Доска для виндсерфинга. Конструкции для зимнего виндсерфинга Доска для зимнего виндсерфинга

Наш журнал уже рассказывал о всесезонном виндсерфере, способном с одинаковым успехом двигаться по воде, снегу и льду (см. «М-К» № 11 за 1987 г.).

И вот не так давно появились сообщения, что подобные снаряды используются и за рубежом, причем в США, в штате Нью-Хэмпшир, как пишет журнал «Попьюлар микеникс», уже несколько лет подряд проводятся международные соревнования по зимнему виндсерфингу. Среди «ледовых» мини-парусников, участвовавших в состязаниях, встречается немало интересных конструкций, технические решения которых вполне могут быть использованы и энтузиастами нового вида спорта.

Своеобразный «мини-тримаран»-виндсерфер, опирающийся на три лыжи, предназначен для движения и по льду, и по снегу. Разработанный финскими спортсменами и названный «Винтерборд», он по своей схеме очень напоминает конструкцию, о которой рассказывал наш автор Н. Шершаков в статье «Под парусом - круглый год». Правда, этот снаряд несколько компактнее, а боковые лыжи с внешней стороны окантованы стальными полосами - для повышения устойчивости на курсе при езде по льду. Кстати, лыжи здесь применены обычные, беговые, соединенные четырьмя металлическими поперечинами, выполняющими и роль рессор.

Другой тип снаряда - виндсерфер-буер - предназначен только для гонок по льду и представляет собой довольно оригинальную конструкцию. Впервые появившийся в 1983 году, он за короткое время обрел значительную популярность и даже получил собственное название - «Фри скейт». Кстати, на одной из модификаций такого серфера была достигнута скорость в 48 миль в час (77 км/ч).

«Фри скейт» напоминает доску обычного серфера из стекло- или углепластика. Спереди установлен универсальный шарнир для мачты, а снизу по оконечностям - передний и задний «мосты», заимствованные от скейтборда, но вместо роликов оснащенные двумя парами стальных коньков длиной 406 и высотой 50 мм каждый. Благодаря такой ходовой части микробуер обладает завидной маневренностью.

Используя основную идею, заложенную в последней конструкции, несложно изготовить простейший ледовый виндсерфер, точнее - зимний парусный скейтборд. Основа рамы - продольная балка из толстостенной дюралюминиевой трубы Ø 40 мм и длиной 1,5 м (подойдет и лонжерон квадратного или прямоугольного сечения). Дополнительные боковые продольные и поперечные балки рамы создают опору для палубы - листа фанеры или стеклопластика. К основной продольной балке на кронштейнах крепятся шарниры от скейтборда. (Впрочем, последние несложно изготовить самому - например, по технологии, предложенной в «М-К» № 4 за 1979 год.) Для этого кронштейн под углом 60° приваривается к стальному отрезку трубы, внутренний диаметр которой соответствует диаметру основной балки. В кронштейне сверлятся отверстия под шкворень - болт М10. Чтобы шарнирное соединение было более надежным, в отверстия можно вварить отрезок трубки. Шкворневая скоба выгибается из стального листа толщиной 4 мм. При сборке между нею и кронштейном следует поместить резиновую прокладку толщиной 15-20 мм.

Задняя пара коньков может быть установлена таким же образом или просто приварена. В последнем случае маневренность виндсерфера несколько ухудшится, но повысится устойчивость на курсе.

Ходовая часть:

1 - передние коньки, 2 - основная продольная балка, 3 - универсальный шарнир мачты, 4 - мачта, 5 - палуба, 6 - петля для ног, 7 - задние коньки, 8 - рама.

Текст Алексея Левина

В такую пору многие сидят по домам, но только не настоящие любители ветра. Что делать виндсерферам, когда покрываются льдом водоемы? Подаваться в теплые края? Забросить парус на полку? Ну уж нет, мы дождались, наконец, сезона: начинается зимний виндсерфинг!

Как только доски с парусом стали привычными на воде, спортсмены в северных странах, не сговариваясь, освоили тот же парус для тренировок и гонок зимой. Общий принцип такой же: на снаряде стоит гибкий шарнир, на нем крепится парус с двойным гиком-«уишбоном». Спортсмен держит гик, управляя парусом, а также подруливая снаряд ногами. Удерживая равновесие, гонщик кренится на ветер, наклоняя парус на себя, как говорят, «вывешивается» на руках. Всегда применяется трапеция: прочный крюк на мощном поясе, которым цепляются за специальные петли на гике, облегчая ведение паруса.

Хотя главный принцип похож на летний, но вот поверхность зимой принципиально иная! Первым зимним виндсерферам пришлось поломать голову, а на чем, собственно, скользить? Эта работа до сих пор идет полным ходом. Вряд ли стоит перечислять все разработки, да это и невозможно, ведь каждый мастер, каждый гонщик считает своим долгом создать что-то свое, ну, по крайней мере, усовершенствовать то, что было до него. И дело не только в пытливости ума и жажде изобретательства. Этого требует поверхность под ногами, ее разнообразие, переменчивость. На одном галсе, кроме ровного снега, может подвернуться ухабистый наст, попасться бугристый лед. Так что приходится подбирать и «снаряды», и стиль катания.

Довольно быстро зимний виндсерфинг оформился как свободный класс, в котором, по правилам, снаряд может быть любым, но парус должен быть от виндсерфинга.

Много лет российские спортсмены успешно выступают в этом классе на парусной лыже, побеждая и на самом высоком международном уровне. Правда, после 2000 года, когда Анатолий Сарафанников из Тюмени в очередной раз стал чемпионом мира, по ряду причин установилось некоторое затишье

В последние годы наши гонщики начали выступать на широких парусных санях отечественной конструкции, вновь штурмуя международные высоты. И вот в 2011 году, в Финляндии, чемпионом мира стал Андрей Харьговский из Архангельска. На чемпионате мира в 2013 году он в упорной борьбе вновь доказал, что лидерство России в зимнем виндсерфинге не только не случайно, но неоспоримо.

Эти достижения стали итогом серьезной многолетней работы, ведь зимний виндсерфинг начал развиваться у нас еще в 1976 году, а всесоюзные первенства стали проводиться с 1983 года. И вот не за горами эпохальное событие: ближайший чемпионат мира - в феврале 2014 года - решено проводить в России! В этом решении - всемирное признание заслуг как наших спортсменов, так и организаторов соревнований.

Снаряжение

В настоящее время есть три основных типа снарядов для зимнего виндсерфинга: монолыжа, «двухлыжка» (двухлыжные сани) и айсборд (доска на коньках). Остальные снаряды могут считаться тренировочными или любительскими.

Все типы снарядов относят к классу «парусные сани», поэтому любые снаряды могут участвовать в любых соревнованиях класса, тут выбор за спортсменом. Впрочем, гонщики, за редким исключением, привыкают к одному типу снаряда и редко меняют его.

За рубежом популярны айсборды и узкие парусные сани. У нас в стране гонщики издавна побеждают на монолыжах.

В последние годы архангельские спортсмены разработали особые сани - двухлыжные большой ширины. Эта широкая «двухлыжка» отлично идет и по жесткому покрытию, и по рыхлому снегу. Благодаря ширине опоры, появилась возможность ставить паруса больших размеров, справляться с сильными порывами, не теряя скорости. Последние чемпионаты России и мира выиграны именно на этом снаряде.

Паруса для айсбордов и «двухлыжек» не имеют какой-то особой зимней специфики. Для гонок применяются те же в точности паруса, что и летом, с учетом вида соревнований и ветровой обстановки. Для современной «двухлыжки» применяют высокотехнологичные рейсовые паруса до 10 «квадратов» и более. На айсборды, как правило, ставят паруса небольшой площади. Для монолыжи , где стойка особенная, спортсмены шьют специальные «зимние» паруса или переделывают летние.

Особенности

В нашей стране, да и в других северных странах, зимой ветра сильнее, чем летом. И штиль случается реже. Поэтому соревнования проходят динамичнее, скорости выше, чем летом в тех же краях. Выглядят соревнования очень эффектно, за ними удобно наблюдать и зрителям, и журналистам, которые и вовсе находятся в гуще событий.

Поверхность скольжения зимой твердая, но весьма разнообразная: от хрустящего наста до снежной каши, от сливного льда до глубокой целины. Соответственно, большое значение приобретают секреты скольжения. Бывалых лыжников этим не испугаешь, а остальные быстро набирают опыт. Ведь без него не выиграешь, а иногда и не поедешь. Как и в любом лыжном спорте, зимние виндсерфисты используют различные смазки и сложные способы их нанесения: в несколько слоев, с разным интервалом, под конкретную погоду. Правда, не всегда рекомендованные мази «едут» строго по инструкции, поэтому у каждой команды а арсенале своя кухня подготовки, у каждого спортсмена свои персональные ноу-хау. Что касается айсбордов, то для их аналогичное значение имеет заточка коньков.

Высокие скорости на жестком покрытии диктуют серьезные требования к безопасности. Ветер на соревнованиях часто бывает очень сильным, случаются падения и завалы. Поэтому обязательны прочный шлем, очки, наколенники. Иногда применяется дополнительная защита спины, локтей. Конечно, требуется защита и от мороза. Вообще, обычная экипировка зимнего серфиста - горнолыжная.

Для летнего виндсерфера непривычно почти полное отсутствие бокового сноса на льду и снеге. Это означает, что можно идти довольно остро к ветру, причем не теряя скорости. На льду по мере разгона растет вымпельный ветер, позволяя идти еще острее. Это так называемый «буерный эффект», когда снаряд долгое время летит почти против ветра. На снегу этот эффект тоже ощущается, хотя и не так отчетливо.

В связи с тем, что боковой снос минимален, откренивать парус можно без риска сорвать снаряд в занос. В хороший ветер зимние виндсерферы летят над поверхностью, едва касаясь снега…

Надо заметить, что с появлением широкой архангельской «двулыжки», техника управления и ведения стала ближе к летнему виндсерфингу. Спортсмены ставят ноги далеко позади шарнира, что на монолыже было исключением.

Соревнования

В классе «парусные сани» проводятся классические для парусного спорта гонки на средней дистанции - курс-рейс. Гонка проводится вверх по ветру и затем вниз, занимая около получаса, с перерывами, в несколько этапов. Марафонская гонка проводится на дистанции 40-60 км, продолжается не менее двух часов, поэтому такое испытание требует выносливости и опыта работы с ветром. Отдельно выделяется супер-марафон в Мончегорске, на озере Имандра, где только по генеральному курсу спортсмены проходят дистанцию в сто километров. Вот где можно проверить себя на прочность! Марафон проводится с 1998 года. Самый быстрый виндсерфер прошел дистанцию за 2 часа 45 минут, а многим не хватает и светового дня.

Если позволяет покрытие, в чемпионаты включают «слалом» - состязания на скорость. Гонка проводится в галфвинд, а также вниз и вверх по ветру, со скоростными поворотами через каждые 50-200 м. Трассу специально готовят, чистят и даже заливают, словно каток. Гонку проводят на специальных айсбордах, к которым предъявляются требования по одинаковому радиусу поворота, чтобы избежать столкновений при огибании знаков.

Так как поверхность твердая, по ней можно не только скользить, но и бежать. Разрешается отталкиваться ногами - для монолыжников это привычный способ разгоняться. Возможно это и для других снарядов, хотя на льду для пробежек слишком скользко, а на широкой «двухлыжке» - сложно как раз из-за ее ширины. Качки парусом («пампинг») не запрещены, но применяются в гонках ограниченно, поскольку они не так уж эффективны.

Организация

Многие спортсмены приходят из летнего виндсерфинга в зимний, чтобы иметь возможность тренироваться круглый год на том же снаряжении и без дорогих выездов на сборы в дальние страны. Так, например, поступают польские спортсмены, признанные лидеры олимпийского класса RS-X.

В настоящее время парусные школы из Мончегорска, Конакова, Санкт-Петербурга и Архангельска в своей работе используют зимний виндсерфинг как дополнение к летним видам. Кроме повышения уровня подготовки, это, что очень важно, помогает поддерживать у начинающих спортсменов интерес к парусу круглый год.

В нашей стране делами зимнего виндсерфинга ведает созданная в 1987 году Ассоциация зимнего виндсерфинга. Возглавляет ее мурманчанин Вячеслав Мальцев.

С 1991 года российская команда принимает участие в чемпионатах мира, которые проводятся с 1980 года и организуются международной ледово-снежной парусной ассоциацией WISSA. Чемпионаты проходили в разных странах: Канаде, Эстонии, Латвии, Финляндии, США, даже в Италии. И вот в 2014 году чемпионат мира впервые пройдет в России, недалеко от Москвы, на Плещеевом озере. Что символично - в том самом месте, где зарождался российский парусный флот. Ну как тут не вспомнить: «Все флаги в гости будут к нам»!

"Для меня главное зимой не скольжение, не восторг побед, а свобода! Летом мешают нехватка ветра, зеваки на пляже, линия берега, да мало ли помех. А зимой! Зимой все затягивает белым покрывалом. Вокруг заснеженный простор, на котором умещается все: твои лыжи, чьи-то паруса, стропы кайтов, палатки, флаги, катки, трамплины, сугробы, снегоходы, собачьи упряжки. Куда-то исчезают запретные таблички, тонут в снегу заборы. Галсы становятся длиннее, курсы - острее, маршруты протягиваются за горизонт. Встречаются старые друзья, прямо на льду появляется скатерть-самобранка, завязываются новые знакомства, развязываются узлы, теряются и находятся телефоны. Начинается гонка…Окрестные холмы, втянутые в ветровую круговерть, расширяют пространство, а не сжимают его, как летом. В морозной мгле исчезает все, что есть необязательного на этом свете. Остаются трое: ты, ветер и парус. Может, поэтому многие из нас только и ждут зимы?"

Справка
Близкий родственник зимнего виндсерфинга - зимний кайт, его еще называют snowkiting. Случается, что зимние виндсерферы переходят на кайт. Есть и такие, кто выступает попеременно в обоих классах, хотя это и сложно, поскольку у каждого из классов своя специфика, да и конкуренция слишком велика. За границей также популярно свободное крыло - freesail («скимбат», «кайтвинг»). Это движение на лыжах или коньках с симметричным парусом, похожим на крыло. Спортсмен держит крыло на весу, и крепит его только к крюку на поясе. Ловкость спортсмена тут приобретает большое значение. Площадь парусности невелика - до 4-5 кв.м., тем не менее в сильный ветер спортсмены достигают высоких скоростей, совершая при этом эффектные повороты и прыжки. И snowkiting, и freesail входят в программу всех крупных соревнований наряду с зимним виндсерфингом.

Справка
* На последнем чемпионате мира финн Oskari Pääkkönen разогнался до 63 км/ч.
* Официальный рекорд скорости на парусной лыже у нас в стране - 69,5 км/ч - установил в 1987 году спортсмен из Москвы Юхан Гросс.
* Максимальную скорость в неофициальном заезде показал Jeffrey Brown из США - 97 км/ч на дистанции 500 м на льду.

Справка
Cайт Российской ассоциации зимнего виндсерфинга - http://rwwa.ru/

Зимний виндсёрфинг - это вид спорта под парусом, который способен находить большое число своих почитателей именно в холодное время года. Основой активной деятельности является катание по замёрзшей воде. В идеале катание проводится на чистом льду или очень тонком слое снега. Только опытные спортсмены, понимающие , могут смело кататься по глубокому снегу.

История виндсёрфинга

Как люди поняли, что зимний виндсёрфинг имеет своё право на существование? Всё начало активно развиваться в Европе сразу же после наступления XX столетия. В те годы люди обладали ограниченными возможностями для увлекательного времяпрепровождения, поэтому предпринимались серьёзные попытки, для того чтобы всё-таки разнообразить досуг.

Европейцы в XX веке не ездили по . Зато они были готовы наслаждаться катанием на коньках, которое удалось модернизировать в виндсёрфинг. К сожалению, история не сохранила имени того, кто позволил воспользоваться парусом даже зимой. Идея спорта полностью соответствовала тенденции той эпохи, ведь люди старались успешно покорять любые испытания (снег, сильные порывы ветра, холод) и эффективно реализовывать силы, которыми обладает каждый здоровый и активный человек.

Именно в те годы люди испытывали себя следующими способами:

  • освоение полётов в воздухе на различных ;
  • проведение трансконтинентальных путешествий;
  • совершение многочисленных открытий и изобретений.

Неудивительно, что люди начали познавать виндсёрфинг на льду, который изначально предусматривал возможность испытать заложенный потенциал и найти пути для проявления физических способностей.

Тогда появился специальный парус, позволяющий наслаждаться катанием в холодное время года. Предусматривалась возможность использования каркаса из натурального дерева, который обладал широкой нижней частью и зауженным верхом. На каркас, выполненный в выверенной трапециевидной форме, была натянута специальная ткань. Конструкция ни к чему не прикреплялась, поэтому катающийся человек должен был удерживать её за специальную перекладину. Важно отметить, что многие европейцы изначально любили лыжное катание, но затем они успешно подчинились новинке спорта и перешли на виндсёрфинг. Для лёгкого движения изначальная форма паруса была заменена на треугольную конструкцию, причём спортсмен мог без проблем удерживаться и управлять своим направлением.

В середине XX столетия в Европе начался период испытаний: война, послевоенное время. Людям пришлось отказаться от лыж с парусами. Несмотря на это, зимний виндсёрфинг вернулся в перечень направлений досуга в начале 1970 годов. К тому же виндсёрфинг быстро превратился в отдельный вид спорта. Конец XX столетия принёс возрождение полюбившегося спорта.

Наиболее востребованными уголками оказались следующие регионы:

  • Ленинградская область;
  • Архангельская область;
  • Финский залив;
  • Ладожское озеро;
  • Онежское озеро;
  • Эстония;
  • Белое море.

Неудивительно, что виндсёрфинг зимой завоевал особенную славу в Европе, жители которой чётко понимали преимущества такого спортивного досуга.

В настоящее время проводятся ежегодные чемпионаты, посвящённые виндсёрфингу и способствующие его популярности.

Готовимся к самостоятельным занятиям: выбираем доску

Какая доска для зимнего виндсёрфинга подойдёт для самостоятельных занятий?

Один из самых интересных вариантов - это айсборд, который максимально приближен к . В этом случае предусматривается наличие конькобежной конструкции с укреплённой мачтой. Важно отметить, что айсборд фигурирует даже в международных спортивных соревнованиях, причём многочисленные разновидности конструкции заслуживают особенного внимания. Айсборд идеально подойдёт даже для обучения:

  • устойчивость;
  • лёгкое управление;
  • возможность лёгкого скольжения при ветре со скоростью выше трёх метров в секунду;

Айсборд - это достойное предложение для новичков, которые планируют только опробовать свой потенциал.

Как поступить, если лёд покрыт слоем снега и катание на айсборде усложняется? В этом случае подойдёт только 2-лыжная конструкция. Для неё потребуется подвеска, кантовые длинные горные лыжи. Если же позаботиться о надёжных крепах и ботах, можно без проблем приступить к активному катанию. В этом случае катание на льду приобретает дополнительные особенности, так как требование к силе ветра становится более выраженным. К тому же не удастся развивать очень высокую скорость. Но к счастью, можно прочувствовать скоростные поездки по снегу, а не только по ледовой поверхности.

Зная, какая доска для зимнего виндсёрфинга подойдёт в наибольшей степени для занятий, крайне важно позаботиться о понимании чётких правил безопасности.

Особенности предстоящего катания зимой

Виндсёрфинг предполагает высокие скорости и удивительный динамизм. Конечно, виндсёрфинг зимой может быть эффектным. Но при этом нужно понимать, какие правила безопасности желательно учитывать.

Виндсёрфинг – высокоскоростной и динамичный спорт

Погодные условия зимой не всегда оказываются приемлемыми, поэтому требования к безопасности становятся серьёзными. В обязательном порядке нужно позаботиться о :

  • шлем;
  • наколенники;
  • очки.

В некоторых случаях нужно дополнительно защитить локти и спину. Не менее важен тёплый горнолыжный костюм, позволяющий забыть о любых морозах.

Занятия желательно проводить в ветреную погоду и на ледовой поверхности с тонким слоем снега, так как только в этом случае можно успешно управлять парусом и направлением пути. Важно отметить, что 2-лыжная конструкция, которая успешно используется для зимнего катания под парусами, напоминает собой летний виндсёрфинг: спортсмены могут ставить ноги позади шарнирной детали. На монолыже это было невозможным!

Виндсёрфинг, который приходится на зиму, заслуживает внимания. Но его нужно познавать, постигать!


Сейчас наметилась интересная тенденция расширения интереса от фанбординга к другим экстремальным видам спорта, например, кайтсерфингу, вейкбордингу, сноуборду. Причины этого явления не являются темой этой статьи. Увеличился интерес не только к этим, я бы сказал, ярким видам спорта, но и к довольно замкнутому до этого времени зимнему виндсерфингу. Статьи на эту тему печатались не только в "Катерах и яхтах" но и в "Вертикальном мире", а теперь даже в "Men"s health".

В отличие от таких видов, где оборудование можно, без проблем, но за деньги, купить в магазине, в зимнем виндсерфинге надо или самому собирать из имеющихся лыж аппарат для снега, или полностью проектировать и заказывать изготовление железа в случае с аппаратом для льда. Причем, в этой области наблюдается полное отсутствие информации. Если же информация все-таки есть, то она имеет вид "…это круче, чем все, что придумали раньше - купите это у нас….". Так что, я не буду здесь обсуждать конструкции такие, как "змеи", "скимбаты" и "сноуферы".

Общий обзор.

По правилам WISSA (Ассоциации ледово-снежного паруса) гоняются два вида снарядов: sleds - сани и kites - аппараты со свободным парусом. Больше ограничений по инвентарю не существует. На предложение кайтеров создать отдельные правила для гонок на змеях президент этой ассоциации Вильям Тутхил ответил, что это приветствуется, но текст правил должны уместиться на странице А4! Такое отношение к правилам имеет свои минусы, но позволяет сравнивать на одной дистанции часто совершенно несовместимые снаряды.

Конечно, часто бывает, что на исход спортивной борьбы влияет не мастерство спортсмена и, даже не качество сборки его снаряда, а погодные условия. Можно, конечно, обижаться, если на очередных соревнованиях тип дороги совершенно не подошел для твоего аппарата, и, несмотря на потраченные время и деньги, тебе приходится их покидать, но все находятся в равных условиях и играют в эту лотерею. Сказанное относится и к свободному катанию на этих снарядах: узко направленные конструкции типа коньковых чаще могут оказаться совершенно непригодными в "не своих" условиях, а универсальные - проигрывать им в ходовых качествах в отдельных случаях. Например, польская команда (коньковые аппараты) уехала с чемпионата мира в Эстонии, когда там выпал снег, и наоборот, французы, выступающие на двухлыжных конструкциях, уехали с чистого льда в Польше.

Конструкции.

Сразу оговорюсь - речь пойдет только о "санях" - кайты являются отдельной темой.

Jibe на айсборде



Коньковые аппараты.

4-х коньковые - повторяют принцип скейтборда: те же подвески, только вместо колес поставлены коньки. Желательно доску делать длиннее, чем у скейта, а подвеску затягивать до предела, тогда доска будет не так резко поворачивать и быстрее ездить.

Можно и дальше усовершенствовать эту идею, например, удлиняя коньки или обеспечив каким-нибудь образом гашение вибрации. Но, на мой взгляд, этот снаряд имеет принципиальное отличие от фанбординга, которое коварно проявляется с ростом мастерства и скорости. Оно вызывается буерным эффектом, возникающим на скорости, и неизбежно превращающим активные повороты через фордевинд в оверштаги. При входе в поворот на скорости, превышающей скорость ветра и ведении дуги без потери этой скорости, что совершенно нормально на гладком льду, линия ветра пересекается не по ветру, а против него! Можно прекрасно делать “360” с лежащим вдоль поверхности парусом, можно сделать этот маневр два раза подряд, но что бы сделать “утку” или обычный “джайб”, надо предварительно затормозить

3-х коньковые (в народе получили прозвище “тараканы”) - выросли за несколько лет применения в гонках от конструкции с неповоротным коньком спереди, сделанным из трубки, до аппаратов с принципом руления, приближающимся к скейтборду.

Эти конструкции более ориентированы на скорость и более стабильны.

Тут только одну пару коньков надо точно выставлять “на параллельность” - это очень влияет на скорость. На чемпионате мира в 1997г. первые два места заняли ребята из Канады, выступающие на трех-коньковках. Там был кривой и шершавый лед и сильный ветер. Никто не ожидал такого преимущества коньков в этих условиях.

У канадцев были аппараты, которые мне очень понравились. Аппарат состоит из довольно легкой Т-образной рамы из алюминиевого профиля с прикрепленной сверху площадкой из 10мм. фанеры. Основная идея заключается в том, что площадка разрезана поперек в задней части; получается, что ее передняя половина крепится только к продольной балке и при наступании на боковые ее части она упруго прогибается. Это перемещение и используется для управления передним коньком. Два тросика крепятся к неподвижной площадке с обоих бортов, и через блоки, установленные на краю подвижной площадки протянуты крест-накрест к рулевому коньку. На прямых курсах спортсмен стоит на одном из боковых коньков - на жесткой части площадки, а на поворотах - нажимает на один из бортов.

Лыжные аппараты.

Двухлыжные конструкции применяются, в основном, в Финляндии - там на них давно гоняются много спортсменов, и их конструкция стала, на мой взгляд, совершенной. По плотному и неровному снегу и сильному ветру “двухлыжки” имеют явное преимущество перед другими конструкциями.

Двухлыжка

Снаряд устроен очень просто: две длинные (240см) кантовые лыжи скреплены узкой площадкой, и скользят по снегу своими наружными кантами. Угол наклона регулируется винтами или талрепами - (он меняется в зависимости от жесткости дороги и составляет примерно 30 град.). Термин “двухлыжка” не буквален, так как часто вместо фанерной площадки между лыжами ставят короткую прыжковую лыжу, и получается “трехлыжка”.

Мои ощущения от этого снаряда очень противоречивы. С одной стороны, лыжи, поставленные на снег разными кантами должны из-за приталенности стремиться разъехаться в разные стороны и весь аппарат должен сильно тормозить. Но когда я попробовал проехаться на лыжах, взятых у финов, я был удивлен легкостью скольжения. Резаные повороты получаются только на аппаратах с вынесенной за лыжи площадкой, но финский трехлыжный вариант мне, все же, кажется более эффективным.

Трехлыжка

Вставка 2001 года. Чемпионат мира прошлой зимой показал, что финны действительно могут быстро ездить на двухлыжках. Юха Манерма выиграл эти соревнования при довольно слабом ветре.

Монолыжи. Это - российское изобретение, точнее эстонское, как они утверждают, но все равно - советское, это дела не меняет. Монолыжа очень просто устроена, к тому же у нас она очень давно стала монотипом для гонок. Это очень подняло уровень подготовки наших спортсменов, и на мировых соревнованиях они давно считаются виртуозами.

Монолыжа

Давно определились сильные и слабые стороны этого снаряда. Монолыжа имеет очень высокое качество скольжения по очень разным видам снега, а значит начинает двигаться при очень слабом ветре, очень дешева в изготовлении, легка в перевозке и переноске. Но: требует очень хорошей техники управления, особенно в сильный ветер и на сложных покрытиях.

Вот последние технические решения, применяемые в монолыжах: быстросъемная площадка, позволяющая менять лыжи прямо на старте; скользящие в продольном направлении крайние опоры для улучшения работы лыжи на неровной поверхности; амортизация мачтового шарнира для уменьшения передачи ударных нагрузок на кант лыжи; полиуретановый мачтовый шарнир.

Для монолыж обычно применяются два типа лыж - для снега - прыжковые 250см, для льда и наса - длинные (220см) кантовые. Многие спортсмены даже шьют специальные паруса для гонок, отличающиеся от летних в основном формой в плане - нормальное положение паруса на ходу у монолыж сильно смещено вперед.

ЧаВо

Можно ли использовать пленочные паруса зимой?

Пленочные паруса (как и угольные мачты) зимой использовать можно без опасения. Намного опаснее для парусов - ультрафиолет, а для мачт - местный нагрев и удары. У гиков - наоборот. Термопластовые оковки фирменных гиков становятся хрупкими уже при -10 градусах.



mob_info