Слова высказывание архиепископа луки крымского о сталине. Из книги Марка Поповского об архиеп. Луке (Войно-Ясенецком). Детские и юношеские годы

Свт. Лука и сокрытое чудо обновления икон

Публикация в нашем музейном блоге на тему, кому молился Сталин в годы войны, не могла не вызвать столкновения прямо противоположных мнений, что лишний раз подчеркивает, насколько народ нуждается в правде о Сталине. Между тем, изучение этого вопроса всё ещё оставляет желать лучшего, особенно по части обнародования ранее засекреченных архивных материалов. Пользуясь таким положением дел, лукавые авторы нерусской национальности, выдающие себя за российских историков, пытаются опровергать чудом уцелевшие сведения о тех или иных встречах Сталина с русским духовенством, подвижниками веры и его роли в возрождении иконопочитания, ссылаясь на «опубликованный журнал посетителей Сталина». Ну что тут можно сказать – «сей род лукавый и прелюбодейный» из века в век прибегает к испытанным им средствам клеветы и шельмования! При нынешнем уровне преподавания отечественной истории в российских школах за чистую монету можно выдать любую фальшивку, а тем, кто в здравом уме и памяти, хорошо известно, что Сталин не только часто приглашал гостей к себе на дачу или домой, но и нередко сам ходил один по Москве без всякого сопровождения в отличие от нынешних деятелей, так что категорические суждения о всех запротоколированных встречах «хозяина» просто курам на смех:-)

Кстати, в истории России известны лишь два правителя, кто по праву носил столь почетное в народе звание - Государь Император Николай II, указавший при переписи «хозяин земли Русской», и Сталин, хранивший на одной из своих дач царский рояль в память о Царе-Мученике, ритуальное убийство которого отрицается всё теми же русофобами, проникшими и в церковную ограду. Как писал о. Дмитрий Дудко, «да, Сталин нам дан Богом, он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить... Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира... Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, допустим, такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным... Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек... Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже вечную память» (Дмитрий Дудко, свящ. Из мыслей священника о Сталине. М., 1995). Красноречивым ответом распоясавшимся в нашей Церкви «власовцам» служат слова свт. Луки: «Патриотизм в высшей своей форме есть активная любовь к Родине, одна из многих форм любви; а любовь есть исполнение всего закона. Патриотизма были лишены те архипастыри и пастыри, которые покинули свою Родину и свои паствы в годы величайших потрясений и страданий, и чинили церковные расколы в Сремских Карловцах, в Париже и Мюнхене, в Северной Америке» (Архиепископ Лука. Из откликов на вторичное награждение Св. Патриарха Алексия орденом Трудового Красного Знамени // ЖМП, 1952, № 12). См. фото: Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) на заседании Св. Синода во главе со Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по левую руку которого сидит митрополит Николай (Ярушевич).

Более того, в наши дни отношение к Сталину стало не только барометром общественных настроений, но по сути тестом на коренную национальность. Недавний спор Холмогорова и Гурболикова о том, как определить, кто русский, а кто нет, на самом деле разрешается довольно просто. Как в своё время Сталин провозгласил свой знаменитой тост «За русский народ!», так и русский народ хранит с благодарностью память о генералиссимусе в отличие от злобствующих русофобов, которые захлебываются от ненависти при одном упоминании имени Сталина. Так что не мудрствуя лукаво можно спросить у любого жителя нашей многострадальной России: он за Сталина или против – и сразу становится понятно, кто он по национальности:-)

Нельзя не заметить, что хулители Сталина часто поют дифирамбы Хрущеву за «оттепель», умалчивая о его гонениях на Церковь. Вскоре после убийства сионистами Сталина М.А. Сусловым, Д.Т. Шепиловым и А.Н. Шелепиным по указанию Н.С. Хрущева было подготовлено постановление ЦК КПСС под названием «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», датированное 7 июля 1954 г. В этом постановлении была подвергнута жесткой критике (задолго до хрущевского «спектакля» на съезде партии!) та линия в отношениях с Церковью, которую проводил Сталин с 1943 г. Эта политика была охарактеризована как «примиренческая» и «полностью не соответствующая идеологическим заветам Ленина». В декабре 1954 г. на съезде благочинных Крымской епархии в гор. Симферополе был поднят вопрос, как отразилась статья Хрущева с постановлением ЦК КПСС на количество молящихся в церквах. Как сообщил архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), «проведенная антирелигиозная пропаганда встревожила всех верующих. Ко мне многие обращались с просьбой реагировать на эту пропаганду, но я не счел нужным опровергать эти пропагандистские выступления в печати. Я только ограничился одной проповедью, которую я произнес в соборе на тему: «Не бойся, малое стадо»… Мне нужно знать, как обстоит дело с посещаемостью храмов; мне многие говорят, что после пропаганды посещаемость церквей увеличилась» (ГААРК. Ф. Р-2647. Оп. 5. Д. 99. Л. 46-57).

В житии одного из самых почитаемых сейчас православных святых свт. Луки было немало поразительных событий, об одном из которых и хотелось поведать читателям нашего музейного сайта, поскольку речь идет о чуде обновления икон. Многие из вас, наверняка, помнят, какую провокацию попытались устроить русофобы и супротивники Церкви, когда возникла критическая ситуация с Боголюбской иконой. Представитель «по связям со СМИ» сего «рода лукаваго и прелюбодейного» Левон Нерсесян (лжеюзер _corso_), тусующийся «под крышей» погрязшего в беззакониях Геннадия Попова, тогда злорадно ухмылялся («А вот и "самообновленьице" долгожданное наступило...») и пытался устроить нападки на «неразумных мракобесов, которые сегодня орут про самообновление икон и "иконы должны быть в храмах"»:

Как показывают нижеприведенные архивные документы, подобным же образом действовали сексоты и во времена свт. Луки, когда в его епархии вдруг стало известно о чуде обновления иконы (см. видео). При этом следует учесть, что архиеп. Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) был широко известен не только своей врачебным мастерством, но и радением за культурное наследство. Так, в 1947 г. он поднял перед властями вопрос «О Иоанно-Предтеченской церкви в гор. Керчи, постройки VIII века, как архитектурном памятнике», написав в Москву в Комитет по делам архитектуры с тем, чтобы были приняты «меры к охране этой церкви как древнего исторического христианского памятника архитектуры». Это к тому, что Левон Нерсесян и иже с ним повсюду обвиняют «церковников» в небрежении к памятникам культуры:-)

«21 мая 1951 г. в Управление МГБ по Крымской области поступили данные о том, что в гор. Симферо­поле, в доме № 20 по ул. Безбожной, у проживающей в этом доме Коневец «обновилась» икона.
Для проверки этого факта был направлен опера­тивный работник, который установил, что в квартире жильца этого дома Коневец Ольги Евграфовны собралось около 100 человек женщин, толкующих об «обновлении» находящейся в этой квартире ико­ны.
Отрекомендовавшись представителем горисполко­ма, оперативный работник предложил Коневец в це­лях прекращения сбора людей закрыть квартиру, ни­кого в нее не впускать и разговоры об «обновлении» иконы прекратить.
Наряду с этим от имени Управления милиции было сообщено в канцелярию Крымской епархии и пред­ложено изъять эту икону у Коневец.
По распоряжению архиепископа Крымского Луки Войно-Ясенецкого на квартиру Коневец был направ­лен священник Еремеев Николай, который изъял эту икону, доставил ее в Симферопольский собор, поме­стил у клироса для обозрения.
25 мая с/г архиепископ Лука отдал распоряжение отслужить в соборе молебен и сам произнес по этому поводу проповедь, в которой говорил об «обновле­ниях» икон, и при этом прочел рапорт священни­ка Еремеева об «обновлении» иконы у Коневец, в связи с чем усилился приток людей в собор и сбор средств.
В этот же день архиепископ Лука направил сооб­щение на имя Патриарха Алексия, в котором излагал об «обновившейся» иконе.
Наш агент «Соколовский», служащий священни­ком в другой церкви г. Симферополя, находившийся в это время в командировке, по возвращении в беседе с Лукой высказался отрицательно по поводу поднято­го шума вокруг «обновившейся» иконы и посоветовал ему прекратить это дело.
Следуя совету «Соколовского», Лука издал указ о создании комиссии в составе четырех священников и двух прихожан для проведения следствия в отноше­нии «обновившейся» иконы.
В составе комиссии оказались два наших агента «Соколовский» и «Евстафьев», которые и провели следствие, отрицая факты этого «обновления».
В этот же день, 28 мая, Лука в дополнение к свое­му прежнему сообщению донес Патриарху, что по делу «обновления» иконы им назначено следствие и до получения результатов икона помещена в ал­таре.
Агент «Соколовский», возглавлявший эту комис­сию, по окончании следствия представил Луке за­ключение о том, что факт «обновления» иконы не подтвердился.
На основании этого заключения Лука сообщил Па­триарху следующее:
«...Доношу Вашему Святейшеству, что, на основа­нии результатов следствия об "обновлении" иконы Спасителя, я не признал достоверным факт "обнов­ления" и велел повесить икону на стене собора в ряду обычных икон.
Народ вполне успокоился. Со стороны правитель­ственных властей не было и нет никаких проявлений неудовольствия».
30 мая с.г. Лука объявил в соборе прихожанам, что икона не обновлялась, в связи с чем авторитет Луки среди отдельных верующих оказался подорванным.
По данным агента «Соколовского» от 30 мая с. г., при допросе Коневец O.E. последняя показала, что икону она периодически протирала и промывала, но протокол ее допроса Лука забрал себе и комиссии не возвратил.
В отношении Коневец нами добыты следующие данные:
Коневец Ольга Евграфовна, 1892 года рождения, уроженка с. Сергеевки Ново-Троицкого района Хер­сонской области, беспартийная, одинокая, без опре­деленных занятий, проживает в гор. Симферополе по ул. Безбожной, в доме № 20.
По учетам Коневец не проходит.
Нами направлена агентура на выявление возможно имевшего место сговора для организации «обновле­ния» иконы со стороны актива церковников и свя­щеннослужителей»
(Из спецсообщения в докладной записке замначальника Управления МГБ СССР по Крымской обл. подполковника Горькова начальнику 2-го отдела 5-го Управления МГБ СССР полковнику Лутову, июнь 1951 г. гор. Симферополь // Архив ГУ СБУ в АРК. Ф. 1. Д. 78. Т. 6. Л. 282-284).
В другом архивном документе есть дополнительные сведения о сокрытом чуде обновления иконы:
«Гр-ка Коневец Ольга, рождения 1892 г., нигде не работает, проживает в гор. Симферополе по ул. Безбожная, 20, спекулянтка, ее дочь в 1944 г., после освобождения Крыма от оккупантов была осуждена и выслана, 20 мая с/г распустила слух, что у нее «обновилась» икона. В результате чего к ней на квар­тиру пошли верующие и неверующие посмотреть на эту икону, в общем, вокруг нее поднялся шум.
21 мая с/г об этом стало известно органам мили­ции, откуда в тот же день по телефону было пред­ложено секретарю архиепископа, он же настоятель кафедрального собора, протоиерею Милославову, чтобы не было шума вокруг этой иконы, немедленно забрать ее с квартиры гр-ки Коневец в церковь.
Милославов доложил архиепископу Луке, послед­ний предложил второму священнику кафедрального собора, так называемому ключарю, Еремееву Нико­лаю, икону с квартиры гр-ки Коневец привезти в со­бор.
Когда Еремеев брал с квартиры икону, там была толпа примерно до 100 человек. Еремеев взятой им в руки иконой благословил эту толпу и призывал ее приходить в собор на поклонение «обновившейся» иконе.
По доставлении иконы в собор последняя вначале была помещена в алтаре, и если бы она там и находи­лась, на этом бы весь шум с ее обновлением и закон­чился, но через два дня архиепископ Лука вторично посылает священника Еремеева на квартиру гр-ки Коневец расследовать, как проходило «обновление» иконы, и донести ему рапортом.
Еремеев после беседы с гр-кой Коневец и рядом других старух в своем рапорте архиепископу Луке сообщил:
Икона «действительно обновилась», в подтвержде­ние чего сослался на то, что якобы на квартиру гр-ки Коневец приходили представители городского совета с художниками, которые подтвердили, что никакой подделки нет, то есть вмешательства человеческих рук не было.
После этого архиепископ Лука дал распоряжение «подремонтировать» икону, положить ее на аналой под стекло и вынести из алтаря на середину храма (собора) для всеобщего поклонения и обозрения.
Священники собора Милославов, Еремеев и Дуна­ев это распоряжение архиепископа Луки выполнили немедленно, в тот же день икону вынесли на середину храма, около нее поставили большой подсвечник… Началось паломничество к иконе.
25 мая архиепископ Лука распорядился, чтобы весь причт собора, 3 священника и 2 диакона облачились в праздничные одежды и совершили молебен, а он сам произнесет проповедь и чтобы об этом было широко оповещено верующее население города. Тот же день, 25 мая, молебен около этой иконы в торжественной обстановке был совершен. Сам архиепископ Лука произнес проповедь, рассказал о имеющихся якобы случаях «обновления» икон в Киеве, Одессе, Севастополе, Ленинграде и т.д. и совершавшихся якобы чудесах в результате «обновления» икон. О данном случае «обновления в Симферополе Лука сказал, что икона действительно «обновилась», в подтверждение чего сослался на каких-то представителей горсовета и художников, которые якобы подтвердили, что никакого вмешательства человеческих рук не было, тогда как там никаких представителей горсовета и художников не было и никто их не посылал…
30 мая архиепископ Лука в соборе выступил с проповедью, в которой заявил, что он на основании результатов расследования комиссии «обновление» иконы не признает, и тут же заявил молящимся: а вы как хотите, хотите - верьте, хотите - не верьте.
Несмотря на то, что архиепископ Лука заявил в проповеди, что он «обновление» иконы не призна­ет, священники собора Милославов, Еремеев, Дунаев всяческими способами продолжали распространять по городу слухи, что икона «обновилась» и т. д., а поэтому паломничество к ней продолжалось до последнего времени. Об этом мне стало известно в больнице 7 июня, тогда я 8 июня по телефону свя­зался с секретарем архиепископа, он же настоятель собора, протоиереем Милославовым, предложил ему, как настоятелю собора, немедленно икону снять со стены и убрать в такое место, чтобы ее не видели, предупредил Милославова, что если он этого не сде­лает, то будет мною снят с регистрации.
Затем мне стало известно, что об этом моем указа­нии Милославов доложил архиепископу Луке, кото­рый запретил ему выполнять мое указание и икону с видного места на стене не снимать. Икона была снята со стены и перенесена в алтарь только 9 июня.
Гр-ке Коневец вместо взятой у нее иконы из собора была выдана другая, и несмотря на то, что архиепи­скоп Лука не признал «обновления», священник Ере­меев 7 июня дал согласие гр-ке Коневец отслужить у нее на квартире молебен в 11 часов утра 8 июня. Ко­невец об этом объявила по ближайшим улицам, и к 11 часам утра 8/VI у нее на квартире собралось человек 25-30, но благодаря сложившимся обстоятельствам, не зависимым от священника Еремеева, молебен от­служен не был.
Многие верующие высказывают свое недовольство по отношению архиепископа Луки и священников со­бора, а также возмущаются, почему советские органы не привлекут их к ответственности за шарлатанство и обман с целью наживы.
Мои предложения:
1. Архиепископа Луку, как главного шарлатана в данном случае, окончательно скомпрометировавше­го себя среди верующих и вызвавшего возмущение местных советских и партийных органов, удалить в какой-либо монастырь на покой с тем, чтобы он боль­ше не распространял мистические суеверия в массах.
2. Священников кафедрального собора Милославова, Еремеева и Дунаева, несмотря на то, что архиепи­скоп Лука, наконец, не признал «обновление» иконы, продолжавших до последнего времени распростра­нять среди населения суеверные шарлатанские слухи об «обновлении» иконы в целях личного обогащения и наживы, с регистрации снять и сообщить следствен­ным органам.
3. В отношении гр-ки Коневец следственные орга­ны уже занимаются.
Причина моей несвоевременной информации Сове­ту та, что, когда началась вся эта шарлатанская исто­рия с «обновлением» иконы 20 мая, я находился в Москве, когда прилетел из Москвы 24 мая, сразу же попал в больницу с сильным приступом бронхиаль­ной астмы, где находился по 10 июня.
Прошу Ваших срочных указаний.
Уполномоченный Совета по делам
Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов»
(ГААРК. Ф. Р-9647. Оп. 4. Д. 1а. Л. 33-40).

Как видим, чудо обновления иконы Спасителя в Симферополе в 1951 г. было полностью дискредитировано в результате умышленных действий агента «Соколовского» (настоятеля Благовещенской церкви прот. Голубятникова)…

Подробности здесь.

Есть такой тип церковных тетушек: ездят с прихода на приход, ссылаясь на чьи-то благословения, передают батюшкам приветы неведомо от кого, поклоны от незнакомых братий и сослужителей, и рассказывают всякие новости: рассказывают, рассказывают… Ну, думается, коли уж такие тетушки есть, наверное, они зачем-то нужны. Впрочем, не знаю. А один старый архиерей, - кстати, весьма серьезный философ, - называл их: «шаталова пустынь» и утверждал, что они, напротив, ни для чего не нужны. Поди, разберись тут…

И вот три таких тетушки заявились в храм к моему приятелю, когда мы как раз собирались уезжать в . «Благодать-то какая, - говорят, - и нас возьмите!» Посадили их на заднее сиденье.

Дорогою две из них тараторили, не переставая. Сначала сказали, что приехали по рекомендации Виктора из Псковских Печор, с которым приятель мой будто бы служил в армии. Тот вспоминал-вспоминал, и что-то плохо у него получалось: немудрено - все ж таки прошло тридцать лет…Потом нам поведали, что у диакона Николая из какой-то епархии родился четвертый сын, а у протоиерея Петра - восьмая дочка. Мы очень порадовались за отцов, о существовании которых даже не подозревали, и которые, между тем, настругали столько детишек. Далее начались рассказы о мироточениях и других чудесах, перемежавшиеся разными сплетнями, так что пришлось тему разговора сменить:

А что это подружка ваша молчит? - спросил мой приятель.

Да она только начала воцерковляться: еще стесняется батюшек, - в суетливости своей они не заметили, что добродетельную скромность поставили человеку в укор…

Однако тут же набросились на попутчицу с уговорами и увещеваниями. Некоторое время она сопротивлялась, повторяя: «Да кому это интересно?» - но в конце концов согласилась рассказать какую-то свою историю.

Дело происходило в конце пятидесятых годов, когда рассказчица была студенткой. Жила она тогда в Симферополе. Случилось с ней сильное недомогание, и отвезли ее на «скорой» в больницу. И вот лежит она в приемном покое и час, и другой, и третий… Сознание временами стало покидать ее, а возвращалось все реже и реже…

Вдруг сквозь мглу, сквозь пелену видит она: спускается по лестнице старичок в белом халате. Медленно спускается, осторожно, перила цепко так перехватывает… Подошел он, склонился над ней, - а глаза у него - белесенькие, словно слепые. И спрашивает дежурную медсестру:

Давно привезли?

Часа три, наверное, если не больше.

А почему не оперируют?

Партсобрание ведь! Отчетно-выборное! Не велели тревожить ни в каком крайнем случае.

Он приказал:

Здесь сознание снова покинуло умирающую. Очнулась она уже в операционной: на стене висела икона Пресвятой Богородицы, и слепенький старичок молился перед этой иконой…

Я успела подумать, - вспоминала рассказчица, - что мне страшно не повезло: мало того, что хирург - слепой, так еще и время теряет, хотя сам сказал, что осталось двадцать минут. И вдруг я - безбожница, комсомолка, выбросившая бабушкины иконы, - взмолилась: «Пресвятая Богородица, спаси!» Я знаю, что говорить не могла - рот у меня пересох, и губы не шевелились: я обращалась к Богородице мысленно, но старичок, подойдя ко мне, сказал: «Не тревожься - спасет»…

Операция прошла замечательно, и больную через несколько дней выписали. Спустя годы узнала она, что оперировал ее - великий хирург Войно-Ясенецкий… Такая история.

В Лавре мы с приятелем занялись своими делами, а тетушки отправились восвояси.

Впоследствии рассказчица стала монахиней одного из женских монастырей. А подружки ее все снуют и снуют по приходам.

О великом молитвеннике, гениальном враче и русском патриоте святителе Луке (Войно-Ясенецком) написано уже очень много. Этот человек потрясает всех, кто знакомится с его жизнью.

Меня особенно поражает то, как святитель Лука сумел разобраться в сложнейшей ситуации, создавшейся в России после революции 1917 года, как он сумел отделить пшеницу от плевел, как сумел не впасть в соблазн отрицания советской власти. Его не могли поколебать ни издевательства чекистов, ни лагеря, ни голод, ни холод, ни потеря на долгие годы возможности служить и врачевать. Он перенес все это не только потому, что обладал величайшими смирением и мужеством, но и потому, что прозревал в новой советской жизни, несмотря на все ее изъяны, непостижимый Божий промысел, спасающий Россию от гибели. В этом заключается неразрешимая проблема и головная боль для либеральных церковных историков, которые очень хотели бы сделать из святителя знамя борьбы с советским прошлым, поскольку трудно найти человека, который пострадал бы от советской власти больше чем он. Вот почему авторы первых жизнеописаний святителя Луки старательно замалчивали его отношение к советской власти и, в особенности, к Иосифу Сталину. Но со временем все встало на свои места. И сегодня православным читателям хорошо известны слова святителя Луки о Сталине: «Сталин сохранил Россию. Он показал, что значит Россия для всего остального мира, и поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину».

Почему святитель произнес эти слова? Потому, что он увидел в Сталине человека, продолжающего великое русское дело, потому что он увидел в советском периоде продолжение русской истории.

Истинный подвиг и ясная позиция святителя Луки противостоят сомнительному подвигу и мутной позиции писателя Солженицына.

Как всегда наша либеральная интеллигенция сделала выбор в пользу предательской власовской позиции и попыталась навязать этот выбор всему российскому обществу. Но воссиял с высоты крымских гор новый светильник Русской Православной Церкви святитель Лука, и власовцы всех мастей начали суетливо и испуганно заползать в свои мрачные норы. Правда, они периодически выскакивают из этих нор, чтобы издать свой антисоветский визг и свист, но с каждым разом мы наблюдаем как нарастает растерянность в их злобных и нечестных зрачках. Не проходит в России русофобская десталинизация и не пройдет, потому что на ее пути непоколебимо высится фигура святителя Луки Крымского.

Никак не могут уняться и представители дальнего зарубежья, именующие нас сергианами, красными, прислужниками богоборческой власти и т.д. и т.п. Какими смешными выглядят их истерические потуги на фоне великого подвига веры и самоотречения святителя Луки и подобных ему. Вам ли тягаться с такими сергианами, господа зарубежные злопыхатели?! Следовало бы призадуматься над этим и .

А с какой поразительной глубиной и ясностью раскрывает святитель те тайные силы, которые стоят за всеми войнами, ведущимися Западом: «У горы Синай евреи востребовали от первосвященника Аарона, чтобы воздвиг он им золотого тельца. И золотому тельцу, хотя и уничтоженному тогда Моисеем, продолжают доныне кланяться отвергающие Христа. Они, они, ненасытные искатели золота, целых груд золота, наживающие громадные капиталы на войнах, - они виновники этих страшных войн, этих злодеяний!». Эти слова произнесены святителем в 1951 году, но сколь актуальны они сегодня, когда , подлинного ученика Сталина.

Для меня лично святитель Лука дорог еще и тем, что он буквально спас мне жизнь. Десять лет тому назад я попал в четвертую Градскую больницу, в гнойное отделение. Причиной стало рожистое воспаление моей правой стопы, перешедшее в гангренозную флегмону. Как я умудрился до такой степени запустить болезнь, до сих пор ума не приложу. Стопа пухла и краснела, а я продолжал служить, не обращаясь к врачам. Наверное, наша русская беспечность, иногда переходящая все разумные границы, сыграла свою роль. И, когда нога уже перестала влезать в ботинок, я обратился к хирургу в Градской больнице. Когда она увидела мою ногу, ее глаза округлились от изумления и у нее невольно вырвалось: «Вы что, хотите умереть? У вас же гангрена!» Впервые в жизни я по-настоящему понял и почувствовал, что могу умереть. Меня срочно повезли в гнойное отделение. Пришел самый главный профессор и, взглянув на мою стопу, даже присвистнул. «Как же вы, батюшка, дошли до жизни такой, вы же интеллигентный человек, у нас даже бомжей в таком состоянии не привозят. Срочно на операцию!» - сказал профессор. Операцию мне делали несколько часов под общим наркозом. Но и после операции моя жизнь висела на волоске, потому что площадь поражения стопы была настолько велика, что гангрена могла распространиться выше по голени и тогда…

Потом я видел людей, которым ампутировали ногу под пах только потому, что у них была гангрена пальца. Теперь я понимаю, почему мне так повезло. В операционной висела икона святителя Луки, покровителя всех хирургов и, особенно, гнойных. Гениальная книга святителя Луки «Очерки гнойной хирургии», получившая сталинскую премию, до сих пор не потеряла своей актуальности.

Выяснилось, что тот самый профессор, который осматривал мою ногу, был верующим человеком, очень почитавшим святителя Луку, и именно он принял решение обойтись без ампутации, хотя очень сильно рисковал. Каждый день вспоминаю этого человека с огромной благодарностью.

Когда я пришел в себя, супруга принесла мне икону святителя Луки, акафист ему и литературу о нем. Ежедневно я усердно обращался с молитвой к святителю, читал акафист, и постепенно болезнь стала отступать. Помню со мной в палате лежали простые русские мужики, люди не церковные, но очень добрые и мужественные. Один из них испытывал такие страшные боли, что по ночам впивался в подушку зубами, чтобы не стонать и не будить остальных. Многому я научился у этих людей. Мы очень подружились. Ежедневно я читал им житие святителя и воспоминания о нем. Надо было видеть их просветленные и доверчивые лица в этот момент! Они попросили меня достать для них житие святителя, и каждый из них, выписываясь из больницы, уносил с собой драгоценную книгу.

При выписке из больницы я попытался отблагодарить профессора. Брать конверт он категорически отказался и с улыбкой произнес: «Я здесь совершенно не причем, вот кого надо благодарить» и указал на икону святителя Луки, помещавшуюся над письменным столом профессорского кабинета.

Вглядитесь в фотографию святителя Луки, в этот прекрасный лик подлинного христианина, который не боялся никого, кроме Бога, который спас и продолжает спасать тысячи людей от духовной и физической смерти, перед которым трепетали партийные начальники, надзиратели лагерей и тюремные авторитеты, и вы поймете, почему Россия и русский народ непобедимы.

Святителю отче Луко, моли Бога о нас!

Иерей Александр Шумский , специально для «Русской народной линии»

)
Увидев в Сети портрет архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с приписанной ему цитатой -«Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину» - я сначала не удивился. Просоветские проповеди святителя Луки известны, а одна из них - «К миру призвал нас Господь» (ЖМП 1948. № 1. С. 61-64) - получила в свое время резкую отповедь в парижской «Русской мысли» (Н.Крюков-Ангорский. «Но избави нас от лукаваго». Открытое письмо Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому / РМ № 64 (2 июля 1948). С. 3). Тем не менее я решил посмотреть, где и в какой связи святитель Лука упоминает Сталина.

Результаты поисков оказались совершенно неожиданными.

1. Список проповедей владыки Луки, опубликованных в Журнале Московской патриархии, известен. Журнал оцифрован http://archive.jmp.ru/ , и статьи легко посмотреть. При этом выяснилось, что в опубликованных статьях имя Сталина не упомянуто ни разу. Встречается только Сталинская премия, которую святитель Лука получил в 1944 году.

2. В книге "Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов 1946-1961" (Симферополь, 2015) приведен отчет уполномоченного по делам РПЦ, в котором, в частности, сообщается о праздновании 70-летия со дня рождения Сталина. По всем храмам, естественно, был молебен и многолетие. Далее цитата: «Сам же Лука в этот день служил в кафедральном соборе и в конце службы сказал проповедь патриотического содержания о том, что наше правительство борется за мир, однако в проповеди имени вождя не касался» (с. 537). То есть уполномоченный специально подчеркивает, что в своей проповеди архиерей не упомянул юбиляра, хотя это от него ожидалось.
3) В той же книге приведена справка о беседе уполномоченного со святителем Лукой (26.01.1960). «В беседе со мной архиепископ Лука интересовался вопросом поездки Н.С.Хрущева в Америку и сказал: "Хрущев сделал больше, чем Сталин за всю жизнь и он искренне рад его успехам"» (с. 1121).

Эти факты позволяют усомниться в том, что данное высказывание действительно принадлежит святителю Луке, хотя, как известно, доказывать, что кто-то чего-то не говорил, дело безнадежное. В Сети же эта цитата встречалась во многих местах, но без указания источника. А благодаря доценту кафедры русской литературы Тюменского госуниверситета Александру Медведеву, проследившему более раннюю историю этой цитаты, ее происхождение более или менее прояснилось. Впервые эта цитата встречается в 1995 году в заметке свящ. Дмитрия Дудко: «Теперь я хочу припомнить, как наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, допустим, такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным. <…> Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину» (о. Дмитрий Дудко. Из мыслей священника о Сталине // Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи / Сост. М. Лобанов. М., 1995. С. 733-734). В 1999 в журнале «Наш современник» в рубрике «К 120-летию со дня рождения И. В. Сталина. “Его личность говорила сама за себя...”: современники о Сталине» эта фраза появляется вновь, но ее автором теперь назван архиепископ Лука: «Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): “Сталин, — говорил он, — сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину”» (Наш современник. 1999. №12. С. 188). В этом же номере Дудко пишет: «И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыко Лука, готов воскликнуть: “Сталин — богодарованный вождь России”» (свящ. Дмитрий Дудко. Он был верующим // Наш современник. 1999. №12. С. 224). А затем цитата начинает гулять уже вне текстов свящ. Д.Дудко: «И Сергий, и Алексий называли Сталина богоданным вождем. Этого же мнения придерживался и крупный ученый медик и богослов архиепископ Лука - В. Ф. Войно-Ясенецкий, кстати, сидевший в тюрьме до войны. "Сталин, - говорил он,- сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину"» (Соловьев Б., Суходеев В. Полководец Сталин. М.: Алгоритм, 1999. С. 278).

В сетевых публикациях эта цитата встречается и в качестве авторского текста свящ. Д.Дудко: «Давайте, наконец, хотя бы разберемся вот в чем. Если б победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались на самом деле, а не по названию, как при Сталине, винтиками. Все бы были трудовой армией для каких-то темных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и - сохранил Россию. Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.»

Так что автором этого высказывания является священник Д.Дудко, а святителю Луке ее авторство было приписано в 1999 году. Напомню, что в том же номере «Нашего современника» напечатана статья свящ. Дмитрия Дудко. «Он был верующим», где приведены две подложных выписки из протоколов Политбюро 1933 и 1939, где Сталин предстает борцом с ленинской антирелигиозной политикой и защитником верующих.

За годы, прошедшие после первой публикации, приписанная святителю Луке фраза была перепечатана множество раз. К моменту открытия в Манеже выставки «Православная Русь» эта цитата стала общим местом, и устроители выставки воспроизвели ее в качестве такового. Так что их можно (и нужно) обвинять в непрофессионализме, а не в сознательном искажении истории. Что более гуманно.


_____________________________________
История сфальсифицированной цитаты мне давно понятна. Никто из моих оппонентов, "православных" сталинистов, за 3 года споров в соцсетях так и не привёл ни одного серьёзного источника, кроме о.Д.Дудко.

С последним абзацем о "непрофессионализме" не соглашусь. Подтасовка с цитатой была совершена намеренно. Так хотели донести историю устроители выставки, придерживающиеся про-сталинских взглядов. Странно, что они забыли над "Манежем" разместить на аэростатах портрет своего Идола.
Странно и то, что потом эти же "державники" удивляются - почему молодёжь, лучшая молодёжь, учит иностранные языки и переезжает на ПМЖ подальше отсюда.

Немецких детей водят по Аушвицу, чтобы помнили, что творили их предки. Ниших же идиотов пустоголовых даже на Бутовский полигон не водят. А сколько на Крайнем Севере лагерей было, сколько безымянных могил, сколько простого русского народа в них поуложено...
________________________

Статья С.Худиева тоже вызывает неоднозначные мысли и вопросы -http://www.pravmir.ru/pena-na-gubah-angela/
Цитата:
"И вот у себя дома мы находимся в подобной миссионерской ситуации. Повеления Апостола, несомненно, относятся к тому, как мы должны вести себя со сталинистами. Потому что Христос умер за них. Потому что в их идольском поклонении, в больном и извращенном виде проявляется тоска по истинному поклонению. Мы не должны осыпать их бранью и оскорблениями. Мы должны, как Апостол велит, приветливо и с кротостью возвещать им истинного Отца - Отца небесного, и истинного вождя нашего спасения - Иисуса Христа".

Дорогой брат во Христе хочет сказать, что христиане должны быть толстовцами и "приветливо и с кротостью возвещать им (сталинистам) Истинного Отца - Отца Небесного". Кому им??? Сталинистам с панагиями и крестами на груди? Сервилистам (да простит меня строгий читатель), которые годами молчали о своих тайных пристрастиях к Идолу, а теперь проявились? Которые с таким же успехом могут развернуться лицом к кому угодно? (За гранты или идейно - другой вопрос.)
Откуда такая пассивная логика у взрослого мужчины-публициста?..

И, если мне шлют угрозы "православные" сталинисты, то я могу потерпеть. Сидят тут в тернетах всякие и учат нас под прицелом нагана Родину-мать любить!
Своим же смышлёным детям я обязательно объясню, что Идол оживает - оживает "стараниями" странных христиан, а вовсе не тёмных язычников, коими их пытается выставить уважаемый С.Худиев.

Хочется поучаствовать в допросах или подежурить на лагерной вышке? Может пострелять по живым мишеням? Или кому-то иглы под ногти загнать? Может детские рыдания вам, господа, слух усладят? Ну и вкусы у нынешних христиан...

______________________________

С. Худиев пишет про сталинистов: "Потому что Христос умер за них". Спорный-преспорный момент.

"Не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои".
Читаем Евангелие повнимательнее (от Иоанна, 17 глава - глава о событиях перед распятием, так называемая Первосвященническая молитва):
7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех , которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
16 Они не от мира, как и Я не от мира. 17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

Как бы то ни было, про-сталинские взгляды теперь поощряются, это факт - http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=61402 .
Так что, можно делать выводы о дальнейшем курсе "Святой Руси".

Епископ Тихон удостоен премии от правительства РФ за выставки "Моя история"

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС - Ответственному секретарю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону присуждена премия правительства РФ в области культуры за 2015 год как руководителю цикла выставок "Моя история".

Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Всего премий удостоены 79 человек, сообщает в среду сайт кабинета министров.

Уже несколько лет подряд выставка-форум "Православная Русь" в "Манеже" посвящается отдельным этапам в истории России, ее экспозиции составляют цикл "Моя история". При этом активно используются новейшие мультимедийные технологии. Два года назад выставка рассказывала о династии Романовых, в 2014-м - о Рюриковичах, в 2015-м - о первой половине XX века. После Москвы выставки экспонируются в ряде российских регионов. Общая цифра посетителей за время экспонирования всех выставок цикла - более 1,3 млн., что беспрецедентно для выставочных событий. На упомянутых выставках в "Манеже" побывал, в частности, президент РФ Владимир Путин.

Все три экспозиции цикла в 2016 году разместятся на постоянной основе в 57-м павильоне ВДНХ. Они составят исторический парк, проект которого реализуется при поддержке правительства Москвы. Вместительность парка (почти 29 тыс. кв. метров) позволит одновременно принять до 5 тыс. посетителей, что даст возможность вести обширную просветительскую работу в лектории и медиацентре.


Николай Старостин, Генрих Ягода, Никита Хрущев, Иосиф Сталин, Лазарь Каганович и Андрей Андреев, 1935 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

Увидев в Сети портрет архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с приписанной ему цитатой -«Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину» - я сначала не удивился. Просоветские проповеди святителя Луки известны, а одна из них - «К миру призвал нас Господь» (ЖМП 1948. № 1. С. 61-64) - получила в свое время резкую отповедь в парижской «Русской мысли» (Н.Крюков-Ангорский. «Но избави нас от лукаваго». Открытое письмо Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому / РМ № 64 (2 июля 1948). С. 3). Тем не менее я решил посмотреть, где и в какой связи святитель Лука упоминает Сталина.

Результаты поисков оказались совершенно неожиданными.

1. Список проповедей владыки Луки, опубликованных в Журнале Московской патриархии, известен. Журнал оцифрован http://archive.jmp.ru/ и статьи легко посмотреть. При этом выяснилось, что в опубликованных статьях имя Сталина не упомянуто ни разу. Встречается только Сталинская премия, которую святитель Лука получил в 1944 году.

2. В книге "Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов 1946-1961" (Симферополь, 2015) приведен отчет уполномоченного по делам РПЦ, в котором, в частности, сообщается о праздновании 70-летия со дня рождения Сталина. По всем храмам, естественно, был молебен и многолетие. Далее цитата: «Сам же Лука в этот день служил в кафедральном соборе и в конце службы сказал проповедь патриотического содержания о том, что наше правительство борется за мир, однако в проповеди имени вождя не касался» (с. 537). То есть, уполномоченный специально подчеркивает, что в своей проповеди архиерей не упомянул юбиляра, хотя это от него ожидалось.
3) В той же книге приведена справка о беседе уполномоченного со святителем Лукой (26.01.1960). «В беседе со мной архиепископ Лука интересовался вопросом поездки Н.С.Хрущева в Америку и сказал: "Хрущев сделал больше, чем Сталин за всю жизнь и он искренне рад его успехам"» (с. 1121).

Эти факты позволят усомниться в том, что данное высказывание действительно принадлежит святителю Луке, хотя, как известно, доказать, что кто-то чего-то не говорил, дело безнадежное. В Сети же эта цитата встречалась во многих местах, но без указания источника. А благодаря доценту кафедры русской литературы Тюменского госуниверситета Александру Медведеву, указавшего на то, что впервые эта цитата встречается в 1995 году в заметке свящ. Дмитрия Дудко: «Теперь я хочу припомнить, как наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, допустим, такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным. <…> Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину» (о. Дмитрий Дудко. Из мыслей священника о Сталине // Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи / Сост. М. Лобанов. М., 1995. С. 733-734). В 1999 году свящ. Дмитрий Дудко снова приводит это высказывание в журнале «Наш современник»: «Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): “Сталин, — говорил он, — сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину”» (В рубрике «К 120-летию со дня рождения И. В. Сталина. “Его личность говорила сама за себя...”: современники о Сталине» // Наш современник. 1999. №12. С. 188). В этом же номере Дудко пишет: «И я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыко Лука, готов воскликнуть: “Сталин — богодарованный вождь России”» (свящ. Дмитрий Дудко. Он был верующим // Наш современник. 1999. №12. С. 224). А затем цитата начинает гулять уже вне текстов свящ. Д.Дудко: «И Сергий, и Алексий называли Сталина богоданным вождем. Этого же мнения придерживался и крупный ученый медик и богослов архиепископ Лука - В. Ф. Войно-Ясенецкий, кстати, сидевший в тюрьме до войны. "Сталин, - говорил он,- сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину"» (Соловьев Б., Суходеев В. Полководец Сталин. М.: Алгоритм, 1999. С. 278).

В сетевых публикациях эта цитата встречается и в качестве авторского текста свящ. Д.Дудко: «Давайте, наконец, хотя бы разберемся вот в чем. Если б победил Троцкий с его перманентной революцией, мы бы уже давно оказались на самом деле, а не по названию, как при Сталине, винтиками. Все бы были трудовой армией для каких-то темных сил. Но именно Сталин доказал практически, что социализм можно построить в одной стране и - сохранил Россию. Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира, в этом нам предстоит еще разобраться. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.»

По всей видимости, автором этого высказывания является священник Д.Дудко, который приписал ее авторство святителю Луке. Напомню, что в той же статье (свящ. Дмитрий Дудко. Он был верующим // Наш современник. 1999. №12) появились две подложных выписки из протоколов Политбюро 1933 и 1939, где Сталин предстает борцом с ленинской антирелигиозной политикой и защитником верующих.

За годы, прошедшие после первой публикации, приписанная святителю Луке фраза была перепечатана множество раз. К моменту открытия в Манеже выставки «Православная Русь» эта цитата стала общим местом, и устроители выставки воспроизвели ее в качестве такового. Так что их можно (и нужно) обвинять в непрофессионализме, а не в сознательном искажении истории. Что более гуманно.



mob_info