На какой номер вертушки лучше ловить щуку. Вращающиеся блесны. Вращение «вращалок» и колебания «колебалок»

Как говорится, кто о чем, а я хотел бы поговорить о моих любимых блеснах - о вертушках. Правильнее их называть вращающимися блеснами, или вращалками, ведь лепесток такого типа спиннинговых приманок все-таки не вертится вокруг проволочной оси, а вращается. Впрочем, рыбаки прекрасно понимают, о чем идет речь.

На вертушку могут попадаться не только известные хищники, но даже неповоротливые бычки. Фото: Евгений Константинов.

В восьмидесятых, когда я начал спиннинговую карьеру, вертушки не имели особой популярности.

Можно добавить, что они не столь популярны и сейчас по сравнению с довлеющими на рыболовном рынке воблерами различных типов, модной «съедобной» резиной и джиговой оснасткой.

Но был такой период, когда лично я на вертушки, можно сказать, молился.

Ловить на них начал не сразу; первые два сезона в приоритетах были колебалки, затем воблеры, которых в продаже было всего ничего — по пальцам одной руки пересчитать.

Но как-то под Звенигородом, когда я безуспешно гонял по Москве-реке колебалки, местный рыболов на моих глазах выловил пару щучек на вращающуюся блесну.

«Окуневая», «Универсальная», «Трофимовская», «Байкал» — вот, пожалуй, и весь перечень вертушек, которые продавались в наших магазинах тридцать лет тому назад. Стоили они в два раза дешевле колебалок, не говоря уже о воблерах.

Но дело даже не в цене, а в их эффективности на некоторых специфических водоемах. Речь идет о так называемых «плотинах», образованных после возведения дамб на подмосковных речушках.

Получался водоем с глубинами в районе дамбы и с меляком в верховьях, где обычно все было очень закоряжено: мало того, что дно захламлено поваленными деревьями, так еще и из воды торчали коряги. Именно верховья очень нравились окуню и щуке.

И мне они нравились хотя бы потому, что другие спиннингисты их не жаловали из-за неизбежных зацепов и обрывов, и рыбачил я там, как правило, в одиночестве. Но одно дело лишиться любимой колебалки или дорогущего воблера, которыми-то и проводку в таких крепких местах сделать сложно, и совсем другое — бросать между корягами легкие «Трофимовские» или «Универсальные» (а стоили они в те годы 17 копеек).

Конечно же, и они находили тройниками подводные коряги и в итоге обрывались, но как же на рыбалке без потерь!


Зато какое это удовольствие -— сделать точный заброс между частоколом, сразу после приводнения вертушки начать проводку с совсем небольшим заглублением и лавировать спиннингом так, чтобы она, словно слаломистка, обходила препятствия!

И видеть, как наперерез ей вдруг метнется чья-то тень, а в следующее мгновение почувствовать рывок, подсечь, успешно подвести зубастую к берегу и взять ее не подсачеком (в подобных местах он не помощник), а именно рукой. Согласитесь, в такой визуальной, хотя и рискованной рыбалке есть своя неповторимая прелесть.

СПОРТ ДИКТУЕТ МОДУ

Вскоре я, что называется, созрел для участия в соревнованиях по спиннингу, которые проводились исключительно с лодок. И на первых же соревнованиях занял третье место, поймав щучку весом 340 граммов на «Универсальную», утяжеленную грузиком «Фильда».

Согласен, трофей маловат, но три десятка спортсменов в тот раз вообще ничего не поймали. Большинство из них были ветеранами рыбалки и предпочитали ловить либо на тяжелые колебалки, либо на подгруженные поролоновые рыбки.

Да, ступенчатая проводка поролонки зачастую приносила достойные трофеи в виде щук и судаков. Но одно дело просто рыбалка, другое — соревнования в командном зачете. А в то время произошло изменение в правилах, и командный зачет стал проводиться не по общему весу улова, а по сумме мест членов команды.

То есть с уловом должен был быть каждый, что, конечно же, спортивней. Но ветераны не спешили перестраиваться и продолжали упираться в ступенчатую проводку самодельных поролонок, в то время как молодежь прогрессировала.

Вспоминаю свое первое участие в чемпионате Москвы в 1989 году, в котором встретились 10 команд по 4 спортсмена в каждой. Более половины из них принесли на финиш нули. В нашей команде один спиннингист, «мучавший поролонку», тоже не смог обрыбиться, зато трое, предпочитавшие вертушки, поймали, и в итоге наша команда стала чемпионом.

Затем были призы и победы на других чемпионатах Москвы. И новые вертушки стали появляться на птичьем рынке (самодельные) и в магазинах (импортные).

На одну из них — единичку mepps — мне удалось поймать на Пестовском водохранилище жереха на 3400 г, который принес победу на чемпионате МСО РиО. Для продвинутых спортсменов наступил период, когда востребованными стали именно вертушки.

С окунем все понятно: порой за пять соревновательных часов я вылавливал на вертушки более сотни полосатиков. Но вертушки соблазняли и щуку с судаком, и белых хищников — жереха, голавля, язя, красноперку…

ПОЧТИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МИКРО

На рыболовном рынке стали появляться твистеры и виброхвосты, а на витринах — импортные воблеры. И в правилах «Российской спиннинговой лиги» было озвучено решение, что на соревнованиях в зачет пойдет любая рыба любого размера.

Тут-то вертушки, особенно микроскопические, и оказались весьма кстати. Нулевки? Нет, они слишком крупные, лучше бы два, а еще лучше три нуля.

Московские умельцы (И. Пименов, А. Сухов, А. Андарало) изготавливали своими руками даже четыре нуля, но это уж можно только под микроскопом разглядывать. Главное — эти микрушечки приносили результат на соревнованиях.

Вспоминаю чемпионат России в Саратовской области на Волге. Стояла жара, и во время тренировки рыба отказывалась клевать совсем. Необходимо было поймать хоть что-то, и я нашел выход.

Попробовал бросать самую мелкую вертушку под берег, на глубину 10-15 см, и вести ее со скоростью, позволяющей «заводить» лепесток. Приемчик оказался эффективным.

Соблазняла моя микрушка рыбку: сначала попались две уклейки, затем голавлик под сто граммов, еще один, чуть покрупнее. Мелочь, но прикольно, а самое главное — уход от нуля.

Многие же спортсмены во время тренировки так ничего и не поймали. Я поразмыслил, что если стану применять тактику ловли на микронулевку, то за весь тур поймаю десяток голавликов, а это на общем фоне результат.

Поэтому не стал мудрствовать и начал охотиться с вертушкой за мелочевкой на откровенном меляке. Как оказалось, не напрасно.

Сначала, как я и рассчитывал, попадались голавлики, затем вышел окунь, а уже подальше от берега вдруг «вскипел котел». Я поспешил к нему подобраться, но, чтобы добросить, взял второй спиннинг с вертушкой-полуторкой и… На крючке чехонь граммов на двести!

Достойный результат принесли мне на тех соревнованиях вертушечки…

ПЕРВАЯ ФОРЕЛЬ

Россия спиннинговая вышла на международный уровень в 2002-м, когда наша сборная приехала на Первый кубок мира по ловле рыбы с берега. Подразумевалось, что организаторы предварительно в речушку Челлина выпустят некоторое количество форели, которую я к тому времени видел только на картинках.

Но на тренировке при втором же забросе вертушки мне удалось подцепить и завести в подсачек строптивую пеструшку. Блесна была самодельной, типа лонг-единичка золотистого цвета. Подобные же вертушки хорошо зарекомендовали себя во время соревнований.

Но блесна блесной, а сам не плошай. Необходим был точный заброс под противоположный берег. Чуть дальше — и блесна запутывалась в ветках деревьев; если не долетала до участка со сравнительно спокойным течением, ее мгновенно сносило на мель, где форели не было. Мне в технике забросов очень помогло увлечение кастингом...

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ

Не знаю, чем в действительности руководствовались организаторы второго чемпионата мира в Италии, но помимо правила ловить с крючками «без бородок» (чтобы не травмировать рыбу), накануне старта прозвучал запрет, исключающий на блеснах «все лишнее».

Необходимо было убрать с блесен пластмассовые шарики, лепестки и шерстинки с тройников. Но как же так — калечить фирменные мепсы?!

Однако спортсменам деваться некуда, поэтому значительную часть блесен пришлось переделывать. Впрочем, россияне в любом случае подрабатывали свои приманки: меняли тройники и заводные колечки, трудились над лепестками…

Их труд принес свои плоды: повторное командное серебро на Втором чемпионате мира!

«ЗОЛОТЫЕ» ВЕРТУШКИ

Третий береговой чемпионат мира проходил в Португалии на реке Вальдевез. Запрет на «пластмассу» канул в Лету, разрешили ловить и на воблеры. Я же оставался верен любимым вертушкам. И не напрасно!

По жребию стартовый участок мне достался в ничем не примечательном секторе. Начал ловить на проверенный трехграммовый золотистый «мюран» и, не сходя с места, не забрасывая дальше середины реки, в течение первых десяти минут поймал семь форелек. Мой судья только успевал их фиксировать и отпускать.

По правилам я уже имел право покинуть свой сектор и занять любой свободный. Но зачем куда-то бежать, если продолжает клевать здесь и сейчас? Было очевидно, что пеструшке нравится приманка.

Поэтому когда поклевок стало меньше в пределах заброса «трешечки», я поменял блесну на более тяжелую пятиграммовку, начал добрасывать до противоположного берега и таскать пеструшку с дальнего расстояния.

Признаться, когда в активе было уже 15 рыбок, я расслабился, но когда узнал, что у соседа на две форели больше, стал бегать по секторам и до финиша поймал еще шесть.

В итоге первое место в туре, а у всей команды сумма мест 6,5! Это был уже недосягаемый результат, сборная России по спиннингу завоевала свои первые золотые медали…


ЛУЧШЕ НЕ МЕЛЬЧИТЬ

На Камчатке мне довелось принять участие в фестивале «Сохраним лососей вместе!». Я скептически отнесся к советам бывалых брать с собой яркие вертушки не меньше № 4, лучше крупнее. У меня таких и в арсенале-то не было.

Приобрел все-таки трех «гигантов» и, как потом выяснилось, напрасно скромничал и с количеством, и с размером. Даже вертушки третьего номера не интересовали кижуча весом под 5 кг, так еще и забрасывать надо было на середину реки, где у него был ход. А туда «легкие» приманки не долетали.

В итоге я со своей «трешкой-мелочевкой» все-таки поймал двух кижучей (один из них стал самой мелкой рыбой турнира), зато два моих товарища по команде, у которых вертушки были в два раза крупнее, отличились, и мы стали чемпионами…

ЦВЕТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Однажды в сентябре знакомый спиннингист предложил поохотиться на хариуса на Ладоге. Всем другим приманкам на самом крупном озере Европы он предпочитал вертушки Blue Fox. Я к тому времени с хариусом знаком не был, поэтому решил поэкспериментировать не столько с размером и формой лепестка, сколько с его цветом.

Ладожский хариус предпочитает держаться на неровных каменистых местах, поэтому дно приманкой лучше не искать, иначе при ловле с берега неминуемы зацепы и обрывы.

Хариус — рыба осторожная и капризная: когда у каждого в активе было по три рыбки, поклевки прекратились. К хариусу необходимо было подобрать ключик, и им стала вертушка Mosca Longet Fluo (лепесток лимонного цвета с черными точками).

По технике мы с приятелем ловили абсолютно одинаково, никаких хитростей в проводке, но у того не было в арсенале приманки такой расцветки, у меня же лимонный лепесток был в одном экземпляре.

В итоге совсем за короткое время я поймал 18 хариусов весом до 800 граммов, приятель же в два раза меньше. Поднявшийся ветер раздул нешуточную волну, и при очередном вываживании на свою деликатную снасть я слегка поторопился, и удачливая блесна осталась в пасти рыбы. На этом поклевки прекратились…

Как-то в Норвегии мы ловили на быстрой речушке вблизи знаменитого своими рыболовными крючками завода «Мустад». Изначально все настроились на форель, но дело не заладилось, пока я не увидел местного нахлыстовика, поймавшего хариуса. Вспомнил про хариуса ладожского, поменял блесну на лимонную, и тут, как говорится, понеслось.

Примечательно, что рядом со мной ловили два опытных московских нахлыстовика, но у меня хариус клевал, а их мушки игнорировал. Цвет приманки имеет большое значение!

ЧТО С ПРОВОДКОЙ?

Экспериментировать с проводкой нужно всегда. Вроде бы с вертушкой в этом плане не так много вариантов. Ведь главное, чтобы у нее исправно вращался лепесток, причем заводился сразу же после приводнения.

С твичингом все ясно, а что с проводкой в отношении горизонта? Однажды при тотальном отсутствии клева на Истринском водохранилище я успел заметить выход окуня за моей вертушкой, когда уже вынимал ее из воды. Попробовал после заброса опускать приманку на дно, после чего начинать неспешную проводку, одновременно поднимая кончик спиннинга. Такая почти вертикальная проводка принесла положительный результат — полтора десятка полосатых.

Однажды мы рыбачили на высокогорном озере в Норвегии, где свал на приличную глубину начинался почти от самого берега. Поклевки капризной форели начались, когда после заброса вертушки мы просто ждали ее заглубления, при этом лепесток у нее не заводился. Но форель почему-то привлекал падающий предмет, и нам оставалось внимательно следить за леской, чтобы вовремя подсекать, когда она слегка вздрагивала.

ЕЩЕ ОДНО ПРЕИМУЩЕСТВО ВЕРТУШКИ

В Норвегии мне понравилось ловить форель в неглубоких, извилистых, заросших речушках. Нормально провести воблер там невозможно, колебалки и резину форель игнорировала. Зато вертушки были в самый раз, причем в некоторых ситуациях эффективны были только двухнулевые.

Представьте: глубина речки — полметра и меньше, среди водорослей — окно чистой воды два метра в длину и сантиметров сорок в ширину. При точном забросе микроблесны полезной проводки получалось совсем немного, но этого хватало, чтобы пеструшка выскакивала из-под берега и садилась на тройник…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кто-то скажет, что сейчас, когда пришла мода на платные водоемы с озерной форелью, ловить на вертушки — это только время терять, мол, гораздо актуальней резина, воблеры и микроколебалки. Не буду спорить.

На платниках я ловил всего пару раз, причем именно на вертушки, и довольно-таки успешно. Аквариумные платники — не мое. Мне больше по душе сравнительно дикие места: закоряженные плотины, старицы, труднодоступные речушки…

Но и ловить спиннингом с лодки тоже прекрасно: щука, жерех, язь, голавль, окунь, красноперка — все они частенько предпочитают прочим приманкам именно вертушки.

Вертушка жила, вертушка живет, вертушка будет жить!

Виниловые проигрыватели Technics на протяжении трех десятков лет были общепризнанным диджейским стандартом. Их производство в какой-то момент было прекращено, однако, под давлением общественности было возобновлено снова.

Продолжая небольшую серию материалов о диджейских технологиях Mixmag Russia разобрался в чем секрет успеха этих проигрывателей, а также попросил рассказать первых российских диджеев о том, каких трудов им стоило обзавестись первыми «Техниксами».

Любой человек, который хоть раз покупал какую-нибудь бытовую технику знает какие первые слова идут в начале технического паспорта. «Благодарим вас за то, что вы выбрали наш продукт. Мы надеемся, что использование нашего продукта доставит вам массу удовольствия». Модели виниловых проигрывателей Technics SL-1200/ 1210 Mk2 могут смело вычеркивать эти вступительные любезности из своего руководства просто потому, что те, кто покупает их точно знает, зачем и почему он это делает. Если продолжить рассматривать руководство, то можно вспомнить как руководства различных электронных устройств, вроде DVD-проигрывателей, факсов и цифровых камер просто-таки пестрят описаниями решений всевозможных проблем, которые могут возникнуть во время их эксплуатации. Руководство, идущее в комплекте с проигрывателей моделей 1200 (серебристые) и 1210 (черные) указывает всего 4 возможных неисправности: нет тока, нет звука, перепутаны каналы или фоновое гудение. Все идеальное - просто, иначе и сказать нельзя.

Какой-то человек окрестил эти вертушки как «идеальная конструкция получившая признание по всему миру». Книга рекордов Гиннеса это только подтвердила, назвав эти вертушки самым долго выпускающимся продуктом в сфере потребительской электроники. В то время как некоторые компьютеры, МР3-плееры или какие-то бытовые приборы устаревают уже в момент их покупки, виниловый проигрыватель, который выпускала японская корпорация Matsushita Electric Industrial Co. Ltd., под маркой Technics казалась застывшей классикой. Практически без всяких изменений эти вертушки производились 30 лет. Эти звуковоспроизводящие устройства последние десятилетия ушедшего века оказали довольно значительное влияние на современную музыку. На это указывают и многочисленные культурологические исследования, и громадный труд «Last Night A DJ Saved My Life» Билла Брюстера и Фрэнка Броутона посвященный становлению и развитию диджейства и танцевальной музыки.

Вертушки Technics можно рассматривать как своеобразную машину времени. Когда первые вертушки сошли с конвейера японского завода Matshusita в Иране Айятола Хомейни провозгласил Исламскую республику, Маргарет Тэтчер стала новым премьер-министром Великобритании и прозвище «железной леди» ей только предстояло получить, СССР ввел в Афганистан войска, Тарковский снял «Сталкера» а Pink Floyd записали свой знаменитый альбом «Wall», который советские цензоры запретят через некоторое время. Что звучало на советских дискотеках? Где-то уже были диск-жокеи (ну или ведущие диско-вечеров), где-то играли самодеятельные ВИА - вся музыка звучала с «бобин» - все-таки пластинки с адекватной танцевальной, как правило, западной, танцевальной музыкой шли на вес золота. Хотя где-то там, в далеком и непонятном Нью-Йорке уже выходили за узкие рамки нью-йоркского андеграунда первые треки, в которых использовались сэмплы и драм-машины, породившие, благодаря диджеям вроде Кул Хёрка (Kool Herc) или Грандмастера Флэша новые стилистические формы. Тогда диджеи сами модифицировали вертушки различных производителей и никто и не знал, что новая модель Technics 1200 станет главным диджейским инструментом на протяжении последующих 20 лет. Именно эта модель позволила с легкостью осуществлять еще робкие скрэйтчи и рэвайнды, запиливая «двенадцатидюймовки» до дыр.

В том же 1979 году вышел сингл смешавший в себе диско и хип-хоп: группа Sugarhill Gang записала «Rapper’s Delight», полностью выстроив его из басовой партии знаменитейшего диско-хита группы Chic «Good Times» и брейков группы Positive Force, а Fab 5 Freddy и Sugarhill Gang поверх этого начитывали рэп. Трек, длившийся целых пятнадцать минут, положил собой начало целого поколения треков, которые идеально подходили под новый тип проигрывателей. Обладающая кварцевой стабилизацией, за доли секунды набирающая нужные обороты модель SL имела солидное преимущество на рынке. Добавьте сюда солидный вес в 12 килограмм и хитро спроектированную форму, которая защищала вертушку от сотрясений. За это в диджейских кругах данные проигрыватели прозвали «wheels of steel» («стальные колеса») и к началу восьмидесятых вертушки Technics чуть ли не повсеместно в диджействе стали негласным стандартом. Если быть точным, то первую вертушку из модельного ряда 1200, компания выпустила в 1972 году, но только обзаведясь питчем, который позволял регулировать скорость вращения пластинки, плюс некоторые, поистине гениальные решения японских инженеров, в классику воплотились лишь в лице моделей SL-1200/1210 Mk2.

То, что эта вертушка проектировалась с учетом клубных особенностей намекает присутствие 4-полосного пунктирного рефлектора, расположенного на ободе диска, и дающего возможность на глаз подгонять скорость пластинки, когда затруднено освещение: если кажется, что полоска с самыми большими пунктирами при свете небольшого фонарика установленного на вертушке стоит, то это означает что пластинка проигрывается на нормальной скорости. Однако разработчики Technics пошли еще дальше. Явно воспринимая своего потенциального покупателя как человека серьезного: в официальном руководстве пользователя они сами указывали и предлагали различные модификации проигрывателя. К примеру, скорость «старт-стоп» механизма могла быть изменена чуть ли не одним движением отвертки. А пытливые обладатели вертушек впоследствии узнали, как увеличить питч, изначально позволявший изменять скорость в диапазоне +/- 8 процентов в два раза. В начале девяностых, во времена повсеместного разгула хардкора, брейкбита и джангла этим модификациям вертушки подвергались повсеместно.

Бог его знает, как долго бы просуществовали Technics на правах стандарта, если бы не цифровые технологии, позволяющие играть с чего угодно, хоть с пары айподов. Technics, конечно же, пыталась отвечать веяниям времени - в 2004 году компания запустила серию CD-вертушек, но на этом рынке тон уже задавала компания Pioneer, да и потом, вряд ли CD-вертушки смогут протянуть столько же, сколько их аналоговые собратья.

В 2010 году компания, как тогда казалось, положила конец легенде и стандарту, прекратив производство всего модельного ряда SL-1200. Долгое время фанаты по всякому пытались достучаться до директоров японской компании, и казалось что все усилия тщетны. Но в начале 2016 года Technics неожиданно восстала из пепла и анонсировала новую, улучшенную модель, которая должна продолжить классический модельный ряд. Конечно, винил уже давно не является единственным или главенствующим форматом среди диджеев, да и цена на новые модели выше среднего. Однако, вряд ли кто-то сможет сомневаться в том, что это своего рода классика, повлиявшая на музыкальную историю последних трех десятилетий, то, что это «одни из самых успешных музыкальных инструментов», как считает не только диджей Спайдер, но и многие поколения диджеев - здесь не остается никаких сомнений.

В конце восьмидесятых, когда все мы еще играли на «бобинах», благодаря редким видеоклипам с Запада, мы уже знали, что большинство тамошних диджеев играют на пластинках, так как существовали какие-то вертушки, которые позволяли, посредством питча, менять скорость. Как правило, этими вертушками являлись Technics модели 1200. В СССР тоже были виниловые проигрыватели, предназначенные для нужд дискотек - распространены были два комплекса - польские Unitra и чехословацкие Tesla. Такой комплекс включал в себя две вертушки, два бобинных магнитофона, два кассетных магнитофона и встроенный микшерный пульт. Скорость на вертушках изменять было нельзя, поэтому пользы от вертушек не было никакой. Ну и потом, доставать новые пластинки всегда было большой проблемой и вся новая музыка у нас появлялась как правило на бобинах, а несколько позднее на кассетах. Подгонять скорость мы учились на кассетных магнитофонах «Яуза», уже тогда пытаясь подгонять по скорости. Когда мы, уже в начале девяностых, работали в дискотеке «Jump», уже тогда была мысль обзавестись настоящими вертушками. Как раз тогда же в Москве появились первые музыкальные магазины, которые запустили американцы, не помню, к сожалению как они назывались, в которых можно было заказывать пластинки из-за рубежа. Как правило, это были испанские перепечатки разного рода техно-хитов, вроде Quadrophenia «Paradise» или Interactive «Who Is Elvis».

Более близкое знакомство с вертушками Technics у меня состоялось после знакомство с Олегом Оджо. Тогда же с ними познакомились и Женя Фиш и Боря Спайдер, которые на тот момент работали в дискотеке «Класс», куда я их привел, но к моменту знакомства с Оджо мы уже работали в новом молодежном клубе Игоря Силиверстова, который назывался Jump. Оджо, заинтересовавшийся тем, как мы пытались сводить музыку на бобинах, пригласил нас к себе в гости, сказав, что дома у него стоят вертушки. И он был первым человеком, который показал нам, как нужно сводить треки играя на пластинках. Хотя технический принцип мы уже понимали, так как до этого много и часто сводили на бобинах. Помимо Оджо, еще одна пара вертушек стояла на радиостанции Maximum. Но там они стояли мертвым грузом, так как пластинок на радио приходило ничтожное количество, а всю музыку радиоведущие ставили с компакт-дисков. Туда меня привел Артемий Троицкий, со словами «Давай ты будешь делать программу о танцевальной музыке» и регулярно снабжая андеграундной музыкой. Именно тогда я понял, что дальнейшего моего роста мне просто необходимо иметь собственные вертушки. К тому же, работая на американской, по сути, радиостанции, я имел возможность на регулярной основе заказывать свежий музыкальный материал на пластинках. Для того, чтобы заказать свои «техниксы» я обратился в компанию, которая занималась поставкой различного радио-оборудования в Россию. Они мне объявили цену - в долларовом эквиваленте это примерно столько же, сколько и сейчас стоит пара новых вертушек. Но по тем временам это были очень большие деньги. В итоге я решился на отчаянный шаг - в течении нескольких месяцев я сдавал свою квартиру и отчаянно экономя на всем в итоге смог заработать себе и на проигрыватели и на микшерный пульт компании Numark. Это пульт, кстати говоря, сейчас находится в «Аудио-школе». Через два месяца после заказа, компания, занимавшаяся доставкой, почему-то отправила их не ко мне домой, а на какое-то закрытое предприятие, и я потратил целых две недели на то, чтобы их потом оттуда вытащить, доказывая, что это ни какое не секретное оборудование. В итоге я их оттуда вытащил и, если не ошибаюсь, это были первые вертушки, которые стояли в клубе «Jump».

Глазеть на эти вертушки, конечно же, ходило много всякого народа. Помню, что приходил с друзьями Володя Трапезников. Пластинки привозил и Женя Жмакин, и я помню, году в 92-м или 93-м вместе с ним впервые в жизни съездил за пластинками в Лондон. Так что музыкальный материал постепенно набирался.

Моя первая пара простояла у меня дома довольно долго - восемь лет. Когда появилась новая модель - 1210 - эти вертушки я продал в музыкальный магазин Роме Диггеру, а себе приобрел новую пару, уже черного цвета, которые до сих пор со мной и сейчас находятся у меня в студии.

Первые «Техниксы» я увидел собственными глазами и потрогал собственными руками на вечеринке «Праздник» с участием Марка Каминса в Доме кинематографа и на выступлении MC Solaar в клубе Jump. И именно на этих вечеринках мы, в общем-то и посмотрели как можно управлять музыкой с пластинок. Лично я с «Техниксами» впервые поработал на радио Maximum и в клубе Jump. На них же я и научился. Когда Jump закрылся на летние каникулы я просто забрал эти вертушки себе домой и по нескольку часов в день, никуда не отходя, тренировался сводить. Однако первыми моими вертушками были не Technics а вертушки компании Gemini, так как на тот момент надо мной шефствовала эта компания. Впоследствии эти вертушки я их поменял на одну вертушку Technics, а вторую вертушку мне подарили уже друзья из El Cosmo Group. С этими вертушками была связана забавная история. Делая с Олегом Цодиковым в ресторане «Пекин» китайский Новый Год получилось так, что для того чтобы подключить обе вертушки нужно было отгрызть у новой совершенно вертушки провод. И впоследствии эта пара вертушек долгое время была прикреплена к одной вилке. Эпопея с покупкой вертушек длилась очень долго, так как тысяча долларов на начало девяностых это были ну очень серьезные деньги. Одна вертушка была серебристого цвета, другая черного. Прослужила мне эта пара очень долго, и сейчас они находятся на одном из островов в Хорватии, где их оставили после одной из вечеринок в 2005 году. Считаю, что вертушки Technics являются одним из самых лучших музыкальных инструментов, изобретенных в последнее время.

Впервые вертушки Technics я увидел на чемпионате DMC в Лондоне в 1983 году. Хотя на вертушках я начал играть и до этого - в 1979 году, когда мне было 12 лет я уже пытался что-то сводить. Причем это были самодельные вертушки, собранные из коробки и обычной вертушки с ременным приводом, под которые подкладывали ластики, которые служили своего рода амортизатором. Первым микшером, который я увидел в своей жизни был роторный Citronics. Но сильно диджейством я заинтересовался только после того, что увидел в Лондоне. Больше всего в Technics меня тогда поразило то, как на самой «тарелке» бегают дорожки, по которым можно определить скорость вращения. Еще меня зацепила скорость старта. Как правило, вертушки с ременным приводом очень долго разгоняются, а здесь раз - и поехало. Ну и, конечно же, подкупает её надежность и то, как она держит скорость, которая, если кто не знает, зависит от напряжения в сети. Мои первые Technics появились у меня дома, только когда я приехал в Россию, в 1991 году. До этого у меня не было нужды держать дома вертушки, потому что я не диджеил на регулярной основе. Когда я впервые приехал в Россию, в 1989 году - здесь вообще ничего не происходило. Ну и чтобы хоть как-то развлечься, некоторые экспаты, включая и меня, начали делать собственные вечеринки в ДК «Сокольники». И как-то раз, возвращаясь из Нигерии решил привезти с собой в Москву вертушки и пульт. Пускай, думаю, стоят. Причем за перевес я тогда сильно переплатил. А в самом начале девяностых я открыл клуб Palace, где тоже стояли вертушки и где начали работать два первых моих ученика - Нуждин и Змей. А ту первую пару своих вертушек, вместе с пластинками, которые я держал в ящике из под «Пепси», я безвозмездно привозил в клуб Jump где тогда уже работали Фонарь, Спайдер и Фиш. Правда играть на них они не умели, и поэтому на вертушках играл только я. Как играть на вертушках я показывал им у себя дома, куда они регулярно приезжали.

Первое мое знакомство с Technics произошло в Бельгии в 1992 году, на дискотеке, где мы тогда с Артемом жили. Правда, на тот момент мы этому факту особо не придавали внимания. Вернувшись в Москву и отработав в качестве диджея все лето 1993 года на CD-вертушках в «Эрмитаже» мы с ним донесли до владельцев мысль, что виниловые вертушки нам просто-таки необходимы. Убедив их в этом, мы уехали за ними в Бельгию. Вместе с вертушками мы привезли еще и кипу пластинок, которые приобрели у бельгийского дистрибьютера. И вот на этих вертушках и с этими пластинками мы с Артемом и учились. Потом, правда, пришлось эти вертушки оставить в «Эрмитаже». Правда именно на этих вертушках я научился играть - забрал их на время летних каникул и дома учился держать скорость, сводить и все то, что должен уметь диджей. Фонарь, я помню, научил меня вертушки настраивать, что тоже в этом деле играет очень важную роль. А те вертушки, которые стоят у меня в офисе, им уже под двадцать лет, наверное. Их мы как-то купили с Сергеем Тепляковым для своих мероприятий, и на которых я по-прежнему записываю все свои миксы и подкасты.

Первые свои вертушки (а всего у меня было где-то три комплекта) Technics, естественно бэушные, мне достались от Дэна. Дэну в свою очередь они достались тоже от кого-то, я думаю от Грува. Это были серебряные 1210 и они у меня пробыли года три, и потом, когда грянул в 1998 году кризис, мне их пришлось продать. Тогда у меня была критическая ситуация - нужно было платить за квартиру, а денег нет и не предвидится. А я тогда знал о том, что Шушукин тогда только начинал крутить пластинки и искал у кого бы купить вертушки. В итоге я ему звоню и говорю, мол, не нужны ли тебе Андрей вертушки? Он сначала недоверчиво переспросил, ну а потом купил. И хотя для меня это была драма, он меня тогда спас конечно. Интересно узнать куда он их дел, потому что они все-таки уже довольно старенькие были. Я помню, как в диджей-баре «Бублики», в мое отсутствие умудрились вывернуть тонарм так, что он встал вертикально.

А вообще я учился играть на проигрывателях «Вега». Там был уже какой-то свой питч с сильно плавающей скоростью, но он был какой-то настолько плавающий, что все мои первые миксы, которые попросил записать Зорькин, я записывал на адской скорости, и пластинки играли раза в полтора быстрее, чем им было положено. И когда я пришел впервые играть в «Relax», то на тамошних Technics у меня не свелась ни одна пластинка, потому что скорость там была абсолютно другая, и музыка звучала совершенно по другому. И я следующие две, наверное, вечеринки фактически учился сводить заново, на нормальной скорости. Это было в январе 1995 года. А уже чуть попозже я начал работать на «Станции», и там мне уже Дэн как-то походя, предложил купить у него вертушки.

О том, что диджеи играют на виниловых проигрывателях, я тогда не знал что это должны быть обязательно Technics, мне говорили мои друзья, что-то я слышал в программах Фонаря. При этом были еще видеоклипы, в которых мы всегда старались высмотреть то, что там диджеи делают с винилом, какие у него иглы, как он наушники держит. А вертушки в клипах обычно выглядели как небольшой космический корабль, где все крутится и мигает. Причем это ощущение у меня продержалось довольно долго. А сейчас они мне уже стали старым добрым другом. Хотя собственные вертушки у меня появились довольно поздно, где-то в 2004 году. До этого у меня стоял один проигрыватель Gemini, на котором я и прослушивал пластинки. Мне этого хватало. А так, я учился играть на ременном проигрывателе «Вега 109», который был соединен с пультом Gemini и вертушкой Gemini. Вот на этом комплекте я и тренировался. Первые Technics я увидел у своего друга, диджея Паши Кэша, который как-то купил себе красивые серебристые вертушки. Это было в 1994 или 1995 году. Очень часто я у него брал эти вертушки в аренду на вечеринки, за что до сих пор ему благодарен.

Большой популярностью у рыболовов всегда пользовался такой вид приманки, как блесны. В этом нет ничего удивительного, учитывая эффективность. Любая приманка создаётся для того, чтобы искусственные материалы максимально напоминали живых рыб. Но модели отличаются друг от друга по диапазону действия, основным особенностям.Во время проводки вертушки создают неповторимую игру.

Сами вертушки состоят из лепестков. Обычно они вращаются по своей оси. Необходимо создать определённое давление воды для того, чтобы привести вертушки в действие. Именно под этой силой начинается движение лепестка.

Щуку можно поймать практически на любую современную вращающуюся блесну. Но есть вертушки с более узкой специализацией, которые используются именно при и больше подходят этой рыбе.

О размерных характеристиках вращающейся блесны

Здесь есть несколько важных моментов:

  • Основные щучьи вертушки обозначаются номерами с первого по четвёртый. Есть и более мелкие размеры. Но улов на них вряд ли будет крупным. Разве что во время весны.
  • Угол отклонения лепестка – определяющий фактор для вида лепестка. Если быть точнее – его формы. Овальный или круглый лепесток считается наиболее эффективной для любой вращающейся блесны. Именно в этой форме лепесток отклоняется на максимальное расстояние. Таким образом, вертушки становятся более объёмными. Есть блесны в виде листка ивы, но они не позволяют добиться максимального результата.
  • Рабочая глубина тоже во многом зависит от угла отклонения. Проведение приманки у самого дна становится возможным благодаря большему углу, меньший пригодится в средней толще воды. Иногда щуку можно поймать и здесь.
  • Проводка может влиять на скорость вращения, количество оборотов. Скорость вращения увеличивается по мере того, как приманка проводится быстрее. Но многие знают, что при охоте на щуку быстрая проводка не всегда желательна. Важно, чтобы приманка осталась легкодоступной.
  • Необходимо проверить работоспособность приманки перед тем, как начинать действовать. Движение должно начинаться с первых оборотов.

Сколько может весить блесна?

Хороший вес приманки требуется всегда, когда ведётся охота на щуку. Ведь в этом случае без дальних забросов не обойтись. Можно работать с лёгкими приманками, но их непросто забросить именно на дальние расстояния. Многое здесь зависит от того, какое сейчас время года на дворе. Если охота на щуку ведётся весной – надо помнить о том, что рыба находится под берегом. Приманку бросать далеко не нужно. А вот осенью необходим хороший заброс, потому как добыча уходит достаточно глубоко.

Какие вертушки будут самыми уловистыми?

Приманки на щуку производятся многими фирмами, лидирующее положение в этой сфере занимает фирма Мепс (Meps).

Comet


Изначально эта блесна продвигалась в качестве эффективного инструмента для ловли форели. Спустя некоторое время удалось выяснить, что эта блесна фирмы Мепс успешно справляется со многими рыбами, обитающими в нашей полосе.

Когда приманка вращается, вокруг появляются вибрации. Они похожи на дрожащую рыбку, спасающуюся от хищника.

Блесна очень похожа на насекомое, благодаря яркой окраске с несколькими точками. Хищные рыбы всегда сначала питаются именно насекомыми, только потом переходят на мальков. На приманку такого типа они реагируют и в старшем возрасте. Comet от фирмы Мепс кроме веса отличается оттенком лепестка и цветом точек. Можно долго спорить о том, какой цвет больше подходит для ловли зубатой, но многие рыболовы считают, что синие «кометы» чаще приводят к поклевке.

Aglia Long


Во всём мире именно этой блесне приписывают самую высокую эффективность. Если проводка медленная, игра остаётся стабильной, угол отклонения равен 30 градусам. Блесна показывает себя лучше всего на средних глубинах. Эта приманка отлично ловит зубатую красавицу в различных водоемах и в разное время года.

Способы проводки

Стандартные заднеогруженные приманки проводятся медленно и ровно. Но блесну необходимо вести быстрее, если у щуки начался жор. Это позволит поймать больше рыбы за более короткий промежуток времени. Такие вертушки хороши тем, что позволяют работать практически в любых условиях. Обычно щуки стараются атаковать приманки, находящиеся над ними. Не получится поймать со дна хищницу летом, когда она стоит в полдна. Нужно выбирать такие изделия, которые идут в средних или верхних слоях воды, хотя проводка остаётся медленной.

Кембик, твистер или мушка – отличные украшения для устройств с задней огрузкой. Наибольшего эффекта можно достичь, если участок водоёма не очень глубокий. Лето и весна – лучшее время для этих приманок. Обычно проводка медленная, но в период жора разницы никакой абсолютно нет.

Несколькими способами можно подавать рыбе такой вид приманки, как блесна переднеогруженная, когда она крепится к джиг-головке.

На передней огрузке всегда можно заменить джиг-головку в зависимости от того, нужен больший или меньший вес. Летом и осенью это решение будет наиболее эффективным. Проводку можно выполнять по технике ступеньки.

Так называемая «ступенька» — один из возможных вариантов. Это джиговая разновидность проводки, применяется на реках и озёрах, где дно неровное, присутствуют перепады высоты.
Приманка всегда должна двигаться по правильной траектории, это самый важный показатель. Хищники скорее будут атаковать приманку, которая идёт плавно и равномерно. В данном случае траекторию движения необходимо создать в виде трапеции. Сначала приманка оказывается на дне, но потом её необходимо поднять коротким рывком, буквально на 10-15 сантиметров.

Следующий шаг – медленные обороты катушки, всего их должно быть 4-6. Спиннинг сохраняет стационарное положение. Затем подмотку лески прекращают. Приспособление продолжает вращаться, медленно опускаясь на дно. Необходимо сделать короткую паузу, когда оно будет достигнуто. После этого «ступенька» повторяется целиком.

Падение и горизонтальное движение блесны – условия, при которых ловля рыб тоже легко осуществляется. При ловле джигом нужен более тяжёлый груз, чем в данном случае. Ведь проводка должна быть медленной. Укороченная ступенька поможет справиться с добычей, когда рельеф дна часто меняется.

Теоретически, рыба, находящаяся у дна неглубокого омута, видит «играющую» около поверхности приманку снизу, на фоне неба, светлого в ясную погоду или темного в пасмурное или вечернее время. А это мешает различать цвета ее рабочего абриса, поскольку в любом случае рыба смотрит на приманку против света. При этом белые и светлые приманки как бы сливаются с небом, а темные, напротив, выделяются на его фоне.

Во время ясной, солнечной погоды непосредственные контакты блесны с рыбой в верхних горизонтах воды еще больше зависят от интенсивности света и его направления. Иногда настолько, что яркий свет заставляет рыбу отказаться от нападения или прервать его. Что гораздо реже и уже по другим причинам случается в тени берега или деревьев. Почему ясным утром спиннингистов и тянет с открытых мест к лесу, и тем сильнее чем выше поднимается солнце. В общем, свет, его направление и фон, на котором рыба видит «играющую» приманку - это вопросы, требующие особого внимания.

Светлое дно отражает часть света и создает более ясную обстановку, в которой рыба не только хорошо видит приманку, но и ведет себя значительно осторожнее, поскольку у большинства рыб брюшко белое, бока серебристые, а вот спинка - темная, почти черная. Эта окраска дана ей Природой и является защитной, наименее заметной. А у мелких рыб, ведущих придонный образ жизни, не только спинка, но и бока окрашены в цвета дна. К тому же рыба, придерживающаяся одних и тех же участков, имеющих определенную освещенность и цвет дна, сама приобретает соответствующую условиям окраску. По рисунку - такую же как у «соседей», но более темного или светлого тона. Например, рыба, пойманная на участке ручья с темным дном, где на берегах растут густые ели, заметно темнее той, которая ловится в местах со светлым дном и открытыми берегами. Что, кстати, дает повод подумать о привычке оседлых хищников к пище, обладающей местной окраской.

Натуральный корм рыб имеет естественные цвета, по большей части - защитные, маскирующие, т.е. позволяющие выжить в окружающей среде. Это касается и многих насекомых, но не всех: у некоторых окраска нарочито яркая, предупреждающая, что они ядовиты и опасны. Однако попав в воду, они также становятся добычей рыбы. Что в какой-то мере служит логичным основанием для применения ярко окрашенных приманок. Хотя существует научная точка зрения, что ни один цвет как таковой вообще не существует. А есть лишь поверхности или вещества, которые мы называем красками, отражающие из всего спектра, скажем, зеленый, желтый или какой-то другой цвет. Либо весь спектр - как, например, зеркало или кормящаяся у струи «белая» рыба, бок которой иногда не хуже отражает свет солнца. Что так же является природной защитной окраской - и эффективно работает. Например, у некоторых мелких рыб, кажущихся в воде полупрозрачными, или у полосатых «водянистых» окуньков, практически незаметных на фоне редких водорослей.

Теперь представим, что когда приманка движется «на рыбу» - она демонстрирует ей максимальный диаметр своего «игрового» абриса (рисунок, возникающий во время «игры») и его цвет. Разумеется, при благоприятном свете, рыболовным идеалом которого принято считать тихую, пасмурную погоду (с редким, если повезет, моросящим дождем), когда свет имеет равномерный характер. Тогда и места ловли, и направление движения приманки не ограничены положением солнца. Поравнявшись с рыбой, «вертушка» показывает свой рабочий абрис и рисунок уже с боку. В таком положении известная форелевая приманка BlackFury с желтыми точками на черном поле и медным лепестком очень похожа на рябенькое, пестро окрашенное насекомое. То есть - на нечто живое, движущееся и обладающее защитной окраской. С весьма привлекательной в то же время желто-красной бусинкой, расположенной перед крючком.

Миновав рыбу, вращающаяся блесна предоставляет ей возможность наблюдать себя сзади. Откуда уже не видна цветная сторона лепестка и вообще ничего интересного, кроме общего абриса, создающего «вертушке» объем, и бусинки, напоминающей крупную икринку, и крючка, который может быть снабжен цветным кембриком или «мухой», что, конечно, представляет для рыбы более привлекательное зрелище, чем хоть и золотистый, но голый тройник. И это, заметьте, часто происходит в самые горячие моменты преследования, переходящего затем в атаку и хватку. Из чего следует, что в такое напряженное время нападающая рыба вполне удовлетворяется скромным зрелищем тыла работающей «вертушки», и здесь, обратите внимание, уже не фигурирует цвет лепестка. Хотя ведущий преследование хищник активно пользуется зрением, потому что знающая об этом жертва (настоящая) старается сбить его с толку, выпрыгивая из воды, т.е. исчезая из виду. На что хищная рыба может ответить тем же - и повторить следом ее маневр. И что случалось неоднократно наблюдать в Природе, причем и во время ловли «вертушками», которые так же, как живая добыча, вдохновляли хищников на столь решительные, а значит - достаточно мотивированные действия.

Вращение «вращалок» и колебания «колебалок»

Вращение как способ работы – используется всего в нескольких более или менее самостоятельных видах рыболовных приманок. Таких как девоны или турбинки с грузом и двумя лопастями. А также в позабытых плоских турбинках с несколькими лопастями и схожих с ними пропеллерах, используемых даже на перьевых приманках с джиг-головками. Еще и в спиннербейтах, где задействован лепесток «вертушки», и в воблерах-грузах с переднерасположенным лепестком. Кажется, ничего не забыл.

Способ повторяющихся колебаний, давно знакомый человеку из Природы, стал широко известен в связи с массовым применением колеблющихся блесен. И несколько позже подтвердил свою популярность с появлением воблеров и «резины», буквально заполонивших современный рыболовный рынок. Однако надо отметить, что воблеры как объемные рыболовные приманки известны человеку давно. Что только подтверждает сохранившееся пока изготовление их из дерева, хотя многие модели уже миновали стадию производства из пенопласта и теперь делаются полыми из разных сортов пластмасс, что, на мой взгляд, безвозвратно лишает некоторые плавающие разновидности легкости и естественности поведения во время неравномерной проводки. Впрочем, это не умаляет их главное достоинство - на них прекрасно «ловятся» сами рыболовы.

Но вернемся к «вертушкам» - и, не теряя времени, отметим, что принцип вращения никем в воде не используется как естественный способ движения. Мне, по крайней мере, ничего такого не вспоминается. Обычно все, кому надо, применяют колебательные движения - например, хвостом из стороны в сторону, вверх и вниз или плавниками вперед и назад. В общем, если кто-то желает плыть или просто двигаться в воде, ему приходится от нее, воды этой, так или иначе отталкиваться. И вращаются для этого разве что винты рыболовных моторных лодок. И вот «вертушки», которые, как мы теперь видим, занимаются имитацией... имитации, то есть с помощью вращения имитируют колебания - традиционный способ движения в воде. В свою очередь тоже являющийся имитацией движений живущих там существ.

Любопытно? Тогда продолжим. Так вот, самое важное при этом - частота имитируемых колебаний. Поскольку с увеличением скорости проводки колеблющейся блесны мы, конечно, можем получить возрастание частоты ее колебаний, но вместе с тем увеличивается и риск повергнуть ее во вращение. Поэтому с помощью вращающихся блесен мы получаем недоступные колеблющимся блеснам более частые колебания при обычной скорости проводки. А точнее - их имитацию, создаваемую посредством вращения.

Хочется добавить, что у таких разных, на первый взгляд, приманок много общего. И прежде всего то, что колеблющиеся блесны не колеблются в чистом виде, а используют для этого примерно половину окружности, которую всякий раз и проходят, но, в отличие от «вертушек», в обе стороны. Поэтому настоящими «колебалками» можно считать только... воблеры и «резину», у которых колебания происходят «как положено».

О внешности и поведении приманок

Поведение блесны или другой спиннинговой приманки в воде - дело рукотворное. Часто называемое теперь анимацией - действием, где спиннингист сравнивается с кукловодом, а куклой, куда он «вдыхает жизнь», является приманка. Но следует помнить, что ее поведение - это не просто движение, поскольку для привлечения рыбы приманка должна перемещаться определенным образом. И если условия, в которых она находится, изменчивы (струя, суводь, заводь, переходящие друг в друга), ее движение также должно изменяться, оставаясь похожим на естественное поведение тех живых существ, которых она имитирует.

Вот мы и подошли к главному, т.е. к движению не как таковому, а к адресному движению-имитации. Другими словами - к имитации, направленной на создание неких «образов», по ряду причин привлекательных для рыбы. Но в чем может состоять эта привлекательность и каковы ее причины?

Если попытаться ответить на этот вопрос коротко, то следует сказать, что они, прежде всего, в естественности и уместности, по моему мнению. В общем, в сочетании движения, размера, цвета и, опять же, времени и места появления приманки.

О времени - чуть подробнее, поскольку в нем заключается время суток, года, а так же уместность используемых приманок относительно временного цикла имитируемых пищевых объектов - допустим, насекомых или мальков. К примеру, было бы неверно в светлый летний день предлагать приманку, имитирующую кого угодно или, что тоже случается, саму себя среди относительно ровного, открытого участка дна, в удалении от всяческих укрытий. Что может быть оправданно поздним вечером или ночью, если, например, участок обладает особенностями, позволяющими корму накапливаться на нем за день – такими, как слабое течение, небольшие неровности дна, полосы ила и т. д.

В некоторых ситуациях начальная реакция рыбы на движение приманки - это инстинктивный интерес, вынуждающий ее приблизиться к источнику движения для проведения своего рода исследования, основанного на ранее полученном опыте, который может оказаться и отрицательным (сходы, уколы о крючки). А рыба способна обучаться, иначе она не сумела бы выживать. Положительный опыт – это, вероятно, вся кормовая база, знакомая ей со времени появления на свет. И плюс - очень полезная для нас рыболовов, врожденная способность рыбы проявлять любопытство с целью расширения своей кормовой базы - опять же, для того, чтобы выжить. Ведь до некоторых пор, скажем, она никогда не встречала на своем жизненном пути тесто с анисовым маслом или приготовленную специальным образом манную кашу, к которым, тем не менее, потом весьма пристрастилась. Что, подчеркиваю, обусловлено законом выживания в изменяющихся условиях - и, к слову, свойственно не только рыбе.

Так вот, в результате существования этой способности мы имеем возможность предлагать рыбе не только копии, близкие к уже знакомому ей, реально существующему корму (в нахлысте), но и достаточно приблизительные имитации (в спиннинге). И, что не менее важно для производителей и продавцов - яркие фантазийные приманки.

Остается добавить, что такая особенность рыбы распространяется и на движение приманок. И это уже много лет подтверждается практикой, доказывающей, что ловля на натуральные приманки (снасточки), на близкие к оригиналам движущиеся копии и ловля на спиннинговые имитации имеют достаточно похожие возможности.

Однако не следует забывать, что все хорошее хорошо лишь в меру. Поэтому определенные рамки естественности, т.е. схожести приманок с натуральным кормом - не являются лишними.

О циклах

Мы упомянули о циклах в поведении и жизни корма рыб. Но сама рыба и ее жизнь тоже подчинена определенным циклам. Например, полный цикл - от появления из оплодотворенной икры до половозрелого возраста и далее до естественной гибели. Годовые циклы - с весенним икрометанием, летним кормлением (изложение, конечно, произвольное), осенним жированием и уходом на зимовку, чтобы весной начать все с начала. А так же суточные циклы - как правило, с утренним и вечерним периодами активного кормления и т. д.

Причем циклы хищных рыб непосредственно связаны с циклами их основного корма. Поэтому, скажем, щука и окунь держатся мест скопления мальков и мелкой рыбы. Что напоминает поведение волков, следующих за мигрирующими стадами северных оленей. А также, если продолжить эту мысль, и зависимость количества песцов в тундре от количества их основного корма – леммингов: много лемминга - на следующий год много песца.

Весенние циклы поведения рыбы отличаются от летних или осенних. Поскольку зависят и от изменяющегося поведения корма, у которого собственные жизненные циклы.

Все это продолжается испокон веков, хотя в «мышлении» рыбы заложена и определенная гибкость, позволяющая приспосабливаться и выживать во время перемен. Что мы, как уже говорилось, охотно используем в своих целях. Однако в стабильных условиях такой природный механизм работает достаточно ровно. Почему же иногда случается, что какая-то приманка, уловистая еще две недели назад, вдруг становится невостребованной? А рыба более-менее ловится на другие приманки. Или, опять же, после вроде бы недолгого перерыва никак не удается подобрать к речке «ключик», хотя рыба в ней по-прежнему присутствует. Но не ловится, вернее - не хочет постоянно ловиться на одно и то же и в одних и тех же местах. Почему? Надеюсь, теперь это будет чуть понятнее.

На это, кстати, оказывают влияние и многие другие факторы, беспрестанно изменяющиеся в своих циклах. Например, погода - ведь рыба живет «дома», в Природе, имеющей свои известные и малоизвестные циклы. Это мы появляемся там на ограниченное время и спешно пытаемся постичь ее устройство. Или даже не пытаемся, а «просто ловим рыбу».

Крючки, или главное в уловистой снасти

Мы все хорошо знаем вращающуюся блесну AgliaLong от Mepps , которая, безусловно, является одной из лучших приманок. С AgliaLong мало что сравнится при ловле окуня. И, конечно, она увереннее всех «меппсов» ведет себя на течении - благодаря небольшому углу вращения и если еще расположена впереди свинцовая головка, похожая на ту, что используется при ловле на меппсовский же Lusox , но не сменная и гораздо меньшего размера. Такая конструкция почему-то не продается у нас, но на самом деле давно существует. Когда я впервые увидел и даже подержал в руках блесну AgliaLong тогда было невозможно. Существовал другой путь: изготовить понравившуюся блесну самому. Я это понимал - и потому очень внимательно рассмотрел сделанный в Японии первый номер AgliaLong , запоминая особенности конструкции. А они явно имели место быть, как говоривал один мой знакомый. Прежде всего - удивлял вытянутый, почти плоский лепесток доселе невиданный ни у какой другой приманки. И, конечно, тисненый геометрический рисунок, придававший ему полуматовый вид.
Что послужило в дальнейшем основным требованием при выборе материала, которым, в конце концов, стал листовой мельхиор, где-то добытый моими коллегами. Форма и размеры лепестков были выбраны произвольно, на глазок, и воплощены в двух шаблонах соответствовавших, по моему мнению, первому номеру и нулевому, который я, правда, никогда не видел.

В общем, в результате немалой и разнообразной работы, включающей свинцовое литье в собственноручно изготовленную форму, Long с головками и без них поступил к нам с друзьями на вооружение. И оказался приманкой добычливой и универсальной: на него, особенно на «наш» № 0, хорошо ловилась самая разная рыба. И все бы отлично, если бы одновременно с уловистостью Long ’а мы не столкнулись с проблемой, решить которую оказалось не по силам - крючки, что приходилось на нее ставить, приводили в уныние. Потому как рыбу, хватавшую приманку, требовалось подсекать и выводить, а это задача уже не лепестка и груза. Одним словом, рыба сходила и очень часто, причем именно с нужных «нашему» №0 отечественных тройных крючков №5, обладавших жутко плохим качеством: почему-то один из крючков этого тройника обязательно был таков, что его жало даже не имело смысла точить. А некоторые партии носили сизый оттенок перекала - и просто ломались при нагрузке. В общем, для обладателя приманки с такими крючками ловля рыбы и ее вываживание становились двумя отдельными задачами.

Сейчас эта актуальная в прошлом проблема почти забыта. Хотя есть, конечно, и не лучшие крючки, но им, поверьте, далеко до тех, что были когда-то. Однако при ловле осторожной, быстрой и сильной рыбы на хорошие уловистые приманки не следует отодвигать роль крючков на второй план. Потому что, как только задача приманки будет выполнена, в дело вступят крючки, и тогда именно они станут тем первым, самым важным звеном цепи, которая соединит вас с рыбой. Поэтому не экономьте на качественных крючках для уловистых приманок - и они вас не подведут.

Средства от зубов

Во многих некрупных речках и даже ручьях, впадающих в озера и реки, наряду с другой рыбой присутствует и щука. В ручьи она, как правило, заходит весной и остается до осени. С чем так или иначе приходится считаться или... безвозвратно терять приманки. И вот приходится идти на осознанную порчу «игры» легких приманок - ставить поводок.

Единственные факторы, смягчающие это вынужденное условие - возможность выбирать длину и диаметр поводка. И определять степень его необходимости - конечно, если удается правильно оценить обстановку или визуально контролировать каждый заброс. То есть определять время, когда щука пассивна или отсутствует в местах ловли, а значит - в поводке нет необходимости. Например, мне часто приходилось в дневное время без поводка ловить голавля там, куда к вечеру подходила щука - и «садилась» на мои уже защищенные приманки. Или в ручьях при ловле накоротке случалось замечать поднимающуюся со дна омутка щуку, срочно выводить приманку из-под удара, ставить поводок - и уже безбоязненно соблазнять хищницу приглянувшейся ей блесной. Но, конечно, были и утраты приманок, особенно при относительно дальних забросах, когда факт хватки определялся исключительно через спиннинг, а его последствия - по срезанной зубами леске.

Обычные поводки изготавливаются из гитарных или балалаечных струн диаметром 0,11 - 0,15 мм. И «особые» - из проволоки толщиной примерно 0,3 мм. Их длина может быть разной - от 5 до 12 см. И применяются они в зависимости от мощности снасти и местных условий, т.е. к леске диаметром 0,24 мм, предназначенной для «экстрима», больше подойдет «особый» поводок. Благодаря диаметру проволоки он даже при значительной нагрузке меньше деформирует привязанную к нему леску. Необходимо иметь набор поводков различной длины и диаметра.

Относительно небольшая, на первый взгляд, длина поводков является достаточной для щук обыкновенных размеров. Однако неприятности, которые может доставить зубастая щучья пасть, зависят не только от величины ее обладательницы - наибольшие потери приманкам наносят щуки-травянки. Из названия уже ясно, что они невелики и держатся в основном в траве, в водорослях. Хотя в ручьях иногда выбирают позицию для засады в углублениях подмытых берегов, среди прибрежных коряг или в местах перепадов глубины и расширений русла. Их атаки быстры и проводятся на следующую мимо приманку с короткой дистанции, поэтому выдернуть блесну из опасной зоны, если даже все происходит на ваших глазах, очень трудно. В некоторых случаях они промахиваются - вероятно, и по причине бесстрастного поведения блесен, или берут излишнее упреждение - и нападают уже не на приманку и защищающий ее поводок, а на леску. И тогда режут ее слабо ощутимым образом - можно сказать, почти без участия рыболова. Леска словно сама освобождается от блесны, которая под собственным весом отправляется на дно, и еще хорошо, если там мелко и чисто. Хотя в большинстве откусываний приманок спиннингист принимает самое активное участие. Поскольку в обычных условиях щука часто атакует «вертушку» сбоку или под углом к направлению ее движения, после чего, разумеется, закрывает свою пасть. На что спиннингист отвечает подсечкой, разворачивая рыбу «по ходу» - и леска, которой больше некуда деваться, отправляется по щучьим зубам, чтобы образовать естественную в таких обстоятельствах прямую между приманкой, застрявшей в приоткрытой от боли пасти и «тюльпаном» спиннинга. Окажись этого мало - щука принимается упираться и мотать головой. При отсутствии поводка и везения («вертушка» зацепилась в край пасти) эти действия ждет только один финал. Если же поводок имеется, то небольшая щука способна «встать на хвост» - и, тряся головой с широко открытой пастью, освободиться от приманки, которая, случается, отлетает на пару метров. Известное и проверенное средство против такого «приема» - без промедления опустить вершинку спиннинга к воде, лишь только леска быстро пошла в сторону.

Приманка, атакованная вдогонку, может быть как бы предварительно схвачена рыбой, либо почти проглочена. Здесь все зависит от ситуации и размера - приманки и самой рыбы. Поэтому иногда мы обнаруживаем крючок своей блесны, впившимся в челюстную кость или же зацепившимся в области жабр. Причем настолько глубоко, что снаружи остается лишь короткий кусок поводка, спасшего ситуацию.

Надо заметить, что в зависимости от того, как щука засекается на определенные приманки, может быть сделан выбор необходимой длины поводка. Но для этого придется собрать статистические данные.

Учитывая немалую ценность для нас уловистых «вертушек», надо признать, что «тема щучьих челюстей» действительно важна. Поэтому хочется подробнее рассказать об одном не совсем обычном эпизоде.

Считается, что способность вращающихся блесен привлекать рыбу обусловлена несколькими общеизвестными факторами. А благодаря тому, что блесны являются механическими устройствами, эти факторы можно видеть, слышать и трогать руками. Что позволяет изменять или даже создавать их по своему усмотрению. Для чего, тем не менее, необходимо ясно представлять конечный результат.

Наша вертушечка… та самая, с грузилом и сердечником. Это именно та приманка, с которой начинали свой путь многие спиннингисты. Долгое время вертушка была самой универсальной приманкой, на нее ловил каждый, и особой нужды в воблерах и твистерах не испытывал. Ловили на вертушку практически любую хищную рыбу - от окунька до глубинного великана (сома), а слово «спиннинг» у каждого непременно ассоциировалось с вращающейся блесной .

А затем из-за океана к нам пришли силиконовые приманки, а вместе с ними стали обретать популярность у рыболовов и воблеры. И многие рыболовы начали приобщаться к нашим заокеанским гостям. Для многих вертушка была хорошей приманкой только в самом начале своего рыболовного стажа, а затем эти рыболовы стали больше увлекаться ловлей на другие приманки. И возвращаются они теперь к вертушке все реже и реже. Подхватывают их пыл и рыболовные издания, в которых предпочитают описывать способы ловли на новые приманки.

Вертушка там и рядом не стоит по количеству написанного материала. И теперь о твистере или воблере рыболову известно гораздо больше, чем о какой-то железке.

Для меня же вертушка всегда оставалась одной из любимых приманок.

Нет, конечно, я также увлекаюсь и другими приманками, особенно люблю джиггинг, но вертушку реже использовать не стал. И даже не могу точно сказать, какая из приманок самая лучшая. Многие рыболовы свято уверены в превосходстве какой-то одной, но это их мнение очень далеко от правды. Как правило, такие рыбачки толком и не знакомы с другими приманками, просто «к этой» у них душа лежит.

На самом же деле все приманки полезны, и время от времени каждой из них может болезненно не хватать на рыбалке. Например, при выезде на незнакомый щучий водоем придется тащить с собой весь арсенал воблеров, но так и не найти подходящего. А можно взять обыкновенную вертушку, и наловить без проблем щучек 1-2 кг, к тому же, зацепов меньше будет. Хочу сказать, что вертушку незаслуженно обделили вниманием, в хороших руках это отличная приманка, пригодная для самых разнообразных условий. Вот сейчас мы и поговорим о возможностях обыкновенной вертушки, и как она вас выручит на рыбалке.

При ловле вертушкой, как и при ловле любой другой приманкой, со временем рыболову открываются ее новые свойства, порой даже весьма неожиданные. С каждой рыбалкой узнаешь ее новую особенность, открываешь для себя новый вариант проводки, новую тип заброса и т.д. И так любая приманка, на первый взгляд простая и примитивная, превращается в надежного друга и помощника. Вот о ее реальной помощи и будем говорить. Никакой вам лирики, только факты - кого ловить, где и кого. Расскажу о реальных ситуациях, которые со мной происходили. Ну а для начала о самих вертушках .

Самая популярная фирма, производящая вертушки - это Mepps . Мы не будем вникать в тонкости их производства, просто констатируем тот факт, что большинство рыболовов покупает вертушки именно этой фирмы. Наверное, не последнюю роль здесь играет и цена приманки.

Кроме того, эти приманки очень удобны тем, что отличаются высокой повторяемостью от образца к образцу. Купив одну такую вертушку и освоив ловлю ей на рыбалке, знайте, вы освоили не одну блесну, а целую модель. О других вертушках, а тем более о воблерах такое не всегда получается сказать. Теперь после обрыва вам не нужно подстраиваться под новый образец.

Теперь немного критики в адрес вертушек. Например, многие не любят воблеры, так как два тройника очень способствуют частым зацепам. Но, кажется, все было бы ничего, если бы цена воблеров была пониже. Вертушки тоже цепляются, и долго в своих коробках не живут. В тех же озерах при ловле щуки рыболову нужно привыкать к их частым потерям. Точно так же, как и воблеры, вертушки очень боятся травяных зарослей, и ловля щуки порой может принести рыболову такие убытки, что он позавидует карпятникам. Хотя, карпятникам и без этого есть чему завидовать, а вот если сравнивать вертушки с воблерами, то разница в количестве обрывов будет незначительна. В пользу вертушек, естественно. Расстраиваться не нужно, так как частые потери - это обыкновенное дело для новичка. С опытом вы будете уверенно проводить вертушку в самых труднодоступных местах, а каждая потерянная будет возмещаться вам рыбой.

Ну а на первых порах лучше приобрести для вертушек хороший отцеп. Неплохо зарекомендовали себя отцепы фирмы «тритон» . Такие отцепы позволяют рыболову доставать приманку из самых разнообразных мест. Ведь вертушку поджидают не только «естественные» опасности - коряги, заросли, камни, но и старания некоторых рыбачков, больших любителей быстрой ухи - сети и другие плетеные снасти. Вот последние - это настоящая проблема. Если при зацепе за куст мощность лески еще позволит выдернуть из него жмут водорослей, то при столкновении с сеткой у вас два варианта - или обрыв, или вы вытаскиваете сетку из воды. Если, конечно, эта сетка по дороге еще за что-нибудь не зацепится.

Чтобы читатели случайно не запутались, немного остановлюсь на конструкции и характеристиках блесен с грузилом-сердечником. Заодно не будем дальше мучаться с аргументацией. Итак, характеристика блесен зависит от таких вещей, как форма лепестка, вес сердечника, и способ крепления этого лепеска к арматуре. По способу крепления лепестка различают два типа блесен. Первый - лепесток крепится к арматуре посредством дужки. И второй - лепесток имеет специальное отверстие, через которое проходит арматура. Такие блёсна более популярны, как in-line, то есть, «в одну линию».

Блесна первого типа, в свою очередь, делятся на три основных вида. По крайней мере, если смотреть на модели фирмы Mepps.
Это Aglia Long, Comet и Aglia . Все они относятся к тем блеснам, у которых лепесток вращается на дужке. А все эти названия означают определенный угол отклонения лепестка от оси при вращении. То есть, отклонение сердечника блесны. Так, самый большой угол отклонения имеют блесны Aglia. Промежуточное значение имеют блесны Comet, а Aglia Long - наименьший угол отклонения.

Благодаря разному углу отклонения каждая блесна при проводке ведет себя неодинаково. Чем больше угол отклонения лепестка, тем больше его сопротивление при проводке. Особенно интересную форму имеют лепестки блесен типа in-line. Верхняя часть лепестка таких блесен выгнута в противоположную сторону, относительно основной части лепестка. Этот выгиб служит своеобразным антикрылом, который стабилизирует вращение. Ведь наклон основной части слишком велик для равномерного хода блесны, а благодаря верхнему выгибу достигается равномерность при проводке.


Эти три вида блесен - Comet, Aglia и Aglia Long, имеют также и разную форму сердечника. Так, у блесен с лепестками Aglia (№4, №5) или Aglia Long (от №3 до №5) сердечник внешне похож на личинку насекомого. Кроме того, он довольно тяжел, у остальных блесен сердечник весит меньше. У блесен меньшего размера - Comet, или тех же Aglia и Aglia Long, только меньших номеров, сердечник выполнен из латуни, имеет, как правило, цилиндрическую форму. Блесны же типа in-line имеют свой вид сердечника. Он выполнен из того же материала, что и у блесен меньших размеров - латуни, но только уже в виде капли.

Такое разнообразие форм лепестков, а также их сердечников, делает вертушки очень универсальными приманками. Нужную приманку можно подобрать практически для любых условий, будь это водоем с глубиной 5м, или полметра, будь это озеро, или горная речка с бурным течением, в дождь или зной, идеальная приманка найдется всегда. Ну а теперь поговорим о самой ловле на вертушки.

Итак, описываю первую жизненную ситуацию. Предстояло нам однажды рыбачить на маленькой узенькой речушке, которых предостаточно в любой области любой страны. Ширина такой речки не превышала 15 метров. Такие речки встречаются везде, вот только в разном состоянии. Часто рука человека такие небольшие симпатичные речки превращает в сточные канавы, где не то что рыбу ловить, руки споласкивать не хочется. Средняя глубина речки равнялась полтора метра, хотя имелись в достаточном количестве ямки поглубже - 2-3 метра. Берега этой речушки поросли кустарником, камышом, крапива встречается. По поверхности воды плавают кувшинки. Так как за речкой все же люди старались следить, она превратилась в отличное место для небольших щук. Щучки здесь небольшие - 1-2кг, при большой доле везения можно выудить и здешнего крокодила - 3-3.5кг, некоторым удавалось. Самая лучшая рыбалка получается тогда, когда вода в речке прозрачна, и отчетливее видна игра приманок. То есть, весной и осенью. В эти времена года щука наиболее активна, и при хорошем вооружении и стабильном клеве запросто можно наловить до 20 щучек за день. Словом, на место прибыли, теперь к ловле.

Снасть собрана, перед глазами уже открытая коробка с блеснами. Нужно выбрать подходящую блесну, и рука произвольно тянется к наименьшим - вертушкам №2, №3. Кажется, на такой мелкой и узкой речушке логично выбирать что-то полегче и поменьше. Это действительно так, но не при осенней (или весенней) ловле щуки.

Вот теперь мы переходим к особенностям ловли щуки на вертушки, и я вам расскажу, почему мелкие вертушки в данном случае лучше не использовать.

Особенности ловли щуки на вертушки

Во-первых, давайте вспомним характер щуки. Рыба очень жадная, если у нее перед носом проплывет какая-то живность, она ее обязательно схватит. А мы ловим сейчас не просто щуку, а активную щуку. И в это время даже 300-граммовый щуренок готов разорвать в клочья на первый взгляд огромную блесну. Например, Aglia Long №5. Мне часто случайно попадались щучки на воблер, который не намного меньше их самих. Этот аппетит щуки нам поможет, главное понимать, что такая ее жадность - обыкновенное дело.

Второе. Хорошей рыбалке могут помешать условия ловли. Часто приходится мириться с тем, что стоянка щуки находится на солидном расстоянии от рыболова. И провести приманку в том месте, где мы увидели ее бросок, не всегда возможно. Больше скажу, так в большинстве случаев и происходит. Даже в этой речушке мне часто приходилось наблюдать броски щуки у противоположного берега, а вот забросить туда приманку мешали прибрежние заросли камыша и тростника, наверняка зацеп случился бы. Нам придется вести приманку на значительном расстоянии от щуки. И именно поэтому нам нужны хорошо видимые и хорошо слышимые приманки, чтобы привлечь хищника на расстоянии 10 метров.

В третьих. Крупная вращающаяся блесна - это увесистая и компактная приманка. Благодаря этим свойствам мы можем ее забросить далеко и точно. Мы не имеем проблем с ветром, который снесет легкую вертушку, и она плюхнется на воду в метре-двух от нужного места. Это очень важно, когда рыбачить приходится в прибрежни зарослях, когда как раз и нужна хорошая меткость заброса. А прибрежние заросли - самое привлекательное щучье место. Пользуясь своим опытом, скажу, что щука там есть всегда. Если щука вообще есть в водоеме, то в первую очередь она сидит в прибрежних зарослях и ждет проплывающих мальков. И очень часто так случается, что самым уловистым оказывается как раз то место, к которому вплотную не подберешься.

И четвертое, большая вращающаяся блесна - это хорошо управляемая приманка. Ее лепесток при вращении создает очень мощное сопротивление. И благодаря этому сопротивлению рыболов отлично чувствует приманку, ощущает, где она находится. Это позволяет проводить приманку в самых трудных местах, минуя лабиринты препятствий и легко выводя ее при необходимости то к поверхности воды, то опуская к самому дну. Рыбалка становится интереснее, а пик выброса адреналина рыболов испытает во время щучьего удара. Это надо ощутить. Легкой приманкой управлять сложнее, здесь нужно подбирать сверхлегкое удилище, чтобы так же чувствовать приманку.

Многие рыболовы не мыслят рыбалки без поляризационных очков. И при ловле в такой речушке при прозрачно воде можно собственными глазами наблюдать ход приманки, подход к ней щуки и момент удара. А также своевременно вносить коррективы.

Мелкие вертушки пригодны больше для других способов ловли. Хотя ту же щуку на них можно ловить вполне успешно. Просто, пользуясь ее природной жадностью, проще применить вертушки покрупнее. Мелкие вертушки будут более полезны на руках покрупнее, там, где нашей добычей может стать не толькощука, но иокунь,судак, и дажеязьсжерехом. Ловля на вертушки очень увлекательна, эта приманка имеет ничуть не меньше интересных свойств, чем воблеры или силикон.

В этой статье мы остановились на применении вертушек в водоеме с небольшой глубиной и рассмотрели особенности вертушек только в этих условиях. В дальнейшем мы еще вернемся к вертушкам, и я расскажу вам, как вам помогут вертушки на более крупных реках, как привлечь с их помощью крупного окуня или судака, как спровоцировать на атаку голавля и многие другие особенности этой приманки. Ни в коем случае не убеждаю вас отказываться от любимых воблеров, виброхвостов и прочих приманок. Но не забывайте, что вертушки тоже много чего могут.



mob_info