Роль физической подготовки сотрудников полиции рф. Специальность «Правоохранительная деятельность»: кем можно работать? Виды правоохранительных органов

Наиболее последовательно двусторонний культурный обмен нашел свое проявление в деятельности различных культурных центров, представляющих культуру своих стран за рубежом. Такие культурные центры есть в Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Франции, скандинавских странах и др. Подобные организации имеют различные названия, например, зарубежные культурные центры, культурно-информационные центры, культурно-образовательные центры, культурные институты.

Важно напомнить

Зарубежные культурные центры (институты) – специфические организации с различным статусом, которые проводят работу, направленную на распространение и популяризацию культуры и языка своей страны за рубежом.

Объединяют подобные организации общие цели – формирование позитивного образа страны за рубежом. В своей работе они отражают дипломатическую практику государства и являются частью культурной миссии, выполняемой посольством или консульством.

Деятельность зарубежных культурных центров связана с распространением информации за рубежом о культуре, образовании, истории и современной жизни своей страны. Они стремятся развивать двусторонние связи, организуют культурные, образовательные, информационные программы, курсы изучения языка. Их важной задачей можно назвать поддержку соотечественников за рубежом.

Основными формами работы зарубежных культурных центров являются кинопоказы, фестивали, выставки, гастроли, мастер-классы, конференции, праздники, связанные с культурными традициями и памятными датами своей страны.

Большое внимание центры уделяют организации встреч широкой зарубежной аудитории с представителями культуры, науки, общественными деятелями.

Официальный статус данных организаций различен. Они могут подчиняться министерству иностранных дел, частично выполнять его функции в сфере культуры (например, Французский институт, Британский совет) или являться общественными организациями, ассоциациями, сотрудничающими с МИД, но не зависящими от него (например, "Альянс Франсез", Общество Данте).

История подобных организаций восходит еще к концу XIX в. Первая общественная организация в сфере культуры "Альянс Франсез" была основана в Париже 21 июля 1883 г. по инициативе известного дипломата П. Камбона с целью распространения французского языка по всему миру и содействия диалогу культур, а уже в 1884 г. был открыт ее первый филиал в Барселоне. Появление этой организации было вызвано событиями политического характера. Франция проиграла во Франко-прусской войне, и это поражение стало восприниматься как утрата ее ведущих позиций на мировой арене. Тогда представители культуры, науки и широкой общественности Франции отметили, что у страны есть еще один мощный ресурс – культура, который и позволит вернуть ей былое величие.

Уже в следующем году открылось отделение "Альянс Франсез" в Париже, в административный совет которого вошли выдающийся французский ученый Луи Пастер, Эрнест Ренан и известный во всем мире писатель-фантаст Жюль Верн.

Вскоре подобные организации стали открываться и в других странах мира. В конце XIX в., а также в XX и XXI вв. были созданы:

  • Общество Данте (1889, Италия);
  • Институт им. Гёте, или Гёте-институт (1919, Германия);
  • Всероссийское общество культурных связей с заграницей (ВОКС) (1925, СССР);
  • Британский совет (1934, Великобритания);
  • Институт Швеции (1934, Швеция);
  • Японский фонд (1972, Япония);
  • Институт Сервантеса (1991, Испания);
  • Институт Финляндии (1992, Финляндия);
  • Институт Конфуция (2004, Китай).

Наиболее долгую и успешную практику, обширную географию присутствия в мире имеют представительства европейских странФранции, Великобритании, Германии. В последнее время все более успешную роль в развитии двустороннего культурного сотрудничества играет Институт Конфуция – культурный центр Китайской Народной Республики.

Рассмотрим деятельность этих центров на примере работы их российских филиалов.

Одним из первых в России появился Французский культурный центр , более известный как Французский институт . Это одна из старейших организаций подобного рода: еще в 1912 г. в Санкт-Петербурге его силами была организована самая большая выставка, когда-либо осуществленная за пределами Франции, – "Сто лет французского искусства (1812–1912)".

В 1917 г. Французский институт прекратил свое существование в качестве исследовательского и образовательного учреждения, но вплоть до 1919 г. продолжал публикацию журналов. Сегодня он имеет прочные связи и активно сотрудничает с различными организациями, музеями, театрами, архивами и библиотеками. В настоящее время насчитывает 138 филиалов в крупнейших странах мира.

В наши дни французские культурные центры успешно работают во многих городах России. Один из первых филиалов организации был открыт в Санкт-Петербурге в 1992 г. на основе двустороннего межправительственного соглашения.

Основные цели Французского института заключаются в следующем:

  • 1) познакомить широкую зарубежную аудиторию с современной французской культурой и языком;
  • 2) способствовать интеллектуальным и художественным контактам Франции с зарубежными странами;
  • 3) повышать престиж французской культуры в мире.

Во главе Французского института стоит президент, основную текущую работ)" выполняет секретариат. Институт состоит из медиатеки и информационного центра.

Только в Санкт-Петербурге медиатека Французского института насчитывает более чем 12 тыс. книг на французском языке, более 99 наименований подписных изданий (газет, журналов), а также множество видеофильмов, CD- и аудиокассет, которыми можно пользоваться на месте или брать на дом. В медиатеке часто проводятся встречи с писателями и издателями из стран Франкофонии , демонстрируются программы французского телевидения, принимаемые по спутниковой связи.

При медиатеке создан информационный центр для обеспечения информацией специалистов и организаций.

Сейчас уже традиционными стали следующие мероприятия организации: международные дни Франкофонии, которые проводятся при участии Центра французского языка и ассоциации "Альянс Франсез" (подробнее о ней см. ниже), французские музыкальные сезоны, европейский кинофестиваль, праздник музыки (21 июля каждого года), французский бал (14 июля каждого года), праздник чтения (октябрь каждого года).

Культурные мероприятия Французского института проводятся по следующим направлениям:

  • театрально-музыкальные связи – гастрольная практика, организация мастер-классов и совместных российско-французских проектов;
  • изобразительное искусство – выставочная деятельность, организация взаимных визитов и стажировок русских и французских художников;
  • литература – продвижение французской книги на российском рынке, организация встреч с французскими и франкоязычными писателями и издателями;
  • киноискусство – организация недель и ретроспектив французских фильмов, проведение встреч с режиссерами и актерами из Франции.

Мнение специалистов

Французский институт окончательно взял на себя роль моста между научными и творческими учреждениями двух стран. В большой мере благодаря этой роли сложились условия для дальнейшего укрепления французского культурного присутствия в Санкт-Петербурге, являющимся одной из крупнейших метрополий страны (5 млн жителей), который по-прежнему остается культурной столицей России, пусть и не имея уже долгое время средств для этого. Санкт-Петербург призван оставаться важным научным и творческим полюсом притяжения, достойным своей роли "окна в Европу" в стране, претерпевшей глубокие изменения.

Филипп Евреинов, генеральный секретарь Французского института

В 1992 г. в Санкт-Петербурге и Москве по инициативе академика А. Д. Сахарова и французского писателя Марека Хальтера был открыт Французский университетский колледж. Настоящая организация является примером развития двусторонних образовательных связей. В колледже проводят лекции и семинары ведущие преподаватели из Сорбонны и других французских институтов. Слушатели имеют возможность получить бесплатное образование в области гуманитарных и общественных наук – по истории, литературе, философии, социологии, праву. Студенты, владеющие французским языком, могут получить диплом, официально признаваемый во Франции, а также стипендию для продолжения обучения в одном из французских университетов, с которым у колледжа подписан договор о сотрудничестве. Для студентов, не владеющих французским языком, обучение в колледже дает возможность получить диплом по страноведению Франции. Кроме того, слушатели имеют право посещать библиотеку им. Филиппа Абера, насчитывающую более 4 тыс. французских книг и 10 наименований французских журналов.

Наряду с французским институтом в России успешно действует некоммерческая общественная организация, представляющая французскую культуру, – ассоциация "Альянс Франсез" (Alliance Francae.se) (рис. 8.1) . Основное направление ее деятельности – языковая подготовка.

Российская сеть "Альянс Франсез" насчитывает 12 ассоциаций, расположенных в Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Рыбинске, Самаре, Саратове, Тольятти и Владивостоке.

Важно запомнить

"Альянс Франсез" – общественные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации согласно требованиям российского законодательства. Основной целью их деятельности, четко обозначенной в уставе, является продвижение французского языка и культуры.

Фонд "Альянс Франсе:)", созданный в 2007 г„ стал историческим преемником парижского "Альянс Франсез", основанного в 1883 г. Объединяет более 800 филиалов, расположенных в различных странах мира.

Рис. 8.1. Эмблема "Альянс Франсез"

Языковая подготовка в "Альянс Франсез" осуществляется по общей и специализированной программе и рассчитана на девять уровней. Помимо курсов французского языка существуют курсы фонетики, грамматики, делового и юридического французского языка, французского языка в области туризма, французского языка и страноведения, французского языка для детей, а также специальная программа – французский язык через песню.

Кроме организации курсов, "Альянс Франсез" проводит тестирования для определения уровня языковой подготовки.

Культурные мероприятия "Альянс Франсез" разнообразны и непосредственно связаны с языковой подготовкой. Так, стали традиционными музыкальные среды, организуемые совместно с петербургским Домом журналистов и консерваторией, в программу которых входит исполнение произведений французских композиторов.

Театральная труппа "Альянс Франсез" совместно с артистами петербургских театров – Большого драматического и Александрийского – дает благотворительные концерты и спектакли, поставленные по произведениям французских драматургов. Активно работают студии дикции и декламации, а также художественного перевода.

Другой европейской организацией, активно проводящей культуру своей страны за рубежом является Институт развития немецкого языка за рубежом и международного культурного сотрудничества им. И. В. Гёте , более известный как Гёте-институт (Goethe-Institut) или Институт им. Гёте (рис. 8.2).

Гёте-институт был создан в 1919 г. и первоначально являлся отделом по культуре при МИД Германии. Вскоре в Мюнхене была основана Германская академия. Затем в ее рамках был открыт Гёте-институт, обучавший германистов из других стран. В 1945 г. союзное правительство упразднило Германскую академию, обвинив ее в распространении фашистской идеологии.

Рис. 8.2.

В 1951 г. Гёте-институт был возрожден на новых демократических принципах. Первоначально он специализировался на подготовке преподавателей немецкого языка, а затем сфера его деятельности значительно расширилась. В 1953 г. открылись первые языковые курсы, в это же время институт поставил задачу содействовать продвижению немецкого языка за рубежом. В 1959–1960 гг. все государственные федеральные учреждения культуры за границей стали частью Гёте-института. В 1960-х гг. начала создаваться разветвленная сеть его филиалов В 1968 г. он начал свою культурную программную деятельность. В 1976 г. было подписано соглашение, по которому Гёте-институт был признан полномочным представителем правительства Германии по вопросам культурных связей. Этот документ также регулирует его отношения с зарубежными филиалами. С падением железного занавеса в 1989 г. Институт им. Гёте расширил свою деятельность в Восточной Европе, что привело к открытию большого числа его филиалов в этом регионе.

В 2004 г. был открыт информационный центр Гёте-института в Пхеньяне. В 2008 и 2009 гг. открылись филиалы в Дар-эс-Саламе, Новосибирске и Луанде. В России филиалы Гёте-института работают в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Цели этой организации следующие:

  • популяризация немецкой культуры и немецкого языка за рубежом;
  • распространение актуальной информации о культурной и научной жизни Германии;
  • оказание методической помощи преподавателям и учебным заведениям в области изучения немецкого языка.

Бюджет института составляет 200–255 млн евро. Он складывается из государственной дотации (3/4) и доходов от коммерческой деятельности (1/4) (курсы, экзамены на получение стандартного диплома).

Руководят институтом, основными направлениями его деятельности, программами и курсами представители немецкой стороны.

Структурными единицами являются бюро и информационный центр, насчитывающий 5 тыс. книг на немецком языке, периодические издания, CD, видео- и аудиокассеты.

Культурные мероприятия Гёте-института охватывают следующие направления деятельности: театрально-музыкальные связи (развиваются преимущественно по линии организации гастрольного обмена), связи в области изобразительного искусства и фотографии (организация выставок), кинематографические проекты (фестивали, ретроспективы недели немецкого кино), научные связи.

Значительный интерес представляют и совместные мероприятия Гёте- института с российской стороной.

Другим направлением его деятельности является организация языковых курсов различной продолжительности и интенсивности, а также тестирование по программам ведущих немецких университетов.

Мнение специалиста

В то время как политики приняли решение о санкциях против России, президент Гёте-института Клаус-Дитер Лемани подчеркивает значение диалога культур: работа с Россией должна быть усилена. Он ясно высказался против бойкота России в сфере культуры. В интервью германскому радио "Культура" К.-Д. Леманн сказал, что Гёте-институт, напротив, будет стараться "держать двери открытыми и слева, и справа".

Политики придерживаются строго формализованного образа действий и ориентируются на ритуалы. Культура же, напротив, может начать диалог и разрушить клише – и в этом ее сила. Поэтому бойкот в сфере культуры из-за крымского кризиса был бы ложным шагом.

"Мы скорее усилим работу в России и Украине, чем прекратим или ослабим ее", – сказал г-н Леманн .

Рис. 8.3.

Культуру Великобритании представляет за рубежом организация Британский совет (рис. 8.3), осуществляющая деятельность в сфере культуры, образования и профессиональной подготовки, являясь одновременно и дипломатическим представительством своей страны. Его цель – развитие международного партнерства и взаимопонимания между странами. Сегодня офисы Британского совета работают более чем в 230 городах 110 стран мира.

Действия Британского совета в области международного сотрудничества сконцентрированы на следующих направлениях: искусство, литература, дизайн; образование и профессиональная подготовка; преподавание английского языка; методы государственного управления и права человека; обучение менеджменту, теории и практике бизнеса; научно-техническое и культурное сотрудничество; обмен информацией и знаниями.

Основные задачи Британского совета следующие:

  • информировать мировую общественность о культурном разнообразии и последних достижениях Великобритании;
  • искоренять устаревшие стереотипы о стране, сложившиеся за рубежом;
  • предоставлять информацию о различных образовательных возможностях Великобритании, включая языковую подготовку разного уровня;
  • развивать культурный и интеллектуальный обмен с европейскими странами.

Британский совет действует под покровительством королевы Великобритании и принца Уэльского.

Важно запомнить

С одной стороны. Британский совет обладает дипломатическим статусом, с другой – это независимая организация культурно-образовательного свойства, предоставляющая гражданам России информационно-образовательные услуги, в том числе и платные.

Главным органом Британского совета является совет директоров, который собирается один раз в месяц для решения наиболее важных вопросов, связанных с финансированием и разработкой программ деятельности. Во главе этого органа стоит директор Британского совета, ему помогают консультативные органы.

Непосредственно в Великобритании действуют два главных офиса Британского Совета в Лондоне и Манчестере, также есть офисы в Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Филиалы Британского совета состоят, как правило, из следующих подразделений: библиотеки; информационного центра; центра английского языка; центра образовательных проектов; отдела экзаменационных услуг; отдела культурных проектов; отдела науки и техники.

Библиотека Британского совета предоставляет широкий выбор учебной, методической, художественной литературы на английском языке, разнообразные учебные пособия, видео- и аудиоматериалы. Здесь проводятся занятия, семинары, летние курсы по широкому спектру проблем, связанных с историей и современным состоянием Великобритании и ее культуры.

Информационный центр располагает информацией о Великобритании, включающей в себя справочные материалы, пособия учебных заведений Великобритании, информацию о событиях, проходящих за рубежом при поддержке Британского совета.

Кроме информационной деятельности, центр проводит культурные мероприятия: выставки, мастер-классы, фестивали и др.

Центр английского языка специализируется на проведении курсов и языковых программ различного уровня. Среди них курсы повседневного и делового английского языка, курсы для военных, уволенных в запас, представителей малого и среднего бизнеса, творческих и научных работников. Кроме того, центр оказывает услуги по сдаче экзаменов на сертификаты по английскому языку.

Отдел проектов занимается содействием в области профессиональной подготовки и академического партнерства между вузами России и Великобритании. В частности, Британский совет предоставляет зарубежным специалистам возможность пройти курс постдипломного обучения в одном из британских университетов, а также участвовать в программах стажировок менеджеров на предприятиях в Великобритании. Кроме того, он способствует получению стипендии на обучение в одном из университетов страны, предлагает программы стажировок.

В отделе проектов предусмотрены программы по следующим направлениям: менеджмент в коммерческих компаниях, программа подготовки управленческих кадров, программы академических партнерств между вузами, экологические программы, программы в области финансовых услуг и торговли, приватизации и реконструкции предприятий и работы правительственных органов.

Одним из перспективных направлений деятельности отдела является экология. Британский совет является координатором программы малых проектов в данной сфере.

Департамент международного развития британского правительства финансирует фонд ноу-хау, осуществляет руководство его работой и предоставляет техническую поддержку, передает знания и опыт странам Центральной и Восточной Европы. Целью фонда является поддержка переходных процессов в данном регионе, обеспечение его эффективного развития и вовлечение в эти процессы всех уровней общества.

Проекты, получающие поддержку в рамках данной программы, могут включать ознакомительные поездки, учебные курсы или краткосрочные стажировки в Великобританию, проведение семинаров в России и Великобритании, консультации и развитие партнерских связей между организациями сходного профиля в обеих странах.

Большой интерес вызывают мероприятия, подготовленные культурным отделом Британского совета. Организаторы культурных программ делают ставку в основном на современность, новизну, качество.

Культурные мероприятия Британского совета отражают основные цели и задачи данной организации, стремятся познакомить россиян со всем многообразием британской культуры, ее историей и современным состоянием, новыми формами и видами авангардного искусства.

Ежегодным проектом Британского совета в Санкт-Петербурге стал фестиваль британского кино, проводимый весной каждого года.

В истории присутствия Британского совета в России были разные периоды. В 90-е гг. XX в. – начале XXI в. организация последовательно наращивала объем деятельности и расширяла географию присутствия. Однако в связи с политическим противостоянием России и Великобритании и неурегулированностью нормативно-правовых основ деятельности организации в России Британский совет значительно сократил свои проекты. Были закрыты филиалы в Самаре (2007), Иркутске (2008), Петрозаводске (2008), Томске (2006), Красноярске (2007), Нижнем Новгороде (2007), Екатеринбурге (2008), Санкт-Петербурге (2008). В настоящее время филиал организации функционирует только в Москве.

Оценивая деятельность Британского совета, можно сделать вывод, что организация, безусловно, представила в России интересные проекты, продемонстрировала оригинальные подходы к организации двустороннего культурного обмена. Однако ее политизированность, сложные политические условия двустороннего сотрудничества сыграли негативную роль в развитии культурного сотрудничества России и Великобритании. К сожалению, потенциал двустороннего взаимодействия двух стран, сыгравших значительную роль в мировой культуре, не использован.

Европейские культурные центры являются старейшими организациями в сфере двустороннего культурного сотрудничества. Однако сегодня все более значимую роль в данном направлении играют культурные центры Китая, известные в мире как Институт Конфуция (Confucius Institute) (рис. 8.4). Имя выдающегося мыслителя, философа, учителя древности Конфуция присвоено сети институтов по аналогии с испанским Институтом Сервантеса и немецким Институтом им. Гёте.

Институты Конфуция входят в глобальную сеть международных культурно-образовательных центров, созданных Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом. В единую глобальную сеть входят также классы Конфуция, выполняющие аналогичные функции. С китайской стороны координирует работу и обеспечивает финансирование культурно-образовательных организаций Штаб-квартира Ханьбань.

Первый Институт Конфуция был открыт 21 ноября 2004 г. в столице Республики Корея Сеуле, но уже в 2012 г. VII Всемирный конгресс институтов Конфуция в Пекине собрал делегатов из 335 институтов и более чем 500 классов Конфуция со всего мира.

Некоторые институты Конфуция имеют специализацию, например афипский институт специализируется на сфере бизнеса, лондонский – на представлении китайской медицины.

Сегодня на территории Российской Федерации действуют 17 институтов Конфуция в 14 городах: в Москве, Санкт- Петербурге, Рязани, Казани, Элисте, Благовещенске, Новосибирске, Томске, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Новгороде, Улан-Удэ, Иркутске, Екатеринбурге, Волгограде.

Каждый из институтов осуществляет языковую подготовку, организует культурные мероприятия, знакомит аудиторию с традициями Поднебесной. Интересным примером деятельности организации могут служить проекты Института Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете. Данная организация открыта на базе восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, который является признанным образовательным и научным центром. На факультете уже более 150 лет ведется преподавание китайского языка. Именно поэтому в учебных программах Института Конфуция СПбГУ появилась реальная возможность соединить передовой отечественный опыт с новейшими обучающими технологиями и учебными материалами, разработанными в КНР. Договор о создании Института Конфуция в СПбГУ был подписан в июле 2005 г., а его деятельность началась с февраля 2007 г. Партнером СПбГУ в создании Института Конфуция стал Столичный педагогический университет (Пекин, КНР) – один из наиболее активных и современных центров обучения иностранцев китайскому языку. Целью работы Института Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете стало укрепление дружбы и взаимопонимания между Китаем и Россией путем распространения информации о культуре, языке, экономике и социальной жизни Китая. Важными направлениями деятельности института являются организация курсов китайского языка и культуры, проведение тестирования по китайскому языку, организация стажировок в Китае, организация конкурсов, содействие синологическим исследованиям.

Институт Конфуция в Санкт-Петербурге активно участвует в культурных и образовательных мероприятиях города, связанных с Китаем. Тесно

Рис. 8.4.

сотрудничает со школами, общественными культурными организациями, в которых ведется преподавание китайского языка, в целях обмена опытом, проведения совместных концертов и праздников. Как центр распространения культуры Институт организует творческие встречи, конкурсы, выставки, китайские праздники и праздники толерантности в университете и государственных учреждениях.

В рамках культурных мероприятий проводятся художественные экспозиции, например: фотовыставки о Китае, книжные ярмарки, кинофестивали, музыкальные уроки, экспозиции каллиграфических работ, китайский классический и народный танец; организуются специальные занятия и мастер-классы, например "Мировое наследие в Китае", "Обучение Тай- Цзи", "Культура национального китайского костюма", "Китайские продукты питания", "Конфуций и конфуцианство" и др. Есть и отмечаются традиционные праздники – фестиваль Весны, праздник Фонарей, праздник середины осени, Национальный день Китая и т.д.

Самое интересное языковое мероприятия Института – студенческий конкурс "Мост китайского языка", который проводится с 2002 г. Китайским государственным комитетом по преподаванию китайского языка за рубежом.

В декабре 2010 г. на съезде в Пекине Институт Конфуция в Санкт- Петербургском государственном университете был удостоен звания "Передовой Институт Конфуция".

В 2014 г. Институт Конфуция в СПбГУ совместно с Генеральным консульством КНР провели студенческий конкурс на знание китайского языка, являющийся частью всемирного конкурса "Мост китайского языка".

В целом мероприятия Института Конфуция отличаются разнообразием. Проекты охватывают многие направления сотрудничества и рассчитаны на достаточно широкую аудиторию. Институт Конфуция играет важную роль в развитии двустороннего культурного сотрудничества и использует для этого различные оригинальные подходы.

Мнение специалиста

Институт Конфуция существует с 2004 г„ это культурный ответ немецкому Институту им. Гёте (основан в 1951 г.), Британскому совету (существует с 1934 г.) и "Альянс Франсез" (основан в 1883 г., но работает по несколько иной модели). Успех институтов Конфуция заключается в простых цифрах: уже сегодня открыто более 350 институтов по всему миру – на сотню больше, чем Британских советов или Институтов им. Гёте.

В то время как мировой рынок уже перенасыщен британской и немецкой культурой. для Китая еще есть простор. Ханьбань стремится довести число институтов Конфуция до 1000.

Торстен Паттберг – немецкий писатель, лингвист и культуролог. Автор книг "Дихотомия Восток – Запад", иШэнжэнь"

Двусторонний обмен по линии культурных центров имеет ряд особенностей, которые связаны прежде всего с пропагандой собственной культуры и созданием позитивного образа страны за рубежом. Для решения этих задач традиционно избираются такие направления двустороннего сотрудничества, как культура и образование. Отметим, что основной упор делается на достижения современной культуры, знания о которой в силу политических причин до последнего времени были недоступны для жителей России. Наиболее эффективно эти задачи решаются на основе таких сложившихся форм культурного обмена, как гастроли, выставки, образовательные гранты, стипендии, стажировки.

При выработке стратегии и конкретных программ зарубежные культурные центры учитывают как национальную специфику партнеров, так и собственные интересы. Только гармоничное сочетание этих факторов может обеспечить успех проводимых ими мероприятий.

Важность создания благоприятных условий для работы центров зарубежной культуры в нашей стране отмечена в Концепции внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ В. В. Путиным 12 февраля 2013 г.) . В то же время создание центров российской культуры за рубежом также должно стать одной из основных задач культурной политики государства на современном этапе . Анализируя деятельность зарубежных культурных центров, следует отметить, что многие из их проектов переросли рамки двусторонних контактов и могут рассматриваться как пример многостороннего обмена. Таков, например, проект "Выбираем лучшего писателя", организованный Центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге, который осуществляется зарубежными культурными центрами и консульствами. Настоящая тенденция отражает реалии современных международных отношений в условиях глобализации.

Отмечая позитивные моменты в двустороннем сотрудничестве по линии зарубежных культурных центров, следует отметить, что вопросы официального статуса подобных организаций не вполне урегулированы, что отмечено в Федеральном законе об общественных объединениях от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) . Кроме того, подобные организации являются инструментами "мягкой силы" своей страны, что и определяет выбор приоритетов в их деятельности.

В качестве примера двусторонних культурных связей можно также назвать проекты международного содержания с различными сроками реализации и финансированием, проводимые как на государственном, так и не на государственном уровне.

  • Евреинов Ф. Второе рождение Французского института в Санкт-Петербурге // Альянс Франсез и Французский институт. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016); В Санкт-Петербурге: сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016): Ржеуцкий В. С. Альянс Франсез в Петербурге (1907–1919) // Альянс Франсез и Французский институт в Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016); Фор К. Воссоздание Альянс Франсез в Санкт-Петербурге (1991–2001) // Альянс Франсез и Французский институт в Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016).
  • Франкофонии (фр. La Francophonie) – международная организация сотрудничества франкоязычных стран мира.
  • Альянс Франсез и Французский институт в Санкт-Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru. Диалог с Россией: "Держать двери открытыми и слева, и справа". Президент Гете-Института против бойкота в сфере культуры. URL origin-goethe.de/ins/ru/mos/ uun/ru 12531382.htm (дата обращения: 21.10.2015).
  • URL: east-west-ichotomy.com/%D0%Bl%Dl%83%D0%B4%Dl%83%D 1%89%DO%B5%DO%B5-%D1%85%DO%BO%DO%BD%D1%8C%DO%B1%DO%BO%DO% BD%D1%8C-%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83- %D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D1%83%D1%86/ (дата обращения: 16.01.2016).
  • URL: archive.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 28.12.2015).
  • Тезисы "Внешняя культурная политика России – год 2000". С. 74 –86.
  • URL: docs.cntd.ru/document/9011562 (дата обращения: 08.11.2015).

Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

ЗАРУБЕЖНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АКТОР ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Особенностью двусторонних культурных связей современной России с зарубежными государствами является создание благоприятных условий для открытия филиалов различных организаций, занимающихся продвижением национальной культуры и языка за рубежом. В современной научной и аналитической литературе можно встретить различные обозначения, применяемые к ним: «зарубежный культурный, культурно-образовательный, культурно-информационный центр», «зарубежный институт культуры», «зарубежное учреждение культуры». Несмотря на различия в употребляемой терминологии, данные понятия обозначают организации, созданные с целью продвижения национальной культуры и языка определенного государства за его пределами и поддержания его международного авторитета посредством развития культурных связей.

В концепции МИД РФ «Внешняя культурная политика России» отмечена особая роль подобных организаций в современных международных отношениях. В документе подчеркнута необходимость предоставления культурным центрам зарубежных стран максимальных возможностей для демонстрации их национальной культуры в России. «Этот процесс имеет большое значение не только в плане ознакомления российской общественности с культурным наследием и культурными ценностями других стран и народов, но и для формирования подобающей России репутации в мире как открытого и демократического государства.. Одной из основных задач внешней культурной политики России является формирование образа нашей страны как «одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран»2. Многие из этих мероприятий организуются при непосредственном участии зарубежных культурных центров, открывшихся в нашей стране в результате демократических преобразований.

Мировая практика показывает, что сейчас подобными организациями располагают многие страны, но наиболее крупными, авторитетными и активно действующими являются культурные центры Франции, Великобритании, Германии. Именно эти страны первыми осознали важную роль культуры как эффективного внешнеполитического средства. В настоящее время зарубежные культурные центры созданы многими государствами: Испанией, Нидерландами, Скандинавскими странами, США. Активно развивают свои культурные центры и государства Азии: Китай, Япония, Корея. Так, осенью 2007 г. был открыт институт Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете. Повышение роли этих организаций как участников современного культурного обмена подтверждается постоянным ростом их числа, расширением географии и сферы деятельности,

© Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева, 2008

увеличением объема работы, а также разнообразием форм и направлений проводимых ими мероприятий.

Зарубежные культурные центры по праву можно назвать важнейшими акторами внешней культурной политики. Деятельность подобных центров, как правило, является частью культурной миссии, выполняемой консульством и дипломатическими представительствами страны за рубежом. Однако, в отличие от других дипломатических органов, зарубежные культурные центры имеют определенную специфику. Именно они наиболее эффективно способствуют формированию панорамного представления о культуре собственной страны за ее пределами, вносят значительный вклад в сохранение муль-тикультурной картины мира, проводят большую работу по воспитанию уважительного отношения к представителям других культур, вовлекают широкий круг участников в диалог, воспитывая чувство толерантности по отношению к представителям других культур. И, наконец, благодаря проводимым мероприятиям они обогащают культурное пространство страны, в которой работают.

С точки зрения научной проблематики исследование зарубежных культурных центров как актора международных отношений отличается новизной и пока находится в стадии разработки. Приходится констатировать, что и в отечественной, и в зарубежной науке нет серьезных, обобщающих работ по данной теме. Не разработана теоретическая база, открыт вопрос о выработке определения понятия «зарубежный культурный центр», не исследована их роль в современных международных отношениях. С другой стороны, практика показывает, что именно зарубежные культурные центры в настоящее время выполняют значительный объем работы по развитию межкультурных связей и реализации задач внешней культурной политики. Исходя из сложившегося опыта и основываясь на специфике деятельности данных организаций, можно предложить следующее определение: зарубежные культурные центры - это организации различного статуса, ставящие своей целью продвижение национальной культуры и языка своей страны за рубежом и реализующие эту цель посредством разнообразных культурно-образовательных программ. Эти организации могут отличаться институциональными особенностями, источниками финансирования, направлениями и формами деятельности. Некоторые из них тесно сотрудничают с министерствами иностранных дел своей страны (как, например, Британский Совет, Французский институт, Гете-институт), некоторые являются независимыми от МИД организациями (как, например, Альянс Франсез, Общество Данте). Несмотря на различия, их объединяет общая цель - создавать положительный образ своей страны за ее пределами, используя ее культурный потенциал.

Первые культурные центры как самостоятельный актор международных культурных связей появляются в конце XIX в. В послевоенное время сеть культурных центров в мире постоянно расширялась. В сферу их деятельности стали входить многочисленные мероприятия, ориентированные на широкую аудиторию, такие как выставки, международные кинематографические и музыкальные фестивали. Расширяется и усложняется в этот период их работа в образовательной сфере. Сейчас зарубежные культурные центры прочно заняли место в современной внешней культурной политике многих государств. Цель данных центров соотносится с задачами внешней политики той страны, которую они представляют. В качестве инструмента для достижения целей культурные центры используют образование, науку, искусство. Несмотря на различные направления и формы работы, как правило, в их деятельности можно выделить три основных направления: образовательное, включая языковое, культурное, информационное. Относительно природы

этих организаций среди ученых нет единого мнения. Однако большинство из них считает зарубежные культурные центры общественными институтами, одной из функций которых является «социализация индивидов в процессе освоения культурного наследия других стран путем накопления информационных ресурсов, расширения доступа к ним новых информационных технологий и методами вовлечения людей в активное осмысление окружающей действительности с целью формирования у них межкультурной компетентности и толерантного мышления»3.

Активная работа зарубежных культурных центров в России приходится на 90-е гг. ХХ в., когда в новых условиях появилась возможность для открытия различных общественных организаций. Анализ их деятельности показателен как в теоретическом, так и в практическом плане. В качестве теоретической проблемы феномен зарубежных культурных центров представляет определенный интерес для понимания особенностей внешней культурной политики зарубежных стран, механизмов ее осуществления и выработки собственной модели реализации культурного обмена, направленного на формирование за рубежом позитивного образа страны и ее народа. В практическом плане работа зарубежных культурных центров может рассматриваться как пример реализации культурных связей и продвижения своей культуры за рубежом. В настоящее время в России открылось множество центров и институтов, представляющих культуру различных стран мира. Также отмечается тенденция к постоянному увеличению их численности, расширению географии, направлений и форм работы. В Санкт-Петербурге, например, в настоящее время представлены культурные центры многих стран: Британский совет, Немецкий культурный центр имени Гете, Датский институт культуры, Голландский институт, Израильский культурный центр, Институт Финляндии, Французский институт, филиал Ассоциации Alliance Francaise и др. Планируется открытие Института Сервантеса, представляющего культуру Испании. Все эти организации проводят работу, обогащая культурную жизнь нашего города и знакомя петербуржцев с культурой представляемой ими страны.

Среди зарубежных организаций, открытых в России, наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет работа культурных центров Великобритании и Скандинавских стран, которые имеют свои представительства в Санкт-Петербурге. Принципы их организации и особенности работы могут служить своеобразными моделями реализации процесса продвижения своей национальной культуры и языка за рубежом. Кроме того, деятельность некоторых из них наиболее наглядно показывает и те проблемы, с которыми иногда сталкиваются эти организации в России.

Одним из крупнейших зарубежных культурных центров, имеющих многочисленные представительства в России, является Британский совет. Деятельность Британского совета на территории Российской Федерации регламентируется российско-британским Соглашением о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15 февраля 1994 г. Впервые представительство этой организации было создано в СССР в 1945 г. и просуществовало до 1947 г. Отделение Британского совета вновь было открыто при посольстве Соединенного Королевства Великобритании в СССР в 1967 г. В Советском Союзе Британский совет занимался преимущественно поддержкой преподавания английского языка. Активизация культурной деятельности Британского совета началась после перестройки. В настоящее время основным направлением культурной политики Британского совета в России можно назвать образование. Британский совет осуществляет различные образовательные программы, включающие проведение стажировок, студенческих и преподавательских обменов, организацию курсов повышения квалификации, предоставление

стипендий для обучения на территории Великобритании, проведение экзаменов по английскому языку. Значительное место в деятельности Британского совета занимают пилотные и инновационные проекты, имеющие стратегическое значение для успешного решения ключевых задач реформы образования в России. Например, Британский совет предложил проект, связанный с гражданским образованием. Ряд проектов направлен на проведение реформы в области преподавания английского языка в системе российской начальной и средней школы, продвижение демократических ценностей в области образования с помощью гражданского образования и демократического стиля управления.

Среди культурных мероприятий Британского Совета следует отметить гастрольные выступления театра «Чик бай Джаул» на сцене Малого драматического театра в Санкт-Петербурге, выставку современной британской скульптуры и живописи в залах Русского музея, постановку оперы Бенджамина Бриттена «Поворот Винта» в Эрмитажном театре. Ежегодным проектом Британского Совета в Петербурге стал фестиваль Нового британского кино, проводимый весной каждого года. Недавно в Британском Совете был открыт дискуссионный клуб «Модная Британия», который проводит «круглые столы» для тех, кто интересуется современной культурой страны и актуальными тенденциями жизни британского общества. Например, одна из дискуссий посвящалась татуировкам4.

В начале 2000-х гг. в деятельности Британского совета возникли трудности, связанные с определением его правового статуса в России с юридической и финансовой точек зрения в связи с принятием закона о некоммерческих организациях5. На основании данного Федерального закона в отношении Британского совета в июне 2004 г. Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД РФ были выдвинуты обвинения в уклонении от уплаты налогов со средств, полученных в результате реализации коммерческих образовательных программ6. В 2005 г. финансовая сторона проблемы была решена, Британский совет возместил все убытки, связанные с неуплатой налогов. Однако следует подчеркнуть, что до настоящего времени особого документа, определяющего статус данной организации, не существует. Таким образом, по-прежнему остается актуальной проблема, связанная с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Британского совета на территории Российской Федерации.

Деятельность Британского совета может рассматриваться как некая самостоятельная модель организации зарубежного культурного центра. Это обусловлено тем, что Британский совет выходит за традиционные рамки работы подобных организаций. Основной упор он делает на различные инновационные проекты, во многом ориентированные на сотрудничество с государственными или бизнес-структурами. Например, он участвует в программе по реформированию системы образования РФ, в отличие от Гете-института, сосредоточенного преимущественно на помощи в изучении культуры Германии. Британский совет является примером авторитетного культурного центра, в деятельности которого решается весь спектр задач, соответствующих внешней культурной политике государства, в отличие от «французской модели», основанной на вовлечении в процесс продвижения национальной культуры значительного числа организаций, между которыми распределены основные функции.

Еще одна модель организации со сходными задачами может быть рассмотрена на примере Совета Министров Северных стран, представляющего культуру скандинавских стран за рубежом. Это межгосударственная консультативная организация, созданная в 1971 г., членами которой являются Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. В его работе также принимают участие северные территории: Фарерские и Аландские

острова, Гренландия. В феврале 1995 г. Информационное бюро Северных стран начало работать в Санкт-Петербурге. Основная цель Совета Министров Северных стран заключается в развитии и укреплении регионального сотрудничества, создании и развитии контактов с центральными и местными властями. Организация занимается координацией проектов и стипендиальных программ в Северных странах, проведением семинаров, курсов, культурных мероприятий, развитием сотрудничества в сфере науки, культуры и искусства. Свою деятельность данная организация осуществляет в следующих направлениях: политическое и экономическое сотрудничество, культура и просвещение, защита окружающей среды, борьба с международной преступностью. В начале 90-х гг. в качестве приоритетных направлений деятельности были выделены культура, просвещение, исследовательские проекты.

Основные вопросы, включенные в программы Совета Министров Северных стран в нашей стране, отражают приоритетные направления во взаимодействии северных государств с Россией. Это, прежде всего, экология, вопросы социальной политики и здравоохранения, проекты по изучению скандинавских языков и различные культурные проекты. Деятельность информационного бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге направлена в основном на популяризацию культуры и преподавание языков Северных народов. Так, стали традиционными дни северных языков, фестивали фильмов режиссеров стран, входящих в Совет министров, выставки фотографий, рисунков российских и скандинавских художников. В 2006 г. стартовал проект «Sweden: Upgrade». Он представляет собой путешествие из Петербурга в Москву через Вологодскую область и Поволжье. Его цель - представить образ новой Швеции, познакомить россиян с новыми достижениями Швеции в экономике, науке, культуре, образовании, искусстве и туризме. Предполагаются встречи между российским и шведскими бизнесменами, деятелями науки, культуры, организация концертов, выставок, демонстраций фильмов. Так, в рамках программы в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге в марте 2006 г. состоялась торгово-промышленная выставка «Шведские бренды и чувства» с участием крупнейших шведских компаний. В апреле того же года в петербургской консерватории состоялся хореографический вечер «Андерсен-проект» с участием датских и латвийских балетных трупп, посвященных 200-летию Г.-Х. Андерсена. Был поставлен балет «Девочка и трубочист»7.

Совет Министров Северных стран может служить примером еще одного способа организации работы культурного центра. Особенностью его деятельности является объединение усилий участников, направленных на достижение общих целей, актуальных для всего региона в вопросах внешней культурной политики. При этом большинство стран-участников этой организации имеют собственные зарубежные культурные представительства: Шведский институт, институт Финляндии, Датский институт культуры, Северный Форум и др. С нашей точки зрения, данный пример может быть использован для создания подобной межгосударственной структуры с участием стран СНГ, имеющих общие цели в плане реализации внешней культурной политики и единые культурные традиции, сформированные еще до распада СССР.

Безусловно, приведенные примеры французских культурных центров, Британского совета и Совета Министров Северных стран не исчерпывают всей полноты картины зарубежных культурных центров, представленных в России и в Санкт-Петербурге в частности. Не менее эффективную работу проводят и другие подобные организации - французские культурные центры, Гете-институт, Институт Финляндии, Итальянский институт культуры. Анализ работы подобных организаций позволяет сделать целый ряд выводов. Обмен

по линии культурных центров обладает особенностями, которые связаны, прежде всего, с пропагандой собственной культуры за рубежом и созданием позитивного имиджа страны. Для решения этих задач традиционно избираются такие направления сотрудничества, как культура и образование. Наиболее эффективно эти задачи решаются в форме гастрольного обмена, выставочной деятельности, образовательных грантов и программ.

Наличие разветвленной сети зарубежных культурных центров в России отражает заинтересованность многих стран в сотрудничестве с нашей страной. В то же время опыт работы зарубежных культурных центров в России указывает на определенные сложности. Во-первых, проблемы, возникшие в работе Британского совета, свидетельствуют о необходимости четкого определения правового и финансового статуса этих организаций. Во-вторых, отсутствие единого руководящего центра, единой программы нередко приводит к дублированию деятельности упомянутых организаций. Возможно, выработка общей концепции их работы, упорядоченность и объединение их в один сложный институт позволили бы повысить эффективность их деятельности, улучшить взаимодействие друг с другом. В-третьих, обращает на себя внимание несбалансированное распределение этих организаций среди российских регионов. Это представляется актуальным, учитывая географические особенности России, в которой существует множество отдаленных регионов, не охваченных процессами активного культурного обмена. Культурные центры расположены в основном в европейской части России, тогда как Сибирь, Дальний Восток, Урал представляют собой огромный сегмент культурной жизни, в котором зарубежные центры отсутствуют.

И, наконец, налицо неравномерность представления самих зарубежных культур в России, т. к. далеко не все современные государства обладают сильными, конкурентоспособными культурными организациями для проведения качественной, эффективной работы по продвижению собственной культуры за рубежом. Тем не менее, несмотря на определенные проблемы, деятельность зарубежных культурных центров является неотъемлемой частью современного культурного обмена и позволяет многим людям лучше узнать культуру других народов и приобщиться к духовным ценностям своих зарубежных современников.

Безусловно, культурные центры являются одним из примеров современного культурного сотрудничества, развивающегося в различных направлениях и формах. Их пример свидетельствует о стремлении к институциональному закреплению и оформлению вопросов внешней культурной политики как в России, так и за рубежом. В наступившем тысячелетии мир столкнулся с многочисленными проблемами, требующими безотлагательного решения, - это терроризм и ксенофобия, утрата национальной самобытности в условиях глобализации. Для решения этих проблем необходимо развивать диалог, выстраивать новые принципы культурного сотрудничества, чтобы иная культура не вызывала настороженность, а действительно способствовала обогащению национальных традиций и взаимопониманию.

Стремление России дать возможность представителям зарубежной культуры заявить о себе, сформировать у россиян представление о ее многообразии, выработать чувство уважения к представителям иных культур может внести свой вклад и в решение ряда политических проблем, актуальных для нашей страны. Многие межнациональные конфликты, в том числе террористические акты, возникают вследствие недопонимания, незнания чужих культурных традиций, что влечет за собой враждебность и межэтническую напряженность. Культурные связи, являясь средством «мягкой дипломатии», способствуют сглаживанию, смягчению подобных противоречий, что особенно важно учитывать в начале наступившего тысячелетия, когда случаи проявления терроризма, экстремизма значительно участились.

1 Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-84.

3 Государственное управление в сфере культуры: опыт, проблемы, пути развития // Материалы респ. науч.-практ. конф. 6 дек. 2000 г. / Науч. ред. Н. М. Мухарямов. Казань, 2001. С. 38.

4 Британский Совет (The British Council) // http://www.lang.ru/know/culture/3.asp.

5 Федеральный закон от 10 января 2006 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская Газета. 2006. 17 января.

6 Би-би-си Россия. От Британского совета ждут уплаты налогов. Июнь 2004 г. // http://news.bbc.co.uk/hi/russian/ russia/newsid_3836000/3836903.stm.

7 Совет Министров Северных стран // http://www.norden.org/start/start.asp.

Основные понятия физической культуры, физической подготовки и спорта отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 13 января 1999 г.

Физическая культура - это часть общей культуры общества, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, используемых человеком в процессе физкультурно-спортивной деятельности для своего физического совершенствования.

Спорт - это часть физической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психологическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.

Физическое образование - это процесс и результат овладения специализированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

Физическая подготовка - это целенаправленный процесс улучшения физического развития и функционального состояния, повышения уровня физической подготовленности, осуществляемый в условиях служебно-профес-сиональной деятельности.

Физическое состояние является качественной характеристикой, отражающей уровень жизнедеятельности человека, и включает показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Физическое развитие - определяется совокупностью морфологических и функциональных признаков (свойств) организма (например, телосложение человека).

Функциональное состояние проявляется в интегральном комплексе различных показателей функционирования органов и систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д. Именно они в наиболее существенной степени подвергаются изменениям в процессе активных занятий физическими упражнениями.

Физическая подготовленность является основным результатом процесса физической подготовки. Это качественно новое состояние организма человека. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.

Физические качества - это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность человека. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость, гибкость.

Двигательные навыки - это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки подразделяются на общие (ходьба, бег, прыжки и т.д.) и профессионально-прикладные (преодоление препятствий, боевые приемы борьбы и т.д.).

Физические упражнения - основное средство физической подготовки, двигательные действия, используемые в целях улучшения физического состояния человека вообще и повышения его физической подготовленности в частности. Физические упражнения характеризуются содержанием и формой.

Физическая подготовка как педагогический процесс является составной частью профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

Целью физической подготовки сотрудников МВД России является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • · подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
  • · подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
  • · овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
  • · формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и т.д.).

Успешное решение перечисленных задач, как в подразделениях органов внутренних дел, так и образовательных учреждениях МВД России обеспечивается:

  • · подбором оптимальных средств, методов и форм обучения;
  • · высоким уровнем практической и методической подготовленности инструкторов и преподавателей;
  • · высоким качеством проведения учебных занятий;
  • · воспроизведением на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным;
  • · решением различных вводных по тактике обеспечения личной профессиональной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы;
  • · созданием и совершенствованием необходимой учебно-материальной базы;
  • · обеспечением должного контроля за выполнением учебной программы.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции физической подготовки реализуются в условиях специализированной системы обучения, предусматривающей организацию занятий применительно к служебно-профес-сиональной деятельности сотрудников МВД России. Такая организация занятий предусматривает формирование прикладных двигательных умений и навыков, обучение сотрудников эффективному и правомерному решению практических задач правоохранительной деятельности (длительный поиск или быстрое преследование правонарушителя на местности; задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление; силовое единоборство с вооруженным или невооруженным правонарушителем и т.д.).



mob_info