Любимые развлечения рыцарей. Как развлекались в средние века. Рыцарь на войне

Мы прекрасно знаем, как развлекается молодежь в наше время, а вот как развлекались в средневековье? Рыцари проводили свой досуг очень интересно, они устраивали турниры, о которых мы вам и поведаем сегодня.

Какова же цель и назначения таких турниров? Рыцари демонстрировали так свои боевые качества, которые и были главной составляющей военной силы в Средневековье. Как правило турниры устраивали короли или другие, имеющие власть, люди. Например, турниры устраивали в честь бракосочетания в королевской семье или, когда рождался наследник, также, когда заключалось перемирие. На турнире присутствовали рыцари практический о всей Европы. Такое развлечение было достаточной публичным. Место для турниров выбирали не в городе, а около него, причем вблизи большого города. Место называли «ристалище», оно должно было иметь четырехугольную форму, а также окружено деревянными бревнами. Рядом воздвигались скамейки, своего рода трибуны, все для зрителей. Турнир регламентировался специализированным кодексом, за соблюдением всех правил следили герольды, их можно назвать ведущими, они называли имена рыцарей, которые учувствовали и оговаривали все условия турнира. Правила были разными, например, рыцарь не мог быть участником турнира, если перед этим не доказал то, что его предки были свободными людьми на протяжении четырех поколений. Позже на турнире уже проверялись гербы, даже были введены специальные турнирные книги и списки. Начинался турнир всегда с посвящённых рыцарей, их называли - «жюте», а их поединок на копьях назывался - «тиос». Затем проходили соревнования между всеми остальными, которых условно делили на два отряда. Те, кто побеждал в таких соревнованиях брали в плен своих противников, забирали у них оружие и заставляли их платить выкуп.

С 13 века турниры часто заканчивались тяжелыми ранениями и летальным исходом участников. Церковь тогда пыталась запретить турниры и отказаться хоронить погибших, но обычай оказался неискоренимым. Когда турнир заканчивался, победившему давали награду, и он имел право выбрать царицу своего турнира. Прекратились турниры уже в 16 веке, все потому, что рыцарские конницы утратили свое значение и их вытеснила пехота.

Дальше развлекались рыцари охотой. Их развлечения были связаны с военизированным образом жизни. На охоте рыцари могли самовыражаться, проявлять свою отвагу. В основном рыцари охотились на кабанов и оленей. Обычно проводили охоту в лесах, которые принадлежали феодалу. Много дичи, конечно же, было в королевских заповедниках. Охотиться должен был уметь каждый рыцарь, это главное умение. Также для этого развлечения егери тщательно подготавливали заповедник.

После охоты устраивали пир в феодальном замке, на столы выкладывали все, что было поймано на охоте. Кстати, пиры тоже одно из любимых развлечений рыцарей. Обычно на таких празднованиях феодалы и его дружинники выстраивали особенно теплые, даже дружеские отношение. Также пир служил платой вассалу от феодала за честную и качественную службу. Именно на таких празднованиях феодалы дарили своим подданным подарки, драгоценности и даже деньги. Также на рыцарских пирах часто выступали самые разные средневековые артисты. На пирах часто давались обещания воплотить в жизнь тот или иной подвиг, например, выступить с крестовым походом или же вечно служить своей возлюбленной. Это связано с тем, что пиры имели особую значимость для окружающих.

«Мир византийской культуры» - Самые первые иконы относятся к IV в. Империатрица феодора. Византийские мозаики. Искусство иконописи. Персона императора рассматривалась как священная. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. В иконостасе иконы располагаются рядами над «царскими вратами», ведущими в алтарь.

«В рыцарском замке» - В центре замка располагался донжон-главная башня, состоящая из 3-4 этажей. 1.Замок феодала. 2.Снаряжение рыцарей. 3.Рыцари на досуге. 4.Рыцарская честь. Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы. ? Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек? В рыцарском замке. 1.Замок феодала.

«Культура средних веков» - Представление человека о мире. Высшие. «7 свободных искусств»: Грамматика Риторика Диалектика Арифметика Геометрия Астрономия музыка. Песочные часы. Культура раннего средневековья. Солнечные часы. Образование в средние века. Жития святых хроники эпические поэмы. Низшие. Водяные часы. Тема: ПЕРГАМЕН – специально обработанная телячья шкура.

«Средневековые замки» - Что не совпало с вашими представлениями? Средневековый замок урок истории в 6 классе 40 минут. МОУ Шегарская средняя общеобразовательная школа № 1. Защита населения, проживающего в окрестностях замка. Центр развлечений. Барская Маргарита Алексеевна, учитель истории, высшая квалификационная категория.

«Средние века» - Наследие Средних веков в истории человечества. Цель урока: подвести итоги курсу средневековой истории. Эпоха средних веков охватывает период с 476 года до II половины XV века. Архитектурные стили средневековья. В средневековье общество делилось на три большие группы людей – сословие. Главными повинностями были барщина и оброк.

«Культура Западной Европы» - В городах возникло множество цехов переписчиков. Личность вступает в свои права. Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Колыбель новой культуры. В 1450 г.Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание.

Всего в теме 20 презентаций

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 4

муниципального образования

Щербиновский район

село Ейское Укрепление

Атрибуты: 2 коня, 2 подушки, 2 матраца, 1 скамья, 2 платка, кегли, 2 каната (скамейки), 2 палки (шеста), канат, 4 обруча, 2 тоннеля, цветы, рыцарские флаги.

Ход развлечения.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас в этом зале. Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование – Рыцарский турнир.

А вы знаете кто такие рыцари? (ответы детей).

Да. В средние века рыцарями называли отважных смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Но чтобы стать рыцарем нужно пройти специальную подготовку. Мальчики должны были научиться фехтованию, верховой езде, стрелять из лука, кулачному бою, рыцарским манерам.

Кто хочет участвовать в рыцарском турнире? (дети выходят).

Ведущий. Перед турниром рыцари дают клятву. Повторят слова за мной.

«Клянёмся в рыцарском турнире победить. Клянёмся смелыми и отважными быть. За щитами не скрываться, шпаги острой не бояться. Верными своей даме быть, званье рыцаря добыть. Клянёмся рыцарями быть!»

Судить наш тур будут дамы (девочки в красивых нарядах).

Стихи.

Первая дама. Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Вторая дама. Гордились рыцари собой

Мечами и доспехами

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Третья дама. Но вот полтысячи лет назад

Не стало их на свете

Но так лишь только говорят

Я не согласна с этим.

1-й конкурс. «Бой подушками»

Участники становятся на гимнастическую скамью лицом друг к другу. В правой руке подушка, левая на спиной. Кто удержится на скамье – тот победил.

2-й конкурс. «Верховая езда»

«Рыцари» скачут змейкой на коне до дамы, берут у неё платок, целуют в щеку и возвращаются назад.

3-й конкурс. «Словарь вежливых слов»

Растаёт даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме … (спасибо)

Рыцарь вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)

И во Франции и в Дании на прощанье говорят … (до свидания)

Ведущий. Молодцы рыцари.

4-й конкурс. «По мосту»

Участники проходят по мосту (канату с палкой в руке). Попадают копьем в цель.

5-й конкурс. «Перетягивание каната»

6-й конкурс. «Дама сердца»

Участники переправляются через болото (из обруча в обруч), пролезают в тоннель, берут цветок и кладут к ногам своей дамы.

Ведущий. Наступил момент посвящения в рыцари.

«Рыцари», станьте на одно колено и повторяйте за мной.

«Клянусь быть мужественным, храбрым, честным, щедрым, гостеприимным, благородным. Клянусь заступаться за слабого, младшего, помогать в беде»

Ведущий. Мы пожелаем вам навек

Чтоб в жизни не робелось,

Пусть будет с вами навсегда,

Мальчишеская смелость

И все преграды на пути

Преодолеть вам дружно

Но вот сначала, подрасти

И повзрослеть вам нужно.

Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.



«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.


Средневековые развлечения: Рыцарский турнир


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.



Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust») - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века…

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности.

Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век.

Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы.

В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний.

Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные.

Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи

Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380–1390 годы.

Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов.

Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин».

Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать

Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е годы.

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов.

Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома.

Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями.

Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины.

Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах.

Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки.

В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Поучаствовать в карнавале

Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах.

Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию.

Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год.

Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями.

Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства.

От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города.

В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город.

Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Рыцарский турнир. 1470.

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.

Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором.

Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины.

Рыцарский турнир. Миниатюра из хроники Фруассара.

В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):

«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье ».

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья.

После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде.

Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства.

Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы.

В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту.

В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.



mob_info