Подъем разгибом: учись делать трюк из фильмов о кунг-фу. Методика начального обучения маховым гимнастическим упражнениям на перекладине Подъем разгибом с головы

«Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва»

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАХОВЫМ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по курсу «Гимнастика»

Брянск 2011

Методика начального обучения маховым гимнастическим упражнениям на перекладине. Учебное пособие по курсу «Гимнастика» / ФГБОУ СПО «БГУОР». – Брянск, 2011. – 10 с.

В учебном пособии излагаются методические рекомендации , которые представляют практическое руководство по начальному обучению маховым гимнастическим упражнениям студентов Брянского государственного училища (техникума) олимпийского резерва, не специализирующихся по спортивной гимнастике . Методические рекомендации могут использованы студентами в их самостоятельной подготовке и в процессе учебной практики.

Рассмотрено и утверждено на заседании Методического Совета ФГБОУ СПО «БГУОР»

Протокол№

©ФГБОУ СПО «БГУОР», 2011

Введение ……………………………………………………………………

1. Краткий словарь наиболее употребительных

терминов на перекладине …………………………………………......

2. Методика обучения размахиванию изгибами ………………………..

3. Методика обучения размахиванию подтягиванием …………………

4. Методика обучения размахиванию с прыжка ………………………

5. Методика обучения подъему разгибом на низкой перекладине ……

Введение.

В рабочей программе по дисциплине «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздоровительной тренировки (гимнастика)» для подготовки студентов по специальностям 050141 «физическая культура», 050142 «адаптивная физическая культура» для студентов педагогического отделения БГУОР предусматривается обучение на перекладине следующим элементам: размахиванию, поворотам в висе махом вперед, маху другой из упоров, соскокам махом вперед и назад (прогибаясь), подъему разгибом на низкой перекладине. Освоение всех этих элементов возможно только, если занимающиеся умеют выполнять размахивание на большой амплитуде. В учебных пособиях нет специальных разработок по освоению размахивания. Предполагается, что оно состоит из простых движений и поэтому не требуется специальной подготовки. Однако практика показывает, что студенты, не специализирующиеся по гимнастике, в большинстве не подготовлены ни физически, ни технически для выполнения размахивания. В соответствии с отмеченными недостатками в предлагаемых методических рекомендациях даны подводящие упражнения, обеспечивающие соответствующий уровень физического развития студентов и освоения ими техники выполнения маховых гимнастических упражнений на основе размахивания.

1. Краткий словарь наиболее употребительных терминов на перекладине.

Вис - такое положение занимающихся на снаряде, при котором их плечи находятся ниже точек хвата. В висе гимнаст удерживается на снаряде, притягиваясь к нему.

Вис стоя - положение занимающегося, при котором он находится в стойке и держится за снаряд, несколько отклонившись от вертикали, но не более чем на 45гр.

Вис лежа - вис, в котором занимающийся, держась руками за снаряд и опираясь ногами о пол, образует угол с опорной плоскостью менее 45гр.

Мах - движение гимнаста в одном направлении, выполняемое около точек хвата(в висе), или одних частей тела относительно других (в упоре).

По направлению движения различают:

Мах вперед - движение гимнаста от крайней точки сзади до крайней точки спереди, выполняемое грудью вперед.

Мах назад - такое же движение, но от крайней точки спереди до крайней точки сзади, выполняемое в сторону спины.

Основные способы размахивания следующие.

Размахивание - ряд маховых движений следующих одно за другим.

Размахивание изгибами - свободное движение ногами и туловищем вперед и назад, при выполнении которых гимнаст сгибается и разгибается в тазобедренных суставах (рис1)

Размахивание подтягиванием - выполняется сгибанием рук с одновременным подниманием ног толчковообразным движением тела вперед-кверху.

Размахивание с прыжка - размахивание выполняемое после напрыгивания в вис с последующим подтягиванием в висе при движении тела гимнаста назад.

Мах другой -маховое дугообразное движение гимнаста, при котором его ноги и тело описывают возможно большую траекторию (по дуге)

Подъем разгибом - подъем, выполняемый гимнастом разгибанием тела в тазобедренных суставах.

На низкой перекладине выполняются следующие подъемы разгибом:

С прыжка - при этом подъеме ноги сразу же после прыжка подносятся к перекладине.

С прыжка в вис углом - после прыжка делается движение вперед в висе углом, и лишь затем ноги подносятся к перекладине.

Поворот- движение тела вокруг вертикальной оси независимо от положения гимнаста.

2.Методика обучения размахиванию изгибами.

Задача: научиться выполнять размахивание на большой амплитуде. Последовательность движений: из виса на высокой перекладине поднять ноги вперед и сделать ими свободный мах назад; на махе вперед последовательно приблизить к перекладинее ноги, туловище и оттянуться вперед. Возможные ошибки:

1. Мах ногами назад выполняется не свободно, а напряжено.

2. Туловище не поднимается к грифу на перекладины.

3. В конце маха вперед прогиб.

Подводящие упражнения:

1. Угол в висе (держать 20 секунд)

2. Из виса стоя на низкой перекладине махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор (до 9 раз)

3. Из виса стоя на низкой перекладине наскок в упор и соскок другой (10-20 раз)

Выполнение размахивания: Условно разбито на два приема.

1. Из виса на высокой перекладине поднять ноги до горизонтального уровня и сделать свободный мах ногами назад до положения прогнувшись (2-3 подхода по 5-7раз).

2. Размахивание изгибами выполняется в целом (5-7раз).

Методические замечания.

1. Особое внимание обращается на высокий мах ногами и туловищем вперед к перекладине и оттягиванием он нее вперед.

2. Во избежание срыва в конце маха назад рекомендуется изменять положение кистей на махе вперед.

После освоения размахивания изгибами можно переходить к следующим упражнениям:

Мах другой из упора. Это упражнение сначала выполняется на низкой перекладине, средней а затем высокой (по 5-10раз).

3. Методика обучения размахиванию подтягиванием.

Задача: научиться выполнять размахивание на большой амплитуде подтягиванием.

Последовательность движений:

Подтянуться с одновременным движением ног вперед и, приближая последовательно к перекладине ноги и туловище, оттянуться вперед всем телом.

Возможные ошибки:

1. Руки недостаточно сгибаются.

2. Махом вперед не поднимается туловище.

3. В конце маха вперед не полное оттягивание в плечевых суставах и выпрямление в локтевых суставах.

Подводящие упражнения:

1. Из виса на высокой перекладине подтягивание (не менее 10 раз)

2. Из виса на высокой перекладине подъем переворотом в упор (5-10 раз)

Выполнение размахивания подтягиванием:

1. Из виса на высокой перекладине упражнение выполняется в целом с помощью партнера (3-7 раз).

2. Упражнение выполняется в целом без посторонней помощи (7-10 раз).

Методические замечания.

Особое внимание обращается на поднимание ног, туловища вперед и последующее оттягивание всем телом в вис на прямых руках.

Выполнение других упражнений.

I. Из размахивания в висе на высокой перекладине махом вперед поворот в вис разным хватом.

Упражнение выполняется полностью с начала с помощью партнера(5-7 раз) на малой амплитуде (3-5 раз), а затем на большой (7-10 раз)

4. Методика обучения размахиванию с прыжка.

Задача: научиться выполнять размахивание с прыжка.

Последовательность движений:

С небольшого разбега или с одного шага наскок в вис на перекладину с одновременным движением ног вперед и, последовательно приближая их к туловище к перекладине, оттянуться вперед-кверху всем телом.

Возможные ошибки: Такие же как и при других способах размахивания. Кроме этого возможны и специфические, например, после наскока нет маха вперед.

Подводящие упражнения: Упражнение выполнить на средней перекладине (5-7 раз) с акцентом на движение тела вперед после наскока в вис.

Выполнение размахивания в висе с прыжка:

1. Упражнение выполняется с помощью партнера (5-7 раз).

2. Упражнение выполняется без посторонней помощи (5-10 раз).

Выполнение других упражнений.

После освоения размахивания в висе с прыжка целесообразно переходить к выполнению соскоков:

1. Махом назад (5-7 раз).

2. Махом вперед (10-12 раз).

5. Методика обучения подъему разгибом на низкой перекладине.

Задача: Научиться выполнять подъем разгибом на низкой перекладине.

Последовательность движений:

Из виса стоя на низкой перекладине сразу же после прыжка резко поднести носки к перекладине, коротким движением сделать ими разгибательное движение, поднять плечи и туловище вверх-вперед, выйти в упор

Возможные ошибки:

1. Ноги медленно поднимаются вперед.

2. Ноги недостаточно поднимаются к перекладине.

3. Сгибаются руки

4. Нет оттягивания в плечевых суставах в висе стоя.

Подводящие упражнения:

Из виса стоя на низкой перекладине выполнять прогибания и сгибания, не отрывая носков от мата. В этом упражнении осуществляется движение туловищем при постоянном положении ног (10-20 раз).

Методические замечания:

При выполнении подводящего упражнения стремится оставлять ноги на одном месте на мате и выполнять, как можно свободнее, движение туловищем вперед и назад с акцентом на сильное прогибание вперед и оттягивание в плечевых суставах.

Выполнение подъемом разгибом на низкой перекладине:

1. Выполнить подводящее упражнение и при движении туловища вперед резко поднести ноги к перекладине; выполнить подъем разгибом с помощью партнера (10-15 раз).

2. Выполнить подъем разгибом с помощью прыжка (10-15 раз).

3. Выполнить подъем разгибом с прыжка в вис углом (5-7 раз).

1.Спортивная гимнастика: учебник для институтов физической культуры (под общей ред. Ю. К Гавердовского и).-М.: Физкультура и спорт,1979.-309 с., ил.

2.Гимнастика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / , . – 4-е изд., испр.- М.: издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.

3.Гимнастика: учебник / , . – Ростов н/Д: Феникс, 200с.- (Высшее образование).

Техника подъема разгибом. Мах вперед и посыл ногами,выпоняются размахиваия на махе вперед ноги подносятся к грифу,поднесение заканчивается на махе назад. Затем происходит основное разгибание,ноги выносятся вперед вверх при этом руки прямые и таз прижимается к жерди,за счет надавливания прямыми руками на жердь и движения ног после выноса назад происходит выход в упор.движение ног назад помогает поднять плечи.

Последоват-ть обучения:размахивания изгибами на махе вперед поднесение ног к перекладине и выведение их вперд вверх; на гмн-й стенке из положение стоя опускание через прямые руки и ноги в и за счет надавливания рук подъем обратно; выполнение упр с помощью,выполнение самостоятельно. Страховка и помощ,стоя с боку одна рука под бедро другая под поясницу.

Ошибки: не достаточное подведение ног к жерди и выбрасывание ног излишне вверх, бросание ног после поднесения, нет прижатия таза,сгибание рук.

Подъем разгибом из упора на руках: махом вперед гимнаст должен поднять тело как можно выше,затем следует разгибание в тазобедр-х суставах до положенияупора на руках согнувшись. Далее разогнуться,посылая ноги вперед-вверх,останавливая движения ног,надавить прямыми руками на жерди и перейти в упор,завершить мах назад. Послед-ть обучения: из стойки на лопатках с опорой руками о пол переход в положение лежа на спине согнувшись с послед-м переходом в сед; из упора на руках согнувшись подъем разгибом в упор ноги врозь с помощью и самостоятельно, выполнение упр с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь: стоя с боку,одной рукой поддерживая под лопатки,другой под таз.

Вопрос 60.Техника и методика выполнения оборота назад прогнувшись .

Выполняется из упора после отмаха назад,гимнаст прижимает таз к жерди,плечи отводя назад,ноги идут вперед через перекладину.последоват-ть обучения:из упора отмахи ног назад,постепенно увеличтвая амплитуду,выполнение оборота с помощью без предварительного отмаха,затем с отмахом и выполнение самостоятельно.страховка и помощ:стоя с боку и с переди,одной рукой удерживать обратным хватом за предплечье,другой помогать выполнить отмах,затем прижимать ее таз.

Ошибки:не досаточный отмах, отклон головы назад, не подведение таза к жерди.

Вопрос 66
культура движения
это по своему смыслу качество процесса, в том числе и физического движения, т.е. степень его внутренней целостности, а в восприятии – степень его комфортности или удовольствия. Культура движений неразрывна с понятием красоты. Красота – это наивысшая степень целесообразности. Каждая красивая линия, форма, сочетание, движение – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора.Каковы общие отправные точки красоты человека:
1. Общее здоровье, хороший обмен веществ (блестящая, гладкая, плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы).
2.Активность (прямая осанка, распрямленные плечи, высокая посадка головы, уверенная, пружинистая походка и т.п.
Это первая и главная ступень красоты человека. Ясно, для того чтобы движения были красивы, необходимы правильная осанка, высокая посадка головы и хорошо развитые мышцы голени и стопы.
Культура движения - совокупность привычек, двигательных стереотипов и осознанных двигательных реакций индивидуума.



Вопрос 69
упр с предметами
Многие ОРУ в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. происходит процесс согласования в работе отдельных мышечных групп. Использование предметов создает ощущение сопротивления. При этом физ.усилия становятся от­четливее, лучше осознаются.развитие двиг качеств и способностей в уп­р-иях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упр с предметами требуют работы пальцев рук. Совершен-ние координации движений пальцев важно и для интеллектуальн развития детей. В упр с предм решаются и воспит. задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место.

Вопрос 70.
Аэро́бика
(известна также под названием ритмическая гимнастика) - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает следить за ритмом выполнения упражнений.
Комплекс упражнений включает в себя ходьбу, бег, прыжки, упражнения на гибкость. Результат регулярных занятий аэробикой - поддержание тела в тонусе, тренировка мышц и кожи, общее оздоровление организма. Используется в профилактических и лечебно-оздоровительных целях.Связка, или композиция - т. е. танец с использованием основных элементов аэробики, выполняемый синхронно командой из 8, 6, 3 человек, парой мужчина-женщина или соло. Продолжительность связки, от 1 минуты до 3,5 минут, устанавливается правилами конкретного мероприятия.
Элементы танца - физические упражнения или прыжки, количество которых определяется правилами соревнований, категорией, к которой принадлежит команда.
Количество элементов и степень их выполнения зависит от возрастной и спортивной категории команды.
Различают оздоровительную аэробику, спортивно-оздоровительную аэробику, спортивную аэробику. Также существует базовая аэробика (без дополнительных снарядов и элементов), степ-аэробика (с использованием степ-платформы), фитбол-аэробика (аэробика на фитболах).



Вопрос 71
Ритмическая гимнастика
- традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;

разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;

элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;

танцевально-хореографические элементы.

Выполнение их в ритмической гимнастики имеет свои особенности:

каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся;
Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастики является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность ее - до 5 минут.

Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. И содержание и продолжительность основной части урока ритмической гимнастики довольно вариативны, зависят от типа урока и решаемых задач.

Заключительная часть направлена на успокоение и расслабление, содержит 2-4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитация. Продолжительность третьей части 2 - 5 минут.

Вопрос 72 Музык сопров-я
как одно из средств г Музык сопровожден явл своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его уме­лое использование требует знания основ музык грамоты.Содержание музыки передается совок-тью средств музы­к выразительности. К ним относятся: мелодия, темп, ди­намические оттенки, ритм и т д. При выполнении упр непре­менно учитывается направление мелодии. Умеренный темп используется для сопровождения большин­ства ору, вольных, акробатических, прикладных упр. Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполне­нии резких, коротких движений. Правильно подобранная мело­дия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями спо­собствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.


Подъем разгибом на перекладине.

Из размахивания в висе на крайней точке маха вперед, сги-баясь, поднести ноги йосками к перекладине; быстро разгибая ноги в тазобедренных суставах в направлении вперед вверх и на-жимая руками на перекладину, выйти в упор, посылая ноги даль-ше назад и вверх.

Прежде чем изучать подъем разгибом, нужно научиться делать размахивание, держать «угол» в висе, медленно (силой) или быстро поднимать ноги вверх до положения виса согнувшись и свободно подтягиваться на перекладине,

Подготовительные упражнения:

На низкой перекладине, толчок ног - вис согнувшись и
подъем разгибом (следить за наличием хотя бы незначительного
размахивания в висе согнувшись, без чего подъем не выйдет);

Подъем разгибом с разбега.(на низкой перекладине);


                  1. подъем разгибом после спада и вис согнувшись. Возможные ошибки при выполнении:

                  1. недостаточное развитие мышц бргошного пресса;

                  1. неверное направление разгиба (высоко или низко);

                  1. сгибание рук в момент нажима на перекладину. Помощь и страховка:
Подтолкнув одной рукой под бедро, другой под спину, помочь обучаемому выйти в упор.

Упражнение на брусьях - стойка на плечах.

Из седа ноги врозь, взявшись за жерди ближе к бедрам и на-клонясь вперед, передать тяжесть тела на руки; поставить плечн ближе к кистям, a локти развести в стороны; одновременйо на-чать поднимаиие таза и ног вверх, принимая положение стойки на плечах. Тело прогнуть в пояснице, голову наклонить назад, ступни ног с вытянутыми носками находятся на уровне головы.

Подготовительное упражнение:

Стоя на коленях на низких брусьях, сделать. наклон вперед, по-ставить плечи на жерди и затем толчком одной ноги принять по-ложение стойки; страхующий поддерживает обучаемого под спину.

Возможные ошибки при выполнении:


                  1. хват руками и плечи ставятся на жерди далеко от бедер;

                  1. не разведены локти в стороны;

                  1. голова наклонена, a тело не прогибается в поясиице;
- сильное сгибание в тазобедренном, коленном и голеностоп-
ном суставах.

Помощь и страховка:-

Поддерживать одной рукой под грудь, другой под спину, не позволяя обучаемому упасть (руки держать под жердями).

Соскок ноги врозь с концов брусьев.

На концах брусьев лицом кнаружи сделать размахивание.

Заканчивая мах назад, нужно немного согнуть (поднять сгшну) и вслед за этим широко развести ноги в стороны, одновре-менно поднять плечи вперед и сильно оттолкнуться руками от жердей брусьев. После толчка руки быстро развести в стороны вверх и прогнуться (рис. 18).

Подготовительные упражнения н a низких бру сь я х:


                  1. размахивание в упоре и разведение ног в стороны на махе сзади;

                  1. размахивание и соскок вперед ноги врозь с перемахом но-гой через одну жердь брусьев;

                  1. из упора лежа хватом за концы (или на коне, поставлен-ном в длину) соскок ноги врозь (научиться сильно отталкиваться руками и подавать плечи вперед).
145

Возможные ошибки при выпо л и е н п н:


                  1. при махе назад ноги недостаточно широко разведены, a тело прогнуто;

                  1. обучаемый не отталкивается руками от жердей (a бедрами сбивает кисти рук с концов жердей;

                  1. в полете после отталкивания руками не обозначается поло-жение прогнувшись, a перед приземлением- согнувшись.

Рис. 18. Соскок ноги врозь с концов брусьев

Помощь н страховка:

Стоя сбоку лицом к обучаемому, взять его за руку, a в момент толчка быстро отступить назад, не отпуская своих рук. На пер-вых стадиях изучения можно страховать и вдвоем, находясь с той и другой стороны брусьев. Если обучаемый делает соскок само-стоятельно, то нужно стоять впереди в готовности поддержать его в случае неудачного соскока.

Соскок боком из седа на одной жерди брусьев.

Из седа правым бедром на левой жерди с опорой правой ру-кой о правую жердь отвести левую ногу назад и левую руку в в сторону; одновременно перенести тяжесть тела на правую руку; затем резко послать левую ногу и левую руку вперед и оттолк-нуться правьш бедром от жерди; повернув тело направо, пере-нести его горизонтально через жерди; отпустив руку, встать спи-ной к брусьям.

Подготовительные упражнения:


                  1. сидя на одном бедре на коне, опереться одной рукой о тело коня и махом другой ноги и руки сделать соскок боком через коня;

                  1. из положения седа на левой жерди на низких брусьях ма-хом ног вперед перенести их через обе жерди и соскочить «уг-дом» вправо.
Бозможные ошибки при выполнении:

                  1. обучаемый не отталкивается бедром о жердь при соскоке;

                  1. после замаха рукой и ногой и отталкивания бедром тело обучаемого согнуто, он не успѳвает прогнуться, свести ноги при нахождении над брусьями.
146

Помощь и страховка:

Одной рукой держать обучаемого за руку, опирающуюся на жердь, a другой рукой подтолкнуть его под бедро и помочь пере-нести тело над жердями.

Прыжок ноги врозь через коня в длину.

С быстрого разбега (10-15 м) сильно оттолкнуться ногами, одновременно сделать взмах руками вверх вперед и в прогнутом положении пролететь над конем. В конце полета резко оттолк-нуться от дальней трети коня и развести прямые ноги в стороны.

Рис. 19. Прыжок ноги врозь через коня в длину

После толчка руки поднять вверх в стороны и прогнуться. Решаю-щие моменты в техиике этого прыжка - быстрый и уверенный разбег, сильный толчок ногами и резкий толчок руками (рис. 19). Подготовительные упражнения:


                  1. прыжок ноги врозь через козла с постепенным увеличением его высоты (цель - научиться резкому и овоевременному оттал-киванию руками от снаряда) ;

                  1. прыжок ноги врозь через козла с постепенным отодвига-нием мостика, т. е. удаление места толчка ногами (цель - на-учиться стремительному разбегу, сильному толчку ногами и сме-лому напрыгиванию на онаряд)*,

                  1. іпрыжок ноги врозь через коня, поставленного под углом; сначала толчок ногами делается около дальнего конца коня, за-тем мостик постепенно отодвигается, a конь ставится под все
W

более острый угол к направлснию разбега и так до тех nop, пока можно будет прыгать через всю длину коня.

Помощь и страховка:

При разучивании прыжка стоять сбоку y дальней трети коня. В момент толчка руками схватить обучаемого за руку (одной ру-кой y запястья, другой -y плеча) и, быстро отходя назад, по-мочь ему перепрыгнуть через коня.

При самостоятельном выполнении прыжка стоять сбоку впе-реди снаряда и быть готовым поддержать обучаемого в случае падения.

По такому же принципу сержанты применяют подготовитель-ные упражнения, помощь и страховку при обучении солдат гим-настическим упражнениям, включенным в программу обучения.

Преодоление препятствий и ускоренное передвижение

В боевой обстановке личному составу приходится преодоле-вать различные препятствия и заграждения.

Естественные препятствия и искусственные заграждения пре-одолеваются следующими способами:


                  1. неширокие ямы, воронки, траншеи - безопорными прыж-ками;

                  1. невысокие вертикальные препятствия-безопорными и опорными прыжками (с оігорой на одну руку, на руку и ногу, на обе руки);

                  1. высокие вертикальные препятствия - перелезанием;

                  1. препятствия с узкими проходами (пролом в стене, завал) - подлезанием, цролезаиием; .

                  1. глубокие и широкие препятствия (рвы, разрушенный мост) -передвижением по узким опорам (бревнам, балкам);

                  1. некоторые глубокие препятствия и высокие препятствия (фасад дома, забор) -в сочетании с прыжком в глубину (из по ложения стоя, сидя или из виса).
На учебных занятиях по преодолению препятствий изучается техника основных способов преодоления препятствий, приемов метания гранат и бега на короткие дистанции.

При проведении первых занятий один из взводов изучает спо-собы преодоления препятствий, другой - метание гранат на дальность и точность, третий - технику бега на короткие ди-станции.

Обучение и тренировка в преодолении препятствий проводятся сначала поочередно на отдельных препятствиях, причем сержант в хіѳде занятий исправляет ошибки каждого солдата. Затем при-меняется поточный метод преодоления нескольких препятствий, расположенных одно за другим.

Рассмотрим технику преодоленпя некоторых, наиболее часто встречающихся препятствий, a также технику метания гранат и бега.

При всех безопорных прыжках следует толчок производить более сильной ногой, a при полете и с приземлением подать руки вперед.

При прыжке с опорой на одну руку и одну ногу необходимо учить солдат, не задерживаясь над препятствием, быстро проно-сить другую ногу и, соскочив на нее (не меняя направления), про-должать движение.

Рис. 20. Перелезание «зацепом»

Для перелезания через забор «зацепом» нужно с разбега от-толкнуться одной ногой от земли и, опираясь другой согнутой но-гой о забор, ухватиться за его верхний край; подтянувшіись, по-виснуть на заборе, зацепившись подмышкой левой (правой) руки;

Рис. 21. Перелезание силой

правую (левую) ногу закинуть на край забора, левая (правая) нога согнута и прижата к забору; затем подтянуться на руках, выйти в упор и, переваливая тело «а другую сторонузабора, соско-чить любым способом. Оружие при перелезании должно быть за сциной (рнс. 20).

w

Для перелезания силой нужио так же, как и при перелеза-нии «зацепом», схватиться за край забора; затем подтянуться на руках, помогая при этом ногами, и выйти в упор; после этого, опи-раясь ладонью правой (левой) руки о забор с противоположной стороны (лежа на животе), перенести через него ноги и спрыгнуть на землю. Оружие - в положении «за спину» (рис. 21). Часть обу-чаемых допускает такую ошибку: ставят на забор почти прямую ногу и очень высоко, a отталкиваются от забора не вверх, a назад, что уменьшает силу толчка.

При передвижении по узкой опоре надо делать быстрые не-большие шаги на слегка согнутых в коленях ногах.

Необходимо помнить, что перед метанием гранат нужно про-вести специальную разминку - выполнение маховых, круговых и рывковых движений руками с воздействиеім на плечевые, локтевые и лучезапястные суставы. Перед разучиванием техники метания гранат сержант также должен показать способ держания авто-мата во время метания гранаты. Для этого ремень подтягивается, оружие держится выше прицельной планки автомата в свободно опущенной руке.

Метание гранат стоя с места является основным способом. По-этому к изучению других способов следует переходить лишь после отработки техники метания гранат стоя с места.

Разучивание способа целесообразно проводить иа веерном или фронтальном тренажере.

Обучение метанию гранат стоя с места проводится в раз-вернутом одношереиожном строю с интервалами в два-три шага.

Последовательность обучения может быть такюй: стоя на разве-денных и слегка согнутых ногах с гранатой в руке «а уровне плеча, по команде «Замах делай-раз» отеести руку вверх иазад на замах пальцами кверху, локтем вперед, прогнуться в пояснице. По команде «Бросок делай - два», сгибаясь в пояснице и вылрямляя ноги, обозначить бросок гранаты.

Метание гранат на дальность с разбега. Разбег может произ-водиться в три шага, a для достижеиия лучшего результата раз-бег должен быть более длипным. Ma первом шаге левой иогой руку с гранатой вынести вперед н вниз; на втором шаге (правой ногой) рука с гранатой продолжает движение по дуге вниз на-зад с одновременным поворотом корпуса вправо; на третьем шаге выставить левую ногу по направлению к цели на носок и, согнув правую ногу в колене, закончить поворот корпуса и замах рукой. Используя скорость, полученную от движения, и вкладывая в бросок последовательно силу ног, корпуса и рукн, метнуть гра-нату (рис. 22).

После усвоения тсхиики метания гранат с разбега без оружия

проводится обучение с оружием. Необходимо добиваться, чтобы в

течение одной тренировки каждый солдат произвел до 30 бросков

не в полную силу, обращая вшшание на технику метания, и 10-

15 бросков - на максимальный результат.

Метание гранат из траншеи проводится с оружінем в положе-нии «за спину» или с оружием, положенным на бруствер. Перед броском правая нога отставляется насколько возможно назад, тело прогибается в пояснице, a правая рука отводится вверх назад для замаха; резко выпрямляясь, опереться левой рукой о бруствер и бросить маховым движением руки вверх вперед гранату. Если траншея глубокая, надо поставить ноги в выемки или на выступы, выпрямляя стоящую ногу иа задней крутости (правую ногу), по-вернуть корпус в сторону метания и бросить гранату.

Рис. 22. Метание гранаты на дальность с разбега:

a - изготовка для метания гранаты; 6, в - замах для броска гранаты; г - бросок гра-

Бег на 100 м в военной форме одежды нз положения «лежа» можно подразделнть на четыре фазы: старт, стартовый разбег, бег на дистанции и финишироваиие.

По команде «На старт» соддаты выходят к месту старта и ло-жатся так, как это предусмотрено Строевым уставом по команде «Ложись»: ноги разведены в стороны, руки впереди, слегка со-гнуты в локтях, лежат свободно, без напряжения. По команде «Внимание» ноги сомкнуть, носки ног взять на себя так, чтобы носки сапог упирались в покрытие беговой дорожки, руки подтя-нуть до уровня груди, не вынося их за линию старта и опираясь ладонями о грунт, голову слегка приподнять. По команде «Марш» движением спины и таза вверх с одновременным толчком руками и ногами пост.авить правую (левую) ногу вперед и быстро начать бег. Отрывать" грудь и живот от земли до команды «Марш» не разрешается.

При обучении бегу со старта из положения «лежа» первооче-редное внимание должно уделяться разучиваиию техники старта. С этой целыо в содержание каждого занятия включать многократ-ные старты из положения «лежа» с последующим пробеганием отрезка дистанции 25-35 м в быстром темпе.

Бег с высоким подннманием бедра;


                  1. бег с забрасыванкем голени назад;

                  1. «семенящий» бег с небольшим подниМанием беДра и быст-рым опусканием и выпрямлением ног.
Бег на 100 м заканчиваетсявтотмомент, когда бегун касается туловищем воображаемой горизонтальной плоскости (ленточки), проходящей через линию финиша. Чтобы быстрее пересечь линию финиша, надо на последнем шаге перед финишѳм сделать резкий наклон грудью вперед, отбрасывая руки назад. Финишный бросок ускоряет момент касания финишной ленточки.

Техника подъема разгибом. Мах вперед и посыл ногами,выпоняются размахиваия на махе вперед ноги подносятся к грифу,поднесение заканчивается на махе назад. Затем происходит основное разгибание,ноги выносятся вперед вверх при этом руки прямые и таз прижимается к жерди,за счет надавливания прямыми руками на жердь и движения ног после выноса назад происходит выход в упор.движение ног назад помогает поднять плечи.

Последоват-ть обучения:размахивания изгибами на махе вперед поднесение ног к перекладине и выведение их вперд вверх; на гмн-й стенке из положение стоя опускание через прямые руки и ноги в и за счет надавливания рук подъем обратно; выполнение упр с помощью,выполнение самостоятельно. Страховка и помощ,стоя с боку одна рука под бедро другая под поясницу.

Ошибки: не достаточное подведение ног к жерди и выбрасывание ног излишне вверх, бросание ног после поднесения, нет прижатия таза,сгибание рук.

Подъем разгибом из упора на руках: махом вперед гимнаст должен поднять тело как можно выше,затем следует разгибание в тазобедр-х суставах до положенияупора на руках согнувшись. Далее разогнуться,посылая ноги вперед-вверх,останавливая движения ног,надавить прямыми руками на жерди и перейти в упор,завершить мах назад. Послед-ть обучения: из стойки на лопатках с опорой руками о пол переход в положение лежа на спине согнувшись с послед-м переходом в сед; из упора на руках согнувшись подъем разгибом в упор ноги врозь с помощью и самостоятельно, выполнение упр с помощью и самостоятельно. Страховка и помощь: стоя с боку,одной рукой поддерживая под лопатки,другой под таз.

66.Размахивания изгибами на перекладине.

Техника выполнения. из виса,плечи опущены,поднять ноги сгибаясь в тазобедоенном суствае,не сгибая рук. Затем опуская ноги и разгибаясь в тазобедренном суставе происходит мах назад.во время маха назад активно и жестко работает поясница и плечевые суставы. На махе назад необходимо оттянуть плечи. Размах-я должны быть аплитудными.

Методика обучения.

1.имитация движений размахивания стоя на полу.

2.из виса на перекладине выполнять размахивания с небольшой амплитудоу с помощью учителя.

3.выполнение самостоятельно

Страховка и помощь осуществляется с боку от учащегося,одна рука между лопаток другая на бедрах.

Основные ошибки: сгибание рук,раскоординированность в движениях, на отведении ног назад закрепощены плечи и не отводятся назад, расслаблена поясница.

57.Особенности занятий с женщинами.

В зрелом возрасте 29-34 года основными задачами являются: развитие и совершенст-е физ.качеств(силы мыщц живота спины,мышц окружающих тазобедренный сустав)гибкость(позвоночника тазобедренных суставов)пластичность,выносливость,быстроту; повышение и укрепление эмоциональной устойчивости; вспитание настойчивости,смелости,решительности,активности; содействие гармоничному развитию органов и функций; формирование осанки.сохранение или формирования гармоничного телосложения;снятия стресса. Средствами являются: ОРУ во всех проявлениях,с повышенной интенсивностью, упр худ.гимнастики, ритмической гим-ки, стрейчинг,йога,фитнес,аэробика,каланетика. Необходимо дозирывать нагрузку и следить за пульсом. Максимальная частота пульса вычисляется 220-возраст,но всегда работать на этом пульсе нельзя. В первый период тренировок пульс должен быть 40-60% от максимума.В возрасте 35-55 лет основная задача занятий это сохранение здоровье и работоспособности,противостоять процессам старения.

41.характ-ка образовательно-развивающих видов гим. Эта группа гим-ки включает:основную,атлетическую,женскую,проффесионально прикладную,спортивно-прикладную и военно-прикладную. Основная гимнастика располагает большими возможностями для решения оздоровительных, образовательных и воспитатель­ных задач. Задачи:формирование гармонического физического и духовного развития личности,формирование необходимых умений и навыков,увеличение арсенала знаний,развитие физич. И нравственных качест. Средсва: ОРУ в парах, с предметами и без,с различной интенсивностью, акробатические элементы, прыжки, упр в висах и упорах. Основная гимнастика включена в систему образования школьных и дошкольных учреждений.

Женская гимнастика учитывает особенности организма и пси­хологического склада женщин. В за­нятия включаются все виды ОРУ: вольные упр без предметов и с предметами, упр на гимн-й стенке, скамейке и др. В занятиях с женщинами большое место занимают упр художествен­ной гим-ки,элементы бальных и народных танцев

Музыкальному сопровождению занятий уделяется особое внима­ние. С помощью этих упр развиваются координация дви­жений, гибкость, грациозность, красота движений, формируется правильная и осанка, укрепляется здоровье, повышается физическая и умственная работо-ть.Гимнастика с профессиональной направленностью объединяет упражнения и методические приемы, с помощью которых можно своевременно, до начала профессионального обучения, повышать функциональные возможности организма, и те качества которые нужны при избранном виде профессии.комплексы упр состав-ся в зависимости от вида профессии. Основные средства:ОРУ, разновидности хотьбы и бега, элементы акробатики.Атлетическая гимнастика - средство и метод раз­вития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функци­ональных возможностей организма; приобщения подростков и юно­шей к систематическим занятиям физическими упр; формирования зож; подготовки юношей к труду, а де­вушек к детородной функции и материнству.

Спортивно-прикладная гимнастика направлена на общую и специальную физическую подготовку спортсмена, развитие у него физических качеств, совершенствование отдельных движений, которые входят в изучаемые им спортивные двигательные действия. Содержание спортивно-прикладной гимнастики конкретизируется в зависимости от вида спорта, в котором данный спортсмен совершенствуется.

51.состав судейской коллегии. В суд-ю коллегию входят:главный судья, старшие судьи,секритари,судьи при участнмках,судьи-информаторы,просмотровая комиссия,врач, хронометрист,судьи на виде.

Главный судья- проверяет готовность всей техн-й документации,оборудования,инвентаря,устанавливает время жеребьевки,опробования снарядов,составляет график проведения соревнований. Назначает судей поотдельным видам,снять участника,отменить соревнования.

Заместители глав.суд.- 1 организация соревнов-й и материально тех-е обеспечение;2- руководсво судейскими бригадами. Главный секритарь и секритариат. Гл.секретарь проверяет заявки,подг-ет протоколы,формирует состав секритариата,готовит отчет о соревнованиях. Старший судья руков-т работой судейс-й бригады на виде,следит за порядком на виде,вызывает участников,оценивает упражнение, ведет рабочий протокол, выводит оценку,не допускает к сорев-м участников и трениров одетых не по форме.

Судьи при участниках выстраивают участников перед выходом,руководит передвиж-м участ-в,следит за дисциплиной. Судьи на линии в вольных упр располаг-ся на противопол-х углах одной диагонали и фиксируют заступ спортсмена линии. Судьи на виде оценивают выполнение упр,

Подъем разгибом, «всклопка» - символ снарядовой гимнастики, ее родовое понятие. Кажется, нет элемента понятнее и проще. Но и в этом движении, если разобраться, много занятного и поучительного.

Как делается обычный подъем разгибом знают даже дети. Но все ли понимают почему именно так это движение делается и на дей­ствии каких механизмов оно основано?

Автор этих строк выполнил в свое время «для пробы», чтобы «об­катать» методику анализа движений, биомеханическое описание подъема, типа показанного на рис. 49, и не уложился в печатный лист текста (т. е. в 25 страниц стандартной машинописи), не сумев охва­тить при этом многого, что было достойно внимания.

Самое интересное в этом хрестоматийном движении - его меха­низм. Точнее говоря, механизмы, поскольку элемент, носящий на­звание «подъем разгибом», может исполняться на разной техничес­кой основе, и не обязательно так, как показано на рис. 49.

Вспомним, к примеру подъем разгибом «с места», на брусьях или кольцах. За счет чего гимнаст, не имевший до того никакого враще­ния, начинает переворачиваться вперед и подниматься? Ответ извес-

ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

тен. Это происходит прежде всего благодаря механизму отталкива­ния, так как никакого другого способа привести тело в движение в этом случае просто нет. Опираясь о снаряд, гимнаст (после подгото­вительного сгибания), ускоренно посылает ноги вперед-вверх, а за­тем, притормаживая их и передавая импульс на туловище и руки, выходит в упор. Но это лишь один из эффектов.

Вот совершенно другое, более современное движение, по тради­ции тоже именуемое «подъемом разгибом» (рис. 52на с. 140), но кото­рое.. . не имеет в своем составе практически никакого разгибания в тазобедренных суставах. Получив мах в висе или даже делая спад из стойки (к.к. 1-3), гимнаст с началом маха назад (не раньше!) подно­сит прямоетсло к опоре (к.к. 3-5) и, удерживаясь около нее, с враще­нием вперед выходит в упор (к.к. 5-9). Здесь действует уже совсем другой механизм, который также широко используется в маховых гимнастических упражнениях. Это, в сущности, традиционный ме­ханизм всехмахово-оборотовых движений, включающий в себя эф­фекты уменьшения плеча силы тяжести при подъеме, и действия Ко-риолисовой силы инерции (5), благодаря которой ускоряется полу­ченное вращение тела, если его массы приближаются к оси вращения.^

Теперь вернемся к обычному подъему (рис. 49). В нем сочетается действие обоих названных механизмов, так как движение делается на фоне ранее приобретенного маха, а разгибание тела с последую­щим притормаживанием ног (к.к. 2-5) дает одновременно эффекты, связанные и с передачей импульса от ног к туловищу, и с уменьшени­ем плеча силы тяжести относительно опоры, и с приближением масс тела к оси вращения на фоне ранее полученного вращения.

Однако, и этот подъем не всегда делается одинаково. Меняя ис­ходный мах по силе, можно и должно делать подъем разгибом по-разному.

При малом исходном вращении (то есть когда второй механизм неэффективен) ноги подносятся к опоре голенями, чтобы разгиба­ние дало более весомый вклад в подъем (рис. 50-а). Так, гимнаст, на­мотавший на гриф лонжу и не имеющий возможности воспользо­ваться свободным подъемом из виса, даже здесь делает подъем разги­бом «с места»: подносит стопы к грифу, резко разгибается и выходит в упор.

При увеличении маха ноги приближаются к грифу коленями (б). А уж если мах явно силен, то просто приходится прибегать к движе­нию с прямым телом, так как иначе гимнаста сносит в вис центро­бежной силой инерции, с которой в этом случае справиться труд­но (в).


Таким образом, в зависимости от исходных условий меняются не только количественные признаки техники подъема, но, фактически, меняются и механизмы, благодаря которым движение выполняется. Можно было бы сказать в заключение так: подъемы разгибом «с мес­та» это движения отталкиванием, аодноименные подъемы на махе - симбиоз отталкивания и оборота, причем, чем больше исходный мах, тем сильнее выражено сходство подъема с оборотом. Впрочем, это тема нашего следующего сюжета.



mob_info