Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки. Конспект ОД в старшей группе на тему «Рыбы Упражнение рыбка в старшей группе

Оксана Николаевна Помаз
Конспект НОД в старшей группе по теме «Рыбы»

Цель : формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

Задачи :

Образовательные :

1. Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные) .

2. Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы : местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения.

3. формировать представления детей о рыбах : строение, способ размножения, питание.

Развивающие :

1. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Ход занятия:

1) Орг. момент

Загадка :

Ребята, послушайте загадку и отгадайте

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.»

Как вы думаете, что это? (ГЛОБУС)

Верно, это глобус.

А что такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)

Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, зеленого, желтого и т. д.)

А что обозначается на глобусе коричневым цветом? (Суша)

Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого)

Что обозначено этим цветом? (Вода)

Посмотрите на глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой» ?

Давайте проверим, так ли это. Мы с вами проведем опыт :

У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части- это вода.

Так много или мало воды на Земле? (много)

Кто сделает вывод? («Большая часть планеты занята океанами и морями.)

2. Основная часть : Садятся за столы :

Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы ) .

А кто мне расскажет поподробнее, где живут рыбы ? Верно, рыбы живут в море , реках, озерах, а еще есть рыбки, которые живут в аквариумах. А как называются рыбы , которые обитают в море? Верно морские. А каких морских рыб вы знаете? (акула, кит, рыба-меч, дельфин) – вылаживаю.

А те, которые живут в реках? Речные (щука, окунь, ерш, карась, сом)

Как называются рыбы , которые живут в аквариуме? Да, аквариумные.

Недаром говорят : «Рыбы – дети воды » . Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество.

Зрительная гимнастика : - Ребята, а вы знаете, что у многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. а у нас есть веки, и глаза мы закрываем когда спим, А давай те сейчас глазками посмотрим вверх, вниз, вправо, влево, а теперь быстро быстро поморгаем. Молоды! вот как вы умеете, а рыбки так не умеют.

Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети : К живой.

Почему вы так решили?

Дети : Рыбы рождаются , растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель : Значит, к какой природе мы относим рыб? (К живой) .

Схема размножения рыб :

Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

1. Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш.

2. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют.

3. Потом из головастика вырастает малёк.

4. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель : Сейчас вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы . (Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб).

Предлагаю поиграть,побудем маленькими рыбками :

ФИЗМИНУТКА :

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на писке

И рыбка сказала «нырять здесь легко»

Вторая сказала, «ведь здесь глубока» ,

А третья сказала «мне хочется спать» ,

Четвертая стала чуть-чуть замерзать,

Пятая крикнула –«вон крокодил, плывите скорее, пока не проглотил» .

Молоды! садимся за столы.

Рассматривание картинок.

Характеристика рыб (строение, внешний вид) .

Схема (у рыб есть голова, рот, глаза, жабры, плавники, хвост, туловище покрыто чешуей.) Дети дорисовывают после каждой характеристики.

Ребята посмотрите на картинки (иллюстрации акулы, дельфина, карася, сома, щуки, и др.) это все рыбы их так много и они такие разные, разные по размеру, по форме, по цвету.

А давайте попробуем найти, сходства.

У всех рыб есть –

1) жабры, (схема жабр) ? Необходимы ли рыбам жабры? А для чего? Да, рыбы дышат жабрами . (дети рисуют рабам жабры)

2) плавники, (схема) А для чего рыбам плавники? Верно, рыбы плавают при помощи плавников. Шевелят плавниками и передвигаются. (дорисовывают у себя)

3) хвост, (схем) А при помощи хвоста, рыбы могут поворачивать вправо и влево. (дети дорисовывают)

4)чешуя (схема) а вы держали когда нибудь рыбку в руках? какая она на ощупь? (скользкая) Чешуя помогает рыбам плавать, обеспечивает рыбе большую скорость, а еще защищает от хищников).

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом.

Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

Чем дышат люди?

Чем же могут дышать рыбы , давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?

Опыт № 2. (Встают к столу)

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.

Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

Какие они?

Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.

Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

Но человек может помешать рыбам, как?

Что может загрязнить реки?

В емкость с водой капнуть масло растительное.

Что наблюдаем?

Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

Что происходит с живыми организмами (погибают) .

Ребята, посмотрите, речные и морские рыбке все перемешались, их необходимо срочно разделить по своим домам. Вы мне поможете?

(Разложить речных и морских рыб на картинки река и море) .

Молодцы, все справились с заданием и помогли рыбкам.

Никита, тебе какая рыбка попалась? а тебе Елисей?

На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.

А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.

3. Итог занятия :

Ребята, какие виды рыб вы узнали? а что общего есть у всех рыб? как рыбы размножаются ? У меня для вас есть задание, дома с родителями узнать какие рыбки живут в аквариуме и как за ними ухаживать, а завтра мы с вами друг другу расскажем.

Публикации по теме:

Цель: - обобщать и закреплять знания детей о рыбах: строении, способах передвижения, среде обитания. Задачи занятия: 1. Образовательные.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 18.05 – 22.05) Группа: 1 младшая группа № 7 Тема: Рыбы. Водоемы. Цель: Познакомить.

Конспект интегрированной-непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рыбы» Цели: Образовательная область «Здоровье» Закреплять у детей навыки выполнения упражнений (действий) согласно тексту. Образовательная область.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе на тему: " Обитатели водоёмов: рыбы". Цель: закреплять и расширять знания о морских обитателях.

Речевое развитие

Воспитатель Резаева И.А.

Лексическая тема « Аквариумные и пресноводные рыбы»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.

туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Пресноводные рыбы» (Живая природа. Вмире животных. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), книжка-раскраска «Пресноводные рыбы» (Нищева П. В. Пресноводные рыбы. Книжка-раскраска.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), контейнер с карандашами, плоскостные изображение пресноводных рыб, мяч.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений.]

В-ль. Садитесь, берите в руки удочки и начинайте ловить рыбу. Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведерки.

Дети играют.

В-ль. Положите удочки, сосчитайте, по сколько рыбок у вас в ведерках.

1 -й ребенок. У меня две рыбки.

2 -й ребенок. У меня одна рыбка.

3-й ребенок. У меня четыре рыбки.

4-й ребенок. Ау меня пять рыбок.

В-ль. Молодцы! Вот как много рыбы поймали. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в аквариумах и водоемах: реках, озерах, прудах.

2. Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», беседа по ней. [Формирование представлений о пресноводных рыбах, расширение словаря по теме «Пресноводные рыбы», обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи.]

В-ль. В прошлом году мы с вами познакомились с жизнью аквариумных рыбок. Каких аквариумных рыбок вы знаете?

Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.

В-ль. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!

В-ль. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них?

В-ль. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.

В-ль. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?

Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.

В-ль. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?

Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

В-ль. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?

Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.

В-ль. У щуки хвост большой. А у сома?

Д е т и. У сома хвост маленький.

В-ль. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

Дети. Мелкая.

В-ль. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.

В-ль. А для чего рыбам плавники?

Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.

В-ль. Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука - хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы и сом, и форель, и окунь, и судак. А вот карась, ерш, лещ - не хищники, они питаются водорослями.

3. Рассказывание детьми стихов о пресноводных рыбах. [Развитие общих речевых навыков.]

В-ль. А теперь расскажите стихи о пресноводных рыбах, которые вы выучили дома. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.

1 -йр е б ен о к.

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась, -

Вот именно там обитает карась.

В. Нищев

2-й ребенок.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам - страшный враг.

Догадался? Нет? Судак.

В. Нищев

3-й ребенок.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушила без ерша

Вряд ли будет хороша.

Н. Нищева

4-й ребенок.

Щука - хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть -

Страшно щуке в пасть попасть.

Н. Нищева

4. Работа по книжке-раскраске. [Развитие тонкой моторики.]

В-ль. Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте справа от сома еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.

5 . Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа.]

В-ль. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове три звука.

В-ль. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.

Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.

В-ль. Каким цветом вы его обозначите?

Дети. Синим.

В-ль. Какой звук следует после него?

Дети. Звук [о[. Он гласный.

Дети. Красным. .

В-ль. И какой звук последний в этом слове?

Дети. Твердый согласный звук [м].

В-ль. Каким цветом вы обозначите его?

Дети. Синим.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Крошку хлебную взяла.

Сделать хватательное движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

7. Игра «Цепочки слов». [Развитие речевого слуха, памяти. |

В-ль. Мне очень хочется проверить, хорошая ли у вас память. Дайте поиграем в игру «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Вадик повторит его и добавит еще одно. Настя повторит два названия и добавит третье и так далее. Сом.

1-й ребенок. Сом, ерш.

2-й ребенок. Сом, ерш, щука.

3-й ребенок. Сом, ерш, щука, судак.

4 -й ребенок. Сом, ерш, щука, судак, окунь.

Дети повторяют цепочку слов до первой ошибки. Тогда все дети по очереди пытаются помочь ребенку, допустившему ошибку. Они восстанавливают цепочку. Ошибившийся ребенок повторяет слова.

8. Упражнение «Кто живет в пруду?» [Автоматизация звука [р] в предложении. Расширение представлений о жизни пресноводных рыб.]

В-ль приглашает детей за стол и помещает на магнитную доску плоскостные изображения рыб и символические изображения водоемов: пруда, каменистой речки, илистого дна реки, озера.

В-ль. Я сказала вам, что пресноводные рыбы могут обитать в разных водоемах. Например, форель обитает в быстрых каменистых речках. Карп и карась водятся в прудах. Ерши могут жить в любой реке на илистом дне. Красноперка обитает в озерах. А теперь ответьте на мои вопросы и поместите изображения рыб туда, где они обитают. Помните о правильном произношении звука [р]. Кто живет в пруду?

1-й ребенок. В пруду живут карп и карась.

Ребенок помещает изображения рыб на изображение пруда.

В-ль. Где обитает форель?

2-й ребенок. Форель обитает в быстрой речке.

Ребенок помешает изображение форели на изображение речки.

В-ль. Где водится ерш?

3-й ребенок. Ерш водится в любой реке.

Ребенок помещает изображение ерша на изображение реки с илистым дном.

В-ль. Где может жить красноперка?

4 -й ребенок. Красноперка водится в озерах.

Ребенок помещает изображение красноперки на изображение озера.

В-ль . Вы правильно ответили на мои вопросы и красиво произносили все звуки. Молодцы!

9. Кроссворд. [Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.]

Рис. 52

В-ль. В этом кроссворде спрятаны два названия пресноводных рыб. В вертикальном столбике название хищной усатой крупной речной рыбы. Ее тело покрыто не чешуей, а толстой кожей. Кто это?

Дети. Это сом.

В-ль. Напиши это слово, Вадик.

В-ль. В горизонтальной строчке спрятано название хищной речной рыбы. Ее тело покрыто мелкой серебристой чешуей. На спине у нее острый плавник. Кто это?

Дети. Это судак.

В-ль. Напиши это слово, Настя.

Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.

В-ль. Вот вы и разгадали кроссворд. Похлопайте себе! Вы же просто молодцы!

10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] В-ль предлагает детям вспомнить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные пели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, игра «Рыбка» (НищеваН. В. Играйка7. Собирайка.- СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), карточки-шифровки, бумажные рыбки с написанными на них словами.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Рыбка», развитие общих речевых навыков, автоматизация произношения звука [р] на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений. Объявление темы занятия.]

В-ль. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, начинающееся со звука [с]. 1 -й ре бе но к. Сом.

2 -й ребенок. Судак.

В-ль. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, начинающееся со звука [о].

3-й ребенок. Окунь.

В-ль. А ты, Диана, вспомни название рыбы, начинающееся со звука [п].

4-й ребенок. Плотва.

2. Игра «Шифровки». [Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.]

В-ль раздает карточки-шифровки с буквами и кружками синего цвета (рис. 54), ставит на доску картинки с изображениями рыб.

В-ль. Посмотрите каждый на свою карточку, попробуйте отгадать, какое название рыбы на ней зашифровано. Если догадаетесь, подойдите к доске и выберите картинку с изображением этой рыбы.

1 -й ребенок. В слове сом всего три звука, в начале и в конце твердые согласные, а в середине - гласный звук [о].

3. Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.]

В-ль. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

1 -й р е б е н о к. Мы видим мальчика. Он ловит рыбу на реке. Ему попалась большая плотвичка.

2 -й ребенок. Из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбы.

В-ль. Что вы видите на второй картинке?

3-й ребенок. Мальчик кладет плотвичку в ведерко.

4-й ребенок. А кот прячется за кустами.

В-ль. Что нарисовано на третьей картинке?

1 -й ребенок. Мальчик забрасывает удочку.

2 -й ребенок. А кот достает плотвичку из ведра.

В-ль. Что художник нарисовал на следующей картинке?

3 -й ребенок. Мальчик тащит большого окуня.

4-й ребенок. А кот ест плотвичку.

В-ль. Он не просто ест, он с аппетитом уплетает плотвичку. Ну, и чем же заканчивается история?

1 -й р е б е н о к. Мальчик подходит к ведерку с окунем в руках и видит, что ведерко пустое.

2 -й ребенок. А кот сидит вдалеке и облизывается.

В-ль. Правильно. Сытый и довольный кот облизывается.

4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Пресноводные рыбы»).

5 . Упражнение «Стайка». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними бумажных рыбок с написанными на них словами (жаба, дубом, под, сидит).

В-ль. Прочитайте слова на рыбках и составьте из рыбок стайку так, чтобы получилось предложение.

Дети выполняют задание, составляют и читают предложение.

6. Рассказ по серии картинок «Воришка». [Развитие связной речи.]

Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать рассказ, это может сделать воспитатель.

На рыбалке

Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался кведерку и вытащил плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался. Воспитатель предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.

8. Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

В-ль. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? чья? чьё? чьи?» Хвост щуки чей?

1 -йребенок. Щучий.

В-ль. Усы сома чьи?

2 -й ребенок. Сомовьи.

В-ль. Голова судака чья?

3 -й ребенок. Судачья.

В-ль. Туловище окуня чье?

4-й ребенок. Окуневое.

В-ль. Отлично!

9. Игра «Рыбка». [Обогащение словаря, активизация в речи слов - названий частей рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя). Развитие мышления (анализ, синтез). Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.]

В-ль. Расскажите стихотворение, которое мы выучили вчера. Следите за произношением звука [р]. Говорите четко, выразительно.

Дети по очереди рассказывают стихотворение.

Рыбка

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик - черный уголек

И как льдинка тело.

Плавники дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой.

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку.

Только вот рыбешку жалко.

Н. Нищева

В-ль. Покажите и назовите части рыбы. Дети по очереди подходят к доске, показывают и называют части рыбы.

10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] В-ль предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.


Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?

Любовь Зыкова
Комплекс утренней гимнастики «Рыбки»

Вводная часть.

1. Ходьба.

2. Ходьба обычная, на носках

3. Ходьба с высоким подниманием колен.

4. Ходьба обычная.

5. Ходьба на наружной стороне стопы.

6. Ходьба приставным шагом влево, вправо.

7. Легкий бег.

8. Бег врассыпную.

9. Ходьба в колонне друг за другом.

10. Бег в колонне по одному. Построение в три колонны

Основная часть. Общеразвивающие упражнения.

1. Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком

И. п. : стоя, ноги вместе, руки опущены. 1 – подняться на носки, руки отвести назад, выполняя плавные движения кистями. 2 – и. п.

2. Рыбка, рыбка, озорница,

Хочет комара поймать

И. п. : стоя, ноги врозь, руки в стороны. 1 – повороты туловища влево – вправо, хлопок вытянутыми вперёд руками перед собой. 2 – и. п.

3. Рыбка, рыбка золотая,

То ныряет, то всплывает.

И. п. : ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон туловища вперёд, руки сомкнуты ладонями над головой. 2- -и. п.

4. У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток на спинке.

И. п. : лёжа на животе, руки сомкнуты над головой.

1 – поворот на правый (левый)бок, 2 – и. п.

5. Вы поплавать захотели?

Ноги вытянуть назад,

Руки вперёд, мышцы сжать,

Равновесие держать! Упражнение "Рыбка"

1 - равновесие лёжа на животе, 2 – расслабление

6. Рыбки плавают в воде,

То зароются в песке.

И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища

1 – присесть, обхватив руками колени, наклон головы к коленям (группировка, 2 – и. п.

7.В море синем рыбки

Плавают, резвятся.

А к большому неводу

Подплывать боятся

Прыжки на двух ногах, руки немного отвести назад

Заключительная часть

Упражнение на дыхание «Рыбка дышит»

И. п. : стоя, ноги вместе, руки внизу. 1 – руки развести в стороны, поднять плавно вверх, вдох 2 – опускаем руки вниз,на выдохе произносим: «Буль – Буль!»

Публикации по теме:

Комплекс утренней гимнастики 1. Курочки Ходьба и непродолжительный бег друг за другом. Построение в круг. Общеразвивающие упражнения 1. "Курочки машут крыльями". И. п. :.

Комплекс утренней гимнастики Конспект коррекционной гимнастики с гантелями. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (для детей с кифотической осанкой). Дата проведения:.

Комплекс утренней гимнастики для детей 2–3 лет Комплекс утренней гимнастики для детей 2-3 лет 15-30 сентября № 1 Форма проведения: ОРУ без предметов «Прилетели воробьи» I. Вводная часть:.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Комплекс утренней гимнастики «Птички» Цель: 1. Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга., согласованными, свободными движениями рук и ног. 2. Развивать.

Комплекс утренней гимнастики «Птицы» Возрастная группа: вторая младшая Мероприятие: тематическая неделя «Изучение деятельности ДОУ по укреплению здоровья детей (формирование.

Комплекс утренней гимнастики «Солдаты» Комплекс утренней гимнастики «Солдаты» №1 - февральЦель: оздоровление детей, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день. Программные.

Домашние задания логопеда по лексической теме «Рыбы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Рыбы»

Предметы: рыба, окунь, лещ, щука, карась, ерш, плотва, сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, гурами., барбус, сомик; мальки, икринки; река, пруд, озеро, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, рыбалка, хищники, крючок, червяк; вода.

Признаки: речные, аквариумные, хищные, плавающие; прозрачный, усатый, полосатый, золотистый…

Действия: спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать…

Задания логопеда по лексической теме «Рыбы»:

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

щука (какая?) – …

2. Подбери действия (не менее трех действий):

щука (что делает?) – …

3. Один – много (множественное число):

рыба – рыбы
окунь — …
щука — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуйка — …

4. Есть – нет (родительный падеж):

корм – нет корма
рыба –
окунь — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуя — …
аквариум – …
щука — …
вода — …

5. Посчитай:

один аквариум, два …, три …, четыре …, пять
одна щука, две …, три …, четыре…, пять…

6. Нарисуй или вырежи изображения рыб. Раздели их на две группы: аквариумные рыбки и пресноводные рыбки. Покажи назови их части:

туловище, голова, плавники, хвост, жабры, глаза, пасть

7. Выучи стихотворение (ребенок должен знать автора):

На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть
(Е. Стюарт)

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед



mob_info