Велосипедные походы 6 кл обж презентации. Велосипедный туризм. Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека

Велосипедные походы и безопасность туристов»

Цель урока:

  1. Получить знания по безопасному проведению велосипедных походов.
  2. Сформировать сознательное отношение учащихся к обеспечению собственной безопасности при осуществлении велосипедных походов.

Задачи урока:

  1. Изучить составляющие элементы безопасности на этапе подготовки к проведению велосипедных походов.
  2. Рекомендации по обеспечению безопасности в период выполнения велосипедных походов.

Форма проведения урока: беседа с элементами опроса учащихся по ранее изученному материалу.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Карты.
  2. Компас.
  3. Правила дорожного движения (ПДД).
  4. Учебник ОБЖ.
  5. План – конспект урока.

Время: 40 минут.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительная информация для связи с предыдущими темами – 3 мин.
  3. Мероприятия по обеспечению безопасности предстоящего велопохода на этапе подготовки к нему:
  • выбор маршрута, дополнительное изучение вопросов ориентирования на местности и специальные тренировки по отработке действий в нештатных (аварийных) ситуациях – 5 мин;
  • изучение требований ПДД к движению велосипедистов – 5 мин;
  • подготовка велосипеда и снаряжения к безопасному проведению предстоящего похода – 5 мин.
  • экипировка велосипедиста для велопохода – 5 мин.
  • отработка навыков по оказанию первой помощи - 2 мин.
  1. Меры безопасности в период проведения велопохода – 10 мин.
  2. Подведение итогов и домашнее задание – 3 мин.

Раскрыть значение данной темы в общих правилах безопасности во время активного отдыха на природе (пешеходные, лыжные, водные, однодневные и многодневные походы). Убедить учащихся в необходимости освоения правил безопасного поведения при осуществлении велосипедных походов. Показать связь полученных знаний и навыков с личной безопасностью, при проведении туристических велопоходов

Мероприятия по обеспечению безопасности предстоящего велопохода на этапе подготовки к нему.

Залогом успешного, безопасного прохождения маршрута в первую очередь является тщательная и всесторонняя подготовка к походу или путешествию. Это предполагает:

 составление (планирование) маршрута, сбор сведений об особенностях района путешествия, об учете конкретных условий движения, которые встретятся именно в этой местности;

 подготовка участников к походу;

 подготовка снаряжения;

 экипировка велотуристов;

 подготовка велосипеда к походу.

При составлении маршрута необходимо исходить из возможности преодоления его на велосипеде всеми участниками похода. Маршрут может проходить по равнинной, горной, пустынной местности. Начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая честь маршрута идет по лесистой местности.

Для велосипедного путешествия лучше выбрать дороги с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием. Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта.

Формирование и подготовка группы для похода имеет огромное значение для обеспечения безопасности во время похода.

Многодневные походы и путешествия на велосипедах лучше совершать группой 4 – 6 человек. Такая группа наиболее мобильна и способна быстро оказать необходимую помощь пострадавшему туристу и устранить техническую неисправность велосипеда.

Прежде всего необходимо оценить физическую подготовку будущих участников похода, их возраст. Управлять велосипедом на дорогах ПДД разрешается лицам не моложе 14 лет, но юным туристам, достигшим 12 лет, можно участвовать вместе с родителями в велосипедных походах выходного дня, при условии хорошего знания Правил дорожного движения и обязанностей велосипедиста. Непременным условием для велотуриста должны быть хорошие навыки вождения велосипеда, умение оценивать техническое состояние велосипеда не только при подготовке к походу, но и в процессе езды.

Еще одно условие формирования группы - психологическая совместимость ее членов. Желательно, чтобы были члены группы с медицинской подготовкой.

Подготовка к походу участников должна включать:

 отработку практических навыков по оказанию доврачебной помощи;

 тренировки по отработке действий в различных аварийных ситуаций;

 дополнительное изучение правил ориентирования на местности (особенно для походов в пустынной местности);

 изучение ПДД и дополнительных требований к движению велосипедов.

В процессе отработки навыков по оказанию доврачебной помощи необходимо укомплектовать медицинскую аптечку для похода.

В походе могут быть различные незапланированные особые случаи (нештатные ситуации), поэтому наиболее возможные необходимо отработать перед походом, что положительно скажется на безопасности похода. Это могут быть: падения, встреча с животными (собаками и …), сложные участки маршрута, опасные погодные условия (грозовая деятельность) и так далее.

Совершенствование навыков по правилам ориентирования на местности проводить с использованием карты, компаса, по Солнцу. В группе в походе должно быть как минимум два компаса и две карты.

Выполнить быстрый опрос по использованию карты и компаса для ориентирования на местности.

Провести опрос учащихся по знанию дополнительных требований ПДД к движению велосипедов.

Члены группы должны углублено изучить общие ПДД.

Подготовка велосипеда и снаряжения к походу – важный фактор безопасности похода. При подготовке к походу необходимо тщательно осмотреть и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колес и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. Проверить велосипед на ходу. Особую опасность представляют собой туклипсы для тех, кто ими начал пользоваться недавно, когда человек в экстренной ситуации не успевает выдернуть ногу из туклипсов и падает. Поэтому необходимы специальные тренировочные поездки для привыкания к туклипсам, лучше по мягкой дороге или луговой траве, при этом для выработки рефлекса следует периодически по очереди вынимать ноги из туклипсов, отталкиваться от земли и снова ставить на педали. Поначалу не следует сильно затягивать ремни туклипсов.

Необходимо подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута. В снаряжение туриста кроме обычных вещей, необходимых в любом походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.) обязательно должен входить ремонтный набор (комплект гаечных ключей, плоскогубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос, запасные детали). На велосипедах направляющего и замыкающего к багажнику сзади рюкзака крепятся красные флажки (для водителей автотранспорта обозначают начало и конец колонны велосипедистов). У направляющего и замыкающего должны быть велозеркала заднего обзора, у замыкающего – свисток для экстренной остановки группы.

Экипировка велотуриста должна быть подобрана с точки зрения безопасности велопохода (в движении и на биваке) Куртки, в первую очередь направляющего и замыкающего, надо иметь яркого цвета (красного, оранжевого, желтого). Обязательны во все времена года и в любую погоду головные уборы, в горных районах необходимы шлемы. Необходимо иметь сменное нижнее белье, 3-4 пары носков, велоперчатки, кроссовки для езды и легкие тапочки для отдыха, шерстяной свитер, штормовку.

Меры безопасности в период велопохода должны выполняться неукоснительно.

Перед самым выездом на маршрут необходимо провести инструктаж участников похода по безопасности движения, по технике безопасности в разных походных ситуациях.

В процессе движения необходимо помнить основные рекомендации по безопасности.

Через 20 – 25 мин. после начала движения рекомендуется сделать технический привал, для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков.

Повышенное внимание на спусках и подъемах. Короткие и некрутые подъемы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком. На спусках следует притормаживать с самого начала спуска, выдерживая дистанцию 10 – 12 м. Крутые повороты на спусках проезжать на малой скорости. Тормозить на спусках следует плавно без рывков. На сложных участках ремешки туклипсов должны быть ослаблены.

В жаркие дни головные уборы не снимать, солнечные ванны принимать дозировано, постепенно.

При приближении грозы нужно искать укрытие.

При плохой видимости надо двигаться компактной группой на малой, скорости или даже пешком.

Преодоление бродов и переправ осуществлять основательно и без спешки.

Съезд на обочину и выезд на проезжую часть должен быть осторожным (рыхлые обочины).

На дороге с плохим покрытием (разбитый асфальт, ямы, глубокая колея и т. д.) нужно увеличить дистанцию до 5 – 7 м. На скользкой мокрой дороге надо снизить скорость, увеличить дистанцию, резко не тормозить. На лесных тропах и дорожках не следует быстро разгоняться, могут быть канавы, крутые спуски.

В походе при остановках, проверять давление в шинах, состояние покрышек, центровку колес, крепление руля, багажник, натяжение цепи и спиц, величину люфта колес, крепление гаек колес, педалей.

После любой остановки перед тем, как начать движение, проверить надежность упаковки и крепление груза на переднем и заднем багажниках.

На магистралях велосипедисты должны проявлять уравновешенность, ехать как можно прямолинейнее и ближе к краю полотна дороги, без надобности не маневрировать.

Следует остерегаться грузовиков с сеном, прицепами и длинными грузами.

Перед тем, как остановиться, велотуристы должны съехать на обочину, даже если не видно машин. Не следует останавливаться на мостах, железнодорожных переездах, крутых спусках, на закрытых поворотах.

Полностью должны быть исключены поездки в темноте. Место для ночлега следует начинать подыскивать не позднее, чем за два часа до наступления темноты.

При встрече с животными (собаками) использовать громкие хлопушки – петарды, если их нет, то лучше остановиться.

Учитывать влияние усталости на внимание, реакцию, координацию, движения, на технику езды велосипедиста, а значит – на безопасность . Предупреждение переутомления в походе – одна из главных задач по обеспечению безопасности на маршруте. По наименее тренированному участнику похода руководитель группы должен выбирать темп движения. При появлении переутомления участник должен сообщить руководителю похода об этом. Первый признак усталости велотуриста – его отставание от группы. Пытаясь догнать остальных, он выматывается еще больше, появляется рассеянность внимания, ухудшается реакция и координация движений. Необходим отдых, а после него перераспределение груза в группе.

Безопасность путешествий определяется в немалой степени дисциплиной в группе, слаженностью действий ее членов, психологическим климатом группы.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся, дать домашнее задание на следующий урок.




Велосипедные походы и безопасность туристов

План урока:

  • Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам.

  • Подготовка к велосипедному походу.

  • Особенности личной безопасности участников велосипедного похода .


  • Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. В Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж.


  • Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека.

  • Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет


  • В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растет, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширилась возможность велосипедных походов.


  • Основные требования к техническому состоянию велосипеда:

  • велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал

  • при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета.

  • при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности


  • В снаряжение для велопохода входит:

  • палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование…

  • одежда, с учетом климатических условий

  • ремонтный набор


  • Обеспечение безопасности велопохода:

  • соблюдение Правил дорожного движения

  • при движении учитывать состояние дороги

  • не продолжать движение при плохой видимости

  • постоянно следить за состоянием велосипеда


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Велосипедные походы и безопасность туристов Выполнила: Ученица 6 класса «Б» МАОУ «Школа №84» Голованова Ольга

В настоящее время все более популярна ориентация людей на здоровый образ жизни. На первый план выходят доступные и простые виды активного отдыха. Один из таких видов -велосипедный туризм. Велосипед является одним из эффективных средств передвижения, он относительно дёшев, манёврен, автономен, бесперебоен и прост в управлении.

Существует несколько направлений обеспечения безопасности в велотуризме и связаны они с разными условиями.. Первым и непременным условием безопасности является знание и безусловное выполнение правил дорожного движения на всём протяжении маршрута. Это касается разметки дорог, знаков, правил обгона и т.д. Велотурист должен знать не только свой маневр, но и возможные действия всех участников движения - пешеходов, автомобилей и других транспортных средств. Велосипед приравнивается к другим транспортным средствам, поэтому велосипедист, должен помнить об ответственности, лежащей на нем.

Чрезвычайно важное значение для обеспечения безопасности велопохода имеет правильная организация движения. Участники должны двигаться друг за другом плотной группой в одну колону. Направляющим идет инструктор, замыкающий назначается инструктором. Обычно это механик, санитар или наиболее опытный участник. Замыкающий никогда и никого не должен оставлять позади себя. Желательно, чтобы направляющий и замыкающий были одеты в яркую одежду (красную, оранжевую), или имели на спине крупные нашивки. Сознательное соблюдение велотуристами безопасной скорости и дисциплинированность на маршруте позволит предупредить аварии и обеспечить групповую безопасность похода.

Безопасность похода зависит от метеорологических условий. Решение продолжать движение, снизив темп, или переждать непогоду, скорректировав график похода, принимается исходя из следующего: обладает ли группа достаточным опытом езды в таких погодных условиях и позволяет ли продолжать движение дорожная обстановка; является ли ненастье затяжным или кратковременным; есть ли у группы необходимое снаряжение для движения в дождь (снег) и есть ли перспектива в конце дня обсушиться и согреться.

Следует полностью исключить из практики велотуристов передвижение в тёмное время суток, так как безопасность в это время резко снижается из-за недостаточной освещенности дороги и ее обочин. Кроме того, свет фар встречного автотранспорта, даже при мало интенсивном его движении, практически лишает велосипедиста зрения, адаптация же происходит медленно и может длиться до 5 минут.

Немаловажным условием в деле обеспечения безопасности движения является правильное распределение груза между участниками группы. Чрезмерная нагрузка может привести к быстрому утомлению: отсюда потеря координации, что в свою очередь может вызвать падение. Поэтому, чтобы не допустить такого явления, необходимо перед выходом на маршрут распределить весь груз между участниками, учитывая силы каждого

Наиболее сложным является проезд группой населенных пунктов, особенно крупных. Безопасность велотуристов при этом зависит от чёткого группового маневрирования и выполнения правил дорожного движения. Условием успешного маневрирования в городе является сохранение колонны, ее строя. Руководитель должен хорошо знать расположение транспортных магистралей и улиц города и заранее наметить наиболее короткие и простые пути к интересующим объектам.

Проблемы могут возникнуть и вследствие травм участников похода, возможных заболеваний и ухудшения состояния велосипедиста в целом. В зависимости от серьезности заболевания можно просто на время разгрузить участника, устроить дневку, но может потребоваться и срочная доставка его в больницу или отправка домой. Если поломка или болезнь произошли в группе школьников, то отправить участника с маршрута можно только в сопровождении взрослого. Если это невозможно, то вся группа бывает вынуждена прекратить поход.

Во многом безопасность велопохода определяется качеством и состояние снаряжения. Кроме велосипеда, это: насос со шлангом и переходником, велокамера, индивидуальный набор инструментов и запасных частей, масленка, велокомпьютер, чехол для перевозки велосипеда, чехол для защиты от дождя седла и компьютера, фляга, велорюкзак или переметные сумки в комбинации с обычным рюкзаком, велосумки на передний багажник, велосумка на руль, резинки для крепления груза, защитные чехлы для защиты велорюкзака от дождя, фонарь велосипедный, тросик с замком, велорубашка, веломайка, велотрусы, велорейтузы (для холодной погоды), велошлем, велоперчатки, велотуфли, запасные педали, фара, задняя мигалка, флягодержатель, велосипедный замок.

Ваш тур на велосипеде, ваше новое приключение в жизни станет особенным и непохожим ни на одно из тех, о которых вы могли прочитать или услышать от других путешественников. Не большие трудности в пути, которые могут произойти с каждым, будут вспоминаться с особым трепетом и теплом, как самые яркие моменты.





Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. В Санкт- Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж.


Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека. Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет




Основные требования к техническому состоянию велосипеда: велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета. при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности






Контрольные вопросы: 1)Чем привлекателен велосипедный поход и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему? 2)Какие возрастные ограничения существуют для юных велосипедистов? 3)На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу? 4) Какие меры безопасности необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе?



В последнее время огромное количество людей стало уделять большое внимание велоспорту. Поэтому на рынке туристических услуг появляются разнообразные предложения по организации различных велосипедных маршрутов во всем мире. Лидерами по данным предложениям являются страны Западной Европы (Германия, Голландия, Австрия, Швейцария, Франция) и Скандинавия (Норвегия, Швеция, Финляндия).

Одни катаются на велосипеде в свое удовольствие, другие занимаются велосипедным спортом профессионально. Но и те и другие входят в группу риска по велосипедному туризму.

Если профессионалы пользуются определенными средствами защиты и осведомлены в вопросах , то любители, как правило, нет. Во всем мире велосипедисты наравне с пешеходами чаше всего становятся участниками ДТП.

Не все велосипеды оснащены согласно требованиям предписаний. Одной из проблем, связанных с велосипедами, является недостаточная видимость велосипедов со стороны. Велосипед с несколькими скоростями и низко опущенным рулем гоночного типа имеет более высокий риск ДТП, чем велосипед обычного типа. На такой машине легче достичь высокой скорости, а наклоненная голова сокращает велосипедисту обзорность.

Защитное оснащение велосипеда делает его более заметным в транспортном потоке и позволяет велосипедисту лучше маневрировать и быстрее остановиться. Более совершенные катафоты и приборы освещения увеличивают расстояние обнаружения велосипедиста в темное время суток и таким образом снижают риск авариии.

Тормоз на переднем колесе дает более короткий тормозной путь, чем тормоз на заднем колесе. Наиболее короткий тормозной путь дают тормоза на том и другом колесе. Тормоз на ободе эффективней, чем тормоз на ступице, ручной тормоз эффективней педального. Синтетические тормозные колодки надежней резиновых. Кожаные колодки лучше работают в дождливую погоду по сравнению с резиновыми.

Велосипед с высоким рулем хуже поддается управлению, чем велосипед с обычным рулем. Это затрудняет маневрирование на дороге. То же относится к велосипедам с маленькими колесами.

В особую группу риска стоит выделить детей, так как при покупке велосипедов родители часто забывают объяснить ребенку правила поведения на дороге. В США каждый год гибнут примерно 250 детей-велосипедистов в возрасте до 14 лет, а более 400 ООО попадают в больницы с различными травмами.

Для того чтобы сделать велосипед более заметным, более простым в управлении и менее подверженным участию в ДТП, необходимо обратить внимание на следующие элементы:

  • фары и светоотражающие устройства;
  • тормоза;
  • высота и конструкция руля;
  • диаметр колес и расстояние между колесами;
  • конструкция системы скоростей;
  • сигнальный звонок;
  • предупредительные ограничители;
  • защита спиц;
  • сиденье или велосипедный прицеп для ребенка;
  • велосипедный шлем.

Следует иметь в виду, что во время велосипедных путешествий шлем является главным элементом экипировки. В странах с развитой велокультурой ездить без шлема не принято, а иногда просто запрещено. В США статистика несчастных случаев с велосипедистами говорит, что в 85 % случаев летальный исход был вызван отсутствием шлема. Это связано с тем, что во время езды велосипедист держит руки на руле, и в случае падения у него скорее всего не будет возможности защитить голову, а падение может случиться даже при самом осторожном катании.

Травмы при велопутешествиях

В велопутешествиях могут произойти потертости внутренних поверхностей бедер, ладоней рук, растяжения связок нижних конечностей. Порой во время быстрой езды в глаза попадают соринки, мелкие насекомые. Как результат падений не исключены обширные ссадины, ушибы. При падениях случаются переломы (обычно ключицы), сотрясения мозга и ушибленно-рваные раны.

По данным английских источников для велосипедистов, на одного погибшего приходятся 15 тяжелых и 61 легкая травма.

В России тоже есть соответствующая статистика. По данным специального туристского информационного сервера Velo-DTP.NET.ru, на 1 мая 2007 г. в стране за год были отмечены следующие происшествия с туристами-велосипедистами (табл. 5).

Таблица 5. Происшествия с туристами-велосипедистами

Всего ДТП

Столкновение с попутным автомобилем, поворачивающим направо

Автомобиль прижимает велосипедиста слева, вытесняя с проезжей части

Столкновение велосипедиста, едущего по главной дороге, с автомобилем, едущим по второстепенной

Столкновение со встречным автомобилем, поворачивающим налево, когда велосипедист двигается прямо

Столкновение с автомобилем при пересечении велосипедистом дороги но пешеходному переходу

Паление велосипедиста на мокром асфальте/выбоине/препятствии и т. п.

Столкновение велосипедиста и пешехода

Столкновение велосипедиста с открывающейся левой дверью легковою автомобиля

Удар автомобиля в спину (заднее колесо) велосипедиста

Столкновение на тротуаре с автомобилем, выезжающим из двора

Прочие (не выделенные отдельно) виды ДТП

Столкновение велосипедиста с открывающейся правой дверью автомобиля

Столкновение велосипедиста и припаркованным автомобилем или другим неподвижным предметом

Столкновение с автомобилем, движущимся задним ходом

Столкновение с автомобилем, подрезающим (обгоняющим) велосипедиста справа

Столкновение велосипедиста, едущего по второстепенной дороге, с автомобилем, едущим по главной

Столкновение велосипедиста и отъезжающей от стоянки в правом ряду машины

Столкновение двух велосипедистов, едущих параллельно

Столкновение на проезжей части с автомобилем, выезжающим из двора или придорожной территории

Столкновение велосипедиста и резко принявшей вправо или влево маршрутки

Обгон велосипедистом справа стоящего транспортного средства

Распределение ДТП по месяцам наглядно демонстрирует сезонность этого вида происшествий (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ДТП по месяцам

Всего ДТП

Сентябрь

Легко объяснимы и апрельский, июньский и сентябрьский пики ДТП, связанные с «открытием сезона», началом летних каникул и возвращением школьников после расслабляющего лета в город.



mob_info