Самолет с хоккеистами разбился ссср. Уроки хоккейной истории. Гибель хоккейной команды ВВС. Почему команда полетела самолетом

Гибель хоккейной команды ВВС МВО

Ли-2 идентичный разбившемуся
Общие сведения
Дата 7 января 1950 года
Характер столкновение с землёй во время захода на посадку
Причина Сложные метеоусловия
Место Кольцово , Свердловск , СССР
Погибшие 19 (все)
Воздушное судно
Модель Ли-2
Принадлежность ВВС СССР
Пункт вылета
Остановки в пути Казань , СССР
Пункт назначения Челябинск , СССР
Бортовой номер 42 красный
Пассажиры 13
Экипаж 6
Погибшие 19
Выживших 0

Катастрофа

В 6 часов утра самолёт вылетел с аэродрома на Ленинградском проспекте из Москвы (с промежуточной остановкой в Казани) в Челябинск . На борту, помимо 6 членов экипажа, находились 13 человек хоккейная команда ВВС МВО , направлявшиеся на матч с местным «Дзержинцем ». На момент катастрофы ВВС была одна из сильнейших команд страны - вице-чемпион СССР 1948/1949 по хоккею с шайбой.

Находясь в воздухе и имея данные о невозможности приземления из-за нелётной погоды в Челябинске, командир воздушного судна Иван Зотов принял решение садиться на запасном аэродроме в Свердловске. В сложных метеоусловиях (метель , сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу - столкнулся с землёй во время захода на посадку.

Расследование катастрофы поручили Ф. Ф. Прокопенко, служившему в управлении боевой подготовки Московского военного округа. По мнению Прокопенко, катастрофа произошла из-за целого ряда неблагоприятных факторов. Помимо нелётной погоды, к гибели самолёта привели негативные последствия ведомственного подхода: местные диспетчеры заводили на посадку в первую очередь «свои», пассажирские самолёты. Чтобы военный Ли-2 не создавал помех этим «бортам», его отправили в зону ожидания, на верхние эшелоны.

Ожидание длилось довольно долго; за это время стемнело, сохранялась интенсивная болтанка, на борту пассажиры стали проявлять беспокойство, занервничал экипаж. Хоккеисты сбились в хвост, что для такого небольшого самолёта создавало определённые проблемы в пилотировании. В нескольких километрах от аэродрома Кольцово находилась другая, плохо оборудованная ВПП военного аэродрома Арамиль , имевшая свой радиопривод с частотами, близкими к частотам аэродрома Кольцово, и с близким курсом захода на посадку. На него-то ошибочно и настроился штурман Ли-2 капитан Пономарёв. Майор Иван Зотов, опытный лётчик, проходя этот привод, посадочную полосу не обнаружил и ушёл на второй круг. Вновь снизившись, включил прожектор, который в условиях интенсивного снегопада создал «экран», похожий на светящуюся стену. Это и стало последним, роковым обстоятельством . Всего было выполнено три захода на посадку. Самолёт упал в районе, где позднее была построена ныне существующая новая взлётно-посадочная полоса аэропорта Кольцово.

После падения возгорания не было, однако удар был такой силы, что выжить никому не удалось. Как отмечают очевидцы, тела были страшно изуродованы и не подлежали опознанию. Все погибшие были похоронены на кладбище поселка Кольцово в братской могиле .

Спустя некоторое время в память о погибших на братской могиле был установлен памятник.

Экипаж

  1. Иван Зотов - командир корабля, майор
  2. В. Тараненко - второй лётчик
  3. А. Пономарёв - штурман, капитан
  4. М. Фомичёв - бортмеханик, капитан
  5. М. Демченко - радист, лейтенант
  6. И. Лукьянов - механик, старший сержант

Погибшие члены хоккейной команды ВВС

Спасшиеся члены ХК ВВС МВО и последствия трагедии для команды

Одной из сильнейших в первенстве Советского Союза по хоккею конца сороковых годов была команда Военно-воздушных сил (ВВС), которую после Великой Отечественной войны создал Василий Сталин . Всемогущий генерал собрал под свои знамена, точнее — рекрутировал из других клубов, лучших игроков, включая великолепного Всеволода Боброва . В сезоне 1949−50 годов «летчики» отчаянно сражались за золотые медали с конкурентами — столичными армейцами, динамовцами, хоккеистами «Крыльев Советов». В начале января они занимали в турнирной таблице чемпионата СССР 2-е место…

Тягостное молчание

На очередную календарную игру в Свердловск команда ВВС отправилась после того, как сокрушила ленинградское «Динамо» со счетом 14:2. Но долететь до столицы Урала «летчикам» было не суждено: 7 января 1950 года при заходе на посадку в крайне неблагоприятных метеоусловиях — сильная метель с резкими порывами ветра — самолет Ли-2 с хоккеистами на борту потерпел катастрофу. В траурном списке оказался экипаж: командир корабля И. Зотов , второй летчик В. Тараненко , штурман А. Пономарев , бортмеханик М. Фомичев , радист М. Демченко , механик Д. Лукьянов и хоккеисты: вратари Харрий Меллупс и Николай Исаев , защитники Роберт Шульманис, Борис Бочарников (играющий тренер) и Евгений Воронин , нападающие Иван Новиков, Зденек Зикмунд , Юрий Тарасов, Юрий Жибуртович, Александр Моисеев и Василий Володин , врач Михаил Альперин и массажист Алексей Галкин .

Разумеется, о несчастье промолчали все советские газеты, ибо тогда не принято было сообщать народу о катастрофах. Тем более, что массовая гибель людей была связана с авиацией, которую в СССР считали не просто хорошей и надежной, а лучшей в мире. К тому же никто не осмелился портить настроение Иосифу Сталину , две недели назад отметившему 70-летний юбилей…

Однако гибель такого количества известных и уважаемых людей утаить было невозможно. Чтобы «пригасить слухи», в спортивных отчетах стали часто называть фамилии нескольких игроков, по разным причинам избежавших злополучного рейса. Но об этом чуть позже…

Журналисты придумали еще один «финт»: как и раньше, в отчетах упоминался Жибуртович, но без указания имени. На самом же деле это был брат погибшего — Павел. Снова появился в команде Моисеев, но им оказался однофамилец разбившегося Александра, приглашенный из другого клуба…

Судьба сохранила жизнь Александра Виноградова , который был дисквалифицирован за драку в предыдущей игре и не имел права выходить на лед в Свердловске. Василий Сталин приказал не ставить на матч и Виктора Шувалова , недавно перешедшего в ВВС из Челябинска. Причина выглядела логичной — Василий Иосифович считал, что болельщики «Дзержинца», с которым ВВС должен был проводить следующий матч, вряд ли спокойно отнесутся к появлению земляка в составе «летчиков».

Тайна, которая не будет раскрыта

На лед в Челябинске вышла совсем другая команда. Но зрители уже знали о трагедии. На матче царила гнетущая атмосфера. Среди уцелевших «летчиков» оказался лидер нападения ВВС и любимец Сталина-младшего — Бобров. Почему он не полетел злополучным рейсом — тайна, которая уже никогда не будет раскрыта. Ходили разные слухи и, согласно самому распространенному, Всеволод Михайлович накануне отъезда вечером банально загулял, а наутро столь же банально проспал.

Сам же Бобров в своих воспоминаниях во всем винил будильник, не зазвонивший в нужное время. Той же «версии» придерживался и брат хоккеиста — Борис Михайлович, который недоумевал — почему всегда исправные часы вдруг забарахлили? Может, их остановила рука судьбы, «решившая» спасти от гибели знаменитого форварда?

Вернемся к 91-летнему Шувалову. Виктор Григорьевич — единственный здравствующий из того состава «летчиков». В своих беседах с журналистами он часто вспоминал трагедию команды ВВС и не раз опровергал версию с «промолчавшим» будильником: «Журналисты писали, будто Бобров загулял, найти его не смогли… Надо было бы — разыскали бы. Жил он на „Соколе“, в генеральской „высотке“. И все его злачные места были известны. Севка уже до Куйбышева доехал, когда по поезду объявили: „Капитан Бобров, зайдите в военную комендатуру!“ Там и услышал о трагедии».

Но Шувалов не сказал главного — почему Бобров не полетел вместе с командой, а отправился в Свердловск на поезде?

Триумф после трагедии

На этот счет есть другая версия — к ней можно относиться, как угодно. Мол, Сталин-младший тоже не полетел в Свердловск на злосчастном самолете по приказу отца. А Иосифа Виссарионовича предупредил сам Вольф Мессинг . Этот эпизод воспроизведен в телесериале о знаменитом телепате и экстрасенсе «Вольф Мессинг: видевший сквозь время».

Он якобы предвидел трагедию и сообщил об этом Сталину. Василий Иосифович подчинился запрету, хотя и не верил в предсказание Мессинга. Но на всякий случай велел поберечься и Боброву…

Команда ВВС в том чемпионате заняла лишь 4-е место. Зато в следующем первенстве Союза «летчики» выступили великолепно. Клуб, усиленный умелыми новичками, к огромной радости своего шефа, завоевал золотые медали. Потом еще дважды команда ВВС повторяла свой триумф.

Падение «сталинских соколов»

Как только умер Сталин-старший, месть завистников и конкурентов тут же обрушилась на сына. Опальный генерал был не только снят со всех постов, но в одночасье, в 1953 году уничтожили и его детище — команду ВВС. А команда с такой эмблемой играла не только в хоккейном чемпионате… Команда «летчиков» выступала — и очень неплохо! — в футбольном первенстве СССР. Среди игроков клуба были такие известные личности, как Анатолий Исаев , Константин Коршунов , Алексей Парамонов , Валентин Бубукин , Константин Крижевский . Высшим достижением футболистов ВВС стало 4-е место во всесоюзном турнире 1950 года.

Была и мужская волейбольная команда ВВС, в которой играли такие корифеи, как Константин Рева , Гиви Ахвледиани , Владимир Гайлит , Сергей Нефедов , входившие в состав сборной СССР. Эти «сталинские соколы» выиграли чемпионат страны 1952 года.

Более удачно сложилась судьба баскетболистов. Тот клуб ВВС по неизвестными причинам не был расформирован в 1953 году, а просуществовал еще шесть лет. За свою недолгую жизнь «летчики» однажды, в 1952-м, становились чемпионами страны, трижды завоевывали серебряные медали первенства и дважды — бронзовые. Но в 1959 году и команду баскетболистов постигла печальная судьба одноклубников…

Снимок в открытие статьи: ТАСС


Эта трагедия случилась в 1950-м году. 5 января при заходе на посадку в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибло 13 человек (хоккеисты, врач, массажист) из команды ВВС - Иван Новиков, Евгений Воронин, Василий Володин, Зденек Зигмунд, Юрий Тарасов, Гарри Мелупс, Роберт Шульманис, Юрий Жибуртович, Виктор Исаев, Александр Моисеев, Гальперин, Галкин, Борис Бочарников.
Погибли также 6 членов экипажа (командир майор Зотов). «Хозяином» разбившейся команды был командующий ВВС Московского округа генерал-лейтенант, всемогущий Василий Сталин. Василий страстно и деспотично любил спорт. Он учредил команды «летчиков» практически во всех игровых видах спорта и требовал от игроков только побед. Если бы не это, доходящее до абсурда, сталинское желание побеждать, команда не погибла бы, она поехала бы на выезд в Челябинск, как обычно в те времена, поездом. Перед новой, толком не обкатанной, командой стояла сложнейшая задача – стать чемпионом СССР, поэтому новый играющий тренер, великолепный защитник тех времен Борис Бочарников хотел потренироваться несколько лишних дней в Челябинске (а не трястись это время в поезде) и попросил у «шефа» самолет. Летать самолетом на соревнования в те годы было запрещено - слишком дорого, но кто мог запретить Василию Сталину, он самолет дал. Самолет вылетел ранним утром в плохую для полетов погоду, которая около Урала стала нелетной, диспетчер приказал лететь на Свердловск, но и здесь оказалась плохая видимость да еще и метель. Самолет шесть раз заходил на посадку, но в итоге Ли-2 рухнул на землю.
Василий, боясь гнева отца, решил трагедию скрыть. Сталин с сыном был строг, и за гибель самолета из авиаполка особого назначения, по головке бы точно не погладил. Практически за сутки Василию удалось собрать новую команду, причем, некоторые хоккеисты были с фамилиями погибших игроков. Игра состоялась! Великий вождь об этой катастрофе так никогда и не узнал. Газеты в комментариях об игре упоминали фамилии лишь трёх игроков, сохранившихся от старого состава, которые по разным причинам не полетели тем злополучным рейсом - это Всеволод Бобров (он опоздал), Александр Виноградов (был дисквалифицирован за драку в предыдущем туре), Виктор Шувалов (только что перешел в ВВС из Челябинска и поэтому не хотели травмировать челябинских болельщиков). Виктора Шувалова сначала тоже посчитали погибшим. Как и прежде, вышел играть Жибуртович, но при этом не указывались его имя и инициалы, поскольку за ВВС теперь играл брат погибшего, Павел. Вместо нападающего Александра Моисеева стал играть его однофамилец Анатолий Моисеев. В команду ВВС в течение суток вернулись, ранее из нее ушедшие, Эрик Чаплинский, Александр Стриганов, Александр Афонькин, пригласили и некоторых новичков. Вместе с Виноградовым и Шуваловым их посадили в поезд и отправили в Челябинск(Бобров выехал раньше).

Игра была незабываемой. В Челябинске ходили слухи о катастрофе. Переполненные трибуны горячо болели не за хозяев поля, а за гостей – команду ВВС. Все понимали, что летчики играют не только за себя, но и за погибших товарищей. Бобров в том матче играл виртуозно, и, к всеобщему ликованию, команда ВВС победила со счетом 8:3.
Наш знаменитый хоккеист Всеволод Бобров, за несколько дней до трагедии перешедший в команду ВВС, не погиб чудом.Версии, что он загулял в ресторане или, что самовольно поехал поездом, т.к. боялся летать, не соответствуют действительности. Боброва спас его Ангел Хранитель. Иначе не объяснить, почему не захотел звонить надежный и проверенный будильник. Бобров прибежал на летное поле, когда самолет уже взлетал. Перед взлетом Бочарников долго ждал Боброва, не дождался, и отправил на его поиски администратора Н.А. Кольчугина с приказом любой ценой разыскать его и посадить в поезд. Так будильник Боброва спас жизнь еще и администратора команды.
Сезон 1949-1950 года команда ВВС закончила на 4-м месте, а затем три сезона подряд была первой.
Юрий Чашин



mob_info