Командное взаимодействие. Социальные процессы в организациях. В области целеполагания

Специалисты выделяют три разновидности группы с точки зрения их единства в понимании целей деятельности, в заинтересованности общего успеха, взаимодействия членов группы:

а) обыкновенная группа сотрудников – это сообщество индивидов, которое регулярно взаимодействует, решая единые задачи, и имеют схожие интересы;

б) рабочая группа – небольшое сообщество индивидов, которые осознают, взаимодействуют и чувствуют друг друга как целое. В рабочей группе создаются оптимальные условия для эффективной деятельности, включая взаимообмен информацией. Члены рабочей группы характеризуются большей взаимозависимостью и взаимной ответственностью;

в) команда – это особый вид группы, которая характеризуется наличием специальных черт, определяющих эффективность ее деятельности. В команде все указанные выше характеристики присутствуют, но добавляются еще некоторые:

Члены команды трудятся совместно, проявляя доверие к профессиональным и нравственным качествам партнеров;

В команде более тесное взаимодействие и взаимная зависимость;

Работа в команде требует большего вклада от всех членов для реализации своего потенциала;

Для командной работы присуще чувство локтя, гордость за совместные достижения;

Работа в команде предполагает устойчивую обратную связь, которая позволяет членам команды осознать, как их воспринимают коллеги и окружающие.

Если обратиться к этимологии слова «команда» (от франц. commande, от англ. command), то пришло оно к нам из средних веков. В свое время в духовно-рыцарском ордене родственное слово «командор» обозначало одно из высших званий рыцаря, в более поздние времена это слово вошло в обиход некоторых стран и стало обозначать: начальник отряда судов, председатель яхт-клуба, руководитель автомобильного, велосипедного и др. пробегов и т.п. Если попытаться и дальше заглянуть в этимологию этого слова, то ясно, что в основе слова лежит корень “com”, который обозначает «совместность, взаимность действий, их завершенность».

Кроме того, имеется еще и масса смысловых значений слова «команда», из которых, как представляется, самым интересным является «команда в бизнесе» или скорее «team» по-английски. Именно слово «team» и используется в современной англоязычной литературе для обозначения командного принципа организации любого вида деятельности, например, внешнеэкономической деятельности.

Существуют разные подходы к определению понятия «команда». Сложность определения данного понятия привела к тому, что некоторые авторы монографий, учебников и учебных пособий стремятся к тому, чтобы, анализируя достоинства, трудности и проблемы командной работы, исключить в тексте дефиницию «команда».



Более полную характеристику понятию «команда» дают ученые МГУ О.А.Волкогонова и А.Т.Зуб: «Команда – группа людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу».

Среди других определений понятия «команда» выделим следующие:

1) «команда – это группа специалистов-профессионалов, подчиненных конкретной задаче и взаимодействующих друг с другом через поиск путей решения этой задачи» ;

2) команда – «это особый вид небольшой группы, которая характеризуется наличием специальных черт, определяющих эффективность ее деятельности».

Среди зарубежных исследователей феномена «командная работа» отметим мнение известных специалистов М.Х. Мескона, М. Альберта и М. Хедоури, которые понятие «команда» отождествляют с понятием «комитет». Поэтому их определение звучит так: «Комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий В основе работы комитета – групповое принятие решений и осуществление действий».

Специфика команды как социальной группы в том, что неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, чем формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности могут не совпадать с ее официальным статусом. На основе собственных ценностей в команде развивается специфическое чувство общности, объединяющее членов команды.

Деятельность команды и поведение каждого ее участника осуществляется на основе определенных «предписаний» - правил работы, которые представляют собой совокупность добровольно принятых членами команды неписаных принципиальных положений и важнейших норм. С помощью этих правил обеспечивается внутренняя организация команды, «разделение труда», координация, согласование и единство действий, четкая система контроля. Правила служат для регулирования внутрикомандных отношений, деятельности и поведения членов команды.



В качестве характеристик, присущих команде , можно отметить следующие:

- единство целей членов команды . Сотрудники должны понимать командную цель одинаково, чтобы «не тянуть в разные стороны» при ее реализации;

- умение и желание работать . Представляется, что первому – «умению работать» еще можно научить. А вот без «желания работать» даже профессионал не внесет существенного вклада в деятельность команды;

- умение и желание общаться друг с другом . Это необходимо для того, чтобы при решении определенных задач члены команды понимали друг друга и быстро договаривались;

- отношения партнерства и доверия друг к другу . В этой характеристике понимание роли каждого члена команды для реализации общего дела представляется чрезвычайно важным;

- сплоченность. Сплоченность характеризует степень приверженности к команде ее членов. Принято считать, что группа, в том числе и команда, удовлетворяет человека до тех пор, пока ион полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло быть в какой-либо другой группе или команде. В сплоченной команде сотрудники готовы поддерживать «своего» члена команды и отстаивать общие интересы команды всегда и везде.

- обратная связь. Устойчивая обратная связь позволяет членам команды осознавать, как их воспринимают коллеги и окружающие.

Рисунок 1 – Основные этапы «жизни» команды

Каждая команда проходит основные этапы своего развития, имеет свой жизненный цикл. Выделяют следующие этапы (рисунок 1) в «жизни» команды:

Притирка. На этом этапе члены команды при ведущей роли менеджера узнают друг друга, обмениваются информацией, формулируют задачи команды. В общении проявляется вежливость, выжидательная позиция и независимость. Взаимоотношения при этом отличаются осторожностью и тревожностью;

Ближний бой (бурление). Члены команды конкурируют за относительное влияние, дискутируют в направлениях развития. Начинается критика существующих и поиск новых форм работы. Между участниками команды возможны напряженные отношения. Нередко происходят столкновения по поводу функций и ответственности членов команды;

Согласие и гармония. Команда начинает совместное движение к выработанным общим целям, устанавливается равновесие конкурирующих сил, начинают «работать» групповые нормы, определяющие поведение членов команды. Сотрудничество становится все более эффективным, растет сплоченность команды, что положительно сказывается на результатах совместной деятельности;

Зрелость. На этой стадии развития команда добивается самой высокой производительности труда. Работа членов команды постоянно обсуждается, происходит обмен друг с другом информацией, каждый член команды отчитывается за свои действия и поведение. Команда способна решать даже сложные задачи;

Расформирование (разрушение). Ничто в мире не вечно, рано или поздно «умирают» даже самые успешные команды.

Исследователи еще не пришли к единой типологии команд, но большинство из них выделяет два вида команд:

А) Кросс-функциональная команда: формируется из представителей различных подразделений внешнеторговой компании, фокусируется на решении одной задачи и существует до момента выполнения задания. Классическими примерами кросс-функциональной команды являются команда внешнеторговой организации, создаваемая в целях проведения переговоров с зарубежными партнерами. Эта команда носит временный характер, который определяется сущностью переговорного процесса с представителями какой-либо зарубежной фирмы и заключением внешнеторгового контракта. К кросс-функциональной относятся также команды, которые или создают что-либо новое для организации (например, проектная команда), или имеют дело с проблемами и задачами, которые решаются через анализ, контроль и выработку рекомендаций для компании (например, команда по аудиту).

Б) Интактная команда: формируется из представителей одного функционального подразделения внешнеторговой организации, выполняет множество различных задач и существует длительное время. Такая команда не является специальной, а составляет постоянную часть организации и осуществляет процесс выполнения повторяющихся работ. Примером интактной команды может служить отдел развития, когда его руководитель изначально подбирает себе сотрудников с учетом требований командной работы, или Совет директоров корпорации.

Выводы: На определенных этапах развития личности одной из ведущих становится потребность в принадлежности к группе. Однако группа может вступить в конфликт с индивидуальностью, что тормозит развитие самой группы. Человек может быть одновременно членом нескольких групп, и степень его участия в группе различна. Кроме того, индивид может стать членом команды, к определению которой существует множество неоднозначных точек зрения.

Литература:

  1. Карпов А. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 2007. – 584 с.
  2. Морозов А. Управленческая психология: учебник – М.: Академический Проект, 2008. – 288 с.
  3. Рамендик Д. Управленческая психология: учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 256 с.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб: Питер, 2008. – 513 с.
.

Любая организация является уникальным социально-экономическим организмом. Она состоит, прежде всего, из людей. Кроме того, в организацию входят оборудование, здания, технологии, финансовые потоки и другие элементы.

Социальные процессы – это динамический комплекс отношений и позиций, который развивается в ходе взаимодействия сотрудников в организации.

К основным социальным процессам в организациях можно отнести:

1 командное взаимодействие;

2 неформальное общение;

3 коммуникации.

Взаимодействие между сотрудниками фирмы осуществляется в ходе деловых и личных отношений. Для совместной деятельности работники объединяются в бригады, отделы, участки, цеха. Однако наиболее современной формой организации труда является команда – специально подобранная группа сотрудников.

1. Командное взаимодействие – это совместная профессиональная деятельность группы работников разной квалификации.

Командная форма организации труда изменила лицо производственной, маркетинговой и управленческой сферы. В подавляющем большинстве случаев команда оказывается значительно эффективнее других форм профессиональных объединений.

Команда – это группа работников разной квалификации, объединенных для достижения общей профессиональной цели.

Профессиональная команда имеет свои характеристики : сплоченность, квалификация, национальный состав.

Сплоченность команды – это взаимные симпатии и уважение ее членов друг к другу. Сплоченность во многом формируется на базе понимания и принятия единых профессиональных целей, которые кореллирует (соответствует) индивидуальным интересам членов команды.

Сплоченность команды определяется также ее референтностью (авторитетностью) в глазах участников. Сплоченность характеризует и определяет сложившийся в команде психологический микроклимат.

Квалификация команды зависит, в первую очередь, от ее состава. Для успешной деятельности команды в ней должны быть специалисты как разного профиля, так и разного уровня квалификации. В этом случае команда может выполнять сложные и комплексные работы.

Наличие в команде специалистов смежных или сходных профессий позволяет ей осуществлять взаимозаменяемость сотрудников. Такая необходимость иногда возникает в связи с болезнями или командировками.

Квалификация команды во многом зависит от опыта ее членов, но не менее важен опыт команды как единого целого.

Многие западные фирмы используют следующий опыт: создают временную профессиональную команду для решения конкретной проблемы. Однако, если команда оказалась успешной и успела сплотиться – ее не расформировывают. Эффективный организм разрушать – это не по-хозяйски. Такой команде подбирают новые задачи, и она перестает быть временной.

Национальный состав команды важен для международных компаний и межнациональных корпораций (МНК).

Наиболее частый случай: МНК открывает дочернюю фирму в какой-то стране. Профилем профессиональной деятельности является что-то достаточно новое для страны пребывания. Своих высококвалифицированных специалистов в стране просто нет. В этом случае межнациональная команда – буквально спасение. В ней будут работать вместе зарубежные специалисты из головной компании рука об руку с работниками дочерней фирмы страны пребывания. Это эффективный путь подготовки местных квалифицированных специалистов. Через некоторое время численность специалистов из головной страны (весьма дорогих!) можно будет существенно сократить. Постепенно местные кадры будут заменять иностранцев.

В межнациональных командах может возникнуть специфическая проблема - межнациональные трения. Совместимость в профессиональной деятельности представителей различных культур должна быть внимательно исследована при формировании команды. Как правило, с представителями разных наций следует провести предварительную работу. Их необходимо изучить на предмет отношения к другой конкретной нации. После отбора тех, кто не имеет предубеждений, с ними следует провести определенную учебу о межнациональных отношениях вообще, и профессиональных в частности.

Однако сам переход фирмы на командную форму организации труда вовсе не означает автоматическое решение всех вопросов. Сами команды могут столкнуться с внутренними проблемами, которые способны существенно снизить эффективность их работы.

Командные проблемы – это те трудности и недостатки, которые могут возникнуть в ходе формирования или деятельности команд. Основными из возможных проблем являются: неадекватный руководитель, некачественный подбор состава, неудовлетворительный психологический климат в команде или вокруг нее.

Неадекватный руководитель отличается тем, что не способен организовать выполнение стоящей перед командой задачи. Кроме того, руководитель может не иметь достаточного личного авторитета, чтобы быть лидером команды.

Некачественный подбор команды означает, что по своему составу она не может квалифицированно выполнить стоящие перед ней задачи. То есть, при формировании команды были допущены кадровые ошибки, которые сделали ее профессионально не эффективной.

Неудовлетворительный психологический климат связан с проблемой внутренней совместимости, системой стимулирования-мотивации, осознания и принятия целей и задач команды.

Вне команды могут возникнуть неконструктивные отношения с другими подразделениями фирмы. Это также может резко снизить эффективность команды.

В любом случае те менеджеры, которые формируют команду и курируют ее деятельность, должны внимательно следить как за характеристиками, так и за проблемами, которые влияют на профессиональную деятельность команды.

2. Неформальное общение является вторым, после профессионально-командного, социальным процессом в организации. Неформальное неофициальное общение – это взаимодействие людей на основе личных симпатий и предпочтений.

В неформальном общении имеются свои особенности. Основные из них следующие:

1 тесные личные контакты благодаря положительным взаимоотношениям;

2 приятная атмосфера общения вследствие взаимных симпатий;

4 возникновение неписанных правил и традиций в группах неформального общения.

В отличие от профессиональных бригад, групп и даже команд, степень доверительности и сплоченности, уровень взаимовлияния в неформальных группах значительно выше. Это связано со свободным выбором входящих в них людей.

Многие теоретики менеджмента, в частности Ч.Бернард , выделяют ряд положительных аспектов неформальных групп с точки зрения их полезности для профессиональной деятельности. Основные из этих аспектов таковы:

1 передача информации в неформальных группах происходит быстрее, точнее. эмоциональнее;

2 неформальная группа может активно способствовать сплочению профессиональной команды;

3 неформальная группа помогает полнее удовлетворить индивидуальные и социальные потребности сотрудников в приятном общении и профессиональном творчестве.

Сами неформальные группы могут иметь несколько разновидностей. В теории менеджмента их образно называют так: «группы влияния», «группы ожидания» и «группы симпатий».

Группы влияния – это коллективные лидеры. Они влияют на общественное мнение в организации и на поведение работников. Их авторитет в коллективе достаточно высок, поэтому с их групповым мнением считаются и остальные сотрудники.

Группы ожидания не обладают лидерскими свойствами и четко обозначенным мнением по различным вопросам. Их реакции на важные события в коллективе вторичны. Они сначала ждут выражения общеколлективного общественного мнения, а затем присоединяются к большинству.

Группы симпатий больше реагируют на людей, нежели на события. Они могут проявлять либо участие и понимание, либо равнодушие и невнимание, либо антипатию и неприязнь к тому или иному человеку или группе людей. Поэтому мнение такой группы весьма субъективно.

Любое внешнее событие в группе симпатий оценивается через призму отношения к действующим лицам. Если к какому-то человеку отношение положительное, то практически любой, даже отрицательный его поступок будет оправдан или хотя бы понят групповым мнением.

3. Коммуникации как обмен информацией представляют собой третий социальный процесс в организации. Циркулирование информации является основой для соответствующей профессиональной деятельности и принятия решений. Если коммуникации неадекватны, информация оказывается неполной либо искаженной, что резко отрицательно сказывается на деятельности организации.

Коммуникации имеют разные виды . Основные из них – вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, делятся на нисходящие (приказы, распоряжения, инструкции) и восходящие (отчеты, справки, предложения, жалобы).

Горизонтальные коммуникации делятся на официальные (обмен профессиональной информацией) и неформальные (обмен личными мнениями).

Особую роль в социальных процессах в организации играет проводимая топ-менеджментом коммуникативная политика. Различают четыре основных вида такой политики.

1. Политика открытых дверей.

В этом случае руководители организации доступны для ее членов. Не составляет особого труда попасть к руководителю с предложениями или жалобами. Для приема по деловым и личным вопросам у руководителей установлено определенное время, которое четко соблюдается. Вся профессиональная или управленческая информация открыта для сотрудников (кроме коммерческих секретов).

2. Некабинетное управление.

Руководители значительную часть времени проводят не в своих кабинетах, а на рабочих местах. Они посещают подразделения, общаются с сотрудниками непосредственно на участках, в цехах и отделах. Даже часть деловых совещаний и заседаний проводится в подразделениях, а не в центральном офисе организации.

3. Информирование.

Это инициирование менеджментом коммуникации упреждающего характера. Руководители заранее информируют исполнителей о планах и задачах организации, а также о путях и способах решения задач.

Для реализации таких коммуникаций руководители регулярно встречаются с персоналом, проводят деловые совещания и заседания. Вся важная информация поступает сверху вниз «из первых уст», а не через посредников или по слухам. Такая коммуникативная политика позволяет обеспечивать персонал полной и точной профессиональной информацией.

4. Реагирование.

Данные коммуникации связаны со способом «реактивного управления». При этом управленческие решения являются следствием. Они принимаются как реакция на те или иные события. Движение информации сверху вниз является ответным, вызванным предшествующим коммуникационным возмущением.

Реагирование происходит в ответ на изменение ситуации, либо на предложения и инновации, либо на обращения и жалобы. Менеджмент выступает не инициатором коммуникаций, а своеобразным ведомым.

Коммуникативное реагирование и реактивное управление в теории менеджмента образно называют «поведением лягушки». Учуяв опасность, она резко прыгает в противоположную сторону. Новая опасность, реальная или мнимая, заставляет ее делать новый прыжок. Направление движения при этом может постоянно изменяться.

Безусловно, более прогрессивной является активная. а не пассивная коммуникативная политика. Более того, недостаток информации неизбежно порождает слухи. Чаще всего они бывают негативными. Это отрицательно сказывается на социальных процессах в организации.


Похожая информация.


СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Кадровый консалтинг, Работа с персоналом ОТРАСЛЬ: Образование ФОРМАТ: Открытый

Почему команда? Потому что эффективность бизнеса делают люди. А групповые синергетические процессы как топливо несущее ракету в плотные слои атмосферы.

Одна лошадиная сила, две, три, сколько их нужно, что бы быстро мчать повозку? Чем больше, тем лучше и желательно под одним капотом!

Сколько нужно сотрудников, чтобы осуществить прорыв в бизнесе? 10,100,1000000?

Команда, всего одна команда!

Последние время фокус внимания с процессов, начинает уходить на тех, кто организует эти процессы, на тех, кто их реализует. Стало понятно, что просто иметь цели и стратегии мало. Важно понимать механизмы взаимодействия между участниками процессов, определять роли и делать грамотные расстановки, что бы все ресурсы использовать по максимуму и ликвидировать трансакционные издержки.

И тогда выход на новые результаты гарантирован!

Участники: тренинг будет полезен для руководителей всех уровней, предпринимателей, бизнес-консультантов.

Результаты обучения:

  • Сформированное представление об отличиях группы от команды
  • Системное видение внутригрупповых процессов и управление ими
  • Знание этапов формирования команды и навыки управления на каждом из них
  • Понимание психологии взаимодействия в команде

ПРОГРАММА

1.Основы командного взаимодействия

Практикум:

  • Игра–исследование «Организация»
  • создание стимульного материала, для эффективной работы в тренинге

2.Основы построения команды

  • Роль лидерской позиции руководителя, вектор направленности при руководстве командой
  • Жизненный цикл, как основной закон развития систем
  • Модель Такмена и Дженсона
  • Стили управления на каждом из этапов, ситуационный подход

Практикум:

  • Тестирование собственного вектора направленности
  • Создание личной карты баланса взаимодействия
  • Проработка подходов на каждом из этапов формирования команды

3.Первый этап. Формирование.

  • Концепция T.E.A.M, основополагающие принципы создания сильной команды
  • Характеристики команды, отличие от группы
  • Ролевое взаимодействие, командные роли по Белбину. Тест на определение собственной роли

Практикум:

  • Тестирование собственной командной роли
  • Анализ ролевого взаимодействия в своей команде, корректировка(по необходимости)

4.Второй этап. Бурление.

  • Управление конфликтом, ролевое взаимодействие, теория трансактного анализа в бизнесе
  • Работа с эмоциями,концепция эмоциональной компетентности

Практикум:

  • Определение, проработка собственных конфликтогенов
  • Определение собственной позиции РВД во взаимодействии, выход на позицию «Взрослый»

5.Третий этап. Нормирование.

  • Нормы, правила, регламенты, как элементы закрепления успешности на предыдущих этапах.
  • Огрупление мышления, плюсы и минусы
  • Принятие решений. Инструменты ПР: мозговой штурм, диаграмма Исикава
  • Эффективные совещания, как элемент структурности работы групп

Практикум:

  • Проработка рабочих ситуаций методом мозгового штурма
  • Решение проблемных ситуаций через диаграмму Исикава
  • Игра «эффективное совещание»

6.Четвертый этап. Функционирование, или выход на новый уровень.

  • Мета-уровень, жизненный цикл организации
  • Выход на новые уровни. Уровень развития сотрудника = уровень развития организации

По окончании всего курса каждый участник получает Сертификат московского Центра подготовки бизнес-тренеров и развития персонала «ТренерПРОФИ», о прохождении участником обучения по указанной программе.

Методы обучения: мини-лекции, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии, мозговые штурмы, разбор кейсов, выполнение тестов, работа с конкретными ситуациями из практики, обмен опытом и обратной связью со стороны участников и тренера

Продолжительность тренинга: 16 часов (2 дня по 8 часов).

Обучение проходит с 10.00 до 18.00 с перерывами на обед и кофе-брейки.

СТОИМОСТЬ: 15000 руб.

В процессе деятельности деловые партнеры вступают в бесчисленное множество взаимодействий, поэтому не менее важным является вопрос, касающийся формы отношений в совместной деятельности. Она зависит от целевых установок, свойственных партнерам по взаимодействию. В литературе рассматриваются три формы отношений (табл. 7.7).

Таблица 7.7

Формы организации деловых взаимоотношений

взаимодействия

Особенности организации взаимодействия

субъектнос

отношение

Участники взаимодействия относятся друг к другу как к равноправным, самоценным субъектам, не пытаясь управлять (манипулировать) друг другом. Это диалог равноправных личностей, взаимодействие носит творческий характер, так как достигается общность партнеров, возникает новое психическое образование, обозначаемое местоимением «мы». Такое общение называется партнерским, т.е. построенным на принципе паритета

объектные

отношения

Когда один из участников общения рассматривает другого как объект целенаправленного влияния

субъектные

отношения

Когда один из участников общения выбирает себе в партнеры того, кого использует в качестве образца для подражания, а выбранный для этих целей порой даже не подозревает об этом. Такое взаимодействие специалисты по проблемам общения называют подражанием

Деловое взаимодействие людей чаще рассматривается как групповая работа. В деловом общении различают термины «командная работа» и «групповая работа». Второй термин шире, поскольку любая команда является группой, но не любая группа становится командой (табл. 7.8).

Таблица 7.8

Разница между группой и командой (по Р. Л. Дафту)

Групповая работа

Командная работа

Имеет формального руководителя

Распределяет функции руководства между участниками или периодически меняет руководителя

Индивидуальная ответственность

Индивидуальная и взаимная ответственность друг перед другом

На оценку эффективности оказывает косвенное влияние бизнес (например, финансовые показатели)

Оценка эффективности напрямую зависит от коллективных результатов работы

Обсуждает и распределяет индивидуальную работу

Обсуждает и распределяет общую работу

Работает исключительно внутри организации

Не ограничивается рамками организации

Индивидуальные результаты работы

Групповые результаты работы

Проводит собрания, посвященные эффективности работы

Проводит собрания, стимулирующие открытое обсуждение проблем и их решение

Групповая работа - это совместная работа в малых группах (от 3 до 7 человек) над определенным заданием, которые самостоятельно выбирают направление своей работы и средства для ее достижения, устанавливают нормы взаимодействия. Широкое применение групповое взаимодействие получило в различных интерактивных играх (имитационных, деловых, аттестационных, дидактических, ролевых), а также как самостоятельная форма выработки решений (работа временных целевых групп, проектирование, специальные семинары, мозговые штурмы).

Преимущество групповой работы достигается за счет синергического эффекта, который возможен, когда участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс, чувствуют себя комфортно и уверенно, и когда их активность повышается. Понятие синергии является ключевым в описании диапазона черт группы. Предполагается, что каждый человек, вступая в группу, привносит в нее определенное количество индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Общее количество этой энергии, имеющейся у группы, и есть синергический эффект.

Команда - это также группа, состоящая из двух и более человек, взаимодействующих между собой и координирующих свою работу ради достижения общих целей. Рабочая команда обеспечивает положительный синергизм за счет скоординированных действий всех ее членов. Формирование команды - это вмешательство, или интервенция, осуществляющаяся на базе исходной информации, в ходе которой оцениваются сильные стороны рабочей команды и перспективы ее усовершенствования, а затем вырабатывается и осуществляется программа действий по усилению эффективности командного взаимодействия.

Как показывает практика взаимодействия в деловой среде, команда может стать успешной только при лидере, способном выступать в разных ролях на всех этапах работы команды: до ее начала, в процессе взаимодействия участников и после. Для эффективного управления командой лидеру необходимы интерактивные компетентности. Это как раз те умения и навыки, которые чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия членов команды, индивидуальным и групповым стилем делового взаимодействия. Они включают умения:

  • диагностировать и оценивать партнеров (их цели и мотивы, уровень восприятия информации и ее понимания, лидерство);
  • правильно распределять роли в командном общении и подбирать эффективные стратегии взаимодействия;
  • управлять индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников внутри команды;
  • определять сенсорные каналы членов группы и эффективно их использовать с помощью вербальных и невербальных ключей доступа;
  • разрешать спорные ситуации, снимать конфликты мнений, создавать благоприятный климат в команде;
  • вести групповую и межгрупновую дискуссию, подводить итоги, формулировать коллективные результаты;
  • взаимодействовать в групповой работе. Выделяют роли: фасилитатора (от англ, facilitator - специалист по сопровождению групповых процессов, обучающий сотрудничеству) - это человек, контролирующий ход работы в команде и обеспечивающий соблюдение ее правил и процедур, организует включение и активное взаимодействие между собой, что позволяет всем участникам команды сконцентрироваться на целях и содержании деятельности; и модератора (от итал. moderare - смягчение, сдерживание) - в современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповое взаимодействие становится более целенаправленным и структурированным;
  • добиваться высокого результата деятельности.

Тренинг «Эффективное взаимодействие в команде»

Цели программы:

Создать в неформальной обстановке оптимальную структуру взаимодействия между сотрудниками и подразделениями компании для обеспечения дальнейших согласованных действий.

Ощутить необходимость позитивного восприятия изменений, которые внедряются в компании.

Обучить участников тренинга навыкам эффективного командного взаимодействия.

Дать инструменты эффективной коммуникации в процессе внедрения изменений.

Создать предпосылки для усиления позиции ответственности в связи с изменениями.

Участники в результате смогут:

  • · Осознать эффективность совместной работы в команде.
  • · Освоить коммуникативные приемы и технологии, повышающие эффективность совместной работы.
  • · Использовать на практике модель предотвращения и управления конфликтами различных уровней.
  • · Повысить мотивацию к достижению общих целей в работе.

Дополнительными эффектами этого тренинга является творческий импульс, переосмысление каждым участником своей роли в команде, целей, задач и перспектив развития команды. Также тренинг помогает выявить скрытые ресурсы и выйти на новый уровень взаимодействия. Кроме того, в процессе работы участники овладевают системой навыков достижения целей, что включает: знание - что и зачем делать, умение - как делать, желание - мотивацию делать.

Методы работы:

Предлагаемая программа предусматривает активное вовлечение участников в процесс обучения, на основе методов групповой работы. Тренинг представляет собой обучающую программу, основным результатом которой является получение навыков эффективной работы в команде. Большинство упражнений построены таким образом, что результат работы группы зависит от усилий каждого, поэтому участникам «приходится» действовать вместе «единой командой».

Рассмотрению принципов эффективной работы в команде посвящено приблизительно 30% времени тренинга, 70% - занимают практические упражнения, ролевые и командные игры.

Участники получают легкий в использовании материал, который остаётся у них и помогает в работе после тренинга.

Основные элементы программы: 1 часть- 70% практики (игр), 30% теории.

  • 1. Команда, как форма взаимодействия сотрудников компании.
  • · Что такое команда. Модель команды
  • · Отличия команды от группы людей.
  • · Преимущества и ограничения командной деятельности.
  • · Какие выгоды дает применение командной работы на предприятии.
  • · Создание культуры «мы» и командного духа.
  • 2. Построение структуры эффективной команды.
  • · Этапы построения команды.
  • · Формальное и неформальное лидерство. Несколько лидеров в команде. Принципы взаимодействия.
  • · Психологические типы и эффективное распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов.
  • 3. Как легко «войти» в изменения.
  • · Системный подход к управлению изменениями.
  • · Причины возникновения изменений в организации.
  • · Формула изменения. Основные сложности, связанные с изменениями.
  • · Типология поведения личности в период изменений.
  • · Причины сопротивления изменениям: пять факторов реакции на изменения.
  • · Преодоление сопротивления изменениям.
  • · Поддержка изменений. «Рамка результата» как инструмент управления при изменениях.
  • 4. Формирование командного духа.
  • · Позитивное отношение к своей работе.
  • · Условия, необходимые для создания командного духа: ответственность, лояльность и инициативность.
  • · Различные понимания ответственности. Что необходимо, чтобы все могли быть ответственными. Ответственность каждого сотрудника за окончательный результат и успех банка. Ответственность как выбор.
  • 5. Эффективная коммуникация в команде.
  • · Правила эффективного взаимодействия.
  • · Навыки построения конструктивного взаимодействия.
  • · Контекст борьбы и контекст сотрудничества. Партнерство и стратегия «выиграть-выиграть».
  • · Предотвращение и управление конфликтами в команде. Что такое конфликт. Как возникают конфликты. Какие бывают конфликты. Модели успешного разрешения конфликтов.
  • · Гибкость и принятие - основа конструктивного взаимодействия в новых условиях.
  • · Необходимость и задачи обратной связи.
  • 6. Подведение итогов дня.

Подведение итогов и систематизация полученных знаний и навыков на тренинге в игровой форме.

2 часть - Игра-квест на природе (100% практики).

Сценарий игры определяется после предварительной встречи! Это один из вариантов.

Игра-квест - «Разведка боем»

Участники игры делятся на 2 команды и отправляются на маршрут, выполняя в процессе задания, направленные на командную работу и сплоченность. Задания интересные, не однотипные и подчас совершенно неожиданные. Игра на эмоциях способствует более «тесному» знакомству и продуктивному взаимоотношению между участниками.

Методы работы: Квест организован в виде активной игры. Группу ведут специально подготовленные тренеры-инструкторы. Задания и правила формулируются таким образом, чтобы группа получила максимальный опыт во взаимодействии на пути к достижению цели.

Тренер-инструктор предоставляет группе максимум свободы в работе и вмешивается в ход событий только в случаях необходимости, направляя и координируя работу и ход обсуждений в группе.

Его задача сделать так, чтобы люди в группе как можно больше делились своими переживаниями, эмоциями и уроками друг с другом, открывали в себе и партнёрах новые качества, создавали новые доверительные отношения и осознали все преимущества работы в единой команде.

Сценарий игры " Разведка боем"

Формальная цель игры: "Проторить дорогу" и дойти до цели, найти сокровище.

Коллектив делится на 2 части по функциональному признаку: разведчики и последователи.

Задача общая - пройти все этапы, собрать все ключи и найти клад. Каждый этап это одно или несколько упражнений - игр, выполняя которые команда получает ключ. Необходимо собрать 5 «основных» и 2 «вспомогательных» ключа. Чем отличаются «основные» и «вспомогательные» ключи остается тайной для всех участников до конца игры. «Вспомогательные» ключи возможно и не пригодятся. Ключ выдается только при условии прохождения этапа отрядом «последователями». После того как будут собраны все ключи, всей команде предстоит найти и сам клад. Это можно сделать по подсказкам, которые также будут спрятаны на территории игры.

Задача команды "разведчиков" - в обозначенных местах пройти задания, решить задачи и оставить для "последователей" некоторые элементы подсказок (т.е. написанный алгоритм прохождения задания). Разведчики не собирают ключи. Они проходят этап и оставляют после себя подсказку - алгоритм, и идут дальше.

Задача "Последователей" - двигаться по тому же маршруту «по следам разведчиков». Они проходят этапы с учетом оставленной записки разведчиков, а в конце каждого этапа получают ключ. Ключ выдается только при условии прохождения этапа «последователями».

Последний этап - поиск клада, «разведчики» и «последователи» проходят вместе.

Достигнуть игровой цели можно, только пройдя весь маршрут всеми отрядами и собрав все ключи. Время на прохождения всего маршрута и поиска клада будет ограничено.

В то время, когда отряд «разведчиков» решает первое основное задание, отряды «последователей» проходят разминочные подготовительные упражнения.

Структура проведения:

  • 1. Вступительная беседа и инструктаж. Формирование отрядов.
  • 2. Разминка.

Цели разминки: подготовиться к дальнейшей работе, установить контакт между участниками на физическом и психологическом уровнях, установить контакт между группой и тренером-инструктором, получить опыт совместной работы. А так же это - проверка на «прочность», понимание друг друга, и первое представление о способностях участников.

Разминка включает в себя общефизические упражнения «Доверие» и др.

Эти упражнения позволяют осознать и проработать такие категории, как выбор, доверие, ответственность, безопасность, ценность каждого участника.

3. Командные упражнения.

Условия для выполнения командных упражнений максимально способствуют формированию командного духа. Участники активно работают с такими категориями, как ориентация на результат, значимость каждого человека в команде, умение слушать и слышать каждого человека, гибкость в ведении переговоров с членами команды, умение прийти к согласию, разрешение конфликтных ситуаций, поддержка друг друга, ответственность.

Количество упражнений определяет главный инструктор, исходя из состояния группы и процессов в каждый конкретный момент времени.

Список упражнений: «Паутина», «Лабиринт», «Хвост рулит головой», «Все на борт», «Слепые числа», «Отравленный воздух», «Стройка», «Пожар», Лыжи» и др.

Заключительная игра.

Для выполнения этого упражнения все отряды объединяются в одну большую команду. Данный этап проходит в виде квеста. Для того, чтобы найти клад команда пользуется подсказками, которые они находят на территории игры. Первую подсказку они получают от тренера. Для того, чтобы достигнуть цели, людям необходимо использовать все уроки предыдущих этапов, полная вовлеченность каждого участника команды и желание победить.

4. Эмоциональная связь.

На этом этапе участники тренинга учатся эмоционально понимать настроение друг друга, оказывать эмоциональную поддержку. Для этого предлагается упражнения «Горячий стул», «Аквариум».

5. Заключительное торжество.

Участники обмениваются мнениями, делятся впечатлениями и выводами, сделанными за этот день. Благодарят друг друга за сделанные открытия и полученные результаты.



mob_info