Что нужно знать для олимпиады по биологии. Подготовка к олимпиадам по химии и биологии. Физиология человека и животных

План подготовки учащихся к олимпиаде по биологии

Цели и задачи подготовки к олимпиаде:

    выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;

    создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии;

    пропаганда научных знаний

Фактические, понятийные и теоретические знания, подлежащие изучению при подготовке к олимпиаде:

    знание основных биологических терминов, понятий, законов, теорий, касающихся организации, индивидуального и исторического развития живых систем на всех уровнях организации;

    знание химического состава живых систем;

    знание особенностей строения и жизнедеятельности клеток, организмов, экоси­стем, биосферы;

    знание основных форм размножения и особенностей индивидуального развития клеток и организмов;

    знание особенностей процессов обмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов, круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

    знание общих принципов наследования признаков организмами

    знание основных закономерностей изменчивости организмов, особенностей про­явления и значения в эволюционном процессе;

    знание экологических факторов, экологических ниш организмов, их взаимоотно­шений в биоценозе,

    знание доказательств, движущих сил, направлений эволюции организмов.

Умения классифицировать и систематизировать

    распознавать основные систематические группы организмов по их описанию;

    устанавливать признаки усложнения организмов.

Умения применять биологические знания, используя алгоритмы:

    устанавливать нуклеотидную последовательность в ДНК и РНК,

    устанавливать типы скрещивания и решать генетические задачи;

    составлять схемы цепей питания.

Умения устанавливать причинно-следственные связи между:

    строением и функциями органоидов клетки;

    особенностями строения и образом жизни организмов;

    средой обитания и приспособленностью организмов

    факторами и результатами эволюции.

Умения распознавать и определять, сравнивать и сопоставлять:

    распознавать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности различ­ных типов клеток, организмов;

    распознавать и сравнивать типы и фазы деления клеток;

    сравнивать и сопоставлять различные виды биоценозов,

    сравнивать и сопоставлять различные пути и направления эволюции;

    распознавать и сравнивать признаки усложнения основных групп организмов,

    определять и сравнивать ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации в различных группах организмов.

Системные, интегративные знания и умения

    знание сущности биологических явлений, их закономерностей;

    умение устанавливать межпредметные связи с курсом химии, географии;

    умение оценивать последствия деятельности человека в природе

    умение выделять общее и главное для характеристики процессов и явлений

Формы работы:

  1. Индивидуальные консультации

    Практические работы

    Решение олимпиадных заданий

    Просмотр видеоиллюстраций

    Работа с электронными учебниками и ресурсами Интернет.

Блоки содержания, подлежащие изучению

Признаки живых организмов

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Система органического мира

Организм и окружающая среда. Экология

Цитология

Биология как наука. Методы научного познания

Многообразие и эволюция живой природы

Микробиология и биотехнология


Электронные учебники:

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Человек. 8 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 10 класс

    Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Общая биология. 11 класс

    Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. «Просвещение»

Интернет-ресурсы

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.

2. Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.

3. Региональный сайт всероссийской олимпиады школьников (Московская область) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

И другие…

Видеокассеты

    Современный Гуманитарный университет. Видеоиллюстрации по следующим курсам биологии:

    Животные

    Анатомия и физиология человека

    Общая биология

    Экология

Список литературы:

    Андреева И.И., Родман Л.С., Ботаника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КолосС, 2003. – 528 с.: ил. (Учебники и учебные пособия для студентов высш. учеб. заведений).

    Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ –М.; Дро­фа, 1998 и другие переиздания.

    Биологический энциклопедический словарь /Гл. ред. М.С.Гиляров – М.:Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с., ил., 29 л. Ил.

    Дмитриева Т.А., Кучменко B.C. и др. Биология: Сборник тестов, задач и заданий. 9 -11 кл. -М.: Мнемозина, 1999 и другие переиздания;

    Драгомилов В.Н., Маш Р. Д. "Биология. VIII класс. Человек", –М.: Вентана-Граф, 1997 и другие переиздания;

    Захаров В. Б., Сонин Н. И. "Биология. Многообразие живых орга­низмов. 7 класс", М.: Дрофа, 1998 и другие переиздания;

    Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11кл.
    –М.; Дрофа, 2001 и другие переиздания;

    Каменский А. А.. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. "Введение в об­щую биологию и экологию. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, –М: Дрофа, 2006 и другие переиздания;

    Колесов Д. В. и др. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Константинов В. М. и др. "Биология. Животные. 7 класс", –М.; Вен­тана-Граф, 1999 и другие переиздания;

    Латюшин В. В., Шапкин В. А. "Животные. 7 класс". –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Лукин Е.И. Зоология. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Агропромиздат, 1989. – 384 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)

    Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: в 3-х т.: пер. с англ./под ред. Р.Сопера – 3-е изд., - М.: Мир, 2001.

    Мамонтов С. Г., Захаров Б. Н., Сонин Н. И. "Биология. Общие зако­номерности. 9 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. / Д.К.Беляев, Н.Н.Воронцов, Г.М.Дымшиц и др. Под ред. Д.К.Беляева. –М.: Просвещение, 1998-2002 и другие переиздания;

    Общая биология. 10-11 кл. для шк. углуб. изуч. биол. Под ред. А.О. Рувинского. –М: Посвещение, 1997 – 2001 и другие переиздания;

    Сонин Н. И. "Биология. Живой организм. 6 класс", –М.: Дрофа, 1997 и другие переиздания;

    Сонин Н. И., Сапин М. Р. "Биология. Человек. 8 класс", –М.: Дрофа, 2000 и другие переиздания;

    Пасечник В.В., Калинова Г.С., Суматохин С.В. Биология 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2008.

    Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В Ботаника для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение:, 1996. – 224 с.: ил

В программе дано распределение по разделам и темам, имеется список литературы для учащихся и учителя.

I . Биология и научный метод

Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Научный метод. Применение биологических знаний. Живые системы подчиняются физическим и химическим законам. Биогенез. Клеточная теория. Теория эволюции органического мира. Генная теория. Процессы метаболизма происходят с участием ферментов. Биохимические реакции находятся под контролем генов. ДНК - главный носитель генетической информации. Витамины - предшественники коферментов. Гормоны регулируют функции клеток. Взаимоотношения между организмами и окружающей средой.

II . Строение и функции клеток.

Молекулярная основа жизни . Характерные особенности живых организмов. Вещество и энергия. Строение вещества. Строение атома. Химические соединения. Органические соединения. Углеводы. Липиды (жиры). Стероиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Химические связи. Физические свойства составных частей клетки. Клетки и ткани . Клетки. Методы изучения клеток. Энергия. Движение молекул. Скорость диффузии. Обмен материалами между клеткой и окружающей средой. Ткани. Ткани животных. Ткани растений. Системы органов. План строения тела и симметрии. Обмен веществ в клетке . Химические реакции. Катализ. Ферменты. Свойства ферментов. Локализация ферментов в клетке. Механизм действия ферментов. Факторы, влияющие на активность ферментов. Дыхание и энергетические отношения. Окисление молочной кислоты. Окисление янтарной кислоты. Цикл лимонной кислоты. Окисление жирных кислот. Гликолиз. Пентозофосфатный путь. Окисление аминокислот. Система переноса электронов. Динамическое состояние компонентов клетки. Процессы биосинтеза. Специальные типы обмена веществ. Биолюминсценция.

III . Мир живых организмов. Растения.

IV . Мир живых организмов. Животные

Низшие беспозвоночные . Основы классификации животных. Тип простейшие. Тип губки. Кишечнополостные и гребневики. Тип плоские черви. Системный уровень организации. Высшие беспозвоночные. Проблемы, связанные с жизнью на суше. Кольчатые черви. Членистоногие. Общее строение тела членистоногих. Классы членистоногих. Эндокринная регуляция линьки у ракообразных. Метаморфоз насекомых. Полет насекомых. Общественные насекомые. Поведение членистоногих. Моллюски. Иглокожие. Тип полухордовые. Тип хордовые . Оболочники. Бесчерепные. Позвоночные. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Земноводные, или амфибии. Лягушка. Пресмыкающиеся, или рептилии. Птицы. Млекопитающие.

V . Строение тела

Кровь. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и перенос кислорода. Жизненный цикл эритроцитов. Перенос кислорода у других животных. Лейкоциты. Защитные функции лейкоцитов. Жизненный цикл лейкоцитов. Тромбоциты. Свертывание крови. Болезни крови. Группы крови. Переливание крови. Система кровообращения . Кровеносные сосуды. Сердце. Сокращение сердца. Узловая ткань. Сердечный цикл. Тоны и шумы сердца. Электрические явления, связанные с сокращением сердца. Приспособление работы сердца к физической нагрузке. Пути циркуляции крови в организме. Кровообращение плода и изменения, наступающие после рождения. Скорость течения крови. Кровяное давление. Заболевания сердца и сосудов. Лимфатическая система. Кровообращение у других животных. Дыхание и газообмен . Прямое и непрямое дыхание. Строение органов дыхания у человека. Механика процесса дыхания. Количество воздуха, обмениваемого при дыхании. Состав альвеолярного воздуха. Газообмен в легких перенос кислорода кровью. Перенос углекислоты кровью. Асфиксия. Регуляция дыхания. Происхождение и эволюция легких. Дыхательные приспособления у других животных. Пищеварение . Ротовая полость. Глотка. Микроскопическая анатомия пищеварительного тракта. Пищевод. Желудок. Тонкая кишка. Печень. Поджелудочная железа. Всасывание пищи. Толстая кишка и прямая кишка. Заболевания пищеварительного тракта. Химия пищеварения. Механизмы стимуляции пищеварительных желез. Пищеварительные системы других животных. Обмен веществ и питание . Основной обмен. Вещества, служащие источниками энергии. Обмен углеводов, жиров и белков. Другие компоненты пищевого рациона. Витамины. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины. Антиметаболиты. Пищевой рацион. Выделение . Почти и мочевыводящие пути. Образование мочи. Регуляторная функция почек. Вещества, содержащиеся в моче. Заболевания почек. Выделительные приспособления у других животных. Кожа, кости и мышцы - органы механической защиты и локомоции. Кожа. Скелет. Типы передвижения. Скелетные мышцы. Типы мышечного сокращения. Биохимия мышечного сокращения. Сердечная мышцы и гладкие мышцы. Мышцы низших животных.Нервная система . Нейроны. Нервный импульс. Мембранная теория проведения возбуждения. Передача в синапсе. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Электрическая активность мозга. Сон. Психические болезни и неврозы. Периферическая нервная система. Рефлексы и рефлекторные дуги. Мышление, память и научение. Вегетативная нервная система. Нервная система низших животных.Специализированные рецепторы - органы чувств . Процесс восприятия раздражения. Ощущения. Локализация раздражений. Кожная, кинестетическая и висцеральная чувствительность. Химические чувства - вкус и обоняние. Зрение. Глаз человека. Химии зрения. Дефекты зрения. Ухо. Чувство равновесия. Эндокринная система . Эндокринные железы. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Островки Лангерганса. Надпочечники. Гипофиз. Семенники. Яичники. Эстральный и менструальный циклы. Плацента. Другие эндокринные железы. Взаимодействия эндокринных желез. Феромоны. Инфекционные болезни, иммунитет и аллергия . Каким образом микроорганизмы вызывают болезнь? Защитные средства организма. Иммунологические реакции. Иммунологическая толерантность. Повышенная чувствительность. Антибиотики. Пути распространения микроорганизмов. Некоторые распространенные инфекционные болезни.

VI . Процессы, связанные с размножением

Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение у животных. Размножение у человека. Зародышевые оболочки. Плацента. Роды. Питание грудного ребенка. Эмбриональное развитие . Типы яиц. Дробление и гаструляция. Образование мезодермы. Развитие нервной системы. Развитие формы тела. Развитие сердца. Развитие пищеварительного тракта. Развитие почки. Регуляция процессов развития. Уродства и аномалии развития. Возникновение близнецов. Изменения, связанные с окончание внутриутробной жизни. Хромосомная теория наследственности . Развитие генетики. Хромосомы и гены. Митоз. Мейоз. Сперматогенез. Овогенез. Гены и аллели. Моногибридное скрещивание. Фенотип и генотип. Вероятностные отношения. Неполное доминирование. Определение генотипов. Законы Менделя. Взаимодействие генов. Множественные факторы. Множественные аллели. Сцепление и перекрест. Генетическое определение пола. Сцепленные с полом и зависимые от пола признаки. Инбридинг и аутбридинг. Структура и функции генов. Молекулярная структура хромосом. ДНК как передатчик генетической информации. Химический состав ДНК. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и Криком. Что такое ген? Генетический код. Синтез ДНК. Репликация. Транскрипция кода - синтез информационной РНК. Типы РНК: информационная, рибосомная и транспортная РНК. Синтез специфической полипептидной цепи. Связь между генами и ферментами. Гены и дифференцировка. Управление синтезом белков; концепция оперона. Изменение генов - мутация. Летальные гены. Пенетрантность и экспрессивность. Наследственность человека. Вероятностные законы. Генетика популяций. Цитогенетика человека. Наследование физических признаков. Наследование умственных способностей. Наследственность и среда. Изучение близнецов. Евгеника.

VII . Эволюция

Основы и теории эволюции . История развития эволюционных концепций. Теория естественного отбора. Популяции и генофонды. Дифференциальное воспроизведение. Мутации - сырой материал для эволюции. Сбалансированный полиморфизм. Адаптивная радиация. Видообразование. Происхождение видов путем гибридизации. Прямолинейная эволюция. Происхождение жизни. Основные законы эволюции.Палеонтологические доказательства эволюции . Палеонтология. Геохронологическая таблица. Ранние геологические эры. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра. Живые доказательства эволюции . Данные систематики. Данные морфологии. Данные сравнительной физиологии и биохимии. Данные сравнительной эмбриологии. Данные генетики. Данные биогеографии. Биогеографические области. Эволюция человека . Приматы. Ископаемые приматы. Человекообезьяны. Ископаемые обезьянолюди. Ископаемые представители рода. Ископаемые и живые представители вида. Развитие культуры. Современные человеческие расы.

План подготовки учащихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии.

Направления деятельности

Мероприятия

Календарные сроки

Ответственные

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

сентябрь

Учитель биологии,

Теоретическая подготовка.

    Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Теоретические основы общей биологии.

8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

3 нед. октября

4 неделя октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

2 нед. января

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

библиотекарь, учащийся

учащийся, учитель биологии, учитель информатики.

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».

3-4 нед. января

1 нед. февраля

2 нед. февраля

3-4 нед. февраля

1-2 нед. марта

3-4 нед. марта

Учитель биологии,

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.

3. Развитие логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.

1-2 нед. апреля

3-4 нед. апреля

1-2 нед. мая

Апрель-май

Учащийся

Учащийся

Учащийся, учитель информатики.

Учитель биологии, учащийся.

Примерные задания при подготовке к олимпиадам.

Например . Обычно плодовые деревья стараются вырастить так, чтобы у них была большая крона: чем она больше, тем больше урожай. Однако сразу возникает проблема: широко раскинувшиеся ветви не выдерживают тяжести плодов и ломаются. Чтобы этого не произошло, ставят различные подпорки. Но это, в свою очередь, осложняет доступ к деревьям и почве под ними, подпорки могут повредить кору, да и сама их установка требует немалых затрат времени и материальных ресурсов. Как быть?

Задачи конструирования предполагают создание такой конструкции биологической системы, которая позволяет улучшить требуемый параметр этой системы при заданном принципе ее действия. Зона поиска в этом случае уже, и процесс решения можно начинать с применения системных методов поиска, например построения "дерева целей".

Например. Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду в буквальном смысле по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.

Изобретательские задачи могут быть сформулированы в общем виде следующим образом: "Дана биологическая система для выполнения некоторой функции; эту систему надо усовершенствовать, но при улучшении ее параметра А ухудшается параметр Б. Как быть?" Эти задачи целесообразно решать с помощью методов логического поиска, например алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Например. Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться, пока она приблизится - опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?

Исследовательская задача - включает некое явление, которое необходимо объяснить, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед учащимся стоит вопрос: "Почему? Как происходит?"

Например. Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих медвежат одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?

Например. Предполагается, что очаг инфекционного заболевания домашних животных находится в окрестностях города. Как определить точный ареал инфекции?

Например . Известно, что в пещерных водоемах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

В горах, если собаки-спасатели находят замерзшего, то две из них ложатся по бокам потерпевшего, а остальные стремглав несутся к людям и ведут их к найденному путнику. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его, если же это не удается, то вызывают на помощь людей. Своей мировой славой сенбернары обязаны, прежде всего, собаке Барри, которая спасла 40 человек. Как собаки находят людей?

Подготовка к олимпиадам

по биологии

Учитель биологии

МОУ «МГМЛ»

Магнитогорск

Введение. 2

1. Теоретическая подготовка. 3

1.1. Работа с текстами. 3

1.2. Работа с таблицами. 6

1.3. Задания на соответствие. 11

2. Практическая подготовка. 14

2.1. Ботаника. 14

2.2. Зоология. 19

2.3. Анатомия. 28

Введение

Олимпиады по биологии позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению базового учебного предмета «Биология». Олимпиада даёт возможность заинтересовать широкий круг учащихся и популяризовать биологические знания.

Олимпиада является одной из форм внеклассной работы . Первый отборочный тур проводится на школьном этапе, а затем на уровне района, города и т. д. Поэтому одной из главных задач олимпиады является выявление наиболее способных школьников и их подготовку к разным этапам олимпиадного движения. Предлагаемое пособие могут использовать учителя биологии и учащиеся, интересующиеся биологией и самостоятельно готовящиеся к олимпиаде.

Задания, проверяющие степень информированности учащихся по биологии;

Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития;

Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска.

Олимпиада школьников по биологии проводится на основе общеобразовательных программ основного общего образования и включает теоретические и практические туры.

Теоретический тур олимпиады направлен на проверку общебиологических знаний как основы научной картины мира, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы по следующим разделам:

- «Биология – наука о живой природе»;

- «Клетка как биологическая система»;

- «Организм как биологическая система»;

- «Многообразие организмов»;

- «Человек и его здоровье».

Практический тур для всех участников олимпиады может включать задания по морфофункциональной характеристике биологических объектов и выполнение экспериментального задания. На практическом туре учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфофизиологическое и морфофункциональное описание биологических объектов, приготавливать микропрепараты, проводить простейшие эксперименты, при этом учитывается техника проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, обоснование полученного результата.

Олимпиада по биологии позволяет оценивать качество подготовки учащихся по предмету и выявлять одаренность её участников.

1. Теоретическая подготовка

1.1. Работа с текстами

1.

Снаружи листа находится кожица, образованная … (1) тканью. В основном кожица состоит из крупных бесцветных клеток. Другие клетки имеют хлоропласты и расположены парами, образуя …(2). Изменение их формы приводит к образованию - …(3) щели, через которую происходит газообмен. Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из …(4) ткани. Мякоть листа пронизана жилками, в строении которых различают ткани: … и … (5,6). Они выполняют функции опоры и передвижения питательных веществ.

2. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Верхушка корня покрыта корневым чехликом, образованным … (1) тканью. Основное его значение - …(2) молодых клеток корня. Следующие зоны - …(3) и …(4) обеспечивают рост корня в длину. Они состоят из клеток … (5) ткани. В зоне всасывания происходит поглощение из почвы воды с растворенными минеральными веществами. Процесс всасывания осуществляют вытянутые клетки - …(6). В зоне проведения находится осевой цилиндр, обеспечивающий проведение полезных веществ в побег и придающий прочность корню. Осевой цилиндр образуют ткани: …(7, 8).

3. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид).

На полях с плохой почвой можно встретить удивительный организм, который иногда ошибочно называют «елочкой». Предки его были огромными деревьями, жившими на нашей планете много миллионов лет назад и дошедшие до нас в пластах каменного угля. Описываемый организм имеет длинные корневища и стебель, состоящий из члеников с неразвившимися листьями. Ранней весной у него появляются колоски со спорангиями. Вскоре весенние побеги отмирают, и вместо них появляются летние побеги с многочисленными мелкими зелеными листьями.

4. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Транспорт веществ в растительном организме происходит по… (1) тканям. Эти ткани пронизывают все растение, соединяя основные вегетативные органы – корень,… и …(2,3), а также цветки и плоды. Вода с растворенными минеральными веществами передвигается от корней к побегу по слою - …(4). Ее главные проводящие элементы, которые называют…(5), представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток без поперечных перегородок между клетками. Органические вещества передвигаются от листьев к корням по …(6).

5. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Различают три основных типа видоизмененных побегов: клубень,… и …(1,2). Как и на любом другом побеге в строении клубня картофеля выделяют стебель, на котором расположены…(3) и…(4), иначе их называют бровки и глазки. В видоизмененном стебле накапливаются запасные питательные вещества. Для клубня картофеля основным запасным веществом является…(5). Способ размножения картофеля клубнями принято считать…(6), так как в размножении не принимают участие половые клетки (гаметы).

6. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова .

Почка – зачаточный …(1). Снаружи почки обычно располагаются…(2), которые защищают ее от высыхания и механических повреждений. Осевая часть внутреннего строения представлена…(3). На этой оси находятся…(4), а в их пазухах можно различить…(5). Почки, из которых развиваются побеги с листьями, называют…(6), а почки, из которых формируются соцветия,-…(7).

7. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Семя фасоли снаружи покрыто плотной … (1). Она предохраняет от высыхания и повреждения остальные части семени. Под ней располагается … (2). Основной запас семени фасоли содержится в …(3). Между ними находится зародышевый корешок, … и … (4,5). В отличие от семени фасоли у зерновки пшеницы основной запас питательных веществ находится в …(6), который образуется при слиянии спермия с …(7).

8. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.

1. Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.

2. Укажите функцию ядра в растительной клетке. Каким образом она связана с основной функцией ткани? Приведите пример.

9. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

По совету известного ученого натуралиста Карла Линнея в Швеции в 18 веке были созданы цветочные часы. По ним определяли время в зависимости от того, какие цветки раскрыты. В 5 часов свои лепестки раскрывали цветки козлобородника, а в 12 часов ночи закрывались цветки кактуса.

a. Почему разные цветки раскрываются в разное время суток?

б. Какие процессы жизнедеятельности растения обеспечивают движение лепестков околоцветника?

10. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь, обоснуйте свой ответ, выделите признаки принадлежности к конкретной систематической группе .

Море – естественная среда обитания этих животных. Характерная особенность всех животных данной систематической группы – наличие стрекательных клеток, содержащих ядовитую жидкость. Таким оружием животные пользуются и для защиты и для нападения. Описываемый организм относят к одиночным формам, хотя близкие его родственники образуют гигантские колонии и даже рифы. Тело животного радиально симметрично и более чем на 90% состоит из воды. Его купол, или зонтик, может достигать 40 сантиметров в диаметре. На нижней стороне зонтика расположено ротовое отверстие, вокруг которого свисают длинные ротовые лопасти. Пищеварение осуществляется в кишечной полости. Окраска купола розоватая, в средней его части крестообразно расположены половые железы.

11. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип \ отдел, отряд \ семейство, вид).

Это весьма своеобразные морские животные. Их большое обтекаемое тело покрыто пухом, а под кожей расположен толстый слой жира. Летать и быстро бегать они не могут, зато превосходно плавают и ныряют. Передние конечности их приспособлены к водному образу жизни и видоизменены в ласты. На суше они передвигаются на задних конечностях или скользят по льду на брюхе. Опорой для органов тела является внутренний костный скелет, особенностью которого можно считать наличие киля и развитость грудной мускулатуры. Возможность обитания в суровых полярных условиях обеспечивается теплокровностью и сложно устроенной центральной нервной системой. В период размножения самка откладывает яйцо, которое насиживает стоя, держа его на лапах и прикрывая сверху брюшной складкой.

12. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Это особая разновидность соединительной ткани, представляющая собой жидкость белковой природы. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Кроме жидкой части, в ней можно обнаружить форменные элементы, образующиеся в специальных узлах. Основное значение этих форменных элементов заключается в защите организма от чужеродных микроорганизмов. Движется эта жидкая ткань по особым незамкнутым сосудам. Сосуды соединяются в грудной проток, впадающий в полые вены большого круга кровообращения, и загаданная ткань включается в состав крови.

13. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком органе идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Данное биологическое образование прочно сращено с костью. Основное значение его заключается в обеспечении роста костей в толщину и срастания костей при переломах. Сквозь живые клетки этой биологической структуры проходят нервы и кровеносные сосуды в полости костей.

14. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Этот орган есть только у млекопитающих. Он разделяет грудную и брюшную полости. У новорожденных в связи с более горизонтальным расположением ребер купол его более выпуклый, а у пожилых людей он сильно уплощен. Данный орган участвует в акте дыхания вместе с мышцами живота. Купол, обращенный выпуклой поверхностью в сторону груди, уплощается во время вдоха, увеличивая объем грудной клетки. Через отверстие в этом органе проходят кровеносные сосуды, нервы и пищевод. Волокна органа способны сокращаться и расслабляться.

1.2. Работа с таблицами

Заполните таблицы, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графах могут повторяться.

1. Сравните животных, относящихся к классам Двустворчатые моллюски и Малощетинковые черви.

Признаки сравнения

Тип Моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

Тип Кольчатые черви

Класс Малощетинковые черви

Представитель

Отделы тела

Покровы тела

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Словарик: 1. Дождевой червь 2. Рот 3. Поверхность Глотка 5. Кожно-мускульный мешок 6. Мантия 7. Беззубка 8. Зоб 9. Кишечник 10. Жабры 11. Раковина 12. Незамкнутая 13. Две почки 14. Нога 15. Членики 16. Замкнутая 17. Туловище 18. Парные выводные трубочки в сегментах Сифоны 20. Желудок

2.

Признаки сравнения

Речной рак

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Почки 2. Кожа 3. Глаза 4. Окологлоточное нервное кольцо 5. Головогрудь 6. Хитин 7. Наружный 8. Орган слуха 9. Мочеточники 10. Жабры 11. Незамкнутая 12. Конечности 13. Головной мозг 14. Усики 15. брюшко 16. Клоака 17. Внутренний 18. Орган осязания 19. Туловище 20. Спинной мозг 21. зеленые железы 22. Орган обоняния 23. Голова 24. Замкнутая 25. Брюшная нервная цепочка 26. Легкие 27. Мочевой пузырь

3. Сравните животных типов Членистоногие и Хордовые

Признаки сравнения

Отделы тела

Конечности

Кровеносная система

Дыхательная система

Нервная система

Выделительная система

Словарик : 1. Сухая кожа без желез 2. Носовые отверстия 3. Головогрудь 4. Легкие Узлового типа 6. Хитин 7. Наружный 8. Замкнутая 9. Шея 10. Почки 11. Членистые конечности – 4 пары 12. Гортань 13. Выделительные трубочки 14. Хвост 15. Роговые чешуи 16. Мочевой пузырь 17. Незамкнутая 18. В форме нервной трубки 19. Голова 20. Клоака 21. Бронхи 22. Передние и задние конечности 23. Брюшко24. Мочеточники 25. Внутренний 26. Туловище 27. Трахея (трахеи).

4. Сравните животных, беспозвоночное и позвоночное, обитающих в пресном водоеме

Признаки сравнения

Речной рак

Речной окунь

Отделы тела

Покровы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Жабры 2. Замкнутая 3. Зеленые железы 4. Внутренний 5. Почки 6. Кожа 7. Хитин 8. Слизь 9. Незамкнутая 10. Наружный 11. Кости и хрящи 12. Глаза13. Окологлоточное нервное кольцо 14. Головной мозг 15. Усики – органы обоняния16. Внутренне ухо 17. Мочеточники 18. Чешуя 19. Спинной мозг 20. Головогрудь21. Мочевой пузырь 22. Хвост 23. Брюшная нервная цепочка 24. Туловище 25. Боковая линия 26. Брюшко 27. Органы вкуса 28. Голова 29. Членистые конечности 30. Плавники

5. Сравните животных, беспозвоночных и позвоночных, освоивших воздушную среду обитания

Признаки сравнения

Майский жук

Конечности

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Глаза 2. Головной мозг 3. Трахеи (трахея) 4. Незамкнутая 5. Легкие 6. Внутренний 7. Передние конечности 8. Хитин 9. Три пары членистых конечностей 10. Усики – органы обоняния и осязания 11. Спинной мозг 12. Перья 13. Задние конечности 14. Замкнутая 15. Носовая полость 16. Надкрылья 17. Кожа 18. Наружный 19. Окологлоточное нервное кольцо 20. Среднее ухо 21. Гортань 22. Кости и хрящи

23. Брюшная нервная цепочка 24. Внутреннее ухо 25. Воздушные мешки

26. Вестибулярный аппарат 27. Перепончатые крылья

6. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Словарик: 1. Отсутствует. 2. Желудок. 3. Выделительные трубочки в сегментах тела. 4. Замкнутая. 5. Зоб. 6. Туловище. 7. Рот. 8. Хорда. 9. Хвост. 10. Жаберные щели. 11. Глотка. 12. Вся поверхность тела. 13. Членики. 14. Пищевод. 15. Плавники. 16. Печень. 17. Узлового типа. 18. Кишечник. 19. Нервная трубка. 20. Кожа. 21. Слизь.

Признаки сравнения

Дождевой червь

Ланцетник

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Нервная система

7. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Сравните свободноживущие организмы, относящиеся к типу Кишечнополостные и Плоские черви.

Признаки сравнения

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Представитель

Симметрия

Число слоев, образующих тело

Покровы тела

Пищеварительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Белая планария 2. Диффузная (сетчатая) 3. Головной нервный узел 4. Два нервных ствола 5. Двусторонняя 6. Пресноводный полип гидра 7. Радиальная 8. Два 9. Три 10. Рот 11. Кишечная полость 12. Глотка 13. Эктодерма 14. Кожно-мускульный мешок 15. Чувствительные клетки эктодермы 16. Два глаза 17. Клетки энтодермы 18. Кишечник 19. Осязательные лопасти.

8. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика.

Отдел головного мозга

Особенности строения

Продолговатый мозг

Мозжечок

Средний мозг

Промежуточный мозг

Большие полушария мозга

Словарик: 1. Четверохолмие 2. Регуляция работы эндокринной системы 3. Поддержка равновесия Доли: затылочная, височная, лобная, теменная 5. Регуляция сердцебиений и дыхательных движений 6. Гипофиз 7. Регуляция работы вегетативной нервной системы 8. Похож по строению на спинной мозг 9. Анализ всей информации, получаемой от органов чувств 10. Регуляция движений тела в пространстве 11. Регуляция глотания, слезоотделения, кашля, чихания 12. Червеобразное Гипоталамус 14. Регуляция ВНД 15. Кора больших полушарий 16. Регуляторные рефлексы, возникающие под влиянием зрительных и звуковых импульсов 17. Два небольших полушария

9. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Вегетативная нервная система

Части ВНС

Строение

Воздействие на организм

Симпатическая

Парасимпатическая

Словарик: 1. Ускорение работы сердца. 2. Расположение рефлекторных центров в головном и спинном мозге. 3. Переход организма из активного состояния в критической ситуации в состояние покоя. 4. Расположение нервных узлов вдоль спинного мозга. 5. Расширение кровеносных сосудов. 6. Расширение зрачков. 7. Расположение рефлекторных центров в спинном мозге. 8. Замедление процесса пищеварения. 9. Блуждающий нерв. 10. Замедление сердцебиений. 11. Мобилизация работы всего организма в критических ситуациях. 12. Ускорение процессов обмена веществ. 13. Расположение нервных узлов вблизи или внутри иннервируемых органов. 14. Сужение просвета кровеносных сосудов. 15. Усиление секреции пищеварительных соков. 16. Усиление потоотделения.

Гайтон А., Холл Дж., Медицинская физиология . Практический учебник по физиологии ежегодно приводит в замешательство большинство участников оригинальностью заданий. Чтобы успешно решать такие задачи, надо иметь хороший багаж теоретических знаний и эрудиции. Данная книга, несмотря на большой объем, читается легко и иногда дает даже избыточную для олимпиады информацию (но мы-то знаем, что на теоретическом туре избыточных знаний не бывает!).

Рупперт Э. Э. Зоология беспозвоночных. В 4 томах . Единственный доступный современный учебник по зоологии беспозвоночных, который действительно ведет диалог с читателем, а не просто дает факты в энциклопедической форме. Вдобавок здесь есть информация и о методах современной классификации, и кладистики, без которой сложно усвоить систему живого мира.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных . Мой самый любимый учебник по зоологии позвоночных: эволюционный подход и рассмотрение материала не по классам животных, а по системам органов.

Зитте П., Вайлер Э. В., Ботаника. В 4 томах . По-немецки строгий и качественный учебник ботаники. Он широко освещает темы, которыми зачастую пренебрегают (или дают в малом объеме) другие пособия: физиология, филогения, популяционная биология и экология растений. К сожалению, информации об анатомии и морфологии недостаточно для практических туров.

Олимпиада Всероссийская олимпиада по биологии Школьный этап стартует в сентябре

Соревнование для 5-11 классов с лабораторными экспериментами. Победители и призеры получают льготы при поступлении

Биология

Льюин Б. Гены, Клетки . База знаний по современной молекулярной биологии, клеточной биологии и биохимии. Такие энциклопедические книжки не следует читать перед самой олимпиадой, лучше за полгода-год. Стоит добиться не знания всех белков и их функций в клетке, а некоего общего понимания логики внутриклеточных процессов: метаболизма, передачи и реализации наследственной информации, транспорта и сигналинга, а остальное вам подскажут/расскажут в заданиях.

Кюнель В. Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии, Фаллер А., Шюнке М. Анатомия и физиология человека . Все, что может потребоваться в вопросах гистологии и анатомии. Анатомия Фаллера – качественная цветная книга, которая не углубляется в тонкости бугорков на костях и латинские названия, а дает понимание связей функций и структур в удобной форме. В конце каждой главы есть краткое содержание, что делает очень простым повторение материала в ночь перед соревнованием.

Watson J. D. Molecular biology of the gene . Прекрасный современный учебник молекулярной биологии от звездной персоны в мире науки. Это была первая книга о «молекулярке», которую я прочитал, и я до сих пор об этом не пожалел.

Futuyma D. Evolution . Эволюция, по моему мнению, самая сложная тема в биологии для понимания и изучения, и эта книга действительно непроста в усвоении. Но те, кто осмелятся ее открыть, найдут в ней и палеонтологию, и биогенез, и генетику, но, в основном, множество графиков, таблиц и гистограмм.

Michael T. Madigan Brock Biology of Microorganisms . Вдумчивое прочтение этой книги может заменить учебники по молекулярной биологии, биохимии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, основам медицинских знаний и эпидемиологии. Все темы, хоть как-то связанные с микроорганизмами, прекрасно рассказаны и проиллюстрированы.

Peter H. Raven Biology of Plants . Данный учебник ничем не лучше русскоязычных по количеству информации, но читать его стоит хотя бы ради иллюстраций жизненных циклов различных растений и грибов.

Интернет-ресурсы

Биомолекула . Самый научный среди научно-популярных ресурсов русского интернета. Здесь можно найти новости науки и дайджесты журналов, обзоры и спецпроекты, и даже статью за моим авторством.

Элементы большой науки . Сайт, следить за которым должен каждый. Здесь публикуются даже не новости, а пересказы новых громких научных работ, и еще множество всего.

Батрахоспермум . Дерзкий журнал научной направленности для любознательных и приятных людей с чувством юмора. Авторские статьи из этого журнала читаются с огромным интересом, и совсем не требуют тяжелых мыслительных усилий для понимания. При этом журнал освещает многие необычные и уникальные темы, о которых вы, скорее всего, больше нигде не услышите.

Издательство: Минск: Аверсэв

Год: 2014

Формат: pdf

Пособие по биологии для углубленной подготовки «» подойдет для одаренных школьников, проявляющих наибольший интерес к предмету.

Подготовка к олимпиаде по биологии

Структурно пособие состоит из нескольких разделов. Первый раздел - задания, рекомендуемые для подготовки к олимпиадам. Он включает тесты, сгруппированные по категориям. Первая категория - это тесты с одним правильным ответом. Обычно при проведении олимпиад аналогичные задания включают в часть А теоретического тура. В пособии они сгруппированы по разделам биологии.

Вторая категория - вопросы, требующие нестандартного (математического) обозначения правильного ответа. Здесь представлены задания двух типов. Первый тип - определение правильности предложенных высказываний (утверждений). Верные утверждения обозначаются знаком «+», неверные - знаком «-». Второй тип - решение неравенства, где между двумя утверждениями необходимо поставить знак «>», «<» или «=».

Третья категория - практические задания. Обязательным элементом здесь является практическая (экспериментальная) работа, а также такие теоретические задания, решение которых требует умений применять знания в нестандартной ситуации. Успех выполнения заданий практического тура зависит от навыков работы в лабораторных условиях, использования в исследовательской деятельности оптических приборов, умений наблюдать и фиксировать ход эксперимента, пользоваться определительными таблицами, анатомировать биологические объекты, изготавливать срезы, а также от неукоснительного следования инструкциям, в которых описан алгоритм выполнения работы. Задания, отмеченные в пособии звездочкой, заимствованы без изменений из различных источников.

ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО

Никогда не думал, что буду заниматься биологией. Просто в голову не могло прийти. Я учился в обычной средней школе, без особого труда получал пятерки, воевал со всеми подряд в классе, чтобы не быть белой вороной, и все равно ей оставался. К седьмому классу конфликт утих, но это было уже не важно – мама отвела меня на подготовительные курсы в лицей. Я хотел поступать в гуманитарный класс: мне казалось, что нужно становиться юристом или адвокатом, чтобы зарабатывать хорошие деньги…

Короче говоря, меня отдали учиться на медика. Из подготовительных курсов больше всех помню учительницу по биологии: Дмитриеву Ольгу Ивановну. Она бегала по классу говорила: представьте, что я инфузория-туфелька! Раздавала нам тесты, где каждый свой ответ нужно было комментировать, быстро проверяла и объявляла: “Всем 2”. Причем с таким запасом юмора, что даже после десятого отправления переделывать всю работу у нас оставалось желание, все-таки сделать этот тест. Вступительные экзамены я сдал все на 5ки и только по биологии было 4. Впрочем, следующие два года до десятого класса мне больше нравилась химия и кролики на даче, чем ботаника с анатомией. Хотя биология наступала во все оружии. Инфузория Туфелька (мы так и продолжали за глаза звать Ольгу Ивановну) каждый урок вела по-разному, занималась с нами проектной деятельностью, и остальными педагогическими прелестями, мы ездили на конференции, защищали свои собственные экспериментальные работы. Но к олимпиадам она относилась прохладно. И как говорится, ВДРУГ я занял первое место на областной олимпиаде. А, это, как известно, означает, что можно ехать дальше на зональную олимпиаду и там всех побеждать, а потом и на всероссийскую. Мечтам не было предела. Областная олимпиада состояла из вопросов на размышления. Поэтому все силы я бросил на подготовку своей мыслительной машины: внушал себе аутотренингом, что я всех обыграю, что мои мысли мои скакуны, а память безгранична.
Закончилось это жутким расстройством: никаких вопросов на размышления не было. Были тесты, в которых половину слов я не понимал. И практический тур, где тоже было все худо: ну как обычный ребенок, хоть и в десятом классе может знать всех рептилий, птиц, млекопитающих, а еще и растения, да причем в лицо, и кстати по латыни?! Помню, еще там был плазмолиз и хроматография – их я худо-бедно поставил. Короче говоря, я был восемнадцатым. И тогда я решил, что так не годится. Кроме того, Господин Случай бросил к нам в почтовый ящик еще до олимпиады школьную газету, в которой рассказывалось про новый факультет в МГУ – Факульет биоинженерии и биоинформатики. Как я хотел туда поступить!..
А поступить туда можно было даже без экзаменов, если победить во всероссийской олимпиаде.
Грядущее лето я себе отменил, обманом пробрался в областную библиотеку и выписал все нужные книги на мамин читательский.

СТРАШНОЕ ЛЕТО

Чем занимаются летом нормальные люди? Ясное дело, что отдыхают. Чем занимался я? Готовился к олимпиаде. У меня в запасе было дней 250 и каждый день был на счету. Как я уже говорил, я вывез половину областной библиотеки по биологии. (Ну если быть точным: 4 книги по генетике, 2 по зоологии беспозвоночных, 3 по зоологии позвоночных, 2 по цитологии, 3 по физиологии, 3 по ботанике, 2 по экологии, 1 по геоботанике, 3 по анатомии, 3 по биохимии). Еще я докупил книгу по молекулярной биологии. Итого 27 книг. Их нужно было прочитать, законспектировать и выучить. Я назначил себе подъем на 9, отбой на 23, было отведено время на еду, а остальное) – на подготовку.
За лето я одолел половину книг, до октября закончил все. В результате у меня получилось 20 девяностолистовых тетрадей конспектов и куча споров с моей учительницей по биологии: я спорил с ней почти по каждому вопросу на уроке. В конце концов меня освободили от занятий по биологии.
Дальше была городские олимпиады по биологии, экологии и химии. Набравшись наглости я занял все первые места. А дальше было что-то.

МАМА ПРОТИВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Я занял на областной олимпиаде не первое, а второе место. Это означало, что ни на зональную олимпиаду, ни на всероссийскую я не поеду. Причем эта история попахивала тем, что первое место продали. Я продолжал готовиться к олимпиаде, повторял конспекты, а мама названивала в наше областное министерство образования. До самого последнего дня они тянули, говорили, что кто поедет на зональную олимпиаду еще не известно… За день до выезда на зональную олимпиаду выяснилось, что меня в списках нет. Родители отправили меня после скандала с министерством за свои деньги.

Чтобы поехать на всероссийскую олимпиаду нужно на зональной было попасть в восьмерку первых. Я был четвертым, первое место нашей области на последнем.

В МАЙКОПЕ

Всероссийская олимпиада проходила в Майкопе. Тетушка, которая сопровождала меня свято верила в мои способности, и надеялась хотя бы на предпоследнее место. Я поселился в комнате с мальчиком из 9 класса, которого мы со вторым соседом тайно прозвали Лось и десятиклассником, с которым мы ехали в одном купе в поезде (бывают ведь совпадения). С ним мы быстро сдружились. Правда он временами курил чай, временами возвращался навеселе с расширенными зрачками, но каждый сам решает, как жить.

После теоретического тура у всех был упадок настроения, каждый считал свои баллы, слышались крики из соседнего окна: «Пацифист, сколько баллов?». Как я выяснил основные шансы на победу были у того самого Пацифиста (Москвина Ильи) и у Джона (Мымрикова Жени). После подсчета баллов получилось что я опережаю Джона. Практический тур пролетел как-то незаметно, устный отметился моим успехом у местных бабушек, которые выслушивали наши ответы. Долго ли коротко ли результат получился следующий: Абсолютное первое место: Москвин Илья далее Погодина Катя, я и Джон. Собственно это и была команда на межнар.

Каждый год летом и зимой в Мытищах организаторы олимпиады проводят сборы для тех, кто успешно выступил (в основном берут дипломы первой и второй степени). Кроме того летом там же проходит подготовку команда на международную олимпиаду.

Кроме того команда на международную олимпиаду постоянно ездит в МГУ к преподавателям биологического факультета. Что мы и делали, а еще, как полагается, ездили «зайцами» электричках и ходили гуськом через турникеты. В общем вытворяли такое, что понять может только приезжий. Еще я почему-то запомнил монстеру в кабинете Татьяны Андреевны, которая нас учила делать срезы. Я с завидным удовольствием поливал эту монстеру соляной кислотой, да простит мне Татьяна Андреевна.

ЭМИРАТЫ, АВСТРАЛИЯ, НАДУВНОЕ КЕНГУРУ

Нам в тот год особенно повезло: международная олимпиада проводилась в Австралии. Если мне не изменяет память это 14 часов полета из Москвы. В Австралию мы летели с остановкой в Дубаях. Очень милая страна, как только приехали мы… замерзли, в автобусе от кондиционеров.

Нам вообще не советовали выходить из номеров, но как можно быть в Дубаях и не погулять? Мы пошли искать море. Расположение моря мы определяли по Джону: он указывал пальцем в сторону и говорил: «Море там.» Мы шли метров пятьсот, потом Джон тыкал пальцем в другую сторону, и мы сворачивали. Прошли ровно по кругу. Море так и не обнаружили, зато увидели кафе «Beryozka». Мы конечно туда не пошли, но обрадовались.

В Австралии нас поселили в университетском городке в комнаты по одному. В каждой комнате был телефон, так что первое что мы сделали это начали звонить по остальным комнатам и спрашивать: “Do you speak English?” Собственно про инглиш спрашивал Джон, а потом отдавал трубку мне, и я выжимал из себя еще пару фраз. Как ни странно второй на проводе была девочка из Казахстана, так что дальше было: “Do you speak Russian?” Кроме того у Джона в комнате стоял холодильник, а в холодильнике вино, которое мы решили оставить на празднование конца олимпиады.

На олимпиаде общались мы в основном с русскоговорящими: Латвией, Молдовой, Эстонией, Белоруссией и Украиной (с некоторыми дружим до сих пор). Не знаю почему, но на олимпиадах команды из России обычно любят шутить над непонимающими русский язык. До нас парень из русской делегации, что-то отпустил непристойное, когда ехал в лифте с американцами о чем скоро пожалел: одна из них раньше жила в России. В Австралии же наши друзья по СНГ играли в какую-то народную китайскую игру из палочек: из них строится башня, а потом из башни вытягиваются палочки. После того как мы присоединились, башня превратилась в, не буду говорить какое, пожелание китайцам (со смыслом: «не выиграете вы олимпиаду»), у меня даже сохранилась фотография с одним парнем из Азии на фоне этой надписи. Помниться я ему сказал, что это пожелание доброго утра. С возрастом должно, наверное, становиться стыдно за такое, но почему-то кому бы я ни показывал до сих пор ничего, кроме смеха, эта фотография не вызывала. Кстати тот, парень, как оказалось, играл русский гимн на пианино, а потом занял абсолютно первое место на олимпиаде.
Из наших шалостей помню еще одну. На студенческой кухне мы с Джоном примотали Илью, Катю и Олю из Молдовы к стулу полиэтиленовой оберткой, написали “Made in Russia by Djon and Denis” долго смеялись, а потом пошли звать иностранцев посмотреть на наше творение. На нас все потом смотрели как на подозрительных личностей. Только security, выгонявший нас с кухни долго смеялся.

Время летело быстро, закончился практический, а потом и теоретический туры олимпиады. С Джоном мы решили это все отметить.

Выпили ту самую бутылку и пошли на охоту за кенгурой. Та самая кенгуру стояло в корпусе наших наставников. Надувная в половину нашего роста. Загребли ее под мышку и пошли к себе домой. На следующее утро мы узнали, что какие-то «придурки», по словам нашего наставника, унесли кенгуру у главной наставницы. Сложно все-таки завтракать, если от смеха хочется чай расплескать. Мы как охотники конечно хотели увезти трофей с собой, но нам было жалко наставницу, от которой ушел любимый кенгуру. На следующий день она была самой счастливой из всех, кого мы видели. Раздавала всем сувенирные кепки и прощалась, ведь все разъезжались может быть для того, чтобы больше никогда не увидеть друг друга.



mob_info