Кентавры мифы. Кентавр: описание легенды о лошади и картинки. В культуре других народов

Относящееся к представителям результата смешения двух разных сущностей: человека и коня. От первого ему досталась голова и торс с человеческими руками, а от второго - крепкое тело скакуна с мускулистыми конечностями, копытами и конским хвостом. Черты лица отличаются животной грубостью. Нередко образ завершается густой бородой и лошадиными ушами. Традиционно они принадлежали к гнедой масти, поэтому нижняя часть не очень контрастировала по цвету с загорелым человеческим торсом. Первоначально кентавры имели принадлежность к мужским особям. На одних из самых древних изображениях у этих существ одновременно представлены два типа гениталий: и коня и человека.

Подобно искусным диким охотникам кентавры часто имели на вооружении бревно, лук, копье или просто увесистый камень. По нраву эти гибриды буйные, своевольные и необузданные, любящие свободу. Именно поэтому основным местом обитания для них становились не покоренные людьми горные просторы либо глубокие лесные чащи.

В военном искусстве кентавры значительно превосходили обычных людей. Они обладали мощной силой, очень быстро передвигались, владели отточенными до вершин мастерства навыками метания копья. Их движения в бою ничто не сковывало: никакой одежды, а тем более доспехов они не носили. Иногда лишь накидывали плащ, дабы более пристойно выглядеть. Для защиты от противника использовали щит. Некоторые греческие воины не раз обращались за уроками ведения боя к центаврам или мерялись с ними силами, чтоб оценить свои собственные умения.

Отношение центавров, как они величаются на латинизированный манер, к существам разумным было совсем неоднозначно. Некоторые были настроены настолько враждебно, что люди всячески старались избегать встречи с ними. Особенно буйными и неуправляемыми они становились в хмельном угаре. Другие могли предлагать свою помощь человечеству. Но чаще всего это касалось исключительно молодых и красивых девиц. Только вот в большинстве случаев женщин этих больше никто и никогда не видел.

Одна легенда повествует об одном неразумном купце. Кентавр встретил его раненного на дороге и, проявив сострадание, предложил свою помощь. Глупец же вместо благодарности задумал набросить на свободолюбивое создание седло. Разозлившись на обидчика, кентавр, не раздумывая, убил купца.

Как появились кентавры

Есть несколько версий возникновения первых кентавров. Мифология предполагает наличие божественных корней в происхождении этих созданий. В древние времена на севере Фессалии обитало племя под названием лапифы. Правил ими царь Иксион, который был кровным сыном бога войны, именуемого Аресом. Иксион имел дерзость влюбиться в саму богиню Геру. И для того чтобы уладить намечающийся конфликт, Зевс сотворил из легкого облака точную копию Геры, которую нарек Нефела. От этого союза Иксиона и богини Нефелы появилось первое странное создание с четырьмя копытами, но с головой человека. Необычное потомство было сослано на гору Пелион, где его воспитанием занялись .

Повзрослев, получеловек - полуконь вступил в близкие отношения с племенными кобылицами, обитавшими в этой местности. Приплодом стали такие же кентавры, но уже обоих полов, что дало возможность дальнейшего воспроизведения традиционным естественным путем. Кроме того, в спутниц жизни кентавры стали выбирать себе не только четвероногих подруг, но и обычных представительниц прекрасной части человечества либо нимф. Страсти и огня у этих полуживотных хватало с излишком сразу на нескольких жен.

Впоследствии кентавры не раз вступали в бои с лапифами, намереваясь присвоить себе местных женщин. После победы над ними Геракла, оставшиеся особи разошлись по всей территории Греции.

Древние народы повествуют и о более практичном подходе к происхождению мифов про легендарных кентавров. Речь идет о тех далеких временах, когда жители Древней Греции использовали коней для езды, только запрягая их в колесницы. Это было, прежде всего, престижно и показывало соответствующий уровень достатка. Но, главное, в бою такой способ передвижения был намного эффективнее и безопаснее для воинов. А вот дикие кочевые племена уже хорошо освоили навыки езды верхом на лошадях. И когда такие всадники близко подходили к границам древней Эллады, местным жителям по незнанию казалось, что они представляют собой единство человека с конем.

Кентавр Хирон

Несмотря на некоторое божественное происхождение кентавров, они подобно простым людям и животным являлись смертными. Лишь некоторые были наделены вечной жизнью. Одним из таких представителей стал знаменитый Хирон. Это был исключительно мудрый кентавр, который помимо владения военным мастерством хорошо разбирался в вопросах врачевания, был знатоком музыки. В отличие от своих собратьев он обладал добрым открытым сердцем. Печально описывается его конец. Геракл случайно нанес ему ранение стрелой, наконечник которой был отравлен смертельным ядом от лернейской гидры. Боль от раны причиняла Хирону истинно нечеловеческие страдания. Вечная жизнь в мучениях предвиделась ему просто невыносимой. Он добровольно отказался от своего бессмертия, за что Зевс освободил Прометея, а Хирона увековечил на небосводе в виде созвездия Центавр.

Кентавры - создания из греческих мифов, миксантропичные и могучие. Их человеческие голова и торс соединены с телом лошади. Кентавры обитают в горах и лесных чащах, нередко вместе с нимфами и сатирами входят в свиту Диониса.

В статье:

Кентавры и их происхождение

Главная отличительная черта - буйный нрав и невоздержанность. По некоторым данным, изначально кентавры появились как воплощения бурных горных рек и стремительных потоков. Героические мифы делят кентавров на два вида - доброжелательных мудрецов, воспитателей героев, и враждебных дикарей.

Само слово «кентавр», или его латинизированный собрат «центавр» делится на два греческих корня - «кен», то есть «рубить» , и «таурос» - «бык» . Образ подобного существа имеется у многих народов. Вероятно, он появился после столкновения оседлых цивилизаций, не имевших традиций верховой езды, с кочевыми, где конные всадники были неотъемлемой частью культуры. Таковы были северные кочевые племена: скифы, касситы, тавры. Отсюда и общая черта всех кентавров - их свирепость, а также прослеживаемая связь с быками, поскольку скотоводство составляет основу кочевого хозяйства.

Эвгемерическое истолкование античных времен приписывает появление кентавров двум поселениям. В первом из них, деревне Туча, жили юноши, впервые оседлавшие лошадей. Они стали искусными наездниками и истребили всех обитавших неподалеку диких быков. Во втором же городе, Пелефронии, люди научились приручать лошадей ранее жителей окрестных населенных пунктов.

Другое толкование приписывает кентаврам еще большую древность: якобы их появление произошло еще в период индоевропейского языка и распада единства греко-арийского наречия. По этой теории слово «кентавр» - это видоизмененное «гандхарв» . Ведическая мифология говорит о гандхарвах как о младших богах, возницах солнечной колесницы. Отчасти теория подтверждается находками археологов: две статуэтки кентавров были обнаружены при раскопках в Угарите среди микенской керамики. Это говорит как минимум о том, что кентавры были известны еще в период Бронзового века. «Могилу героя» в Лефканди украшает кентавр из терракоты - это тоже известный памятник с подобным мифическим существом.

Греческая мифология и кентавры

Полулюди-полукони в греческих легендах имеют разнообразное происхождение. Не то их породила туча с обликом Геры , с которой совокупился царь Фессалии Иксион , сын Ареса, не то Кронос и Филира , не то Аполлон от одной из нимф . Мог породить это племя и Посейдон , первый создатель коней в греческом пантеоне - его анималистическим атрибутом был конь. Кроме этого, родителями считали также Иксиона с Нефелой .

Ряд легенд указывает прародителем данного племени первого Кентавра , от которого понесли магнесийские кобылицы. В этом случае считается, что их воспитанием занимались пелионские . Когда кентавры возмужали, то покрыли кобылиц, позже породивших второе поколение полулюдей-полуконей.

Доподлинно известно происхождение самого мудрого представителя полуживотного племени - кентавра Хирона . Породил его титан Кронос от дочери хтонического Океана - Филиры. Титан и морская богиня втайне от Реи провели бракосочетание. Законная супруга Кроноса Рея застигла мужа с любовницей в момент страсти. Испуганный Кронос обрел облик жеребца. Сын родился полуконем-получеловеком.

Воспитание Ахиллеса (Кентавр Хирон). Готтлиб Шик

Хирон был бессмертен, в отличии от своих собратьев. Изучал медицину, музыку, любил и умел охотиться, мастерски стрелял из лука, слыл знатоком военного дела, но был добр и милосерден. Его другом был бог искусства Аполлон, а воспитанниками - самые знаменитые греческие герои вроде Ахилла, Геракла, Тесея и Язона. Асклепий учился искусству врачевания именно у Хирона.

Смерть доброго кентавра была ужасна: Геракл случайно ранил его стрелой с ядом . Хирон был бессмертен, а потому его муки длились бесконечно долго. Неизлечимая рана сводила кентавра с ума, он желал умереть. Хирон отказался от вечной жизни с одним условием - Зевс освободит от оков титана Прометея. Громовержец согласился выполнить эту просьбу - он освободил титана, а самого Хирона превратил в созвездие Кентавра.

Так или иначе, но отличались они буйностью нрава, любовью к мясу, пьянству и разврату. Постоянно враждовали они с лапифами, поскольку среди кентавров нет женщин, а у лапифов были жены. Полулюди-полукони постоянно пытались их похитить. Когда их победил и разогнал Геракл, кентавры разбрелись по всей Греции.

Несколько иной взгляд на кентавров

Их нередко называют самыми гармоничными созданиями мифической зоологии. «Метаморфозы» Овидия прозвали кентавров «двуформными». Несмотря на гетерогенную (двоякую) природу, вместе с архетипами лошади, человека и всадника существует архетип кентавра. Первобытные изображения более напоминали голых людей с лошадиным крупом. Храм Зевса в Олимпии на западном своем фронтоне может похвастать кентаврами более привычного нам вида: ниже торса человек перетекает в тело лошади.

Скульптуры фронтона храма Зевса в Олимпии (5 в. до н.э.)

В эпоху знаменитого Гомера верховая езда у греков не была распространена - можно сказать, ее вовсе не было. Первые путешественники, приехавшие в Грецию верхом на лошадях, показались им едиными со своими конями. Подобную теорию подтверждает не столь отдаленное первое столкновение конкистадоров с индейскими племенами. Писсаро и Эрнан Кортес со своими солдатами представлялись краснокожим настоящими кентаврами, едиными с лошадьми. В одном из столкновений суеверие и ужас сыграли ключевую роль: после первых выстрелов один из конкистадоров выпал из седла - и тогда индейцы, уверенные что перед ними одно существо, посчитали разделение целого надвое не иначе как жутким чудом. Индейцы бежали.

Но у греков были лошади, в отличие от индейских племен, знакомых лишь с бизонами. Более правдоподобной представляется версия, по которой кентавры являются специально созданным мифическим образом. Они отражали одну из граней действительности, какой её видели древние греки.

Самые известные мифы о кентаврах

Наиболее популярной является кентавромахия - миф о битве кентавров и лапифов на свадьбе. Лапифы, желая обрести мир с давними врагами, пригласили племя кентавров на свадьбу Ипподамии (Гипподамии) и Перифоя. Но мира не вышло: захмелевшие гости начали оскорблять невесту, попытались её похитить, а после опрокинули столы и начали драку. Эта сцена вдохновила Рубенса на создание «Похищения Гипподамии». До Рубенса Овидий описал эту сцену в седьмой книге «Метаморфоз». Считается, что лапифы победили и изгнали кентавров из Фессалии. В другой версии мифов кентаврам повезло меньше: Геракл перестрелял всех из лука.

Не обошел этих существ вниманием и Плутарх. «Ужин семи мудрецов» содержит юмористическую историю о коринфском деспоте Периандре, которому принесли новорождённого детеныша кобылы - до пупка детеныш был совсем как человек, а ниже у него было тело лошади. Детеныш издавал плач, как человеческий младенец, и придворные усмотрели в этом зловещий знак. Но когда Периандр обратился к мудрецу Фалесу, тот осмотрел детеныша и со смехом сообщил повелителю, что не одобряет поведение пастухов.

Поэт Лукреций твердил о невозможности существования подобных существ. Он считал доказательством своей теории то, что лошади взрослеют раньше людей, и трехлетний кентавр имел бы тело взрослого коня и тельце лепечущего ребенка. Кроме этого, лошадиная часть умерла бы на полвека раньше человеческой. Греки возражали ему тем, что кентавры могли расти как люди - обеими своими частями. Народ крепко держался за свою веру в мифы и мистических существ.

Главной причиной, по которой кентавры не показываются людям, была их малочисленность после бойни на свадьбе у лапифов. Тогда погибла большая часть племени, а когда оставшиеся в живых принялись искать новое место для проживания, то повстречали . Те их и погубили сладкозвучным пением. Некоторых бог морей Посейдон все же спас, спрятав в Элевсине, в горах.

История самого знаменитого героя греков Геракла плотно связана с кентаврами. Его учил Хирон, Геракл вступил в противоборство с Анкием, Агрием, Ореем и Гиреем. Кентавр Пиленор был ранен Гераклом. Он промывал свою рану в водах реки, отчего те стали отвратительно пахнуть. Фол стал случайной жертвой отравленных стрел Геракла. Алкиона стала объектом домогательств Хомада, также кентавра, и была убита героем.

Жизненный путь Геракла закончился при косвенном участии кентавра. Некий Несс похитил жену Геракла, но тот подстрелил его. Когда Несс умирал, он посоветовал деве собрать его кровь, а когда с течением лет Геракл охладеет к супруге, воспользоваться ею как любовным снадобьем. Все так и произошло: спустя годы герой завел любовницу и отвернулся от жены. Тогда Деянира пропитала ядовитой кровью одежду мужа. Умирал Геракл в страшных мучениях.

Созвездие Стрельца приходится музам сводным братом. Обиталищем его был Геликон, а звали его Кротос. Его родителями были Пан и Евфема. Он имел классический получеловеческий-полулошадиный облик, но вместо лошадиного хвоста был хвост сатира - достался от отца. Стрелял из лука не хуже Хирона - именно Кротосу приписывается изобретение лука и стрел, а также первая удачная охота на дикое зверье с луком. Аплодисменты - тоже его изобретение, ставшее аналогом молитвы к музам. За изобретение аплодисментов Кротос и был вознесен на небосвод, где принял облик Стрельца.

Знаменитых Хирона и Фола изображали особым образом, подчеркивая их отношение к цивилизованным людям. Их передние ноги делали человеческими, а круп - лошадиным. Хирон имел большее отношение к людям - носил одежду, уши его были человеческими. А Фол не носил одежду, уши имел лошадиные.

Несмотря на то, что кентавры - исключительно мужчины, в некоторых легендах все же встречаются женщины, кентавриды. Это не самая распространенная точка зрения в мифах. Они не имеют большого веса в мифологии. Часто их путают с нимфами - они прекрасны телом и душой. Самая известная кентаврида - Гилонома, супруга Циллара. Циллар и Гилонома были приглашены на свадьбу лапифов. Когда началось побоище, Геракл убил супруга Гилономы. Она долго горевала и в конце концов закончила жизнь самоубийством.

Миф о кентавре относится к категории древнейших и представляет собой один из наиболее устойчивых образов в мировой истории – всадника верхом на лошади.

Кентавр неотрывно следует за героем в , встречается среди преданий Микен и скифов.

Идею существа, наполовину состоящего из лошади и человека, также можно отнести к , тем самым она становится самой устойчивой и долгоживущей среди всего «пантеона» преданий и легенд.

Первые упоминания

Статуэтка «Кентавр и человек». Бронза. VIII в. до н.э.

В основе этого предположения лежит находка в виде двух бронзовых статуэток, предположительно, культуры Микен, найденных при раскопках.

Однако с таким же успехом мифы о кентавре, в несколько другом амплуа, могут встречаться и ранее, поскольку, как уже было сказано, идея слияния двух живых существ в одно, не нова.

Впрочем, даже эта гипотеза показывает, насколько такой миф живуч.

Некоторые историки полагают, что в основу мифа о кентавре легли лихие скифские наездники.

Лихие наездники

Будучи, фактически, одними из первых кочевых народов, использующих лошадей не только в быту, но и на войне, они наводили ужас на условно цивилизованный, но все еще далекий от «одомашнивания» животных Запад.

Также сюда можно отнести предания о жестоких таврах и касситах, также почитавших идею боя верхом.

Легенды со временем обрастали дополнительными подробностями, всадники получали новые возможности, а их связь с лошадьми, со слов свидетелей и очевидцев, превращалась в подобие физиологической.

Так, к примеру, в эпоху нашествия гуннов, римляне полагали, что этот кочевой народ растет вместе со своими лошадьми, а воины зачинают потомков с кобылицами.

В любом случае, мифы о кентавре появились именно как попытка объяснить не просто тягу, а умение отдельных народов обращаться с лошадьми и приручать их.

Традиционное объяснение происхождения

Классический миф о кентаврах предполагает, что этот кочевой народ появился в качестве потомков Иксиона и Нефелы.

Иксион, будучи королем Лариссы, был приглашен на пиршество на вершине Олимпа, однако там посмел приставать к Гере.

По одной из версий, богиня сама создала свой образ из облаков, названный Нефелой.

По другой — это сделал Зевс.

В любом случае, Иксион соблазнил Нефелу, после чего от их союза и произошли кентавры.

Несмотря на то, что для любовников все закончилось не слишком благополучно, потомство Зевс сохранил, после чего кентавры заселили леса Греции.

В мифах Эллады

Эллины полагали кентавров дикарями, кочевым народом, неспособным на земледелие, науки, в том числе философию.

Однако среди этого племени есть те, что заслужили особое положение, а именно Хирон и Фол.

Первый кентавр – это умудренный старец, его часто изображают с человеческими передними ногами и ушами, отличительный признак высокого положения.

Он учил Ясона и Ахилла, даже Геракла, пока не пал от его руки, когда герой впал в безумие.

Другой кентавр, отмеченный особым образом в мифологии Древней Греции – это Фол, друг Геракла, погибший случайно от отравленной стрелы героя.

Оба этих героя опровергают традиционное представление о кентаврах в мифах.

Они сдержанны и мудры, классический кентавр, напротив, является диким, олицетворяя буйные ручьи и горные реки.

Довольно часто кентавры в преданиях сопровождают Диониса, греческого бога виноделия, таким образом, возможно, подчеркивается их ветреный и праздный образ жизни.

Физиология

Классический кентавр выглядит как туловище лошади с человеческим торсом и головой. Он разумен, вместе с тем быстр и ловок.

Кентавры сбиваются в табуны, однако кентавриды, самки этого племени, практически не представлены в живописи и литературе.

Более старшие и мудрые кентавры выглядят так: человеческий торс с нормальными ушами и передними ногами, продолжение же туловища лошадиное.

Доподлинно известно, что кентавры дают потомство естественным путем, но как происходит вскармливание жеребенка, грудью или выменем, а также как он выглядит, неизвестно.

Среда обитания

Кентавры не приучены к земледелию, поэтому им ближе степи и леса.

Часто они появляются в качестве традиционного народа греческих предгорий и гор. Там они занимаются выпасом скота и охотой.

Ремесел, как и собственной культуры у кентавров нет, из мифов следует, что они являются промежуточным звеном между непосредственно человеком и зверем, то есть лошадью.

Примечательно, взаимоотношение большого рогатого скота, в том числе быков, и кентавров описаны даже в названии этого вида.

Так, согласно одной версии, с латинского кентавр (centauros) означает буквально «охотник за быками».

Это же говорит в пользу теории о том, что кентавры являются олицетворением всадников, поскольку кочевые народы в основном занимались выпасом лошадей и коров.

Нрав и поведение кентавров

Геракл и кентавр Несс

Часто кентавра ассоциируют с дикой необузданной мощью горной реки.

Это сравнение наиболее точно олицетворяет сущность кочевого народа.

Кентавры вспыльчивы, агрессивны и жестоки.

Гераклу пришлось перебить большую часть этого племени, поскольку напористость кентавров не позволяла им отступить.

Примерно те же черты кентавр представляет в геральдике.

Однако там он имеет также яркий антихристианский подтекст, показывая ленность, праздность и легкомыслие.

Место в русском фольклоре

В русских преданиях образ кентавра олицетворяет кентаврос, создание, позднее ставшее своеобразным воплощением Асмодея.

Он выступает противников царя Соломона и также падает от его руки во время противостояния за супругу владетеля, совращенную дикарем.

Кентавроса также изображают с оружием в руке, показывая агрессию и злобный нрав.

Непосредственно сам образ кентавра остается востребованным как в литературе, так и других жанрах искусства.

Несмотря на то, что первичная ассоциация с дикарями ослабела, первоначальное предание об этом народе осталось неизменным.

; либо люди из города Пелефроний , где был найден способ приручать лошадей .

Согласно другому подходу, образ кентавров восходит ко временам распада греко-арийского языкового единства, а само слово, как и др.-инд. гандхарва , было заимствовано в протогреческий из некоего субстратного языка . Если принять эту версию, спекуляции о всадниках становятся беспочвенными, а принятую этимологию этого слова следует признать позднейшим народным переосмыслением . Вообще, даже семантически , образы кентавров и гандхарв весьма схожи .

Представления о кентаврах

Две частично сохранившихся терракотовых статуэтки, найденных при раскопках в Угарите среди других образцов микенской керамики, предварительно идентифицированы как кентавры, что позволяет говорить о Бронзовом веке , как о периоде происхождения этого мифа . Раскрашенная терракотовая статуэтка кентавра найдена в «могиле героя» в Лефканди. Известная бронзовая статуэтка периода геометрического стиля , представляющая воина лицом к лицу с кентавром находится в нью-йоркском Метрополитен-музее .

В древнегреческой мифологии

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы - или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. В другом варианте кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры . Некоторых кентавров древнегреческие авторы выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Кроноса и кобылицы Филиры , Фол - сыном Силены . Иногда кентавров считают потомством Посейдона , что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. По представлениям, они жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе . Большая их часть была перебита Гераклом (см. Фол (кентавр)). Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен , перестали есть и умерли от голода . По одному рассказу, Посейдон скрыл их в горе в Элевсине .

Популярным поэтическим сюжетом античности была кентавромахия , битва лапифов с кентаврами, разгоревшаяся из-за необузданного нрава последних на свадебном пиру царя лапифов Пирифоя - Еврит попытался похитить невесту Пирифоя .

В сюжетах о кентаврах встречается Геракл . В одном мифе во время похода за Эрифманским вепрем герой боролся с кентаврами по имени Анкий , Агрий , Орей , Гилей . Пиленор промывал рану от стрелы Геракла в реке, отчего река приобрела дурной запах. Фол - случайно оцарапался отравленной стрелой Геракла, когда тот совершал пятый подвиг, и умер. Хомад - пытался обесчестить сестру Эврисфея Алкиону и был убит Гераклом. Сам Геракл в конце концов тоже был убит посредством кентавра. Это описывается так, что кентавр Несс попытался похитить жену Геракла Деяниру , но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры . Умирая, Несс решил отомстить и посоветовал Деянире собрать свою кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и тот умер в страшных мучениях.

Хирон - учитель Ахилла , Ясона и др. героев.

Внешность и качества кентавров

Чаще всего кентавр изображается как конь, на месте шеи которого размещается человеческий торс.

Самые мудрые кентавры в античности имели особое изображение. Обычно их передние ноги были человеческими, что подчеркивало их цивилизованность, при этом вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон почти всегда был одет, часто имел человеческие уши. Фол, напротив, обычно обнажённый и только с лошадиными ушами. .

Кентавры женского пола, или кентавриды (лат. Centaurides , в просторечии кентаврицы ) редко встречались в живописи и мифах, играя в основном роль эпизодических персонажей, и зачастую их путали с нимфами . При этом, немногие авторы, упоминающие о их существовании, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно . Наиболее известной кентавридой является Гилонома , жена Киллара (Циллара). Она - единственная женщина из рода кентавров, которая побывала на свадьбе Пирифоя , где она потеряла мужа, а затем покончила с собой от горя .

Художники и скульпторы всех эпох часто обращались к образу кентавра. Особенно были популярны сцены кентавромахии.

В Средние века изображения кентавров появляются в миниатюрах арабских и европейских космологических трактатов среди знаков Зодиака.

Начиная с XIX века интерес к образу кентавра начинает усиливаться как у писателей и поэтов, так и у художников. В XXI веке кентавры становятся персонажами не только мифов и литературных произведений (особенно в жанре фэнтези), но и компьютерных игр.

В культуре других народов

Гопатшах - в иранской мифологии - бык с торсом человека.

Кентавр был изображён на монетах, чеканившихся в Серпуховско-Боровском княжестве в XIV веке.

Примечательно, что во время испанского завоевания Центральной Америки передвигавшиеся верхом конкистадоры также представлялись индейцам, знавшим только лам и тапиров, единым с лошадью существом.

Никогда ещё индейцы не видели лошадей, и показалось им, что конь и всадник - одно существо, могучее и беспощадное. Луга и поля были заполнены индейцами, бегущими в ближайший лес.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кентавр"

Примечания

  1. (англ.)
  2. (англ.)
  3. Палефат . О невероятном 1; Гераклит-аллегорист. О невероятном 5 коротко
  4. Первый Ватиканский мифограф II 61.
  5. Напольских В. В.
  6. Shear, Ione Mylonas (2002). «Mycenaean Centaurs at Ugarit». The Journal of Hellenic Studies 122 . DOI :10.2307/3246210 . ISSN .
  7. . Метрополитен-музей . Проверено 10 декабря 2015.
  8. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека IV 70, 1
  9. Еврипид . Геракл 364-373
  10. Ликофрон . Александра 671 и комм.; Птолемей Гефестион // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб., 2000. С. 58
  11. - Мир фантастики
  12. Овидий. Метаморфозы X 223
  13. Нонн. Деяния Диониса V 611-615; XIV 193-202; XXXII 71
  14. Аристотель . Поэтика 1
  15. Примечания А. А. Григорьевой, Б. М. Никольского в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 544

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия вымышленных существ»
  • Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 тт. Т. 1. С. 638-639, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 тт. Т. 1. С. 313; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 4 далее

Отрывок, характеризующий Кентавр

Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.
– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]
– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
– Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c"est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…]
– Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал.
Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.
Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгывал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто горькому, крепкому запаху. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей 1 го батальона и ждал. «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Еще! Попало… Он остановился и поглядел на ряды. „Нет, перенесло. А вот это попало“. И он опять принимался ходить, стараясь делать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи.
Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, вырвало многих; большая толпа собралась у 2 го батальона.
– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона.
– Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям.
– Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.

И от Иксиона-титана родила Нефела диковину: не людину, не коня, не дерево, не титана, не бога и не зверя, а и то, и другое, и третье: был он — конь, и людина, и дерево — кусок зверя, бога и титана. Был он смертен и был бессмертен."

Вот именно с момента моей половозрелости меня стала волновать одна проблемка - а почему все мои знакомые девочки толпой шли в конницы?

Ухаживали за конягами, навоз вывозили, чистили их щёткой. И только изредка им удавалась на конягу залезть! И в этот момент я видел счастье в их глазах! Но какое нутряное… Взгляд был направлен глубоко в себя, в самый низ организма… Но сейчас меня начнут ругать женщины - не выдумывай! Мы и котиков также любим, и собак! Так, да не так!

Но лучше я про кентавров поговорю. Мужико-лошадь такая… Отчего тысячелетия верили люди в этот миф? Не по той же причине? Мы живём и сейчас среди мифов.

Греки создали два мифа: Амазонки - это для мужиков, и Кентавры - это для женщин. И тыщи лет народ верит! В них, в вампиров, зомби, леших, вурдалаков… Верят!

Кентавр имеет лошадиные уши, лицо его грубое и бородатое. Как правило, кентавр обнажён и вооружён бревном, камнем или луком. На особо древних изображениях кентавр наделён одновременно человеческими и конскими гениталиями. Может причина в этом?

Кентавры были весьма похотливы и часто преследовали и похищали женщин. Мечта многих женщин)))

Философы с древности думали над тем, что надо внушить человеку, чтобы он заведомое враньё принял за чистую монету? Как миф сделать правдивым? Теперь придумали "индукцию толпы", НЛП, генераторы управления массовым сознанием...

Каким атрибутом следует наделить несуществующее нечто, дабы они его признали существующим? Если угодно, можно сформулировать задачу так: как обмануть людей, чтобы они думали, будто нечто существует?

Это я не про великолепную независимую Украину сейчас! Про простое - про кентавров.

И тыщи лет люди ищут доказательства их существования. Наряду с сенсациями про летающие тарелки, публикуют результаты раскопок археологов. Вот гигантские скелеты откопали... И народ верит! Вот похожих на амазонок откопали скелеты! Ещё чуть-чуть! И будет явлено нам чудо! Миф станет правдой.... Про кентавров заметно меньше сенсаций - полускот какой-то. Кстати...

Кентавром знаменитого Капицу звали, так как кентавр это - получеловек-полускот. А Капица, как говорят близко его знавшие, был человек по отношению к своим, и скот по отношению к чужим....

Такой красавец!.. Продолжим?

Немножко научного.

Также в Одиссее Гомер описывает детенышей кентавров. Вопрос чем выкармливались детеныши у кентавров — грудью или выменем — не описан.

Начиная с XIX века интерес к образу кентавра начинает усиливаться как у писателей и поэтов, так и у художников. В XXI веке кентавры становятся персонажами не только мифов и литературных произведений (особенно в жанре фэнтези), но и компьютерных игр.


Письмо

Как горек вкус земного лавра…
Роден навеки заковал
В полубезумный жест Кентавра
Несовместимость двух начал.
В безумье заломивши руки,
Он бьется в безысходной муке,
Земля и стонет, и гудит
Под тяжкой судоргой копыт.
Но мне понятна беспредельность,
Я в мире знаю только цельность,
Во мне зеркальность тихих вод,
Моя душа как небо звездна,
Кругом поет родная бездна, -
Я весь и ржанье, и полет!

М. Волошин

Роден, Кентавр. Из стиха Волошина скульптурка прямиком))

(Другое название: "Душа и тело, или Кентавресса")

Любая девушка мечтает именно о свадьбе.... А с конём?!!

Но и мужики не промах бывают!

Это и есть продукт изнасилования кобылы?

А здесь правильный мужик Кентавра плющит:

Не надо наших женщин соблазнять…

Про скелеты амазонок говорил? А вот скелет кентавра!

Не верите? Стоит в музее...

А может встретиться и такой кентавр

Или такой

Всяко бывает, товарищи женщины! А мы красавцы по сравнению с ними. Правда же?))))

Был такой советский фильм - «Кентавры», двухсерийный фильм кинорежиссёра В. Жалакявичуса, снятый в жанре социально-политической драмы. В главных ролях -

Донатас Банионис
Регимантас Адомайтис
Юозас Будрайтис
Евгений Лебедев
Валентин Гафт

А, какова подборочка?! Женщины млели в кинозалах, ведь там был и Михай Волонтир))
Взгляните. Стоит потратить время...

Но кроме кентавров, мужико-лошадей, есть ещё и мужик осёл! Онокентавр — человек-осёл. Мечта женщины, которая точно знает - все мужики казлы !!!))

Во Флоренции есть такое:

Сандро Боттичелли
Паллада и Кентавр, 1483

Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Мечта женщины воплощена - мужик покорён))



Ещё немного научного.

"Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н.э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н.э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов хранителей, среди них — кентавров.

Касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до н.э. С Крита он попал в Древнюю Грецию. Изображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н.э. указывает на то, что к этому времени греки уже успели развить мифологию, вобравшую в себя микенских героев.

В древнегреческой культуре образ и символика кентавра подверглись значительным изменениям. Кентавр Хирон (и, в меньшей степени, кентавр Фол) считался мудрым покровителем человечества. Он обычно изображался с ветвями лавра в обеих руках. В "Илиаде" Хирон — лекарь, друг и учитель героев, создатель хитроумных приспособлений для ведения войны и, наконец, "самый праведный из кентавров".

Однако в целом кентавр остался символом пьянства и насилия. Эта двойственность, возможно, восходит еще к временам касситов, изображавших кентавра с двумя лицами — человеческим и драконьим...

Вот однажды кентавр нажрался и -

Вон его через сени и гибельной медью кентавру

Нос и уши отсекли. А он, повредившись рассудком,

Прочь пошел, унося и плоды своего ослепленья.

С этой поры меж мужей и кентавров вражда разгорелась.

Прежде всего повредил он себе же, вином нагрузившись."

Гомер "Одиссея"

Мы, обычные мужики, не любим кентавров точно!

Споры о происхождении слова "кентавр" никогда не утихали. По разным версиям, оно могло произойти от латинского "центурия" — "сотня" или греческих "центрон" — "козел", "кентео" — "охотиться, преследовать" и "таврос" — "бык" (248). Также "есть предположение, что слово "кентавр" происходит от "гандхарва"; в ведической мифологии "гандхарвы" — младшие боги, правящие конями Солнца.

В "Божественной комедии" Данте Кентавры седьмого круга — "хранители и распорядители вечной справедливости":

"Меж ним и кручей мчались друг за другом

Кентавры, как, бывало, на земле,

Гоняя зверя, мчались вольным лугом.

Их толпы вдоль реки снуют облавой,

Стреляя в тех, кто, по своим грехам,

Всплывет не в меру из волны кровавой".

Век девятнадцатый… Выяснятся: сам Хирон - Кентавр!!! Для Гёте Хирон — олицетворение мужской красоты — "он получеловек и безупречен в беге".

Фауст Гёте:

Кажется, земля трясется

Под галопом иноходца,

Не верю сам

Своим глазам!

Какая встреча!

Чем я отвечу?

Искусный, пылкий всадник мчит.

С конем он неразрывно слит.

О конь и получеловек,

Все, все сказал мне твой разбег.

А вот мой идеал! Стройная кентавриха...



mob_info