ФК "Зенит": уволенный диктор стадиона "Петровский" нарушал правила аккредитации на матчах. "Голос "Зенита" Анисимов: Митрофанов выдернул меня из-за стола во время матча Диктор стадиона зенит

Диктор стадиона «Санкт-Петербург»: «Я такой же болельщик "Зенита", как все. Только с микрофоном»

Во время встречи Лиги Европы с «Вардаром» корреспондент наблюдал за работой диктора арены «Санкт-Петербург» Константина Анисимова.

Футбол вместо доктора Ватсона

В свое время на «Петровский» в день домашнего матча «Зенита» актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов приходил не позднее, чем за полтора часа до стартового свистка.

– На «Санкт-Петербург» бывает и за три приезжаю, – рассказывает Анисимов, когда «Вардар» и «Зенит» вышли погулять по газону. – А сегодня и вовсе еще в 11:00 тут был.

– Зачем так рано?

Действительно в этот момент я ловлю себя на мысли, что голос Анисимова звучит в двух местах одновременно: рядом со мной и из динамиков арены. Содержание при этом – разное.

– За то, что могу не бегать каждые пять минут к микрофону, надо нашим звукооператорам сказать спасибо, – продолжает Константин. – Правда, я все равно здесь. Мало ли что случится. Тогда в любой момент прочитаю эти объявления вживую. Их же огромное количество. Но сделано все грамотно. Хотя не уверен, что озвучивать рекламу – это мое. Выйди, послушай. Я в этом смысле в ужасе от себя. Мне кажется, только всех раздражаю.

– А как быть, если у вас вечером спектакль?

– С театром все улажено и договорено. «Зенит» прислал в дирекцию письмо с графиком домашних игр и просьбой по возможности в эти дни меня в спектаклях не задействовать. Вот прямо сейчас, например, идет «Шерлок Холмс», где играю доктора Ватсона. А я, как видишь, здесь. Замену, к слову, нашел себе сам. Договорился с человеком, согласовал с руководством. Оно, надо сказать, удивилось: мол, ты же только про субботы-воскресенья говорил. Пришлось объяснять про четверги в Лиге Европы. И потом, все равно молодым надо давать дорогу. В театре – не на футболе, – с улыбкой спешит уточнить актер, он же диктор.

Как выяснилось, к матчами Анисимов готовится не менее тщательно, чем к спектаклям.

– Тут много разных помещений – есть где речь разработать, прочитать заранее нужный текст. А бывает, просто отворачиваюсь от микрофона и произношу скороговорки. «Санкт-Петербург» – это ведь такая громадина, не хочется потом во время матча ошибаться. Тьфу-тьфу-тьфу, в последнее время оговорок не было, – продолжает Константин.

И тут же признается, что всякое случалось. Например, на последнем мачте «Зенит» – «Спартак», когда хозяева забили пятый мяч, он на радостях сказал, что счет 5:0, а не 5:1. Или авторство гола приписал Дриусси вместо Ригони. Но тут же исправился.

– Поверь, ошибся не специально – не всегда все четко видно на поле, – объясняет Анисимов.

«Помогите запустить волну»

В чем тут фокус, стало ясно чуть позже. Когда в дикторскую принесли стартовые протоколы, Анисимов сразу принялся проговаривать все фамилии, включая судей.

– Официальную часть я всегда начинаю здесь, за столиком. А потом… Скоро сам все увидишь, – обещает Константин.

Знакомое «Говорит арена «Санкт-Петербург» Анисимов произносит уже стоя. В таком же положении объявляет составы. Чуть выделяет «А-а-р-р-тем» и через паузу после болельщиков «Дзюба»!

– Ну что, приглашаю? – у кого-то невидимого по спецсвязи спрашивает диктор, имея в виду следующую коронную фразу «На поле приглашаются…».

И вскоре после этого выскакивает из закрытого помещения на стилобат чаши между верхним и нижним ярусами трибун.

Уже отсюда с радиомикрофоном в руках начинает привычную перекличку секторов. При этом полное ощущение, что Анисимов обращается буквально к каждому. Впрочем, он и правда по очереди поворачивается ко всем трибунам, которые «заводит».

– Если нет отдачи, зачем этим заниматься? Да я и сам «завожусь» от этого, – говорит Константин уже по ходу первого тайма. Он по-прежнему стоит на стилобате. И внимательно наблюдает за игрой. Вдруг гол – надо же увидеть, кто забил!

К слову, последний ряд нижнего яруса оказался прямо под нами.

– Люди иногда даже просят волну помочь запустить. Но неудобно как-то, – поясняет диктор.

Самое тяжелое – минуты молчания

Глядя на поле, он рассказывает, что в его работе самое тяжелое. Это минуты молчания.

– Сам всегда очень переживаю. А когда самолет разбился по пути из Египта в Питер, совсем кошмар был, – вспоминает Анисимов. – Вообще в моем деле очень многое от доверия зависит. Я ведь много импровизирую. В прошлое воскресенье вместо «гол-гол-гол» кричал «Дзюба-Дзюба-Дзюба». Когда чувствую, что нужен, гораздо лучше получается. Спасибо Сергею Фурсенко, президенту «Зенита», – позвал работать и на эту арену.

Но вот Полоз открывает счет. Анисимов мгновенно срывается с места, кричит все же «гол-гол-гол» и на всякий случай бежит обратно за стекло, чтобы официально уточнить, кто именно автор мяча.

Затем возвращается, очень переживает за нереализованный Дзюбой пенальти («Эх, Артем, Артем»). А позже отмечает гол Ригони в такой позе, будто забил его сам.

Свой среди своих

В перерыве можно перевести дух, попить чайку. В начале второго тайма мы снова на ногах на стилобате. Смотрим, как «Зенит» атакует ворота, за которыми вираж.

– Мне тоже хочется покричать «оле-оле-оле», попеть. Я ведь, по сути, такой же болельщик, как и все здесь. Только у меня микрофон, – признается Анисимов.

И рассказывает, что в его работе самое приятное. Это реагировать на голы и победы «Зенита».

– По «Петровскому» не скучаете? – спрашиваю, когда на поле не так напряженно.

– Мне новая арена очень нравится. На въезде в город такая грандиозная архитектура. Украшение Петербурга. А народу сколько! Знакомые теперь говорят: им в голову не приходило, что на футболе может быть так круто, – отвечает Константин.

Ближе к концу матча работы у него становится больше. Начинаются замены, надо объявлять из-за столика. Равно как и количество зрителей – 38 196. «Спасибо за поддержку», – звучит как всегда душевно. А вот имя автора гола в ворота «Зенита» – куда равнодушнее.

Раздается финальный свисток. Анисимов приглашает всех на следующий матч – с «Уралом». Мы прощаемся. Но ненадолго. Ведь игра с клубом из Екатеринбурга 2 декабря.

– А все же жаль, что в конце нам забили, – бросает на прощанье диктор арены «Санкт-Петербург».

«НВ» решило познакомить читателей с теми петербуржцами, голоса которых мы слышим ежедневно в метро, на стадионе, в театре, в аэропорту, за кадром телеэфира

Голос телеканала 100 ТВ Иван Бочкарев

Все анонсы фильмов, телепрограмм и другие заставки межпрограммного эфира 100 ТВ озвучивает 30-летний Иван Бочкарев. Ведущий новостей на «Радио Балтика» пришел в журналистику из музыки - он играет в известной рок-группе.

На телеканале меня услышали три года назад, когда я работал диктором на «Радио Балтика», - рассказал Иван, - и пригласили в качестве «голоса».

Записывать анонсы и другие заставки, говорит Иван, приходится постоянно. Из нескольких дублей выбирается лучший. Поставленный голос Ивана - результат обучения в Москве у представителей старой школы Гостелерадио Игоря Кириллова и Светланы Макаровой.

Голоса сотового оператора Наталья Макарова и Александра Кузьмина

«Телефон абонента выключен или находится вне зоны действия сети…» Подобные сообщения произносят сами сотрудники сотовых операторов. Например, Александра Кузьмина и Наталья Макарова работают старшими специалистами группы планирования одной известной компании. Запись сообщений не входит в служебные обязанности девушек - это их инициатива и желание.

Голос аэропорта Пулково-2 Ирина Бичева

«Уважаемые пассажиры! Начинается посадка в самолет…» - голос, который мы слышим в международном терминале, принадлежит 31-летней Ирине Бичевой. Официально ее должность звучит так: агент службы информации дирекции по наземному обслуживанию. Ирина не имеет актерского образования, в вузе она изучала маркетинг. В совершенстве владеет английским языком. В аэропорту Пулково с мая 2007 года.

Пройдя стажировку (2 месяца), стала выдавать голосовые объявления в эфир. При отборе ее на эту должность обращали внимание на отсутствие акцента в голосе, каких-либо дефектов речи, владение одним или несколькими иностранными языками.

Голос стадиона «Петровский» Константин Анисимов

«Гол, гол, гол!..» - кто из болельщиков «Зенита» не знает этого голоса? Он тоже принадлежит болельщику, а по совместительству актеру театра «Балтийский дом» Константину Анисимову. Диктором на стадионе он трудится вот уже 10 лет. Начинал с игр дублирующего состава «Зенита» в Коломягах, где его заметили и пригласили на «Петровский». После первых же матчей Константин понравился руководству.

Самое сложное в моей работе, - признается Константин, - не ошибиться в правильности фамилий игроков. Каждый матч я веду как первый.

Не обходится и без курьезов.

Во время одного из матчей мне было не рассмотреть игрока, который забил гол, - рассказал Константин. - Но стадион ждет, когда я объявлю, и вот звоню товарищу, который смотрел трансляцию в кафе, спрашиваю. И что я слышу в ответ? Зрители в кафе кричат: «Не знаем, кто забил, диктор еще не объявлял».

Голос метрополитена Михаил Быков

«Следующая станция… » - о ней нам сообщает диктор Ленинградского радио и телевидения Михаил Быков. Ему 67 лет. А голос звучит в духе 1970-х. Именно он впервые записал на пленку все объявления для метрополитена.

Эта запись для меня физически тяжела, названия станций и объявления записываются единым текстом, с паузами, потом все монтируется, - рассказал Михаил Александрович.

Петербургский метрополитен считает голос Михаила Быкова своей визитной карточкой и менять его не хочет. Современная техника позволяет собирать из звуков и созвучий нужные слова. Поэтому новые объявления, говорят в метрополитене, в случае необходимости можно просто смонтировать из старых записей Михаила Быкова.

Кстати, Михаил Быков занимался постановкой речи со знаменитыми политиками.

Я заставлял их произносить звуки и слоги вприсядку, - смеется диктор, а затем неожиданно признается: - Я люблю свой голос, но с годами перестал его узнавать.

Голос Александринского театра Вадим Никитин

То, что слышат наши зрители, записано несколько лет назад после обновления театра, - рассказал актер Вадим Никитин. - Конечно, записи обновляются для гастролей, фестивалей, для иностранных зрителей.

Фото Александра Гальперина. Текст Софьи Прокошевой

За 5 лет дикторства пропустил лишь 2 матча

Это стало ритуалом каждого матча «Зенита» на «Петровском». «Болельщики «Зенита»! Поддержим любимую команду!» - призывает диктор, артист театра «Балтийский дом» Константин АНИСИМОВ. - «Номер 16, Вячеслав...» - «Малафеев!» - ревут секторы. «Номер 10, Андрей...» - «Аршавин!!!» Кажется, так было всегда...

Как вы оказались в дикторской кабине «Петровского»?

Сперва я поработал диктором на стадионе «Коломяги-спорт», где в 2002 году выступал дубль «Зенита», - пригласили мои одноклассники, которые работали в администрации арены. А весной 2003-го мне позвонили из руководства «Зенита»: предложили стать «голосом» стадиона «Петровский». В тот сезон наша команда завоевала серебро. С тех пор я занят и в театре, и на стадионе. И за эти пять лет пропустил лишь два матча - один в 2003-м и другой в 2004-м.

Недавно руководство «Балтийского дома» и футбольного клуба «Зенит» пришли к соглашению относительно вашей занятости: спектакли с матчами разведены по времени. Но прежде они наверняка совпадали по срокам. Как удавалось быть одновременно и на сцене, и на стадионе?

Последние три-четыре сезона руководство клуба и театра договаривались. А раньше приходилось выкручиваться самому. Помню, однажды в день матча «Зенита» я играл Лаэрта в «Гамлете». Спектакль очень длинный, начинался в шесть вечера. К счастью, во втором акте, который шел почти два часа, мой герой не задействован - а «Балтийский дом» находится в пяти минутах езды от «Петровского». Я примчался на стадион, отработал матч и успел вернуться к третьему акту...

Как родилась идея переклички секторов перед игрой? Находка потрясающая...

Придумал я. Не знаю, есть ли что-нибудь подобное на других стадионах в России. Но в Питере идея, которой пошел второй год, прижилась. Я этому рад. А уж когда «Зенит» выигрывает, то испытываю двойное, если не тройное, удовольствие...

В первый же сезон вашего дикторства «Зенит» завоевал серебро. В прошлом чемпионате - золото. Да и большинство домашних матчей- при вашем непосредственном участии - сине-бело-голубые не проигрывают. Вас талисманом команды не считают?

Даже не знаю.

А с кем-нибудь из игроков «Зенита» подружились?

Не настолько, чтобы семьями пойти в кино или в кафе. Но с некоторыми зенитовцами у меня сложились теплые отношения - с Вячеславом Малафеевым, Александром Горшковым, Владиславом Радимовым. Можем поболтать, выпить чашечку кофе. Я в этих ребятах уверен - если мне что-нибудь понадобится, они не подведут.

Можно ли из дикторской кабины предсказать результат матча - по тому, как футболисты выходят на поле?

Только по этому - нет, а по первым 15 минутам - пожалуй. Возможно, это интуиция или свойство актерской профессии - накапливать информацию, которую несут зрительные образы. Мне известны мимика, лица игроков, я могу догадаться, в каком настроении футболисты выходят на поле... Теперь, впрочем, все команды перед игрой «заряжены» оптимистично - и демонстрируют очень добротный футбол. Но я считаю, что в России «Зенит» всех сильнее.

И ваш прогноз...

Если «Зенит» и не удержит чемпионство, то войдет в тройку призеров - наверняка. Не вижу ничего, что могло бы этому помешать. И в Кубке УЕФА, надеюсь, сине-бело-голубые одолеют «Байер» - за счет слаженности командных взаимодействий, которыми команда Дика Адвокаата напоминает мне немецкую футбольную «машину»: футболисты все время в движении, никакой статичности, мяч не задерживается ни у кого. Здорово играют!

Беседовал Борис Оськин

Фото Льва МЕЛЬНИКОВА

Кстати

Отец Константина Анисимова, заслуженный артист России Александр Анисимов, в 1968 году снимался в фильме «Удар! Еще удар!»: играл роль футболиста Карла Ранке из немецкой команды, который корчился на поле, симулируя тяжелую травму, а также «заработал» пенальти и удаление нашего игрока. Всю съемочную группу и, естественно, отца тренировал тогдашний наставник «Зенита» Аркадий Алов. И вот когда Анисимов-старший впервые взял будущего футбольного диктора на стадион, «Зенит» играл с ташкентским «Пахтакором». И проиграл. После матча зенитовцы пригласили артистов в свой автобус - и Константин Анисимов запомнил на всю жизнь, как разъяренные болельщики забрасывали этот автобус чем ни попадя...

С голосом Константина Анисимова, актера театра "Балтийский дом", у болельщиков "Зенита" связано очень много приятных воспоминаний. И чемпионские титулы, и победа в Кубке УЕФА, Суперкубке Европы. Для многих он стал своим за те годы, что звучал его голос на стадионе "Петровский". Это и фирменное "Гол, гол, гол, гол! Халк, Халк, Халк, Халк", и объявление замен. В конце прошлого года внезапно голос Анисимова пропал. Корреспондент "Р-Спорт" Тарас Барабаш созвонился с голосом "Зенита", чтобы узнать, что произошло.

Честно говоря, после того матча ("Зенит" - "Валенсия"), мне очень хотелось все рассказать, на сегодняшний день столько грязи вылито на меня, столько передернуто. Говорилось о том, что я систематически в неадекватном, нетрезвом состоянии прихожу на матчи. Слышал легенды о том, что с того матча я был отправлен домой, потому что был в нетрезвом состоянии. Хотя можно совершенно спокойно проверить, что я довел матч до конца. Последние 15 минут этого матча мне дались с болью в груди, с обидой. С большим нервным потрясением.

- Что произошло?

Произошел инцидент во время второго тайма 24 ноября матча "Зенит" - "Валенсия". Причиной резкому эмоциональному выпаду внезапно стал приход моего ребенка и его товарища на этот матч. В грубой манере, очень нервной, эмоциональной, я был выдернут из-за рабочего столика с микрофоном в руках. И все это происходило непосредственно во время моей работы. Подставьте себя: я актер, играю на сцене. Что бы ни случилось, как бы кто себя не вел, но я не могу представить, чтобы худрук театра вышел на сцену, вытащил меня с нее, сделал мне внушение о том, что я больше не работаю. А за кулисами при этом находятся мои собственные дети. Как я дальше должен был вести эти 15-20 минут матча? "Зенит" забил второй мяч, я радовался и радовал людей своим голосом. Потом я попрощался, поздравил болельщиков с выходом в 1/8 финала. У меня опустошение. Может нравиться человек, может не нравиться. Кому-то, может, безумно нравится моя работа, есть люди, которых я раздражаю. Но это я, это моя жизнь. Другой тоже будет кому-то нравиться, кому-то нет. Но таким образом увольнять, из-за рабочего стола выдирать человека в момент работы, это просто недопустимо. Это своеволие. Слов нет.

- Обижены на клуб, на Митрофанова?

Никакой обиды за себя нет, есть обида за ребенка, который стал невольным свидетелем. Слава богу, что его не было в дикторской. А меня ведь обвиняют в том, что дети были в дикторской. Их там не было. Они в соседней комнате сидели, смотрели матч. Один из мальчишек вышел в коридор, на эту беду по коридору шел Максим Львович Митрофанов. Есть другая версия: кто-то сказал, что Анисимов провел детей. Но я на стадион Сережу и других детей всегда проводил. Взрослым брал аккредитацию, детей проводил на трибуны на свободные места или в свободные помещения. Мой сын Сергей выходил с командой, выводил игроков на поле, он был на корпоративных праздниках ФК "Зенит", как приглашенный. У меня есть его фотография с Лучано Спаллетти на пресс-конференции, а туда точно не мог быть допущен просто ребенок. И никогда никаких вопросов не возникало. Та же фотография была сделана в присутствии Жанны Дембо. Я вырос за кулисами театра, но это же не значит, что я выхожу на сцену и мешаю проведению спектакля. Что, эти дети в микрофон кричали? Или вышли на поле? Чем они могли помешать? Это абсолютно нормально, если ребенок приходит к родителю, у которого есть интересная работа. Почему дети игроков бегают, дети руководства ходит по коридору, а тут кому-то не понравилось, что у меня ребенок на стадионе.

Я за 14 лет пропустил 10 матчей примерно. Раньше составлялось расписание: театр согласовывал его с ФК "Зенит". Благодарен театру

"Балтийский дом", в этом году будет 30 лет моей работы там. Если меня попросить назвать два самых ярких события прошедшего года, это увольнение из "Зенита" и то, что мой сын стал чемпионом города по плаванию среди детей 2005 года.

Я не жалуюсь, не жалею. Люблю команду, люблю наш город, игроков. Я навсегда останусь с "Зенитом", но с теми, кто сейчас руководит ФК "Зенит" на улице Добролюбова дом 16...наши путь разошлись. Нельзя так, не по-человечески, не имея совести, обращаться с любым человеком. Тем более с тем, кто отдал душу, и кучу нервов для того, чтобы наша команда были в лидерах мирового футбола.

Но в последнее время календарь верстается не на весь сезон. Были сложности с этим, учитывая вашу работу в театре?

Было так, что в июле я узнавал, что будет в августе. Театр ставил спектакль, я узнаю, что у меня матч. Конечно, никоим образом я не мог отменить спектакль. Договаривался о замене в театре. Но возникали еще кубковые матчи. Конечно, иногда футбольные матчи совпадали с расписанием в театре. Но я всегда заранее предупреждал Алексея Петрова, руководителя пресс-службы стадиона. Бывало и такое, что меня по видеосвязи соединяли с Митрофановым, он меня спрашивал, "почему". Я рассказывал о расписании, после чего слышал: "Ладно, Костя, но на Лиге чемпионов то ты будешь? Что делать, артист, иди работай".

- За что могли быть уволены?

Что касается договора: за неявку на матч, если я не предупреждаю пресс-службу, за пьянство или неадекватное поведение. За замечание по оговоркам. На самом деле нарушений с моей стороны не было, иначе мне бы высказали. Режим я не нарушал, на базе клуба я был раз 10 за 14 лет. Не был в раздевалке за все эти годы, не брал автографов, не выпрашивал ничего. Вел себя корректно, как мне кажется. Приходил, делал свою работу ради команды "Зенит", ради болельщиков. Сейчас начинают говорить, что я прогуливаю систематически - это бред. У меня договор до 1 июня, я до сих пор не получил никакого уведомления о том, что я уволен. Я просил: Жанна Дембо сказала да, Максим Львович подтвердил. Только где бумага? Получается, на днях я должен идти на матч и вести его? Получается так. Если у меня не будет уведомления, значит, я беру видеокамеру и иду на стадион на свое рабочее место. Очень надеюсь, что делать этого не придется, получу уведомление. С этим руководством я работать не смогу.

- Как вы общались с Митрофановым?

25 числа должно быть уведомление. В договоре написано, что я должен быть уведомлен за 3 дня в письменном виде. Получается так, что матч с "Уфой" я уже прогулял, они говорят, что я прогулял. Мне же после матча с "Валенсией" пришла смс. Цитата Митрофанова: Заменить Анисимова на ближайших матчах команды "Зенит". Это было 24 ноября.

Представитель пресс-службы "Зенита" сообщил "Р-Спорт": "Константин Анисимов находился у нас на срочном договоре. Было принято решение отказаться от его услуг за систематическое нарушение регламентов и режима. Он никогда не являлся нашим штатным сотрудником".



mob_info