Дверь захлопнуло порывом ветра а ничем иным. Валгина Нина Сергеевна профессор, кандидат филологических наук. Светлышева Валентина Николаевна доцент, кандидат филологических наук. Пособие включает описание принципов русского правописания и изложение. Леген

Упражнение 1 .

Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).


Упражнение 2 .

Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3 .

Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4 .

Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5 .

Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6 .

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Упражнение 7 .

Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

Упражнение 8 .

I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9 .

Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10 .

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме "Правописание местоимений"

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает

2) н.. за что на свете

3) н... чего раздумывать

4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома

2) н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег

4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг

2) не(с)кем посоветоваться

3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось

2) (ни)чем не интересовался

3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой

2) (не/ни)кто

3) (не/ни)чей

4) (не/ни)который

В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не-, без ударения - ни-: некого - никого, некому - никому, нечем - ничем.

Примечания. 1. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.

2. Не и ни (как приставки) при отсутствии предлога пишутся с местоимением слитно, при наличии предлога - раздельно, так как они являются отрицательными частицами: некем - не с кем, никого - ни у кого, ничьих - ни при чьих, никакой - ни о каком.

Необходимо различать отрицательные местоимения, пишущиеся слитно с частицей ни при отсутствии предлога (никто, ничто, никакой), и вопросительно-отрицательные местоимения (кто, что, какой), которые пишутся с частицей ни раздельно, так как она выполняет роль союза; ни в этом случае обязательно повторяется и по значению синонимична союзу о, ср.: Я не мог вспомнить ничего: ни кто меня обидел, ни кто меня защитил (и кто меня обидел, и кто меня защитил).

Примечание. Различаются в написании сочетания не кто иной (другой), как - не что иное (другое), как и никто иной (другой) - ничто иное (другое).

Сочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как содержат в себе противопоставление, а не в таком случае является отрицательной частицей и пишется с местоимением раздельно: Сказка в фольклоре - это не что иное, как рассказ о выдуманном событии; Передо мной стоял не кто иной, как хозяин дачи. Такие сочетания употребляются в утвердительном предложении, т.е. в них невозможно без изменения смысла поставить второе отрицание. Союз как синонимичен союзу а, отчетливо выражающему противительные отношения (ср.: Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи).

Кроме того, в подобных оборотах возможна перестановка слов (ср.: Передо мной стоял не кто иной, а сам хозяин дачи).

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом; ни в этом случае выполняет роль словообразующей приставки (образует отрицательное местоимение) и пишется слитно:

Такой поступок не мог совершить никто другой; это ничем иным, как безответственностью, нельзя объяснить (есть второе отрицание).

В случаях употребления в утвердительных предложениях без отрицания в сказуемом рассматриваемые конструкции носят присоединительный характер, а формально не представленное второе отрицание легко восстанавливается, ср.: Это можно объяснить безответственностью и ничем иным (его нельзя объяснить). Как правило, анализируемые обороты легко различаются по формальному признаку - союзу: пишется не (всегда раздельно), если употребляется союз а; пишется ни (слитно или раздельно), если следует союз и.

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются и в сравнительных оборотах с союзом как - как никто другой или в усеченной форме: как ничто: Левитан, как никто иной (другой), сумел передать с печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. - Левитан, как никто, сумел передать с печальной силой неизмеримые дали русского ненастья.

Упражнение 100. Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 101. Спишите, вставляя прорущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

)

1. Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд.

С ним, мимо нее, изо всех, под нами, ко мне, обо всех, со всякими, при каждом, об ином, без всякого, во всю, ко всему, каким-то, никому, о скольких, при некоторых, предо мной, изо всех сил, перед ним, со всем, со мной, ото всех, о себе, с нами, перед тобой, с ним, во всяком случае, перед кем, в них, от нее, в нем, с ними, во всех, со своей, за ним, на нас, на себя, от них, перед нами, во всем, к нам, перед собой, при тебе, на нем, во все, к тебе, под нами, с некоторых, в нескольких, под собой, про тебя, за мной, с тобой, надо мной, во всех, вокруг нас, возле нее, после него, к нам, против нас, во мне, с кем, со всеми, на тебя, обо всем, о чем, до нас, с кем, никаким, кое у кого, ни перед кем, впереди них, с каким-то, к себе, о чем, не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему.

2. Выборочный диктант. Учитель диктует предложения, насыщенные местоимениями, а учащиеся записывают в столбик только местоимения, а затем находят их начальную форму, определяют разряд, падеж.

1) Всякому овощу свое время.

2) С кем и о чем у тебя был спор?

3) Вокруг нас шел бой, со всех сторон доносился грохот орудий.

4) У него мы с тобой обо всем договоримся.

5) Предо мною море, и я изо всех сил вглядываюсь в его просторы, ища вдали какое-нибудь суденышко.

3. Выписать из данных предложений местоимения, определить их начальную форму и записать.

1) Никому из нас не хотелось их огорчать.

2) Он ни с кем о вас не говорил.

3) Кое-что для него мне удалось сделать.

4) Он ни в чем мне не отказывал, во всем старался помочь.

4. Ответить на вопросы местоимением с предлогом: и з — з а кого? — из-за меня, из-за тебя, из-за него…

Узнали от кого? Передали с кем? Перенесли к кому? Беспокоились о ком?

5. С местоимениями составить предложения.

Нас, нам, нами, вас, вам, вами, их, им, них, его, ему, ей, ее, тебя, тобой, тебе, меня, мной, собой, тех.

6. Определить часть речи и значение слов. Выделить в них корни.

Себялюбие, своевременный, всемирный, себестоимость, своевольный, самодовольство, самонадеянность, всевидящий, всесторонний, своеобразие, самочувствие, всеобуч, всесоюзный, всеобщий, всемирный, самолюбивый.

7. Выделенные слова заменить устойчивыми оборотами.

Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке); привязался искренне (всей душой); разозлиться (выйти из себя); жизнь идет обычно (своим чередом); встречал часто (на каждом шагу); скрытный человек (себе на уме).

8. Придумать предложения с данными оборотами, определить разряд местоимений.

Во все глаза; ни с того ни с сего; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.

9. Предложения для диктантов.

1) Вдруг Герасиму показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега (Т).

2) Всю ночь он возился с ней Муму, укладывал ее, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким- то тихим и радостным сном (Т.).

3) Ему отвели на кухне каморку, он устроил ее себе сам, по своему вкусу (Т.).

4) Весь мир труда сегодня с нами, и мы сердцами вместе с ним, зовут повсюду наше знамя любимым знаменем своим (Жар.).

5) Она отчизна взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее (Исак.).

6) Все то, что грезится другим, у «ас в стране сбылось, и это нам с тобой самим увидеть довелось (Mих.).

7) Петя понял, что во всем этом происшествии было нечто такое, о чем никому не надо говорить, никого не надо расспрашивать (В. Кат.).

10. Спишите, заменив, где нужно, повторяющиеся местоимения существительными .

И. С. Тургенев — замечательный русский писатель. Имя его известно во всем мире. Детство он провел в деревне. Он дружил с крепостными своей матери. Он хорошо знал жизнь крепостных крестьян. Он учился русскому языку у народа. В «Записках охотника» он с любовью показал умных, честных, благородных, добрых трудолюбивых крестьян и чудесную русскую природу.

II вариант

Местоимение (материал закрепления на упражнениях )

Упражнение 1 . Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).

Упражнение 2 . Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3 . Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4 . Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5 . Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6 . Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Упражнение 7 . Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев - н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять - сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

Упражнение 8 . I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9 . Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме "Правописание местоимений"

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н... чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома 2) н... за что не скажу 3) н... у кого попросить денег 4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг 2) не(с)кем посоветоваться 3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось 2) (ни)чем не интересовался 3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой 2) (не/ни)кто 3) (не/ни)чей 4) (не/ни)который

Соедините

Я, ты, он, вы. Отрицательное

Этот, тот, таков. Неопределённые

Какой-то, что-то. Возвратное

Никакой, нечто. Определительные

Мой, свой, его, наше, их. Притяжательное

Себя Вопросительные

Весь, иной Личные

Кто, чей, который. Указательные

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание местоимений» Упражнение 1. Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее. Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него). Упражнение 2. Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений. 1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то. Упражнение 3. Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений. 1 / 8

2 1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты. Упражнение 4. Объясните написание местоимений. Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем. Упражнение 5. Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений. 1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.) 2 / 8

3 Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12. Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным. Упражнение 7. Спишите, вставляя вместо точек е или и. 3 / 8

4 1) Я окликнул хозяев н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести. (Из произведений И. С. Тургенева.) Упражнение 8. I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений: Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей. II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений: Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём. 4 / 8

5 Упражнение 9. Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила. 1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка. Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать. 5 / 8

6 Тест по теме "Правописание местоимений" 1. В каком варианте пишется буква Е? 1) н... кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н... чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела 2. В каком варианте пишется буква И? 1) н... кому остаться дома 2) н... за что не скажу 3) н... у кого попросить денег 4) н...которые люди 6 / 8

7 3. В каком варианте необходимо слитное написание? 1) (не)сколько книг 2) не(с)кем посоветоваться 3) ни(у)кого не спросил 4) ни(о)чем не думай 4. В каком варианте необходимо раздельное написание? 1) (ни)чего не осталось 2) (ни)чем не интересовался 3) (не)чем заняться 4) (не)о(чем) переживать 5. В каком варианте может быть вариативное написание? 7 / 8

8 1) (не/ни)какой 2) (не/ни)кто 3) (не/ни)чей 4) (не/ни)который Ответы: 8 / 8


Местоимение Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения имеют общую с вопросительными, относительными и неопределёнными местоимениями базу для образования: слова кто и что и их предложно-падежные

МЕСТОИМЕНИЕ Местоимение часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (я, наш, этот, кто, всякий). Разряды местоимений Личные Возвратное Притяжательные Разряды местоимений

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

Предлог. Правописание предлогов Предлог служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и окончания

РУССКИЙ ЯЗЫК. Вебинар 11. Местоимение. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. 2. Правописание

6 класс. МЕСТОИМЕНИЕ. ВАРИАНТ 1. ЧАСТЬ 1. А1. Укажите, какое слово в предложении является местоимением: Он приступил к работе немедленно. 1) первое слово; 2) второе слово; 3) третье слово; 4) четвертое

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ КТО-НИБУДЬ, НЕКТО ИЛИ НИКТО В.С. Ермаченкова, старший преподаватель Центра русского языка и культуры СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия Отрицательным и неопределённым местоимениям, как правило,

УРОКРУССКОГО ЯЗЫКА 6 «А» класс Учитель: Шушпанова Т.А. b y С С К И И й Я З Ы К ема: ч / \ Разряды местоимений.личные место имения. Цель: Изучить разряды местоимений. Расширить знания о личных местоимениях.

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение тематической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 15 заданий. Ответы к заданиям 1 4, 6, 8, 10 15 записываются в виде одной цифры,

Добрый день, здравствуйте! Сегодня я продолжаю отвечать на ваши вопросы. И сегодня я расскажу вам, как мы используем «-то», «-нибудь», «-либо» и «кое-». Например, «кто-то», «кто-нибудь», «кое-кто», «что-то»,

03/15/15 Русский 4 Занятие 20 Имя Классная работа. Задание 1: Из данных слов составьте словосочетание и предложение. Книга, стол, лежит (на, в, за, под, у, перед) С помощью каких слов вы объединили слова

Правописание предлогов Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные. 1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про,

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Правописание наречий» 7 класс Ибрагимова О.А, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 18 с УИОП г.армавира Краснодарского края Дорогой друг! Предлагаю

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

Разряды местоимений Разряды местоимений 1. Личные 2. Возвратное 3. Вопросительные 4. Относительные 5. Неопределѐнные 6. Отрицательные 7. Притяжательные 8. Указательные 9. Определительные Личные местоимения

Вызов УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» Цель урока развитие умений распознавать и склонять личные местоимения, использовать их в речи. Татьяна Юрьевна Салтыкова, учитель русского языка

План-конспект урока русского языка в 6 «В» классе по теме «Отрицательные местоимения». Тип урока: комбинированный урок. Цели как деятельность учеников. Метапредметные: М/п: извлекать, перерабатывать и

Класс: 6 Тема урока Приставка и предлог Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать

PRONOMI Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Себя Мой, твой, ее, его, наш, ваш, их Этот, тот, такой (tale), таков (tale), столько Сам, самый, весь, всякий, любой, каждый Кто? Что? Какой? Чей? Который? Кто,

Московский семинар Натальи Котельниковой Ноябрь 2012 8-11 ноября в Москве вновь состоялся праздник откровения Души и свершений семина ры Натальи Котельниковой «Планета в квантовом взлете» и «Практики Христосознания».

Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс >>> Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс Ответы к книге к пятерке шаг за шагом 7 класс Причастие это особая форма глагола, которая обозначает признак

Русский 7 Занятие 17 8 февраля Имя.. Задание 1: Поговорим о повести Ю. Казакова Арктур - гончий пес 1) Как Арктур попал к хозяину? «Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, - для людей он не имел

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей указывают на отсутствие лица, предмета или их признака. Грамматические признаки отрицательных местоимений

Леденёва Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Касторенская СОШ 1» Касторенского района Курской области Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с

Урок русского языка с использованием методики Т.Я. Фроловой. Тема. Служебные части речи и их грамматические признаки. Цели: 1. Повторение и обобщение знаний о служебных частях речи. 2. Наблюдение за употреблением

Поговорим о хороших манерах». Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным. Задачи: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей. Учебная: научиться самому сделать

Тема: Обобщение знаний о местоимении Предметные результаты обучения: закрепить умение распознавать личные местоимения; определять их грамматические признаки; склонять личные местоимения и правильно употреблять

С т р а н и ц а 1 Неопределённые и отрицательные местоимения. С т р а н и ц а 2 Валентин Берестов ИСКАЛОЧКА Если где-то нет кого-то, Значит кто-то где-то есть. Только где же этот кто-то, И куда он мог

Тема: Служебные части речи. Предлог. Урок русского языка в 10 классе Цель: Повторить и обобщить изученное по служебным частям речи. Оборудование: Интерактивная доска. Карточки по теме. Ход урока: Перед

Материалы заданий олимпиады школьников для 10 класса Номер 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого задания Баллы 15 9 12 16 20 10 8 10 100 Задание 1 Найдите среди предложенных фразеологизмов фразеологизмы с синонимичным

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

РАЗГОВОР С ТОВАРИЩЕМ ЛЕНИНЫМ ДЕНИС ДРАГУНСКИЙ (родился в 1950 году) ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту. 1) Что происходит на Красной площади в Москве в январе в день смерти Ленина? На Красной площади

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

КТО,ЧТО, ЧТО ЗА Придаточные изъяснительные с союзными словами осложняются добавочными оттенками значений: а) сосредоточивают внимание на субъекте или объекте действия. Примеры: Мне очень бы хотелось знать,

ВЕРБОВКА АЛЕКСАНДР ЦЫПКИН (РОДИЛСЯ В 1975 ГОДУ) ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту: 1) Кто пришел на собеседование к рассказчику? К рассказчику на собеседование пришла совсем юная

Тема: Правописание отрицательных местоимений Цели урока: Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Занятие 8 1. Буква Чч. Звук [ч"]. 1) Знакомство со звуком. Введение буквы. Загадка: Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (Время) Вспомните, какие единицы времени знает ребенок (год,

Стёпина # книжка Лариса Суркова Мама пятерых детей, психолог, кандидат психологических наук ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА В ШКОЛЕ В ПУТЕШЕСТВИИ Издательство АСТ Москва #Cтёпина_книжка СТЁПА ДОМА И В ШКОЛЕ

Как помириться с родными У меня есть престарелая родственница, которой я по своей инициативе перечисляю деньги каждый месяц, помогаю, она же пенсионерка. Однако недавно мне пришлось столкнуться с грубостью

Информация для желающих сдать тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень В1 Примеры заданий теста элементарного уровня В1 Информация о выполнении теста: Необходимо выбрать правильный

Речь. Текст. Предложение. Слово. Текст состоит из предложений, а предложения- из слов. Текст Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Предложение Каждое предложение произносится

Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.

26 ФЕВРАЛЯ 2017г Имя: Домашняя работа 18 Учи стихи к празднику. Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова.

Стихи умершему папе от дочки >>> Стихи умершему папе от дочки Стихи умершему папе от дочки Никакие молитвы не смогли бы тот грех отмолить. За краем моря и земли, Где каждый вечер бесконечен. Я жду с нетерпением

Вообще-то у меня пока нуль градусов, так что до цветов дело не дошло.
И все же...

Жил красивый юноша по имени Нарцисс. Он был сыном речного бога Кефисса. Нимфа Эхо, пленённая его красотой, жестоко страдала от неразделённой любви. В конце концов Эхо ушла в горы и там умерла, оставив свой голос.
Так уж вышло, что сердце юноши никому не отвечало взаимностью. В наказание Немесида напророчила Нарциссу испытать однажды всепоглощающее чувство безответной любви. И в скором времени пророчество сбылось: в знойный день юноша склонился над ручьём, чтобы утолить жажду и, увидев собственное отражение в зеркальной глади воды, замер. Нарцисс был очарован, влюблён до беспамятства. Он не спал, не ел, только любовался собой, пока не умер. На месте, где душа покинула тело, вырос прекрасный одинокий цветок с поникшей головой.
Так гласит легенда...
Я, впрочем, слышала вариант, что Эрос-Амур, пролетая мимо, стрельнул в Нарцисса обоими стрелами, что и привело к такой вот тяжелой форме любви.

Первый снег под утро.
Он едва-едва прикрыл
Листики нарцисса.
Басё

Если кто не узнал, что это чаша для японской чайной церемонии (тяван).
Работа В.Юделевича в жанре э-ута .

Наверное целое поле нарциссов должно выглядеть просто феерически.

Взято из поста igorsamusenko http://igorsamusenko.livejournal.com/169388.html , где еще много превосходных фотографий нарциссов Никитского сада замечательного художественного качества.

Считают, что нарцисс был первым цветком, который люди стали разводить на клумбах. И не случайно. Нарцисс - цветок редкой красоты. Сколько в нем грации, сколько изящества в его простом наряде! Шесть лепестков в два круга, а в центре еще один добавочный венчик - корона. Склоненный набок цветок нарцисса как бы смотрит вниз. Латинское название его - "нарциссус поэтикус", нарцисс поэтический, и это не случайно, многие находят, что это самый изящный из цветов.
Многие поэты писали о нарциссах, от Шекспира и Овидия до Басё и Бусона.
Нарцисс зацветает в марте-апреле, раньше многих других растений, и имеет сильный и резкий запах. Большой букет этих цветов вызывает головную боль. Недаром название цветка произошло от греческого слова "наркао", то есть "одурманивающий".
Древние греки создали о нарциссе множество мифов. В самой распространенной легенде, которая прозвучала выше, красивый молодой юноша Нарцисс отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятье: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".

О любви нимфы к Нарциссу:
Нарцисса она, бродящего в чаще пустынной,
Видит, и вот уж зажглась и за юношей следует тайно
Следует дальше за ним и пылает, к огню приближаясь,
Так бывает, когда, облиты горячею серой,
Факелов смольных концы принимает огонь принесенный.
О, как желала не раз приступить к нему с ласковой речью,
Нежных прибавить и просьб!
Но препятствием стала природа.
Мальчик, отбившись меж тем от сонмища спутников верных,
Крикнул: "Здесь кто-нибудь есть?"
И "Есть!" ответило Эхо.
Он изумился, кругом глазами обводит и громким
Голосом кличет: "Сюда!"
И зовет зовущего Нимфа.
"Зачем ты,- молвит,- бежишь?!
Здесь мы сойдемся!" - кричит, и, охотней всего откликаясь
Этому зову его,

"Сойдемся!" - ответствует Эхо.
Собственным Нимфа покорна словам и, выйдя из леса,
Вот уж руками обнять стремится желанную шею...
Он же бежит и, бежа:
"От быстрых объятий удерживай руки!
Лучше умру,- говорит,- чем тебе на потребу достанусь!"
Та же в ответ лишь одно: "Тебе на потребу достанусь!"
Скрыла лицо от стыда и в пещерах живет одиноко.
От постоянных забот истощается бедное тело:
Кожу стянула у ней худоба, телесные соки
В воздух ушли, и одни лишь остались голос да кости.
Голос живет, говорят, а кости каменьями стали...

Это Публий Овидий Назон "Метаморфозы"

По другой легенде, Нарцисс ходил к ручью, чтобы видеть в нем свое отражение, напоминавшее умершую сестру. Однажды, не выдержав своего одиночества и печали, он бросился в ручей и погиб. Поэтому древние греки считали нарцисс цветком печали и смерти.

(Надеюсь меня не побьют, что без спроса на этот раз:) Я уже спросила разрешения, так что с трепетом жду ответа.)


И это тоже картина-стихи "кисти" В.Юделевича в жанре э-ута

Как тяжёл первый снег...
Наклонились и грустно поникли
Листья нарциссов...
Басё

Японский нарцисс цветет с декабря по апрель.
Уже перед новым годом многие сорта набирают цвет, в силу чего нарцисс безусловно является символом весны. И каждый месяц весны новые сорта нарциссов радуют своими звездочками.
В Японию нарцисс попал из Китая в 1300 годах. Китайские название отражали его небесное происхождение: райский, звездный.

Не нарцисс ли, право?
Листьев нет, а бутон уж набух...
Танэда Сантока

Хозяин и гость
Друг на друга нарцисс
И белая ширма бросают
Отблески белизны.
Басё
(Остановитесь и вслушайтесь в эти строчки, они поразительны!!)

Не лисы ли
Там в нарциссах резвятся?
Лунная ночь
Бусон
(А тут представьте как будет выглядеть рыжая лиса в белом поле нарциссов)

Расцвели в холодной столице
И там и тут.
Ёса Бусон

Cтуденой воды
зачерпнул – а в ней отраженье
белого нарцисса…
Танэда Сантока

Хорошо умереть,
когда этого сам захочешь.
аромат нарцисса…
Танэда Сантока

Точно из легкого камня иссечены,
В воду глядят лепестки белоснежные.
Собственным образом пристально встречены,
Вглубь заглянули цветы безмятежные.
Мягкое млеет на них трепетание,
Двойственно-бледны, растут очертания.
Вглубь заглянули немые цветы,-
Поняли, поняли свет Красоты!
С чистою грезой цветок обручается,
Грезу любя, он со Смертью венчается.
Миг,- и от счастия гаснут цветы,-
Как они поняли свет Красоты!
Константин Бальмонт, "Цветы нарцисса"

У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью и имел различное значение. Персидский царь Кир называл его "созданием красоты, бессмертною усладою". В Древней Персии нарцисс называли “наргис”. На современном персидском языке его название звучит несколько иначе - “наргэс”, и в переводе означает “красивый глаз”. Поэты разных эпох, в том числе классик персидской поэзии Хафиз и корифей современной поэзии Ирана Рахи Муайери использовали название этого цветка в поэтической аллегории словосочетания “чашмэ наргэс”, подразумевая под ним подобные нарциссу глаза возлюбленной. Новые краски приобрел образ нарцисса в классических персидских романсах: часто встречающееся в них выражение “наргэс мает” означает “томный взгляд”. Значительную роль играет нарцисс и в мусульманской традиции. Магомет сказал о цветке: “У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб - пища для тела, а нарцисс - пища для души”.

Хоть как-нибудь сонные нарциссы глаз раскрой!?
Ревнивые вокруг нарциссов глаза сомкни!
Хафиз (это один из великих персидских поэтов, 1325-1389. Его имя дословно означает "знающий Коран наизусть")

Нет мне счастья вдали от нарциссов твоих.
Тем, кто пьян от любви, целомудрие лишь повредит.
Он же.

Уж не мимо ли подруги ты пронесся, ветерок,
Что сладчайшим ароматом ты овеял мой порог?

Осторожен будь, дыханьем не коснись ее кудрей,
Что тебе до них? Не путай золотистый завиток.

Базилик, что ты в сравненьи с нежною ее щекой?
Разве есть на свете равный ей по нежности цветок?

О нарцисс, с ее глазами как сравнить тебя? Они
Обольстительны и пьяны, с ними спорить ты б не смог.

Разве с этим стройным станом ты сравнишься, кипарис?
Рядом с ним в саду тенистом ты бы взора не привлек.

Разум, скованный любовью, жалкий раб, что можешь ты?
Лишь в упорстве для Хафиза встречи радостный залог.

У роз твоя, о роза, красота,
И дали цвет вину твои уста.
Нарцисс в твои нарциссы глаз влюблен,
Когда очей не сводит с розы он.
Дыханьем розы дышит соловей,
Подобно мне, и в час разлуки с ней.
Аркан твоих благоуханных кос
Опутал сердце и навек унес.
Арканы рвавший мул Дулдул - и тот
Аркана кос твоих не разорвет.
Брось на Хосрова милостивый взгляд,
Коль подарить ему желаешь клад!
И снова Шамсаддин Мухаммад Хафиз

А это стихи русского поэта Юрия Баладжарова , которые я позаимствовала с его сайта.
http://baladzharov.narod.ru/poetry_3_9.html
Читая Хафиза

Когда красавицу Шираза своим кумиром изберу,
За родинку ее отдам я и Самарканд, и Бухару.
Хафиз

Из маленького томика Хафиза
На мягкий ворс персидского ковра
Вдруг выпал неживой цветок нарцисса,
Который я сорвал позавчера.

Он весь пропах восточными стихами,
Зеркальной гладью глянцевых страниц,
Красавицами, розами, духами
И волшебством каштановых ресниц.

Всем тем, во что неистово влюблялись,
Когда одним лишь росчерком пера
За родинку любимой отдавались
Великий Самарканд и Бухара.

Нарциссы чудны в это время года,
Они, как чьи-то добрые мечты.
А может быть, и он любил кого-то?
Да что мы, люди, знаем про цветы?

Вот он теперь - поблекший и увядший,
И нет в нем больше гордости былой.
Как выгнанный из рая ангел падший
С печально преклоненной головой.

Как вероломство или откровенье,
Как чья-то неизбывная печаль,
Как тень великолепного мгновенья,
Которого душе моей не жаль.

Произойти с ним не могло иного,
И я о нем нисколько не тужу.
Я им, до срока отлюбившим, снова
Страничку в этой книжке заложу.

У китайцев нарцисс обязателен в каждом доме в новогодний праздник, и особенно много нарциссов разводят в Гуанчжоу (Кантоне), где их выращивают в стеклянных чашках в сыром песке или среди залитых водой небольших камешков.
В Китае нарцисс называется сюй зянь, водяной бессмертник, и является символом влюбленной пары (как и орхидея, в общем все наоборот), а в случае, если он зацветает под Новый год, - счастье в наступающем году. Он не исконно китайский, а принесен арабскими торговцами и со Средневековья играет роль в сказках с цветами. Из-за буквальной игры слов картины с нарциссом, камнем и бамбуком означали: «Восемь бессмертных желают долгой жизни».

Китайский набор "нарциссы"

«Любовью тюльпан и горчанка зажглись,
И дивний красавец, влюбленный нарцисс,
Расцвел над ручьем и глядит на себя,
Пока не умрет, бесконечно любя...»
Шелли, «Мимоза»

В Западной Европе одним из центров культуры нарциссов стала Англия. В эту страну нарцисс попал в 1570 году из Константинополя в качестве подарка одному из английских лордов и выращивался сначала только в его саду, но потом им увлеклись настолько, что было создано общество любителей нарциссов.
В Пруссии нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он лучше рос, ибо, согласно поверью, от его вида зависело счастье новой семьи.
В Швейцарии в праздник нарцисса, в первое воскресенье мая, все здания украшались разноцветными флагами, а двери домов и магазинов - гирляндами из этих цветов; на улицах и площадях устраивались гулянья.

Дикорастущие нарциссы встречаются на побережье Средиземного моря, на востоке Закарпатской области, на альпийских лугах, склонах гор и низменностях. Крупный массив этих цветов можно увидеть на влажной низменности (200 метров над уровнем моря) в районе города Хуст. Здесь на 15 гектарах земли на Хребте Свидовец растут нарциссы белой и жёлтой окраски.
Нарцисс - одно из любимых растений садоводов. Выращивают его в открытых грунтах в районах с умеренным и даже холодным климатом, где он переносит суровые зимы без всякой защиты от морозов. Созданы многочисленные сорта этих цветов, среди которых имеются виды с крупными розовыми привенчиками, придающими цветку особую прелесть, есть нарцисс тацет, с мелкими цветочками, собранными в соцветие. Все нарциссы так нежны и прекрасны, что вызывают восхищение.

Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи. Его приносили в жертву Фуриям и Плутону.

Эдгар По рассказал о нем как об одном из цветов той "долины многоцветных трав", где ему удалось испытать райскую любовь.

Скажем ещё, что нарцисс был любимым цветком писателя И. С. Тургенева, доказательство чего мы находим в оставшемся после его смерти альбоме, куда он имел обыкновение, шутки ради, записывать все то, что ему особенно нравилось. Записи он делал неоднократно, и в одной из них за 1867 год на вопрос: "Какой из цветков ему больше всего нравится?" - ответил: "Нарцисс".

"В час, когда пьянеют нарциссы..."

В час, когда пьянеют нарциссы,
И театр в закатном огне,
В полутень последней кулисы
Кто-то ходит вздыхать обо мне...

Арлекин, забывший о роли?
Ты, моя тихоокая лань?
Ветерок, приносящий с поля
Дуновений легкую дань?

Я, паяц, у блестящей рампы
Возникаю в открытый люк.
Это - бездна смотрит сквозь лампы
Ненасытно-жадный паук.

И, пока пьянеют нарциссы,
Я кривляюсь, крутясь и звеня...
Но в тени последней кулисы
Кто-то плачет, жалея меня.

Нежный друг с голубым туманом,
Убаюкан качелью снов.
Сиротливо приникший к ранам
Легкоперстный запах цветов.

А. Блок

Информация взята отсюда.



mob_info