Виды спорта. Виды спортивных игр

Спортивные состязания всегда зрелищны и поэтому популярны. Какие есть игры и виды спорта, как их классифицируют? Для азартных людей это шанс получить свою долю адреналина, возможность в гуще событий, оценить агрессию, напор, волю. Для людей, ведущих активный образ жизни, спорт позволяет проявить себя, показать, на что ты способен. Есть разделение среди дисциплин, оно осуществляется по признакам, общим для видов спорта по правилам, характеру или по принципу оценки соревнований. Мы можем выяснить, какие есть игры.

Виды спорта

В игровых видах главное - действие, так как обязательно присутствие соперников, и они, согласно определенным условиям игры, должны заслужить очки. Именно тот, у кого в конце установленного срока большее количество таковых, и является победителем. Либо этих очков, согласно установленным правилам, определенное число. Какие спортивные игры есть? Эта категория делится на две подкатегории:

  • индивидуальные;
  • командные.

Индивидуальные предполагают состязания двух спортсменов. Одной из особенностей таких игр является то, что заменить члена команды невозможно (например, теннис). В этом случае идет игра на выбывание, замена недопустима. Перечислим, какие есть виды игр индивидуальных:

  • теннис;
  • шашки;
  • гольф;
  • шахматы;
  • настольный теннис;
  • бильярд и др.

В командных соперничество проходит между двумя группами спортсменов, и правила тут иные. У каждого члена команды своя отведенная роль, и только сплоченные действия позволяют добиться результата. Достичь определенной цели можно лишь в том случае, если все действия игроков будут носить слаженный, хорошо продуманный характер. Допускается замена и поэтому состав может быть больше, чем требуется при ведении игры. Так какие есть виды спорта в командных соревнованиях? Это:

  • хоккей;
  • футбол;
  • керлинг;
  • баскетбол;
  • гандбол;
  • волейбол и др.

Циклические виды

В этом виде задача спортсмена заключается в том, чтобы с максимальной отдачей повторить телодвижения, двигаться так, чтобы при этом была большая скорость или высота. К ним относятся:

  • лыжные гонки;
  • гребля;
  • велоспорт;
  • легкая атлетика;
  • плавание;
  • биатлон и др.

Спортивные единоборства

Какие есть игры, позволяющие продемонстрировать силу и умение? Это боевые виды спорта, и они особенно зрелищны. Соперники соревнуются, демонстрируя физическую подготовку (побеждает сильнейший), но при этом отличительной особенностью можно считать применение холодного оружия. Существуют единоборства, имеющие международный статус, а есть такие, которые распространены только в одной отдельно взятой стране. Часто такие единоборства выходят за пределы государства, в котором они возникли, и становятся популярными во всем мире. К ним относят:

  • бокс;
  • дзюдо;
  • самбо;
  • классическая борьба;
  • греко-римская борьба;
  • карате и др.

Силовые виды спорта

В данной категории соревнуются спортсмены, которые стремятся показать свои лучшие качества и способности. Именно по тому, как участник демонстрирует свои физические возможности, определяется лучший. В него входят такие виды спорта, как:

  • тяжелая атлетика;
  • пауэрлифтинг;
  • бодибилдинг.

Сложнокоординационные виды

В данном случае важные критерии при выполнении элементов - сложность и качество телодвижений. Учитывается то, насколько красиво выполнено то или иное упражнение, как артистично и точно спортсмен его отработал. Чем чаще проходят тренировки, тем больше совершенствуются навыки, двигательная координация позволяет усложнять программу, делать это все лучше. Победитель определяется судьями, уровень котороых должен быть высоким. Именно они определяют качество и артистизм выступления. Это такие виды, как:

  • фигурное катание;
  • виндсерфинг;
  • прыжки на батуте;
  • спортивная и художественная гимнастика;
  • фристайл и др.

Олимпийские игры

Все виды спорта делятся на летние и те, которые можно проводить только в зимний период. Так какие есть олимпийские игры? Когда они проводятся и в какой промежуток времени?

Проходят такие состязания, как олимпиада, раз в четыре года, при этом между летней и зимней временной отрезок в два года. Стали очень популярными и параолимпийские игры, при этом число видов спорта, которые включают в перечень, все время увеличивается. Люди с ограниченными способностями так же, как и обычные спортсмены, участвуют в соревнованиях, в олимпиадах (и в летних, и в зимних). Выяснив, какие есть олимпийские игры, можно сказать, что все они популярны среди любителей спорта, их с нетерпением ждут и готовятся к ним.

Зимние виды спорта

Это особые виды, так как требуются определенные условия для проведения соревнований. Жители не всех стран могут себе позволить заниматься ими, так как погодные условия здесь - решающий фактор. Так какие есть зимние игры и виды Их много, есть признанные международным комитетом, а есть такие, которые считаются национальными. Из самых популярных можно назвать:

  • бобслей;
  • хоккей;
  • санный спорт;
  • лыжные виды спорта;
  • конькобежный спорт;
  • керлинг;
  • биатлон.

Для подрастающего поколения спорт - отличная возможность проявить себя, выплеснуть ту энергию, которая концентрируется в подростковом возрасте. Знать, какие есть игры и виды спорта, крайне полезно. Сейчас открывается большое количество спортивных залов, строятся стадионы, бассейны, так что каждый может выбрать занятие себе по душе. Прошедшие олимпийские игры показали, что все усилия были не напрасны. Наши победители заслужили признание. Это хороший пример для подражания, так как их стремление к победе поистине фантастично. И параолимпийцы показали рекордный результат, нам есть кем гордиться.

Основные виды спортивных игр.

Опытные спортсмены и тренеры знают, как важна физическая активность для взрослых, детей и подростков. Возможность играть, двигаться в свое удовольствие и соревноваться необходима для роста и развития, поддержки тела в хорошей физической форме. Спортивные игры для детей – это величайший подарок, который взрослые могут сделать ребятам. Играя, ребенок укрепляет здоровье, развивает координацию, учится действовать в команде и получает массу положительных эмоций. Особенно полезно играть всем вместе – детям, родителям и педагогам. Это лучший способ создать дружеские и доверительные отношения.

Разновидности спортивных игр.

Игровые виды спорта возникли в незапамятные времена. На фресках египетских пирамид и древнеримского города Помпея, на вазах античной Греции и настенных росписях древнего Крита запечатлено множество фигур, занятых подвижными играми. Каждый народ имеет национальные спортивные развлечения. Имеются универсальные игры, популярные во всех странах мира.

Для любой спортивной игры характерно: наличие правил; взаимодействие с партнерами; соревновательность; двигательная активность; простота содержания; сильное эмоциональное воздействие.

Все игровые виды деятельности в спорте можно разделить на несколько групп:

Игры парные с небольшим разнообразием движений;

Командные виды деятельности с большим разнообразием движений;

Командные игры с большой физической нагрузкой;

Военно-спортивные игры;

Интеллектуальные игры.

Виды первой группы - настольный теннис, бадминтон и т.д. Командными являются футбол, баскетбол, волейбол. Усиленной нагрузки требуют хоккей, регби. Примеры военно-спортивных игр – пейнтбол, лазертаг. Интеллектуальные игры – шахматы, шашки.

Футбол

Один из древнейших видов спорта. Традиционно считается, что футбол изобрели в Англии в средние века. Но китайские хроники III – II веков до нашей эры описывают «состязание Цу Чу». Смысл его состоял в том, чтобы забить ногами кожаный мяч, набитый перьями и волосом в сеть, натянутую на бамбуковой основе. Примерные описания встречаются у древнеегипетских и древнегреческих авторов. Следовательно, англичане не изобрели футбол, а лишь развили и популяризировали его. Правила этого вида спорта изменялись с течением времени.

Главные принципы футбола:

В игре участвуют две команды, из 11 игроков каждая. Цель – забить мяч в ворота соперника. Футболисты направляют мяч только ногами и головой, использовать руки запрещается. Побеждает команда, которой удалось забить мяч большее количество раз.

Здесь имеются роли:

Вратарь;

4 защитника;

3 полузащитника;

3 нападающих.

Баскетбол

Перечисляя популярные спортивные игры, баскетбол называют вторым после футбола. В отличие от футбола, происхождение этой игры известно точно. Изобрёл баскетбол американский врач, тренер и священник - Джеймс Нейсмит. Основой нового вида спорта стало школьное развлечение «утка на скале». В самом первом баскетбольном соревновании 1891 года использовались корзины из-под персиков и футбольный мяч. Игра понравилась широкой публике и скоро распространилась по всему миру. Первоначальные правила Нейсмита видоизменились с тех пор.

Но главные принципы остались теми же:

Участвуют две команды по 12 человек;

На площадке могут играть одновременно от 3 до 5 человек;

Игроки должны забросить мяч в корзину соперника, и не допускать забрасывания мячей в свою корзину;

Все действия с мячом производятся только руками;

Нельзя бить по мячу кулаком;

Мяч передвигают, только ударяя им об пол.

Волейбол

Этот спорт, подобно баскетболу, изобретен искусственно тоже в США. Тренер христианской ассоциации Уильям Морган придумал оригинальный микс баскетбола, тенниса, гандбола и бейсбола. В 1895 году состоялась первая игра, на которой придумали современное название. Для волейбола нужна площадка с сеткой, натянутой поперек. Сетку располагают на высоте 2,43 м и 2, 25 м для мужчин и женщин соответственно. В командах по 5 человек. Игроки меняются местами по ходу подач мяча. Цель игры – приземлить мяч на территории противоположной команды. Волейболисты действуют только руками. Запрещено дотрагиваться руками до сетки. Разыгрывается не больше пяти партий до 25 очков каждая.

Дети и взрослые во всем мире любят волейбол, так как он развивает реакцию, даёт чувство дружбы и поддержки команды. Характеризуя различные спортивные игры, волейбол можно назвать самым демократичным. Этот спорт доступен везде – во дворе, на пляже. Играть могут все желающие, специальная подготовка не нужна.

Спортивные игры с мячом

Игры с мячом, как видно на примере описанного выше футбола, баскетбола и волейбола самые динамичные и популярные. Мячи придуманы на заре человеческой цивилизации. Многие национальные виды спорта и дворовые детские игры используют мячи большие, маленькие, кожаные, тряпичные, деревянные, алебастровые. Современные спортивные игры с мячом, главным образом, командные.

Военно-спортивные игры

В наше время широко распространились военно-спортивные игры, предполагающие включение элементов боевой тактики. Здесь используется оружие, применяются армейские способы перемещения по игровому пространству. Команды формируются по военному принципу: отделение, взвод и т.д. Сфера действия приближена к обычной для ведения реальных боевых действий – поле, лес. Команды могут вести оборону, атаку, разведку. Военно-спортивная стратегия предполагает взаимодействие членов команды, создает ситуацию ведения боя. Выигрывает группа, поразившая всех членов команды-соперника.

Наиболее известны в наше время следующие игры:

Пейнтбол. Соперничающие команды стреляют друг в друга из пневматического оружия шариками с краской. Шарики разбиваются о живую мишень и «отмечают» достижение цели.

Олимпийские игры: виды спорта

Многие из перечисленных игр представлены на летних и зимних Олимпийских играх. Ежегодно список расширяется. В последние годы олимпийскими видами спорта считались: бадминтон; баскетбол; водное поло; волейбол; пляжный волейбол; гандбол; настольный теннис; теннис; футбол; хоккей на траве, кёрлинг; хоккей.

Дворовые подвижные игры

В наши дни многие дети и подростки привязаны к компьютерным играм. Это затягивающее увлечение может великолепно развить фантазию, мышление и целеустремленность, но резко снижает физическую активность и сводит на нет общительность. Родители современных тинейджеров помнят замечательные детские спортивные игры, в которые они часами играли в летних лагерях, школьных спортивных секциях и просто во дворах.

Это:

Русская лапта;

Пионербол;

Али-Баба;

Разрывные цепи;

Арам-шим-шим;

Сантики-фантики-лимпомпо.

Потеют ноги! Ужас! Что делать? А выход очень прост. Все рецепты, которые мы даем, проверены прежде всего на себе и имеют 100% гарантию эффективности. Итак, избавляемся от потливости ног.

В истории из жизни больного гораздо больше полезного, чем во всех энциклопедиях мира. Людям нужен Ваш опыт — «сын ошибок трудных». Всех прошу, присылайте рецепты, не жалейте совета, они для больного — луч света!

О лечебном свойстве тыквы Вросший ноготь Мне 73 года. Болячки появляются такие, о каких даже не знала, что они существуют. Например, на большом пальце ноги вдруг стал врастать ноготь. Боль не давала мне ходить. Предлагали операцию. В «ЗОЖ» я прочитала о мази из тыквы. Очистила от семян мякоть, приложила к ногтю и полиэтиленом забинтовала, чтобы сок […]

Грибок на ногах Грибок на ногах В таз налейте горячую воду (чем горячее, тем лучше) и потрите мочалкой в воде хозяйственное мыло. Подержите в ней ноги 10-15 минут, чтобы как следует их распарить. Потом почистите подошвы и пятки пемзой, обязательно подстригите ногти. Вытрите ноги насухо, высушите и смажьте их питательным кремом. Теперь возьмите аптечный березовый […]

15 лет нога не беспокоит Натоптыш на ноге Долгое время меня беспокоил натоптыш на левой ступне. Я вылечила его за 7 ночей, избавилась от боли и стала нормально ходить. Надо кусочек черной редьки натереть на терке, кашицу выложить на тряпочку, крепко привязать к больному месту, обернуть целлофаном и надеть носок. Компресс желательно делать на ночь. Мне […]

Молодой доктор прописал рецепт своей бабушки Подагра, шпоры пяточные Посылаю вам рецепт лечения пяточной шпоры и шишек возле большого пальца ноги. Его мне дал молодой врач лет 15 назад. Он сказал: «Больничный лист по этому поводу я выписать не могу, не положено. Но моя бабушка лечилась от этих неприятностей так…» Я взяла на вооружение совет […]

Начнем с подагры, вызываемой в основном нарушением обменных процессов. Послушаем, что говорит о падагре винницкий врач Д.В.НАУМОВ. Лечим подагру по Наумову Подагра «ЗОЖ»: Очень много вопросов по поводу растворения солей в суставах. Вы утверждаете, что пищевая соль, которую мы употребляем внутрь, никакого отношения к нерастворимым солям типа уратов, фосфатов и оксалатов не имеет. А что имеет […]

По совету Антонины Хлобыстиной Остеомиелит В 12 лет я заболела остеомиелитом и чуть не осталась без ноги. Меня положили в стационар в тяжелом состоянии и в тот же день прооперировали. Целый месяц лечили, а сняли с учета только через 12 лет. Вылечилась я все-таки простым народным средством, которое мне подсказала Антонина Хлобыстина из Челябинска-70 (сейчас […]

Упал, очнулся — гипс С годами кости становятся очень хрупкими, развивается остеопороз - особенно страдают от этого женщины. Что делать, ежели у вас перелом? Чем помимо гипса и постельного режима можно помочь себе? С этими вопросами мы обратились к доктору биологических наук, профессору Дмитрию Дмитриевичу СУМАРОКОВУ, специалисту по восстановлению костных тканей. «ЗОЖ»: Вы 25 лет […]

Луковый суп против остеопороза Остеопороз Медики называют остеопороз «молчаливый вор». Тихо и без боли кальций уходит из костей. Человек болеет остеопорозом и ничего не знает об этом! А потом начинаются неожиданные переломы костей. В нашу больницу поступил мужчина 74 лет с переломом бедра. Он упал в квартире на ровном месте — кость не выдержала тела и […]

Характеристика спортивных игр, их специфические признаки

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятель­ности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физи­ческого воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.

Особенности спортивных игр определяются спецификой сорев­новательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по уста­новленным правилам с использованием присущих только конкрет­ной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игро­вых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, что­бы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определен­ное место площадки соперников и не допустить такового в отно­шении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т. п.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спорт­смен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологи­ческой установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам коман­ды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установ­ки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, сла­женной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически под­готовленных игроков.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жерт­вовать собственными интересами ради командной победы, жела­ние видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действен­ным, что способствует развитию у человека соответствующих лич­ностных качеств.

В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности трене­ров, воспитателей, педагогов и др.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности соз­дает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничен­ном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена ши­рокого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффек­тивность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом коли­честве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсю­да требование надежности, стабильности навыков и т.д.

В командных играх соревновательную деятельность ведут не­сколько спортсменов и многое зависит от согласованности их дей­ствий, от форм организации действий спортсменов в процессе со­ревновательной деятельности с целью достижения победы над со­перником.

Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оп­тимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попыт­ке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т.д.). В играх это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как спо­соба реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.

Основным критерием эффективности соревновательной деятель­ности в спортивных играх служит победа над соперником. Количе­ство побед определяет место в турнирной таблице всех участников. В многолетней спортивной практике сложилось так, что спортив­ный результат - занятое место в соревнованиях - стал критерием оценки уровня спортивного мастерства команды и ее членов. Как показали исследования, такое выражение спортивного результата по положению в турнирной таблице в игровых видах спорта в пол­ной мере не отражает уровня мастерства спортсмена из-за отсут­ствия объективных показателей в количественном выражении. При одинаково высоком уровне мастерства всех участвующих в сорев­новании команд неизбежно их различное положение в турнирной таблице (первое и последнее места). Даже при участии в турнире заведомо слабых команд будет выявлен (теоретически) чемпион страны, а игроки победившей команды получат право на присвое­ние высокого спортивного звания. Таким образом, необходимо ус­тановление объективных показателей, на основании которых мож­но было бы успешно планировать процесс подготовки и осуществ­лять контроль.

В число объективных показателей в спортивных играх входят: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность бы­стро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно при­менять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредствен­ного выполнения действия (требования к временным, простран­ственным и силовым параметрам исполнения); энергетический ре­жим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др. Очень важно все это выразить в количественных величинах. Нали­чие таких сведений служит основой для определения содержания под­готовки спортсменов и управления этим процессом, для разработ­ки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и т. д.

Наряду со спецификой игровой и соревновательной деятельнос­ти спортивные игры имеют ряд других особенностей. На рисунке 1 представлена классификация игр командных и лично-командных по отношению к олимпийским играм (Ю. М. Портнов, 1996). Как видим, игровые виды спорта широко представлены в программах Олимпийских игр, при этом с участием мужчин и женщин.

Командные и лично-командные спортивные игры имеют разли­чия по характеру взаимоотношений участников игры: партнерами - между игроками одной команды; между соперниками - игроками противоборствующих команд.


Рис. 1. Классификация спортивных игр

Взаимоотношения игроков одной команды определяются спе­цификой спортивной игры, структурой соревновательной игровой деятельности с учетом действий своей команды и игроков соперни­ка. В этой сложной обстановке можно выделить для каждой коман­ды ряд «состязательных структур» на основе «совместной состяза­тельной структуры», образованной соревновательной деятельнос­тью обеих соперничающих команд.

Ролевые структуры основаны на отношениях «играть роль», «за- нимать должность», «выполнять обязанности» и отношениях меж­ду такими ролями. Каждому члену команды определена его «иг­ровая функция» («игровое амплуа»). Каждая роль определяется со­вокупностью функциональных обязанностей, задаваемых сюже­том состязания (игры). При этом роль может модифицироваться в зависимости от особенностей спортсмена и характера соревно­ваний. Ролевые структуры не могут быть жестко заданы в силу того, что они всегда являются функциями действий всех партне­ров по команде и всех соперников (в их единстве), а эти функции зависят от динамики конкретных обстоятельств, складывающих­ся в каждом состязании.

Функциональные структуры играющих команд образованы функциональными отношениями между ролевыми обязанностями


спортсменов. Эти отношения формируют определенные роли в груп­пы для совместного решения тактических задач. Внутри каждой группы возникают специфические отношения, выделяющие ее из остальных. Каждая подобная группа связана определенными отно­шениями со всеми остальными группами собственной команды, объединяющими их для выполнения тактических действий, а также с соперниками в целях реализации задач игры в целом. Группы явля­ются своего рода звеньями, из которых формируются защитные и нападающие линии. На этой основе формируются коллективные действия - групповые и командные тактические действия в нападе­нии и защите.

Структуры соподчинения играющих команд образованы отно­шениями руководства, организации, координации, содружества, подчинения, независимости и др. между игроками команды и их группами. Эти структуры существуют именно в процессе состяза­ния (игры), порождаются смыслом сюжета игры, правилами и положением соревнований, спецификой каждой команды, стра­тегией и тактикой. Совокупность отношений, образующих струк­туру соподчинения, определяет системную упорядоченность, орга­низованность, целостность или разобщенность действий коман­ды в каждом состязании (игре). Эта структура весьма лабильна в силу того, что ее компоненты во многом зависят от ситуацион­ных факторов.

Информационные структуры играющих команд образованы от­ношениями информационной связности как внутри каждой коман­ды, так и между соперниками в процессе состязания (игры). Харак­тер, качество, достоверность, своевременность потоков информа­ции позволяют принимать решения, исполнять с тем или иным ка­чеством рефлексивные процедуры, вообще, действовать с разной сте­пенью адекватности динамике ситуации состязания (игры). Важно учитывать, что информационные связи соперников определены стремлением каждой стороны все узнать о сопернике и не позво­лить это же выполнить ему.

Формальные структуры состязающихся команд образованы предписаниями сюжета состязания и его правилами. Они как бы заданы заранее и не зависят от конъюнктуры конкретных сорев­нований. Поэтому их учет и анализ являются наиболее простыми из всех.

Неформальные (естественные) структуры состязающихся ко­манд могут отличаться от формальных, дополняя их до реально действующих систем. Эти структуры образованы соревнователь­но-личностными деловыми (состязательными) отношениями в про­цессе соревнования и определяются личностно-спортивными спо­собностями каждого игрока, его состязательными установками, складывающимися ситуациями, эффективностью (или неэффектив­ностью) тех или иных совместных действий, общим пониманием ситуации, тактики, стратегии и др. Наблюдаются случаи, когда спортсмены, играя формально в команде одну роль, в состязании выполняют другую.

Коллективно-психологические структуры состязающихся команд имеют место и вовне состязания - в совместном процессе подготовки, а также вовне спортивной жизни. Они выражаются особенностями межличностных отношений между членами команды. Практика показывает, что отношения в процессе состязаний и вне их могут существенно различаться. Однако учет этой структуры обязателен для адекватного планирования процесса подготовки.

И реальной работе с командами по их подготовке, по воспита­нию спортсменов, по развитию тех или иных спортивных и общих способностей описанные выше типы структур должны вначале вы­лепиться, а затем путем их «наложения», совмещения, объединения с ohвраться в единую функциональную структуру, которая определяет «морфологию», «физиологию» и «психологию» команд в процессе состязаний. Результат подобной работы составляет надежную основу для руководства и управления командой, для разработки стратегии и тактики, процесса подготовки команды в целом, а так­се для индивидуального воспитания, совершенствования мастерства спортсменов.

Взаимоотношения игроков соперничающих команд определяются по наличию или отсутствию непосредственного контакта игроков в процессе игрового противоборства. По этому признаку выде­ляют две группы спортивных игр: первая - игры с непосредственной борьбой и соприкосновением с соперником; вторая - игры без непосредственного соприкосновения с соперником (Ю. И. Портных, 1986). Для игр первой группы характерно стремление овладеть мя­лом (шайбой) и направить его в цель (футбол, гандбол, баскетбол и др.). Для игр второй группы характерно поочередное владение мячом, стремление послать мяч на сторону соперника, чтобы игро­ки мс смогли его отыграть (волейбол, теннис и др.). Выделяют так- тг игры с поочередным участием игроков и беспрепятственным вы­полнением ролей, отведенных каждой из соперничающих команд (городки, лапта, гольф).

1.1. Спортивные игры как средство физического воспитания

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсаль­ным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы цен­ностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жиз­ни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирова­ние осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физи­ческой культуры и спорта; физическое совершенствование и укреп­ление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельно­сти; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие фи­зического потенциала, обеспечивающего достижение необходимо­го и достаточного уровня физических качеств, системы двигатель­ных умений и навыков; физкультурное общее образование, направ­ленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравствен­ных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.

Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой, о чем было сказано в разделе 1.1; во-вторых, глубоким разносторон­ним воздействием на организм занимающихся развитием физи­ческих качеств и освоением жизненно важных двигательных на­выков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздорови­тельной направленностью до предельного физического и психи­ческого напряжения на уровне спорта высших достижений); в - четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все рав­ны - «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зре­лище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во вне­классной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры пред­ставлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпий­ского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т. п.

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсме­нов практически всех видов спорта как эффективное средство об­щей физической подготовки, развития физических качеств и обога­щения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игро­вых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и спе­циальной физической подготовки.

1.2. Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр

Определение понятий и терминов имеет важное значение для проведения занятий по спортивным играм на должном професси­ональном уровне в образовательных учреждениях, в тренировке спортсменов-игровиков, для взаимопонимания специалистов-пре- подавателей и тренеров, научных работников. В понятиях и тер­минах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дис­циплины, в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если в нем сформулированы крите­рии отличия одного понятия от других, способы его повторения и употребления.

Ниже дается определение основных понятий и терминов, кото­рые используются в учебнике. К сожалению, в практике работы по спортивным играм, в методической литературе эти вопросы еще четко не установлены. Некоторые понятия и термины приводятся дополнительно в главах учебника.

Игровая деятельность- управляемая сознанием внутренняя (пси­хическая) и внешняя (физическая) активность спортсменов, направ­ленная на достижение победы над соперником в условиях противо­борства специфическими средствами и при соблюдении установ­ленных правил.

Соревновательная деятельность- игровая деятельность спорт­сменов в условиях официальных соревнований.

Прием игры- обусловленное правилами двигательное действие (технический прием) для ведения игровой и соревновательной дея­тельности. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры- совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности с целью достижения вы­игрыша, победы. Выделяют технику нападения (атаки) и технику защиты (обороны).

Техническая подготовка- педагогический процесс, направлен­ный на совершенное освоение спортсменами приемов игры и обес­печивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическое действие- рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсме­нов для победы над соперником. Выделяют индивидуальные, груп­повые и командные тактические действия в нападении и защите.

Тактика игры- теоретические основы и совокупность такти­ческих действий - индивидуальных и коллективных (групповых и командных), направленных на достижение победы над сопер­ником.

Тактическая подготовка- педагогический процесс, направлен­ный на совершенное освоение спортсменами теории тактики и так­тических действий, обеспечивающих высокую эффективность в иг­ровой и соревновательной деятельности.

Тактическая комбинация- групповое действие с четким опреде­лением сюжета для участвующих игроков. Типична для нападения, каждая комбинация имеет кодовое название, жест.

Система игры - командное действие, когда конкретизированы действия всех игроков команды в определенный момент игры в на­падении или защите.

Стиль игры - характерные отличительные особенности игры команды, отдельного игрока, их «почерк».

Физические способностиспортсменов - индивидуальные особен­ности личности, создающие условия для успешного овладения и осу­ществления ими игровой и соревновательной деятельности. В зна­чительной мере предопределены генетически.

Физические качества- отдельные качественные проявления фи­зических способностей (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых, координационных).

Физическая подготовка- педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональ­ных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способ­ствующих высокой надежности игровых действий.

Психологическая подготовка- воспитание нравственных, воле­вых и тех психических качеств, которые адекватны специфике спортивной игры и содействуют формированию личности спорт­сменов и высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка- вооружение спортсменов специальными знаниями, повышающими эффектив­ность обучения спортивным играм, решение задач тренировочной и соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка- педагогический процесс, направлен­ный на интеграцию тренировочных воздействий технической, так­тической, психологической, интеллектуальной и физической под­готовки в целостный эффект игровой и соревновательной деятель­ности.

Система подготовки- совокупность взаимосвязанных элемен­тов, образующих целостное единство и ориентированных на дос­тижение цели; комплекс мероприятий, направленных на подготов­ку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам сильней­ших спортсменов мира (в конкретной игре) и способных показы­вать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка- составная часть системы подготовки спортсменов, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры, тактике и тактическим действиям, совершенствование технико-так­тического мастерства, развитие физических способностей, воспи­тание психических, моральных и волевых качеств, освоение систе­мы знаний, создание условий для высоких спортивных достижений.

Тренировочная деятельность- совместная деятельность трене­ра, спортсменов, коллектива специалистов по успешному достиже­нию целей тренировки.

Структура тренировки - исходным компонентом структуры яв­ляется тренировочное задание, комплекс заданий составляет тре­нировочное занятие; два тренировочных занятия и более образуют малый цикл (микроцикл), несколько малых циклов образуют сред­ний цикл (мезоцикл); средние циклы образуют годичный цикл (мак­роцикл), несколько годичных циклов образуют многолетний цикл.

Тренировочная нагрузка- составная часть (компонент) трени­ровки, отражает количественную меру воздействий на спортсме­нов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки опре­деляется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет ха­рактер тренировочных средств (специализированность, направлен­ность, сложность). Выражается в академических часах.

Спортивные соревнования - составная часть системы подготов­ки спортсменов в игровых видах; с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой - яв­ляются эффективным средством специальной соревновательной подготовки.

Соревновательная деятельность- совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов по эффективной реализации тренировочных эффектов в условиях официальных соревнований. По своему содержанию эта деятельность складывается из индиви­дуальных действий и взаимодействий партнеров по команде и про­тиводействий индивидуальным и коллективным действиям игроков соперника.

Структура соревновательной деятельности- набор атакующих и оборонительных действий и операций, которые выполняют спорт­смены обеих команд в специфических условиях противоборства. Компоненты структуры органически связаны между собой, обра­зуя целостное единство соревновательной деятельности двух про­тивоборствующих команд.

Соревновательная нагрузка - объем соревновательной деятель­ности в определенный промежуток времени, выражается в количе­стве игр (календарных и контрольных).

Структура соревнований по спортивной игре- разнообразные виды соревнований, упорядоченные иерархически по определенным признакам: масштабу, уровню мастерства и возрастному цензу.

Управление- процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки спортсменов на основе получения, передачи и перера­ботки информации, выработки и принятия решений. Выделяют уп­равление подготовкой спортсменов, управление их тренировкой и управление соревновательной деятельностью команды и отдель­ных игроков.

Планирование и контроль- основные функции управления. Пла­нированиеесть процесс выбора направления движения (траектории) системы подготовки спортсменов и определения средств и методов достижения конечной цели. Это определение содержания деятель­ности на период времени, лежащий в будущем. Контроль - процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки спорт­сменов с плановым заданием, координацию и коррекцию компо­нентов системы подготовки по достижению цели на основе получа­емой информации.

Отбор спортсменов - составная часть системы подготовки спорт­сменов, комплекс мероприятий по выявлению лиц, обладающих высоким уровнем способностей к конкретной игре и свойствами организма, обеспечивающими эффективность тренировочной и со­ревновательной деятельности в спортивной игре.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о роли спортивных игр в физическом воспитании различных категорий населения.

2. Какова роль спортивных игр в тренировке спортсменов различных видов спорта?

3. Дайте классификацию спортивных игр.

4. Каковы специфические особенности спортивных игр?

5. Каковы основные понятия и термины в спортивных играх?

Глава 2. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
И СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования составляют отличительную особенность спорта, они являются важнейшим компонентом системы подготовки спортсменов (см. главу 5) и ориентиром для построения спортив­ной тренировки.

Специфика соревновательной деятельности во многом опреде­ляет направление и содержание многолетней подготовки спортсме­нов (принципы, средства, методы, программирование процесса тре­нировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.).

Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным ре­зультатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов.

Структура соревновательной деятельности и факторы, обуслов­ливающие ее эффективность, служат основой при построении про­цесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом.

2.1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх

Основные параметры соревновательной деятельности в спортивных играх выделяются и фиксируются посредством специальных наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших спортсменов мира. Признаки, отражавшие параметры соревновательной деятельности, называют целевыми, так как их выполнение обеспечивает достижение поставленной цели - побе­дить в соревнованиях.

Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель со­ревновательной деятельности, ее достижение складывается из пос­ледовательного решения спортсменами ряда частных задач, воз­никающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые, в свою очередь, состоят из операций. Содер­жание действий, операций и условия, в которых выполняет их спорт­смен в процессе соревнований, и определяют структуру соревнова­тельной игровой деятельности.

Только располагая показателями соревновательной деятельно­сти каждого спортсмена, можно оценить эффективность его дей­ствий и определить пути совершенствования его мастерства в про­цессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности в спортивных играх составляют компоненты, которые иерархически расположены ус­ловно в несколько уровней. Компоненты и уровни структуры сорев­новательной деятельности расположены по принципу «матрешек», вложенных одна в другую; первый компонент - самая большая, в нее «вложены» все последующие (рис. 2).

Первый компонент (верхний уровень) составляет системно-целост­ное противоборство спортсменов двух команд, в котором представ­лены и «результируют» все компоненты структуры в их взаимосвязи.

Второй компонент составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в данный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Командные тактические действия - системы игры в нападении или обороне - являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и в пространстве. Одна команда учитывает возможно­сти своих игроков и особенности игры в защите команды соперни­ка, когда выбирает ту или иную систему игры в нападении. Защи­щающаяся же команда, учитывая особенности системы игры коман­ды соперника, противопоставляет свою систему обороны.

Третий компонент образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне - в них находят реализацию

Рис. 2. Системно взаимосвязанные компоненты соревновательного

противоборства спортсменов соперничающих команд

командные тактические действия. По аналогии с командными так­тическими действиями групповые действия осуществляются одно­временно: игроки одной команды выполняют тактическую комбина­цию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют меж­ду собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Таким образом, групповые так­тические действия зависят от принятой системы игры и являются ее развитием.

Четвертый компонент структуры образуют индивидуальные так­тические действия в нападении и защите - следующий шаг в раз­витии соревновательной деятельности. Индивидуальные действия связаны с конкретными групповыми и ими обусловлены: в нападе­нии в зависимости от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника - с дру­гой; в защите в зависимости от системы защиты и своих групповыхдействий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию в нападении в команде соперника
.

Пятый компонент структуры составляют приемы игры (техни­ка), при помощи которых спортсмены осуществляют соревнователь­ную деятельность при непосредственном воздействии на мяч, шай­бу и пр. Это как бы заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные - групповые - индивидуальные (тактика) - прием игры (техника). Этот компонент «результирует», т.е. каче­ство его выполнения непосредственно отражается на эффективнос­ти соревновательной деятельности (выигрыш мяча, очка или про­игрыш). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападе­нии и защите.

Шестой компонент составляют физические способности (дви­гательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надеж­ность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносли­вость, координационные способности, гибкость). Первостепенное значение здесь имеет уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактичес­ких действий.

Седьмой компонент составляют психические качества и свойства личности спортсменов; уровень их сформированности и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства соперников.

Восьмой и девятый компоненты составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-такти­ческих действий на протяжении всего времени, в течение которого развертывается соревновательная деятельность.

2.2. Факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятель­ности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по от­ношению к спортивному результату определяют факторы, от кото­рых зависят эффективность соревновательной деятельности и уро­вень спортивных достижений в спортивной игре. Наиболее суще­ственными являются следующие факторы.

Первый фактор - оснащенность спортсменов приемами игры (ар­сенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство в спортивной игре регламенти­руется правилами, в соответствии с которыми игроки могут осуще­ствлять соревновательную деятельность при помощи специальных в каждой игре действий - приемов игры. Данный фактор имеет важ­нейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность; с другой сто­роны - чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки вла­дения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.

Второй фактор - оснащенность спортсменов тактическими дей­ствиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал такти­ческих действий служат решающим условием реализации тех­нического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и сорев­нований.

Первый и второй факторы взаимосвязаны: тактические дейст­вия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реали­зация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообра­зия тактических действий и тактического мастерства игроков. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.

Третий фактор - «применяемость» технико-тактического ар­сенала. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия - командные, групповые, индивидуальные в нападении и обороне. Решающее значение имеет умение в пол­ном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что боль­шинство спортсменов знает и умеет гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.

Четвертый фактор - эффективность технико-тактических дей­ствий в условиях соревновательной деятельности. Эффективность определяется по определенным для каждой спортивной игры пока­зателям - выигрыш и проигрыш мяча (шайбы), взятие ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх.

Пятый фактор - мастерство выполнения игровой функции (амп­луа) каждым игроком в команде, которая определяется ему на ос­нове индивидуальных особенностей, учета уровня подготовлен­ности по компонентам игры и т.д. Это дает возможность комплек­товать команду таким образом, чтобы она представляла слажен­ный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, давая возможность каждому спортсмену наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.

Шестой фактор - активность («агрессивность»), творчество («иг­ровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств, направ­ленные на эффективное выполнение тактического плана игры и мак­симальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных ус­ловиях соревнований.

Седьмой фактор - уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игро- ной деятельности в спортивной игре.

Шестой и седьмой факторы оказываются решающими при рав­новесии остальных факторов.

Восьмой и девятый факторы - уровень функциональных воз­можностей и морфологических показателей применительно к специ­фическим требованиям соревновательной деятельности в конкрет­ной спортивной игре.



mob_info