Организация подготовки к участию в соревнованиях. Организация и подготовка соревнований. Системы проведения соревнований

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Легкая атлетика и сущность спортивных соревнований, основные вопросы их организации, форма проведения и календарь. Условия проведения эстафеты. Цели и задачи соревнований по легкой атлетике. Приоритетные направления развития физической культуры и спорта.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Проблема крупных трагедий на спортивных аренах. Европейская конвенция о предотвращении и подавлении насилия и хулиганского поведения во время спортивных мероприятий. Обязанности Постоянного комитета. Защита соревнований от международного терроризма.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2012

    Соревнование как основной элемент спортивной деятельности. Обеспечение функционирования соревнований в процессе исторического развития общества, формирование соответствующей сферы спорта. Функции спортивных соревнований и взаимодействие спортсменов.

    реферат , добавлен 24.02.2010

    Правовое регулирование государственной регистрации физкультурно-спортивных организаций. Правовые основы организации и проведения спортивных соревнований. Государственный контроль (надзор) предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта.

    реферат , добавлен 14.07.2010

    Недочеты и ошибки в методике проведения занятий по физической культуре и спорту. Недочеты в организации занятий и соревнований. Недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований. Ппредупреждение спортивных травм.

    реферат , добавлен 03.09.2003

    Первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Составные части спортивного соревнования. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований. Выступление спортсменов на соревнованиях. Противоборство между соперниками или соперничающими командами.

    эссе , добавлен 30.11.2014

    Специфика организации сервисной деятельности в период проведения массовых шахматных соревнований фестивального типа. Опыт организации таких мероприятий на материалах Международного детского шахматного фестиваля "Отважная пешка". Способы совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 04.10.2013

    Спортивный туризм как составляющая часть событийного туризма. Статистика крупных спортивных мероприятий, процедура и критерии выбора мест для их проведения и определение финансовых затрат. Анализ туристических потоков после крупных спортивных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

Соревнования по гимнастике являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса и всей спортивно-массовой и воспитательной работы в учебных заведениях, спортивных коллективах. Они являются основной формой проверки подготовленности занимающихся гимнастикой. Соревнования помогают наиболее точно и объективно подвести итоги учебной работы за определенный период (четверть, полугодие, год, семестр, период тренировки).

Соревнования носят системный характер, предусматривающий преемственность и регулярность их проведения. Они начинаются, как правило, в низовых коллективах, продолжаются в районах, городах, областях, краях, республиках и завершаются национальными чемпионатами и кубками страны. соревнование судейство гимнастика

На соревнованиях наряду со спортивными достижениями, обменом передовым опытом вскрываются недочеты в учебно-тренировочной и воспитательной работе. Кроме того, гимнасты лучше познают технику исполнения сложных гимнастических упражнений; обогащаются опытом спортивной борьбы, расширяют общий кругозор; воспитывают в себе чувство ответственности за результаты своих выступлений перед тренером, товарищами по команде и организацией, спортивную честь которой они защищают. У них укрепляется уверенность в своих силах, формируется более активное и осознанное отношение к занятиям гимнастикой. Они приучаются упорно трудиться над собой и тем самым готовить себя к учебной, трудовой деятельности и службе в Российской Армии.

Кроме того, соревнования являются убедительным средством наглядной агитации. Хорошо организованные и торжественно проведенные соревнования надолго сохраняются в памяти участников и зрителей. Соревнования способствуют популяризации гимнастики и привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям.

Главным аргументом, привлекающим детей и молодежь к занятиям гимнастикой, является спортивное мастерство гимнастов: элегантность, грациозность, выразительность движений, оригинальность и виртуозность. Большой привлекательной силой обладают гармонически развитое тело гимнаста, мышечная сила, гибкость, ловкость, ориентировка в пространстве, решительность и смелость при выполнении сложных упражнений.

Соревнования украшают участие в них известных спортсменов, приглашение бывших в прошлом чемпионов страны, Европы, мира, олимпийских игр в качестве судей и почетных гостей.

Важным агитационным моментом является проведение соревнований на призы и кубки известных спортсменов (например, Кубок М. Воронина), показ соревнований по телевидению, информация о них по радио и в печати.

В зависимости от цели, формы, масштаба и характера соревнования делятся на следующие виды:

По направленности (цели) :

учебные - в отдельных учебных группах, классах, по специальным учебным программам того или иного года обучения;

отборочные - для выявления сильнейших спортсменов и комплектования сборной команды коллектива для выступлений в соревнованиях; прикидки - проводятся на учебно-тренировочных занятиях и сборах; матчевые встречи - носят официальный и товарищеский характер, как правило, бывают традиционными; массовые соревнования - проводятся в спортивных низовых коллективах среди учащихся учебных заведений, в воинских частях и подразделениях, охватывают большое количество занимающихся, проводятся по специальной программе и упрощенным правилам, с целью отбора лиц, более способных для занятий гимнастикой в секциях школ, коллективах ДЮСШ, ДСО и ведомств.

По форме зачета соревнования могут быть:

  • Ш личными - разыгрывается личное первенство по сумме баллов, набранных участниками в каждом разряде программы отдельно; командными - первенство среди мужских и женских команд определяется раздельно, по сумме баллов зачетных участников в каждом виде многоборья или по сумме баллов, набранных в многоборье зачетными участниками, может определяться по очковой системе; и лично-командными - в каждом разряде определяются личные результаты и командное первенство;
  • Ш коллективными - определяется лучший коллектив по результатам выступлений нескольких команд: детской, юношеской, мужской, женской и т.д.

По масштабу соревнования бывают:

  • Ш низовыми,
  • Ш районными,
  • Ш городскими,
  • Ш областными,
  • Ш краевыми,
  • Ш республиканскими,
  • Ш национальными,
  • Ш международными.

Они отличаются друг от друга представительством, квалификацией и др.

По представительству соревнования делятся на:

  • Ш территориальные - в команде могут быть представители только одной территории, одного города или района;
  • Ш ведомственные - соревнуются представители разных территорий и городов, принадлежащих одному ДСО или ведомству.

По характеру соревнования могут быть:

  • Ш классификационными - по результатам выступлений в данных соревнованиях присваиваются спортивные разряды;
  • Ш неклассификационные - спортивные разряды не присваиваются; закрытыми - без допуска команд представителей других городов, республик, стран, ведомств;
  • Ш открытыми - допускаются все желающие, независимо от принадлежности к ДСО, ведомству, городу, стране;
  • Ш конкурсными - выполняются отдельные элементы или связки на видах гимнастического многоборья по предварительным заявкам; "с листа" - по неизвестной заранее программе;
  • Ш по упрощенным программам и правилам - соревнуются не по всем видам многоборья, по специально разработанной программе, по выбору соревнующимися комбинации при наличии двух;
  • Ш по облегченным правилам судейства - без специальных требований, без временного норматива, с двумя попытками т.д.

Выполнение норматива "Мастер спорта" засчитывается на внутренних соревнованиях, представляющих определенную группу, а также на крупных международных турнирах.

1. Организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в том числе условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях, несут ответственность за организацию и проведение таких мероприятий, имеют право приостанавливать и прекращать такие мероприятия, изменять время их проведения и утверждать их итоги, а также при проведении официальных спортивных соревнований обеспечивают совместно с собственниками, пользователями объектов спорта меры общественного порядка и общественной безопасности в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований). Обеспечение мер общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований осуществляется за счет средств организаторов официальных спортивных соревнований и (или) собственников, пользователей объектов спорта в соответствии с положениями (регламентами) об официальных спортивных соревнованиях и (или) договорами, заключенными организаторами таких соревнований и собственниками, пользователями объектов спорта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Права и обязанности организаторов официальных спортивных соревнований, собственников, пользователей объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.

1.1. Организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия и порядок предоставления добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям компенсационных выплат, связанных с оплатой стоимости питания, проезда, проживания, условия и порядок предоставления спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы. Организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия и порядок предоставления добровольцам (волонтерам) на безвозмездной и безвозвратной основе форменной одежды и иных предметов вещевого имущества, а контролерам-распорядителям - на возвратной основе форменной одежды и иных предметов вещевого имущества. В случае, если финансовое обеспечение проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, условия и порядок предоставления добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям компенсационных выплат и материально-технического обеспечения, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Финансовое обеспечение предоставления добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям компенсационных выплат и материально-технического обеспечения, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется организаторами соответствующих физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий. При организации физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий, финансовое обеспечение проведения которых осуществляется не за счет средств федерального бюджета, предоставление добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям компенсационных выплат и материально-технического обеспечения, указанных в части 1 настоящей статьи, может осуществляться за счет средств соответствующих общероссийских спортивных федераций, общероссийской общественной организации, указанной в части 5 статьи 28 настоящего Федерального закона, и (или) профессиональных спортивных лиг, если это предусмотрено нормами, утвержденными этими общероссийскими спортивными федерациями, общероссийской общественной организацией, указанной в части 5 статьи 28 настоящего Федерального закона, и (или) профессиональными спортивными лигами.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Нормы предоставления спортивным судьям, добровольцам (волонтерам), контролерам-распорядителям форменной одежды, иных предметов вещевого имущества, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, порядок пользования в период проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий указанными имуществом, снаряжением, оборудованием, нормы питания, обеспечения временного проживания для спортивных судей, добровольцев (волонтеров), контролеров-распорядителей определяются организаторами таких физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Права и обязанности зрителей при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований). Организаторы официальных спортивных соревнований и (или) собственники, пользователи объектов спорта наряду с правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований вправе устанавливать дополнительные требования к поведению зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, которые не могут противоречить требованиям настоящего Федерального закона и правилам поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

1.4. Зрители, виновные в нарушении правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.5. Для лиц, привлеченных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, суд может установить административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Список лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (далее - список лиц), ведется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Ведение списка лиц и доступ к сведениям, содержащимся в списке лиц, осуществляются в соответствии с установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядком исполнения постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Организаторы официальных спортивных соревнований, при входе в места проведения которых идентификация личности зрителей является обязательной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, не менее чем за три часа до начала проведения таких соревнований знакомятся со сведениями, содержащимися в списке лиц, и не допускают в места проведения таких соревнований в дни их проведения лиц, сведения о которых содержатся в списке лиц. При этом стоимость входных билетов на официальные спортивные соревнования или документов, их заменяющих, указанным лицам не возвращается.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.6. Место проведения официальных спортивных соревнований, не отвечающее требованиям правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, не может использоваться для проведения указанных соревнований.

1.7. Организаторы официальных спортивных соревнований в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности и соблюдения административных запретов на посещение мест проведения таких соревнований в дни их проведения в срок до тридцати календарных дней до дня начала проведения таких соревнований уведомляют соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о месте, дате и сроке проведения таких соревнований и незамедлительно сообщают об изменении указанной информации.

1.8. При проведении официальных спортивных соревнований на соответствующих участках автомобильных дорог осуществляются временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по таким участкам дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.9. Ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований несут организаторы таких соревнований, собственники, пользователи объектов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Организаторы официальных спортивных соревнований, собственники, пользователи объектов спорта по согласованию с организаторами официальных спортивных соревнований устанавливают требования к продаже входных билетов, иных документов, предоставляющих право на посещение таких соревнований. Организаторы официальных спортивных соревнований по согласованию с собственниками, пользователями объектов спорта вправе устанавливать требования к оформлению и контролю указанных входных билетов и иных документов, в том числе предусматривающие идентификацию личности зрителей по документам, удостоверяющим их личность. При продаже билетов, иных документов, предоставляющих право на посещение таких соревнований, и входе в места проведения официальных спортивных соревнований, определенных решениями Правительства Российской Федерации с учетом особенностей отдельного вида спорта и в зависимости от уровня проведения спортивного соревнования (международный, всероссийский, межрегиональный, региональный, межмуниципальный, муниципальный), идентификация личности зрителей является обязательной. Порядок проведения такой идентификации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организаторам физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий принадлежат права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Права на освещение физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий могут быть использованы третьими лицами только на основании разрешений организаторов физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий или соглашений в письменной форме о приобретении третьими лицами этих прав у организаторов таких мероприятий.

6. Организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.

7. Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

7.1. Для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований организаторы таких соревнований и (или) собственники, пользователи объектов спорта могут привлекать контролеров-распорядителей. Указанное привлечение может осуществляться путем обращения в организации, осуществляющие подготовку контролеров-распорядителей и (или) оказывающие услуги по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта устанавливает требования к организациям, осуществляющим специальную подготовку контролеров-распорядителей и (или) выдачу и учет удостоверений контролеров-распорядителей. Требования к содержанию программы специальной подготовки контролеров-распорядителей утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Выдача и учет удостоверений контролеров-распорядителей осуществляются в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Форма удостоверения контролера-распорядителя утверждается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях субъекта Российской Федерации, требования к их содержанию устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

9. Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях муниципального образования, требования к содержанию этих положений (регламентов) устанавливаются органами местного самоуправления.

10. Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, проводимых по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, требования к их содержанию устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.

11. В случае, если организаторами физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия являются несколько лиц, распределение прав и обязанностей между ними в отношении такого мероприятия осуществляется на основе договора и (или) положения (регламента) о таком мероприятии. Если иное не предусмотрено указанными документами, организаторы физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия несут солидарную ответственность за причиненный вред участникам мероприятия и (или) третьим лицам.

12. Организация спортивного соревнования по военно-прикладному либо служебно-прикладному виду или видам спорта, имеющего статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, допускается только при условии включения в состав организаторов данного спортивного соревнования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство развитием этого военно-прикладного или служебно-прикладного вида или видов спорта.

13. Статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования могут иметь только официальные спортивные соревнования.

14. Международные спортивные мероприятия, в отношении которых возникают обязательства Российской Федерации, проводятся на территории Российской Федерации только при условии согласования решений об их проведении с общероссийскими спортивными федерациями по соответствующим видам спорта, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется проведение таких международных спортивных мероприятий, и с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Направление заявки на проведение на территории Российской Федерации таких международных спортивных мероприятий, в том числе на участие в конкурсе на право проведения таких мероприятий, может осуществляться общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. В период проведения международных спортивных мероприятий, указанных в части 14 настоящей статьи, въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается, если в отношении таких иностранных граждан или лиц без гражданства имеется информация о фактах нарушения ими общественного порядка при проведении публичных, спортивных, зрелищных и (или) иных массовых мероприятий за пределами территории Российской Федерации или нарушения правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований на территории Российской Федерации либо о намерении совершить соответствующие противоправные деяния на территории Российской Федерации. При наличии указанной информации в отношении таких иностранных граждан или лиц без гражданства выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14.2. В целях обеспечения безопасности международных спортивных мероприятий, указанных в части 14 настоящей статьи, Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя:

1) установление контролируемых и (или) запретных зон;

2) ограничение на въезд и (или) временное пребывание граждан и проживание граждан;

3) ограничение движения транспортных средств;

4) ограничение полетов летательных аппаратов;

5) ограничение судоходства;

6) усиление охраны общественного порядка и объектов инфраструктуры;

7) ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных с подготовкой и проведением международных спортивных мероприятий;

8) полное или частичное приостановление деятельности отдельных опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

Страница 36 из 36


Организация и проведение соревнований по волейболу

В общем смысле понимания соревнования – это различные по видам деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, участники которых в соответствии с установленным регламентом борются между собой за первенство или достижение определенного результата в каком-либо виде спорта.

Апогеем спортивной тренировки команд по волейболу являются соревнования, которые представляют собой довольно сложный комплекс различных мероприятий.

Их подготовка, организация и проведение требуют знаний, умений и навыков. Они проводятся по единым правилам, установленным федерацией волейбола. Эти правила являются обязательным руководством для проведения соревнований. Они определяют количественный состав команды, продолжительность игры, размеры площадки, оборудование и инвентарь. Кроме того, в значительной мере регламентируют и действия участников соревнований.

Соревнования как вид спортивной деятельности проводятся в целях воспитания у спортсменов воли и стремления к победе, коллективизма, способности стойко переносить предельные физические напряжения, а также выработки навыков выполнения разнообразных физический упражнений, игровых приемов и действий.

Соревнования по волейболу способствуют:

– повышению функциональных возможностей организма к выполнению интенсивной физической работы в условиях высоких психических напряжений;

– выявлению уровня морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовленности команд и отдельных игроков;

– повышению спортивного мастерства занимающихся и определению лучших игроков и команд;

– популяризации волейбола среди людей различных возрастов;

– организации здорового, культурного и активного отдыха молодого поколения.

Соревнования по различным видам спорта подразделяются на командные, личные и лично-командные. В спортивных играх, в том числе и волейболе, организуются командные соревнования.

По своему назначению, организационной форме и задачам указанные соревнования подраз-деляются на следующие виды: первенства или чемпионаты; соревнования на кубок, сокращенные (ускоренные, укороченные), гандикапом (уравнительные), классификационные, отборочные, матчевые и товарищеские встречи.

Первенства или чемпионаты – наиболее ответственные соревнования, в результате проведения которых присваивается почетное звание «чемпиона». Такие соревнования проводятся один раз в год. Победители первенства награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями.

Соревнования на кубок обычно проводятся по принципу «проигравший выбывает». Они не требуют много времени и позволяют охватить большое количество команд или участников.

Сокращенные (ускоренные, укороченные) соревнования проводятся в сокращенное время. Укороченные соревнования по волейболу могут проводится до счета «пятнадцать» в каждой партии и т.д.

Укороченные соревнования, как правило, приурочиваются к какому-либо торжественному дню или празднику, к открытию или закрытию спортивного сезона.

Соревнования с гандикапом (уравнительные соревнования) организуются между командами или отдельными участниками различного уровня подготовленности. Гандикап – преимущество в условиях соревнований, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех.

Для того чтобы такие соревнования представляли спортивный интерес, как для сильнейших команд, так и для слабейших и создавали условия для напряженной, спортивной борьбы, силы команд искусственно уравниваются. В этом случае более слабым командам еще до начала сорев-нования дается фора (обусловленное количество очков). Такие соревнования проводятся следующим образом. Из числа квалифицированных судей, общественного и тренерского актива избирается организационный комитет (3-7 человек), который не только организует соревнования, но и определяет фору. На заседании комитета заслушиваются мнения тренеров и капитанов играющих команд, анализируются спортивные результаты команд-участниц, уровень их мастерства, моральная и волейбольная подготовка как отдельных игроков, так и команды в целом. После этого для участвующих команд устанавливается определенная фора на каждую игру. Установленная фора записывается на листе бумаги, который вкладывается в конверт и опечатывается. О ней знают только члены организационного комитета. Конверт с форой вскрывается после окончания игры, и судья, учтя форму, объявляет конечный результат встречи.

Соревнования с гандикапом имеют большое педагогическое значение, так как они способствуют тому, что команда младшего разряда проводит игры с командами старшего разряда на более высо-ком морально-волевом, техническом и тактическом уровне. Это заставляет спортсменов команды младшего разряда как бы «подтягиваться» до своих соперников для того, чтобы проиграть ее с минимальным счетом.

Классификационные соревнования проводятся в целях определения уровня спортивной подготовленности спортсменов или команды и выполнения ими разрядных требований.

Отборочные соревнования помогают выявить наиболее подготовленные команды для участия их в более крупных соревнованиях.

Матчевые встречи заранее предусматриваются планом спортивной работы и носят традици-онный характер. В них обычно участвует небольшое количество команд. Такие соревнования способствуют развитию дружеских взаимоотношений между различными спортивными коллективами.

Товарищеские встречи проводятся между командами отдельных учебных заведений, препо-давательским составом и студентами в целях развития спортивного соперничества, организации активного досуга, а также проверки готовности спортсменов к предстоящим соревнованиям, поддержания и совершенствования спортивной формы, упрочения спортивных связей.

Соревнования любого ранга и целевой направленности включают следующие взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования.

Правила соревнований – документ, четко определяющий условия соревновательной борьбы волейболистов под контролем спортивных судей.

Положение о соревнованиях – документ, регламентирующий условия, порядок, сроки и место проведения соревнований, а также определение и награждение победителей.

Положение о соревнованиях определяет основные характеристики соревнований и должно иметь следующие ясно сформулированные пункты.

1. Цели и задачи (повышение класса команд, популяризация волейбола, подведение итогов, выявление сильнейших команд и игроков для комплектования сборных команд и т.п.).

2. Сроки и места проведения соревнований.

3. Руководство проведением соревнований (указывается, кто проводит соревнование и состав судейской коллегии).

4. Участники соревнований (указывается количество и наименование команд, допускаемых к соревнованиям; количество игроков, тренеров, представителей медперсонала, членов КНГ; требования к возрасту участников и их квалификация).

5. Условия проведения соревнований (указываются способы розыгрыша, оценка результатов, определение победителя, требования к местам соревнований, спортивной форме).

6. Награждение команд и участников (указываются виды поощрений призеров команд).

7. Условия приема и оплаты расходов (расходы организации, проводящей соревнования; направляющих организаций; порядок оплаты судейства).

8. Дисциплинарные проступки (приводятся меры воздействия за поступки и нарушения, совершаемые игроками и тренерами).

9. Порядок подачи протеста (сроки подачи и рассмотрения и орган, которому подают протест).

10. Порядок, сроки подачи заявок на участие в соревнованиях и сроки совещания представителей команд.

С правилами и положением о соревновании тесно связаны календари соревнований. Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Соревнования могут быть рассредото-ченными по времени (с разъездами команд): игра на своем поле, потом на поле соперника и концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте).

В практике волейбола имеют место следующие способы проведения соревнований:

– круговой (все участвующие команды играют между собой);

– с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований);

– смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая – по круговому способу).

Выбор какого-либо способа из них зависит от задач соревнований, количества участвующих команд, спортивной базы. Уровня спортивно-технической подготовленности участников.

Каждый способ розыгрыша имеет определенные разновидности составления календаря встреч соревнующихся команд. Перед составлением календаря игр проводится жеребьевка участвующих команд. По результатам жеребьевки каждая из команд получает определенный номер. На основании этих номеров составляется календарь соревнований.

Круговая система . Сущность проведения данных соревнований заключается в том, что участники встречаются друг с другом. Круговая система проведения соревнований позволяет не только наиболее точно выявить победителя, но и определить места всех других участников, дает точное представление о состоянии морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовки соревнующихся команд.

Главным недостатком круговой системы соревнований является то, что она требует большого количества времени. Соревнования по круговой системе обычно проводят в один или два круга, чтобы создать одинаковые условия для соревнующихся команд. В этом случае команды встречаются между собой 2 раза: на поле противника и на своем поле.

Для определения количества игровых дней и игр, необходимых для проведения соревнований по круговой системе в один круг, существуют определенные формулы.

Так, определяя количество игровых дней, следует знать общее число команд, участвующих в соревнованиях. Если оно четное, то число игровых дней будет на единицу меньше числа играющих команд. В том случае, если оно нечетное, то число игровых дней будет равно числу команд, участвующих в соревнованиях, т.е. Х = А – 1 (при четном числе команд) и Х = А (при нечетном числе команд), где: Х – количество игровых дней соревнований; А – число команд, участвующих в соревнованиях.

Количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг определяется по следующей формуле:

где Х – количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг;

А – общее число команд, участвующих в соревнованиях;

(А – 1) – число игр, которые должна провести каждая команда в ходе соревнований;

2 – показатель того, что в игре одновременно принимают участие две команды.

Если соревнования по круговой системе проводятся не в один, а в два, три или четыре круга, то количество игровых дней и игр соответственно возрастает в два, три или четыре раза.

Календарь игр по круговой системе составляется двумя способами.

Первый способ, который наиболее распространен при проведении соревнований по спортивным играм, предусматривает чередование полей, т.е. все участвующие команды имеют свое поле, и каждая из них проводит часть игр на своем поле, часть – на поле противника. Этот способ носит название «змейка». Календарь игр по данному способу с помощью вспомогательных схем составляется всегда на нечетное число команд, т.е. если команд восемь, то – для семи команд, если пять, то – для пяти.

Таким образом, таблица розыгрыша всегда составляется на число календарных дней независимо от того, четное или нечетное число команд участвует в соревнованиях.

Второй способ составления календаря значительно проще. Он применяется тогда, когда смена полей при проведении соревнований не играет никакой роли, т.е. соревнования проводятся в одном месте, на одном поле для всех участвующих команд. При этом способе порядок игр составляется непосредственно по календарным дням.

При проведении соревнований по круговой системе с большим числом участвующих команд, когда каждой из них нужно определить место в розыгрыше, а время для проведения соревнований ограничено, применяют систему проведения соревнований в один круг с предварительными и финальными играми. Так, если число команд 18, то предварительно их разбивают на подгруппы, например, на 6 подгрупп по 3 команды.

В каждой подгруппе соревнования проводятся в один круг и по результатам определяются места команд (с 1-го по 3-е). Затем команды, занявшие в подгруппах первые места, объединяются в первую финальную группу, где разыгрывают места с 1-го по 6-е; занявшие вторые места – во вторую финальную группу, где разыгрывают места с 7-го по 12-е; занявшие третьи места – в третью финальную группу, где разыгрывают места с 13-го по 18-е.

Исходя из количества участвующих команд, число команд в подгруппах, где проводятся предварительные игры, можно увеличить, например 18 команд разбить на 3 предварительные подгруппы (по 6 команд в каждой подгруппе). После проведения соревнований в подгруппах в первую финальную группу можно объединить команды, занявшие в подгруппах 1-е и 2-е места; во вторую – команды, занявшие в подгруппах 3-е и 4-е места; в третью – команды, занявшие 5-е и
6-е места, и т.д.

Таким образом, каждой из восемнадцати участвующих в соревнованиях команд будет определено место в соревнованиях. Причем для того, чтобы повторно не проводить в финальных группах встречи между командами, которые вошли в одну финальную группу из одной предварительной подгруппы, результат встречи, проведенной в предварительной подгруппе, засчитывается в финале.

Круговая система с предварительными и финальными играми значительно сокращает время проведения соревнований. При распределении команд на предварительные подгруппы по силам следует исходить из прошлогодних или каких-либо других результатов соревнований, а если таковых нет, то провести распределение команд на подгруппы согласно жребию.

В тех случаях, когда не производится разбивка команд на подгруппы, так как команд немного, и они будут играть все вместе в одной подгруппе, проводится общая жеребьевка. Если команд много, а сроки проведения соревнования ограничены, они разбиваются на подгруппы с помощью рассеивания, что создает возможность сформировать подгруппы примерно равные по силам.
В настоящее время применяются два способа рассеивания: жребием и «змейкой». Обычно команды по подгруппам рассеиваются по результатам прошлогодних, предыдущих или предварительных соревнований.

Рассеивание жребием производится следующим образом. После определения принципа рассе-ивания команд, число которых соответствует количеству подгрупп, проводят жеребьевку для распределения по подгруппам. Например, если подгрупп три, то команды, занявшие в прошлом году 1-е, 2-е и 3-е места, рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем таким же образом распределяются по жребию команды, занявшие в прошлом году 4-е, 5-е и 6-е места и т.д. Рассеиванию могут подвергаться все команды или часть из них. Так, например, вначале рассеи-ваются по подгруппам команды – призеры прошлогодних соревнований. Для всех остальных проводится общая жеребьевка, при этом обращается внимание на то, чтобы в зависимости от вытянутого номера, команды попадали в определенную подгруппу.

Рассеивание по способу «змейка» осуществляется в таком порядке. Всем командам присваиваются номера в соответствии с местом, занятым ими на прошлогодних или предыдущих соревнованиях, после чего они распределяются по подгруппам.

После рассеивания команд по подгруппам жребием или способом «змейка» в них проводится дополнительная жеребьевка. Способ рассеивания команд по подгруппам и количество команд, подвергающихся рассеиванию, предусматриваются Положением о соревнованиях.

Места команд в результате проведенных соревнований определяются по сумме очков, набранных ими в играх всех календарных дней. Начисление очков командам в ходе соревнований производится в соответствии с оценочной шкалой, предусматривающей начисление определенного количества очков за победу, поражение и неявку команды на соревнования в соответствии с Положением о соревнованиях.

Система с выбыванием . Сущность проведения соревнований по системе с выбыванием заключается в том, что команда после проигрыша (первого, второго или третьего поражения) выбывает из соревнований. В настоящее время наиболее распространена система проведения соревнований с выбыванием после первого поражения, по которой разыгрываются кубки. Эта система дает возможность при большом количестве команд проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система. Основным недостатком ее является то, что она не дает полного представления о силах команд, не позволяет определить места всем командам, участвующим в соревнованиях. При проведении соревнований по данной системе возможен элемент случайности, т.е. слабая команда может стать даже победительницей соревнований.

При составлении календаря игр по этой системе, прежде всего, составляется сетка распре-деления игр на заявленное количество команд, участвующих в соревнованиях, а затем проводится жеребьевка.

Для четного количества команд они записываются столбиком сверху вниз в возрастающем порядке, начиная с 1-й и заканчивая последней. Затем, начиная сверху, номера соединяются попарно, образуя игровые пары первого дня соревнований. Победители объединяются в том же порядке в игровые пары второго дня соревнований, образуя финальную пару, победитель которой будет являться обладателем Кубка.

Если число команд не является четным, то в первый день соревнований проводятся игры определенного числа команд из общего количества участвующих в соревнованиях. В ходе этих игр проигравшие команды выбывают из соревнований, а оставшиеся образуют со всеми остальными число команд, являющееся четным.

Для определения количества команд, играющих в первый день, пользуются формулой

Х = (А – 2 n) ·2,

где Х – количество команд, участвующих в играх в первый день соревнований;

А – общее число команд;

2 n – число, являющееся степенью 2 из общего числа команд;

2 – показатель того, что играют одновременно две команды.

В соответствии с общепринятыми положениями в играх первого дня соревнований участвуют команды, имеющие согласно жеребьевке средние номера. Команды, не играющие в первый день соревнований, распределяются в верхней и нижней частях сетки игр поровну (если общее число команд четно).

Для определения количества игровых дней и игр при проведении соревнований по системе с выбывание пользуются формулой: Х = n, где Х – количество дней, необходимое для проведения соревнований по системе с выбыванием после первого поражения, n – степень четного числа из общего количества участвующих команд. Например, если число команд 8, то количество игровых дней будет 3, так как 8 является третьей степенью числа 2, т.е. Х = n = 3.

Если количество команд не является степенью числа 2, то пользуются формулой:

Х = n + 1, где Х – количество дней проведения соревнований по системе с выбыванием после первого поражения, n + 1 – степень числа 2 плюс единица. Например, если число команд 10, то количество игровых дней будет 3 + 1, так как из 10 число 8 является третьей степенью числа 2, а один день необходим для того, чтобы из состязаний выбыли 2 команды в первый день и осталось число команд, равное 8, т.е. Х = n + 1 = 3 + 1 = 4.

Количество игр для проведения соревнований по системе с выбыванием определяется по формуле: Х = (А – 1)·n, где Х – количество игр для проведения соревнований по системе с выбывание, А – число команд, участвующих в соревнованиях, n – количество поражений, после которого команда выбывает из соревнований.

Например, если число команд 12 и соревнования проводятся с выбыванием после первого поражения, то количество игр будет равно Х = А – 1 = 12 – 1 = 11. Если соревнования проводятся с выбыванием после второго поражения, то количество игр будет равно Х = (А – 1) 2 = (12 – 1) 2 = 22.

При данной системе проведения соревнований две сильнейшие команды по жеребьевке могут попасть в одну половину сетки распределения игр (элемент случайности), в связи с чем одна из них еще до финала, естественно, должна выбыть из соревнований. В финал выходят команды из разных половин сеток, совершенно не равные по силе. Чтобы этого не случилось, при проведении соревнований по системе с выбыванием после первого поражения часто применяют искусственное рассеивание двух сильнейших команд по разным половинам сетки распределения игр. С этой целью между двумя сильнейшими командами (с учетом результатов прошлогодних или предыдущих соревнований) проводится жеребьевка, в результате которой определяется, кому их них достанется первый и последний номер общего числа команд, участвующих в соревнованиях. Для остальных команд после этого проводится жеребьевка со 2-го по предпоследний номер включительно. Таким образом, две сильнейшие команды, если, безусловно, они до финала никому не проиграют, встретятся между собой только в финале. По этой системе определяются 1-е и 2-е места.

Хозяевами площадки при проведении соревнований по системе с выбыванием в первый день являются команды, имеющие нечетные номера, во второй день – команды, игравшие в первый день на поле противника.

Если же обе команды играли на поле противники или на своем поле, то между ними проводится жеребьевка, выявляющая место их встречи. Все последующие встречи определяются тем же способом. Исключение составляет финальная игра, которая может заранее назначаться в определенном месте.

Соревнования по смешанной системе. Смешанная система проведения соревнований пред-ставляет собой сочетание двух систем розыгрыша: круговой и с выбывание. При этой системе часть соревнований (предварительная или заключительная) проводится по круговой системе, а другая часть – по системе с выбыванием.

Иногда систему с выбыванием применяют в предварительной части розыгрыша среди команд, разбитых на подгруппы, а из оставшихся команд составляют группы сильнейших, встречающихся в заключительной части соревнований по круговой системе. Иногда же, в зависимости от числа участвующих команд или от других каких-либо условий, соревнования по смешанной системе проводят следующим образом. Команды распределяются на две подгруппы, в каждой из которых проходят соревнования по круговой системе в один круг. После окончания соревнований в подгруппах и определения мест, занятыми командами, проводятся стыковые игры (по системе с выбыванием) между командами, занявшими первые места в подгруппах, в результате которых определяются 1-е и 2-е места среди всех команд, участвующих в соревнованиях. Таким же образом определяются все последующие места.

Преимущество смешанной системы заключается в том, что она позволяет при большом коли-честве участвующих команд провести соревнования в сравнительно небольшой срок и довольно точно определить соотношение сил команд-участниц. В настоящее время по данной системе проводятся наиболее крупные международные соревнования, например, Олимпийские игры или первенства (чемпионаты) мира.

Планирование спортивных соревнований (в зависимости от ранга) осуществляется соответст-вующими федерациями, спорткомитетами, спортивными клубами и другими организациями.

Разрабатывается календарный план соревнований с учетом сроков проведения и система про-ведения, составляется положение, разрабатывается документация (таблицы, протоколы, отчеты и др.), назначается главный судья, главный секретарь и определяется состав судей, непосредственно проводящих соревнования. Состав судейских бригад формируется до начала соревнований.

Для подготовки соревнований крупного масштаба создается организационный комитет, назна-чаются ответственные исполнители и комиссии по выполнению определенного вида работ:

1. Паспортизация спортсооружений.

2. Подготовка мест размещения и мест тренировок.

3. Организация питания и транспортного обеспечения.

4. Обеспечение правопорядка на спортсооружениях.

Типы соревнований в спортивном плавании

Спортивное соревнование является главным системообразующим и интегрирующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта. В трудах ведущих теоретиков спорта соревнования трактуются как цель, средство, метод и модель подготовки, как мощный рычаг управления видом спорта. Спортивная деятельность без своего главного составного элемента - соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику.

Планирование учебно-тренировочного процесса проводится с учетом предстоящих соревнований. Велико значение соревнований для популяризации плавания, борьбы за привлечение необходимого контингента к занятиям полюбившимся и полезным видом спорта.

На современном уровне развития плавания соревнование любого масштаба должны отличать: четкая организация и проведение, объективность судейства, интерес участников и зрителей к соревнованию.

В зависимости от целей и задач различают следующие виды соревнований: Олимпийские игры, чемпионаты, первенства, кубковые, матчевые и отборочные. По уровню они подразделяются: на международные, всероссийские, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физкультурно-спортивных объединений.

Соревнования по плаванию подразделяются: на личные, лично-командные и командные. В личных соревнованиях результаты и места засчитываются каждому отдельному участнику. В личнокомандных соревнованиях результаты и места засчитываются одновременно отдельным участникам и команде в целом, в командных соревнованиях - только командам.

В плавании проводятся соревнования и регистрируются рекорды мира, Европы и России для женщин и мужчин по следующим способам и дистанциям, м:

  • 50, 100, 200, 400, 800, 1500;
  • на спине 50, 100, 200;
  • 50, 100, 200;
  • 50, 100, 200;
  • комплексное плавание 100 (только в бассейне длиной 25 м), 200, 400;
  • эстафета вольным стилем 4 х 100, 4 х 200;
  • комбинированная эстафета 4х 100.

В зависимости от возраста участников, целей и задач соревнований в них могут быть включены и другие дистанции.

Рекорды регистрируются отдельно в бассейнах с длиной дорожек 25 и 50 м. Рекорды Европы и России в 25-метровых бассейнах регистрируются также в эстафетном плавании 4 х 50 м вольным стилем и в комбинированной эстафете 4 х 50 м. Всероссийская федерация плавания (ВФП) регистрирует юношеские рекорды России (юноши - 18 лет, девушки - 16 лет), а также высшие достижения России для младших возрастных групп (девушки, юноши).

Основная документация

Календарный план соревнований

Подготовка к соревнованиям на следующий год начинается после завершения предыдущего. Составление календарного плана спортивно-массовых мероприятий начинают разрабатывать в Российском спорткомитете и передают его в нижестоящие физкультурные организации (областные, краевые, городские, местные), которые заполняют его своими соревнованиями. Этот план состоит из названия и характера соревнований, сроков и места их проведения, участвующих в них организациях и ответственных за их проведение. В некоторых случаях могут проводиться соревнования, не входящие в основной календарный план. Это могут быть спортивные мероприятия по заказам (заявкам) общественных и законодательных организаций ими же финансируемые.

Положение о соревновании

На каждое соревнование работниками спорткомитетов совместно с федерацией плавания данного регионального уровня, составляется Положение о соревновании. В него входят следующие разделы: цели и задачи; право на проведение соревнований; обеспечение безопасности участников и зрителей; страхование участников; время и место проведения; участники соревнований; программа и расписание по дням; условия проведения; определение победителей; награждение победителей и призеров; сроки и место подачи заявок на участие в соревнованиях; условия финансирования.

Одновременно с Положением обсуждается и утверждается смета на проведение соревнований. Она может финансироваться из госбюджета, а также за счет хозрасчетных, спонсорских и других организаций. Сметы на проведение соревнования согласно Положению должны быть утверждены до 1 января следующего календарного (финансового) года.

Основными пунктами сметы являются: аренда спортивного сооружения или его реконструкция согласно необходимым требованиям; изготовление рекламных материалов; оформление внутренних помещений согласно масштабу и возрастному цензу участников; расходы на приобретение наградной атрибутики; оплата обслуживающего персонала и др. После утверждения перечисленных ранее документов руководящей организацией совместно с президиумом коллегии судей (или федерацией) на каждые соревнования назначаются главные судьи, а на высокомасштабные - и главные секретари, которые проводят их подготовку совместно с руководящей и проводящей организациями.

Программа соревнований и расписание по дням определяется также Положением о соревнованиях, которое обязательно утверждается соответствующим органом государственного управления физической культурой и спортом.

Возраст участников, их обязанности и допуск к соревнованиям

Рис. 10.1. Личная карточка спортсмена

Участников соревнований подразделяют на следующие возрастные группы:

  • младшая - девушки 11 - 12 лет и юноши 13 -14 лет;
  • средняя - девушки 13 -14 лет и юноши 15 -16 лет;
  • старшая - юниоры (девушки 15 - 16 лет и юноши 17 - 18 лет);
  • взрослая - женщины (старше 16 лет) и мужчины (старше 18 лет).

К спортивным соревнованиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр. Обучающиеся в подготовительных и специальных медицинских группах к спортивным соревнованиям не допускаются. Участники соревнований обязаны: знать правила соревнований и четко выполнять их; строго соблюдать нормы поведения в бассейне; организованно выходить на старт.

При представлении участника судьей-информатором пловцам надо встать, сделать шаг вперед, повернуться лицом к зрителям, а затем выполнять все распоряжения судей.

Перед началом соревнований необходимо подать предварительную заявку, которая подтверждает участие этой организации в соревнованиях.

Затем подается именная заявка , завизированная местным спорткомитетом. Она является основным документом, разрешающим участие в данных соревнованиях, и состоит из следующих пунктов: фамилия, имя и отчество участника; дата рождения; спортивное звание; название спортивного общества или ведомства; название спортивного коллектива; фамилия тренера, виза врача. Заявка подписывается руководителем команды, представителем и врачом.

Техническая заявка составляется непосредственно перед подачей в судейскую коллегию в связи с возможной корректировкой. В ней указывается, на какой дистанции будет участвовать каждый из заявленных спортсменов как в личных номерах программы, так и в эстафетах. Согласно технической заявке на каждого участника предоставляется личная (индивидуальная) карточка спортсмена, ее размер составляет 1/4 листа формата А4 (рис. 10.1). Она должна содержать следующие сведения: дистанция, способ плавания, пол, лучший результат сезона, фамилия, имя, отчество, спортивное звание, название спортивного общества или ведомства, или коллектива физкультуры, обозначение места для номера заплыва и дорожки, фамилия тренера, а также места для последующих записей результатов заплыва и других данных. Порядок старта участников определяется жеребьевкой или на основании показанного ими ранее спортивного результата. Для удобства проведения соревнований спортивные результаты записываются в личную карточку спортсмена.

Жеребьевка - это определение методом случайного распределения номера заплыва, а затем и номера дорожки, по которой должен стартовать спортсмен. При известном уровне спортивной подготовленности участников жеребьевкой определяют только номера дорожек.

До начала соревнований главный судья или его доверенное лицо лично составляет или утверждает сценарий открытия и закрытия, уделяя особое внимание организованности и торжественности проведения отдельных частей соревнований.

За 1 - 2 дня до начала соревнований проводится совместное заседание главной судейской коллегии в составе главного судьи, его заместителя, главного секретаря и представителей участвующих команд. На нем разъясняются некоторые организационные вопросы, объявляются планы выполнения пунктов сценария открытия и закрытия соревнований. Затем главный секретарь и его помощники принимают от представителей команд именные и технические заявки, а также личные карточки участников. После этого, если соревнования городского масштаба или выше, проводится жеребьевка и составляются стартовые протоколы. Главный секретарь информирует главного судью о количестве участников, заявленных на каждый вид программы, для проведения расчета времени на каждый день соревнований. После согласования продолжительности соревнований с представителями команд может быть принято решение о дополнительном времени для проведения разминок в воде. Главный судья, представители проводящих организаций и руководители спортивных баз делают окончательный обход помещений для размещения участников, тренеров, судей, зрителей и почетных гостей и определяют готовность базы к проведению предстоящих соревнований.

Костюм участника

Форма всех участников (плавательный костюм, шапочка, очки) должна быть скромной, отличаться хорошим вкусом и быть пригодной для выступления в данной дисциплине и не нести никаких символов, которые могут быть оскорбительными.

Участники соревнований по плаванию должны выступать в плавательных костюмах, утвержденных Международной федерацией плавания. Никакие дополнительные приспособления не могут рассматриваться как часть плавательного костюма.

Представитель

Каждая организация, участвующая в соревнованиях, должна иметь уполномоченного представителя. Представитель является руководителем команды. Он отвечает за дисциплину, здоровье участников и обеспечивает их своевременную явку на старт, награждение, допинг-контроль и т.д. Представитель должен присутствовать на технических совещаниях, проводимых оргкомитетом соревнований. Представитель имеет право получать в судейской коллегии справки по всем вопросам проведения соревнований, а в секретариате - материалы соревнований.

Представитель должен сдавать заявки на участие команд в эстафетном плавании вместе с картотекой на мандатной комиссии, фамилии участников эстафеты необходимо уточнять за час до начала утренней (вечерней) части соревнований, в которой разыгрывается данная эстафета.

Подготовка мест соревнований

Плавательный бассейн и техническое оборудование перед соревнованиями должны быть тщательно осмотрены и приняты главным судьей соревнований. В оргкомитете проводимых соревнований должны быть соответствующие документы, подтверждающие факт приемки спортсооружения перед проведением соревнования.

Для проведения других соревнований могут быть использованы бассейны длиной 25, 33,33 и 50 м, имеющие минимальную глубину - 0,9 м, а в месте выполнения старта - не менее 1,2 м.

Состав судейской коллегии и основные обязанности судей

Организация, проводящая соревнования, назначает организационный комитет (при необходимости) и судейскую коллегию.

Организационный комитет наделяется правом решать все вопросы, не входящие в компетенцию рефери, судей или других официальных лиц, и давать указания применительно к любым случаям, согласуясь с правилами.

Существует два варианта комплектования судейской коллегии:

1) подбор членов судейской коллегии главным судьей;

2) назначение членов судейской бригады президиумом коллегии судей при местной федерации.

Участники соревнований не могут быть судьями на тех же соревнованиях.

Количественный состав судейской коллегии определяется организацией, проводящей соревнования. Он зависит от масштаба соревнований; как минимум, в судейскую коллегию (для муниципальных соревнований) должны входить: главный судья, врач, секретарь, стартер, судья на финише, судья по технике плавания, судья на повороте, судьи-секундометристы (по числу дорожек плюс два дополнительных), судья при участниках. В распоряжение судейской коллегии оргкомитет выделяет коменданта, рабочих, спасателей, радиста, а при использовании электронной регистрирующей и видеозаписывающей аппаратуры - специалистов по ее обслуживанию. Когда на соревнованиях не применяется система автоматической (полуавтоматической) регистрации времени, в состав судейской коллегии должны быть включены по три судьи-секундометриста на дорожку и дополнительно два судьи-секундометриста.

Рефери должен осуществлять контроль и руководство всеми членами судейской коллегии, утверждать их назначение и инструктировать по всем специальным вопросам или особенностям правил, относящихся к проводимым соревнованиям. Он должен решать все вопросы, возникающие при проведении соревнований, окончательное урегулирование которых не предусмотрено правилами соревнований. Рефери должен проверять готовность судейской коллегии к проведению соревнований и перед каждым заплывом, определив его готовность, разрешать давать команду «На старт».

Главный судья (директор соревнований) при подготовке к соревнованиям должен вести свою деятельность в двух направлениях: комплектовать судейскую коллегию для проведения соревнований и контролировать состояние спортивной базы, осуществляя систематическую связь с ее руководством.

Заместители главного судьи работают по указаниям главного судьи, а в его отсутствие один из них заменяет его.

Судья-координатор должен организовывать и контролировать взаимодействие бригад (участков) судейской коллегии и технических служб бассейна. Основная его задача - обеспечение соблюдения регламента (расчетного графика) проведения соревнований.

Стартер должен установить платформу на боковой стороне в пределах 5 м от стартового края бассейна. Если используется звуковой сигнал, система должна быть им проверена по меньшей мере за 30 мин до первого заплыва для того, чтобы сделать необходимые усовершенствования или ремонт. Система должна быть перепроверена вместе с хронометристами перед началом соревнований с тем, чтобы секундометристы могли хорошо видеть или слышать стартовый сигнал, а пловцы - слышать его. Необходимо проверить звуковой сигнал при фальстарте. Главное правило при использовании любой звуковой системы - всегда иметь дублирующую систему, как правило - пистолет. Стартер должен контролировать пловцов от момента их передачи ему рефери до начала заплыва. Стартер должен немедленно сообщать рефери обо всех случаях задержки спортсменами старта, преднамеренном неподчинении его распоряжениям или других нарушениях дисциплины на старте. Однако только рефери может дисквалифицировать пловца.

Стартер имеет право решать, правильно ли был взят старт, причем это решение может отменить только рефери.

Когда станет очевидно, что трудно будет дать правильный старт из-за нервных телодвижений или задержки в принятии пловцом стартового положения, стартер должен дать команду «Встать!» - в случае старта с тумбочки или «Расслабиться!» - при старте на спине. Если кто-либо из пловцов, услышав команду «Встать!», вошел в воду, стартер и рефери имеют право отстранить пловца за фальстарт. Также это может служить поводом для дисквалификации за задержку старта.

Судья у шнура фальстарта должен сбрасывать на воду фальстартовый шнур в тех случаях, когда рефери или стартером был подан сигнал фальстарта и участников необходимо вернуть обратно на стартовый плот.

Старший судья на финише должен указать каждому судье на финише его местонахождение и по каким дорожкам он должен регистрировать приход.

После каждого заплыва старший судья на финише должен собрать подписанные листки с указанием порядка прихода пловцов от всех судей на финише, установить распределение мест в заплыве и на подписанном судейском бланке передать его рефери. Судья на финише при окончании каждого заплыва должен зафиксировать на листке порядок прихода пловцов на назначенных ему дорожках и передать его старшему судье на финише. Судья на финише, если только он не работает с полуавтоматическим регистратором мест, не может быть секундометристом на тех же самых соревнованиях.

Судьи по технике плавания (правила судейства приведены в разделе 4 «Техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов») должны следить за соблюдением пловцами требований, установленных правилами соревнований к технике плавания теми способами, по которым проводится заплыв, а также контролировать выполнение пловцами поворотов и финиша, помогая судьям на повороте. Судье по технике плавания лучше всего выполнять свои обязанности, идя за пловцом на одной линии или чуть сзади. Если заплыв начинает «растягиваться», то судье следует занять положение немного впереди отстающих пловцов. Поворот корпуса позволит судье видеть всех спортсменов. Судья должен выработать алгоритм слежения за спортсменами на дорожках, постепенно переходя от наблюдения за движениями одного спортсмена к наблюдению за движениями спортсмена на другой дорожке. Перемещение судьи во время заплыва - залог безошибочного судейства для судьи по технике плавания. Рекомендуется назначать двоих судей по одному на каждую сторону бассейна, так как трудно правильно оценить технику плавания, стоя по центру бассейна.

Старший судья на повороте и судьи на поворотах . Один из судей на повороте назначается старшим. Старший судья на повороте должен обеспечить выполнение судьями на повороте своих обязанностей в течение соревнований. На стартовом конце эти обязанности поручают судьям-секундометристам.

Судьи на поворотах (правила выполнения поворотов приведены в главе 4 «Техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов») должны следить за соблюдением участниками соответствующих правил поворота от начала последнего гребка руками перед касанием и заканчивая завершением первого гребка руками после поворота. Судьи-секундометристы на стартовом конце бассейна также должны следить за выполнением пловцами соответствующих правил, начиная со старта и до завершения первого гребка руками. Судьи на повороте на финишном конце бассейна при проплывании 50 м в 50-метровом бассейне также должны следить, чтобы участники заканчивали прохождение дистанции согласно действующим правилам. Каждый судья на повороте на стартовом участке бассейна при судействе дистанций 1500 и 800 м должен учитывать число отрезков, пройденных участником по его дорожке, и показывать ему специальные цифровые таблички, обозначающие количество оставшихся до финиша длин бассейна. При этом судьи в заплывах на дистанциях 800 и 1500 м вольным стилем должны давать предупреждающий сигнал (подаваемый свистком, колокольчиком или звонком) в момент, когда пловцам на их дорожках осталось до финиша две длины бассейна плюс 5 м. В заплывах эстафетного плавания судьи на стартовой площадке должны следить за правильностью смены этапов, определяя, находится ли стартующий в контакте со стартовой тумбочкой в момент касания предыдущим пловцом финишной стенки. Когда применяется автоматическое оборудование, определяющее момент отрыв-касание в эстафете, показания судьи должны быть обязательно учтены.

Старший судья-секундометрист перед началом соревнований должен организовать проверку точности хода секундомеров (на которые должны быть в наличии аттестаты о поверке), составив затем акт о результатах проверки, инструктировать и распределять судей-секундометристов по дорожкам, за которые они ответственны, назначив на каждой старшего (при трех секундометристах), и проверить умение секундометристов работать с секундомерами. На крупных соревнованиях на каждую дорожку назначаются по три секундометриста, на других соревнованиях - по одному. Если не используется автоматическая система регистрации, должны быть назначены дополнительно два секундометриста для фиксации времени первого финишировавшего пловца. На столе у старшего секундометриста должен находиться резервный секундомер, включаемый по каждому стартовому сигналу. Старший секундометрист должен записывать зафиксированное автоматической системой регистрации время в карточку участника. При отсутствии этой системы он должен собирать у секундометристов заполненные карточки с зафиксированными результатами, сверять эти показания с порядком прихода (финишным листком) и подавать сигнал рефери о готовности судей-секундометристов к очередному старту. Старший секундометрист должен передавать в секретариат результаты пловцов, включая результаты и дисквалифицированных участников.

Судьи-секундометристы , каждый секундометрист должен пускать свой секундомер по стартовому сигналу в момент прохождения флага стартера через линию плеч, появления дыма при выстреле из стартового пистолета или по звуку сирены и останавливать его в момент, когда пловец на его дорожке завершит дистанцию. При этом необходимо немедленно записывать показания секундомера в карточку (блокнот), предъявляя, при необходимости, секундомер для проверки старшему судье-секундометристу. Сбрасывать показания секундомера можно только по команде старшего судьи-секундометриста «Секундомеры на ноль!» или, в крайнем случае, по первому свистку рефери (стартера). Каждый судья-секундометрист должен фиксировать время пловца на указанной ему дорожке. Даже если имела место дисквалификация, хронометрист обязан записать время.

На крупных соревнованиях, если фиксирование времени проплывания ведется секундомерами вручную (ручное время), оно должно быть одновременно зарегистрировано тремя секундометристами. Все секундомеры должны иметь свидетельства о проверке, гарантирующие их точность и выданные соответствующей контрольной организацией. Ручное время должно регистрироваться с точностью до 0,01 с. Если не применяется автоматическая система регистрации, официальное ручное время должно определяться следующим образом:

  • если два из трех секундомеров зарегистрировали одно и тоже время, а третий результат не совпадает, то одинаковое время должно стать официальным результатом;
  • если все три секундомера зафиксировали различное время, то время секундомера со средним результатом должно считаться официальным;
  • когда сработали только два из трех секундомеров, официальным результатом должно быть их среднее время.

Если участник дисквалифицирован во время заплыва или после его окончания, то эта дисквалификация отмечается в официальном протоколе результатов, но ни время, ни место участника не указывается и не объявляется. В случае дисквалификации эстафеты зафиксированные результаты этапов до момента дисквалификации должны быть отмечены в официальном протоколе результатов. Во время проведения эстафет все результаты 50- и 100метровых отрезков для пловцов первых этапов должны быть зафиксированы и затем опубликованы в официальных результатах.

При определении результатов , если на соревнованиях используется система автоматической регистрации времени, места и результаты пловцов, а также правильность смены этапов в эстафетном плавании, определенные с помощью этой системы, имеют преимущество перед результатами секундометристов и решением судей на финише. В момент исполнительной команды стартера судьи-секундометристы включают секундомеры и садятся на приготовленные им места. Одновременно с ними включает запасные секундомеры старший судья-секундометрист. Судья-секундометрист записывает промежуточные результаты на каждые, 50 м или 100 м. При приближении участников к финишу в конце дистанции секундометристы встают, подходят к краю бортика, готовят секундомер к остановке и смотрят вертикально вниз, останавливают его после касания участником кончиками пальцев финишной стенки бассейна. Одновременно с этим проводят работу по определению порядка прихода участников судьи на финише. Отойдя от края финишной стенки, определяют показания секундомеров и записывают их в индивидуальную карточку спортсмена или запоминают их для последующей передачи старшему судье-секундометристу. Получив карточки с записями результатов, старший секундометрист раскладывает их согласно результатам и сверяет с показанием финишного листка. Убедившись в соответствии данных, он передает карточки судье-информатору, дает команду «Секундомеры на ноль» и делает отмашку флагом для стартера. В случае расхождения показаний секундомеров и порядка прихода пловцов, указанных в финишном листке, отдается предпочтение показаниям судей на финише и в этом случае дается корректировка показаний секундомеров. Например, судьи-секундометристы дали показания секундомеров: 3-я дорожка - 55,3, 4-я дорожка - 55,4, а судьи на финише определили следующий порядок прихода пловцов: первым - 4-я дорожка, вторым -* 3-я дорожка. В этом случае старший секундометрист изменяет показания секундомеров и корректирует их с учетом показаний судей на финише. Он оставляет время 4-й дорожки - 55,4, а время 3-й дорожки изменяет на 55,4 и оставляет ему второе место в заплыве. Так же меняются показания секундомеров при одном судье-секундометристе на дорожке.

Судьи при участниках должны предупреждать спортсменов о времени старта, готовить участников очередного заплыва, проверяя их фамилии по стартовому протоколу (карточкам участников) и соответствие внешнего вида спортсменов правилам соревнований, организованно выводить участников заплыва к месту старта. Запрещается изменять номера дорожек участников заплыва в карточках без согласования с секретариатом.

На мелкомасштабных соревнованиях старший судья, получив у секретаря карточки участников, может по указанию главного судьи провести жеребьевку на месте сбора участников. Она может быть открытой согласно записанным в карточке лучшим результатам или закрытой когда карточки участников очередного заплыва смешиваются и открываются только при написании номера дорожки.

Судья-информатор должен объявлять участникам и зрителям программу и порядок проведения соревнований, информировать о результатах соревнований, представлять участников зрителям. При дисквалификации судья-информатор должен на судейском бланке проставить время объявления дисквалификации. Тексты объявлений судьи-информатора должны быть согласованы с рефери (главным судьей). Без разрешения рефери информатор не должен делать каких-либо объявлений, не относящихся к ходу соревнований.

В отсутствие на соревнованиях судьи-координатора судья-информатор должен контролировать соблюдение утвержденного регламента соревнований.

Судья по награждению в соответствии с положением данных соревнований готовит необходимую атрибутику для награждения и выводит победителя и призеров соревнований к пьедесталу почета. Судьи по награждению в соответствии с положением о данных соревнованиях должны готовить необходимую атрибутику для награждения (флаги команд-участниц, дипломы, медали, жетоны и т. п.), проверять готовность пьедестала почета и флагштоков, а также необходимых фонограмм у радиста, поддерживать связь с секретариатом, судьей-информатором, судьей-координатором, радистом, комендантом. Один из судей по награждению назначается старшим.

Врач соревнований должен: участвовать в работе мандатной комиссии, проверяя наличие в именных заявках визы врача о допуске участников к соревнованиям, осуществлять медицинское наблюдение за участниками в ходе соревнований, давать заключение о возможности или невозможности продолжения соревнования участником в случае его травмы или болезни, обеспечивать своевременное оказание медицинской помощи, заполнять по окончании соревнований раздел отчета о медицинском обеспечении.

Комендант соревнований совместно с администрацией спортивной базы отвечает за своевременную подготовку мест соревнований. Он должен подготовить места для участников, судей и зрителей, обеспечив их всем необходимым, по указанию главно-[ го судьи, а также обеспечить выполнение работ по соответствующему художественному оформлению бассейна. Комендант соревнований несет ответственность за соблюдение мер безопасности для участников, судей и зрителей соревнований.

Главный секретарь, заместитель главного секретаря и секретари должны вести протоколы заседаний судейской коллегии, готовить все материалы и документацию для проведения соревнований: принимать технические заявки, картотеку при ее наличии, проводить жеребьевку участников, готовить стартовый протокол, а при работе без карточек получать от представителей команд списки спортсменов с указанием их крупнейших побед. Секретарь должен выпускать текущие и итоговые результаты во время соревнований, а по их окончании составить технический отчет о соревнованиях.

После завершения однодневных или более продолжительных соревнований проводится торжественное закрытие (согласно сценарию) с объявлением командных результатов и различные награждения за личные и командные победы.

После закрытия соревнований судейская коллегия собирается на итоговое совещание, на котором главный судья дает оценку работе как отдельных судей, так и судейской коллегии в целом.

Работа главного судьи заканчивается сдачей в организацию, проводящую соревнования, итоговых протоколов и отчета с оценкой их проведения.

Для слабоплавающих программа соревнований должна быть упрощена (например, уменьшена длина соревновательной дистанции и упрощены способы ее проплывания).

При проведении детских соревнований желательно соблюдать следующие требования: начинать соревнования в удобное время суток, чтобы дети после занятий в школе могли спокойно доехать до бассейна. Программа и условия проведения соревнований должны быть доступны для данной возрастной категории детей, чтобы исключать возможные эмоциональные и физические перегрузки. Членам судейской коллегии, особенно судьям при участниках, необходимо быть внимательными и более «мягкими» при общении с юными пловцами.

При проведении массовых соревнований, где плавательная подготовка участников не отвечает требованиям спортивных правил по плаванию, соревнования должны быть проведены по упрощенным правилам и с меньшим количеством судей, но с обязательным присутствием спасателей. В этом случае для слабоплавающих должна быть упрощена программа соревнований, уменьшена длина соревновательной дистанции и упрощены требования к технике выполнения движений.

К проведению соревнований всех уровней необходимо заблаговременно и тщательно готовиться, чтобы последующее их проведение вылилось в настоящий праздник для участников, зрителей и всех любителей плавательного спорта.

Более подробные сведения об организации соревнований, обязанностях членов судейской колл



mob_info