Аштанга виньяса йога воздействие на организм. Суть аштанга виньяса йоги. Аштанга йога: восемь ступеней

Всему миру Аштанга Виньяса йога известна как сложнейшая система с очень динамичной практикой. На занятиях асаны будут совмещаться с дыхательными упражнениями, что требует предельной концентрации внимания, также будут присутствовать связки упражнений, которые необходимо повторять в строгой очередности (именно они называются виньясами). Приверженцы данного стиля с опытом умеют собирать все внимание в определенном секторе тела, такая глубина самопознания открывается далеко не во всех учениях.

История происхождения

Аштанга Виньяса йога отпочковалась от другого направления, хатха йоги. Весь цивилизованный мир должен благодарить за йогу Аштанга Виньяса человека по имени Шри Кришна Паттабхи Джойс, он открыл первое обучающее заведение в Индии в 60-е годы прошлого столетия. Последователями деятеля стали его дочка и внук, они сохранили все методические материалы в неизменном виде. Именно их заслугой является отсутствие какой-либо адаптации и других упрощений.

Ученик гарантированно будет сталкиваться с преградами в процессе его духовного и физического становления, их преодоление тоже является своеобразным тренингом.

Основным отличием рассматриваемого нами направления от йоги хатха стало преобладание практик, ориентированных на тело человека. Это заинтересовало как жителей Запада, так и европейцев. В Россию Аштанга Виньяса йога пришла вместе с переводом на русский язык книги «Йога мала», этот труд Ш.К.П. Джойса считается главным учебником в рамках дисциплины. В 90-е годы среди наших соотечественников было уже немало поклонников йоги, поэтому книга произвела настоящий фурор. Сейчас целевой аудиторией Аштанга Виньяса йоги являются преимущественно молодые люди с крепким здоровьем и сильными амбициями, говорящими о том, что они могут сделать свое тело и разум идеальными.

Отличительные черты стиля

Это направление является единственным подвидом, в котором асаны связаны между собой очень интересным способом – при помощи виньясов. Под виньясами подразумеваются комбинированные упражнения, состоящие из упражнений для дыхания и тела. Ученики Аштанга Виньяса йоги привыкают к последовательности упражнений, что не теряют концентрации при переходе из одного в другое. Новички начинают с минимального количества, с пяти виньяс, затем они усложняют свою практику подключением новых элементов.

Виньясы способствуют притоку крови к каждой клетке организма, также они очищают организм в привычном физиологическом смысле (от токсинов) и энергетическим образом. За счет того, что усиливается кровоснабжение всех тканей, в том числе и суставов, занятия безболезненны и безопасны. Синхронность действий и дыхания наполняет тело энергией, освобождает разум и делает его работу более стабильной.

В Аштанга Виньяса йога существует такое понятие, как Тристхана, это особенное состояние, которого можно достичь посредством регулярных практик. Для состояния свойственно полнейшее очищение во всех возможных смыслах (тело, нервная система и разум). При этом человек в состоянии Тристханы постоянно контролирует правильность принятой позы, корректность дыхания и даже направление взгляда. Один из основных принципов данного направления гласит о том, что только при достижении Тристханы можно сказать, что виньясы были отработаны правильно.

Аштанга Виньяса йога идеально подходит людям в хорошей физической форме и со здоровым желанием развиваться. Если у вас имеются проблемы со здоровьем, особенно если речь идет о перенесенных травмах позвоночника, то стоит продолжить поиск своего направления среди более щадящих практик.

Уровни постижения Аштанга Виньяса йоги

Для того, чтобы постичь данное направление йоги в совершенстве, нужно преодолеть шесть последовательных уровней, каждый из которых приносит новые навыки и на шаг приближает к идеалу. Для новичка решающими станут первые два уровня, в них содержатся самые азы, основа основ. Для преодоления данного базового курса среднестатистическому человеку потребуется несколько лет. Следующие четыре уровня доступны не для каждого, многие принимают решение, что им вполне достаточно базового курса для того, чтобы комфортно жить в собственном теле и окружающем мире.

Как проводятся тренинги?

Как было сказано выше, Аштанга Виньяса сохранила в себе первозданные традиции и правила. Началом занятия служит распевание определенных мантр, далее в четкой последовательности идут комплексы упражнений. Их сложность зависит от способностей учеников и того, на каком уровне развития они сейчас пребывают. Еще одним отличающимся от других дисциплин моментом является характерное завершение, в качестве которого используется особенная стойка на голове, именуемая Ширшасана.

Не стоит переживать за свою неподготовленность, тренинги для начинающих проходят очень медленно и неспешно. Большую часть времени преподаватель тратит на разъяснение каждого действия. Комплексы упражнения для вновь прибывших учеников состоят из минимального количества поз, более сложные вариации, ассиметричные позы и повторы будут подключены позже. Скорость выполнения тоже будет увеличиваться, со временем вы сможете сократить время, которое уходит на выполнение всей последовательности.

Эффективность Аштанга Виньяса йоги

Самый первый из ощутимых результатов – это самое эффективное очищение, затрагивающее все системы органов и разум. Это касается и органов чувств, поэтому человек начинает по-другому воспринимать как окружающий мир, так и себя самого. Ш.К.П. Джойс утверждал, что человек должен регулярно очищать себя от шести ядов – жадности, гнева, зависти, лени, желания и иллюзий. Внутренний жар, который зарождается внутри человека на занятиях, сжигает эти негативные стороны человеческой натуры. Регулярные тренинги дарят человеку ощущение спокойствия, легкости, а также способности концентрации мыслей.

Асаны Аштанга йоги образуют единую последовательность, разбитую на три серии (третья, в свою очередь, еще на четыре) по характеру воздействия поз на организм.

Первая (начальная, или основная) серия называется йога-чикитса или рога-чикитса (roga - недомогание, болезнь; cikitsa - терапия). Сюда входят асаны, помогающие оптимизировать работу тела, избавиться от имеющихся болезней и предотвратить новые. Уходит лишний вес, исчезают хронические боли, улучшается кровообращение, очищаются внутренние органы, развивается способность концентрировать и удерживать внимание. Человек становится здоровым, гибким, сильным и уравновешенным.

Вторая (промежуточная) серия - нади-шодхана (nadi - энергетические каналы в теле; sodhana - очищение), предназначена для очищения нади, или нервной системы.

Третья (продвинутая) серия получила название стхира-бхага (sthira - устойчивый, неизменный; bhaga - часть, место), что переводят как «достижение внешней и внутренней силы и гармонии». Чтобы практиковать Третью серию, требуется большая сила и гибкость, контроль дыхания и бандх, стабильность ума. Тело становится необычайно легким и крепким, сознание - устойчивым и восприимчивым.

Каждую серию необходимо осваивать планомерно, шаг за шагом. Нужно научиться выполнять каждое движение и удерживать асаны, не испытывая дискомфорта и сохраняя спокойное равномерное дыхание. Только после этого можно двигаться дальше. В противном случае неподготовленные тело и сознание будут расходовать энергию вместо того, чтобы накапливать. Йога бесполезна, если пропускать сложные элементы, пренебрежительно относиться к очередности асан и виньяс, технике и дыхания и другим элементам. Все это негативно отразится на мышцах, нервной системе и сознании, и может сильно замедлить движение по пути.

Как устроены серии

  1. Любая серия начинается с Сурья-Намаскара A и В. Это идеальная техника для разогрева и пробуждения тела. Обычно выполняют 5 первых и 3-5 вторых - в зависимости от климата и состояния тела.
  2. Асаны стоя. Этот блок есть во всех сериях. Это фундамент всего, что делается далее, и пренебрегать им ни в коем случае нельзя.
  3. Асаны сидя. Эта часть в каждой серии меняется.
  4. Завершающая часть - перевернутые асаны (начиная с Саламба Сарвангасаны).

В каждой серии асаны расположены таким образом, что предшествующая поза подготавливает тело к следующей. Поэтому пропускать позы или заменять одни на другие нельзя. Если человек не в состоянии выполнить полный вариант асаны, можно сделать подготовительный или упрощенный.

Кроме того, как было сказано выше, серии Аштанга йоги оказывают на тело и сознание определенный эффект. Однако он достигается, только если мы сохраняем последовательность в целостности, не меняя ее по своей прихоти.

Йогой я занимаюсь довольно давно, если учитывать занятия на первых двух курсах университета вместо привычной физкультуры. Однако, более-менее регулярно - в течение последних четырёх лет с небольшим. Мысль о том, что я когда-то, возможно, стану сам вести занятия, меня посещала крайне редко, так как я осознавал груз ответственности, чувствовал необходимость пройти обучение на йога-тичера, не говоря уже о серьёзной прокачке своего уровня практики. Прежде чем чему-то обучать, надо, в идеале, в совершенстве знать своё ремесло или сферу деятельности, либо всё равно разбираться в них на очень высоком уровне. Посетив за последние пару лет множество семинаров, прочитав кучу книг и статей, проведя много часов за разглядыванием фотографий асан и просмотром видеороликов на ютубе, я тем не менее, ощущая рост своей компетентности в практике йоги, понимал, что до преподавания, даже если я вдруг в это чудное мгновенье решу посвятить ему некоторую часть своей жизни, мне ещё далеко. Как сказано выше, учиться и практиковать. Пикантности ситуации добавило моё увлечение аштанга йогой. Чтобы стать авторизованным преподавателем, надо не только освоить не совсем простую последовательность асан, но и совершить 3-4 поездки в Майсор (Индия), обучаясь и практикуя с Гуру, хранителем традиции аштанга йоги, Шаратом Рангасвами Джойсом. Ехать к Шарату можно минимум на месяц, максимум на три, но не больше одного раза в год. Дали бы мне дополнительный месяц отпуска на работе.

Впрочем, в Питере аштангой я занимался у неавторизованных преподавателей, все авторизованные русские тичеры живут в Москве, вдобавок туда часто возят известных иностранных учителей. В общем, в столице аштанга процветает, там много упорных и уже имеющих высокий уровень практики студентов. И вот, неделю назад утром по дороге на урок аштанги я на всякий случай открываю в метро расписание центра, куда хожу с 2010го года, и вижу слово "отмена" напротив всех занятий, где стояло имя преподавательницы, у которой я последние полгода занимался. Первые мысли: "А что теперь делать? У меня ещё куча занятий на купленном годовом абонементе. Снова ходить на хатху? Продавать абонемент и идти в другой центр, где есть аштанга и меня будут править в асанах?" Потом вечером узнал, что преподавательница ушла с концами из нашего центра по неизвестным причинам. На следующий день мне пишет другая знакомая преподавательница, которая играет в управлении центром одну из главных ролей: "Саша, мы подумали, мог бы ты повести занятия? А то других фанатов аштанги у нас сейчас нет." Я? Вести занятия? Да ещё и по аштанге? Авторизации у меня нет, тичерс никакой я не проходил. А мои знакомые йожики сейчас как раз учатся в центре на тичерс-курсе. И тут я такой фанат аштанги внезапно стану вести занятия. Но ведь иначе аштанга совсем исчезнет из центра на неопределённый срок. И я согласился, только занятия в расписании попросил озаглавить "Введение в аштанга йогу", как уже бывало ранее. И следующим утром сидел в пустом зале с 7.45 и ждал, что вряд ли, но кто-нибудь может прийти заниматься. Никто не пришёл, что очевидно, так как отмены в расписании моим именем заменили накануне поздно вечером. Но в понедельник я провёл своё первое занятие, пришла одна девушка. Сегодня было второе - тоже пришла одна девушка, сказала, что увидела в расписании аштангу и пришла, даже несмотря на начало в 7.45 утра.
Теперь поговорим ещё раз о традиции. Занятие "Введение в аштанга йогу" подразумевает собой освоение Первой Серии асан, но не совсем в традиционном стиле. С одной стороны, это LED-класс: я считаю виньясы в Сурьянамаскарах, говорю про бандхи (замки) и дришти (направление внимания и взгляда), мы удерживаем асаны на 5 (а в некоторых асанах на 25 или 10) вдохов-выдохов. С другой стороны, я показываю, как выполнять незнакомые студентам асаны, облегчённые варианты; то есть как в LEDе, после проброса ног вперёд на одном выдохе войти в асану не всегда возможно. Но это и не формат майсор-классов, где студент сам выполняет последовательность до той асаны, которую ему дал учитель, а учитель при этом объясняет и правит в асанах. На "Введении в аштанга йогу" мы делаем все асаны Первой Серии в том или ином варианте, какой у студента освоен на данный момент.

Так как я хоть и делаю почти все асаны хотя бы пару секунд и делаю почти все пробросы, чтобы не стоять надсмотрщиком рядом, дышать шумно и глубоко, как полагается в аштанге, не получается - я всегда что-то объясняю, вставляю шуточки про боль и прочий специфический аштанговский фольклор. Полноценной практикой это назвать никак нельзя, надо самому делать последовательность от начала и до конца. Но самое интересное, что энергии и позитива после занятий даже больше, чем от собственной практики Первой Серии аштанги. У меня преподавательский опыт уже имелся, на работе, но одно дело рассказывать стажёрам полдня про оборудование, другое дело - вести занятия по йоге. Более благое дело, не правда ли?
То есть, фактически, традицию я не нарушаю. Направо и налево не кричу, что я преподаю аштангу. На занятиях я делюсь своим пониманием этой чудесной и мощной практики, стараюсь вдохновить студентов (пусть их было пока двое, но дальше, надеюсь, что станет больше) на практику аштанги, может быть, в них пробудится желание углубить свою практику и поехать к Шарату в Майсор. И понимаю, что моё преподавание - это скорее всего кратковременный, но безмерно полезный опыт. Если завтра мне напишут, что нашли преподавателя, я не расстроюсь, а буду также с удовольствием снова раскатывать коврик на другой стороне зала, как и это было на прошлой неделе. Если получится преподавать подольше... да я уже наслаждаюсь каждой секундой занятий!
В общем, хочется практики 6 дней в неделю (вот ремонт уже скоро закончится, и я начну над этим работать), хочется семинаров и мастер-классов (а 99% их проходят в Москве), хочется поехать в Майсор.... шанти, шанти, шанти-и-и.

P.S. В пост призывается

Вы хотите похудеть и обрести гибкость тела? Вывести свое здоровье на качественно новый уровень и развиваться духовно? Тогда вам необходимо узнать об аштанга йоге!

И в данной статье как раз рассказываем о сбалансированной системе упражнений и дыхания этого вида йоги. Применяя наши советы и рекомендации, вы сможете узнать подробнее об этой динамической практике и приступить к занятиям совершенствуя дух, тело и разум.

История появления Аштанга йоги

Истоки аштанга йоги связаны с именем Шри Кришнамачарья. Он родился в 1888 г. и практиковал . Получив древние знания от просветленного гуру Брахмачари в Тибете, он открыл школу йоги в Индии. Его ученик Паттабхи Джойс позже дал начало новому учению в русле приобретенных знаний и собственных наработок. Практика, в которой он достиг совершенства, была названа аштанга йога.

Знания школы Джойса были открыты для всех. В 1975 году Паттабхи осуществил поездку в США делясь своим учением на Западе. В течение нескольких лет после этого аштанга йога стала известной во всем мире. Среди известных последователей Джойса звезды Мадонна, Стинг, Том Круз, Гвинет Пэлтроу.

Что представляет собой аштанга йога?

Аштанга йога является динамической практикой, в отличие от хатха йоги, где в основе статические упражнения. Аштанга виньяса йога – это определенная последовательность асан, связанная между собой виньясами, которые по сути являются комплексами движений. Система упражнений основывается на йоговском дыхании – пранаяме.

В процессе занятий этой йогой, необходимо пребывать в состоянии дришти или концентрации на определенных телесных точках. Благодаря пению мантр, медитативное погружение дхьяна, наполняет практикующего. Также обязательно выполнять бандхи (энергетические замки) – напряжение, сжатие определенных частей тела. Это стимулирует кровообращение и оказывает воздействие на человеческие энергетические центры.

Основные ступени аштанга йоги

Аштанга буквально переводится с санскрита как «восьмиступенчатый путь восхождения к Цели». 8 этапов аштанги йоги составляют цепь последовательностей, которую необходимо преодолеть: Йама – Нийама – Асана – Пранаяма – Пратьяхара – Дхарана – Дхьяна – Самадхи.

Йама и Нийама, соответственно, переводятся как «напряжение и расслабление». Первые две духовные ступени направлены на усвоение важных жизненных правил поведения, на гармонизацию с окружающим миром и самодисциплину. Эти уровни проходятся одновременно, очищая дух адепта и готовят его к переменам в жизни.

Асана – следующий этап, который заключается в принятии специальных поз.

Асаны совмещаются с дыхательной энергией – . Правильное дыхание является неотъемлемой частью на пути постижения аштанга йоги.

Пятый этап – Пратьяхара, учит йога покидать физическую оболочку тела, познавая духовный мир и окружающее пространство.

Дхарана – это этап концентрации и поддержка ее на должном уровне. Это помогает ученику стать на начало пути слияния с Творцом мироздания.

Дхяна, седьмая ступень аштанга йоги, предполагает медитативную практику, дающую возможность человеку получить необычные ощущения, приближаясь к единению сознания с вселенскими силами.

Последний восьмой уровень Самадхи – это наивысший уровень духовных возможностей, который заключается в просветлении. Это и есть конечная цель получения блаженства от объединения с Высшими разумом.

Мантра аштанга йоги

Прежде чем начать практику, в аштанга йоге по старой традиции Шри Паттабхи Джойса принято . Она написана на санскрите и читается так:

Ом
ВАНДЕ ГУРУНАМ ЧАРАНАРАВИНДЕ
САНДАРШИТА СВАТМАСУКХАВАБОДХЕ
НИХШРИЯСЕ ДЖАНГАЛИКАЙЯМАНЕ
САМСАРА-ХАЛАХАЛА-МОХА-ШАНТЙАЙ

АБАХУПУРУШАКАРАМ
ШАНКХА ЧАКРАСИ ДХАРИНАМ
САХАСРА ШИРАСАМ ШВЕТАМ ПРАНАМАМИ
ПАТАНДЖАЛИМ
Ом

Первые 4 строки взяты из «Йога Таравали» Шри Шанкарачарьи Вторая часть мантры представляет собой часть молитвы, посвященной основателю Патаджали. Открывающая Мантра заключает в себе благодарность мудрым учителям.

По окончании занятий читается завершающая мантра пожелания добра, мира и счастливого существования всему сущему:

СВАСТИ-ПРАДЖА БХИАХ ПАРИ ПАЛА ЯНТАМ

НЬЯ-ЙЕНА МАРГЕНА МАХИМ-МАХИШАХА

ГО-БРАМАНЕБХЬЯХА-ШУБХАМ АСТУ НИТЬЯМ

ЛОКАА-САМАСТАХА СУКХИНО-БХАВАНТУ

ОМ ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ.

Правильное произношение мантр можно освоить вместе с учителем Джойсом, скачав видео из интернета.

Аштанга йога для начинающих

Нужно признать, что человеку, который ранее уделял недостаточно времени своему физическому развитию придется нелегко. Продвигаясь по духовному пути аштанга йоги, нужно будет преодолеть динамичные и активные нагрузки, выполняемые в высоком темпе. Начинающему нужно быть готовым к не совсем обычным для йоги силовым упражнениям, сменяющимися асанами на растяжку с правильным дыханием. Для этого потребуется терпение и постоянная практика для развития тела и духа.

Начинающим подготовить тело к силовым упражнениям и растяжке можно, практикуя йоговский несложный комплекс . Очистить организм для предстоящих тренировок поможет известная йоговская практика пракшалана. Она заключается в питье соленной воды утром натощак с последующими упражнениями для выведения жидкости из тела, освобождая тело от всевозможных ядов и токсинов.

Рекомендуем новичкам приступить к занятиям под руководством мастера, который поможет быстро и эффективно продвинуться в этом учении, избегая травм. Со временем можно будет выполнять упражнения самостоятельно, применяя видео уроки из мировой сети. Заниматься лучше всего утром в свободной одежде и обязательно на голодный желудок.

Польза аштанга йоги

Аштанга йога считается практикой для продвинутых. Она прекрасно подойдет амбициозным, в том числе и молодым людям, спортсменам. Не отступив в первый месяц занятий, ваши физические и ментальные показатели начнут неуклонно расти.
Благодаря виньясам, тело сильно разогревается, кровь активно циркулирует, удаляя шлаки из организма. В процессе расслабления происходит объединение ума, духа и тела. Избыточная энергия практикующего в аштанга йоге расходуется в правильном ключе, способствуя спокойствию и умиротворению.

Интенсивные упражнения на растяжку помогают привести в тонус мышцы живота. Также вы сможете растянуть мышцы позвоночника и почувствуете себя намного лучше при болях в спине. Активная система быстрых и резких упражнений аштанга йоги очень эффективна для похудения. При должном усердии ваше тело уже в течение 1-2 месяцев обретет упругость и стройность, наполняя вас мощной энергией.

Противопоказания к антанга йоге

По причине высокой динамики некоторых упражнений данный вид йоги не рекомендуется:

  • для беременных;
  • имеющим ;
  • людям с последствиями черепно-мозговых травм;
  • при хронических заболеваниях;
  • в послеоперационный период;
  • при высокой температуре и под воздействием сильнодействующих лекарственных препаратов.

Дополнительные источники для познания учения аштанга йоги

Шри Паттабхи Джойс умер в 2009 году, оставив после себя достойных учеников во всех уголках Земли. Можно заниматься, используя видео уроки великого учителя и его последователей. Отзывы о невероятных позитивных изменениях в жизни практикующих йоги вы можете почитать на различных сайтах.

Углубленно изучать индийское учение можно и по книгам. Дипломированный ученик Паттабхи Джон Скотт изложил подробные знания в книге «Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство». Другой преданный ученик Джойса Петри Райсянен создал не менее интересный труд «Аштанга-йога». В результате более чем 20-летней активной практики ещё один известный последователь Лино Миеле издал иллюстрирование произведение, посвященное этому виду йоге.

Все эти книги переведены на русский и помогут вам в преодолении себя на пути к самосовершенствованию и крепкому здоровью.

Что запомнить:

  1. Паттабхи Джойс считается основателем аштанга йоги.
  2. Этот вид йоги предполагает последовательность динамичных двигательных и дыхательных упражнений и состоит из 8 ступеней.
  3. До и после занятий, адепты учения произносят мантру.
  4. Начинающим нужно подготовиться к серьезным нагрузкам, плавно переходя от простого к сложному.
  5. Аштанга йога способствует похудению, укреплению всего организма и совершенствованию духа. Однако необходимо учитывать противопоказания к занятиям.
  6. В качестве дополнительных источников информации, можно использовать многочисленные видео из интернета и книги учеников Джойса.

До встречи в следующей статье!

Можно обозначить общим термином – хатха йога, совокупность физических упражнений. Отдельные виды/школы йоги отличаются тем, что внимание уделяется отдельным акцентам во время практики и авторством методики.

Аштанга йога – одна из самых известных систем йоги, которая была впервые описана мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» и вошла в традиционную индийскую философию.

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая», то есть система состоит из 8 ступеней. Первые четыре ступени этой системы условно называют «йогой начального раздела», и предназначены они для развития способности человека управлять своим телом и чувствами. Для «обычного человека», не стремящегося к самадхи – высшей цели, следование первым 4-м ступеням достаточно и необходимо для гармоничной жизни и понимания себя и окружающего мира.

Аштанга йога: восемь ступеней

1. Яма

Яма – основные регулирующие принципы жизнедеятельности каждого человека.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 основных принципов ямы:

    Ненасилие (ахимса) – по отношению к себе и другим людям, а также окружающему живому миру. Подразумевается не только физическое ненасилие, но и ментальное (мысленное и словесное). Данный принцип зачастую воспринимают радикально (полный отказ от животной пищи, отказ от выполнения обязанностей, связанных с причинением вреда живому и так далее).

    Но во всем должна быть мера – если по состоянию здоровья вы действительно нуждаетесь в продуктах животного происхождения, то нужно слушать свой организм. Первоначально, возможно, не удастся наблюдать полную ахимсу. Тем не менее, нужно просто постоянно держать в уме определение ахимсы и пытаться следовать ему.

    Правдивость (сатья) – в отношении не только других людей, но и себя. Речь также идет о корректном и однозначном выражением собственных мыслей (не допускать двусмыслия).

    Честность (астея) – запрет воровства или желания присвоить чужое. Практикуя данный принцип, человек достигнет спокойствия ума, когда знает, что ему принадлежит лишь то, что ему положено.

    Половое воздержание (брахмачарья) – контроль похоти, сохранение целомудрия до брака и нераспущенность в брачных отношениях. Принцип предполагает отсутствие даже мысленного вожделения в отношении лиц противоположного пола, кроме как своего спутника (мужа, жены).

    Человек должен контролировать желания, а не находиться в их власти. Как только желания начинают править разумом, человек теряет свободу.

    Нестяжательство (апариграха) – непривязанность к материальным благам, ненакопительство (хранение вещей, которые нам не требуются).

    Данный принцип также касается пищи: мы должны есть, чтобы удовлетворить голод и жить полноценной жизнью. Но даже когда голод удовлетворен, иногда мы склонны есть больше, только потому, что нам нравится вкус. Когда мы потребляем избыток пищи, это вредно воздействует на организм. Пища не переваривается хорошо, что ведет к возникновению заболеваний.

В других источниках, в частности, в Хатха-йоге-прадипике (текст о хатха-йоге, предположительная дата 15 век н.э.) добавляются дополнительные, но не менее важные принципы:

    прощение, милосердие (кшама);

    стойкость, мужество (дхрити);

    сострадание (дайя) – это не реакция на ситуацию, а действие: физическая помощь либо словесное утешение;

    смирение (аарьяв) – работа с собственным эго;

    умеренный аппетит (мтахара) – ограничение пищи и соблюдение необходимой организму диеты в надлежащее время.

2. Нияма


Нияма - предписанные обязанности человека, правила образа жизни отдельного индивидуума.

В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 правил:

    Чистота (шауча)- подобно ахимсе, эта чистота также является физической, словесной и умственной.

    Физическая чистота предполагает внутренние очистительные процедуры (шуддхи-крийя, будут рассмотрены в отдельной статье), а также внешнюю чистоту – опрятность внешнего вида тела и одежды.

    Словесная чистота предполагает ограничение болтливости, говорить тогда, когда это действительно нужно.

    Умственная чистота достигается избавлением от ненужных мыслей и блужданий ума.

    Удовлетворенность настоящим (сантоша). Это состояние ума, а не реакция на любое внешнее событие, инцидент. Следовательно, состояние удовлетворённости может контролироваться умом и оно независимо от внешних обстоятельств.

    На самом деле источник счастья находится в этом состоянии ума. И главная причина страданий - в Тришне (жажда). Тот, кто постоянно учится довольствоваться настоящим, освобождается от жажды и обретает счастье.

    Выносливость, самодисциплина (тапас). Преодолевать трудности с достоинством – это тапас. Изучая йогу или практикуя её, вы можете столкнуться с физическими трудностями в асанах или пранаямах либо со сложностями следования принципам.

    Такие трудности и сложности (от слов «труд» и «ложь», обратите внимание) нужно спокойно или с радостью принимать и продолжить учебу. Это тапас.

    Самообучение (свадхьяя), изучение духовной и светской литературы. Также включает в себя джапу (повторение святых имён Господа).

    Принятие Бога и вера в божественную силу, которая находится вне нашего воображения (ишвара-пранидхана).

В других источниках добавляются следующие правила:

    твердая вера (астикья);

    благотворительность (дана). Пожертвование должно происходить от сердца, самостоятельно, с любовью и уважением.

    постоянное изучение священных текстов (сиддханта-шравана);

    развитие духовного «интеллекта» (мати);

    контроль стыда (лайджа). Уметь различать и стыдиться плохих и не стыдиться нормальных вещей.

Практически все, кто начинает практиковать упражнения аштанга йоги без глубокого осознания цели, задаются вопросом, обязательно ли соблюдать яму и нияму? Разве нельзя практиковать только асаны и/или пранаяму? Ответ прост – если не практиковать яму и нияму, то вы не достигнете тех же результатов, каких можете достичь практикуя все 4 ступени в совокупности.


Кроме того, указанные принципы на самом деле являются не ограничениями, а свободой от ограничений. Йога начинается со свободы от ограничений.

Яма прямо говорит о том, как человек должен вести себя в обществе, а Нияма дает руководство по отношению к индивидууму. В ступенях Яма-принципы идут первыми, это указывает на то, что йога сначала рассматривает общество, а затем человека.

В первоисточниках описания ямы и ниямы сделаны очень тщательно, чтобы привести путника к самадхи. Однако для нас, простых людей, цель занятий йогой - не самадхи, а жить счастливо и с удовлетворенностью. И, если мы попытаемся следовать, например, принципу ахимсы, как это понимается в текстах, то это может оказаться невозможным для нас в современном мире.

Поэтому мы должны попытаться следовать описанным принципам и правилам, гибко подстраивая их под себя, главное – идти по данному пути, иметь намерение. Опыт показывает, что по мере продолжения изучения йоги возрастает тенденция следовать Яме и Нияме. В любом путешествии необходимо знать о пункте назначения и следовать в этом направлении. Время, затраченное на путь, может быть разным для всех, но, как известно, путь осилит идущий.

3. Асана


Асана – это поза йоги, предполагающая определенное положение тела.

В Хатха-йоге Прадипике говорится, что «Асаной можно достичь здорового здоровья, стабильности, легкости тела и разума».

Выделяют четыре уровня прогрессии в практике той или иной асаны. По достижении четвертого уровня считается, что вы овладели асаной.

    уровень. Асана предполагает устойчивое положение, тело удерживает определенную позу в течение длительного времени, одновременно обеспечивая устойчивость всех мышц, растянутых или расслабленных. На этом этапе для стабилизации тела в практикуемой позе вам требуется приложить усилия.

    уровень. Как только стабильность асаны будет достигнута в течение определенного периода времени, на следующем уровне будет чувствоваться комфорт в занятом положении. Нужно уметь поддерживать асану и чувствовать себя легко.

    уровень. Теперь нужно стараться постепенно расслаблять мышцы в занятой позе, с практикой расслабления можно добиться большей стабильности и комфорта в положении. Когда тело расслаблено, ум также становится спокойным и расслабленным, и вы сможете фокусироваться, а не отвлекаться на физические ощущения.

    уровень. Ум может легко фокусироваться на предмете медитации, это говорит о более высоком уровне опыта практики асаны.

В идеале, считается, что если вы можете удерживать асану в течение трех часов без дискомфорта, то это говорит о мастерстве на физическом уровне. Если вы можете сосредоточить ум на одном объекте во время указанной продолжительности практики, тогда вы владеете также ментальным (или умственным) уровнем.

Естественное состояние тела и ума - это расслабленное состояние. Регулярной практикой асан такое расслабленное состояние достигается без усилий. Эффект от такой практики асан вы сможете увидеть и в повседневной жизни: тело и ум станут более эффективными, выносливыми, повысится иммунитет, вы сможете легко и осознанно контролировать эмоции.

Виды и полное пошаговое руководство практики асан аштанга йоги подробно описаны в соответствующем разделе нашего сайта (позы йоги).

4. Пранаяма


Это достижение полного контроля над разумом. Медитация воспринимает сознание вне сознательных, подсознательных и бессознательных состояний и ведет к сверхсознанию.

Дхьяна опирается на практику асаны, пранаямы, пратьяхары и дхараны. И все эти ступени в совокупности приводят к полному отчуждению ума от мирских привязанностей и более глубокому пониманию предмета медитации. На заключительном этапе йог больше не рассматривает это как практику медитации, поскольку он настолько погружен в медитативный акт, что больше не может отделять себя от него.

8. Самадхи

Самадхи – итоговая цель практики йоги и конечное состояние бытия ума, это просветление и предварительное состояние нирваны.

Причем этот результат можно представить скорее как ряд этапов, которые разворачиваются в прогрессии. Самадхи могут испытать не только йоги-отшельники, проживающие в пещерах Индии. Большинство медитирующих, которые практикуют регулярно в течение часа или двух каждый день, могут достичь первого этапа самадхи (углубленная практика дхьяны) в течение нескольких лет, если им дается надлежащее обучение.

Таким образом, дхарана (концентрация разума на объекте медитации во время медитативной практики) в конечном итоге превращается в дхьяну (сравнительно легкий поток сознания от ума к объекту), а дхьяна развивается в самадхи. Самадхи начинается тогда, когда отношения между умом и объектом углубляются до такой степени, что сознание концентрируется, а осознание объекта доминирует над умом.



mob_info