Когда и где появились стремена. Седло для лошади: виды и предназначение Как надеть на коня офицерское седло

Уходит корнями в глубокую древность. Имя того изобретателя, который первым придумал покрыть спину лошади, не сохранилось, но эта идея буквально изменила ход истории. Лошадь и прежде была незаменимым компаньоном в походах, военных и переселенческих, но маневренность всадников была ограниченной, а длительность переходов - незначительной. С изобретением сёдел начался расцвет конницы, а значит новых открытий и завоеваний.

По мнению историков, именно резкие стремительные набеги варварских племен сильно подорвали могущество Римской Империи. Конница нападала и моментально отступала, а римские воины, которые не знали о существовании сёдел, могли преследовать её недолго и только по прямой.

Из глубин древности

Первые упоминания о седле встречаются у ассирийцев. Около 3 тысяч лет назад эти азиатские племена придумали ходить в разведку и преследовать врагов не на громоздких колесницах, а верхом на маневренных лошадях. Уже 2,5 тысячи лет назад они стали стелить на спину животных большую попону или привязывали подобие подушки. Она помогала удерживаться верхом, управлять движением, защищала спину скакунов от потёртостей. В бою такая конструкция была неудобна: всадник сидел, плотно обхватывая конский корпус ногами, и ему передавались все колебания при скачке. Прицелиться из лука было трудно, да и управлять несущейся на полном скаку лошадью и одновременно целиться - задача сложная даже для искусных воинов. Поэтому перед боем ассирийцы спешивались и сражались на земле или передавали поводья пешему помощнику.

Чуть позже, в VIII веке до н.э., к идее попоны пришли скифы (Рис.1). Они в совершенстве овладели искусством управления коленями, поэтому могли вести дальний бой, не спешиваясь. Но при ближнем бое по-прежнему спускались на землю, иначе отдача от удара копьем или мечом могла легко вышибить всадника из седла.

Рисунок 1

Средневековье

Вновь о сёдлах вспомнили во времена раннего Средневековья, когда на сцене истории появились рыцари. Массивные, закованные в латы наездники на лошадях в металлическом облачении часто не могли сами двигаться. Если такую «консервную банку» вышибали из седла, рыцарь оставался беспомощным, пока не подоспеют оруженосцы и не водрузят его обратно на лошадь. Что самое обидное, падали рыцари не только от вражеских ударов, но и ударив сами, ведь по законам физики сила действия равна силе противодействия. Выход из ситуации нашли, изменив конструкцию сёдел. Их стали делать глубокими с окованной железом деревянной передней лукой и высокой спинкой, доходящей до середины корпуса. Массивная передняя лука прикрывала с боков ноги и бёдра рыцаря и могла доходить до груди, ездок держался левой рукой за скобу на луке, чтобы не вылететь из седла. (Рис.2) Высокая спинка прикрывала промежность и филейную часть, которые для удобства были прикрыты только лёгкой кольчугой. (Рис.3) Дополняли амуницию длинные стремена, так что закованный в латы воин буквально стоял в седле, и выбить его оттуда было сложно (Рис.4).

Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4

Вместе с тем, плотно сидящему в седле массивному рыцарю было неудобно атаковать. Хотя высокая конструкция седла была рассчитана на то, чтобы лошадь не мешала использованию оружия, но общий вес снаряженного всадника выдерживали немногие. В битву приходилось брать с собой трёх лошадей (дестриэ) и двух-трёх оруженосцев.

Новое время

Со временем стало понятно, что из рыцарей кавалерию не составишь, и на смену им пришли маневренные воины на удобных сёдлах. Примерно в это время стало понятно, что основное назначение седла - сделать посадку удобной, распределить вес всадника, защитить спину лошади. Примерно в это же время эволюция сёдел пошла по двум параллельным путям развития: азиатскому и европейскому.

Азиатские сёдла - без спинки и передней луки, с короткими стременами. Рассчитаны они на маневренность, быстрые атаки и дальний бой. Всадника было легко выбить из седла, зато он мог привставать на стременах и рубить саблей во всех направлениях.

Европейские сёдла подходили для ближнего боя, их высокая передняя лука и спинка дополнительно прикрывали всадника и обеспечивали плотную посадку (Рис.5). У польских гусар спинка седла доходила до плеч, так что ни выбить их, ни напасть сзади было невозможно. Зато и сам воин был ограничен в движениях и не мог быстро спешиться. Ближе к 19 веку стало понятно, что преимущество за азиатскими сёдлами, и постепенно вся Европа перешла на них.


Рисунок 5

Современность

В 20 веке кавалерия постепенно отошла на задний план. В России в годы завоевания Средней Азии и после, во время Гражданской войны, мобильные летучие отряды использовались в горах и степях, где много непроходимых склонов или открытых пространств. К началу Второй мировой войны от конницы почти отказались. Так что к концу прошлого века верховые лошади использовались в основном в сельском хозяйстве и спорте.

С развитием конных видов спорта появилась необходимость в лёгких плоских сёдлах, в которых всадник сидел бы с наклоном вперед. Такая поза удобна при прыжках через препятствия, скачках, выездке. За основу новых сёдел взяли английские охотничьи сёдла, которые были популярны в Великобритании в самом начале 18 века. Постепенно английские спортивные сёдла видоизменялись в зависимости от вида спорта, для которого они были предназначены. Сегодня различают более десятка их типов седел: , троеборные, скаковые, пробежные, учебные, дамские, для бегов, для поло, для шоу и другие.

Не так давно в моду вернулись американские ковбойские сёдла. Изначально они были предназначены для работы со скотом, поэтому строение их отличается от привычных нам английских: они больше прилегают к позвоночнику животного, захватывая и область плеча. Благодаря такой конструкции они менее травматичны для мышц спины, лошадь может проводить под ковбойским седлом до 5 часов. В Америке, на родине ковбоев, сёдла различаются по типам в зависимости от задачи владельца: заездить молодую лошадь, поймать бычка, выполнять рутинную работу на ранчо. У нас ковбойские виды спорта пока развиты мало, поэтому сёдла используются в туристических походах или у частных коневладельцев

Наездники с опытом утверждают, что выбор седла – важное мероприятие. От него зависит самочувствие лошади и ее работоспособность. Те, кто недавно пришел в конный спорт, подбирают седло под себя – это грубейшая ошибка. Последствия ее могут быть самыми печальными, вплоть до получения лошадью травм. В лучшем случае животное просто изранит спину. Эту важную часть экипировки можно заказать у специалистов, но для сравнения мы рассмотрим, как сделать седло для лошади самому.

Седло для лошади можно сделать и вручную

Женское седло

Дамское седло – необходимый элемент экипировки лошади наездницы. Ключевым отличием женского варианта является присутствие 2 лук слева спереди. Дамское седло может иметь вес до 13 кг. Длина его равна бедру наездницы. Используется широкая подпруга, которая обладает большей прочностью.

Дамский вид седла имеет прямую и широкую поверхность.

Ленчик

Основа седла – ленчик, он влияет на удобство для наездника и лошади. Часто он имеет вид парных дощечек из дерева, которые соединены по краям дежками из металла. Это наиболее важная составляющая любого седла. Ее не получится сделать «как-нибудь». Придется чертить эскиз, опираясь на размеры конкретного животного.

Ленчик является основой седла

В процессе создания макета пригодятся следующие инструменты: ножницы, картон и отрезок толстой проволоки, имеющей длину около 1,22 м. После подготовки всего перечисленного, приступаем к конкретным действиям:

  • Проволоку кладут на холку и изгибают ее, тщательно повторяя рельеф спины лошади позади лопаток в том месте, где впоследствии расположиться лука ленчика.
  • Проволоку аккуратно снимают и прикладывают на подготовленный картон.
  • Вдоль проволоки на картоне рисуют линию. В результате получится шаблон измеренной части спины животного.
  • Полученный шаблон вырезают и пробуют приложить туда, откуда брались замеры. Нужно, чтобы макет из картона в точности повторял все изгибы на теле лошади.
  • Если получилось идеально, то переходят к следующему шаблону. В противном случае – повторяют первые четыре пункта до тех пор, пока не получится желаемый результат.

Кроме описанного, необходимо узнать следующие параметры:

  • Наивысшая точка холки.
  • Точка расположения передней луки ленчика. Она находится на расстоянии 4 пальцев от лопатки вниз.
  • Конец холки, где спина имеет самую низкую высоту.
  • Точка предполагаемого заднего конца седла. Но не ниже 18 позвонка.
  • Кривизна верхней линии спины, начиная от холки до конца седла на лошади.

По окончанию замеров и создания макетов, начинают изготавливать настоящий ленчик. Существует три вида технологий:

  • Из массива дерева.
  • Из склеенной фанеры.
  • Из стеклоткани, которая состоит из стекловолокна и эпоксидки.

Рассмотрим пример изготовления по наиболее распространенному и классическому варианту – из цельной древесины. Для этого берут высокопрочную доску (например, дуб), которая подходит по установленным размерам. Придание необходимой формы производится стамеской и рубанком. Заметьте, что классический ленчик имеет изогнутую поверхность.

Поэтому придется воспользоваться электрическим лобзиком и наждачкой, которые помогут придать соответствующий рельеф заготовке.

Ленчик для седла можно изготовить из разных материалов

Внутренняя обивка

Закончив работать с деревом по созданным шаблонам, приступают к внутренней обивке. Эту работу легче всего выполнить при помощи обычного поролона. Указанный материал не лишен изъянов. Одним из недостатков является малый срок службы, что требует регулярного обновления подкладки. Однако поролон стоит относительно недорого, поэтому это повлечет значительных финансовых потерь. Процедура крепления его к седлу для лошади следующая:

  • Если поролон тонкий, то его складывают в несколько раз. Все зависит от вида и плотности.
  • Опираясь на размеры ленчика, вырезают необходимую форму. По краям делают запас в несколько сантиметров, чтобы края свисали.
  • Непосредственно крепление начинается с прибивания фанерной основы на ленчик, которая сделана предварительно по снятым меркам.
  • Поролон крепят к фанере гвоздями, которые вбиваются в деревянную основу. Иначе седло для лошади будет испорчено.

Поролон хорошо подходит для внутренней обивки

Наружная обивка

После проделанных действий, приступают к финальному этапу: обтягивание кожей. Выполнить это своими руками, не имея необходимого оборудования крайне сложно. Потому что кожа – особый материал, требующий распаривания, натягивания и подгонки. Но есть и альтернативный вариант: применение любой очень прочной ткани.

Можно попробовать сделать обшивку из мешковины или шерстяного коврика. В отличие от кожи, их срок службы будет коротким, но грамотный уход может этот период значительно продлить.

Выполняют обшивку ленчика подобранной тканью и седло готово к эксплуатации. Если есть желание, то в передней и задней части нашивают холмики из тряпок, служащие для поддержки и помогающие спастись от падения в экстренных случаях.

Для обтяжки кожей нужно иметь соответствующее оборудование и навыки

Подпруги

Пришло время задуматься и о дополнительных крепежах (подпругах). Они служат для удержания седла на лошади во время движения. Они продаются в специальных магазинах, но лучше приобрести в готовом исполнении. Смастерить их своими руками можно, но для этого нужны особые знания и умения, в том числе в кузнечном деле. Они потребуются для создания бляхи – основы подпруги, которая служит для регулирования притяжения седла к лошади.

Когда подпруга уже есть в наличии, ее крепят. Оба конца веревки пришивают к разным краям седла для лошади, контролируя симметричность и прочность соединения. На этом создание конструкции завершено.

Если есть необходимость, то стоит пришить стремена. Наездники с большим опытом могут обходиться и без них.

Создать для своей лошади седло (дамское, скаковое, кавалерийское и т.д.) можно без особых трудностей. Процесс этот требует внимательности и аккуратности, но результат вас не разочарует. Такая амуниция сделает поездку верхом еще более приятной.

На современном дамском седле имеются "рожки", количеством две штуки. Посадка - ноги на левую сторону. Левая нога упирается в стремя - как при посадке по-мужски, правая нога плотно облегает "рожки", предупреждая заваливание на правый борт и назад.

Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. В принципе он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. Юбка амазонки на самом деле как бы и не является таковой: это скорее что-то вроде передника, а вниз надеваются бриджи того же цвета. Когда всадница в седле, полотнище закрывает ноги, как обычная длинная юбка, а при спешивании подол оборачивают вокруг бедер и закрепляют специальной пуговицей.

Однако амазонка - это не просто платье для верховой езды. Это еще и безупречный вкус, элегантность и чувство собственного достоинства. В прошлом мода и правила этикета строго регламентировали все, от формы шляпки до цвета ткани. Сегодня внешний вид всадницы оценивается не менее придирчиво, чем ее выступление. Да и как иначе, ведь в дамском седле любая всадница - леди. Как говорится, положение обязывает...

ПОСАДКА В СЕДЛО

Садиться в дамское седло нужно всегда либо с возвышения, на которое забирается всадница перед тем, как сесть в седло обычным способом, либо с помощью помощника, который ее подсадит. Существует несколько способов подсаживания амазонки и несколько способов "приземления" в дамское седло.

Однако для начинающих удобнее и безопаснее сначала садиться как в обычное седло, а затем перекидывать правую ногу через шею лошади. При подсаживании амазонка должна стоять лицом к седлу и на таком расстоянии от переднего края седла, чтобы при приземлении не попасть на передние луки или слишком близко от них. Правой рукой при этом амазонка держится за заднюю луку, а левой - за переднюю верхнюю.

Для того чтобы подсадить амазонку, помощник должен стоять, согнув колени и чуть выставив вперед правую ногу, и, держа амазонку за ее согнутую в колене левую ногу, на счет "три" поднять ее вверх. При этом амазонка на руках подтягивается вверх, разворачивается и садится на заднюю часть дамского седла как при обычной езде. Затем, убедившись в том, что она сидит по центру, амазонка, не меняя положения тела, перекидывает правую ногу через шею лошади и поправляет передник, если таковой имеется.

ШАГ, РЫСЬ, ГАЛОП


Все аллюры, начиная с шага, рекомендуется поначалу делать только ездой направо. Посылают лошадь одновременно воздействуя левым шенкелем и хлыстом с правой стороны. Необходимо следить, чтобы левая нога при этом не уходила от колена вверх и не старалась прижаться к боку лошади, поскольку в первом случае теряется необходимое равновесие, а во втором левое колено отходит от бока лошади и рискует выскочить за пределы нижней луки. Левое бедро при езде не должно ни упираться в нижнюю луку, ни выходить из-под нее. Также важно, чтобы правое колено не поднималось и не выходило за пределы верхней луки, а было плотно прижато к телу лошади в точке опоры.

Руки амазонки находятся по обе стороны правого бедра либо, в случае хорошо выезженной лошади, в подоле. При этом руки движутся вместе с головой лошади, поддерживая легкий контакт со ртом. Перед посылом в рысь или галоп всадница делает полу подержу. Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом справа и натяжением поводьев приводят к остановке лошади. На рыси в дамском седле амазонка, как правило, не облегчается.


Но при длительной езде рысью важно и полезно уметь облегчаться. На облегченной рыси амазонка привстает не на стремени, а на правом бедре, при этом делает движение вперед и чуть вправо - так, что при желании может увидеть правое плечо лошади, а затем возвращается назад. При этом укрепляются мышцы правой ноги, обеспечивающей надежную опору в чрезвычайных ситуациях, на галопе и при прыжках. Левое колено и левое бедро на облегченной рыси плотно прижаты к боку лошади.

Также как и при обычной езде на учебной рыси, всадница амортизирует ягодицами и поясницей так, чтобы плечи, спина, шея и голова "не дергались" вверх-вниз и находились на одной прямой линии, не теряя при этом своей гибкости и упругости. Поскольку рысь - не самый удобный аллюр в дамском седле, иногда начинающей амазонке лучше после шага сразу попробовать перейти на наиболее удобный аллюр - галоп.

Посыл в галоп при езде направо - стандартный, при езде налево в галоп можно послать, выставив вперед левую ногу и воздействуя хлыстом на правый бок лошади в том месте, где при обычной езде находится правый шенкель. Заменить воздействие правой ногой можно воздействием левой стороной седалища в то время, когда лошадь выносит переднюю левую ногу: всадница воздействует левым седалищем, посылая лошади команду сделать первый такт галопа с правой задней ноги.

На галопе амазонка поясницей сопровождает движения лошади. Руки идут "вниз и вперед", затем "вверх и назад", обеспечивая легкий контакт со ртом лошади. Сама всадница не должна сильно наклоняться внутрь ни при посыле в галоп, ни на самом галопе. В любое время движения позвоночник амазонки должен быть расположен перпендикулярно позвоночнику лошади, а плечи - параллельно плечам лошади. При езде налево необходимо уделять особое внимание положению правого плеча: следить, чтобы корпус не был слишком повернут в сторону движения.

На полевом галопе руки должны быть поданы вперед и находиться по обе стороны правого колена, однако это не означает удлинения поводьев: в любой момент всадница должна быть в состоянии воздействовать на лошадь поводом, чуть подав тело назад. На полевом галопе амазонка лишь слегка подается вперед, не прогибая при этом поясницу. Также важно правильное положение правой ноги, обеспечивающее опору всаднице, если лошадь споткнется, упадет или выйдет из повиновения.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ


Преодоление препятствий в дамском седле не сильно отличается от их преодоления в обычном. Обучение нужно начинать на хорошо управляемой и опытной лошади, переступая одиночно лежащие палки, затем переходить к кавалетти. При этом амазонка учится наклоняться вперед, не прогибаясь в пояснице и не отрывая седалище от седла. Спина остается прямой, без прогиба в пояснице, руки подаются вперед параллельно гриве.

Очень важно "сложиться" от бедер во время отталкивания, а не раньше, чтобы не помешать лошади вынести перед и самой не стукнуться грудью о луки, но и не позже, чтобы не отстать и не быть "выдернутой" поводьями вперед, если только вы не сообразите ослабить натяжение повода или отдать его столько, сколько нужно лошади. Левое плечо при прыжке стремится к правому колену, и уж если амазонка и вынуждена посмотреть вниз, то только направо. В идеале она должна все время смотреть вперед.

Необходимо помнить, что нижняя, "прыжковая" лука и "аварийный захват" не всегда используют при прыжках, а только в чрезвычайных ситуациях, чтобы не сползти на шею лошади. Самое главное на прыжках - опора правой ногой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДАМСКОЙ ЕЗДЫ

Что дает езда в дамском седле? Во-первых, это достаточно безопасный и практичный способ езды, позволяющий наслаждаться ею и в юном, и в преклонном возрасте - долго после того, как ее оставят женщины, ездящие в обычном седле. В Англии нередко встретишь амазонку за 70, которая принимает участие в конной охоте.

Во-вторых, только так достижима устойчивая посадка, при которой всадница может ни при каких обстоятельствах не хвататься, а тем более, "не висеть" на поводе. То, что рукой амазонка действует мягче обычного всадника, стало общепризнанным фактом.

В-третьих, при наличии базовых навыков верховой езды любая всадница уже на первом занятии в дамском седле может освоить рысь и даже галоп. На освоение азов потребуется в среднем не больше пяти-шести уроков. Многие инструкторы отмечают, что человек, никогда не ездивший на лошади, быстрее научится ездить в дамском седле, чем в обычном.

В-четвертых, это благородно и элегантно, показатель определенного статуса. Недаром на протяжении веков так ездить могли себе позволить только коронованные особы и аристократки.

В-пятых, это безумно красиво, это всегда привлекает внимание и даже завораживает. Неизгладимое впечатление произвело на меня показательное выступление членов Британской ассоциации дамской езды в Ньюмаркете в декабре 2002 года. Некоторые из амазонок были одеты в костюмы прабабушек, сшитые еще в XIX веке. Но особенно поразило то, насколько легко и непринужденно сидела в седле одна из всадниц, чья лошадь внезапно начала нервничать, прыгать из стороны в сторону и "козлить". Такое спокойствие и уверенная посадка вызвали восхищение не только у меня, но и у всей публики, буквально взорвавшейся бурей аплодисментов.

В-шестых, это дополнительный стимул и возможность показать себя и лошадь в новых видах соревнований, ведь в дамском седле можно заниматься всеми видами конного спорта без исключения. Учитывая непрерывно возрастающее количество участников любительских соревнований по выездке и конкуру, нетрудно предположить, что перспективным направлением будет проведение аналогов английских соревнований типа "Лучшая прогулочная лошадь", "Лучшая дамская лошадь", "Наиболее гармоничная пара всадница-лошадь", "Лучшая всадница", в котором оцениваются навыки всадницы, а не движения лошади, "Лучший исторический костюм", где амазонка выступает в костюме соответствующей эпохи, и т.д. Такие соревнования заметно разнообразили бы жизнь конников-любителей нашей страны.

В-седьмых, это просто удобно: ведь дамское седло было изобретено именно для женщин и на протяжении веков дамы ездили так, потому что именно так им было наиболее комфортно. Кстати, во многих странах люди ездят, свесив обе ноги на один бок, если это позволяет седло. Кроме того, многие всадницы, в дамском седле ездят лучше, чем в обычном.

А есть ли какие-нибудь неудобства? Все ли женщины, получившие возможность ездить в дамском седле, спешат избавиться от обычного? Ответ "да" на первый и "нет" на второй. В серьезных соревнованиях по конкуру амазонка, выступающая на седле, которое минимум в два раза тяжелее обычного, будет проигрывать по времени. А крутые левые повороты будут представлять для нее неоправданный риск.

Кроме того, некоторые всадницы считают, что в дамском седле они не чувствуют лошадь: и сидишь выше, и центры тяжести не совпадают, и ногами лошадь не обхватываешь, хотя именно эти "минусы" и обеспечивают амазонке независимость от резких движений лошади. Более того, английская королева Елизавета II в свободное время предпочитала ездить верхом именно в обычном седле, хотя на все официальные выезды и парады выезжала в дамском.

Существуют предрассудки, некоторые из которых дошли до нас из глубины веков, например, то, что дамская езда приводит к искривлению позвоночника. Именно поэтому юные леди в прошлые века ездили попеременно в дамском седле то с луками налево, то с луками направо. Действительно, старая конструкция дамского седла приводила к тому, что всадница сидела лицом к левому плечу лошади и ей приходилось искривлять позвоночник, чтобы держать свои плечи параллельно плечам лошади.

Современная конструкция дамского седла позволяет сидеть параллельно плечам лошади, не искривляя позвоночник: при правильной посадке позвоночник всадницы находится перпендикулярно позвоночнику лошади и сзади ее посадка ничем не отличается от посадки в обыкновенном седле.

Другой предрассудок, что дамская лошадь должна быть специально обучена. Но это - явный пережиток викторианской эпохи, когда считали, будто дамский конь вообще не должен переходить в рысь, а двигаться только шагом или галопом только с правой ноги. При повороте налево лошадь переводили на шаг, поворачивали, а затем опять поднимали в галоп. Кроме того, выездка средней лошади в те времена оставляла желать лучшего, большинство дам ездили по пересеченной местности очень осторожно и только в сопровождении мужчин либо в парке на светских раутах. Лошадь для дамы выезжали до такой степени, чтобы сделать ее максимально безопасной для всадниц, которых сегодня мы бы назвали начинающими.

Ездить галопом и преодолевать препятствия дамы начали только в 1870-х, когда австрийская императрица Елизавета своим примером сделала конную охоту приемлемым времяпровождением для дам.

Из истории дамской езды


"С некоторого времени входит в моду у дам езда по-мужски. Не говоря о том, что такая езда отнимает грацию, сидеть дама будет всегда слабее мужчины, так как ляжки и ноги женщины круглее и слабее, чем у мужчины. Думаю, что дамы скоро откажутся от этой езды, так как падать будут чаще". Джеймс Филлис, "Основы выездки и езды" (1901), глава "Дамская езда"

Сейчас уже не важно, кто - французы или итальянцы, назвали всадниц амазонками, но название прижилось. Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По одним сведениям, в IX, а по другим, в XII веке нашей эры женщины ездили боком фактически на подушке, а ноги ставили на дощечку внизу. Как правило, кавалер либо вел лошадь с сидящей таким образом дамой в поводу, либо сажал свою даму боком в седло за собой. Такая посадка считалась более целомудренной и наиболее соответствующей женщине.

На картинах нидерландского художника XVI века Брейгеля изображены крестьянки, сидящие боком на своих рабочих лошадках. На его же картине с библейским сюжетом "Бегство в Египет" Богоматерь таким же образом сидит на ослике. Но охота и турниры служили в то время теми видами спорта, в которых благородные мужчины доказывали свою состоятельность, и дамы не хотели упустить свой шанс посмотреть на действо. Желание дам присутствовать на охоте привело к тому, что совершенствовалось не только дамское седло, но и манера в нем сидеть: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило даме больший контроль над лошадью.

Вскоре после изменения посадки была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы с внешнего боку. Анна Богемская, жена английского короля Ричарда II, привезла такую манеру езды в Англию из Франции в 1382 году. Дамское седло по праву называется "седлом королев", ведь коронованные особы принимали самое живое участие в его усовершенствовании.

Так, во времена Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды, во Франции около 1580 года была изобретена вторая верхняя лука. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, что сделало дамскую езду более безопасной. Но не только по причине безопасности изобрели вторую верхнюю луку: злые языки поговаривали, что таким образом Екатерина Медичи любила продемонстрировать свои стройные ножки. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левого бедра всадницы.

Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия: у дамского седла появилась дополнительная подпруга для большей устойчивости и безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

Другая страстная охотница и великолепная всадница - австрийская императрица Елизавета - ввела моду следовать за собаками и с тех пор женщины и мужчины уравнялись в своих правах на охоте. До нее, вплоть до 1870 года считалось неприличным, чтобы амазонки преследовали добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. К 1870 году одна из верхних лук (самая первая - с внешнего правого бока) почти исчезла. Любила конную охоту и русская императрица Екатерина II, предпочитавшая ездить по-мужски, или "по-татарски".

Памятуя пристрастия императрицы, генерал-губернатор Новороссийской губернии Григорий Потемкин устроил ей необыкновенную встречу в Балаклаве: навстречу императорскому кортежу выехали сто амазонок - балаклавских гречанок, одетых в курточки из зеленого бархата, обшитые золотым галуном, малиновые бархатные юбки и белые тюрбаны с золотыми блестками и страусовыми перьями. Екатерина II была в восторге от зрелища и пожаловала предводительнице амазонок перстень с бриллиантом, а умеющему угодить властительнице Потемкину - еще большее расположение.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.


Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Тем не менее, в настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение и в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.

Среди других царственных амазонок встречаются имена Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины, английской королевы Виктория, русских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны.

И хотя прогноз Джеймса Филлиса, выдающегося всадника и старшего учителя верховой езды в офицерской кавалерийской школе С.-Петербурга, не оправдался - абсолютное большинство женщин сегодня в мире ездит именно "по-мужски" - дамская езда переживает свое второе рождение: свои ассоциации современные амазонки создали в Великобритании, Голландии, Франции, Швеции, Германии, США и других странах, не желая забывать искусство амазонок прошлого.

ДАМСКАЯ ЛОШАДЬ


Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской.

Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп - прямым и плавным, без усиленной работы зада. Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного. Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения.

Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.

ДАМСКАЯ ПОСАДКА

Основа посадки амазонки - плечи и бедра параллельно плечам лошади, позвоночник - перпендикулярно позвоночнику лошади в любое время движения. Спина прямая, поясница слегка прогнута. Со спины посадка амазонки ничем не отличается от посадки всадника в обычном седле, за исключением положения правой ноги. Правая нога от колена до ступни расположена на расстоянии одного-двух пальцев от верхней луки и полностью лежит на передней части крыла, расположенной перед луками. Правый носок повернут к шее лошади и свободно свисает. Баланс поддерживается за счет опоры (так называемой purchase), которая находится в области колена - в точке обхвата тела лошади правой ногой и достигается, если нижнюю часть правого бедра стремиться "вдавить" в седло, а внешнюю сторону правой голени сильно прижать к передней части крыла.

Для того чтобы добиться более удобного положения правой ноги, необходимо, чтобы всадница, взявшись за балансировочную подпругу и приподняв правое колено, левой рукой расправила мышцу правого бедра так, чтобы касающаяся седла сторона бедра была как можно более плоской.

Левая нога лежит почти как при езде в обычном седле: колено прижато к боку лошади, мизинец левой ноги смотрит вверх и в сторону, так чтобы со стороны была видна часть подошвы левой ступни. Между левым бедром и нижней лукой - расстояние в ладонь. При этом нога не должна стремиться обхватить бок лошади, так как в этом случае невозможно удержать колено прижатым к боку лошади и сама нога может выскочить за пределы нижней луки. Стремя поддерживает вес левой ноги, но никак не является опорой даже в случае езды облегченной рысью.

В российской литературе распространено ошибочное мнение, что амазонка во время езды упирается левым бедром в нижнюю луку и таким образом поддерживает баланс. Во-первых, так просто невозможно ехать: на левом бедре образуется синяк и все время теряешь стремя. Во-вторых, баланс поддерживают за счет опоры, обеспечиваемой правой ногой всадницы. Левое бедро упирается в нижнюю луку только в двух случаях.

Первый случай - серьезное неповиновение лошади, при котором прибегают к "аварийному захвату": обе ноги прижимаются к соответствующим лукам, т.е. правая нога еще сильнее прижимается к седлу, обхватывая верхнюю луку, а левая нога прижимается к левой луке, обеспечивая таким образом дополнительную устойчивость посадки и возможность продержаться во время неконтролируемых движений лошади.

Второй случай, когда левое бедро верхней частью может соприкасаться с нижней лукой, - это преодоление препятствий. Нижняя лука была изобретена в XIX веке именно для преодоления препятствий во время охоты, чтобы всадница при прыжке не слишком "уезжала" вперед и не рисковала оказаться впереди лошади при приземлении, поэтому она и получила соответствующее название - "прыжковая" лука.

Вес всадницы равномерно распределяется на внутренней части левой ягодицы и середине правой ягодицы, при этом таз слегка подан вперед. Это позволяет избежать распространенной ошибки - заваливанию назад левого бедра. В противном случае - при равном распределении веса на обеих ягодицах - ее левое бедро будет находиться дальше правого, поскольку большая часть веса окажется на левой стороне.

Руки амазонка держит, как и при езде в обычном седле. Существует два классических варианта положения рук. Первый - на уровне и по обе стороны правого бедра. Такое положение больше подходит для начинающих. Второй - обе руки в подоле, суставы пальцев почти соприкасаются. Он подходит для более опытных всадниц и хорошо выезженных лошадей. В обоих положениях рука от плеча до локтя расположена вертикально и рядом с телом, в локте - согнута под прямым углом, а от локтя до запястья располагается над правым бедром, но не лежит на нем.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади. В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Немного о самом седле.

Оно плоское, с подбитыми подушками, имеет два рога. На верхний рог опирается правая нога, нижний рог фиксирует левую ногу. Хотя сказать фиксирует не совсем верно, поскольку по правилам между рогом и верхней частью левой ноги должна проходить ладонь. Его функция - служить опорой на прыжках. Сейчас выпускается много моделей дамских седел, но их главное преимущество - это их функциональность. Современное дамское седло максимально удобно для всадницы.

Законодательницей правил в этом виде конного спорта является Великобритания, и видимо, поэтому в этом виде спорта так много правил и ограничений, связанных с одеждой и не только. И мы немного о них расскажем вам.

Сами костюмы делятся на исторические и современные, которые в свою очередь могут быть: классическим, неформальным, охотничьим, для юниоров, для соревнований по выездке и вестерн. К историческим костюмам относят костюмы, сделанные в полном соответствии с той эпохой, в которую их носили.

Современный костюм для верховой езды состоит из пиджака и юбки. Обычные цвета это черный, коричневый и темно-синий. Пиджак должен быть достаточно длинным, но его край не должен касаться спины лошади, в идеале он должен быть до задней луки седла. Юбка полностью закрывает правую ногу, которая ни при каких обстоятельствах не должна показываться из под нее. Край юбки должен быть параллелен земле, и доходить до щиколотки левой ноги.

Рейтузы, одеваемые под юбку, могут быть любого однотонного цвета, но приветствуются в тон основного костюма. При езде также ни в коем случае не должны быть видны. Сапоги должны быть длинными до колена, черные или коричневые в тон основного костюма. Разрешены нестрогие шпоры и гаркроты. Головной убор - котелок или цилиндр, обязательна вуаль. Край головного убора располагается около бровей и параллелен земле. Волосы должны быть убраны в пучок (если волосы короткие, допустима его имитация).

Размеры пучка не должны превышать размеры пончика. Сверху надевается сетка для волос в тон. Край шляпы должен касаться пучка. Жилет не должен быть ярких цветов, только пастельных (напр. бежевый, желтый, серый) Перчатки должны быть или кожаные (коричневые или желтоватые) или из ткани (коричневые, бежевые), но ни в коем случае не черные.

Недопустимо украшать костюм цветами (напр.в петлице) и надевать драгоценности. Жесткий хлыст не более метра длиной, используется с правой стороны. В классе юниоров в качестве головного убора используется каска без вуали. Волосы должны быть аккуратно убраны. Лента для волос должна быть черной, коричневой или темно-синей. Длина хлыста не должна быть превышать 76 см. Шпоры или гаркроты не обязательны...

Импровизированное седло появилось почти сразу после того, как человек сел на лошадь, и существовало еще во времена Александра Македонского. Тогда это была шкура зверя или покрывало, закрепленное на спине коня троком-веревкой, охватывающей грудную клетку животного. С тех пор принцип не изменился: седло по-прежнему крепят к лошади ремнями, проходящими по груди. А вот конструкция претерпела значительные изменения, что привело к появлению множества разновидностей этого предмета.

    Показать всё

    Типы седел

    В зависимости от цели использования и продолжительности нахождения лошади под седлом они могут быть английские, полочные, вьючные и вольтижировочные.

    Вольтижировочное

    Предназначено для выполнения упражнений на лошади, двигающейся по кругу. Сегодня выпускается только в РФ. Западные коневоды предпочитают более удобную гурту. В быту такое седло не пригодится.

    Вольтижировочное седло

    Английское

    Его часто называют спортивным, так как эта разновидность применяется в большинстве современных видов конного спорта, а также в лисьей охоте. Этот вид седла не предназначен для длительных поездок. Вместо полок у него подушки значительно меньшей площади, из-за чего седло сильно давит на лошадиную спину. Всаднику долго находиться в таком седле тоже неудобно. Обычно время использования этой разновидности - 1-2 часа. Его достаточно для спортивной тренировки, но мало для дневного конного перехода.

    Минусы английских седел: маленькая площадь подушек и необходимость периодически эти подушки перенабивать. Частый брак этого типа амуниции – кривой ленчик (основа седла).

    Английские седла для разных видов конного спорта отличаются друг от друга:

    • длиной и формой крыла;
    • «глубиной посадки» наездника;
    • высотой передней луки;
    • шириной «канала» между подушками.

    Изменения в конструкции седел не принципиальны, но создают больше удобств для работы всадника и лошади.

    Английское конкурное седло

    Полочное

    В конструкции седла предусмотрены две выгнутые особым образом доски-полки. От полок и происходит название типа седел. Это наиболее древняя конструкция, распространенная во всех странах в те времена, когда лошадь была основным транспортным средством.

    У полочных тоже есть несколько видов:

    • кавалерийское;
    • казачье;
    • пастушье;
    • дамское;
    • пробежное.

    Все эти виды, кроме дамского, предназначены для длительного нахождения всадника в седле и более равномерно распределяют нагрузку на спину лошади, чем английские.

    Пастушье

    Возникали стихийно во всех странах, где можно было пасти скот верхом. Их модификаций почти столько же, сколько государств на карте мира. Основное требование к таким седлам - удобство для лошади и для всадника. Часто их делают на заказ и передают от отца сыну.


    Наиболее распространенные сегодня модификации пастушьих седел - вестерн и австралийское. У седел вестерн тоже несколько подвидов, приспособленных для конкретного вида работы со скотом. Общие требования к ним - глубокая и крепкая посадка, удобство всадника и лошади при работе в течение всего светового дня.

    Дамское

    Не предназначено для длительных переходов из-за положения тела всадницы. На нем довольно удобно сидеть вначале, но со временем тело затекает. Изначально было изобретено для поездок знатных дам на охоту, во время которой люди не постоянно находились в седлах, а совершали привалы.


    Отличается большей длиной полок, чем «мужское». Под этот вид полочного седла требуется лошадь с длинной спиной.

    Кавалерийское

    Основное седло военной кавалерии. Второе название – «строевое». В разговорной речи его часто называют «строевиком». В разных странах отличается незначительными внешними деталями, но принцип один: дать возможность лошади выдержать длительные дневные переходы, неся не только всадника, но и его снаряжение.

    Имеет длинные полки и толстый потник под седло. Ранее имело 12 размеров, предназначавшихся для лошадей с разной формой спины. Отличались они углом наклона полок. Постепенно количество их сокращалось, и сейчас несколько фабрик выпускают все седла одного размера.


    Казачье

    Из названия понятно, что оно возникло на границе русских земель, охраняемых казаками. Переняло многие черты седел кочевых народов. Полки казачьего седла короче, чем у кавалерийского. Это менее удобно для лошади, но верх предоставляет больше удобств для всадника, так как снабжен не кожаной крышкой, а мягкой подушкой.


    Пробежное

    Относится к типу полочных. В СНГ пробеги совершают часто на казачьих или кавалерийских видах. За рубежом используют специально разработанные для пробегов модели с пластиковыми полками, облегчающими вес конструкции. Они также удобны и всаднику.

    Одна из моделей пробежных седел

    Вьючное

    Современное вьючное седло

    Древняя конструкция вьючного седла

    Первоначальная конструкция – деревянная рама с толстой подушкой, набитой мягким материалом, часто обычной соломой. Современные конструкции схожи с полочными, у которых отсутствует верхняя часть. К современному седлу добавлены специальные поддерживающие «подставки» для боковых вьюков. Такое устройство позволяет надежно закрепить груз и избежать ерзания амуниции на спине у коня.

    Самостоятельное изготовление

    Изготовить седло своими руками на самом деле не так просто, как может показаться поначалу.

    Выбор моделей для самостоятельного изготовления невелик: у английского сложная форма ленчика и много деталей, сшиваемых в строго определенном порядке. Подушки тоже надо уметь набивать, иначе даже правильно сделанный ленчик быстро перекосится.

    Проще всего самостоятельно сделать полочное седло на основе каркаса от строевого или казачьего. Армейские седла отличаются относительной простотой конструкции и возможностью исправить повреждения в походных условиях.

    Если седло делается своими руками с нуля, потребуются услуги сварщика. Чтобы избежать этого, можно воспользоваться уже готовым ленчиком. На территории СНГ наиболее часто встречаются строевые и казачьи. В последних ленчик называют «арчаком».

    Ленчик кавалерийского (строевого) седла

    Если есть готовый ленчик в хорошем состоянии, для изготовления седла потребуются:

    • войлок толщиной минимум 10 мм - не менее 3 м²;
    • сыромятная кожа толщиной не менее 5 мм - 1 м²;
    • выделанная кожа около 3 мм толщиной - 2 м²;
    • кожаные или брезентовые ремни (шириной не меньше 30 мм и толщиной от 7 мм для кожи);
    • пробойник для кожи;
    • инструменты для разрезания;
    • нитки;
    • 1 м² тонкой кожи, брезента или кирзы на крышку потника;
    • металлическая фурнитура: 4 или 6 пряжек для подпруг и путлищ (диаметр стальной проволоки, пошедшей на изготовление пряжек, не менее 4 мм, стыки должны быть запаяны).

    Ремни на путлища и материал на подпруги идут отдельно от седла. Про седло, которое имеет путлища, стремена и подпруги, говорят, что оно «в сборе».

    Войлок

    Для полочной конструкции подойдет не любой войлок. Так называемый стелечный, который иногда используют в обуви, не годится: он слишком рыхлый. Обычно используют войлок, как на фотографии ниже, или более высокого качества. Это плотный материал, отдельные ворсинки не должны перемещаться под пальцами, если потереть его.


    Подготовка ленчика

    Если ленчик в плохом состоянии, полки придется заменить. Важный момент: полки имеют изгиб и не должны заходить на поясницу. Изгиб от тела лошади на концах полок сделан для того, чтобы основа не впивалась в спину животного и не причиняла боли.

    В норме вытачивают полки из цельного куска дерева. Обычно для этого использовали березу. Фанера не подходит, так как ее невозможно выгнуть в нужное положение. Невлагостойкая фанера расслоится и покоробится. «Ремонтировать» старые полки, просто подклеивая недостающие куски, тоже нельзя, так как у них получится малый запас прочности, и дерево сломается в любой момент.


    Проверяют правильность изготовления полок, положив ленчик на лошадь. Он не должен качаться или «топорщиться».

    Болты, крепящие металлические дуги к дереву со стороны, обращенной к лошади, должны быть утоплены в дерево.

    Основные ошибки при изготовлении седла указаны на рисунке:

    А: правильное прилегание; В: «Мост» – давление по краям полок и пустое пространство посередине; С: точечное давление только посередине седла; D: кривой ленчик

    Живец

    Деталь, выполняемая из сыромятной кожи и обеспечивающая комфорт всадника и лошади. Это широкая полоса кожи, закрепленная в верхних точках задней и передней дуг седла и растянутая между полками сыромятными шнурами. У казачьего седла (см.фото) живец у́же, у строевого может быть шире.


    В новых полках сверлят по 8 дырок диаметром 5 мм. От куска сыромятной кожи отрезают ленту нужной длины и ширины и замачивают в теплой воде. После размокания сыромятную полосу натягивают и плотно пришивают к дугам. От того же куска нарезают шнур 5х5 мм и тоже замачивают.

    В натянутой ленте пробойником делают крупные отверстия. Важно, чтобы пробойник вырезал кусочки, а не просто делал дырки. При простом проколе чем-нибудь острым кожа быстро начнет расползаться. При помощи шнуров ленту живца равномерно распяливают между полками. Результат получается таким:


    Войлочная подбивка полок

    Можно делать ее в двух вариантах:

    • вшить полки в чехол из войлока и брезента «намертво», как на фото выше;
    • сделать съемные.

    В первом случае чехол придется крепить к полке раньше, чем живец. Уже после вшивания полок шнуры живца нужно будет аккуратно пропустить между деревом и войлоком. Плюсы такого чехла в том, что войлок не будет сдвигаться с места при использовании седла. Минусы: войлочную подкладку нельзя как следует вычистить.

    Во втором случае чехол крепят за концы полок, как на фото ниже:


    Войлок чехла при эксплуатации постепенно растягивается и съезжает, но чехол такого типа легко заменить на новый.

    Подкладку из войлока сантиметровой толщины обычно делают двойную, сшивая два куска вместе. Войлок вырезают с припуском, чтобы можно было оформить чехол. Затем войлок на полках припудривают мелом или мукой, и седло снова кладут на лошадь. После примерки сморят, где на лошади остались следы порошка. Отпечаток полок должен быть равномерным по всей длине спины. В противном случае лишний войлок срезают острым ножом, а там, где его не хватает, нашивают дополнительный слой.

    Подпруги и приструги

    Для строевого и казачьего седел есть три варианта крепления к лошади:

    • круговая подпруга;
    • по две отдельных приструги с каждой стороны, к которым будут крепиться подпруги;
    • две длинные приструги, концы которых свисают с обеих сторон седла и прикреплены к полкам гвоздями или скобами для дерева.

    Круговая подпруга видна на нижней фотографии в разделе про живец. Это длинный кожаный или тканевый ремень, проходящий поверх полок седла и охватывающий грудную клетку лошади. Подпруг всегда должно быть две. Круговые неудобны тем, что при затягивании прокручиваются, не позволяя как следует закрепить седло на лошадиной спине.

    Подпруга круговая

    Приструга – ремень, "намертво" прикрепленный к основе седла. Имеет ряд пробитых отверстий, в которые вдевается язычок пряжки на подпруге. Первую пристругу крепят сразу за передней дугой. Вторую – почти посередине полок, ближе к задней дуге.

    Тесьмяная подпруга, подходящая для варианта строевого седла с пристругами

    Наилучший вариант – третий. Два длинных ремня, перекинутых через ленчик и закрепленных на полках, позволяют совместить преимущества первого и второго вариантов. Крепление строевика к лошадиной спине становится более равномерным, при этом нет прокручивания подпруг. Во втором и третьем вариантах возможна смена узких кожаных подпруг на более широкие - тесьмяные или гелевые.


    Потник

    Обязательная деталь полочных седел. Изготавливается из того же войлока, которым обшиты полки седла. Для лучшей сохранности войлока на потник сверху нашивают крышку из тонкой кожи (дорогой вариант), кирзы или брезентовой ткани (экономкласс). К крышке пришивают ремни для закрепления полок седла.

    Потник экономкласса с кирзовой крышкой

    Шьют изделие из двух кусков войлока. Выкройку делают с таким расчетом, чтобы потник спереди и сзади «выглядывал» из-под полок на 3–5 см. С боков потник должен закрывать не меньше половины бока лошади, предохраняя ее от давления пряжками подпруг.

    Важный момент: потник не должен лежать на позвоночнике коня. При седловке его подтягивают до высоты живца, чтобы образовался «домик». С таким же расчетом к крышке подшивают ремешки для полок, удерживающие потник от сползания вниз.

    Вырезав подходящий по размеру прямоугольник войлока, его разрезают пополам по «линии хребта» и снова сшивают оверлочным швом. Делается это для более удобного сгибания потника посередине. С крышкой для потника поступают аналогично.

    В общем виде седло готово, но для удобства всадника добавляют крышку, крылья и стремена.

    Путлища

    Ремень, на который вешают стремена. Под него еще на этапе изготовления полок в деталях делают прорезь. Место прорези – между пристругами. Чем ближе путлище будет располагаться к передней дуге, тем больше всадника будет «вытягивать» вперед при езде.

    Горизонтальная прорезь – место под путлище

    Изготавливают их из длинных ремней: около 2,5 м. При использовании выделанной или сыромятной кожи два ремня часто сшивают вместе. Но это завит от толщины кожи. Брезентовая стропа – одинарная. На одном конце путлища находится пряжка, на другом пробивают дырки, чтобы можно было подогнать длину стремян по ноге. Требования к путлищу - выдерживать вес всадника и не рваться.

    Крышка

    Это кусок кожи, лежащий на железных дугах и защищающий живец от атмосферных осадков. Сыромятная кожа, намокнув, сильно тянется. Строевик с незакрытым живцом быстро станет непригодным для использования.

    Для крышки из выделанной кожи вырезают кусок необходимого размера. Выкройка должна захватывать обе дуги и «свисать» вниз на 2–3 см. С боков достаточно, чтобы она в обмятом состоянии покрывала живец.

    Правильное положение

    Вырезанную деталь размачивают в теплой воде и обминают на седле по форме. Чтобы крышка не слетала, ее можно привязать шнурком к дугам, пробив в коже дырки. В казачьем седле вместо крышки используют мягкую подушку, притянутую к седлу троком, идущим через грудную клетку лошади. Подушка – единственная деталь в полочном седле, при изготовлении которой можно использовать поролон.

    Крыло

    Деталь, защищающая ногу всадника от подпружной пряжки и дерева полок. Вырезают крыло из выделанной кожи или кирзы. Размер подбирается по ноге всадника. Нижний край должен быть ниже колена, но не защемлять кожу над сапогом. Физической нагрузки крыло не несет, поэтому крепится на веревочках к передней дуге и шнуру от живца.


    На этом этапе седло полностью готово. Но строение спины у каждой лошади индивидуально, поэтому ленчик придется подгонять, не только вытачивая деревянную полку, но и меняя угол металлических дуг и крепления полок. Если добавить к этому затраты на необходимые материалы и трудоемкость изготовления конструкции в современных условиях, то проще купить хорошее полочное седло.

Седло для лошади — один из самых важных элементов снаряжения для верховой езды. Это своего рода проводник между скакуном и всадником, а его правильность формы обусловливает комфорт и животному, и человеку. Поэтому важно не просто правильно надеть седло на лошадь, но и правильно подобрать, ведь оно оказывает влияние не только на движение скакуна, но и на его здоровье. Неправильно выбранный элемент снаряжения окажет животному дискомфорт, может привести к физическим повреждениям (потертости, намины) и даже травмам спины. Какие есть основные виды и из чего оно состоит давайте рассмотрим вместе.

[ Скрыть ]

Разновидности седел

Седло наряду с уздечкой — один из самых древних предметов конного снаряжения. Но если самые первые примитивные «сидения» представляли собой лишь небольшую накидку с ремешками, то сегодня об его правильной конструкции и форме беспокоится сама наука. Современное «сидение» призвано заботиться об комфорте и здоровье как скакуна, так и всадника. Именно поэтому существует огромное разнообразие видов седел, которые используются в разных конных дисциплинах с учетом уровня сложности, нагрузки на спину и суставы, времени нахождения человека верхом. Предлагаем узнать, какие существуют виды конного седла и чем они отличаются.

Название Фото Краткая характеристика
Кавалерийское (строевое) Кавалерийское седло относится к группе строевых и рабочих, предназначено для длительного нахождения всадника верхом на коне. Ленчик сделан из прочных материалов (сталь или дерево), что обеспечивает большую износостойкость, а также правильное распределение нагрузки на спину лошади. Оно традиционно использовались в армии, а также в длительных кавалерийских походах, поэтому оснащено дополнительными креплениями для вьюков и оружия.
Казачье
Казачье седло также предназначено для длительного нахождения человека верхом, но его форма кардинально отличается от остальных. Основная часть состоит из арчака, крыльев и подушки. Такая конструкция позволяет всаднику во время езды привстать на ровных ногах без необходимости «облегчаться» на рыси. Особая форма и наличие небольшой рукояти позволяет седло применять для джигитовки.
Дамское или женское
Дамское седло или женское было придумано и сконструировано еще в 14 веке, чтобы придать элегантности посадке женщины верхом. Его особая форма позволяет дамам располагать ноги с одной стороны лошади, при этом одна нога (чаще левая) вставляется в стремя, а другая располагается на верхней луке. После 1920-х годов, когда дамы переоделись в брюки, дамское седло ушло в некое забытье. В нынешнее время интерес к нему опять возвращается и дамское седло все чаще можно увидеть не только на конных шоу и выставках, но и на некоторых соревнованиях.
Конкурное
Конкурное седло предназначено для конкура и имеет свои некоторые особенности: крылья выдвинуты немного вперед, что позволяет всаднику плотнее прижимать ноги, обеспечивая тем самым более устойчивую посадку во время прыжка лошади. Задняя лука делается либо круглой, либо квадратной формы, что упрощает посадку. Достаточно популярным являются спортивное снаряжение компании Кентавр (Кentaur).
Выездковое
При выездки посадка всадника должна быть максимально глубокой с хорошо выпрямленной ногой для большего контакта с боком лошади. Поэтому выездковое седло с укороченным сидением обеспечивает глубокую посадку, а узкие и достаточно длинные крылья поддерживают ногу в нужном положении. Кроме того, для того чтобы лошадь хорошо улавливала изменения посадки всадника и его команды корпусом, обивка уменьшена и сделаны короткие узкие полки. Как и конкурное, выездковое седло также делает компания Кентавр.
Универсальное
Седло универсальное благодаря своей универсальной формы подходит для любого вида конного спорта и верховой езды в целом. Оно используется чаще всего конниками-любителями, а также подходит для охоты, прогулок, постижения основ выездки или тренировки.
Троеборное
Троеборное седло по внешнему виду очень напоминает седло универсальное и также успешно может использоваться во всех видах конного спорта и верховой езды. Однако троеборное седло имеет отличие — более выдвинутое вперед крыло с подушкой, что позволяет всаднику принять полевую посадку во время кросса.
Скаковое
Скаковое седло предназначено для скачек, когда всадник принимает особую посадку – стоя в коротких стременах. У него упрощенная форма, практически плоское сидение и очень короткое путлище. Такая конструкция позволяет максимально снизить его вес, например, стандартное скаковое весит около 400 грамм. Не стоит путать безленчиковое седло со скаковым.
Офицерское (Варшавское)
Офицерское седло было придумано специально для езды на военных парадах, а также для командного состава конной полиции и армии. Его форма, а именно изгиб седла, очень удобна для лошади, не набивает спину, распределяет вес. Сегодня его также используют для конных длительных пробегов, в походах или при полевой езде. Оно оснащается множеством колечек, куда можно прикрепить необходимые вещи и оружие.
Вестерн Седло Вестерн, оно же ковбойское изначально использовалось ковбоями в Америке во время выпасания скота. Его форма позволяет максимально обеспечить комфортную и устойчивую посадку ковбоя во время резких движения и остановок лошади. Кроме того, главная особенность – наличие рожка (для лассо), а также специальная глубокая форма и высокая задняя лука обеспечивает освобождение рук всадника. Также ковбойское седло хорошо сконструировано с точки зрения комфорта лошади, его широкие луки распределяют вес всадника, поэтому его можно выбрать для длительной верховой езды.
Австралийское
Австралийское седло пастушье очень похоже на Вестерн, имеет подобную форму и конструкцию. Из отличий можно отметить более выраженные полки как в строевом, что обеспечивает более удобную глубокую посадку, как на стуле. Оно также предназначено для длительной верховой езды, комфортно для лошади и человека.
Безленчиковое
Безленчиковое седло имеет мягкую конструкцию и благодаря пластичной формы плотно прилегает к спине лошади. Оно более комфортно с точки зрения здоровья спины коня, поэтому подходит даже для скакунов с проблемами и травмами. Безленчиковое седло может подбираться под любую лошадь и всадника.
Для пони
Седло для пони по форме и конструкции ничем не отличается от обычного универсального. Разница только в размере и в возможности его подогнать под ребенка. Такие седла для пони бывают разных видов, в зависимости от потребности, например, есть для пони Вестерн, конкурное, седло универсальное для пони или безленчиковое седло.
Вьючное
Вьючное седло предназначено для перевозки на лошадях достаточно большого и объемного груза. Например, в туристических и горных походах. Его конструкция обеспечивает более плотное прилегание к телу, предусмотрены широкие подпруги и шлеи, препятствующие сползанию груза во время движения в гору или вниз. Также вьючное седло имеет много креплений для вьюка.
Испанское
Испанское седло – это то же австралийское седло, только его европейский аналог. Оно также удобно, но отличается более высокими бортами. Требует некого мастерства при работе с шенкелем.

Строение седла

Современное седло имеет достаточно сложную и обусловленную конструкцию. Основа седла состоит из твердого каркаса – ленчик, форма которого определяет форму. Что еще входит в конструкцию и какие есть части седла смотрите на схеме,а также на видео (автор видео — Tech Blog)

Делаем своими руками

Седло по своей сути – это сидение для человека, которое оснащается дополнительно подушками для смягчения ударов и комфортной езды верхом. Сделать самому своими руками такой предмет достаточно сложно, так как нужны и специальные прочные износостойкие материалы, и специальные знания, и умения по работе с материалами. Сегодня выбор седел, к счастью, огромен и по возможности выбора материалов и по цене. Однако, если вы мастер на все руки, то уверены, что наша небольшая инструкция как сделать седло для лошади поможет овладеть таким необычным делом. Предлагаем вам сделать классическое строевое седло с деревянным ленчиком.

Что понадобится?

  • картон;
  • ножницы и нож;
  • скоби, гвозди;
  • молоток;
  • кожа или синтетический прочные материал;
  • лобзик или бумага наждачная;
  • поролон;
  • кожаные ремни.
Запрос вернул пустой результат.

Так как изготовление седла требует много материала, мастерства и ручной работы, то его стоимость весьма высокая.

Пошаговая инструкция

  1. Скажем сразу, что если у вас есть уже готовая (например, старая) основа седла, то задача упрощается во много раз. Вам остается лишь подобрать некоторые детали, заменить обивку, ремни. Если же нет основы и нет возможности приобрести, то потребуется изготовление всех деталей своими руками.
  2. Как и обувь для человека, седло нужно индивидуально подобрать под размер лошади. Поэтому первым делом нам нужно снять мерки со своего коня. Делаем следующие замеры: самая высокая часть холки; на 4 пальца ниже лопатки расположение полок; окончание холки, до 18 позвонка конец полок; изгиб спины формируем с помощью плотного приложения проволоки.
  3. Все замеры переносим на бумагу и вырезаем. Это будет каркас для деревянной части и ленчика.
  4. Из деревянных досок или крепкой фанеры вырезаем две полки. Соединяем крепкой проволокой так, чтобы они держали форму по спине лошади. В полках делаем отверстия под подпруги.
  5. Из деревянной заготовки вырезаем по нужной форме ленчик, делаем гладкую форму.
  6. Теперь ленчик нужно прикрепить к полкам с помощью гвоздей.
  7. Когда каркас готов, переходим к обивке. Вырезаем по нужной форме поролон и крепим к каркасу. Для полок сшиваем из войлока подкладку из войлока.
  8. Переходим к пристругам и подпруге. В идеале их нужно купить готовыми (не дорого), так как сделать их сложно. Но имея нужные кожаные ремни и специальные крепления можно попробовать. К пристругам крепим стремя, а подпруги закрепляем в полки.
  9. Прочным материалом или мягкой кожей обтягиваем весь каркас седла, закрепляя скобами с помощью степлера. Остается лишь пристегнуть стремена.
  10. Более наглядно готовый результат вы сможете увидеть на фото.

Фотогалерея

Запрос вернул пустой результат. Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Мастер конских седел »

В этом видео предлагаем вам еще больше углубиться в великое таинство изготовления конских седел. (автор видео — Mak White)



mob_info