Сочинение: описание картины Ксении Успенской-Кологривовой и иллюстрации О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку. Описание картины Олега Поповича «Не взяли на рыбалку

Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. Нарисовавший её русский художник Олег Попович посвятил свою жизнь созданию иллюстраций для детских журналов и книг, поэтому его полотно больше напоминает незатейливый рисунок в «Весёлых картинках» или «Мурзилке». Давайте присмотримся к картине внимательнее, дабы понять, что мастер хотел сказать с её помощью.

Характеристика главного героя

Описание картины «Не взяли на рыбалку» следует начать с характеристики её главных героев. На полотне художник изобразил четырёх человек: одного взрослого и трёх детей. Основное внимание привлекает самый маленький персонаж — мальчуган, которому на вид не больше четырёх лет. Он стоит и горько плачет, прикрыв мокрое раскрасневшееся лицо ручонкой. Зрителю сразу становится понятно, что карапуз надеялся пойти на рыбалку вместе с отцом и старшим братом, но те не захотели его брать с собой. Малыш до последнего надеялся, что его возьмут, он даже удочку и ведёрко для этой цели подготовил и встал пораньше. Но папа посчитал его слишком маленьким и оставил дома под присмотром сестры. Отец непреклонен в своём решении, и детские слёзы не способны его разжалобить. Он прекрасно понимает, что через час карапуз забудет о своей утренней трагедии и увлечётся какой-нибудь интересной игрой.

Другие персонажи

Старшему брату главного героя повезло гораздо больше. На вид ему около 12 лет. Он идёт вместе с отцом на рыбалку и страшно гордится этим. Мальчик несёт перед собой удочку, словно драгоценный трофей, и высоко задирает голову перед плачущим братишкой. За спиной у него тяжёлый рюкзак со снастями, но он не чувствует его веса. Судя по реакции мальчугана, отец берёт его на рыбалку в первый раз. Об этом свидетельствует чрезмерно торжественный вид персонажа. Мальчик идёт следом за отцом и даже пытается копировать его походку.

Папа ребятишек — человек серьёзный и интеллигентный. Эти его качества очень чётко передаёт картина «Не взяли на рыбалку». Попович изобразил отца детей сосредоточенным и на истерику малыша. Папа совершенно спокоен и невозмутим. Он вспоминает, всё ли взял с собой на рыбалку, и мелочи вроде капризов младшего ребёнка его мало беспокоят. За спиной у него такой же рюкзак, как и у старшего сына, а в руках жёлтая хозяйственная сумка. Удочку отец небрежно несёт на плече.

Четвёртая героиня картины — сестра мальчиков. На вид ей около одиннадцати лет. Девочка очень похожа на своего старшего брата. Рыбалка её не интересует, но она вынуждена встать рано, чтобы присмотреть за малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав от его частых истерик, она просто наблюдает за ним, скрестив на груди руки и беззаботно вертя в ладони цветок. Сестра знает: как только старшие исчезнут из малыш перестанет плакать.

Дополнительные элементы, фон и цветовая гамма

Делая описание картины Поповича «Не взяли на рыбалку», необходимо обратить внимание на предметы, которые окружают героев. Чтобы оживить свою работу, художник изобразил на ней небрежно сколоченный из досок старый забор, на котором красуется старый Из-под ног героев разлетаются в разные стороны зелёная трава и мелкие красные и Кроме людей на картине присутствует ещё один персонаж — воробей. Привлечённый детским плачем, он крутится под ногами у людей, с любопытством наблюдая за сценой. Фон Попович оставил белым. Таким подходом он хотел сосредоточить внимание зрителей на происходящем, не отвлекая его на посторонние детали.

По цветовой гамме сразу видно, что для ребят младшего и среднего школьного возраста написана картина «Не взяли на рыбалку». Попович при её создании использовал яркие оттенки (зелёный, жёлтый, синий, красный), которые очень нравятся детям. В картине совершенно отсутствует чёрный цвет, что делает её жизнерадостной, солнечной и позитивной. И даже детские слёзы не способны испортить это впечатление.

Картина Успенской-Кологривовой

Рисунок Поповича часто путают с одноименным полотном художницы Ксении Успенской-Кологривовой. Сюжеты, как и названия, у этих двух работ совершенно идентичны. Но если картина Поповича напоминает детский, небрежно нарисованный рисунок, полотно Успенской-Кологривовой написано по всем правилам русской живописи.

Описание главных героев

На картине художницы присутствуют всё те же персонажи: карапуз, его брат, сестра и папа. Малыш не рыдает, а просто обиженно надулся и отвернулся от уходящих на рыбалку членов семьи. Он готов в любой момент заплакать. В одной руке мальчуган держит детское ведёрко с накопанными червями, а другой растерянно трёт ухо.

Старший брат с отцом уходят на рыбалку. Папа шагает впереди. За спиной он несёт рюкзак, а на плече держит весло. Удочки и мелкие рыболовные снасти он доверил своему старшему сыну. Мальчик идёт следом за отцом и насмешливо оборачивается назад, глядя на обиженного малыша. В глазах у брата нет сочувствия к карапузу. Он доволен тем, что уже достаточно взрослый для рыбалки. Нет сочувствия к младшему братишке и у девочки. Она выглянула из дверей старого обветшалого дома и с улыбкой смотрит на него. По всему видно, что семья, в которой растут дети, живёт бедно. Это впечатление усиливается мрачными тонами, которые преобладают в полотне.

Разные эпохи — одинаковые дети

В середине 50-х годов была написана картина «Не взяли на рыбалку». Успенская-Кологривова изобразила на ней серые будни советской деревни, ещё не успевшей возродиться после разрушительной войны. На рисунке Поповича персонажи — дети конца 80-х годов. Они не знакомы с военными лишениями и, судя по всему, растут во вполне обеспеченной семье. Попович, рисуя картину по сюжету полотна Успенской-Кологривовой, показал, что детям разных эпох свойственны одни и те же

Художник иллюстратор О. Попович создавал забавные рисунки. Их можно было часто встретить на страничках детских журналов или книжек. Одной из популярных его иллюстраций является рисунок Не взяли на рыбалку. Эта работа по названию совпадает со знаменитой картиной Успенской-Кологривовой, что находится в Третьяковской галерее, да и не только название общее, но и много похожих деталей, в том числе и герои картины.

Не взяли на рыбалку сочинение

В отличие от картины Не взяли на рыбалку, которую художница Успенская написала в 1955 году, одноименный рисунок Поповича был написан на несколько десятилетий позже. Об этом свидетельствуют и герои работы художника-иллюстратора, чья одежда более современная. Однако, хоть у картины и иллюстрации разный временной промежуток создания, сюжет у них очень похож. Что же мы видим на рисунке Поповича? Об этом мы и напишем в по рисунку Не взяли на рыбалку, из которого может получится целый рассказ.

Описание картины

Хоть автор и изображает все красочно, даже с неким юмором, мы сразу же замечаем большую обиду у малыша. Не хочется оказаться на его месте. Его горе безутешно, обида огромна, что не помогает даже поддержка старшей сестры, которая пытается хоть как-то успокоить маленького мальчика. А все потому, что его не берут на рыбалку. Мы видим, как на рыбалку идет папа и средний сын. Они взяли рюкзаки, удочки, снасти и стремительно направляются в сторону реки. Их ждет занимательное и увлекательное времяпровождение, во время которого можно не только отдохнуть, но и наловить рыбы. Малыш, по всей видимости, тоже очень надеялся отправиться с братом и отцом на рыбалку. Он даже приготовил ведро, накопал приманки, взял удочку и был готов отправляться в путь, как тут же получил отказ.

Слезы сами собой потекли ручьем, ведь малыш явно не понимает причину, почему его не берут на рыбалку. Скорее всего он слишком мал, ведь ему всего лишь три, а может четыре года. Это возраст, когда хочется бегать, прыгать, кричать, резвиться, а на рыбалке нужна сосредоточенность и тишина. Видимо причина только в этом. Мне кажется, еще какой-то год — другой, и ребенок сможет отправиться удить рыбу, нужно просто подождать. Но, это сложно объяснить ребенку, который плачет и ничего не слышит. Его ведро с червями упало и опрокинулось. Он смотрит вслед удаляющимся рыбакам, которые не обращают никакого внимание на плачущего ребенка.

Художница Ксения Успенская-Кологривова написала множество сюжетных картин, в которых сочетаются интересное содержание и эмоциональное состояние героев.

Наиболее известная ее работа называется «Не взяли на рыбалку». Она размещена в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина была написана через десять лет после Великой Отечественной войны. Здесь изображена деревенская жизнь. Тогда еще у детей было босоногое детство, они одеты в простую одежду. Часто им приходилось донашивать ее после старших братьев или сестер.

У взрослых и детей помимо работы по хозяйству были и развлечения, например, . Особенно приятно, когда отец находил на нее время, и с ним через всю деревню с удочками на плече можно пройти по улице, на зависть другим детям. Тем более не у всех были отцы, многие не вернулись с фронта.

Когда дети узнавали о предстоящей рыбалке, то старались заранее к ней подготовиться. Проверяли состояние удочек, копали червей.

Вот и наш герой, хоть ему всего 4 года, решил пойти с отцом и братом на рыбалку. Его художница разместила в самом центре картины. Но ему отказали. Мальчику стало очень обидно. Он отвернулся, и не стал смотреть на уходящих со двора отца и брата. Ему хотелось плакать, но он сдерживал слезы. Мальчик даже в этот момент не замечал, как наглая курица пытается склевать червяков из банки.

Старший брат обернулся, чтобы понаблюдать за поведением братишки. Он был горд, что его отец забрал с собой. Из двери дома выглядывает веселая сестра. Ей смешно, что младший брат, такой маленький собирался пойти на рыбалку. Ведь нужно немного подрасти, и его обязательно возьмут с собой.

Но мальчику не хочется так долго ждать, ему хочется пойти сегодня, так как он считает себя уже достаточно взрослым. Что еще нужно, ведь он одет в белую рубашку, штанишки на лямках. Самое главное у него есть черви, которые можно наживить на крючок.

Художница настолько реалистично передала настроение и чувства обиженного ребенка, что каждый человек посмотревший на картину, вероятно, вспомнить похожие ситуации из своего детства.

Сочинение: описание иллюстрации О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»

Среди произведений известного художника Олега Владимировича Попова также есть работа под названием «Не взяли на рыбалку». Поэтому многие люди путаются в определении автора. Эта иллюстрация была создана намного позже, что даже заметно по одежде героев. Они одеты в джинсы, рубашки, а на голове старшего брата бейсболка. На спинах двух братьев зеленые рюкзаки.

На обоих картинах изображены четыре героя. Но только на картине Попова вместо отца – старший брат. Скорее всего он студент, приехавший на домой. Он собирается пойти на рыбалку, с другим братом, который учится в школе, а вот братишку помладше им не хочется брать, хотя он подготовил удочку и ведро для рыбы.

Картина вызывает ироническую улыбку. Потому что малыш не сдержался, начал реветь, прикрывая заплаканное лицо рукой, ведро его опрокинулось. Ему было очень обидно, ведь он так готовился: рано встал, нашел удочку и ведро. А тут ему отказывают.

Но братья не собираются его успокаивать. Они считают, что он только будет мешать и отпугивать рыбу. Они не реагируют на его капризы и ведут себя спокойно. Старший брат идет обдумывая, все ли он с собой взял. Держит в одной руке две удочки, а в другой желтую сумку, со снастями и бутербродами. Особенно рад средний брат, ему где-то около двенадцати лет. Он высоко и гордо приподнял голову и удочку.

Сестра относится более доброжелательно, и успокаивает малыша. Хотя, скорее всего, она вообще равнодушна к рыбалке. Но ей как сестре постарше, пришлось встать рано, чтобы присмотреть за своим братишкой. Она даже не сомневалась, а знала точно, что его не возьмут и оставят с ней. Но и ей надоедает реагировать на его капризы. Сестра скрестила руки, держа в руках цветок. Она предполагает, что как только рыбаки уйдут, братишка перестанет плакать.

В своей работе художнику отлично удалось передать настроение героев. Он использовал только яркие краски, которые придают иллюстрации позитива. Даже плач ребенка нами воспринимается лишь с юмором.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

04.04.2016

Описание картины Олега Поповича «Не взяли на рыбалку»

Свои произведения О.В. Попович посвящает зарисовкам повседневной жизни простого народа. Перед зрителем открывается деревенский пейзаж. Обыкновенный домишка с облезшей краской и ветхой дверью из сколоченных досок. Двор огорожен изгородью из прутьев. В песке копошатся курицы в поисках червяков. Каждая деталь, изображаемая художником, говорит о бедности обитателей дома. Главный персонаж картины - маленький мальчик. Лицо его обиженное и печальное, из глаз вот-вот польются слезы. Чтобы не показывать, как он расстроен, повернулся ко всем спиной. Причина его обиды: отец и старший брат идут на рыбалку, а его не берут. Судя по зажатому в руке ведерку с личинками для наживы, он весь день готовился к этому походу. Любопытная курица, почувствовав угощение, уже просунула голову в жестяное ведро, но мальчуган этого даже не замечает.

Сестренка с белокурыми волосами и ямными глазами высунулась из-за двери и с сочувствием смотрит на братика. Старший брат, уходя, у самой околицы, поворачивается, чтобы посмотреть, что делает мальчик. Он не рад случившемуся, ведь на реку они собирались пойти вместе, но отца ему боязно ослушаться. Перекинутые через плечо родителя весла и тяжелые сумки со снастями говорят о том, что рыбная ловля будет на лодках и, скорее всего, затянется на всю ночь. Поэтому младший сын и остается дома. Общее настроение картины - светлое и доброе. У зрителя вызывают улыбку такие сильные переживания деревенского мальчугана вроде бы из-за пустяка. В наше время, когда научно-технический прогресс стремительно движется вперед, полезно узнать и увидеть, о чем мечтали дети всего лишь полвека назад. О простых радостях и забавах, а уж поход на рыбалку или охоту представлялся настоящим приключением, воспоминания о котором грели сердце долгие годы.

Урок развития речи в 5 классе
Сочинение – рассказ по рисунку О.В. Поповича
«Не взяли на рыбалку».
Цели:
­познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры по
рисунку;
­привить навыки составления диалога;
­обогатить речь учащихся словами, связанными с темой рисунка и средствами выражения
замысла художника.
Оборудовании: компьютер, экран, презентация.
Ход урока.
I. Слово учителя.
­Ребята в основе рассказа лежит какой­то случай, эпизод. Вспомните, мы недавно писали
сочинение «Как я испугался». Какой случай (эпизод) лёг в основу этого рассказа?
­Сегодня на уроке мы с вами тоже будем составлять рассказ, а основой этого рассказа
будет эпизод, запечатлённый О.В. Поповичем «Не взяли на рыбалку».
II.Беседа по рисунку.
Посмотрите внимательно на картину и скажите:
­Где и когда происходит действие, изображённое на рисунке?
В деревне, так как нам отчётливо виден забор, на котором висит глечик – деревенская
посуда; летом (зелёная трава, цветут цветы, одежда), скорее всего утро (иначе не
стоит отправляться на рыбалку).
­Как художник показал, что отец и старший брат собрались на рыбалку?
Отец несёт одной рукой две удочки, а другой – сумку, вероятно, с провиантом; на спине
у него рюкзак, наверное, с рыболовными принадлежностями. В руках старшего
мальчика удочка и на спине рюкзак, видимо, с его собственными снастями.
­ Как показано на рисунке, что рыбаки уходят?
Они показаны в движении, обращены спиной к малышу; старший брат гордо подняв
голову шагает за отцом.
­Кто, по­вашему, главный герой картины?
Малыш. Он изображён в центре картины.
­Как вы думаете, сколько ему лет?
Мальчику от 4 до 5 лет. Он мал ростом.
­Как вы догадались, что малыш готовился к рыбалке?
В руках у мальчика удочка, а на земле лежит его ведёрочко с червями.
­Какое настроение у малыша и почему?
Настроение у малыша грустное, плохое. Он очень обижен, огорчён, потому что его не
взяли на рыбалку.
­Как художник показал огорчение малыша?
Малыш уронил от обиды ведро, один конец удочки касается земли, он закрыл лицо
одной рукой, чтобы вытереть слёзы. Он стоит в растерянной позе, закрыв глаза рукой,
надул губы. У него рыжие взъерошенные волосы, жёлтая в красную полосочку рубашка
и коричневые шорты.
­Почему малыша не взяли на рыбалку?
Он ещё маленький, устанет, может упасть в реку.
­Кто наблюдает за малышом?
Девочка, наверное, его сестра. Она стоит рядом с ним, пытается уговорить его найти
себе другое занятие, например, помочь ей собрать цветы для венка.
­Нравится ли вам этот рисунок? Чем?
На ней показан очень симпатичный малыш. Мой братишка, когда обидится, очень
похож на него. А мне нравится, как художник изобразил обиду малыша.
­ Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на
картине?

Эта история, наверное, началась вечером, когда малыш случайно услышал, что
старший брат и отец собираются на рыбалку. Он тоже захотел пойти с ними и
побежал в огород копать червей.
III. Словарно­стилистическая работа.
Рыбалка­рыболов­рыбак­рыболовные принадлежности (снасти);
Удочка­удить (рыб);
Червяк­(накопать червей);
Банка­(жестяная банка);
Рюкзак, плетень (забор);
Малыш­(маленький мальчик);
Расстроен, огорчён, обижен;
Обида­обидеться­обиделся­обиженный;
Огорчение­огорчиться­огорчился­огорчённый;
Бежать вдогонку­догонять­догнать;
Рыжие волосы;
Светло­зелёная травка;
Рисунок, картина;
Художник, О.В.Попович;
Фигура, поза, краски, цвет, композиция.
IV. Ситуативно­ролевая игра.
­ А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером,
что происходит сейчас и что случится потом. Мы станем с вами участниками события,
которое изображено на рисунке. Будем играть, как артисты на сцене. Это поможет
составить нам рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишите
дома.
Выбор артистов:
Малыш ­….
Отец­….
Старший брат­…
Сестра­…
Автор­…
Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые
происходили вечером, описать то, что изображено на рисунке (природу, героев, их
настроение).
Один из возможных вариантов инсценировки.
Автор­ведущий.Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на
крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало
садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошёл в
дом. Дети уже сидели за столом. Отец подошёл к старшему сыну и сказал…
Отец.­Коля, пойдём завтра ловить рыбу?
Коля.­Пойдём, я после ужина накопаю червей.
Автор.­Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:
Малыш.­И я с вами.
Автор.­Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять
его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал
взять его.
Коля.­ Ладно, возьмём тебя, если ты рано проснёшься.
Автор.­Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лёг спать.
Наступило утро. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого­то шума. Он
открыл глаза и увидел, что отец и брат уже около забора. Андрюша быстро встал, оделся,
схватил удочку, ведёрко и побежал вдогонку за рыбаками.
Малыш.­Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких я червей накопал!
Отец.­ Не,сынок, ты ещё маленький. Подрастёшь – тогда и будешь ходить с нами на
рыбалку. Оставайся дома.

Коля.­ Андрюша, не обижайся, мы возьмём тебя на рыбалку в другой раз.
Автор.­Малыш очень обиделся. Он стоял, вытирая слёзы рукой. К нему подошла сестра и
сказала…
Сестра.­Андрюша, пойдём играть!
Автор.­А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя…
Малыш.­ Зря старался. Я столько трудился, а они… не взяли.
Сестра.­Андрюша, пойдём вместе со мной цветы собирать. Я тебе венок сплету.
Автор.­ Андрюша согласился. А вечером радостно встретил отца и брата с рыбалки.
IV.Составление рассказа.
­ Ребята, я предлагаю вам сочинить свои рассказы по заданному сюжету, выступить в роли
писателя. Однако прежде чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения.
Давайте вновь вернёмся к тексту инсценировки.
­Вспомните, о чём говорил автор в самом начале своего выступления?
Он рассказал о том, что однажды вечером, когда вся семья села ужинать, отец и
старший брат договорились идти утром на рыбалку.
­Видите. Автор начал со вступления к рассказу, описал обстановку. Вспомните, когда и
как началась история, момент которой изображён на рисунке.
Маленький Андрюша узнал, что отец и брат идут на рыбалку. Он решил пойти с ними
вместе.
С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.
­Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между малышом
и отцом?
Андрюша приготовил червей, удочку, сам рано проснулся и просил отца взять его сна
рыбалку, но отец велел ему оставаться дома.
­Каким был этот момент для малыша?
Очень напряжённым, он не ожидал, что его не возьмут на рыбалку.
Самый напряжённый момент в развитии действия называется кульминацией.
Малыша не взяли на рыбалку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно
опишите позу мальчика, его настроение, выражение его лица.
­А как вы думаете, чем закончится действие?
Малыш вскоре забудет о своей обиде и будет весело играть с сестрой, а когда он
вырастет большим, он тоже пойдёт на рыбалку.
­ Это развязка действия (ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ. Развязка – это та часть
произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается. Оканчивается
развязка обычно победой или поражением главного героя.)
Теперь, когда вы уже знакомы с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как
настоящие писатели, написать рассказ или сценарий к картине.
V. Домашнее задание.
Напишите сочинение­рассказ по рисунку О.В.Поповича «Не взяли на рыбалку».



mob_info