Старинные техники дзю-дзюцу. Критика спортивных школ

Тот, кто тренирует только мышцы - рабочий. Тот, кто тренирует мышцы и ум - ремесленник. Тот, кто тренирует мышцы ум и сердце - Мастер.
Как известно, школы Дзю-Дзюцу делятся на ко-рю и син-рю. Ко-рю – это старые школы традиционного дзю-дзюцу, история которых, как правило, насчитывает не одну сотню лет. К ко-рю относятся: Кито-рю, “Школа падения и ниспровержения"; Дайто-рю, основанная Минамото но Есимицу (1056-1127 г.); Такэноути-рю, основанная в 1532 году Такэноути Хисамори; Тэнсин Синъё-рю, основатель Исо Матаэмон, в 19 в. и т.д. Напомним, что к середине 19 века существовало около 700 различных школ дзю-дзюцу. Бес сомнения, действительно боевых, прошедших войны и доказавших свою практичность на деле, было не так много, всего несколько десятков. Основная часть школ были либо ответвлениями, либо филиалами крупных школ, другие же занимались зарабатыванием денег за счёт доверчивых учеников. Причинной тому была революция Мэйдзи в 1868 году, когда самурайское влияние и мощь, на которых держались все устои общества в Японии, были подорваны. Япония повернула на Западный капиталистический путь развития.
Ранее о таком количестве школ не могло быть и речи. Любая школа, любой мастер тут же получал широкие возможности проверить реальность своего боевого искусства. Многочисленные войны и бесчисленные шайки разбойников были закономерностью в то смутное время. Кроме того, широко практиковались муса-сюгё. Так называемые рыцарские странствия. Мастер той или иной школы путешествовал с целью проверки своего мастерства. Он вызывал на поединки всех встретившихся ему на пути воинов, заходил в додзё. Исходов было, как правило, всего два: либо смерть, либо победа. Иногда проигравшего оставляли в живых, и он просил мастера взять его в ученики.
Неплохо бы сейчас взять древнее правило за практику. Бойца, владеющего каким-либо единоборством, запросто могут упечь в тюрьму за превышение норм самообороны. Случись ему защищать себя или других людей. А вот доморощенных мастеров, которые, повязав красивые пояса, занимаются выкачиванием денег у своих клиентов, никто, к сожалению, пока не наказывает.

Профессор Микиносукэ Кавайси(справа) со своим учеником
Теперь поговорим и син-рю или “новых школах”. Син-рю, как правило, оформились в последнее столетие. Взяв старт от ко-рю, син-рю постоянно модернизируется, идёт в ногу со временем, берёт на вооружение новейшие достижения науки, медицины, современное оружие. К син-рю относится и школа Госин-рю, основателем которой является японский мастер, профессор Микиносукэ Кавайси.
“Госин-рю” в переводе на русский язык означает “школа пяти принципов”. В этих пяти принципах заключён тактический аспект:
Дзи но сен – простая атака
Дзю но сен – атака с хитростью, подготовкой
Го но сен – контратака в конце атаки или в конце движения противника.
Сен но сен – опережение в начале атаки противника
Дзю сен но сен – вынуждение противника к атаке, провокация с последующим перехватом инициативы.
Итак, Госин-рю – это школа пяти принципов, не надо путать её и самозащитой госин-дзюцу, Госин – твёрдостью духа, и т. д. Восточные языки интересная вещь: для русского человека слова звучат будто бы одинаково, но вот записываются они разными иероглифами, и значения у них совершенно разные. Для примера вспомните хотя бы каратэ. Раньше слово “каратэ” означало китайский рукопашный бой периода династии Тан. Фунакоси Гитин в начале 20го века изменил один иероглиф в написании и получил “петь пустой руки”.
Отцом-основателем школы госин-рю стал Микиносукэ Кавайси. Родившись в Японии в 1899 году, Кавайси начал свой путь воина с занятий дзю-до в общеобразовательной школе. Напомним, что дзю-до и кэн-до (фехтование на мечах) обязательны для изучения в японских школах. Далее Кавайси поступил на обучение к мастеру Оно Курихара, совмещая практику единоборств с получением высшего образования в токийском университете Васэда. Потом последовали путешествия в США и Бразилию, где Кавайси собирал материал для диссертации, посвящённой японским переселенцам. После этого он отправился в Англию, где открыл свой додзё при знаменитом Оксфордском университете. В 1935 году Кавайси переезжает во Францию на постоянное место жительства, уже имея 4-й дан и учёную степень профессора. Профессор Кавайси был не первым японским мастером, пытавшимся познакомить европейцев с восточными единоборствами. В разное время в Европе и Америке работали прекрасные мастера, но дела у них шли неважно и многие были вынуждены вскоре вернуться в страну Восходящего солнца. Да, это были сильные мастера, но они не учли одну важную деталь – менталитет западных людей. На демонстрациях и показательных выступлениях был огромный успех. В секции сразу же записывались десятки людей. Но спустя несколько месяцев, ученики уходили. Методики обучения, хорошо зарекомендовавшие себя в Японии, оказались неприемлемыми в Европе. Кавайси, проживший не один год на чужбине, и хорошо изучивший европейцев, обладал в этом плане огромным преимуществом. Именно Кавайси ввёл систему цветных поясов, которую переняли у него почти все восточные единоборства. Это изобретение было исключительно удачным, учитывая менталитет европейцев, не отличавшихся верой в учителя и тем терпением, которое присуще японцам. Для них важны быстрые результаты. А также всевозможные значки, эмблемы, нашивки, говорящие окружающим о достижениях их хозяина. Благодаря цветным поясам не нужно было тратить годы на получение заветного черного пояса. Позанимался погода-год – и готово, получи желтый, оранжевый, зелёный пояс и т.д. Профессор Кавайси прилагал огромные усилия для популяризации Дзю-До и Дзю-Дзюцу. Созданная им Французская Федерация Дзю-До и Дзю-Дзюцу к 1970 году насчитывала около 100000 членов. По методике Кавайси работают и готовят чемпионов подавляющее число европейских мастеров. Первый неяпонский чемпион мира и чемпион олимпийских игр, голландец Антон ван Геесинк также подготовлен по методике Кавайси. Профессор Кавайси также ввёл очень удобную и простую классификацию приёмов, разделив их на группы и на номера. Например: группа бросков через бедро, приём №1; группа бросков через бедро, приём №2 и т.д.
В биографии мастера есть один скрытый период, который начался в 1946 году, когда Кавайси поехал в Японию, чтобы жениться, и после того некоторое время работал в СССР и Восточной Германии, где обучал сотрудников спецслужб. Перу Кавайси принадлежат две работы: “Моя методика Дзю-До” и “Моя методика самозащиты”. Они дополняют друг друга, представляя в совокупности энциклопедию японского искусства Дзю-Дзюцу. Именно Дзю-Дзюцу, а не Дзю-До. Многие японские матера и, в том числе, учитель Кавайси Курихара были сторонниками боевого, а не спортивного единоборства. Как сказал Кавайси: “Дзю-Дзюцу – более древний и превосходящий Дзю-До метод”. Далее труды Кавайси переиздавались под другими именами. Известный немецкий дзюдоист Хорст Вольф выпустил на основе трудов Кавайси свои книги. В СССР со штампами “для служебного пользования” были выпущены пособия по самозащите для сотрудников КГБ и ГРУ.
В техническом аспекте при создании своей школы Кавайси отталкивался от раздела Госин Дзюцу Кодокан Дзюдо. Напомним, что создатель дзюдо Дзигоро Кано путём исключения смертельных приёмов Дзю-Дзюцу стремился обезопасить практикующих дзюдо, нацелив их, в основном, на спортивную, соревновательную деятельность. Но, вместе с тем, мастера 1-го дана изучали раздел Госин Дзюцу – самооборону, включающую боевые, а не спортивные приёмы для реального. Существенно дополняя свою систему приёмами традиционных школ Дзю-Дзюцу, подстраивая её под менталитет европейцев, Кавайси создал современную и универсальную школу Госин-рю.
Как уже было сказано выше, Госин-рю относится к новым школам – син-рю. Но профессор Кавайси, стремясь, всё же сохранить традиционный японский вид системы, ввёл в техническую программу школы ката. “Ката” в переводе с японского означает “образцы”, т.е. идеальное в техническом смысле выполнение техники. Например, “наге но ката” – образцы бросков, “киме но ката” – боевые образцы. В программе школы изучаются 6 ката:
Наге но ката – образцы бросков
Киме но ката (или Синкен сёбу но ката) – боевые образцы
Госин но ката – образцы пяти принципов
Го но сен но ката – образцы контрприемов
Косики но ката – древние образцы
Осаекоми но ката – образцы удержаний
Каждая из ката делится на серии, или группы приёмов. Например, в Наге но ката 5 серий. В каждой серии 3 приёма. Особую ценность имеют ката в историческом отношении. Так Кимэ но ката ввёл в программу обучения Такэноути Хисамори в 1532 г. Косики но ката – из школы Кито-рю. И вот уже на протяжении многих столетий эти приёмы, заключённые в ката, свято чтятся и передаются из поколения в поколение мастеров без изменений.
Президент Запорожской Федерации Дзю-Дзюцу
Дьяков В.Н.

Дайто-рю Айкидзюдзюцу

Дайто-рю Айкидзюдзюцу известно в качестве источника такого искусства, как Айкидо. Оно изучается и практикуется многими людьми по всему миру. Однако некоторые из важных техник не были переданы последователям, потому что основатель Дайто-рю Такэда Сокаку держал высшие техники в секрете, а его единственный сертифицированный последователь Хиса Такума учил немногих людей. Теперь все навыки и техники найдены в архивах газеты «Асахи» с фотографиями и разъяснениями. Здесь я расскажу вам об истории и характерных техниках Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Меня зовут Амацу Ютака, я являюсь бывшим вице-президентом газеты «Асахи» и имею 8 дан Кёдзю Дайри Дайто-рю Айкидзюдзюцу, который мне присвоил Хиса Такума.

Техники Дайто-рю Айкидзюдзюцу

«…После того, как мне был присвоен 6 дан (6 степень), Хиса Такума обучал меня индивидуально. Он подчеркивал 3 момента:

  1. Не нужно просто бросать противника. Бросай его так, чтобы атаковать его суставы. Основная цель Дайто-рю - атаковать суставы.
  2. Применяй ноги. Ноги сильнее рук.
  3. В Дайторю нет атэми (ударов). Когда это выглядит как удар - это уловка для атаки на суставы.

Я иллюстрирую вышесказанное на примере Сихонагэ:

Противник захватывает мою левую руку своей правой рукой.

Атакуя его правое запястье и локоть, я ступаю моей левой ногой в сторону его левой ноги и поворачиваюсь направо.

Я ступаю левой ногой вперед, затем тяну противника вниз в направлении его левой ноги.

Я наступаю на левую руку противника моей левой ступней, фиксирую его голову моим левым коленом и скручиваю его правую руку.

Теперь вы можете понять бросок, выполненный с целью атаковать суставы…»

Система техник Дайто-рю Айки Дзюдзюцу

A.Техники

В то время, когда Такэда Сокаку присвоил Хисе Такуме квалификацию Мэнкё Кайдэн, дэнсё (список традиционных техник) выглядел следующим образом:

  • Сёдэн 118 кадзё ура-омотэ
  • Айкинодзюцу 53 кадзё ура-омотэ
  • Хидэнооги 36 кадзё ура-омотэ
  • Дайто-рю Айки Нито-рю Хидэн
  • Госинёнотэ 84 кадзё дзё-тю-ге
  • Кайсякусодэннокото 477
  • Кайденнокото 88 кадзё

Однако Такэда Токимунэ заявляет, что эти наборы техник датируются тем временем, когда Такэда Сокаку их получал. Когда Такэда учил Хису в газете «Асахи», эти техники были тем, что Сокаку модифицировал, до более высокого уровня, чем денсё. Так что, когда Хиса также учил своих учеников, он учил их не дэнсё.

В общей сложности в Дайто-рю существует 2 884 техник, включая техники в положении сидя, в положении стоя, в положении сидя против стоящего противника, контратакующие техники от атаки сзади, бросковые, обездвиживающие и обезоруживающие техники. Существуют бросковые техники с применением айки, которые полагаются на дух и расчет времени, техники, основанные на законах движения, и те, что основаны на меридианной строении человеческого тела. Существуют также техники воздействия на суставы против естественного сгиба, техники воздействия давлением на суставы, и техники, воздействия на жизненные точки человеческого тела.

Движения Дайто-рю основаны на движениях Кэн-дзюцу . На первом этапе вы должны изучить 118 техник. Это называется Сёдэн :

  1. Первые 30 техник этого набора называются Иккадзё (первая группа).
  2. Следующие 30 техник называются Никадзё (вторая группа).
  3. Следующие 30 техник называются Санкадзё (третья группа).
  4. Следующие 15 техник называются Ёнкадзё (четвертая группа).
  5. Остальные техники называются Гокадзё, Таниндзюдори и Эмонодори.

Практика Сёдэн используется в качестве обучения базовых техник. Основу Сёдэна составляют техники дзю-дзюцу. Очень важно знать базовые движения Дайто-рю.

Однако немногие организации имеют Содэн . Это техники, которым Хису Такуму учил Такеда Сокаку, и сохраненные как Содэн Вадза. В основе Содэна лежат техники айки. Чем больше вы практикуете как Сёдэн, так и Содэн, тем более вы будете понимать, насколько различны эти два набора. По мере продвижения вашего обучения, вы будете более и более фокусироваться на техниках Содэна. В дополнение к этим двум наборам существует много техник без названия, не попавших ни в одну категорию.

B. Дзюдзюцу и Айки

Различие между Дайто-рю и другими видами дзю-дзюцу – это добавление Айки . Очень трудно объяснить, что это такое. Айки – это секрет, который присутствует во всех этих техниках. Принципы дзю-дзюцу и айки основаны на техниках работы с мечом (Кэн-дзюцу), и отражены в физических движениях и умственном мировоззрении Дайто-рю.

Дзю-дзюцу – это техники, которые были созданы из рациональных физических движений. Айки – это техники, которые созданы из движений ума и дыхания. Например, мы можем отчасти научиться техникам дзю-дзюцу, просто глядя, как на то, что нам показывают. Однако мы совершенно не можем научиться техникам айки подобным способом. Когда вы практикуете техники айки, вы должны держать руку вашего учителя и быть брошенными много раз. В это время вы должны чувствовать техники айки учителя.

Когда мы изучаем айки, нам необходимо отключится от здравого смысла и повседневного образа мышления.

На практике, сначала нам нужно изучить техники дзю-дзюцу, а позже, по одной, мы изучаем эти техники дзю-дзюцу с добавлением айки. С самого начала мы параллельно изучаем техники айки (айки агэ, айки нагэ и т.д.).

Существует старая японская поговорка: «Садзё-но-рокаку». Она говорит о строительстве дома на песке. Нельзя стоить здание на песке. Если вы построите, оно не будет стоять. Во всяком деле сначала нужно построить прочный фундамент.

По материалам с сайта Такумакай.

Выводы:

В старинных техниках ju-jutsu (в частности Такеда-рю) первичным являлся контроль, а не бросок или удержание противника. Данное положение позволяет немедленно убить противника завершающим ударом или перерезать его горло оружием, находящимся в руках. Таким образом, можно быть уверенным, что противник больше не будет атаковать.

Бросок же типа (вида) aiki с использованием Ки (Ци) - высший пилотаж и он выполняется (практикуется) через воздействия на тело без использования суставов (aiki-no jujtsu) или посредством воздействия на тело в основном через суставы рук (aiki-jujutsu).

К моменту завершения изучения первого раздела (мокуроку) ученик (дэси) должен был достичь уровня дзю-дзюцу. Имеется ввиду, что он должен быть в состоянии инстинктивно применять техники, используя бессознательную реакцию.

Основные принципы старинных школ гласят, что вадза должны выполняться в наиболее инстинктивной, быстрой и жёсткой манере. Безопасность укэ не является заботой тори. Как и во многих школах будзюцу, укэ не обучали выполнению укэми и, если он хотел, то он мог обучаться этому самостоятельно.

Примечание:

  1. Если в японских техниках Айки – секрет, то в Китае практика Ци (китайское название японского Ки) с выбросом энергии не является секретом и практикуется почти в каждой школе БИ с самого начала обучения.
  2. Такеда запретил преподавание Айки в созданной Уэсибой школе «Айкидзюцу», поэтому из неё ушло преподавание дзю-дзюцу и Ки в изначальном виде Традиционной Школы Дайто-рю, поменялось и название на «Айкидо»…

Загадки «гибкого искусства» дзю-дзюцу

После реформ Мэйдзи интерес к традиционным бу-дзюцу разгорается с новой силой. Правда, теперь у боевых искусств появляются иные функции – передавать старый самурайский дух, прививать традиционные идеалы, осуществлять духовное воспитание. На рубеже ХIХ-ХХ вв. самым популярным боевым искусством становится дзю-дзюцу – «гибкое (или «податливое») искусство» (для многих читателей более привычно неправильное звучание этого слова – «джиу-джитсу»), представляющее собой довольно пестрый конгломерат школ, объединенных под общим названием.

Популярность дзю-дзюцу – до той поры не очень известного раздела бу-дзюцу – легко объяснить. Раньше основными занятиями самурая были кэн-дзюцу (бой на мечах) и стрельба из лука, но в ходе реформ Мэйдзи ношение мечей отменили, а прикладная ценность кюдо отошла на задний план. Зато те школы боевых искусств, в которых изучался рукопашный бой, естественно, обратили на себя внимание поклонников самурайских традиций.

Существовала и другая причина бурного роста школ дзю-дзюцу. Раньше это искусство, согласно распространенным версиям, хранилось «в глубочайшем секрете» и включало сотни тайных методов защиты и нападения. Как мы увидим позже, ничего подобного в действительности не было: не случайно дзюдоисты разгромили все школы дзю-дзюцу с их «тайными методами». Но до этого интерес публики к дзю-дзюцу, подогреваемый слухами, был огромен.

К середине ХIХ в. термин «дзю-дзюцу» становится универсальным понятием, под которым фигурируют сотни самых разных школ. Казалось бы, к дзю-дзюцу следует относить лишь системы боя без оружия. Но крупнейшие школы дзю-дзюцу, такие, как Кито-рю и Ёсин-рю, включали в свой арсенал отработку техники владения мечом и копьем. Дзю-дзюцу оказалось подобно огромному мешку, в который складывают никак не связанные между собой вещи.

Японские историки, а за ними и западные поклонники боевых искусств стали относить к дзю-дзюцу любые упоминания о поединках, боях, драках. Например, началом дзю-дзюцу считался бой, состоявшийся в 220 г. до н. э. между Номи-но Сукунэ и неким Кэхаем из области Тадзима. Его подробности мы опишем в разделе, посвященном сумо; здесь же лишь отметим, что на этот бой как на исток собственной системы претендуют и дзю-дзюцу, и сумо, и каратэ! В реальности же нам неизвестно, практиковали ли эти два бойца какую-либо систему и существовала ли таковая вообще в то время.

Столь же расплывчаты упоминания о некоей самурайской системе, которая называлась « ёрои кумиути » – «бой в доспехах». Считается, что богатый наследственный аристократ Сакаэда Мурамаро, живший в VIII в., содержал при себе большую школу ёрои кумиути. Позже в таких школах самураев обучали, как защищаться от нападения в том случае, если их меч окажется сломан. В ХVI в. эта система сменяется более разработанной – « когусоку », что означает «малый доспех». Именно так назывался один из видов облегченного снаряжения самураев, который позволял свободно вступать в схватку без оружия, так как в полном боевом облачении сделать это было затруднительно. Однако вызывает сомнение, что и ёрои кумиути, и когусоку были именно системами боя без оружия, а не просто обобщающими названиями каких-то отдельных приемов.

Число поклонников дзю-дзюцу резко возросло тогда, когда в Японии особых войн не велось. В ХVIII-ХIХ вв. дзю-дзюцу превращается в метод физического воспитания, основанный на самурайской идеологии и воинских традициях. Многие самураи отдавали детей в школы дзю-дзюцу, где им прививали «настоящий воинский дух» и учили правилам поведения. Естественно, в этой ситуации появилась потребность обосновать исконно японское происхождение дзю-дзюцу, поскольку существовали весьма серьезные версии о том, что корни дзю-дзюцу берут начало в Китае.

Тогда и возникает известная легенда о некоем самурае Такэноути Хисамори. Легенда даже называет точную дату знаменитого события – 1532 г. В тот год Такэноути ушел в горы, дабы совершенствовать свой дух в дзэнской медитации и боевых тренировках. Уже в течение нескольких месяцев самурай старался разработать самые эффективные способы боя с мечом и обезоруживания противника. И вот однажды, когда Такэноути заснул, ночью к нему явилось некое «темное божество» (или «сокровенный дух»), которое объяснило ему несколько хитростей боя с катаной и без оружия. «Сокровенный дух» посоветовал Такэноути в бою первым делом подрубать противнику ноги под коленями, чтобы обездвижить его. К тому же божество показало некоторые приемы залома рук, ударов и удушения. В результате якобы и родилась первая школа дзю-дзюцу.

Откуда произошло название «дзю-дзюцу»?

В Китае некое «гибкое искусство» – « жоушу » – существовало по крайней мере с ХVI в. Как и дзю-дзюцу в Японии, это название объединяло множество внешне абсолютно несхожих школ. Но в их основе лежала объединяющая теория – «преодолевать жесткое при помощи мягкого», «одолевать твердое при помощи податливого».

Знали о существовании таких методов и в Шаолиньском монастыре. Например, в трактат «Способы шаолиньской школы» («Шаолинь-цзун фа») говорится: «Вспарывающие, рубящие, отводящие, подрезающие движения – все это распространенная техника опережающих и защитных действий руками из гибкого искусства провинций Гуйчжоу, Хунань и Хубэй». Правда, описание нам мало говорит о сути таких школ. Но есть основание считать, что распространение в Японии «гибкого искусства», или по крайней мере самого этого понятия, связано с китайской традицией.

Принято считать, что японское название «дзю-дзюцу» связано с особой мягкостью и податливостью в тактике ведения боя – это должно соответствовать знаменитому принципу «преодоление силы податливостью, грубости – мягкостью». Но внимательно приглядевшись к десяткам школ дзю-дзюцу, мы обнаружим, что в большинстве случаев особой «мягкости» здесь не видно, зато повсеместно встречаются жесткие удары, прямолинейные способы атаки. Лишь в очень незначительном количестве школ действительно существовали броски уступанием, т. е. уходы от атаки противника по кругу. Такие школы были редкостью, их можно перечесть по пальцам – Дайто-рю, Кито-рю (многие приемы Кито-рю легли в основу дзюдо); большинство же практиковало сравнительно простые методы рукопашного боя.

Так почему же именно «мягкое искусство»? Все объясняется значительно проще. Первоначально это название не имело никакого философского подтекста. Всякая работа с оружием у самураев считалась «жесткими методами боя» (гопо ), или «жестким искусством», а приемы боя без оружия являлись, следовательно, «мягким искусством».

Понятие «дзю-дзюцу» применительно к боевым искусствам появляется в Японии никак не раньше ХVI в. Зато в Китае в эпоху Мин, в годы Ваньли, (1573–1620 гг.) издается объемный трактат «Полная книга способов Фана» («Фанфа цюаньшу»), где мы встречаем самые подробные иллюстрации целого ряда бросков и заломов, поразительно схожих с техникой дзюдо. Итак, ситуация проясняется – какое-то «гибкое искусство», причем детально разработанное, существовало в Китае уже к началу ХVI в., что совпадает по времени с распространением дзю-дзюцу в Японии.

Но кто конкретно мог принести эти способы на японскую землю? По одной из версий, таким человёком, вероятно, был выходец из китайской провинции Чжэцзян Чэнь Юаньюнь (1587–1671 гг.), с 1619 г. (или с 1621 г.) преподававший в городе Эдо японской придворной аристократии китайский язык, каллиграфию, конфуцианские каноны, древние ритуалы и этикет. Доподлинно известно, что Чэнь в 1625 г. начал преподавать основы ушу в Эдо, в храме Сёкокудзи, причем самыми талантливыми из его учеников были Исокаи Дзиродзаэмон, Миура Еситацу и Фукуно Масакацу. Правда, ни о каком дзю-дзюцу тогда речь не шла. Его систему гордо называли «Искусство одоления врагов Великой династии Мин» («Дамин божэнь шу»), а основана она была на принципе «одоления жесткого через податливое». Об этом факте упоминают и китайские, и японские хроники. В последующем эти три ученика Чэня создали свои школы кулачного искусства – школы дзю-дзюцу. Их стали называть по именам патриархов боевых искусств: Исокаи-рю, Миура-рю и Фукуно-рю. В целом же это направление дзю-дзюцу, истоки которого лежали в технике китайского ушу, именовалось «Кито-рю дзю-дзюцу» – «Гибкое искусство отрывов от земли и бросков» .

С Китаем была связана и школа дзю-дзюцу, берущая начало от Акаямы Сиробэи (XVII в.), лекаря из Нагасаки. Он обучался в Поднебесной империи медицине, оздоровительным гимнастикам и ушу.

…В тот день Акаяма вышел прогуляться в свой сад. Вид заснеженного сада успокаивал его, помогал думать, приводил в порядок мысли. Ночью выпал снег, который маленькими сугробами лежал на ветках деревьев. Изящество сада каждый раз восхищало японского лекаря, видевшего в этом маленьком уголке природы саму суть жизни, сведенную к ее миниатюрному воплощению.

Из задумчивости его вывел какой-то треск. Он поднял голову и увидел, как ветка ели, не выдержав тяжести лежащего на ней снега, сломалась. Тут же внимание Акаямы привлекло другое дерево – ива. Ее ветка согнулась, сбросила с себя груду снега и сразу же вновь выпрямилась. «Сначала поддаться, чтобы потом победить», – пронеслось в голове у Акаямы.

Не надо сопротивляться более сильному сопернику, не надо пытаться противопоставить его силе свою. Наоборот, как учили Акаяму китайцы, «надо одолевать силу через слабость», «побеждать твердость гибкостью и податливостью» (и жоу чжи ган ). Если могучий противник толкает тебя, то не следует упираться и пытаться перебороть его. Лучше поддаться его толчку, отступить, чтобы он «провалился» и потерял равновесие. А затем еще дернуть его на себя, т. е. в направлении его усилия, и бросить на землю.

Надо все время следовать за противником, за каждым его поворотом, за каждым движением его тела и напряжением мышцы. Именно здесь должен проявиться знаменитый принцип, который Акаяма узнал в Китае, – принцип «следования» (суй ): начинать вместе с противником, но на какую-то долю мгновения опережать его.

В теории Акаямы, которую он увидел в момент прозрения, наблюдая за гибкой веткой ивы, не было ничего кардинально нового, но он сумел приложить ее к практике реального боя. Многие стили китайского ушу уже сотни лет базировались на принципе податливости, уступания и следования за противником. А предание о ветке ивы, связанное с именем Акаямы Сиробэи, есть просто образное изложение учения о дополнении противоположностей.

Собственную школу будо Акаяма разрабатывал на основе бросков, которые позволяли использовать силу противника против него же самого. Немало бросков выполнялось с предварительным надавливанием на болевые точки – здесь Акаяма использовал знание человеческого организма. В память о том откровении, которое посетило его в заснеженном саду, Акаяма назвал свою школу Ёсин-рю, что означает «Школа сердца ивы». Позже эта школа стала одним из основных направлений дзю-дзюцу, именно отсюда идет прямая дорога к современному дзюдо. Сам создатель дзюдо Кано Дзигаро некоторое время обучался у мастеров Ёсин-рю и от них взял присущие его детищу многочисленные броски и болевые приемы.

Методы дзю-дзюцу оставались в основном вспомогательными способами боя, и долгое время особого внимания им никто не уделял. Лишь в период правления дома Токугава, приблизительно с ХVIII в., на дзю-дзюцу в Японии начинают смотреть как на эффективный метод – правда, не столько боя, сколько поддержания физической формы. Резко увеличивается количество наставников по дзю-дзюцу, большинство из которых, естественно, претендовали на обладание «уникальными секретами». Многим школам, которые возникли совсем недавно, приписывалась древняя история, восходящая едва ли не к соперничеству домов Тайра и Минамото. Популярность приобретают школы Кито-рю, Ёсин-рю, Тэнсин синъё-рю, Ягью-рю, Рёи синъё-рю. Особенно активизируется школа Кито-рю, созданная, согласно легенде, Тэрадой Канаэмоном в 1670 г.

Подобных школ существовали сотни; зачастую мастера «одной школы» никак не были связаны между собой и просто использовали одно и то же популярное название, преподавая на самом деле абсолютно разные системы. Так, к началу ХХ в. возникло несколько несхожих друг с другом школ под одинаковыми названиями «Кито-рю» и «Ёсин-рю». Всего же школ дзю-дзюцу, в основном мелких и разрозненных, насчитывалось по всей стране свыше четырехсот. Руководили ими прёимущественно бедные самураи, ронины – преподавание дзю-дзюцу больших доходов не приносило.

В поисках клиентов ряд самурайских школ, например Кито-рю, Косю-рю, Дайто-рю айки-дзюцу, начали открывать для публики некоторые аспекты боевых искусств, которые доселе считались «секретными» (отомэ-рю ) и доступными лишь самураям высших рангов. Большинство же школ дзю-дзюцу, сохранившихся к ХХ в., никаких особых секретов уже не содержали и свою популярность поддерживали лишь благодаря тем легендам, которые распространяли сами наставники.

Японцы быстро поняли, что дзю-дзюцу под видом «тайной японской борьбы» может стать хорошим товаром на западном рынке. Уже с начала XX в. во Франции и Англии предприимчивые японцы за умеренную плату с удовольствием раскрывали «многовековые секреты борьбы без оружия», а одна из первых в России книг по дзю-дзюцу была опубликована в 1909 г. «Дзю-дзюцу» стало привлекательным названием, под которым удобно маскировать собственные изобретения.

К тому же история донесла до нас факт, достоверность которого оспорить невозможно, – практически во всех схватках школа дзюдо Кодокан, созданная Кано Дзигаро, обыграла все сильнейшие школы дзю-дзюцу своего времени. Моральный удар был столь силен, что школы дзю-дзюцу стали распадаться одна за другой, а их ученики переходили в Кодокан.

Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

КО-БУ-ДЗЮЦУ (Старинные Воинские Искусства) Это комплекс окинавских искусств владения традиционным, так называемым «крестьянским» оружием (в отличие от самурайского – меча, алебарды, секиры и т.п.). Эти искусства зародились на Окинаве в XV веке, но основное развитие

Из книги Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Путь невидимых [Подлинная история нин-дзюцу] автора Горбылев Алексей Михайлович

Как называют боевые искусства в Китае? Привычный нам термин «ушу» на Западе у многих людей ассоциируется только с современным спортивным направлением, созданным в КНР в 50-е годы. Традиционные боевые искусства Китая там обозначают словом «кунфу». Его синонимом считается

Из книги Испанские войны. Дерби, фанаты, традиции автора Маннанов Алекс

Ёсицунэ и боевые искусства В отличие от полководцев последующих веков Ёсицунэ всегда лично принимал участие в боях. Поэтому немалый вклад он внес и в боевые искусства. В «Гикэйки» имеется немало колоритных описаний его фантастической прыгучести, или «летучести»,

Из книги Плененные шахматами автора Давыдюк Степан Иосифович

Убедительная сила искусства И в «Спорте», и в «Мундо Депортиво» работают карикатуристы, и их странички являются чрезвычайно посещаемыми. Высмеивают все - и «Барсу», кстати, тоже не особенно жайеют, хотя на орехи, конечно, в первую очередь достается мадридскому «Реалу».

Из книги Уличное кунфу автора Синъин Ши

Ценители искусства В 1982 году Эдуард Гуфельд и Майя Чибурданидзе побывали во французском городе Бельфор. Рассказать гостям о богатой истории города взял на себя обязанность большой любитель шахмат депутат парламента Шовеньмо. Знакомство с важнейшими событиями прошлых

Из книги Высокий уровень мастерства Чэнь Факэ автора Shizeng Peter Wu

Загадки Шаолиньского монастыря Мифы, подменившие собой историю кунфу, нередко ставят в затруднение тех, кто интересуется истоками боевых искусств. Здесь не только загадка бородатого варвара, но и еще ряд нелегких вопросов. Например, когда же действительно зародилось

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

1.Унаследование реального боевого искусства Мы знаем, что Чэнь Факэ смог выучить удивительные техники тайцзицюань у своей семьи и соседей (из Чэньцзягоу). Особенно этот фактор сыграл, когда его отец – Чэнь Яньси – стал очень опытным мастером боевых искусств. Это стало

Из книги Растяжка для каждого автора Андерсон Боб

Психологические основы искусства стрельбы Не случайно говорят, что стрельба – это дисциплина духа. Действительно, она требует многих качеств и навыков. Чтобы уверенно поразить цель, стрелок должен «взвинтить» себя внутри и в то же время внешне сохранять полное

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Из книги Центральная ось пути кулака (Ицюань, Yiquan) автора Сянчжай Ван

Боевые искусства России Достоверных источников о развитии боевых искусств в Древней Руси не сохранилось. О том, что единоборства все же имели место, можно судить только по церковным постановлениям. В одном из них, например, говорится: «Да изгнаны будут от сынов Божьих

Из книги автора

Боевые искусства Европы В Средние века в Европе сложились свои традиции и особенности проведения поединков. Их суть заключалась в том, что бой проводился воинами, одетыми в доспехи или латы. В связи с этим кулачный удар не был распространен. Чаще всего противника били

Из книги автора

Боевые искусства Китая Боевые искусства Китая имеют давнюю историю. Они развиваются на протяжении отнюдь не нескольких десятилетий, как, например, самбо, и не два-три столетия, как бокс, а уже более десяти столетий. Некоторые из них популярны во всем мире, о других же мало

Из книги автора

Боевые искусства Кореи Начало традициям боевых искусств этой страны было положено, по всей видимости, примерно во II веке до н. э., то есть намного раньше, чем возникло ушу. В древности наиболее известным являлся военно-религиозный институт Хваранов. Его последователи

В переводе с японского дзю-дзюцу означает "искусство мягкости", что указывает на принадлежность этого стиля к так называемым "внутренним" школам. "Дзю" (или, по-китайски, "Чжу") - древний принцип даосской философии - применяется не только в японских системах рукопашного боя, но и в китайских, таких, как тайцзи-цюань, багуа-джан и других. А название одного из корейских стилей борьбы - ю-суль буквально означает "искусство мягкости".

Дзю-дзюцу оформилось в средневековой Японии, сначала как Ерои-куми-ути (борьба в доспехах, но без оружия), а затем и как тай-дзюцу (рукопашный бой). Борьба по принципу "дзю" исключала грубое противоборство сил, а наоборот, предполагала использование энергии противника для проведения приемов. Поэтому большое место в дзю-дзюцу отводится приемам с выведением соперника из равновесия с помощью захватов.

В настоящее время в Японии и во всем мире существует огромное количество школ дзю-дзюцу, среди них такие известные, как дзюдо и айкидо. Активно действует школа Есэйкан, объединяющая традиции дзюдо и айкидо, пользуется уважением древняя школа Дайто-рю, давшая начало айкидо, и Кито-рю, стоявшая у истоков дзюдо. К сожалению, многие школы в ХХ веке отошли от устоев боевых искусств: так дзюдо обратилось в сторону спорта в погоне за олимпийским золотом, а айкидо переродилось в род парных гимнастических упражнений, отстраненных от реальности поединка.

Тем не менее, в основании этих, самых знаменитых ныне, школ лежали истинные принципы Будо. Вот почему многие мастера сейчас обращают взоры к началу ХХ века и стремятся к возрождению боевых искусств в их первоначальном виде. Глубоко уважая традицию и отдавая дань ее усердному изучению, не следует все же останавливаться в развитии. В мире боевых единоборств произошел бурный прогресс за последние несколько десятилетий, и не учитывать его достижений невозможно, если подходит к делу серьезно. Особенно это касается техники нанесения ударов руками и ногами, а также тактики ведения поединка. Именно поэтому современные школы дзю-дзюцу, свято сохраняя основные принципы этого древнего искусства, проводят ревизию технико-тактического арсенала, добиваясь гармонии практической (прикладной), эстетической и духовной сторон единоборства.

Кодокан - школа японского дзю-дзюцу - основан в 1882 году профессором Кано Дзигоро (1860-1938), мастером школ Кито-рю и тенсин Синъе-рю, соединившим технику этих и других направлений, а также приемы традиционного Окинава-тэ в системе Кодокан дзю-дзюцу, позднее получившей название дзюдо.

Современный Кодокан (Кодокан Син-рю) несколько отличается в техническом плане от традиционного, в особенности это касается ударного раздела. Также больше внимания уделяется прикладному разделу, охватывающему приемы самозащиты в нестандартных ситуациях и работу с оружием. Следуя заветам Кано о необходимости гармоничного развития личности и общества в целом, придерживаясь основных технико-тактических принципов ("расшатывания", оптимального приложения сил и т.п.), "новый Кодокан модернизирует и обогащает арсенал старой школы на основе лучших разработок современных видов единоборств.

Техника Кодокан син-рю дзю-дзюцу

Представляют: Таир Нариманов (1 дан дзюдо, 2 дан дзю-дзюцу) и Михаил Когтев (1 кю дзюдо, 2 кю дзю-дзюцу)

Стойки и перемещения.

Основная естественная стойка - шизен-хонтай (или шизентай): ноги расставлены примерно на ширину плеч (чуть больше длины стопы между пятками), носки разведены в стороны под углом 70-90 градусов по отношению друг к другу. На фото 1 показана фронтальная стойка шизентай. Она может быть также левосторонней и правосторонней - в полуоборота к противнику, тогда ее называют камаэ - боевая позиция. (Фото 2).

Широкая защитная стойка - дзиго-хонтай (или дзиготай) применяется в некоторых элементах приемов для понижения центра тяжести и сохранения устойчивости. Дзиготай также может быть фронтальной, вполоборота или боком к противнику. Ступни в этой стойке разведены так, чтобы бедра были почти параллельны полу, а проекция колена совпадала с центром стопы (фото 3). При переносе центра тяжести в сторону передней ноги получается стойка дзэнкуцутай, а в сторону задней - кокуцутай. Другие вспомогательные стойки мы рассмотрим позже. Положение рук в стойках зависит от конкретной ситуации, но различается, в основном, по уровням: верхний (дзедан), средний (тюдан) и нижний (гэдан).

Перемещения производятся чаще всего "челночным" шагом (цуги-аси), когда сначала выставляется вперед передняя нога, как бы растягивая стойку, затем подтягивается задняя. Таким образом совершается перемещение на небольшое расстояние без смены стойки. Аюми-аси ("скользящий" шаг) предполагает смену стойки. Начинает движение задняя нога, скользя строго по прямой до тех пор, пока не окажется впереди на длине стойки. Такой шаг позволяет перемещаться на большую дистанцию одним движением, но он имеет неудобное "открытое" положение в момент смены стойки (когда ноги находятся на одной фронтальной линии). Поэтому очень важно тренироваться в аюми-аси, чтобы выполнять из без малейшей потери равновесия, единым, непрерывным и мощным движением.

Поворот (тэнкан) обычно осуществляется вокруг носка загруженной ноги (на которую перенесен вес тела), когда другая нога описывает дугу в 90 градусов или 180 градусов. Иногда поворот выполняется простым скручиванием бедер и корпуса на носках ног без их перемещения. Такой поворот используется для мгновенного ухода с линии атаки или для выведения противника из равновесия скручиванием.

Технику выполнения атакующих ударов мы рассмотрим отдельно: в кихон-ката (базовой форме). Блоки и другие защитные действия будут описаны в разделе нагэ-вадза (техника бросков).

Броски Кодокан син-рю (нагэ-вадза)

Традиционно броски деляться на 3 основные группы: тэ-вадза (броски руками), тай-вадза (корпусные броски) и аси-вадза (броски с помощью ног). В программе 5 кю (желтый пояс) - 3 броска тэ-вадза, 2 - тай-вадза и 2 - аси-вадза. Мы будем описывать их в порядке, установленном для сдачи экзамена.

1. Котэ-гарами (бросок выкручиванием кисти) .

Выполняется в данном случае как контратака от прямого удара в корпус цки-тюдан. Поставьте предплечье жестко перед собой, чуть отводя атакующую руку внутрь блоком сото-укэ (фото 4, 5). При этом нельзя отводить руку слишком далеко, или уходит с линии атаки, так как в этих случаях трудно будет осуществлять контроль руки противника. Второй рукой перехватите запястье противника и повернитесь на носке передней ноги на 90 градусов, проводя вывод из равновесия в сторону и вниз.

Накройте локтем плечо соперника и контролируйте его руку, зажимая под мышкой приемом ваки-гатамэ (фото 6). Затем перехватите его кулак, разворачивая его ладонью от себя (фото 7), и, сделав шаг вперед, вытяните противника за собой и развернитесь на 180 градусов, подламывая его кисть таким образом, чтобы углы в запястье и локте составили по 90 градусов каждый (фото 8). Соперник при этом должен находиться в неустойчивом и согнутом положении, чтобы не иметь возможности защититься от броска или провести удар. Доворачиваясь еще на 90 градусов в том же направлении и продолжая скручивать кисть от себя и вниз, бросьте соперника (фото 9).

2. Котэ-гатамэ (бросок рычагом кисти) .

Защищаясь от удара ути-кири наотмашь ребром ладони (фото 10), поставьте двойной блок: одна рука блокирует локоть согнутой при замахе руки противника, другая - захватывает запястье (фото 11). При этом необходимо подать корпус вперед, переместив вес тела на переднюю ногу (стойка дзэнкуцу-тай). Затем, вращаясь на этой ноге, выведите соперника из равновесия вперед-вниз, контролируя его руку приемом сото-удэ-гатамэ (рычаг локтя снаружи), как показано на фото 12. Используя сопротивление соперника, сгибающего руку в локте для защиты от болевого приема, захватите его кисть ближней рукой, так, чтобы ваш большой палец уперся в основание большого пальца соперника, а остальные четыре пальца охватывали ребро ладони.

Подломите кисть против естественного сгиба (фото 13) и выведите противника вверх на носки ног, поднимая его предплечье по вертикальной линии. Это движение напоминает взмах мечом над головой (фото 14). Продолжайте поворот и встаньте грудью к противнику. Опустите его руку, выкручивая кисть до предела. Углы в запястье и локте - по 90 градусов, как и в предыдущем приеме, только здесь перегибание и выкручивание проводиться в противоположном направлении (фото 15). Очень важно сохранять контроль кисти соперника до момента его падения (фото 16).

3. Иппо-сэои (бросок через спину захватом одной руки) - относится к корпусным броскам.

Защищаясь от рубящего удара сооку сото-кири (фото 17), поставьте блок ребром предплечья, а другой рукой нанесите хлесткий контрудар кулаком в лицо соперника (фото 18). Это позволит (по крайней мере) отвлечь его внимание и занять на мгновение его руку в защите, что исключит атаку этой рукой, а может быть, и ваш удар и достигнет цели. Захватите атакующую руку противника двумя руками, дерните его к себе и вниз, разворачиваясь к нему боком и понижая стойку до позиции дзиготай (фото 19).

Затем, зажав руку между своими, воздействуйте на нее приемом ути-уде-гатамэ (рычаг локтя изнутри), как показано на фото 20, и плотно прижмитесь плечом к противнику, перенося вес тела на переднюю ногу. Болевое ощущение заставит соперника подняться на носки. В этот момент повернитесь вокруг передней ноги к нему спиной и чуть подсядьте, так, чтобы его центр тяжести оказался точно над вашим (фото 21). Наклоном корпуса вперед, сохраняя болевой контроль руки, перебросьте его через себя (фото 22, 23).

4. Уширо-отоси (бросок назад) .

От прямого проникающего удара ногой вперед маэ-кэкоми (фото 24) уйдите с линии атаки, отводя удар внутренней частью предплечья - гэдан-сото-укэ (фото 25). С шагом цуги-аси сократите дистанцию и захватите ближнюю руку противника, нанося одновременно другой рукой удар в плавающие ребра (фото 26).

Скручиваясь бедрами и всем корпусом, выведите соперника из равновесия назад, блокируя его руку (фото 27). Ближней к нему ногой выбейте его одноименную ногу. Ваша нога должна двигаться сверх-вниз, как бы втыкаясь в ковер, а подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб соперника (фото 28). При этом продолжайте толкать его руками назад и вниз и бросьте к своей передней ноге (фото 29).

Возвращаясь к самому началу приема, заметим, что при возможности следует входить в контратаку шагом аюми-аси со сменой стойки, так, чтобы удалось захватить голову соперника. В этом случае (фото 30) вывести его из равновесия гораздо проще, упрощается и работа ног, так как ваша активная нога находится уже в удобном положении позади ноги противника.

5. О-госи (бросок через поясницу) .

Удар сото-кири (фото 31) парируйте ближней рукой из передней стойки: предплечьем в локтевой сгиб - блок агэ-укэ - снизу-вверх (фото 32). Дальней рукой нанесите хлесткий удар в лицо соперника. Опуская предплечье блокировавшей руки подмышку противника, обхватите его за поясницу (фото 33). Развернитесь спиной, перенося вес тела на дальнюю ногу и, плотно прижимая противника к себе, взвалите его на поясницу (фото 35) и перебросьте одним движением (фото 36).


6. Сото-аси-бараи (подсечка снаружи)
.

В данном случае - подсечка сзади. Отведя удар маэ-кэкоми блоком гэдан-сото-укэ как при подготовке броска назад (фото 37), сократите дистанцию подшагом цуги-аси и захватите плечо или воротник соперника (фото 38). Выводя его из равновесия назад-вниз, подсеките ближнюю ногу стопой в голень (фото 39) и бросьте противника, контролируя его ближнюю руку захватом (фото 40).

7. Ката-гатамэ (бросок рычагом плеча) .

Начало защиты сходно с элементами броска котэ-гарами: блокируйте удар ути-кири двумя руками (фото 41) и проведите контроль локтя сото-удэ-гатамэ с поворотом на носке передней ноги (фото 42). Далее - перехват кисти для "взмаха мечом" (фото 43). Однако после взмаха снова опустите и выпрямите руку соперника, вытягивая ее к своему дальнему бедру одновременно с поворотом на 180 градусов (фото 44). Продолжайте поворот вокруг передней ноги и встаньте боком к сопернику в дзиготай. Контролируйте его руку, зажимая плечо подмышкой с обратной стороны и перегибая локоть: ура-ваки-гатамэ (фото 45). Не давая противнику выпрямиться, развернитесь к нему грудью без перемещения стоп и перегибайте его руку в плече. На фото 46 эта позиция показана с обратной стороны, чтобы уяснить детали. Делая шаг аюми-аси прямо на соперника и продолжая толкать его выпрямленную руку вперед-вниз, бросьте его, контролируя захватом запястье или кисть руки (фото 47).

Семь перечисленных бросков составляют программу желтого пояса школы Кодокан Син-рю наряду с рассмотренными выше болевыми приемами: ваки-гатамэ, ура-ваки-гатамэ, ути-удэ-гатамэ, сото-удэ-гатамэ и ката-гатамэ. Также в программу 5 кю входит комплекс ударов кихон-ката.

Школа Джукошин рю дзю-дзюцу была создана английским мастером Брайаном Чиком на основе его многолетнего опыта личной практики и преподавания дзюдо и дзю-дзюцу.

В основу этой школы легли принципы, техника и тактика старого дзю-дзюцу и традиционного дзюдо, распространенного в Англии с начала 20-го века, а также современные методы боя, развитые в Европе в различных организациях дзю-дзюцу.

С точки зрения Шихана Брайана Чика, важнейшим для тренировок высокого уровня является полноценное понимание того, что вы делаете, зачем и почему нужно делать именно так.

Для каждого мастера боевого искусства, он считает важным иметь хорошую технику своего стиля, скорость, умение двигаться расслабленно, возможность долго сохранять себя в хорошей физической форме и умение координировать силу тела и сознания.

Тестирование (квалификационный экзамен на степень) в Джукошин рю, это не только демонстрация технического уровня, но и характера.

«5-S» Джукошин рю дзю-дзюцу

5 аспектов, важных для каждого тренирующегося в Будо

· Skill – устойчивый навык

· Speed - скорость

· Suppleness – податливость, гибкость

· Stamina - стойкость

· Strength – мощь, сила

Система мастера построена на изучении и понимании естественных рефлексов человека. Практически все приёмы тренируются с учетом характерной реакции противника на ваше действие. В Школе множество комбинаций, ударов, бросков, болевых приемов и удушений, воздействий на болевые точки, а также большое количество приёмов с оружием и против него. Технические действия большинства приемов направлены в конкретные нервные центры и суставы. Третья часть техники Школы состоит из приемов, характерных для традиционного дзюдо, треть составляют удары и треть приемы, характерные для традиционного дзю-дзюцу.

На сегодняшний день, Джукошин рю продолжает развиваться, во многих странах мира, благодаря помощи ведущих инструкторов организации Jukoshin Ryu International.

Соке Брайан Чик и создание Джукошин рю дзю-дзюцу

Брайан Кевин Чик начал заниматься дзюдо в 1959 году в возрасте 10-ти лет. Свой черный пояс (первый дан) он получил через 11 лет тренировок в конце 1969 года из рук своего сэнсэя, японского мастера Отани Мацуру (1896 – 1977), обладателя 8-го дана, у которого он стал тренироваться с 1964 года. Став одним из лучших английских учеников сэнсэя, Брайан Чик тренировался у него, вплоть до его смерти в 1977 году. Последней степенью, полученной от М.Отани, был 4-й дан дзюдо. После этого, бразды правления в организации «Matsuru Otani Society of Judo» перешли к сыну мастера, Робину Отани (ныне президенту «British Judo Council»), от которого, продолживший занятия Брайан Чик получил последовательно 5-й и 6-й дан дзюдо.Также, с 1969 по 1970 год Брайану Чику посчастливилось обучаться у легендарного японского мастера Кенширо Аббэ (1915 – 1985), обладателя 8го дана дзюдо и 6 дана кендо, кюдо, айкидо и каратэ, чемпиона Японии по дзюдо среди 5-х данов и абсолютного чемпиона Японии 1933 года, «учидэши» Уешибы сэнсэя, основателя айкидо. Аббэ сэнсэй был самым юным 3-м, 4-м и 5-м даном дзюдо в японской истории и самым юным чемпионом Японии (18 лет).Тренировки дзюдо в «Matsuru Otani Society of Judo» проходили в традиционной манере, с большим акцентом на прикладное применение приемов самообороны «гошин-дзюцу». Изначально, мастер Отани преподавал дзю-дзюцу, затем, сделав акцент на дзюдо, он до конца своих дней придерживался старых прикладных методов, даже в соревновательных дисциплинах. Например, в практике борьбы отсутствовали какие-либо броски с собственным падением, кроме томоэ-наге и йоко сутэми наге. Приемы раздела «макикоми» не присутствовали вообще. Более того, любой бросок, при котором исполнитель падал сам (кроме вышеупомянутых) приводил к наказанию исполнителя. При этом не возбранялись болевые замки кистей и ног, которых нет в спортивном дзюдо. Хорошо развит был раздел борьбы лежа «косэн дзюдо» и схватки в этом стиле часто практиковались отдельно.

Сам Мацуру Отани начал заниматься Будо с детства, посещая секцию кендо при школе и отдельно практикуя дзю-дзюцу. В 1917 году он переехал на Цейлон, где два года работал и интенсивно тренировался дзю-дзюцу у японского инструктора Сэйзо Усуи, после чего, переехал в Англию, где примерно через год стал заниматься у первого японского преподавателя Кодокан дзюдо в Англии сэнсэя Хикоичи Аида, ученика и ассистента Кано Дзигоро. После пяти лет интенсивных тренировок, к 1926 году, Отани становится учеником, другом и, со временем, помощником выдающегося мастера Юкио Тани, с которым остается рядом вплоть до его смерти в 1950 году. Последней степенью, которую Отани получил от своего учителя был 4-й дан. Затем, 5 дан дзюдо он получил от Ичиро Хата. Только в 1945 году, Отани сэнсэй открыл свой собственный клуб дзюдо и в 1948 году, этот клуб трансформировался в организацию с филиалами. Он входит в созданную в этом же году Британскую Ассоциацию Дзюдо. Однако уже через 6 лет он разочаруется в исключительно спортивной направленности этой организации и в активно пропагандируемом (с его точки зрения) отходе от традиций. Поэтому, все клубы, руководимые его последователями, выходят из BJA и продолжают практиковать классический стиль.

В 1955 году, Лондон посещает Кенширо Аббэ и Мацуру Отани начинает активно контактировать с этим мастером и становится его учеником. Считается, что в 60-х годах, последователями учителя Аббэ в разных дисциплинах стали более 25.000 человек.О Кенширо Аббэ рассказывают легенды: говорят, однажды, в возрасте 40-ка лет, демонстрируя свою теорию «кюшиндо» и отрицая силовой подход к схватке, он поставив в ряд 31 молодого дзюдоиста черного пояса, превосходящих его ростом и весом и сообщив каждому, каким приемом он намерен победить, провел подряд 31 поединок, сделав именно то, что планировал. В 1937 году, Аббэ провел схватку с легендарным Кимурой Масахико. Это было единственное поражение Кимуры на татами дзюдо. После схватки Кимура сказал: «Это было, как будто я боролся с тенью и пытался поймать ветер». В своем обучении в Англии, Аббэ сэнсэй часто использовал «шинкен» боевой меч, которым почти касался ученика во время выполнения какого-то задания. Во время своей ранней практики в бусэн в Японии, Аббэ каждую субботу проводил подряд по пять схваток в течение 25 минут. Это привело к результату и когда перед одной из аттестаций, ему пришлось схватиться с двумя обладателями 2-го дана, двумя обладателями 3-го дана и одним мастером 4-го дана, он выиграл все схватки, потратив всего несколько минут.

В 1958 году, Аббэ сэнсэй развивает невероятно бурную деятельность, развивая различные направления Будо. Он создает в Англии Британский Союз Дзюдо, Британский Союз Каратэ, Британский Союз Айкидо и Британский Союз Кендо. Все они являются отделениями Международного Союза Будо (IBC) и развиваются в духе «кюшиндо» - понимания Будо мастера Аббэ. В 1959 году, Национальному тренеру Британского Союза Дзюдо сэнсэю М.Отани был присвоен 7 дан. Старший сын сэнсэя, Томио Отани специализируется в кендо, айкидо и иайдо и со временем, доходит до уровня 5-го дана от Аббэ сэнсэя в этих искусствах. Он продолжает развивать идеи своего учителя и развивает концепцию «кюшиндо». Младший сын Отани, Робин акцентирует внимание на дзюдо.

Следует заметить, что с появлением в Англии Кенширо Аббэ, сэнсэй Отани пожелал изменить свою манеру преподавания, начав практиковать под руководством Аббэ сэнсэя. Однако тот назвал его стиль очень старым, редким и интересным в виду своей неспортивной направленности и порекомендовал сохранить все старые методики, просто обогатив их новыми. В 1960 году, Аббэ сэнсэй попадает в автокатастрофу и получает серьезные повреждения позвоночника и черепно-мозговую травму. Однако в 1963 году он, несмотря на проблемы со здоровьем принимает участие в грандиозном Будо представлении в Королевском Альберт Холле. Вместе с 67-ми летним Мацуру Отани он демонстрирует «каеши но ката». Затем он возвращается в Японию. Только проведя длительное время в чтении мантр и священных текстов в буддийском храме, в 1967 году Аббэ сэнсэй полностью излечивается от своего недуга, мучившего сознание и тело. В 1969 году он снова еще на один год возвращается в Англию, где оказывается пораженным тем, во что превратились, за почти 10 лет отсутствия, созданные им организации. Он объявляет, что культивирование техники, направленной на победу, исключительно по принятым IJF правилам, искажает суть боевого искусства и его идеи «кюшиндо». Поэтому он трансформирует Британский Союз Дзюдо, назначив его председателем Мацуру Отани, который получает 8-й дан.

Регулярно, в любом возрасте, сам практикуя схватки «рандори», Мацуру Отани продолжал традицию своего учителя, известного японского мастера борьбы Юкио Тани, который прославился в Европе тем, что за свою огромную карьеру поединщика, проиграл всего лишь один бой против другого японского мастера дзю-дзюцу. Юкио Тани, которого многие считают основоположником европейского дзю-дзюцу, несмотря на свои 5 футов 6 дюймов роста, боролся на сцене без остановки, последовательно со многими соперниками, пока желающие схватиться с ним в этот день не иссякали.

Его менеджером был известный в Англии Barton Wright (основатель «баритсу» - смеси дзю-дзюцу, европейской борьбы и бокса). В 1904 году, Юкио Тани становится инструктором Британского Общества Дзю-Дзюцу (Лондон). Вскоре к нему присоединяется мастер йошин рю дзю-дзюцу Таро Мияки, и его школа оказала большое влияние на становление этой организации. В соавторстве с Мияки, в 1906 году Юкио Тани написал книгу «Состязание в дзю-дзюцу».

Согласно информации, данной в книге «Mastering Jiu-Jitsu» Рэнзо Грейси и статьи из книги Оимацу «50 лет дзюдо», мастер Тани был последователем Фусэн рю, школы, которая кроме стандартного для традиционного дзю-дзюцу прикладного рукопашного боя имела особую специализацию в работе лёжа. Учителем Тани сэнсэя был выдающийся мастер дзю-дзюцу Танабэ Матаэмон, который прославился тем, что выиграл множество схваток против представителей Кодокана, используя разнообразные приемы «нэ-вадза» (раздел борьбы лежа).

В 1918 году, приехавший в Лондон известный мастер дзю-дзюцу Гундзи Коизуми (тэншин шинье рю, шин шин рю, акишима рю) открывает клуб Будоквай, и через год, после приглашения, к нему присоединяются Юкио Тани. В 1920 году, после визита основателя дзюдо Дзигоро Кано и его ученика Хикоичи Аида (оставшегося в Лондоне), организация Будоквай переквалифицируется в основном на дзюдо, в котором в этом же году, Юкио Тани и Гундзи Коизуми получили вторые даны. В 1948 году Гундзи Коизуми создает Британскую Ассоциацию Дзюдо, в которую входят большинство клубов Великобритании. Мастер умер в 1965 году, совершив самоубийство. По мнению многих, он не смог смириться с тем, что дзюдо, практикуемое в его организации, приняло формы, как он считал, крайне далекие от изначальной идеи Будо, бывшего смыслом его жизни.

Имена мастеров дзю-дзюцу того времени были известны далеко не только в Британии. В книге великолепного российского автора, специалиста в истории самбо и рукопашного боя в России Михаила Лукашева «На заре российских систем рукопашного боя» есть интересный перевод статьи известного английского атлета, чемпиона и рекордсмена мира в поднятии тяжестей, а также борца и боксера Томаса Инча о его поединке с мастером дзю-дзюцу Раку Уэниси. Несмотря на преимущество в весе более чем в 30 кг, Инч легко был многократно повержен японцем. В конце текста, Инч пишет: «…нужно сказать, что Уэниси и Тани Юкио победили всех лучших европейских борцов, а Юкио Тани был еще меньше, чем Уэниси». Также, имена Юкио Тани и Мияки как лучших мастеров дзю-дзюцу называет в своей книге Нил Ознобишин, автор книги «Искусство рукопашного боя», изданной в России в 1930 году. Он также называет Юкио Тани «одним из лучших японских чемпионов» и указывает, что знаменитые призовые бойцы Юкио Тани, Мияки Таро и др. «японские профессоры дзю-дзюцу в Лондоне» сами будучи прекрасными мастерами, преподавали это искусство систематично и полно.

Свой первое додзё, по рекомендации своего японского учителя, Брайан Чик открыл в 1972 году в Лондоне. Этот клуб «Judo Ippon» был известен жесткой практикой старого дзюдо, в котором считалось зазорным пытаться выиграть схватку не «иппоном», а какой-то иной оценкой. Броски с падением считались некорректными, т.к. считались опасными в реальной, не спортивной схватке. Борьба лежа «косэн дзюдо» также активно изучалась в этом додзё. Несмотря на специфическую направленность, многие ученики «Дзюдо Иппон» успешно выступали во многих соревнованиях и сам Брайан Чик стал 5-ти кратным национальным чемпионом по дзюдо.

В юношестве, уже имеющий мастерскую квалификацию в дзюдо Брайан Чик начал посещать тренировки по смежным дисциплинам и серьезно занялся дзю-дзюцу. В этом единоборстве, он учился и аттестовывался у комиссии специалистов под руководством профессора Джеймса Бланделла (основателя Британской Ассоциации Дзю-Дзюцу и впоследствии основателя WJJF), профессора Роберта Кларка и профессора Ричарда Морриса. Название практикуемого ими направления «джуко рю дзю-дзюцу» было заимствовано в период организационных отношений с «Jukokai Int-l» и его руководителем сэнсэем Родом Сачарноски. Со временем, отношения Брайана Чика с Ричардом Моррисом стали очень тесными и долгое время впоследствии, они работали совместно.

Профессор Моррис в юности был ведущим учеником Альфа Моргана – одного из первых английских учеников Юкио Тани сэнсэя. Моррис практиковал старый стиль, и после получения черного пояса в дзюдо, стал изучать другие направления боевого искусства и переквалифицировался в дзю-дзюцу, став одним из самых известных и авторитетных преподавателей этого вида Будо.. Большое влияние на него оказал Д.Бланделл. До 1986 года Ричард Моррис был председателем BJJA и директором WJJF, затем создал собственную организацию Ju-Jutsu International. Через некоторое время, в 1992 году он стал со-учредителем Всемирной Федерации Кобудо (WKF).

Последней степенью, полученной Брайаном Чиком от Роберта Кларка, в 1993 году был 6-й дан дзю-дзюцу. В 80-х годах, в аттестационную комиссию вошел японский мастер Иноуэ Тсуеши Мунэтоши, Соке Хонтай Такаги Йошин Рю. С этого момента, Брайан Чик также стал заниматься традиционным дзю-дзюцу и посетил Японию для стажировки. Его ведущим японским инструктором в дзю-дзюцу был Ясумото Акиоши сэнсей.

В этом же году, Совет Представителей WEBBS из около 50ти стран мира коллегиально присвоил Шихану Чику 8 дан.

В 2003 году, по предложению своих учеников из нескольких десятков стран мира, кроме WEBBS, являющегося всестилевой организацией, объединяющей разные направления боевого искусства, Шихан Брайан Чик создает стилевую структуру, в которой культивируется сформированный им за многие годы практики и преподавания стиль современного дзю-дзюцу – Jukoshin Ryu. В этой системе, как её основатель, Шихан Брайан Чик получает титул Соке и 9 дан, как признание своих высоких заслуг в развитии современного дзю-дзюцу. Эта степень была подтверждена множеством дружественных организаций.

На сегодняшний день, WEBBS объединяет более 50-ти стран мира и более 6-ти тысяч членов, из которых около 500 обладателей черного пояса. Среди членов WEBBS более 2х тысяч последователей Джукошин рю.

Кроме дзюдо и дзю-дзюцу, Брайан Чик занимался также специализированными техниками рукопашного боя и боя с оружием. Он неоднократно приглашался для проведения занятий с подразделениях специального назначения России, Украины, Германии и Канады. Множество его учеников – полицейские чины.

Спортивная карьера Брайана была яркой – он пятикратный национальный чемпион по дзюдо. Излюбленные спортивные техники: сеой отоши, харай гоши, дэ аси барай, катаха дзимэ и дзюдзи гатамэ.

В 1994 году, British Budo Magazine номинировал Брайана Чика на титул Best British Martial Arts Instructor .

В 1996 году, его имя было вписано в зал славы Всемирной Федерации Кобудо WKF Hall of the Fame .

Тогда же он вошел в World Hall of the Fame (USA, Europe).

Брайан Чик выпустил несколько ДВД. Это 2 диска Power Ju-Jutsu, 3 диска Ju-Jutsu Syllabus, 1 диск Kobudo и 1 диск Junior Judo.

Шихан Чик также написал несколько книг. Первая была создана в соавторстве с профессором Ричардом Моррисом «Ground Control», вторая «Jukoshin RyuJu-Jutsu».

На сегодняшний день, Брайан Чик проводит отдельные занятия по дзю-дзюцу и дзюдо в своих додзе в Лондоне, а также, проводит огромное количество учебных мероприятий в разных странах мира, организует Всемирные Конгрессы, соревнования и демонстрации.

Брайан Чик и «Бушинкай Интернэшнл»

В 1998 году, осенью, Всемирный Конгресс WKF во Франции (Страсбург) посетил, в ту пору обладатель 3-го дана, Евгений Радишевский, руководитель «Бушинкай». На этом мероприятии он был представлен ведущим инструкторам и руководителям WKF. В этом же году, он, вместе со своим учеником Юрием Спиваченко посетил штаб-квартиру WKF в Лондоне для двухнедельной индивидуальной стажировки и повышения квалификации в дзю-дзюцу и традиционном дзюдо под руководством Ханши Ричарда Морриса и Шихана Брайана Чика. На этой же стажировке, по предложению английских мастеров, ЕАР провел ряд занятий для членов английских Додзе WKF. Мероприятие было более чем успешным, и «Бушинкай» официально был признан WKF.

Последующее приглашение посетить Украину для проведения учебно-тренировочного семинара было принято и, в 1999 году, Донецк и Макеевку посетил Международный Координатор организации, Шихан Брайан Чик, который провел 7 дней интенсивных тренировок, включая мастер-классы и индивидуальные занятия. Следующий приезд Шихана Брайана Чика, уже в Одессу, в штаб-квартиру «Бушинкай», прошел в 2000 году. Он провел тренировочные сборы, принял участие в судействе соревнований, провел ряд аттестаций и мастер-классов.

Через некоторое время, Шихан Брайан Чик, с которым сложились близкие дружеские отношения, предложил присоединиться к вновь созданному WEBBS в качестве национальных представительств. Таким образом, «Бушинкай» принял участие в Первом Всемирном Конгрессе WEBBS в Барселоне, где наша команда заняла призовое место в международном турнире по ground grappling и приняла участие в международной демонстрации.

Дальнейшие отношения WEBBS и Бушинкай проходят очень активно. Наши команды посещают ежегодные Конгрессы WEBBS в разных странах мира, ЕАР проводит занятия в штаб-квартире WEBBS в Лондоне (сам при этом, индивидуально обучаясь у Шихана Б.Чика) и в других странах, организуются регулярные стажировки инструкторов и учеников организации. В 2005 году, Евгений Радишевский становится Международным Координатором WEBBS для Восточной Европы, членом всемирной аттестационной комиссии и одним из 5ти ведущих Шиханов организации. В 2006 году Бушинкай становится одним из ведущих организаторов Конгресса WEBBS Японии. В этом же, 2006 году, Шихан Б.Чик посещает Белоруссию и проводит турне по нескольким городам. Там же собирается общий сбор юданша WEBBS из Восточной Европы, для которых проводится цикл специализированных занятий. В 2009 году, Шихан Чик проводит на Украине турне и проводит восьмидневную интенсивную стажировку для черных поясов, а также проводит цикл занятий для Управления Государственной Охраны страны (охраны первых лиц государства). На этих сборах, Шихан Радишевский становится одним из четырёх обладателей 7-го дана Джукошин рю и группа инструкторов Бушинкай получает высокие степени 4го и 5го дана.



mob_info