Велотуризм как явление. Велосипедный туризм Найти сообщение на тему чем привлекателен велотуризм

На велосипедах можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности. Ведя велосипед в руках, несложно преодолевать различные препятствия во время движения по маршруту: переходить через овраги, пересекать пески, переходить вброд речку. У велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия: скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода.

За день движения подготовленные велосипедисты в зависимости от различных условий похода (погодные условия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км. Кроме того, в походе велосипедисту нет необходимости нести на себе туристское снаряжение: он может укрепить его на велосипеде.

Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-х гг. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов - туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовывали дальние походы: из Москвы в Санкт - Петербург, из Санкт - Петербурга в Париж.

В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растёт, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширились возможности велосипедных походов.

Каждый участник велосипедного похода должен в совершенстве владеть техникой езды на велосипеде, уметь готовить велосипед к походу и содержать его в исправном состоянии.

Для юных велосипедистов существуют определённые возрастные ограничения. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет и участвовать в велосипедных туристских походах также с 14 лет. Необходимо хорошо усвоить

Правила дорожного движения и обязанности велосипедиста как водителя транспортного средства

Для велосипедных путешествий и туристских походов годятся любые велосипеды, как дорожные, так и спортивные.

Дорожный велосипед имеет прочную раму и широкие шины. Высоту руля дорожного велосипеда можно регулировать. Детали дорожных велосипедов изготавливаются с большим запасом прочности. Такой велосипед хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и гравию.

У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колеса с узкими шинами, они имеют более лёгкий ход и хорошую манёвренность. Спортивные велосипеды предпочтительнее использовать при езде по дорогам с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным).

При подготовке к любому велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колёс и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. После этого нужно опробовать велосипед на ходу.

При подготовке к походу необходимо продумать и подобрать снаряжение с учётом длительности и сложности маршрута. В снаряжение велотуриста, кроме обычных вещей, необходимых в любом туристском походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.), обязательно входит ремонтный набор (даже в однодневном походе). В ремонтный набор входят: комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвёртка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарикоподшипники, спицы, тормозные колодки и др.).

Из одежды велотуристу необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбойку, лёгкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, три-четыре пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки. На случай холодной погоды нужны шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка. В качестве головного убора можно взять лёгкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком.

В походе велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви : для движения - кроссовками с твёрдой подошвой, для отдыха - тапочками или сандалиями.

Организация движения на маршруте

Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая часть маршрутов идёт по лесистой местности.

Для велосипедного путешествия лучше всего выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием . Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загазованностью воздуха над ними.

Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4-6 человек . Такая группа считается наиболее компактной и мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь туристу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, и устранить техническую неисправность велосипеда. Обязательно наличие взрослого руководителя.

При движении по маршруту большого внимания от туристов требуют подъёмы и спуски . Короткие и некрутые подъёмы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком.

На спусках велосипедистам следует притормаживать с самого начала спуска , выдерживая дистанцию 10-12 м. Крутые повороты на спусках следует проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести. Необходимо учитывать, что обочина бывает очень рыхлой и съезжать на неё следует очень осторожно, чтобы избежать падения из-за резкого снижения скорости движения.

Через 20-25 мин после начала движения рекомендуется сделать технический привал. Такой привал проводится для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов 10-12 км/ч. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует не только значительных физических затрат, но и повышенного внимания в управлении велосипедом, что лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.

Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода, заканчиваться дневной переход должен за 1 - 2 ч до наступления темноты.

Обеспечение безопасности велопохода

Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учётом состояния дороги и снижать её на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.

Нельзя продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки. При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешехода по дорогам.

Нужно постоянно следить за состоянием велосипеда , проводя его технический осмотр ежедневно, а любые неисправности и отклонения в работе сразу исправлять.

Высокая дисциплина в велопоходе также обеспечивает безопасность.

Проверьте себя

■ Чем привлекателен велосипедный туризм и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему?
■ Какие возрастные ограничения существуют для юных велотуристов?
■ На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу в первую очередь?

После уроков

Выберите основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе, и запишите их в дневник безопасности.

Составьте список вещей и инструментов, которые вы взяли бы с собой в многодневный велопоход.

Преимущества велосипедного туризма

Приведите любой вид отдыха, а мы скажем, насколько он менее выгоден, нежели велосипедный туризм . Ответ лежит на поверхности – для того, чтобы осуществлять передвижение на велосипеде, вам не потребуется топливо или горючее. к тому же, в велосипедном туризме весьма распространено передвижение через узкие проезды. Зачастую и там содержится немало прекрасного. Сможете ли вы добраться до подобных мест на транспортном средстве? Нет, конечно же. Автомобиль имеет куда большие габариты, нежели велосипед. Также хотелось бы отметить, что передвижение на велосипеде осуществляется куда быстрее, чем пешее перемещение.

Чем привлекателен велосипедный туризм?

Не стоит забывать и о главном преимуществе велосипедов – передвижение на нем способствует улучшению состояния и укреплению здоровья. Это значит, что, участвуя в велосипедных экскурсиях, вы не только будете наслаждаться живописными местами, но и проводить активный досуг. Велосипедный туризм дает массу преимуществ участнику. В первую очередь – время. Как правило, подобные мероприятия требуется не так много, если сравнивать с другими видами туризма. Но при желании, можно существенно увеличить время участия в велосипедном туризме.

К слову, существует два вида велосипедного туризма. Сейчас о них и расскажем. Сделаем это для того, что бы смогли найти подходящий вариант и понять, чем же привлекателен велосипедный туризм.

Виды велосипедного туризма

Велотуры . Это достаточно популярный и востребованный вид велосипедного туризма. Представляет собой путешествия на велосипеде, без лишнего груза. Как правило, весь необходимый багаж хранится в транспортном средстве, которая сопровождает группу. Питаются участники такого велосипедного туризма в различных кафетериях и прочих заведениях ночлег происходит в гостиницах

Велопоходы. Колоссальные отличия имеет данный вид велосипедного туризма. Главное отличие заключается в том, что участникам придется на себе перевозить все самое необходимое. Второе – маршрут в большей степени состоит из тех мест, в которых какая-либо цивилизация отсутствует вовсе. Поэтому, пользоваться благами цивилизации вам вряд ли удастся. Это стоит учитывать, когда будете выбирать себе нужный вид.

Следует также отметить такой вид спорта, который входит в понятие велосипедного туризма – спортивный велотуризм. В данном виде спорта выделяется шесть категорий сложности поездок. Самый легкий этап -300 км. Это одна из особенностей велосипедного туризма. Она заключается в том, что разновидностей крайне много.

К слову, велосипедный туризм пользуется немалой популярностью на западе. Более того, в некоторых странах началось развитие такого направления велосипедного туризма, как приключенческий. В России велосипедный туризм не имеет такой востребованности, а заграницей туристические агентства организуют различные туры по экзотическим и труднодоступным местам. Да, на велосипедах. Это следующая особенность велосипедного туризма.

Если вы желаете выбрать такой вид туризма, вы можете найти подобные предложения на нашей бирже гидов. Помимо этого, при надобности, можете выбрать гида, которые проведет вас по живописным и интересным местам. Таким образом, вы сможете понять, чем привлекателен велосипедный туризм.

Велотуризм — один из самых распространенных видов активного отдыха. Это обусловлено большой его популяризацией и заинтересованностью современных людей в здоровом образе жизни. Так чем привлекателен велосипедный туризм?

Единственным средством передвижения является ваш двухколесный друг. На нём человеку предстоит пройти маршруты, включающие объекты, имеющие экскурсионный характер (специфические и общетуристические). Однако и в этом, казалось бы, довольно простом виде туризма есть свои особенности, неизвестные начинающим.

При всей популярности путешествий на велосипеде в одиночку, больше развивается именно командный велотуризм. К нему нас привлекают различные группы в соцсетях, вещания на форумах, да и обычное «сарафанное радио». По сложности таких заездов они могут быть простыми и не очень (когда в день, например, приходится проезжать по 200 км). Однако последний вариант, скорее, предназначен для велосипедистов с большим стажем, а не новичков.

  • Читайте также :

Помимо обычных велопоходов существует и спортивный велотуризм, при котором участники проходят дистанции, проложенные определенным маршрутом. За прохождение сложностей и препятствий, а также за дальность и скорость, они получают новые разряды и звания.

Но всё же самым привлекательным видом отдыха для начинающего туриста, который хочет хорошо провести время и получить удовольствие для души и тела, является обычное путешествие на велосипеде. Оно позволяет осмотреть культурные и природные достопримечательности различных местностей.

Прокладывание таких маршрутов может быть очень простым, подразумевать длительные остановки и даже ночевки. По этому критерию велосипедные поездки делят на несколько видов:

  1. Однодневное путешествие – не подразумевает ночевок. Обычно выезжают рано утром, а возвращаются вечером того же дня.
  2. Поездка выходного дня (ПВД) – включает в себя одну ночевку. Выезд происходит ранним субботним утром, а возвращение – воскресным вечером.
  3. Многодневная велопоездка – может включать несколько ночевок и любое количество дней. Обычно это длинные маршруты, иногда междугородные или даже межгосударственные.

Как подготовиться к путешествию на велосипеде

Так как велотуризм чрезвычайно доступен, многие начинающие считают, что он лёгкий и не требует специальной подготовки. Однако важно понимать, что можно попасться на мелочах – впоследствии это приведёт к негативным эмоциям и полному несовпадению ожиданий с реальностью. Поэтому давайте обсудим основные пункты подготовки к прохождению велосипедной поездки:

2. Проложите маршрут заранее (рассчитайте длительность, время остановок, оцените качество дорог местностей).

3. Возьмите с собой аптечку.

  • Это важно :

4. Выучите правила дорожного движения.

Последние два пункта особенно важны – от них зависит ваша жизнь и здоровье.

Как подготовить велосипед в поход

Перед тем, как отправиться в путешествие на велосипеде (особенно в одиночку), тщательно проверьте состояние своего стального друга. Обратите внимание на следующее:

  • правильно ли работают тормоза;
  • прочно ли закреплен руль;
  • смазаны ли каретки, цепи, втулки;
  • не выпускают ли камеры воздух;
  • имеются ли повреждения на покрышках;
  • отрегулировано ли седло;
  • целы ли спицы;
  • проверьте наличие фонарей и катафотов;
  • оборудуйте велосипед зеркалами (задним и передним).

Подберите необходимую экипировку:

  • специальную велоодежду (она защитит от переохлаждения или наоборот излишнего потоотделения);
  • туристический рюкзак;
  • шлем;
  • перчатки;
  • наколенники, налокотники.

Велотуризм в разных странах мира

На сегодня почти в любом городе можно взять велосипед напрокат. Однако можно ли будет на нём прокатиться с удовольствием? Залогом успешного путешествия (особенно для начинающих) являются специально предназначенные для этого дорожки и стоянки. Давайте же рассмотрим, где их можно найти.

Велотуризм в России только набирает обороты. Среди российских городов можно выделить Санкт-Петербург, Рязань и Екатеринбург – именно там наибольшее количество велосипедных дорожек. В Москве, Перми, Уфе и многих других городах они тоже есть, но очень мало.

  • Не пропустите :

Велосипедный туризм в Украине тоже развивается, но велодорожки начали появляться сравнительно недавно. Сейчас это такие города: Киев, Винница, Львов, Одесса и Мариуполь. Однако до сих пор они представлены только на некоторых улицах.

Что касается велотуризма в Европе – в этом плане ее страны более развиты, так как есть города, буквально расчерченные под велосипеды. Радует велосипедная инфраструктура Германии, Франции, Швейцарии, Норвегии, Нидерландов и Испании. А вот среди более дальних стран можно выделить Китай и США.

Велосипедный туризм имеет некоторые особенности по сравнению с другими видами туризма. Это, прежде всего, большая интенсивность движения и, как следствие, велотурист успевает увидеть гораздо больше, чем, например, пешеходник или горник. Велотурист для путешествия использует более сложную технику - велосипед, а велосипедная группа и каждый её спортсмен в отдельности, является участником дорожного движения, и обязана подчиняться правилам дорожного движения .

Рассмотрим основные особенности велосипедного туризма. Первая из них обусловлена сильным влиянием на развитие велосипедного туризма лыжного и горного туризма, а так же спортивными традициями. Эта особенность заключается в спортивном стиле походов, выражающаяся в экономии времени и четкой организации работы на маршруте и в лагере. Во время движения запрещены любые остановки без разрешения командира, палатки и вещи участников собираются, пока готовится завтрак; когда завтрак готов, почти все вещи должны быть собраны. Режим движения такой же, как и в других видах спортивного туризма: 50 ходовых минут и 10 минут привала. После третьего перехода обед. Обед же, как принято и в других видах туризма, никогда не бывает горячим, и представляет собой, как правило, бутерброд с колбасой или сыром, запиваемый чистой родниковой водой. Во время каждого привала раздаются сухофрукты, а после каждых 50 км. и на перевалах положена шоколадка.

Вторая особенность заключается в том, что маршруты должны планироваться так, чтобы они не включали пешеходные участки. Если же пешеходный участок встречается, он должен быть оправдан (например, соединяет два интересных района). Мы считаем, что велосипедный туризм должен проходить на велосипеде. Но, тем не менее, хочется посмотреть места, доехать на велосипеде до которых нельзя. Поэтому особенностью тактики велосипедного туризма являются радиальные пешеходные выходы или радиалки на пустых велосипедах. Это позволяет осмотреть достопримечательности, затратив на это минимум времени.

Третья особенность заключается в том, что велосипедные маршруты должны проходить в максимально высоком темпе. Это позволяет больше посмотреть, и, если все идет по плану, совершить несколько радиальных выходов к интересным объектам на маршруте. К тому же высокий темп делает маршрут интересней в спортивном плане .

Четвертой особенностью является бережное отношение к природе. В каждом походе учреждается должность экологиста, который приводит перед отъездом стоянку в надлежащий вид. А так же собирает весь мусор, создаваемый группой на маршруте, с тем, чтобы вечером сжечь его на костре.

Велосипедный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма препятствия.

В велосипедном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория - самая простая, шестая - самая сложная. Категория сложности похода определяется по Методике категорирования велосипедных походов.

Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км. Среди видов спортивного туризма, где для передвижения используется исключительно мускульная сила человека, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Но заниматься велосипедным туризмом надо, конечно, разумно. Большое значение здесь должно придаваться тренировкам.

Несмотря на то, что в поход вы отправитесь только в теплое летнее время года, проводить тренировки надо систематически, круглый год. Зимой это может быть ходьба на лыжах, катание на коньках, занятия легкой атлетикой. Даже при небольших перерывах в тренировках нарушается процесс развития выносливости, и каждый раз надо начинать все сначала.

Постепенное нарастание нагрузки, усложнение тренировочных занятий - вот залог правильного развития тренированности.

Большое значение здесь имеет и рациональный распорядок всего дня спортсмена: достаточный отдых ночью, правильный режим питания, отдых и спортивные развлечения на свежем воздухе, систематическое занятие утренней гимнастикой и т. д. Тем, кто успешно прошел тренировочный период, можно смело отправляться и в велосипедный поход .

Тем, кто еще не участвовал в большом велосипедном пробеге, не следует сразу отправляться в слишком далекое путешествие, надо сначала совершить несколько небольших прогулок.

Для детей 9-10 лет не надо выбирать для прогулки путь более 5 км, 11-12-летние учащиеся могут совершить первую прогулку не более чем на 10 км. Подростки 13-14 лет могут ехать в первый раз на более далекое расстояние - до 25 км, 15-16-летние - до 35 км; 17-18-летние - до 40 км. Эта величина составляет примерно половину пути однодневного похода. В последующие выезды можно постепенно увеличивать дистанцию так, чтобы она составляла сначала 60, 70 затем 80 и 90% от дневного перехода. Рекомендуется ехать со скоростью не более 15 км в час по асфальтовой и не более 10 км в час по проселочной дороге, делая привалы по 10 минут через каждые 5 км пути. И, конечно, каждому велосипедисту надо изучить и твердо знать правила уличного движения и езды на велосипеде.

При движении группы впереди едет направляющий, который выбирается из числа участников путешествия, а сзади - замыкающий, которым обычно является руководитель группы. Интервал между велосипедистами должен составлять 3-5 м, а на сложных участках - до 10 м и более. Для того чтобы правильно распределить силы и не устать, через каждые 45-50 минут езды полагается делать привал на 10 минут. Во время привала надо сделать разминку (несколько упражнений), осмотреть велосипед, груз; отдыхают лежа или сидя.

Подросткам 13-14 лет, которые занимаются велосипедным туризмом не первый год, можно удлинять маршрут до 30 км в день. При такой протяженности пути режим движения должен быть следующим: через первые 10 км пути - привал на 30 минут, в середине пути - большой привал на 3-4 часа, во время которого велосипедисты отдыхают, обедают, купаются, осматривают достопримечательные места, музеи, готовят машины к следующему переходу и т. д.

Хорошо после утомительного пути освежиться, искупавшись в реке. После купания быстрее проходит усталость, велосипедист чувствует себя более бодрым. Но помните, что сразу после езды, разгоряченным входить в воду нельзя. Посидите немного на берегу, отдохните, остыньте .

Законом для туриста-велосипедиста должен быть и определенный режим питания. Нельзя плотно обедать непосредственно перед выходом в путь. Между приемом пищи и началом движения должен быть интервал не менее 1,5 часов. После прекращения движения рекомендуется принимать пищу после некоторого отдыха (примерно через час после остановки на привал).

Соблюдение всех этих правил поможет правильной работе организма велосипедиста, а участник туристского похода на велосипеде разовьет силу, выносливость, улучшит общее физическое развитие.

Лучшим транспортом для путешествий является велосипед. По крайней мере, так считает огромное количество людей по всему миру, которые колесят по дорогам нашей планеты все свое свободное время.

Чем же для туризма привлекателен велосипед? В первую очередь, темп передвижения идеален. Ведь мы его выбираем самостоятельно, и при этом скорости преодоления пути не так уж и малы. Но в тоже время такая скорость позволяет велотуристу рассмотреть все вокруг и ничего не упустить. В зависимости от целей поездки, наслаждение природой или знакомство с культурой, выбирается маршрут. Но проезжая поэтому же маршруту на автомобиле мы очень многое упустим из виду, нежели на велосипеде.

Полезным и немаловажным качеством велосипеда является грузоподъёмность. Он позволяет нам перевозить все самое необходимое для отдыха. Конечно же в автомобиль поместится больше всего, но пешему туристу явно столько не унести, сколько может позволить себе велосипедист.

Также в плюсы можно добавить и то что у велосипеда есть спортивная составляющая. В современном мире люди мало двигаются, а велосипед позволяет на это исправить удобным способом. Так преодолевая большие расстояния мы параллельно занимаемся собой и своим здоровье.

К преимуществам велосипеда можно причислить экологичность, низкую цену и компактность, что позволяет при различных ситуациях помещать его на другой вид транспорта.

Понятие велотуризма подразумевает под собой поездку, длительностью более суток и наличие хотя бы одной ночевки.

Если вас заинтересовал велотуризм и вы хотите попробовать себя в нем, то есть три варианта:

— в турагентстве есть возможность приобрести велотур.

Можно вступить в клуб велосипедного туризма и участвовать в его поездках.

Заняться туризмом самостоятельно.

Если вы решили самостоятельно совершать поездки, то все, что вам нужно велосипед, снаряжение для дороги и наличие хотя бы минимальных знаний. Знания можно получить из множества источников, допустим, интернета. Конечно же без опыта и наличия знаний вы столкнетесь с большими трудностями, нежели если уделите время на изучение познавательной литературы данной тематики или спросив совета уже опытных путешественников.

А вот на вопрос «куда поехать» можете ответить только вы сами. Можете ознакомится с отзывами о местах на сайтах, можете послушать совета друга, а можете осуществить свою мечту и побывать в том месте, о котором грезили уже давно.



mob_info