Использование приемов борьбы самбо для обучения боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел. Обучение боевым приемам борьбы сотрудников внутренних дел Виды приемов борьбы в овд hd

Тема 8.1.1. Применение сотрудниками полиции физического воздействия и боевых приемов борьбы. Меры безопасности на практических занятиях.

Правовые основы применения физической силы и боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел.

Анализ ситуаций и условий нападений правонарушителей на сотрудников полиции. Анализ применения приёмов самозащиты работниками органов внутренних дел при задержании правонарушителей.

Организация физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Объем и интенсивность нагрузки. Меры безопасности на занятиях по физической подготовке.
Общефизическая подготовка
Тема 8.1.2. Прикладная атлетическая гимнастика

Занятия по прикладной и атлетической гимнастике проводятся с целью развития ловкости, силы и силовой выносливости, воспитания смелости и решительности, формирования правильной осанки и выработки привычки к строевой подтянутости.

Занятия проводятся на гимнастических площадках, спортивных городках, в тренажерных или спортивных залах.

Тема 8.1.3. Легкая атлетика и ускоренное передвижение

Занятия по легкой атлетике и ускоренному передвижению направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости.

Занятия проводятся на стадионе, на ровной площадке
(в спортивном зале) или на пересеченной местности.

Специальные прыжковые и беговые упражнения, прыжки, метания, бег на короткие, средние и длинные дистанции, марш-броски на различные дистанции.
Боевые приемы борьбы

Тема 8.1.4. Специально-подготовительные упражнения

Стойки и передвижения, захваты, способы страховки и самостраховки, акробатические, специальные и общеразвивающие упражнения.
Тема 8.1.5. Удары руками и ногами

Прямые в голову, в солнечное сплетение;

Сбоку в голову, в нижнюю часть туловища;

Снизу в челюсть, в солнечное сплетение.

Основанием кулака:

Сверху по переносице;

Наотмашь в голову;

Назад в пах.

Основанием ладони:

Прямой в лицо.

Внутрь, наружу в голову;

Снизу в челюсть;

Сверху по спине нагнувшегося;

Назад в солнечное сплетение;

В сторону в туловище с помощь второй руки.

Носком ноги:

В голень, в пах.

В пах, в голову нагнувшегося;

Сбоку в живот.

Прямой в туловище;

Сбоку в колено (с зашагиванием).

Сверху по подъему стопы;

Назад в голень.
Тема 8.1.6. Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)

Передвижениями (скользящим шагом, скачками).

Движением туловища (отклонения, уклоны, «нырки»).

Блоками (подставками), отбивами предплечьями.
Тема 8.1.7. Освобождения от захватов и обхватов

Освобождение от захватов запястий (рукавов) спереди (сверху, снизу).

Освобождение от захвата запястья (рукава) спереди двумя руками (сверху, снизу).

Освобождение от захвата горла (одежды на груди) спереди.

Освобождение от обхвата шеи плечом и предплечьем сзади.

Освобождение от обхвата за туловище спереди и сзади, с руками и без рук.

Освобождение от обхватов (захватов) ног (ноги) спереди, сбоку.

Освобождение от захватов волос на голове спереди, сзади.
Тема 8.1.8. Задержание и сопровождение

Загиб руки за спину при подходе сзади.

Загиб руки за спину «нырком».

Загиб руки за спину «рывком».

Загиб руки за спину «замком».

Рычаг руки через предплечье.

Рычаг руки наружу.

Рычаг руки внутрь.

Дожим кисти.

Сопровождение загибом руки за спину, рычагом руки через предплечье, дожимом кисти.
Тема 8.1.9. Броски

Задняя и передняя подножка.

Через бедро.

Через плечо.

Захватом одной ноги и отхватом другой.

Спереди и сзади за две ноги.
Тема 8.1.10. Обезоруживание правонарушителя вооруженного ножом

При обезоруживании правонарушителя соблюдать следующий алгоритм действия:

Защитные действия и захват вооруженной руки с одновременным уходом с линии атаки – травмирующий удар в болевую точку – прием задержания (выбивание оружия) – отбор оружия (подбор оружия) – по ситуации: личный досмотр, сковывание наручниками, связывание – сопровождение.
Тема 8.1.11. Обезоруживание правонарушителя вооруженного пистолетом

Защиту при угрозе пистолетом спереди с близкого расстояния целесообразно выполнять уходом с линии направления ствола огнестрельного оружия наружу и проведением рычага руки наружу или внутрь.

Защиту при угрозе пистолетом сзади в упор целесообразно выполнять с поворотом кругом и проведением рычага руки наружу или внутрь.

Пресечение действий при попытке достать оружие из нагрудного кармана целесообразно выполнять при помощи рычага руки наружу или внутрь.

Пресечение действий ассистента при попытке обезоружить (изъять оружие из кобуры) при подходе сзади целесообразно выполнять при помощи рычага руки внутрь либо загиба руки за спину рывком.
Тема 8.1.12. Личный досмотр, связывание, сковывание

Личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены.

Личный досмотр под угрозой применения оружия (специального средства) в положении лежа и стоя у стены.

Связывание брючным ремнем в положении лежа стоя у стены.

Надевание наручников в положении лежа и стоя у стены.
Тема 8.1.13. Тактико-техническая подготовка

Задачи, решаемые при обучении тактике применения боевых приемов борьбы;

Учебно-боевая практика: комплексные задания, моделирующие поиск, преследование и пресечение сопротивления ассистента: моделирование служебной деятельности по схеме: «поиск – преследование – ограничение свободы передвижения ассистента».

Тактика ведения единоборства

Тактика противодействия группе правонарушителей

Тактика действий по пресечению правонарушений в экстремальных условиях.
Преодоление полос препятствий

Тема 8.1.14. Преодоление полос препятствий

Преодоление специальной полосы препятствий.

Пресечение сопротивления ассистента в условиях прохождения полос препятствий, моделирующих ситуации преследования.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты:


  1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. От 05.04.2013) «О полиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.

  2. Приказ МВД России 13.11.2012 № 1025дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел».

  3. Приказ МВД России от 03.07.2012 № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

  4. Приказ МВД России от 18.05.2012 № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ МВД России от 10.01.2012 № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
Основная

    1. Миленин В.М., Мельников С.В., Нестругин М.А., Сафонов Д.Е., Тактика применения боевых приемов борьбы: учебно-методическое пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.

    2. Никоноров Е.А. Совершенствование физической подготовки сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4

    3. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД при проведении обыска, наружного осмотра, проверки документов, надевании наручников и связывании правонарушителей: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Устюжанина.
      – М.: ДГСК МВД России, 2012.

Дополнительная

1. Ахматгатин А.А., Гальцев С.А., Методика скоростно-силовой подготовки сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

2. Карасёв А.В., Миленин В.М., Сафонов Д.Е., Уфимцев И.Ю. Комплекс базовых боевых приемов борьбы: учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

4. Методика обучения сотрудников органов внутренних дел рукопашному бою с правонарушителями: Учеб. – метод. Пособие / А.А. Лукутин, Н. Н. Устюжанин,
А. И. Орлов. – Н. Новогород: Новгород. Акад. МВД России, 2009.

5. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. Пособие / В. Г. Колюхов. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

8.2. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тематический план


п/п


Наименование тем

Всего

часов


Теорети-ческие

занятия


Практи-ческие

занятия


Форма контроля

8.2.1.

Организация огневой подготовки в органах внутренних дел. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами

2

2

-

-

8.2.2.

Назначение, боевые свойства, устройство пистолета Макарова

6

4

2

-

8.2.3.

Назначение, боевые свойства, устройство автомата Калашникова

6

4

2

-

Зачет

2

-

-

2

8.2.4.

Приемы и правила стрельбы из пистолета

4

-

4

-

8.2.5.

Учебные стрельбы из пистолета

Учебные стрельбы из пистолета по условиям упражнений КС-2012:

1 упражнение

4 упражнение

5 упражнение

6 упражнение

7 упражнение

8 упражнение

11 упражнение


-

-

8.2.6.

Контрольные стрельбы из пистолета

Контрольные стрельбы из пистолета по условиям упражнений КС-2012:

упражнения № 4, 5

упражнения № 6, 7

упражнения № 8, 11


-

-

Зачет

4

-

-

4

Всего:

80

10

64

6

Организация огневой подготовки в органах внутренних дел России.

Меры безопасности при обращении с оружием во время несения службы, проведения занятий в тире, на стрельбище.

Правила учёта, хранения, сбережения оружия и боеприпасов в подразделениях МВД России.

Профилактика случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами.
Тема 8.2.2. Назначение, боевые свойства, устройство пистолета Макарова

Назначение пистолета Макарова, тактико-технические характеристики.

Устройство, назначение, принцип работы частей и механизмов пистолета.

Принадлежность к пистолету и ее назначение.

Порядок неполной разборки и сборки пистолета.

Порядок полной разборки и сборки после нее пистолета.

Порядок чистки и смазки пистолета, осмотр и подготовка его к стрельбе.

Задержки при стрельбе и способы их устранения.

Порядок приведения пистолета к нормальному бою.


Тема 8.2.3. Назначение, боевые свойства, устройство автомата Калашникова

Назначение и боевые свойства АК-74, весовые и линейные данные.

Устройство, назначение частей и механизмов автомата.

Неполная разборка и сборка после нее автомата.

Задержки при стрельбе из автомата и способы их устранения.

Осмотр автомата и подготовка его стрельбе.

Порядок приведения автомата к нормальному бою.

Выполнение нормативов по огневой подготовке.
Тема 8.2.4. Приемы и правила стрельбы из пистолета

Способы удержания оружия одной рукой, двумя руками.

Изготовки для стрельбы: стоя с одной и двух рук; с колена.

Прицеливание.

Спуск курка с боевого взвода.

Производство выстрела в целом.

Порядок быстрого извлечения оружия из кобуры и подготовка его к выстрелу.

Способы замены магазина в условиях ограничения времени.

Действия по командам, подаваемым при стрельбе из пистолета.

Учебное наглядное пособие

Нижний Новгород

НА МВД России

Рецензенты:

начальник кафедры физической подготовки Уральского юридического института МВД России кандидат педагогических наук, доцент А.В. Дружинин ;

старший инспектор ОКК и ГС ГУ МВД России по ПФО А.В. Балашов;

инспектор ОКиВР УМВД по г. Н. Новгороду В.Н. Фоменков

Кузнецов С.В., Волков А.Н., Пономарёв Н.Л.

К89 Технико-тактические приемы ограничения свободы передвижения правонарушителей: учебное наглядное пособие / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, Н.Л. Пономарёв. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014. – 94 с.

В пособии наглядно представлены технико-тактические приемы ограничения свободы передвижения правонарушителей. В работе раскрывается содержание обучения раздела «Боевые приемы борьбы» дисциплины «Физическая подготовка» в образовательной организации МВД России.

Пособие предназначено для использования в учебно-методическом обеспечении физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций, слушателей первоначальной подготовки, курсов повышения квалификации, профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД в период их оперативно-служебной деятельности.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Нижегородской академии МВД России

© Нижегородская академия МВД России, 2014

Раздел I. Приемы ограничения свободы передвижения боевыми приемами борьбы на руку . 6

§ 1.1. Схема ограничения подвижности боевыми приемами борьбы на руку. 6

§ 1.2. Загиб руки за спину рывком.. 7

§ 1.3. Сопровождение, сковывая подвижность загибом руки за спину. 9

§ 1.4. Загиб руки за спину нырком.. 9

§ 1.5. Загиб руки за спину толчком.. 11

§ 1.6. Загиб руки за спину замком.. 12

§ 1.7. Рычаг руки через предплечье. 14

§ 1.8. Рычаг руки через плечи. 15

§ 1.9. Дожим кисти под ручку. 16

§ 1.10. Рычаг руки наружу. 17

§ 1.11. Рычаг руки внутрь. 19

Раздел II. Освобождение от захватов и обхватов . 20

§ 2.1. Схема ограничения подвижности после освобождения от захвата (обхвата) 20

§ 2.2. Освобождение от захвата запястий (рукавов) спереди. 21

§ 2.3. Освобождение от захвата запястья (рукава) спереди двумя руками. 22

§ 2.4. Освобождение от захвата горла (одежды на груди) спереди. 23

§ 2.5. Освобождение от обхвата туловища спереди под руками. 24

§ 2.6. Освобождение от обхвата туловища спереди над руками. 25

§ 2.7. Освобождение от захвата ног спереди. 26

§ 2.8. Освобождение от захвата за волосы на голове. 26

§ 2.9. Освобождение от захвата за волосы на голове сзади. 28

§ 2.10. Освобождение от обхвата туловища сзади под руками. 29

§ 2.11. Освобождение от обхвата туловища сзади над руками. 30

§ 2.12. Освобождение от обхвата шеи плечом и предплечьем сзади. 31

Раздел III. Защита от ударов кулаком и ногой .. 32

§ 3.1. Схема ограничения свободы передвижения после защиты от ударов кулаком или ногой. 32

§ 3.2. Защита от прямого удара кулаком в голову. 33

§ 3.3. Защита от удара кулаком в голову сбоку. 34

§ 3.4. Защита от удара кулаком в туловище снизу. 35

§ 3.5. Защита от удара мышечной частью кулака в голову сверху. 36

§ 3.6. Защита от удара рукой наотмашь в голову. 37

§ 3.7. Защита от прямого удара подошвенной частью стопы в низ живота. 38

§ 3.8. Защита от удара голенью сбоку по бедру. 39

§ 3.9. Защита от удара носком стопы снизу в промежность. 40

Раздел IV. Защита от ударов ножом .. 41

§ 4.1. Схема защитных действий от ударов ножом. 41

§ 4.2. Защита от прямого удара (тычка) ножом в шею (туловище). 42

§ 4.3. Удержание на загибе руки за спину и подъем оружия. 44

§ 4.4. Защита от удара ножом в туловище снизу. 45

§ 4.5. Защита от удара ножом сбоку. 46

§ 4.6. Защита от удара ножом наотмашь. 47

§ 4.7. Защита от удара ножом сверху. 48

Раздел V. Пресечение действий с огнестрельным оружием .. 49

§ 5.1. Схема защиты при угрозе пистолетом.. 49

§ 5.2. Действия при угрозе пистолетом спереди в упор (обезоруживание рычагом руки внутрь) 49

§ 5.3. Действия при угрозе пистолетом спереди в упор (обезоруживание рычагом руки наружу) 51

§ 5.4. Действия при угрозе пистолетом в упор сзади. 52

§ 5.5. Действия при попытке выхватить пистолет из нагрудного кармана. 53

§ 5.6. Действия при попытке выхватить пистолет из брючного (бокового) кармана. 54

§ 5.7. Схема действий при угрозе длинноствольным оружием.. 55

§ 5.8. Действия при угрозе длинноствольным оружием спереди в упор. 55

§ 5.9. Действия при угрозе длинноствольным оружием в упор сзади. 57

Раздел VI. Технико-тактические приемы использования специальных средств ограничения подвижности, связывания 58

§ 6.1. Надевание наручников в положении стоя у стены.. 58

§ 6.2. Надевание наручников в положении стоя у стены на коленях. 61

§ 6.3. Надевание наручников в положении лежа. 62

§ 6.4. Связывание брючным ремнем. 63

§ 6.5. Связывание веревкой в положении лежа. 64

Раздел VII. Технико-тактические приемы проведения личного досмотра . 67

§ 7.1. Требования к проведению личного досмотра. 67

§ 7.2. Помощь лицу при вставании из положения лежа. 68

§ 7.3. Личный досмотр в положении стоя у стены.. 69

§ 7.4. Личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены.. 71

§ 7.5. Личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении лежа. 74

§ 7.6. Личный досмотр под угрозой применения оружия в положении стоя у стены.. 76

§ 7.7. Личный досмотр под угрозой применения оружия в положении лежа. 79

§ 7.8. Личный досмотр в положении лежа (дополнительный вариант) 81

§ 7.9. Личный досмотр после надевания наручников в положении у стены стоя. 84

§ 7.10. Личный досмотр после надевания наручников в положении лежа. 85

Раздел VIII. Технико-тактические приемы взаимодействия в составе группы (наряда) 86

§ 8.1. Схема тактики взаимодействия при ограничении свободы передвижения. 86

§ 8.2. Взаимодействие при ограничении свободы передвижения. 86

§ 8.3. Надевание наручников вдвоем в положении стоя у стены.. 87

§ 8.4. Личный досмотр вдвоем под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены.. 89

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. К вопросу обучения боевым приемам борьбы сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел

боевой борьба физический подготовленность

В последнее время министерство внутренних дел России все больше внимания уделяет выработке у сотрудников навыков умелого применения приемов задержания и сопровождения правонарушителей. В результате изучения раздела «Боевые приемы борьбы» у сотрудников органов внутренних дел должен выработаться устойчивый навык задержания вооруженного и невооруженного правонарушителя. В соответствие с примерной рабочей программой для сотрудников среднего и старшего начальствующих составов впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, на изучение раздела «Боевые приемы борьбы» отводится 60 часов. Тематика и последовательность изучения приемов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Тематический план раздела «Боевые приемы борьбы»

Тема занятия

Всего часов

Специально-подготовительные упражнения

Удары руками и ногами

Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)

Освобождение от захватов и обхватов

Задержание и сопровождение правонарушителя

Обезоруживание правонарушителя вооруженного ножом

Обезоруживание правонарушителя вооруженного пистолетом

Личный досмотр, связывание, сковывание

Тактико-техническая подготовка

Из таблицы видно, что материал программы по обучению боевым приемам борьбы достаточно обширный и охватывает практически весь спектр приемов, рекомендованный приказом МВД России от 13.11.12 № 1025 ДСП. Учитывая то, что сотрудники, впервые принимаемые на службу, в большинстве своем, недостаточно хорошо физически подготовлены и лишь единицы раньше занимались в спортивных секциях, 60 часов на изучение боевых приемов борьбы недостаточно.

Распределение учебных часов и последовательность изучения тем, на наш взгляд, также нуждается в некоторой корректировке. Так на изучение техники выполнения ударов руками и ногами отводится шесть часов, а на тему «Освобождение от захватов и обхватов» - только четыре. Тогда как в задачах связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, предназначенных для проверки уровня физической подготовленности сотрудников на контрольных занятиях, демонстрации ударов нет вообще, а приемы освобождения от захватов и обхватов представлены в полном объеме.

Научить выполнению задержания правонарушителей бросками за пять учебных занятий практически невозможно. Для изучения бросков слушатели должны владеть приемами страховки и самостраховки, в противном случае обучение и, тем более, совершенствование навыков выполнения бросков неизбежно приведет к получению травм.

Способы страховки и самостраховки отрабатываются при изучении темы: «Специально-подготовительные упражнения» на изучение которой отводится всего одно занятие. За это время сформировать навык выполнения самостраховки нереально. Поэтому при изучении темы «Броски» на наш взгляд целесообразно акцентировать внимание слушателей только на задержание броском с захватом ног сзади который прост в изучении и эффективен в применении, остальные броски должны рассматриваться только в демонстрационном, информативном виде и совершенствоваться самостоятельно в дополнительное время, либо увеличить количество часов.

Также необходимо скорректировать и последовательность изучения тем раздела «Боевые приемов борьбы». В соответствии с требованием приказа МВД России от 13.11.12 № 1025 ДСП все технические действия выполненных боевых приемов борьбы должны заканчиваться задержанием и сопровождением. Это значит, что на начальном этапе обучения слушатели должны научиться правильно выполнять приемы задержания и сопровождения. В предлагаемой последовательности приемы задержания и сопровождения изучаются после тем «Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)» и «Освобождение от захватов и обхватов». Таким образом, нарушается один из основных принципов обучения - принцип последовательности и систематичности.

На наш взгляд, наиболее логичной и оптимальной была бы следующая последовательность изучения тем раздела «Боевые приемы борьбы»:

1.«Специально-подготовительные упражнения»

2. «Удары руками и ногами»

3. «Задержание и сопровождение правонарушителя»

4. «Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)»

5. «Обезоруживание правонарушителя вооруженного ножом»

6. «Обезоруживание правонарушителя вооруженного пистолетом»

7. «Освобождение от захватов и обхватов»

8. «Броски»

9. «Личный досмотр, связывание, сковывание»

10. «Тактико-техническая подготовка»

Такая последовательность систематизирует процесс изучения боевых приемов борьбы, что, в конечном итоге, позволит успешно применять приобретенные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.

2. О необходимости изменения порядка контроля уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации определяет основы организации физической подготовки сотрудников для формирования физической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечения высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Основным средством физической подготовки являются общефизические упражнения (на силу, быстроту и ловкость, выносливость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы).

С целью проведения занятий по физической подготовке все сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации распределены на две категории:

Сотрудники полиции.

Сотрудники, не являющиеся сотрудниками полиции.

Требования к физической подготовленности данных категорий сотрудников различны. Для сотрудников полиции проверка осуществляется по двум общефизическим упражнениям (по одному на силу, быстроту и ловкость) а также выполнением боевых приемов борьбы. Для сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции, предусмотрен один вид контроля физического состояния на выбор или на силу, или на быстроту и ловкость. Кроме этого спектр боевых приемов борьбы сокращен. Контроль физического качества «выносливость» для сотрудников полиции и сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции, не предусмотрен.

Несмотря на различные подходы в определении физической подготовленности сотрудников данных категорий, требования к их профессиональной составляющей едины. Обратимся к статье 27 части 14 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» где сказано «…сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:…. принять меры предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержанию лиц подозреваемых в их совершении», то есть осуществить силовое задержание. Силовое задержание или силовое противодействие предусматривает определенную (достаточную) степень общей физической подготовленности и уверенное владение боевыми приемами борьбы. Это относится, как к сотрудникам полиции, так и к сотрудникам органов внутренних дел России, не являющихся сотрудниками полиции. Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке определенным федеральным органом исполнительской власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяется установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции) . Насколько физическая составляющая сотрудников различных категорий в том числе сотрудников-женщин обеспечит выполнение требований Закона?

Рассмотрим требования к уровню владения сотрудниками боевыми приемами борьбы. «Выполнено» - если сотрудник уверенно и эффективно защитился от атакующих действий (переместился с пути движущейся атакующей конечности или направления ствола огнестрельного оружия, отбил атакующую конечность встречным ударом (выбил оружие), остановил атакующую конечность либо отбивом отвел ее в сторону, обозначил расслабляющий удар и освободился от захвата (обхвата), подавил сопротивление (акцентированно обозначил удар, толчком или рывком вывел ассистента из равновесия); ограничил свободу передвижения ассистента (сковал его руки болевым приемом, надежным и удобным для сопровождения, надел наручники или связал, вынудил ассистента угрозой применения оружия повиноваться или условно применил его на поражение. Данные требования распространяются на все категории сотрудников. Мало того, при решении задач по ограничению свободы передвижения ассистент, предусматривается выполнение защитных действий от ударов, освобождение от захватов и обхватов, пресечение действий с огнестрельным оружием, с соблюдением условий, исключающих возможность атакуемого заранее (до начала атаки) знать какое атакующее действие будет проводить ассистент.

Моделируя практическую ситуацию по силовому задержанию правонарушителя сотрудником-женщиной, рассмотрим ее функциональную готовность для выполнения поставленной задачи. В частности, женщину, являющуюся сотрудником полиции. Согласно Наставлению, уровень общей физической подготовленности сотрудника полиции определяется по минимальному количеству баллов, набранных в двух упражнениях на выбор (на силу, быстроту и ловкость). Значит, набрав минимальное количество баллов, сотрудник функционально готов выполнить возложенные на полицию обязанности. В рамках эксперимента нами было предложено сотрудникам-женщинам всех возрастных категорий выполнить упражнения челночный бег 10Х10 не бегом, а спортивной ходьбой (шагом) то есть без фазы полета.

На основе полученных данных были рассчитаны усредненные результаты.

до 25 лет - средний результат 39,5 с, что составляет 25 баллов;

до 30 лет - 39.5 с - 25 баллов;

до 35 лет - 41 с. - 24 балла;

до 40 лет - 41 с. - 24 балла;

до 45 лет - 43 с. - 22 балла;

более 45 лет - 45 с. - 20 баллов.

Имея определенное количество баллов, полученное при ходьбе, рассмотрим насколько трудно будет набрать минимальное количество баллов для определения физической подготовленности выполняя упражнения на силу на выбор

Полученные данные позволяют сделать вывод, что при ходьбе челноком 10Х10 набрать минимальное количество баллов выполняя упражнение на силу (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны вперед из положения лежа на спине в течение 1 минуты) не вызывает никаких сложностей. И чем старше сотрудник-женщина, тем легче набрать необходимое количество баллов характеризующих физическую подготовленность сотрудника как достаточную. О какой физической подготовленности для выработки высокой работоспособности в процессе служебной деятельности может идти речь?

При этом требования Закона определяет обязанность сотрудника по силовому задержанию правонарушителя, не дифференцируя его по гендерным различиям и возрасту. Также при проверке физической подготовленности сотрудников в период инспектирования, контрольных и целевых проверок сотрудники-женщины должны выполнять упражнения по разделу боевые приемы борьбы без каких либо ограничений.

Исходя из этого, возникает вопрос: может ли сотрудник-женщина, имеющий очень слабую общефизическую подготовленность осуществлять силовое задержание или противодействовать правонарушителю (т.е. быть физически готовой выполнять эффективно упражнения из раздела боевые приемы борьбы)? Эта задача заведомо не выполнима. Тем более, когда согласно ст. 32 ФЗ-3 «О полиции» мы можем привлечь к выполнению обязанностей, возложенных на полицию сотрудников, не являющиеся сотрудниками полиции, у которых требования по физической подготовленности еще ниже, а перечень боевых приемов борьбы ограничен.

О данном диссонансе мы говорили и ранее. Считаем ошибкой исключение из числа обязательных контрольных упражнений испытаний на выносливость у всех категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также крен на выполнение упражнений из раздела БПБ без соответствующей общефизической подготовленности. По нашему мнению базисом должна являться более серьёзная общефизическая подготовка во всех возрастных группах, а раздел БПБ должен быть дифференцирован как при изучении, так и при проведении проверок с учетом специализации и гендерных различий.

Литература

1. Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение уровня физической подготовленности сотрудников для несения профессиональной службы. Направления тренировочных занятий для совершенствования специальных умений и навыков. Определение уровня выносливости, координационных и силовых способностей.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2016

    Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов в группе начальной подготовки. Методика обучения основным техническим приемам в нападении баскетболистов. Организация исследования динамики показателей физической и технической подготовленности детей.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2011

    Проблема недостаточной физической подготовленности сотрудников отдела специального назначения УФСИН России по Хабаровскому краю. Воспитание прикладных морально-волевых, психологических и физических качеств. Применение методики комбинированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2015

    Упражнения, применяемые для развития физической подготовленности футболиста. Обучение техническим приемам игры в футбол. Удар средней, внешней и внутренней частью подъема. Удар боковой частью лба. Методы достижения высших форм двигательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Исследование физической подготовки футболистов 10-11 классов в процессе тренировочного цикла. Разработка методики преподавания физической подготовки и обучения техническим приемам игры в футбол. Правила ударов ногами по мячу. Техника игры вратаря.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Физическая подготовка как основа развития технических приемов футболистов. Средства и методика преподавания физической подготовки. Методы развития координационных способностей, гибкости, выносливости. Особенности и техника обучения применения финтов.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Сущность и значение контроля в физическом воспитании и его виды. Проверка и оценка двигательных умений и навыков, полученных на уроках физической культуры. Тестирование уровня физической подготовленности. Контроль функционального состояния учащихся.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Понятие о работоспособности, её виды и способы оценки. Методические подходы к определению физической работоспособности спортсмена. Влияние спортивных тренировок на динамику развития работоспособности у ориентировщиц разного уровня подготовленности.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2014

    Назначение средств индивидуальной защиты от падений с высоты. Типы обвязок, элементы "беседки". Точки страховки, выполняемые в виде D-образных металлических пряжек. Разрывной ус самостраховки (daisy chain). Полная система страховки (комбинированная).

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Характеристика методики совершенствования техники и тактики игры в волейбол у юношей 15-17 лет. Современные подходы к обучению игры в волейбол. Особенности обучения игровым приемам. Физическая, техническая и тактическая подготовка юных волейболистов.

1

В служебной деятельности сотрудники полиции имеют право использовать силовые способы задержания правонарушителей (силовое задержание), выполнять которые необходимо с соблюдением определенных тактических установок, обеспечивающих создание благоприятных условий для эффективного и правомерного применения физической силы (в том числе боевых приемов борьбы), специальных средств и огнестрельного оружия. Владение техникой боевых приемов борьбы не всегда определяет успех сотрудника в ситуациях силового задержания и защиты от нападения. Только в совокупности с адекватной тактикой действий возможно достичь оптимального результата в противоборстве с правонарушителем. Такая тактика, прежде всего, должна включать: обеспечение внезапности силового задержания; создание условий для проведения задержания в слаженном взаимодействии с напарником; в случае возникновения оснований незамедлительное применение наручников (других специальных средств ограничения подвижности или подручных средств связывания); обязательное проведение действий по обнаружению и изъятию оружия и опасных предметов; использование огнестрельного оружия в качестве угрозы его применения в критических ситуациях силового задержания и защиты от нападения.

боевые приемы борьбы

силовое задержание

физическая подготовка

сотрудник полиции

1. Баркалов С.Н. Некоторые аспекты применения силовых способов задержания вооруженного правонарушителя // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по мат. II межд. науч. симпозиума (Орел, 24-25 апр. 2014 г.). – Том 2. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2014. – С. 21-28.

2. Комплексы специальных упражнений с палкой резиновой: учебно-методическое пособие / В.И. Анисин, П.А. Кочетов, С.В. Литунов [и др.]. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – С. 10-22.

3. Обучение комплексу базовых боевых приемов борьбы: учебно-методическое пособие / А.В. Карасев, В.М. Миленин, Д.Е. Сафонов [и др.]; [под общ. ред. А.В. Карасева]. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – С. 4-5.

4. Способы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел при силовом задержании правонарушителя: учебно-наглядное пособие / К.И. Егоров, В.М. Миленин, А.3. Минуллин [и др.]. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. – С. 4-30.

5. Тактика и правовые основы применения боевых приемов борьбы в целях самозащиты: учебно-методическое пособие / И.А. Мацур, Ю.Г. Ященко. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 24 с.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изменения и дополнениями) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2014).

Сотрудникам полиции законодателем предоставлены полномочия на применение физической силы (в том числе боевых приемов борьбы), специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, если «несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей». При этом требуется соблюдение условий правомерности причинения вреда здоровью. В случаях неправомерных действий, связанных с превышением пределов необходимой обороны, или мер, направленных на задержание лиц, совершивших правонарушение, сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации .

Существующая в МВД России статистика гибели и ранений сотрудников показывает, что нередко полицейские проявляют беспомощность, оказываются неспособными противостоять правонарушителям и уступают им в единоборствах, при этом многие сотрудники владеют техникой боевых приемов борьбы, и в целом уровень их физической подготовленности является удовлетворительным. Практическое же осуществление ими полномочий в ситуациях физического противодействия затрудняется в основном из-за недостаточной тактической подготовленности .

Основу тактической подготовленности составляют соответствующие знания и умения. Тактические умения результативно формируются применением боевых приемов борьбы в реальных ситуациях, то есть в ситуациях противоборства с противником, в процессе которого могут наноситься травмы. Из-за травматизма моделировать в учебном процессе подобное противоборство с полной психофизической мобилизацией невозможно. Поэтому тактические знания в реальных ситуациях самозащиты и задержания правонарушителей (при условии практического освоения техники боевых приемов борьбы) являют собой весьма существенный резерв в успешном исходе противоборства. При этом специфика тактики применения боевых приемов борьбы сотрудниками заключается в тесном увязывании ее с правомерностью их использования. В любом случае сотруднику полиции для эффективного осуществления своих полномочий необходимо представлять элементарный тактический алгоритм действий в ситуациях, связанных с применением силовых способов задержания правонарушителей.

Задержание с применением силовых способов (силовое задержание), как правило, является ответным действием на нападение, сопротивление или неподчинение требованиям сотрудника полиции, а также в ситуациях, когда есть основания полагать, что правонарушитель может осуществить по отношению к сотруднику или другому лицу насильственные действия .

Проведение силового задержания тактически наиболее целесообразно осуществлять неожиданно для правонарушителя (врасплох), применяя наиболее адекватные в конкретной ситуации боевые приемы борьбы и, прежде всего, болевые приемы на руку или удушающие приемы. При их проведении можно легко контролировать степень прилагаемых физических усилий, тем самым снижая риск возникновения травм, опасных для здоровья задерживаемого. Кроме того, болевые и удушающие приемы достаточно универсальны и выполняются во всех положениях (стоя, сидя, лежа) и при любом расположении к правонарушителю (сзади, спереди, сбоку), необходимо только наличие или создание хотя бы минимальных благоприятных условий: 1) проведение приема внезапно, упреждая действия задерживаемого или предварительно отвлекая его внимание; 2) выведение противника из равновесия, сохраняя собственное; 3) снижение уровня сопротивления правонарушителя, не дающего напряжением мышц провести прием, за счет нанесения расслабляющего (шокирующего) удара, который преимущественно наносится ногой (стопой, коленом) в болевые точки на теле противника (подъем стопы, голень, ахиллесово сухожилие, колено, пах, низ живота), при этом обе руки используются непосредственно для проведения болевого или удушающего приема.

Практика силового задержания правонарушителя показала, что надежнее всего это делать вдвоем в слаженном взаимодействии с напарником . Тактика действий при этом требует: 1) заблаговременно определить роли каждого сотрудника: кто первый проводит прием, направленный на задержание, а кто создает ему благоприятствующие условия для успешного проведения приема; 2) не начинать одновременно проводить болевые приемы, направленные на задержание, в противном случае это может создать взаимные помехи их проведению; 3) заранее определить сигнал к смене ролей в случаях непредвиденных обстоятельств (недостаточная подготовленность, наступившее утомление или травма одного из напарников).

Наибольшая вероятность успеха силового задержания обеспечивается его внезапностью. Оптимальный вариант - подойти к задерживаемому сзади. При подходе же к нему спереди надо замаскировать свои намерения (демонстративно смотреть на другого человека, вести непринужденную беседу с товарищем и др.). В случае утраты элемента внезап-ности принимаются меры к тому, чтобы задержива-емый, напряженно ожидающий активных дей-ствий, по возможно-сти успокоился, пос-ле чего неожиданно производится задержание. При этом нельзя забывать, что среди окружающих могут находиться люди, которые могут попытаться помочь задержанному, в таких случаях необходима бдительность, быстрота и решительность действий .

Необходимым условием тактики обеспечения личной безопасности сотрудника после силового задержания является обязательная проверка задержанного на наличие у него оружия и последующее изъятие обнаруженных опасных предметов, которыми он мог бы воспользоваться в качестве средств нападения. Такая проверка включает: 1) приведение задержанного в подконтрольное положение, исключающее возможность неожиданного нападения на сотрудника (стоя с упором в стену возможно дальше от нее, максимально широко расставив ноги и прогнув спину; стоя на коленях руки за головой; лежа на земле или капоте автомобиля и т.п.); 2) последовательное прощупывание одежды, уделяя особое внимание скрытным местам: рукавам, карманам, подмышечным впадинам, поясному ремню, головному убору, воротнику и др.; 3) извлечение обнаруженных опасных предметов, выталкивая их или выворачивая карман наизнанку, захватив за видимый край подкладки (полностью руки в карманы засовывать нельзя); 4) при оказании задержанным сопротивления действовать по ситуации: усилить болевое воздействие приема, надежно зафиксировав правонарушителя; пригласить напарника для совместных действий; надеть на задержанного наручники (применить другие специальные средства ограничения подвижности) и завершить обнаружение и изъятие опасных предметов.

Применяя соответствующие приемы надевания наручников, необходимо руководствоваться следующим: 1) руки задержанного с надетыми наручниками не должны находиться в неестественном скрученном положении, иначе их можно серьезно травмировать; 2) замочные скважины наручников в надетом положении должны быть обращены вверх, что ограничивает возможность их самостоятельного открывания; 3) наручники, надетые на руки за спиной (а не спереди) задержанного, значительно снижают уровень его противодействия; 4) более эффективно и безопасно надевать наручники во взаимодействии с напарником (задача одного сотрудника страховать или создавать благоприятствующие условия напарнику, задача другого - непосредственно производить надевание наручников); 5) в случаях, если наручники и другие специальные средства ограничения подвижности отсутствуют, то используются любые подручные средства связывания (поясной ремень, шнурки, галстук, веревка и др.).

В ситуациях, когда есть основания полагать, что правонарушитель представляет повышенную опасность (превосходит в физической силе, владеет навыками спортсмена-единоборца, вооружен, имеет пособников и т.п.), то «сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность», выполнив задержание под угрозой его применения .

Осуществляя задержание под угрозой применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен находиться от правонарушителя на расстоянии, обеспечивающем его личную безопасность - 3-7 метров. Командуя уверенным голосом, не позволяющим сомневаться в требованиях сотрудника: «Полиция! Стой! Стрелять буду! Брось оружие на землю! и т.п.», - заставить задерживаемого подчиниться. Если требования не выполняются, то производится предупредительный выстрел. В случае попытки правонарушителя напасть или открыть огонь становится неуместным подача сотрудником любых команд и выполнение предупредительного выстрела, оружие применяется с производством выстрела на поражение, «при этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба» .

Если требования «стоять, выбросить оружие и т.д.» правонарушителем выполнены, то подаются команды, которые в зависимости от задачи и необходимости в конкретной ситуации, могут быть направлены на его сопровождение в требуемое место (к спецавтотранспорту, в отдел полиции и т.д.) или приведение задержанного в подконтрольное положение с целью обнаружения и изъятия опасных предметов и/или надевания наручников.

Недопустимо сокращать безопасную дистанцию во время сопровождения (конвоирования) правонарушителя под угрозой применения огнестрельного оружия. Сближение с задержанным для проведения действий, направленных на обнаружение и изъятие опасных предметов и/или надевания наручников, может производиться только после того, как он займет подконтрольное положение, исключающее возможность неожиданного нападения. При выполнении всех действий пистолет из руки в руку не перекладывается. Недопустимо упираться стволом оружия в задерживаемого, подталкивая им, ствол должен направляться в безопасном направлении. Проводя задержание вдвоем, линия огня при всех перемещениях никогда не должна пересекаться с направлением напарника. С целью исключения случайного выстрела необходимо выводить палец за пределы спусковой скобы, а не держать его на спусковом крючке.

Тактика конвоирования задержанного должна гарантировать: во-первых, значительное ограничение свободы его передвижения; во-вторых, затрату минимально возможного времени для доставления в требуемое место; в-третьих, исключение возможности по-бега. Это может быть обеспечено: 1) применением болевого приема на руку (как правило, загиба руки за спину или дожима кисти «под ручку»), позволяющего надежно сковать действия сопровождаемого. При этом важно визуально или физически контролировать его свободную руку; 2) надеванием наручников (других специальных средств ограничения подвижности или подручных средств связывания) на руки за спиной конвоируемого; 3) угрозой применения огнестрельного оружия с постоянным визуальным контролем рук сопровождаемого и соблюдением безопасной дистанции до него; 4) выбором безопасного маршрута, позволяющего кратчайшим путем, минуя близко расположенные проходные дворы, заборы, калитки и многолюд-ные места, доставить конвоируемого в пункт назначения; 5) контролем территории, прилегающей к маршруту следования, не позволяя посторонним приближаться к задержанному, которому может быть оказана помощь в освобождении.

Если силовое задержание правонарушителя неожиданно и быстро произвести не удалось, то это впоследствии может привести к нападению на сотрудника полиции. В таком случае защитные действия определяют конкретные условия и задача, стоящая перед сотрудником. Например, при нападении и возникновении реальной угрозы его жизни и здоровью оптимальным тактическим решением может являться разрыв дистанции (отбегание от нападающего), извлечение пистолета, задержание под угрозой его применения или в критических обстоятельствах - производство выстрела на поражение. Если ситуация позволяет, то ответным действием может быть удар в болевую точку, захват и болевой прием на руку или бросок с переходом на приемы в положении противника лежа. Такая схема защиты, как правило, предусматривает использование предварительных действий, отвлекающих внимание нападающего или заставляющих его на время потерять ориентацию (окрик несуществующего товарища, стоящего за спиной нападающего, бросок шапкой, зонтом, сумкой, песком в лицо нападающего и т.п.), после чего происходит мгновенное сближение с ним и применение одного из силовых способов задержания. Целесообразно после любого нападения на сотрудника полиции завершать силовое задержание надеванием наручников или других специальных средств ограничения подвижности или связыванием подручными средствами. Это обеспечивает личную безопасность сотрудника и позволяет эффективно провести обнаружение, изъятие опасных предметов и конвоирование задержанного. Если при надевании наручников правонарушитель оказывает сопротивление, то в зависимости от ситуации надо провести усиление болевого воздействия приемов или нанести удар наручниками в уязвимое место, встать, разорвать дистанцию, извлечь пистолет, задержать под угрозой его применения или применить оружие на поражение.

Если нападающий вооружен палкой или похожим предметом, то особенностью такого нападения, как правило, являются широкие и рубящие маховые удары, которые представляют наибольшую опасность на дальней дистанции, вблизи их поражающая мощь заметно меньше . Поэтому тактика действий при защите от ударов палкой заключается в выборе удобного момента для сближения с нападающим и проведении контратакующих приемов.

Особенность защитных действий от ударов ножом заключается в необходимости остерегаться клинка, исключая возможность уколов и порезов . Эффективно обеспечивать личную безопасность сотрудника полиции в ситуациях защиты от нападения вооруженного ножом позволяет следующая тактика действий: разрыв и соблюдение безопасной дистанции с целью недосягаемости ударов ножом, извлечение пистолета и приведение его в готовность к применению, задержание под угрозой применения пистолета или применение его на поражение.

Сотрудник, вооруженный палкой специальной, при защите от ударов ножом может использовать встречные удары палкой, позволяющие выбить нож у нападающего и произвести его силовое задержание . По такой же схеме осуществляется защита с использованием подручных средств, конструктивно схожих с палкой специальной.

В ситуации, позволяющей в качестве ответного действия после защиты от удара ножом использовать болевой прием на руку, необходимо захватить двумя руками кисть вооруженной руки нападающего, обеспечивая ее надежный контроль и исключая возможность свободного движения ножа, и болевым воздействием провести обезоруживание.

Наиболее опасной является ситуация угрозы сотруднику применением огнестрельного оружия. В этом случае выбор защитных действий обусловлен рядом факторов: дистанцией между сотрудником и нападающим; типом оружия (короткоствольное или длинноствольное); целью, которую преследует нападающий .

Определяющим фактором является дистанция до нападающего. Возможность результативно ликвидировать угрозу оружием существует только в тех случаях, когда оружие направлено сзади в упор или спереди с близкого (до 1 метра) расстояния. В других условиях успешно применить какой-либо прием практически невозможно.

Первичные тактические действия защиты от угрозы применения огнестрельного оружия направлены на оценку обстановки и определение рас-стояния до нападающего. В случае необходимости, отвлекая его внимание, надо приблизиться на расстояние вытянутой руки к оружию. Выбрав удобный момент, быстро уйти (поворотом, шагом, прыжком) в сторону с линии направления ствола (линии огня) и захватить вооруженную руку с пистолетом, исключив свободное движение кисти с оружием, или захватить ствол ружья (карабина, автомата и т.п.) и отвести его от себя, затем обезоружить болевым приемом на удерживающую пистолет руку или вырыванием (выкручиванием) ружья из рук нападающего, после чего завершить силовое задержание. Основным технико-тактическим элементом, обеспечивающим безопасность при защите от угрозы применения любого огнестрельного оружия, является уход с линии огня. При этом, захватив руку с пистолетом или ствол ружья, и, выполняя последующие действия по обезоруживанию и задержанию нападающего, ни в коем случае нельзя, чтобы линия направления ствола оружия пересекалась с телом сотрудника - надо направлять ствол вверх или в другое безопасное направление .

Приведенный краткий обзор ситуаций, возникающих в службе сотрудников полиции, позволяет говорить о том, что сотруднику необходимо уметь эффективно применять боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие и иметь соответствующий уровень развития профессионально значимых психофизических качеств и способностей, а предложенные выше варианты тактических действий позволят ему достаточно надежно сковать правонарушителя, обеспечив правомерность решений и личную безопасность, при этом авторы не претендуют на полное освещение рассматриваемой проблемы, а дают лишь общие рекомендации.

Рецензенты:

Макеева В.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» Госуниверситета - УНПК, г. Орел.

Калашников А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры социологии, психологии и культурологии Госуниверситета - УНПК, г. Орел.

Библиографическая ссылка

Баркалов С.Н., Герасимов И.В. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБОВ ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15742 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Муслимов Руслан Абдуллаевич,преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г.Тюмень[email protected]

Использование приемов борьбысамбодля обучения боевым приемам борьбысотрудников органов внутренних дел

Аннотация.Авторисследуют возможность активного использования техники самбов физической подготовке сотрудников органов внутренних дел для обучения боевым приемам борьбы. В настоящее время в нашей стране однимиз популярных видов единоборств является самбо. Навыки самбовозможно использовать для обучения сотрудников ОВДприемам освобождения отразличных захватов; защиты от ударов ножом или тяжелым предметом;защиты от ударов невооруженного противника; защиты отугрозы оружием.Ключевые слова:сотрудники органов внутренних дел, самбо, боевые приемы борьбы,физическая подготовка,профессиональное обучение, образовательные организаций системы МВД России.

Одной из важнейших направлений кадровой политикиМВД России является деятельность, направленная на совершенствование физической подготовки учащихся образовательных организацийМВД России.Изучение приемов борьбы является необходимым компонентом подготовки специалистов. Полученные навыки грамотного, юридически обоснованного использования приемов задержания правонарушителей способствуютэффективному выполнению сотрудниками ОВД служебных обязанностей.Значимость обучения сотрудниками боевых приемовборьбы сложно переоценить. Однако при осуществлении учебнотренировочного процесса выявляется ряд проблем, связанных с организациейподготовки, выбора наиболее оптимальных средств и методов обучения, учета возрастных особенностей занимающихся. Анализ научных статей, диссертационных исследований в области физической подготовки сотрудников ОВД свидетельствует о развитии инновационных процессов в организации и методикеобучения боевым приемам борьбы. В частности, достаточно активно исследуется возможность использования современных средств и методов различных единоборств для физической подготовкиполицейских. Так, уже исследованавозможность активного использованиядзюдо, боевого самбо, бокса, айкидо иджиуджитсув боевой подготовке сотрудников.Внашей стране различные виды борьбыявляется популярными видамиспортасреди молодежи.Поступая в образовательные организацииМВДРоссии, многие сотрудникиуже имеют спортивные разряды по дзюдоили самбо. К тому же, исходя из педагогического опыта преподавателейизвестно, что навыки приемов различных видов борьбывозможно использоватьв приемах:защиты от ударов невооруженного противника ипротивника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;освобождения от захватов и обхватов;при угрозе оружием;защиты от группового нападения.Исходя из анализа результатов опросаслушателей, поступившихна обучение в Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД России выявлено, что у 45% сотрудников уже имеют навыки различных единоборств. Наиболее популярны:бокс, дзюдо,самбо,карате, джиуджитсу.Однако, на сегодняшний день, теория и методика физической подготовки сотрудников МВД России, не располагают достаточными научными теоретическими сведениями о позитивном влиянии средств различных видов борьбы на учебнотренировочный процесс подготовки сотрудников ОВД к применению физической силы в критической ситуации служебной деятельности. Таким образом, наблюдается ряд противоречий на социальнопедагогическом уровне, научнотеоретическом уровне, научнометодическом уровне.На социальнопедагогическом уровне. Требование современного общества ‬подготовка физически развитого, способного выполнять свой профессиональный долг сотрудника ОВД, однако существующий образовательный процесс по физической подготовке в вузах МВД России не использует в достаточной мере накопленный теоретический и практический опыт формированиянавыков боевых приемов борьбы, что, несомненно сказывается на уровне профессиональной пригодности выпускников.На научнотеоретическом уровне. На сегодняшний день, теория и методика служебноприкладной физической подготовки, не располагают достаточными научными теоретическими сведениями о позитивном влиянии средств спортивного самбона учебнотренировочный процесс подготовки сотрудников ОВД к применению физической силы и боевых приемов борьбы в критической ситуациинесения службы. На научнометодическом уровне. В настоящее время преподаватели образовательных организаций системы МВД России по физической подготовке, а так же сотрудники, осуществляющие физическую подготовку в территориальных органах внутренних делнедостаточно вооружены современными методиками использования средств спортивного самбодля формирования надежных навыков боевых приемов борьбы, что значительно снижает эффективность занятий по физической подготовке. Анализ соответствующей литературы и практики физической подготовки сотрудников ОВД так жепозволяет выявить следующие противоречия: ‬между высокими требованиями общества к уровню профессиональной подготовке сотрудников ОВДи образовательным процессом, в котором недостаточно внимания уделяется использованию средств (техники) самбо;‬между имеющимися научнотеоретическими разработками, отмечающими, что использование единоборств в служебноприкладной физической подготовке курсантов и слушателейобразовательных организаций МВД Россииможет способствовать их профессиональной подготовке и недостаточной разработанностью научнотеоретических сведений указывающих на позитивное влияние использования средств самбо вучебнотренировочном процессе подготовке сотрудников ОВД;‬между большим количеством сотрудников ОВД, владеющих приемами спортивного самбои недостаточной разработанностью методик по использованиюспортивного самбов процессе их физической подготовки.Анализ актуальности и выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных средств самбо иметодики оптимального их использования для оптимизации обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России и сотрудников территориальных органов внутренних дел.

Для решения данной проблемы предполагается исследовать влияние активного использования средств спортивного самбов учебнотренировочном процессе физической подготовки на уровень сформированности навыков боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения.Предполагается, что использование средств (приемов) спортивного самбов учебнотренировочном процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучениябудет эффективным, если:‬выявить в техническом арсенале самбоприемы, соответствующие служебноприкладной направленности физической подготовке сотрудников ОВДи распределить их по темам учебной программы;‬разработать методику применения средств самбо, оптимизирующих процессе физической подготовки;‬улучшить функциональное состояние опорнодвигательного аппарата слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программампрофессионального обучения в процессе физической подготовке в вузе и специальных антропометрических показателей, физического состояния (физического развития и физической подготовленности), а также физическую работоспособность;‬субъективная самооценка состояния опорнодвигательногоаппарата сотрудников, будет приближаться к инструментальной (объективной).В данном случае, нам представляется достаточно актуальным и перспективным исследование возможности использования техники спортивного самбо для использования в учебнотренировочном процессе обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД.К тому же данное исследование позволит выявить механизмреализациипринципаиндивидуально‬дифференцированного обучения. При этом, учитывается индивидуальнаяпредрасположенность сотрудниковк восприятию учебного материала, основаннаяна активном использовании уже сформированных ранее навыков техники различных единоборств: бросковой техники (самбо, дзюдо), или техники болевых воздействий на суставы (джиуджитсу);или использованияударной техники (бокс, карате).Объект исследования: учебнотренировочный процесс физической подготовки слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России.Предмет исследования: средства обучения боевым приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России.Цель исследования: выявление условий эффективного использования техники самбо дляобучения боевым приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России и условий их использования.Анализ нормативноправовых документов, учебных программ, учебнометодических пособий, средств, регламентирующих физическую подготовку сотрудников ОВД выявил возможность использования техники спортивного самбо для обучения боевым приемам борьбы. Броски, болевые и удушающие приемы изучаются сотрудниками на занятиях по предмету «Физическая подготовка»в образовательных организациях системы МВД России,а также на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке в территориальных органах МВД России.Анализ эффективных средств и методов борьбы самбо выявил актуальную и востребованную технику: приемов защиты от ударов невооруженного противника, противника, вооруженного ножом, предметом; приемов освобождения от захватов и обхватов; приемов защиты при угрозе оружием, приемов борьбы лежа.Именно в этой борьбе для выполнения болевых приемов лежа применяется самая разнообразная техника, использующая различные части тела, в том числе и ноги. Броски в самбо можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах противника. В дзюдо, на пример, захваты за ноги запрещены. Самбо, как вид спорта состоит из двух частей: спортивное самбо (борьба) и боевое самбо.История создания самбо связана с личностью выдающегося отечественного мастера единоборств Василия Ощепкова. 29 октября 1911 года Василий Ощепков был зачислен в школу дзюдо Дзигиро Кано. По окончании курса Ощепков получил высокую мастерскую степень второй дан. Очевидно, что основой самбо является всё же дзюдо. После победы социалистической революции в России этот факт всячески замалчивали. Молодое советское единоборство не должно основываться на буржуазной системе единоборства, которым являлось дзюдо. К тому же, самбо значительно отличается от дзюдо. Ощепков ввел болевые приемы на ноги, которые в спортивном дзюдо не использовались. В правилах соревнований, разработанных Ощепковым в 1933 году, в качестве разрешенных указывались не только японские, но также и приемы финскофранцузской и вольноамериканской борьбы в партере, а в стойке помимо бросков из этих двух видов спортивных единоборств еще из швейцарской и кавказской. За этим стояли кардинальные и решающие изменения, впервые обозначившие ту широкую и надежную интернациональную базу, на которой Ощепковым начинал строиться принципиально новый прикладной вид борьбы. В 1938 году Комитетом по делам физкультуры и спорта был выпущен указ о создании самбо. Новый вид борьбы сложился из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы народов Советского Союза ‬казахской, таджикской, киргизской, грузинской, узбекской и некоторых других. По своим техническим действиям виды борьбы народов Средней Азии мало отличаютсядруг от друга. Сходны и их названия. Все они имеют один и тот же корень ‬кураш: казахский курес, татарский куреш, узбекский кураш. Азербайджанская борьба также имеет в названии этот корень ‬гурассу. Во всех видах борьбы, кроме гурассу, не используются захваты ног. В гурассу разрешено осуществлять захват выше колена.В настоящее время наиболее востребованной техникой среди представителей различных «смешанных» единоборств является техника борьбы лежа. Сотрудники ОВД так же должны знать и владеть этой техникой.Владея приемами борьбы лежа сотрудник будет иметь возможность захватив противника на болевой прием ограничить его подвижность в критической ситуации. Взяв захват на болевой прием, сотрудник сможет переходить к другому болевому приемы или к другому техническому действию: удержанию или броску.Борьба лежа ‬это борьба в положении, когда один или оба самбиста касаются ковра какойлибо частью тела кроме ступней ног. Техника болевых приемов лежа включает в себя болевые на руки и болевые на ноги. Болевые приемы на руки включают в себя технику: рычаг локтя, узел, обратный узел, ущемление бицепса, рычаг плеча. Болевые приемы на ноги включают в себя технику: ущемление ахиллова сухожилия, рычаг колена, ущемление икроножной мышцы, рычаг бедра, узел ноги.При борьбе лежа разрешается проводить броски, перевороты, заваливания, удержания и болевые приемы.Формирование навыков бросков, болевых и удушающих приемов является длительным и трудоемким процессом, требующим от сотрудников наличия определенного уровня развития физических качеств, личностных качеств, таких как: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие.На данном этапе исследования (поисковотеоретический) проводилось изучение научной и научнометодической литературы по проблеме исследования; диссертационных исследований по обозначенной нами проблеме; обобщен опыт применения средств самбо; определены объект, предмет, подобраны методы исследования, определена база исследования; сформулированы гипотеза и задачи исследования; разработан план педагогического эксперимента. На теоретическом уровне выявлена возможность активного использования средств самбо в учебнотренировочном процессе физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России. Техника самбо может быть использована в приемах:защиты от ударов невооруженного противника; противника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;освобождения от захватов и обхватов;при угрозе оружием, попытке обезоружить;защиты от группового нападения.Использование техники самбов физической подготовке позволит значительно повысить уровень владения приемами рукопашного боя сотрудников ОВД.

Ссылки на источники1.Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.08 / Евгений Иванович Троян; С.Петербург. унт. МВД России СПб., 2006. ‬207 л.

2.Троян Е.И. Использование приемов айкидо для обучения боевым приемам борьбы / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. ‬2010. ‬№ 3 (42). ‬С. 2021.3.Троян Е.И. Использование техники каратэ при обучении курсантов / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. ‬2011. ‬№ 4. ‬С. 6466.4.Харлампиев А.А. Техника борьбы самбо. М., 1960. 127с.5.Чумаков Е.М. Сто уроков борьбы самбо. ‬Изд. 3е, испр., доп. М.,1988. 304с.



mob_info