Для чего предназначены велосипеды с широкими колесами. Велосипеды с большими колесами. Какой тип лучше

Сегодняшний выпуск "спец-теста" не совсем обычный. Мало того, что речь пойдет о велосипедах, так еще не простых, а монстрических! Имя им - фэтбайки.

Первые упоминания о велосипедах с гигантскими покрышками относятся к началу 20 века. В конце восьмидесятых начали появляться работоспособные конструкции - например, для преодоления пустынь и снежных трейлов.

Основная идея фэтбайка (или, по-русски, жиробайка) - широченные (до 5 дюймов) покрышки с низким давлением (0.3-1.5 атм), позволяющие радикально увеличить пятно контакта для максимального сцепления.

Поначалу эти байки делали из обычных прогулочных велосипедов-круизеров, но с ростом интереса со стороных жителей прибрежных и снежных территорий, фэтбайки быстро эволюционировали, к концу двухтысячных сформировав собственный класс велосипедов, в котором начали конкурировать крупнейшие производители. В 2013 году первые велосипедисты достигли на фэтбайках Южного полюса Земли. Спрос на фэтбайки продолжил свой рост.

Тестовые модели от крупнейшего американского бренда Specialized - наиболее совершенные модели фэтов этой марки с алюминиевыми рамами (круче - только варианты с карбоновыми рамами). Они совершенно не похожи на классические "пляжные" фэтбайки, скорее, это горные велосипеды с необычно большими колесами.

Отличие между двумя велосипедами - в комплектации. Черный Specialized Fatboy Expert оснащен жесткой карбоновой вилкой, в то время как желто-зеленый Fatboy Pro имеет амортизационную вилку. Какой из них лучше, и вообще, нужны ли такие велосипеды в реальной жизни, и если да - то зачем?

Оборудование тестовых велосипедов относится к высшему классу.

Трансмиссия на Expert - на 20 скоростей (стандарт 2x10). Такая навеска используется на спортивных велосипедах: шатуны E13, переключатели SRAM X.0.

Вилка - жесткая, карбоновая. Передняя ось у Expert имеет ширину 135 мм - как задняя у большинства байков. Спейсинг задней втулки “фэта” - 190 мм. И перья, и вилка имеют запас по ширине для установки еще более толстой покрышки диаметром до пяти дюймов.

Версия Pro имеет более "фрирайдную" навеску.

Амортизационная вилка Rock Shox Bluto RL с воздушной пружиной имеет возможность регулировки жесткости вплоть до полной блокировки. Передняя ось - вставная, шириной 150 мм. Ход вилки составляет 80 мм, ее тонкая настройка облегчается за счет нанесенных на правую стойку индикаторов сэга.

Также в глаза бросается телескопический подседельный штырь, управляемый манеткой на руле - стандарт для фрирайдных и эндуро-байков.

11-ти скоростную трансмиссию SRAM X01(с одной передней звездой Direct Mount и 11-ти скоростной кассетой SRAM X1 сзади). Как вы видите, натяжителя цепи нет - современные звезды типа Narrow-Wide имеют зубья переменной толщины, надежно удерживающие цепь от соскакивания. Шатуны Race Face Next SL известны своим сочетанием прочности и малого веса.

На обоих велосипедах установлены покрышки Specialized Ground Control размерности 26x4.6 дюйма.

Когда читаешь описания и смотришь фотографии, не понимаешь, насколько они огромные. Но это так - покрышки толще, чем у кроссовых мотоциклов, и по размеру близки к автомобильным покрышкам (на фото - покрышки BF Goodrich A/T размерности 245/65 R17).

Широко расставленные грунтозацепы улучшают самоочистку покрышки при езде по грязи.

Для достижения минимального веса колес - ключевого параметра для хорошего наката байка - обода имеют ажурную конструкцию. Впрочем, запас по облегчению на будущее еще есть - в продаже можно найти более легкие покрышки и камеры.

Раз уж речь пошла про вес, то, по неофициальным данным, Expert весит 13.4 кг, а Pro - 14.5 кг (без педалей). Это не так уж много для велосипеда с такими огромными колесами. И тут мы переходим к главному - как это едет?

Чтобы это проверить, мы с друзьями поехали в небольшой велопробег к заброшенной позиции РЛС близ Плещеева озера (г. Переславль-Залесский, Ярославская область). Маршрут протяженностью в несколько десятков километров пролегал преимущественно по грунтовым дорогам, было и несколько асфальтовых километров.

С первых же метров фэтбайк удивляет. Тем, насколько хорошо он катит! Конечно, на идеально ровном асфальте он немного (именно немного!) уступает по накату аналогичному по весу алюминиевому хардтейлу со стандартными покрышками шириной 2.2 дюйма. Но при езде по реальным, разбитым дорогам, фэтбайк значительно комфортнее, чем любой хардтейл: накачанные до 0.5 атмосферы огромные покрышки эффективно аннигилируют все неровности и угловатости, защищая руки и пятую точку от вибраций.

Больше 7-8 PSI или 0.5 атмосферы качать шины смысла нет - этим вы убьете смысл всей идеи. Если давление правильное, то вашей наградой будет фантастический комфорт. С жесткой вилкой едешь, как будто на двухподвесе, при этом фэт гораздо более стабилен: несмотря на угол рулевой трубы в 70.5 градусов, байк идет по траектории невозмутимо, словно каток. Свою роль в такое поведение вносит и длинный задний треугольник (длина нижних перьев 455 мм).

Но и это еще не самое главное. Самое интересное начинается, когда начинаешь дурачиться, то есть ездить по канавам, обочинам, бордюрам, корням, лестницам.

Благодаря тому, что "плюшевые" покрышки буквально растекаются по всем встреченным препятствиям, зацепа у фэта столько, что даже на самой большой звезде сзади мне не хватало сил, чтобы заставить заднее колесо пробуксовывать. Аналогично, заставить фэтбайк пуститься в скольжение при поворотах или на торможении - задача непростая на сухом покрытии.

Езда по косым склонам, песчаным и гравийным кучам, рыхлому грунту еще никогда не приносила мне столько удовольствия! Неудивительно, что фэтбайки изначально были созданы для езды по песку и снегу - на покрытии со слабой несущей способностью они демонстрируют свои лучшие стороны, позволяя спокойно ехать там, где обычные покрышки скользят и проваливаются. Связку из песчаного 120-ти градусного поворота и последующего затяжного подъема по сыпухе проехали без остановки только фэтбайки. Проходимость и держак - на высоте!

Нужна ли фэтбайку амортизационная вилка? При всех своих преимуществах, большие колеса и специфичная "короткая" трансмиссия здорово ограничивают максимальную скорость, а на "равнинных" скоростях амортизирующих свойств покрышек хватает для обработки любых неровностей. Так что вилка нужна фэтбайку только при высокоскоростном катании в горах по сложному рельефу, по камням и т.д. В приципе, это видно и по комплектации "амортизированного" Fatboy Pro: широкий руль, маленькая передняя звезда и телескопический штырь выдают в нем "горное" предназначение. В остальных случаях "мягкая" вилка - лишь балласт, увеличивающий общий вес байка.

Посадка - достаточно спортивная, со значительным наклоном вперед, что обеспечивает байку хорошую развесовку, а райдеру позволяет не уставать даже при длительных поездках.

Комфорт и стабильность быстро сделали фэтбайки любимцами среди участников нашей вылазки. В числе тестеров оказалась и самая известная российская мотогонщица Анастасия Нифонтова , которая в процессе подготовки к мотогонкам постоянно тренируется на различных велосипедах - как горных, так и шоссейных, а также принимает участие в соревнованиях по триатлону.

Вот ее резюме:

"Поначалу эти толстячки вызывали улыбку на лицах искушенной вело публики и их даже в шутку прозвали жиробайками. Но, стоило сесть и прокатиться на одном из них хотя бы пару метров, то снисходительная ухмылка сменялась кивком уважения. Однако, улыбка с лица не сходила ни в первом, ни во втором случае.

Большую часть пути мы ехали по песчаным грейдерам и иногда колеса моего велика противно вязли в размокшей песчаной жиже. В какой-то момент и я решила поддаться искушению попробовать в деле смешной жиробайк. Первым же приятным удивлением было то, что весит он практически столько же, сколько мой модный карбоновый кросс-кантрийный вел Olympia.

Делаю несколько оборотов педалями и понимаю, что катится он по противной, размытой дождем грязюке просто великолепно. Большие толстые колеса не вязнут в грязи, они буквально облизывают все мелкие кочки и камешки и тебя не трясет как на стиральной доске. На удивление, по асфальту он тоже прекрасно катится.

А сколько внимания и улыбок окружающих привлекает к себе этот чудо-аппарат! Все, кто встречался нам на пути, с неподдельным любопытством сворачивали шеи, а стоило остановиться сразу же засыпали вопросами. Скажу честно, я искренне влюбилась в этих толстячков и при возможности обязательно бы обзавелась таким милым двухколесным другом для того чтобы с комфортом и удовольствием кататься в прогулочном режиме и при этом оставаться в центре внимания! "

Действительно, с привлечением внимания фэтбайки справляются на все сто. Местные жители показывают пальцами и на минуту перестают лузгать семки. Рыбаки и прочие грибники уважительно смотрят на покрышки низкого давления, спрашивая, насколько тяжело ехать на них по асфальту. В ответ я обычно проезжал мимо них на заднем колесе - мол, как два байта переслать!

Конечно, современные “плюсбайки” (27+ и 29+, велосипеды с легкими покрышками шириной 2.8-3 дюйма) будут более универсальными, но до брутальной эстетики фэтов им как до луны пешком.

Что касается недостатков, то они тоже нашлись. Первый из них - цена, особенно пугающая людей, которые не разбираются в велосипедах и не знаю, сколько они стоят. Байки- на 100% импортный товар, стоимость которого в России напрямую зависит от курса доллара или евро. Fatboy Expert обойдется в 190 тысяч рублей, Pro - на сто тысяч дороже. Самые простые модели фэтбайков Specialized начинаются от 114 тысяч рублей. Топовый карбоновый фэт от “спеша” стоит более 450 тысяч рублей, как спортивные велосипеды… Увы, таковы наши экономические реалии. С другой стороны, в Европе эти велосипеды стоят ровно столько же. Хороший велосипед - штуковина дорогая!

Далее, дисковые гидравлические тормоза Shimano (XT на Pro и Deore на Expert) работали адекватно при сухой погоде, но через несколько часов езды по грязи под ливнем, мощность тормозов на обоих велосипедах несколько снизилась. Возможно, были изношены тормозные колодки - у тестовых велосипедов нелегкая жизнь. Примечательно, что трансмиссия обоих байков при этом работала, как часы.

Еще один недостаток "фэта" вытекает из особенностей конструкции, а точнее, грандиозной ширины покрышек и ободов. Зафиксировать байк на стандартном велобагажнике на крышу автомобиля непросто, для этого необходимо полностью сдувать покрышку. Чтобы избежать этих танцев с бубном, я использовал для перевозки байков пикап Mitsubishi L200.

Два жиробайка и куча всякого барахла поместилась в кузов под крышку без каких-либо проблем.

Подведем итог. Specialized Fatboy - это прекрасный способ разнообразить повседневное катание. Он катит гораздо лучше, чем от него ожидаешь, при этом проходимость просто феноменальная. Лучше всего достоинства "фэта" раскрываются при езде по рыхлому грунту, но и на обычных дорожках он гораздо комфортнее традиционных горных велосипедов.

Это не спортивный велосипед, и это не замена традиционным байкам, но это генератор удовольствия. Если вы ищете новых ощущений от катания, и не боитесь всегда быть в центре внимания, то фэтбайк Specialized - это ваш выбор!

Велосипеды предоставлены на тест магазином

Идеальные условия для езды на велосипеде и Россия - вещи редко совместимые. Полгода лежит снег, еще три месяца - грязь и слякоть, а кататься хочется всегда! Именно поэтому в нашей стране все большую популярность приобретают так называемые Фэт-байки, или «толстые велосипеды» (дословно от англ. fat - «толстый» и bike - «велосипед»). Их можно назвать настоящими внедорожниками веломира, обладающими повышенной проходимостью и вызывающими массу вопросов в головах непросвещенных прохожих.

Несмотря на то, что первый Fatbike появился еще в начале 90-х годов прошлого века, его внешний вид пока непривычен и экзотичен. В первую очередь, разумеется, бросаются в глаза широкие покрышки, и самые распространенные вопросы, которые слышат владельцы фатбайков: «Зачем такие колеса?» и «Это мотоцикл или велосипед?». Давайте попробуем вместе разобраться, что такое fatbike и кому он нужен.

Что такое Fatbike?

Фэтбайк - это велосипед с очень толстыми покрышками (отсюда и название) шириной от 3,5 до 4,8 дюймов (у обычного горного велосипеда ширина покрышек максимум 2,5 дюйма) и низким давлением в камерах (от 0,2 до 2 атмосфер). В остальном обвеска практически не отличается от обвески обычного маунтинбайка (за исключением необходимости только жестких вилок и дисковых тормозов). Широкие колеса берут на себя роль амортизатора и делают езду на fatbike максимальной мягкой и комфортной. Вес фэтбайка колеблется в пределах 14-17 килограммов.

Отцом фэт байков считается житель Аляски и основатель фирмы Wildfire Fatbike Марк Грюнвальд. Суровый климат и короткий велосезон заставили его задуматься над повышением проходимости велосипедов по снегу и мягким грунтам. А для этого нужна большая площадь соприкосновения шин и поверхности дороги. В те времена самые широкие 3-дюймовые шины растягивали на 80-миллиметровых ободах до 3,5 дюймов. Со временем разные производители стали выпускать толстые покрышки и толстые велосипеды (сейчас это Surly, Salsa, Fatback, Fatbikes, Sandman).

Зачем нужны такие колеса?

Ответ на этот вопрос до неприличия прост: чтобы кататься. Кататься зимой и летом, по насту и фирну, по замерзшим рекам и озерам, по мягким грунтам и трейлам, по камням и высокой траве, песку на пляже или даже в пустыне. В общем, fatbike нужен для езды по тем местам, где не пройдет обычный горный велосипед.

Широкие покрышки и большой объем воздуха внутри них при низком давлении в камерах максимально увеличивают площадь соприкосновения и уменьшают давление на поверхность, по которой едет фэт-байкер. Колеса фетбайка буквально растекаются по дороге и скрадывают любые неровности. В результате при наборе скорости появляется ощущение, что велосипед не просто едет, а почти летит над рыхлой поверхностью. При этом на обычной ровной дороге фатбайк может вести себя и как обычный байк - достаточно лишь увеличить давление в шинах. Вот такой универсальный веловнедорожник!

Fatbike - машина полезная и интересная. Его непременно стоит купить, если вы хотите испытать новые ощущения и расширить свои возможности, покататься по необычным трассам в необычных условиях.

Покоритель бездорожья или средство привлечения внимания, модной тренд или минутное увлечение? Как бы ни было, fatbike уже катается по стране, так что стоит познакомится с новичком.

Справка: Fatbike - велосипед с толстыми покрышками. От английского Fat-толстый.

С приходом зимы по всей стране совершается ритуальное действо. Консервация. Нет, не закатывание огурцов в банки. Фанаты велоспорта убирают велосипеды до следующего сезона. И как бы мышцы не просили привычной нагрузки, как бы не чистили дороги – катание по снегу не приносит радости. Малейший лед и снежок в 5 см превращает поездку из удовольствия в тяжелый физический труд. Выбора нет и нужно мыть, смазывать и убирать велосипед до теплой погоды. Или все-таки есть?

Велосипеды убирают до следующего сезона не из-за холода. Правильно подобранная экипировка позволяет комфортно крутить педали хоть весь день при минусовой температуре. Проблема в том, что даже агрессивный протектор на шинах не помогает справиться со снегом и льдом. Похожая ситуация и с жидкой грязью, с песком – колеса вязнут, превращая поездку в силовой акробатический номер. Водители-экстремалы для таких условий ставят специальные широкие шины, позволяющие регулировать давление воздуха. Чем меньше давление, тем больше пятно контакта с дорогой. Так и появился велосипед - Фэтбайк.

Фирмы-производители

Пока в «мире широких шин» есть только три фирмы, выпускающие полные комплекты:

*Отличительная особенность Surly – несимметричные перья вилки, рамы.
**Обода Vicious самые распространенные на рынке.
***Speedwaycycles выпускает самые технологичные и дорогие модели fat-bike.

Конечно, есть еще ряд фирм, выпускающих комплектующие для фэтбайков, но работают они только на заказ и в лучшем случае мелкосерийными партиями. Что же касается шин, то тут «правит бал» фирма Innova. Ее модель Large Marge идет с наклейкой SURLY, но это обозначает лишь тесное сотрудничество этих фирм.

Обычный велосипед и фэтбайк

Стиль катания на велосипеде с широкими колесами сильно отличается от поездок на круизере или горном велосипеде. Значительная инерция заставляет обдумывать радиус поворота заранее, набор скорости происходит гораздо медленнее чем на обычных байках. Даже набрав скорость и удачно вписавшись в поворот, есть шанс уйти в занос. Однако велосипед с широкими колесами придуман не для скоростных поездок.

Преимущества фэтбайков

Не нужно забывать про родину фэтбайка – Аляску. Эта точка земного шара не отличается скоростными трассами и серпантинами горных асфальтовых дорог. Бездорожье и снег являются ее отличительными чертами и фэтбайк создан как раз для этих условий. Отсутствие амортизаторов с лихвой компенсируется большими, толстыми колесами, «съедая» камни и ухабы.

Низкое давление в широких шинах не вывезет в полуметровых сугробах, но по небольшому насту или ледяной крупе помогает ехать без грандиозных усилий. Эта особенность «вездехода» уже замечена владельцами электрифицированных велосипедов. Широкая вилка фэтбайка как будто специально сделана для установки электродвигателя, а мощные обода спокойно допускают утяжеление колес.

Так что с увеличением числа фанатов электротранспорта и все еще неуютными дорогами, можно ожидать бум популярности fat-bike.

Что же это за такие, невиданные на российских просторах большеколёсые велосипеды со странным название "фэтбайк" (Fatbike). По сути - это вполне нормальный горный велосипед с возможностью установки покрышек шириной в 4", для обычного же МТБ велосипеда ограничение - 2.4-2.5". Навеска вполне обычная - переключатели, тормоза, кассеты - всё то же. Существуют сингл-спид варианты фэтбайков. Как правило на эти велосипеды устанавливают жёсткую вилку, с такой шириной колеса ехать очень мягко, поэтому особой нужды в дополнительных амортизаторах нет.

Чтобы не быть голословным и не говорить о том чего не знаю, я обратился к владельцу такого вот фэтбайка - Максиму, использующего его в суровых сибирских условиях. Максим - один из первых людей в России, увлекшихся этим новым видом маунтинбайков и собравший уже несколько подобных велосипедов. И так, всё что вы хотели знать о фэтбайках, рассказывает владелец одного из них.

Судя по ширине колёс, даже самый начинающий велосипедист догадается, что этот велосипед приспособлен не для длительных шоссейных пробегов, его стихия - бездорожье и заснеженные просторы. По опыту знаю, что даже на широких агрессивных покрышках 2.35" ехать по рыхлому снегу весьма затруднительно. Даже на первый взгляд укатанная дорога может быть довольно рыхлой и колёса будут зарываться. Буквально на днях столкнулся с такой ситуацией и если бы дорога всё-таки не улучшилась, то предстояло бы много километров пешки...

RB : Давайте узнаем, насколько в этом плане выигрывает фэтбайк?


Максим
: Итак, я готов рассказать о своем новом приобретении – велосипеде с необычайно мягкими и широкими колесами. Для того чтобы получить представление о том, что он может и для чего мог бы пригодится, надо, прежде всего, вспомнить, что из себя представляет обычный горный велосипед, который в последнее время стал некоторым стандартом для современных любителей велосипеда в России и за рубежом. В России популярность горного велосипеда была определена тем фактом, что горные велосипеды в какой-то период, трудный для российской экономики, стали единственной возможностью приобрести качественную и универсальную машину. Но время шло, и все чаще российские велолюбители стали обращать внимание на то, что помимо велосипеда с колесами диаметром 26 дюймов и шириной 2 дюйма существует немало других разновидностей. Кто-то стал вспоминать, что на своем старом дорожном велосипеде он доезжал до дачи на 10 минут быстрее, чем на приобретенном в последствии американском чуде, у которого стоит включить волшебную комбинацию звездочек 1:1, и езда превращается в сплошное удовольствие, правда сильно растянутое по времени. А кто-то решил идти до конца и озаботился тем, какие же еще возможности может предоставить велосипед без границ.

Так люди впервые обнаружили важную проблему велосипедного катания. Эта проблема заключалась в том, что, несмотря на все прелести, которые предоставляет велосипедисту езда зимой, велосипед все же никак нельзя назвать зимним видом спорта. А как же иначе? Ведь уже пять сантиметров рыхлого переметенного снежка подписывают смертный приговор покатушке на велосипеде любого типа, и если со скользким льдом и снежным накатом еще можно бороться благодаря шипованной резине, то от снега спасения нет. Даже если вы находитесь в отличной физической форме и можете идеально держать равновесие, все равно, после каких-то нескольких километров, прошедший ночью небольшой снежок заставит вас слезть с седла и пойти пешком.

Что прежде всего велосипеду мешает ехать по снегу? Оказалось, что дело не в размере покрышки, а в ее форме. Поэтому, для того, чтобы форма покрышки в месте ее соприкосновения со снегом хоть отдаленно напоминала плоскую поверхность, надо было сделать так, чтобы внутри покрышки давление было минимальным. Законы физики таковы, что уменьшение давления в покрышке могло быть достигнуто только благодаря увеличению ее объема. Таким образом, родился новый тип велосипеда – велосипед с большими объемными колесами на низком давлении или так называемый фэтбайк.

Я являюсь своего рода фанатом зимнего катания на велосипеде, поэтому не мог пропустить такую техническую новинку. Мне нужен был фэтбайк именно для катания по рыхлому снегу. Я уже давно присматривался к таким маршрутам, которые можно было бы соединить воедино участками, проходящими по следу снегохода или прогонами по заснеженному льду больших водохранилищ и озер. И оказалось, что я не прогадал. Здесь фэтбайк полностью оправдал мои ожидания. Я не стану утверждать, что на фэтбайке можно легко летать по снежным завалам, и даже езда по рыхлому снегу требует достаточной физической и технической подготовки. Но меня с первых месяцев зимы потрясла его возможность преодолевать достаточно впечатляющие снежные преграды и сделать многочасовое путешествие в условиях рыхлого покрытия не борьбой с обстоятельствами, а просто целенаправленной работой.

RB : На перспективу я интересуюсь приобретением фэтбайка. Насколько мне известно, в России купить его пока невозможно, поэтому только заказ. Хотелось бы понять во сколько реально обойдётся покупка фреймсета и колёс и насколько сложен процесс заказа? Где можно его заказать?

Максим : На Западе велосипеды с колесами шириной 4 дюйма уже получили достаточно широкое распространение, но до стандартизации этой разновидности велосипеда еще далеко. Тем не менее, помимо нескольких небольших фирм, которые изготавливают необходимые для таких велосипедов компоненты на заказ, существует две крупные велосипедные компании, наладившие серийный выпуск таких компонентов и определившие тем самым некоторые требования по совместимости, которых придерживаются все остальные производители фэтбайков. Такими производителями являются SURLY , VICIOUS CYCLES и INNOVA .


Прежде всего, надо знать, что для сборки фэтбайка понадобится, как минимум, три нестандартные детали
. Это рама и вилка (фреймсет), способные вместить такие широкие колеса, покрышки с камерами шириной 4 дюйма и широкие обода. Если поставить объемные покрышки с низким давлением на узкие обода, то возникнут серьезные проблемы с управлением. Для любого из выпускающихся фреймсетов обязательно надо будет приобрести каретку шириной 100 мм , но эта деталь является стандартной для ДХ велосипедов и ее можно купить даже в местных магазинах. Все остальные детали являются стандартными. Наиболее популярным решением в мире фэтбайка является модель рамы, выпускающаяся фирмой SURLY . Она называется SURLY PUGSLEY . В большинстве крупных американских веломагазинов можно свободно купить велосипед, собранный на этой раме.

Особенностями модели SURLY PUGSLEY являются несимметричные перья рамы и вилки, а также использование задней втулки как на переднем, так и на заднем колесе.

Стоимость фреймсета SURLY PUGSLEY в Интернет магазинах за рубежом колеблется от $500 до $800 и в сезон распродаж может падать до $400 .

Специально для своей рамы фирма SURLY производит обода, имеющие несимметричное расположение отверстий для спиц. Модель ободов называется SURLY LARGE MARGE . Эти обода имеют ширину 65 мм и допускают установку любой стандартной резины шириной больше 2,5 дюймов, соответствующей стандарту 26”. Стоимость одного такого обода около $100. Аналогичные обода, только шириной 80 мм производит фирма VICIOUS CYCLES . Модель называется VICIOUS CYCLES GRASEFUL FAT SHEBA и ее можно так же купить через Интернет по цене от $60 до $90. Дешевизна этих ободов обусловлена простотой их конструкции. Это одностенные штампованные обода с непистонированными отверстиями под головки спиц. Тем не менее, они обеспечивают лучшую устойчивость и, благодаря одностенной конструкции, предоставляют возможность дриллинга с целью снижения веса.

При покупке ободов следует обратить внимание на то, что выпускаются аналоги указанных моделей с симметричным расположением отверстий под спицы. Такие обода подходят только для моделей рам с симметричной конструкцией перьев и не пригодны для фреймсета SURLY PUGSLY.

Покрышки шириной 4 дюйма выпускает фирма INNOVA . На данный момент известно только три модели таких покрышек. INNOVA (SURLY) LARGE MARGE – самая распространенная и самая популярная модель. Ее можно без труда найти на различных сайтах по цене около $100. Эта покрышка является своего рода стандартом для любой модели фэтбайка и выпускается с наклейкой фирмы SURLY. Она присутствует в каталоге SURLY, но на самом деле, так же как и специальная широкая камера, выпускается на INNOVA. Кроме LARGE MARGE, INNOVA выпускает еще два типа покрышек – INNOVA (SURLY) LARRY и INNOVA SPYDER. LARRY – достаточно дорогая (около $120) и редкая покрышка с агрессивным протектором. Она была разработана специально для решения проблемы бокового сноса широких покрышек. SPYDER – наоборот, самая дешевая покрышка шириной ровно 4.0”, которую можно купить, всего за $60.

Кроме стандартных решений, существует много производителей, которые выпускают специфические для фэтбайка компоненты на заказ. Если стоимость стандартного решения на базе SURLY PUGSLY составляет всего около $1500, для России с учетом доставки и таможенных сборов, то кастомные варианты обойдутся гораздо дороже. Стоимость только одного титанового фреймсета, выпускающегося фирмой WILDFIRE FATBIKE , составит больше $1000. Кроме того, большинство таких производителей расположено на родине оригинального фэтбайка (fatbike – это официально зарегистрированная торговая марка фирмы WILDFIRE) – Аляске, и испытывают определенные проблемы с доставкой своего товара в удаленные регионы.

Следует отметить, что теперь, благодаря усилиям моего друга Константина Еремина из г. Ангарска, можно приобрести настоящую фэтбайк-раму в России. Он сам разработал чертежи и добился их согласования и реализации на производственном объединении РАПИД. Теперь качественную раму для фэтбайка можно заказать там.

RB : Существует довольно много моделей фэтбайков, какой всё же лучше выбрать? Хотя, наверное вернее спросить, какой из них наиболее доступен?

Максим : Ситуация на рынке фэтбайков на данный момент такая. Существует только одна фирма, которая выпускает фреймсеты и комплектующие, необходимые для сборки таких велосипедов, серийно. Это американская фирма SURLY. Велосипеды на базе комплектующих от SURLY на данный момент намного опережают другие варианты как по цене, так и по доступности. Помимо SURLY, полный набор комплектующих для велосипедов с колесами шириной 4” выпускают только VICIOUS CYCLES BIKES и SPEEDWAYCYCLES BIKES.
Первая прославилась своими знаменитыми ободами FAT SHEBA шириной 80 мм. У таких ободов есть целый ряд преимуществ: они относительно дешевые, доступны во многих Интернет-магазинах, имеют одностенную конструкцию, которая позволяет легко снизить вес за счет несложной процедуры дриллинга. Вторая фирма известна своими очень дорогостоящими и высококачественными компонентами для фэтбайков. Это и титановые рамы, изготовленные на знаменитом производстве титановых рам Lynskey , и легкие дриллинговые обода шириной 70 мм и весом всего 800 грамм, и даже специальная трехкомпонентная система с полой осью и внешними подшипниками, рассчитанная на кареточный узел шириной 100 мм и весящая легче XTR от Shimano. Самая дорогая модель фэтбайка от SPEEDWAYCYCLES, которая называется FatBack, весит всего 9,5 кг! Таким образом, американский рынок предоставляет широкий выбор вариантов в самом широком диапазоне цен. Этот диапазон простирается от примерно $1200 за самый простой вариант SURLY PUGSLY до $3000 - $4000 за флагманский FаtBack.

По праву изобретателем фэтбайка стоит считать проживающего на Аляске Марка Грюнвальда. Он является основателем самой первой фирмы, выпускающей компоненты для фэтбайков. Эта фирма называется WILDFIRE FATBIKE. Кстати, название «фэтбайк» было впервые придумано им же, и является зарегистрированной торговой маркой WILDFIRE. Марк Грюнвальд начал с выпуска фреймсетов, которые он комплектовал ободами от теперь уже несуществующего производителя REMOLINO и покрышками NOKIAN GAZZALODY 3.0”. Трехдюймовые покрышки растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3.5”, и это впоследствии положило начало развитию особой тенденции под названием «псевдофэтбайк».
Дело в том, что большинство рам для экстремального катания способно вместить в себя покрышки шириной около 3.0”, установленные на широкие обода, заметно увеличивающие объем колес. Такая конструкция может стать гораздо более доступным и бюджетным аналогом фэтбайка, потому что фэтбайк – это на 50% большие колеса и на 50% низкое давление в них. В данный момент WILDFIRE выпускает широчайший спектр рам и вилок высокого качества из стали марки COLUMBUS . Эти рамы выглядят настоящими произведениями искусства и весят меньше 2 кг, что очень неплохо даже для лайтового XC хардтейла.

Стоит сразу оговориться, что только две фирмы – SURLY и VICIOUS CYCLES BIKES – находятся на основной территории Америки и имеют возможность свободно распространять свою продукцию по всему миру. Такие фирмы, как SPEEDWAYCYCLES BIKES, WILDFIRE FATBIKE и 9:ZERO:7 находятся на Аляске и испытывают серьезные проблемы с отправкой своих компонентов и рам даже в Европу, не говоря уже о России.


RB
: Вот, к примеру такая ситуация. Человек не хочет держать несколько велосипедов, а вместо этого приобретает фэтбайк и несколько комплектов колёс дня него - толстых и обычных. Насколько я понимаю, проблем тут быть не должно? То есть, может ли фэтбайк быть единственным велосипедом или он всё же больше нужен для зимних развлечений и катания в своё удовольствие? 🙂

Максим : Здесь все зависит от предпочтений и требований, которые предъявляются к каждому из используемых стилей катания. Но, тем не менее, фэтбайк в этом отношении предоставляет уникальную возможность совместить в одном велосипеде самых широкий спектр велосипедных направлений и стилей катания. Все, что для этого надо сделать – это собрать две пары колес. Одна пара колес собирается на стандартных ободах шириной 2-2,5 см и диаметром 29”, а другая на широких ободах, рассчитанных для установки привычных для фэтбайка покрышек шириной 4”. В идеале стоит еще приобрести амортизационную вилку для горного велосипеда с колесами стандарта 29”, например – FOX F29er 100 мм. Дело в том, что внешний диаметр колес с покрышками шириной 4” в точности соответствует диаметру колес стандарта 29”, и все рамы и вилки фэтбайков выверены на использование колес этого стандарта.
Таким образом, путем простой перестановки колес и покрышек можно легко получить сразу и собственно фэтбайк, и классический «найнер», и даже шоссейный велосипед, установив на 29-дюймовые обода шоссейный клинчер, шириной 25-27 мм. Можно даже заменять жесткую вилку фэтбайка на амортизационную вилку стандарта 29”, но для этого следует убедиться, что высота ног жесткой вилки вашего фэтбайка соответствует высоте ног амортизационной вилки, которую вы хотите использовать, иначе угол рулевой колонки окажется сильно завален.

RB : Насколько просто приобрести обода, покрышки и камеры для фэтбайка, какова примерная стоимость?

Максим : Все перечисленные комплектующие можно легко приобрести в зарубежных Интернет-магазинах. Стоимость покрышек колеблется от $60 до $120 за одну покрышку. Обода обойдутся по цене от $70 и выше. Кроме того, есть замечательная американская фирма CHOPPER US , которая производит и продает обода для Чопперов и Круизеров. Эти обода имеют одностенную конструкцию, выпускаются шириной от 80 до 100 мм и подходят для использования с фэтбайками. Кроме того, обода CHOPPER US стоят от $30. Существует только один вариант специализированной камеры на размер 4”. Такие камеры производит фирма INNOVA по заказу SURLY. Эти камеры также очень легко найти и купить в Интернете. Их стоимость колеблется около $10. На зарубежных форумах есть описания успешного использования бескамерных вариантов сочетания ободов LARGE MARGE и покрышек ENDOMORPH , например, на основе технологии ghetto tubeless.


RB
: Расскажите про управление фэтбайком. Всё ли так же как на обычном МТБ или есть какие-то особенности в поведении? Наверняка они есть...

Максим : Первое, на что обращаешь внимание, когда садишься на фэтбайк – это потрясающая курсовая устойчивость и плавность хода. Как ни странно, массивные колеса ни в коей мере не влияют на легкость хода, а только придают движениям несколько более тяжелую динамику разгона. Разница между динамикой фэтбайка и обычного МТБ имеет тот же порядок, что и разница между обычным МТБ и шоссейным велосипедом. Хорошая курсовая устойчивость имеет и негативную сторону. Для уверенного управления фэтбайком может потребоваться руль шириной не менее 700 мм. Так или иначе, катаясь на фэтбайке по дорогам общего пользования, всегда следует помнить об этой его особенности, чтобы не помешать движению автомобилей и пешеходов при совершении маневра. Тяжелая динамика разгона также накладывает некоторые ограничения на используемые в комплектации фэтбайка компоненты. Например, в тормозной системе фэтбайка целесообразно использование только качественных дисковых тормозов с диаметром диска не менее 185 мм. Мой опыт езды на стальной раме SURLY PUGSLEY выявил очень приятную особенность фэтбайка, которая заключается в исключительной комфортности езды по гравийным дорогам и курумистым осыпям. Мягкие широкие покрышки хорошо гасят мелкие вибрации, а стальная рама является своего рода одновременно и демпфером и амортизатором, настроенным на обработку препятствий более внушительного размера, чем мелкие камушки.

Самой главной проблемой при управлении фэтбайком является боковой снос. Особенно много неудобств он доставляет на скользких покрытиях. С ним можно относительно успешно бороться установкой покрышек со специальным продольным протектором, например – SURLY LARRY, или выбором оптимального давления, но даже в этих случаях следует всегда помнить об опасности создать помехи окружающим. К слову сказать, все сложности в управлении фэтбайком в меньшей степени представляют опасность для самого райдера в силу его исключительной устойчивости, которая позволяет, например, удерживать при небольшой тренировке равновесие, стоя на месте и вообще не держась при этом руками за руль. Поведение фэтбайка очень сильно зависит от давления в покрышках. Эксперименты с давлением позволили сделать следующие выводы.

При давлении в 20-25 PSI поведение велосипеда почти ничем не отличается от поведения обычного МТБ ригида – он легко преодолевает подъемы, отлично маневрирует, быстро разгоняется и требует значительных усилий рук и ног, чтобы обрабатывать крупные неровности трассы.
При давлении в 10-18 PSI велосипед по своим ходовым качествам максимально приближен к трейловому
короткоходному хардтейлу. Помимо гораздо большего удобства при езде по техничным подготовленным трассам он уже начинает приобретать заметный уклон в сторону своего основного назначения – на нем становится возможной езда по достаточно глубокому снегу, песку и бездорожью, изобилующему многочисленными неожиданными препятствиями в виде болотных кочек или скрытых травой поваленных стволов деревьев. Такое давление является наиболее универсальным вариантом, который можно порекомендовать как для освоения езды на широких покрышках, так и для повседневного использования. Стоит заметить, что на твердых покрытиях при давлении ниже 15 PSI уже начинают возникать проблемы с управлением.

При давлении в 5-7 PSI начинается самое интересное – велосипед приобретает возможность легко передвигаться по глубокому снегу и очень рыхлому сухому песку, обнаруживает удивительную устойчивость при перемещении по жидкой грязи, которая моментально очищается с сильно деформированных почти гладких покрышек. Комфортность езды по пересеченной местности достигает масштабов короткоходного двухподвеса. Например, передвигаться по местности, изобилующей крупными болотными кочками, можно не вставая с седла. Это совсем неудивительно, так как деформация покрышек в данной ситуации может достигать более 50 %, т.е. свыше 4,5 см плюс вышеупомянутые 2 см деформации перьев рамы и вилки – в итоге, до 7 см хода спереди и сзади.
Становится возможной свободная езда по гладкому ровному льду. Занос велосипеда на таком льду напоминает движение стирательной резинки по глянцевому листу бумаги. Но именно при таком давлении начинаются заметные проблемы с управлением на твердых покрытиях. Особенно неприятным это явление становится в случае очень неровных твердых покрытий – велосипед бросает из стороны в сторону, и он настолько перестает слушаться руля, что временами приходится слазить с него и проходить критичные участки пешком. Я неоднократно встречал в различных источниках рекомендации по использованию с предельно низкими давлениями в покрышках ENDOMORTH 3.7 ободов шириной 80 мм (например – VICIOUS CYCLES FAT SHEBA) вместо штатных 65 миллиметровых SURLY LARGE MARGE.


RB
: Для обычных велосипедных колёс существует неплохой выбор зимних шипованных покрышек. Для фэтбайка, насколько мне известно, их нет. Как себя ведёт фэтбайк на скользкой поверхности? Ведь на обычных 2.1 покрышках на льду очень неудобно...

Максим : Самая распространенная проблема, заставляющая велосипедистов, катающихся зимой, тратить деньги на шиповку – снежный накат. Плотность и степень обледенелости снежного наката могут варьироваться от пористой корочки, на которой остается отчетливый след покрышки, до твердой леденистой поверхности, отшлифованной до блеска колесами автомобилей и подплавленной горячими выхлопами. Смело могу уверить, что Эндоморфы, накачанные до 15 PSI, очень успешно справляются со всеми видами этого зла, но похуже шипованной резины. Разница с шипованной резиной начинает чувствоваться в следующих случаях: когда скорость выше 15 км/час на очень скользком накате; когда надо резко заложить крутой вираж на средне скользком накате; когда поверхность очень неровная на средне скользком накате; когда крутизна подъема превышает 12% при очень скользком накате. Речь здесь идет о сравнении с пятирядной шиповкой типа ISP, но обычная городская двухрядка доставит гораздо больше проблем, чем Эндоморфы,
которые, как ни странно, отлично держатся даже на абсолютно голом льду или льду, слегка присыпанном снегом, если поверхность такого льда достаточно ровная. Кроме того, я уже упоминал о совместимости рам фэтбайков с колесами 29”. Для таких колес выпускается очень много вариантов шипованной резины. Если предполагается на какой-то период времени использовать фэтбайк в условиях твердых и скользких поверхностей, то можно на этот период установить колеса такого стандарта. Я встречал на форумах информацию, что на Аляске нередко, в качестве компромиссного варианта, устанавливают на обода шириной 65 мм пятирядную шипованную резину NOKIAN FREDDY REVENZ 26x2.35”.

RB : Насколько накатист фэтбайк? Понятно что есть разные покрышки, могут быть разными другие комплектующие, но возьмём в среднем. Если сравнивать с обычным МТБ, насколько страдает лёгкость езды? Или может быть не страдает? 🙂

Максим : Накатистость фэтбайка стала для меня самым главным сюрпризом, который во многом определил мою философию его использования. Дело в том, что всегда можно найти такие условия на снежном покрытии, где даже фэтбайк попросту застрянет. Самым главным достоинством фэтбайка, на мой взгляд, является не его возможность проехать там, где не может проехать обычный МТБ, а возможность экономить много сил там, где на обычном МТБ езда быстро превращается в утомительное испытание. Для зимы справедлива истина, что уже 5 см рыхлого снега подписывают классическому МТБ смертный приговор.
Даже если консистенция снега позволяет на двухдюймовых покрышках свободно перемещаться, все равно при использовании агрессивной зимней резины уже после нескольких километров пути начинает накапливаться заметное утомление. Я был сильно поражен, когда обнаружил, что даже при езде по едва прикрытому снежком льду фэтбайк имеет гораздо более легкий накат, чем лайтовый хардтейл с шипованной резиной SCHWALBE ICE SPIKER PRO. Более того, при езде по более глубокому снегу на скоростях порядка 15 км/час фэтбайк может перейти в режим глиссирования. Этот режим характеризуется резким уменьшением сопротивления качению и приятным психологическим состоянием, граничащим с состоянием эйфории. Я испытывал фэтбайк на предмет накатистости на асфальтовом покрытии. Я не обнаружил каких-либо существенных отличий от обычного дорожного велосипеда. В этом нет ничего удивительного, потому что покрышка SURLY ENDOMORPH – это практически полуслик и при давлениях свыше 20 PSI она отличается от обычных покрышек только большей инерцией.

RB : Давайте подведём итог. Для чего вообще нужен фэтбайк? В каких условиях и кому он может быть необходим?

Максим : Мое мнение таково, что фэтбайк прежде всего раскрывает широкие возможности для длительных путешествий в условиях с очень сложным покрытием. Прежде всего это относится к песку, снегу, болоту, курумистым осыпям и любому типу бездорожья, которое встречается в лесах и степях. Ключевым словом для правильного использования фэтбайка является «неторопливость». Это ни в коем случае не обозначает, что фэтбайк едет медленно – просто он не любит суеты.
фэтбайк не любит резких ускорений, его начинает подбрасывать на больших скоростях, на неровностях грунта как футбольный мячик. Но стоит успокоиться и глубоко вздохнуть, как он плавно пронесет вас с огромной скоростью через немыслимые препятствия на гигантские расстояния, как могучий океанский лайнер или космический корабль, обладающий невероятным ресурсом энергии. Только в данном случае энергия заключена в самом велосипедисте, а фэтбайк только позволяет ее правильно высвободить и направить.

RB : Ну и последний вопрос. Зачем Вам фэтбайк? Почему решили купить такой необычный велосипед? Оправдал ли он ожидания?

Макси м: Я впервые увидел фэтбайки на фотографиях форума MTBR в декабре 2009 года. Меня сразу привлек необычный и вместе с тем очень гармоничный вид этих велосипедов. Я всегда был фанатом зимнего трейлрайдинга и не мог пропустить такое явление. Чем больше я узнавал об этой технической новинке, тем больше мне хотелось попробовать на ней прокатиться. Переломным моментом в моем желании приобрести фэтбайк стало открытие того, что рядом со мной живет человек, который тоже бредит толстоколесыми велосипедами, способными легко перемещаться по снегу.
Вместе с этим человеком, профессиональным гонщиком кросскантри, марафонцем, живущим в городе Ангарске, Костей Ереминым мы составили и реализовали план приобретения трех настоящих фэтбайков для него, меня и моей дочери Саши, которая занимается шоссейными велогонками. История приобретения наших велосипедов была очень долгая и насыщенная разнообразными событиями: открытиями, радостями и разочарованиями. Но после приобретения фэтбайка я еще ни разу не пожалел о принятом решении, и каждое новое приключение, которое дарит нам фэтбайк, убеждает нас, что мы сделали правильный выбор.

Мероприятия (эвенты) с участием фэтбайков

http://www.susitna100.com - зимний марафон в котором на равных соревнуются бегуны, лыжники и велосипедисты
http://www.freespiritwear.com/akadventures.htm - классические примеры того, как можно использовать фэтбайк
http://www.wildfirecycles.com/links.html - очень полный список ссылок на соревнования и другие мероприятия с участием фэтбайков

Техническая и общая информация о фэтбайках

http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=65300 – ссылка на тему на форуме Веломания, где обсуждается велосипед Максима, собранный на раме SURLY PUGSLEY

http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=72887 - ссылка на тему на форуме Веломания, где обсуждается велосипед Константина, изготовленный на базе титановой рамы производства РАПИД

http://angara.net/text/10/0127/ - популярная статья на иркутском спортивном портале, посвященная тому, как были собраны и испытаны первые в нашем регионе фэтбайки

– подборка материалов из ЖЖ Максима, посвященных фэтбайком (по тегу – «фэтбайк»)

PS. Выражаю огромную благодарность Максиму за подробнейшую статью по этим замечательным велосипедам! Если у Вас будут вопросы, то можете оставить их в комментариях.

Велосипед фэтбайк, что это? Новый виток в эволюции горного велосипеда или просто кто-то снова решил изобрести велосипед? Давайте разбираться, что это за фэтбайк, а также кому и для чего он подойдет.

Фэтбайк – это русское написание английского слова fatbike, состоящего из двух частей fat (фэт) – толстый и bike (байк) – велосипед, т.е. дословно название такого внедорожного велосипеда – толстый велосипед. Глядя на фэтбайк или просто фэт, сразу становится ясно, что речь идет о его колесах, которые значительно толще колес горных велосипедов.

Для чего нужен фэтбайк?

Так что же такое фэтбайк? Это внедорожник среди велосипедов. Байк для тех, кто любит бескомпромиссное катание круглый год. Благодаря своим толстенным колесам fatbike обладает повышенной проходимостью не только по пересеченке – стихии горных велосипедов. Он легко едет по сухому песку, пашне, снегу и полнейшему бездорожью. Отсюда другое название фэтбайка – snowbike, т.е. «снежный велосипед».

Можно ездить по городу зимой!

Там, где горный велосипед, даже на специализированной грязевой резине, заставляет байкера чувствовать себя не очень уверенно, и даже может вынудить временно стать пешеходом fatbike чувствует себя как рыба в воде.

Что же главное в фэтбайке?

Но толстые колеса, это не главная фишка фэтбайков. Главное – это низкое давление в шинах, которое они могут иметь без опасности прокола или пробоя колеса благодаря своим здоровенным покрышкам, которые иногда достигают 5,5 дюймов и широченным ободам от 65 до 100 мм. Всё это позволяет держать давление в камерах фэта в пределах от 0,5 атм. до 2 атм.

Шикарный фэтбайк

Главное преимущество “толстяка” или, как писалось выше, snowbike также и главный недостаток. Гравитация беспощадная сила и такие большие колеса будут стремиться к земле с удвоенной (если не утроенной) силой, чем колеса горного велосипеда. Ведь одно колесо фета весит около 3 кг! Но и тут есть лазейки. В ободе можно насверлить кучу дыр, что и делают многие производители.

Частично компенсирует вес отсутствие необходимости амортизационной подвески для фэта. Переднюю вилку на них ставят с амортизатором, но особой нужды в этом нет, т.к. ход и без этого настолько мягкий, что даже дорогой двухподвес, с качественной подвеской будет табуреткой в сравнении с диваноподобным фетом.

Для многих байкеров это даже важнее, чем вездеходность велосипеда фэтбайк. Особенно ощутима разница на гравийке, и других мелких неровностях дороги, заставляющих дрожать горный велосипед и того, кто на нем сидит мелкой дрожью.

Еще одно преимущество фэтбайка – необычный внешний вид. Хоть они и появились не вчера, но их все равно еще очень мало и вниманием вы точно не будете обделены, как со стороны пешеходов, так и водителей.

Сложно ли кататься?

Хоть на первый взгляд кажется, что ехать на фетбайке чрезвычайно сложно. Это не так. Современные фэты устойчивы и надежны. Несмотря на большие колеса, ход у фэтбайка почти не отличается от обычного велосипеда, а благодаря такой же трансмиссии, легко подобрать подходящее передаточное число для комфортной езды, как в городе, так и по труднопроходимой местности. Ехать на fatbike станет значительно тяжелее только на скорости выше 25-30 км/ч. Если вам нужно быстрее, велосипед фетбайк не подойдет.

По камушкам не разгонишься

Но и тут нашелся выход – электро фэтбайк. Это тот же велосипед, только с мотором внутри колеса или в кареточном узле, и аккумулятором на раме или велобагажнике. Оптимальнее конечно когда аккумулятор расположен на месте бутылки. И эргономичнее смотрится и центр тяжести ниже. И удобно снять и зарядить. А не переть весь байк, как модели о встроенным в раму аккумулятором, которые, кстати, дороже.

Да, толстячёк с моторчиком будет тяжелее, но вы это заметите только когда будете его поднимать или когда сядет аккумулятор. Педали у электрофета, кстати, останутся, и ехать с разряженным аккумом можно, просто, крутя их.

Преимущества электро фэтбайка на лицо – высокая скорость. Заряда аккумулятора (в зависимости от ёмкости и интенсивности езды, конечно) хватит на поездку до 100 км. Не стоит забывать про возможность использовать силу мотора как помощь при педалировании, что, кстати, очень экономит батарею. Или можно, накатавшись собственными силами, позволить электромотору довезти вас домой, устав крутить педали.



mob_info