Умер тренер барселоны. Ушел из жизни бывший тренер "барсы" тито виланова. "Пример силы и мужества"

За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге «Дневник одного гения» Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ". Русская Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения…

Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин. Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно, если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза — Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантной женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой...

Соседи поговаривают, что молодой человек «с большими странностями», болезненно застенчив, то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу. Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином на манер танцоров аргентинского танго, одевается в шелковые рубашки диких расцветок, дополняя наряд уродливыми сандалетами и браслетами из фальшивого жемчуга…Той осенью Дали пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Он уже предвкушал, как шокирует гостей, выйдя к ним, благоухая «ароматом козла», для чего еще с утра заготовил «духи» из клея, сваренного из рыбьих голов, козлиного помета и нескольких капель лавандового масла. Но неожиданно из окна он увидел молодую женщину, с интересом рассматривавшую его жилище. Она была в белом платье, а ее черные как смоль волосы развевались по ветру. Он тут же вспомнил авторучку из детства и поразился сходству двух женщин. Неужели это Она?...

Он быстро смыл с себя козлиный «аромат», надел ярко-оранжевую рубашку и, заложив за ухо цветок герани, выбежал навстречу гостям. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на женщину в белом. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях», — лихорадочно пронеслось в голове художника. Вместо того чтобы пожать женщине руку, он лишь глупо захихикал, пританцовывая вокруг нее…

С той минуты Дали потерял покой — он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». - Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.

Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал:

Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла...

В своей книге «Тайная жизнь» Дали пишет:

Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. Она стала рассматривать меня как гения, — признавался далее Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить. Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище. В 1934 году Гала разведется с Полем Элюаром, но из жалости к нему официально оформит свои отношения с Дали только после смерти поэта. (Последний, к слову сказать, до конца своих дней надеялся, что Гала вернется к нему, и был готов ей простить все что угодно).

Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, — и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: «Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении».

В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали — абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего — от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры».

«Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться».

Отныне Дали пишет фантастические картины одну за другой, подписывая их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали», как будто речь идет об одном лице. Она внушила ему, что он гений. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову. Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей (а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон) вкладывать деньги в творчество Дали.

Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину. А к его жене — титул главной Музы. С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорят, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. Его знаменитые усы и выпученные безумные глаза знает весь мир. О Гала в прессе не перестают злобно судачить: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Дали без устали рисует свою Гала то в образе Богоматери, то Елены Прекрасной, а то и… женщины с отбивными на спине. Когда спрос на его живопись начал падать, Гала тут же подбросила ему идею создавать дизайнерские вещички, и «далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ.

Теперь уже не было нужды убеждать Дали в его гениальности, потому что он как никогда верил в себя. Верил настолько, что даже рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Сюрреализм это Я!».

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...».

Насчет матери — это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара). Несмотря на то, что всю жизнь Дали называл свою жену не иначе как «божественной», она все-таки была земной женщиной. А еще никому из простых смертных не удавалось избежать старости. После 70-ти Гала начала безудержно стареть. Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве.

Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель. Её любовником был молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет. И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы «лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь». Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы — неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Отвечая на недвусмысленные вопросы журналистов, Дали придерживался той же «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Но что он чувствовал на самом деле? Этого не знал никто. Наконец, Гала попросила Дали купить для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии, а мужа принимала лишь изредка, посылая заранее приглашение в надушенном конверте… Все закончилось в 1982 году, когда Гала сломала шейку бедра при падении. Вскоре она умерла. В последние дни в клинике старая женщина, страдающая от сильной боли, покинутая всеми молодыми любовниками, была на грани безумия и все время старалась спрятать деньги под матрас… Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили. Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…

Очевидцы говорили, что с уходом Гала не стало и прежнего Дали. Он больше не писал, мог подолгу не есть, часами громко кричал, плевал в медсестер и царапал им ногтями лицо. Безумие окончательно овладело его разумом. Его нечленораздельное мычание никто не понимал. Он пережил Гала почти на семь лет, но это была уже не жизнь, а медленное угасание. Согласно завещанию Сальвадора, Дали не похоронили, а выставили забальзамированное тело под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала. А чуть поодаль установили желтую лодку, носящую имя жены художника. В свое время Дали привез ее из Кадакеса, где он впервые встретил свою «черноволосую даму из детства» и был так сюрреалистически счастлив.

Мне нравится 71

Похожие посты

На другом полушарии правили бал Гала и Сальвадор Дали. История легендарной пары была рассказана уже тысячи раз, но, несмотря ни на что, ее хочется слушать снова и снова. Ведь такие истории заставляют верить в настоящую любовь.

Девочка, укутанная в белый мех

Впервые Гала и Дали встретились летом 1929 года, но сам художник утверждал, что увидел свою музу гораздо раньше, когда учился в первом классе. Один из друзей подарил ему авторучку. Внутри стеклянного шарика была изображена девушка в пушистой шубке. Позже Дали вспоминал: «В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка - почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения... Это была Гала? Я никогда в этом не сомневался - это была она».

С того самого дня до их встречи художник хранил в себе образ русской девушки и как будто ждал их встречи, не сомневаясь, что она случится. В 1914 году он начал обучение в муниципальной художественной школе. Одноклассники уже тогда считали его странным: мальчик ввязывался в драки без причины, а его эксцентричные выходки славились по всей школе. Каким-то чудом ему удалось поступить в Художественную академию Сан-Фернандо. Для молодого человека сделали редкое исключение, ведь вступительное испытание он не прошел. Для экзамена он сделал рисунок меньше положенного размера, а когда ему сказали исправить оплошность, принес работу еще меньше. В год поступления в семье Дали случается большое горе, умирает мать Сальвадора Дали, что становится страшным ударом для чрезвычайно чувствительной натуры молодого художника.

Во время учебы Сальвадор, вопреки закрепившейся за ним репутации щеголя, предпочитает обществу женщин книги Ницше. Да и зачем ему тратить себя на женщин, ведь он ждет свою Богиню, свою единственную музу.

Несмотря на свой талант, в академии эксцентричному Дали удается продержаться всего четыре года. В 1926 году его отчисляют за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Вскоре он уезжает в Париж, где знакомится с Пикассо и окунается в богемную жизнь с головой.

В это время Гала, которая на десять лет старше Дали, уже успела обзавестись мужем, дочерью и любовником. Рожденная в 1894 году в Казани, тогда еще Елена Дьяконова всегда знала, что будет блистать, а не прозябать в провинциальной глуши. В своем дневнике она писала: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».

В 1912 году родители отправили девочку в Швейцарию лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Позже она даст ему имя Поль Элюар, а сама станет называть себя Гала. Их роман завершится свадьбой, Гала переехала в Париж. К моменту ее встречи с Сальвадором Дали она уже не была болезненной застенчивой девочкой из России, она превратилась в настоящую парижанку, ту самую кокотку, которая сводила с ума самых недоступных мужчин.

«Я сразу поняла, что он - гений»

Летом 1929 года Поль Элюар вместе с женой были приглашены в деревню Кадакес, к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали. Хозяин хотел встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, за ухо вставил цветок герани. Но будучи еще незамеченным, увидел гостью и тут же убежал переодеваться. Перед Полем и его женой Дали, вопреки задуманному, предстал почти нормальным человеком, но Гала настолько потрясла художника, что на него напал приступ истерического смеха. Это нисколько ее не отпугнуло, наоборот, лишь подогрело взаимный интерес. «Я сразу поняла, что он - гений», - писала Гала.

Так начался их бурный роман, длившийся до самой смерти возлюбленной художника в 1982 году.

Спустя три года она ушла от мужа и переехала к Дали, в тот же год они поженились. Но религиозная церемония состоялась только в 1958 году, после смерти Поля Элюара. Гала не могла позволить себе обвенчаться с другим из уважения к бывшему супругу.

Дали и Гала стали идеальной парой. Взбалмошный, в высшей степени неорганизованный гений, с целым списком фобий и рассудочная, хладнокровная муза. Их день строился по схеме, которую Гала описывала так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Это она помогла Дали стать символом эпохи, это она создала целую империю вокруг его имени. Одни видели в ней опору и поддержку, без которой талант Дали сгинул бы в безвестности, другие называли ее хищницей, жаждущей денег и присваивающей славу своего мужа.

Журналист Фрэнк Уитфорд в «Сандэй таймс» писал в газете летом 1994 года: «Семейная пара Гала - Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали».

«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег»

Сальвадор Дали и Гала постоянно находятся под прицелом фотокамер. Они ведут активную публичную жизнь и постоянно попадают на обложки журналов. В 1934 году Гала предпринимает следующий шаг в «раскрутке» Сальвадора Дали. Она везет его в Америку. Где, как не в Соединенных Штатах, примут экстравагантного, ни на кого не похожего художника. Страна, влюбленная во все новое и необычное, откликалась на все самые невероятные идеи Дали и готова была платить за них огромные деньги. США охватила настоящая «сюрреалистическая лихорадка», в честь Дали устраивались целые балы, куда приходил весь нью-йоркский бомонд. «Во всем мире, - пишет Дали, - и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается».

Время шло, Гала старела и даже череда сменяющих друг друга молодых любовников не приносила ей теперь спокойствия и радости. Последним ее увлечением стал певец Джефф Фенхольт, сыгравший главную роль в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда». Гала приняла деятельное участие в его судьбе, помогла ему начать карьеру и подарила роскошный дом в Лонг-Айленде.

Дали никак не комментировал интрижки жены, а Гала в свою очередь говорила: «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь». Как бы там ни было, никто не становился свидетелем крупных ссор между влюбленными. Так они и жили душа в душу, пока в 1982 году от многочисленных болезней Гала не скончалась. «День смерти станет самым счастливым днем в моей жизни», - говорила она, съедаемая старческой немощью.

Гала завещала похоронить себя в замке Пуболь, который подарил ей Сальвадор. Она умерла в больнице в 80 километрах от замка. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но Дали пошел против закона. Он завернул тело жены в белую простыню, положил на заднее сиденье «кадиллака», и тело было доставлено в Пуболь, где все уже было готово для церемонии. На похоронах Дали не присутствовал.

После смерти Гала художник прожил еще семь лет.

On 27.11.2017 17.03.2020

Небольшая биография жены Сальвадора Дали — небезызвестной Гала, распутной, но умной и расчетливой. Гала оставила о себе память, как один из лучших арт агентов в истории, а ее сексуальная жизнь до сих пор продолжает шокировать.

Сальвадор Дали с женой Гала.

Тем не менее, учитывая закомплексованность мэтра в отношениях с женщинами, его любовницы, если они и были, уж точно были не столь многочисленны, как любовники жены. Сальвадор, по большей части довольствовался вуайеризмом и выплескивал свою сексуальность в основном на картины. Гала делала то же самое, но только избрав своей целью мужчин.

Между Галой и Сальвадором было негласное соглашение — он закрывал глаза на ее вереницу молодых жеребцов, а она закрывала глаза на его оргии. Такие дела.

Жена Сальвадора Дали, старость Гала.

Жена Сальвадора Дали, вклад Гала в успех Сальвадора.

Гала сотворила Дали и она же его уничтожила. Гала сотворила Дали в том смысле, что, когда они познакомились, он был никому не известен. Прим. автора статьи, а вот это ложь и провокация — это не совсем верно. Может для Америки Каталония — это и никто, но в Каталонии, к тому времени, Дали был уже довольно известен. И как многие гении, Дали не мог нормально функционировать в этом мире. Он не мог позвонить (Сальвадорыч, как я тебя понимаю!), не различал достоинства банкнот. Я однажды видела, как Дали заплатил таксисту 100 долларов даже не представляя себе, что он делает. (с) Ульравиолет

Слухи и непроверенная информация о жене Сальвадора Дали, Гала.


Гале приписывают фразу «Как жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься сексом с пятью мужчинами одновременно».

Дали, Гала, Поль Элюар — был групповой секс или нет? Толком никто не знает, но скорее всего нет. Хотя Поль был известен своими фантазиями (и не только фантазиями) на тему группового секса — и я это не с потолка взял, он прямым текстом писал подобное в переписке с Гала. Но, учитывая, что, когда Гала завела отношения с Сальвадором Дали, она категорически отказывала мужу, сомневаюсь в возможности такого события.

Говорят, незадолго до смерти Гала, они поссорились с Сальвадором и он побил ее тростью.

ТЕНЬ ГВАРДЬОЛЫ

Он не был ярким. Не был харизматичным. Не был знаком широкой публике. А мировая слава пришла к нему уже после того, как в его теле поселилась страшная болезнь...

Для тех, в чьих венах не течет сине-гранатовая кровь, кто не дышит любовью к , - не более чем помощник . Не более чем человек, чья самостоятельная тренерская карьера оборвалась, едва начавшись.

Показательно, что впервые мир обсуждал скромную персону Вилановы в августе 2011 года, когда на последних минутах матча с тогдашний наставник мадридцев ткнул ему пальцем в глаз. Речь, разумеется, о .

СЕЗОН ЖИЗНИ

А в ноябре того же года у Вилановы впервые обнаружили рак. Опухоль гортани и околоушной железы. Информация о болезни ассистента Гвардьолы никуда особенно не просачивалась. Да и кого кроме близких, друзей и самых преданных поклонников "Барсы" могла взволновать подобная новость? Каждый день недуг находят у сотен, если не тысяч людей по всему миру... К тому же лечение прошло успешно. Как тогда казалось.

Следующим летом Виланова стал главным тренером, и никто не мог предположить, какой печальный финал будет у этой истории.

Футбольный мир обсуждал, насколько изменится стиль "Барсы" по сравнению с тем, что был при Гвардьоле. Болельщики побаивались, а недоброжелатели ждали, что команда потеряет в красках без эмоционального вожака на тренерском посту.

Но она не изменилась и не потеряла. Потому что Виланова создавал эту команду вместе с Пепом. С самого начала. Они в дуэте перестраивали команду после : меняли амплуа , блестяще использовали сильные стороны . На равных.

Великая "Барселона" начала "нулевых" с ее легендарной "тики-такой" - это совместное детище Гвардьолы и Вилановы, а потому Тито не пришлось ничего ломать.

Наша дружба с Пепом останется столь же сильной, наши семьи навсегда близки. Ни один брак в мире не может быть столь же крепким, как наши отношения! - сказал Виланова, принимая команду.

За годы работы в тренерском штабе "Барселоны" Тито ВИЛАНОВА (справа от Хосепа ГВАРДЬОЛЫ) четыре раза стал чемпионов Испании, дважды победил в Лиге чемпионов, а всего завоевал 15 трофеев. Фото AFP

Он провел во главе каталонцев всего один сезон. 2012/13. Да и тот не полностью, потому что в декабре 2012-го болезнь вернулась.

Можете быть спокойны. Мои проблемы не так серьезны, как в прошлый раз. Опухоль находится в другом месте, и ее легче лечить, - бодрился Виланова.

Тито перенес операцию за несколько дней до Рождества. И вернулся на скамейку только в марте. Все это время командой руководил его ассистент . Но разлука не помешала показать в чемпионате Испании феноменальный результат - набрать 100 очков, повторив рекорд примеры. Ни разу команда не ушла с поля без гола: 115 результативных ударов за 38 туров!

Прежде чем вернуться к активной работе Виланова руководил "Барсой" из Нью-Йорка во время курсов химио- и радиотерапии. Он отсматривал видео с каждой тренировки, часами общался с Роурой по телефону. Можно представить, какой силы воли требовала подобная активность. Помогал ему... Гвардьола, который готовил себя к работе в как раз в Нью-Йорке.

ФИНАЛЬНЫЙ МАТЧ

Казалось, худшее наконец-то позади. В середине июля 2013-го ничто не предвещало беды. 17-го числа Виланова улыбался на пресс-конференции, рассуждал о трансферных планах на лето. Через два дня он провел утреннюю тренировку. А вечером... Вечером занятие не состоялось. Врач сообщил Виланове результаты очередных тестов. Снова проклятый рак.

"Тито не уходит, он просто концентрируется на главном матче своей жизни", - эту фразу повторяла в тот день вся Каталония. На экстренной пресс-конференции в первом ряду вместо журналистов сидели , и остальные успевшие выйти из отпуска футболисты. Спикеров было двое - президент "Барселоны" Россель и спортивный директор .

Вопросов никто не задавал. Прозвучало лишь заявление Росселя. Он сообщил, что здоровье Вилановы не позволит ему продолжить работу. И попросил с уважением отнестись к личной жизни тренера...

Победить рак так и не удалось. Состояние постепенно ухудшалось. Виланова умер 25 апреля 2014 года. Ему было всего 45 лет.

Игроки "Барселоны" на последней пресс-конференции Вилановы. Фото REUTERS

ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ

Называть Виланову легендой "Барселоны" будет, наверное, преувеличением. Но его вклад в рождение команды, приводившей в восторг весь мир, огромен. Причем каркас этой изящной футбольной машины жив по сей день, пусть она и дает сбои все чаще.

И дело не только в том, что Тито помогал Гвардьоле в первой команде. Все глубже. Еще на заре "нулевых", едва закончив карьеру игрока, Виланова работал в академии сине-гранатовых. И в частности тренировал возраст, где под его руководством оказались юные , . И Месси.

Мне очень повезло, что в одну из молодежных команд пришел работать Тито Виланова. С тех пор моя карьера круто изменилась, - вспоминал аргентинец. Секрет в том, что именно Тито впервые стал использовать Лео на позиции "ложной девятки". Спустя годы дуэт Гвардьола-Виланова применил тот опыт на взрослом уровне.

А еще "Барса" должна быть благодарна Тито за то, что Месси по сей день выступает за каталонцев. Подобными редко делятся с кем-то третьим, поэтому сложно судить, так ли все было на самом деле, но легенда гласит: за несколько дней до смерти тренера аргентинец навестил его, чтобы попрощаться. И сообщил, что намерен покинуть родной клуб. Речь шла о переходе в . Услышав это, Виланова потратил два часа на то, чтобы отговорить Лео. Даже в такую минуту его мысли были посвящены светлому будущему "Барселоны". И Месси пообещал, что не уйдет...

Для кого-то Виланова так и остался человеком-тенью. "Одним из" в летописи "Барселоны". Но воскресное класико, в котором аргентинский гений выдал очередной спектакль, доказало: яркий свет, зажженный Тито, не гаснет по сей день.

Провёл свою игроцкую карьеру в скромных клубах, вершиной его пути стала «Сельта», в составе которой он провёл несколько сезонов в Примере. В качестве тренера он долго работал во второй команде «Барселоны», затем ассистировал другим специалистам и только спустя почти 10 лет получил свой шанс. Шансище! Тито принял от Хосепа Гвардиолы команду-мечту, команду-сказку и команду-песню. В которой сам был не последним человеком. Первый после Бога, то есть после Гвардиолы. Но главный тренер и первый помощник всё-таки немного разные профессии. И плох тот ассистент, который не мечтает стать главным.

Они были единомышленниками. Выскочками. Перешедший из «Барселоны Б» Гвардиола адаптировался к главной команде почти моментально, и с Вилановой у них вышел идеальный дуэт. Пеп был звездой, и он был для фанатов «блауграна» своим. Тито считался классным теоретиком и аналитиком, к тому же обладал более спокойным характером. Они отлично дополняли друг друга. Когда «Барселона» начала побеждать всех подряд, многие стали говорить, что это просто так звёзды сошлись. Что приход Гвардиолы совпал с пиком Месси, Хави и Иньесты , но теперь-то мы понимаем, насколько тренерской была та команда, насколько умело слепил её разгаданный руководством «Барселоны» талант Пепа. Виланова был таким же выскочкой. Да, он долго готовился к тому, чтобы стать главным и наверняка вполне соответствовал своей должности, но путь у него был гвардиоловский. Первой его командой (не считая дубля в той же Каталонии, также как и у Гвардиолы) в свободном полёте стала «Барселона».

Футболисты "Реала" поддержали тренера "Барселоны"

Затем Гвардиола ушёл, и команду возглавил Виланова. Это было очевидное и единственно возможное решение в той ситуации. Никто не знал ту команду лучше Тито. Он вложил массу сил в её создание и наконец получил возможность реализовать свои мечты. У него были отличные игроки, работающая схема и море энтузиазма.

Счастье Вилановы продолжалось полгода. «Барса» уверенно шла по всем турнирам и, очевидно, была способна добавлять, но в декабре у тренера возник рецидив опухоли околоушной железы. В конце 2011 года Тито перенёс операцию - казалось, что он победил. Но болезнь вернулась.

20 декабря 2012 года Виланове сделали повторную операцию, а уже в середине января он снова был в строю. Затем потребовался двухмесячный курс лечения в США, и в марте, когда Тито уже вернулся домой, «Барселона» вышла в полуфинал Лиги чемпионов, по-прежнему уверенно лидируя в чемпионате. Правда, был упущен Кубок, каталонцы были выбиты из розыгрыша «Реалом», но это мелочи.

Чемпионат «Барселона» довела до победного исхода, а в Лиге «блауграна» попала под «Баварию» и была безжалостно бита с общим счётом 0:7. Контракт Вилановы продолжал действовать до лета 2014 года, и руководители клуба давали ему этот год. Но болезнь не давала. 19 июля было объявлено о том, что тренер не может продолжать работать по состоянию здоровья, а спустя четыре дня был назначен Херардо Мартино .

Виланова тепло попрощался с болельщиками, уже зная, что никогда не вернется на «Камп Ноу». И уже никогда не выиграет Лигу чемпионов.


«Это печальный день для футбола, „Барселоны“, но самое главное - для семьи и друзей Тито Вилановы. От имени каждого члена футбольного клуба „Челси“ я выражаю глубочайшие соболезнования в это трудное время», - .

Они, кстати, чем-то похожи, эти два тренера. Оба не достигли больших успехов как футболисты, оба много учились и напряжённо трудились ради достижения своей цели, и в итоге оба с самого низа добрались до вершины. Только Виланове судьба отпустила слишком мало времени.

«После всего пережитого вместе я всегда буду помнить друга. Спасибо за борьбу. Моя любовь и поддержка его семье», - .

Сам Абидаль был вынужден приостановить на некоторое время выступления в связи с операцией по трансплантации печени вследствие злокачественной опухоли. На восстановление у футболиста ушло 14 месяцев. Это была чудесная история с хорошим финалом, и весь мир плакал, когда Абидаль поднимал над головой Кубок чемпионов.

К сожалению, не все истории заканчиваются хорошо.



mob_info