Жив ли фигурист олег протопопов. Людмила Белоусова. История любви. Награды и достижения

Белоусова Людмила Евгеньевна (род. в 1935) и Протопопов Олег Алексеевич (род. в 1932) - чемпионы олимпийских игр в парном фигурном катании на коньках в 1964 и 1968 г. Чемпионы мира и Европы с 1965 по 1968 гг. Чемпионы СССР в 1962-1964,1966-1968 гг.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов стали первыми обладателями золотой медали в истории русского фигурного катания (1964). Помимо внешней гармонии, эта пара обладала взаимной симпатией и сходством во взглядах на жизнь. Даже несмотря на то, что Людмила и Олег жили в разных городах, что необычайно усложняло ситуацию.

Олег родился в Ленинграде в июле 1932 г. В девятилетнем возрасте он узнал страшный смысл таких слов, как война и блокада. В пятнадцать лет он принял решение стать пианистом. Но при поступлении в музыкальное училище жюри не нашло у мальчика идеального слуха. Тогда юноша предпринял попытку попробовать себя в фигурном катании. В 1947 г. он пришел к тренеру Лепнинской Нине Васильевне в валенках с прикрученными к ним хоккейными коньками.

Тренировки Олега были очень насыщенными, и уже через 3 года он готовился принять участие в крупных всесоюзных соревнованиях. Но повестка из военкомата нарушает его планы. Все годы службы в Военно-Морском Флоте Олег не прекращал мечтать о дальнейшей спортивной карьере. Именно в армии ему в голову приходит мысль о парном катании.

Долгожданный дебют состоялся весной 1954 г. Партнершей Протопопова стала ленинградка Маргарита Богоявленская. Даже с той слабой техникой, которая была у молодых спортсменов, они сумели занять призовое, третье, место.

Людмила родилась в Ульяновске 25 ноября 1935 г. В 1946 г. семья Белоусовых переехала в Москву. В школе Люда вместе со своей сестрой Раей посещала занятия бальными танцами. Летом девочка играла в теннис, а зимой каталась на хоккейных коньках. После первого просмотра таких фильмов, как "Серенада солнечной долины" и "Весна на льду" Людмила решает стать фигуристкой.

Однако с поступлением в спортивную школу девочка опоздала на 5 лет. Но Люда не оставила своей затеи и решила попытать счастья в секции для взрослых. Здесь ей повезло больше.

Парным катанием Людмила заинтересовалась позже. Это произошло на третьем году ее спортивных занятий, когда она случайно встретила на московском катке Олега. Выполнив в паре пируэт, они поняли, что созданы друг для друга. Но у Олега еще не окончился срок службы, и ему нужно было возвращаться в Ленинград. Да и Людмилу ждали ее школьные занятия.

После сдачи экзаменов Людмила решила поступить в энергетический институт, но не добрала баллов и уехала в Ленинград. Официальной причиной отъезда была еще одна попытка поступления в высшее учебное заведение, но на самом деле все ее планы на будущее были связаны с парным фигурным катанием.

Ленинградские тренеры встретили Людмилу не очень дружелюбно, да и погода была хуже не придумаешь: то дождь, то снег, а то и пурга. И только благодаря Олегу, всегда находящему нужные слова, чтобы ее утешить, девушка не прекращала занятий спортом.

Из-за повышенных требований к себе и нетерпимости Олега к малейшей фальши молодые люди тренировались по три, а то и по четыре часа в день. Время занятий не сократилось и после того, как Белоусова и Протопопов стали чемпионами Европы. Несмотря на несхожесть в характерах в том, что касалось спорта, Людмила всегда была заодно с Олегом.

Зимой 1958 г. Людмила и Олег отправились на чемпионат мира, проходивший в Париже. К началу соревнования пришло мало народа, но к тому времени, когда должны были выступать Белоусова и Протопопов, все места в зрительном зале были заняты. Никому не известных спортсменов встретили довольно дружелюбно, но без особого энтузиазма. Начало выступления прошло великолепно: сказывались упорные тренировки и желание победить. Но вдруг, выполняя шпагат, Людмила упала. Боль в бедре и ушедшая вперед музыка не дали должным образом закончить выступление. В результате они заняли лишь тринадцатое место.

В 1960 г. на соревнованиях в Скво-Вэлли пара снова не добилась успеха, хотя результат был немногим лучше: они заняли девятое место.

Ровно через 3 года в Италии на чемпионате мира, проходящем в небольшом курортном городке Кортина д"Ампеццо, победу пророчили паре из ФРГ, и количество очков, которое они набрали, являлось явным тому подтверждением. В зале было много немецких туристов. Они имели твердое намерение сорвать выступление русской пары, вышедшей к тому же в костюмах из алой материи. Но Людмила и Олег великолепно откатали свою программу и заняли второе место. Первое место в соревнованиях за первенство Европы и мира получили германские фигуристы Марика Килиус и Ганс Боймлер.

Белоусова и Протопопов сразу же отказались от легкой, ни к чему не обязывающей музыки и выступали под богатые аккорды симфонического оркестра. В следующем сезоне на чемпионате мира в Инсбруке над катком плыли нежные звуки Листа и Рахманинова, и русские фигуристы вторили им каждым своим движением.

Легкость танца Людмилы и порывистость Олега открывали залу всю гамму чувств, заключенную в номере. После объявления результатов все поняли: вот они, новые чемпионы!

В последующие четыре года победы на чемпионатах мира и Европы следовали одна за другой. Конечно, далеко не все они давались легко. В 1966 г. в Давосе русские фигуристы в очередной раз завоевали звание чемпионов. Но что-то было не так. Перед выступлением лица спортсменов были напряжены, а после окончания партнерша передвигалась с трудом, опираясь на руку Олега. Как выяснилось, перед выходом на лед Людмиле стало плохо, и Протопопов предложил отложить выступление или совсем отказаться от него. Но Людмила, привыкшая доводить дело до конца и выходить на каток что бы ни случилось, отказалась. И они победили.

Для этой поистине великолепной пары фигурное катание стало не просто видом спорта и совершенствованием своего мастерства, для них оно было искусством. В 1979 г. Белоусова и Протопопов принимают решение не возвращаться в Советский Союз и остаться на постоянное место жительства в Швейцарии. Некоторое время спустя они переходят в разряд профессионалов и начинают выступления в составе американского балета на льду.

Двукратные чемпионы Олимпийских игр уехали из России не потому, что они недостаточно любили родину. Сделать такой шаг их заставила боязнь быть отстраненными от своего любимого дела, без которого они оба не могли жить. Ведь Протопопову в 1979 г. исполнилось 47 лет, а русских спортсменов отправляли на пенсию уже в 38.

Краткий биографический словарь

"Белоусова и Протопопов" и другие статьи из раздела


Дважды олимпийские чемпионы по фигурному катанию годов 83-летний Олег Протопопов и 79-летняя Людмила Белоусова продемонстрировали потрясающую для своего возраста форме, откатав 3-минутную программу на одном из благотворительных шоу.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов прошли вместе огонь, воду, медные трубы, а ещё изгнание и забвение. Но ничто не смогло разлучить этих талантливых и сильных людей.


Белоусова и Протопопов не только стали чемпионами по фигурному катанию 1964-го и 1968-го годов, они ещё придумали и впервые исполнили все элементы фигурного катания, которые впоследствии стали обязательными для программы выступлений спортсменов.

Так Людмила Белоусова и Олег Прототопов катались на Олимпиаде 1968, где стали чемпионами.

Эта спортивная пара – не только партнёры на льду, они женаты с 1957 года. В 1979 году после выступления в Швейцарии они отказались возвращаться в СССР. Тогда их объявили предателями Родины и лишили спортивных титулов.


Сегодня они живут в небольшом швейцарском городке Гриндельвальд и, несмотря на солидный возраст, продолжат вести активную общественную жизнь. 79-летняя Людмила Белоусова и 83-летний Олег Прототопов в конце сентября на шоу «Вечер с чемпионами» в США вышли на лёд и откатали 3-минутную программу, поразив зрителей своей спортивной формой. Все средства от продажи билетов пошли на исследование раковых заболеваний. Мы предоставляем нашим читателям уникальную возможность увидеть выступление этой замечательной пары целиком.

Справедливости ради стоит сказать, что благотворительностью занимаются не только звёзды, но и самые обычные люди. Турецкие . Вот это свадьба!


Лучше умереть на льду, чем в клинике для стариков!

24 года не видела Россия своих первых олимпийских и мировых чемпионов по фигурному катанию! С тех самых пор, как в 1979 году они не вернулись с зарубежных гастролей. «Сбежали», как звучала официальная версия. Молчание поглотило их имена настолько глубоко, что в справочнике «Все о советских олимпийцах» издания 1985 года их имена даже не упомянули… Между тем «изменники родины» до сих пор не расстались со льдом, участвуют в показательных шоу, не бедствуют и находятся в потрясающей форме. Накануне открывающегося 14 марта в Москве чемпионата мира по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов вновь приезжают на родину в качестве почетных гостей. Приезжают, прервав свой плотный тренировочный график.

Без ругательно-издевательского подтекста о них стали говорить лишь с началом перестройки. И я, помню, растерялась перед первым своим с ними интервью, увидев на лице «врагов народа» искренние, доброжелательные улыбки. Мы проговорили тогда очень долго – о фигурном катании, об их жизни в Швейцарии, о подготовке к зимним Играм-98 в Нагано (участвовать в которых они в итоге не смогли только из-за бюрократической неразберихи), о жизни вообще… И лишь однажды в словах Людмилы и Олега мелькнула плохо скрытая обида – когда заговорили о России. «Мы отрезали от себя прошлое раз и навсегда. Мы люди очень решительные. Зачем нам возвращаться туда?» Но два года назад на приглашение Вячеслава Фетисова («Такой чести нам не оказывали за 48 лет нашей спортивной жизни») все-таки не смогли ответить отказом.

Оттаяли…

В Санкт-Петербурге, куда они отправились, захватив с собой коньки, их появление на льду скромного тренировочного катка публика встретила овацией, которая не стихала несколько минут. Они не выступали перед земляками с показательными номерами, просто тренировались в родном дворце спорта «Юбилейный», построенном после настойчивой просьбы Олега по приказу самого Хрущева. Катались для себя и для самых преданных своих болельщиков, которые когда-то со всей страны присылали им в письмах по рублю на строительство этого самого катка. Передать словами то, что делали на льду семидесятилетние олимпийские чемпионы, трудно. Оторваться – невозможно. Скажу только, что только тогда, когда увидела все своими глазами, наконец, поняла, как прав был один немецкий коллега, утверждавший, что «изменниками» Белоусова с Протопоповым могли стать, только если бы остались в Советском Союзе. Ибо тогда они изменили бы цели своей жизни – Его величеству фигурному катанию. Теперь я знаю, почему они уехали…

Свободу дарит лед

Сегодня Протопоповы говорят, что, несмотря на тяжелые годы забвения на родине, они ничего не стали бы менять в своей жизни: «Наше решение уехать было правильным и своевременным, потому что люди нашего склада, люди, принадлежащие к миру искусства, вероятно, более чувствительны к тому, что происходит в стране, к тем глубинным процессам, которые в конечном счете привели к сегодняшней ситуации. Но политики в нашем отъезде не было никакой. Просто мы поняли, что дома мы – чужие, что нам не дадут оставаться на льду так долго, как бы мы хотели и могли. В СССР с нами могли сделать все что угодно. Кстати, Александр Гаврилов, бронзовый призер чемпионата мира в паре с Татьяной Жук, сидел в психиатрической больнице за «вольные высказывания», после чего навсегда покинул фигурное катание. Нам не хотелось повторить его участь».

Те, кто знал их в те годы, говорили, что поведение Белоусовой и Протопопова действительно не укладывалось в привычные нормы. Они не давали управлять собой. Наверное, в этом и кроется суть их конфликтов с советским спортивным начальством. Слишком свободно они себя ощущали, и никто не задумывался тогда, что свобода эта шла ото льда – только там они и могли понять весь смысл этого слова. И это состояние раскованности не могло не переноситься в обычную жизнь. Те, кто хотел, чтобы они ушли, прекрасно понимали – их сила только в том, что они каждый день выходили на лед. Если потеряют его – потеряют все.

Ласточка как ракета

Каждый год они появляются на широкой публике в августе – в американском Лейк-Плэсиде, где тренируются с мая по сентябрь, и в октябре – на традиционном шоу олимпийских чемпионов в Бостоне, средства от которого идут на борьбу с раковыми заболеваниями детей. Принимают их стоя. И не только потому, что Белоусова и Протопопов являются сегодня единственными русскими двукратными олимпийскими чемпионами в парном катании, кто продолжает выступать до сих пор. Но и потому, что до сих пор исполняют элементы, которые ни одна из современных пар не может повторить.

Сегодня это звучит наивно, но названия своим уникальным элементам они давали, опираясь на события, происходившие тогда в СССР, – прославляли отечество. Их знаменитая на весь мир «ласточка» – когда партнеры скользят вместе, а потом Людмила отделяется и начинает уходить вперед – символизировала… запуск ракеты. «Космическая спираль» – первый выход космонавта Леонова в открытый космос… « Мы всегда жили на льду, как в жизни, а в жизни – как на льду», – объясняли они. А сестра Людмилы рассказывала, что знаменитая «ласточка» (такое могли придумать лишь настоящие фанаты) родилась в их воображении в тот момент, когда они наблюдали, как крутилась монетка, упавшая на пол…

Сила – в годах

Олег Алексеевич признается, что чувствует за собеседника неловкость, когда слышит: «А когда вы выступать закончите?» Парирует тут же: «Никогда». Пока собеседник приходит в себя, объясняет: «На наш взгляд, фигуристы сегодня не могут прийти к совершенству, потому что слишком торопятся. Знаете, как бывает: люди несутся куда-то, чтобы в один прекрасный момент остановиться и задуматься – зачем все это? Осознание того, что не нужно торопиться, приходит позже, с годами. Как говорят, если бы молодость знала, если бы старость могла… Наша сила – в наших годах. В том состоянии, когда мы и знаем, и можем. В сущности, поэтому мы и остаемся на льду до сих пор, поэтому собирались в свое время участвовать в Олимпийских играх в Нагано. Хотели попытаться соединить прошлое, настоящее и будущее».

Феномен Протопопова

Протопоповы признались, что во время прошлого пребывания в России больше всего их спрашивали о самочувствии. Оба не очень любят говорить на эту тему, но для «Новых Известий» сделали исключение, рассказав попутно и о своем визите к петербургскому ученому Владимиру Волкову, который занимается методикой продления человеческой жизни, и о своих намерениях (на полном серьезе) кататься до 100 лет, а может, и больше. Но мало кто знает, что в годы расцвета Людмила Белоусова и Олег Протопопов здоровьем не блистали. Увидев в дневниках их звездного периода в графе «пульс» у Олега Алексеевича цифру 40, подумала – ошибка. Оказалось, ничего подобного. 40 – это еще хорошо! Обычно у него пульс выше 20–30 ударов в минуту не поднимался. Аритмия сопровождала его всю спортивную карьеру. Позже врачи в Швейцарии не верили, что с таким сердцем можно было выиграть две Олимпиады. Завели на него папочку с надписью «Феномен Протопопов», на всяких своих конференциях показывают. Знали бы еще, что на Олимпиаде в Гренобле (операцию делать тогда было нельзя) за второе «золото» он боролся с кровотечением в почках…

Это не истязание

Сегодня на открытом катке в Грюнденвальде они тренируются от двух до пяти часов ежедневно. В зависимости от самочувствия. А оно, как правило, не подводит. Утром дома делают небольшую разминку, стоят на голове, то есть на руках вниз головой. Затем, уже на катке, как следует разогреваются, работают, а, сняв коньки, еще какое-то время проводят в зале. Кстати, Людмила до сих пор спокойно может сесть на шпагат. Когда спрашиваешь их – не боятся ли на льду ошибиться, упасть, – Олег Алексеевич с улыбкой, как всегда, обескураживает: «Если в 70 лет я поднимаю партнершу не хуже, чем в 30, чего бояться? Для того чтобы чувствовать себя на льду уверенно, мы, собственно говоря, и тренируемся».

К слову, весят они сегодня почти так же, как в годы своего триумфа. Людмила 41–42 кг, Олег – 64. Говорят, примерили на днях костюмы, в которых на Олимпиаде в Гренобле блистали… «Это не истязание, а элементарная дисциплина, – убеждены они. – Нам нравится всегда быть в форме. К тому же мы всегда были склонны считать, что лучше умереть на льду, чем в клинике для престарелых. Когда организм спортсмена молод, многое компенсируется само собой, быстрее идет восстановительный процесс после нагрузок. Нам же – коль мы намерены кататься долго – только остается содержать себя в идеальном порядке. Вот почему мы не истязаем себя диетами, а просто соблюдаем режим. Следуем системе раздельного питания, регулярно чистим организм от шлаков. Это давно уже стало стилем и нормой нашей жизни».

От себя добавлю: каждое лето на Гавайях, где уже много лет фигуристы проводят отпуск, они катаются на серфинге, ныряют в океан и… занимаются подводной охотой.

К нам еще вернутся

Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич принципиально не занимаются тренерской деятельностью: «У Чайковского, Моцарта тоже ведь не было своих учеников». Берегут энергию и силы на собственное творчество. Они не смогли себе позволить продолжить себя в собственных детях. «Мы были вовлечены в фигурное катание настолько, что даже не думали об этом». Но оставили прекрасное наследство всему фигурному катанию. Как сказал президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев, чтобы получить мировой чемпионат, России потребовалось завоевать 73 (!) золотых медали только на первенствах мира, и начиналась вся эта история именно с Белоусовой и Протопопова.

«Нет, – говорит Олег Алексеевич, – мы ни о чем не жалеем.О чем жалеть, когда тебе столько лет. Мы – счастливые люди. Единственное, чего сейчас хотим, – закончить фильм о своих выступлениях, чтобы люди увидели все своими глазами. Потому что уверены: наше творчество опередило современное фигурное катание на много лет вперед. К нашей гармонии спортсмены еще вернутся. Вот увидите».
________________________________________ _______________

Справка «НИ»

Людмила Евгеньевна БЕЛОУСОВА родилась в 1935 году в Москве, Олег Алексеевич ПРОТОПОПОВ – в 1932 году в Ленинграде. Олег пережил ленинградскую блокаду. Фигурным катанием оба начали заниматься невероятно поздно: он в 15 лет, она – в 16. В 1954 году впервые вышли на лед вместе. В историю фигурного катания вошли прежде всего как создатели совершенно нового, лирико-драматического стиля в парном катании. Двукратные (1964, 1968 гг.) олимпийские чемпионы. Первая русская спортивная пара, завоевавшая «золото» на зимних Играх, чемпионатах Европы и мира. Четырехкратные (с 1965 по 1968 г.) мировые и европейские чемпионы, многократные чемпионы СССР. В 1979 году покинули Советский Союз и с тех пор проживают в Швейцарии, в Грюнденвальде.
________________________________________________________
ОКСАНА ТОНКАЧЕЕВА, «Газета Новые Известия», 11 марта 2005 г.

ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА И ОЛЕГ ПРОТОПОПОВ

Легендарные фигуристы, создавшие гармонию не только в парном фигурном катании, но и в семейной жизни.

В 1971 г. Майя Плисецкая написала в предисловии к книге Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова «Золотые коньки с бриллиантами»: «Их спортивные выступления поднимаются до уровня настоящего искусства. Фигуры, созданные этим дуэтом, подобны фрагментам классического балета, а лиризм, удивительная пластичность и тонкая музыкальность, продуманность поз и жестов, замечательная синхронность – все это выходит за рамки спорта, способствует цельности впечатления. Сочетание искусства и спорта таит в себе неисчерпаемые возможности: сила и красота, ловкость и композиционная завершенность превращают их выступления в концертный номер. Это не просто набор обязательных движений для соревнований. Это красивое балетное адажио на коньках…»

Весной 2003 г. в Санкт-Петербург из Швейцарии прилетели легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впервые за последние 24 года. Их лично пригласил председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов. Даже те, кто в силу своего возраста не мог видеть их феерических выступлений на льду, знают: дуэт Белоусова – Протопопов – первая советская пара, завоевавшая, причем дважды, «золото» на зимних Олимпийских играх.

Благодаря их ярким победам на мировых и европейских первенствах в СССР начался бум фигурного катания, которое в конце концов стало культовым видом спорта. Миллионы болельщиков, сидя в зале или включив телевизоры, следили за финалом «Гран-при» в Северной столице. Фантастическое по красоте, музыкальности, всплескам эмоций действо проходило в знаменитом ледовом дворце «Юбилейный».

Мало кто знает, что этот дворец в рекордные сроки был построен… по просьбе Олега Протопопова. Об этом он сам рассказал журналистам: «После победы на Играх 1964 г. в Инсбруке нас вместе с другими олимпийцами принял Хрущев. Не знаю, что меня тогда будто в спину подтолкнуло, но, сознавая, что не за себя прошу, я подошел к нему и сказал, что в городе на Неве абсолютно отсутствуют условия для полноценных тренировок и выступлений. Хрущев строго глянул на пытавшегося удержать меня за локоть председателя союзного Спорткомитета Машкина и буркнул: «Жулик ты!» Машкин до боли сдавил пальцами мой локоть…»

Как ни странно, не очень-то жаловавший спорт генсек вскоре распорядился о возведении в Ленинграде ледового дворца, который был открыт в 1967 г. как раз к юбилею Октябрьской революции – отсюда и название. Девять лет назад рядом с дворцом была установлена бронзовая скульптура работы Леонида Могилевского: этакий застывший фрагмент одного из шедевров Белоусовой и Протопопова – танца «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.

Прославленный мастер фигурного катания Олег Алексеевич Протопопов родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Несладким было его детство: девятилетний мальчуган чуть не погиб в самые страшные зимние месяцы ленинградской блокады. Его мама, Агния Владимировна, в прошлом балерина, работала медсестрой в госпитале, где один за другим умирали от голода люди. Видел он и горевшие в сентябре 1941 г. продовольственные Бадаевские склады, и уходящий под воду Ладоги грузовик с детьми, которых вместе с ним эвакуировали на Большую землю по ледовой Дороге жизни.

Вернувшись в родной город, Олег решил поступить в какую-нибудь спортивную секцию Дворца пионеров, поскольку был он очень слаб и не мог даже отжаться руками от пола. Однако набор детей был уже закончен, и мальчик стал заниматься в музыкальном кружке. Как-то зимой, увидев, как ребята на фигурных коньках скользят вокруг клумбы в саду дворца, он сбегал домой за своими «хоккейками», стал возле ледовой площадки и буквально замер, наблюдая за фигуристами.

Олега заметили и приняли в секцию. На тренировки не раз приходил сам патриарх отечественного фигурного катания Николай Панин. Он говорил юноше: «Ты будешь хорошим фигуристом. Только не ленись». В чем, в чем, а в лености его упрекнуть было нельзя. Недаром уже в 1948 г. Олег разделил третье-четвертое места на всесоюзном молодежном первенстве, а через два года стал вторым. И тогда же его призвали в армию, а точнее на флот.

В конце зимы 1952 г., когда Протопопова перевели на службу в родной город, он в часы увольнений стал появляться на стадионе «Динамо». Опытный специалист, экс-чемпион страны в парном катании А. Б. Гандельсман посоветовал Олегу тренироваться в паре с Маргаритой Богоявленской. Не все у них было гладко, однако на первенстве СССР 1953 г. они получили диплом за третье место. Это произвело впечатление на командование воинской части, и матросу Протопопову разрешили чаще бывать на тренировках, а в конце года даже отпустили на тренерский семинар в Москву.

Там, на первом тогда в стране искусственном ледяном «пятачке» 9?9 метров, Олег познакомился с общественным инструктором юных фигуристов из парка им. Дзержинского в Марьиной Роще Людой Белоусовой, которая была всего на три года его моложе. Они покатались вместе и в тот же день решили попробовать свои силы в спортивной паре. Но это, как оказалось потом, сделать было не так уж просто, поскольку Олега – военного моряка – не могли перевести служить в Москву.

Тогда Людмила решила перейти учиться в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно сдала экзамены и поселилась в студенческом общежитии. В декабре 1954 г. они впервые вышли вместе на лед ленинградского катка. С этого момента начался их совместный тернистый путь к «звездам». Белоусова и Протопопов «привлекали в союзники музыку», чтобы она была главным компонентом программ. Чайковский, Шопен, Сибелиус, Рахманинов, Лист, Бетховен… Они работали над тем, чтобы на льду создавался неповторимый эмоциональный художественный образ.

Проникнутый особой лиричностью, стиль катания Белоусовой-Протопопова по сей день остается эталоном выступления двух влюбленных друг в друга и в свой вид спорта людей. Самый знаменитый их танец «Грезы любви» на музыку Ференца Листа, который они сами поставили за рекордно короткие 10 минут, принес спортсменам в 1964 г. первые золотые олимпийские медали. Он же осязаемо передает их непостижимую семейную гармонию, о которой Людмила скажет: «Она уже не от нас зависит, а от кого-то свыше».

Никогда ни над одной программой – показательной или спортивной – они не работали так быстро, так слаженно и целеустремленно: «Скорее, скорее, скорее! Мы должны сказать о том, что нас переполняет. О том, конечно, как любим друг друга. Какое это замечательное чувство. И как замечательно понимать друг друга. И это вовсе не грезы, а сама жизнь. Реальность. Хотя она и может показаться чудом, сном, грезами. Но мы сами создали это чудо. И показываем всем: да, чудо есть, но оно плоть от плоти – наше. И вы тоже можете сотворить его. Захотите только. И мы надеемся, что вы тоже попадете под влияние этой замечательной музыки, этих великих чувств. Вы помчитесь вместе с нами к светлой мечте, осуществить которую, при желании, дано каждому из нас…»

Протопопов до сего дня не носит обручального кольца. «Когда в 1957 г. мы поженились, у нас попросту не было денег не только на кольца, но даже на скромное свадебное торжество, – рассказывает он. – Я тогда только-только демобилизовался, оттрубив 5 лет в боцманской команде на Балтийском флоте. Все, что умел, – дочиста драить палубу, все, что имел, – черный суконный бушлат, бескозырку и два рубля в кармане флотских клешей.

И вот мы с Людмилой отправились расписываться в райсовет, что на Московском проспекте в Ленинграде. Там нам проштамповали паспорта, взяв рубль двадцать за услугу. Домой возвращаться нужно на троллейбусе – это еще по 20 копеек на билет для каждого. Оставшиеся 40 пытаюсь незаметно сунуть в руку суетившемуся вокруг нас гардеробщику. Тот ошарашенно глазами сверкнул: мол, что же ты меня подобной мелочью-то обижаешь…»

В этом же году молодожены заняли второе место на чемпионате СССР в Москве. Они уступили Нине Бакушевой и Станиславу Жуку, опередив других своих земляков – Майю Беленькую и Игоря Москвина, который впоследствии стал их тренером. В 1958 г. снова всесоюзное «серебро», дебют на чемпионатах Европы в Братиславе (девятое место) и мира в Париже (тринадцатое), а через два года в США – девятое место на своей первой зимней Олимпиаде.

Затем было «золото» на II Спартакиаде народов РСФСР в Свердловске, 6 раз они выигрывали чемпионаты СССР и четыре года подряд поднимались на высшие ступеньки пьедесталов почета первенств Европы и мира. Первые золотые медали в истории советского фигурного катания Белоусова и Протопопов завоевали в 1964 г. на IX Белой Олимпиаде в австрийском Инсбруке.

Здесь советские спортсмены победили двукратных чемпионов мира и шестикратных чемпионов континента Марику Килиус и Ганса-Юргена Боймлера из ФРГ, которым заранее прочили титулы олимпийских чемпионов. «Русские фигуристы открыли новую эру в этом виде спорта», – писала одна швейцарская газета, восторгаясь ленинградской парой, сочетавшей изумительную артистичность, лиричность, музыкальность с высочайшим техническим мастерством.

В феврале 1968 г. в Гренобле 12 тыс. зрителей стоя аплодировали двукратным олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову. Они показали великолепную безошибочную обязательную программу, а через три дня восхитительную произвольную, под музыку «Лунной сонаты» и Пятой симфонии Бетховена, фрагментов из концерта Рахманинова. После своей второй победы на Олимпиаде супруги продолжали выступать. Они занимались с ленинградскими фигуристами, и среди их учеников есть известные тренеры, например Николай Великов. В 1973 г. Белоусова и Протопопов стали солистами Ленинградского балета на льду.

В то время они «жили от зарплаты до зарплаты, получая за зарубежные гастроли по 10 долларов в сутки». Поначалу это очень сильно их задевало. Но как-то раз во время прогулки Олег разговорился со знаменитым оперным певцом Борисом Штоколовым: «Мы жили в одном доме, который все называли “дворянское гнездо”. Он рассказал, что спел в Финляндии партию Бориса Годунова. И получил за это все те же 10 долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за 5–6 минут пребывания на льду такие деньги платили. Так что мы еще были достаточно высокооплачиваемыми работниками».

В середине 60-х гг. они были гордостью советского спорта, а в конце семидесятых покинули страну и стали «изменниками Родины». Или, как теперь принято называть, первыми в среде советских спортсменов такого уровня эмигрантами. В 1972 г. их практически выжили из сборной, не давали вовсю развернуться и после завершения спортивной карьеры в Ленинградском балете на льду. Легендарным фигуристам уже в открытую говорили о том, что надо уступать дорогу молодым, но они не желали покидать лед. Спустя шесть лет, во время гастролей в Швейцарии, Белоусова и Протопопов попросили политического убежища.

То, что фигуристы остались на Западе, не имело никакой диссидентской подоплеки. Олег всегда подчеркивал, что он и Людмила прежде всего артисты и хотят продолжать заниматься своим любимым делом, тем, что им больше всего удается. Свою жизнь за границей они начали с того, что заключили контракт с американским балетом на льду и спустя полтора месяца после побега уже вовсю гастролировали. Их не смущали всяческие бытовые лишения и отсутствие собственного угла, а то, что жить долгое время приходилось в средней руки отелях, что называется, на чемоданах, олимпийских чемпионов абсолютно не волновало.

«Когда мы объявили, что в Россию больше не вернемся, к нам тут же приставили двух полицейских, которые первым делом забрали наши советские паспорта. Больше мы никогда их не видели», – вспоминают сегодня Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич. – Потом стали перевозить из одного отеля в другой, соблюдая всяческие меры предосторожности. До сих пор мы не знаем названия тех мест, где нас прятали. Было тяжело, но все эти переживания казались вторичными. Главное – мы были на льду, могли спокойно тренироваться…»

С тех пор олимпийские чемпионы ни разу не хотели хотя бы ненадолго навестить Родину. В их откровенных, обстоятельных ответах на любые вопросы, связанных с жизнью в СССР, давно не сквозила прежняя обида, но напрочь отсутствовало и чувство ностальгии: «Мы отрезали от себя прошлое раз и навсегда. Мы люди очень решительные… К тому же каждый день в своем доме в Грюндевальде смотрим ведущие российские каналы. Мы в курсе всех событий вашей сегодняшней жизни. Достаточно посмотреть новости пять минут, чтобы отпала всякая охота приезжать…»

Но вместе с тем, прожив вдали от Родины уже двадцать пять лет, прославленные спортсмены утверждают, что по-прежнему остались русскими людьми. В 1996 г. они получили швейцарское гражданство, и сегодня Олег Алексеевич законный швейцарский пенсионер. Они очень благодарны этой стране потому, что считают, что именно она сохранила им жизнь. Прежде всего творческую. Однако прекрасно понимают, что все-таки они – не ее герои, поскольку никогда под ее флагом не выступали. В Швейцарии свои легенды – горнолыжные. Белоусова с Протопоповым уверены, что навсегда останутся в истории как «русские олимпийские чемпионы».

Между тем функционеры советского спорта не однажды пытались вычеркнуть их из народной памяти. В справочнике «Все о советских олимпийцах» (издание 1985 г.) их имена даже не упомянуты. А в 1988 г. на зимних Олимпийских играх в Калгари они чуть было не стали причиной политического скандала. Наряду с олимпийскими чемпионами прежних лет организаторы пригласили Белоусову и Протопопова принять участие в показательных выступлениях. Но в последний момент были вынуждены направить факс с извинениями и уведомлением о том, что их номер в гала-концерте отменяется. Оказалось, тогдашний председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов выдвинул канадцам ультиматум: если эти «изменники Родины» выйдут на лед, советская делегация официальную церемонию закрытия Игр попросту проигнорирует. А чуть позже в газете «Известия» появилась еще и статья, утверждающая, что двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов собирались устроить в Калгари «политический скандал».

«То, что отношение к нам изменилось, я почувствовал лишь в 1991 г., на чемпионате мира в Мюнхене, – вспоминал Протопопов. – Тогда впервые в составе русской делегации не приехали сотрудники КГБ, и наши тренеры и туристы стали подходить к нам и здороваться. До этого же, только завидя меня или Людмилу, они перебегали на другую сторону…»

Сегодня Олегу Алексеевичу Протопопову 71 год, Людмиле Евгеньевне Белоусовой – 67 лет. Летом 2005 г. они планируют отметить уникальную дату – 50 лет совместных выступлений на льду. Более 20 лет назад легендарные фигуристы сами сняли о себе фильм. В него вошли все программы, которые Людмила и Олег прокатали за свою карьеру. Съемки были осуществлены в канун 50-летия главы семьи. «У нас был выбор – либо купить дом, либо сделать фильм, и мы выбрали второе. На запись мы потратили 80 тыс. франков. Мы арендовали лед на 3 недели, закупили профессиональную аппаратуру, которую было очень сложно приобрести. Все боялись, что мы сделаем фильм и перевезем его в Россию. Но пока фильм еще в черновом варианте, записаны только программы на льду, может быть, добавим еще какие-нибудь комментарии», – рассказывал журналистам Протопопов.

Кроме того, они владеют богатейшим документальным архивом выступлений лучших фигуристов XX столетия. Спортсмены намерены завещать его любимому виду спорта и считают, что творчество их пары слегка опередило время: «К нашей гармонии музыки и движений фигуристы придут только в наступившем веке».

Тренируются они по 3 часа в день на общественном катке под открытым небом в городском парке. Любители массового катания с уважением уступают дорогу олимпийским чемпионам. «Я, знаете ли, чувствую за собеседника неловкость, когда слышу вопрос: “А когда вы закончите выступать?”, – говорит с насмешкой Протопопов. – Никогда не закончим. Как птица, пока может махать крыльями, летает. Так и мы, пока можем кататься, будем на льду».

Еще они ежегодно уезжают в двухмесячный отпуск на Гавайи, занимаются там любимой подводной охотой: «Мы люди достаточно обеспеченные и деньги предпочитаем тратить на здоровье. Хотя, если послушать, как сегодня живут “новые русские”, то по сравнению с ними мы “нищие“». Олег Алексеевич с гордостью рассказывает, что благодаря правильному рациональному питанию и системе очищения организма от шлаков по Малахову они с Людмилой влезают в костюмы, в которых выступали еще на Олимпиаде 1968 г. «Мы даже праздников никаких не отмечаем, чтобы не нарушать режим. Застолье, обильная еда, вино… Зачем? У нас же на следующий день тренировка!»

Несмотря на то что у прославленных спортсменов нет детей, сейчас они ни о чем не жалеют: «Годичный перерыв, связанный с рождением ребенка, мог бы сказаться на результатах, изменить Людмилину фигуру. Мы были вовлечены в мир фигурного катания настолько, что даже и не думали об этом. А потом, когда решили уехать, дети остались бы в Союзе в заложниках и в итоге вынудили бы нас вернуться… И тем не менее, мы счастливые люди. Нас помнят на льду. Нас видят на льду».

У знаменитых фигуристов по-прежнему каждый день тренировка и четко спланированный график показательных выступлений. Удивительно, но, несмотря на большое количество мастеров одиночного катания, они являются в Швейцарии… единственной спортивной парой, продолжая восхищать всех грациозностью, слаженностью движений, одухотворенностью. Их до сих пор помнят и любят на родине: «Мы получаем тысячи писем и больше всего как раз из России. Недавно вот пришло одно из Сибири. Зовут в гости. Есть там, оказывается, два таких села – Белоусово и Протопопово. Стоят себе рядышком, и никто не знает, почему они так называются…»

В марте 2003 г. на тренировочном катке «Юбилейного» было столпотворение: спортивные функционеры, юные воспитанники спортшколы, журналисты и убеленные сединами питерские интеллигенты с книгами и старыми фотографиями пришли посмотреть на своих кумиров. Назвать происходившее действо тренировкой было бы неправильно – это был бенефис для избранных. Ведь, как считают специалисты, такого скольжения, как у Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой, нет практически ни у кого из современных парников.

В ближайших планах двукратных олимпийских чемпионов, которые от обращения по имени-отчеству отказываются наотрез, отдых на Гавайях, где они, как всегда, займутся виндсерфингом, потом будут тренироваться в Лейк-Плэсиде, выступят в столице зимней Олимпиады-80, а также в Бостоне. В ходе встречи в офисе Вячеслава Фетисова, в которой принял участие троюродный брат Протопопова, легендарный советский хоккеист Александр Рагулин, гости из Швейцарии исполнили «гимн» – написанное на их слова музыкальное произведение их друга, американского композитора Джулиана Ламберта. В этой песне есть замечательные слова, которые могли бы стать девизом этой супружеской и спортивной пары: «Мы вместе, пока живем».

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Протопопов - последняя карта Наши надежды на царя разбились, и мы находились в очень подавленном состоянии. Мы решили в будущем уже не рассчитывать на непостоянство царя, а действовать больше при посредстве министров. На них можно было легче воздействовать и при помощи

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА (киноактриса: «Отчий дом» (1959), «Белые ночи» (1960), «До будущей весны», «Леон Гаррос ищет друга» (оба – 1961), «Мой младший брат» (1962), «Стряпуха» (1966), «Цыган» (1967), «Человек бросает корь» (1968), «Разведчики» (1969), «Служебный роман» (1977), «О бедном

Из книги Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 автора Жевахов Николай Давидович

Глава LII. Министр внутренних дел А.Д. Протопопов Кто способен видеть за внешними выражениями факта его психологию, тот скажет, что, несмотря на величайшие огорчения, причиняемые Государю Императору Думой, Его Величество добросовестно желал совместного с нею

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-4 автора Тимофеев Николай Семёнович

Михаил Протопопов «ЖИВЫХ ПРОГЛОТИМ ИХ, КАК ПРЕИСПОДНЯЯ, И - ЦЕЛЫХ, КАК НИСХОДЯЩИХ В МОГИЛУ…» Предлагаемая вниманию читателя документальная повесть посвящена подлинной истории жизни моего отца, казачьего офицера Алексея Михайловича Протопопова (1897–1988).Здесь нет ни

Из книги Реальность и мечта автора Ульянов Михаил Александрович

Людмила Максакова Есть люди, которым судьба подарила «звездное» происхождение, и они с того момента становятся ее захребетниками, на самом деле ничего собой не представляя, светя отраженным светом, транжиря то, что волею случая было дано им от рождения.Людмила Васильевна

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Людмила Зыкина Любишь ты землю, Людмила, Не зря ты на ней прожила. Все, что любила, скупила, Все, что росло, сорвала. Платье в брильянтах надела, Стала фаянс собирать. Так по любви и раздела Бедную

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Людмила Максакова Он для нее - опора, стенка, И фигурально, и буквально. Облокотившись на Фоменко, Она играет

Из книги Владимир Высоцкий без мифов и легенд автора Бакин Виктор Васильевич

Людмила КОТИКОВА 31). Людмила КОТИКОВА - Кундуз, управление 201-й МСД, 370-й отдельный потдивизион, 1985-87 г.г.:Алла Миранкова права, в жизни каждого человека есть тот миг, когда нужно подвести черту и сделать выводы.А у меня был партийный билет в кармане… и перспектива

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Петр Фоменко. Энергия заблуждения автора Колесова Наталия Геннадьевна

Людмила Заря серебряного века, этого столь высоко чтимого ныне русского ренессанса культуры, искусства и настойчивых духовных поисков, забрезжила еще лет за десять до прихода «календарного» XX века. Забрезжила без особого шума. Не возвещали ее приход ни фанфары, ни

Из книги автора

Из книги автора

Дарья Белоусова. «Играйте небо!» Мы только поступили (мне было 17 лет), в ГИТИСе шел «Борис Годунов». В памяти осталась мелодия стиха. По-моему, Петр Наумович был очень увлечен поисками ритмической интонации, и когда мы параллельно на курсе начинали делать «Деревню», он нас



mob_info