Как научиться прыгать при езде на велосипеде через препятствия. Факторы и механика увеличения прыгучести велосипеда

Для многих райдеров велосипед давно перестал быть просто средством передвижения и частью здорового образа жизни. Сегодня едва ли какая-нибудь велосипедная тусовка обойдется без прыжков и трюков на байках. Кроме демонстрации своей ловкости и профессионализма, означает получить возможность удобно передвигаться по городу, быстро преодолевая различные препятствия.

Умение заезжать на бордюры и другие препятствия представляет собой основу стритового и паркового катания. Также это помогает уберечь колеса байка от серьезных повреждений . Кроме того, прыжки на велосипеде отлично прокачивают мышцы рук!

Как научиться прыгать на велосипеде

Для этого нужно освоить два этапа, о которых мы расскажем подробнее. Первый известен, как «фронт-пул» и представляет собой подъем переднего обода. Перенесите вес тела назад (представьте, что хотите встать на заднее колесо) разгрузив переднюю половину байка, и плавно, без резких рывков поднимите колесо над поверхностью. Старайтесь, чтобы педали оставались в вертикальном положении. Также на этом этапе желательно научиться мягко опускаться на переднее колесо, а не падать на него всем весом тела.

Второй этап - «бэк-хоп» или подъем заднего обода. Маневр совершайте по тому же принципу, только разгружайте заднюю часть, перенеся вес вперед (сильно не наклоняйтесь, иначе перелетите через руль!), подогните ноги (только не приседайте!), «подцепите» топталки и поднимите заднее колесо. Такой навык, как прыжок на велосипеде и мягкое приземление пригодятся вам для преодоления различных дорожных препятствий.

Чтобы оторвать от земли в одномоментно оба колеса, перед выполнением трюка всем телом как бы вожмите байк в землю, а затем плавно, но быстро разгрузите его, полностью выпрямляясь и поднимаясь в воздух. Ваше тело должно работать по принципу пружины. Тренируясь, вы будете прыгать все выше и выше. Важно научиться управлять силой инерции и «чувствовать» конструкцию байка. Со временем это обязательно придет.

Чтобы научиться прыгать на велосипеде , тренируйтесь выполнять обе части маневра слаженно , иначе, переезжая через бордюр и не успев поднять заднее колесо, вы рискуете сильно ударить его о тот же бордюр. А если при этом будет высокая скорость, то можно еще и травмироваться. Когда вы немного освоили основные элементы прыжка, можно работать над высотой, прыгая через небольшие картонные коробки или деревянные бруски. Начинайте с высоты примерно 10 см. Помните, что заезжать на бордюры желательно под максимально прямым углом. Запрыгивать на преграду нужно немного заранее , а не подъезжая к нему вплотную. Поднимите передний обод, а затем сразу переходите к отрыву заднего. На второй части прыжка сохраняйте равновесие и не наклоняйтесь сильно вперед.

Как научиться прыгать на велосипеде - банни хоп

«Прыжок кролика», «мустанг», «бронко» - все это названия базового прыжка, основы всех ваших последующих трюков, с помощью которого можно запрыгнуть на препятствие или перепрыгнуть на байке через него. В отличие от прыжка обоими колесами сразу, этот трюк позволяет прыгать выше и круче.

Банник состоит из двух движений - выпрыгивание и поднятие велосипеда . Сначала нужно поднять переднюю часть велосипеда, а затем поджать заднюю. Перенесите вес тела назад, согните ноги в коленях, перенесите пятую точку за заднее колесо и прямыми руками потяните велосипед на себя. Чтобы поднять заднюю часть велосипеда, нужно упереться ступнями в педали, перенести вес вперед и согнуть ноги в коленях.

Чтобы научиться выше прыгать на велосипеде , нужно больше вытягивать перед и выше поднимать зад. Движения должны выполняться плавно, без рывков, заранее, на некотором расстоянии от препятствия. Подтягиваете переднюю часть велосипеда до пояса, отталкиваете его на прямых руках от себя, одновременно с этим поджимая его ногами. Для лучшей амортизации необходимо обязательно сгибать руки в локтях, а ноги в коленях. Приземляться лучше мягко, и она оба колеса одновременно, но на начальном этапе можно опускаться только на заднее.

Многие считают, что верный способ, как научиться прыгать на велосипеде - это обзавестись контактными педалями. Действительно, при помощи системы крепления, велосипед гораздо проще отрывать от земли, подключая, кроме рук, еще и ноги. Но специалисты рекомендуют учиться делать трюки именно на обычных «топталках» . И дело даже не в том, что это чревато травмами (педали удобно отстегиваются при движении вбок), а в том, что после, без контактов, выполнять прыжки будет сложнее.

Так, встегнутые ноги просто тянут за собой вверх раму и колеса. В случае с «топталками» вы вжимаете велосипед в землю и используете силу «ответа». Если у вас хорошие амортизаторы, то нагружая их, можно использовать их обратную силу для прыжков.

С помощью прыжков на велосипеде некоторые профессионалы преодолевают препятствия высотой до метра. При этом важно, насколько высоко вы сможете поднимать именно заднее колесо, чтобы не зацепиться за препятствие. Чтобы научиться прыгать на велосипеде , тренируйтесь как можно больше, пока ваши мозг и тело не научатся выполнять весь алгоритм действий в автоматическом режиме. Натренировавшись, вы можете с легкостью и особым фаном - а главное без ущерба для велосипеда - преодолевать неожиданные препятствия, например, трещину в асфальте или канализационный люк. И, конечно же, на начальных этапах всегда используйте налокотники, наколенники и шлем!

Умение прыгать на велосипеде - чрезвычайно полезный навык. Этот навык может избавить вас от неприятностей, позволит не волноваться по поводу бордюр и поребриков и подготовит вас к большим прыжкам. Сегодня мы расскажем вам о технике прыжка банни-хопом, она позволит вам добиться высокого, контролируемого прыжка на любых педалях.

Начинающие велосипедисты часто учатся неправильной технике прыжков, в простонародье называемой Хоп’ом (от англ. Hop - прыжок ). При помощи такой техники оба колеса сразу отрываются от земли. Техника, хоть и простая в освоении, но малоэффективна в плане высоты полёта и контроля над велосипедом. Стоя на велосипеде вы сгибаете руки и ноги, а затем что есть силы отталкиваетесь велосипедом от земли. Получается примерно так:

Банни-Хоп (от англ. Bunny- Hop - прыжок зайца ), или «банник» позволяет контролировать высоту прыжка и момент отрыва заднего колеса, что бывает крайне полезно. Его гораздо проще сделать в , но мы рекомендуем учиться на обычных топталках, тогда у вас будет правильная техника (в контактах проще подтягивать заднюю часть за педали) и вы сможете делать его в любых условиях.

1. Пробуем мануалить

Первое, что вам стоит сделать, это немного проехаться на заднем колесе, то есть (от англ. Manual). Цель упражнения - поднять переднее колесо в воздух, но использовать не банальный отскок вилки, а ещё и правильную технику.

В базовой стойке, о которой мы говорили в , вы едете по прямой. Пятки опущены, колени и локти слегка согнуты. Сначала вы загружаете переднее и заднее колесо:

Затем, не разгибая ног вы начинаете смещаться назад, попутно выпрямляя руки. В какой-то момент переднее колесо оторвётся от земли. Если вы боитесь упасть на спину, то держите палец на заднем тормозе, так вы сможете вовремя среагировать и предотвратить падение простым нажатием на тормозной рычаг. Никогда не тяните руль на себя сгибая руки, это неправильная техника !


2. Расправляем ноги

После того, как переднее колесо достаточно высоко взмыло в воздух, вы должны расправить ноги и «встать» на педалях. Когда вы встанете, руки и руль окажутся внизу, это будет началом следующего этапа.


3. Толкаем руль, поджимаем ноги

В верхней точке, когда вы практически вертикально стоите на педалях, нужно одновременно начать поджимать ноги, и толкать руль вперед и вверх. Вот тут и помогают контактные педали, люди начинают тянуть ногами велосипед, вместо того, чтобы поджимать их, это неправильная техника.

Сначала у вас могут получаться небольшие прыжки, но со временем ваш банник вырастет до приличной величины, вы научитесь комбинировать мануал и банни-хоп, перепрыгивать через препятствия в виде лавочек, пешеходов и бордюров, а также использовать эту технику на трамплинах.

Профессиональный хинт: Посмотрите на лицо друга во время его банника и постарайтесь не умереть от смеха.

У ребят из GMBN есть отличное видео, где Нил по полочкам разложил все этапы. Серж Расклад его любезно перевёл:

Прыжки - неотъемлемая часть МТВ и всех «гравити дисциплин». С практикой приходит опыт и понимание того, как и что нужно делать. Но не обязательно самому набивать шишки и ссадины на прыжках, хотя и без этого никуда. Главное озаботиться правильным чтивом и четко выполнять инструкции. Как только вы изучите азы на небольших трамплинах - не останавливайтесь, а продолжайте прогрессировать, улучшая технику. Вот пара советов, как подготовиться к своим первым трамплинам.

Защита и подготовка байка

Наколенники, перчатки и шлем - минимальный джентльменский набор для любого велосипедиста. Падать больно, а падать на скорости ещё больнее. Это же касается и , о которой мы уже рассказывали. Крайне неприятно обнаружить отвалившееся прямо в полёте колесо.

Оцените прыжок и выберите траекторию

Не нужно прыгать вслепую. Даже райдеры мирового уровня делают тренировочные спуски, а изначально пешком проходят по трассе, чтобы оценить все траектории и вылеты. Оцените ширину вылета и приземления, есть ли между ними «стол», на который можно приземлиться в случае недолёта. Форма вылета даст вам понять, как на нём поведёт себя велосипед. Вылет с постоянным углом бросает вперёд, а радиусный выбрасывает вверх.

Корни и камни, которые в изобилии встречаются на трассах, могут вносить свои корректировки в ваши траектории. Резонно будет объехать валун перед вылетом, чем плюхаться на вылет с него и уже так прыгать. Продумывайте свой маршрут.

Визуализируйте прыжок

Здраво оцените свои силы и мысленно сравните трамплин с тем, что вы уже прыгали. Конечно, каждый вылет по-своему уникален, но если вы спокойно прыгаете пятиметровые пролётки, то с такой же трёхметровой проблем быть не должно. Оценивайте свои шансы здраво!

Оцените скорость

Правильная оценка скорости - один из ключевых моментов в прыжках. Вылет со «столом» между ним и приземлением может простить вам недолёт, но такие вылеты есть не всегда и не везде. Если чувствуете, что переборщили со скоростью, то не тормозите прямо на вылете. Во-первых, это разрушает сам вылет, а во-вторых переносит вес вперёд и загружает переднее колесо и это прямой путь к черезрульке. Замедляйтесь метра за 3 перед вылетом! То же самое касается и завершения ускорения, прыгать и приземляться не на параллельных земле педалях - плохая затея.

Чем заняться в полёте

Главное - продолжать смотреть в то место, куда вы хотите в итоге попасть, то есть на приземление. Нужно расслабиться и не замирать в полёте как «мешок», именно на этом моменте у многих появляются проблемы. Здесь хорошо помогают трюки, и не нужно быть слоп-стайлером уровня Берндона Семенюка. Банальный поворот руля на 90 градусов (бар-тёрн) под силу любому и нужно только решиться его сделать. Не даёт решиться на трюк именно страх, тот самый страх, который и сковывает вас в полёте. Как только поборете страх - полёты станут стабильными и будут приносить КУЧУ удовольствия.

Как приземлять

Старайтесь приземлиться на оба колеса одновременно, как котик на 4 лапки. И не забывайте помогать подвеске гасить удар от приземления суставами рук и ног, постепенно сгибая их. Это не только поможет избежать сильного удара, но и продлит жизнь колёсам и собственно вашим суставам.

Практика

Как говорил один известный дядька - Учиться, учиться и ещё раз учиться! А помимо знания нужны ещё и умения. Посмотрите на дёртеров или ВМХ-рейсеров, насколько легко и естественно они ведут себя в полёте. По одним и тем же трамплинам они прыгают изо дня в день, практикуясь и получая «часовой налёт», прям как пилоты самолётов. Чем больше у вас практики, тем проще вам прыгать любые вылеты.

Далеко не все велосипедисты задумываются о прыжках. Например, прыгать совершенно не нужно любителям быстрых шоссейных заездов. В реальности же даже при катании по самому приспособленному для байков городу приходится преодолевать различные препятствия – бордюры, ступеньки, неудобные края дорожек и автодорог. Для этого приходится изучать, как прыгать на велосипеде.

Исторически перепрыгивание было эксцессом, и редкий велосипедист подобное исполнял. Со временем появилась дисциплина кросс-кантри, и люди в рамках соревнований исполняли достаточно сложные прыжки. В итоге появился «велосипедный мотокросс» и другие трюковые дисциплины – BMX, триал, в которых прыжок стал не утилитарным элементом, ускоряющим прохождение трассы, но независимым оцениваемым действием.

Использование прыжков

Собственно, можно выделить три направления использования прыжков на велосипеде:

  1. Для преодоления небольших препятствий. Самый простой вариант встречается при любом катании, мы запрыгиваем на небольшие бордюры, ступеньки, неровности, чтобы не нагружать велосипед и не терять динамику.
  2. Перенос велосипеда – достаточно сложный элемент, когда необходимо подняться по лестнице или «запрыгнуть» на параллельно идущий тротуар.
  3. Прыжок как трюк. Его исполняют на ровном месте, и никакой цели в плане передвижения трюк не несёт. Существует большое количество вариантов трюков, да и сам прыжок часто является инициирующим или составным элементом для сложных трюков и выступлений.

Каждый из таких прыжков требует отдельной подготовки. К счастью, мало у каких байкеров данные интересы пересекаются. Трюки выполняют вполне конкретные спортсмены, интересующиеся BMX, а «перенос» и вовсе фишка скорее для видеороликов, а не для реального использования.

Профессиональные трюки

Пожалуй, не меньше половины «профессиональных» трюков – это прыжки. На деле же – почти все. Трюки с прыжком называются «хоп» (от английского слова «прыжок»), и обычно выделяют следующие «хопы»:

  • Тач-хоп – прыжок, отрывающий заднее колесо с прокатом на переднем;
  • Банни-хоп – классический трюк, запрыгивание на препятствие после разгона;
  • Сайд-хоп – с места на препятствие сбоку;
  • Гэп – прыжок в длину. Выполняется с разными техниками;
  • Дроп – спрыгивание с препятствия. Правильно выполнить спрыгивание даже сложнее, чем обычный прыжок;
  • Тос – прыжки на заднем колесе, комбинация хопа и катания на заднем (Вилли);
  • Бронко – гэп на длину байка, достаточно сложный в балансировке (заднее колесо должно стать на место переднего).

Велосипеды и особенности

Перечисленные ранее профессиональные трюки исполняются, конечно, на специализированных велосипедах. Обычно это BMX, собственно, многие трюки просто невозможно выполнить при наличии амортизаторов.

Горный байк

Тем не менее, самым популярным остаётся MTB, на котором, скорее всего, нам и предстоит практиковаться и учиться. На горном байке не стоит осваивать сложные трюки. Это не только неудобно, но и попросту опасно.

Наличие переднего, ато и заднего, амортизатора снижает управляемость велосипеда в полёте, а большой вес и крупные размеры делают всю конструкцию очень неудобной для велосипедиста.

На горном велосипеде прыжки используются для преодоления препятствий (вариант 1), и следует отталкиваться от этого. Преодоление препятствий – это обычный прыжок передним колесом, очень редко – сайд-хоп. Грамотная подготовка и понимание ограничений своего байка очень важны при подготовке и исполнении.

BMX

BMX принципиально отличается от MTB по многим параметрам. Основные из них:

  • небольшие размеры рамы – для хорошей управлямости;
  • большая надёжность к нагрузке как рамы, так и других компонентов (руль, педали);
  • передачи – позволяют управлять байком в любой ситуации.

Специализированный велосипед создавался для трюков, и выполнять их на нём намного удобнее. В общем виде все рекомендации по подготовке из следующей главы подходят и для BMX, но выполняются на них на порядок быстрее и проще.

Педали

Особое внимание следует уделять педалям. Очень велика разница между контактными и обычными. В контактных прыжок делается всем телом, ноги велосипедиста фактически «тянут» за собой велосипед, и подъём рамы осуществляется очень легко.

В случае с «топталками» всё несколько сложнее. Прыжок производится не движением тела, а упругим ответом рамы и покрышек после удара по педалям. Многие давно практикующие райдеры не замечают этого, но новичку перестроиться будет очень сложно. Главное, понимать, что мы ждём ответа от конструкции байка, а не прыгаем на нём сами. После нескольких часов целенаправленной тренировки проблем обычно не бывает.

Учимся и тренируемся

Научиться прыгать на велосипеде поможет только тренировка. Это залог хорошего исполнения, потому ею необходимо заниматься отдельно, до реального катания и настоящих бордюров.

Последовательность

Итак, чтобы прыгнуть через препятствие, повторяем следующие шаги:

  1. Набираем небольшую скорость до препятствия (если едем быстро, притормаживаем, на высокой скорости учиться нереально).
  2. Поднимаем руль – на вытянутых руках упираемся в руль и помогаем ему в пружинящем движении обратно, как бы «прыгаем» на нём.
  3. Движение велосипеда продолжается, и поднятое колесо оказывается над препятствием.
  4. Переносим вес тела вперёд, опираясь на приземляющийся руль.
  5. Снимаем нагрузку с педалей или помогаем заднему колесу подняться, можно немного подпрыгнуть.

Ура, мы совершили первый прыжок!

Банни-хоп

Собственно, классический трюк «банни-хоп». Техника прыжка абсолютно аналогична прыжку через бордюр, правда выполняется более спортивно и делится на два подтрюка.

Для старта выбираем «переднюю» ногу, с которой будет начинаться исполнение, с неё и будем выполнять все элементы.

Первая часть трюка – это выпрыгивание:

  1. Переносим вес назад, чтобы центр массы (обычно попа) оказался за задним колесом.
  2. Сгибаем колени и локти, вжавшись в велосипед.
  3. Потягиваем руль прямыми руками на себя.

Вторая часть – поджатие:

  1. Перенести вес вперёд, упираясь в руль.
  2. Согнуть колени, освобождая педали от нагрузки.

Чтобы более высоко прыгать, делаем выпрыгивание и поджатие более высокими, играя на инерции и чувстве всей конструкции велосипеда. Просто, но требует практики. Все элементы выполняются плавно, настоящие профессионалы «играют» с инерцией очень эффективно, и выполняются зрелищные прыжки.

Опасности

При любых прыжках не следует забывать о технике безопасности. В первую очередь, делать трюк стоит только тогда, когда в его итоге можно быть уверенным на 100%: поверхность не скользкая, высота препятствия понятна, трюк уже тренирован и ранее выполнялся правильно. Самая частая проблема – недооценка высоты препятствия или расстояния до него, что приводит к тому, что переднее колесо врезается в край, инерция теряется, и велосипедист падает, а иногда повреждается колесо и камера.

Также нельзя забывать о защите. При езде на велосипеде всегда должен быть надет шлем, а лучше ещё и комплект защиты ног и рук.

Заключение

Прыжки на велосипеде – это не только развлечение спортсменов и мальчишек во дворах, но и очень полезный навык, облегчающий передвижение по городу и пересечённой местности. Как и все трюки, они требуют осторожности и тренировки, но доступны любому велосипедисту.



mob_info