубокий вырез большого радиуса делается на фрирайдовых лыжах.

Для внетрассового катания лучше подходит лыжа, носок которой высоко загнут.

Лыжи с плоским носком предназначены для слалома на спортивной трассе, для карвинга на подготовленных склонах.

Мягкая лыжа - жёсткая лыжа

Для начинающих лыжников лучше подойдут мягкие лыжи, так как начинают прогибаться («работать») на меньших скоростях и лучше амортизируют крупные неровности рельефа. Мягкие лыжи лучше идут по пухлому снегу и целине. Модели лыж для начинающих и для фрирайда по целине – это как раз именно мягкие лыжи.

На жёстких и ледяных склонах лучше держат жёсткие лыжи – идут «как по рельсам». Они более чётко ведут дугу. Их труднее ввести в поворот, но зато в конце поворота они отдают всю свою энергию. Жёсткие лыжи предназначены для спорта и карвинга по подготовленным склонам. Требуют большой как технической, так и физической подготовки лыжника.

Длинная лыжа - короткая лыжа

Стабильнее на скорости, устойчивее и легче едут по целине более длинные лыжи. Они подходят для длинных и широких трасс, для «больших гор».

Более короткие лыжи легче поворачивают на склоне. Они более верткие, легче идут по леденистым, жёстким склонам, по неровной и бугристой трассе. Такие лыжи подходят для катания на коротких подготовленных склонах.

Конструкция современных лыж.

Существует 3 типа конструкции горных лыж, а именно:

«Сэндвич».

В лыже, подобно бутерброду, соединено несколько слоёв материалов, каждый их которых «работает». Нижний и верхний слой обычно обеспечивает жёсткость, так как именно эти слои выполнены из жёстких материалов.

Верхний, жёсткий, слой выполняет роль конструктивного «несущего слоя». Снизу к нему прикрепляются остальные слои.

«Короб» (Монокок).

Современный тип конструкции, который противопоставляется двум традиционным: «сындвичу» и «кэпу».

В этой конструкции середина лыжи находится в «обёртке» из синтетических материалов или в металлической оплетке со всех сторон. Это обеспечивает большую торсионную жёсткость лыжи, то есть лыжа не скручивается при нагрузке. Середина лыжи выполнена из дерева или синтетических материалов.

Такая лыжа устойчивее в повороте, менее чувствительна к неровностям рельефа и мягко идёт по дуге.

В характеристиках лыжи довольно важное место занимает виброгашение (гашение вибраций), которое возникает в лыже. Микро-неровности встречаются на любом склоне. Это маленькие бугорки, следы от «ратрака» или жёсткие комки снега. Во время катания лыжа испытывает микро-удары, вследствие чего начинает мелко вибрировать. В этот момент, в момент вибраций, носок и пятка не прилегают к склону. Соответственно, теряется контакт, а управляемость и надёжность поведения лыжи уменьшаются. Что определяет качество виброгашения лыжи? – Её поведение на средних и высоких скоростях. Чем лучше поглощается вибрация, тем точнее лыжа идёт по дуге, тем лучше она держит на жёстком леденистом склоне и стабильнее ведёт себя на больших скоростях. Абсолютно во всех спортивных и экспертных лыжах вопросу виброгашения уделяется внимание. Где будут присутствовать наибольшие вибрации? – Скорее в дешёвых лыжах для начинающих.

Установка креплений.

Современные горные лыжи частью моделей поставляются уже с креплениями. У остальных моделей нВ лыже предусмотрена площадка, которая позволяет устанавливать модели только определённых типов. В случае если лыжа не имеет этой специальной площадки, для установки подойдут любые крепления для установки на шурупы. Желательно устанавливать крепления в сервис-центрах или специальных мастерских при магазинах. В этих местах имеются специальные шаблоны для установки горнолыжных креплений различных производителей.

Фирмы, являющиеся основными производителями горных л ыж .

  • Atomic;
  • Dynastar;
  • Dynamic;
  • Elan;
  • Extrem;
  • Fischer;
  • Head;
  • Kneissl;
  • Nordica;
  • Rossignol;
  • Salomon;
  • Stokli;
  • Volkl.
Средняя современная длина карвинговых любительских лыж для подготовленного склона короче роста лыжника на 5-15 см для мужчин и на 10-15 см для женщин для людей среднего веса. При большем весе рекомендуем лыжи более длинные или более жесткие, при меньшем – наоборот. Если горнолыжник предпочитает более короткие дуги при своем катании, т.е. его стиль катания ближе к спец. слалому или фанкарвингу, то ему нужны максимально короткие лыжи. При более скоростном катании на более длинных дугах и лыжи нужны более длинные, длиной до роста ездока. Для любителя кататься вне подготовленных трасс на мягком или разбитом снегу нужны более широкие модели из группы универсальных или фрирайдных лыж длиной около роста или больше.
Детям, начинающим свою горнолыжную карьеру, предложим лыжи на 10-15 см короче роста. Если ребенок уже управляется с лыжами, то можно предложить лыжи «в рост» на вырост или на усмотрение тренера.
В общем ростовка лыж сильно зависит от конкретной модели. Если это лыжи классической геометрии, то они подбираются + 15…30 см к росту. Современные лыжи карвинговой геометрии подбираются от -20 до +10 см к росту. У многих фирм-производителей существуют специальные таблицы, которые упрощают подбор правильной ростовки.

mob_info