Презентация - артикуляционная гимнастика. Презентация для родителей «Артикуляционная гимнастика Консультация для родителей презентация артикуляционная гимнастика

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика
Составила: Учитель – логопед первой квалификационной категории Игнатова Наталья Геннадьевна

Слайд 2

образец
Язычок
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Слайд 3

В этом домике дружок, живёт веселый язычок!

Слайд 4

Слайд 5

Упражнение «Ёжик»
Ц е л ь: активизировать мышцы языка. Ход выполнения упражнения: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) - 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд. Методические указания: рот при этом закрыт.
У меня в иголках шёрстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не трожь! Я – колючий серый ёж!
Увидел язычок, что погода хорошая и побежал гулять во двор. только сошёл с крылечка, как услышал, что в травке кто-то шуршит. Присмотрелся язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Слайд 6

Ход выполнения упражнения: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, так как будто там мячик. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд. Методические указания: рот при этом закрыт. Посмотрел язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.
Упражнение «Футбол»
Во дворе народ толпится. Там идёт футбольный матч. И вратарь наш Генка Спицын, Пропустить не должен мяч.

Слайд 7

Упражнение «Качели»
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть за нижние зубы на счет «раз». На счет «два» загнуть язык за верхние зубы. Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оставаться широким; 3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись
После футбола захотелось язычку на качелях покачаться: вверх- вниз! Весело качаться с язычком на качелях!

Слайд 8

Упражнение «Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Ход выполнения упражнения: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Методические указания: 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Слез язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Я – индюк «балды-балда» Разбегайтесь кто куда.

Слайд 9

Упражнение «Месим тесто»
Ц е л ь: активизировать мышцы кончика языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – «та-та-та», пошлепать губами – «пя-пя-пя», закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать?
Испугался язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем язычку.

Слайд 10

Упражнение «Блинчик»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счёт от 1 до 5 - 10. Методические указания: 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; 4) язык расположен в полости рта симметрично. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Помог язычок маме тесто месить и стали они блины печь. Давай покажем, какой у язычка получился блинчик.
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

Слайд 11

Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш». Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта; 3) если упражнение не получается, то как только язык станет распластанным, шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу. Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края языка смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки.
Блин мы ели с наслажденьем- Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.
Стали мама с язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Слайд 12

Упражнение «Чашечка» (статическое)
Ц е л ь: Упражнять в умении удерживать широкий язь в верхнем положении. Ход выполнения упражнения: Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3-4 раза. Поел язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

Слайд 13

Упражнение «Чистим зубки»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки; 2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по верхнему краю зубов; 3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов. Наиболее распространены следующие трудности: совместные боковые движения языка и нижней челюсти, девиация языка, размашистые, неточные движения языка. При наличии дополнительных движений нижней челюсти внимание ребенка необходимо обратить на недопустимость этого и предложить контролировать отсутствие подвижности рукой. На первых этапах при «выскакивании» языка из-за зубов рекомендуется придерживать кончик языка пальцем.
Попил язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном язычок пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый.

Слайд 14

Упражнение «Бегемотики»
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5. Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.
Вот пришёл язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик, Закрывать его нельзя, До пяти считаю я, А потом закроем рот- Отдыхает бегемот.

Слайд 15

Упражнение «Лягушка»
Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Ход выполнения упражнения: Губы растянуты в виде улыбки, обна­жая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с. Методические указания: следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки- Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.
Посмотрел язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, услышал: «ква-ква». Это были лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбаются.

Слайд 16

Упражнение «Слоник»
Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Идёт язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же слон! Давай покажем, какой у слона хобот.
Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Ход выполнения упражнения: вытянуть губы трубочкой, зубы сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет «5» - «10».

Слайд 17

Упражнение «Змейка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким, развивать боковые мышцы языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5 - 6 раз. Методические указания: 1) губы растянуты в улыбку без напряжения; 2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык не отклонялся в сторону.
Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.
Полюбовался язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился и язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею.

Слайд 18

Упражнение «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Я – весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко- Стук копыт услышишь звонкий.
Понаблюдал язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?», а лошадка отвечает: «Конечно!». Сел язычок на лошадку, крикнул «Но!» и поскакал. Давай покажем, как язычок катался на лошадке.

Слайд 19

Упражнение «Расчёска»
Ц е л ь: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Ход выполнения упражнения: «причесывать» зубами язык. Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.
Покатался язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.
С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска. А зовут меня… (расчёска)

Слайд 20

Упражнение «Часики»
Цель: развивать подвижность языка. Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ. Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной; 2) движения языка должны быть симметричными; 3) язык не загибается и не касается губ.
Привёл язычок себя в порядок и вдруг подумал: «А не пора ли идти домой? Надо узнать который час». Покажи как работают часики.
Тик-так, тик- так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

Слайд 21

Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ. Ход выполнения упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счет «два» - сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка – слоник» под счет «раз – два». Повторить 10 раз.
Раз – лягушка с толстым брюшком, Два – большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив ее в кадушку, Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он.
Упражнение «Лягушка и слоник»
Жил-был маленький язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Слайд 22

Упражнение «Киска сердится»
Цель: развивать подвижность мышц спинки языка. Ход выполнения упражнения: 1. Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 8, потом до 10. 2. Язык в положении «Сердитая киска», прижать его к верхним зубам и почесать в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.
Выгляни в окошечко- Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска- Не подходите близко!
У язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Слайд 23

Упражнение «Парус» (статическое)
Ц е л ь: Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Ход выполнения упражнения: Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2-3 раза.
Возле дома язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

Слайд 24

Упражнение «Маляр»
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Ход выполнения: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Методические указания: 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.
Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!

Слайд 25

Упражнение «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении. Методические указания: 1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от 3-10. Пока язычок смотрел, как маляр красит заборчик, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел язычок.
Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы поможем.

Слайд 26

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Выполнение: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой "ударять" по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: "Д-Д-Д..." Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем увеличивая темп. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал.
Упражнение «Дятел»
Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук- Раздаётся громкий звук.
Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит кто-то стучит. Поднял голову вверх, а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

Слайд 27

Упражнение «Комарик»
Цель: вызывание звука [з] по подражанию. Ход выполнения упражнения: Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз». Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок. Послушал язычок, как дятел стучит и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом и язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.
Прилетает по ночам, Не даёт заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.

Слайд 28

Упражнение «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания: 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Не поймал язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» – подумал язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.
Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять!

Слайд 29

Упражнение «Заведи мотор»
Ц е л ь: вырабатывать подвижность кончика языка. Ход выполнения упражнения: рот широко раскрыть, поднять язык вверх. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верх ними зубами; ребенок при этом произносит дын-дын-дын (сначала медленно, потом быстрее). Упражнение проводится в течение 15-20 с.
По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»- гудит мотор.
Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.


«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. опубликовано на


«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. опубликовано на


«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). опубликовано на


«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». опубликовано на


«ЁЖИК» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека- под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так "нарисовать" по 5- 6 кругов в одну и другую стороны. опубликовано на


«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. опубликовано на


«ИНДЮК» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. опубликовано на


«КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается опубликовано на


«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. опубликовано на


«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. опубликовано на


«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. опубликовано на


«РАСЧЕСКА» Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд- назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.. опубликовано на


«СЛОНИК» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. опубликовано на


«МЕСИМ ТЕСТО» Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. опубликовано на


«ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». опубликовано на


«ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. опубликовано на


«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. опубликовано на


Список использованной литературы Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г. опубликовано на

СВЕТЛАНА ТЮРИНА
Консультация и презентация для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика»

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет :

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой , тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям , про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка) .

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома ?

Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать : «Давай поиграем с язычком…»

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают . Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения :

«Заборчик» ,

«Окошечко» ,

«Трубочка» ,

«Чашечка» ,

«Блинчик» ,

«Иголочка» ,

«Мостик» ,

«Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик» , «Окошечко» , так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус» , мы говорим ребенку : «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус» . И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку : «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как :

«Часики» ;

«Качели» ;

«Лошадка» ;

«Чистим зубки» ;

«Вкусное варенье» ;

«Барабанщик» ;

«Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач» .

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача –логопеда и специальный массаж.

И в конце своего выступления я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики :

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика » , Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах » , Т. Буденная «Логопедическая гимнастика » , Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика . Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика ». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком . В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44

Подготовила: учитель-логопед

Заикина М.В.




Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих участие в речи.


Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.


Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. - благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, дети могут научиться говорить чисто и правильно; - дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого аппарата; - артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением; - занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.


  • Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдать определённую последовательность, идти от простых к сложным. Проводить эмоционально, в игровой форме.
  • Артикуляционную гимнастику выполнять сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.


ЛЯГУШКА ИЛИ УЛЫБКА Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза. Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.


СЛОН ИЛИ ТРУБОЧКА Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение. Буду подражать слону! Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.


РАСЧЁСКА Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне причёска А зовут меня … (расчёска).


Накажу непослушный язычок На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается Ты под счёт ее держи… До пяти.. До десяти…


ЛОПАТОЧКА Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать


Чашечка Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык широкий положи, его края приподними- Получилась пиала, почти круглая она


ЧАСИКИ Описание упражнения: улыбнуться, открыт рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз. Тик – так, тик – так. Язычок катался так, словно маятник часов. Ты в часы играть готов?


КАЧЕЛИ Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.


ЛОШАДКА Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок. Я копытцем постучу! Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок!


ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз. Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.



Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «Заборчик»,
  • «Окошечко»,
  • «Трубочка»,
  • «Чашечка»,
  • «Блинчик»,
  • «Иголочка»,
  • «Мостик»,
  • «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Лошадка»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Барабанщик»;
  • «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно понадобится помощь врача –логопеда и специальный массаж.

И в конце своего выступления я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

Пожиленко «Артикуляционная гимнастика», Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах», Т. Буденная «Логопедическая гимнастика», Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи». Особенно я хотела отметить книгу Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Данное пособие составлено так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Учитель – логопед Тюрина Светлана Викторовна

Артикуляционная гимнастика необходима для: Подготовки артикуляционного аппарата к самостоятельному становлению звуков; Преодоления речевых нарушений; Тренировки мышц щек, губ, языка 2

3 Проведение артикуляционной гимнастики дома: Занятие ежедневно по 5 – 7 минут; П роведение занятия перед зеркалом; Игровая форма; Изучение упражнения в медленном темпе.

4 Артикуляционные упражнения СТАТИЧЕСКИЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ

5 Статические упражнения Умение удерживать определенную позу в течение 7 – 10 минут «Заборчик»

6 «Окошечко»

7 «Трубочка»

8 «Чашечка»

9 «Блинчик»

10 «Иголочка»

11 «Мостик»

12 «Парус»

13 Динамические упражнения Умение правильно производить движения мышцами щек, губ и языка «Часики»

14 «Качели»

15 «Лошадка»

16 «Чистим зубки»

17 «Вкусное варенье»

18 «Толстячки – Худышки»

19 Книги, на которые следует обратить внимание

20 Уважаемые родители! Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет вашему ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!




mob_info