Что стоит за славяно-горицкой борьбой? Борьба славяно-горицкая: история, техника, отзывы Славяно горицкая борьба самоучитель онлайн

Очерк посвящён развитию Ю.А.Харкевичем славяно-горицкой борьбы в Витебске. Опубликовано в белорусских СМИ (точных данных нет).

Андрей Геращенко

СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

Сейчас, когда повсеместно широко распространены всевозможные школы и стили восточных единоборств - каратэ, вьет во дао, джиу-джитсу, таэквондо, ушу и другие, менее известные направления, до широкой общественности, по сути, остаётся неизвестным такой самобытный и уникальный вид единоборств, как славяно-горицкая борьба, которая является единым техническим сплавом различных элементов русской состязательной культуры.

В дохристианской Руси поединки были составной частью языческого обряда “Тризна”. Погребальный курган назывался “горицей”, отсюда и современное название борьбы.

Известна и давняя традиция русских кулачных боёв, когда сходились стенка на стенку и начинали разговаривать друг с другом, предлагая померяться силой на кулаках.

РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО

В 1986 году Александр Белов основал современную школу славяно-горицкой борьбы, придав организационную и техническую завершённость русскому объединённому стилю. Основу славяно-горицкой борьбы, помимо обрядового славяно-этногроафического направления “Тризна” составили штурмовой, классический, тотальный и военно-прикладной бои. Последний включает в себя преодоление полосы препятствий, схватку на ножах.

Самым главным и, пожалуй, знаковым отличием славяно-горицкой борьбы является её идеология - особый менталитет, опирающийся на традиции родной земли. Восточные единоборства построены на оборонительной тактике, на работе вторым номером. Славяно-горицкая школа, наоборот, учит работать на опережение, бить первым номером. В реальных столкновениях способность опередить противника, умение нанести удар первым зачастую является залогом успеха и победы.

В восточных единоборствах большое внимание уделяется отработке боевых стоек, действиях босыми или облачёнными в лёгкую обувь ногами. Это связано как с тёплым климатом стран Востока, где носят лишь лёгкую обувь, так и с условиями гор, где жёсткая стойка является неотъемлемым элементом единоборства, обеспечивая равновесие и спасая бойца от падения со скалы.

У нас совсем другие условия - холодный климат, мягкая, часто болотистая почва. Всё это неизбежно накладывает свой отпечаток и на технику борьбы. Удар в славяно-горицкой борьбе рассчитан на ногу в обуви. Соответственно, такие удары требуют не столько растяжек, столь популярных в восточных единоборствах, сколько подвижности и динамичности суставов.

Большую часть техники славяно-горицкой борьбы представляет спланированная атака, построенная на взрыве эмоций, выбросе адреналина. Подобные психологические условия присутствуют на реальной войне, в горячих точках. Не случайно многие подразделения спецназа и ОМОНа изучают славяно-горицкую борьбу - некоторые техники в самом прямом смысле спасают бойцам жизнь.

Славяно-горицкая борьба берёт за основу высоко-подвижный стиль, движения и техника которого максимально приближены к человеческому и природному естеству. Сама энергетика борьбы черпается из ведических вещей, будучи во многом родственной энергетике пожара, селя, землетрясения. Не случайно помимо чисто технической стороны боя школа славяно-горицкой борьбы уделяет большое внимание морально-волевой подготовке, формирования воина не только на поле брани, но и в духовной сфере жизни, культивируя лучшие человеческие качества - способность к борьбе, самопожертвование, стойкость и мужество.

Славяно-горицкая борьба получила основное распространение на территории трёх славянорусских государств - в России, Белоруссии и на Украине. Но, несмотря на её организационную молодость, большой интерес к нашей национальной школе единоборств уже проявили в Италии, во Франции и даже в Японии.

ЮРИЙ ХАРКЕВИЧ

В Белоруссии этот уникальный вид единоборств напрямую связан с именем Юрия Анатольевича Харкевича, создавшего в Витебске в 1991 году клуб древнеславянских ратоборств “Берсек”. Но о клубе чуть позже - вначале поговорим о его создателе.

Юрий Харкевич родился в 1961 году в Витебске. Учился в СШN16 в живописном зелёном районе Лучоса, через который протекает одноимённая река. С детства Юрий серьёзно увлекался спортом, особенно акробатикой, поэтому неудивительно, что уже в 1977 году он стал мастером спорта СССР по спортивной акробатике. В 1982 году он в составе первого выпуска факультета физического воспитания закончил витебский педагогический институт.

Спортивная выучка и отменное здоровье пригодились сразу же - после окончания института Юрий был призван на срочную службу и направлен в разведроту полка охраны штаба Группы Советских войск в Германии. Здесь произошло его первое по-настоящему серьёзное знакомство с единоборствами и рукопашным боем.

В 1984 году после демобилизации Харкевич устроился на работу в автошколу ДОСАФ. Затем был ФОК, СДЮШОРN2 и, наконец, новое возвращение в армию - пять лет сверхсрочной службы в звании прапорщика. Довелось побывать и в радиоактивной зоне в качестве ликвидатора на Чернобыльской АЭС.

Наверное, всё это и выработало такие личные качества, как смелость, мужество, находчивость. Харкевич прыгал с парашютом, летал на дельтоплане, очень любит подводную охоту, купается зимой в ледяной проруби. Как-то за “один присест” проехал 400 километров на мотоцикле.

В общем, налицо стремление реализовать свою внутреннюю потребность быть воином и настоящим мужчиной. Ко всему прочему Юрий - хороший семьянин. Его жена, Татьяна Васильевна, работает в научно-исследовательском секторе ВГУ, старшая дочь - Алёна, студентка ВГУ, младшая Марина - школьница.

“БЕРСЕК”

Теперь пришло время поговорить и о самом клубе “Берсек”. Вначале о названии. “Берсек” - это опытный воин, рубака, которому абсолютно неведом страх смерти. Слово весьма древнее и по своему происхождению, поэтому существует и несколько вариантов его произношения: “берсек”, “берсерк”, “берсеркер”, “борьсек”.

Русская земля хранит немало преданий о легендарных русских богатырях-берсеках: Ольбеге Ратибориче, Рагдае, Демьяне Куделевиче, воеводе Владимира Святославовича по прозвищу “Волчий Хвост”, кулачном бойце Василие Буслаеве, Евпатие Коловрате. Согласно преданию Евпатий Коловрат так отчаянно бился с монголо-татарами, что вокруг него образовалась целая гора вражеских трупов. Захватчики не смогли взять его в открытой сече и забросали камнями из камнеметательных машин. Батый, не склонный к излишнему благородству, был так поражён таинственной неуязвимостью и силой русского богатыря, что приказал откопать его из-под камней, отвезти тело домой к Евпатию и похоронить его с почестями.

Вообще же ощущение неуязвимости берсерков часто возникало у врагов при встрече лицом к лицу в бою. Берсерки снимали кольчуги и шли в самую гущу битвы, наводя ужас на противника одним своим видом.

Несомненно, что все эти удивительные, эпические примеры нашей истории стали хорошим примером для тех, кто начал возрождать исконные русские традиции единоборств, которые легли в основу возрождаемой славяно-горицкой борьбы.

В самом клубе существует совершенно особая атмосфера - Харкевич и его соратники работают в “энергии рассеяния”, основной смысл которой в том, что от учителя, подобно лучам солнца, должна исходить энергетика, впитываемая учениками.

Во взаимоотношениях ученика и учителя есть серьёзное отличие от соответствующих взаимоотношений на Востоке. Там существует традиция, согласно которой ученик может быть лишь подобием учителя и редко достигает уровня его мастерства. В славяно-горицкой борьбе, наоборот, скверно, если ученик не превзошёл своего учителя.

Чем больше тренер тратит сил и энергии, тем больше ему вернётся и воздастся.

В клубе не задерживаются злые, недоброжелательные люди. Все члены клуба независимо от возраста и мастерства считаются “братьями”. Конечно же, опытные, известные бойцы имеют некоторые привилегии, но в любом случае они остаются “братьями” - в крайнем случае кто-то “старший”, кто-то - “младший”.

В славяно-горицкой борьбе есть один важный, знаковый принцип - в поединке “не жалей, но береги”, то есть в бою каждый работает всерьёз, но нужно беречь проигравшего от серьёзных травм, нельзя добивать упавшего.

Случайный человек здесь не приживётся. Если он не вписывается в традиции клуба, с ним просто никто не захочет работать в спарринге. Его никто не станет выгонять - он просто уйдёт сам.

Сейчас в Витебске славяно-горицкой борьбой занимается около 100 человек, а всего за несколько лет школу мужества прошли не менее 1000 спортсменов. К сожалению, пока нет нормальных залов и помещений - в основном приходится ютиться в небольших тренировочных зальчиках.

Заниматься славяно-горицкой борьбой можно начинать лет с пяти. Дочь Харкевича начала это делать даже с трёх. Верхнего предела возраста, как такового, просто нет. Но для работы с людьми старше 40-45 лет просто нет возможности, так как небольшие зальчики, используемые клубом “Берсек”, рассчитаны на методики занятий с более молодыми спортсменами.

Жизнь доказала особую ценность приёмов и философии славяно-горицкой борьбы именно в современном мире сплошных локальных войн. Ведь славяно-горицкий стиль - это оперативное мышление и борьба (и не только физическая, но и духовная). Не случайно славяно-горицкой борьбой стали заниматься десантники Рязанского воздушно-десантного училища, бойцы московского транспортного ОМОНа, одинцовского спецназа, охраняющего ракетные войска, чирчикского спецназа.

СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как и у каждого вида единоборств, есть в славяно-горицкой борьбе и свои титулы и звания. Если на Востоке степень мастерства определяется поясом, то здесь - вышивкой. 1 разряд - “птицы клевучие” (примерно соответствует 1 разряду в других видах спорта), 2 разряд - “турица” (мастер, мастер спорта международного класса), з разряд - “всадник” (обладатель этой вышивки - профессионал), 4 разряд - “князь” (заслуженный мастер спорта, тренер).

Само определение разрядов проводится по итогам турниров и рейтинговых боёв и на данном этапе развития славяно-горицкой борьбы всё это только-только выходит на официальный уровень. Здесь есть и ещё одна проблема - славяно-горицкая борьба не внесена в официальный классификатор видов спорта ни в Российской Федерации, ни в Белоруссии, что не способствует нормальному развитию этого вида единоборств. Пока не зарегистрирована и федерация славяно-горицкой борьбы. Больше повезло отдельным направлениям - приверженцам боя на клинковом оружии и боя на мечах удалось зарегистрировать федерацию исторического фехтования.

Несмотря на это Харкевич и клуб “Берсек” уже пять лет подряд проводят межгосударственные турниры по славяно-горицкой борьбе на призы витебской областной газеты “Народнае слова”, многочисленные показательные выступления на Международном фестивале искусств “Славянский базар”, на республиканском “Фестивале авторской песни”, выполняют сложные элементы каскадёрских трюков, снимаются в исторических кинофильмах, участвовали в праздновании 850-летия российской столицы.

В МОСКВЕ

О Москве хочется сказать особо. Сразу же по приезду к крепко сложенным ребятам из “Берсека” прямо на вокзале подошли стражи порядка и поинтересовались содержанием тяжёлых сумок. Ребята честно ответили, что там - копии древнерусского оружия, шлемы и кольчуги, но разрешения на них пока нет. Разрешение пришлось ожидать двое суток и всё это время оружие и кольчуги находились под охраной милиции.

Но это не испортило впечатлений гостям из Белоруссии. Им было доверено представить своё мастерство прямо на Красной площади в рамках финала интеллектуальной игры для школьников “Моя Москва”, а затем было участие в карнавале на Театральной площади. Выступление прошло на ура, а на память спортсмены сфотографировались с известным российским телеведущим Вальдисом Пельшем.

ЛУЧШИЕ СПОРСМЕНЫ

Московская поездка имела и чисто спортивную сторону - четверо спортсменов клуба “Берсек” - Максим Григорович, Игорь Холод, Вадим Волчик и Сергей Коваль приняли участие в соревнованиях по славяно-горицкой борьбе и сдали экзамен на первую техническую ступень, что даёт право участвовать в соревнованиях международного ранга. Здесь самое время сказать несколько слов и о лучших спортсменах-славяногорцах, подготовленных Харкевичем. Это Игорь Холод (Ружан), занявший второе место по штурмовому бою на чемпионате россии в 1998 году, второе место на кубке Беларуси по ушу (саньда), неоднократный победитель турниров по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Максим Григорович (Ивко) - занял второе место на известном международном турнире вьет во дао в Витебске (2000 год), был призёром турниров по славяно-горицкой борьбе в Белоруссии. Алексей Янишин - победитель международного турнира по вьет во дао и восточным единоборствам в Витебске (2000 год) среди юниоров. Захар Казаков - чемпион Беларуси 2000 года по ушу среди юниоров, в 2003 году - серебряный призёр чемпионата Беларуси по ушу среди взрозлых в 2003 году, чемпион Беларуси 2001 года по рукопашному бою, неоднократный победитель различных соревнований внутри Республики по славяно-горицкой борьбе, ушу и рукопашному бою. Сергей Коваль (Бреслав) занял третье место на Кубке Престижа по славяно-горицкой борьбе в 1998 году, чемпион Витебской области 2001 года по рукопашному бою среди спецподразделений, призёр различных соревнований по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Вячеслав Быковский (Вуслав) занял второе место на молодильных боях в 1993 году, третье место на Кубке Волги в 1994 году, является неоднократным победителем турнира по славяно-горицкой борьбе в Беларуси.

Список вполне впечатляет и впереди воспитанников Харкевича ожидают новые успехи и победы.


Есть у Харкевича одна мечта - построить коттедж с залом для спорстменов,с игровой площадкой для детей, местом для занятий с пенсионерами и обязательно баню, где можно было бы заняться фитотерапией, делать травяные чаи и настои, привлечь медиков, использовать систему славянского оздоровления. Но не так всё просто - на всё нужны немалые деньги.

Я не знаю, построит ли Юрий Харкевич коттедж и баней, но уверен в другом - именно благодаря таким людям, настоящим пассионариям пока держится и стоит Русский мир. А славяно-горицкую (очень хочется в это верить) ожидает достойное и славное будущее.

Андрей Геращенко

СЛАВЯНО-ГОРИЦКАЯ БОРЬБА

Сейчас, когда повсеместно широко распространены всевозможные школы и стили восточных единоборств - каратэ, вьет во дао, джиу-джитсу, таэквондо, ушу и другие, менее известные направления, до широкой общественности, по сути, остаётся неизвестным такой самобытный и уникальный вид единоборств, как славяно-горицкая борьба, которая является единым техническим сплавом различных элементов русской состязательной культуры. В дохристианской Руси поединки были составной частью языческого обряда "Тризна". Погребальный курган назывался "горицей", отсюда и современное название борьбы. Известна и давняя традиция русских кулачных боёв, когда сходились стенка на стенку и начинали разговаривать друг с другом, предлагая померяться силой на кулаках.

РУССКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО

В 1986 году Александр Белов основал современную школу славяно-горицкой борьбы, придав организационную и техническую завершённость русскому объединённому стилю. Основу славяно-горицкой борьбы, помимо обрядового славяно-этногроафического направления "Тризна" составили штурмовой, классический, тотальный и военно-прикладной бои. Последний включает в себя преодоление полосы препятствий, схватку на ножах. Самым главным и, пожалуй, знаковым отличием славяно-горицкой борьбы является её идеология - особый менталитет, опирающийся на традиции родной земли. Восточные единоборства построены на оборонительной тактике, на работе вторым номером. Славяно-горицкая школа, наоборот, учит работать на опережение, бить первым номером. В реальных столкновениях способность опередить противника, умение нанести удар первым зачастую является залогом успеха и победы. В восточных единоборствах большое внимание уделяется отработке боевых стоек, действиях босыми или облачёнными в лёгкую обувь ногами. Это связано как с тёплым климатом стран Востока, где носят лишь лёгкую обувь, так и с условиями гор, где жёсткая стойка является неотъемлемым элементом единоборства, обеспечивая равновесие и спасая бойца от падения со скалы. У нас совсем другие условия - холодный климат, мягкая, часто болотистая почва. Всё это неизбежно накладывает свой отпечаток и на технику борьбы. Удар в славяно-горицкой борьбе рассчитан на ногу в обуви. Соответственно, такие удары требуют не столько растяжек, столь популярных в восточных единоборствах, сколько подвижности и динамичности суставов. Большую часть техники славяно-горицкой борьбы представляет спланированная атака, построенная на взрыве эмоций, выбросе адреналина. Подобные психологические условия присутствуют на реальной войне, в горячих точках. Не случайно многие подразделения спецназа и ОМОНа изучают славяно-горицкую борьбу - некоторые техники в самом прямом смысле спасают бойцам жизнь. Славяно-горицкая борьба берёт за основу высоко-подвижный стиль, движения и техника которого максимально приближены к человеческому и природному естеству. Сама энергетика борьбы черпается из ведических вещей, будучи во многом родственной энергетике пожара, селя, землетрясения. Не случайно помимо чисто технической стороны боя школа славяно-горицкой борьбы уделяет большое внимание морально-волевой подготовке, формирования воина не только на поле брани, но и в духовной сфере жизни, культивируя лучшие человеческие качества - способность к борьбе, самопожертвование, стойкость и мужество. Славяно-горицкая борьба получила основное распространение на территории трёх славянорусских государств - в России, Белоруссии и на Украине. Но, несмотря на её организационную молодость, большой интерес к нашей национальной школе единоборств уже проявили в Италии, во Франции и даже в Японии.

ЮРИЙ ХАРКЕВИЧ

В Белоруссии этот уникальный вид единоборств напрямую связан с именем Юрия Анатольевича Харкевича, создавшего в Витебске в 1991 году клуб древнеславянских ратоборств "Берсек". Но о клубе чуть позже - вначале поговорим о его создателе. Юрий Харкевич родился в 1961 году в Витебске. Учился в СШN16 в живописном зелёном районе Лучоса, через который протекает одноимённая река. С детства Юрий серьёзно увлекался спортом, особенно акробатикой, поэтому неудивительно, что уже в 1977 году он стал мастером спорта СССР по спортивной акробатике. В 1982 году он в составе первого выпуска факультета физического воспитания закончил витебский педагогический институт. Спортивная выучка и отменное здоровье пригодились сразу же - после окончания института Юрий был призван на срочную службу и направлен в разведроту полка охраны штаба Группы Советских войск в Германии. Здесь произошло его первое по-настоящему серьёзное знакомство с единоборствами и рукопашным боем. В 1984 году после демобилизации Харкевич устроился на работу в автошколу ДОСАФ. Затем был ФОК, СДЮШОРN2 и, наконец, новое возвращение в армию - пять лет сверхсрочной службы в звании прапорщика. Довелось побывать и в радиоактивной зоне в качестве ликвидатора на Чернобыльской АЭС. Наверное, всё это и выработало такие личные качества, как смелость, мужество, находчивость. Харкевич прыгал с парашютом, летал на дельтоплане, очень любит подводную охоту, купается зимой в ледяной проруби. Как-то за "один присест" проехал 400 километров на мотоцикле. В общем, налицо стремление реализовать свою внутреннюю потребность быть воином и настоящим мужчиной. Ко всему прочему Юрий - хороший семьянин. Его жена, Татьяна Васильевна, работает в научно-исследовательском секторе ВГУ, старшая дочь - Алёна, студентка ВГУ, младшая Марина - школьница.

"БЕРСЕК"

Теперь пришло время поговорить и о самом клубе "Берсек". Вначале о названии. "Берсек" - это опытный воин, рубака, которому абсолютно неведом страх смерти. Слово весьма древнее и по своему происхождению, поэтому существует и несколько вариантов его произношения: "берсек", "берсерк", "берсеркер", "борьсек". Русская земля хранит немало преданий о легендарных русских богатырях-берсеках: Ольбеге Ратибориче, Рагдае, Демьяне Куделевиче, воеводе Владимира Святославовича по прозвищу "Волчий Хвост", кулачном бойце Василие Буслаеве, Евпатие Коловрате. Согласно преданию Евпатий Коловрат так отчаянно бился с монголо-татарами, что вокруг него образовалась целая гора вражеских трупов. Захватчики не смогли взять его в открытой сече и забросали камнями из камнеметательных машин. Батый, не склонный к излишнему благородству, был так поражён таинственной неуязвимостью и силой русского богатыря, что приказал откопать его из-под камней, отвезти тело домой к Евпатию и похоронить его с почестями. Вообще же ощущение неуязвимости берсерков часто возникало у врагов при встрече лицом к лицу в бою. Берсерки снимали кольчуги и шли в самую гущу битвы, наводя ужас на противника одним своим видом. Несомненно, что все эти удивительные, эпические примеры нашей истории стали хорошим примером для тех, кто начал возрождать исконные русские традиции единоборств, которые легли в основу возрождаемой славяно-горицкой борьбы. В самом клубе существует совершенно особая атмосфера - Харкевич и его соратники работают в "энергии рассеяния", основной смысл которой в том, что от учителя, подобно лучам солнца, должна исходить энергетика, впитываемая учениками. Во взаимоотношениях ученика и учителя есть серьёзное отличие от соответствующих взаимоотношений на Востоке. Там существует традиция, согласно которой ученик может быть лишь подобием учителя и редко достигает уровня его мастерства. В славяно-горицкой борьбе, наоборот, скверно, если ученик не превзошёл своего учителя. Чем больше тренер тратит сил и энергии, тем больше ему вернётся и воздастся. В клубе не задерживаются злые, недоброжелательные люди. Все члены клуба независимо от возраста и мастерства считаются "братьями". Конечно же, опытные, известные бойцы имеют некоторые привилегии, но в любом случае они остаются "братьями" - в крайнем случае кто-то "старший", кто-то - "младший". В славяно-горицкой борьбе есть один важный, знаковый принцип - в поединке "не жалей, но береги", то есть в бою каждый работает всерьёз, но нужно беречь проигравшего от серьёзных травм, нельзя добивать упавшего. Случайный человек здесь не приживётся. Если он не вписывается в традиции клуба, с ним просто никто не захочет работать в спарринге. Его никто не станет выгонять - он просто уйдёт сам. Сейчас в Витебске славяно-горицкой борьбой занимается около 100 человек, а всего за несколько лет школу мужества прошли не менее 1000 спортсменов. К сожалению, пока нет нормальных залов и помещений - в основном приходится ютиться в небольших тренировочных зальчиках. Заниматься славяно-горицкой борьбой можно начинать лет с пяти. Дочь Харкевича начала это делать даже с трёх. Верхнего предела возраста, как такового, просто нет. Но для работы с людьми старше 40-45 лет просто нет возможности, так как небольшие зальчики, используемые клубом "Берсек", рассчитаны на методики занятий с более молодыми спортсменами. Жизнь доказала особую ценность приёмов и философии славяно-горицкой борьбы именно в современном мире сплошных локальных войн. Ведь славяно-горицкий стиль - это оперативное мышление и борьба (и не только физическая, но и духовная). Не случайно славяно-горицкой борьбой стали заниматься десантники Рязанского воздушно-десантного училища, бойцы московского транспортного ОМОНа, одинцовского спецназа, охраняющего ракетные войска, чирчикского спецназа.

СПОРТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Как и у каждого вида единоборств, есть в славяно-горицкой борьбе и свои титулы и звания. Если на Востоке степень мастерства определяется поясом, то здесь - вышивкой. 1 разряд - "птицы клевучие" (примерно соответствует 1 разряду в других видах спорта), 2 разряд - "турица" (мастер, мастер спорта международного класса), з разряд - "всадник" (обладатель этой вышивки - профессионал), 4 разряд - "князь" (заслуженный мастер спорта, тренер). Само определение разрядов проводится по итогам турниров и рейтинговых боёв и на данном этапе развития славяно-горицкой борьбы всё это только-только выходит на официальный уровень. Здесь есть и ещё одна проблема - славяно-горицкая борьба не внесена в официальный классификатор видов спорта ни в Российской Федерации, ни в Белоруссии, что не способствует нормальному развитию этого вида единоборств. Пока не зарегистрирована и федерация славяно-горицкой борьбы. Больше повезло отдельным направлениям - приверженцам боя на клинковом оружии и боя на мечах удалось зарегистрировать федерацию исторического фехтования. Несмотря на это Харкевич и клуб "Берсек" уже пять лет подряд проводят межгосударственные турниры по славяно-горицкой борьбе на призы витебской областной газеты "Народнае слова", многочисленные показательные выступления на Международном фестивале искусств "Славянский базар", на республиканском "Фестивале авторской песни", выполняют сложные элементы каскадёрских трюков, снимаются в исторических кинофильмах, участвовали в праздновании 850-летия российской столицы.

В МОСКВЕ

О Москве хочется сказать особо. Сразу же по приезду к крепко сложенным ребятам из "Берсека" прямо на вокзале подошли стражи порядка и поинтересовались содержанием тяжёлых сумок. Ребята честно ответили, что там - копии древнерусского оружия, шлемы и кольчуги, но разрешения на них пока нет. Разрешение пришлось ожидать двое суток и всё это время оружие и кольчуги находились под охраной милиции. Но это не испортило впечатлений гостям из Белоруссии. Им было доверено представить своё мастерство прямо на Красной площади в рамках финала интеллектуальной игры для школьников "Моя Москва", а затем было участие в карнавале на Театральной площади. Выступление прошло на ура, а на память спортсмены сфотографировались с известным российским телеведущим Вальдисом Пельшем.

ЛУЧШИЕ СПОРСМЕНЫ

Московская поездка имела и чисто спортивную сторону - четверо спортсменов клуба "Берсек" - Максим Григорович, Игорь Холод, Вадим Волчик и Сергей Коваль приняли участие в соревнованиях по славяно-горицкой борьбе и сдали экзамен на первую техническую ступень, что даёт право участвовать в соревнованиях международного ранга. Здесь самое время сказать несколько слов и о лучших спортсменах-славяногорцах, подготовленных Харкевичем. Это Игорь Холод (Ружан), занявший второе место по штурмовому бою на чемпионате россии в 1998 году, второе место на кубке Беларуси по ушу (саньда), неоднократный победитель турниров по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Максим Григорович (Ивко) - занял второе место на известном международном турнире вьет во дао в Витебске (2000 год), был призёром турниров по славяно-горицкой борьбе в Белоруссии. Алексей Янишин - победитель международного турнира по вьет во дао и восточным единоборствам в Витебске (2000 год) среди юниоров. Захар Казаков - чемпион Беларуси 2000 года по ушу среди юниоров, в 2003 году - серебряный призёр чемпионата Беларуси по ушу среди взрозлых в 2003 году, чемпион Беларуси 2001 года по рукопашному бою, неоднократный победитель различных соревнований внутри Республики по славяно-горицкой борьбе, ушу и рукопашному бою. Сергей Коваль (Бреслав) занял третье место на Кубке Престижа по славяно-горицкой борьбе в 1998 году, чемпион Витебской области 2001 года по рукопашному бою среди спецподразделений, призёр различных соревнований по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Вячеслав Быковский (Вуслав) занял второе место на молодильных боях в 1993 году, третье место на Кубке Волги в 1994 году, является неоднократным победителем турнира по славяно-горицкой борьбе в Беларуси. Список вполне впечатляет и впереди воспитанников Харкевича ожидают новые успехи и победы. Есть у Харкевича одна мечта - построить коттедж с залом для спорстменов,с игровой площадкой для детей, местом для занятий с пенсионерами и обязательно баню, где можно было бы заняться фитотерапией, делать травяные чаи и настои, привлечь медиков, использовать систему славянского оздоровления. Но не так всё просто - на всё нужны немалые деньги. Я не знаю, построит ли Юрий Харкевич коттедж и баней, но уверен в другом - именно благодаря таким людям, настоящим пассионариям пока держится и стоит Русский мир. А славяно-горицкую (очень хочется в это верить) ожидает достойное и славное будущее.

Огневой бой. Проводятся по двум версиям: одиночный выстрел и тройной выстрел.

После команды полевого судьи «Koн!» соперники должны войти в площадку и с любого расстояния (но не выходя за ее пределы) поразить противника, используя соответствующее число выстрелов. В ходе поединка допускаются любые способы передвижения по площадке (включая шаг, бег, прыжки, кувырки, перекаты и акробатические трюки), защита техникой Свили и огневое подавление действий противника.

В Огневом бою принята следующая система оценок:

- входящее попадание в любую часть головы, в горло или в шею, в середину или левую часть груди (спины), в правую часть живота или низа спины - высший балл ;

- входящее попадание в живот, правую часть груди или спины, в ключицу, в плечо, в бедро, в колено - средний балл ;

- входящее попадание в голень или в предплечье, или скользящее попадание по ноге (по руке, по голове, по корпусу) - низший балл .

Результаты произведенных выстрелов суммируются, и на их основе определяется победитель - стрелок, первым набравший необходимое число баллов.

Чистая победа (досрочная остановка боя) засчитывается при получении высшего балла. Победой с явным преимуществом (досрочная остановка боя) признается получение 2 средних баллов. Технической победой признается получение 1 среднего балла или 3 низших баллов. При равенстве высших или средних баллов признается обоюдное поражение противников. Ничьей признается взаимный промах противников или наличие у них 1 - 2 низших баллов.

Из истории славяно-горицкой борьбы. Зарождение славянских школ боевого единоборства относится приблизительно в 3-2 вв. до н. э. На Руси бойцовские традиции имеют многовековую историю. Параллельно развивались и развлекательная, игровая народная традиция и боевые виды единоборств. При всем их различии между этими направлениями существовала очевидная связь: народная забава была своего рода школой по начальной подготовке будущего бойца.

Самый древний вид борьбы на Руси - медвежья борьба - уходит корнями в дохристианскую эпоху, когда медведь считался тотемным животным и защитником рода. (Проводившиеся на поле ритуальные схватки были призваны отогнать от посевов злых духов.) Считается, что от медвежьей борьбы произошли такие виды народной состязательной культуры, как борьба в охапку, в схватку, в крест, на вороток и т.д.

Большое распространение получила также заимствованная у тюркских народов борьба на поясах (в настоящее время признана официальным видом спорта).

Наряду с борьбой у нас в стране развивались различные виды кулачного боя с акцентированной ударной техникой: сам на сам, толпа на толпу, стенка на стенку, сцеплялка - свалка и т.д.

На Руси практиковались судные поединки и бои на заклад («призовые» бои). Значительный пласт национальной боевой культуры сформировался благодаря навыкам воинского сословия - дружинников, бояр, воевод. В систему профессиональной подготовки русских воинов входили среди прочего стрельба, метание ножей, фехтование на всех видах холодного оружия, борьба в доспехах и т.д.

Берсерки (бирсерки) или ярыги (ярые воины) занимают особое место в истории русских боевых искусств. Подобные воины-одиночки (существовавшие у многих индоевропейских народов) благодаря своим особым навыкам могли противостоять целому неприятельскому отряду. В состоянии аффекта ярый воин был нечувствителен к боли и мог преодолевать препятствия, неприступные для человека в обычном эмоциональном состоянии.

Со временем, когда на первое место вышло огнестрельное оружие, рукопашный бой как область профессиональных навыков начал терять былое значение, но народная состязательная культура - несмотря на многочисленные запреты, - продолжала развиваться.

Славяно-горицкая борьба как таковая - авторский стиль Александра Константиновича Белова, зародившийся в начале 1980-х. Название борьбы происходит от обрядовых поединков на курганах погибших воинов - горицах. А.К.Белов (воинское имя - Селидор) изучал народные обряды, игрища и предания в экспедициях по различным регионам Центральной России, Урала, Перми, Сибири и Севера. Основной материал был собран благодаря личным встречам и переписке с людьми, хорошо знающими национальные традиции (в исторических документах мало упоминаний о борцовских поединках: христианская церковь вела непримиримую борьбу с языческими традициями, неотъемлемую часть которых составляют боевые игрища).

Нельзя утверждать, что славяно-горицкая борьба - доподлинно воссозданный конкретный стиль единоборства, существовавший в какой-то исторический период. Она вобрала в себя древние приемы различных состязательных и боевых видов русской борьбы, упоминания о которых удалось разыскать, и современные реконструированные модификации.

В 1991 в Кинешме прошел первый Всесоюзный семинар по славяно-горицкой борьбе. С 1994 регулярно проводятся чемпионаты России, а также соревнования областей, городов и т.д. В 1996 основана Федерация славяно-горицкой борьбы России (президент - А.Белов), объединяющая сеть спортивно-методических школ, клубов и региональных союзов. Центральная школа Федерации СГБ - клуб «Сварог». Федерация проводит различные соревнования, организует авторские семинары и школы спортивного мастерства, готовит мастеров, тренеров и инструкторов по славяно-горицкой борьбе. Ежегодно составляется рейтинг сильнейших борцов России.

В настоящее время славяно-горицкая борьба изучается и развивается не только в России, но и в странах СНГ, а также дальнего зарубежья: к примеру, проводятся чемпионаты Болгарии, регулярно проходят семинары в Италии, японские специалисты боевых искусств отсняли учебный фильм.

Игорь Рязанцев

Атака клоунов. Славяно-горицкая борьба
В последнее время в мире боевых искусств появилось очень много систем рукопашного боя, которые можно охарактеризовать одним словом – фэйк. Собственно и боем эти системы назвать тяжело, скорее занятия, проводимые по этим системам похожи на сборища какой-то секты. Где есть наставник, вливающий в уши своих учеников абсолютную чушь и сами ученики, с открытыми ртами слушающие своего «сэнсея». Сегодня мы хотим с вами поговорить о таком фэйке в мире единоборств, как славяно-горицкая борьба.
Создателем этого «древнего» стиля рукопашного боя славян является Белов А.К., взявший себе боевое имя «Селидор», звучит очень круто, но толку это не добавляет носителю этого страшного имени. По словам самого создателя борьбы, стиль этот корнями уходит в далекое прошлое, еще в дохристианскую Русь именно там она зародилась и культивировалась. Потом приемы боя были забыты и в 1986 году были подняты из тьмы веков господином Беловым. Собственно с этого все и началось.
Видеозаписями с приемами этой страшной и смертоносной борьбы пестрит весь интернет. Все желающие могут посмотреть на тренировки настоящих славянских воинов, а особо заинтересовавшиеся могут даже принять в них участие, естественно, не бесплатно. Если вы вдруг в лесу увидите людей в камуфляже, непонятно зачем размахивающих руками и ногами, не пугайтесь – это не террористы. Скорее всего, вы стали свидетелем тренировки адептов какого-то древнего боевого искусства. Однако мы отвлеклись.
Итак, борьба эта включает в себя три основных комплекса – это классический бой. Эта ветвь подготовки бойца подразумевает, что его будут готовить к выступлениям на различных спортивных соревнованиях. Далее, у нас идет штурмовой бой – это уже серьезнее. Такой бой рассчитан на нападение и молниеносное подавление сопротивления противника. И последний, тотальный бой тут все совсем страшно. Человек, овладевший секретами этого стиля боя просто, не оставляет своего противника в живых.
Такой боец может легко вести поединок с представителями всех известных школ единоборств, кроме адептов боевого самбо. Почему с ними не могут сражаться славяне? Да, потому, что подготовка у них гораздо лучше – это, кстати сказал сам господин Белов в одном из своих учебных видео. Правда, перед этим он говорил о том, что настоящему бойцу не нужны залы и татами, для подготовки бойца хватит и лесной поляны, а потом буквально через несколько минут опроверг собственные слова. Оказалось, что у самбистов подготовка гораздо лучше именно по причине тренировок в зале. Хочется спросить, а остальные единобрцы не в зале тренируются? Почему их славяне могут бить, а самбистов нет?
Дальше еще интереснее, как мы говорили ранее, все три ветви развития бойца направлены на его подготовку, как к спортивным соревнованиям, так и к настоящему, смертельному бою. Вся беда в том, что представители славяно-горицкой борьбы в соревнованиях не участвуют. Видимо, это все обусловлено уровнем подготовки бойцов и теми смертоносными знаниями, которые они в себе носят. А еще для бойца славяно-горицкой борьбы совершенно ненужна физическая подготовка и заучивание приемов борьбы. Мастер дает только первые азы, а потом ученик сам придумывает движения, которые ему удобны и подходят по строению тела. Да, вы не ошиблись, как таковой системы приемов в борьбе нет. Зачем себя утруждать заучиванием ката или тау? Это никому не нужно.
В заключение хотелось бы сказать, что если вы вдруг в своем городе увидите объявление о наборе групп по изучению славяно-горицкой борьбы. Где вам будут обещать в короткий срок научить эффективно, защищаться от любого нападения, не верьте. Лучше посмотрите дома несколько роликов об этой борьбе, и вы сразу все поймете. Самое страшное в таких мастерах, что они дают людям веру в то, что они что-то умеют и при встрече с хулиганом или грабителем. Такой человек, веря в свои силы вместо того, чтоб убежать или попытаться позвать на помощь, вступит в бой, который для него может стать последним.
Не верьте мошенникам, для защиты заведите себе собаку или купите оружие. А если вы не ищите простых путей, то отправьтесь в секцию старого и проверенного бокса или карате.

Славяно-горицкая борьба - уникальное явление в нашей жизни. Она покажет путь воина в нашей жизни. Воина по духу, а не по профессии. Она даст Вам, то что надо. Один с помощью ее сможет пройти путь древнерусского богатыря. Другой пойдет путем спорта. Третий выбирет дорогу профессионального партизана. Четвертого привлекет прикладное направление.

Воин владеющий техникой и принципами Славяно-горицкой борьбы практически непобедим.

Как сказал Белов А.К. в книге "Великий поход" : "Меня можно уничтожить, но победить - никогда." Чем можно напугать Воина, у которого в крови нет страха? Для которого страх одно из самых постыдных явлений. Как можно купить Воина, для которого нет ничего дороже своего долга? "Слово данное табой, значит ровно столько значишь Ты." Как можно победить Воина, который каждый день побеждает себя? "Я только часть той силы, которую многие понимают лишь как убивание людей. На деле же она дает им выжить." Воином нельзя стать - Воином можно только быть. "Этому не учат, с этим рождаются. Потом, правда, можно кое-чего такого напридумать. Для полного превосходства над другими. Но главное с этим родиться."

Воин не живет натуральными инстинктами, он живет не как легче, не как тяжелее, он живет как правильно. Так жить не удобно, так жить тяжело, но так жить правильно. Легче пройти вечерний пустырь, где преступники обирают жертву, тяжелее потом осознавать свое ничтожество, правильно вступить в бой и установить Правь. Это не для каждого - это для Воинов. Воинов по духу, а не по профессии. Воин всегда создает вокруг себя Правь, добавляя Явь или Навь по необходимости. Нет никаких внешних обстоятельств, есть только внутренние возможности.

Представьте жилище завороженного идеей человека. Шкура волка почти полностью закрывает дверь в комнату, гвоздем к стене приколочена стальная кольчуга, чуть выше череп животного, на полках в беспорядке свалены различные шлемы и каски. К стене прислонен щит и боевое копье - реквизит для будущего фильма. Много книг, каких-то вырезок из газет и журналов. Кругом стопки бумаг, писем - все очень важные, но до них все время не доходят руки. Из стилистики комнаты выбивается разве что современный компьютер. От него хозяин дома часто не отходит даже ночами. Дело в том, что основатель славяно-горицкой борьбы Александр Белов (Селидор) заканчивает роман.

- Александр, о чем будет книга?

Это очень редкий жанр - мифологический роман. Он называется "Индра" - по имени первого громовержца, созданного мыслью человека еще задолго до греческих и римских богов. В нем я попытался адаптировать для современного читателя древний источник мудрости, который старше Библии на пять тысячелетий - Ригведу.

- Сборник арийских гимнов как-то связан со славяно-горицкой борьбой?

Помимо германского и индийского подхода к арийству, существует и исконно русский, который называется варварство. Его недопустимо путать с дикарством. Варварство - это цивилизация, которая строится на основе сильных родовых кланах, когда радости и заботы одного человека становятся предметом внимания всех в роду. В Бразилии, например, существует клан Грейси, который живет вокруг боевого национального искусства. Нечто похожее пытаюсь построить и я.

Славяно-горицкая борьба - это двигательная часть Ригведы. Она построена в соответствии с принципами, числовым рядом и философией арйства, которую мы называем натурфилософией. Двенадцать месяцев - двенадцать стилей славяно-горицкой борьбы, четыре времени года - столько же видов боя. Числу градусов в круге соответствует количество модулей движений. Все они без исключения повторяют раджас, тамас и сатву - развитие, цель и следствие. Например, в оборонной технике, свиле: раджас - это удар, который наносит противник, тамас - мое движение, за которым следует контрудар.

- А можно кратко сформулировать определение славяно-горицкой борьбы?

Национальный обычай рукопашного боя.

- Разве такой существует?

В память об умершем воине в древней Руси проводилась тризна - обряд поминания умершего, который включал костер, пир, бой. Дрались на погребальных курганах - горицах. При Ярославе Мудром появились первые профессиональные кулачные бойцы. Согласно Русской правде (своду общественных правил. - Прим. авт.), тяжбу допускалось разрешать на судном поле, как на ринге. Спорящий либо выходил биться сам, либо выставлял родственника. Богатые, как правило, покупали бойца и просто-напросто нахлобучивали на него свою шапку, что означало родовую связь. Образовались целые поселения, например, в Новгороде славился Неревской конец, где мужики продавали кулак на судное поле. Существовало только одно правило: дрались до первой крови. Это не примитивщина, что описана Лермонтовым в "Песне о купце Калашникове": сначала Кирибеевич размахнулся и попал в крест, а потом Калашников приложил ненавистника "прямо в левый висок со всего плеча". Уже после удара опричника, когда из-под креста "как роса кровь закапала", бой неминуемо был бы ос- тановлен. На судном поле дрались профессионалы. Они для начала обломают ребра, отобьют противнику все внутри и только напоследок- тюк в нос, и все... Просуществовала Русская правда около 600 лет! Настоящий расцвет боевых искусств произошел при Иване Грозном. Если раньше существовал лишь культ силы, а подножки и удары ногами считались грязными приемами, то в XVI веке и они получили право на жизнь. Особенно искусно ногами дрались на севере: новгородцы, псковичи, вятичи. Одетые в зипуны, они сбивали колпак с головы рослого человека, Чем ближе к татарам, тем меньше искусства, но больше мощи. Сами татары великолепно дрались стенка на стенку. Татарские суконщики на Руси всегда считались лучшими стеношными бойцами. А вот в бою сам на сам первенство держали тульские оружейники и калужане. В Новгороде сходились в нещадном палочном бою. Кстати, у Ключевского упоминается легенда о том, как во время крещения Руси новгородцы сбросили в реку идол языческого бога Перуна. От него оторвалась щепка, которая зацепилась за Волховской мост. И именно на Волховском мосту стали лупиться на дубинках. Дело часто доходило до смертоубийства. От множества народу, который сходился стенка на стенку, деревянный мост постоянно рушился.

Правда, золотой век единоборств на Руси сменился годами гонений. В 1649 году самодержец Алексей Михайлович под давлением Стоглавого церковного собора запретил кулачный бой. Тогда же боролись и со скоморошеством: запрещалось рассказывать сказки, играть на некоторых музыкальных инструментах. Реформы Петра Первого повернули к чисто европейскому укладу боевого искусства. Дворянству предписывалось выяснять отношения с помощью шпаги и пистолета, а простолюдины по-прежнему тягались на кулаках. Посол Германии Сигизмунд Герберштейн в записках о России отмечает, что хватали за морду, таскали за волосы и бороду. Словом, это был ужас. Если вы пишете о боевых искусствах, вы наверняка знаете, что такое "до" в восточных единоборствах?

- "До" - значит путь.

Так вот, на Руси боевыми искусствами никогда не занимались ради познания, Признавалась строгая прагматика - действенно только то, что убивает. Здесь не могло быть медитации, каких-то специальных состояний, Все значительно проще. Вместе с тем существовал свой удивительный сплав менталитета и движений, применяемых в бою. Европейская традиция единоборств напрямую связана с владением оружием, которая вместе с тем диаметрально противоположна кобудо. В частности, у самурая меч являлся продолжением руки. У славян преобладала техника, получившая название сечи, когда движения воина определялись траекторией сабли или палаша. В русской традиции также не существовал присущий Востоку культ оружия, му- жик успешно мог использовать лом или трубу. Такая разница потому, что японцы отродясь не дрались в условиях, в которых приходилось сражаться нашим предкам. Там мастер выходил против мастера. Здесь же наседали то половцы, то хазары. Они шли лавиной, их тьма. Если в таких условие использовать восточную стилистику - фийсация-удар-фиксация, зарубят сразу. В куче надо уметь выживать. Оружие побежало, за ним последовала рука и корпус. Как следствие - национальная русская драка изначально обходилась без поз. Движение из удара являлось началом нового тумака или затрещины.

- Интересно, как из всего этого лепилось современное боевое искусство, которое вы назвали славяно- горицкой борьбой?

Первоначально я занимался каратэ. Оторваться от японских традиций меня подтолкнуло знакомство с Мансуром Шелковниковым, который ни во что не ставил обычай, однако был прекрасным и достаточно извест- ным бойцом. Через Шелковникова я стал драться в подпольном тотализаторе. До тех пор пока не получил серьезный нокаут от эстонского боксера. Помню, что очнулся в подъезде. Полгода о спорте не приходилось и помышлять. Но появилось время подумать над некоторыми вещами. В начале восьмидесятых я приступил к созданию своего стиля. Не собираюсь скрывать, что первоначально мне помогали люди, имеющие не совсем чистое прошлое. Но у них было главное - отличные навыки драки, Они подсказали вектор мысли: изучить и понять отечественную традицию единоборств. Ведь лихие драчуны на Руси были всегда. А умение драться не с потолка берется, ему надо учиться. Опыта набирались, как правило, на улице и в тюрьмах.

Оказалось, что многое лежит прямо под боком. Например, в библиотеке имени Ленина в открытом доступе находилась книга "Кулачные бои Тамбовской губернии" 1924 года издания. Мне повезло, я был первым, а пото- му получил уйму информации. Когда материалы о национальной борьбе напечатали "Советская Россия", "Правда" и "Комсомольская правда", стали приходить мешки писем. Благодаря этому появилась связь с людьми, которые могли помочь в моих исследованиях. Очень полезным оказалось знакомство с мастером спорта по классике Владимиром Горбуновым. К тому времени он уже защитил диссертацию о борьбе в России в XVIII - XIX веках и обладал массой информации на эту тему. Если бы не преподаватель института физкультуры Московской области Сергей Григорьев, славяно-горицкая борьба вообще могла бы не появиться. До знакомства с ним я ездил в этнографические экспедиции наугад. Это все равно что на Тверской спрашивать, как на Руси боролись 200 лет назад.

- Могли и продемонстрировать!

На самом деле этнографический мир очень узкий. В одной деревне на балалайках играют, в другой - вышивают. А ведь есть специалисты, и они обмениваются информацией, В частности, благодаря Григорьеву я попал в село Пензенской области, где сохранился специальный наигрыш на драку, Исполняется он на гармошке и трещотках. Стиль боя, который затем следует, называется ломание. Разумеется, перед дракой мужики со страшной силой квасят самогонку. Позже пускаются в пляс, который продолжает махач, сеча. Когда до кучи было собрано множество приемов со всей страны, началось становление системы. Тогда она называлась - объединенный русский стиль.

На каком-то этапе я понял, что никому не нужна этнографическая борьба в чистом виде. Возьмем сечу. В ней удар расслабленный, бьется за счет инерции. Без оружия так драться не эффективно. Чтобы был прок, необходимо вкладывать силу, а значит, должна появиться определенная резкость удара. Словом, я отошел от досконального копирования этнографии, Ведь прежде всего единоборство должно быть боеспособным. В результате появились более короткие траектории движения, другое приложение силы. И в середине восьмиде- сятых объединенный русский стиль превратился в профессиональную русскую драку.

- Насколько я могу судить, она получилась достаточно разнообразной?

Сегодня славяно-горицкая борьба существует в рамках двенадцати стилей и четырех видов: классического, штурмового, тотального и военно-прикладного. Штурмовой хорошо подходит для холериков, там норматив - пять ударов в секунду. В тотальном нет ограничений времени и правил, в нем главное - выносливость. Военно- прикладной интересен для всех, он включает в себя помимо работы с ножом и пистолетом "платочный" бой, когда оружием может служить любой гибкий предмет: сумка, ремень, платок или веревка. Стиль - это система боя. Подол вырос из плясовой, а также ирландских и кельтских забав, где ноги работают по принципу коленного шарнира: шаг из шага. В коромысле верхний и нижний пояс действуют отдельно. Радогора - здесь удар одной конечностью вызывает движение другой. Грудок учит побеждать мощного противника по принципу мангуста, который упреждает движения кобры. Пята - стиль экстремальных ситуаций, когда действовать приходится в темноте, на плохом грунте, в узком месте да еще с несколькими противниками. Гибкие перестроения помогают сломать навязываемую противником систему боя. Уклад, то есть умение сбить противника на землю, и позем, бой на земле, - характерные борцовские стили. Свеля - это боевая гимнастика, техника уверток и уходов. Ратница рассчитана на использование оружия. В сводном бою используются все стили.

И, наконец, аридан - система управления скрытыми возможностями человеческого организма, а также биотропными информационными потоками, влияющими на событийную основу человеческой судьбы. На Востоке это называется бой вне боя, когда мастер побеждает противника, не применяя никаких физических действий. Это стиль боевой парапсихологии, военной магии.

- Разве об этом можно говорить серьезно?

Настолько серьезно, что изучением проблемы занимался даже КГБ. До перестройки в Советском Союзе для человека, увлекающегося нетрадиционными науками, существовало два пути: либо попадаешь под сороковой приказ главного психиатра города Москвы, либо под колпак КГБ. В начале восьмидесятых я много занимался чан- и дзэн-буддизмом и как-то в компании сказал, что собираюсь соединить каратэ и экстрасенсорику, Через некоторое время мне позвонил человек, представившийся Михаилом Чернышевым, как позже стало известно, офицер 13-го отдела госбезопасности, в котором занимались изучением паранормальных явлений. Когда мы встретились, он показал такие вещи, от которых у меня просто захватило дух: заставлял мою голову болеть, словно давил стальной обруч, вызывал головокружение и прочее. И это новый знакомый творил, пока мы ехали в метро!

По приглашению Чернышева я вошел в группу из четырех человек, которая занималась проблемами управления ситуацией. Каждый занимался своим направлением и не особенно интересовался "наделом" другого. В мои задачи входило изучение нетрадиционных единоборств таких, как филиппинские виды борьбы, системы рукопашного боя Заира. Рылся в литературе, встречался с иностранными студентами, которые чего-то достигли в боевых искусствах. Голые кулаки никого не интересовали, я искал знания, которые могли быть приложимы по тематике группы. Вся информация, которую мы добывали, аккумулировалась у Чернышева. Работать было чрезвычайно интересно. Правда, как самый младший, я иногда становился объектом своеобразных шуток. Например, как-то старшие товарищи надрались водки, а похмелье повесили на меня. Так я от раковины час не отходил, все кишки мне вывернуло.

Группа развалилась в 1985 году. Чернышев вдруг резко потерял к нам интерес. Надо сказать, в полной мере управлять ситуацией мы так и не научились. Не было конкретного результата. Не удавалось с помощью экстрасенсорики, скажем условно, уронить кирпич на голову заданного человека или устроить аварию с заведомым результатом. Но, как мне стало известно позже, аналогичными исследованиями занималось множество групп, подобных нашей, морщили лбы и ученые. Ведь у кого-то могло и получиться...

- Это имеет отношение к аридану?

Дело в том, что я не прекратил заниматься этими разработками. Пока нет стройной системы, построенной по принципу определенных алгоритмов и формул, но я настолько близок к ее созданию, что порой мне самому становится страшно. Для завершения исследований мне недостает талантливого математика и биолога. Аридан - это стиль, который еще разрабатывается, и передавать его я буду только избранным ученикам.

- А вообще много людей занимается славяно-горицкой борьбой?

Мне не важно, сколько людей соберется вокруг нее. Тем не менее мои ученики есть в Австралии, Аргентине, ЮАР, Японии, США, Швеции. По данным журнала "Боевые искусства планеты", в начале девяностых славяно- горицкой борьбой в стране увлекалось около 40 тысяч человек. Цифра кажется завышенной, по моим подсчетам занималось около 20 тысяч. Популярность росла, нас часто приглашали на семинары. Особенно запомнилась поездка в учебный центр Рязанского десантного училища. Я никогда не видел такого хорошего материала, как факультет спецназа РВВДКУ. Шла сессия, ребята целыми днями пропадали на полигоне, а ночью приходили ко мне тренироваться. На следующий день они уже выполняли прием, разученный вчера, лучше меня. Не обошлось без комического, РВВДКУ - это вечно какие-то гости, для которых надо организовывать показуху. На этот раз пожаловал английский генерал в малиновом берете. Десантники творили чудеса в гимнастических упражнениях, отлично демонстрировали ката. Но требовался элемент национального колорита, так сказать, национальная изюминка. Пригласили выступить нас. Как всегда, в последнюю минуту озарила идея: давайте вместо палок биться дубинками. Быстро срубили два березовых ствола метра по два. Англичанам перевели, что теперь они увидят традиционную русскую драку. Тут выскакивают двое и начинают бешено вращать свежесрубленными бревнами. А они же сырые - килограммов под двадцать весом. Один не справился с инерцией и хрястнул на- парника точно по хребту. Все в ужасе. А переводчик не моргнув глазом комментирует, что этот бой максимально повторяет колорит русских народных гуляний, Как парень удержался на ногах и отстоял до конца, просто не представляю. Зато самое большое потрясение, которым английский генерал поделился перед возвращением на Родину, - как русские дерутся деревьями.

Резкий спад наступил в 1993 году, когда одна за другой вышли несколько лживых публикаций в центральной прессе. Создалось мнение, что система политическая. Славяно-горицкую борьбу мешали с фашизмом. Причем, как правило, редактор с легкостью соглашался дать опровержение, но клеветнический материал уже сделал свое дело.

Сегодня славяно-горицкой борьбой в России занимается чуть более двухсот человек. Но интерес к ней понемногу восстанавливается. Стали обращаться некоторые спецслужбы. Например, разработать специальную технику действий с холодным оружием против противника, защищенного бронежилетом.

- Александр, позволю личный вопрос. В чем вы видите смысл своей жизни?

В познании. Мне наплевать на борьбу с точки зрения техники. Сегодня мне гораздо важнее аридан. Я хочу создать здорового, справедливого и честного человека, чтобы варвар управлял ситуацией. И еще - в конце жизни мне важно, чтобы я не умер теоретиком...

[ Информация к размышлению. Александр Белов (Селидор) создал "Корпус Варваров", члены которого гордятся тем, что (прямым текстом) они "варвары" и "не испорчены цивилизацией". В данной ситуации весьма характерной является апологетика Варварства вкупе с главной целью жизни, определяемой как Познание. Действительно, Познание, являющееся первой базовой функцией разума - это хорошо. Но - это и характерно - здесь не упоминается о второй базовой функции разума, которая называется Творчество. Для тех же, кто высшей ценностью считает прежде всего Разум (то, что, собственно, и отличает разумное существо от животного); для тех, кто не считает себя "варварами, не испорченными цивилизацией" и не гордится своей животной составляющей (что, кстати, и есть варварство!) - именно вторая функция разума и ее реализация в динамике важнее и ценнее первой (функции). Потому что: животные тоже способны обрабатывать информацию (познавать); но генерировать информацию (творить) они могут только на статическом уровне - не более, чем это необходимо для выживания, на уровне заинсталлированных в них программ (инстинктов, рефлексов). В то время как животные и апологеты природного начала "варвары" подчиняются Великому Программисту Природе (Богу), разумные существа приоритетно используют свой собственный разум и не нуждаются в подчинении Природе, а вторая базовая функция разума (Творчество) проявляется у них именно в динамике (т.н. "Искусство "). © ЯД ]



mob_info