Алина, К. Н. `Основное положение рук в белорусском танце Основные движения белорусского и украинского танцев

В белорусском танце чаще всего встречаются четыре позиции ног -первая, вторая, третья и шестая,- для которых, в отличие от позиций ног классического танца, характерно полувыворотное положение.
Также можно, встретить еще две позиции ног: вторую параллельную и четвертую параллельную.
Во всех позициях тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги.

Позиции и положения рук

Танцевальные позиции в белорусском танце встречаются в несколько измененном виде.
Исходная позиция
Обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу.
Вторая позиция
Руки подняты в стороны, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх.
В парном танце одна рука часто находится в третьей позиции ладонью вверх, другая свободно опущена или на талии.
Кроме позиций рук в белорусском танце существует множество разнообразных положений.

Положения рук в сольном танце
Обе руки, согнутые в локтях,- на талии ладонями или тыльной стороной кисти, локти направлены в стороны и чуть вперед
Руки скрещены на груди, локти отведены, правая рука сверху Обе руки юношей, согнутые в локтях, лежат сзади на талии тыльной стороной кисти
Одна рука согнута в локте и поднята вверх, локоть чуть отведен от корпуса в сторону и направлен вниз, кисть чуть выше плеча. Другая рука тыльной стороной кисти лежит сбоку на талии.

Основные движения и ходы:
-Простой шаг с ударом стопой
Музыкальный размер 2/4.

Шаг вперед правой ногой, опускаясь с полупальцев на всю ступню, 

и Шаг вперед левой ногой, опускаясь с полупальцев на всю ступню,
два Шаг вперед правой ногой, ставя ее с полупальцев на всю ступню,
и Левую ногу приставить к правой ноге по третьей и ударить всей ступней об пол.
- Переменный шаг



Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди).
раз Шаг вперед правой ногой,
 

и Шаг вперед левой ногой,
два Шаг вперед правой ногой,
 

и Пауза.
Движение повторяется, начиная с левой ноги.
- Приставной шаг

Музыкальный размер 2/4.

 

раз Шаг правой ногой в сторону вправо, 


и Левую ногу приставить к правой в шестую позицию.
Движение можно исполнять и с левой ноги, делая шаг влево.
- Шаг с ударом стопой

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на одну четверть такта.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз и Шаг правой ногой в сторону вправо.
Левую ногу приставить к правой ноге в шестую позицию, с ударом всей стопой об пол.
Движение можно исполнять с левой ноги.
Исполнить то же, что и на «затакт».

- Галоп

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Скользящий шаг в сторону вправо на низкие полупальцы правой ноги
и Подвести левую ногу к правой вплотную (как бвыбивая правую ногу), ставя ее на низкие полупальцы.
два Повторить движения, исполнявшиеся на счет «раз-и».
Движение можно исполнять с левой ноги с продвижением влево.
-Скользящий шаг

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
Скользящий шаг вперед правой ногой, слегка сгибая, а затем выпрямляя ее в колене.

- Дробный шаг

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение- шестая позиция ног.
раз Топнуть всей стопой правой ноги, ставя ее немного в сторожу вправо и перенося на нее тяжесть корпуса. Ударить всей стопой левой ноги рядом с правой по шестой позиции, не перенося на нее тяжесть корпуса.
Топнуть всей стопой левой ноги, ставя ее немного в сторону влево и перенося на нее тяжесть корпуса.
и Ударить всей стопой правой ноги рядом с левой по шестой позиции, не перенося на нее тяжесть корпуса.

- Мелкий бег

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Легкий прыжок вперед на правую ногу, ставя ее на низкие полупальцы

и Легкий прыжок вперед на левую ногу, ставя ее на низкие полупальцы,
 


два Повторить движение, исполнявшееся на счет «раз»,
 



и Вынести левую ногу с вытянутым носком вперед, немного приподняв ее от пола. 



Движение исполняется в быстром темпе.
- Бег с отбрасыванием ноги

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Прыгнуть вперед на низкие полупальцы правой ноги, а левую ногу резко отвести назад под прямым углом.
два Перепрыгнуть вперед на низкие полупальцы левой ноги, а правую ногу резко отвести назад под прямым углом.
- Шаг польки

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья розиция (правая нога впереди).
затакт Подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу отделить от пола,
раз Шаг вперед на полупальцы правой ноги, левуюногу отделить от пола,
 

и Переступить на полупальцы левой ноги, поставив
ее рядом с правой ногой, которую чуть отделить от пола.
два Шаг вперед на полупальцы правой ноги,
 

и Подскочить на полупальцах правой ноги, левую ногу отделить от пола. 

Движение исполняется очень легко, на полупальцах, пружиня на каждом шаге.
- Дробная полька

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
затакт Подскочить на левой ноге вперед, правую ногу согнуть в колене и немного приподнять.
раз Дважды ударить всей столой правой ноги об пол, перенося на втором ударе на нее тяжесть корпуса, левую ногу немного приподнять.
и Небольшой шаг вперед левой ногой, с ударом всей стопой, правую ногу чуть приподнять.
два Ударить всей стопой правой ноги, ставя ее в шестую позицию и не перенося на нее тяжесть корпуса.
и Подскочить на правой ноге с продвижением вперед, левую ногу согнуть в колене и немного приподнять.

- Полька-трасуха

Музыкальный размер 2/4.
Исходное положение - шестая позиция ног; руки свободно опущены вдоль корпуса.
затакт Слегка подскочить на левой ноге, правую ногу чуть отделить от пола. Колени не сгибать
Плечи чуть приподнять.
1-й такт Правую ногу с двойным ударом всей ступней опустить на пол рядом с левой.
Левую ногу отделить от пола, колени ног не сгибать.
Плечи опустить, корпус развернуть на 45° вправо, голову повернуть влево,

и Поставить левую ногу на пол рядом с правой, правую чуть отделить от пола, колени не сгибать.
Плечи немного приподнять. Корпус и голова - в прежнем положении,
два Поставить правую ногу на пол рядом с левой, колени слегка согнуть, плечи опустить. Одновременно корпус и голову вернуть в исходное положение.
и Слегка подскочить на правой ноге, левую ногу чуть отделить от пола, колени выпрямить. Плечи чуть приподнять.
2-й такт Повторить движения, исполнявшиеся на 1-й такт, но с левой ноги, корпус развернуть на 45° влево, голову повернуть вправо.
Основным движением «польки-трасухи» является сочетание потряхивания верхней части корпуса (плеч) с технически сложным исполнением пружинистого движения ног.
Движение можно исполнять как в сольном, так и в парном танце, с продвижением и на месте. Руками можно исполнять различные движения или опустить их вдоль корпуса.
- Двойной притоп

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Топнуть всей стопой правой ноги, перенося на нее тяжесть корпуса.
два Топнуть всей стопой левой ноги, приставив ее рядом с правой в шестую позицию.

- Тройной притоп

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Топнуть всей стопой правой ноги, левую ногу немного отделить от пола,
 

и Топнуть всей стопой левой ноги, поставив ее рядом с правой, которую немного приподнять,
 


два Топнуть всей стопой правой ноги, поставив ее рядом с левой в шестую позицию,



и Пауза.
Движение можно исполнять, начиная с левой ноги.
- Припадани

Музьжальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди).
раз Сделать шаг в сторону вправо с полупальцев на всю ступню правой ноги, мягко приседая на ней, левую ногу согнуть в колене и подвести ее к щиколотке правой ноги.
Колено левой ноги направить влево.
и Переступить на полупальцы левой ноги, выпрямив ее в колене и поставив сзади правой ноги, которую немного приподнять в сторону вправо, вытянув ее в колене и подъеме.
два-и Повторить движения, исполнявшиеся на счет «раз-и».
Движение можно исполнять с левой ноги, продвигаясь влево.
- Па де баск

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди).
затакт Слегка присесть на левой ноге, одновременно правую отделить от пола, отвести вперед и вправо, описав в воздухе полукруг.
раз Перескочить на правую ногу, ставя ее на всю стопу.
и Переступить на левую ногу, поставив ее впереди равой на полшага вперед.
два Переступить на правую ногу, ставя ее в прелшее положение.
и Слегка присесть на правой ноге, одновременно левую, чуть отделив от пола, отвести вперед и влево, описывая в воздухе полукруг. Далее движение продолжается с другой ноги.
- Па де баск вперед

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди).
затакт Слегка присесть на левой ноге, одновременно пра-
вую ногу невысоко приподнять над полом,
 


раз Небольшой прыжок вперед на правую ногу, 



и Переступить вперед на левую ногу,
два Переступить вперед на правую ногу,
 

и Присесть на правой ноге, одновременно чуть приподнять левую ногу над полом и затем продолжать движение с другой ноги.
- Мячик

Музыкальный размер 2/4,
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - полное приседание на полупальцах обеих ног, колени разведены в стороны, пятки вместе,
раз Слегка подпрыгнуть, не вставая из приседания и продвигаясь в сторону вправо,
два Повторить движение, исполнявшееся на счет «раз».
- Присяды

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на два такта музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
1-й такт
раз Скользящий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в колене.
два Приставить скользящим движением левую ногу к правой в шестую позицию.
2-й такт
раз Скользящий шаг вперед левой ногой, сгибая ее в колене.
два Приставить скользящим движением правую ногу к девой в шестую позицию.
- Шаг с подскоком

Музыкальный размер 2/4
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Шаг вперед на низкие полупальцы правой ноги,
 


и Легко подскочить на полупальцах правой ноги.
А левую ногу, согнув в колене, приподнять немно-
го вперед с вытянутым подъемом, 


два Шаг вперед на низкие полупальцы левой ноги,




и Легко подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу, согнув в колене, приподнять немного вперед с вытянутым подъемом. 



Движение может исполняться на месте и с продвижением.
- Подскоки в повороте

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди)»
раз Шаг в сторону вправо правой ногой, левую ногу отделить от пола,


и Легкий подскок на низких полупальцах правой ноги, поворачиваясь вправо на 180°, левую ногу, согнув в колене, приподнять вперед с вытянутым подъемом
два Шаг в сторону влево левой ногой, правую ногу отделить от пола.
и Легкий подскок на полупальцах левой ноги, поворачиваясь еще на 180° вправо, правую ногу, согнув в колене, приподнять с вытянутым подъемом вперед.
- Вращение полькой

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на два такта музыки.
затакт Подскочить на полупальцах левой ноги, начиная поворот вправо, правую ногу отделить от пола.
1-й такт
раз Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола.-
и Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы левой нога, а правую ногу отделить от пола.
два Заканчивая первый поворот, переступить на полупальцы правой ноги, приставив ее к левой ноге и не перенося на нее тяжесть корпуса.
и Подскочить на полупальцах правой ноги, начиная новый поворот, левую ногу отделить от пола.
2-й такт
раз Переступить, продолжая поворот вправо, на полу-
пальцы левой ноги, правую ногу отделить от пола,
и Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола. два Заканчивая поворот, приставить левую ногу к правой ноге.
и Пауза.
Все переступания делаются легко, пружинисто.

- Лявониха ход

Движение 24. «Основной ход танца «Лявониха».
Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног. затакт Проскользнуть носком правой ноги по полу вперед и слегка оттолкнуться от пола.
2-й такт
раз Шаг правой ногой с маленьким прыжком вперед,
и Переступить вперед на левую ногу,
два Переступить вперед на правую ногу.
Повторить движение, исполнявшееся на «затакт», но с левой ноги, и продолжать движение.
- Юрочка ход

Музыкальный такт 2/4.
Исполняется на два такта музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног; руки на талии.
1-й такт
раз Легкий пружинный шаг вперед на правую ногу,
и Легкий пружинный шаг на левую ногу,
два Легкий пружинный -шаг вперед на правую ногу,
и Пауза.
2-й такт
раз-и Перепрыгнуть на левую ногу, правую ногу отделить от пола. Руки перевести в первую позицию.
два-и Оставаясь на левой ноге, правую ногу поставить вперед на каблук. Руки раскрыть во вторую позицию. Корпус чуть откинуть назад.

- Крыжачок ход

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на два такта музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног. затакт Подскочить на полупальцах левой ноги с передвижением вперед, а правую ногу поднять вперед, согнув ее в колене под прямым углом.
1-й такт
раз Резко переступить на полупальцы правой ноги, а левую ногу слегка приподнять от пола.
и Пружинный шаг вперед на полупальцы левой ноги.
два Пружинный шаг вперед на полупальцы правой ноги.
и Подскочить на полупальцах правой ноги с продвижением вперед, левую ногу поднять вперед, согнув ее в колене под прямым углом.
2-й такт
раз Резко переступить на полупальцы левой ноги, правую слегка приподнять от пола.
и Пружинный шаг вперед на полупальцы правой ноги.
два Пружинный шаг вперед на полупальцы левой ноги,
и Исполнить то же, что и на «затакт».


Заключение

Белорусский народный танец вышел на широкую арену, став неизменным спутником народных торжеств, участником праздников песни, массовых театрализованных представлений.
Искристое искусство наших народных ансамблей танца известно далеко за пределами республики. В репертуаре белорусских профессиональных ансамблей танца и танцевальных коллективов художественной самодеятельности большое место занимают танцы народов СССР. В свою очередь наши белорусские танцы вошли в концертный репертуар коллективов многих союзных республик. Это - свидетельство крепнущей дружбы народов СССР, взаимного обогащения их культур.
Талантливый белорусский народ через столетия пронес и сохранил свою национальную культуру, лучшие народные обычаи, песни и танцы. Неиссякаемый источник народного хореографического творчества раскрывает перед нами все краски танцевальных рисунков и движений, кружевные узоры построений, выразительность мелодий,- всю танцевальную палитру, так необходимую нам сегодня для создания новых современных танцев.

Восточная Европа - одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав, долгое время были объединены одним большим государством. Но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. В число этих стран входит и Белоруссия.

Белорусские и песни являются неотъемлемой частью народного сознания этой страны. Как и во многих других культурах, они тесно связаны с календарем и семейных торжеств. К таковым можно отнести свадьбы, родины, колядки и другие.

Экскурс в историю

Белорусский народный танец формировался вместе со всей начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь и ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.

Времена года также повлияли на появление новых плясок. Белорусские народные танцы соотнесены с самыми яркими празднованиями сезона. Это связано с характером занятий древних белорусов, а именно с земледелием. Например, такие праздники, как зажинки и дожинки, были причинами гуляний осенью. Зимой главными поводами потанцевать были коляда и На Масленицу белорусы не только пекли блины, но и отплясывали всей деревней. А летом белорусский народный танец чествовался чуть ли не каждый день, так как молодые парни и девушки были не прочь поплясать и без повода. А главным праздником лета считался Купала.

Одиночных танцев в Белоруссии очень мало. Их основное количество - парные, массовые пляски.

Танцевали белорусы под любые инструменты, которые только были под рукой. А так как этот народ очень талантлив, таких инструментов было множество: от скрипки до бубна, от цимбал до гармони и так далее. Ну как же тут обойтись без песни? Петь больше всего любили частушки, так называемые припевки. Это придавало еще больше озорства танцам, и они превращались в небольшие юморные состязания.

Заслуженное признание

Белорусские народные танцы на протяжении многих годов существовали исключительно в сельской местности. Их считали мужицкими и недостойными высших слоев общества. И только в начале XIX века происходит популяризация белорусских танцев. Главную роль в этом сыграл Игнат Буйницкий. Он собирает свою труппу и разъезжает с ней по всей стране.

Эти люди показали, насколько народный танец белорусов может быть эмоциональным и темпераментным. Популярность этого театра только росла, что дало им возможность быть приглашенными в Польшу и Санкт-Петербург и уже там представлять самобытность своего народа.

Но Буйницкий не останавливался на достигнутом, и в 1907 году он стал основателем белорусского народного театра. Роль режиссера и актера принадлежала в нем и самому Буйницкому. Он сумел передать все краски народного танца, при этом показав его красоту и характерные черты народа.

Белорусские народные танцы имеют множество видов. Самыми популярными являются «Лявониха», «Янка» и «Крыжачок».

Любимый всеми танец «Лявониха»

Как уже говорилось выше, большинство белорусских «Лявониха» не исключение. Одноименная песня является основой танца, так как он возник именно по мотивам диалога, который происходит между Лявонихой и Лявоном, и танец ведется вокруг них. Количество участников не ограничено, лишь бы вам нашлась пара. Танец очень динамичный и стремительный, но несложный, что и принесло ему популярность. Обычно белорусы надевали свою домотканую одежду, исполняя его. «Крутиха» - второе название этой пляски, которое пошло от основного движения - кружения пар.

«Крыжачок»

Такое необычное название танец получил от основной формы, которая определяет построение танцовщиков, а именно от креста и переходов движений крест-накрест. Популярностью «Крыжачок» не уступает «Лявонихе».

Интересным является то, что этот танец в некоторых частях Белоруссии называют более сокращенно - «Крыжак». Вообще крыжаком в этой стране именуют дикого селезня. Поэтому в танце люди стремятся подражать движениям этой птицы. Еще вариацией названия является «Кружачок», а движения здесь больше стремятся к кругу.

«Янка-Полька»

«Янка» - белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений - умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем.

Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм и кружатся под музыку.

Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.

В положении рук в белорусском народном танце имеются отличительные особенности, причем чрезвычайно разнообразные, но основа положения рук остается классической.

Руки - одно из основных выразительных и разнообразных средств белорусского танца. Положения рук зависят от характера исполняемого танца и помогают раскрыть и усилить его внутреннее художественное содержание, а также ритмическую основу музыкального сопровождения.

В белорусских массовых парных танцах положения рук зависят от предлагаемой композиции танца и от положения танцующей пары.

Особенно своеобразны и ярки движения рук в танцах, отображающих трудовые процессы: «Лянок», «Кроены», «Чобаты», «Касары», «Бульба» и др.

В танцах, изображающих птиц, зверей, домашних животных и подражающих их движениям, руки также являются одним из главных выразительных средств.

В белорусских кадрилях руки имеют определенное положение, которое зависит от исполняемой фигуры и от характера кадрили.

В этом разделе показаны наиболее характерные положения рук в индивидуальных, парных и массовых танцах.

Положение рук девушек и юношей

1-е положение. Обе руки свободно опущены вниз вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу (рис. 4).

2-е положение (в хороводе). Обе руки раскрыты, подняты вперед, чуть ниже плеч и немного разведены в стороны, локти свободны, кисти раскрыты ладонями вверх (рис. 5).

3-е положение. Обе руки подняты, раскрыты в стороны, локти свободны, кисти раскрыты ладонями вверх (рис. 6).

4-е положение. Обе руки согнуты в локтях и лежат ладонями на талии (четыре пальца сомкнуты и направлены вперед, большой палец - назад). Локти направлены в стороны и слегка вперед (рис. 7).

5-е положение. Руки скрещены перед грудью, локти от корпуса отведены. Левая рука находится над правой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, чуть выше локтя (рис. 8).

6-е положение. Девушка держится двумя руками за юбочку или за фартучек, руки отведены от корпуса, локти свободны и чуть закруглены (рис. 9).

7-е положение. Одна рука положена на талию ладонью внутрь. Второй рукой девушка держится за юбочку, рука отведена от корпуса в сторону (рис. 10).

8-е положение. Правая рука поднята над головой и немного согнута в локте, кисть повернута ладонью вперед. Левая рука положена сбоку на талию ладонью внутрь (рис. 11).

9-е положение (в хороводе). Девушка кладет правую руку, согнутую в локте, на свое левое плечо, локоть опущен вниз (в руке может быть венок или платок). Левую руку свободно опускают вниз, кисть направлена ладонью к корпусу (рис. 12).

10-е положение (в танце «Чарот»). Девушка поднимает обе руки, свободные в локтях, вверх. Кисти направлены ладонями друг к другу. Руки слегка покачиваются, подражая колыханию травы (рис. 13).

11-е положение (в танце «Козачка»). Обе руки согнуты в локтях и прижаты к корпусу, локти опущены вниз. Кисти рук находятся почти на уровне плеч, направлены вперед и опущены вниз, пальцы соединены в неполном кулаке (танцующие кистями рук имитируют копытца) (рис. 14).

12-е положение (в танце «Журавель»). Юноша раскрывает руки в стороны. Помахивает ими, точно крыльями. Поднимая руки вверх, кисти опускает внпз, опуская руки, кисти чуть поднимает вверх (рис. 15).

Танец создан в 2012 г.

Музыка:

Музыкальный размер 2/4, темп 56-58 тактов в минуту.

Счет музыки 1-2 (1-И-2-И).

Основные танцевальные элементы:

Описание танца - Полька "Вертушка"

Запись танца Ивановой Е.И.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Счет танца:

Для удобства выполнения фигур, счет в танце:

Исходное положение танца

Танцующие стоят по кругу парами лицом по линии танца (девочка - справа от мальчика)

Ноги – в 1 позиции.

Руки – соединены накрест перед корпусом: правая рука мальчика соединена с правой рукой девочки, левая рука мальчика соединена с левой рукой девочки. Кисти соединены "рукопожатием". Локти округлены. Соединённые левые руки находятся сверху соединённых правых рук. Скрещенные руки слегка отведены от корпуса.

Оба партнера начинают движение с правой ноги.

Такт, счет

Описание движения

1-2 такты Подскоки с продвижением вперед по линии танца.

1-2-3 - Три с продвижением вперед по линии танца, начиная с правой ноги.

4- С небольшим прыжком поставить ноги в исходное положение (соскок на две ноги в 1 позицию).

3-4 такты Прыжки в паре с поворотами.

5- Не разъединяя скрещенных рук, партнеры исполняют один прыжок на двух ногах с поворотом лицом против линии танца (через положение лицом друг к другу), мальчик – вправо, девочка – влево.

7- Не разъединяя скрещенных рук, партнеры исполняют один прыжок на двух ногах с поворотом обратно, лицом по линии танца (через положение лицом друг к другу), мальчик – влево, девочка – вправо, возвращаясь в исходную позицию танца.

5-6 такты Повторить движения 1-2 тактов.
7-8 такты Повторить движения 3-4 тактов, но в прыжке на счет 7 повернуться только до положения лицом друг к другу (мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру).

В конце такта - руки разъединить. Мальчик переводит руки на пояс, девочка берется руками за юбочку.

9 такт Два прыжка и сосок в повороте вправо.

1-И- Мальчик и девочка исполняют на месте два маленьких прыжка на двух ногах (на полупальцах) с поворотом вправо на 90 град., принимая "левое боковое положение" (левыми плечами друг к другу).

2- Соскок на две ноги с носка на полную стопу в новом положении: мальчик спиной по линии танца, девочка - лицом по линии танца.

10 такт Хлопки.

3- Один хлопок в свои ладоши перед собой.

4- Один хлопок левыми руками в ладоши друг друга. Правые руки, согнутые в локтях, отводятся в сторону.

Поворот головы и взгляд – друг на друга.

В конце такта снова мальчик ставит руки на пояс, а девочка берется за юбочку.

11 такт Два прыжка и сосок в повороте влево.

5-И- Мальчик и девочка исполняют на месте два маленьких прыжка на двух ногах (на полупальцах) с поворотом влево на 180 град., принимая "правое боковое положение" (правыми плечами друг к другу).

Поворот головы и взгляд – друг на друга.

6- Соскок на две ноги с носка на полную стопу в новом положении: мальчик - лицом по линии танца, девочка - спиной по линии танца.

Руки у мальчика - на поясе, у девочки - за юбочку.

12 такт Хлопки.

7- Один хлопок в свои ладоши перед собой.

8- Один хлопок правыми руками в ладоши друг друга. Левые руки, согнутые в локтях, отводятся в сторону.

Поворот головы и взгляд – друг на друга.

В конце такта партнеры (находясь в «правом боковом положении») соединяют кисти правых рук на уровне глаз девочки.

Свободную левую руку мальчик ставит на пояс, а девочка левой рукой берется за юбочку.

13-16 такты Подскоки по кругу.

Затакт (И) - Чуть приподнять над полом правую ногу (носок оттянут).

1-2-3-4-5-6-7- В позиции, принятой в конце 12 такта, партнеры исполняют семь , начиная с правой ноги и двигаясь вперед по маленькому совместному кругу вправо (по часовой стрелке), вращаясь вокруг соединенных правых рук.

(Левая рука мальчика - на поясе, левая рука девочки - за юбочку.)

Поворот головы и взгляд – друг на друга.

Пройдя полный круг, партнеры возвращаются на свои места.

8- Соскок на две ноги с поворотом обоих партнеров лицом по линии танца (девочка на соскоке должна довернуться вправо, лицом по линии танца). Ноги ставятся в 1 позицию.

Соединенные правые руки, не разъединяясь, опускаются вниз, левые руки скрещиваются поверх правых рук.

Партнеры принимают исходное положение танца.

Замечания к танцу "Полька "Вертушка"

  • Характер танца веселый, задорный, жизнерадостный, игривый. Движения быстрые, легкие, подпрыгивающие. Танец исполняется легко, в стремительном скачкообразном движении.
  • Следить за аккуратным исполнением подскоков.
  • На прыжках и соскоках пятки ног должны быть соединены.

Подготовительные упражнения

  • Прыжки на двух ногах с поворотами вправо и влево на 1/4 круга (90 град.) и на 1/2 круга (180 град.)

Литература

Описание танца в литературе отсутствует

Стишок-загадка для детей о польке "Вертушка"

Вариант-1


Танцевать нам захотелось.
Любят все мои подружки
Эту полечку ...Вертушку !

Вариант-2

Всё вокруг вдруг завертелось,
Танцевать нам захотелось.
Я пригласил тогда подружку
Исполнить полечку ...Вертушку !

Видео к танцу Полька "Вертушка"

На видеоматериалах упражнения к танцу и основные фигуры композиции демонстрирует КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце Творчества Юных.

Запись выполнена на танцевальных семинарах - практикумах Международного Танцевального Совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.



mob_info